Почему в английских школах применяют физические наказания. Телесные наказания в семье и школе. Традиция суровых наказаний детей на Руси

Меч на поясе.
Начать стоит с того, что "меч на поясе" - весьма общее понятие, скрывающее под собой огромное количество способов крепления.
Один из самых ранних - ремень несколько раз оборачивался вокруг ножен,крепился узлом, после чего свободно (так чтобы быть на уровне бедра) вешался на талию, рядом с поясом - в это время ремень ножен и пояс были разными деталями одежды.
Наравне с ним идет второй способ, почти повторяющий его - меч вешается на портупее через плечо.
Оба способа прошли сквозь века с незначительными изменениями - к примеру, узел уступил место одному или двум кольцам, сквозь которые ремень либо свободно пропускался либо жестко крепился. Существовали и другие способы крепления ремня к ножнам, но сути они не меняли.
Кинжал и прочие нужные вещи в таком случае обычно крепились петлей к "главному", плотно завязанному на талии поясу.
Нередко "главный" пояс отсутствовал, если воин не видел в нем необходимости.
Позже появилась новая система - ножны меча при помощи двух-трех (обычно - двух) тонких ремешков или цепочек присоединялись к поясу на талии, а ножны кинжала - таким же образом с другой стороны.
Появился один из красивейших предметов гардероба средних веков - дворянский боевой пояс. Он состоял из нашитых на кожу или соединенных цепочками или ремешками (а иногда даже створчато!) пластинок из драгоценных металлов, украшенных золотом, драгоценными камнями, гравировкой и эмалью. Такой пояс до XV века (а в Англии - до 1420-х годов) стал негласным символом рыцарства. Его носили низко на бедрах, а меч и кинжал нередко крепили не ремешками/цепями, а крючком - к одной из соединительных цепочек.
Наконец, в позднее средневековье мечи начинают крепить напрямую к доспеху - ремешок для ножен напрямую прибивают заклепкой к низу кирасы или (редко) набедреннику.
С распространением длинных мечей появляется еще один ремень - идущий от середины или первой трети ножен к боку или за спину, где крепился к основному поясу - это приспособление служило для того чтобы держать слишком длинный меч наклоненным под углом и позволяло не везти ножнами по земле.
В Японии же в раннее время развился совершенно особый способ ношения меча - подвешивать к поясу горизонтально, параллельно земле. Такой способ серьезно облегчал езду верхом и позволял не заботится о том чтобы длинные тачи (тати), распространенные в ту эпоху, не задевали всю ту же многострадальную землю.
Ну и наконец, существовала манера затыкать меч прямо за пояс, ныне практически всегда ассоциирующаяся с катаной. Надо признаться - не без причин. В Японии этот способ очень любили.
Однако и в Европе им не брезговали. Речь идет, конечно, не о классических прямых обоюдоострых мечах. Во всяком случае, их изображений в таком виде история не сохранила. А вот короткие однолезвийные фальчионы - очень часто. Иногда меч засовывали за пояс обнаженным (особенно это касается так называемых "мечей с парусовидным лезвием") и на японский манер - лезвием вверх, но чаще все же пользовались ножнами, изредка пропуская их в ременную петлю.
Из последних игровых явлений такого способа ношения меча (а заодно и позднего фальчиона с едва выраженным "утиным носом") - финальный ролик игры "Ведьмак". Мутант-убийца пользуется парными фальчионами и совершенно правильно носит ножны.
Меч на поясе - классическое и универсальное крепление. Оно позволяет использовать разнообразнейшие хваты, быстро ставить защиту и столь же быстро нападать.

