Использование инновационных методов обучения. Использование инновационных процессов туристическими агентствами. Список использованной литературы

Сейчас часто можно услышать об инновационных технологиях. Этот термин муссируют то тут, то там. И это не удивительно, ведь мы живем в эпоху настоящей научно-технической революции. Давайте же разберемся, что они собой представляют, как развиваются и насколько актуальным является их применение.

Общая информация

Мы живем, пожалуй, в наиболее интересный период человеческой истории. Развитие технологий приобрело экспоненциальную форму, а не линейную, как было раньше. Изучение знаний в сфере новейших технологических направлений, управление всеми проектами и организация необходимых процессов – этим занимается наука инноватика. По сути, предмет обсуждения имеет тренд на удовлетворение потребностей людей в современном мире, как насущных, так и общественных.

Нередко инновационная технология затрагивает огромное количество проблемных вопросов. Их характерной особенностью является новизна в сфере мировых трендов. Причем часто это относится не только к технической составляющей, но и к процессам управления и координации труда. Этот термин применяется не просто для чего-то нового или необычного, а того, что сможет кардинально увеличить эффективность определенной сферы.

Использование инновационных технологий приводит к повышению качества выпускаемой продукции, совершенствованию производственной сферы. Это предполагает наличие целостного комплекса мероприятий и организационных наработок, позволяющих улучшить процесс разработки, производства, эксплуатации и обслуживания, а также, в случае необходимости, проводить ремонт и восстанавливать объект интереса с оптимальными характеристиками и разумными затратами. Все это приводит к эффективному использованию не только материальных и экономических, но и социальных ресурсов.

Классификация

Здесь очень многое зависит от позиции взгляда. Так, если ориентироваться по процессам новшества, то выделяют технологии:

  1. Радикальные или базисные. Это относится к масштабным изобретениям и открытиям, благодаря которым начинается уникальная тенденция развития технического прогресса или формируются современные поколения (техники, решений и так далее).
  2. Инновации среднего потенциала.
  3. Частичные или модификационные изобретения. Используются для изменения устаревших технологий, техники, организационных процессов.

В зависимости от масштаба и отраслевого применения:

  1. Инновации в рамках предприятия.
  2. Межотраслевые.
  3. Региональные.
  4. Отраслевые.

В зависимости от факторов, которые привели к возникновению инноваций:

  1. Стратегические. Решение об их внедрении принимают с опережением, имея прямой умысел получения конкурентного преимущества в определенной временной перспективе.
  2. Реактивные. Используются для поддержания состояния предприятия после внедрения инновационного решения конкурентами.

В зависимости от характера реализованной инновации:

  1. Экономические.
  2. Социальные.
  3. Экологические.
  4. Интегральные.

О подготовительном аспекте


Инновационные технологии в работе, как правило, представлены в виде полноценных систем. В связи с этим встает вопрос о целесообразности выделения процессов и исследовании разработок. По сути, инновационная технология – это внедрение чего-то нового в уже функционирующую зону ответственности, установлений в данной сфере и начало изменений в этой области. То есть в нее включено внедрение новшества и его реализация. Успешность развития инновационных технологий связана с определенной совокупностью выполняемых работ, которые и позволяют появиться и продемонстрировать результативность деятельности. При этом весь процесс можно разделить на такие этапы:

  1. Научная деятельность и осуществляемые в ее рамках разработки, которые нацелены на получение новых знаний. Их используют для констатации открытия или нового изобретения.
  2. Проектные работы и процессы, которые должны позволить создать новые технологические инструменты в данных условиях. При этом внимание уделяют целесообразности действий и принимаются необходимые решения для достижения установленной цели.
  3. Большую роль играют и инновационные технологии обучения, позволяющие получить нужные знания, а впоследствии и опыт, необходимые для воплощения проекта в жизнь.

Как выглядит реализация нововведения?


В данном случае выделяют три основных этапа:

  1. До реализации. В этом случае подыскиваются пути определения проблемных зон, составляется план претворения в жизнь инновационного решения.
  2. В момент реализации переосмысливаются полученные ранее знания и осуществляется моментальная доработка во время выполнения проекта. По мере появления ситуационных особенностей для них разрабатываются уточнения, позволяющие достичь оговоренной цели.
  3. После реализации запускают диагностический процесс, который сопоставляет все полученные параметры с плановыми и позволяет судить об успешности новшества.

При этом все большую актуальность приобретает управление. Ибо воспроизвести что-то или создать не так уж и сложно. Вопрос в том, сколько времени, сил и ресурсов будет потрачено на это. Эффективная модель управления позволяет разумно распоряжаться всем этим и выигрывать как в качественном, так и в количественном аспекте. Успешная реализация инновационной технологии отличается гибкостью, мобильностью, скоростью и даже проворностью действий. Причем не важно, где именно она реализуется – в банковском секторе или сфере образования, медицине или где-то еще. Давайте рассмотрим пример, затрагивающий всех. А именно инновационные технологии обучения.

Образовательная сфера

Главный приоритет и важнейшая ценность человечества – это качественные и полезные знания, позволяющие эффективно действовать в современном обществе и успешно конкурировать с другими представителями социума за положение и привилегии.

При этом огромную роль играют инновационные педагогические технологии. То есть важны не только знания, но и их подача, а также закрепление в разуме людей. И здесь на помощь приходят средства мультимедиа и интерактивные инновации.

В обиходе для обозначения цели движения используется термин «умная школа». Причем под этим подразумевается не только оснащение компьютерами и проекторами, но и применение новых подходов к ученикам, создание более гибкой системы взаимодействия с ними. Инновационные технологии в образовании не исчисляются только теми, что представлены в школе. Просто на нее делается наиболее весомый общественный акцент.

