Роль учреждений дополнительного образования в приобщении детей подростков к народному творчеству. Элементы народного творчества как средство воспитания целостной личности ребенка

воспитание образование учащийся

Истоки народного художественного творчества уходят в глубину веков. В период формирования высших чувств у человека проявляются попытки выразить себя и окружающее в художественной форме. Сегодня на территории нашей страны обнаружено большое количество образцов народного творчества. Народное творчество самым тесным образом, естественно, связывалось с социальной, трудовой и бытовой практической деятельностью.

На всем протяжении истории человечества искусство являлось специфической формой деятельного освоения мира.

Время сохранило совершеннейшие памятники народного художественного творчества, содержание которых гармонически сочетается с красотой формы, а выражаемые идеи относятся к самым гуманистическим, общечеловеческим идеалам и представлениям о жизни, труде, любви, свободе, счастье. Народное художественное творчество донесло до нас чаяния и радости, тревоги и горе простых людей, тех, чьим трудом создавалась «вторая природа», возводились города, выращивался хлеб и т.д.

Народное творчество вбирало в себя самые гуманистические устремления и идеалы. Оно поднимало и развивало самосознание, выступало одной из самых демократических форм нравственного и эстетического обогащения народа. Народное художественное творчество наследовало и передавало от поколения к поколению, от эпохи к эпохе социально-культурный опыт и знания, нормы нравственности и поведения.

В народном творчестве заключался и огромный социально-воспитательный потенциал. Его существование определялось выполнением различных функций, в том числе и нравственно-воспитательных. Человек рассматривал художественное творчество, как хранилище педагогического опыта, вобравшего наиболее ценные идеалы и представления.

Педагогическая, воспитательная миссия, выполняемая народным творчеством, реализовывалась специфическими путями и методами. Передача педагогической информации осуществлялась в художественно-обобщенной идеализированной форме и как коллективное назидание. Рассматривая воспитательную роль современной художественной самодеятельности, важно представлять, как на протяжении тысячелетий

Важной характерной чертой существования народного творчества была его естественная подчиненность решению главнейших задач, стоящих перед человеком. В концентрированном виде эти задачи, так или иначе, были связаны с его формированием, воспитанием определенных качеств, передачей опыта и культуры. Творчество помогало решению трудовых и социальных задач, лучшей организации повседневной жизни, одухотворяло деятельность, придавало ей высокий эмоционально-нравственный настрой.

Народное творчество стало подлинной сокровищницей педагогической мудрости. Благодаря ней народ сохранял свою культуру, свои нравственные устои, накапливал, социальный опыт. Народное творчество выражало здоровую народную дидактику, народную философию, смысл жизни. Воспитательное влияние осуществлялось благодаря тем нравственно-этическим, морализирующим сентенциям и требованиям, которые в художественно-образной форме отражались в народном творчестве. Народное творчество воспитывало примером, показом того, что, как, когда нужно делать. В этом заключалась его огромная нравственно направляющая сила.

Народное творчество имело самую тесную связь с конкретными видами практики человека. Не случайно каждое значительное событие в жизни людей находило своеобразный отклик в народном творчестве, имелись, например, песни трудовые, свадебные, венчальные, хороводные. Такие произведения были весьма эффективны для сохранения и передачи традиций, закрепления накопленного опыта.

Народное творчество изначально концентрировало в себе крупицы коллективного опыта, коллективной мудрости. Опыт и мудрость выступали в данном случае как нравственно-коллективная сила, требующая следовать ей как общественной норме.

Так, например, педагогической особенностью фольклора является коллективность исполнения, втягивание в игрище, в действие большого количества людей, часто всех окружающих. Нередко публика принимала самое активное участие в исполнении, отвечала на реплики персонажей, исполняла по ходу песни, некоторая часть зрителей непосредственно вела игру. Примерно такая же картина наблюдалась и при выступлении любителей, а затем на первых порах - самодеятельных исполнителей. Каждый из зала мог выйти на сцену и по желанию исполнить песню, танец, сыграть на музыкальном инструменте.

Естественно, что вовлечение в «действо» имело огромное организующее влияние на личность. Человек, овладевая художественно-исполнительскими приемами, одновременно овладевал нравственным, духовным, воспитательным опытом и тут же проявлял свое отношение к нему.

Существующие в народе обобщенные социальные идеалы, отражаясь в художественном творчестве, в свою очередь претерпевали трансформацию, включали накопленный социальный и духовный опыт.

Смена исторических формаций также не могла не влиять на всю духовную, культурную жизнь народа. Происходили изменения, порой весьма значительные, в формах народного творчества, его социальной направленности и содержании, характере отражения действительности.

В нашем обществе сейчас нет такой системы эстетического воспитания, какая была в XIX - начале XX в. в крестьянской среде. Нет системы, которая влияла бы средствами искусства, как на формирование (в раннем возрасте), так и на развитие (в других возрастных группах) нравственных критериев и духовности человека в целом.

В настоящее время приобщение населения к народным художественным традициям и использование этих традиций в нравственном воспитании представляется достаточно сложным. Отыскивая пути воспитания современника, следует обращаться к реалиям современного народно-художественного творчества и возможностей выбора той или иной модели индивидуального жизненного уклада в рамках комплекса стереотипов жизни общества.

Большую роль в формировании личности играет предметная среда, наличие в ней художественных памятников, разнообразной архитектуры, в том числе садово-парковой, предметов искусства и утилитарно-декоративных художественных изделий. При этом огромную роль играет отношение к художественным ценностям и в целом - к предметному миру. Особую роль и начинает играть в этом направлении восстановление храмов и монастырей.

Процесс приобщения детей и подростков к народному искусству, к традициям народной художественной культуры в целом протекает в школе, дошкольных, внешкольных учреждениях (клубах, детских домах творчества), а завершается в средних и высших учебных заведениях.

Чрезвычайно важно продумать систему мер, развивающих психологические установки приятия народной художественной культуры. Главной целью приобщения населения к народно-художественной культуре должно быть проникновение нравственно-эстетических начал народной художественной культуры в быт и главное - в сознание, в психологию. В связи с этим выделяют два направления:

1. Преследуют цель «обучения» - снабжение личности знаниями по народному творчеству (его видам, центрам, системам нравственно-эстетических ценностей, мастерам творчества, а также и по теоретическим вопросам судеб художественной культуры, перспектив ее развития).

2. Второе направление ставит цель не столько «обучить», сколько «приучить», т.е. помочь далее развить эстетическую потребность общения с народной художественной культурой.

Потребность же эта развивается и вырабатывается в процессе воздействия народного творчества на эстетическое восприятие. Следовательно, необходимо предусмотреть самые разные формы общения личности с произведениями народного творчества. Вся система должна быть рассчитана как на интеллектуальное, так и на эмоциональное воздействие, ведь оно - в природе искусства.

Система должна быть построена таким образом, чтобы овладение художественными традициями могло осуществляться на трех уровнях: восприятия, воспроизведения и творчества. Нужно каждому человеку дать возможность, приобщившись к народному творчеству в формах восприятия, перейти затем в коллективы, где систематически происходит овладение народным творчеством на уровне воспроизведения, а затем - это особенно важно для творчески одаренных личностей - к формам индивидуальной работы на уровне творчества в сфере народной культуры.