Меч на спине.
"Незнакомец не был стар, но волосы у него были почти совершенно белыми. Под плащом он носил потертую кожаную куртку со шнуровкой у горла и на рукавах. Когда сбросил плащ, стало видно что на ремне за спиной у него висит меч. Ничего странного в этом не было, в Вызиме почти все ходили с оружием, правда, никто не носил меч на спине, словно лук или колчан."
А. Сапковский, сборник "Последнее желание".
На форуме Руслан заметил: "Ни одно историческое боевое подразделение не носило мечи за спиной, ножны всегда были на поясе."
Если говорить о боевом ношении меча - он совершенно прав, никому бы и в голову не пришло закидывать меч за спину. Причин этому две:
1. До плеча руку тянуть дальше чем до бедра, а в бою каждая секунда критична (в принципе хватает уже и этого).
2. Даже не полностью выхваченный из поясных ножен меч может служить для защиты, чего не скажешь о мече, закрепленном на спине. Иными словами, даже уже дотянувшись до рукояти, мечник вынужден тратить больше времени на приведение меча в боевую готовность чем если он носит его на боку.
Мечи же, которые слишком велики чтобы носить на поясе, также не крепились в бою за спину. Двуручный пехотный служил основным оружием воина, поэтому сразу держался наготове, особо длинные бастарды конников - крепились на седле.
Но все это если говорить о ношении меча в условиях боевой готовности. На безопасном переходе все могло быть по другому. Меч весит прилично и заметно оттягивает бедро, при быстром шаге - болтается, вынуждая придерживать его рукой...
Поэтому ушлые пехотинцы придумали любопытное ношение меча - конец ремня обвязывался вокруг ножен и меч забрасывали на плечо, как винтовку. Нередко, впрочем, практиковалось и привязывание ножен к древку копья, алебарды и т.п. (манером, который мы можем часто видеть на японских гравюрах - только там мечи трофейные).
Больше всего похоже на нынешние изображения то, как носили в походе двуручный пехотный меч. Вот его как раз перекидывали за спину наискось (иначе придется волочить по земле). Правда, с равным успехом такие мечи таскали на плече. Но чтобы достать из ножен такой меч, его, конечно со спины снимали.
Внимание - миф: у двуручных мечей не бывает ножен. Интересно, а как тогда их хотя бы от влаги защищать? Походные ножны есть у любого меча, да и вообще практически у любого оружия, рассчитанного на длительную службу.
Японцы носили свои но-дачи абсолютно идентичным образом. Как именно - можно отлично пронаблюдать в фильме "Семь самураев", где с но-дачи таскается один из главных героев.
Отвлекусь: в переводах названий вооружений и просто слов с японского языка часто заметно чередование букв "т" и "ч" перед "и". Первый вариант - буквальный (там действительно слог "ти"), второй, на мой взгляд, правильный - "т" перед "и" по правилам грамматики японского языка читается как звук, очень близкий к "ч".
Пара слов о ниндзя.
Как правило, именно этим знаменитым диверсантам приписывают ношение меча за спиной. Причем - постоянно. Откровенно говоря, это ерунда. Основных проблем целых три:
1. Когда меч за спиной, рукоять и конец радостно цепляются за все что попало, создавая лишний шум.
2. Перекатыватся и кувыркаться с так закрепленным мечом - себе дороже. В лучшем случае будет болеть спина. В худшем - со всей дури въедешь себе гардой в висок.
3. Его долго и неудобно скидывать если понадобится куда-то пролезть.
Впрочем, в Японии способ ношения меча за спиной существовал (и далеко не в качестве секретного ноу-хау ниндзя). Вот только рукоять располагалась слева, и вовсе не торчала на полную длину из-за спины. А меч располагался не боковой стороной к телу, а спинкой , изгибом внутрь, лезвием наружу.

Меч при седле.
Один из самых простых вариантов. Способов крепления всего два.
Первый - с длинным ремнем - просто захлестнуть пояс за луку седла. Применяется с гражданским седлом.
Второй - на боевом седле делались специальные выступы для крепления ремешков.
Пользовались этим способом примерно с той же целью, что пехотинцы, когда забрасывали меч на плечо - разгрузить бедро. Либо же при излишней длине и весе, не позволяющих носить меч на бедре.
Еще одно назначение такого крепления - для дамы. Женщины, особенно путешествуя в одиночку (а в Японии это вообще единственный случай когда женщине разрешено носить длинный меч), частенько брали с собой клинок. И предпочитали вешать увесистую железку на седло.

Два меча.
Я решил выделить ношение двух клинков в отдельный пункт. Начну с двух невозможностей.
Два меча за спиной – чистая невозможность. Во-первых, они просто мешают друг другу.
Во-вторых, они слишком серьезно увеличивают габариты воина, делая его фактически прямоугольным. В-третьих, двойные ремни не дают использовать прием, хоть как-то помогающий при ношении меча за спиной – рывок второй рукой за ремень ножен.
Два меча, каждый на своем особом поясе (см. первый способ ношения меча на поясе) – при таком креплении мечи будет дико неудобно доставать. Дело в том, что меч в ножнах сидит плотно, и обнажали его в таком случае, придерживая за устье ножен. С двумя мечами это затруднительно.
Плюс три пояса за раз – это все же многовато и мешает двигаться.
Примечание : история также не сохранила изображений двух мечей при дворянском поясе, описанном выше.
Два меча на разных портупеях через плечо – уже более возможно, особенно если портупеи соединены друг с другом и не могут двигаться относительно друг друга.
Мечи по обе стороны пояса. Два клинка носят либо плотно заткнутыми за пояс, либо на хорошо затянутом на талии поясе, на достаточно коротких ремешках – чтобы они быстро натягивались и сдергивали ножны с клинка.
Мечи на одном боку - да, носили и так, причем не только классический японский комплект «дайсе». Существует даже такой феномен, как сдвоенные ножны для пары мечей, подвешенные на одном и том же ремне.
Вот здесь как раз позволяется любой способ крепления. Достаются мечи по такой схеме:
Левая рука на ножны - правая на рукоять меча - начать доставать первый меч - отщелкнуть большим пальцем левой руки (на японский манер) гарду второго меча от устья ножен – доставать левой рукой второй меч.
Почему нельзя отщелкивать гарды у мечей, висящих по разные стороны тела? Потому что тогда сначала придется опускать каждую руку на меч, предназначенный не для нее, делать движения большими пальцами и только потом тянуться к «правильным» рукоятям.
Один меч за спиной, второй – на поясе (с жестким креплением) – в принципе возможно, если допустить ношение меча за спиной - см. связанные с этим проблемы, описанные выше.
Два меча при седле - мне никогда не попадались такие изображения (как и изображений использования парных клинков с коня). Но вряд ли кто-либо стал бы вешать мечи с разных сторон седла - дело в том, что, обнажая меч, висящий при седле, наклоняешься в сторону, где этот меч висит. А наклоняться сначала в одну сторону, потом в другую...
Если же идешь рядом с конем, тогда тем более вешать оружие так, что за ним приходится тянуться через спину животного - признак явной дурачины.

