И САМОРАСКРЫТИЯ В ОБЩЕНИИ
Роль самораскрытия в межличностном общении.
Насколько хорошо я себя знаю? Насколько хорошо другие люди знают меня? Легко ли меня понять? Удобно ли мне рассказать другим, как я реагирую на события, что чувствую, что думаю? Это важные вопросы. Для того чтобы ты мне понравился, чтобы завязать с тобой отношения, стать твоим другом, мне нужно знать, кто ты. Для того чтобы я мог узнать тебя, ты должен знать себя. Чтобы ты мог свободно раскрыться передо мной, ты должен принять и оценить себя самого.
«Отчуждение от своего реального Я не только приводит к прекращению развития личности, но также превращает отношения с людьми в фарс... Человек, который отчужден от своего Я, кто не полностью и правдиво раскрывает себя, никогда не может любить другого человека и не может быть любим им. Для настоящей любви необходимо знание предмета любви... Как я могу любить человека, которого не знаю? Как может любить меня другой человек, если он не знает меня? ...Для действительно близких отношений между двумя людьми необходимо полное честное и свободное раскрытие своего Я друг другу» (S. Jourard, 1964).
Без самораскрытия невозможно установить близкие личные отношения с другим человеком. Отношения между людьми развиваются по мере того, как они становятся более открытыми и раскрывают себя друг перед другом. Если ты не можешь раскрыть себя, ты не можешь быть близким другим людям и другие не могут оценить твои качества. Чтобы близко сойтись с другим человеком, ты должен знать его, а он - тебя. Два человека, которые делятся тем, как они относятся к ситуации и друг к другу, становятся ближе друг к другу. Два человека, которые умалчивают об этом, остаются чужими. Чтобы любить тебя, совместно действовать, ты должен знать, кто я.
Самораскрытие можно определить как раскрытие того, как ты относишься к настоящей ситуации, а также сообщение о прошлом, связанном с твоим отношением к ситуации в настоящем . Отношение людей к событиям - это не столько мысли, сколько чувства. Быть открытым другому, - значит делиться с другим человеком тем, что ты чувствуешь относительно сказанных им слов, или поступка, или в отношении событий, которые только что произошли. Раскрывать себя - не значит сообщать об интимных сторонах прошлой жизни. Если вы сделаете очень интимное признание о своем прошлом - это может вызвать временное чувство близости, но отношения строятся на основе сообщений о своих действиях по тому или иному поводу в настоящем или по отношению к тому, что говорит или делает другой человек. Человек начинает знать и понимать вас не из-за того, что получит сведения о вашей прошлой жизни, а когда поймет, как вы действуете в настоящем. Сведения о прошлой жизни полезны лишь постольку, поскольку они помогают понять, почему вы так действуете сейчас.
Концепция самораскрытия уходит своими корнями в психологию гуманистической ориентации и связана с именами таких известных ее представителей как К. Роджерс. А. Маслоу и С. Джурард. Наиболее полный анализ изучения самораскрытия в зарубежной психологии сделан Н.В. Амяга (1992). В результате изучения самораскрытия были выделены основные области исследования (Н.В. Амяга, 1992, с. 39):
1) определение понятия;
2) функции, последствия самораскрытия для коммуникатора, реципиента, межличностных отношений;
3) внутренние и внешние факторы самораскрытия;
4) самораскрытие и контексте, развития межличностных отношений;
5) самораскрытие в группах разного типа;
6) экспериментальное изучение самораскрытия: параметры, методы исследования.
Личностное самораскрытие является необходимым условием существования человека в обществе, в системе социальных связей. Как отмечает П. Келвин, нежелание самораскрываться может привести к изоляции от общества. С помощью самораскрытия человек вписывается в определенный социальный контекст, соотносит свои представления с чужими с целью их дальнейшей корректировки. Самораскрытие личности, по мнению Э. Гофмана (1984), важно и для окружающих, ведь информация об индивиде способствует определению ими ситуации, дает возможность понять заранее, что партнер будет ожидать от них и что смогут ожидать от него они. Самораскрытие выступает как отдельный социально-психологический феномен, требующий серьезного и тщательного изучения.
В последнее время различными отечественными и зарубежными психологами предпринимаются попытки преодолеть описательность и поверхностность в определении понятия «саморасрытие».. Приведем некоторые из существующих определений. Д. Майерс считает, что сутью самораскрытия является «раскрытие сокровенных переживаний и мыслей перед другим человеком». Н.В. Амяга (1989) осмысливает явление самораскрытия с точки зрения концепции диалогического общения, как «проявление диалога, как его условие, предпосылку, а диалог, в свою очередь, как условие и как внутреннюю характеристику самораскрытия». Т.П. Скрипкина (1999) понимает под самораскрытием «факт добровольного раскрытия конфиденциальной информации о собственном внутреннем мире перед другим человеком». Е.В. Зинченко (1999) считает, что самораскрытие должно рассматриваться как одно из разновидностей общения. Кроме того, автор указывает, что в нем можно увидеть три стороны, выделяемые Г.М. Андреевой (1997) в общении: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (обмен действиями) и перцептивную (восприятие партнерами друг друга). Исходя из такого представления, оказывается, что в своем определении самораскрытия С. Джурард затрагивает только коммуникативную сторону процесса, несомненно весьма важную, но не единственную.
