Правила проведения психологического исследования. Учебник: Методы исследований в психологии. Общая схема и структура психологического исследования

В условиях когда на смену государственности, основанной на жесткой централизации, приходит управление, базирующееся на принципах служения государства российскому обществу, возрастают требования к нормам служебного поведения вследствие их значительного воздействия на результативность профессиональной деятельности юристов.

Служебное поведение представляет собой разновидность социального поведения человека и включает систему поведенческих ожиданий и шаблоны социальных взаимодействии, существующие в профессиональной сфере.

Служебное поведение регламентируются принципом правомочности и неправомочности действии и поступков. Hа стыке правомочности и неправомочности служебной деятельности возникают три разновидности служебного поведения должностных лиц:

  • 1) обязательное (по принуждения в соответствии с законом).
  • 2) должное (по договору и в соответствии с распределением обязанностей)
  • 3) желательное (по собственной воле).

Реальное служебное поведение складывается в результате рационального выбора модели поведения и профессиональной деятельности.

Важным фактором, определяющим поведенческую специфику выступает сама служба как совокупный социальных субъект.

Именно во взаимодействии коллективного, группового и личностного поведения возникает матрица норм служебного поведения, которая затем постоянно воспроизводится.

Профессиональная деятельность выступает коллективным (обобщенным) субъектом служебного поведения, поскольку вырабатывает принципиально отличные от иных организаций ценности, нормы и правила поведения. Профессиональная деятельность соединяет и коллектив, и группу, и отдельного служащего как свою персонифицированную основу. В ней существует структура пирамидальной системы административно- управленческих связей и набора этических норм.

Групповой уровень служебного поведения включает в качестве доминирующей системы нормы, ценности, механизмы сплоченности и деятельности, вырабатываемые групповыми объединениями людей.

Личностный уровень служебного поведения включает ценностные ориентации и установки личности, являющиеся отражением жизненного (социального) опыта, результатом адаптации индивида к общественной среде и фактором идентификации с определенной профессиональной группой.

Мораль юриста основывается на их личностных нравственных установках, и на общественных потребностях. Следовательно, этические нормы при исполнении служебных обязанностей предполагают специальные процедуры и методы контроля, которые зависят от многих обстоятельств и устанавливаются отдельно. Служебное поведение является по определению контролируемым.

В качестве средства регулирования служебного поведения юриста выступает внешний контроль (законы, правила, кодексы, регламенты, инструкции) и внутренний контроль (убеждения, ценности и нормы).

Следует учесть, что мотивация -- это потребность, побуждающая человека действовать с определенной целью. Потребность является внутренним аспектом мотивации, а цель -- ее внешний аспект.

Можно выделить четыре вида мотивационных предпочтений служебного поведения:

  • 1) стремление к творческой самореализации (получение удовлетворения от работы и профессионального роста);
  • 2) служебный долг (профессиональная деятельность оснащается на реализации общественных и служебных интересов).
  • 3) прагматическую ориентацию (стремление обеспечить индивидуальный материально-денежный достаток);
  • 4) карьерный интерес (работа ради продвижения по службе).

Особое значение в понимании сущности служебного поведения имеет понятие «стиль поведения». Стиль служебного поведения отражает свойства черт личности юриста, уровень его компетентности, способности и воли оптимально пользовать личностные черты для выполнения профессиональных задач. Стиль служебного поведения формируются на основе деловитости. Деловой подход позволяет противостоять консерватизму мышления, активным и скрытым формам бюрократизма, формализма, технократизма, Для овладения деловитостью необходима компетентность. Профессионально компетентный юрист исполняет функции должности по сути, а не по форме, достигая результатов работы, а не имитируя процесс служебной деятельности.

Этические нормы поведения

Нормативность -- свойство морали и права, позволяющее регулировать поведение людей, и в то же время результат действия традиций и норм взаимоотношений людей и социальной среды.

Для правильного понимания следует различать традиции и нормы, не отождествлять их социальные функции. Традиции -- это специфический, творческий способ функционирования норм и стереотипов поведения. Стереотипы помогают снять неопределенность, устранить неясность и тем самым облегчить человеку процесс организации собственного поведения.

Любые социально-правовые нормы (от лат. norma -- правило, образец) в целом предназначены для воздействия на волевое поведение людей, а предметом этого регулирования служат отношения между личностью и обществом.

Нормы поведения -- это общепринятые шаблоны поведения. В зависимости от типа социального контроля нормы поведения представляют собой привычные культурные образцы деятельности и обычаи, принятые в обществе или социальной группе и не действующие за ее пределами. Содержательная сторона норм поведения заключается в удержании личности от совершения действий и поступков, несовместимых с принятыми законами и моральными обычаями, посредством угрозы наказания либо выражения общественного презрения.

Этическая норма поведения является одной из наиболее простых форм нравственного требования к личности, выступая, с одной стороны, как элемент моральных отношений (обычай), постоянно воспроизводимый силой массовой привычки, примера, поддерживаемый общественным мнением, а с другой -- как форма морального сознания, формулируясь в виде повеления самому себе, требующего неукоснительного выполнения исходя из собственных представлений о добре и зле, долге, совести, справедливости".

Этические нормы поведения формируются в процессе эволюционного развития человечества, принимая формы универсальных моральных ценностей, вырабатываются каждым обществом в его конкретно-историческом своеобразии, а также отдельными социальными группами и каждой личностью отдельно.

По принадлежности к носителям ценности можно выделить общие, общие, групповые и личностные этические нормы.

Всеобщие этические нормы выражают общечеловеческие нравственные требования общежития. Они сформулированы в «золотом» правиле этики: поступай по отношению к другим так как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе.

Общие этические нормы господствующей в обществе морали распространяют свои требования на всех без исключения членов данного общества, выступая средством регулирования и оценивания отношений и взаимодействия людей. В процессе расширения; социального опыта каждый человек включается в различные социальные группы, являясь, как правило, одновременно членом нескольких групп.

Групповые этические нормы обеспечивают включение личности в группу, в процессы и механизмы группового взаимодействии влияют на все виды поведения, в том числе и тогда, когда он становится членом другой группы. Занимая определенную позицию в коллективе, человек усваивает заданные и вырабатывает личностные нормы, предписывает себе собственную позицию и формы поведения, в которых реализуется процесс его существования как личности.

