Игра согласен не согласен. Педагогический совет «Турнир эрудитов. Как игра учит спорить

Проектно-аналитическая игра
для педагогического коллектива

Ш кола, ориентированная на «выращивание» в ученике субъектной позиции, - особая школа. И выстроить ее могут только особые люди. Люди, для которых гуманистические идеалы - не пустой звук, а платформа их профессиональной практики. Люди, умеющие занимать в отношении своей деятельности позиции аналитика, проектировщика, эксперта. Люди, занимающие по отношению к школе и процессу ее становления и изменения активную, авторскую позицию. Помочь ученику стать Человеком, творящим свою личную жизненную историю, может взрослый, знающий, как это сделать, и старающийся реализовать подобную жизненную позицию в собственной жизни, собственной профессии.

Одна из задач, стоящих перед руководством школы, - помочь своим сотрудникам занять в отношении школы и ее развития активную творческую позицию соавторов, соразработчиков. Решение этой задачи - дело серьезное и не быстрое. И мы надеемся, что определенную помощь в обсуждении с педагогическим коллективом этих вопросов может оказать сценарий проектно-аналитической игры, разработанной нами непосредственно под такую задачу.

У этой игры несколько фривольное и «острое» название, звучит оно так: «Мой выбор: я строю свою работу или работа «строит» меня?» Игра рассчитана на 4,5–5 часов (или может быть проведена в два дня, что очень хорошо и продуктивно) и направлена на решение следующих задач:

1. Знакомство участников с различными видами профессиональных позиций педагога в отношении школы как системы, осознание сильных и слабых сторон каждой позиции.

2. Определение и заявление собственной профессиональной позиции в отношении школы и возможных путей ее изменения, развития.

3. Анализ факторов школьной системы, помогающих поддерживать у педагогов активную профессиональную позицию, и обстоятельств, препятствующих этому.

4. Определение ресурсов для формирования активной профессиональной позиции педагогов школы.

Таким образом, игра осуществляется в четыре «такта»:

Получение и осмысление информации.

Самоопределение.

Анализ ситуации в школе.

Проектирование.

Теперь подробно рассмотрим содержание игры в целом и каждого ее этапа.

1. Вызов - разминка

Задача этого этапа работы - пробудить интерес участников к теме, настроить на размышление, самоанализ и конструктивное групповое взаимодействие. Для этого мы предлагаем использовать следующие процедуры.

Игра «Согласен, не согласен, может быть»

В разных сторонах помещения, где проходит работа, прикрепляются таблички с надписями: «Да» или «Согласен», «Нет» или «Не согласен», «Не знаю». Ведущий предлагает участникам выразить свое отношение к той фразе, которую он сейчас произнесет, следующим образом: если участник согласен с произнесенным утверждением, он встает рядом с табличкой «Да», если он лично не согласен с данным утверждением, то ему нужно переместиться к табличке «Нет». В случае затруднения с ответом - к табличке «Не знаю».

Далее участникам зачитываются высказывания, пословицы и поговорки, отражающие различные позиции людей в отношении жизни, дела, отношений с другими людьми. Каждый раз им необходимо выслушать утверждение и выразить свое отношение указанным выше способом. Ведущий может задать представителям любой из групп уточняющие вопросы. В зависимости от активности группы может быть предложено от 3 до 6 утверждений. Например:

Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней (Марк Аврелий ).

Чтобы хорошо мыслить - надо хорошо жить (Евгений Богат ).

Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника (Владимир Даль ).

Люди различаются на осуждающих и творящих (Николай Рерих ).

Я никогда не стою, если имею возможность сидеть, и никогда не сижу, если имею возможность лежать (Генри Форд ).

Кто умеет, делает. Кто не умеет, учит (Бернард Шоу ).

Создание скульптуры «Я и моя работа»

Ведущий делит участников на несколько групп. Это могут быть случайные группы, можно объединить людей по некоторому важному признаку (например, группа классных руководителей, педагогов-предметников, учителей начальной школы, администрации) или по числу лет, отданных педагогике, и школе в частности. Задача каждой группы - придумать, а затем показать остальным скульптуру (вариант - динамическую скульптуру) под названием «Я и моя работа».