Поскольку самораскрытие обязательно строится на восприятии партнерами друг друга, отражении различных свойств и качеств, оно включает и социально-перцептивный компонент. Так, для того чтобы раскрыться другому человеку, необходимо создать его образ и воспринять партнера как того, кому можно открыться. В свою очередь, реципиент самораскрытия должен воспринять субъект как того, кого можно выслушать. В процессе самораскрытия субъект постоянно считывает ответную реакцию реципиента и возникающий при этом образ служит регулятором дальнейшего самораскрытия, способствует его сворачиванию или расширению, изменению направленности и т.д. Любые «сбои» в восприятии партнерами друг друга оказывают существенное влияние на характеристики самораскрытия: глубину, широту и т. п.
Важным моментом является и то, что в ходе самораскрытия осуществляется не только обмен информацией, но и воздействие одной личности на другую, что в конечном итоге может изменить ценностно-смысловые позиции и поведение последней. Параллельно происходит и изменение личности самого субъекта самораскрытия (по данным Н.В. Амяга). Взаимодействие между участниками процесса самораскрытия может завершиться принятием совместного решения (нахождение выхода из возникшей проблемной ситуации и т.п.). Можно говорить об успешности или продуктивности взаимодействия как следствии самораскрытия. Если люди чувствуют, что то, как они преподносят себя, положительно воспринимается другими, то взаимодействие считается успешным. Когда же люди чувствуют, что другие видят их так же, как они видят себя, тогда взаимодействие рассматривается как утверждающее. На важность интерактивной стороны самораскрытия указывают данные В.А. Горяниной (1996), согласно которым одной из причин непродуктивного стиля взаимодействия - устойчивой предрасположенности личности к неплодотворному контакту в межличностном взаимодействии, блокирующему достижение оптимальных результатов совместной деятельности, - оказывается недоверие к людям и к миру в целом, которое проявляется в том числе в отстраненности от окружающих и в стремлении скрывать от них свои истинны чувства и переживания. Следовательно, замкнутость в пространстве своего Я, отчужденность от других характерна для личности, склонной к непродуктивному стилю взаимодействия. Напротив, открытость приводит личность к продуктивной реализации своего потенциала, к построению благоприятных межличностных отношений. Таким образом, всякое сообщение интимно-личностной информации о себе оказывает мощное воздействие на реципиента, поскольку вынуждает его реагировать определенным образом на эту информацию: оказывать психологическую поддержку; социальную, психологическую, юридическую, медицинскую или другого рода помощь: отвечать ответной откровенностью и т.д.
Итак, феноменология самораскрытия включает все три компонента общения, но в отдельных работах уделяется больше внимание только какому-то одному из них. Кроме того, необходимо отметить, что самораскрытие может принимать различные формы в зависимости от степени опосредованности, степени вынужденности, характера межличностных отношений и т п.
Существуют различные классификации видов общения, на основе которых можно классифицировать и виды самораскрытия. Так, классическим стало уже деление общения на прямое (непосредственное) и опосредованное (опосредствованное) (А.А. Бодалев, 1995). Опосредованное общение - такое, которое реализуется на основе различных (чаще всего технических) устройств – «медиаторов». Роль такого общения в современном обществе существенно возросла. С появлением письма, а затем радио, телевидения, компьютера, человек стал применять все эти приспособления для передачи информации, в том числе и личной, другим людям, причем масштабы такого общения постоянно возрастают, благодаря усовершенствованию технических средств, их обеспечивающих. Поэтому, исходя из критерия вида контакта субъекта самораскрытия и реципиента, можно выделить непосредственное и опосредованное самораскрытие. Непосредственное самораскрытие протекает в ходе реального, «живого» контакта с собеседником. Именно такая форма самораскрытия и изучается традиционно в зарубежной психологии.
Отдельное выделение опосредованного самораскрытия обусловлено тем, что технические средства постепенно проникают во все сферы жизни человека от его производственной деятельности до самых глубинных сторон личной жизни. Средства массовой информации начинают играть большую роль в построении образа социального мира (Г.М. Андреева). Но опосредованное самораскрытие осуществляется не только через различные технические устройства, но и через письма, объявления, автобиографическую прозу и т.д. С некоторой оговоркой к опосредованному самораскрытию можно отнести и дневниковые записи. Дж. Рейнуотер предлагает рассматривать дневник как то «место», в котором человек всегда может проработать существующую проблему, осознать свои чувства и настроения, осмыслить опыт, прийти к оптимальному решению. Обычно дневниковые записи не предназначены для прочтения другими лицами, хотя при определенных условиях эта ситуация может быть изменена.
В качестве реципиента в случае опосредованного контакта может выступить реальный человек, который в настоящий момент находится далеко от субъекта; воображаемый партнер; сам субъект самораскрытия; либо некоторая группа потенциальных респондентов. Так, опосредованное самораскрытие в тексте газетных объявлений ориентировано на поиск потенциального партнера, с которым субъект еще не знаком.
Самораскрытие может выполнять в общении различные функции.
1. Эмоциональная разрядка: после эмоционально напряженной ситуации появляется потребность рассказать другому человеку о пережитых эмоциях;
2. Прояснение собственных чувств (самопонимание): мы можем прояснить собственные взгляды, мысли, установки, чувства, рассказав о них другим. При этом необязательно, чтобы другой был нам хорошо знаком.