Кроме нее, внимание получает, пускай и в несколько меньшей мере, детский сад, профессиональные училища, а также высшие учебные заведения. Какие есть инновационные технологии в ДОУ? Здесь так просто ответ не дать. Ибо если говорить кратко, то следует выделить информационно-коммуникационный, здоровьесберегающий, исследовательский, личностно-ориентированный и игровой аспекты.

Вспомогательная электроника


Для многих техника – это то, с чем приходится взаимодействовать посредством рук. Но не всегда так. Есть такая инновация, как нейрокомпьютерный интерфейс – по сути, нейронная система, которая предназначена для обеспечения свободного обмена информацией между мозгом человека и электронным устройством с другой стороны. Она позволяет управлять техникой с помощью силы мысли.

Сейчас ведутся успешные исследования и изыскания, позволяющие разобраться с параличом рук, ног, проблемами с глазами и рядом иных значительных недугов.

Кроме этого, электронные устройства могут быть использованы для контроля работы человеческого организма, его состояния и самочувствия. Например, маленькие наушники, вложенные в ушную раковину, позволяют считывать показатели работы сердечно-сосудистой системы. Есть даже небольшие датчики, выглядящие как временная татуировка, но позволяющие контролировать осанку тела, а также осуществлять процесс лечения. Тактильные электронные подошвы при необходимости укажут нужное направление по сигналу глобальной системы позиционирования, оповестят о нем человека с помощью вибрации.

Прогресс в материаловедении

Актуальным является получение необходимых веществ из немыслимых ранее источников. А если вспомнить еще о создании совершенно новых материалов! Как сильно перевернуло мир одно только использование пластиков. Сейчас, правда, более актуальным является разработка и использование новых композитных материалов. Ученые работают над созданием сверхлегких наноструктурированных волокон, которые при этом будут обладать высокими качественными характеристиками (прочность, тягучесть и тому подобное).

Новые композитные материалы позволяют создавать технику, которая потребляет меньше топлива, менее токсична и обладает целым рядом иных преимуществ. Они используются в автомобилестроении, космических кораблях, гидроэлектростанциях и тому подобных разработках.

Кроме этого, можно в качестве примера упомянуть и об извлечении металлов из концентрата морской воды. Многим известна такая мировая экологическая проблема, как уменьшение количества пресной жидкости, которую может употреблять человек. Искусственное опреснение позволяет исправлять эту проблему, но данная технология пока имеет существенные недостатки, а также проблемы в сфере экологической практики. Так, например, необходимы большие затраты энергии. К тому же получается значительная концентрация соляного раствора, с чем тоже необходимо что-то делать. Если его возвращать в море, то это грозит обернуться проблемой в силу существующего негативного воздействия на фауну и флору Мирового океана.

И инновационное решение было найдено – из этого концентрата научились извлекать важные и необходимые для человека минералы и вещества: магний, уран, калий, литий, соду. Отдельно стоит сказать о разработке методов получения золота из морской воды. По расчетам, запасы этого материала поистине огромны: около 8-10 миллиардов тонн! Иными словами, по текущим ценам с лихвой хватит, чтобы сделать каждого человека на этой земле миллионером.

Продвижение в сфере медицины


В первую очередь следует вспомнить о фармакологии из нитей РНК. Ее суть – создание вакцинных препаратов из малых сетей молекулярного состава рибонуклеиновой кислоты, позволяющих восстановить иммунитет пациента. Кроме этого, таким образом можно исследовать вирусный или бактериальный белок.

Еще одна инновация – это создание совершенных пробиотиков, которые позволяют поддерживать человека в состоянии нормального баланса. Кроме этого, следует отметить и существенные качественные изменения.

В качестве очередного примера можно привести мобильные ДНК-лаборатории. Ранее диагностическое исследование цепочки дезоксирибонуклеиновой кислоты осуществлялось в больших стационарных комплексах и занимало сутки. Сейчас этот процесс может быть пройден за несколько часов в настольной лаборатории.

Инновационная технология – это и цифровой цитоскоп. Так, его адаптер связан с облачным хранилищем, где находится база данных, по которым проверяется сердцебиение и легочное дыхание больного. Все полученные данные рассматриваются аналитически. И даже более – они могут быть переданы на смартфон. Благодаря этому можно поставить диагноз в краткие сроки и назначить правильное и своевременное лечение.

Космические технологии


Куда без этого пионера научной деятельности, подарившего множество преимуществ рядовым жителям? Космические программы изменяли положение человека и до сих пор активно влияют на него. Можно вспомнить о новых подходах к изготовлению пищи, материалов и многое другое.

Причем в этом участвуют не только государственные структуры, но и различные ООО «Инновационные технологии», то есть и частный сектор. И это, безусловно, хорошо. Ведь если все сконцентрировать в одном государственном учреждении и назвать его центром инновационных технологий, то постепенно из-за потери соперничества и конкуренции исследования замедлялись бы. К тому же частные компании могут попробовать иные схемы деятельности, подходы к кадровой политике и многое другое, не будучи ограниченными бюрократией чиновников.

Заключение


Технология инновационных процессов (их возникновения, становления, реализации) изучена весьма хорошо. Это позволяет облегчить дорогу тем, кто идет по сему пути. Следует отметить, что все это не берется с нуля. Первоначально есть дети, которые увлекаются наукой и различными техническими разработками. Они много обучаются и практикуются. Например, запускают самодельные ракеты, которые взлетают вверх на несколько десятков метров. Затем идут получать высшее образование, поступают или организовывают конструкторское бюро и только лишь затем создают новые разработки, которые понесут человечество ввысь. То есть, чтобы были люди, способные создавать и воплощать инновационные технологии, об этом необходимо заботиться с самого рождения человека, прививать любовь и интерес даже самым маленьким. И такие вложения сторицей окупятся.

