Конструктивное сотрудничество. Конструктивное общение: понятие, основные правила и особенности. Общение с людьми. Социальный диалог - это тоже искусство

Человек на протяжении жизни вступает в различные отношения и взаимодействия. Это могут быть контакты между взрослыми людьми, между взрослым и ребенком, подростком, также взаимоотношения с природой.

Развитие взаимоотношений не бывает без проблемных и конфликтных ситуаций. Решать такие проблемы лучше с помощью диалога. Чем конструктивнее диалог, тем легче возникшие между участниками диалога. Таким образом, конструктивное взаимодействие - это решение проблемы с помощью общения и способности слышать друг друга, при этом умения доступно и четко объяснять свою позицию.

Зачем нужно конструктивное взаимоотношение

С раннего детства у человека закладываются навыки конструктивного взаимодействия. Поскольку в детстве ребенок больше опирается на эмоциональную составляющую своего развития, родители должны правильно сформировать навыки общения, используя эмоциональную сторону. В зависимости от заложенных в детстве навыков общения, того, какие условия конструктивного взаимодействия его окружали, человек вступает во взрослую жизнь более или менее контактным.

Разносторонняя развитость человека и умение легко строить взаимоотношения с окружающими сделают жизнь проще, и решение проблем не будет вызывать трудности. Если в детском возрасте родители не развивали имеющиеся навыки общения, то по мере взросления ребенку сложно будет найти свое место в социуме.

Дошкольный период - основа для развития конструктивного общения

Для развития навыков конструктивного взаимодействия у ребенка взрослый должен:

  • Развивать свободное общение у детей и взрослых.
  • Всесторонне развивать разговорную речь с детства: произношение, лексика, грамматика, связность речи.
  • Закреплять усвоение норм речи на практике.

В возрасте 6-7 лет дети переходят на новый этап развития, идут в школу, поэтому необходимо иметь основу для дальнейшего конструктивного общения в коллективе.

Конструктивное взаимодействие - это залог взвешенного разрешения школьных конфликтов.

Помощь родителей в формировании навыков общения

Родители должны подготовить детей, чтобы у них не возникало конфликтных ситуаций в школе. Для этого надо:

  • Совершенствовать речь ребенка.
  • Учить пересказывать прочтенное.
  • Развивать умение полностью выражать свои мысли.
  • Поддерживать интерес к самообразованию, помогать проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
  • Учить полностью раскрывать характеристики объекта, ситуации.
  • Создавать условия, где дети смогут обсуждать интересующие их ситуации друг с другом.
  • Научить ребенка делать простые выводы, излагать свои мысли доступно и понятно.
  • Уделять внимание
  • Приучать к самостоятельности суждений.

Освоив основные способы развития конструктивности суждений, ребенок в будущем будет легко общаться в коллективе, решать спорные ситуации и иметь активную жизненную позицию.

Конструктивное взаимодействие с подростками

Подростковый возраст - это период выбора жизненного пути, подражания идеалу, время, когда подросток всеми силами старается соответствовать выбранному для себя образу, разбирается в своих внутренних проблемах, хочет быть «не хуже других». Однако не всегда все происходит так, как хочется, и часто ребенок выбирает неправильное направление для своего развития. И роль родителей в жизни подростка очень важна, они должны найти подход к нему и, не задевая его чувств, помочь выбрать правильное направление.

Конструктивное взаимодействие - этообщение взрослого с подростком на равных и умение с помощью диалога находить выход из сложных ситуаций.

Доверие - основа взаимодействия взрослого с подростком

Конструктивное взаимодействие с подростком будет достигнуто, если в основе отношений будет лежать доверие. При наличии доверия не надо будет контролировать каждый шаг ребенка и переживать за прохождение сложного периода. Подросток, доверяющий взрослому, будет сам ему рассказывать о событиях в своей жизни, делиться переживаниями и проблемами. Однако если взрослый будет пойман на лжи, доверие исчезнет, и восстановить его будет очень сложно.

Родители должны не нарушать личное пространство подростка, дать ему возможость самостоятельно найти свое место в обществе. Однако подросток должен чувствовать поддержку родителей, это придаст ему веру в свои силы.

Подростковый период - это время психологического отделения от родителей и выход во взрослый мир, становление независимого внутреннего мира.

Как безболезненно преодолеть подростковый период

Взрослея, ребенок будет «отделять» себя от родителей, ему понадобится личное пространство, которое никто не будет нарушать.

Чтобы не настроить против себя ребенка, необходимо конструктивное взаимодействие с подростком. Родители должны изложить свое видение ситуации, а ребенок - свое, и вместе прийти к общему результату, удовлетворяющему обоих.

Такие способы конструктивного взаимодействия должны присутствовать со стороны взрослого:

  • Доступно рассказать ребенку о своих опасениях, чтобы он их понял.
  • Ребенок должен понять, что вы готовы выслушать и понять его в любое время, при этом не будете критиковать.
  • Показать, что мнение ребенка для вас важно, и вы его уважаете.
  • Ребенок сам должен делать выбор, когда это необходимо, и, соответственно, нести за это ответственность.
  • Обязательно хвалите ребенка, чтобы он не разочаровался в своих силах.
  • Любовь и поддержка помогут подростку пройти сложный этап становления личности.

Если подросток чувствует себя независимым, при этом адекватно владеет ситуацией, имеет устойчивую самооценку, умеет общаться в коллективе, несет ответственность за свои поступки - это означает, что подростковый период пройден, и помощь родителей была оказана правильно и конструктивно.

Общество и природа

Природа дает ресурсы, благодаря которым человек может жить. Без воздуха, даров природы, воды жизнедеятельность была бы невозможна.

Конструктивное взаимодействие - это влияние природы на общество и общества на природу.

Природа выполняет множество функций, и одна из них - экономическая. Ресурсы ее обладают экономическими свойствами и экономическим потенциалом. Человек начал использовать эту функцию, когда стал делать первые орудия труда, строить дома, шить одежду. С каждым годом у человечества возрастают потребности, для удовлетворения которых используется природный ресурс.

С развитием цивилизации природа помогает удовлетворить потребности человека в эстетических, научных, культурных сферах.

Происходит постоянно. Без взаимодействия с природой люди просто не смогут жить. Поэтому должно происходить конструктивное взаимодействие общества и природы. Чтобы не нарушить связи с природой, человек должен постоянно ее поддерживать в рамках определенного оптимума.

Взаимодействие с природой

Природа - это источник средств для жизнедеятельности людей. Она дает различные блага для жизни, также она ставит перед человеком задачи, решая которые, общество всесторонне развивается. Например, наличие рек, озер, морей побуждает человека освоить рыболовную отрасль, богатые почвы способствуют развитию земледелия, залежи нефти - развитию способов ее добывания и переработки.

