Естественные и искусственные экосистемы вывод. Виды экосистем. Общая характеристика экосистем. Причины существования различных видов естественных комплексов

Характеристика расселения РФ

Понятие и типы зон расселения

Расселение населения - система населенных пунктов на конкретной территории. Оно включает 2 основных элемента: размещение населения (исторический процесс, связанный с освоением земель.) и миграцию..

Факторами, влияющими на расселение являются естественное (смертность и рождаемость) и механическое движение (миграция). Миграция - перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время.

Первичной единицей размещения населения на любой территории является населенный пункт (поселение) - населённое место в пределах одного застроенного земельного участка (город, посёлок городского типа, село и пр.). Обязательный признак населённого пункта - постоянство использования его как места обитания из года в год (хотя бы сезонно)

Существуют исторически сложившиеся в РФ типы поселений: город, посад, слобода, погост, село, сельцо, деревня, аул, станица и др.

Главным показателем, отражающим размещение населения является плотность (число жителей, приходящихся на 1 кв. км территории). Средняя плотность населения по России составляет 8,4 чел./ км?. Наибольшая плотность в России наблюдается в г. Москве и Северо-Кавказском Федеральный Округ - около 330 чел./км?. Самая низкая плотность населения в Российской Федерации - в Эвенкийском районе Красноярского края - 0,1 чел./км?.

При заселении территории РФ исторически сформировались 3 зоны расселения:

1. основная зона

Это основная зона расселения - Центральная Россия. Данная зона представляет вид большого «треугольника» с вершинами в С.-Петербурге, Сочи, Абакан. Серерная граница этого треугольника - линия Оренбург-Пермь-Красноярск, а южная граница - Сочи-Астрахань-Оренбург. На Главную полосу приходится примерно треть территории России, но около 94% ее населения. В этой зоне сконцентрированы основные города, в том числе все крупнейшие города и города-миллионеры. Средняя плотность населения достигает 40 чел. на 1 км», а плотность сельского населения - 10 чел. на 1 км2.

2. северная зона

Она занимает 2/3 территории страны, но проживает здесь лишь 5% населения. Это районы тайги, тундры и лесотундры с суровыми природными условиями, расположенные севернее Главной полосы расселения. Средняя плотность населении здесь меньше 1 чел. на 1 км2, а сельского - менее 1 чел. на 10 км2, т.е. большая часть территории фактически не заселена и не освоена. Преобладает городское население, сконцентрированное в отдельных очагах, связанных в основном с добычей минеральных ресурсов (районы Норильска, Воркуты, М. и а да на и др.).

3. южная зона

Она занимает сравнительно небольшую территорию на юге Сибири (республики Алтай, Тыва и некоторые прилегающие территории). К ней же относится и Прикаспийская низменность. В этой зоне проживает около 1% населения России. Средний плотность здесь также низка (около 2,5 чел. на 1 км2), хоти, в отличие от Северной зоны, преобладает сельское население, т.е. это тоже практически неосвоенная территория..

Существует 3 группы особенностей, влияющих на расселение населения:

этнонациональные

Этнонациональное расселение есть совокупность территориальных групп населения, проживающих в населенных местах и объединенных общими историко-культурными, геоэкологическими и социально-экономическими связями

По принадлежности к языковым группам выделяют:

индоевропейская

финоугорская

северокавказская

алтайская

2) полеэтнические

Предполагает распыленность в размещении народов, обусловленная несоответствием размещения многих народов и ограниченными территориями соответствующих субъектов Федерации. Численность коренных народов снижается в следствии ассимиляции русских на территориях этих народов.

наличие определенных ландшафтно-этнических групп

Этнос приспособляется к определенному ландшафту в момент своего сложения, а приспособившись, при переселении и расселении, ищет себе область, соответствующую его привычкам. Так, угры расселились по лесам; тюрки и монголы - по степям; русские, осваивая Сибирь, заселяли лесостепную полосу и берега рек: англичане колонизировали земли с умеренным климатом, а арабы и испанцы - с жарким.