Еще с начала XX века мировая педагогическая наука работает над тем, чтобы в образовании как школьном, так и вузовском применялись . Результатом такой работы стало появление типа - профильные, национальные школы, лицеи, гимназии, колледжи.

Изменения коснулись и структуры высшей школы. Сложилась многоуровневая система, которая объединяет заведения послевузовского образования, а также те, которые дают высшее и образование. Начали действовать международные университеты и частные вузы, основными высшими заведениями стали академии и университеты.

В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося. Эти инновации могут быть специально спроектированными, уже разработанными или вновь появившимися благодаря педагогической инициативе.

Методы инновации обучения в школе

Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и . Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении. Активные предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.

Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

Интерактивные методы способствуют качественному усвоению нового материала. К ним принадлежат:

Упражнения, носящие творческий характер;

Групповые задания;

Образовательные, ролевые, деловые игры, имитация;

Уроки-экскурсии;

Уроки-встречи с творческими людьми и специалистами;

Занятия, направленные на творческое развитие - уроки-спектакли, создание фильмов, выпуск газет;

Использование видеоматериалов, интернета, наглядности;

Решение сложных вопросов и проблем с помощью методов «дерево решений», «мозговой штурм».

Поэтому инновационные методы обучения в школе способствуют у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать. Осмысливая и обрабатывая полученные знания, учащиеся приобретают навыки применения их на практике, получают опыт общения. Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Особенности применения методов инновации обучения в вузах

Главной задачей высшего учебного заведения на современном этапе является подготовка специалистов, способных нестандартно, гибко и своевременно реагировать на изменения, которые происходят в мире. Поэтому для подготовки студентов к профессиональной деятельности в будущем и используются .

К таким методам принадлежит предусматривающее формирование навыков для решения проблемных задач, которые не имеют однозначного ответа, самостоятельной работы над материалом и выработку умений применять обретенные знания на практике.

Также инновационные методы обучения предусматривают интерактивное обучение. Оно направлено на активное и глубокое усвоение изучаемого материала, развитие умения решать комплексные задачи. Интерактивные виды деятельности включают в себя имитационные и ролевые игры, дискуссии, моделирующие ситуации.

Одним из современных методов является обучение через сотрудничество. Он используется для работы в малых группах. Этот метод ставит своей задачей эффективное усвоение учебного материала, выработку способности воспринимать разные точки зрения, умение сотрудничать и решать конфликты в процессе совместной работы.

Применяемые на современном этапе инновационные методы обучения в вузе предусматривают и метод, приоритетом которого являются Он способствует формированию индивидуальных нравственных установок, основанных на выработке умения представлять и отстаивать собственное мнение.

Инновационные методы позволили изменить и роль преподавателя, который является не только носителем знания, но и наставником, инициирующим творческие поиски студентов.

Использование инновационных моделей организации, содержания и технологий воспитательного процесса с целью обеспечения оптимальных условий для развития и самоопределения личности ребёнка.

Описание материала: статья предназначена для учителей начальных классов и классных руководителей. В данной статье рассказывается о создании условий для формирования социально активной личности, сочетающей в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, потребность вести здоровый образ жизни, гуманистическое отношение к миру.
Автор: Шикина Татьяна Ивановна
Место работы: учитель начальных классов МБОУ "Морская средняя общеобразовательная школа" городского округа Судак, Республика Крым