Личностные этические нормы выступают как характеристика субъективного «внутреннего» мира человека. Они соотносятся с его представлением о самом себе и по этой причине не нуждаются в «усвоении» и «принятии». Следование личностным этическим нормам связано прежде всего с чувством самоуважения, высокой самооценкой, уверенностью в своих действиях. Отступление от этих норм всегда сопряжено с чувством вины (совесть)-самоосуждением и даже нарушением целостности личности.

Таким образом, поведение человека, осуществляющего профессиональную служебную деятельность, сложно детерминировано.

Оно управляется посредством как внешних этических регуляторов (общечеловеческие ценности, господствующая в обществе мораль, групповые нормы), так и внутренних механизмов саморегуляции (самосознание, самооценка, мотивационная сфера, установки, на основе которых формируются личностные нормы). Внешние и внутренние регуляторы находятся между собой в сложном динамическом противоречивом взаимодействии.

В каждый момент они предоставляют человеку право морального выбора на основе предъявляемых к нему внешних требований.

Золотое правило этики гласит – поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами. В разные эпохи этот принцип нашел свое отражение в религиозно-философских учениях, таких как христианство, иудаизм, буддизм, ислам. По своей сути, это золотое правило является итогом, венчающим нравственные законы, определенные для человека, живущего в обществе.

«Золотое правило» носит общечеловеческий характер и составляет нравственную основу формирования всех остальных качеств человека. Из этого правила вытекают все повеления, касаемые, как любви человека к человеку, так и человека к Всевышнему. По сути, библейские заповеди любви исходят из этого правила.

Библейская любовь предписывает человеку уважительное и милосердное отношение не только к своим ближним, но и врагам. Как же применять «Золотое правило», если человек уже нанес вам вред своими действиями. Не лучше ли в такой ситуации пользоваться ветхозаветным принципом «око за око, зуб за зуб». Однако даже в Ветхом Завете наказание не сводилось к самосуду, это была прерогатива судей. Таким образом, если нет возможностей решить проблему самому, необходимо обратиться за помощью к обществу.

«Золотое правило» в ранние исторические времена развития человечества определялось философскими и этическими предпосылками, до наших дней оно продолжает дополняться, анализироваться и уточняться. В раннем детстве человек начинает понимать свое «Я», но через него он начинает понимать чувства и желания другого человека: стоит ущипнуть себя, как становиться понятно, как больно другому человеку. В жизни личности начинает действовать «Золотое правило»,которое у разных народов закреплено пословицами и поговорками. « Не рой другому яму – сам в не попадешь», « как аукнется, так и откликнется».

«Золотое правило» в разных религиях является учением, данным человеку Богом. Только в реализации этого правила, он видит путь гармонизации отношений между людьми, отличающимися своими нравственными качествами, жизненными установками, способностями, культурным уровнем.

«Золотое правило» составляет общечеловеческую мировую ценность, без которой оно обречено на вымирание. Это подтверждает вся история развития человеческого общества, когда падали империи, попиравшие это правило. Его формирование, как нравственной ценности и идеала каждой личности является основной задачей этического воспитания.

(Вопрос 10-12 разобраны все вместе)

  1. Варианты этик -1: этика любви; этика успеха; этика доблести

  2. Варианты этик -2: этика «разумного эгоизма»; гедонистическая этика.

  3. Варианты этик -3: экологическая этика; религиозная этика.

Типы этики (жизнь ради..):

    Этика доблести или этика чести

Князю - славу, а дружине - аминь.

Воин добровольно принимает смерть.

    Этика любви

Мать Тереза, взаимоотношения людей, любовь к родине.

    Этика успеха

    Этика выживания (благополучия)

    Этика творчества

Этика рассматривается как действие, которое мы совершаем, раздумывая о том, как сделать это (например, привлекать внимание или нет, заходя в аудиторию )

Гедони́зм (др.-греч. ἡδονή - «наслаждение», «удовольствие») - этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни.

Этика «разумного» эгоизма (противоположна этике любви) - стремление удовлетворения интереса (интерес - простые и понятные потребности, которые есть у каждого человека ). Есть такое представление, что всем людям нужно одно и то же.

Эгоист думает только о себе, а разумный живет среди других людей и понимает, что у него присутствуют интересы такие же, как и у других, в результате между ними могут возникать конфликты, и идет стремление согласовывать свои отношения к удовлетворению своих интересов (альтруизм противоположность эгоизму ). Закон согласовывает слабых и сильных.

Разумный эгоизм - как форма индивидуализма (человек начинает с себя, делает сам, он не требует от других действия и сам не навязывает свои действия ). Противоположность индивидуализму - коллективная этика (целая часть, выполнение закона, этика социализма). Крайняя этика эгоизма - индивидуализм, коллективизма – этика экологии (почему мы убиваем животных и употребляем их в пищу, а с людьми так не делаем ).

Действуй в интересах всего живого. То есть нужно исходить, что я есть жизнь, которая хочет жить и которая находится среди другой жизни, которая хочет жить; нужно жить так, чтобы эта жизнь не строилась за счет другой жизни. (книга – «Не отпускай меня», автор - Кашио Ишигуро )

Этика религиозной веры - вера в Бога (действия, описанные в священном тексте т.е. как жить: Коран, Библия). Основана на понимании религиозного текста.

Можно положить принцип: «Делай то-то ради этого», здесь может быть жизнь как целое, любовь, благополучие, короче лежит какая- то ценность.

Свобода - это причина собственных действий. В истории европейской культуры свободе уделялось большое внимание, в отличие от восточной. Кант уделял большое внимание свободе. Есть различие между внешней (отсутствие принуждения ) от внутренней (свобода сознания, свобода решать, рефлексия дает человеку решать ). Варлам Шаламов считал, что можно отключить в человеке принятие решения.

Этика - это явление, которое существует в окружении людей. Человек несет ответственность за свои действия, здесь и рождается этика. Преследуя свои ценности человек совершает действие – поступок - ответственность. Люди в любых условия имеют выбор совершать поступки, за которые они затем отвечают.

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своими подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может как облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным. Хочется надеяться, что настоящий раздел в определенной степени поможет вам не только осознать те, часто скрытые от первого взгляда, проблемы, которые возникают в процессе делового общения и служат ему препятствием, но и успешно справиться с ними.