На подготовку дается буквально несколько минут. Затем группы по очереди показывают свою скульптуру и при желании или наличии вопросов у других участников - комментируют. К результатам не нужно относиться как к серьезной диагностике, однако сделать некоторые выводы и обобщения необходимо.

2. Позиции педагога в отношении школы - анализ

Ведущий обращает внимание участников на название семинара. Самой формулировкой оно побуждает задуматься о своем отношении к работе, процессам, происходящим в школе в целом, и позиции педагога в отношении этих процессов. Разговор о позиции педагога в отношении школы, ее развития начинается с небольшой теоретической части, в рамках которой освещаются некоторые вопросы.

Что может быть в основании поведения человека в той или иной ситуации?

Вводятся понятия «полевое поведение», «стереотипное поведение» и «позиция».

«Полевое поведение» - это непосредственная, неосознаваемая реакция на ситуацию, поведение других людей, часто имеющая рефлекторную природу. Так, в ответ на повышение голоса учеником учитель автоматически тоже повышает голос (хотя иногда педагогически это не только неоправданно, но и вредно для разговора). «Полевые реакции» берут свое начало в безусловных рефлексах, семейных сценариях, детских привычках.

«Стереотипное поведение» родом из шаблонов педагогической профессии. Годами и десятилетиями гильдия педагогов нарабатывала некоторые привычные способы оценки и реагирования. Каждый молодой педагог, попадая в сложившееся сообщество, невольно присваивает эти шаблоны, в чем-то неуловимо становясь похожим на «учителя вообще».

Морализаторские реакции, жесткие и однозначные оценки, стремление все оценить, которое прорывается в поведении педагога, - все это родом из профессиональных стереотипов.

«Позиция» - осознанное поведение, основанное на анализе ситуации, ценностных основаниях и личном выборе. Позиция всегда предполагает особую работу души, которая в результате превращается в действие, поступок, оценку, выбор и пр.

Отличительные признаки «позиции» как формы поведения

Отличительными признаками личностной позиции являются:

1) наличие у человека собственных целей и ценностей;

2) осознанность;

3) знание и принятие на себя ответственности за последствия проявления позиции, настойчивость в ее предъявлении;

4) наличие адекватных целям и ценностям человека средств выражения своей позиции другим людям;

5) устойчивое проявление данного поведения в различных ситуациях деятельности и взаимоотношений с людьми.

Виды педагогических позиций

Участникам предлагается рассмотреть возможные позиции педагога в отношении школы и ее развития, используя следующие параметры: широта - узость решаемых профессиональных задач, установка на исполнительство - установка на творчество (авторство).

Таким образом, можно говорить о четырех различных позициях:

Для понимания участниками семинара сути каждой позиции обязательно нужно описать проявления каждой из них в реальной педагогической практике.

Позиция «А»: педагог готов включиться в развитие школы, происходящие в ней инновационные процессы, но ему требуется четкая задача, имеющая понятные границы, сроки, результат. Кроме того, интересы самого педагога тоже локальны и конкретны, поэтому важно, чтобы поставленная перед ним задача лежала в сфере его сегодняшней компетенции и актуальных интересов. Например, педагогу интересно осваивать определенную методику преподавания или разрабатывать конкретный факультативный курс, поэтому он готов включиться в инновационные процессы с этим содержанием. Его место в системе инновационных задач, решаемых школой, должно быть строго определено. Причем за него и до того, как он приступит к работе.

Позиция «В»: педагогу интересно многое, он готов подстраиваться в постановке профессиональной задачи под запросы школы, готов включаться в несколько разных проектов (от разработки программы этнографической экспедиции до создания тестов проверки ОУНов по предмету в 7-м классе), но в позиции исполнителя. То есть он запрашивает конкретную формулировку цели, задачи и даже инструкции по исполнению. В ситуации, когда эти цели и задачи еще расплывчаты, неопределенны, изменчивы, его деятельность становится нерезультативной, и сам педагог не удовлетворен своим трудом. Деятельность по выработке идеи, постановки задач не привлекает такого педагога.

