Кто имеет право создания образовательных организаций. Предпринимательская деятельность образовательных учреждений. Вопросы для контроля

По Закону РФ об образовании (1992) образовательные учреждения вправе вести П.д., предусмотренную его уставом. В своей П.д. они приравниваются к предприятиям и попадают под действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности. К П.д. относятся: реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества, торговля покупными товарами, оборудованием, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других учреждений (в т.ч. образовательных) и организаций; приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним и др. Учредители или органы местного самоуправления вправе приостановить П.д., если она идёт в ущерб образовательной деятельности, до суда по этому вопросу.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 212-213)

  • - - группа работников школы, основной профессиональной функцией которых является управленческая деятельность...
  • - - в Рос. Федерации осн. форма государственно-общественного контроля за образовательной деятельностью. Введена по Закону об образовании РФ...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - По Закону РФ об образовании негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с учащихся за образовательные услуги, в т.ч. за обучение в пределах государственных образовательных...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - педагогически и гигиенически обусловленная организация труда и отдыха учащихся и педагогического коллектива в интересах эффективного образовательного процесса...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - документ, определяющий порядок деятельности образовательного учреждения. В У. указываются: наименование, место нахождения, статус, учредитель и организационно-правовая форма образовательного учреждения...

    Педагогический терминологический словарь

  • - - организации или отдельные лица, выступающие официальными организаторами данного образовательного учреждения...

    Педагогический терминологический словарь

  • - инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли...

    Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

  • - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или...

    Словарь юридических терминов

  • - по законодательству РФ в обяза- тельном порядке должен содержать: 1) наименование, место нахождения, статус образовательного учреждения; 2) наименование учредителя...

    Финансовый словарь

  • Большой бухгалтерский словарь

  • - ....

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - см. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО...

    Большой экономический словарь

  • - инициативная самостоятельная хозяйственная деятельность граждан, имеющая целью получение дохода...

    Экономический словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

"Предпринимательская деятельность(образовательного учреждения)" в книгах

Модель дошкольного инклюзивного образовательного учреждения

Из книги Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений автора Коллектив авторов

Модель дошкольного инклюзивного образовательного учреждения Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и

1.1. Выбор образовательного учреждения: необходимая информация

Из книги Защита интересов школьников и студентов при получении образования автора Агешкина Наталья Александровна

1.1. Выбор образовательного учреждения: необходимая информация Престиж образования в нашей стране с каждым годом неуклонно возрастает. Большинство работодателей предпочитают видеть на рабочих местах квалифицированных специалистов, имеющих как минимум среднее

автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 11. Учредитель образовательного учреждения (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1. Учредителем образовательного учреждения (далее – учредитель) могут быть:(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1) органы государственной власти, органы местного

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 13. Устав образовательного учреждения 1. В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются:1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;2) учредитель;3) организационно-правовая форма

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 34. Реорганизация и ликвидация образовательного учреждения 1. Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.(в ред. Федерального закона от 03.11.2006

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 43. Права образовательного учреждения на пользование финансовыми и материальными средствами 1. Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет.(п. 1 в ред.

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 46. Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения 1. Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату с обучающихся, воспитанников за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах федеральных

Из книги Закон Российской Федерации «Об образовании» Текст с изм. и доп. на 2009 год автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 47. Предпринимательская и иная приносящая доход деятельность образовательного учреждения (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)1. Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его

8.3. Разработка плана маркетинга образовательного учреждения

Из книги Маркетинг образования автора Ванькина Инна Вячеславовна

8.3. Разработка плана маркетинга образовательного учреждения План маркетинга – это комплекс базовых маркетинговых решений, вытекающих из оценки рыночной ситуации и собственных возможностей образовательного учреждения и направленных на достижение его главных целей.