· северно-европейская

· урало-поволжская

· северокавказская

· среднесибирская

· северо-сибирская

· южно-сибирская

· дальневосточная

Типы расселения населения

Большинство поселений, как правило, служит не только пунктом жительства людей, но также местом размещения производственных объектов (заводов, ферм, и др.), а также учреждений производственной и непроизводственной инфраструктуры (дорог, магазинов и т.п.)..

Принято выделять несколько типов расселения населения:

1) городское и сельское

2) постоянное и временное

Жители населяют территория постоянно или временно (сезонно).

3) групповое и рассеянное

Групповое - дома жителей расположены рядом друг с другом, образуя компактные поселения, а рассеянное - каждый расположен на своем земельном участке.

системное и изолированное

Системное - взаимосвязанное расселение население.

Главным фактором формирования того или иного типа поселения является социально-экономический фактор, а именно уровень развития общества.

2. Формы ТОН(Территориальной Организации Населения)

Исторически в РФ возникло несколько типов поселений:

1) город 2) посад3) аул4) погост5)станица6) деревня7) сельцо8) займище9) слобода10) село.

В настоящее время ФЗ №131 (Об общих принципах местного самоуправления в РФ) определяет следующие виды населенных пунктов в России:

а) городской округ (городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации)

б) городское поселение (город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления)

в) сельское поселение (один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления)

г) город федерального значения

Отличие их от других субъектов заключается в особой форме организации местного самоуправления. Внутри городов федерального значения образованы внутригородские муниципальные образования (в Москве таких муниципальных образований 125, в Санкт-Петербурге 111). В целях сохранения единства городского хозяйства часть полномочий, закрепленных законом за органами местного самоуправления, сохраняется за органами государственной власти субъекта федерации..

Критерии подразделения поселений:

1. Преобладающая экономическая функция поселения. При этом главной отраслью в сельских населенных пунктах, как правило, является сельское хозяйство, а в городских - несельскохозяйственные отрасли экономики.

2. Размер поселения, т.е. количество жителей в нем, - городские поселения обычно крупнее сельских.

3. Административное значение - если оно есть, то поселение считается городским.

4. Плотность населения - в городских поселениях она намного выше, чем в сельских, за счет более плотной и более многоэтажной застройки.

5. Степень благоустройства - в городских поселениях она выше, чем в сельских.

6. Историческое значение, закрепленное юридическими актами, - поселения являются городскими или сельскими, потому что в прошлом они получили соответствующий статус, закрепленный правовыми документами.

Городские и сельские населенные пункты являются первичными звеньями территориального размещения производства и комплексного развития регионов страны. В соответствии с формами и типами населенных пунктов принято классифицировать население на два больших типа - городское и сельское. .

Городское население

Основными признаками, определяющими городское поселение, служат:

1. род занятий населения

2. численность населения населенного пункта

Так же существуют посёлки городского типа (сокращённо п. г. т., пгт) -- тип населённого пункта, выделенный во времена СССР. По численности населения занимает промежуточное положение между городом и сельскими населёнными пунктами.До административно-территориальной реформы 1923--1929 годов такие населённые пункты назывались посадами. В отличие от сельских населённых пунктов, в таких посёлках основная часть населения (не менее 85 %) не должна быть занята в сельском хозяйстве.

Город - населенный пункт, большая часть населения которого занята в промышленности, транспорте, связи, торговле и социальной сфере. Город в РФ должен иметь не менее 12 тысяч жителей и не менее 85% населения, занятого вне сельского хозяйства. Доля горожан составляет 73% от общей численности населения страны. На 14 октября 2012 года в России насчитывалось 2386 городов и поселков городского типа.

Самый крупный город в России - Москва, в нём живёт более 10 миллионов жителей. Самый маленький город в России - Магас (столица Ингушетии), имеет население всего 275 жителей.