Позиция «С»: педагог склонен к самостоятельному профессиональному творческому делу. Однако сфера его профессиональных интересов четко определена, и на многое сразу он распыляться не хочет и не может. Если он и школа окажутся единомышленниками (то есть договорятся о целях, общих принципах, ценностях), он готов взять на себя определенный пласт, определенное направление работы и вести его от этапа постановки конкретных задач до этапа внедрения и мониторинга. На него можно положиться, он будет отслеживать эффективность своей работы, сотрудничать с другими, вовремя корректировать планы и ситуацию, но не стоит ожидать от него видения системы в целом, критичной оценки места и роли своей работы во всей системе деятельности школы.

Позиция «D»: педагогу важно и интересно быть в курсе всех процессов, происходящих в школе, понимать общую линию развития, а еще лучше - принимать участие в ее определении и разработке. Его профессиональные интересы широки, поэтому он может включаться и в деятельность своего методического объединения, и в группу, разрабатывающую межпредметный образовательный проект, и в подготовку какого-либо внеучебного мероприятия. Включаться с самого начала, быть инициатором создания группы, входить в ее актив.

Игра на осмысление и эмоциональное проживание позиций

Для дальнейшей работы семинара важно, чтобы у участников возник не только умозрительный образ каждой позиции, но чтобы эти позиции были внутренне освоены и эмоционально прожиты. Для это организуется следующая процедура.

Ведущий разбивает участников на 4 группы (жребием). Каждая группа должна сначала придумать некоторое образное название той профессиональной позиции, которую для нее выбрал ведущий. Это может быть знакомый для данной культуры образ, метафора и др. Каждая группа обязательно представляет свое название и при необходимости комментирует его.

В результате этой работы позиции, заданные ранее ведущим, приобретают живые черты, становятся ближе и понятнее людям, которые их обсуждают и «обживают». Так, представитель первой позиции получал у нас имя «Пуговичника» (помните у Райкина: «К пуговицам претензии есть?»), «Исполнителя», «Специалиста» или просто «Спеца». Носителя узкой по интересам, но творческой позиции довольно часто называют «Левшой». Третья позиция именовалась «Мастер» или «Данила-мастер», «Профессионал», «Профи», «Прораб». Представитель позиции «D» - «Автор», «Соавтор», «Проектировщик», «Архитектор» и др.

Мы никогда не предлагаем участникам уже придуманные до них названия. Важно, чтобы в школе сложился свой «сленг» на эту тему. Далее ведущий предлагает участникам несколько вопросов, и каждый раз просит группы, посовещавшись, сказать, чем характеризовалось бы поведение педагога, стоящего на той или иной позиции, в данной ситуации.

Возможные вопросы:

Опишите, при каких действиях руководителя будет наиболее эффективен представитель этой позиции.

Школа решила принять участие в педагогическом эксперименте. Как организовать ситуацию в школе, чтобы представитель каждой позиции был включен в реализацию поставленных планов?

Канун нового учебного года. Как готовится к началу года человек из вашей профессиональной позиции?

Какие ситуации взаимодействия с детьми будут для него наиболее трудными?

Все позиции по-своему понятны и важны. Каждая имеет свои преимущества и недостатки как с точки зрения ее носителя, так и с точки зрения управленца, взаимодействующего с педагогом. Очевидно, что для разных школ, различно строящих свою деятельность, оптимальное соотношение данных позиций будет разным. Школе и каждому педагогу в школе важно определиться по следующим вопросам:

В каких позициях находятся сегодня педагоги?

Какие позиции запрашивает сегодня школа?

Что нужно сделать для того, чтобы педагоги были заинтересованы занять те профессиональные позиции, в которых нуждается сегодня школа?

Об этом - дальнейшая работа на семинаре.

3. Самоопределение

Каждый участник получает листок бумаги, на котором его просят написать название той позиции, которую он, как ему кажется, сейчас в школе занимает. И, если у него есть об этом представление, к какой позиции он стремится, в какую позицию хотел бы встать. Подписывать листочки не надо.

После процедуры объявляется перерыв, во время которого подсчитывается общее число листочков и на основе процентного соотношения позиций рисуется круговая диаграмма. Пришедшие с перерыва участники могут увидеть эту диаграмму на доске (ватмане). Ведущий сообщает результаты, называя число участников, занимающих ту или иную позицию, а также те намерения, которые есть у отдельных представителей по смене профессиональной позиции. «Диагноз» - что означает данная расстановка сил для развития школы, насколько эта ситуация конструктивна, - может обсуждаться всем коллективом, может «выставляться» директором школы.