Небольшая иллюстрация способов ношения меча на поясе:

С уважением,
Штыпель Андрей.

О выдающихся качествах мечей самураев ходят легенды. Действительно, выкованные по технологии японские клинки обладают невероятной остротой. Если верить легендам, они могут разрубать и железо, и лист бумаги на весу. Да, заточенный в бритву клинок с лёгкостью будет резать даже рисовую бумагу на весу, но рубить таким мечом железо – это значит сразу же испортить его. Для разрубания железа, заточка меча должна быть выполнена под большим углом (как на зубиле), в противном случае после удара режущую кромку придётся править, убирая щербины на клинке.

При словосочетании «японский меч», большинство сразу же подумает про катану. Действительно, катана – это японский меч, но кроме неё существовало ещё не мало разновидностей клинкового оружия самураев.

Дайсё – пара самурайских мечей

Если заглянуть вглубь истории, можно заметить, что самураи носили два меча одновременно. Один был длинный и назывался дайто (он же меч катана), второй – короткий, назывался сето (вакидзаси). Если длинный японский меч применялся в бою или на поединках, то короткий меч служил запасным оружием, когда катана ломалась. При ведении боя в ограниченном пространстве тоже использовался меч вакидзаси.

Когда самурай приходил в гости, он отдавал катану слуге при входе или оставлял её на специальной подставке. В случае внезапной опасности именно короткий меч мог спасти жизнь своего хозяина, поэтому искусству владения коротким мечом уделялось немало времени.

Если длинный меч считался привилегией правящего самурайского сословия и носить его могли только они, то короткие мечи носили богатые торговцы и ремесленники, которые старались научиться у самураев искусству владения мечом. Нужно заметить, что подобные знания в средневековой Японии ценились на вес золота и ревностно охранялись кланами. И если мастер (за огромную цену) соглашался показать приём, то он демонстрировал его только один раз, после чего с чувством выполнено долга, важно забирал вознаграждение.

Боевой самурайский меч – его параметры и разновидности

Японский меч катана или дайто имел длину от 95 до 110 сантиметров. Ширина его лезвия была около трёх сантиметров, при толщине клинка в 5-6 миллиметров. Рукоять меча обматывалась шёлковым шнуром или обтягивалась кожей акулы для предотвращения скольжения. Длина рукояти катаны составляла около трёх кулаков, что позволяло работать им с использованием двуручного хвата.

Японский меч сето или вакидзаси практически ничем не отличается от катаны, кроме длины. Она составляет 50-70 сантиметров. Естественно, что короткие мечи торговцев и самураев значительно отличались друг от друга качеством и отделкой. Короткий меч самурая, как правило, являлся частью комплекта дайсё и выполнялся в том же стиле, что и катана. Даже цуба у обоих мечей была выполнена в одном стиле.

Мечи самураев не ограничивались моделями катана и вакидзаси. Существовали ещё такие варианты этого оружия:

  • Кокатана – это вариант, который иногда использовали вместо короткого меча в комплекте дайсё. Данный меч отличался практически прямым клинком, в тесных коридорах такой клинок прекрасно наносил колющие удары (легендарный меч ниндзя, возможно, произошёл именно от этой разновидности самурайского меча). Длина кокатаны составляла около 600 миллиметров;
  • Тати – японский меч, распространённый с 10 по 17 века. Тати — оружие более древнее, чем катана и его носили лишь знатные самураи. Предназначался этот меч для конного боя. Его большая длина и кривизна способствовали нанесению мощного рубящего удара. Со временем боевое значение тати утратилось, и этот меч использовался в качестве церемониального или парадного оружия;
  • Ногати являлся огромным мечом с длиной клинка от метра и более. Встречались мечи с трёхметровым лезвием. Разумеется, что таким оружием-монстром невозможно было управляться одному человеку. Его брали несколько самураев и рубили конные войска. Стандартными ногати вооружались самые сильные воины, которые, как правило, являлись телохранителями своего господина;
  • Танто или короткий меч. Несмотря на то, что сейчас танто считается ножом, его название явно указывает, что это разновидность меча. Чаще всего танто использовали для пробивания доспехов или добивания раненого противника.

Меч катана и его разновидности носились на поясе или за спиной (самые длинные клинки). Для крепления использовался шёлковый шнур сагео, который мог использоваться для связывания врага или иных целей (особенно изобретательно использовали сагео ниндзя). Если меч носился за спиной, то для этого применялись ножны особой конструкции.

