Полевое поведение является результатом поражения. Полевое поведение ребенка. Общим признаком зрительных агнозий являются

ВАРИАНТ 1.

1. Кому принадлежит термин «клиническая психология»? 3) Уитмеру;

2.Кто первым открыл экспериментально-психологическую лабораторию в России? 2) Бехтерев;

4. Назовите основателя научной психологии: 1) Вундт;

5. Укажите психолога, внесшего наибольший вклад в развитие патопсихологии в России: 3) Зейгарник;

6. Основателем нейропсихологической школы в России является: 4) Лурия.

7. Кто является основоположником бихевиоризма? 3) Уотсон;

8. Назовите основателя глубинной психологии: 2) Фрейд;

9. Кто разработал психологию отношений? 3) Мясищев;

10. Кому принадлежит разработка психологии деятельности? 3) Леонтьеву;

ВАРИАНТ 2. ё

1. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие следующих отраслей медицины, кроме: 2) травматологии;

2. Теоретические и практические проблемы какой специальности не могут разрабатываться без клинической психологии: 3) психотерапии;

3. Кем был предложен термин «биоэтика»? 3) Поттером;

4. Клиническая психология оказывает значительное влияние на развитие следующих общетеоретических вопросов психологии, кроме:

3) разработки философско-психологических проблем;

5. Какая этическая модель в клинической психологии получила наибольшее развитие в последней четверти XX в.? 2) биоэтика;

6. Какой принцип в клинической психологии может конкретизироваться как этиология и патогенез психопатологических расстройств? 2) принцип развития;

7. Кто ввел в обращение термин «деонтология»? 3) Бентам;

ВАРИАНТ 3.

1. К числу первых попыток локализовать ВПФ в коре головного мозга относятся работы: 2) Галля;

2. Основным предметом реабилитационной нейропсихологии является:

3) восстановление утраченных из-за травмы или болезни высших психических функций;

4. Зона ближайшего развития - это: 2) то, что может ребенок с помощью взрослого;

5. Системообразующим фактором для всех типов функциональных объединений в соответствии с концепцией Анохина является: 4) цель.

6. Термин «гетерохронность» в нейропсихологии обозначает:

2) неодновременность развития функций;

7. Изменчивость мозговой организации функций является отражением:

2) принципа динамической локализации функций;

8. Жесткость организации мозговых функций обусловлена:

4) последними двумя обстоятельствами.

9. Основным тезисом эквипотенционализма является:

4) равноценность роли всех зон мозга в реализации психической деятельности.

10. Медиобазальные отделы головного мозга по классификации Лурия относятся:

1) к энергетическому неспецифическому блоку;

11. Инструментом выделения нейропсихологического фактора является:

3) синдромный анализ;

12. Отличие асинхронии от гетерохронии в развитии психики ребенка заключается: 1) в том, что гетерохрония является естественным фактором развития;

13. Нарушение контроля за исполнением собственного поведения в основном связано с: 1) патологией лобных долей;

14. К числу задач, решаемых с помощью методов нейропсихологической диагностики, не относится: 4) выбор форм нейрохирургического вмешательства.

15. Расстройства различных видов ощущений называются:

3) сенсорными расстройствами;

16. Общим признаком зрительных агнозий являются:

4) потеря способности узнавания.

17. Неспособность опознать плоский предмет наощупь с закрытыми глазами называется: 2) тактильной агнозией;

18. Аутотопагнозия - признак: 2) верхнетеменного поражения;

19. Принцип сенсорных коррекций сложных движений был разработан:

4) Бернштейном.

20. Замена нужных движений на шаблонные является признаком:

4) регуляторной апраксии.

21. Приобретенное речевое расстройство вследствие поражения левого полушария называется: 4) афазией.

22. Поражение теменно-затылочной зоны левого полушария часто приводит к:

3) семантической афазии;

23. Основным дефектом при вербальной алексии является:

2) нарушения симультанного узнавания;

24. Аграфия - это: 4) нарушение способности правильно по форме и смыслу писать.

25. Акалькулия часто сочетается с: 1) семантической афазией;

26. Неспецифические расстройства памяти преимущественно связаны с работой:

1) первого блока мозга;

27. «Полевое поведение» является результатом поражения: 1) лобных долей;

28. Экспериментальным приемом обнаружения модально-специфических нарушений внимания является:

2) одновременное предъявление двух стимулов парным анализаторам;

29. Дефекты мышления, связанные с опосредованием речевых связей, вызываются: 2) левовисочными поражениями;

30. «Круг Пейпеса» в основном описывает циркуляцию эмоциональных процессов: 3) внутри лимбической системы;

31. Поражение конвекситальных отделов лобных долей мозга вероятнее приведет к такому эмоциональному состоянию, как: 1) безразличное благодушие;

32. Процесс опознания от общего к частному более представлен:

1) в левом полушарии;

33. Левшество - это:

2) совместное преобладание леворасположенных парных органов над правыми;

34. Особенностью очаговых поражений мозга у детей является:

1) слабая выраженность симптоматики;

ВАРИАНТ 4.

1. К основным принципам патопсихологического исследования по Зейгарник относятся все указанные, кроме:

2) стандартизации процедуры проведения эксперимента и анализа данных;

2. Существенными характеристиками внимания являются все указанные, кроме:

2) разноплановость;

3. Буквенную корректурную пробу для исследования внимания предложил:

3) Бурдон;

4. Основателем отечественной школы патопсихологии является: 4) Зейгарник.

5. К типичным нарушениям мышления при шизофрении относятся все указанные, кроме: 4) склонности к детализации.

6. Для исследования мышления используются все указанные методики, кроме:

4) «10 слов».

7. Память может характеризоваться всеми указанными видами, кроме:

2) познавательной;

8. Типичными нарушениями мышления при эпилепсии являются все указанные, кроме: 3) актуализации малозначимых «латентных» признаков;

ВАРИАНТ 5.

1. В классической психосоматике выделяют три группы расстройств, кроме:

4) вегетозов.

