Система образования в китае схема. Система школьного образования в Китае, или Что наша жизнь — экзамен. Начальная школа в Китае

Введение

Система Образования прочно вошла в нашу жизнь, ведь чтобы достичь определенных успехов и целей, уважаемый себя человек должен иметь высшее образование.

Система образования в каждой стране развивалась по-разному. Особенно бурное развитие в сфере образования за последнее время произошло в странах Азии.

Западную Европу уже охватил "восточный" бум - молодежь учит китайский, японский, монгольский языки, изучает культуру и традиции этих стран. Тем более что крупная азиатская страна Китай - наш сосед, и его влияние в мире с каждым годом растет. Так что изучение восточных языков -становится все более актуальным, и это не только дань моде, но и шанс получить хорошую работу. В Китае насчитывается более 2 тыс. университетов, колледжей и профессиональных высших школ, в которых обучается около 9 млн. человек. На бакалаврских программах в них обучается более 5,5 млн. студентов, на магистерских и докторских - около 300 тыс. студентов. Более 450 ВУЗов страны имеют право принимать на обучение иностранных студентов ("лаовайлюсюэшэн").

Особенности системы высшего образования Китая

Система высшего образования в Китае включает университеты, колледжи и профессиональные высшие школы. Большая часть университетов и колледжей действует под контролем Министерства образования страны - независимая организация, главная задача которой - организация и проведение первого цикла оценки на основе руководств, положений и критериев оценки Министерства образования и других образовательных учреждений. В настоящее время создано более 20 подобных агентств провинциального (регионального) уровня.

По результатам анализа системы высшего образования КНР можно сделать вывод, что это тщательно контролируемая и активно поддерживаемая государством стратегическая отрасль, получившая динамичное развитие в последние десятилетия реформ в республике. Хотя остаются ВУЗы, управляемые органами власти провинций и городов.

Интересно заметить, что в Китае университеты объединяются путем так называемого «слияния». Так Пекинский университет был слит с медицинским (Пекинская медицинская академия). Слияние вузов позволило осуществить глубокие перемены в системы образования, оптимизировать и рационально расставить педагогические ресурсы, повысить качество преподавания и уровень учебного процесса.

ВУЗы страны обеспечивают три уровня высшего образования:

Первая ступень предполагает 4-5 лет обучения и заканчивается присвоением степени бакалавра.

Вторая - рассчитана на 2-3 года обучения и завершается присвоением степени магистра (Magister).

Третья ступень предполагает 3 года обучения и завершается присвоением степени доктора. Ее получение предполагает сдачу экзаменов по основным предметам учебного курса и выполнение самостоятельного исследовательского проекта.

Поступление в вуз - настоящий праздник для выпускника средней школы: конкурсы в отдельные университеты достигают 200-300 человек на место. Одаренные дети и молодые люди в Китае, как правило, пользуются различными льготами - к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и т.д. Платное образование преобладает, но на «платные места» абитуриенты поступают на общих основаниях. Иногда за обучение платит предприятие, на котором работал студент. Тем не менее, у наиболее одаренных студентов остается возможность получить высшее образование бесплатно.

Интересно, что в зависимости от результатов, полученных на едином выпускном школьном экзамене (что-то вроде нашего ЕГЭ, который проводится в КНР одновременно по всей стране в мае), абитуриент может претендовать на допуск к вступительным экзаменам лишь в тот вуз, который по категории в иерархии вузов соответствует набранным баллам, т.е. «высшей категории» или «категории провинциального уровня», «городского уровня» и т.д.

Учебный год к университетах Китая разделен на 2 семестра - осенний и весенний. Осенний начинается в сентябре, весенний - в марте. Летние каникулы июль и август, зимние - в период китайского Нового Года (конец января - февраль). Регистрация кандидатов на учебный год проходит с февраля по июнь.

Система высшего образования Китая уже сегодня может похвастаться международным авторитетом. Китайские выпускники работают в ведущих научных учреждениях в Северной Америке, Европе, Японии, Австралии и других странах. Ежегодно около 20 тысяч выпускников вузов Китая продолжают свое обучение в аспирантуре и докторантуре за рубежом. Много китайских студентов работает в Силиконовой долине, Уолл-стрит, преподает в университетах мирового класса. Китайское правительство подписало соглашения о взаимном признании дипломов с 64 странами и регионами, в том числе с Россией, Англией, Германией, Италией и другими.

Уже многие десятилетия развития системы высшего образования КНР проявляется ее главная особенность - серьезное преобладание в вузовских программах естественно-технических и прикладных дисциплин, порядка 60% (к примеру, в США данный показатель равен 14%, в Японии - 26%). Таким образом, если сравнить Китай с развитыми странами, то гуманитарии составляют относительно малую часть студенчества, за исключением, возможно, социологов. Данный факт можно объяснить в основном потребностями экономики.

Отличием также можно назвать и тот факт, что практически во всех университетах страны готовят специалистов по сельскому хозяйству (около 10% студентов). Не случайно весь мир говорит об успехах китайской аграрной науки.

Высокий уровень образования в ведущих ВУЗ-ах КНР признает и международное сообщество. Так, исследовательская структура международного высшего образования QS 8 сентября 2010 г. опубликовала новый рейтинг ведущих вузов мира, куда в первую 50-ку попали Сянганский университет, Сянганский университет науки и технологий, Сянганский университет китайского языка и Пекинский университет. Университет Цинхуа разместился на 54-й строчке, Тайваньский университет занял 94-е место. Сянганский университет впервые опередил Токийский и занял первое место среди высших учебных заведений Азии.

китай образование оценивание аспирантура

Китай до сих пор для многих остается «загадочной восточной страной» с богатой историей и культурой. Не менее привлекателен Китай со стороны образования. Многие родители хотят отправить своих детей в эту страну на обучение, благодаря быстрому техническому и экономическому развитию страны. Однако, стоит знать некоторые нюансы школьного образования в Поднебесной.

Школьное образование в Китае предполагает обучение на протяжении 12 лет. В него включены три ступени. При этом с 2008 года власти Китая приняли решение утвердить обязательное бесплатное 9-летнее обучение в школе. Продолжать ли обучение в последних трех классах – решают родители и сами ученики.

Перед поступлением в первый класс будущие первоклассники проходят тестирование. Следующие экзамены ждут детей через шесть лет, после завершения обучения в начальной школе. Система оценок на экзамене – балльная. Для поступления в среднюю школу в Китае требуется набрать определенное число баллов. Если ученик набирает высокий балл, то имеет шанс поступить в среднюю школу при вузе, что обеспечит ему дальнейшее поступление в этот вуз.

После 12 лет обучения в школе выпускники сдают единые экзамены, аналогичные нашему ЕГЭ. Они являются выпускными из школы, а также вступительными в вуз. Для поступления в разные вузы необходимо набрать разные минимальные результаты на экзамене. Чем известнее вуз, тем более серьезные требования он предъявляет к уровню знаний абитуриентов. Абитуриент может высылать заявку на поступление одновременно в два или три учебных заведения.