При этом отсутствие какого-то природного богатства в конкретном регионе побуждает человека искать выход из сложившейся ситуации, осваивать новые возможности природы.

Конструктивное взаимодействие человека с природой должно выражаться в чувстве меры использования природных ресурсов. При «недоборе» природных ресурсов, люди немного сократят возможности своего развития, а при переизбытке - могут остаться ни с чем. Поэтому тут важен принцип «золотой середины».

Конструктивное взаимодействие важно во всех сферах жизни человека. взаимодействовать поможет обществу развиваться гармонично и правильно.

Приемы конструктивного взаимодействия необходимы любому современному человеку. Наиболее важны такие способности тем, кто вынужден работать с людьми. Так, основы конструктивного взаимодействия обязательно преподают в курсе подготовки психологов, преподавателей, депутатов. Впрочем, не будет лишним иметь представление об этой сфере простым обывателям. Не секрет, что виды конструктивного взаимодействия помогут родителям наладить диалог с ребенком, даже если речь идет о проблемном периоде подросткового возраста. Не менее важны такие навыки и для остальных людей, заинтересованных в реализации в социуме.

Успех в жизни: навыки помогут

Действительно многого в реальности может получить тот, кто располагает специальными умениями. Это позволяет манипулировать обществом и поворачивать любую ситуацию в свою пользу. Зная механизмы конструктивного взаимодействия, можно составить для себя программу поведения с разными людьми, и ее результат будет полезен для обеих сторон диалога. В то же время психологи обращают внимание: угрюмые, малообщительные, не способные к продуктивной коммуникации участники социума будут сталкиваться с серьёзными сложностями в самых разных сферах жизни.

Если в попытках взаимодействия с окружающими у человека отсутствуют признаки конструктивного взаимодействия, это будет вызывать отторжение социума. Создание результативного диалога становится не просто сомнительным, но иногда и вовсе невозможным. В таких условиях успехи и в личной жизни, и в карьере представляются маловероятными. Для изменения динамики ситуации необходима детальная, продуманная организация конструктивного взаимодействия.

Социальный диалог - это тоже искусство

Общение - это не просто навык, данный всякому от природы. Психологи обращают внимание, что это искусство, которому приходится учиться всю жизнь. В силу характера, особенностей личности кому-то оно дается проще, а вот другим с ним ладить намного сложнее. Применяя правила, на которых зиждется конструктивное взаимодействие в обществе, зная психологический контекст, подтекст, инструментарий влияния на взаимодействие между участниками социума, можно добиться успеха. Зачастую всестороннее развитие личности предполагает условия конструктивного взаимодействия, но при отсутствии таковых человек, понимающий суть отношений, может приложить усилия для формирования подходящей среды.

Личность, психика, особенно в детском возрасте, во многом формируются взаимоотношениями с самыми близкими людьми. В будущем это будет регламентировать отношения с иными участниками общества. Психологи обращают внимание: детям свойственны очень сильные эмоции, которые с возрастом ослабевают, становятся приглушенными, и поведенческие аспекты проявляются более ярко. Способы конструктивного взаимодействия предполагают корректировку эмоционального развития ребёнка таким образом, чтобы становление личности было максимально полноценным. В период детства важно заложить концепцию «Я», которой будет подчинена вся будущая жизнь. На помощь приходят способы конструктивного взаимодействия.

Общение: важный аспект для любой личности

Необходимо понимать, что конструктивное взаимодействие - это категория, четко связанная с особенностями социального взаимодействия людей. При этом учитывают, что общение имеет много планов, развивается, устанавливается различными механизмами. Предполагается, что участники социума обмениваются данными и формируют стратегию действий, понимают друг друга. Таким подходом создается база для конструктивного взаимодействия. Это важно с точки зрения результата, так как только при выработке совместной корректной стратегии можно решить какую-либо сложную задачу, требующую координации усилий.

С точки зрения образовательного процесса конструктивное взаимодействие - это комплекс мер, включающий в себя подготовительный этап, непосредственно наставничество, а также определённые манипулятивные методики внушения информации, убеждения. От ученика в рамках такого взаимодействия требуется повторение, подражание, готовность содействия. В то же время конструктивное взаимодействие - это явление, которое может включать в себя противодействие как дополнительный, побочный элемент или как один из базовых инструментов формирования личности.

Образование и взаимодействие

В настоящее время образовательный процесс во всем мире (и в нашей стране тоже) претерпевает изменения, контролируемые принципами гуманизма. На основании этого сильно меняются отношения, допустимые между преподавателями, учениками. Обе стороны в равной степени должны участвовать в процессе общения, в этом суть конструктивного взаимодействия. Нельзя применять методики влияния на одну из сторон, которые бы разрушали личность, воздействовали на поведение, сознание.

Гуманистический подход обязывает принимать и взрослых, и детей такими, какие они есть. Пример конструктивного взаимодействия - совместное обучение, в ходе которого уникальное восприятие каждой из сторон сохраняется в полной мере. В то же время нужно контролировать, чтобы развитие личности продвигалось в положительном направлении. Старшие не имеют права оценивать личность, это доступно лишь применительно к конкретным действиям. Важно учитывать интересы обеих сторон взаимодействия, в том числе анализировать перспективы. Общение, построенное с учетом этих аспектов, на все будущее молодого поколения заложит основы корректного социального взаимодействия.

Без взаимодействия - никуда

Развитие, обучение, совершенствование совершенно невозможны без социального взаимодействия. В то же время принято выделять не только конструктивные методики, но и ряд других. Некоторые из них допустимы, другие строго запрещены, а применение их - ошибочно и должно пресекаться сразу же.

Примеры конструктивного взаимодействия - это такие отношения, которые обеспечивают развитие личности, причем комплексное и всестороннее. В результате ребенок становится целостным человеком, который без труда адаптируется в социуме. Хороший пример - это стимуляция чувства удивления у участников ситуации. Провоцируя собеседника повести себя так, как было бы полезно, взаимовыгодно для обеих сторон, человек может попытаться вызвать у него удивление нестандартной подачей ситуации. Также можно прибегнуть к внешним, дополнительным средствам, в том числе к общению с иными персонами, чтобы вызвать удивление и тем самым простимулировать конструктивное взаимодействие в рамках сложившейся ситуации. Что примечательно, такой подход дает положительный результат даже в случае, когда характер ситуации в целом - негативный.

А что еще есть?

Кроме конструктивного, принято говорить о деструктивном, реструктивном, рестриктивном социальном взаимодействии. Каждый из перечисленных типов имеет ряд специфических особенностей.