В последнее время достаточно широко вошел в употребление термин «инновационные педагогические технологии».
Прежде чем рассмотреть сущностные признаки инновационных педагогических технологий, уточним ключевые понятия «инновация» и «педагогическая технология».
Слово инновация имеет латинское происхождение и в переводе означает обновление, изменение, введения нового. В педагогической интерпретации инновация означает нововведение, которое улучшает ход и результаты учебно-воспитательного процесса.
Исследователи проблем педагогической инноватики (О. Арламов, Г. Бургин, В. Журавлев, В. Загвязинский, Н. Юсуфбекова, А. Николс и др.) пытаются соотнести понятия нового в педагогике с такими характеристиками, как полезное, прогрессивное, позитивное, современное, передовое.
В. Загвязинский считает, что новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые в таких сочетаниях еще не выдвигались или еще не использовались, но и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, которое дает возможность в ходе изменения условий и ситуаций эффективно решать задание воспитания и образования.
Различают понятие новация, или новый способ и инновация, нововведение. Новация – это само средство (новый метод, методика, технология, программа и тому подобное), а инновация – процесс его освоения.
Одни научные работники (В Сластенин, Л. Подимова) считают инновации комплексным процессом создания, распространения и использования нового практического средства в отрасли техники, технологии, педагогики, научных исследований. Другие отрицают, что инновации не могут сводиться к созданию средств. Подласый считает, что инновации – это идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в качестве качественного совершенствования педагогической системы.
Разногласия в толковании понятия вызваны неодинаковым виденьем их авторами сущностного ядра, а также радикальности нововведений. Одни из них убеждены, что инновациями можно считать лишь то новое, которое имеет своим результатом кардинальные изменения в определенной системе, другие засчитывают к этой категории любые, даже незначительные, нововведение.
Основу и содержание инновационных образовательных процессов составляет инновационная деятельность, сущность которой заключается в обновлении педагогического процесса, внесении новообразований в традиционную систему. Стремление постоянно оптимизировать учебно-воспитательный процесс обусловило появление новых и совершенствование используемых ранее педагогических технологий разных уровней и разной целевой направленности.
Сегодня в педагогический лексикон крепко вошло понятие педагогической технологии. Существуют разные взгляды на раскрытие этого понятия.
технология – это совокупность приемов, которые применяются в каком-либо деле, мастерстве, искусстве;
педагогическая технология – совокупность средств и методов воссоздания теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, которые позволяют успешно реализовывать задания образования (В. Безпалько);
педагогическая технология – совокупность психолого-педагогических установкой, что определяют специальный набор форм, методов, средств, приемов обучения, средств воспитания; она является организационно-методическим инструментарием педагогического процесса (Б. Лихачев);
педагогическая технология – системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, которые используются для достижения образовательной цели (Г. Кларин);
педагогическая технология – это модель совместной педагогической деятельности, продуманная во всех деталях из проектирования, организации и проведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для ученика и преподавателя (В. Монахов).
педагогическая технология - это системный метод создания, применения, определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с использованием компьютера и человеческих ресурсов, заданием которого является оптимизация форм образования.
Целый ряд авторов, в частности и В. Кукушкин, считают, что любая педагогическая технология должна отвечать некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности).
Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присущая опора на определенную научную концепцию, которая содержит философское, психологическое, дидактичное и социально-педагогическое обоснование достижение образовательной цели.
Системность. Педагогической технологии должны быть присущи все признаки системы: логика процесса, взаимосвязь всех его частей, целостность.
Возможность управления. Предусматривает возможность диагностического возложения, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапную диагностику, варьирование средствами и методами с целью коррекции результатов.
Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными за результатами и оптимальными за расходами, гарантировать достижение определенного стандарта образования.
Воспроизводимость. Возможность использования (повторение, воссоздание) педагогической технологии в других идентичных образовательных заведениях, другими субъектами.
Визуализация (характерная для отдельных технологий). Предусматривает использование аудиовизуальной и электронной техники, а также конструирование и применение разнообразных дидактичных материалов и оригинальных наглядных пособий.
Одним из важнейших стратегических заданий на сегодняшнем этапе модернизации образования есть обеспечение качества подготовки специалистов на уровне международных стандартов. Решение этого задания возможно при условии изменения педагогических методик и внедрения инновационных технологий обучения. Этому и служат развивающее и дистанционное обучение.
Одно из первых определений этого понятия связано с работами пионеров в области развивающего обучения, прежде всего с работами В.В. Давыдова: «...развитие представляет собой воспроизведение индивидом исторически сложившихся типов деятельности и соответствующих им способностей, которое реализуется в процессе их присвоения. Тем самым присвоение (его можно представить как процесс воспитания и обучения в широком смысле) является всеобщей формой психического развития человека».
Учитель, способный и готовый к осуществлению инновационной деятельности в школе, может состояться тогда, когда он осознает себя как профессионал, имеет установку на творческое восприятие имеющегося инновационного опыта и его необходимое преобразование. В Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении квалификации. И ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ. В связи с этим учителю необходимо готовить обучающихся к разнообразным видам деятельности, связанным с обработкой информации, в частности, освоении средств информатизации и ИКТ. В современном обществе, многие со мной согласятся, учить детей легче, чем воспитывать. Процесс воспитания требует более тонкого подхода к ребенку и это процесс постоянного творчества. Деятельность классного руководителя в первую очередь направлена на работу с обучающимися всего класса. Он формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов; через разнообразные формы и методы индивидуальной работы; создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхождения ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления. Базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе образовательного процесса. Однако образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. На это ориентирует нас Концепция модернизации российского образования, определяя приоритетность воспитания в процессе достижения нового качества образования. Исходя из этого, одним из приоритетных направлений образовательного процесса является усиление роли классного руководителя в школе. Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Обучение и воспитание настолько тесно связаны друг с другом, что раз идет информатизация учебно-предметной деятельности, это не может не затронуть воспитательный процесс. Классный руководитель должен находиться в эпицентре инновационной деятельности образовательного учреждения. Поэтому от классного руководителя ждут работы, наполненной как новым содержанием, так и новыми технологиями проектирования воспитательного процесса. В решении воспитательных задач огромную роль играют информационно-коммуникационные технологии. Широкое внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс позволило расширить арсенал методологических приемов: появилась возможность создания зрелищных компьютерных средств воспитания с элементами звука, видео, мультимедиа, что способствует повышению эффективности педагогического труда.
На сегодняшний день одной из актуальных задач российского образования выступает разработка и создание максимально эффективных условий обучения и развития для каждого обучающегося в рамках учебно-воспитательного процесса в школе. Это обусловлено общественной потребностью в творчески мыслящих личностях, стремящихся к активной самостоятельной деятельности, самореализации, конкурентно-способных, готовых генерировать и реализовывать новые идеи в различных областях знаний. При этом особую значимость приобретает обеспечение перехода образовательного процесса школы на качественно новый уровень, отвечающий государственным задачам модернизации образовательной среды в пространстве современного информационного общества.
Личностно-ориентированное обучение во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения. Это такая методология организации условий обучения и воспитания, которая предполагает включение собственно-личностных функций или востребование субъективного опыта каждого ребенка. Личностно-ориентированный подход в условиях развивающего обучения в школе создает предпосылки для развития творческого мышления школьников, стимулирует обучающихся к поиску оригинальных решений поставленных в процессе обучения задач, способствует успешной самореализации детей в различных видах учебной и творческой деятельности.

“Плохой учитель преподносит истину,
хороший – учит ее находить”.

Дистервег Л.
(немецкий педагог – демократ)

В современных условиях модернизации российского образования изменяются цели и задачи стоящие перед школой и учителями. Акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентностей”.