Очевидно, что для школы, находящейся в режиме развития, и особенно для школы, ориентированной на гуманистическую, антропологическую педагогику, важно, чтобы: а) большинство педагогов занимало авторскую позицию и б) было достаточно много людей, стоящих в позиции соавторов, проектировщиков. Если ситуация хороша, если в коллективе много педагогов с такими позициями, семинар на этом может быть закончен. Если же есть куда расти, семинар продолжается…

4. Анализ факторов, помогающих удерживать АПП

Для проведения этого этапа мы предлагаем использовать две процедуры. Первая - очень важная, интересная, но вспомогательная. Ею можно пожертвовать в том случае, если времени не так много, как хотелось бы, или коллектив уже проявляет признаки усталости.

Игра «Преимущества и трудности»

Участники работают в четырех группах. Каждой группе предлагается посмотреть на авторскую позицию педагога в школе (она уже не разделяется по широте интересов), на ее плюсы и минусы под следующим углом зрения:

Самого педагога, реализующего данную позицию;

Его коллег, сослуживцев;

Школьной управленческой команды;

Учеников (воспитанников) педагога.

Игра позволяет посмотреть на профессиональную позицию с разных сторон, увидеть ее сильные и слабые стороны «объемным» зрением. Это очень важно для того, чтобы глубоко и продуктивно решить следующую задачу семинара.

Анализ факторов школьной среды

Работа продолжается в тех же группах. Участникам предлагаются бланки, где перечислены факторы, которые: а) могут способствовать проявлению авторской педагогической позиции в школе и б) могут ей препятствовать. Две группы получают «способствующие» факторы, две - «препятствующие». Задача групп: проранжировать данные факторы, добавить при необходимости свои. По отношению к ним группы прописывают и затем докладывают, что необходимо сделать для того, чтобы: а) уменьшить действие негативных факторов, б) увеличить число и усилить действие стимулирующих факторов.

Группы докладывают о результатах своей работы.

Затем аналогичный опросник предлагается каждому участнику для индивидуального заполнения. На этом этапе участники оценивают действие данных факторов по отношению к самим себе. Опросники собираются, их данные анализируются после завершения семинара инициативной группой. (Бланки для работы групп и индивидуального заполнения см. в приложении.)

5. Запросы школы на АПП

Это последний и очень важный этап работы семинара. Он предполагает анализ тех ресурсов, которые есть сегодня у школы для поддержки и развития профессиональной авторской позиции педагогов, и проектирование новых возможностей.

На данном этапе работают группы:

Административная команда.

Классные руководители.

Педагоги-предметники гуманитарного цикла.

Педагоги-предметники естественного и технического цикла.

Педагоги дополнительного образования.

Психолого-медико-социальная служба школы.

Задача группы: составить перечень тех форм работы, тех профессиональных ситуаций, существующих в школе, в которых уже сегодня возможно проявление представителями данной группы АПП.

Затем - оценка по пятибалльной системе того, насколько эта форма сегодня реально работает на поставленную задачу. И наконец, предложения группы по расширению или углублению создаваемых школой возможностей для проявления ее представителями профессиональной авторской позиции. Таким образом, работа группы осуществляется в три этапа.

Возможна остановка после двух первых этапов (перед предложениями по развитию) и презентация результатов другим группам. Итоговые предложения групп являются реальной основой для дальнейшего проектирования системы работы с педагогическим коллективом школы по развитию его авторской позиции.

Завершается семинар подведением итогов и определением перспектив. Мы возвращаемся к задачам семинара и к его названию.… Как теперь это название звучит для участников? Важно дать педагогам возможность высказаться, обозначить свои пожелания и опасения, возникшие в процессе работы.

Сама по себе работа педагога в семинаре является развивающей ситуацией. Семинар помогает задуматься о своей профессиональной деятельности, сравнить свою позицию и позицию коллег, понять запрос школы и определиться с теми перспективами собственного профессионального развития, которые возможны и желательны в данной школе.