2. Представителем антропологического направления в психосоматике является:

4) Вайзеккер.

3. Термин «психосоматика» в медицину ввел: 3) Хайнрот;

4. Создателем кортико-висцеральной патологии, как одного из направлений психосоматики, является: 3) Быков;

5. Современная биопсихосоциальная модель болезни разработана: 3) Энгелем;

7. Поведенческий тип А «является фактором риска»:

4) сердечно-сосудистых заболеваний.

8. Конверсионные расстройства, положившие начало психоаналитическому направлению в психосоматике, были описаны: 3) Фрейдом;

9. Термин «алекситимия» ввел: 3) Сифнеос;

10. Концепцию «органных неврозов» разработал: 4) Дойч.

ВАРИАНТ 6.

1. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается возврат функции на более ранний возрастной уровень, как временного, так и стойкого характера:

2) регрессия;

2. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается грубая дезорганизация либо выпадение функции: 1) распад;

3. Вид психического дизонтогенеза, при котором отмечается запаздывание или приостановка психического развития: 3) ретардация;

4. Форма психического дизонтогенеза, при котором отмечается выраженное опережение развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительное отставание темпа и сроков созревания других функций и свойств: 1) асинхрония;

5. Социально обусловленный вид непатологических отклонений в психическом развитии: 3) педагогическая запущенность;

6. К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится: 2) патохарактерологическое формирование личности;

7. Общее психическое недоразвитие, это: 2) олигофрения;

8. Отличительная черта мышления умственно отсталых: 2) некритичность;

9. Эмоции умственно отсталых: 1) недифференцированы;

10. Тотальность поражения психических функций характерна для: 1) олигофрении;

11. Синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций обозначаются термином: 3) задержка психического развития;

12. Аномалия характера, неправильное, патологическое развитие, характеризующееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах, это:

3) психопатия;

ВАРИАНТ 7.

1. Реактивные состояния, которые проявляются преимущественно нарушением поведения и ведут к социально-психологической дезадаптации, называются:

1) патохарактерологические реакции;

2. Непатологические нарушения поведения, которые проявляются только лишь в определенных ситуациях, не ведут к дезадаптации личности и не сопровождаются соматовегетативными нарушениями, называются: 2) характерологические реакции;

3. Становление незрелой личности у детей и подростков в патологическом, аномальном направлении под влиянием хронических патогенных воздействий отрицательных социально-психологических факторов, это:

3) психогенное патологическое формирование личности;

4. Патологические состояния, характеризующиеся дисгармоничностью психического склада личности, тотальностью и выраженностью расстройств, препятствующие полноценной социальной адаптации субъекта, это: 2) психопатии;

5. Нарушения поведения, которые квалифицируются на основе правовых норм, обозначаются как: 3) криминальное поведение;

6. Нарушения поведения, которые квалифицируются на основе морально-этических норм, обозначаются как: 1) делинквентное поведение;

7. Форма отклоняющегося поведения, характеризующаяся стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или фиксации на определенных видах деятельности, это: 2) аддиктивное поведение;

ВАРИАНТ 8.

1. Коммуникативная компетентность врача повышается с развитием такого качества, как: 3) способность к эмпатии;

2. Аффилиация - это: 2) стремление человека быть в обществе других людей;

3. Эмпатия - это: 1) способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию;

4. Коммуникативная компетентность врача снижается под воздействием следующих свойств: 2) повышенная тревожность;

5. Коммуникативный барьер во взаимоотношениях может быть связан с высоким уровнем: 4) депрессивности.

6. Тревога - это эмоция:

7. Синдром эмоционального сгорания - следствие:

1) неуверенности в себе и повышенной ответственности;

8. Профессиональная адаптация заключается в:

4) совершенствовании профессионализма, установлении адекватной эмоциональной дистанции с больными, формировании индивидуального врачебного «имиджа».

9. Сокращение психологической дистанции с больным допустимо:

3) в ситуациях, когда возникает угроза жизни больного;

10. Первое впечатление больного о враче:

1) складывается в первые 18 секунд знакомства;

11. Ощущение психологического контакта дает элемент невербального общения:

1) взгляд в глаза;

12. В профессиональном общении врача с больными предпочтительны позы:

4) естественные асимметричные открытые.

13. Активная жестикуляция больного чаще всего связана с:

2) высоким уровнем тревоги;

14. Для депрессивного больного характерно: 4) мимика скорби.

15. Ускоренная речь чаще характеризует: 3) тревожного пациента;

16. Громкая речь чаще отмечается у: 4) пациентов в гипоманиакальном состоянии.

17. В течение фазы ориентации врач:

3) формулирует ряд гипотез (определяет зону поиска);

18. В процессе фазы аргументации врач имеет основания для:

2) постановки предварительного диагноза;

19. Проекция - это: 3) перенос больным на врача прошлого опыта взаимоотношений со значимыми людьми;

20. В результате сочетания положительного переноса и положительного контрпереноса во взаимоотношениях «врач - больной»:

1) повышается вероятность возникновения неформальных взаимоотношений между ними;

21. Основная задача врача в фазе корректировки:

2) оказание эмоциональной поддержки больному;

22. Адаптация пациента к условиям стационара длится приблизительно:

1) около 5 дней;

23. Лекарства, назначенные врачом, остаются неиспользованными:

1) как минимум на 20 %;

24. Эффект «плацебо» - это:

1)эффективность фармакологически нейтральных «лекарственных форм»;

25. Поведение аггравации характеризуется: 3) преувеличением симптомов болезни;

26. В структуре внутренней картины болезни выделяют следующие основные компоненты: 4) сенситивный, эмоциональный, рациональный и мотивационный.

27. Адаптивные механизмы, направленные на редукцию патогенного эмоционального напряжения, предохраняя от болезненных чувств и воспоминаний, а также от дальнейшего развития психологических и физиологических нарушений, называют: 2) механизмами психологической защиты;

28. Возврат на более раннюю стадию развития или к более примитивным формам поведения, мышления называют: 4) регрессией.