Переход на компетентностное образование начался с 2002 года. Система формирования ключевых компетенций включает коммуникативную компетенцию и модель формирования социальных компетенций. На практике это находит свое выражение в формировании умений и навыков общения, умений и навыков действовать в социальных ситуациях, способность брать на себя ответственность, развивает навыки совместной деятельности, способность к саморазвитию; личностному целеполаганию; самоактуализации. Способствует воспитанию в себе толерантности; способности жить с людьми других культур, языков, религий. Таким образом, происходит переориентация на гуманистический подход в обучении. Внедряются инновационные педагогические технологии, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Основные цели современных образовательных технологий заключаются в следующем:

  • предоставление фундаментального образования, получив которое, учащийся способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться;
  • формирование у учащихся креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечит успешность личностного, профессионального и карьерного роста учащихся.

На протяжении нескольких лет педагогической деятельности, через анализ результатов своей работы и работы моих коллег, я пришла к выводу, что традиционные педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности, когда преобладающими остаются репродуктивные методы обучения, не дают тех результатов, на которые нас нацеливает теория модернизации российского образования. Современный урок должен отличаться от традиционного тем, что при его проведении учитель должен владеть самыми разнообразными методами и приемами. И важнейшей задачей, стоящей перед учителем является пробуждение учеников к познанию. При этом на первый план выходит личность учителя, его умение с наибольшей эффективностью использовать ту или иную образовательную технологию. Я глубоко уверенна, чтобы уроки были действительно интересными и эффективными учитель должен находиться в постоянном поиске, экспериментировать, совершенствовать формы, методы, приемы работы. Надо стремиться к тому, чтобы на каждом уроке присутствовал элемент неожиданности, новизны, творчества. Как говорил Вольтер: “все, что становится обыденным, мало ценится”.

Это особенно актуально для такого школьного предмета как история. Современное историческое образование переживает переориентацию с усвоения содержания на развитие личности учащихся на основе знания прошлого, приобщения к достижениям мировой культуры и формирования умений ориентироваться в системе социальных норм. Происходит осознание того, что история – это не только и не столько зазубривание фактов, событий, дат, но и развитие исторического мышления, умения встать на позицию человека прошлого, понять, чем она обусловлена. И самое главное, учитывая опыт предшествующих поколений, уметь ориентироваться в современном информационном, социально-экономическом и политическом пространстве.

Как было отмечено выше, традиционный урок не отвечает современным требованиям в образовании, поэтому меня заинтересовали инновационные педагогические технологии. Используя их, я пытаюсь содействовать развитию личности с активной гражданской позицией, способной осознавать себя и свое место в мире, умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

Для практического воплощения этой идеи, я использую следующие основные инновационные технологии:

– проблемное обучение;
– технологию развития “критического мышления”;
– информационно-коммуникационные технологии;
– проектные и исследовательские методы в обучении;
– технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В. Ф. Шаталов).

А так же элементы других инновационных технологий.

– технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и другие видов обучающих игр;
– обучение в сотрудничестве (командная и групповая работа) технологию “дебаты”;
– интерактивные методы.

Это обусловлено самой спецификой преподавания истории на современном этапе, когда меняются оценки тех или иных событий, исторических деталей, персоналий. В этих условиях необходимо не только ознакомить учащихся с различными точками зрения на тот или иной вопрос, но и дать возможность выработать свое мнение, обосновать его и отстоять. При отборе методов, приемов и средств обучения, я учитываю возрастные особенности учащихся, а также тему, цель и место урока в образовательной программе.

Одним из часто используемых мною методов технологии проблемного обучения является метод открытых вопросов и “Кейс-метод” или метод оценки и анализа реальной жизненной ситуации. При этом обобщаются и актуализируются знания, которые необходимо усвоить при разрешении проблемы. Данный метод, прежде всего:

– улучшает владение теорией;
– учит правилам ведения дискуссии;
– развивает коммуникативные навыки;
– развивает аналитическое мышление;
– развивает навыки разработки и оценки альтернативы.

При подготовке к ЕГЭ, работая над написанием эссе, а так же при обобщении материала на уроках я использую один из приемов технологии критического мышления, так называемую формулу “ПОПС”:

П – предположение (Я считаю, что…)
О – обоснование (Потому, что…)
П – пример (Я могу доказать это тем, что…)
С – следовательно (Я делаю вывод…).

Информационные технологии стали активно внедряться в практику образовательных учреждений с 2001 г. Чтобы идти в ногу со временем и овладеть ими мне пришлось получить диплом оператора персонального компьютера, пройти курсы “Интел – обучение для будущего”, курсы “Интернет-технологии учителю – предметнику”. Преимущества ИКТ:

– оперативность в обновлении информации;
– свободный доступ к любому источнику информации;
– яркий красочный мир мультимедиа;
– наглядность и творческий стиль работы.

Мною использование информационных технологий в образовательном процессе происходит главным образом на уровне учебного процесса и внеурочной деятельность учащихся. ИКТ эффективно используются при подготовке выпускников к сдаче ЕГЭ и итоговой аттестации.

Мои ученики участвуют в дистанционных олимпиадах.

Создают учебные проекты.

Занимаются научно-исследовательской деятельностью. Так на протяжении трех лет мои ученики являются призерами Международной конференции интеллект-фестиваля “Политика вокруг нас”, победителями региональной научно-исследовательской конференции “Инициатива молодых”, победителями регионального конкурса исследовательских работ “Права человека глазами ребенка”, победителями районной научно-практической конференции “Я и мир вокруг”, победителями “Деревягинских чтений” и других конкурсов и конференций различного уровня.

На уроках активно используются Электронные образовательные ресурсы.

Одной из главных особенностей получения знаний по предмету посредством электронных учебных материалов является превалирующий в данном случае аудиовизуальный метод обучения. Он предполагает использование одновременно в различных соотношениях звуковых и зрительных технических средств обучения.

Однако, используя ИКТ, преподаватель должен помнить, что сами по себе технические средства обучения не подменяют его, как педагога, в процессе воспитания и наделения знаниями учащихся, а лишь оказывают вспомогательную, хотя и очень существенную, роль.