Деструктивный - это такой метод взаимодействия, который предполагает некоторое разрушение. Прибегая к нему, нужно быть готовым к дестабилизации взаимосвязей между участниками общения. Система, в которую вписаны взаимодействующие люди, может рухнуть. Если предполагается, что один участник диалога обучает чему-то другого (преподаватель, родитель), применение деструктивных методик может привести к искажению информации и полной неэффективности процесса совершенствования личности.

Рестриктивное взаимодействие между участниками социума - это такой ограничивающий вид отношений, в рамках которого одна из сторон диалога контролирует другую, не обращая внимания на целостную картину. Развитие ситуации может пойти по положительному сценарию, но гарантий нет. Реструктивное взаимодействие подразумевает поддержку. Если некое взаимодействие между участниками общества позволило добиться определённого успеха, использование таких механизмов взаимоотношений позволяет сохранить успех.

Одного без другого не существует

Общение, социальное взаимодействие - очень сложный процесс. Нельзя сформировать диалог между двумя людьми, подчинив его только принципам конструктивного взаимодействия и полностью обойдя другие аспекты. Основная задача обеих сторон - приложить усилия к тому, чтобы конструктивный как наиболее продуктивный метод доминировал, в этом случае результат будет выгодным для всех заинтересованных сторон.

Единство методик налаживания контакта вынуждает очень аккуратно относиться к активизации познавательной деятельности. Безусловно, наиболее важно это, когда речь идет о развитии младшего поколения. Воспитательный, обучающий процесс должен строиться на использовании конструктивных подходов как единственно верных. Это позволяет контролировать не только эмоциональность, но и познавательную активность. При правильном подходе конструктивные методики позволяют эффективно подготовить ребенка к тому, что в жизни могут быть неудачи. Одновременно с этим конструктивный подход позволяет закрепить механизмы регулировки поведения, учитывающие как осмысленность поступков, так и личностные аспекты участников ситуации.

Профессиональный подход

Как отмечают специалисты, в последние несколько лет особенно актуальной стала проблема изменения профессионального подхода к взаимодействию между обучающими и обучаемыми. Это выражено и на уровне работников воспитательных детских учреждений, и образовательных - от школ до университетов. Перед методистами стоит задача проработки методологии, теории, которая сделала бы возможным и общепринятым конструктивное взаимодействие. Очень важно это и в случае, когда речь идет о специальном профессиональном образовании.

Взаимодействие, в том числе в области специального образования, между обучающимся и обучающим - это междисциплинарная сложность. Чтобы максимально реализовать потенциал ученика, а также возможности преподавателя, необходимо подходить к образовательному процессу комплексно, объединяя усилия с другими специалистами, преподающими смежные дисциплины.

Идея совместной работы

Когда речь идет об образовательном процессе, необходимость конструктивного взаимодействия возникает не только между учителем и учеником, но и внутри коллектива преподавателей. При этом идея заключается в согласовании преследуемых разными специалистами целей, а также способов, средств. Необходимо понимать, что действительно конструктивный подход предполагает учет задач, значимых для каждой участвующей в процессе личности. Это помогает не только развивать каждого участника процесса, но и совершенствовать группу как социальную единицу, организм, работающий системно.

Конструктивное взаимодействие при детальном рассмотрении выглядит довольно противоречивой задачей. Это обусловлено тем, что крайне сложно согласовать цели разных социальных элементов, участников одной группы. Кроме того, редко можно наблюдать, что внутри группы применяются действительно оптимальные способы, средства, а стороны, вступающие в контакт, занимают действительно продуктивные позиции. Все это напрямую сказывается на результате. Продуктивность рабочего процесса падает, группа, отдельные личности, ее формирующие, не могут развиваться на весь доступный потенциал.

Конструктив и деструктив

Нередко при попытке сформировать конструктивное сотрудничество участники рабочего процесса приходят к ровно противоположному. Это обусловлено нехваткой навыков и умений, так как в настоящее время большинство воспитателей, преподавателей не имеют качественной теоретической базы по формированию корректной группы и отношений внутри нее. Заметить деструктивное взаимодействие можно, когда отмечается, что один участник не готов принимать и признавать важные для другого цели, способы. Одновременно с этим отрицаются позиции. Это приводит к тому, что вместо решения проблемы и задачи лишь формируются дополнительные отрицательные связи между членами группы, что предсказуемым образом не дает эффективного итога.

Если рабочий процесс выстраивается с учетом принципов гуманизма, можно предотвратить перекос отношений в негативную сторону, в результате чего формируется система связанных между собой предпосылок и последствий, обеспечивающих конструктивное взаимодействие. Для этого на первом месте - оценка личности как значимого, самостоятельного объекта, достойного уважения и внимания. Необходимо признавать право на уникальность всякой особи, включенной в социум. Понимая, что собеседник неповторим, можно учесть это в совместной работе. Одновременно с этим конструктивное взаимодействие предполагает ориентироваться на идеи толерантности, следовательно, все участники отношений должны быть терпимы к другим. Недопустимо предубеждение, которое может сказаться на правильности оценки событий, мнений, людей. Это напрямую влияет на характер взаимоотношений в группе.

Основные принципы взаимодействия

Строя конструктивные рабочие отношения, участники должны учитывать идею конгруэнтности. Интерактивность в таком подходе требует активности всех участников, заинтересованную позицию и согласованность действий для достижения поставленной перед ними общей цели. Участники должны координировать свои возможности, средства, дабы достичь максимального взаимопонимания.

Еще один важный принцип, на основании которого создаются конструктивные отношения, - честность, что некоторые также называют открытой игрой. Этот подход дает возможность регулировать значимость отношений между участниками группы. Впервые идея была рассмотрена в работах Кубертена, который упоминал, что стремление к победе не должно быть оправданием любым поступкам, важно благородное поведение, и дух борьбы главенствует над важностью собственно победы.

Многие учёные психологи и психофизиологи уделяли внимание описанию экстремальных ситуаций. (Так, например, Л. А. Кандыбович и В. А. Пономаренко говорят о «напряжённых ситуациях», с которыми приходится сталкивать людям определённых профессий; о «нештатных условиях» упоминают в своих трудах С. А. Шапкин и Л. Г. Дикая; иногда такого рода ситуации называют стрессовыми, основываясь на учении Ганса Селье.) Независимо от названия, данная ситуация характеризуется тем, что, попадая в неё, человек выходит за рамки привычного состояния и «теряет почву под ногами».

Даже ситуация конфликта, в которой отсутствует угроза для жизни, может стать экстремальной. Работая психологом в одной из российских авиакомпаний, я столкнулась с тем, что бортпроводники, а также сотрудники аэропорта буквально падают с ног после рабочей смены, проведённой в общении с пассажирами. Рабочая ситуация, в которой не было прямой угрозы для жизни, но зато было множество конфликтов вплоть до оскорблений, вполне может оказаться экстремальной, с точки зрения опасности для здоровья, как психологического, так и физического.