29. Защита от угрожающего объекта путем отождествления с ним называют:

3) идентификацией;

30. Наиболее продуктивными копинг-стратегиями больных считаются:

1) сотрудничество и активный поиск поддержки;

31. Диссимуляция - это: 2) сознательное сокрытие симптомов болезни;

32. Анозогнозия - это: 2) бессознательная реакция: неосознавание болезни;

33. Ипохондрия - это: 1) болезненно преувеличенное беспокойство за свое здоровье;

34. Симуляция - это:

1) сознательное изображение симптомов несуществующего заболевания;

35. К «трудным» относятся пациенты, имеющие:

2) депрессивные черты с суицидальной настроенностью;

36. Врач как больной - это: 3) самый «трудный» и «нетипичный» больной;

1) руководства;

38. Партнерская модель взаимоотношений «врач - больной» широко используется в: 4) психотерапии.

ВАРИАНТ 9.

1. Психологическая помощь в общесоматических лечебно-профилактических учреждениях оказывается клиническим психологом:

4) совместно с врачом-психиатром и врачом-психотерапевтом.

2. Нормативом обеспечения стационарного психотерапевтического отделения является должность клинического психолога: 1) на 20 коек;

3. Нормативом кадрового обеспечения должностями клинических психологов психотерапевтического кабинета является:

4) должность клинического психолога на один психотерапевтический кабинет.

4. При проведении психотерапии пациента с невротическим состоянием врач-психотерапевт и клинический психолог взаимодействуют следующим образом:

4)врач-психотерапевт и клинический психолог совместно проводят психотерапию с учетом ее различной направленности и целей.

5. Основным содержанием последипломного обучения клинических психологов по клинической психологии является:

3) психодиагностика, психокоррекция в различных клинических группах, тренинги, супервизия;

ВАРИАНТ 10.

Вопрос 1. К методам исследования в клинической психологии относится все за исключением одного: д) амитал-кофеиновое растормаживание

Вопрос 2. К принципам клинического интервьюирования относится все за исключением одного: г) стереотипность

Вопрос 3. Клиническое интервьюирование состоит из: г) 4 этапов

Вопрос 4. Длительность первого интервью должна составлять: г) 50 минут

Вопрос 5. Гарантия конфиденциальности предоставляется клиенту на:

а) I этапе интервью

Вопрос 6. Антиципационный тренинг проводится на: г) 4 этапе интервью

Вопрос 1. В понятие историко-культурной базы по ЖЛакану включается все за исключением одного: в) профессия

Вопрос 8. Метод пиктограмм используется для исследования: а) памяти

Вопрос 9. Методика Мюнстерберга используется для исследования: б) внимания

Вопрос 10. Совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях называют: в) патопсихологическим синдромом

Вопрос 11. Эмоционально-волевые расстройства, нарушения структуры и иерархии мотивов, неадекватность самооценки и уровня притязаний, нарушение мышления в виде «относительного аффективного слабоумия», нарушение прогнозирования и опоры на прошлый опыт входят в структуру:

в) психопатического симптомокомплекса

Вопрос 12. Опора в мышлении на латентные признаки, выявленная при проведении методики «пиктограммы» указывает на наличие:

а) шизофренического симптомокомплекса

Вопрос 13. Тест Люшера используется для оценки: д) эмоциональных переживаний

Вопрос 14. Исследование, направленное на оценку состояния высших психических функций, особенностей функционирования асимметрии полушарий называется: а) нейропсихологическим

Вопрос 15. Способность узнавать предъявляемые предметы на ошупь называется: б) стереогнозисом

Вопрос 16. Миннесотский многопрофильный опросник личности позволяет выявить: в) личностный профиль

Вопрос 17. Оценка аффективной ригидности по данным теста MMPI производится по: г) 6 шкале

Вопрос 18. К методам исследования внимания относят все методики за исключением одной: г) тест Равена

Вопрос 19. Оценка эффективности психологических способов воздействия на человека включает все из нижеперечисленных критериев за исключением одного:

г) критерий степени улучшения партнерских (сексуальных) от-- ношений

Вопрос 20. Анализ визуального контакта в процессе клинического интервьюирования позволяет оценить:

б) индивидуально-психологические особенности

ВАРИАНТ 11.

Вопрос 1. Индивидуальное целостное психическое переживание в процессе диагностики психических расстройств называется: в) феноменом

Вонрос 2. «В связи с возможностью полного феноменологического сходства психической болезнью (психопатологическим симптомов) признается лишь то, что может быть таковой доказано» - гласит принцип: а) Курта Шнайдера

Вопрос 3. Наряду с критерием доказанности в принцип Курта Шнайдера включается и критерий: д) вероятности

Вопрос 4. Диагностический принцип, при котором требуется «воздерживаться от преждевременных суждений» обозначается принципом: б) эпохе

Вопрос 5. Оценка состояния индивида типа: «У больного скорбное выражение лица» не учитывает одного из нижеследующих диагностических принципов:

а) контекстуальности

Вопрос 6. Для убедительной диагностики психопатологических симптомов принципиально важными являются законы: д) логические

Вопрос 7. Феноменологический подход к диагностическому процессу использует принципы: б) понимающей психологии

Вопрос 8. К понятию «нозос» в отличие от «патос» относятся все за исключением одного: а) устойчивые психопатологические состояния

Вопрос 9. Для диагностики психической реакции следует учитывать, что ее длительность не должна превышать: г) 6 месяцев

Вопрос 10. Психическое состояние, характеризующееся тяжелым на1 рушением психических функций, контакта с реальной действительностью, дезорганизацией деятельности обычно до асоциального поведения и грубым нарушением критики называется: б) психозом

Вопрос 11. Одним из наиболее значимых диагностических критериев отграничения психотических от непсихотических психических расстройств является критерий; в) некритичности к расстройствам