2.3. ЭЛЕМЕНТЫ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка. Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя зону ближайшего развития. Педагог должен знать, что дети раннего развития имеют неповторимые особенности в общем развитии и учитывать это при организации и методики ознакомления с русским фольклором. На начальном этапе знакомства с устным народным творчеством наиболее приемлемы игровые формы занятий. Педагог должен знать уровень развития своих воспитанников и преподносить произведения адекватно этому уровню, не занижая возможности детского восприятия.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни пребывания в школе. В период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, маме, не всегда может общаться с другими детьми, взрослыми. Педагог может подобрать, выразительно рассказать потешку, которая поможет установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще мало знакомому человеку – учителю. Учитывая, что многие народные произведения позволяют ставить любое имя, не изменяя содержание, желательно в адаптационный период использовать такие потешки.

Употребление пословиц, поговорок, тех или иных образных выражений естественно в языке взрослых; сказанные учителем при тех или иных обстоятельствах жизни ребенка, они будут выполнять свою роль. Народные выражения живы только тогда, когда употреблены к месту и времени.

От детей ни в коем случае нельзя требовать, чтобы они пользовались этими выражениями или, еще хуже, заучивали их. Мы должны быть довольны тем, что ребенок улавливает связь пословицы со своим действием: «поспешишь – людей насмешишь» - назидание. Если в языке детей промелькнет изредка поговорка, образное выражение, то это будет большой наградой учителю за его труды, но специально вызывать ребенка на это не следует.

Колыбельные песни.

Устное народное творчество заключает в себе большие поэтические ценности. Например, колыбельные песни – непременный элемент традиционного быта русского народа. Колыбельную песню напевала ребенку мать или бабушка, мерно покачивая люльку. Колыбельная не только усыпляла младенца, но и воспитывала. Она рассказывает ребенку о мире и прежде всего о животных: зверюшках и птицах, которых так любят маленькие дети, о близких ему людях. Примечательно то, что практически все члены семьи, представленные в колыбельных песнях, показаны в труде: «отец ушел за рыбою», «мать ушла пеленки мыть», «бабушка коров доить», «дедушка дрова рубить» и т.д.

Будущее ребенка тоже представляется в труде:

Когда будешь ты большой,

Будешь рыбку удить,

Да таперку ловить,

Будешь лес рубить –

Мамку с тятькой кормить.

Совсем маленького ребенка мать уже готовила к трудовой жизни, пела ему колыбельные песни о сыновней заботе, доброте.

Припевки, приговорки

Припевками, приговорками издавна пользуются в воспитании детей, особенно самых маленьких, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить.

Такие процессы в жизни маленького ребенка, как одевание, купание и т.д. требуют сопровождения словом, и здесь устное народное творчество незаменимо

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Девочке расчесывают волосы и заплетают косу, не каждая это любит. На это есть воспитательный стишок

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса!

Все волосинки в ряд,

Расти коса не путайся,

Маму, дочка, слушайся!

Ребенок ушибся, упал, он показывает больное место, плачет. Взрослый очертит это место своей рукой и приговорить несколько раз

У кошки боли,

У собаки боли,

У Оли – не боли,

У Оли заживи.

Ласково звучащий приговор сопровождался поглаживанием, упоминание знакомых ребенку животных отвлекает внимание от боли, успокаивает его, поднимает настроение.

Можно учить детей приговаривать этим стишки самим себе. Или таким образом «лечить» плачущего товарища, сестру, брата. Это развивает в детях чувство сострадания, действенно отношение ко всему. Не обязательно бежать и жаловаться взрослому, можно помочь себе самому.

Ребенок расплакался – эмоциональное напряжение снимает стишок:

Уж ты, Катенька, не плачь,

Я куплю тебе калач,

На шею повешу,

А потом утешу.

Стишками-потешками забавляют, потешают ребенка, когда держат его на руках. Некоторые потешки связаны с игрой. Ребенок играет всегда с удовольствием, легко включается в игру. Играя с ребенком, делают гимнастику и воспитывают его. Постепенно он выучивает стишки-потешки, сопровождающие игру, и сам произносит некоторые слова, отвечает на вопросы.

Речевое начало этих игр настолько ярко, что их можно назвать, без преувеличения, первым опытом приобщения к культуре своего народа. Сюда же можно отнести классические «ладушки-ладушки», «сорока-белобока», пальчик-мальчик» и многие другие. Так же потешки развивают не только речь ребенка, но чувство ритма.

Заклички

Как только ребенок немного подрос, стал свободно говорить, он сам, без подсказки уже начинает пользоваться народными поэтическими произведениями. Связные повествовательные тексты, например, сказки, ему еще не под силу, он может их слушать, но еще не в состоянии пересказать. А вот простые стишки, складные приговорки он легко запоминает и может применить при случае.

Таковы заклички-обращения к природе, животным с просьбой или требованием. Когда-то давно заклички были магическими формулами, своего рода заговорами, которыми древний земледелец закликал солнце, дождь и другие силы природы, чтобы дать земле тепло и влагу. Позже заклички стали детскими игровыми стихами. Дети фантазеры и выдумщики, чуткие к слову, дополняют старинные заклятия новыми строками и получаются стишки, наивные с точки зрения взрослого, но выражающие детский взгляд на мир.

Заклички дают возможность ребенку в поэтической форме выразить свое эмоциональное отношение к природе:

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи.

Дам тебе каравай –

Весь день поливай!

Но приходит время и на сцену выходят новые, уже более сложные формы народного творчества.

Пословицы и поговорки

Приобщение ребенка к народной культуре немыслимо без знакомства с народными пословицами и поговорками. К.Д. Ушинский справедливо отмечал, что пословицы имеют большое значение при первоначальном обучении родному языку. Первые пословицы ребенок слышит в речи взрослых, при этом с самого начала для него раскрывается, прежде всего смысл пословицы, как общепринятого поучения. Смысл этот тем понятнее, что он выражен наглядно, с бесспорной очевидностью: «Не поклонясь до земли и грибка не поднимешь», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Береги нос в большой мороз».

Пословичные суждения воспринимаются ребенком в прямом значении, но их обобщающий характер в какой-то мере, доступен его пониманию: «…и грибка не поднять, если не нагнешься». Общая мысль, стоящая за этим суждением, может быть понята им как выражение необходимости труда при любом занятии, любом деле. Более общий переносной смысл пословиц ребенку становится понятен лишь с возрастом.

Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: «Нет друга – ищи, а нашел – береги», «Не спеши языком – торопись делом», «Кончил дело – гуляй смело», «При солнышке – тепло, при матери – добро». В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое значение пословиц. Пословица тем легче ложится в память, что искусная тонкая работа народа облекла наставительную мысль в краткую ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части.