3.3. Гармонизация социальной среды образовательного учреждения. Социальная защита и самозащита учащихся

Из книги Введение в психолого-педагогическую деятельность: учебное пособие автора Чернявская Анна Павловна

3.3. Гармонизация социальной среды образовательного учреждения. Социальная защита и самозащита учащихся Профессиональная деятельность педагога-психолога предполагает обеспечение гармонизации социальной среды образовательного учреждения, социальную защиту

1.2. Практикум «Анализ внешнего окружения деятельности частного образовательного учреждения»

автора Мансуров Руслан Евгеньевич

1.2. Практикум «Анализ внешнего окружения деятельности частного образовательного учреждения» В качестве примера реализации предлагаемого алгоритма анализа внешнего окружения рассмотрим деятельность Зеленодольского филиала ЧОУ ВПО «Институт экономики, управления и

2.2. Практикум «Анализ ресурсов и способностей частного образовательного учреждения»

Из книги Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития. автора Мансуров Руслан Евгеньевич

2.2. Практикум «Анализ ресурсов и способностей частного образовательного учреждения» Итак, переходим от слов к делу! Или от конкретных, но все же теоретических выкладок о том, как проводить анализ возможностей организации, к примеру их практической реализации.В качестве

3.2. Практикум «Применение SWOT-анализа к деятельности частного образовательного учреждения»

Из книги Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития. автора Мансуров Руслан Евгеньевич

3.2. Практикум «Применение SWOT-анализа к деятельности частного образовательного учреждения» Ну, а теперь на практике, возвращаясь к нашей исследуемой организации, в качестве которой был выбран частный вуз – «Институт экономики, управления и права». Отметим, что все

4.6. Практикум «Пример формирования стратегии развития частного образовательного учреждения»

Из книги Настольная книга Большого руководителя. Как на практике разрабатывается стратегия развития. автора Мансуров Руслан Евгеньевич

4.6. Практикум «Пример формирования стратегии развития частного образовательного учреждения» 4.6.1. Идентификация вариантов стратегии развития На основе проведенного стратегического анализа текущей ситуации сформулируем основные варианты стратегического развития

В соответствии со ст. 47 Закона об образовании, образовательное учреждение имеет право вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. К ней относятся реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества учреждения, торговля товарами и оборудованием, оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности других учреждений и организаций, приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов по ним, а также ведение иных внереализационных операций, приносящих доход.

Образовательное учреждение может также вести приносящую доход деятельность по реализации производимой продукции, работ и оказанию услуг. Причем эта деятельность относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от нее доход не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса в этом учреждении, включая расходы на заработную плату персонала.

Образовательное учреждение в своей предпринимательской деятельности приравнивается к предприятию и подпадает под действие законодательства в области предпринимательской деятельности. При этом практический интерес вызывает вопрос о том, почему приносящая доход деятельность образовательного учреждения подвергается различной правовой оценке в зависимости от направления реинвестирования полученных средств.

Критерий реинвестирования специалисты считают спорным. Соглашаясь с тем, что его можно использовать при налогообложении с целью установления льготного налогового режима, они признают, что с гражданско-правовой точки зрения это вряд ли оправдано. «Во-первых, в области предоставления платных образовательных услуг (основных или дополнительных) образовательное учреждение – это профессионал, что является предпосылкой его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг. Во-вторых, для контрагентов учреждения не важно, на какие цели будут израсходованы доходы от договоров купли-продажи, производства работ, оказания услуг и иной приносящей доходы деятельности, перечисленной в п. 2 ст. 47 Закона «Об образовании», однако регулирование отношений по однородным сделкам будет различно. Так, если сделка заключается с целью непосредственного реинвестирования доходов от нее в образовательную деятельность, то она не требует признания за образовательным учреждением статуса предпринимателя и не распространяет на него действие законодательства РФ в области предпринимательской деятельности. Если аналогичная сделка заключается с целью опосредованного реинвестирования или иной целью, то, соответственно, она свидетельствует о предпринимательской деятельности учреждения, которое должно быть зарегистрировано в качестве предпринимателя и его отношения будут регулироваться иначе. В частности, учреждение по данной сделке будет нести повышенную ответственность как любой предприниматель, действующий на условиях риска, т. е. независимо от вины (п. 3 ст. 401 ГК РФ). В первом же случае ответственность строится на общих основаниях – при наличии вины. Нетрудно увидеть по данному примеру, что положение контрагента существенно меняется, его права лучше защищены во втором случае, хотя в обоих случаях он имеет дело с одним и тем же контрагентом» 74 .