Особенности обучения в школе в Китае

Отличительной чертой школ в Китае является высокая нагрузка на учеников по сравнению с нагрузкой в российских школах. Главная причина в том, что китайский язык очень трудный. Школьникам за время обучения приходится заучивать несколько тысяч иероглифов. Их нужно не только запомнить, но также научиться грамотно произносить и писать. Число учеников в классе составляет более 30 человек, а порой достигает 70-80 детей.

С тем чтобы не перегружать детей, было принято постановление о введении учебного дня длительностью не более восьми часов. Занятия в китайских школах начинаются в 8 часов утра. Количество уроков физической культуры составляет не менее 70 минут в неделю.

Школьное образование в Китае предполагает 5-дневную учебную неделю. Обычно дети учатся до 4 часов дня. Режим дня следующий:

  • С 8:00 до 11:30 – занятия по основным предметам (математика, китайский язык, иностранные языки);
  • С 11:30 до 14:00 – обеденный перерыв и дневной отдых;
  • С 14:00 до 16:00 – занятия по второстепенным предметам (рисование, пение, физическая культура, труды).

С учетом посещения факультативных уроков и выполнения домашних заданий ученики идут спать ближе к полуночи. А утренний подъем обычно происходит в 6:00, ведь в 7:30 уже нужно быть в школе.

Учебный год в китайской школе включает два семестра. После окончания первого и второго семестров ученики получают итоговые оценки успеваемости в баллах. Используется 100-балльная шкала. Учителя проставляют баллы учеников в классные журналы. Родители всегда могут быть в курсе успехов своих детей.

В обучении поддерживается строгая дисциплина. Если ученик прогуляет 12 занятий, не имея уважительной причины, он будет отчислен.

Среднее образование в Китае находится под бдительным контролем государства. Все школы имеют государственное финансирование и получают средства из казны на обновление оборудования и ремонт помещений.

Современные школы в Китае часто представляют собой целые комплексы зданий, между которыми тянутся длинные переходы, а во внутренней части двора располагаются большие спортивные площадки. В одной школе порой учится несколько тысяч учеников.

Начальная школа в Китае

Дети идут в первый класс в 6 лет. Занятия первого семестра начинаются 1 сентября, второй семестр стартует 1 марта. Каникулы летом приходятся на июль и август, а зимой – на январь и февраль.

В начальной школе в Китае изучают математику, китайский язык, естествознание, рисование, музыку, а еще дети получают базовые знания из истории, природоведения и географии. Обязательным является изучение Китая и населяющих его народов, а также получение политической информации. Кроме того, школьники активно участвуют в поддержании порядка и чистоты в школьных помещениях.

Начиная с 3 класса, школьники изучают английский язык. С 4 класса дети также посещают практику – обычно в мастерских или на фермах. Многие выбирают себе факультативы и секции по душе.

Неполная средняя школа

Средняя школа в Китае – это обучение в течение трех лет. После него обязательная часть образования будет завершена. Подростки изучают следующие предметы: математика, китайский язык, английский язык, физика, информатика, биология, география, музыка, физическая культура, этика и мораль.

Особое внимание в Китае уделяется воспитанию политической грамотности и внедрению идеологии в юные умы. Также дети продолжают заниматься в секциях и кружках, выбранных на предыдущей ступени обучения.

Полная средняя школа

В этот период ученики могут выбрать одно из образовательных направлений.

  • Профессионально-техническое направление служит для подготовки технических специалистов, которые смогут найти работу в производственной сфере или в сельском хозяйстве. Здесь отдельно выделяются профессиональные, технические и сельскохозяйственные школы.
  • Академическое направление служит для подготовки подростков к поступлению в вузы.

Обучение в вузах в Китае длится 2-4 года и зависит от специальности. Действует система распределения выпускников, поэтому сразу после окончания вуза они получают работу.

Популярные школы Китая

Пекинская школа имени Первого Октября была открыта более 60 лет назад. Месторасположение – город Пекин. Здесь осуществляется обучение с 1 по 12 класс, зачисление возможно на любом этапе. В школе поддерживается жесткая дисциплина. После нескольких нарушений следует отчисление.

Возможно обучение детей из зарубежных стран. Для них в течение года проводятся уроки по изучению китайского языка. После получения основ языка следует выдержать вступительные экзамены по математике, английскому и китайскому языкам. Иностранным школьникам предоставляется пребывание на условиях пансиона. Стоимость обучения: 28500 юаней, стоимость проживания: 6000 юаней.

Татьяна Л. (мама ученицы Евгении) говорит о том, что в школе им понравилось неформальное отношение к девочке, помощь в решении бытовых вопросов, индивидуальный подход.

Школа при Народном университете Китая (город Пекин) считается одной из самых популярных средних школ в Китае. Возможно обучение иностранных учеников в любом классе — с 1 по 12. Университет специализируется в области общественных и гуманитарных наук, популярные специальности: экономика, журналистика, право.

Школа славится высокими результатами выпускников. Большинство из них поступают в Народный университет или другие престижные вузы Китая. Для студентов из других стран предусмотрен годичный курс китайского языка, после которого сдаются экзамены для поступления в школу. Стоимость обучения: 25000 юаней, стоимость проживания: 6200 юаней.

Школа №2 при Восточно-Китайском педагогическом университете расположена в городе Шанхае. Считается одной из лучших школ этого города. Возможно обучение школьников из других стран в возрасте 12-18 лет. Предусмотрен предварительный курс обучения китайскому языку, как и в других аналогичных школах.

Школа имеет прекрасную материально-техническую базу. Это и лаборатория, и крытый бассейн, и многочисленные спортивные объекты. В общежитии имеется 400 комнат для учащихся. Стоимость обучения: 35000 юаней, стоимость проживания: 5000 юаней.

Ольга С. (мама ученицы Лилии) из России говорит о том, что смело может рекомендовать всем эту школу. Ей понравилась территория, утопающая в зелени, современные корпуса общежития и школы, а также несколько отличных спортивных площадок.

Школа при Шанхайском университете Цзяотун готова принять иностранных школьников в возрасте 15-18 лет для обучения в выпускных классах. Сначала учащиеся в течение полугода изучают основы китайского языка и лишь после этого могут перейти к основной программе. Здесь подростки не только изучают основные дисциплины, но и готовятся к поступлению в вуз. Стоимость обучения: 34300 юаней, стоимость проживания: 4000 юаней.

Дилара говорит, что ее сын доволен учебой, он нашел друзей из разных стран мира, овладел китайским и закрепил знания по английскому языку. Теперь планирует поступать в китайский вуз.

Что касается русских школ в Китае, можно порекомендовать школу при посольстве РФ в городе Пекине.

Документы для обучения в китайской школе

Каждый школьник из зарубежной страны должен иметь официального опекуна на территории Китая. Им может стать любой гражданин Китая или иностранец, получивший официальную работу и вид на жительство в Китае. Опекун должен написать письменное поручительство за подопечного о том, что школьник будет хорошо себя вести и успешно обучаться. А в случае нарушений опекун понесет ответственность.

Именно к опекуну обращается администрация школы при возникновении проблем с учеником. За опекунство родителям школьника обычно приходится заплатить несколько тысяч юаней. Некоторые школы сами выступают в роли опекуна.

Также для выезда на учебу в Китай необходимо иметь заграничный паспорт и студенческую визу, которая выдается только после заключения договора со школой.