Народные поговорки – это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. Поговорка не просто определяет явление, а дает ему выразительную эмоциональную оценку. Детская речь по своей природе очень эмоциональна, поэтому она легко сближается с народными поговорными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд и учитель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка. Поэтому правильнее всего будет употребление пословицы или поговорки в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие ее факты, обстоятельства – тогда скрытый в пословице смысл становится для ребенка ясен: «Вот поспешил рисовать, и плохо вышло», («поспешишь – людей насмешишь»).

Гениальными произведениями русского народного творчества являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики. Исчерпывающую оценку им дал К.Д. Ушинский: «Это – первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа. Народная сказка читается детьми легко уже именно потому, что во всех детских сказка беспрестанно повторяются один и те же слова и обороты. Из этих повторений, удовлетворяющих, как нельзя более, педагогическому значению рассказа слагается нечто целое, стройное, легко обозримое, полное движения, жизни и интереса». (47; с.157)

Сказки прочно вошли в детский быт. По своему содержанию сказка, особенно народная, вполне доступна маленькому ребенку, близка его мышлению, представлению. С ней ребенок встречается начиная с раннего возраста, слушая сказки, рассказываемые мамой или бабушкой, испытывает те или иные чувства, переживания. Нет, вероятно, ребенка, который без замирания сердца воспринимал бы сказку. Как правило, дети радуются удачам героя, ненавидят то плохое, с чем герой сталкивается. Сказка, часто обладает преимуществом над другими воспитательными приемами.

В русской народной сказке заключено богатое содержание и в отношении насыщенности художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами и другими), например, красна девица, конь – волчья сыть, травяной мешок; которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию ее образности, ее обогащению, но и развитию творчества; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей. В.П. Аникин указывал, что: «…сказки, своего рода, нравственный кодекс народа, их героика – это хоть и воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Выдумка сказочника вышла из промыслов о торжестве сил жизни, труда и честности над бездельем и низостью». (57; с.65)

Сказка вводит ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства и заставляет пережить вместе с героями такие чувства, которые оказывают влияние на всю его последующую жизнь. Ребенок с самого начала сказки встает на позицию положительного героя, вместе с ним решает поставленные задачи. Все это возбуждает творческую активность ребенка, заставляет делать выводы, которые недоступны для него в других обстоятельствах. За счет того, что ребенок входит внутрь изображаемых обстоятельств, мысленно принимает участие в действиях героев, переживает их радости и печали, у него формируется чувство меры, чувство той грани, «которую не должно переходить воображение в искусстве, и вместе с тем у него начинает складываться реалистические критерии эстетических оценок». (35; с.15)

Сказка, по мнению М. Забылина «выполняет важнейшую роль в развитии воображения – способности, без которой невозможна ни умственная деятельность ребенка в период школьного обучения, ни любая творческая деятельность взрослого». (28; с.81)

Все это указывает на большие возможности сказки, в нравственно-эстетическом воспитании детей.

Сказка, являясь произведением народного искусства, несет в себе богатый духовный заряд. Подчеркивая эту потенциальную возможность сказки, известный исследователь Капица Ф.С. пишет: «Сказка есть уже искусство: ибо она укрывает и являет за словами целый мир образов, а за образами она разумеет художественно и символически глубоко духовные состояния». (29; с.38)

При правильном подборе сказок, с учетом возрастных особенностей, идейно-художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки могут оказывать огромное воспитательное воздействие на ребенка.

Сказка сохраняет в своих недрах следы древнейшего язычества, древних обычаев и обрядов. Изучение атрибутов, то есть совокупности всех внешних качеств персонажей, придающих сказке ее яркость, красоту и обаяние, дает возможность научного толкования сказки. С исторической точки зрения это означает, что волшебная сказка в своих морфологических основах представляет собой миф. «Наша деятельность в значительной мере относится к сфере риторики творчества, под которой видится непреодолимая сила воображения, запечатленная в словах, в искусстве говорить и слушать, писать и читать, как реализации вымыслов в сфере творчества, которая означает созидание с помощью воображения, обличенного в словесную форму» (10; с. 45).

Существует много теорий, рассматривающих динамику творческого процесса игры и воображения у детей.

Воображение является необходимым условием почти всякой умственной деятельности человека, выполняет важную функцию в поведении и развитии человека, становится средством расширения опыта человека.

Воображение является сложным по своему составу процессом. «То, что мы называем творчеством, есть обычный только катастрофический акт родов, явившейся в результате очень долгого внутреннего вынашивания и развития плода», - утверждает Л.С. Выготский. В самом начале процесса всегда стоят внешние и внутренние восприятия. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого в последствии будет строится его фантазия. Данные в действительности впечатления видоизменяются, увеличивая или уменьшая свои естественные размеры. Страсть детей к преувеличению имеет очень глубокие внутренние основания. Эти основания заключаются большей частью в том влиянии, которое оказывает ваше внутреннее чувство на внешние впечатления. Дети преувеличивают потому, что хотят видеть вещи в преувеличенном виде, потому что это соответствует их потребности, их внутреннему состоянию. Страсть детей к преувеличению прекрасно запечатлевается в сказочных образах.

Полный круг деятельности творческого воображения завершается, когда воображение воплощается, или кристаллизуется во внешних образах. Протекание этих процессов зависит от нескольких факторов.

Важнейшим фактором, как отмечает Л.С. Выготский, является потребность человека в приспособлении к окружающей среде: «В основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления и желания». (13; с.23)

Таким образом, деятельность воображения зависит от опыта, от потребностей и интересов, в которых эти потребности выражаются. Зависит оно также и от традиций, то есть от тех образцов творчества, которые влияют на человека, от окружающей среды. Воображение дает простор творческим способностям ребенка. Оно является для него как источником веселья, так и отражением его внутренней жизни: загнанных стразов, невысказанных желаний и нерешенных проблем. Кроме того, детские фантазии – это один из способов научиться как вести себя в реальном мире, происходящий в процессе проигрывания ролей.

Если мы рассмотрим классические сказки, из которых соткано детство ребенка, с точки зрения их терапевтического воздействия, то заметим ряд общих черт:

· Они воплощают в метафорической форме конфликт главного героя;

· Воплощают подсознательные процессы в образах друзей и помощников;

· Создают в образной форме аналогичные обучающие ситуации, где герой побеждает;

· Представляют метафорический кризис в контексте его обязательного разрешения, когда герой преодолевает все препятствия и побеждает;

· Дают герою осознать себя в новом качестве в результате одержанных побед;

· Завершаются торжеством, на котором все отдают должное особым заслугам героя.

Для изучения сказки важен вопрос, что делают сказочные персонажи, а вопрос кто делает и как делает – это вопросы уже только последующего изучения. Функции действующих лиц представляют собой основные части сказки. Под функцией понимается поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия.

В основе сказки всегда лежит метафора. Метафора – это вид символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения и передачи информации.

В литературных, поэтических образах, произведениях сказочников используется метафора, чтобы выразить определенную мысль в непрямой и от этого, как ни парадоксально, наиболее впечатляющей форме. Эту силу воздействия метафоры чувствуют все родители, дедушки и бабушки. Увидев погрустневшее личико ребенка, они спешат утешить его, рассказав какую-нибудь историю, с которой ребенок может интуитивно соотнести и себя.