Метод проектов – это технология компетентностно – ориентированного образования. Она позволяют руководителю проекта твердо придерживаться образовательной технологии “метод проектов” и технологии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся через оценку проектной деятельности. Учащиеся создают учебные проекты, а так же различные социально – значимые проекты. Например, в рамках районного конкурса вакансий на замещение главы Муниципального образования. Проект “Выборы президента – выбор пути развития страны” занял 3 место на международной конференции “Политика вокруг нас”, социальный проект “Почему умирают деревни” – 1 место на региональной научно – практической конференции “Инициатива молодых”.

Учебные проекты защищаются учащимися в рамках проведения уроков – конференций, уроков – круглых столов, уроков-аукционов. Например, в ходе проведения урока – конференции “Молодежь голосует за”, на который учащиеся, разбившись на группы, подготовили проекты будущего развития страны в условиях победы на президентских выборах кандидатов от разных партий и даже предложили создать свою партию “Молодежь России”.

“Дебаты” – это еще одна технология компетентностно-ориентированного образования. Она чаще используется мною на уроках обществознания и во внеурочной деятельности во время занятий клуба старшеклассников “Я – гражданин России” и позволяет добиваться таких образовательных результатов, как

  • умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;
  • умение критически осмысливать полученную информацию;
  • умение аргументировать точку зрения и представлять ее; учитывать точки зрения других, толерантно относиться к чужому мнению;
  • умение работать в команде, участвовать в совместном принятии решения;
  • способность брать на себя ответственность и принимать решения

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала позволяет облегчить процесс усвоения нового материала учащимися, разнообразить познавательную деятельность и сформировать у учащихся представление об исторических закономерностях, устойчивых причинно-следственных связях. Такие приемы дают свои результаты не только на уроках истории, обществознания, но и других гуманитарных дисциплинах, укрепляют межпредментые связи.

Еще одной специфической чертой исторической науки является то, что объектом познания здесь является человек и человеческое общество. И задача учителя истории научить детей чувствовать эпоху, о которой идет речь, развить умение встать на место человека той эпохи, определить. Как бы каждый из нас поступил в тот или иной исторический момент. В этой связи я считаю целесообразным использовать в своей работе методические приемы формирования исторической эмпатии школьников. Применительно к процессу исторического познания под эмпатией следует понимать способность вчувствоваться, проникнуть в историческую эпоху. Эмоционально окрашенные рассказы учителя, коллективное обсуждение, совместные выводы надолго запоминаются и стимулируют интерес учащихся к истории, что повышает мотивацию к учению и приводит к высокой результативности работы учителя.

На своих уроках я использую такие виды заданий как:

– воображаемое путешествие;
– воображаемое интервью;
– ситуация выбора;
– сочинение от первого лица.

В 5–8-х классах я практикую уроки-выставки, уроки – аукционы на которых учащиеся представляют выполненные своими руками макеты предметов, символизирующих ту или иную эпоху. Для выполнения этой работы учащиеся обращаются за помощью к своим родителям, знакомым, учителям технологии, руководителям кружков и секций, ищут дополнительный материал в различных источниках. Все это усиливает межпредметные связи. А так же имеет большое воспитательное значение, способствует сближению, сопереживанию членов семьи, друзей, их заинтересованности в результатах деятельности учащегося.

Итак, те технологии и методы, которыми я пользуюсь в своей работе, помогают мне обучать, воспитывать и развивать учащихся в соответствии с требованиями, которые предъявляет общество, современный мир к молодому поколению. Учащиеся учатся критически мыслить, не боятся высказывать и защищать свою точку зрения, у них формируются умения ориентироваться в политических, нравственных, правовых проблемах, которые встают перед обществом, перед личностью в обществе.

Таким образом, используя инновационные образовательные технологии, мне удалось, решить следующее взаимообусловленные проблемы:

1. Через формирование умений ориентироваться в современном мире, способствовать развитию личности учащихся с активной гражданской позицией умеющей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях и позитивно решать свои проблемы.

2.Изменить характер взаимодействия субъектов школьной системы образования : учитель и ученик – партнеры, единомышленники, равноправные члены “одной команды”.

3.Повысить мотивацию обучающихся к учебной деятельности Я считаю, и мой опыт доказывает, что позитивная мотивация к учебе у ребенка может возникнуть в том случае, когда соблюдены 3 условия:

  • мне интересно то, чему меня учат;
  • мне интересен тот, кто меня учит;
  • мне интересно как меня учат.

Высокая мотивация к учебной деятельности обусловлена еще и многогранностью учебного процесса. Идет развитие разных сторон личности обучающихся, путем внедрения в учебный процесс различных видов деятельности учащихся.

4. Уделять больше внимания изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.

Большое значение имеет овладение и широкое применение ИКТ в учебном процессе. В рамках приоритетного национального проекта “Образование” в этом учебном году в школу поступило оборудование для кабинета истории. Оно включает персональный компьютер, мультимедийную приставку, экран, комплект ЭОР по истории России, Всемирной истории и обществознанию, комплект дисков с картами для интерактивной доски, комплект карт по всем периодам Российской и всемирной истории, атласы, контурные карты, комплект учебной литературы. Все это создает дополнительные возможности для повышения качества образования и использования инновационных технологий в обучении. Но все же одного компьютера на класс явно не достаточно, например, при подготовке к ЕГЭ, к централизованному компьютерному тестированию, на уроках где идет создание учебных проектов, участвуем в дистанционных олимпиадах и т. д. Определенные трудности возникают с недостатком Интернета. Он подключен только в кабинете информатики, который постоянно перегружен. А при подготовке к урокам, выполняя научно-исследовательские работы, проекты Интернет просто “необходим как воздух”. Поэтому необходимо все компьютеры школы подключать к Интернету. Эта потребность, продиктованная нашим бурно развивающимся временем.

