Как справедливым. Почему люди стремятся к справедливости. Возрастные особенности отношения к справедливости

Еще ее называют «инфернальной», что в переводе с латыни означает «адской».

Такая женщина - мечта любого поэта.

Раздобыть инфернальную женщину, завоевать ее, намучиться с три короба, а потом не знать, как отвязаться - мечта любого настоящего мужчины, если только он в душе настоящий романтик.

Что ж, поможем ему в этом нелегком, но благородном деле.

Для начала следует понимать: инфернальные женщины нынче повывелись. Кто-то считает это следствием духовного измельчания женского рода (мол, продали свою инфернальность за Порше и брюлики), кто-то - следствием измельчания рода мужского (некому уже из-за роковой женщины развязывать войну, крушить крепостные стены или вырезать полгорода).

Поэтому встретить настоящую роковую красавицу непросто.

В первую очередь стоит обращать внимание на:

· Эффектную внешность. Не красивую (инфернальные женщины никогда не бывают модельными красотками), а именно эффектную. У роковых женщин крупные черты лица, густые брови, полные, чувственные губы, глубокие, полные страсти глаза - или все это кажется таковым.

· Харизму. Инфернальные дамы обязательно собирают вокруг себя сомнительное общество из неудавшихся самоубийц, плохих поэтов, гениальных музыкантов и талантливых проходимцев.

· Склонность к демонстрации. Роковая женщина всегда как на сцене: преувеличенно накрашена, преувеличенно трагична, преувеличенно печальна, преувеличенно весела. Что бы она ни делала, всегда кажется, что у нее сейчас начнется истерика.

· Разрушительную энергетику. Если вы провели с ней два часа и по возвращении домой смогли еще выгулять собаку - это была не инфернальная женщина. Потому что она выпивает мужчину до дна. Одним только своим присутствием. А уж если вы провели с ней ночь - всю следующую неделю будете не в форме.

Нечего и пытаться жениться на роковой женщине - во-первых, брак редко входит в ее планы, во-вторых, вы быстро умрете. Так что ограничьтесь страстным романом - и так вы будете постоянно находиться на волоске от смерти, ибо рядом с инфернальной женщиной всегда крутятся разные темные личности, случаются форс-мажорные обстоятельства и происходят локальные землетрясения.

Эти дамы никогда не бывают счастливы, и редко могут сделать счастливыми других. Но все дело в том, что рядом с ними мещанское понятие «счастья» как-то отходит на другой план - о нем ли речь, когда адские силы, заложенные в этом порождении Дьявола, способны разбудить в вас все те же демонические таланты и отнюдь не божественную гениальность.

Хотите повелевать миром хотя бы на одну ночь? Станьте любовником инфернальной женщины - и она подарит вам этот маленький, но сладостный обман.

VELVET: Агата Волчкова

Самая редкая вещь, какую только можно найти на

земле - это по-настоящему справедливый человек.

Джеймс Фенимор Купер. Зверобой

Какое удовлетворение испытывает человек, когда, заглянув

в собственное сердце, убеждается, что оно у него справедливое.

Шарль Луи де Монтескьё. Персидские письма

Когда-нибудь спросят: «А что вы, собственно, можете предъявить»?

И никакие связи не помогут сделать ножку маленькой,

душу большой, и сердце - справедливым.

Золушка (1947)

Справедливость как качество личности – способность по-божески, беспристрастно следовать правде, истине в своих поступках и мнениях; действовать на законных и честных основаниях.