Что происходит с человеком в экстремальной ситуации?

Если человеку по долгу службы приходится часто сталкиваться с так называемыми чрезвычайными ситуациями, он знает, что главным врагом разумных действий является страх. Страх заставляет неопытных пожарных бежать от горящего дома, он вынуждает пилотов допускать непоправимые ошибки. Он мешает думать и решать необходимые для выживания задачи.

Страх может проявляться в бегстве или панике, он часто сопровождается сужением сознания, искажением восприятия и потерей контроля над собственными действиями и даже агрессивными вспышками. Ещё одно неприятное проявление страха - это ступор, во время которого человек не может двинуться с места*.

Ещё одним нашим «врагом» является эмоциональное напряжение. Даже если мы смогли подавить свой страх или неуверенность, это не значит, что он исчез. На самом деле мы удерживаем его внутри, затрачивая невероятное количество душевых сил. А сдержанность рано или поздно приводит к срывам, ошибкам и даже болезням.

Можно ли предугадать поведение человека в экстремальной ситуации? Как узнать, сможете ли вы преодолеть страх? Чтобы ответить на этот вопрос, психологи выявили, что теряют разум в сложных ситуациях люди тревожные, эмоционально неустойчивые, обладающие низкой или слишком высокой самооценкой и слабой нервной системой. Однако даже люди со всеми этими особенностями могут собраться и преодолеть свои слабости. А сильные и уверенные в себе зачастую теряют голову. Также не даёт гарантии и опыт человека.

В 1987 году в небе над Англией произошёл невероятный инцидент. В пассажирском самолёте во время полёта вылетело лобовое стекло, в результате чего не пристёгнутый командир воздушного судна выпал наружу и оказался прижат воздушным потоком к носу самолёта. Его помощник, совсем молодой пилот, не имевший опыта самостоятельных полётов, был вынужден сажать лайнер в одиночестве в условиях недостатка кислорода, в то время как в кабине бушевал торнадо. Он с блеском справился со своей задачей, рейс завершился без жертв.

Как объяснить эти и другие подобные случаи? Что позволяет человеку собраться и не впасть в ступор или панику? Однозначный ответ отсутствует.

Дать точный прогноз поведения того или иного человека в острой ситуации не может никто. Так что же делать тем, кто набирает сотрудников на сложную или опасную работу? Что делать человеку, который собрался связать жизнь с непростой профессией и хочет знать, сможет ли он сохранить трезвый рассудок, если возникнет риск для жизни? Ответ прост. К экстремальным ситуациям нужно готовиться, нужно учиться управлять собой и своим поведением. Такую подготовку можно назвать обеспечением собственной психологической безопасности.

Обеспечение психологической безопасности

Психологи МЧС, ежедневно сталкивающиеся с крайне тяжелыми ситуациями, уделяют большое внимание умению управлять эмоциями. Рассмотрим некоторые приёмы, которые могут помочь взять под контроль собственную эмоциональную сферу.

  1. Намеренное расслабление. Данное упражнение позволяет научиться осознанно расслаблять определённые группы мышц, а поскольку наши эмоции связаны с телом, мы учимся контролировать и их. Чтобы выполнить это упражнение, нужно сесть или лечь максимально удобно и начать расслабление тела от ног к голове.
  2. Осознание эмоций и слив. Вам нужно взять листок бумаги и ручку, а затем начать выписывать те чувства, которые переполняют вас в настоящий момент. Важно не сдерживаться и писать «без цензуры», выпуская на бумагу то, что накопилось внутри. Потом листок нужно выбросить. Некоторые рекомендуют его сжечь. Этот способ позволяет научиться справляться со страхом, неуверенностью, тревогой и другими неприятными состояниями. При этом он снимает сдержанность и напряжение.
  3. Отстранение. В конфликтных ситуациях можно использовать следующий приём. Представьте себе, что ваш оппонент находится за стеной, и его оскорбления и нападки не достают до вас. Этот метод позволяет «закрыться» от чужой агрессии, отвлечь внимание и не обижаться. Этот способ хорош для сотрудников сферы обслуживания, которые понимают, что нельзя тратить силы на выяснение отношений в конфликте.

Как действовать в сложной ситуации?

В заключение хотелось бы дать несколько советов тем читателям, кто по долгу службы может оказаться в сложных конфликтных ситуациях. Как действовать? Как защитить себя, если вы оказались один на один с разъярённой толпой или агрессивно настроенным человеком и не собираетесь вступать с ними в драку?

При общении с толпой необходимо помнить, что человек в толпе теряет свою индивидуальность. Толпа - это своего рода организм, чутко реагирующий на смену состояний оппонента. Постарайтесь встать таким образом, чтобы за спиной была стена. Лучше, между вами и толпой будет находиться стол или иная преграда. Ни в коем случае не показывайте страх или волнение. Не допускайте агрессивного тона и угрожающих жестов. Говорите чётко, простым языком, короткими предложениями, без эмоций. Постарайтесь, чтобы люди видели, что вы спокойны и уверенны. В этом случае вы сможете вступить в переговоры, а если повезёт, даже направлять действия толпы.

Как писал Антуан де Сент-Экзюпери, действие спасает от страха. Часто агрессия толпы или отдельных людей бывает вызвана именно страхом или неопределённостью. Если ваша должность позволяет это, постарайтесь направить энергию людей на конкретные действия, которые могут принести пользу. Это изменит их состояние.

Если вы вступили в тяжёлый конфликт, постарайтесь не настаивать на своем. Используйте приемы «психологического айкидо», созданного М. Е. Литваком. Помните, что агрессивный человек ждёт от вас сопротивления и возмущения. Не позволяйте ему втянуть вас в свою игру. Сохраняйте отстранённость и не проявляйте раздражения или агрессии. Очень быстро его запал иссякнет, и он прекратит перепалку.

Возможно, данные рекомендации помогут вам научиться не терять себя даже в самых непростых условиях. Если вы научитесь управлять эмоциями и правильно выстраивать свое поведение, многие ситуации престанут быть экстремальными для вас.

Психолог Наталия Чиркова

*Подробно о страхе: книга Малкиной-Пых «Психологическая помощь в кризисных ситуациях».

Современная наука уделяет большое внимание вопросам, связанным с исследованием контактов между людьми. Жизнедеятельность современного общества невозможна без активного взаимодействия его членов друг с другом. Качественные и количественные характеристики взаимодействия влияют на эффективность работы во всех сферах общественной жизни.

В самом общем виде в философских и обществоведческих науках взаимодействие, по мнению Н.Е. Яценко понимается как всеобщая форма связи тел и явлений, выражающаяся в их взаимном влиянии друг на друга и изменении.Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник. / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2014. - 543 c.