О результативности моей деятельности можно судить по успехам учеников. За последние 3 года качество образования по истории составило в среднем 74 %, при 100% уровне обученности, по обществознанию соответственно 76% и 100%.

С каждым годом возрастает количество абитуриентов, сдающих при поступлении историю или обществознание. Особо хочется отметить, что ежегодно выпускники успешно сдают вступительные экзамены по данным предметам на бюджетные места (около 50 % от всех поступивших), что свидетельствует о высокой подготовке и качестве полученного образования.

Основу туристической индустрии составляют туроператоры и турагенты, занимающиеся туристическими поездками, продажей их в виде путевок и туров; предоставляющие услуги по размещению и питанию туристов (гостиницы, кемпинги и др.), их передвижению по стране, а также органы управления, информации, рекламы по исследованию туризма и подготовке для него кадров, предприятия по производству и продаже товаров туристского спроса. На туризм работают и другие отрасли, для которых обслуживание туристов не является основным видом деятельности (предприятия культуры, торговли и др.).

Турагент - физическое или юридическое лицо, выступающее посредником по продаже сформированных туроператором туров.

Основными направлениями инновационной деятельности туристских предприятий являются: использование новой техники и технологий в оказании традиционных услуг; использование новых туристских ресурсов; изменения в организации производства и потребления туристских услуг; выявление и использование новых рынков сбыта туристских услуг.

Использование новой техники и технологий в оказании традиционных услуг. Туристские предприятия успешно используют компьютерную технику и специализированные компьютерные технологии для делопроизводства, ведения учета технологических операций с клиентами и партнерами.

В туристском бизнесе активно используются возможности Интернета, развивается торговля услугами в онлайновом режиме.

Да, несомненно, инновации в технологии, компьютеризация туристических фирм значительно облегчают их работу, дают им возможности для развития туристического бизнеса, но для того чтобы «выжить» в конкурентной среде туристические агентства и туроператоры активно внедряют в свою работу и продуктовые инновации. Все чаще появляются новые, неизведанные туристические предложения, которые привлекают все больше потребителей. Поездки к морю, круизы на комфортабельных лайнерах и прочие радости отдыха уже не прельщают некоторых изощренных в досуге туристов. Им подавай что-нибудь необычное, экзотическое, чтобы за сердце трогало. Сотни тысяч отдыхающих едут, чтобы вогнать в свою кровь лошадиную дозу адреналина, чтобы испытать тяготы и лишения, чтобы окунуться в тайны земли и населяющих её народов, обогатиться во время отдыха не загаром, а интеллектом. Это - любители специфических видов туризма: экстремального и нетрадиционного. И турфирмы стараются, фантазируют. Потому что за дрожь в сердце богатые клиенты готовы выложить кругленькую сумму.

Что же понимают туроператоры под словосочетанием «необычный туризм»? Обычно это нестандартные туры в экзотические и экологически чистые природные резервации, связанные с необычными путешествиями и нетрадиционными транспортными средствами. Участие в таких турах предусматривает определённую физическую подготовку и мастерство участников. В упрощенном виде, нетрадиционные виды туризма - это такие виды рекреационной деятельности, которые не типичны для данной местности.

Среди наиболее популярных нетрадиционных видов туризма специалисты выделяют приключенческий туризм (например, прогулка по африканским джунглям), культурно-познавательный туризм (Великобритания и Новая Зеландия уже предлагают туристам посещение своих полярных станций в Антарктиде). Отмечается активный всплеск интереса к экотуризму и всем его разновидностям: агротуризму, или туризму в сельской местности, "фермерскому", "зеленому", "пляжному", "природоохранному" туризму и т. д. В последнее время большой популярностью у европейцев пользуется посещение национальных заповедников. Наконец, одним из наиболее перспективных проектов специалисты называют сооружение искусственных миров отдыха. Один такой уже существует в Японии - парк Сигалия. Он рассчитан на 10 тысяч человек и помимо прочих удовольствий предлагает отдыхающим понежиться на райском пляже длиною 140 метров, оборудованном самой современной системой искусственной подачи волн.

Если рассмотреть к примеру космический туризм. А ведь согласитесь, лет 20 назад у нашего человека отношение к космонавтике, спутникам, кораблям, да и полетам в космос было несколько иным, совсем не таким, как сегодня, в ХХI веке. Скептики объясняют это явление тем, что для миллионов землян запуски челноков, достижения отечественных и зарубежных ученых в этой сфере перестали быть чем-то грандиозным, то есть мы ко всему этому просто привыкли.

В минувшем тысячелетии мечтать о космических авантюрах для всех и каждого могли лишь дерзкие романтики, писатели и продюсеры фантастических фильмов. А как же иначе - технических решений для воплощения в жизнь подобных идей и в помине еще не было, а если бы и были, то массовостью такие путешествия похвастаться уж точно не смогли бы. Время шло, и вот, несколько лет назад об этом снова заговорили. Интерес общественность начали подогревать заявления ученых и инженеров о том, что совсем скоро увидеть Солнце и Луну в иллюминаторе космического корабля сможет практически каждый желающий. И для этого вовсе не нужно быть мультимиллионером, пользоваться какими-то там связями, то есть летать в космос только благодаря тугому кошельку или поддержке влиятельного дядюшки.

Обещать и строить оптимистичные прогнозы может каждый, а вот подтвердить свои слова результатами удается не всем. Постараемся сегодня разобраться, быть космическому туризму или нет, есть ли будущее у этого вида бизнеса и стоит ли нам, простым смертным, верить в то, что скоро заветные мечты детства десятков тысяч землян побывать на орбите Земли осуществятся.