Вопрос 12. Психические реакции, состояния и развития, вызванные наследственно-конституциональными причинами, относятся к одному из следующих типов психического реагирования: б) эндогенному

Вопрос 13. Истерические и ипохондрические непсихотические симптомы являются признаками одного из следующих типов психического реагирования:

г) личностного

Вопрос 14. Феномен «уже виденного» является признаком одного из следующих типов психического реагирования а) экзогенного

Вопрос 15. Продолжительное и необратимое нарушение любой психической функции, общего развития психических способностей или характерного образа мышления, ощущения и поведения, составляющего отдельную личность называется: в) дефектом

Вопрос 16. Абулия относится к одной из следующих групп психических расстройств; б) негативным расстройствам

Вопрос 17. Состояние полного или частичного возмещения (замещения) нарушенных в связи с болезнью психических функций называется: б) компенсацией

Вопрос 18. Появление у индивида таким особенностей поведения, как дурашливость, нелепость, импульсивность в сочетании с нецеленаправленностью поведения называется: б) гебефренией

Вопрос 19. Бесплодное, бесцельное основанное на нарушении мышления мудрствование называется: д) резонерством

Вопрос 20. При интраверсии в отличие от аутизма, как правило, отмечается:

а) критичность к собственной замкнутости

ВАРИАНТ 12

Вопрос 1. Эффект Зейгарник относится к психологическому процессу:

б) памяти

Вопрос 2. Минимальная величина раздражителя, вызывающего едва заметное ощущение называется:

б) абсолютным нижним порогом ощущений (порогом чувствительности)

Вопрос 3. Ощущения, связанные с сигналами, возникающими вследствие раздражения рецепторов, находящихся в мышцах, сухожилиях или суставах называются: в) проприоцептивными

Вопрос 4. Психофизический закон Вебера-Фехнера описывает:

д) зависимость силы ощущения от величины действующего раздражителя.

Вопрос 5. В результате восприятия образуются все нижеследующие свойства образа за исключением: г) уникальность

Вопрос б. Процесс восприятия, при котором элементы, выступающие как части знакомых фигур, контуров и форм, с большей вероятностью объединяются именно в эти фигуры, форму, контуры называется принципом: г) «естественного продолжения»

Вопрос 7. Расстройство восприятия, при котором происходит образование и восприятие причудливых зрительных образов на основе слияния элементарных особенностей объекта называется: б) парейдолическими иллюзиями

Вопрос 8. Расстройство узнавания частей собственного тела называется:

а) соматоагнозией

Вопрос 9. Внимание обладает всеми нижеследующими свойствами за исключением: г) длительности

Вопрос 10. Средний объем внимания человека составляет:

в) 5-7 единиц информации

Вопрос 11. Процесс лучшего запоминания незавершенных действий по сравнению с завершенными называется: б) эффектом Зейгарник

Вопрос 12, Расстройство памяти, характеризующееся нарушением за-печатления получаемой человеком информации и резко ускоренным процессом забывания, называется: в) фиксационной амнезией

Вопрос 13. Нарушение хронологии в памяти, при котором отдельные имевшие место в прошлом события переносятся в настоящее, называется:

в) псевдореминисценцией

Вопрос 14. К мыслительным операциям относится все нижеперечисленное за исключением: а) суждения

Вопрос 15. Умозаключение относится к: б) мыслительным процессам

Вопрос 16. Снижение уровня обобщений и искажение процесса обобщения относят к: б) нарушениям операционной стороны мышления

Вопрос 17. Расстройство мышления, при котором значительно (максимально) затрудняется образование новых ассоциаций вследствие длительного доминирования одной мысли, представления называется: в) персеверацией

Вопрос 18. Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, а также создания представления об истинном отношении к субъекту со стороны окружающих называется: д) рефлексией

Вопрос 19. Антиципация - это:

б) способность человека предвосхищать ход событий, прогнозировать вероятные исходы различных действий

Вопрос 20. Особо выраженные эмоциональные состояния человека, сопровождающиеся существенными изменениями в поведении называют:

г) аффектами

Вопрос 21. Наиболее значимым дифференциально-диагностическим критерием патологического аффекта является: б) наличие расстройств сознания

Вопрос 22. Алекситимией называется:

д) неспособность точно описать свое эмоциональное состояние

Вопрос 23. Канцерофобия - это: а) навязчивый страх заболеть раком

Вопрос 24. К парабулиям относятся все нижеперечисленные расстройства за исключением: б) аутизма

Вопрос 25. Патологическое непреодолимое влечение к бродяжничеству называется: б) дромоманией

Вопрос 26. Выделяются следующие виды автоматизмов за исключением:

д) галлюцинаторный

Вопрос 27. Грезоподобное нарушение сознания, сопровождающееся состояниями «зачарованности» или эйфории, называется: а) онейроидом

Вопрос 28. Среди больных неврозами отмечается тенденция к увеличению лиц с:

г) низким и высоким интеллектом

Вопрос 29. Недифференцированность реальных и идеальных целей, неумение объективно оценить возникающую ситуацию, увидеть ее не только в актуальной сиюминутности чаще встречается при:

б) личностных (психопатических) расстройствах

Вопрос 30. Патологический полисемантизм, при котором слова начинают приобретать множественное значение и нередко смысловая структура слова расшатывается, чаще встречается при: в) шизофренических расстройствах

ВАРИАНТ 13

Вопрос I. Выделяются все нижеследующие научные платформы, оценивающие этиопатогенез невротических расстройств за исключением: д) астрологическая

Вопрос 2. Жизненное событие, затрагивающее значимые стороны существования человека и приводящее к глубоким психологическим переживаниям, называется: б) психотравмой

Вопрос 3. Наиболее важной характеристикой жизненного события, способного вызвать невротические расстройства является его: д) значимость

Вопрос 4. Количественная оценка патологичности жизненных событий носит название шкалы: а) Холмса-Рея

Вопрос 5. Невротический конфликт, который характеризуется чрезмерно завышенными претензиями личности, сочетающимися с недооценкой или полным игнорированием объективных реальных условий или требований окружающих, обозначается: а) истерическим