Катана – сильные и слабые стороны этого меча

Существует множество мифов, касающихся качества самурайских мечей:

  • Катана сделана из стали, которая проковывается десятки тысяч раз, приобретая при этом качества настоящей дамасской стали. На самом деле сталь, которую добывали в Японии, никогда не обладала выдающимися характеристиками. Для придания необходимой твёрдости её приходилось проковывать несколько тысяч раз. В результате этого и получались многослойные клинки, которые не имели ничего общего с дамасскими сталями;
  • Катана с лёгкостью рубит любой материал, будь то плоть или железо. На самом деле, японские доспехи никогда не обладали особой прочностью, поэтому разрубить их не составляло особого труда;
  • Клинок катаны с лёгкостью мог перерубить европейский меч. Данная ситуация сама по себе абсурдна. Европейский меч предназначался для пробивания тяжёлых железных доспехов, а катана – для точных ударов. Если европейские рыцари могли блокировать удары мечами, самураи уклонялись от ударов, так как один единственный удар по мечу мог выщербить режущую кромку меча. Техника мечевого боя самураев кардинально отличалась от боя рыцарей.

Скорее всего, миф о качестве японских мечей произошёл от того, что катана легко перерубала лёгкие шпаги европейцев, у которых в эту эпоху уже не было тяжёлых мечей.

Часто можно услышать мнение, что катаной можно как рубить, так и наносить эффективные колющие удары. На самом деле колоть катаной достаточно неудобно. Её форма подчёркивает, что главное её предназначение – это рубка. Конечно, существуют самурайские мечи, способные разрубить железо, но это единичные экземпляры. Если сравнивать их с общим количеством европейских мечей, способных на такой же подвиг, то сравнение получится не в пользу катаны.

Слабые стороны клинка самурайского меча заключались в следующем:

  • Так как катана не предназначена для фехтования, главной её слабостью является хрупкость;
  • Обладая большой твёрдостью, клинок катаны может легко сломаться от удара в плоскость клинка, поэтому в бою самураи тщательно берегли своё оружие, которое могло стоить годового дохода крупной деревни;
  • Кстати, клинок катаны можно было сломать, ударив по его плоской стороне нунчаками.

Из каких частей состоит самурайский меч

Любой самурайский меч, вне зависимости от размеров, состоит из следующих частей:

  • Непосредственно сам клинок катаны, который вставляется и вынимается из рукояти при помощи специальных бамбуковых клиньев;
  • Рукоять, размеры которой зависят от вида самурайского меча и личных предпочтений владельца;
  • Гарда, она же цуба, несущая больше декоративную роль, чем защитную;
  • Оплётка рукояти. Для этого использовали шёлковый шнур, который наматывался на рукоять по особой схеме;
  • Для фиксации меча в ножнах служила муфта хабаки.

Устройство меча достаточно простое, но требует очень тщательной подгонки деталей.

Вакидзаси – напарник катаны

Короткий меч вакидзаси носился в паре с катаной. Его общая длина составляла 50-80 сантиметров, из них 30-60 приходилось на клинок. Своим видом вакидзаси полностью копировал катану, только держали его одной рукой (хотя в случае необходимости можно было применять двуручный хват). Для торговцев и ремесленников вакидзаси был главным оружием и носился в паре с танто.

Самураи пользовались коротким мечом в замках или тесной схватке, когда для длинного меча не было простора. Хотя считается, что катана и вакидзаси — это боевой набор, чаще всего самураи носили их в мирное время. На войну брался более серьёзный меч – тати, который помимо длины, был ещё родовым оружием. Вместо вакидзаси использовали танто, который прекрасно пробивал доспехи противника в ближнем бою.

Так как часто вакидзаси оставался единственным доступным воину оружием (так как при входе в чужой дом в качестве гостя, самурай в обязательном порядке снимал катану). В связи с этим, искусству владения коротким мечом уделялось много времени. Некоторые кланы даже практиковали бой с катаной в одной руке, а вакидзаси в другой. Искусство боя с оружием в каждой руке встречалось достаточно редко и для противника чаще всего являлось полной неожиданностью.

Вакидзаси самурай носил в повседневной жизни почти всегда. Данный меч часто называли «Хранитель достоинства и чести», так как он постоянно был под рукой.

Как правильно носить катану

Японский меч носится с левой стороны (для левши допускается носить его справа) в специальных ножнах. Ножны удерживаются поясом, который называется оби. Катана носится в таком положении, что её лезвие направлено вверх. Такое положение меча позволяет вытащить его и нанести смертельный удар одним движением (сейчас существует такое боевое искусство как йайдо, где оттачивается именно такая техника).

При появлении угрозы или в окружении недоброжелателей самурай брал катану в ножнах в левую руку, чтобы в случае опасности мгновенно достать её правой рукой. Если же он хотел показать своё доверие к собеседнику, то катана держалась в правой руке. Когда самурай садился, катана ложилась в пределах досягаемости (если она не сдавалась при входе в чужой дом).