По численности жителей города подразделяют на:

города-миллионеры (более 1 млн. жителей)

крупнейшие (500 тыс. - 1 млн. жителей)

крупные (251-500 тыс. жителей)

большие (101-250 тыс. жителей)

средние (51-100 тыс. жителей)

малые (до 50 тыс. жителей)

Города-миллионеры РФ (на 01.01.2013 г.)- 1) г. Москва2)г. Санкт-Петербург 3) г. Новосибирск 4) г. Екатеринбург5) г. Нижний Новгород6) г. Казань 7) г. Самара8) г. Омск 9) г. Челябинск 10) г. Ростов-на-Дону 11) г. Уфа 12) г. Волгоград 13) г.Красноярск 14) г. Пермь15) г. Воронеж

По функциональному назначению городские поселения подразделяют на города:

1) с преимущественно промышленными функциями (Например, Н. Тагил)

2) разнообразными функциями (Например, Москва)

3) города-курорты (Например, Сочи)

4) города-наукограды и города-научно-исследовательские центры (Например, Зеленоград, Королев)

В России насчитывается 1108 населенных пунктов, имеющих статус города. Среди них 61 город имеет население от 250 тысяч до 1 миллиона человек.

Городская агломерация - компактное скопление населённых пунктов, главным образом городских, местами срастающихся, объединённых в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными производственными, транспортными и культурными связями.

Различают моноцентрические (сформировавшиеся около одного крупного города-ядра, например, Московская агломерация); полицентрические (имеющие несколько городов-ядер, например, Кавказские Минводы) и бицентрические (Чебоксары-Новочебоксарск) агломерации.

Для средних и малых городов основной проблемой территориальной организации является предоставление занятости населения в зависимости от профиля их развития.

Как например, в городских поселениях с легкой промышленностью возрастает сложность трудоустройства мужского населения, а в городах с преобладанием добывающей или перерабатывающей промышленности - сложность в трудоустройстве женской части населений. развитие экономики РФ требует обязательного комплексного развития хозяйства городских поселений, при том различного типа.

Сельское население

Сельское расселение - распределение жителей по населенным пунктам, находящимся в сельской местности. Притом сельской местностью считается территория, расположенная за границами городских поселений.

Сокращение сельских поселений связано с процессами рыночных преобразований и недостаточным уровнем развития социальной и бытовой сферы. Сельское население России по данным последней переписи населения (1.01.2002 г.) составило 27% от общей численности населения страны. Оно представлено занятыми в отраслях сельскохозяйственного производства, а также социальной сферы.

Типы сельских поселений разнообразны. На большей части территории России типичные сельские населенные пункты - это:

поселки (новые поселения, возникшие за годы советской власти или в последнее десятилетие).

деревни (старые небольшие поселения, не имевшие церкви);

села (старые более крупные поселения, имевшие в прошлом или сохранившие до сих пор церкви);

В то же время в русских регионах Северного Кавказа, населенных казаками, сельские поселения называются станицами (имеются и хутора, но сейчас это, как правило, большие поселения, бывшие настоящими хуторами в далеком прошлом), а в национальных республиках Северного Кавказа - аулами.

Для России характерен деревенский тип расселения, каковой сложился исторически и связан с общинным землепользованием.

Сельские населенные пункты классифицируются в зависимости от размера (численности населения):

крупнейшие (свыше 1000 жителей)

крупные (501-1000 жителей)

средние (101-500 жителей)

мелкие (51-100 жителей)

мельчайшие (до 50 жителей)

Сельское население страны в основном сосредоточено в поселениях с количеством от 1000 жителей. В 1990-е годы численность населения динамично менялась. Уменьшение численности сельского населения привело к уменьшению количества сельских населенных пунктов, а также плотности их размещения. Особенно наглядно данный процесс был отмечен в европейской части России (Центральный Федеральный Округ, Северо-Западный Федеральный Округ и Приволжский Федеральный Округ).

В отличие от городского населения на уровень территориальной организации сельских поселений влияют природно-климатические факторы. Это связано с тем, что развитие сельского хозяйства зависит от почвенных и климатических условий. Именно поэтому, например, в зонах тайги и тундры населенные пункты располагаются вдоль рек и озер..

1. По составу основного контингента обслуживаемых покупателей.

1.1. Магазины, обслуживающие городских жителей.

1.2. Магазины, обслуживающие сельских жителей.

2. По характеру размещения на территории населенного пункта ма­газины, создаваемые в городах, подразделяются на две основные группы.

2.1. Магазины, размещаемые непосредственно в жилой застройке.

2.2. Магазины, размещаемые в местах общегородского значения.