Однажды к мудрому, справедливому царю Соломону пришли две женщины с просьбой разрешить их спор. Одна из них сказала, что они живут в одном доме, и было у них по сыну одного возраста. В прошлую ночь другая женщина во сне нечаянно придушила своего сына («заспала» его) и переложила мертвого к ней, а ее живого сына взяла к себе и теперь выдает его за своего. Другая женщина утверждала противоположное: якобы это совершала та, которая ее обвиняет. И каждая из них утверждала, что живой ребенок принадлежит именно ей. Соломон велел подать ему меч: «И сказал царь: рассеките живое дитя надвое и отдайте половину одной и половину другой. И отвечала та женщина, которой сын был живой, царю, ибо взволновалась вся внутренность ее от жалости к сыну своему: о, господин мой! отдайте ей этого ребенка живого и не умерщвляйте его. А другая говорила: пусть же не будет, ни мне, ни тебе, рубите». Так Соломон понял, кто из двух женщин истинная мать ребенка, и отдал его той, что просила сохранить ему жизнь.

Суд Соломона – справедливый, мудрый суд. Соломоново решение – остроумное решение, ловкий выход из трудного или щекотливого положения.

Справедливость и несправедливость существуют только в межличностных отношениях. Где есть корысть, выгода, страсть и ненависть, люди по определению одновременно будут одно и то же действо считать либо справедливым, либо несправедливым. Люди в страсти и в невежестве считают: — Раз выгодно – значит это справедливо. Если невыгодно – значит несправедливо. В природе существует данность и гармония. Океаны, горы и поля не спорят между собой, справедливо их существование или нет. За зимой идет весна, за весной лето, за летом идет осень, и снова зима.

Справедливый человек – это, прежде всего, человек, живущий под влиянием энергии благости. Благость позволяет быть непредвзятым, беспристрастным и мудрым человеком. Никаких шансов быть справедливыми не имеют люди, находящиеся под влиянием энергии страсти, а, тем более, невежества. Стоит реализоваться их планам, как они, радостно потирая руки, восклицают: — Наконец, справедливость восторжествовала!

Справедливость – дочь беспристрастности. Уитнесс Ли в книге «Характер» пишет: «Быть справедливым - значит быть непредвзятым, относиться ко всему без предубеждения. Например, оценивая людей, нужно быть рассудительным. Недостатки неизменно встречаются и в чём-то хорошем, а достоинства могут попадаться и среди недостатков. Чтобы быть справедливым, нужно быть беспристрастным, обращая внимание на каждую сторону человека или вопроса, оценивая его под разными углами и отдавая ему должное место.

Это связано не с духовностью и не с нравственностью, а с характером. И учитель, толкующий Писания, и старейшина, управляющий церковью, должны обладать справедливым характером. Человек не может поступать правильно, если в его характере присутствует элемент несправедливости. Наглядным примером этого служит неточный уровень, с помощью которого невозможно изготовить ровную поверхность».

Чтобы быть справедливым, благостный человек должен обладать существенным уровнем знаний. Например, без знания законов трудно совершить справедливый суд, опираясь только на интуицию и голос совести. Справедливый человек всю жизнь находится в позиции ученика жизни. Он проявляет неподдельный интерес к окружающему. Справедливым становишься, когда имеешь собственную систему координат, собственное миропонимание, находящееся в гармонии с законами мирозданиями, с Божьими заповедями.

Харуки Мураками в контексте этой мысли писал: «Люди умирают то и дело; человеческая жизнь гораздо опаснее, чем ты думаешь. Поэтому нужно обращаться с людьми так, чтобы потом не о чем было жалеть. Справедливо - и как можно искреннее».

Справедливый человек понимает важность творения добра, милости и сострадания. Вместе с тем, он осознает, что в этом мире всё имеет свою причину и своё следствие. Это мир, где всё подчинено законам причинно-следственных связей или законам справедливости. Здесь действует принцип «Зуб за зуб», «Око за око». Человеку не дано знать, что он натворил в предыдущих воплощениях. Поэтому ему кажется несправедливой пришедшая карма. Причинно-следственных связей он не видит, поэтому восклицает: — Боже! За что? Ведь я такой хороший! За что меня убивать? А этот хороший в предыдущей жизни совершил убийство человека. Жизнь – бумеранг. Должок ему вернулся согласно законам справедливости. Что посеешь, то и пожнёшь.