В психолого-педагогической литературе нет единого толкования понятия «взаимодействие». Для рассмотрения данного явления существенное значение имеет определение, основанное на организации совместной деятельности. Познание и взаимное воздействие людей друг на друга, считает А.А. Бодалев, - обязательный элемент любой совместной деятельности. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение и оценивают возможности друг друга, во многом зависят характер их взаимодействия и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности.

Взаимодействие, с точки зрения Л.В. Байбородовой, является универсальной формой развития, обоюдного изменения взаимодействующих явлений, как в природе, так и в обществе, приводящее каждое звено в качественно новое состояние. Взаимодействие отображает широкий круг процессов окружающей действительности, посредством которых реализуются причинно-следственные связи, происходит обмен между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение.

Философия указывает на следующие признаки взаимодействия как реального явления: одновременность существования объектов; двусторонность связей, взаимопереходов субъекта и объекта в субъект; закономерность связи на уровне сущности; взаимообусловленность изменения сторон; внутреннюю самообусловленность объектов.Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: Учебное пособие / М.Т. Громкова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 447 c.

В психологических и педагогических науках взаимодействие часто связывается с двумя явлениями: общением и совместной деятельностью. Одной из сторон общения (интерактивной) называет взаимодействие Г.М. Андреева. Интерактивная сторона общения, считает ученый, - это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Исследование проблемы взаимодействия имеет в социальной психологии давнюю традицию. Часть авторов просто отождествляет общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова, другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции.

Взаимодействие возможно также интерпретировать как организацию совместной деятельности. В ходе нее для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую стратегию.

Психологическое содержание процесса обмена действиями включает в себя три момента: учет планов, «созревших в голове другого» и сопоставление их с собственными планами; анализ «вкладов» каждого участника взаимодействия; осмысление меры включенности во взаимодействие каждого из партнеров.

В основе социальной деятельности, считает Т. Парсонс, лежат межличностные взаимодействия, состоящие из единичных действий. Единичное действие есть элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий. Каждый акт берется сам по себе, изолированно, в точки зрения абстрактной схемы, в качестве элементов которой выступают: деятель; «другой» (объект, на который направленно действие); нормы (по которым организуется взаимодействие); ценности (которые принимает каждый участник); ситуация (в которой совершается действие).Работнов, Л.Д. Школьная театральная педагогика: Учебное пособие / Л.Д. Работнов. - СПб.: Планета Музыки, 2015. - 256 c.

Структура взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга, и, как следствие этого, их изменения (М. Вебер, П. Сорокин). Я. Шепаньский предложил характеристику структуры взаимодействия с точки зрения ступеней его развития. Для него центральным понятием при описании социального поведения является понятие социальные связи. Она может быть представлена как последовательное осуществление: пространственного контакта; психического контакта (взаимная заинтересованность); социального контакта (совместная деятельность); взаимодействия (что определяется как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»); социального отношения (взаимно сопряженных действий).

Существует еще один описательный подход при анализе взаимодействия - построение классификаций различных его видов. Наиболее распространенным является дихотомическое деление всех возможных видов взаимодействия на два противоположных вида: кооперация и конкуренция (согласие и конфликт, приспособление и оппозиция, ассоциации и диссоциации). В первом случае анализируются такие его проявления, которые способствуют организации совместной деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе «расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой определенного рода препятствия для нее.

В нашем исследовании наибольшее внимание уделяется кооперативному взаимодействию, означающему координацию единичных сил участников. Атрибутами кооперации являются такие процессы, как взаимопомощь участников, их взаимовлияние, их включенность во взаимодействие. Кооперация - необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой.Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2013. - 134 c.

А.Н. Леонтьев называл две основные черты совместной деятельности: разделение единого процесса деятельности между участниками; изменение деятельности каждого, так как результат деятельности каждого не приводит к удовлетворению его потребностей, что означает несовпадение предмета и мотива деятельности. Средствами их соединения являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения, которые реализованы прежде всего в кооперации.

Важные для нашего исследования сущностные черты взаимодействия педагогического выделены Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспировым. Они понимают под данным феноменом случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт воспитателя и воспитанника, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. В гуманистически ориентированном педагогическом процессе отношения между участниками партнерские, равноправные, паритетные, а само взаимодействие характеризуется такими терминами как взаимопонимание, взаимопознание, взаимоотношения, взаимные действия, взаимовлияния. По их мнению, взаимодействие может выступать в двух основных формах: сотрудничества и соперничества. Сотрудничество характеризует достижением взаимного согласия и солидарности в понимании целей совместной деятельности и путей ее достижения. В соперничестве успех одних стимулирует или тормозит целенаправленную и продуктивную деятельность других участников совместного труда.Столяренко, Л.Д. Социальная педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, И.В. Тумайкин. - М.: Дашков и К, 2014. - 272 c.

Все основные характеристики взаимодействия отражаются в его видах. Наиболее значимым для нашего исследования является такой вид взаимодействия как социальное. В понимании его сущности мы солидаризируемся с концепцией Л.В. Байбородовой и под социальным взаимодействием понимаем совокупность процессов жизнедеятельности, в которые включается человек и сущностной характеристикой которых являются взаимные изменения взаимодействующих сторон в результате взаимных воздействий и влияний. В этом значении любая предметная деятельность человека, его общение есть социальное взаимодействие. В более узком смысле, социальным явлением считается не любое взаимодействие человека, а только то, которое обеспечивает позитивные, общественно-ценные изменения во взаимодействующих сторонах. В третьем значении социальное взаимодействие рассматривается как социальное отношение между людьми, социальными группами. Важными специфическими формами такого взаимодействия являются совместная деятельность и общение.

В социальном плане взаимодействие людей рассматривается также как способ осуществления преемственности поколений. Передача опыта, информации от поколения к поколению способствует взаимодействию людей: конкретное поведение с одной стороны и подражание этому поведению с другой.

Непосредственным и специфическим показателем эффективности является развитие основных характеристик взаимодействия участников:

1. По взаимопознанию - объективность знания личностных особенностей, лучших сторон друг друга, интересов, увлечений; стремление лучше узнать и понять друг друга, обоюдный интерес друг к другу.

2. По взаимопониманию - понимание общей цели взаимодействия, общности и единства задач, понимание и уважение трудностей и забот друг друга, понимание мотивов поведения в различных ситуациях, адекватность оценок и самооценок; совпадение установок на совместную деятельность.