Техника боя катаной

Хотя формально катана считается мечом (даже двуручным), по принципу своего действия это скорее сабля. Не стоит думать, что японскими мечами фехтовали, как показывают в современных фильмах. Настоящий самурай должен был убить врага одним единственным ударом. Это вовсе не прихоть, а необходимость беречь дорогостоящие клинки, так как достать новый было достаточно проблематично.

Длинный клинок самурайского меча позволял совершать широкий диапазон различных ударов. Так как катана чаще всего держалась двумя руками, одним ударом можно было не только отрубить голову или конечность, но и разрубить противника пополам.

В бою с использованием катаны существует три основные стойки:

  1. Дзедан – верхняя стойка;
  2. Чудан – стойка на среднем уровне;
  3. Гэдан – стойка нижнего уровня.

Для боя с использованием самурайского меча нужно учитывать и анализировать все движения противника и понимать его стиль ведения боя. В соответствие с этим, следует планировать свои атаки, причём осуществление должно следовать как можно быстрее.

Сейчас, когда японское фехтование (кэндо и йайдо) достаточно популярно, несложно найти секцию, где занимаются этим увлекательным видом спорта. Несколько подобных школ в Японии ведут свою родословную от самурайских клановых школ эпохи средневековья. В период запрета на ношение мечей многие школы исчезли, но некоторым удалось сохранить древние традиции владения мечом до наших дней.

Как достигалась такая острота клинка катаны

Хотя японский металл был достаточно низкого качества, техника ковки, применяемая кузнецами Японии, позволяла ковать клинки отличного качества. Благодаря множеству слоёв, получаемых в процессе ковки, острота катаны была на высоте. Зонная закалка и тщательная полировка придавали лезвию ещё более выдающиеся качества.

Сейчас в любом сувенирном магазине можно купить копию самурайского меча, который годится только для украшения интерьера. Настоящие катаны стоят достаточно дорого. Если вы хотите приобрести недорогую, но качественную реплику японского меча, закажите его у кузнеца, который работает по старинной технологии.

Правительство Великобритании в ответ на лондонские беспорядки намерено разрешить жесткие методы воспитания детей в школах, в том числе применение физической силы для наказания непослушных школьников, пишет газета Guardian.

Министр образования Майкл Гоув заявил, что надо отменить правило, по которому учителя должны фиксировать каждый случай использования физической силы против недисциплинированных учеников, и это поможет "восстановить авторитет взрослых" после беспорядков в Лондоне.
Выступая в академии Дюранд в Стоквелле, к югу от Лондона, Гоув сказал, что школьные правила ограничивали использование учителями физических наказаний.

"Позвольте мне быть предельно ясным. Если какой-то родитель теперь слышит в школе: "Извините, мы не имеем права физически трогать студентов", то эта школа не права. Просто не права. Правила игры поменялись", - заявил министр.
Он также сообщил, что хотел бы привлечь больше мужчин на работу в школу в качестве учителей, особенно в начальных классах, чтобы они могли бы продемонстрировать силу.

Правительство планирует начать этой осенью программу по привлечению бывших военнослужащих в школы.
(отсюда).

Что ж, после того, что вытворяли "детишки" этим летом во ввремя погромов в британских городах - как-то можно понять...
А вот нтересно, ЧТО написали бы в нашихи зарубежных СМИ, если бы в российских школах стали бы вводить наказание розгами?

А вот еще о телесных наказаниях в британских школах - из истории вопроса.

Справка:
В Великобритании в государственных школах и частных школах, где государству принадлежит хотя бы доля капитала, телесные наказания с 1987 года поставлены парламентом вне закона. В других частных школах такие наказания были запрещены в 1999 году (Англия и Уэльс), 2000 (Шотландия) и 2003 (Северная Ирландия). В 1993 году Европейский суд по правам человека слушал дело Костелло-Робертс против Великобритании и постановил 5-ю голосами против 4-х, что нанесение семилетнему мальчику трёх ударов кедом сквозь штаны не было запрещённым унизительным обращением.
Орудием наказания во многих государственных и частных школах Англии и Уэльса была гибкая ротанговая трость, используемая для ударов по рукам или (особенно в случае мальчиков) по ягодицам. В качестве менее формальной альтернативы широко использовалось битьё тапочком. В некоторых английских городах вместо трости применялся ремень.
В Шотландии кожаная лента с ручкой тоуси применяемая для ударов по кистям рук, была универсальным орудием в государственных школах, но некоторые частные школы предпочитали трость.
Спустя более чем 20 лет после запрета в государственных школах существует заметное расхождение по взглядах на проблему телесных наказаний. Опрос 2008 года 6,162 британских учителей, проведённый Times Educational Supplement установил, что каждый пятый учитель и 22 % учителей в средних школах хотели бы вернуть практику использования трости в крайних случаях. В то же время правительственное исследование показало, что многие британцы верят, что отмена телесных наказаний в школах стала значимым фактором, обусловившим заметное общее ухудшение поведения детей.