Когда человек прощает, оказывает милосердие, проявляет сострадание, он вырывается за рамки этого мира. Милость – категория не мира страсти и невежества. Милость выше справедливости. Справедливость – качество личности человека. Божественные качества личности – всепрощение, милосердие, милость, сострадание. В мире страсти каждый ищет к себе снисхождения, милости, прощения. К другим, по его мнению, он проявляет справедливость. То есть действует правило каудильо Франко: — Друзьям – всё, врага – закон. Когда речь заходит о нем, человек говорит: — Поступите со мной справедливо», а имеем в виду, чтобы меня простили. То есть: «Советский суд – самый гуманный суд в мире». К себе мы хотим прощение, сострадание, милосердие, к другим – голой справедливости: — Украл – в тюрьму.

Александр Свияж пишет: «Жизнь не может быть ни справедливой, ни несправедливой, поскольку все в ней имеет причины и следствия». Ему вторит Александр Журба: «Мир справедлив. У каждого следствия есть своя причина. Каждый получает именно то, для получения чего создал условия». Эстер Хикс и Джерри Хикс пишут: «Оказывается, что несправедливости нет. Все всегда получают именно то, что они чувствуют и проецируют в мир. Все всегда соответствует одно другому - а значит, справедливо».

Петр Ковалев 2014 год

Нет человека, который не знал бы, что такое справедливость. И уже тем более несправедливость. Школьникам ставят несправедливые оценки, взрослых несправедливо лишают премии, и пенсионерам тоже пенсию платят несправедливо.

Значение термина

Так что же такое справедливость? Человека этот вопрос занимал давно. Хотя со значением термина все всегда было предельно ясно. Справедливость - это воздаяние, соразмерное поступку. Ситуация, в которой действие получает логическое продолжение в виде ответной реакции, негативной или позитивной, в зависимости от качества поступка и его значительности. Вроде бы все просто. Действие - товар, справедливость - оправданная цена. Элементарная схема. Вот только сразу возникает множество вопросов. Какая цена будет оправданной? Что учитывается, по каким критериям? Длительность работы по изготовлению товара, ее сложность? А может, фактическая себестоимость? Или полезность для покупателя, потенциальная выгода от использования?

Общественное понимание справедливости

К примеру, реальная себестоимость "Виагры" очень низкая, это дешевое лекарство. Но всем понятно, почему оно стоит так дорого. И никто даже особо не возмущается. Аналогичные по составу кардиопрепараты дешевы, потому что от них зависит жизнь человека. А "Виагра" при почти тождественном составе, при исключительной легкости производства дорогая, потому что за необязательное удовольствие можно и заплатить. И все с этим, в общем-то, согласны. Инсулин - бесплатно, кардиопрепараты - по низкой цене, "Виагра" - дорого. Принцип справедливости в представлении большинства не нарушается.

Так откуда берется шкала соотношений, которая позволяет измерить и взвесить, определить, соответствует ли воздаяние поступку? Как возникли нормы, закрепленные гражданским, административным, уголовным правом? Почему именно так?

Эволюция термина

Сейчас всем кажется, что справедливость - это очевидное понятие. Привычные всем представителям одной доминирующей культуры «расценки» воспринимаются как абсолютные и единственно возможные. А те, кто думает иначе, кто пользуется другой шкалой, конечно, они ошибаются!

Увы, справедливость - это понятие не абсолютное, а относительное. Если взять
законодательно закрепленные стандарты справедливости древнего Вавилона или Греции, окажется, что жизнь человека - вовсе не высшая ценность. И все зависит от того, кем именно этот самый человек был. Раб - пара монет, простолюдин - чуть больше, знатный горожанин - уже вполне приличная сумма. И право кровной мести, вроде бы продиктованное принципом равного воздаяния за смерть близкого человека, распространялось отнюдь не на всех и не всегда. Оно тоже было напрямую связано с социальным статусом жертвы. Если сейчас кто-то заявит, что жизнь олигарха или телезвезды стоит дороже, чем жизнь обычного служащего, и предложит ввести более суровое наказание за убийство высокопоставленного чиновника, его идеи не найдут в обществе понимания.