Каждый народ накапливает свой жизненный опыт, привыкает смотреть на мир по-своему и, как правило, не отдает себе отчета в том, что не в состоянии выйти за пределы своих привычек. Если мы поймем, как люди в других странах поступают, смотрят на мир, то наше общение с ними будет протекать намного успешнее, в чем бы оно не заключалось: в деловом партнерстве, в посещении зарубежных стран, при частных встречах.

Для того, чтобы хорошо ориентироваться в глобальном смещении культур, надо изучить основы поведения. В каждой стране и у каждого народа существуют свои традиции и обычаи деловой этики. В разных культурах понятие нормы отличается. Это зависит от национальных, религиозных и других особенностей.

Этика
(от греч. ethos - обычай, нрав) - учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель (384-322 до н.э.) для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки. Важнейшими категориями этики являются: добро, зло, справедливость, благо, ответственность, долг, совесть и т.д.

Мораль (от лат. moralis - нравственный) - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни - семье, быту, политике, науке, труде и т.д. 1

Мораль - это свод правил, предписаний, заповедей, включающих табу, запреты на определенные действия, слова и поступки людей. С помощью этих правил общество воздействует на своих членов, направляет их поступки в русло, приносящее пользу данному социуму и охраняющее его благополучие в целом. Мораль запрещает одни действия и поощряет другие. Мораль есть продукт социальных договоренностей, выработанных в результате всей истории человека 2 .

Неотъемлемым качеством человеческой активности является ее организованность, упорядоченность. Действенными регуляторами этой активности являются выработанные в процессе эволюции нравственные правила и нормы, направленные на поддержание и сохранение жизни, благосостояния человека. Этические нормы пронизывают все формы человеческой активности, они универсальны, но в каждой сфере эти не писаные законы приобретают специфический характер 3 .

Регулирование моральных отношений, не обозначенных в законодательстве, в организациях происходит при помощи этических норм.


Этические нормы
- это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.

Правила запрещают дискриминацию по следующим признакам: раса, язык, цвет кожи, религия, пол, половая ориентация, возраст, национальность, инвалидность, стаж работы, убеждения, партийная принадлежность, образование, социальное происхождение, имущественное положение и др.

Не случайно мораль цивилизованных народов имеет кодексы, совпадающие по главным принципам, парадигмам - «не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и т.д. Подчеркнем, что эти принципы составляют общечеловеческую основу моральных ценностей. Главное отличие морали от других правил поведения в том, что она имеет ореол сакральности. Другими словами, для придания морали высшего авторитета и непререкаемости указывают на ее божественное происхождение. Примером могут служить десять заповедей, которые Моисею были даны свыше, и которые он высек на скрижалях (камнях), символизируя их вечность.

Нормы морали получают свое идейное выражение в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т.е. в различные исторические эпохи и у разных народов. Однако в морали должное далеко не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственной реальностью, фактическими нормами поведения людей. Более того, на всем протяжении развития морального сознания внутренним стержнем и структурой его изменения является «противоречиво-напряженное соотношение понятий сущего и должного» 4 .

Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

Такие понятия, как справедливость, честь, достоинство, свобода, ответственность имеют жизненно важный для человеческого существования смысл и наполнены не абстрактным, а реальным жизненным содержанием. За утверждение этих ценностей люди часто жертвовали своей жизнью.

Конфуций (в литературе часто именуемый Кун-цзы - учитель Кун) был одним из первых, кто сформулировал в отрицательной форме категорический императив поведения, имеющий универсальное значение и применимый в том числе и в деловом общении: «не делай другим того, чего не пожелаешь себе ». 5

Положительная форма этой классической формулировки дана Иммануилом Кантом. Однако у Конфуция содержится большое количество изречений, посвященных этике общения и делового поведения. Прежде всего, они относятся к принципам общения между руководителем и подчиненным и раскрытию тех норм и принципов общения, которые делают его наиболее эффективным и действенным с этической точки зрения. Приведем некоторые из них, весьма достойные того, чтобы над ними поразмышлять 6 .

· «Правитель должен быть правителем, а подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном».

· «Когда правитель любит справедливость, никто не осмелится быть непослушным, когда правитель любит правду, никто в народе не посмеет быть нечестным».

· «Благоговейно относись к делу и честно поступай с другими».

· «Слушаю слова людей и смотрю на их действия».

· «Держать два конца, но использовать середину».

· «Благородный муж, когда руководит людьми, то использует таланты каждого, малый человек, когда руководит людьми, то требует от них универсалий».

· «Вести сражаться не обученных людей, значит бросать их».

· «Благородные мужи при разногласии находятся в гармонии; у малых же людей гармонии не может быть и при согласии».

· «Когда не говорите с тем, с кем можно говорить, то упускаете таланты; когда же говорите с тем, с кем говорить нельзя, то тратите слова напрасно. Но умный никого не упускает и не тратит слов напрасно».

· «Рядом с благородным мужем допускают три ошибки: говорить, когда не время говорить, - это опрометчивость; не говорить, когда настало время говорить, - это скрытность; и говорить, не замечая его мимики, - это слепота».

· «Благородный муж … когда глядит, то думает, ясно ли он увидел; а слышит - думает, верно ли услышал; он думает, ласково ли выражение его лица, почтительны ль его манеры, искренна ли его речь, благоговейно ли отношение к делу; при сомнении думает о том, чтоб посоветоваться; когда же гневается, думает об отрицательных последствиях; и перед тем, как что-то обрести, думает о справедливости».

· «Тот будет человечен, кто сможет воплотить повсюду в Поднебесной пять достоинств… Почтительность, великодушие, правдивость, сметливость, доброта. Почтительность не навлекает унижений, великодушие покоряет всех, правдивость вызывает у людей доверие, сметливость позволяет достигать успеха, а доброта дает возможность повелевать людьми». «Если для людей, которых заставили трудиться, выбирать посильный труд, то у кого из них возникает злоба?».

· «Казнить, тех, кого не наставляли, значит быть жестоким; требовать исполнения, не предупредив заранее, значит проявлять насилие; медлить с приказом и при этом добиваться срочности, значит наносить ущерб; и в любом случае скупиться при выдаче, оделяя чем-либо людей, значит поступать казенно».

· «Не зная ритуала, не сможешь утвердиться».

· «Когда не можешь сам себя исправить, то как же будешь исправлять других?».