Guide to LEAs" Corporal Punishment Regulations in England and Wales, Society of Teachers Opposed to Physical Punishment, Croydon, 1979.
«Rise and fall of the belt», Sunday Standard, Glasgow, 28 February 1982.
Kamal Ahmed, «He could talk his way out of things», The Observer, London, 27 April 2003.
«A "fifth of teachers back caning"», BBC News Online, 3 October 2008.
Adi Bloom, «Survey whips up debate on caning», Times Educational Supplement, London, 10 October 2008.
Graeme Paton, «Banning the cane started slide in pupil discipline, parents believe», The Daily Telegraph, London, 27 February 2009.

См. также подробнее.

Телесные наказания применялись в школах во многих частях света, но в последние десятилетия они были запрещены в большинстве стран мира. Но они все ещеостаются остаются обычным явлением во многих странах Африки, Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке.

Одной из стран, куда стремятся послать родители своих чад для получения хорошего образования и воспитания — Великобритания. Впервые телесные наказания в английской школе упоминаются в седьмом веке нашей эры. Монах Эдмир писал, что в первой «грамматической школе», основанной при Кентерберийском аббатстве, «За пять дней до Рождества все мальчики по традиции секлись связанными в узел бичами из бычьих шкур...». За малейший проступок: за кляксу, ошибку в произношении, неправильный результат в математике, учеников школы могли наказывать поркой.

Нельзя сказать, что они всегда безропотно сносили наказания. Они бунтовали, но их выступления жестко подавлялись поркой. Правда, были редкие исключения. Так, в 1851 году взбунтовался прославленный Мальборо-колледж, в результате чего в отставку вышел жестокий ректор, а пришедший на его место новый молодой и прогрессивный стал первым педагогом Британии, который узаконил организованные игры школьников как альтернативу дракам и хулиганским выходкам. До того времени игры в большинстве школ запрещались. Революционные новации Мальборо-колледжа на этом не закончились: много позже именно эта школа первой выступила с требованием запретить дисциплинарное битье розгами младших учеников старшими - иначе говоря, потребовала отменить узаконенную «дедовщину» в школьных казармах.

В английских школах как средство наказания был не только кнут, но и сам образ жизни в пансионах, особенно в духовных школах. Вот коротко описание нравов одной из бурс прошлого столетия: «Никогда не выходить за ворота в одиночестве; не разговаривать во время обеда; не оставлять на тарелке ни крошки; носить одежду без какого-либо орнамента, цветастости и прочих украшательств» и т.д. и т.п. Справедливости ради надо заметить, что воспитывать палкой принято было не только детей обыкновенных граждан, обучавшихся в государственных бесплатных школах, но и отпрысков привилегированного сословия, обучавшихся в элитных частных пансионах.

В ХХ веке, когда обучение стало совместным для мальчиков и девочек, из соображения приличия показательное наказание ремнем или розгами переместилось в кабинеты классных наставников или наставниц (в зависимости от пола провинившихся); в классе же стали практиковаться «легкие» наказания, вроде ударов линейкой по пальцам.

В государственных учебных заведениях в Англии телесные наказания практиковались с середины ХIХ века и до 1987 года, но в частных школах экзекуции формально позволялись до самого недавнего времени. Любопытно, что только в конце ХХ столетия министерство образования Великобритании своим постановлением отменило любых телесные наказания во всех без исключения школах королевства с перевесом всего лишь в три голоса.

По результатам проведенного среди британских учителей в 2008 году опроса, спустя более чем 20 лет после запрета телесных наказаний в государственных школах, оказалось, что каждый пятый учитель хотел бы вернуть практику использования трости в крайних случаях. А многие британцы, как показало проведенное правительственное исследование, считают, что отмена телесных наказаний в школах стала существенным фактором общего ухудшения поведения детей.

В разных странах отмена телесных наказаний происходила на протяжении длительного отрезка времени: Польша стала первой страной Европы, запретившей их в 1783 году, в Нидерландах запрет на телесны наказания существует с 1920 г, а в Канаде - с 2004 года. В настоящее время теоретически все государства-члены Совета Европы приняли меры для того, чтобы покончить с телесными наказаниями в школе. Во многих странах они были отменены также и во всех других учебно-воспитательных учреждениях и альтернативных группах продленного дня, вне зависимости от того, имеют ли они государственный, частный или общественно-добровольный статус. А вот в Израиле телесные наказания в любой форме строжайше запрещены Верховным судом Израиля. В прецедентном решении суда от 25 января 2000 года любое физическое наказание, включая даже «лёгкий удар по ягодицам или руке» со стороны родителей, признаётся уголовным преступлением, наказываемым двумя годами тюремного заключения. Этим решением суд усилил предыдущие прецедентные решения в том же духе от 1994 и 1998 годов

В ряде стран мира все еще практикуется наказание битьем палкой и применение других унизительных форм, которые запрещены законом в государственных школах. Многие школы Сингапура и Малайзии , как и некоторых африканских стран, используют наказание палкой (для мальчиков) в качестве обычного официального наказания за плохое поведение. В некоторых странах Ближнего Востока в таких случаях применяется бичевание.