Характер размещения магазина определяется разнообразными фак­торами - величиной города и его планировочной структурой; состоянием внутригородских транспортных связей; направлениями и интенсивностью основных потоков движения населения (маршрутами внутрисуточной его миграции); плотностью населения в отдельных жилых и административ­ных районах; расположением производственных, административных и культурно-просветительных объектов, но наиболее важным фактором при этом является его функциональная направленность на удовлетворение ос­новных групп потребностей покупателей.

Так, магазины первой группы призваны удовлетворять наиболее массовые и постоянные потребности в товарах (основные группы продо­вольственных товаров; хозяйственные, галантерейно-парфюмерные и не­которые другие группы непродовольственных товаров повседневного спроса), поэтому определяющим фактором при их размещении является радиус пешеходной доступности (он принимается обычно в пределах до 500 м). Следует при этом отметить, что в практике размещения таких мага­зинов в странах с развитой рыночной экономикой этот фактор не является столь определяющим, так как практически каждая семья там имеет маши­ну, а покупки таких товаров совершаются обычно один раз в неделю. Раз­мещение магазинов этой группы следует сочетать с основными направле­ниями пешеходных маршрутов внутри жилой застройки.

Магазины второй группы призваны удовлетворять периодические и эпизодические потребности покупателей в товарах, к их услугам они об­ращаются редко, поэтому радиус пешеходной доступности не играет для них определяющей роли. Главными факторами для покупателей являются широта предлагаемого выбора таких товаров и обеспечение транспорт­ной доступности при размещении магазинов. Наиболее эффективными формами территориальной концентрации таких магазинов в планировоч­ной структуре городов являются общегородские центры, центры админи­стративных районов, крупнейшие транспортные магистрали (особенно места их пересечения), территории, непосредственно примыкающие к же­лезнодорожным и автовокзалам, крупным рынкам и т. п.

В сельской местности магазины первой группы также равномерно размещаются на территории всех сельских населенных пунктов, в то время как магазины второй группы создаются, как правило, только в селах - центрах притяжения (крупных сельских населенных пунктах, в которых располагаются административные, производственные, культурно - просветительные и др. объекты).

3. По формам товарной специализации.

3.1. Универсальные.

3.2. Комбинированные.

3.3. Специализированные.

3.4. Узкоспециализированные.

3.5. Неспециализированные.

Универсальные магазины реализуют, как правило, все основные группы продовольственных или непродовольственных товаров. При этом универсальные продовольственные магазины могут включать в свой ас­сортимент и некоторые группы непродовольственных товаров, в то время как универсальные непродовольственные магазины (универмаги) могут реализовать и ряд групп продовольственных товаров. Универсальные ма­газины являются наиболее удобными для покупателей, так как обеспечи­вают комплексное удовлетворение их спроса. При этом, объединяя разно­образный ассортимент товаров, универсальные магазины обеспечивают достаточно глубокую его специализацию в разрезе отдельных своих струк­турных подразделений. Вместе с тем, следует учесть, что универсальные магазины являются наиболее сложными объектами управления, так как требуют высокого профессионализма менеджеров в сфере функциониро­вания всех основных сегментов потребительского рынка.

Комбинированные (или комплексные) магазины реализуют товары различных групп, объединенные общностью их потребления, т. е. удовле­творяют комплексный спрос отдельных категорий покупателей. Наиболее распространенными комбинированными (или комплексными) магазинами являются «Товары для детей»; «Товары для женщин»; «Товары для дома»; «Товары для отдыха и спорта»; «Диетические продукты» и некоторые дру­гие. Как видно из этих примеров, комбинированные магазины могут созда­ваться для реализации как непродовольственных, так и продовольственных товаров.

Специализированные магазины реализуют две-три группы товаров, объединенных общностью спроса. Примерами специализированных мага­зинов могут выступать магазины одежды, обуви, хозяйственных товаров, хлебокондитерских изделий, мясо-рыбных товаров и многие другие. В розничной торговой сети специализированные магазины получили наи­большее распространение. Это связано с тем, что, ограничивая свою дея­тельность определенным сегментом потребительского рынка, торговое предприятие может обеспечить достаточно высокую степень удовлетворе­ния спроса покупателей на отдельные товары, предложить достаточно ши­рокую номенклатуру дополнительных услуг, соответствующих особенно­стям реализуемых товаров, сформировать высокопрофессиональный со­став персонала в рамках избранной специализации.