Вопрос 6. Условно-патогенные психические травмы связаны, в первую очередь, с: в) системой отношений личности

Вопрос 7. Антиципационная концепция неврозогенеза отмечает принципиальную значимость: д) неспрогнозированности психических травм

Вопрос 8. Наибольшую роль в появлении и формировании невротических расстройств играют свойства: г) личности

Вопрос 9. Посттравматическое стрессовое расстройства связано, в первую очередь, с: б) событиями, выходящими за рамки обыденного жизненного опыта

Вопрос 10. Расстройства, возникающие вследствие складывающейся психогенно-актуальной для большого число людей социально-экономической и политической ситуацией, обозначаются:

а) социально-стрессовыми психическими расстройствами

Вопрос 11. К вариантам кризиса идентичности относятся все нижеследующие за исключением: б) мистического

Вопрос 12. Расстройства, характеризующиеся частичной или полной утратой нормальной интеграции между памятью на прошлое, нарушением осознания идентичности и непосредственных ощущений, а также нарушениями контролирования движений собственного тела называются:

д) конверсионными (диссоциативными).

Вопрос 13. Диссоциативный ступор характеризуется:

б) состоянием обездвиженности

Вопрос 14. Поведение человека вслед за острой психотравмой, характеризующееся детскостью, встречается при: г) пуэрильном синдроме

Вопрос 15. К.Ясперс описал принципиальную за диагностики невротических расстройств: а) триаду

Вопрос 16. Обсессии входят в структуру: г) ананкастического синдрома

Вопрос 17. Агорафобия - это г) навязчивый страх открытых пространств

Вопрос 18. Выделяются все нижеперечисленные этапы формирования невротических расстройств за исключением: г) психокоррекционный

Вопрос 19. У больных с невротическими расстройствами, как правило, встречается: в) моновариантный тип вероятностного прогнозирования

Вопрос 20. Нежелание больных в период неразрешенного конфликта предпринимать каких бы то ни было действий, ведущих к его прояснению или исчезновению симптоматики, а также использовать методы психологической компенсации, обозначается: д) аттитюдной психокоррекцией

Вопрос 21. Невротический конфликт получает вторичный соматический ответ и переработку при: б) конверсионных симптомах

Вопрос 22. Психосоматические заболевания формируются, как правило, вследствие: г) внутриличностного конфликта

Вопрос 23. К классическим психосоматическим заболеваниям, входящим в т.н. «святую семерку» причисляют все нижеследующие за исключением:

а) инфаркта миокарда

Вопрос 24. Основным, внутриличностным конфликтом при гипертонической болезни является конфликт:

б) между агрессивными импульсами и чувством зависимости

Вопрос 25. Коронарный тип личности А предрасполагает к:

д) инфаркту миокарда

Вопрос 26. Тип личности В не предрасполагает к: д) инфаркту миокарда

Вопрос 27. Такие качества, как высокий уровень притязаний, выраженное влечение к достижению цели, стремление к конкурентной борьбе входят в структуру: а) типа личности А

Вопрос 28. Боль, возникающая в половых органах женщины только при коитальном контакте и затрудняющая или исключающая их, называется:

в) диспареунией

Вопрос 29, Агрипнический синдром - это

в) невротическое расстройство в виде бессонницы

Вопрос 30. Бледность и сухость кожи, похолодание конечностей, блеск глаз и легкий экзофтальм, неустойчивость температуры, склонность к тахикардии, тахипноэ, тенденция к повышению артериального давления, мышечная дрожь, парестезии, зябкость, неприятные ощущения в области сердца встречается при:

б) симпатикотонической форме вегетососудистой дистонии

ВАРИАНТ 14.

Вопрос 1. Понятие «зона ближайшего развития» предполагает, что:

а) обучение должно идти впереди развития

Вопрос 2. Процесс формирования в структуре старой новых видов деятельности, характерных для следующего возрастного периода, сопровождающейся созреванием или перестройкой частных процессов и основным» психологическими изменениями личности, называется: г) ведущей деятельностью

Вопрос 3. Психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь называются: д) новообразованиями

Вощин. 4. Возрастными психологическими кризами называют:

б) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями

Вопрос 5. Период зрелости возникает в возрасте: г) 35-60 лет

Вопрос 6. «Комплекс оживления» характерен для: а) периода новорожденности

Вопрос 7. Отсутствие «комплекса оживления» считается характерным признаком: а) синдрома раннего детского аутизма

Вопрос 8. Кризис первого года жизни характеризуется:

д) становлением ходьбы и речи

Вопрос 9. Гипердинамический синдром является типичным для:

в) детей в возрасте 3-5 лет

Вопрос 10. Ведущей деятельностью детей дошкольного и младшего школьного возраста является: д) игра

Вопрос 11. Игровая деятельность, во время которой на длительный период человек способен «перевоплотиться» в животное, выдуманный образ или неодушевленный предмет, называется: б) патологическим фантазированием

Вопрос 12. Реакция, выражающаяся настойчивым стремлении подростка добиться успеха в той области, в которой он слаб, называется:

б) реакцией гиперкомпенсации

Вопрос 13. Руководство человеком эгоистическими соображениями взаимной выгоды при совершении тех или иных поступков относится к проявлениям:

в) доморальному уровню морали

Вопрос 14. «Кризис средних лет» наступает, как правило, в возрасте:

б) ЗО±2 лет

Вопрос 15. Типичными психологическими особенностями пожилых людей являются все нижеперечисленные за исключением: б) альтруизма

Вопрос 16. Семейный паттерн, при котором у члена семье вырабатывается игнорирование наличия проблем или заболеваний, называется: д) анозогнозическим

Вопрос 17. Развитие шизофрении у ребенка происходит вследствие семейного воспитания по типу: д) ни один из ответов неверен

Вопрос 18. Конфликт между семейными традициями, к примеру, в выборе профессии или рода занятия, и желаниями, идущими с ними вразрез, называется (по Н.Пезешкиану): г) уникальность-тождественность

Вопрос 19. Семья вырабатывает у ее членов саногенное мышление в целью:

б) уменьшения внутреннего конфликта, напряженности, и предотвращения заболеваний

Вопрос 20. Реакция эмансипации характерна для: д) подростков

c. перепутывание букв;

d. первая и третья причины.