«Сказка – ложь, да в ней намек…» - На что?

На этот вопрос невозможно ответить, оставаясь в рамках национального мышления взрослого.

Но все мы видим, как воспринимают волшебную сказку дети: молча и заворожено, не обсуждая и не критикуя. За сказочными образами стоят символы коллективного бессознательного. Эти же символы встречаются в мифах, религиях, иногда во снах.

Символы, пришедшие из глубины веков ребенку ближе и понятнее, чем взрослому. «Этот первоначальный разум» также присутствует и действует у ребенка, как эволюционные стадии человека, присутствуют в теле его эмбриона» (57; с.13). Многолетняя привычка к логическому мышлению уводит взрослого из мира символов. Это главная причина в различии восприятия народных сказок взрослым и ребенком.

Кроме того взрослый, за всю свою жизнь создал много своих индивидуальных символов, и они чаще встречаются в его бессознательном языке, чем символы коллективного бессознательного.

Таким образом, сказка для ребенка, как сновидения для взрослого, - мост между сознанием и бессознательным и помогает ему строить свое «Я», свою сознательную часть в гармонии с бессознательным.

Хаотические, не поддающиеся рациональному выражению чувства, сказка преобразует в стройные метафоры. Например, чувства маленького мальчика к своему отцу. Это любовь, когда отец с ним ласков; ненависть, когда отец на него сердится; ревность, когда мама обнимает отца.

Осознание своих негативных чувств – первый шаг к управлению ими. Второй шаг – проигрывание их, и здесь тоже может помочь сказка. Игра в сказочного героя или злодея и есть управление своей агрессией. Кроме того, игра в злодея, то есть возможность быть плохим «понарошку», а потом снова стать хорошим, показывает ребенку, что после того, как он совершит ошибку или поступит дурно, он снова может стать хорошим, что он не останется плохим навсегда.

Необходимо обратить внимание на следующий момент. Когда ребенок, слушая, повторяя или выдумывая рассказы и сказки, дает волю своим чувствам, изливает дозу природной агрессивности. Некоторые рассказы вызывают у него страх, но этот страх замешанный на удовольствии и возбуждении. Неправильно полагать, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив, желание эпизодически вспоминать мрачные и будоражащие воображение ситуации – признак хорошего психологического здоровья.

Сказка близка ребенку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира. Ему еще не понятна логика взрослых рассуждений. А сказка и не учит напрямую. В ней есть только волшебные образы, которыми ребенок наслаждается, определяя свои симпатии.

Сказки помогают ребенку уйти от скуки обыденной жизни, почувствовать неизведанное, пережить эмоциональную встряску, поэтому дети так любят фантазировать и сочинять свои истории «Как я спасал мир».

В отличие от взрослого, ребенок не умеет еще управлять ни своим воображением, ни своими эмоциями, слаба у него и критика к проявлениям того и другого. Бедность воображения взрослых связана с излишним закреплением привычных связей, с их стереотипностью. Деятельность воображения в детстве все-таки интенсивнее, и место воображения в психической жизни ребенка значительнее, чем в жизни взрослого.

С этим особым значением воображения для жизни ребенка связана всем известная тяга детей ко всему фантастическому, любовь к сказкам и невероятным историям. Ребенок стихийно тянется к тому, что может дать новые приемы фантазирования, что помогает легче различить, что «по правде», а что «понарошку», легче установить границу между выдумкой и действительностью.

Центров, лидеров художественной самодеятельности и поддержки администрации. Исследование показало, что художественная самодеятельность может выступить фактором приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям при опоре на такие организационно-педагогические условия, как учет интересов, потребностей и возможностей членов коллектива; приближение художественной...

По приобщению детей к национальным традициям. Данные, полученные по завершению внедрения педагогических условий ознакомления с национальными традициями детей старшего дошкольного возраста позволяют констатировать позитивные изменения в области формирования представлений детей, их интереса к родной культуре и умений использовать полученную информацию в самостоятельной деятельности. Поставленные в...

Структурами предполагает формирование особого типа интеллекта - проектно-ориентированного. Глава 2. Разработка и апробация УМК по применению исскуствоведческого текста как средства формирования культуроведческой компетенции на уроках русского языка 2.1. Формирование культуроведческой компетенции в процессе обучения орфографии Современный этап развития методики преподавания русского языка в...

В первую очередь с историей, литературой, изобразительным искусством. В современной педагогической науке нравственное воспитание школьников средствами музыкального искусства трактуется неоднозначно. С одной стороны, утверждается значимость эстетического воспитания в становлении общей духовной картины внутреннего мира каждого школьника как личности. С другой, отмечая “огромное воздействие...

«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, которая включает в себя воспитание любви к ближним и родному дому, к детскому саду и родному городу, к своей стране. Эту работу невозможно полноценно реализовать, не привлекая в неё устное народное творчество»

Дошкольник воспринимает окружающую действительность эмоционально, поэтому патриотизм у него проявляются в чувстве восхищения своей страной, именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей со своей малой Родиной и большой родной страной. Огромную роль в этой работе можно отвести фольклору.

Фольклор (в переводе с английского - народная мудрость, народное знание) - народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки, загадки, потешки, драматические произведения, танцы, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Фольклор - это слово означает творчество любого народа, которое передается из поколения в поколение. Определение «фольклор» ввел английский ученый Уильям Томс в 1846 году. Фольклор - это большие и малые литературные жанры. Главная особенность народного творчества - это отсутствие известного автора, потому что любое фольклорное произведение существует очень давно и множество раз было преобразовано новыми и новыми рассказчиками.

Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, научить их умениям и навыкам игры в коллективе, развить в малышах такие качества, как доброта, чувство товарищества и благородство, чувство любви к Родине и родным истокам.

Патриотизм в современных условиях - это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой, - сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России.

Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.

Россия - Родина для многих, но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Именно поэтому духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства.

Ещё в своё время К.Д. Ушинский отмечал, что «…воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным».

Программа дошкольных учреждений предусматривает уже в младших группах приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, качалкам, игрушке-забаве и др.), малышей знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в Программе присутствуют задачи по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. От возраста к возрасту усложнятся задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.

Воспитатели зачастую недооценивают присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры, плохо их знают наизусть и поэтому не всегда могут использовать к месту. Музыкальные руководители, воспринимая народные песенки как попевки-распевки, почти не включают их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.

Исходя из выше сказанного, хотелось бы дать некоторые рекомендации:

  1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа.
  2. В своей работе педагоги должны использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, тем самым приобщать их к общечеловеческим нравственно-эстетическим ценностям. В русском фольклорекаким-то особенным образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3.Проводить народные праздники и укреплять традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Фольклора способен привить детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, приучить их видеть и слышать голоса этой природы, чувствовать ее, соприкасаться с ней; простые попевки произведений детского фольклора, а потом более сложных мелодий игровых песенных припевов, через интонирование прибауток и скороговорок, возможно подготовит детей к исполнению более сложных произведений песенного репертуара взрослого фольклора: игровых, шуточных, лирических песен и уже как вершина творческих достижений - это участие детей в постановке театрализованных представлений и фольклорных праздников, которые в совокупности включают различные жанры народного песенного и поэтического творчества - именно там, где дети смогут применить все свое умение, навыки сольного, ансамблевого и хорового народного пения, исполнения игровых действий, плясок и хороводных движений.