Необходимо также учитывать, что с принятием Налогового кодекса, а именно, его главы 25 «Налог на прибыль» в нем не были воспроизведены действовавшие ранее специальные нормы об освобождении от налогообложения доходов, реинвестированных в образование. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций» предусматривал, что бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами. Облагаемая прибыль уменьшается на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении. В период действия указанных норм позиция налоговых органов относительно их применения не всегда была последовательной. Освобождение образовательных учреждений от уплаты налога на прибыль рассматривали как льготу по налогообложению, которая не согласуется с общими принципами налогового законодательства. В других отраслях экономики внутренне инвестирование также применяется, причем с точки зрения социальной значимости реинвестирование в здравоохранении, в области культуры не менее важно, чем в образовании. Однако законодатель установил такой льготный режим лишь для образовательных учреждений. Интересно и то, что для граждан-предпринимателей, осуществляющих индивидуальную педагогическую деятельность, такие механизмы освобождения от налогообложения не применялись, хотя и они тоже работали в сфере образования и удовлетворяли потребности граждан в дополнительных образовательных услугах.

В главе 25 НК РФ упоминание о реинвестировании доходов в образование отсутствует. Можно сделать вывод, что налогообложение образовательных учреждений осуществляется на общих основаниях. Это означает, что объектом налогообложения, т. е. прибылью, признается доход, уменьшенный на сумму произведенных расходов. К доходам относятся как доходы от реализации, под которыми понимаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных (применительно к обсуждаемой проблеме - доходы от предоставления платных образовательных услуг), так и внереализационные доходы (п. 2 ст. 47 Закона об образовании). Особенности определения доходов от реализации для отдельных категорий налогоплательщиков устанавливаются положениями главы 25 НК РФ. Не учитываются доходы, полученные организациями в рамках целевого финансирования. При этом ведется раздельный учет таких доходов и расходов, иначе они включаются в налогооблагаемую базу. К средствам целевого финансирования относятся средства бюджетов всех уровней, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов, грантов, средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда (ст. 251 НК РФ). Налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Это могут быть расходы, связанные с производством и реализацией (в частности, с оказанием услуг), расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, на научные исследования, на оплату труда и т. д. Таким образом, любая организация, уплачивая налог на прибыль, уменьшает подлежащий обложению доход на произведенные расходы, и эти расходы тоже могут рассматриваться как внутреннее инвестирование, или реинвестирование.

С другой стороны, налоговые нормы могут содержаться не только в Налоговом кодексе, но и в других законодательных актах, регулирующих определенные области общественной жизни, например, в Законе об образовании. Ст. 6 НК РФ закрепляет общие правила разрешения коллизий налоговых норм, содержащихся в данном кодексе и других нормативных актах. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим кодексу в том случае, если он издан органом, не имеющим права издавать подобные акты либо издан с нарушением законодательства; отменяет или ограничивает права налогоплательщиков либо запрещает их действия, разрешенные кодексом; противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений кодекса и в других случаях. Признание нормативного акта противоречащим НК РФ осуществляется в судебном порядке, если иное не предусмотрено самим кодексом. Поскольку нормы Закона об образовании не содержат положений, противоречащих Налоговому кодексу, они подлежат применению, что подтверждается и сложившейся судебной практикой. Образовательные учреждения налог на прибыль не уплачивают при условии реинвестирования дохода в образовательную деятельность. Финансовое и материальное положение образовательных учреждений в нынешних условиях таково, что они вынуждены все получаемые доходы направлять непосредственно на нужды образования, на совершенствование образовательного процесса, поэтому имеет место практически полное реинвестирование.

Деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных его уставом продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от нее доход не реинвестируется непосредственно в данное учреждение и (или) непосредственно на нужды образования. В соответствии со ст. 2 ГК РФ, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном порядке.