Изречения великого философа, касающиеся этических норм общения, не потеряли актуальности и в наши дни. Следование им, несомненно, окажет большую помощь в установлении эффективного взаимодействия и поможет избежать многих ошибок в деловом общении. На самом деле, разве может потерять актуальность тот «путь золотой середины », - путь компромисса, который проповедовал учитель Кун, утверждая необходимость «Держать два конца и использовать середину »? Не менее актуально звучит сегодня и его афоризм «Слушаю слова людей и смотрю на их действия», выражающий необходимость соблюдения единства слова и дела, необходимость проверять слово делом. Можно ли не согласиться с мнением мыслителя о том, что в деловом общении каждый должен соответствовать своему статусу и учитывать статус другого и т.д. 7

Деятельность каждого работника и организации в целом становится эффективной, когда она регулируется некими особыми этическими правилами, которые не только базируются на общечеловеческих моральных ценностях, но и учитывают конкретные условия данной организации или рабочей группы. Своды подобных правил называют обычно профессиональной этикой. Одной из важнейших форм профессиональной этики стала и этика делового общения, поскольку главным фактором здесь являются люди!

Этика делового общения основывается на таких моральных правилах и нормах поведения партнеров, которые, в конечном счете, способствуют развитию их сотрудничества. Смысл этих правил и норм - укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентации партнера. В связи с этим разработано немало профессиональных кодексов чести.

Деловая этика - это система принципов и правил поведения субъектов предпринимательской деятельности, их общения и стиля работы, проявляющихся на микро- и макроуровнях рыночных отношений 8 .

Микроуровень деловой этики - это моральные и нравственные отношения внутри предпринимательской организации, между работодателем, менеджерами, наемными работниками, а также между организацией и акционерами.

Макроуровень деловой этики - это моральные и нравственные отношения между макросубъектами рыночной экономики.

Задачами деловой этики являются:

1. Изучение исторического опыта в области деловых отношений.
2. Анализ влияния религиозных и культурных ценностей на экономическое поведение субъектов.
3. Изучение взаимовлияния корпоративной и универсальной этики.
4. Интеграция с международной культурой предпринимательства, с ее морально-психологическими стандартами.
5. Изучение проблемы социальной ответственности бизнеса.
6. Моральное и нравственное воспитание субъектов предпринимательской деятельности.
7. Выработка этических принципов по определенным деловым ситуациям.

Корпоративная этика может заключаться в фирменных традициях, символах, легендах, передаваемых устно каждому новичку данного трудового коллектива. Сейчас практикуется формулирование корпоративной этики в письменном виде. Здесь перечисляются правила поведения члена корпорации по отношению к сотрудникам «по горизонтали» и «вертикали», к партнерам организации и ее клиентам, к СМИ и органам власти.

Общий нравственный принцип человеческого общения содержится в категорическом императиве И.Канта: «Поступай так, чтобы максима твоей воли всегда могла иметь также и силу принципа всеобщего законодательства ». Применительно к деловому общению основной этический принцип можно сформулировать следующим образом: в деловом общении при принятии решения о том, какие ценности следует предпочесть в данной ситуации, поступай так, чтобы максима твоей воли была совместима с нравственными ценностями других сторон, участвующих в общении, и допускала координацию интересов всех сторон.

В основе этики делового общения должна быть координация, а по возможности и гармонизация интересов. Естественно, если оно осуществляется этическими средствами и во имя морально оправданных целей. Поэтому деловое общение должно постоянно проверяться этической рефлексией, оправдывающей мотивы вступления в него. При этом сделать этически правильный выбор и принять индивидуальное решение часто дело совсем не простое.

Еще раз хочется обратить ваше внимание на золотое правило этики общения: относитесь к другим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам. Это правило применимо и к деловому общению, но по отношению к отдельным его видам: «сверху-вниз» (руководитель-подчиненный), «снизу-вверх» (подчиненный-руководитель), «по горизонтали» (сотрудник-сотрудник) требует конкретизации. В деловом общении «сверху-вниз», т.е. в отношении руководителя к подчиненному, золотое правило этики можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему подчиненному так, как вы хотели бы, чтобы к вам относился руководитель».

Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным.

Искусство и успех делового общения во многом определяются теми этическими нормами и принципами, которые использует руководитель по отношению к своим подчиненным. Под нормами и принципами понимается то, какое поведение на службе является этически приемлемым, а какое - нет. Эти нормы касаются, прежде всего, того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение, без соблюдения этики делового общения между руководителем и подчиненным большинство людей чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищенными.


Отношение руководителя к подчиненным («сверху-вниз»)
влияет на весь характер делового общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат.
Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения .

1. Стремитесь превратить вашу организацию в сплоченный коллектив с высокими моральными нормами общения. Приобщите сотрудников к целям организации. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каким он есть.

2. При возникновении проблем и трудностей, связанных с недобросовестностью, руководителю следует выяснить ее причины. Если речь идет о невежестве, то не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы помочь ему преодолеть их. Опирайтесь при этом на сильные стороны его личности.

3. Если сотрудник не выполнил вашего распоряжения, необходимо дать ему понять, что вам известно об этом, иначе он может решить, что провел вас. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания, то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.

4. Замечание сотруднику должно соответствовать этическим нормам. Соберите всю информацию по данному случаю. Выберите правильную форму общения. Вначале попросите объяснить причину невыполнения задания самого сотрудника, возможно, он приведет неизвестные вам факты. Делайте ваши замечания один на один: необходимо уважать достоинство и чувства человека.

5. Критикуйте действия и поступки, а не личность человека.

6. Тогда, когда это уместно, используйте прием «бутерброда» - спрячьте критику между двумя комплиментами. Закончите разговор на дружеской ноте и вскоре найдите время поговорить с человеком, чтобы показать ему, что вы не держите зла.

7. Никогда не советуйте подчиненному, как поступать в личных делах. Если совет поможет, вас, скорее всего, не поблагодарят. Если не поможет - на вас ляжет вся ответственность.

8. Не обрастайте любимчиками. Относитесь к сотрудникам как к равноправным членам и ко всем с одинаковыми мерками.

9. Никогда не давайте сотрудникам возможность заметить, что вы не владеете ситуацией, если вы хотите сохранить их уважение.

10. Соблюдайте принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.

11. Поощряйте свой коллектив даже в том случае, если успех достигнут главным образом благодаря успехам самого руководителя.

12. Укрепляйте у подчиненного чувство собственного достоинства. Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Не ленитесь лишний раз похвалить сотрудника.

13. Привилегии, которые вы делаете себе, должны распространяться и на других членов коллектива.