3. По взаимоотношениям - проявление такта, внимание к мнению и предложениям друг друга; эмоциональная готовность к совместной деятельности, удовлетворенность ее результатами; уважение позиции друг друга, сопереживание, сочувствие; стремление к официальному и неофициальному общению; творческий характер отношений, стимулирующий инициативу и самостоятельность партнеров.

По взаимным действиям - осуществление постоянных контактов, активность участия в совместной деятельности; инициатива в установлении различных контактов, идущая с обеих сторон; срабатываемость, координация действий на основе взаимного содействия, согласованность; подстраховка, помощь, поддержка друг друга.

5. По взаимовлиянию - способность приходить к согласию по спорным вопросам; учет мнения друг друга при организации работы; действенность обоснованных и конкретных по форме обоюдных замечаний, изменение способов поведения и действий после рекомендаций в адрес друг друга.Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c.

В общем плане о развитии взаимодействия можно судить по обогащению содержания совместной деятельности и общения партнеров, способов и форм взаимодействия, расширению внешних и внутренних связей, осуществлению преемственности.

Основные характеристики взаимодействия по-разному проявляются в зависимости от условий и ситуаций, в которых осуществляется взаимодействие, что может говорить о множестве типов взаимодействия. В практической работе характеризуют взаимодействие по оптимальности, эффективности, частоте и устойчивости. Различные подходы к классификации типов взаимодействия не исключают друг друга, а еще раз подчеркивают многоаспектность и многогранность этого процесса. Возможно взять за основу классификации характер взаимодействия, выделяя при этом следующие три признака: отношение взаимодействующих сторон к интересам друг друга, наличие осознаваемой общей цели совместной деятельности, субъектность позиции по отношению друг к другу во взаимодействии. Различные сочетания этих признаков дают определенные типы взаимодействия: сотрудничество, диалог, соглашение, опека, подавление, индифферентность, конфронтация.Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 636 c.

Анализ процессов глобализации достаточно четко обозначил тенденцию изменения традиционного распределения ролей в управленческих взаимоотношениях государства и бизнеса. Большой бизнес с подконтрольного со стороны государства объекта постепенно превращается в субъект, который начинает влиять на межгосударственные отношения, социально-экономические процессы, международную и региональную политику и т.д., используя для этих целей все свои преимущества. Вполне вероятно, что в не очень далеком будущем крупный бизнес в лице транснациональных и трансрегиональных корпораций может стать доминирующим фактором в развитии как мирового, так и регионального хозяйства, осуществляя при этом латентное управления органами государственной и региональной власти, а также политическими партиями и общественными организациями. Следует обратить внимание на то обстоятельство, что вышеуказанными тенденции развиваются в условиях пассивного участия в них самого общества, которое фактически является сторонним наблюдателем. Причина кроется в том, что на сегодня гражданское общество, способное четко и недвусмысленно сформулировать приоритеты своих интересов с их постановкой как перед государством, так и перед бизнесом, в Украине отсутствует.

Учитывая возрастающую сложность взаимоотношений общества, государства и бизнеса, подходы к построению работоспособного механизма их взаимодействия необходимо искать на основе создания конгруэнтной системы интересов всех трех субъектов взаимодействия, реализуя при этом принципы их взаимной социальной ответственности. Решение этой проблемы возможно только на основе фундаментальных принципов системного подхода к управлению сложными социально-экономическими системами. При этом следует исходить из позиции, что в триаде «общество-государство-бизнес" главную роль играет общество, как сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с множеством их связей, отношений и взаимодействий.

Важной подсистемой общества является государство, как его образ организации, как управляющая подсистема общества. Как субъект управления государство реализует свои полномочия через законодательные, исполнительные и судебные органы. Бизнес же является центром, подсистемой общества, осуществляет производство различных товаров, продуктов и услуг, необходимых для нормального устойчивого развития общества и удовлетворения разнообразных потребностей всех его членов.

Многие исследователи в последние годы выражают и обосновывают точку зрения о нарастании кризисных явлений во взаимоотношениях государства и крупного бизнеса. Не допустить перерастания этих явлений в системный кризис возможно только на основе объективного учета свойств целенаправленной системы, а именно свойства самосохранения, стремление системы и ее подсистем обеспечить собственное выживание. Здесь уже необходимо рассматривать не государство и бизнес как таковые, а представителей органов власти и τοπ-менеджеров бизнес-структур. В этом случае именно эта цель, то есть самосохранения, становится первичной.

В случае же развития тенденций усиления противостояния крупного бизнеса и властных структур само понимание сторонами катастрофичности последствий должно способствовать формированию новых механизмов их взаимодействия, которые исключили бы саму возможность возникновения системного кризиса.

Учитывая, что государство и бизнес являются элементами сложной социально-экономической системы - общества в целом, то разумные формы компромиссных отношений между ними могут быть найдены только на основе признания приоритета общесистемных целей и интересов. В общесистемных целях должны быть на компромиссной основе отражены как интересы бизнеса, так и интересы государства и общества.

К сожалению, в Украине общесистемная стратегическая цель, которая однозначно воспринималась и признавалась бы всеми тремя рассматриваемыми субъектами отношений, до настоящего времени не сформулированы. В наиболее общем виде такую цель относительно современного украинского общества, на наш взгляд, правомерно сформулировать следующим образом: сохранение целостности общества как единого социального организма на основе формирования рыночной экономики, динамично развивается и направлена на повышение качества жизни населения и сближения условий его жизнедеятельности с ведущими развитыми странами мира.

Транслируя указанную главную цель развития общества на более низкие этажи управленческой иерархии, можно говорить о том, что:

1) государство как субъект управления, выражая интересы общества, должен консолидировать усилия всех хозяйствующих субъектов на государственном и региональном уровнях для достижения главной цели, стоящей перед обществом в целом;

2) региональные органы власти в качестве главной цели социально-экономического развития своего субъекта государства могут ставить задачи повышения конкурентоспособности экономики и рост на этой базе благосостояния его жителей;

3) любая социально-ответственная бизнес-структура в качестве стратегической цели должна ставить задачу достижения долгосрочных конкурентных преимуществ, позволяющих обеспечить устойчивое развитие и повышение уровня и качества жизни, как сотрудников своего предприятия, так и населения местного сообщества, на территории которого она функционирует.

Исходя из вышесказанного подхода, само общество как объективно системообразующий элемент должен решать задачу создания условий для эффективного совместного функционирования и развития государства и бизнеса в интересах общества, то есть для достижения главной цели его развития. А для этого необходимо, чтобы общество, с одной стороны, формировало целевые ориентиры развития государства и бизнеса, а с другой - осуществляло непрерывный достаточно жесткий контроль за деятельностью как государственных органов власти, так и за деятельностью бизнес-структур. Очевидно, что ни бизнес, ни государственные органы власти автономно вряд ли смогут рационально решить эту задачу с системных позиций. Скорее всего, оба эти субъекты общества в свободном, бесконтрольном режиме будут пытаться решать общесистемные задачи, исходя из собственных объективно существующих интересов, что подтверждается мировым опытом и отечественной практикой последних лет.