40. Аграфия - это:

a. потеря способности к рисованию;

b. потеря способности переноса навыков письма с правой руки на левую у правшей;

c. навязчивые повторения отдельных букв при письме или штрихов при рисовании;

d. нарушение способности правильно по форме и смыслу писать.

41. Акалькулия часто сочетается с:

a. семантической афазией;

b. кинестетической апраксией;

c. соматоагнозией;

d. эмоциональными расстройствами.

42. Неспецифические расстройства памяти преимущественно связаны с работой:

a. первого блока мозга;

b. второго блока мозга;

c. третьего блока мозга;

d. всех трех блоков.

43. «Полевое поведение» является результатом поражения:

a. лобных долей;

b. височных долей;

c. затылочных долей;

d. теменных долей.

44. Экспериментальным приемом обнаружения модально-специфических нарушений внимания является:

a. корректурная проба;

b. одновременное предъявление двух стимулов парным анализаторам;

c. управление движущимся объектом;

d. узнавание стимульного материала.

45. Дефекты мышления, связанные с опосредованием речевых связей, вызываются:

a. поражением конвекситальных отделов лобных долей;

b. левовисочными поражениями;

c. теменно-затылочными поражениями;

d. правовисочными поражениями.

46. «Круг Пейпеса» в основном описывает циркуляцию эмоциональных процессов:

a. между теменной и височной корой;

b. от зрительного анализатора к третичным полям;

c. внутри лимбической системы;

d. между ретикулярной формацией и лобной корой.

47. Поражение конвекситальных отделов лобных долей мозга вероятнее приведет к такому эмоциональному состоянию, как:

a. безразличное благодушие;

b. грусть;

c. депрессия;

d. тревога.

48. Процесс опознания от общего к частному более представлен:

a. в левом полушарии;

b. в правом полушарии;

c. одинаково в обоих полушариях;

d. в зависимости от стимульного материала.

49. Левшество - это:

a. преобладание размера левой руки над правой;

b. совместное преобладание леворасположенных парных органов над правыми;

c. преобладание левой руки и левой ноги над правыми;

d. различия в чувствительности правой и левой половины тела.

50. Особенностью очаговых поражений мозга у детей является:

a. слабая выраженность симптоматики;

b. значительная выраженность симптоматики;

c. длительный период обратного развития симптомов;

d. высокая зависимость от латерализации очага поражения.

51. К основным принципам патопсихологического исследования по Зейгарник относятся все указанные, кроме:

a. построения эксперимента по типу функциональной пробы;

c. качественного анализа хода и результатов исследования;

d. изучения закономерностей распада психической деятельности в сопоставлении с закономерностями формирования психических процессов в норме.

52. Существенными характеристиками внимания являются все указанные, кроме:

a. устойчивость;

b. разноплановость;

c. переключаемость;

d. концентрация.

53. Буквенную корректурную пробу для исследования внимания предложил:

a. Шульте;

b. Векслер;

c. Бурдон;

54. Основателем отечественной школы патопсихологии является:

a. Лебединский;

b. Лазурский;

c. Ананьев;

d. Зейгарник.

55. К типичным нарушениям мышления при шизофрении относятся все указанные, кроме:

a. резонерства;

b. разноплановости;

c. соскальзывания;

d. склонности к детализации.

56. Для исследования мышления используются все указанные методики, кроме:

a. «классификации»;

b. «исключения предметов»;

c. методики Выготского-Сахарова;

d. «10 слов».

57. Память может характеризоваться всеми указанными видами, кроме:

a. оперативной;

b. познавательной;

c. кратковременной;

d. отсроченной.

58. Типичными нарушениями мышления при эпилепсии являются все указанные, кроме:

a. замедленности;

b. тугоподвижности;

c. актуализации малозначимых «латентных» признаков;

d. вязкости.

59. В классической психосоматике выделяют три группы расстройств, кроме:

a. конверсионных расстройств;

b. «органных неврозов»;

c. психосоматических заболеваний в узком смысле слова;

d. вегетозов.

60. Представителем антропологического направления в психосоматике является:

a. Поллок;

b. Стоквис;

c. Витковер;

d. Вайзеккер.

61. Термин «психосоматика» в медицину ввел:

a. Гиппократ;

c. Хайнрот;

d. Гроддек.

62. Создателем кортико-висцеральной патологии, как одного из направлений психосоматики, является:

a. Павлов;

b. Анохин;

c. Быков;

d. Симонов.

a. Карасу;

b. Экскюлем;

c. Энгелем;

a. Александер;

b. Витковер;

c. Данбар;

d. Поллак;

65. Поведенческий тип А «является фактором риска»:

a. желудочно-кишечных заболеваний;

b. злокачественных новообразований;

c. нарушений дыхательной системы;

d. сердечно-сосудистых заболеваний.

66. Конверсионные расстройства, положившие начало психоаналитическому направлению в психосоматике, были описаны:

a. Александером;

b. Джеллиффе;

c. Фрейдом;

d. Адлером.

67. Термин «алекситимия» ввел:

b. Карасу;

c. Сифнеос;

d. Розенман.

68. Концепцию «органных неврозов» разработал:

a. Витковер;

b. Энгель;

d. Дойч.

69. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается возврат функции на более ранний возрастной уровень, как временного, так и стойкого характера:

a. ретардация;

b. регрессия ;

c. распад;

d. асинхрония.

70. Вид психического дизонтогенеза, при котором наблюдается грубая дезорганизация либо выпадение функции:

a. распад;

b. регрессия;

c. асинхрония;

d. ретардация.