14. Доверяйте сотрудникам и признавайте собственные ошибки в работе. Члены коллектива все равно, так или иначе, узнают о них. Но утаивание ошибок - проявление слабости и непорядочности.

15. Защищайте своих подчиненных и будьте им преданными. Они ответят вам тем же.

16. Выбирайте правильную форму распоряжения, учитывая, прежде всего, два фактора:
1) ситуацию, наличие времени для нюансов,
2) личность подчиненного - кто перед вами, добросовестный и квалифицированный работник или человек, которого нужно подталкивать на каждом шагу. В зависимости от этого следует выбирать и этически наиболее приемлемые нормы поведения и формы распоряжения.

Формами распоряжения могут быть : приказ, просьба, запрос и так называемый «доброволец».
«Доброволец » («Кто хочет это сделать?») подходит для такой ситуации, когда работу не хочет делать никто, но, тем не менее, она должна быть сделана. В этом случае доброволец надеется, что его энтузиазм будет соответствующим образом оценен в дальнейшей работе.

Приказ . Чаще всего следует использовать в чрезвычайной ситуации, а также в отношении недобросовестных сотрудников.

Просьба . Используется в том случае, если ситуация рядовая, а отношение между руководителем и подчиненным основано на доверии и доброжелательности. Такая форма позволяет сотруднику высказать свое мнение на проблему в том случае, если она по каким-либо причинам не может быть решена. А если соответствующим образом произнести фразу, то у сотрудника не возникнет никакого сомнения, что это приказ.

Этика делового общения «снизу-вверх» . В деловом общении «снизу-вверх», т.е. в отношении подчиненного к своему начальнику, общее этическое правило поведения можно сформулировать следующим образом: «Относитесь к своему руководителю так, как вы хотели бы, чтобы к вам относились ваши подчиненные ».

Знать, как следует обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие нравственные требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти «общий язык» и с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные этические нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем.

Вот несколько необходимых этических норм и принципов, которые можно использовать в деловом общении с руководителем.

1. Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочению справедливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.

2. Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но можете сказать: «Как вы отнесетесь к тому, если бы..?» и т.д.

3. Если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо радостное или, напротив, неприятное событие, то об этом необходимо сообщить руководителю. В случае неприятностей старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.

4. Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или только «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем.

5. Будьте преданы и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, его поступки нельзя предвидеть.

6. Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т.д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.

7. Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос и о ваших правах. Помните, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.

Далее мы с вами рассмотрим этику делового общения «по горизонтали» . Общий этический принцип общения «по горизонтали», т.е. между коллегами (руководителями или рядовыми членами группы), можно сформулировать следующим образом: «В деловом общении относитесь к своему коллеге так, как вы хотели бы, чтобы он относился к вам ». Если вы затрудняетесь, как вести себя в той или иной ситуации, поставьте себя на место вашего коллеги.

Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений - дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одного предприятия. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе. В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.

Вот несколько принципов этики делового общения между коллегами:
1. Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.

2. Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.

3. Если круг ваших обязанностей пересекается с вашими коллегами, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.

4. В отношениях между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных.

5. Если вас просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных и неквалифицированных - ведь по нему там будут судить о вас и о вашем отделе в целом. Помните, может случиться, что с вами поступят таким же безнравственным образом.

6. Не относитесь с предвзятостью к своим коллегам. Насколько возможно отбрасывайте предрассудки и сплетни в общении с ними.

7. Называйте своих собеседников по имени и старайтесь делать это почаще.

8. Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все многообразие приемов и средств, чтобы показать доброе отношение к собеседнику. Помните - что посеешь, то и пожнешь.

9. Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловых возможностей. Если они не оправдаются, вам будет неудобно, даже если на это были объективные причины.

10. Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.

11. Старайтесь слушать не себя, а другого.

12. Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все равно выплывет наружу и встанет на свои места.

13. Посылайте импульсы ваших симпатий - словом, взглядом, жестом дайте участнику общения понять, что он вас интересует. Улыбайтесь, смотрите прямо в глаза.

14. Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать самого по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей 9 .

Большинство из приведенных рекомендаций, норм и принципов этики делового общения широко приняты и достаточно стандартны. Однако в реальной жизни многие ситуации делового общения и поведения весьма противоречивы и их нелегко квалифицировать с точки зрения «морально-аморально», «правильно-неправильно». Все решать вам. И все-таки хотелось бы еще раз выделить структурообразующие компоненты деловой этики :

1. Честность и порядочность в деловом общении . Обман не может служить основой нормального экономического процесса. Каждый предприниматель подвергается искушению соблюдать моральные нормы чуть-чуть в меньшей степени, чем его конкуренты, - не настолько, чтобы выйти за пределы морального кодекса, но настолько, чтобы получить преимущества и сохранить конкурентоспособность. Предпринимателю приходится балансировать на грани морально и юридически дозволенного. Репутация стоит дорого не только в денежном, но и в социальном и психологическом измерениях.

2. Свобода . Уважение к свободе следует рассматривать как высшую добродетель. Каждый должен ценить свободу не только своих действий, но и своего партнера, конкурента, что выражается в недопустимости вмешательства в их дела, ущемлении их интересов. Принцип свободы становится одним из основополагающих во взаимоотношениях с подчиненными. Компетентные сотрудники обычно свободны и самостоятельны в решении проблем, гордятся своей деятельностью.

3. Бесконфликтность общения (данную тему мы с вами будем рассматривать отдельно, посвятив этому целый раздел). Данный компонент предполагает:

Терпимость к слабостям и недостаткам партнеров, клиентов, подчиненных. Терпимость рождает взаимное доверие, понимание и откровенность, а также помогает «гасить» конфликтные ситуации в самом их зародыше. Следует развивать в себе чувство самоконтроля эмоций, вырабатывать привычку сдерживаться и не терять самообладания;
- тактичность - это, прежде всего, ориентация на гуманность и благородство, внимательность и предупредительность. Быть тактичным - это значит в любой ситуации осознавать своего подчиненного, партнера или клиента как самоценную человеческую личность с учетом ее пола, возраста, национальности, темперамента и т.д.;
- деликатность - чуткое, тонкое отношение к коллегам, подчиненным, партнерам, к их чувствам. Деликатность - это особая, свойственная только высокопрофессиональным менеджерам и предпринимателям, форма проявления корректности и искренности в общении. Она помогает с наименьшими морально-психологическими издержками решать деловые задачи.