3. Корректировка самовосприятия: наблюдая за реакцией слушателя на наше самораскрытие, мы получаем информацию о верности или адекватности собственных оценок (так, другие люди могут подтвердить, что наши реакции выглядят «совершенно нормально», или, напротив, сказать, что мы все «изрядно преувеличиваем, раздуваем»)- Тем самым, самораскрытие становится важным условием формирования или корректировки нашей ^Я-концепцйи».
4. Стимулирование взаимности: самораскрытие - действие, накладывающее психологические обязательства на другого, побуждая его к взаимности. В ряде ситуаций оно может быть использовано преднамеренно, с целью побудить другого к большей откровенности.
5. Формирование впечатления: информация о себе может быть использована для создания нужного образа: например, рассказ о проблемах в семье имеет целью создание образа человека, который нуждается в поддержке, рассказ о планах и перспективах позволяет создать образ уверенного и знающего человека.
6. Воздействие на развитие отношений; сообщение о чувствах и намерениях используется как способ продвижения отношений (например, целью сообщения «я тебя люблю» или «я устал от тебя» может быть переведение отношений на соответствующий уровень).
Самораскрытие
добровольное открытие другому собственного «Я», своих субъективных состояний, тайн, намерений.
Описательное самораскрытие
сообщение другому фактов о себе, которые иначе ему недоступны.
Оценочное самораскрытие
сообщение о наших взглядах, чувствах, переживаниях, отношениях с другими людьми.
Агрессивное самораскрытие
желзние говорить о себе, не считаясь с желанием другого.
Самораскрытие многомерно. Его можно оценивать, как минимум, по 5 самостоятельным параметрам:
а) объем сообщений личного характера;
б) степень их интимности для субъекта;
в) продолжительность, темп и скорость самораскрытия;
г) его эмоциональная тональность (хвастовство, бравада или смущение, стыд);
д) гибкость, способность личности регулировать свою откровенность в зависимости от реакции собеседника и ситуации общения.
Полюсами, между которыми расположены различные уровни самораскрытия, являются такие психологические ценности, как открытость и интимность. Одна крайность - агрессивное самораскрытие (до эксгибиционизма): желание говорить о себе, не считаясь с желанием другого. Другая крайность - замкнутость, нежелание раскрывать себя.
Таким образом, самораскрытие зависит от целого ряда моментов: кто, кому, что *Менно, насколько полно, когда, при каких обстоятельствах и для чего открывает.
К правилам самораскрытия можно отнести взаимность, уместность, своевременность.
" Общее правило взаимности гласит, что откровенность и доверие требуют ответно- г ° отклика, тем самым углубляя общий уровень интимности, или коммуникации.
Y Невозможно раскрываться перед людьми, которые не проявляют к вам интереса. Одни психологи объясняют это тем, что доверие, будучи лестным, вызывает симпатию, расположение, а знаком симпатии служит взаимная откровенность; другие склоняются к теории справедливости: поскольку всякая откровенность считается ценной, человек, выслушав чужую исповедь, чувствует себя обязанным отплатить тем же, независимо от степени своей симпатии к собеседнику.
При этом ряд исследований показывает, что нам больше нравятся люди, которые раскрываются на том же уровне интимности, что и мы. Если кто-то раскрывает перед нами более интимные личностные детали, это оценивается нами как вторжение на вашу интимную территорию. Если, наоборот, мы раскрываемся на более интимном уровне, чем другие, - мы чувствуем себя уязвимыми и глупыми.
В одном эксперименте (Чайкин и Дерлега) две актрисы импровизировали сцену знакомства в студенческом кафе. Каждая проделывала это двумя способами: на очень высоком и очень низком уровне самораскрытия. После этого снятые на видеопленку сцены их встречи были показаны испытуемым ь четырех комбинациях: 1) обе женщины проявляют высокий уровень самораскрытия; 2) обе - низкий; 3) и 4) одна проявляет высокий уровень самораскрытия, вторая - низкий, и наоборот.
На высоком уровне самораскрытия одна из актрис рассказывала о своих отношениях с первым сексуальным партнером и о реакции ее родителей, вторая - о своих ссорах с матерью и возможном разводе родителей. На низком уровне женщины говорили о студенческих проблемах, вспоминали, как поступали в институт, какие лекции слушают и т. д. Основной результат - привлекательность обеих женщин была выше, когда они раскрывались на одном уровне интимности. Нарушение нормы взаимности снижало привлекательность, но по разным причинам: та, что раскрывалась очень мало, выглядела холодной, та, что очень сильно - неуместной, неадекватной.
Правило уместности и своевременности звучит следующим образом: слишком полное и чересчур поспешное самораскрытие, не соответствующее стадии развития личных взаимоотношений или не учитывающее состояние собеседника, приемлемый для него уровень диалога, воспринимается как нарушение границ интимности, попытка вторжения во внутренний мир, что побуждает собеседника замкнуться или Даже прервать контакт.