В Индии нет школьных телесных наказаний в западном смысле. По определению, школьные телесные наказания «нельзя путать с обычными побоями, когда учитель набрасывается на ученика при внезапной вспышке ярости, что является не телесным наказанием, а жестокостью »". Верховный суд Индии запретил жестокость такого типа в школах с 2000 года, но введение его в действие идет вяло.

В США ситуация с телесными наказаниями в школах такова: отдельные штаты США имеют власть на их запрет. В 1867 году Нью-Джерси стал первым из американских штатов, запретившим телесные наказания в школах. Вторым был Массачусетс 104 года спустя, в 1971 году. Последним запретившим школьные телесные наказания стал в 2009 году штат Огайо .

В настоящее время такие наказания запрещены в государственных школах 30 штатов. В 20 штатах, в которых телесные наказания не запрещены, расположены в основном на юге страны. Частные школы большинства штатов свободны от этого запрета и могут избрать орудием воспитания специально изготовленным для этого деревянным паддлом . В основном, это христианскиеевангелические или фундаменталистские школы . Большинство публичных школ имеет детальные правила, по которым проводятся такие церемонии, и в некоторых случаях эти правила напечатаны в школьных руководствах для учеников и их родителей .

Многие школы предлагают родителям возможность разрешить или запретить телесные наказания к своим сыновьям или дочерям. Как правило, родители заполняют соответствующий формальный документ в школьном офисе. Во многих школьных управлениях такие наказания не применяются, если родители прямо не разрешили их. В других, наоборот, ученики наказываются телесно, если родители не запретили это прямо.

Одним из аргументов против телесных наказаний является то, что некоторые исследования показали их не настолько эффективными при управлении поведением учеников, как считают их сторонники. Эти исследования связывают телесные наказания с рядом неблагоприятных физических, психологических и образовательных последствий, включая « повышенную агрессивность и деструктивное поведение, повышенно деструктивное поведение в классе, вандализм, нежелание идти в школу, невнимательность, повышенный уровень количества бросающих школу, избегание школы и боязнь школы, низкую самооценку, боязливость, соматические заболевания, депрессию, самоубийства и месть учителю ».

На правленная против порки кампания Центра эффективной дисциплины , основываясь на данных федеральной статистики, оценивает количество выпоротых или избитых паддлом учеников в 2006 году в государственных школах США примерно в 223,000. Статистика показывает, что чернокожие ученики и ученики латиноамериканского происхождения избиваются паддлом чаще, чем белые.

Противники телесного наказания в США ведут борьбу за его полный запрет, но попытки принятия соответствующего закона на федеральном уровне пока успеха не приносят. Последние 14 лет по инициативе центра за эффективную дисциплину 30 апреля отмечается в США, как “день без порки”.

Введенная ювенальная юстиция в западных странах вообще запрещает какое-либо наказание ребенка. Но, с другой стороны, свобода в европейских странах внедряет в средние школы систему полового воспитания учащихся, по сути заключающаяся в натуралистическом описании половых отношений, включая и гомосексуальные. При этом ориентирована программа не столько даже на старшеклассников, сколько на малолетних детей.

В научном исследовании, проведенным проф. Ю.В.Пыльневым ("История народного образования Воронежского края. Конец XVII-начало XX века". Калининград, Аксиос, 2012) приводятся примеры наказаний в учебных заведениях дореволюционной России.

«Следуя старине, гимназическое начальство крепко верило в спасительную силу розги, хотя частый опыт и должен бы, кажется, в этом его разуверить. Это наказание приносило одни пагубные плоды: раздражая одних до неестественного в ребенке ожесточения и ненависти и пробуждая в нем отчаянную решимость, оно в других подавляло всякий стыд о очевидно развращало их нравственное чувство. То же можно сказать и о других наказаниях, придуманных хотя близорукими, но зато длиннорукими педагогами» (А.Афанасьев. «Народ-художник», М., 1986)

Дети оставались беззащитны перед системой наказаний. Очень немногие решались на протест, а основная масса школьников терпеливо ждала окончания учебы.

Какие же наказания применялись и за какие провинности? Вот что следует из выписки из штрафного журнала учеников гимназии и воспитанников пансиона, где указаны лишь виды взысканий, наложенных в 1851 г.

Розги:

    присвоение чужих вещей;

    мена книг без дозволения;

    леность, слабые успехи в науках;

    уклонение от классов, отлучка из кассов;

    курение табака;

    пьянство;

    драка в классе, драка с учениками уездного училища на улице;

    обман отца;

    нескромность в классе, свист на уроке.