Учреждение – это некоммерческая организация, которая не преследует основную цель – извлечение прибыли. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям (ст. 50 ГК РФ). Таким образом, налицо двойственность правового статуса учреждения, который обусловлен возможностью выступать в роли предпринимателя. По мнению специалистов, необходимо строго соотносить данную форму с социальной значимостью функций, для которых эта форма предназначена 75 . Однако государство и муниципальные образования сегодня не в состоянии финансировать деятельность созданных ими образовательных учреждений в полном объеме, поэтому последние вынуждены заниматься предпринимательской деятельностью и оказанием платных услуг.

По нашему мнению, деятельность образовательного учреждения по предоставлению платных образовательных услуг не отвечает всем признакам предпринимательства, поскольку осуществляется особым субъектом – учреждением, по обязательствам которого субсидиарную ответственность несет собственник-учредитель.

Рассмотрим понятие образовательных услуг и порядок их предоставления. Услуга является одним из объектов гражданских прав и обязанностей (статьи 1, 128 ГК РФ), однако в гражданском законодательстве определения услуги не содержится. Е.Г. Шаблова предлагает определять услугу как «способ удовлетворения индивидуальной потребности лица, который не связан с созданием (улучшением) вещи или объекта интеллектуальной собственности, достигается в результате деятельности, допускаемой действующим правопорядком на возмездных началах» 76 . Как видим, все ученые сходятся во мнении о том, что основным признаком услуги является отсутствие овеществленного результата деятельности, своеобразная «неосязаемость» услуги. Это обусловливает сложности при определении качества услуги, особенно той, объектом воздействия которой является человек (например, медицинских, духовных, образовательных и др.). «В подобных случаях типизация критериев оценки качества и в целом удовлетворения потребностей гораздо сложнее, нежели определение и формализация, например, показателей качества товара (продукции). Переменчивость качества услуги и зависимость ее от ряда внешних (в том числе субъективных) обстоятельств требуют создания адекватного правового режима оценки качества услуг, в том числе совершенствования правовых основы сертификации услуг и выработки правовых моделей условий о качестве в обязательственном правоотношении об оказании услуг» 77 .

Все сказанное относится и к образовательным услугам , которые В.И. Шкатулла определяет как «экономическую деятельность образовательного учреждения, удовлетворяющую спрос человека на обеспечение образовательных потребностей» и подчеркивает такие их отличия от товаров, как неосязаемость, неотделимость услуги (ее производство и потребление происходит, как правило, в одно и то же время) и др. 78 . Главное, что необходимо учитывать при определении качества образовательной услуги, заключается в том, что оно не может быть обеспечено только усилиями исполнителя. Достижение запланированного результата возможно лишь при условии активного участия обучающегося в образовательном процессе. Что касается качества образовательной услуги, оно может определяться с разных точек зрения: содержательной (насколько услуга соответствует требованиям государственного образовательного стандарта); психологической (оказывается ли она в условиях психологического комфорта, исключающих насилие над личностью обучающегося); гигиенической (оказывается ли она в условиях, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям). Безусловно, перечень таких показателей можно продолжить. Мы назвали лишь основные, без достижения которых сама постановка вопроса о качестве услуги была бы бессмысленна.

Образовательные услуги могут предоставляться в различных режимах. Они могут оказываться юридическими лицами, которые не являются субъектами образовательных отношений. Так, например, коммерческая организация занимается розничной торговлей компьютерной техникой и предлагает клиентам, не обладающим навыками пользователя, курс обучения работе на приобретенном компьютере. Аналогичные услуги могут предлагать консультационные, аудиторские и другие фирмы. Обучение в данном случае не является обязательным и представляет собой некую дополнительную услугу.

Образовательные услуги в собственном смысле слова оказывают только субъекты, наделенные специальной правоспособностью, например, граждане, занимающиеся индивидуальной педагогической деятельностью и имеющие статус предпринимателя. В последнее время стали востребованными такие услуги, как репетиторство, деятельность домашнего учителя или гувернера. Эта деятельность в части реализации обучающих программ является предпринимательством в сфере образования. Она подлежит государственной регистрации и контролю. Доходы от такой деятельности облагаются соответствующими налогами. Регулирование педагогических отношений осуществляется в полном соответствии с Законом об образовании. Но, в отличие от образовательной деятельности коммерческих и некоммерческих юридических лиц, данная деятельность признается предпринимательством независимо от направления реинвестирования дохода.