УМЕСТНАЯ ЦИТАТА
«"Мы с Вами Свои" - тоттип отношений, который необходим для гарантии их прочности. Они отличаются психологической близостью, взаимной авторитетностью партнеров, положительной эмоциональной оснащенностью. Оно обладает наибольшим потенциалом значимости, осознаваемости, длительности своего существования, приносит наибольшее удовлетворение партнерам, в нем наиболее полно удовлетворяется потребность человека быть значимым для других. Именно в умении постоянно возвращаться на высоту "Мы с Вами Свои", несмотря на помехи и подножки во взаимопонимании, состоит психологическая культура, наука и искусство общения. Причем "Вы" должно быть встречным. Это реально лишь тогда, когда оба открыты влияниям, охотно идут навстречу просьбам и желаниям ближнего, не требуя "стать таким, как я хочу". Здесь возникает удивительное - отношения не стареют и не увядают. Совместная жизнь в этом случае свободна от борьбы за влияние. Вместо перехода на стадию "Мы Чужие" (точнее - "Мы с Тобой Чужие") отношения продолжают расти в направлении "Мы с Вами Свои"».
Тема 2 Самораскрытие в межличностном общении: виды,
характеристики и функции
Исследование самораскрытия началось в рамках гуманистической психологии в 50-х годах 20 века. Это было неслучайно, поскольку именно это направление стало рассматривать человека как активного, самореализующегося субъекта собственной жизни. Это проявилось и в терминах, введенных ее представителями: самоактуализация, самовыражение, самораскрытие и саморазвитие. Основополагающими для становления гуманистической психологии стали работы Абрахама Маслоу, который впервые указал на самосозидание как на существенную характеристику человека, неотъемлемое свойство человеческой природы.
Сидней Джурард определил самораскрытие как «процесс сообщения информации о себе другим людям; сознательное и добровольное открытие другому своего Я» . Содержанием самораскрытия могут служить мысли, чувства человека, факты его биографии, текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми, впечатления от произведений искусства, жизненные принципы и многое другое. Ребенок, который начал говорить, уже может сообщить что-то о себе. Потребность в самораскрытии присуща каждому человеку, и она должна быть обязательно реализована, поскольку ее подавление может стать причиной возникновения не только психологических проблем, но и различных психических и соматических заболеваний. У каждого человека существует потребность открыть себя хотя бы одному значимому другому. Самораскрытие играет центральную роль в развитии и существовании межличностных взаимоотношений. Оно является показателем глубины и степени позитивности отношений (симпатии, любви, дружбы). По мере продвижения отношений к более интимным люди рассказывают о себе более полно и глубоко.
По сути, самораскрытие означает посвящение другого человека в свой внутренний мир, отодвигание занавеса, отделяющего «Я» от «Другого». Это самый прямой способ трансляции другим своей индивидуальности. Самораскрытие представляет собой сложный и многоплановый процесс выражения личности в общении, чувствительный ко многим факторам индивидуально-личностным, социально-демографическим и ситуативным. Он может протекать в непосредственной или опосредованной форме, с различной степенью осознания, с использованием вербального и невербального каналов передачи информации, быть ориентированным на разное число реципиентов. Рассмотрим основные виды самораскрытия .
Самораскрытие, как всякое действие, начинается с мотивации, поэтому оно в первую очередь зависит от того, зачем оно было начато и кем было инициировано. Хотя С.Джурард определял самораскрытие как добровольное открытие другому своего Я, в реальной жизни существует много ситуаций, в которых степень добровольности может быть очень разной: от горячего желания самого человека рассказать другому лицу о своих чувствах или мыслях, до «вытягивания» этой информации партнером. Естественно, характеристики самораскрытия (его объем, степень интимности) при этом будут существенно различаться.
По виду контакта субъекта общения и реципиента, можно выделить непосредственное и опосредованное самораскрытие. Непосредственное самораскрытие осуществляется в ситуации это реального контакта субъекта самораскрытия с реципиентом, в процессе которого они могут видеть и слышать друг друга. Опосредованное самораскрытие может осуществляться с помощью телефона, письменного текста, электронного текста в Интернете. Непосредственное самораскрытие дает возможность получать немедленную обратную связь от реципиента и в соответствии с этим контролировать процесс самораскрытия (расширять или сворачивать, углублять и т.п.). В то же время присутствие человека сковывает говорящего, особенно при сообщении негативной информации. Не случайно З.Фрейд придумал во время психоаналитического сеанса садиться за головой клиента, лежащего на кушетке, чтобы между ними не было контакта глаз. В повседневной жизни люди предпочитают сообщать о негативных действиях (например, о разрыве отношений, по телефону или в письменном виде). Письменная форма дистанциирует партнеров и лишает их большого количества информации, передающегося по невербальному каналу (интонации голоса, выражения лица и пр.). Кроме того, она связана с большой отсрочкой во времени обменом информации, хотя в Интернете это преодолено: в форуме можно общаться в режиме реального времени.
Особой формой опосредованного самораскрытия являются дневниковые записи. Они, как правило, ведутся человеком для самого себя с целью фиксации в памяти событий своей жизни и упорядочивания жизненных впечатлений. Они различаются по степени интимности затрагиваемых в них тем и подробности описаний. Авторы дневников по-разному относятся к возможности их прочтения другими людьми. В Интернете существуют блоги – это личные дневники, которые открыты для всеобщего обозрения. Читатели могут комментировать записи, обсуждать личность их автора. Газетные или интернетные объявления о желании вступить в брак или дружеские отношения также могут рассматриваться как примеры самораскрытия, хотя здесь преобладает самопредъявление личности. Эти объявления стали предметом исследования как в зарубежной, так и в отечественной психологии.