Н. К. Крупская, ориентируя воспитателей на расширение детского кругозора, подчёркивала, что основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, педагог должен, прежде всего, сам хорошо знать природные, культурные, социальные и экономические особенности края. Любой уголок нашей страны неповторим, В одном городе много заводов, фабрик, высокие дома, широкие проспекты. Другой славен своим революционным прошлым, памятниками старины. Одно село стоит на берегу большой реки, а другое затерялось в глухой тайге, широко раскинулось в степи или на берегу моря.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Как отмечал Д. С. Лихачев, «мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи: Национальные отличия сохраняются и в ХХI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины. Таким образом, применение фольклора в патриотическом воспитании влияет на формирования патриотических чувств младших дошкольников. Фольклор прививает детям любовь к родной природе, к растительному и животному миру, формируется чувство любви к Родине. Не всё, что окружает ребёнка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому очень важен правильный с точки зрения педагогики выбор объектов, с которыми следует познакомить дошкольников.

Воспитание патриотизма с использованием средств фольклора у младших дошкольников

Фольклор русского народа для младших дошкольников необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров, что представляет неисчерпаемый источник нравственных качеств личности.

Работая с детьми, можно заметить, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, при работе с детьми не следует забывать такое правило: «Детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».
Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?

Я уверена, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. Благодаря чему у детей формируются нормы поведения, образцы отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста можно использовать следующие виды фольклора:

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

В центре пестушек и потешек образ самого подрастающего ребенка. Пестушки подучили свое название от слова пестовать - «нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках». Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождают движения младенца в первые месяцы жизни. Проснувшегося ребенка, когда он потягивается, гладят:

Потягунушки, потягунушки!

Поперек толстунушки,

А в ножки ходунушки,

А в ручки хватунушки,

А в роток говорок,

А в головку разумок.

Как и в колыбельных песнях, важное значение в пестушках имеет ритм. Веселая, затейливая песенка с отчетливым скандировани­ем стихотворных строк вызывает у ребенка радостное настроение.

Потешки - игры взрослого с ребенком(с его пальчиками, ручками).

Пестушки незаметно переходят в потешки - песенки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками и ножками (известные «Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» настав­ление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец), но лентяя:

Зачем дров не колол, Воды не носил?

Этот мотив охотно развивают:

А ты, бедный маленец [маленький],

Ты, коротенец [короткий],

По воду ходи,

Баньку топи,

Робят мой,

Телят корми...

Заклички - обращения к явлениям природы(к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

Очень рано дети обучаются на улице у своих сверстников разным закличкам (от слова закликать - «звать, просить, приглашать, обращаться») Это обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам.

От взрослых в детский быт перешли и устные приговорки. Это короткие, обычно стихотворные обращения к животным и птицам, божьей коровке, пчелам; к мышке с просьбой заменить старый, выпавший зуб новым, крепким; к ястребу, чтобы не кружил над домом, не высматривал цыплят. Это и вопрос кукушке: «Сколько мне жить?» Кукушка кукует, а дети считают.

Не менее древни, чем календарный детский фольклор, игровые припевы и игровые приговоры. Ими или начинают игру, или связыва­ют части игрового действия. Они могут выполнять и роль концовок в игре. Игровые приговоры могут также содержать «условия» игры, определять последствия при нарушении этих условий.

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

Дразнилки - вид творчества, почти всецело развитый детьми. Нельзя сказать, чтобы у него не было своего «предка» в творчестве взрослых. Раздоры, столкновения, вражда, кулачные бои, настоящие драки, когда один «конец» деревни шел на другой, были постоянным явлением старого быта. Взрослые давали друг другу прозвища, клички, отмечавшие мнимые и действительные недостатки.

Безобидной и веселой словесной игрой детей старшего возраста является быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз: это скороговорка . Она сочетает однокоренные или созвучные слова: На дворе - трава, на траве - дрова; Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать и перевыколпаковать. Трудно решить, кто творец этих скороговорок - дети или взрослые. Некоторые из них вряд ли созданы детьми.

Народные пословицы содержат мораль, выработанную многими поколениями: «Нет друга - ищи, а нашел - береги»; В приобщении ребенка к человеческой мудрости и состоит большое педагогическое зна­чение пословиц. Пословица тем легче ложится в память, что искусная тонкая работа народа облекла наставительную мысль в краткую ритмическую форму с четким композиционным членением суждения на части.

Народные поговорки - это широко распространенные образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Детская речь, эмоциональная по природе своей, легко сближается с народными поговорочными выражениями, но точное освоение их представляет для ребенка известный труд, и воспитатель должен следить за уместностью и правильностью употребления поговорок в речи ребенка.

Колыбельные песни в народе зовут байками. Это название произошло от глагола баять, баить - «говорить». Старинное значение этого слова - «шептать, заговаривать». Такое название колыбельные песни получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии. «Дремушка-дрема, отойди ты от меня!» - говорили крестьяне, борясь со сном. Нянька или мать, напротив, звали дрему к малышу:

Сон да дрема,

Приди к Ване в голова,

Сон да дрема,

Накатись на глаза.

Со временем колыбельные песни утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер.

Прибаутки

Детям в первые годы их жизни матери и няньки пели и песенки более сложного содержания, уже не связанные с какой-либо игрой. Все эти разнообразные песни можно определить одним термином - «прибаутки». Своим содержанием они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке - золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке-рябе, что «просо сеяла, горох веяла»; о долгоносом журавле, что на мельницу ездил и видел диковинку:

Коза муку мелет, Козел засыпает;

Многообразны и ярки ритмы прибауток. В одном случае они точно следуют за беспокойным колокольным звоном:

Тили-бом, тили-бом,

Загорелся кошкин дом...

В другом случае ритмика воспроизводит ладную, умелую работу:

А чу-чу, чу-чу, чу-чу!

Я горох молочу!

К числу прибауток надо отнести и небылицы-перевертыши - особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смещением реальных связей и отношений. Так, свинья «на дубу гнездо свила…

Распустила поросят

Всех по маленьким сучкам.

Поросята визжат,

Полететь они хотят.

Немало народной выдумки внесено и в считалки. Другие названия их: счет, счетки, пересчет, сосчиталочки, гадалки и во-рожитки. Считалка - рифмованный стишок, состоящий по боль­шей части из придуманных слов и созвучий с подчеркнуто строгим соблюдением ритма. Посредством считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры.

У считалок две главные особенности. Во-первых, в основе большинства считалок лежит счет, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий.

Загадки

Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность. Загадывается загадка - вопрошаемый ломает голову над отгадкой. Иносказание переносит предмет в совершенно иную область вещественного мира. «Черненькая собачка свернувшись лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает» - замок замысловато сравнивается с черненькой собачкой. Иносказательный образ в загадке всегда поражает странностью, необычностью, реальной несочетаемостью качеств и свойств.