Платные образовательные услуги могут предоставляться как государственными и муниципальными, так и негосударственными образовательными учреждениями. Но объем таких услуг в названных видах образовательных учреждений различается. Так, ст. 45 Закона об образовании предоставляетгосударственным и муниципальным учреждениям право оказывать платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и образовательными стандартами. Это могут быть обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, углубленное изучение предметов и другие услуги. Стороной договора о платных образовательных услугах могут быть как юридические, так и физические лица, но получателем образовательной услуги всегда является физическое лицо, являющееся обучающимся. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета, иначе заработанные средства изымаются учредителем в его бюджет. Образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд.Негосударственное образовательное учреждение вправе взимать плату за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов. Взаимоотношения между учреждением и обучающимся (его законными представителями) регулируются договоров (ст. 46 Закона об образовании).

Правовое регулирование платных услуг различается также в зависимости от того, в какой подсистеме образования они оказываются – общего или профессионального. Правила оказания платных образовательных услуг в сфере дошкольного и общего образования утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. 79 . Они распространяются на государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные организации и граждан, занимающихся индивидуальной педагогической деятельностью. При этом государственные и муниципальные учреждения могут оказывать за плату дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, в то время как негосударственные образовательные организации и граждане, занимающиеся частной педагогической практикой, вправе предоставлять платные услуги в пределах государственных образовательных стандартов.

Перечень платных образовательных услуг и порядок их предоставления должны закрепляться в уставах государственных и муниципальных образовательных учреждений и негосударственных образовательных организаций. При этом государственные и муниципальные учреждения в качестве платных образовательных услуг могут обеспечивать обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов и другие услуги. Не могут быть отнесены к платным образовательным услугам снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными школами (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом, а также факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счет часов, отведенных в основных общеобразовательных программах.

В подзаконном акте воспроизводится общее правило предоставления платных образовательных услуг в государственных и муниципальных учреждениях, которое заключается в том, что они не могут быть оказаны взамен или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных образовательных программ (учебных планов) и государственных образовательных стандартов), финансируемой за счет средств соответствующего бюджета.

Если за плату оказывается дополнительная образовательная услуга, то требования к содержанию образовательных программ, специальных курсов определяются по соглашению сторон и могут быть выше, чем это предусмотрено государственными образовательными стандартами.

Организация платных образовательных услуг должна осуществляться в соответствии с правилами, установленными Гражданским кодексом и законом о защите прав потребителей. Образовательное учреждение, выступающее в качестве исполнителя, обязано предоставить потребителю достоверную информацию об оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. Исполнитель должен сообщить необходимую информацию о себе, указать наименование (фамилию, имя и отчество – для индивидуального предпринимателя), место нахождения (юридический адрес), а также сведения о наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием их реквизитов. Потребитель должен быть осведомлен об уровне и направленности реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формах и сроках их освоения, а также о перечне оказываемых образовательных услуг и их стоимости. Кроме того, ему должны быть разъяснены порядок приема и требования к поступающим и предоставлена информация о форме документа, выдаваемого по окончании обучения. По требованию потребителя предоставляются также устав государственного или муниципального образовательного учреждения, негосударственной образовательной организации, другие локальные нормативные акты, основные и дополнительные образовательные программы и др.

При предоставлении платных образовательных услуг государственные и муниципальные учреждение, негосударственные образовательные организации обязаны соблюдать установленный им учебный план, согласованный с органами местного самоуправления, и расписание занятий.

Правоотношения между исполнителем и потребителем платной образовательной услуги возникают на основании заключаемого ими в письменной форме договора . Он должен содержать указания на стороны договора, условия, определяющие виды и характер услуг, сроки их предоставления, их стоимость и порядок оплаты. Договор составляется в двух экземплярах, один из которых находится у исполнителя, другой – у потребителя.