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В середине прошлого столетия система была реформирована, так как образование было доступно только для 20% населения, остальные же оставались неграмотными. Результатом реформы стало получение возможности для всех детей ходить в школу, и не воспользовались ею по ряду причин родители лишь 1% детей.

Что же, давайте узнаем, как протекает процесс обучения в Поднебесной.

Ступени обучения

Как и у нас, обучение и воспитание детей начинается в Китае с посещения детского сада. Дети поступают туда в три года и завершают пребывание там в шесть лет. Детские сады бывают и государственные, и частные, развитие которых всемерно поощряется на государственном уровне.

Программа обоих видов дошкольных заведений, в основном, одинакова. Кратко отметим, что разница между ними в том, что в частных садах больше развивают эстетические и культурные навыки, в государственных же основной упор делается на подготовку к школе и развитие умения трудиться. Всего детских садов около ста пятидесяти тысяч. Большинство их них закрываются в шесть вечера, но есть и круглосуточные заведения.

Утро здесь начинается с того, что поднимают национальный флаг КНР. Таким образом китайцы с детства развивают у подрастающего поколения чувство патриотизма, так как невероятно гордятся своей страной. Каждая минутка в распорядке дня в детском саду расписана, ведь китайцы полагают, что если у тебя есть свободное время, то ты – бездельник.

С детства здесь тут прививаются определенные привычки, например, воспитатели строго следят, чтобы дети перед едой и после посещения туалета мыли руки. Их привлекают к уборке посуды после трапезы. Большое внимание уделяется развитию трудолюбия. Малыши выращивают на участке овощи, а из полученного урожая учатся самостоятельно готовить доступные блюда.

В целом, направление воспитания в садике таково, чтобы у ребёнка не возникло и мысли, что он в чём-то особенный. Условий для развития индивидуальности здесь не создаётся. Поведение малышей находится под неусыпным контролем, даже когда они играют. В этом заключаются и плюсы, и минусы образования.

Китайские семьи имеют чаще всего одного ребёнка, поэтому именно дома ему достаётся всё внимание и обожание взрослых, что, конечно, не может не сказаться на поведении.


Однако в целом, усилиями и семьи, и работников дошкольного образования, маленькие китайцы послушны и воспитаны. Дисциплина – вот необходимое условие для слаженного функционирования государства, и основы её закладываются у этого народа в юном возрасте.

Заметим, что китайцы относятся к детям с большой любовью. Пожелание бездетности считается здесь наивысшим оскорблением.

Затем следует начальная школа, перед которой нужно пройти тестирование. Здесь обучаются до двенадцати лет. Школьное образование для граждан Китая бесплатно в рамках обязательного девятилетнего.

Начальная школа предполагает пребывание в ней полный учебный день, и за день бывает шесть или семь уроков. В программе обучения множество предметов:

  • китайский язык,
  • этика,
  • трудовое обучение,
  • политическое образование,
  • химия,
  • география,
  • математика,
  • иностранный язык,
  • история,
  • музыка,
  • физика,
  • физвоспитание,
  • искусство,
  • биология и др.

Так как она чрезвычайно насыщенная, то до обеда в расписание ставят основные предметы, а после него – дополнительные. В процессе учёбы ребята конкурируют друг с другом за право считаться лучшим учеником. Распространена практика дополнительных занятий после уроков с репетитором, часто до позднего вечера и по нескольким предметам.


Дисциплина в школе также достаточно жёсткая. Стоит пропустить более десяти занятий без уважительной причины, и ребёнку грозит отчисление. Ученики выдерживают колоссальные нагрузки, но и способны добиваться отличных результатов во время учёбы и после неё.

Школьная программа находится под контролем государства. Учебный год длится с сентября до начала июля. Каникулы по продолжительности отличаются от таковых для россиян, особенно зимние.

Они длятся весь январь и захватывают несколько дней соседних с ним месяцев. Это связано с празднованием Чунь цзе – китайского Нового года. Но и на каникулах необходимо выполнять внушительное домашнее задание.

Завершив курс начального обучения, можно поступить без экзаменов в среднюю школу, относящуюся к жилищному микрорайону ученика. Здесь не принята кабинетная система, когда ученики в течение дня переходят из класса в класс. Напротив, за каждым классным коллективом закреплена своя аудитория.


Средняя школа бывает первой и второй ступени, которая платна. В школе первой ступени ребёнок учится ещё в течение трёх лет, после чего девятилетнее обязательное образование завершается. Те же дети, которые хотят учиться в институте или университете, должны сначала получить полное среднее образование в школе второй ступени.

Школы второй ступени бывают разной направленности: академической и профессионально-технической. Школы с академической направленностью готовят к поступлению в вузы, а с профессионально-технической – к работе в производственной сфере.

Обучение детей из других стран

Для иностранцев существуют некоторые ограничения.

Ребёнок-иностранец не может получать образование в средней школе, если его родители находятся не в КНР. Чтобы он смог учиться, нужно, чтобы над ним была оформлена опека или попечительство. Правом принимать иностранцев обладают только ряд передовых школ.

Опекуну (гражданину Китая или иностранцу) предписывается официально трудоустроиться в обязательном порядке в том же населённом пункте, где учится ребёнок. Если опекуном является тоже иностранец, у него должен быть вид на жительство в стране.

Он в письменном виде обязуется нести ответственность за поведение и успеваемость подопечного, и все возникающие вопросы администрация учебного заведения решает именно с опекуном.


Обучение на школьном международном отделении в таких школах платное и в крупных городах цена может доходить до пяти тысяч долларов за полугодие. Это связано с тем, что на приём каждого ученика нужно получать разрешение в Министерстве образования.

Как правило, иностранцы первый год учат китайский язык и подтверждают его знание на экзамене. Затем вводятся другие предметы, которые преподаются на английском, китайском, или на обоих языках.

Международные отделения обычных школ не следует смешивать с международными школами, которые тоже имеются в КНР. Они частные, и стоимость получения образования в них доходит до десяти тысяч долларов за полугодие.

Основной их контингент – это дети иностранцев, которые приехали поработать в КНР по контракту, так называемых экспатов. Преподавание в них ведётся на английском языке и полностью нацелено на продолжение образования на Западе.


Международный бакалавриат

В последнее время в мире широко распространилось введение стандарта международного бакалавриата – IB (International Baccalaureate), который с середины прошлого века с подачи швейцарских методистов позиционируется как универсальная программа обучения для школ.

Акцент в ней делается не только на получение академических знаний, но и на развитие необходимых в современном мире личностных качеств: умения анализировать, сравнивать, проводить исследовательскую работу, эксперименты, описание своей работы.

Эта программа одобрена во многих странах, и ведущие американские, канадские и европейские университеты принимают без экзаменов студентов с дипломами IB. В Китае в ряде школ, которые считаются лучшими в стране, эта программа преподаётся дополнительно наряду с предметами, включенными в китайский стандартный учебный план.

Обучение в школах IB ведётся преимущественно на английском языке, и стоит около шести тысяч долларов в семестр. Выборочно некоторые предметы читаются на китайском (например, родной язык и литература).