Итак, что же такое космический туризм? Для начала дадим определение этому понятию. Под термином «космический туризм» подразумевается возможность человеку или группе людей отправиться в путешествие в космос (туда и обратно, конечно же) за определенную плату. Схема проста: мы платим деньги, проходим курс подготовки и отправляемся в полет. Здесь не нужно морочиться с пунктами обмена валюты, изучать иностранный язык, обивать пороги консульств и брать с собой карту. Какая-то сотня километров и вот она, наша планета, такая, какой видеть ее удавалось не многим. А ведь согласитесь, звучит действительно заманчиво - поглазеть на человечество свысока и покувыркаться в условиях нулевой гравитации.

28 апреля 2001 года был запущен космический корабль «Союз ТМ-32» с первым космическим туристом на борту Денисом Тито. 21 июня - впервые за 40 лет существования NASA, представители агентства провели социологический опрос жителей США, в ходе которого им удалось определить уровень заинтересованности и отношение общества к космическому туризму.

Кроме того, в «меню» агентств, работающих в сфере космического туризма, могут входить следующие «околокосмические» сервисы или услуги:

  • · Возможность ощутить все преимущества и недостатки невесомости - в США, к примеру, такое удовольствие до недавних пор стоило немного больше $3500 (полет на самолете по параболической траектории);
  • · Полеты на самолете на экстремальной высоте. Один из примеров - за 24 тысячи долларов посмотреть на мир с высоты 36 км из кабины МиГ-25 или МиГ-31 FoxHound;

В Молдове все чаще появляются туристы, которые выбирают новые, неизведанные туры.

В октябре 2010 г. завершилось первое в истории кругосветное путешествие жителя нашей страны. За полтора года Геннадий Шатов (известный еще как FILOSOF) не просто объехал на своем мотоцикле всю планету. Он в одиночку прошел 100 000 км по самым протяженным линиям всех обитаемых континентов Земли. В полной мере до него такой маршрут не поддавался еще ни одному байкеру в мире. Еще один национальный герой- Андрей Карпенко, первый житель Молдовы, покоривший Эверест. В Республике Молдова совсем мало тех, которые предпочитают новые виды туризма, в основном люди предпочитают традиционный отдых в Турцию, Болгарию, Румынию летом и горы зимой. Необыкновенные туристические предложения это не просто нововведение, это сложный и долгий инновационный процесс, который требует немало времени и средств. Пока этим занимаются только несколько туристическо- спортивно клубов, но главное, что первые шаги уже сделаны.

Для эффективной работы туристического предприятия и управления инновационными процессами необходимо грамотное использование инновационного менеджмента и маркетинга.

Кроме того, инновационный менеджмент предполагает реальное и грамотное использование всех имеющихся ресурсов и обязательное внедрение всех имеющихся в распоряжении ресурсов и обязательное внедрение новых форм работы. Инновационному менеджменту предстоит побудить и объединить большое количество организаций и людей на обновление, создать необходимые и достаточные экономические условия и стимулы для достижения цели инновации. Управление инновации в большей степени является искусством, чем наукой, и всегда несет оттенок индивидуальности менеджера.

Инновационный менеджмент представляет собой сочетание различных функций, таких как маркетинг, планирование, организация, разработка контроль) основными задачами инновационного менеджмента являются изучение состояние сферы хозяйственной деятельности и хозяйственных систем, изучение самой специфики инновционого процесса.

Туристический маркетинг имеет свою специфику. Он представляет собой комплекс определенных функций, осуществляемых туристической компанией в целях расширения рынка сбыта ее туристического продукта и услуг. Маркетинг туристический- это сфера деятельности туристических организаций по разработке новых, более эффективных видов туристическо- экскурсионных услуг, а так же по производству и сбыту с целью получения прибыли на основе повышения качества турпродукта и учета процессов на мировом рынке туристических услуг. Туристический маркетинг преследует основные цели:

  • 1) сохранение традиционного рынка;
  • 2) развитие и увеличение нового рынка;
  • 3) уменьшение влияния сезонности.

В туристическом бизнесе есть условное разделение на четыре сезона: сезон «пик» (в основном это летний сезон и календарные праздники) , «низкий сезон» («бархатный сезон» , весенние туры), и «мертвый сезон» (остальное время года). Так вот, основная задача туристического маркетинга- приблизить к потребителю именно тот новый продукт, который способен хотя бы отчасти воскресить « мертвый сезон». После правильно проведенного маркетинга, разработки проекта и внедрения его жизнь, т.е. доведения его до потребителя, следует оценить социальную эффективность инноваций (насколько они отвечают потребностям общества).

В масштабах конкретной туристической фирмы или культурно- сервисной организации реализуется единство его технических, интеллектуальных и коммерческих возможностей. При нововведениях изменяется характер и условия труда. Полученные в результате реализации нового туристического продукта, изменения определяют социальную цену нововведений. . Инновационная сфера в данном случае случае туристическая в идеальном варианте должна иметь инновационную структуру(национальные парки, культурно- развлекательные центры, гостиницы, загородные клубы, дороги, транспорт).

Все выше описанное представляет собой некий инновационный процесс, т.е. совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, производственных, финансовых, коммерческих и организованных мероприятий, приводящих к нововведению. Таким образом, можно сделать выводы, что и утризм и инновационная деятельность в Молдове развиты слабо. Число туристов с каждым годом всем еьше и меньше, а инновационные процессы пока еще не нашли своего эфективного примения. Развитие ииноваций и инновационных процессов поставят туризм Молдовы на новый путь развития. Для этого необходимо участие как и государства, так каждого туристичестического предприятия. Каким образом боротьсяс пролемами туризма в стране и какие необходимы для этого нововведения мы рассмотрим в следущей главе.