Чем смелее выдумка, тем труднее загадка для отгадывания. Невероятность придает образам загадки ясно осознаваемое противоречие реальности, а отгадка вносит порядок в путаницу: все становится на свои места в согласии с действительными качествами загадываемого предмета.

Говоря другими словами, загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. Эти мыслительные операции, однако, важны не сами по себе, а тем, что ребенок открывает для себя поэзию окружающего мира.

СКАЗКИ

Народные сказки давно стали включать в детское чтение. Самые элементарные - и в то же время самые важные представления - об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости, о- поведения.

Сказки о животных можно назвать детскими потому, что в них много действия, движения, энергии - того, что присуще и ребенку. Сюжет разворачивается стремительно: быстро, сломя голову, бежит курица к хозяйке за маслицем,- петух проглотил зерно и подавился, та посылает ее к коровушке за молоком. В конце концов курица принесла маслица, петух спасен, но скольким он обязан спасением! («Петушок и бобовое зернышко».) Счастливые концовки сказок соответствуют жизнерадостности ребенка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра со злом. В сказках о животных много юмора. Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить.

В сказках о животных много песенок: поет лиса льстивую песню петуху: «Петушок, петушок, золотой гребешок, маслена головушка, шелкова бородушка...»; поет и петух, призывая на помощь кота: «Несет меня лиса за темные леса…» Песенки и прибауточные присловья так выразительны, что живут самостоятельно. Запав в память, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.

Построение фраз, отбор слов определяются характером содержания. Сказки запол­нены солнечным светом, лесным шумом, посвистыванием ветра, ослепительным блеском молний, громыханием грома - всеми чер­тами окружающего нас мира. Ночь в сказках - темная, солнце - красное, меч у героя - острый, дворцы - белокаменные, камни - самоцветные, столы - дубовые, пироги - пшеничные и т. д. Вещи и предметы имеют четкие формы: известны их материал, качество. Все вместе взятое и делает волшебную сказку образцом национального искусства слова. Искусство сказки уходит своими глубокими корнями в культуру и язык народа.

В своей работе педагог может использовать фольклор в разных видах деятельности:
-в обучении правильному произношению;
-в приобщении детей к русской национальной культуре;
-в непосредственно образовательной деятельности;
-в беседах;
- в наблюдениях
- в народных подвижных играх;
- в играх на развитие мелкой моторики;
- в театрализованной деятельности;
- в инсценировках.

Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Стадо» мы используем закличку:
Пастушок, пастушок,
Заиграй во рожок!
Травка мягкая, роса гладкая,
Гони стадо в поле,
Погулять на воле!
Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки(например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками) . В игре используется попевочку:
Первенчики, червенчики,
Летели голубенчики
По свежей росе,
По чужой полосе,
Там чашки, орешки,
Медок, сахарок -
Молчок!
Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.
Следующий вид игр, в которых можно использовать детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

  • Самомассаж.
  • Шевеление пальчиков.
  • Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.
  • Разведение пальцев и их сведение.
  • Хлопки.
  • Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
  • Помахивание кистями - сверху вниз.
  • Помахивание кистями к себе и от себя.
  • Вращение кистей - «фонарики».

Вместе с движениями произносим слова:
У бабы Фроси пяток внучат,
У бабы Фроси пяток внучат,
(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую) .
Все каши просят,
Все криком кричат:
(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею) .
Акулька - в люльке,
Аленка - в пеленке,
Аринка - на перинке,
Степан - на печке,
Иван - на крылечке.
(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее) .
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки:
Я рыжая лисица
Я бегать мастерица,
я по лесу бежала,
я зайку догоняла.
И в ямку - бух! -
дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.
Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги.

Например, такой диалог:
- Где ты, брат Иван?
- В горнице.
- А что делаешь?
- Помогаю Петру.
- А Петр что делает?
- Да на печи лежит.
Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике(это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы) .
Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:
Шли сорок мышей,
Несли сорок грошей;
Две мыши поплоше
Несли по два гроша.
Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.
Сидит кот у ворот,
К себе кошечку ждет,
На балалаечке поигрывает,
Мышкам глупеньким подмигивает.
На материале детского фольклора составляются тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Например, такая игра-инсценировка «Репка», которую дети разыгрывают как маленький спектакль. Такие инсценировки планируется разыгрывать по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая - зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях важно учить детей доброжелательно относится друг к другу.
Хотелось бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.
Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.
А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность дипломного исследования определяется тем, что одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не осваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками, громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного искусства. Еще К. Ушинский, выдвигая принципы народности, говорил о том, что «Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое» (19; с.87). Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно осваивает его. Подтверждением тому служат слова Г.Н. Волкова: «Многогранное развитие способностей на основе активного освоения целостной культуры – вот единственный путь к творческим свершениям».

Народное творчество, включающее в себя огромное количество жанров это неоценимое богатство нашего народа, громаднейший пласт культуры, как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Через народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые представления о ней. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Это делает народное искусство «универсальным средством социализации, средством усвоения социальных ценностей». Поэтому чрезвычайно актуальна разработка методики использования народного творчеств в работе с детьми.

Современной педагогике присущ гуманистический подход к ребенку, поскольку гуманистические задачи являются важнейшими, поставленными самой жизнью. Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический или ценностный, подход, выступающим своеобразным мостом между практикой и теорией. Он позволяет, с одной стороны, изучать явление с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей детей, а с другой - решать задачи гуманизации общества.

Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся: равноправие в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей; равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого.

В последнее время педагоги-теоретики разрабатывающие принципы и методы аксиологического воспитания все чаще стали обращаться к опыту народной педагогики.

Идея народности воспитания была высказана еще до революции 1917 года и после была глубоко развита революционерами-демократами В.Г. Белинским, А.И. Герценом, Н.А. Добролюбовыми Н.Г. Чернышевским. Центральная идея народного воспитания была органически связана с развитием национального самосознания русского народа.

Главным помощником учителя в деле эмоционального развития личности ребенка становится сегодня искусство, прежде всего народное искусство, во множестве своих проявлений окружающее ребенка с самих ранних лет. К тому же народное искусство по своей наглядно-образной специфике зачастую доступнее восприятию ребенка, нежели искусство профессиональное.

Невозможно было бы перечислить те благотворные влияния, которые может оказать на ребенка народное искусство в процессе его воспитания и образования, в процессе нравственного формирования его личности.

Начальное изучение языка профессионального искусства, воспитание способности читать образ в памятниках архитектуры и декоративно-прикладного искусства, наконец, знание исторической ступени развития русского искусства от древнейших времен, изучение многовекового коллективного художественно-нравственного опыта, законов композиционного мышления в частности, композиции колористической, композиции на плоскости, композиции в декоративно-прикладном творчестве – все эти задачи педагог может успешно решать только на материале народного искусства.

И, наконец, русское народное искусство, сохранившее до наших дней значение живого художественного наследия, является исторической предысторией русского искусства, выражает духовную культуру нашего народа, черты национального характера, представления о нравственных идеалах людей, неразрывно связанных с родной землей и природой. И поэтому общение детей с народным искусством необходимо в нравственном становлении личности каждого из них. Опыт прошлого убедительно не раз показывал, что наш эпос является не только отражением, но и источником патриотизма.