Таким образом, речь идет о необходимости формирования каких-то консолидированных структур, представляющих различные компоненты гражданского общества, которые могли бы оказать существенное влияние на функционирование как органов власти, так и бизнес-формирований, осуществляя при этом цементирующий влияние на их взаимоотношения, направленные на выработку единых позиций по решению проблемных ситуаций в развитии общества в целом. Речь идет о том, что гражданское общество может значительную часть своих интересов и полномочий делегировать негосударственным некоммерческим организациям, которые могут способствовать выстраиванию отношений государства с бизнесом, используя принципы социальной ответственности. На наш взгляд, обеспечить производительную участие общества в решении вышеуказанных проблем возможно только на основе реанимации системы социального партнерства

Социальное партнерство - это конструктивное взаимодействие организаций трех общественных секторов (государство, бизнес, некоммерческий сектор), выгодно каждой из сторон и обществу в целом и направлено на решение социальных проблем . Чаще всего социальное партнерство сводится к решению экономических проблем общества, в социально-трудовой сферы. Имеются в виду отношения между работниками и работодателями или отношения между государством (так называемый первый сектор) экономики в лице органов его власти, предпринимателями (второй сектор) и профессиональными союзами. Более правильной представляется точка зрения о том, что методы социального партнерства могут применяться не только в трудовых отношениях, но и в тех областях, где интересы различных социальных групп пересекаются.

Идеология социального партнерства основывается на том, что бизнес, власть и общественные организации, представляющие интересы местной общины и наемных работников, должны взаимодействовать и строить свои отношения, исходя из необходимости обеспечения:

а) социальной стабильности и порядка в обществе;

б) устойчивого и динамичного развития экономики;

в) правовой защиты и реализации основных прав и свобод личности;

д) условий гармоничного развития человека.

Очевидно, что специфика субъектов этих трехсторонних отношений претерпевает существенных изменений при переходе от высших ступеней иерархии управления страной в целом на уровень государства и регионов, а дальше на уровень региональных общин.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в украинской практике взаимодействия бизнеса и органов власти третья сторона трипартизму - структуры или организации, представляющие общество, - как таковые отсутствуют. Ведутся научные дискуссии и живо обсуждаются назревшие прикладные проблемы о направлениях развития и оптимизации взаимоотношений бизнеса и власти на государственном и региональном уровнях с выделением различных типов, видов, способов и моделей такого взаимодействия. Так, Ю. Фридман, понимая под моделью взаимодействия власти и бизнеса совокупность сложившихся на определенной территории формальных и неформальных норм, правил и практик их взаимодействия, выделяет четыре типа отношений и взаимодействия :

1) модель патронажа (административного давления на бизнес)

2) модель "приватизации власти" большим капиталом;

3) модель подавления (использование властью в отношения с бизнесом репрессивного аппарата)

4) модель партнерства (компромисса).

В современных условиях в большинстве украинских регионов доминирующей должна стать партнерская система взаимодействий, отличительными особенностями которой являются:

Обмен ресурсами как основа взаимоотношений. Бизнес получает "особые условия" (освобождение от региональных налогов и другие льготы) и доступ к дополнительным экономических ресурсов (дешевые кредиты и надежные гарантии по ним, участие в федеральных программах), а представители власти могут рассчитывать на финансирование бизнесом программ социального и экономического развития региона, на участие регионального бизнеса в реализации приоритетных национальных проектов и т. д.;

Отказ бизнеса от борьбы за власть. Речь идет не только об отказе бизнес-сообщества от претензий в борьбе за контроль над всеми структурами региональной власти, но и о эффективную поддержку бизнесом согласованной модели власти в регионе;

Эффективность бизнеса как условие консенсуса бизнеса и власти. Неэффективен бизнес не "вписывается" ни в какую модельную конструкцию, используемую регионами, и тем более в модель партнерских отношений;

Совместная разработка комплексных программ социального и экономического развития региона. Бизнес с самого начала своего функционирования в регионе должен четко осознавать стратегические цели и задачи развития региона для выработки эффективных моделей ведения бизнеса.

Одной из самых серьезных проблем дальнейшего позитивного развития рассматриваемых отношений является недостаточная разработка инструментальных форм взаимодействия субъектов экономического пространства региона (государственных и региональных органов власти и бизнес-субъектов). Сейчас основным инструментом согласования интересов есть и или соглашение о принципах взаимодействия. Целью таких соглашений является установление партнерских отношений власти и бизнеса и повышение социальной ответственности бизнеса. Предметом соглашений являются мероприятия, направленные на достижение баланса интересов, взаимной заинтересованности сторон и информационной открытости (например, публичное сообщение рейтинге качества взаимодействия компаний и власти, позволит компаниям позиционировать себя как социально ответственных, а региональным властям - оценивать уровень взаимодействия с бизнесом).

При последнем тылу отношений органы власти и бизнес выступают как участники "общего дела". В рамках экономики "общего дела" орган власти выступает как "партнер-координатор", непосредственно участвует в решении проблем бизнеса. Целевые установки бизнеса носят социально ответственный характер. Он выступает как «партнер», ориентированный не только на прибыль, но и для решения общих местных проблем. Правила взаимодействия определяются в ходе статусных торгов о целевых учреждения муниципальной экономики как экономики "общего дела". Основным предметом этих торгов является определение соотношения бизнес-целей и социальных задач в рамках этой экономики "общего дела". Интерес органов власти в процессе торга заключается в том, что, используя обмен взаимными обязательствами, региональные и местные органы власти не просто имеют возможность расширить крайне скудные источники выполнения своих социально-экономических функций, но и преодолеть бюджетные ограничения своей деятельности. Согласие же бизнеса на неявный контракт с органами власти обусловлена его особым интересом к участию в подобных торгах по двум причинам:

1) получение доступа к реальным ресурсов (в аренду, собственности и т.п.);

2) достижение более устойчивого положения и снижения политических рисков.

Важное значение во взаимодействии органов власти и бизнеса на уровне региона имеет институт социальной ответственности бизнеса. В реальной действительности происходит активное формирование устойчивых социально приемлемых стандартов поведения бизнес-структур в духе социальной ответственности, поддерживаемых органами власти и самоуправления. При этом именно на местном уровне особое значение приобретает необходимость учета интересов власти, бизнеса и населения. К сожалению, в этих отношениях активными сторонами выступают только органы власти (региональные и местные) и бизнес (большой и малый), а население остается в качестве пассивного наблюдателя.