Вместе с тем данный семинар является непростым и ответственным делом. В ходе обсуждения административная команда может получить довольно острую и болезненную по содержанию (а то и по форме) обратную связь, столкнуться не только с поддержкой, но и с непониманием. Ко всему этому нужно быть готовым, равно как и к тому, что работы у администрации после такого семинара существенно прибавится: нужно будет развивать идеи, выработанные в процессе совместной работы педагогического коллектива.

Конечно, одним проектно-аналитическим семинаром позицию педагогов не изменить и команду единомышленников не создать. Однако его проведение может стать в школе событием, открывающим новую страницу сотрудничества, запускающим процессы развития профессионального и личностного развития педагогов, а вслед за ним - развитие самой школы как образовательной системы нового, современного типа.

Марина БИТЯНОВА,
кандидат психологических наук,
профессор МГППУ
Татьяна БЕГЛОВА,
психолог-методист

ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА

Эти бланки можно использовать как для индивидуального заполнения, так и для групповой работы. В последнем случае в заголовке будет написано: «Факторы, влияющие на профессиональную позицию педагогов данной школы».

Факторы, влияющие на мою профессиональную позицию в данной школе

5 - да (препятствует или стимулирует);

4 - скорее да, чем нет;

3 - и да, и нет;

2 - скорее нет, чем да;

1 - нет.

Если в списке не все учтено, добавьте свои факторы и тоже оцените их выраженность.

1. Собственная инерция.

2. Накопившиеся профессиональные разочарования («сколько раз уже начинали…»).

3. Отсутствие поддержки в этом вопросе со стороны школьной администрации.

4. Отсутствие поддержки коллег, неприятие нового, авторского в коллективе.

5. Отсутствие системы работы в этом направлении в методическом объединении.

6. Состояние здоровья.

7. Недостаток времени.

8. Стесненные жизненные обстоятельства.

9. Отсутствие объективной информации о моей деятельности со стороны руководства и коллег.

10. Потеря интереса к педагогической деятельности.

11. Отсутствие специалистов, у которых можно было бы поучиться.

1. Налаженная система методической работы в школе.

2. Наличие специалистов, у которых можно поучиться.

3. Пример и влияние коллег.

4. Поддержка и внимание к этой проблеме руководителя.

5. Интерес к педагогической деятельности.

6. Личный пример руководителя школы.

7. Возможность признания в коллективе.

8. Новизна деятельности, условия работы, возможность экспериментировать.

9. Система материального стимулирования.

10. Потребность в саморазвитии.

11. Атмосфера сотрудничества и поддержки, сложившаяся в коллективе.

Светлана Букатина
Педагогический совет «Турнир эрудитов»

Педагогический совет "Турнир эрудитов" (Активизация умственной деятельности детей в организованной деятельности и в повседневной жизни посредством дидактических игр и упражнений)

Цель: Повышение теоретического уровня педагогов для активизации умственной деятельности детей в организованной деятельности и в повседневной жизни

Задачи: 1. Уточнить и cистематизировать знания педагoгов по прoблеме активизации детей

2. Активизирoвать педагoгическое мышление педагогов как oснову использования нетрадиционных фoрм работы детьми, cтимулировать развитие у них творчества и профессиональной активноcти.

3. Поддержать интереc педагогов к дальнейшему изучению данной темы.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1. Тематический контроль «Использование дидактических игр, упражнения и игровых методов при организованной деятельности детей».

2. Конкурс на «Лучшую презентацию дидактической игры».

3. Подбор педагогических ситуаций и заданий для турнира.

ПОВЕСТКА ПЕДСОВЕТА 1. Вступительное слово старшего воспитателя.

2. Выполнение решения предыдущего педсовета.

3. Выступление. Использование логических упражнений, игр, загадок в речемыслительной деятельности у детей с отклонениями в развитии на занятиях.

4. Выступление. Активизация умственной деятельности детей в повседневной жизни.

5. Мониторинг использования логических упражнений на занятиях по формированию элементарных математических представлений

6. Справка по итогам тематического контроля «Использование дидактических игр, упражнения и игровых методов при организованной деятельности детей».

7. Деловая игра «Турнир эрудитов».

8. Подведение итогов.