Вузы

Экзамены в конце полного школьного курса показывают, каковы шансы подростка на поступление в вуз. Конкуренция высока и составляет несколько сот человек на одно место. Вузы поделены на категории, и то, куда можно поступить, зависит от балла, который выпускник получил на школьном экзамене.

Вузовская программа не отличается по структуре от таковой в иностранных учебных заведениях и состоит из:

  • бакалавриата,
  • магистратуры,
  • докторантуры.

Будущие бакалавры учатся около пяти лет, магистры – до трёх, а в 26 лет студента уже можно стать доктором наук. Всего вузов в КНР около ста. Многие из них представляют собой академические городки со всей необходимой инфраструктурой.

Высшее образование может быть платное и бесплатное. Платное обучение обходится в несколько сот долларов в год, и многие студенты берут под него государственный кредит.

Государство поощряет специалистов, которые готовы занять востребованные им рабочие места, например, в сельском хозяйстве. В этом случае кредит возвращать не потребуется. Существует также система грантов для обучения определённым специальностям.

Среднее специальное образование

Есть в Китае и среднее специальное образование. Оно ставит целью подготовить технического специалиста, дать ему необходимые для его будущей профессии теоретические знания и навыки в практике. Общеобразовательным предметов в таком обучении гораздо меньше. К будущей профессии в сфере производства в школе начинают готовиться с 12 лет, сразу по получении начального образования.


Для этого существует профессиональная начальная школа, где учатся до 15 лет, затем средняя, где проходят подготовку до восемнадцатилетнего возраста, и, наконец, высшая профессиональная школа, окончив которую в 22 года, можно приступать к работе.

Заключение

Из вышесказанного можно сделать вывод, что к организации образования в Китае подходят фундаментально. Недаром китайские дипломы котируются более чем в шестидесяти станах мира.

Что ж, друзья, на этом мы прощаемся с вами! Делитесь полученной информацией с друзьями в социальных сетях, и присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые познавательные статьи себе на почту!

October 9th, 2017

Да, Китай прет пока "по всем фронтам". Все спорят, как это у него так получается, но очевидно, что в основе всего лежит образование.

Китайские школьники постоянно побеждают на международных олимпиадах, Шанхай не раз занимал лидирующие места в тесте PISA, при этом учеников с детства учат соответствовать всем требованиям и во всем подчиняться учителям. Журналист Дженни Андерсон попыталась разобраться, насколько оправдан такой подход и в чем преимущества и недостатки азиатской модели образования.

Когда Ленора Чу, американка китайского происхождения, записала сына в элитную школу в Шанхае, ее ожидало много сюрпризов. Ее сына заставили есть яйца, которые он ненавидит. Когда Чу поставила под вопрос методы учителя, она получила выговор за сомнения в его авторитете. Ее ребенка научили тому, что дождик можно рисовать «правильно» и «неправильно». И школа отказалась выдать ему лекарство от астмы, поскольку его состояние не требовало такого большого внимания к его персоне.

В китайских школах на первом месте всегда стоит группа, а не отдельный ребенок.

Как ни странно, на эти действия Чу ответила не осуждением, а похвалой. О своем опыте она рассказала в книге «Little Soldiers: An American Boy, a Chinese School, and the Global Race to Achieve» («Маленькие солдаты: американский мальчик, китайская школа и глобальная гонка достижений»), в которой разбирается секрет превосходной китайской успеваемости. По ее словам, успех Китая в основном объясняется двумя причинами. Во-первых, у учителей есть власть, которую уважают родители, — это повышает качество обучения. Кроме того, китайцы с детства привыкают к мысли, что к успеху приводят не врожденные способности, а усердный труд.

«Китайская мать знает, что если ее ребенка наказали в школе (неважно, каким образом), то он это, бесспорно, заслужил. Другими словами, дайте учителю спокойно делать свою работу», — пишет она в The Wall Street Journal.

Не так давно Эми Чуа опубликовала книгу «The Battle Hymn of the Tiger Mother» («Боевой гимн матери-тигрицы»), в которой она утверждает, что китайские родители не балуют своих детей, поэтому они вырастают более сильными и выносливыми и добиваются лучших результатов. Чу пишет, что учителя с детьми тоже не нянчатся, и в результате ученики вырабатывают такие навыки и такую устойчивость, которые и не снились американским детям. От китайских школьников ожидают многого, и они учатся соответствовать этим требованиям. Уверенность в себе появляется благодаря достижениям, а не идее, что главное — участие.


В то же время, как пишет Чу, американские родители, наоборот, считают, что главное — подпитывать веру ребенка в собственные силы, даже если для этого приходится ставить пятерки за вполне средние работы по математике. Чу пытается разобраться, какая система лучше готовит детей к будущему и каких ролей стоит придерживаться родителям и учителям. Академические достижения или социальное и эмоциональное благополучие? Право ставить авторитет под сомнение или уважительное подчинение ему?

В глазах Чу и многих других существует устоявшийся образ сверхуспешных состоятельных американских родителей, которые ради результатов своих детей нивелируют власть учителей. Родители подрывают авторитет преподавателей, веря при этом, что они-то лучше знают, как надо (но будем честны: чаще всего все их познания в педагогике сводятся к воспоминаниям о собственной школе, которую они окончили еще до того, как в ней появился интернет). Она пишет: «Прогресс в американской системе тормозят родители, которые уверены, что все им что-то должны, и своей позицией обесценивают учебу: для наших детей мы требуем привилегий, которые мало связаны с образованием, и просим о пощаде при выставлении оценок за год, если они не добиваются нужных результатов. Наше общество многого ждет от учителей, а семья несет меньшую ответственность».

К аналогичным выводам по поводу американского образования пришли и сами американцы. Джессика Лэйхи, школьная учительница и автор книги «The Gift of Failure» («Дар ошибки»), считает, что дети становятся беспомощными по вине (любящих) родителей, которые стремятся защитить их. Когда мы вмешиваемся в драки своих отпрысков во дворе или вытягиваем оценки из учителей, мы мешаем им выработать нужные навыки и стать самостоятельными (и в результате все закончится такими явлениями, как «Школа для взрослых» (организация, где молодые люди учатся вести себя как взрослые. — Прим. ред.).


Андреас Шлейхер, глава департамента образования Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), утверждает, что хорошие учителя — главная причина академических успехов в шанхайских школах. Он говорит, что педагоги, за которыми он наблюдал в Китае, считают своей задачей не учить ребенка предмету, а сформировать его ценности и характер. Дети участвуют в уборке класса — учителя и родители это поощряют. По словам Шлейхера, китайские преподаватели требуют высоких результатов, но они же помогают детям достичь их. По итогам теста PISA, который пишут 15-летние школьники по всему миру, Шанхай не раз занимал лидирующие места, в то время как у США результаты довольно средние. Конечно, Шанхай — это мегаполис, а США — огромная страна, отличающаяся большим многообразием, поэтому сравнивать их сложно. Например, в 2012 году штат Массачусетс занял бы девятое место по математике и четвертое — по чтению, что намного выше, чем позиция Соединенных Штатов в целом.