В этой связи все более актуальным становится задача выстраивания достаточно жестко упорядоченных отношений между взаимодействующими сторонами, и, прежде всего, разграничение сфер ответственности государства и бизнеса.

Однако и здесь представители крупного бизнеса язык ведут о разграничении своих полномочий и ответственности только с государством как субъектом управления. Третья же сторона - само общество - остается в стороне. В то же время если рассматривать государственную власть как форму организации эффективной системы управления обществом, то, следовательно, само общество в лице организаций, которые представляют его, а не государство должно оформлять заказ, давать поручения государственным органам власти на оптимизацию их взаимоотношений с бизнесом, направленных на улучшение условий жизнедеятельности всех членов общества.

Следует констатировать, что в силу несформированности и неразвитости институтов гражданского общества на современном этапе его развития выполнять эту важную роль общество в нашей стране еще не готово.

Максимальный эффект воздействия общества на позитивное взаимодействие властных структур и бизнеса может быть достигнут при системном подходе, который предусматривает формирование определенных консолидированных структур, представляющих различные слои и категории населения общества. Среди общественных структур, осуществляющих взаимодействие с бизнесом и властью, наиболее значительный потенциал влияния на них, включая экспертные возможности, имеет институт общественных палат. Однако этот потенциал пока не раскрыт. Дело в том, что Общественная палата призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Украины, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан Украины, конституционного строя Украины и демократических принципов развития гражданского общества Украины. Пока еще действенные механизмы согласования общественно значимых интересов не разработаны. При этом, в законе об общественном плату бизнес, как субъект согласования этих интересов, совершенно не обозначен. Однако, на наш взгляд, это не значит, что институт общественных палат должен исключить бизнес из сферы своего влияния.

Общественные палаты работают на государственном и региональном уровнях, пока остается вне зоны целенаправленной и постоянной общественного внимания. Представляется, что по крайней мере повседневную жизнь граждан должно быть под контролем общества, поэтому целесообразно наделить этими полномочиями Совета по социальной политике, создаваемые на региональном уровне, имеют общественный статус и призваны выполнять функции влияния на формирование социальной политики и реализацию программ социального инвестирования региональных общин.

Учитывая возрастающую сложность взаимоотношений общества, государства и бизнеса методические подходы к разработке механизма их конструктивного взаимодействия должны основываться на наш взгляд, на следующих выходных принципах (установках):

Конгруэнтности системы интересов всех трех субъектов взаимодействия;

Социальной ответственности интересов всех трех субъектов взаимодействия;

Социального партнерства;

Признание в системной триаде "общество-государство-бизнес" главенствующей роли общества и, следовательно, приоритета общественных целей, то есть общества в целом.

Исходя из вышеизложенного, под механизмом взаимодействия бизнес-структур, органов власти и общества понимается совокупность субъекта (органа) управления, самих субъектов взаимодействия, средств, способов и методов, с помощью которых они влияют друг на друга и на объекты социальной сферы соответствующего административно-территориального образования конкретной социально-экономической системы (страна в целом, регион, региональная община) для наиболее эффективного достижения целей и целей. При таком подходе в механизме взаимодействия правомерно выделить несколько блоков (рис. 4.5):

Блок 1 является субъектом (органом) управления взаимодействием;

Блок 2 является совокупностью субъектов взаимодействия, то есть органов власти (самоуправления), бизнес-структур и организаций, представляющих интересы жителей, проживающих на данной территории;

Блок 3 является банком накопления информации о возможных способах, средствах и методах воздействия субъектов на объект управления, то есть проблемные ситуации;

Блок 4 включает в себя объекты воздействия, то есть весь перечень наиболее острых социальных проблемных ситуаций территориального образования;

Блок 5 е результирующим органом контроля, оценивает функционирование механизм) "в целом.

Рис. 4.5. Механизм взаимодействия бизнес-структур, органов власти и общества

На наш взгляд, блочная структура механизма конструктивного взаимодействия общества, государства и бизнеса будет единственной на уровне страны в целом, регионов и региональных общин. Однако, структура каждого из блоков механизма для любого из субъектов взаимодействия будет разной для каждого из трех уровней управленческой иерархии. Естественно, что и алгоритмы функционирования предлагаемого механизма взаимодействия на уровне страны в целом, региона, региональной общины будут существенно отличаться друг от друга.

В качестве субъекта (органа) управления мы предлагаем создавать трехсторонние комиссии по типу комиссий по регулированию социально-трудовых отношений. Вышеуказанные комиссии действуют на основе заключенных соглашений между представителями органов власти, профсоюзов и работодателей на уровне страны в целом (генеральное соглашение), области (отраслевые), территории (специальные) и отдельных организаций (так называемые коллективные договоры).

В блоке 3 предлагаемого механизма накапливается информация о возможных способах, методах и средствах взаимодействия трех указанных субъектов между собой, а также воздействия на объекты управления, то есть на различные социальные проблемные ситуации, требующие разрешения (блок 4). Естественно, что количество и сложность социальных проблемных ситуаций, требующих решения в ближайшей перспективе, несоизмеримы по мере перехода от региональных общин в регион, а затем и к стране в целом. Если у местных властей часто основными являются экологические проблемы и проблемы предоставления социальной помощи низкообеспеченных категориям населения, то на уровне страны в целом основными становятся сложные проблемы модернизации всех сфер жизнедеятельности общества.

Разнообразие проблемных ситуаций требует разнообразия способов, методов и средств по их решению. Необходимо создание со стороны органов власти такой ситуации, при которой у бизнеса появлялся бы собственный интерес к вложениям в крупные социально-экономические проекты, необходимые стране для успешной модернизации, прежде всего, экономики. И ресурсов нужно для решения огромного количества проблемных ситуаций немало, при этом речь идет не только о финансовых ресурсах, но и об интеллектуальном, человеческий капитал. Очевидно, что обеспечить конструктивное взаимодействие всех трех сторон только административными, командными методами невозможно, необходимо максимально широко использовать экономические и социально-психологические методы.

Блок 5 представляет орган контроля, в который входят представители всех трех субъектов взаимодействия, и который должен оценивать степень реализации запланированных мероприятий по каждой проблемной социальной ситуации. Важная роль в этой группе отводится представителям гражданского общества (хотя она достаточно значима, безусловно, и на стадии оценки остроты той или иной проблемы, а также выделенных на ее решение ресурсов). Особую социальную значимость приобретает проблема контроля на муниципальном уровне. Если на уровне страны у нас существуют и относительно эффективно действуют достаточно крупные представители общества (например, общественная палата, объединения профсоюзов и т.д.), то на региональном уровне таких мощных общественных структур нет. Именно на местном уровне могут и должны быть выработаны механизмы общественного контроля, эффективного участия общественности в управлении территориями.