Карцер:

    неаккуратное исполнение обязанностей старшего (на 3 дня);

    неточное выполнение обязанностей ученика;

    леность, упорная леность (на праздник);

    грубость учителю, дерзость (на хеб и воду на 3 дня);

    курение табака (на 1 день), изготовление папирос, имение в кармане табака и трубки (на 1 день), нахождение в квартире табака;

    неприличное и дерзкое обращение с учениками младших классов;

    злоба против сотоварища;

    поздние прогулки, самовольная отлучка в город (на 1 день и на колени на 3 дня); будучи наказан, ушел, будучи отведен в карцер, сказал, что ушел бы, если бы был не заперт (на целый день);

    несознание в проступке, шум и пр.; вынув билет, сказал другой номер;

    посылка за вином и питье вина в пансионе, распитие водки в пансионе;

    нехождение в церковь к обедне;

    сделание неприличного изображения на книге;

    затвор ставней в классе, чтение романа в классе (на праздничный день);

    брошение шинели в грязь и отказ ее поднять, изрезание скамьи (до 6 часов вечера);

    несоблюдение формы в одежде.

Также применялись и другие наказания, такие как, стоять на коленях, остаться на занятиях без места, вынесение выговора, в основном, за проявление лености. Как суровая мера наказания — увольнение из гимназии. Как видим, основным, было наказание за леностьненость и нарушение дисциплины. Несмотря на строгость в отношении проступков, дисциплина в уездных школах «хромал».

К акой-либо шкалы взысканий, в зависимости от проступков, не существовало. Мера и степень наказания определялись учителем по его усмотрению и немедленно. Грубые нравы, царившие в обществе, одинаков были присущи и учителям, и учащимся, вызывали взаимное озлобление.

Но особенно жестокими телесными наказаниями учеников отличались духовные училища. Семинаристов пороли нещадно. Об этом художественно ярко и исторически достоверно описал в «Очерках бурсы» Н. Г. Помяловский (1835-1863), который во время обучения в церковной школе сам был наказан 400 раз и даже задавал себе вопрос: «Пересечен я или еще недосечен?»

В России физические наказания в русских школах были полностью отменены в 1917 году. Официальная советская педагогика с самого начала считала телесные наказания детей независимо от их пола и возраста неприемлемыми и недопустимыми. Даже в военные годы, когда проблемы школьной дисциплины, особенно в мужских школах, стали чрезвычайно острыми, они были категорически запрещены.

Вот что было написано о применении наказаний в инструкции, разработанной Управлением начальных и средних школ на основе приказа Народного Комиссариата Просвещения РСФСР N 205 от 21 марта 1944 года "Об укреплении дисциплины в школе".

«.... поощрения и наказания рассматриваются как средства воспитания, применяемые лишь в сочетании с другими, при этом нравственному влиянию личности самого учителя придается решающее значение..... У учителей должна быть разумная строгость и требовательность, педагог сам должен быть последовательным до конца и действительно добиваться со всей терпеливостью и настойчивостью, чтобы требования были выполнены. При дерзких выходках ученика, при грубости и других крупных нарушениях дисциплины педагог имеет право выразить свое возмущение повышением голоса, но без крикливости. Нужно всегда говорить с учениками так, чтобы в словах учителя чувствовалось достоинство.

В начальных, семилетних и средних школах допускаются следующие меры наказания: замечание учителя, выговор перед классом, приказание провинившемуся встать, удаление из класса, оставление после уроков, снижение балла по поведению, вызов для внушения на Педагогический совет, исключение из школы (временно - на не свыше трех недель, на срок от года до трех лет), направление в школу с особым режимом.

Назначение наказания производится учителем, зав. учебной частью, директором и Педагогическим советом в зависимости от тяжести совершенного учеником проступка и от условий, его вызвавших. … необходимо соблюдать индивидуальный подход к учащимся: учитывать возраст ученика, общий характер его поведения до совершения данного проступка, в первый раз совершен проступок или повторно, случайно или с умыслом, каковы последствия проступка, затрагивает ли проступок одного ученика или целую группу учащихся, есть ли раскаяние у ученика, чувство огорчения и стыда, имело ли место добровольное признание или сокрытие и пр.»

Виды наказаний в школе: удаление с занятий, оставление после уроков как мера наказания за опоздание на уроки, за пропуск уроков по неуважительным причинам, снижение балла по поведению (является очень строгим наказанием), временное исключение из школы на срок не свыше двух недель, исключение из школы на срок от года до трех лет и направление ученика в школу с особым режимом являются крайними мерами наказания. Кроме применения указанных выше мер наказания, учителем, классным руководителем, зав. учебной частью, директором (заведующим) школы, поведение ученика может быть подвергнуто обсуждению в ученических организациях. Каждому педагогу очень важно обладать умением находить в любом ученике хорошие стороны, и, вызывая у воспитанника чувство достоинства и чести, опираться на положительные черты его характера, чтобы помогать ему изживать недостатки в его поведении.

Однако на практике эти нормы применялись далеко не всюду и не всегда. Хотя полномасштабной «ритуальной» порки в советской школе не было и быть не могло, подзатыльники, щипки и шлепки раздавались учителями и воспитателями довольно часто (особенно грешили по этой части военруки и физруки). Многое зависело от особенностей учебного заведения, социального происхождения учащегося и от того, готовы ли были родители его защищать.

Фото с сайтов: http://etsphoto.ru