Журналистка Мина Чой, которая отдала детей в китайскую начальную школу, подробно описала плюсы и минусы шанхайской системы. У ее шестилетнего сына ежедневно было по три часа домашней работы и никакого общения с друзьями (все были слишком заняты уроками). Часто учеба заключалась в зубрежке и бездумном копировании, причем даже тогда, когда дело доходило до написания эссе: ее сыну советовали переписывать чужие работы, чтобы научиться писать самому. Иногда она задавалась вопросом: многие ли дети действительно понимают математику, а не просто заучивают ответы?



Тем не менее Чой уверена, что повторила бы этот опыт (по крайней мере, если говорить о младшей школе). Она говорит, что это «жесткая, требовательная система, в которой делается упор на усердную работу». Она не читала книгу Чу, но согласна с тем, что недостаток уважения к учителям в США — это проблема. Чой считает, что опытный учитель понимает лучше родителей, что должен знать семилетний ребенок, как он должен учиться и как его нужно учить. «В Америке мнение родителей равнозначно мнению учителя. Такого не должно быть», — рассказывает Чой. Эта нехватка уважения сказывается и на зарплатах учителей в США, и на том, как ничтожно мало правительство инвестирует в их профессиональное развитие. Жалобы родителей в Америке часто возникают именно потому, что они не верят в систему.

И Чу, и Шлейхер из ОЭСР предполагают, что есть еще одна критическая разница между США и Китаем. Учителя в Китае верят, что любой ребенок может преуспеть, вне зависимости от происхождения и доходов его семьи. Они верят, что достижения требуют упорной работы, а не определяются природными способностями, и учат своих учеников именно этому.

По результатам PISA трудно судить о качестве образования, но даже они показывают, что 10% шанхайских подростков из самых бедных семей знают математику лучше, чем 10% наиболее привилегированных учащихся в США и ряде европейских стран.

При этом, по иронии, как замечает Чу, американцы не боятся требовать от своих детей усердия и высоких результатов, когда речь идет о спорте. Если ребенок становится последним, то это потому, что ему нужно больше работать, а не потому, что он не способен пинать мяч. «Для нас девятое место в стометровке значит, что Джонни надо больше тренироваться, а не то, что он хуже других. И мы не сильно переживаем по поводу его самооценки».

Исследование Кэрол Двек, психолога из Стэнфорда, показывает, что дети, которые верят, что старания важнее способностей, учатся лучше. Чу пишет: «Китайские школьники привыкли к сложной учебе, они знают, что успешным может стать каждый, кто готов потрудиться». Поэтому правительство вправе устанавливать очень высокую планку, а детей учат соответствовать этому уровню. Чу отмечает, что в США «родители протестовали, когда политики пытались ввести аналогичные меры», например единые образовательные требования в школе. Чу цитирует исследование, которое показывает, что дети азиатского происхождения учатся лучше белых не из-за выдающихся способностей, а благодаря старательности и вере в то, что их усилия важны.



Жизнь китайского школьника может казаться однобокой. Три часа домашней работы — это три часа, когда ребенок не играет с другими на площадке или в игровой комнате, не дает простора своему воображению. Детство короткое, и многие считают, что это время нужно оберегать от слишком ответственных контрольных, рейтингов и стресса.

В таком случае вопрос в том, насколько оправданна жесткость китайской системы.

Профессор Школы образования при Канзасском университете Юн Чжао указывает на то, что чем лучше результаты страны в тестировании PISA, тем хуже там обстоят дела с предпринимательством (он использует данные Глобального мониторинга предпринимательства (GEM), самого масштабного в мире исследования этой сферы). Исследовательская и консалтинговая компания ATKearney пошла еще дальше, показывая, что предположительный предпринимательский потенциал стран, которые лидируют в рейтинге PISA, более чем в два раза ниже, чем в странах, которые находятся в середине списка или на последних позициях. Так что дети могут отлично знать математику и другие науки, но никто из них не станет новым Марком Цукербергом.

Журналистка Чой считает, что у восточноазиатского подхода есть и другие недостатки. Многие дети — единственные в семье, родители абсолютно преданы их интересам. Ради образования детей они готовы пойти на все, а те, в свою очередь, в ответ на такое давление часто начинают обманывать. Чой, которая покинула Шанхай четыре года назад, говорит, что система образования там «неустойчива из-за коррупции, плавающих критериев, непонятных причин, по которым ставятся оценки».

Более того, полная власть учителей не обязательно ведет к лучшим знаниям. Чу ссылается на исследование 2004 года, которое защищает распространенную в Китае систему прямого обучения, когда учителя показывают, как решать задачи, а ученики повторяют за ними. И хотя что-то таким образом выучить действительно можно (но все равно все зависит от контекста), существует множество других исследований, которые показывают, что если ребенок разбирается в каких-то вопросах самостоятельно, то это приводит к более глубокому изучению материала и может усилить интерес к учебе.

На самом деле польза есть и от индивидуального подхода, и от группового; и от академических успехов, и от личностного развития. Чжао говорит, что США и Великобритания стремятся к азиатской виртуозности в плане тестов, в то время как Китай пытается сделать свою систему более западной, менее однообразной, уделять больше внимания творчеству и самостоятельности в решении задач. Он пишет, что «жители Восточной Азии стали первыми свидетелями того, как сильно их собственная система образования навредила детям: речь идет о высокой тревожности, сильном стрессе, плохом зрении, недостаточной уверенности, низкой самооценке и недоразвитых бытовых навыках». А, например, в Финляндии, где подход к образованию более сбалансирован, чем в Китае или США, дети, у которых меньше домашней работы и серьезных контрольных, чаще радуются жизни и при этом добиваются отличных результатов на тестировании PISA.

Когда выбирать приходится из двух крайностей, любой вариант кажется немного рискованным. «Я скорее предпочту слишком высокий уровень образования, чем слишком низкий», — сказала (и написала об этом эссе) Чой, подразумевая более строгое китайское расписание.

Чу говорит, что ее детям досталось лучшее из обеих систем. «Мой сын включает воображение, когда рисует, у него отличное чувство юмора и чертовски сильный удар справа в теннисе. Ни одно из этих качеств не угасло, и теперь я разделяю веру китайцев в то, что даже очень маленькие дети могут развить таланты, которые требуют серьезных усилий».


источники
Ksenia Donskaya
http://www.chaskor.ru/article/diktatura_uchitelej_42522

Завершение культурной революции в Китае отметилось изменением системы образования. Она была переориентирована с учётом модернизации экономики в перспективе. С того момента прошло 40 лет. Результаты поражают, а число иностранных студентов, желающих пройти китайское обучение, ежегодно увеличивается.

Китайская система дошкольного воспитания

Система воспитания детей до их поступления в школу организована в Китае на базе принципов, заложенных реформой образования 1985 года. В частности, согласно планам этой реформы, дошкольными учреждениями должны были обеспечивать:

  • государственные предприятия,
  • производственные коллективы,
  • муниципальные органы власти,
  • общины и социальные группы.

Правительство объявило, что спонсирование дошкольного образования зависит как от частных организаций, так и является частью социальных услуг различных правительственных организаций. Реформа 1985 года предусматривала внедрение платного дошкольного образования, а также усиление подготовки воспитателей.