4. Справедливость - объективная оценка личностно-деловых качеств партнеров, клиентов, подчиненных, признание их индивидуальности, открытость критике, самокритичность. Несправедливость по отношению к подчиненным и коллегам, имеющим лучшие способности, ведет к потере уважения и превращению власти руководителя из фактической в номинальную.

Этические правила и нормы устанавливают общепринятые критерии «правильного» и «неправильного» поведения. Так же, как и ритуалы, этические нормы выработаны человечеством для того, чтобы избегать лишних конфликтов и находить взаимопонимание для выживания и комфортного самочувствия. «Правильное» поведение социально одобряемо и гарантирует человеку принятие его окружающими и оказание ему помощи и поддержки. «Неправильное» поведение общество карает равнодушием, изоляцией, отказом в помощи, презрением, насмешками.

Нарушение этики может происходить или от незнания общепринятых норм, дурного воспитания, или принципиального нарушения их. В последнем случае такой тип ставит себя вне правил, и социально не одобряется.

Для повышения уровня этичности поведения руководителей и сотрудников в настоящее время в организациях разрабатываются этические кодексы , описывающие систему общих ценностей и правил этики организации, которых должны придерживаться работники. Они необходимы для описания целей организации, создания нормальной этической атмосферы и определения этических рекомендаций в процессе принятия решений. Этический кодекс может быть разработан для организации в целом. Также он может быть создан для определенных функциональных подразделений с целью решения специфических этических проблем.

См.приложение: Кодекс деловой этики открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утвержденный Советом директоров ОАО «РЖД» от 16.11.2006.

Кодексы разъясняют, какими личными качествами должны обладать работники; принципы взаимодействия «начальник - подчиненный», принципы взаимодействия с внешними организациями; позиции представителей организации при ведении переговоров; особенности деятельности работников в других государствах; использование работниками организации служебной информации и многое другое.

Чтобы правила этического кодекса были действующими, они должны реально соответствовать следующим требованиям:
- они должны быть несколько выше существующей практики, ориентировать сотрудников на нечто большее, чем пока принято, оставаясь посильными для исполнения;

Отклонение от их исполнения кем-либо должно быть фактически наглядным и легко оцениваемым со стороны окружающих, т.е. правила должны быть такими, чтобы их нарушение сразу фиксировалось.

Следует отметить, что сложность профессиональной деятельности всегда сопряжена с высокой профессиональной ответственностью работников. В этой связи актуализируется не только роль технологической и трудовой дисциплины, но и возрастает значение здорового морально-психологического климата в трудовом коллективе 10 .

В достижении нравственного эффекта в общении работников ведущее значение имеет нравственное поведение их руководителя. Известны советы Н.Макиавелли, когда он поучал, что отношение между народом и государем никогда не бывают однозначными, ибо любовь к нему редко уживается со страхом к нему, а потому мудрому государю лучше опираться на боязнь людей. Для этого утверждения у него имеется такое обоснование: «… любят государей по собственному усмотрению, а боятся - по усмотрению государей…». Психологически трудно не согласиться с автором приведенных слов, но с точки зрения этики - это цивилизованное решение проблемы. Любое правление нуждается в нравственных здоровых взаимоотношениях между теми, кто стоит у власти и теми, кто исполняет их решения. «Важнейший капитал нации, - писал Н.Г.Чернышевский, - нравственные качества народа».

Выбор поведения и способов общения часто обусловлен наличием разнородных факторов ситуации и особенностями личности. Чтобы продемонстрировать комплекс моральных дилемм, которые ожидают в общении делового человека, воспользуемся следующим тестом. Пройдя тест «Оценка уровня этичности организации» 11 , определите свою систему ценностей в нижеследующих ситуациях, используя такой код: совершенно согласен - СС; согласен - С; не согласен - НС, совершенно не согласен - СНС.

Человек - существо социальное, потому волей-неволей ему приходится постоянно общаться с другими людьми. А учитывая тот факт, что все люди разные, были сформированы некие правила, регулирующие наши отношения. Эти правила не что иное, как сложившееся столетиями понятия о добре и зле, правильности и неправильности поступков, справедливости и несправедливости деяний. И каждый человек стихийно или осознано старается придерживаться их. В зависимости от того, какие понятия будут вложены в нормы морали и правила этики, будут ли они учитываться вообще, каждый из нас может затруднить или облегчить общение с себе подобными. А, следовательно, от этого будет зависеть быстрота достижения поставленных целей, качество общения и жизни. Потому каждому гражданину необходимо знать хотя бы основы этики. Правила хорошего тона еще никому не навредили.

Что такое этика

Впервые слово «этика» было употреблено Аристотелем. В переводе с греческого оно означает «касающийся нравственности» или «выражающий некие нравственные убеждения». Этика - это учение о правилах общения между людьми, о нормах человеческого поведения, а также об обязанностях каждого в отношении других людей. И большинство из нас, даже те, кто специально не изучал кодекс этикета, на подсознательном уровне осознают главное правило межличностных отношений: «Относись к окружающим так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе». Одним из главных аспектов этики является мораль. Что же такое мораль? Это не что иное, как система ценностей, признанных человеком. Это важнейший способ регулирования отношений в разных сферах нашей жизни: в быту, семье, труде, науке и др. Помимо моральных основ, этика еще изучает правила этики - этикет.

Этикет - система знаков

Наши действия несут некоторую информацию: при встрече мы можем похлопать товарища по плечу, кивнуть головой, поцеловать, приобнять за плечи или кинуться в объятия. Похлопывание по плечу говорит о фамильярном отношении; когда мужчина встает, если в комнату входит женщина, то это свидетельствует о его уважении к ней. Позы, принятые человеком, движение головы - все это тоже имеет этикетное значение. Во фразеологизмах тоже можно наблюдать формы этикета: бить челом, преклонить голову, преклонить колено, поворачиваться спиной, бросить перчатку, положа руку на сердце, гладить по головке, бить поклоны, красивый жест и т.д.

Этикет - явление не только историческое, но и географическое: не все знаки этикета, воспринимаемые положительно на Западе, будут одобрены на Востоке. А некоторые жесты, приемлемые сегодня, категорически осуждались в былые времена.

Правила хорошего тона

Что такое этика, и какие правила она в себя включает, должен знать каждый человек. Ниже будут представлены основные понятия хорошего тона.