«Турнир эрудитов» проводится между двумя командами, которым предлагаются следующие задания:

I Вводная часть. Знакомство. Cочинить двустишие в котором фигурирует Ваше имя (Меня зовут Нина, я люблю играть на пианино)

Разминка. Д/И «Если бы я был…»

Цель: Отождествлять себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Принцип – эмпатия. Главный смысл эмпатии – войти в роль кого- либо или чего либо.

Ход: Ведущий начинает “Если бы я была трамваем, то я бы перевозила людей, Лиля, а если ты бы была швейной машинкой?”, дальше педагог находит ответ на вопрос и по цепочке следующему ребенку передает свой вопрос. Игра проводится, пока все не примут в ней участие.

II. часть. Работа в группах.

Теперь настроимся на работу. В этом поможет Блиц – игра. Правила простые: быстро отвечать на поставленные вопросы, предварительно подняв руку.

Вопросы для блиц-игры. (по очереди каждой команде)

Как заканчивается название известной сказки «Карлсон, который живет на…»? (Крыше)

Какой камень науки грызут студенты? (Гранит)

Куда прибывает поезд? (На вокзал)

Как одним словом можно назвать кролика, козу и корову? (Животные)

Кому из политических деятелей принадлежит высказывание: «Жить стало лучше, жить стало веселей.»? (И. Сталину)

Какое женское имя помогло советским солдатам в войне с фашистами? (Катюша)

В какой стране был придуман светофор? (В Англии, 1868г)

Как называется программа для дошкольников, главная идея которой состоит в том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований? (Радуга)

Кто из мультипликационных героев совершил кругрсветное путешествие? (Капитан Врунгель)

Кому принадлежат слова: «Чтобы воспитывать ребёнка, надо его знать, чтобы его знать, надо за ним наблюдать, чтобы за ним наблюдать, надо ему дать свободу»? (М. Монтессори). Подсказки: Дружила с Жаном Пиаже; именем этого педагога названы метод, центры и детские сады.

Как называется один из драматических жанров, в котором отражается смешное и несообразное в жизни? (Комедия)

Назовите нижегородского мастера-самоучку, создавшего телескоп, часы, микроскоп. Александр Васильевич Суворов говорил о нём: «У этого человека так много ума! Он ещё изобретет нам ковёр – самолёт!» (Иван Петрович Кулибин, 1735-1818)

Назовите поэта, которому принадлежат слова: «Даже маленький ребёнок, не умеющий читать, только выйдя из пелёнок, просит книжку показать». (С. Михалков)

Как называется программа, цель которой – развитие изобретательной смекалки, творческого воображения, диалектического мышления? (ТРИЗ)

Дидактическая игра: “Исправь предложение”.

Цель: Составлять ассоциативные цепочки и уметь их объяснить.

Ход: Ведущий зачитывает предложение, в которых допущены ошибки, педагоги должны их уловить, исправить и объяснить своей ответ.

1. Когда к нам пришел шкаф в гости, мы очень обрадовались.

2. Наступил новогодний праздник, и мы пошли на пляж купаться.

3. На лестнице поставили песочницу и стали там играть.

4. Врач не лечит детей, а метет снег на улице и т. д.

Дидактическая игра: “Согласен – не согласен”.

Цель: Учиться сопоставлять противоположное мнение, уметь объяснить их, правильно простраивать предложение при ответе.

Ход: Ведущий каждому участнику задает вопрос.

Я утверждаю, что в лесу не бывает животных – я с вами не согласен, в лесу живут дикие животные.

Я утверждаю, что, одев лыжи на ноги, можно выходить на лед – я с вами не согласен на льду катаются на коньках.

Я утверждаю, что на тополях можно увидеть цветы – я с вами не согласен, цветы могут быть комнатными или расти на клумбах.

Я утверждаю, что с иглой ели можно сшить одежду – нет я с вами не согласен, одежду можно сшить швейной иглой.

Я утверждаю, что люди купаются летом – да я с вами согласен, люди купаются летом.

Я утверждаю, что в детском саду детям скучно и не интересно – нет я с вами не согласен, потому что в детском саду весело и интересно.

Я утверждаю, что мы завтракаем вечером – нет я с вами не согласен, мы завтракаем утром.

Я утверждаю, что июнь это зимний месяц – нет я с вами не согласен, это летний месяц.

Я утверждаю, что книги это бесполезная вещь – нет я с вами не согласен, книги очень интересны и их можно читать.