Китайские детские сады

Детский сад китайские дети начинают посещать обычно с 3 лет. Конечный возраст дошкольного образования - 6 лет. Трёхлетний период детского сада, как правило, делится на три этапа . Первый этап - начальная группа (Xiaoban). Второй этап - средняя группа (Zhongban). Третий этап - старшая группа (Daban). На прохождение каждой группы отводится 1 год.

Своеобразным архитектурным объектом выглядит китайский детский сад

Деятельность большинства китайских детских садов направлена на уход за детьми в течение полного рабочего дня. Малыши обеспечиваются трёхразовым питанием, комфортными условиями пребывания. Основная масса воспитателей имеет образование учителей начальной школы . Поэтому в китайских дошкольных учреждениях качество воспитания находится на высоком уровне. Дети не только играют и отдыхают, но также развиваются интеллектуально, учатся танцевать, петь, рисовать, выполнять несложную работу.

Начальная китайская школа

Достигшие шестилетнего возраста дети традиционно направляются в начальную школу. Однако в некоторых сельских областях Китая малыши начинают обучаться грамоте с 7 лет. Начальная ступень образования является обязательной для всех граждан страны . Период обучения в начальной школе продолжается 6 лет.

Большая часть учреждений преподаёт уроки на китайском языке. Правда, есть также школы, где учатся представители национальных меньшинств. Если в такой школе национальные меньшинства преобладают, китайский язык отходит уже на второй план, уступая место языку национального меньшинства.

Стандартный учебный год - два семестра. Начинается в сентябре и завершается в июле. Занятия проходят пять дней в неделю. Обязательными предметами курса китайской начальной школы являются:

  • китайский язык,
  • математика,
  • обществознание,
  • природоведение,
  • физкультура,
  • идеология и мораль,
  • музыка,
  • рисование,
  • труд.

Изучение иностранных языков на этапе начальной школы в основном организуется на факультативных началах . Завершение начальной школы приходится на возраст 12–13 лет. Выпускники до 1990 года сдавали выпускной экзамен, как правило, по двум предметам - китайскому языку и математике. Сейчас экзамен отменён. После начальной школы детей ждёт первый уровень средней школы.

Образование в Китае имеет многоступенчатую структуру

Среднее образование в Китае (первый уровень)

Система среднего образования Китая условно представлена двумя уровнями - нижним (первым) и верхним (вторым). Нижний уровень рассчитан на трёхлетнее обучение с 12 до 15 лет и фактически является завершающей стадией обязательного образования. Родителям учеников предоставляют три варианта выбора конкретной школы:

  • с помощью компьютерной выборки,
  • самостоятельно с учётом всех пожеланий,
  • с привязкой к месту жительства.

Компьютерная выборка - это случайное распределение школ. Выбранные таким образом учреждения обеспечивают только стандартные условия получения образования. Самостоятельный выбор позволяет найти школу с хорошей инфраструктурой и сервисом, которые соответствуют запросам родителей ученика . Однако в этом случае расходы на образование увеличатся за счёт дополнительных услуг. Выбор школы по месту жительства сокращает расходы за счёт экономии на транспорте, но не всегда гарантирует желаемое качество образования.

В течение 3 лет прохождения нижнего уровня средней школы китайцы изучают как минимум 13 основных предметов:

  1. Китайский язык.
  2. Математику.
  3. Английский язык.
  4. Физику.
  5. Химию.
  6. Историю.
  7. Политологию.
  8. Географию.
  9. Биологию.
  10. Информатику.
  11. Музыку.
  12. Черчение.
  13. Физкультуру.

По итогам обучения необходимо набрать суммарно по всем предметам не менее 60 оценочных баллов. Это условия допуска к сдаче итоговых экзаменов . Учеников, не сумевших набрать среднеарифметический показатель - 60 баллов, оставляют на второй год. Обычно для сдачи экзамена назначаются следующие предметы:

  • китайский язык,
  • математика,
  • химия,
  • физика,
  • иностранный язык,
  • политология.

Успешная сдача экзамена и, как следствие, получение аттестата завершают цикл обязательной программы китайского образования. Далее открывается дорога к дополнительному среднему образованию - верхнему уровню средней школы.

Среднее образование в Китае (второй уровень): отзывы учащихся

Верхний уровень средней школы Китая - это уже дальнейшее совершенствование обязательного образования. Обучение здесь начинается с 15 лет и продолжается до 18–19 лет. Абитуриентам предлагается выбор из двух видов образования - академическое либо профессионально-техническое. Обучение платное . Стоимость учёбы за год в среднем обходится в 4–6 тыс. юаней.

Видео о жизни и учёбе в Китае

Основная масса учеников выбирает профессионально-техническое направление. Такой вариант в итоге даёт больше шансов на трудоустройство после завершения учёбы. Следует отметить высокую популярность средней школы верхнего уровня среди населения Китая . Интерес вполне понятен: выпускникам таких школ проще поступать в колледжи и университеты, плюс есть возможность приобрести трудовую специальность.

Программа обучения в средней школе второго уровня:

  • китайский язык,
  • английский язык (или на выбор русский, японский),
  • физика,
  • химия,
  • биология,
  • география,
  • история,
  • этика и мораль,
  • информационные технологии,
  • здравоохранение,
  • физическая культура и спорт.

Перегруженность средних школ верхнего уровня в Китае очень высокая . Поэтому несмотря на установленные правительством два дня выходных (суббота, воскресенье), многие учреждения работают по собственному графику. Нередко дополнительные уроки проводятся ранним утром и поздним вечером, а также по выходным дням.

…Моя дочка гражданка РФ, с 2 лет живёт в Китае. В этом году заканчивает 12-й класс общеобразовательной средней школы. При поступлении в школу проблем с документами не было, но сейчас для сдачи выпускных экзаменов и поступления в ВУЗ требуется номер китайского удостоверения личности…

http://polusharie.com/index.php?topic=3614.msg1452300#msg1452300

…1) Вам нужно получить аттестат в школе, которую вы заканчиваете. 2) Доказать своё иностранное гражданство (не только наличием загранпаспорта, но и тем, что ребёнок жил до 2 лет в РФ. 3) Сдать документы в китайский ВУЗ, как иностранец (нужен HSK)…

http://polusharie.com/index.php?topic=3614.msg1452820#msg1452820

Специальное образование

Средние школы верхнего уровня, по сути, относятся к учреждениям специального образования. Большая часть выпускников таких учебных заведений - это хорошо подготовленные рабочие кадры.

Вместе с тем этот же уровень образования является стартовой площадкой для продолжения учёбы в рамках высших образовательных программ. Так, Министерство образования Китая открыло выпускникам средних школ доступ к программам НСЭО (Американский национальный совет по экономическому образованию) и возможность поступать в любой китайский ВУЗ.

Категорию специального образования Китая дополняют высшие школы для взрослых людей, чей возраст выше 35–40 лет, а также школы дистанционного обучения . Сюда же входят образовательные учреждения для слаборазвитых детей и тех, кто имеет физиологические дефекты (нарушение зрения, слуха и др.).