То общение, которое мы позволяем себе дома с близкими людьми, не всегда приемлемо в обществе. И помня утверждение, что у вас не будет второго шанса произвести первое впечатление, мы стараемся при встрече с незнакомыми людьми придерживаться общепринятых правил поведения в обществе. Вот некоторые из них:

  • в компании или на официальной встрече необходимо представить незнакомых людей друг другу;
  • постарайтесь запомнить имена представленных вам людей;
  • при знакомстве мужчины и женщины представительница слабого пола никогда не представляется первой, исключением считается ситуация, если мужчина президент или же встреча несет сугубо деловой характер;
  • младшие представляются старшими;
  • при представлении необходимо встать, если вы сидите;
  • после знакомства, разговор начинает старший по положению или по возрасту, исключение составляет тот случай, когда возникает неловкая пауза;
  • оказавшись с незнакомыми людьми за одним столом, прежде чем приступить к трапезе, необходимо познакомиться с вашими соседями;
  • пожимая руку, смотрите в лицо тому, с кем здороваетесь;
  • ладонь должна быть протянута строго вертикально, ребром вниз - это означает «общение на равных»;
  • помните, что любой невербальный жест значит не меньше, чем сказанное слово;
  • при рукопожатии на улице обязательно снимите перчатку, исключение составляют женщины;
  • при встрече первым вопросом после приветствия должен быть «Как поживаете?» или «Как дела?»;
  • во время разговора не затрагивайте вопросы, которые могут быть неприятны собеседнику;
  • не обсуждайте то, что касается мнений и вкусов;
  • не расхваливайте себя;
  • следите за тоном разговора, помните, что ни работа, ни отношения в семье, ни ваше настроение не дают вам право быть невежливыми с окружающими;
  • в компании не принято шептаться;
  • если прощаясь, вы знаете, что скоро встретитесь, следует говорить: «До свидания!», «До встречи!»;
  • прощаясь навсегда или на длительный срок говорите: "Прощай!»;
  • на официальном мероприятии необходимо говорить: «Разрешите попрощаться!», «Позвольте попрощаться!».

Обучение детей светской этике

Для того чтобы из ребенка вырос достойный член общества, он должен знать, что такое этика. Ребенку необходимо не только рассказывать о правилах поведения в обществе, за столом, в школе, но и собственным примером демонстрировать и подтверждать эти правила. Сколько бы вы не рассказывали малышу о том, что в транспорте необходимо уступать место пожилым людям, самостоятельно не подавая ему пример, вы никогда не научите его это делать. Не каждому ребенку преподают дома основы светской этики. Потому данный пробел старается восполнить школа. С недавнего времени в школьную программу входит предмет «Основы светской этики». На уроках детям рассказывают о правилах и нормах поведения в различных местах, обучают кулинарному этикету, правильной сервировке стола и многому другому. Также учителя рассказывают о принципах морали, обсуждают, что такое хорошо и плохо. Этот предмет крайне необходим ребенку. Ведь зная как правильно вести себя в обществе, ему будет проще и интересней жить.

Что такое

Существует такое понятие, как кодекс профессиональной этики. Это правила, регулирующие профессиональную деятельность. У каждой профессии свой кодекс. Так, у врачей существует правило неразглашения врачебной тайны, адвокаты, бизнесмены - все придерживаются кодекса этики. У каждой уважающей себя компании есть свой корпоративный кодекс. Такие предприятия дорожат своей репутацией больше, чем финансами.

Заключение

Человек без этикета - дикарь, варвар. Именно правила морали дают человеку право считать себя венцом творения. С ранних пор рассказывая ребенку, что такое этика, вы увеличиваете его шансы вырасти полноценным членом общества.

Большое значение играет внешний вид человека, однако его поведение важнее. От того насколько вы будете учтивы и вежливы с окружающими, будет зависеть ваш успех в том или ином деле, а также возможность добиться поставленных задач. В этой статье мы рассмотрим этические нормы, которых следует придерживаться.

Особенности

Этические нормы – это определенный свод правил, который определяет поведение при взаимодействии с окружающими людьми. Основная цель – сделать контакты приятными и более эффективными для всех. Если не соблюдать этикет, это не приведет к каким-либо наказаниям в виде уголовной или административной ответственности. Однако такое поведение будет порицаться окружающими. Важно помнить, что все наши действия характеризуют нас как личность.

Наука о нравственности сейчас преподается не во всех учебных заведениях. Вот почему многие молодые люди грубые и бестактные, не знают как себя вести в различных ситуациях. Важно воспитывать современную молодежь в соответствии с этическими нормами.


Выполнения правил этики можно добиться, когда каждый будет подавать хороший пример. Помните, что взаимодействие с вежливым человеком вызывает удовольствие. Диалог с грубияном, напротив, ощущение неприятия, и даже дискомфорт.

К этическим принципам общения относится не так много правил: не повышать тон, не грубить своему собеседнику, проявлять внимание и слушать говорящего, не перебивать человека и другие.

Предпосылки возникновения можно найти еще в трудах Аристотеля, который впервые употребил термин этика, а также определил мораль как систему ценностей для регуляции общественных отношений. Уже в те времена люди понимали важность и значимость этических норм и правил поведения для эффективной жизнедеятельности.


Основные принципы:

  • возможность жертвовать чем-то ради другого;
  • устанавливать взаимодействия с окружающими в добрых традициях;
  • самокритичность к себе: имеется в виду ответственность и выполнение морального долга;
  • справедливое отношение к своему собеседнику и любой ситуации;
  • равноправие между людьми: человек, соблюдающий этические нормы, не будет себя ставить выше своего собеседника.

Только с помощью искренности и открытости может возникнуть доверие между людьми, и тогда общение уже перейдет на другой более качественный уровень.

Нравственно выстраивая свой диалог, вы сможете не только выглядеть привлекательно в глазах других людей, но и заслужить к себе уважение и доверие, а также наладить нужные контакты.



Важные составляющие

Мы уже разобрались, что этические нормы невозможны без таких важных составляющих, как мораль, этика, этический кодекс (применительно к разным профессиям).

Здесь же можно отметить и золотое правило: поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Это понятие – основа всех принципов нравственности.

Существуют и другие виды этического общения в зависимости от сферы: медицина, журналистика, делопроизводство и другие. Все они имеют свое содержание. Однако золотое правило – единая система, которая проходит через все нормы и принципы.