Большое влияние на самораскрытие оказывает количество людей, на которых оно рассчитано. В западной психологии лицо или группа лиц, которым адресована информация, называется мишенью самораскрытия. Чаще всего мишенью является один человек, причем его характеристики (личностные и социально-демографические особенности) в большой степени определяют содержание и форму самораскрытия. Иногда мишенью самораскрытия становится малая группа (например, члены семьи, коллеги по работе, попутчики в купе поезда). В этом случае, как правило, снижается степень интимности сообщаемой информации и ее детальность. Особой формой является самораскрытие в группах психологического тренинга или в психотерапевтических группах. В них предварительно создается атмосфера взаимного доверия и раскованности, что позволяет ее участникам безбоязненно сообщать о себе информацию, которая может компрометировать их в глазах присутствующих.
Мишенью самораскрытия могут выступать большие группы людей. Это можно назвать публичным самораскрытием. Его примерами могут служить интервью знаменитых людей в средствах массовой информации, автобиографии, изданные в виде книг. Цели такого самораскрытия отличаются от предыдущих форм. Публичное самораскрытие всегда имеет целью привлечь внимание к своей персоне, создать определенное впечатление о себе. Оно включает большой элемент самопредъявления, поскольку не всегда бывает искренним.
По критерию дистантности общения, целесообразно развести личностное и ролевое самораскрытие. Ролевое самораскрытие разворачивается в рамках той роли, в которой человек находится в данный момент времени. Например, на приеме у врача каждый человек рассказывает о себе главным образом то, что связано с его болезнью. При этом человек может касаться интимных физиологических подробностей и не ощущать стеснения, поскольку общение протекает на ролевом уровне. Личностное самораскрытие предполагает наличие отношений симпатии, дружбы, любви, которые и являются основой для самораскрытия. Именно характер этих отношений и регулирует направленность самораскрытия.
По степени подготовленности субъектом процесса самораскрытия можно выделить непреднамеренное и подготовленное . Когда человек в процессе общения спонтанно раскрывает информацию о своей личности, это пример непреднамеренного самораскрытия. Иногда это бывает в ответ на чужую откровенность, или из желания развлечь собеседника. Когда человек заранее планирует сообщение какой-то информации о себе другому лицу или группе лиц, то мы имеем дело с подготовленным самораскрытием. Например, молодой человек может тщательно продумать формулировку признания в любви своей девушке. Более того, он может позаботиться об обстановке, в которой это будет сделано.
Еще один важный показатель самораскрытия это степень искренности субъекта самораскрытия, которая проявляется в достоверности информации, сообщаемой о себе. Всякая сообщаемая человеком информация о себе не является полной и абсолютно достоверной. Однако, человек вносит умышленные изменения в это сообщение, тогда мы имеем дело с псевдосамораскрытием.
Самораскрытие обладает целым рядом характеристик, которые могут быть определены с помощью психологических методов.
Под глубиной самораскрытия понимается детальность, полнота и искренность освещения какой-либо определенной темы. Эмпирически глубина самораскрытия измеряется в опроснике Джурарда количеством ответов испытуемого, в которых он указывает, что рассказывает о себе полно и совершенно откровенно. В противоположность этому поверхностное самораскрытие предполагает неполное и частичное освещение каких-то аспектов своей личности. Некоторые авторы связывают с глубиной интимность раскрываемой информации. На наш взгляд, это неправильно, так как интимность связана с тематикой самораскрытия. Исследования зарубежных и отечественных психологов показали, что существуют открытые и закрытые темы. Открытые темы характеризуются высоким самораскрытием и содержат, как правило, нейтральную информацию об интересах и вкусах, отношениях и мнениях человека. К закрытым темам относят информацию о сексуальной сфере, о теле человека, его личностных качествах и финансах. Самораскрытие по этим темам является интимным, так как оно касается того, что человек больше всего скрывает. В США тема источников и объема доходов является более закрытой, чем тема здоровья.
Широта самораскрытия определяется количеством информации и разнообразием тем, по которым раскрывается человек. Рассказывая другому о себе, субъект может затронуть только одну тему или же несколько тем. Как правило, в опросники самораскрытия включаются следующие темы: отношения и мнения, интересы и склонности, работа (учеба), личность, тело, финансы.
Глубина и широта самораскрытия составляют общий его объем (или интенсивность). Люди очень различаются по степени самораскрытия, что отражает введенное С. Джурардом понятие «норма открытости». В опросниках, рассчитанных на диагностику самораскрытия, объем определяется общей суммой баллов, набранной испытуемым, которая сравнивается со среднегрупповой.
Избирательность самораскрытия отражает способность личности варьировать содержание и объем самораскрытия в общении с разными людьми. Психологами были обнаружены большие различия в характеристиках самораскрытия одного и того же человека в общении с разными партнерами. Одни люди при описании какого-нибудь события своей жизни повторяют один и тот же рассказ, другие люди его видоизменяют в зависимости от партнера.