Система высшего образования

Сегодня в Китае действуют около 2,5 тыс. учреждений высшего образования, где обучаются более 20 млн. студентов, в том числе иностранцы. Традиционно институты высшего образования принимают абитуриентов с 18 лет и старше. При этом абитуриент должен иметь законченное профессионально-техническое, академическое образование или пройденный курс подготовки к высшему образованию.

Система китайского высшего образования очень напоминает российскую модель

Аналогично другим системам высшей школы мира, китайские вузы подготавливают бакалавров, магистров, докторов наук. Образовательная программа бакалавров занимает 4 года обучения. На степень магистра необходимо учиться ещё 3 года. Примерно такой же срок - 3 года - необходим для приобретения степени доктора.

Система высшего образования Китая - это целый ряд учреждений (университетов и колледжей) разного типа:

  • общие и технические,
  • специализированные,
  • профессиональные,
  • военные,
  • медицинские.

Очень высокой строгостью отличается система вступительных экзаменов в китайских вузах . Этот фактор позволил китайцам качественно фильтровать поток абитуриентов и зачислять на учёбу хорошо подготовленных студентов. Конкуренция среди абитуриентов высших учебных заведений Китая очень высока.

Однако для иностранных студентов отмечаются некоторые послабления. Правительство Поднебесной разработало специальный «План образования в Китае», согласно которому перед властями поставлена задача - привлечь до конца 2020 года более 500 тыс. иностранных студентов. Каждый новый учебный год этот план успешно выполняется.

Учебный год для системы высшего образования разделяется на два семестра. Первый семестр начинается в первых числах сентября и продолжается 20 недель. Второй семестр начинается в середине февраля и также продолжается 20 недель. За весь период обучения, не считая летних и зимних каникул, студентам предоставляется 4 дня выходных. Один день на празднование Нового года и три дня по случаю Национального праздника.

…Чтобы поступить в любой китайский ВУЗ, вам нужно сдать тест на знание китайского языка HSK. Потом только на профессию. Учиться там сложно, да и недёшево. Вам, прежде всего, нужно понять для чего вам китайское образование…

fyfcnfcbz

https://forum.sakh.com/?sub=1045189&post=29421394#29421394

Стоимость обучения в Китае

Общую стоимость обучения в высших учреждениях Китая следует разделить на регистрационный взнос и непосредственно плату за обучение. В зависимости от вида и престижа заведения обе суммы могут быть разными. В большинстве случаев сумма регистрационного взноса варьируется в пределах $90–200, а годовая оплата за обучение в пределах $3300–9000.

Естественно, к этим суммам необходимо добавить расходы на жизнь. Для студентов стоимость жизни в городах - Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, составит примерно $700–750 в месяц. Для других населённых пунктов Китая стоимость проживания варьируется в пределах $250–550 в месяц.

Проживание иностранных студентов в Китае

Для иностранных студентов (в том числе русских, украинцев, белорусов, казахстанцев) проживание в Поднебесной может быть организовано одним из трёх способов:

  1. Студенческое общежитие.
  2. Аренда квартиры.
  3. Проживание в составе местной семьи.

Большинство студентов-иностранцев предпочитают студенческое общежитие . Стоит отметить, что львиная доля китайских университетов и колледжей владеют комфортными и благоустроенными студенческими общежитиями, так как все учреждения заинтересованы в активном заселении студентов.

…Я приехал в Китай сразу после школы. Ещё, будучи в 11 классе, я уже знал, куда хочу поступать, благо с учёбой у меня никогда проблем не было. Огромное спасибо моим родителям, с чьей финансовой помощью мне удалось сюда приехать…

http://pikabu.ru/story/ucheba_v_kitae_3851593

Стандартное размещение в таком общежитии - это отдельные комнаты на одного-двух студентов с ванной и туалетом. В комнате есть телевизор, холодильник, стиральная машина, интернет. Однако проживание в таких условиях платное - от $400 до $1500 за год в зависимости от уровня сервиса.

Видео: обзор инфраструктуры студенческого общежития

Например, проживание в университетском общежитии города Пекина или Шанхая обойдётся студенту в $1000 за двухместное размещение или в $1500 - за одноместное. В небольших китайских городах, подобных Циндао или Далянь, тарифы почти в два раза ниже . В то же время аренда квартиры обходится студенту дешевле. В Пекине и Шанхае $250–300, а в Циндао или Далянь $100–200 за месяц.

Между тем на проживание за пределами студенческого общежития необходимо получить соответствующее разрешение. Так что даже если у студента имеются виды на аренду жилья, придётся согласовать этот вариант с координатором университета. Самостоятельное решение смены общежития на съёмную квартиру может стать причиной разбирательств с администрацией, вплоть до отчисления из университета.

Популярные учебные заведения Китая

  1. Университет Сунь Ятсена (Zhongshan University).
  2. Пекинский университет (Perking University).
  3. Фуданьский университет (Fudan University).
  4. Университет Цинхуа (Tsing-Hua University).
  5. Колледж Хуавень (Vocational School of China).
  6. Колледж информатики и инженерии (Information Engineering Vocational College).

Университет Сунь Ятсена находится в провинции Гуандун . Это один из ведущих китайских ВУЗов. Студентам предоставляется обширный набор обучающих программ гуманитарного толка, в области естественных, технических, общественных наук. Здесь обучают медицине, фармацевтике, тонкостям менеджмента.

Пекинский университет также входит в список крупнейших учебных заведений Китая . Структура учебного заведения - это 30 колледжей, 12 факультетов, сотни различных специализаций. В распоряжении университета имеются исследовательские центры, крупнейшая библиотека. Университет является членом международной сети - Universities21.

Фуданьский университет изначально позиционировался в качестве высшей публичной школы . Это старейшее учебное заведение, основанное в 1905 году. На базе университета работают 19 институтов, функционируют в общей сложности 70 факультетов.

Университет Цинхуа является учебным заведением из числа китайской «Лиги С-9» - девяти элитных университетов страны . Это что-то подобное американской «The Ivy League» (Лиге плюща). Стабильное первое место Национального рейтинга ВУЗов Китая и комфортабельный кампус в живописном природном месте.

Колледж Хуавень относится к учреждениям высшей школы профессиональной подготовки . Здесь студентам преподают китайский язык и обучают различным специальностям. Учебные классы колледжа оснащены современным оборудованием. Имеется 26 научно-исследовательских лабораторий.

Колледж информатики и инженерии был создан на базе Института финансов . Заведение имеет статус государственного учреждения специального назначения. Здесь готовят специалистов широкого профиля, в том числе программистов, технологов, менеджеров.

Фотогалерея: китайские колледжи и университеты, пользующиеся популярностью

Университет Цинхуа - прообраз американской «The Ivy League» Фуданьский университет - старейшее учебное заведение, основанное в 1905 году Пекинский университет - крупнейшее учебное заведение Китая Университет Сунь Ятсена - один из ведущих китайских вузов Автомобильный колледж в Гуанчжоу располагается в Северном Китае на базе технологического университета

…В колледж мы поехали вместе с сыном, чтобы в первое время помочь ему устроиться в незнакомом месте. Представители колледжа встретили нас очень тепло, разместили в номере с отельными условиями, с кондиционером, хорошей мебелью…

Евгений

http://www.portalchina.ru/feedback.html?obj=10729

…Итак, я уже начинаю занятия. В Наньнине меня встретила китаянка, которая училась в Москве, поселила в общежитии. Кстати, тут очень очень красивая местность, типичные южно-китайские горы, как на картинках, и рисовые поля, есть манго, мандарины, бананы, яблоки. Можно съездить в Бэйхай на пляж…

Сергей

http://www.chinastudy.ru/opinions/show/id/17

Ланьчжоу - современный китайский город, который предоставляет массу возможностей для учёбы

Какие требования предъявляются к иностранцам при поступлении?