Узкоспециализированные магазины реализуют товары одной группы (а иногда и отдельной подгруппы). Видами товарной специализации таких магазинов являются, например, женская обувь, электроосветительные при­боры, инструменты, мужские сорочки и другие. Еще более углубляя и ог­раничивая рыночный сегмент и соответственно повышая уровень обслу­живания покупателей, выбор такой формы специализации магазинов таит в себе и определенные угрозы, связанные с колебаниями конъюнктуры по­требительского рынка. Избежать этой угрозы можно путем выбора узкой специализации деятельности по товарам наиболее массового спроса, а также по товарам, находящимся на ранних стадиях своего жизненного цикла.

Неспециализированные (или смешанные) магазины реализуют това­ры разных групп, не связанных (или слабо связанных) между собой общ­ностью спроса. В отличие от универсальных магазинов они предлагают ограниченную номенклатуру групп продовольственных и непродовольст­венных товаров. Магазины такой формы специализации выбираются обычно для размещения в сельской местности.

Рассматривая формы товарной специализации магазинов, следует обратить внимание на то, что границы ассортиментного профиля многих из них в настоящее время выглядят несколько «размытыми». В целом ряде специализированных и узкоспециализированных магазинов встречается несвойственный им ассортимент товаров, носящий случайный характер.

4. По определяющему методу продажи товаров магазины подразде­ляются на следующие основные группы.

4.1. Магазины с индивидуальным обслуживанием покупателей.

4.2. Магазины, реализующие товары по методу самообслуживания.

4.3. Магазины, реализующие товары по образцам и каталогам.

Магазины с индивидуальным обслуживанием покупателей осущест­вляют продажу товаров через продавцов. Выбор такой технологии торго­вого обслуживания определяется прежде всего спецификой ассортимента реализуемых товаров. В первую очередь такой выбор оправдан для спе­циализированных и узкоспециализированных магазинов, реализующих до­рогостоящие малогабаритные товары, требующие большого объема кон­сультаций покупателей при их покупке (ювелирные изделия, меховые то­вары и т. п.). Кроме того, (такие магазины оправдывают себя при продаже товаров, трудно поддающихся стандартизации и предварительной фасовке (свежее мясо, живая рыба и т. п.). Критерием выбора таких магазинов мо­жет служить и необходимость обеспечения сохранности товаров, если они размещаются в местах со случайным контингентом покупателей (при рын­ках, автобусных и железнодорожных станциях и т. п.).

Магазины, реализующие товары по методу самообслуживания, осно­ваны на принципе свободного отбора товаров покупателями. Такие мага­зины наиболее эффективны при продаже товаров простого ассортимента наиболее массового спроса (например, универсам), а также при продаже товаров, хорошо известных покупателю, ассортимент которых носит отно­сительно стабильный характер. Кроме того, выбор таких магазинов эффек­тивен при высокой интенсивности покупательских потоков, так как этот метод продажи дает существенную экономию численности персонала.

Магазины, реализующие товары по образцам или каталогам, осуще­ствляют продажу товаров на основе предварительного ознакомления и расчета за товары, обеспечивая их последующую доставку на дом покупа­телям. Выбор такой определяющей технологии эффективен прежде всего при продаже технически сложных или крупногабаритных товаров (телеви­зоры, холодильники, стиральные машины, автомобили, мебель, основные виды стройматериалов и т. п.), образцы которых размещаются в магазинах - салонах, магазинах-складах и т. п. Торговля по каталогам может охваты­вать практически все основные группы непродовольственных товаров сложного ассортимента, выбор которых не может быть обеспечен в рамках лишь одного магазина (магазин посылочной торговли).

Выбор определяющего метода продажи товаров формирует основу торгово-технологического процесса магазина и уровень обслуживания по­купателей. Кроме того, он существенно влияет на численность персонала магазинов, размер товарных запасов, уровень расходов по обеспечению товародвижения и другие показатели, определяющие экономическую эф­фективность деятельности торгового предприятия.