Как это ни покажется странным на первый взгляд, но многолетняя практика подтверждает неоценимое значение народного искусства в работе учителя.

Избыток художественности, бесхитростность творческого взгляда на мир, можно усмотреть как в искусстве ранних эпох, так и в народном творчестве. Избыток художественных дарований народа выразил его лучшие чаяния, оформил и художественно, и высоконравственно по содержанию среду и быт. Это тоже формировало мир ребенка, это и есть народная педагогика – не навязчивая дидактика, а одаренность учителей, воспитывавших в детях через искусство активное отношение к окружающему миру, а главное к труду, который был жизненно необходим и который приносил свои «воздаяния», не только материальные.

Вот почему ныне невозможно переоценить значение фольклора – поэтического, музыкального, изобразительного – в воспитании наших детей. Сегодня народная культура понимается «не только как отражение, но и источник патриотизма», как критерий нашего отношения к тому, что извечно дорого народу.

Народное обучение должно носить творческий, развивающий характер. Развивающий прежде всего восприятие ребенком природы, окружающей жизни, искусства, уровня творчества. Естественно потому, что обучение это должно протекать в зоне творчества ребенка, в процессе его активной деятельности.

Перед педагогом, который использует в своей работе методику народного воспитания, всегда стоят две основные методические задачи:

· Сообщить детям эмоциональное отношение к теме, вызвать необходимость творческого состояния, закрепить навыки восприятия, сообщить необходимые знания;

· Помочь детям выразить пережитое через слово-образ, цвет-образ, рисунок.

В основе занятий может быть тот вид народного творчества, который педагогу ближе. Следует, однако, подчеркнуть, что работа с разными видами искусства становится не только педагогическим приемом, усиливающим восприятие детьми какого-то одного искусства, а необходимостью, предполагающей развитие навыков общения с детьми, хотя бы с такими основными видами искусства, как поэзия, музыка, изобразительное искусство. В связи с вышесказанным целью дипломной работы стало: разработка методики аксиологического воспитания посредством приобщения детей к народному художественногму творчеству

(13,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

К.Д.Ушинский писал: “Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...” именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, пластических искусств, театра, музыки.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогащение детей знаниями о национальной культуре.

А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи, то темой работы я выбрала: “Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре”

Начиная работу по теме с детьми младшего дошкольного возраста, мною были определены цель, задачи и содержание деятельности.

Цель: Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к устному народному творчеству, воспитание у детей патриотических чувств и духовности.

В процессе работы над темой решаю задачи :

  1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры через устное народное творчество.
  2. Развивать эмоциональную отзывчивость, фантазию, творческие способности дошкольников и умения находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях на произведения русского народного творчества.
  3. Создать разнообразную речевую среду соответственно возрасту. Обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха.
  4. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам.
  5. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  6. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через приобщение к устному народному творчеству, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициям.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, свод правил жизни, кладезь яркого богатства языка. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством. И как важно с ранних лет, научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир, возродить в детских душах прекрасное и вечное.

Устное народное творчество – это коллективное художественное творчество русского народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость трудящихся масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Образовательный процесс организую на основе комплексной программы дошкольного образования “Программа воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой,Т.С.Комаровой; руководствуюсь ФГОС дошкольного образования, пользуюсь рекомендациями, изложенными в программе “Приобщение детей к истокам русской народной культуры” (О.Л. Князева, М.Д. Маханева).

Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей воспитательной работе стало широкое знакомство детей с различными видами фольклорного творчества.

При отборе фольклорного материала учитываю возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются "малые фольклорные формы" - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением "малых форм", большее место уделяю народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших детей знакомлю с более сложным фольклорным материалом - былинами, сказаниями и обрядовыми песнями. Ввела в практику слушание колыбельных песен перед дневным сном: они погружают ребенка в мир поэзии, успокаивают. Объясняю назначение и особенности колыбельной, помогаю заучивать текст. Обязательно отмечаем именины, непременным атрибутом которых являются различные забавы, народные игры, добрые пожелания, какой-нибудь сюрприз, подарки, которые дети делают вместе со мной имениннику.

Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей, и было продиктовано великой народной заботой о молодежи - своем будущем. Фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские "попевки", "частушки", "потешки".

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо и доступно, что красиво и что некрасиво.

Народная поэзия раскрывает самые существенные связи и закономерности жизни, оставляя в стороне индивидуальное, особенное. Фольклор дает им самые главные и простые понятия о жизни и о людях. Он отражает общеинтересное и насущное, то, что затрагивает всех и каждого: труд человека, его взаимоотношения с природой, жизнь в коллективе. Детям импонирует свойственная народному творчеству поэтизация природы, удивление и ее могуществом и красотой, восхищение силой рук и ума человека. Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, к труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.

Близостью народного искусства детскому возрасту, великой эмоциональной силой и выразительностью его образов определяется особое место произведений фольклора обучении детей. Учитывается, что произведения фольклора дают богатейшие возможности для умственного развития, и в особенности для эстетического и нравственного воспитания учащихся.

Фольклор как культурная ценность устной традиции является эффективным средством приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре, если:

  • в педагогическом процессе фольклор представлен как этнографический подлинник в широких контекстных взаимосвязях и региональной специфике;
  • овладение детьми фольклором опирается на использование его характерных свойств, таких как традиционность, устность, вариативность, коллективность, функциональность;
  • включение ребенка в традиционную народную культуру происходит посредством специально организованной педагогической деятельности, содержание которой обусловлено тесной взаимосвязью духовного, фольклорного, познавательного и бытийно-практического компонентов;
  • эффективность фольклорных занятий с детьми определяется комплексным подходом к освоению фольклора;
  • методика приобщения являет собой совокупность педагогических форм, методов и приемов наследования подлинных народных традиций в современных условиях;
  • процесс приобщения реализуется в атмосфере сотворчества детей и взрослых в ситуации “проживания” фольклора, его социальной востребованности.

Проблема вытекает из специфики приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре средствами фольклора в доступных для этого возраста формах, видах, методах. Данный педагогический процесс рассматривается как особый вид художественной деятельности детей, основанный на подлинном народном материале и направленный на овладение детьми культурным опытом народа через восприятие произведений фольклора, пение, танец, игру, народный театр.

Приобщения детей дошкольного возраста к традиционной народной культуре провожу через все виды деятельности, с использованием различных форм, что способствует лучшему усвоению. Для решения педагогических задач огромное значение придаю индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка.Решая задачу воспитанияинтереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам организуем праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и развлечения. В фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие от возраста к возрасту.

В группе создана разнообразная речевая среда соответственно возрасту. По многим литературным произведениям CD-диски, аудиокассеты с записями инсценировок по мотивам народных сказок, закличек, небылиц, русских народных песен. Создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками, потешками, загадками. В группе отведено место для театральной деятельности. Имеется уголок ряженья с элементами костюмов и шапочки для игр-драматизаций и инсценировок сказок, куклы "би-ба-бо", настольный, теневой и пальчиковый театры, театр на фланелеграфе, по сюжетам русских народных сказок, дидактические и настольно-печатные (лото, мозаика) игры: "Подбери картинку", "Собери сказку", "Мои любимые сказки", "Ты чей, малыш?", "Найди половинку".