71. Вид психического дизонтогенеза, при котором отмечается запаздывание или приостановка психического развития:

a. асинхрония;

b. распад;

c. ретардация;

d. регрессия.

72. Форма психического дизонтогенеза, при котором отмечается выраженное опережение развития одних психических функций и свойств формирующейся личности и значительное отставание темпа и сроков созревания других функций и свойств:

a. асинхрония;

b. регрессия;

c. распад;

d. ретардация.

73. Социально обусловленный вид непатологических отклонений в психическом развитии:

a. социальная депривация;

b. патохарактерологическое формирование личности;

c. педагогическая запущенность ;

d. краевая психопатия.

74. К социально обусловленным видам патологических нарушений онтогенеза относится:

b. патохарактерологическое формирование личности;

c. акцентуация характера;

d. краевая психопатия.

75. Общее психическое недоразвитие, это:

a. психопатия;

b. олигофрения ;

c. акцентуация характера;

d. педагогическая запущенность.

76. Отличительная черта мышления умственно отсталых:

a. искажение процесса обобщения;

b. некритичность ;

c. амбивалентность;

d. амбитендентность.

77. Эмоции умственно отсталых:

a. недифференцированы ;

b. амбивалентны;

c. ригидны;

d. лабильны.

78. Тотальность поражения психических функций характерна для:

a. олигофрении;

b. педагогической запущенности;

c. задержки психического развития;

d. психопатии.

79. Синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций обозначаются термином:

a. педагогическая запущенность;

Проактивность сейчас модно упоминать, моднее даже, чем креативность. Креативность была в моде, но последнее время отошла на задний план. Сейчас, в разных учебниках по бизнесу и управлению, проактивность называют первым и главным качеством успешного руководителя.

К сожалению, что такое проактивность многие так и не понимают. Так и пишут "решила вести себя проактивно и полезла к нему целоваться", ну а он оттолкнул и пальцем у виска покрутил. Или стал неловко извиняться и пятиться. В статьях по бизнесу тоже нередко проактивность не в том значении употребляют: дескать не сиди и не жди, а действуй! Зачем тогда приставка "про"? Проактивность - совсем не синоним активности.

Попробую объяснить, что такое проактивность, иначе.

Проактивность - это термин Виктора Франкла, а в теории личности Курта Левина (труды которого я все время упоминаю, из трудов которого вся почти терминология моего блога: поле, энергия, плюсы, минусы, напряжение, баланс, заряды) проактивность - это волевое поведение.

Волевое поведение он противопоставляет полевому поведению.

Курт Левин представляет поведение человека (и его состояние, и его настроение, и его побуждения) как следствие сил поля. На человека действуют всякие раздражители: притягивающие, отталкивающие, ограничивающие, угрожающие, принуждающие силы, и его поведенческий импульс - это вектор, суммированный из всех раздражителей.

Формула поведения по Курту Левину вот так выглядит:

В - поведение, Р - личностный фактор, Е - фактор окружения.

Если личность у человека слабая (эго = кисель, воли нет, стержня нет), то его поведение - целиком полевое (то, что Франкл называл реактивным). Рационализировать он при этом может как угодно, суть не в этом. Он может найти много доводов, почему он поступил так. Ему может казаться, что он принял решение. Но:

Вот это полевое поведение, реактивное. Бревно плывет по реке, поменялось течение, поплыло в другую сторону, застряло и торчит, плотину образовало. Рыба увидела корм и поплыла, открыв рот. Р (личностный фактор) = 0, поэтому В целиком определяется влиянием внешнего поля.

Совсем другое дело человек с крепким эго. Такой человек, как говорит Левин, способен "встать над полем".

Встать над полем - это значит оценить всю ситуацию целиком, себя в ней, свои цели и свои возможности. И в связи с этим действовать, иногда преодолевая влияние внешнего поля, иногда используя его, иногда управляя им. Это значит не только видеть ситуацию и прогнозировать течение, но и обладать возможностями влиять и менять это течение.

То есть волевое поведение в отличие от полевого поведения - всегда стратегическое и всегда имеющее в виду инструменты, доступные человеку, его локус контроля. Человек знает, что он делает и зачем он это делает и как себе помочь. Это осознанное поведение. Поведение ради будущего, а не ради того, чтобы скинуть напряжение в настоящем и удовлетворить потребность. И не движение на основе иллюзий!

Вот вам задачи, чтобы проверить, отличаете ли вы полевое поведение от волевого.

1. Вася и Маша решили пожениться. Вася делал это по любви, а Маша по расчету. Маша решила, что ей скоро 30, часики дотикались, а Вася нормально зарабатывает и любит ее. Она родит ребенка, получит заочное образование, а потом найдет себе кого-то получше. Однако ребенок стал часто болеть, поэтому учиться Маша не пошла, она растолстела и несколько лет провела в депрессии. Вася же активно продвигался по работе, Машу он вскоре разлюбил и нашел себе другую, сделал карьеру, завел новую семью. Маша до сих пор говорит, что Вася использовал ее как инкубатор и домохозяйку, хотя дома был вечный бардак. Был ли расчет Маши проактивным поведением? Почему ничего не получилось?

2. Константин решил построить дом и продал квартиру. Однако деньги обесценились, стройматериалы частично сгнили, частично разворовали, и Константин остался с недостроенным домом и без квартиры. На него обратила внимание хозяйка строительной фирмы и вскоре Константин решил, что может ее выгодно использовать. Сначала все действительно шло хорошо, дом почти достроили, но вдруг хозяйка фирмы стала требовать жениться на ней и отписать половину нового дома. Константин попытался отказаться, но ему пригрозили. Он согласился. Сейчас он живет на съемной квартире, а его жена живет в доме. Она родила ребенка и хочет отсудить у него весь дом. Что у него с проактивностью? Где?