5. По ценовым уровням реализуемых товаров магазины подразделя­ются на такие основные группы.

5.1. Магазины среднего уровня цен.

5.2. Магазины низких цен.

5.3. Элитные магазины с наиболее высоким уровнем цен.

Магазины среднего уровня цен имеют наибольшие возможности по­строения широкого ассортимента товаров с ценами, удовлетворяющими различные контингенты покупателей. Такие магазины рассчитаны на об­служивание наиболее массовых покупателей.

Магазины низких цен формируют свой ассортимент за счет наиболее дешевых разновидностей товаров, качество которых обычно уступает среднему уровню. Кроме того, в таких магазинах существенно занижен критерий уровня торгового обслуживания, особенно по параметрам, вызы­вающим дополнительные расходы магазина. Такие магазины рассчитаны преимущественно на обслуживание покупателей с наиболее низким уров­нем доходов.

Элитные магазины с наиболее высоким уровнем цен выбираются торговым предприятием в том случае, если избранная им рыночная ниша связана с обслуживанием покупателей с наиболее высоким уровнем дохо­дов. Высокий уровень цен на товары в этом случае обусловлен подбором особого (элитного) их ассортимента, обеспечением наивысшего качества реализуемой продукции, широкой номенклатурой дополнительных торго­вых услуг, а также высоким уровнем расходов на соответствующее оформ­ление интерьера торгового зала.

6. По размерам торговой площади магазины подразделяются на четыре основных группы.

6.1. Мелкие.

6.2. Средние.

6.3. Крупные.

6.4. Крупнейшие.

При этом для городских и сельских магазинов критерии их размер­ной дифференциации различны. К мелким магазинам в условиях город­ской застройки относят обычно магазины с торговой площадью до 250 кв. м., в сельской местности - соответственно до 100 кв. м. Обычно та­кие магазины размещаются в приспособленных помещениях и рассчитаны на обслуживание относительно небольшого контингента покупателей. К средним магазинам в городах относят магазины с торговой площадью 251-1000 кв. м., а в сельской местности соответственно 101-400 кв. м. Та­кие магазины размещаются как в приспособленных помещениях, так и в специально построенных зданиях. На такой торговой площади могут быть организованы специализированные и узкоспециализированные магазины любой из групп товарной специализации, а также магазины комплексного спроса и универсальные продовольственные. К крупным магазинам в го­родах относят магазины с торговой площадью 1001-3500 кв. м., а в сель­ской местности соответственно 401-1000 кв. м. Такая торговая площадь позволяет создавать магазины комплексного спроса, а также универсаль­ные продовольственные и непродовольственные магазины. К крупней­шим магазинам в городах относят магазины с торговой площадью свыше 3500 кв. м., а в сельской местности - свыше 1000 кв. м. Такие высокие размеры торговой площади предназначаются обычно для создания универ­сальных непродовольственных магазинов в крупных городских и сельских населенных пунктах.

В практике организации торговой сети размеры магазинов, предна­значенных для нового строительства, определенным образом стандартизи­руются. Так, с учетом принятого стандарта проектирования размеры го­родских магазинов, предназначенных для нового строительства, установ­лены со следующими параметрами торговой площади: 250; 400; 650; 1000; 1500; 2500; 3500; 4500; 6500; 8500; 11000; 15500 и 22000 кв. м. Размеры сельских магазинов, предназначенных для нового строительства, установ­лены в следующих стандартах: 100; 150; 250; 400; 650; 850; 1000; 1650; 2150 и 3150 кв. м. Учитывая, что эти размерные стандарты магазинов были введены еще в 1981 году и в соответствии с ними строилась их сеть на протяжении последних почти двух десятилетий, они являются наиболее

Распространенными вариантами размеров действующих магазинов. Виды зданий магазинов:

Встроенные (в первых этажах и подвалах жилых домов и учрежде­ний);

Встроенно-пристроенные;

Кооперативного пользования, где подвальное помещение и первый этаж занимает магазин, а второй - предприятия бытового обслуживания;

Отдельно стоящие.