Одной из составляющих норм этики является деловой этикет. Именно от него будет зависеть успех любого предприятия. Эффективное и верное взаимодействие людей в бизнесе позволит легче налаживать деловые контакты, правильно вести переговоры и, как следствие, заключать важные контракты. Главное – следовать основным правилам.

В любой ситуации всегда стоит быть вежливым. Независимо от испытываемых чувств и эмоций, важно сохранять самообладание, чтобы не попасть в неловкую ситуацию и впоследствии не пожалеть о своем поведении. Деловой этикет подразумевает соблюдение определенных правил в одежде, а также создание стильного внешнего вида.

Важны этические нормы и в различных профессиях, например, в медицине. Для сестринского поведения можно выделить такие принципы, как гуманность, сострадание, доброжелательность, бескорыстность, трудолюбие и другие. Только руководствуясь этими составляющими, можно вести эффективную рабочую деятельность.



Моральные нормы взаимоотношений

Моральные нормы наших взаимоотношений не правовые. Однако это не означает, что их можно с легкостью нарушать. Если каждый начнет с себя, с осознания и совершенствования своего поведения, то станет возможным процесс построения гармоничного общества.

Основная цель таких норм – проявление доброты в человеке. Нужно принимать тот факт, что душе требуется поддержание внутреннего доброго климата. Такие правила актуальны для любой деятельности людей, нарушение их ведет к негативным последствиям. Например, при активной информационной составляющей современного мира, когда есть доступ во всемирную паутину, можно найти и получить любую информацию. Какое-то недоброжелательное действие, увиденное подростком, может быть истолковано неправильно и принято за основу поведения.

В качестве терапевтических мер следует проводить регулярные беседы со своими детьми. Кроме этого будет полезно ввести в школах предметы, которые будут способствовать верному направлению ребенка, как эффективно функционировать в обществе и при этом соблюдать этические нормы поведения.



Этические нормы – это система общих ценностей и правил этики, которые соблюдают люди. Основной базой должны быть вежливость, корректность, тактичность, скромность в общении, точность и предупредительность.

Выражая уважение к своему собеседнику – вы выражаете уважение к себе. Стоит помнить, что каждый человек – личность, которая заслуживает внимания, понимания, подобающего обращения.


Правила этики

Расположить окружающих к себе можно с помощью хороших манер и ответственного поведения. Соблюдение норм и правил этики поможет не только создать нужное впечатление при знакомстве, но и заслужить репутацию воспитанного и культурного человека. Далее разберем основные правила этики.

  • Такт или чувство меры. Вы должны знать, что следует сказать или сделать в определенной ситуации, а что запрещают нормы поведения. В этом случае будет играть важную роль ваша скромность. Не секрет, что эгоцентричные люди желают всегда привлекать внимание, участвовать во всех разговорах. Стоит отметить, что такту не учатся, однако можно развивать это чувство. Главное – желание и тренировка.
  • Стоит отметить и такт в одежде. Не обязательно следовать последним модным тенденциям. Важно просто одеваться со вкусом и быть опрятным. Это будет означать ваше внимание к собеседнику. Люди обычно ограничивают общение с неряшливым человеком.
  • Оценивайте свою манеру разговора. Стоит быть внимательным и чутким к собеседнику, чтобы не вызвать в разговоре тяжелые воспоминания, не задеть его неуместными шутками. Также не следует оскорблять человека. Будет считаться неприличным и шепот на ухо соседу. Во время активной дискуссии нельзя чересчур жестикулировать, разбрызгивать слюной.



  • Важно быть в любых моментах точным, избегать небрежности . Не следует заискивать и быть чересчур любопытным. Помните, что плохим тоном будет, если вы заглядываете в чужие документы или подслушиваете разговоры других людей. Не стоит человеку указывать на его недостатки в одежде или поведении. Если вас что-то волнует, то нужно высказать ему это наедине. Если вам помогли или оказали услугу, то стоит поблагодарить человека.
  • Важно уметь владеть собой. Подобающее поведение предполагает сохранять спокойствие в любой ситуации. Не стоит явно проявлять свой восторг или недовольство в определенный момент. Не надо демонстративно уходить, если подошел несимпатичный для вас человек. Также проявляйте заботу о других людях и помните, что преимущество имеют женщины перед мужчинами, пожилые люди перед молодыми, больные перед здоровыми людьми.


Обществом поощряются те типы хороших манер, которые устанавливают варианты конструктивного общения в отличие от негативного поведения. Это относится к манере общаться, сидеть, двигаться и т. д.

Подобные правила, регулирующие поведение, являются довольно эффективными. Общество заинтересовано в том, чтобы каждый человек им следовал. Именно благодаря правилам поведения создается эффективное управление на производстве, оптимальное взаимодействие в коллективе служащих, учащихся, обеспечивается качественное выполнение всех задач.

Таким образом, этические нормы регламентируют то поведение, которое позволяет каждому человеку принимать другого человека, эффективно существовать в обществе, добиваться целей.


Примеры поведения

Отрицание норм приличия является распространенным вариантом поведения в молодежной среде. Конечно, такая модель поведения не содержит противозаконное нарушение, а значит, не наказывается уголовно или с помощью административных штрафов. При этом все чаще в общеобразовательных учреждениях начинают уделять внимание вопросу этических норм.

Молодежь должна впитывать ценности, которые им своим примером передают взрослые. Вот почему важно вести себя в соответствии с нормами и взрослым и детям. Примеры поведения характеризуются большим разнообразием.

  • Стоит помнить, что если вы виноваты перед человеком, то следует коротко извиниться, сказав слово «прости» или «простите, пожалуйста». Если вам нужно попросить об услуге, то нужно это делать вежливо и учтиво. Можно сказать «простите за беспокойство» или «будьте добры».
  • Что касается движений, то пусть они будут максимально естественны. Ходите твердо, размерено и равномерно. Проследите, чтобы руки не болтались безжизненно. Двигайте ими непринужденно и легко. Не стоит подпирать ими бока или держать их в карманах. Такое поведение является неприемлемым.
  • По тому, как человек сидит, можно говорить о его воспитании. Не стоит делать это вальяжно, небрежно откинувшись на спинку стула. Никогда не закидывайте ноги на стол, не раскачивайтесь на стуле, не сидите на нем верхом. Желаете положить ногу на ногу – это допустимо, однако нельзя, чтобы щиколотка доходила до колена другой ноги.