3. Таня и Аня решили открыть брачное агентство. Аня вскоре влюбилась в одного из клиентов и вышла замуж. Агентством занималась Таня. Когда агентство стало приносить доход, Аня развелась. Она снова подключилась к работе, но постоянно спорила с Таней. Таня продала ей свою часть бизнеса и открыла другую фирму. Аня вскоре разорилась. Она требует у Тани выплачивать за нее долги, судится с ней, уходит в долги еще больше. Танины дела идут нормально. Кто проактивней и почему?

Как уже отмечалось, сначала жизненное пространство ребенка слабо структурировано. Младенца, по мнению К. Левина, интересуют лишь конкретные вещи, связанные с удовлетворением первичных (истинных) потребностей. Например, если на глазах у младенца сломать какую-то игрушку, то он останется к этому действию равнодушным, в то время как у трехлетнего ребенка может быть бурная эмоциональная реакция. Таким образом, с возрастом ребенок не просто приобретает знания об окружающем мире, но он все более становится психологически зависимым от него. Поэтому простое знание (например, географии) не будет иметь такого влияния на ребенка, как знание о дружелюбном отношении взрослого.

Кроме того, младенец по сравнению со старшим ребенком практически никак не может воздействовать на окружающее его поле. Он находится во власти притяжения различных объектов, образующих это поле; его движения в этом поле обусловлены тем, какой объект сильнее "притягивает" к себе ребенка.

Курт Левин представлял себе этот процесс следующим образом. Когда у ребенка актуализируется потребность, все вещи, которые находятся вокруг пего, сразу же начинают рассматриваться с точки зрения возможности удовлетворения потребности или, как пишет Левин, приобретают валентность. Вещи с положительной валентностью обладают притягательной силой. Они способствуют удовлетворению потребности. Вещи, обладающие отрицательной валентностью, наоборот, не ведут к удовлетворению какой-либо потребности, и потому ребенок остается к ним равнодушным. Если, например, ребенок хочет есть, то спелое яблоко будет обладать для него положительной валентностью, а игрушка на это время потеряет свою привлекательность. Иначе сказать, сила притяжения со стороны яблока на это время окажется больше, чем со стороны игрушки. Когда ребенок утолит свой голод, яблоко перестанет обладать положительной валентностью и на первый план вновь выступит сила притяжения игрушки, связанная с появлением у ребенка потребности в игре.

Таким образом, в зависимости от потребности каждый предмет в поле ребенка приобретает либо притягательные, либо отталкивающие свойства. В результате этого ребенок находится под воздействием сил, которые тянут его к "положительно заряженным" объектам. С этим связан ряд сложностей, которые можно наблюдать в поведении ребенка. Например, ребенок хочет достать конфету, которая лежит на столе. Ребенок видит конфету, и она притягивает его. Таким образом, конфета задает направление движения ребенка. Поэтому ребенок будет склонен двигаться именно по направлению к конфете или к любому притягательному объекту. Однако ситуации, в которых ребенку необходимо уклониться от направления движения к притягательному объекту, вызывают у него серьезные трудности. Левин приводит следующий пример. Девочка хочет сесть на камень. Она движется в его направлении, но когда она добегает до камня, чтобы сесть на него, ей сначала нужно повернуться спиной, т.е. отвернуться от объекта. При этом объект исчезает из поля восприятия девочки, и она теряет направление движения. Поэтому она поворачивается назад к объекту, но не может на него сесть. Ребенку ничего не остается, как ложиться на камень и обнимать его.

С возрастом у ребенка все большую роль начинает играть социальное окружение. Если маленький ребенок просто тянется к конфете, а увеличение расстояния между собой и конфетой будет оценивать отрицательно, демонстрируя неудовольствие, то старший ребенок понимает, что отойти от конфеты и попросить взрослого – не значит удалиться от конфеты как цели. Ведь взрослый может помочь ее достать.

Тем не менее Левин не отрицал того, что, чем ближе находится притягательный объект, тем сильнее ребенок хочет его получить. Другими словами, даже взрослый человек, оказавшись в непосредственной близости от привлекательного объекта, вынужден прилагать определенные усилия для того, чтобы перейти к другой ситуации (чтобы выйти из-под власти притяжения). Этот факт хорошо знаком педагогам. При проведении занятия особая роль отводится организации пространства, в котором будут находиться дети. Педагоги стараются убрать все лишнее, чтобы дети не отвлекались от выполняемого задания.

Тут должен быть какой-то вдумчивый пост, но нет времени объяснять.

1. Враг волевого поведения - полевое поведение. В русском языке они хорошо рифмуются, что забавно. Полевое поведение - это когда человек постоянно отвлекается на внешние стимулы. Полевое поведение характерно для животных и детей.

Я полагаю, что понимание контрсилы - полевого поведения - помогает эффективнее выстраивать волевое поведение. Или, как минимум, закрывать некоторые уязвимости собственного мозга.

2. Начиная с обезьян и выше, существа демонстрируют всё большие признаки волевого поведения. Так, гиббон, в отличие от кошки и собаки, уже способен неизменно возвращаться к предмету своего внимания после сиюминутного отвлечения на какое-нибудь внешнее событие. Поведение обезьян уже настолько богаче и сложнее, что - будучи большим любителем собак! - признался, что с огромным бы удовольствием завёл домашнего гиббона.

3. Называть врагом полевое поведение не совсем правильно, так как мгновенная реакция на окружающие вас события - это залог выживания любого живого организма. Проблема начинается тогда, когда жизнь становится мирной, а планы - сложными. Тогда мощная реакция на близкие предметы, близких (в плане дистанции людей), видимые события или прочитанные только что новости, становится помехой.

Может показаться, что наилучшим способом борьбы с полевым поведением может стать затворничество. То есть никуда не ходить, питаться тем, что на кухне, сидеть за столом и работать над целью. Но увы, реальность такова, что в наши дни у человека, сидящего дома за компьютером, полевое поведение проявляется ещё сильнее.
Потому что человек на улице отвлекается на события улицы, а человек в супермаркете отвлекается на сущности и явления в супермаркете.

А человек, сидящий за компьютером, отвлекается на весь мир.