Требования, предъявляемые к торговым зданиям:

Технологические - наличие специальных помещений для организа­ции торгового процесса и рационального движения покупательских, то­варных потоков; условия для механизации трудоемких операций, обслу­живания покупателей с минимальными затратами труда и средств;

Архитектурно-строительные - использование современных индуст­риальных методов строительства отдельных помещений; возможность ре­конструкции и расширения отдельных помещений, наличие удобных под­ходов и подъездов к магазину;

Технические - обеспечение соответствующего оптимального коли­чества воздуха, освещения;

Эстетические - оформление и отделка помещений в соответствии с их назначением;

Экономические - эффективность торгового процесса, выбор усло­вий, обеспечивающих наименьшие затраты на проектирование, строитель­ство, эксплуатацию.

Расселение населения - система населенных пунктов на конкретной территории. Оно включает 2 основных элемента: размещение населения (исторический процесс, связанный с освоением земель.) и миграцию.

Факторами, влияющими на расселение являются естественное (смертность и рождаемость) и механическое движение (миграция). Миграция - перемещение людей через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на более или менее длительное время.

Первичной единицей размещения населения на любой территории является населенный пункт (поселение) - населённое место в пределах одного застроенного земельного участка (город, посёлок городского типа, село и пр.). Обязательный признак населённого пункта - постоянство использования его как места обитания из года в год (хотя бы сезонно).

Существуют исторически сложившиеся в РФ типы поселений: город, посад, слобода, погост, село, сельцо, деревня, аул, станица и др.

Главным показателем, отражающим размещение населения является плотность (число жителей, приходящихся на 1 кв. км территории). Средняя плотность населения по России составляет 8,4 чел./ кмІ. Наибольшая плотность в России наблюдается в г. Москве и Северо-Кавказском ФО - около 330 чел./кмІ. Самая низкая плотность населения в Российской Федерации - в Эвенкийском районе Красноярского края - 0,1 чел./кмІ.

При заселении территории РФ исторически сформировались 3 зоны расселения:

1. основная зона

Это основная зона расселения - Центральная Россия. Данная зона представляет вид большого «треугольника» с вершинами в С.-Петербурге, Сочи, Абакан. Серерная граница этого треугольника - линия Оренбург-Пермь-Красноярск, а южная граница - Сочи-Астрахань-Оренбург. На Главную полосу приходится примерно треть территории России, но около 94% ее населения. В этой зоне сконцентрированы основные города, в том числе все крупнейшие города и города-миллионеры. Средняя плотность населения достигает 40 чел. на 1 км», а плотность сельского населения - 10 чел. на 1 км2.

2. северная зона

Она занимает 2/3 территории страны, но проживает здесь лишь 5% населения. Это районы тайги, тундры и лесотундры с суровыми природными условиями, расположенные севернее Главной полосы расселения. Средняя плотность населении здесь меньше 1 чел. на 1 км2, а сельского - менее 1 чел. на 10 км2, т.е. большая часть территории фактически не заселена и не освоена. Преобладает городское население, сконцентрированное в отдельных очагах, связанных в основном с добычей минеральных ресурсов (районы Норильска, Воркуты, М. и а да на и др.).

3. южная зона

Она занимает сравнительно небольшую территорию на юге Сибири (республики Алтай, Тыва и некоторые прилегающие территории). К ней же относится и Прикаспийская низменность. В этой зоне проживает около 1% населения России. Средний плотность здесь также низка (около 2,5 чел. на 1 км2), хоти, в отличие от Северной зоны, преобладает сельское население, т.е. это тоже практически неосвоенная территория.

Существует 3 группы особенностей, влияющих на расселение населения:

1) этнонациональные

По принадлежности к языковым группам выделяют:

ь индоевропейская

ь финоугорская

ь северокавказская

ь алтайская

2) полеэтнические

Предполагает распыленность в размещении народов, обусловленная несоответствием размещения многих народов и ограниченными территориями соответствующих субъектов Федерации. Численность коренных народов снижается в следствии ассимиляции русских на территориях этих народов.

  • 3) наличие определенных ландшафтно-этнических групп
  • - северно-европейская
  • - урало-поволжская
  • - северокавказская
  • - среднесибирская
  • - северо-сибирская
  • - южно-сибирская
  • - дальневосточная