Дифференцированность самораскрытия можно определить, как способность личности изменять объем и глубину самораскрытия в зависимости от темы. Индивидуальные различия состоят в том, насколько человек может изменять объем и глубину самораскрытия в зависимости от темы. Сочетание избирательности и дифференцированности позволяет судить о гибкости самораскрытия, которая отражает способность перестраивать сообщение о себе в зависимости от собственных целей, характеристик ситуации и партнера.
Эмоциональность самораскрытия характеризуется общей эмоциональной насыщенностью сообщения, а также соотношеним позитивной и негативной информации, сообщаемой о себе. Средства, используемые коммуникатором для передачи своих чувств в момент самораскрытия включает как вербальные проявления (употребление метафор, эпитетов и т.п.), так и паралингвистические характеристики (скорость речи, громкость и т.п.), а также экстралингвистические (паузы, смех, плач). Самораскрытие может быть хвастливое (последнее близко к самопредъявлению), развлекающее, жалобное.
Продолжительность самораскрытия измеряется по времени, затраченному на него человеком в процессе эксперимента или естественного поведения. Показателем этого параметра выступала длительность высказываний о себе при анализе аудио- и видеозаписей разговора. К временным характеристикам самораскрытия относят также пропорцию между слушанием и повествованием, а также между повествованием о себе и на отвлеченные темы.
Итак, основными характеристиками самораскрытия являются: глубина, полнота и широта (которые вместе составляют объем самораскрытия), продолжительность, соотношение позитивной и негативной информации о себе (аффективные характеристики), гибкость (которая складывается из дифференцированности и избирательности). Если составить таблицу видов самораскрытия на основе рассмотренных выше критериев, то она будет иметь следующий вид.
Таблица 1 Виды самораскрытия
Критерий |
Виды самораскрытия |
1. источник инициативы |
добровольное и вынужденное |
2. вид контакта |
непосредственное и опосредованное |
З. мишень самораскрытия |
одному лицу или группе |
4. дистантность |
личностное и ролевое |
5. преднамеренность |
непреднамеренное и подготовленное |
6. степень искренности |
истинное или псевдосамораскрытие |
7. глубина |
глубокое и поверхностное |
8. широта |
тематическое или разноплановое |
9. эмоциональность |
аффективное и нейтральное |
10. эмоциональный тон |
позитивное или негативное |
Функции самораскрытия
1. Самораскрытие способствует психическому здоровью личности коммуникатора. У каждого человека существует потребность открыть себя, хотя бы одному человеку, и фрустрация этого стремления может привести к возникновению психологических проблем.
2. Самораскрытие развивает личность. Это возможно благодаря тому, что оно служит мощным средством, с помощью которого возможно самопознание, личностная идентификация.
3. Самораскрытие является средством саморегуляции личности благодаря следующим механизмам.
А) Эмоциональная разрядка, являющаяся следствием передачи своих чувств в процессе самораскрытия. Этот феномен выступает одним из составных моментов психотерапевтического процесса. Главным результатом действия этого механизма в плане саморегуляции является снижение остроты переживания и психического напряжения.
Б) Уяснение проблемной ситуации через ее вербальный анализ. Известно, что, излагая другому лицу какие-то факты, человек их структурирует, интерпретирует, что приводит к их лучшему пониманию и самого рассказчика. В саморегуляции этот аспект наиболее соответствует анализу значимых условий для достижения целей дальнейших действий.
В) Механизм социального сравнения, который дает возможность рассказчику на основе ответной откровенности сравнить собственную проблемную ситуацию с аналогичными ситуациями других людей. Знание того, что его ситуация не уникальна, и с ней справилось много людей, значительно снижает внутреннее беспокойство человека и настраивает его на конструктивное решение.
Г) Механизм зеркала, который состоит в получении субъектом самораскрытия прямых оценок собственной компетентности, даваемых партнером в ответ на сообщаемую информацию. Этот механизм, на наш взгляд, наиболее связан с механизмами контроля и коррекции своих действий в процессе саморегуляции.
Д) Получение эмоциональной поддержки от собеседника. Оно существенно снижает психическое напряжение человека и является главной целью исповедальных форм самораскрытия. Именно благодаря этой функции самораскрытия его принято считать основой психического здоровья личности.
Ж) Получение реальной помощи от партнера, выражающейся либо в совете, либо в конкретных действиях, направленных на разрешение проблемной ситуации. В первом случае субъект самораскрытия получает готовую модель поведения, что существенно облегчает его процесс саморегуляции, во втором случае он делегирует часть своих обязанностей другому лицу, что также способствует лучшей саморегуляции своего поведения.
ДокументРассматривать как объект , как структурно-функциональную... измерениях (пространствах). Личности , как субъекты жизненных... как единица общения . Текст в качестве единицы общения ... возможностей индивидуального самовыражения , деиндивидуализация. Ассимиляция...
Понятие о затрудненном общении и его причинах
Документ... самовыражения , расценивается прямо или косвенно как неэффективное, неоптимальное, разрушающее личность и затрудняющее общение . Личность , затрудняющая общение ... в плане форм экспрессивного поведения как объекта понимания.С этой точки зрения способность...
Учебно-методический комплекс дисциплины психодиагностика личности и индивидуальности направление подготовки
Учебно-методический комплексПсиходиагностики личности : тест как объект изучения личности 4. Методические... самореализации; в самоактуализации; в самооценке; в самовыражении , в самосовершенствовании; в самоутверждении; в... стиль общения с окружающими, свой круг общения и, ...