Реализация данного направления работы в полной мере стала возможна при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Обе стороны при этом направляли свои усилия на познание возможностей развития каждого ребенка, создания благоприятных условий. Совместные мероприятия способствовали установлению доверительных отношений с родителями, что оказывало положительное влияние на состояние педагогического процесса. Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, проводила с ними короткие беседы, консультации. Также разъясняла, какую огромную пользу приносит народное творчество детям.

По итогам работы своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально-оценочной и сказочной лексики.

Устное народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей пропаганда народного творчества приобретает более сильное значение.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и Россия будет жить, даря миру громадное количество талантов, которыми восхищались и будут восхищаться в России и за ее пределами.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме “Люблю березку русскую!”

Задачи:

  1. Воспитывать любовь к Родине через устное народное творчество, познание родной природы.
  2. Познакомить детей с деревом, ставшим символом России.
  3. Расширить представления детей об образе березы в фольклоре, поэзии, музыке, искусстве.
  4. Развивать познавательный интерес у детей.

Интеграция образовательных областей: чтение художественной литературы, познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, здоровье.

Предварительная работа: рассматривание березы на прогулке, рассматривание иллюстраций, картин; чтение и заучивание потешек, закличек; разучивание хоровода "Береза"; прослушивание музыкальных произведений.

Оборудование: Презентация “Люблю березку русскую!”, муляж березки, платочки, магнитофон, музыкальные произведения, корзинка, листья березки из цветного картона.

Ход занятия

I. Организационный момент

Дети выходят под русскую народную музыку. Встречает воспитатель в костюме девицы.

Приветствие “Здравствуйте”
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, беленький снежок!
Здравствуйте, гости дорогие.
Здравствуйте, детишки: девчонки и мальчишки
Здравствуйте, я вам скажу и загадку расскажу!

Загадка:

Русская красавица,
Стоит на поляне.
В зеленой кофточке,
В белом сарафане.

Слайд 1 “Русская березка”

Звучит песня на слова М. Матусовского “С чего начинается Родина...”

Воспитатель: Ребята, вы прослушали отрывок из песни... Кто скажет, о чём эта песня? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, эта песня о Родине. Как вы думаете, что такое Родина? (Это место, где мы живём; это мама и моя семья; это наш город; это наш детский сад...)

Воспитатель:

Слышишь песенку ручья – это Родина твоя!
Слышишь голос соловья – это Родина твоя!
Детский сад, твои друзья, - это Родина твоя!
Руки матери твоей, шум ветвей и звон дождей,
И в саду смородина – это тоже Родина!
И березки, вдоль которых,
Рядом с мамой ты идешь.

Рассматривание березы. Дети останавливаются у муляжа березы. Слайд “Березы”

Воспитатель:

Березка моя, березонька,
Березка моя белая,
Березка моя кудрявая.
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки (кланяется).
На тебе, березонька,
Листья зеленые.
Под тобой, березка,
Трава шелковая.

Воспитатель раздаёт детям красивые платочки

Танец с платочками. В конце танца дети украшают березку платочками.

Рассказ о русской березке

Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о русской березке.

Красавицей русских лесов называют люди березку.
Прекрасна березка и в чистом поле, и на лесной поляне, а в березовой роще всегда много света, воздух прозрачен и чист.
На полянах, на пригорке,
Над окном среди полей,
Белокурые березки – символ Родины твоей.

Демонстрация картин с изображением березок.

Слайд “Картины с изображением русских берез”

Воспитатель: Многие русские художники запечатлели березу на своих картинах.

Прекрасна береза в разное время года слайд “Березы в разное время года”:

Осенью – в золотом убранстве,

Зимой – сверкающая в ажурном инее,

Весной – ослепительно белая на фоне зеленой травы

Летом – длиннокосая, кудрявая

Хороводы у березы

Воспитатель: Вокруг березы водят хороводы, песни поют да играют. Слайд “Хороводы”

К нам сюда скорее просим,
Приходи, честной народ.
Ныне русские березки
Затевают хоровод.
Хоровод наш заводи!
Ножкой топнем от души!
Как ребята хороши!
Хоровод, хоровод!
Веселись честной народ!

Хоровод “Мы вокруг берёзки хороводом встали” Слова А.Малининой. Музыка Рустамова.

Воспитатель: Спасибо тебе, берёзка, что дала нам хоровод поводить! Низкий тебе поклон! Кланяются в пояс.

Игра “Ветерок” Слайд “Листья”

Воспитатель: Ребята, где можно встретить, увидеть березу?

(В лесу, на поляне, около дома, в парке...)

Представим, что мы оказались в березовой роще. Посмотрите, сколько листьев осыпалось с деревьев. Давайте с вами поиграем.

Ветер, ветер зашумел,
Листик с дерева слетел.
Лист березовый найди
И в корзинку отнеси.

Дети под музыку собирают листья в корзинку.

Воспитатель: О белоствольной русской красавице – березе сложено много стихов и песен (дети читают стихи).

Северная берёза
Есть на севере берёза,
Что стоит среди камней.
Побелели от мороза
Ветви черные на ней.
На морские перекрестки
В голубой дрожащей мгле
Смотрит пристально берёзка,
Чуть качаясь на скале.
Так ей хочется “Счастливо!”
Прошептать судам вослед
Но в просторе молчаливом
Кораблей всё нет и нет...
Спят морские перекрёстки,
Лишь прибой гремит во мгле.
Грустно маленькой берёзке
На обветренной скале.
(Н. Рубцов)
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками!
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую!
А. Прокофьев

Рассказ о русских угодьях. Послушайте еще одну загадку про березку:

Стоит дерево, цветом белое,
А в нем четыре угодья.
А что это за угодья, хотите знать? (ответ детей)

Послушаем внимательно, что о них нам сама березка расскажет. Слайд “Угодья - помощь людям”.

Воспитатель:

  • Первое угодье - больным на здоровье. (показывает веник) Березовым веником парятся в бане, корой - лечат язвы, а настоем листьев - ожоги. (показывает древесный уголь) Березовый уголь - принимают при отравлении, а почки березы используют, как противовоспалительное средство.
  • Второе угодье - от тьмы свет (показывает березовую лучину) Березовая лучина горит ярче всех.
  • Третье угодье - дряхлым пеленание. (показывает кору березы) Корой березы связывают битые горшки.
  • Четвертое угодье этот колодец - березовый сок, который пьют при ангине, малокровии, а также для укрепления организма.

Аппликация “Русская березка.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам сегодня стать “ маленькими художниками”.

(дети выполняют работу под музыкальное сопровождение)

Итог: О чем мы сегодня говорили?

Что нового узнали о березе?

Береза – очень красивое ценное дерево, поэтому мы должны беречь и заботиться о ней.

Я в России родился!
Я в России живу!
Потому и березку
От души я люблю!