Министерство образования Китая предъявляет к иностранцам, желающим поступить в высшее учебное заведение, следующие требования:

  1. Абитуриентам необходимо обладать квалификацией, которая соответствует требованиям по среднему образованию.
  2. Абитуриент должен иметь гарантии финансирования учёбы в Китае.
  3. Будущим студентам потребуется сертификат, подтверждающий уровень образования, студенческая либо гостевая виза.
  4. Кандидату на обучение в Китае необходимо подтвердить отсутствие судимости нотариально заверенной справкой, завизированной (подписанной) в посольстве КНР.
  5. Если студент прибывает в Китай по программе перевода из иностранного учебного заведения в китайский вуз, он должен иметь справку от администрации иностранного вуза, где подтверждается факт перевода.

Необходимые документы

Необходимо сделать качественные копии документов. Каждая копия документа должна иметь дубликат на китайском или английском языке, заверенный нотариально . Как правило, китайские вузы и колледжи помимо личного заявления абитуриента требуют копии следующих документов:

  • заграничного паспорта,
  • аттестата о среднем образовании,
  • диплома отечественного ПТУ или вуза.

Потребуются также:

  • фото размером 4,8х3,3 см.,
  • список предметов, которые изучались в школе (вузе),
  • результаты IELTS или TOEFL (для англоязычных программ),
  • результат HSK (квалификационного экзамена знаний китайского языка),
  • результаты медицинского обследования,
  • одно или два рекомендательных письма,
  • справку о финансовых гарантиях.

Отдельные требования предъявляются к заявителям возрастом до 18 лет . Родителям таких абитуриентов необходимо составить доверенность на взрослого человека, проживающего в Китае. Этот человек должен выступать в качестве гаранта несовершеннолетнего ученика. Для студентов старше 18 лет потребуется только гарантийное письмо от родителей, скреплённое их подписями и заверенное нотариально.

Видео: какие документы нужны абитуриенту

Стипендия и гранты для иностранных студентов

Начиная с 1986 года, Министерство образования Китая утвердило внедрение новой системы стипендий и грантов для студентов университетов и колледжей. Особенность заключается в том, что стипендии в первую очередь предназначены для студентов, которые не в состоянии покрывать расходы на проживание. Главные факторы предоставления стипендии - хорошие показатели учёбы, соблюдение государственных законов Китая, дисциплинированность.

Финансовую помощь студентам оказывает китайский Промышленный и коммерческий банк . Учреждение выдаёт долгосрочные кредиты на образование под низкие проценты. Китайским правительством утверждены три категории студентов, которые имеют право на финансовую помощь в виде стипендий и долгосрочных кредитов:

  1. Лучшие учащиеся, которые достигли высоких результатов в учёбе.
  2. Учащиеся, осваивающие специализации в области образования, сельского хозяйства, лесного хозяйства, морского судоходства, спорта.
  3. Студенты, которые по завершении учёбы выразили желание работать в отдалённых приграничных районах Китая, а также в местах с тяжёлыми условиями труда.

Размер стипендии в китайских вузах может достигать $2000 в год . Бесплатное обучение, питание, проживание предоставляются студентам военных школ. Однако после завершения учёбы на выпускников таких вузов накладываются обязательства прохождения военной службы как минимум в течение 5 лет. Студенты, получившие сельскохозяйственные, промышленные, узкие специальности за счёт банковских кредитов, направляются после выпуска на работу и погашают задолженность вычетами из заработной платы.

Условия получения визы для студентов

Для студентов предусмотрено оформление двух типов виз - по форме X1 и по форме X2. Разница между двумя документами только в сроках действия. Первая выдаётся на 30 дней, вторая на 180. Документы для оформления:

  1. Заграничный паспорт с отметкой ОВИР.
  2. Анкета заявителя по установленной форме.
  3. Справка от администрации банка, подтверждающая наличие необходимых средств (не менее $100 на сутки пребывания в Китае).
  4. Справка о пройденном медицинском осмотре.
  5. Фотографии стандартного образца для визы.
  6. Отсканированная копия проездных документов (авиа, ж/д билетов).
  7. Оплаченные консульские сборы.

К сведению: виза не даёт права отказываться от регистрации временного пребывания спустя 24 часа после прибытия на территорию Китая . Если за это время регистрация не выполнена, можно нарваться на штраф от 200 до 2000 юаней или даже на выселение из страны.

Курсы во время обучения и перспективы трудоустройства

Курсы во время обучения - это неотъемлемая часть образовательного процесса практически для каждого иностранного студента. Очень редко в Китай едут студенты, досконально владеющие китайским языком. Поэтому как минимум один лишний год приходится затрачивать на курсы изучения китайского языка.

Однако есть много китайских вузов, где учебный процесс идёт на английском языке. Для англоязычных студентов в этом плюс, а русскоговорящим студентам всё равно придётся посещать курсы английского языка при отсутствии таковых знаний. Языковые курсы - это, можно сказать, дополнительная часть китайского образования по умолчанию . Эта тема актуальна для разных уровней образования, требующих разных уровней HSK (квалификационного экзамена знаний китайского языка).

Что касается перспектив трудоустройства, здесь не всё так гладко, как хотелось бы. Китай - страна с большим населением. Вопрос работы для жителей страны крайне напряжённый. Поэтому в первую очередь трудоустраивать стараются местное население. Иностранные граждане - выпускники колледжей и вузов - отходят на второй план. Исключение - очень хорошие специалисты. Однако понятно, что сразу после выпуска даже человек, обладающий знаниями в совершенстве, ничего не стоит без хорошей практики.

Работать в Китае, пребывая по студенческой визе, категорически запрещено. В том случае, если этот факт станет известен университету или властям, то вас просто лишат визы и дадут некоторый срок покинуть Китай.

Плюсы и минусы китайского образования (итоговая таблица)

Плюсы

Минусы

Изучение оригинального китайского языка

Требуется много времени и сил на изучение языка

Высокие требования к дисциплине, стабильности посещения занятий

Учебные группы часто перенасыщены студентами

Хорошие условия проживания в студенческих общежитиях

Достаточно высокая стоимость проживания в студенческих общежитиях

Обычный режим занятий - до обеда, затем свободное время

Практически всё свободное время необходимо затрачивать на изучение языка

Выпускники вузов получают образование высокого уровня

Сложно устроиться на работу в Китае по специальности, не имея практики

Получить хорошее образование в Китае сложно. Первая причина этому - необходимость владения китайским языком. Нередко требуются годы, чтобы выучить язык на уровне продвинутого носителя. Но если сделать это удаётся, иностранный студент приобретает образование совершенно иного уровня. А вместе с уникальным китайским образованием, естественно, формируется иной уровень жизни.