Позы и жесты в межличностном общении
РефератСобственной личности ); познание другой личности на уровне... общении . Невербальное общение , широко известное как "язык жестов", включает такие формы самовыражения ... 1999. Леонтьев А. А. Общение как объект психологического исследования. // Методологические...
Роль самораскрытия в межличностном общении.
Насколько хорошо я себя знаю? Насколько хорошо другие люди знают меня? Легко ли меня понять? Удобно ли мне рассказать другим, как я реагирую на события, что чувствую, что думаю? Это важные вопросы. Для того чтобы ты мне понравился, чтобы завязать с тобой отношения, стать твоим другом, мне нужно знать, кто ты. Для того чтобы я мог узнать тебя, ты должен знать себя. Чтобы ты мог свободно раскрыться передо мной, ты должен принять и оценить себя самого.
«Отчуждение от своего реального Я не только приводит к прекращению развития личности, но также превращает отношения с людьми в фарс... Человек, который отчужден от своего Я, кто не полностью и правдиво раскрывает себя, никогда не может любить другого человека и не может быть любим им. Для настоящей любви необходимо знание предмета любви... Как я могу любить человека, которого не знаю? Как может любить меня другой человек, если он не знает меня? ...Для действительно близких отношений между двумя людьми необходимо полное честное и свободное раскрытие своего Я друг другу» (S. Jourard, 1964).
Без самораскрытия невозможно установить близкие личные отношения с другим человеком. Отношения между людьми развиваются по мере того, как они становятся более открытыми и раскрывают себя друг перед другом. Если ты не можешь раскрыть себя, ты не можешь быть близким другим людям и другие не могут оценить твои качества. Чтобы близко сойтись с другим человеком, ты должен знать его, а он - тебя. Два человека, которые делятся тем, как они относятся к ситуации и друг к другу, становятся ближе друг к другу. Два человека, которые умалчивают об этом, остаются чужими. Чтобы любить тебя, совместно действовать, ты должен знать, кто я.
Самораскрытие можно определить как раскрытие того, как ты относишься к настоящей ситуации, а также сообщение о прошлом, связанном с твоим отношением к ситуации в настоящем . Отношение людей к событиям - это не столько мысли, сколько чувства. Быть открытым другому, - значит делиться с другим человеком тем, что ты чувствуешь относительно сказанных им слов, или поступка, или в отношении событий, которые только что произошли. Раскрывать себя - не значит сообщать об интимных сторонах прошлой жизни. Если вы сделаете очень интимное признание о своем прошлом - это может вызвать временное чувство близости, но отношения строятся на основе сообщений о своих действиях по тому или иному поводу в настоящем или по отношению к тому, что говорит или делает другой человек. Человек начинает знать и понимать вас не из-за того, что получит сведения о вашей прошлой жизни, а когда поймет, как вы действуете в настоящем. Сведения о прошлой жизни полезны лишь постольку, поскольку они помогают понять, почему вы так действуете сейчас.
Концепция самораскрытия уходит своими корнями в психологию гуманистической ориентации и связана с именами таких известных ее представителей как К. Роджерс. А. Маслоу и С. Джурард. Наиболее полный анализ изучения самораскрытия в зарубежной психологии сделан Н.В. Амяга (1992). В результате изучения самораскрытия были выделены основные области исследования (Н.В. Амяга, 1992, с. 39):
1) определение понятия;
2) функции, последствия самораскрытия для коммуникатора, реципиента, межличностных отношений;
3) внутренние и внешние факторы самораскрытия;
4) самораскрытие и контексте, развития межличностных отношений;
5) самораскрытие в группах разного типа;
6) экспериментальное изучение самораскрытия: параметры, методы исследования.
Личностное самораскрытие является необходимым условием существования человека в обществе, в системе социальных связей. Как отмечает П. Келвин, нежелание самораскрываться может привести к изоляции от общества. С помощью самораскрытия человек вписывается в определенный социальный контекст, соотносит свои представления с чужими с целью их дальнейшей корректировки. Самораскрытие личности, по мнению Э. Гофмана (1984), важно и для окружающих, ведь информация об индивиде способствует определению ими ситуации, дает возможность понять заранее, что партнер будет ожидать от них и что смогут ожидать от него они. Самораскрытие выступает как отдельный социально-психологический феномен, требующий серьезного и тщательного изучения.
В последнее время различными отечественными и зарубежными психологами предпринимаются попытки преодолеть описательность и поверхностность в определении понятия «саморасрытие».. Приведем некоторые из существующих определений. Д. Майерс считает, что сутью самораскрытия является «раскрытие сокровенных переживаний и мыслей перед другим человеком». Н.В. Амяга (1989) осмысливает явление самораскрытия с точки зрения концепции диалогического общения, как «проявление диалога, как его условие, предпосылку, а диалог, в свою очередь, как условие и как внутреннюю характеристику самораскрытия». Т.П. Скрипкина (1999) понимает под самораскрытием «факт добровольного раскрытия конфиденциальной информации о собственном внутреннем мире перед другим человеком». Е.В. Зинченко (1999) считает, что самораскрытие должно рассматриваться как одно из разновидностей общения. Кроме того, автор указывает, что в нем можно увидеть три стороны, выделяемые Г.М. Андреевой (1997) в общении: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную (обмен действиями) и перцептивную (восприятие партнерами друг друга). Исходя из такого представления, оказывается, что в своем определении самораскрытия С. Джурард затрагивает только коммуникативную сторону процесса, несомненно весьма важную, но не единственную.