Культурные особенности понимания справедливости

При этом в странах, живущих по законам шариата, забросать камнями женщину, изменившую мужу, - это справедливо. В Индии подвергнуть остракизму жертву изнасилования - тоже справедливо. Социальные нормы культуры предполагают именно такое соотношение поступка и воздаяния. Получается, справедливость - это условность, существующая только в голове оценивающего. Меняются представления о нормах - меняется соотношение поступка и воздаяния. В средневековой Японии самурай мог убить крестьянина абсолютно безнаказанно, сейчас подобное мировоззрение кажется дикостью. Эволюция социальных норм повлекла за собой эволюцию представлений о справедливости, а следовательно, и изменения системы наказаний. Сегодня гордого потомка самураев попросту арестуют и посадят, предварительно проведя психиатрическую экспертизу - уж больно поступок странный. Может, этот человек сумасшедший? Нормальные люди не могут думать, что убивать крестьян - это естественно.

Справедливость в представлении народа

Пословицы о справедливости зачастую отражают эту двойственность понимания термина. Если припомнить те, которые все знают с детства… Например, о
сверчках и приличествующих им шестках - это, очевидно, поговорка, связанная с внешней оценкой социального статуса. То, что можно мужчине, нельзя женщине. То, что можно хорошему мастеру, нельзя ученику. То, что можно богатому, нельзя бедному. С одной стороны - справедливо. С другой… как-то не очень. Не всегда у сверчка есть шансы сменить шесток. Должен ли он считать это справедливым?

Еще пословицы о справедливости увязывают усилия и награду. Что посеешь, то и пожнешь. Казалось бы, справедливо. А как быть с теми, кто не в состоянии сеять? Даже в переносном смысле? Даже в понимании «каков привет, таков ответ»? Аутист, скорее всего, не сможет продуктивно трудиться. Он даже не сможет быть доброжелательным настолько, чтобы заслужить встречную заботу и хорошее отношение. Как быть в такой ситуации? Что справедливо?

Реализация принципов справедливости

Часто в разговорной речи под справедливостью понимают не проблему «преступления и наказания», а оправданность вознаграждения или хотя бы корректность распределения. Делить нужно поровну или в зависимости от личного вклада каждого?

А как быть с людьми, лишенными возможности принимать значительное участие в производственном процессе? Как общество должно относиться к инвалидам, старикам или людям творческих профессий, тем, кто не производит полезный продукт?

Социальная справедливость сейчас тоже регулируется законодательными нормами, и в ее основе лежит принцип равенства. Равенство перед законом, равенство возможностей, равенство вознаграждения. Но тут возникает логичный вопрос: "Что именно является определяющим: средства или результат?

Почему справедливость несправедлива?

Нижеприведенная картинка отлично иллюстрирует проблему, с которой постоянно сталкивается социальная справедливость, пытаясь удержаться в рамках принципа равенства.

Можно пытаться уравнять предоставляемые блага, но в этом случае будет очевидно нарушаться принцип справедливости, то есть равного удовлетворения потребностей. Это иллюстрируют первая и третья части картинки. Возможности самого высокого человечка очевидно выше возможностей самого маленького. А если стараться уравнять всех в возможностях, оказывается, что несправедливым выходит распределение благ (вторая часть картинки). Почему самому маленькому положено два ящика? Разве высокий виноват, что он выше? Почему он получает меньше?

Исходя из этого, можно утверждать, что социальная справедливость - недостижимый идеал.