Я утверждаю, что домашние животные живут в лесу – нет я с вами не согласен, они живут в домах.

Я утверждаю, что круг имеет углы – нет я с вами не согласен, у круга нет углов, он круглый.

Я утверждаю, что перелетные птицы не улетают, а зимуют – нет я с вами не согласен, потому что они улетают в теплые края.

Я утверждаю, что когда приходит осень, начинают капать сосульки – нет я с вами не согласен, начинается листопад.

Я утверждаю, что дети ходят в школу играть – нет я с вами не согласен, они ходят туда учиться.

Я утверждаю, что столы в нашей группе железные – нет я с вами не согласен, они деревянные.

Я утверждаю, что Йошкар – Ола - столица Китая – нет, я с вами не согласен, Йошкар – Ола - столица республики Марий – Эл.

Физкультминутка. «Карандаш»

Суть упражнения состоит в удержании карандашей или авторучки, зажатыми между пальцами стоящих рядом участников. Сначала участники выполняют подготовительное задание: разбившись на пары, располагаются друг против друга и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев. Задание: не выпуская карандаши - двигать руками вверх-вниз, вперёд-назад. Затем встаю в круг и выполняют с соседями круга. (Можно дать задания: сделать шаг вперёд, два шага назад; присесть; присесть с закрытыми глазами).

«Узнай по объявлению»

Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе. (Улитка, черепаха)

Друзья! Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне. (Еж, дикобраз, ёлка)

Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья? (Гусеница, змея, червяк)

Помогу всем, у кого сломался будильник (Петух)

Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом. (Медведь)

Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья. (Птица)

Что-то очень скучно стало выть на луну. Кто составит мне компанию? (Волк)

Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый! (Ящерица)

Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один – медлительность (Черепаха)

Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне. (Лось)

Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью. (Сова)

Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть! (Лиса)

Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. (Кукушка)

Самая маленькая мера длины? (мм)

Число получаемое при сложении (Сумма)

Мера измерения жидкостей. (Литр)

Что нужно сделать, чтобы увеличить на.? (Сложить)

Трижды три? (9)

Свежие чернильные пятна легко отстирываются в:

Б) простокваше

Что тяжелее 1кг воды или 1 кг железа? (Одинаково)

В каком слове 5 букв «О» (Опять)

Сколько лет прожил старик со своею старухой у самого синего моря? (33)

Когда человек бывает в комнате без головы? (Когда он выглядывает из окна)

Что будет с козой, когда ей исполниться 7 лет? (Восьмой пойдёт)

Какими нотами можно измерить расстояние (Ми Ля)

Заяц вытащил 8 морковок и съел все, кроме 5. Сколько морковок осталось? (5)

Ношу их много лет, а счёта не знаю. (Волосы)

В воде купался, а сух остался? (Гусь)

Семью пять? (35)

Что нужно сделать, чтобы уменьшить в. ?

Самоходка Емели (Печь)

Какое слово состоит из пол буквы? (Полка)

Сколько нужно букв, чтоб получилась большая куч сена (Стог)

Вывод, который учение знает наизусть. (Правило)

Цитрус с шестью нулями (Лимон)

Какой самый короткий месяц в году (Май)

Самая холодная и жестокая (Снежная королева)

До какого места заяц забегает в лес (До середины. Дальше он бежит из леса.)

Умеют ли слоны плавать (Да)

Какой год продолжается всего один год? (Новый год)

Отчего гусь плавает? (От берега)

А)зелёный чай

Б) молоко

В) крепкий кофе

Белочкина родина? (Лес)

Яйцо всмятку варится 3 мин. Сколько времени потребуется, чтобы сварить 5 яиц?

Из какой посуды нельзя есть? (Из пустой)

Если в 12ч. дня идёт дождь, то можноли ожидать через 12 часов солнечную погоду? (Нет, будет полночь)

На что похожа половина яблока (На другую половину)

Официальный жених Дюймовочки (Элф)

Обладательница хрустальной туфельки (Золушка)

Проект решения педсовета: 1. Информацию по использованию логических упражнений на занятиях принять к сведению.

2. Продолжить работу по оснащению и использованию логических игр на других видах организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни.

3. Пополнить картотеку дидактических игр.