Поскольку самораскрытие обязательно строится на восприятии партнерами друг друга, отражении различных свойств и качеств, оно включает и социально-перцептивный компонент. Так, для того чтобы раскрыться другому человеку, необходимо создать его образ и воспринять партнера как того, кому можно открыться. В свою очередь, реципиент самораскрытия должен воспринять субъект как того, кого можно выслушать. В процессе самораскрытия субъект постоянно считывает ответную реакцию реципиента и возникающий при этом образ служит регулятором дальнейшего самораскрытия, способствует его сворачиванию или расширению, изменению направленности и т.д. Любые «сбои» в восприятии партнерами друг друга оказывают существенное влияние на характеристики самораскрытия: глубину, широту и т. п.
Важным моментом является и то, что в ходе самораскрытия осуществляется не только обмен информацией, но и воздействие одной личности на другую, что в конечном итоге может изменить ценностно-смысловые позиции и поведение последней. Параллельно происходит и изменение личности самого субъекта самораскрытия (по данным Н.В. Амяга). Взаимодействие между участниками процесса самораскрытия может завершиться принятием совместного решения (нахождение выхода из возникшей проблемной ситуации и т.п.). Можно говорить об успешности или продуктивности взаимодействия как следствии самораскрытия. Если люди чувствуют, что то, как они преподносят себя, положительно воспринимается другими, то взаимодействие считается успешным. Когда же люди чувствуют, что другие видят их так же, как они видят себя, тогда взаимодействие рассматривается как утверждающее. На важность интерактивной стороны самораскрытия указывают данные В.А. Горяниной (1996), согласно которым одной из причин непродуктивного стиля взаимодействия - устойчивой предрасположенности личности к неплодотворному контакту в межличностном взаимодействии, блокирующему достижение оптимальных результатов совместной деятельности, - оказывается недоверие к людям и к миру в целом, которое проявляется в том числе в отстраненности от окружающих и в стремлении скрывать от них свои истинны чувства и переживания. Следовательно, замкнутость в пространстве своего Я, отчужденность от других характерна для личности, склонной к непродуктивному стилю взаимодействия. Напротив, открытость приводит личность к продуктивной реализации своего потенциала, к построению благоприятных межличностных отношений. Таким образом, всякое сообщение интимно-личностной информации о себе оказывает мощное воздействие на реципиента, поскольку вынуждает его реагировать определенным образом на эту информацию: оказывать психологическую поддержку; социальную, психологическую, юридическую, медицинскую или другого рода помощь: отвечать ответной откровенностью и т.д.
Итак, феноменология самораскрытия включает все три компонента общения, но в отдельных работах уделяется больше внимание только какому-то одному из них. Кроме того, необходимо отметить, что самораскрытие может принимать различные формы в зависимости от степени опосредованности, степени вынужденности, характера межличностных отношений и т п.
Существуют различные классификации видов общения, на основе которых можно классифицировать и виды самораскрытия. Так, классическим стало уже деление общения на прямое (непосредственное) и опосредованное (опосредствованное) (А.А. Бодалев, 1995). Опосредованное общение - такое, которое реализуется на основе различных (чаще всего технических) устройств – «медиаторов». Роль такого общения в современном обществе существенно возросла. С появлением письма, а затем радио, телевидения, компьютера, человек стал применять все эти приспособления для передачи информации, в том числе и личной, другим людям, причем масштабы такого общения постоянно возрастают, благодаря усовершенствованию технических средств, их обеспечивающих. Поэтому, исходя из критерия вида контакта субъекта самораскрытия и реципиента, можно выделить непосредственное и опосредованное самораскрытие. Непосредственное самораскрытие протекает в ходе реального, «живого» контакта с собеседником. Именно такая форма самораскрытия и изучается традиционно в зарубежной психологии.
Отдельное выделение опосредованного самораскрытия обусловлено тем, что технические средства постепенно проникают во все сферы жизни человека от его производственной деятельности до самых глубинных сторон личной жизни. Средства массовой информации начинают играть большую роль в построении образа социального мира (Г.М. Андреева). Но опосредованное самораскрытие осуществляется не только через различные технические устройства, но и через письма, объявления, автобиографическую прозу и т.д. С некоторой оговоркой к опосредованному самораскрытию можно отнести и дневниковые записи. Дж. Рейнуотер предлагает рассматривать дневник как то «место», в котором человек всегда может проработать существующую проблему, осознать свои чувства и настроения, осмыслить опыт, прийти к оптимальному решению. Обычно дневниковые записи не предназначены для прочтения другими лицами, хотя при определенных условиях эта ситуация может быть изменена.
В качестве реципиента в случае опосредованного контакта может выступить реальный человек, который в настоящий момент находится далеко от субъекта; воображаемый партнер; сам субъект самораскрытия; либо некоторая группа потенциальных респондентов. Так, опосредованное самораскрытие в тексте газетных объявлений ориентировано на поиск потенциального партнера, с которым субъект еще не знаком.