Идеалы и их реализация

Либо общество уравнивает всех в получении благ, и тогда справедливо возмущаются те, кто работает больше, либо вознаграждение напрямую увязано с вкладом в общее дело, и тогда обделенными оказываются люди с ограниченными возможностями. А разумный баланс, некий консенсус, решающий наиболее острые проблемы как в первом, так и втором случае, будет не устраивать всех. Именно поэтому не существует общественного строя, который нравился бы всем, и при любом, даже самом разумном законодательстве неизбежны такого рода конфликты. Справедливости требуют все, вот только понимают ее все по-разному.

И, споря о высоких идеалах, нужно помнить, что идеала не существуют, это - отвлеченное понятие, абстрактное. К тому же, кроме справедливости, есть еще и милосердие, здравый смысл, объективность. А истина лежит где-то посередине. Одной справедливости для ее постижения явно недостаточно.

Современное понятие справедливости базируется на философских трудах Аристотеля, а значит тогда, как и сейчас этот вопрос занимал умы многих людей. Почему люди стремятся к справедливости? Ищут правду и создают законы, пытаясь усовершенствовать мир. Потому, что без надежды жить невозможно. Вера в неё поддерживает каждого.

Возрастные особенности отношения к справедливости

Многие исследования показали, что вера в справедливость наиболее безусловна в детском дошкольном возрасте. Малыши, в основном, не склонны к критике, не обсуждают поступки родителей, редко оспаривают наказание, считая его действительно заслуженным. Если ребёнка такого возраста постоянно осуждают и необъективно наказывают, он приобретает пожизненные комплексы, с которыми смиряется или борется годами.

Чем старше становится ребёнок, тем критичнее относится к словам и действиям окружающих. Теперь жизненный опыт подсказывает, Кара может постичь невиновного, награду может получить недостойный. Так вера в справедливость с годами притупляется, но искать её подросток не перестанет.

Какие люди склонны верить в торжество справедливости

Верят в справедливость сильные личности, авторитарные лидеры. Но их понятие справедливости, как правило, значительно отличается от общих канонов. Слабые характеры, склонные к подчинению люди легче поддаются убеждению, потому часто верят во всеобщую справедливость. Но в своей жизни сталкиваются с обратным явлением. Безусловно, верят в неё альтруисты. Они понимают, что мир не совершенен, но бескорыстно служа человечеству, делают его лучше.

Роль в обществе

Справедливость позволяет регулировать взаимоотношения между людьми, адекватно оценивать их вклад в работу. Исходя из чего, каждый получает вознаграждение, материальное или моральное удовлетворение. Будь то оплата труда, признание его вклада в развитие какого-либо дела или высокая оценка его человеческих качеств на уровне межличностного общения.
Справедливость прав, подкрепляется объективным распределением обязанностей между людьми. Если данное соотношение не соблюдается, в обществе возникают волнения, перерастающие в крупные акции протеста, которые имеют разрушительную силу. Таким образом, в соблюдении справедливости заинтересована как каждая личность, так и человечество в целом. Но взгляды людей на правильность устройства мира значительно разнятся, из-за этого идея создания идеального мира считается скорее утопической.

Власть

Правительства и отдельные лидеры различных государств часто используют веру людей в их честность для достижения запланированных целей, создания нужного настроения в обществе. К примеру, истории известны случаи, когда в массовое сознание внедрялась информация о жестоких, неправомерных действиях, как об актах заслуженного возмездия. И граждане в основной массе своей в итоге верили в созданную иллюзию. Эта техника применяется и сейчас. Средства массовой информации имеют доступ к разуму каждого человека. От того, насколько критично он воспринимает «коктейль готовых новостей», насколько непоколебимы его собственные убеждения и вера в справедливость, зависит .

Значение

Для человека приоритетное значение имеет то, как к нему относятся окружающие. Такие черты характера, как порядочность, благородство, чувство такта базируются на справедливости. К людям, обладающим этими качествами, мы испытываем уважение. Надеемся на них в сложных ситуациях.
Совесть, нравственность, взаимоуважение помогают людям не потерять веру в справедливость. А она в свою очередь помогает жить и потому к ней всегда будут стремиться.