Примерная форма договора утверждается федеральным органом управления образованием. Так, примерная форма договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования была утверждена приказом Минобразования РФ от 15 марта 2002 г. В случае, если обучающийся достиг возраста 14 лет, он именуются в договоре потребителем и на него возлагаются определенные обязанности, связанные с организацией учебно-воспитательного процесса. Родители (иные законные представители) обучающегося именуются заказчиками. Примерная форма договора содержит перечень прав и обязанностей исполнителя, заказчика и потребителя. Так,исполнитель обязан организовать и обеспечить надлежащее исполнение услуг в условиях, соответствующих санитарным и гигиеническим требованиям; проявлять уважение к личности потребителя, оберегать его от всех форм физического и психологического насилия. Образовательное учреждение обязано сохранить за обучающимся его место в случае болезни, лечения, карантина, отпуска

родителей, каникул и в других случаях пропуска занятий по уважительным причинам. Образовательный процесс должен быть организован с учетом индивидуальных особенностей обучающегося. Исполнитель должен уведомить заказчика о нецелесообразности оказания потребителю образовательных услуг в объеме, предусмотренном договором, вследствие его индивидуальных особенностей, делающих невозможным или педагогически нецелесообразным оказание данных услуг.

Заказчик обязан своевременно вносить плату за предоставленные услуги, сообщать руководителю учреждения об изменении контактного телефона и места жительства, а также об уважительных причинах отсутствия обучающегося на занятиях, проявлять уважение к педагогам, администрации и техническому персоналу. Родители (иные законные представители) должны обеспечить обучающегося за свой счет предметами, необходимыми для надлежащего восприятия образовательных услуг, в количестве, соответствующем его возрасту и потребностям. По просьбе администрации образовательного учреждения они обязаны приходить для беседы, если имеются претензии к поведению обучающегося или его отношению к получению дополнительных образовательных услуг.

Потребитель обязан посещать занятия, указанные в учебном расписании, выполнять задания по подготовке к занятиям, соблюдать учебную дисциплину и общепринятые нормы поведения, в частности, проявлять уважение к педагогам, администрации и техническому персоналу и другим обучающимся, не посягать на их честь и достоинство, бережно относиться к имуществу учреждения.

Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между исполнителем и потребителем. По требованию потребителя или исполнителя составляется смета, которая становится частью договора.

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору исполнитель и потребитель несут ответственность , предусмотренную договором и законодательством Российской Федерации.

Потребитель , обнаружив недостатки оказанных ему образовательных услуг, вправе по своему выборупотребовать :

а) безвозмездного оказания образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором;

б) соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Если в установленный договором срок недостатки не были устранены либо имеют существенный характер, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков.

Если исполнитель своевременно не приступил к оказанию образовательных услуг или если во время оказания образовательных услуг стало очевидным, что оно не будет осуществлено в срок, а также в случае просрочки оказания образовательных услуг потребитель вправе по своему выбору:

а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию образовательных услуг и (или) закончить оказание образовательных услуг;

б) поручить оказать образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

в) потребовать уменьшения стоимости образовательных услуг;

г) расторгнуть договор.

Практические все, изложенное выше, может быть отнесено к платным образовательным услугам, оказываемым в системе профессионального образования . Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 16 декабря 1998 г. «О недопустимости установления платы за образовательные услуги, оказываемые государственными и муниципальными образовательными учреждениями в рамках основных образовательных программ» 80 . Все учебные мероприятия, предусмотренные государственными образовательными стандартами среднего и высшего профессионального образования, включая ликвидацию академической задолженности, пересдачу контрольных работ, коллоквиумов, зачетов, курсовых и государственных экзаменов, лабораторных, практических работ, прохождение производственной (профессиональной) и научно-исследовательской практик, относятся к основной деятельности учреждений профессионального образования.

Также не могут рассматриваться в качестве платных услуг проведение вступительных испытаний, оформление документов при проведении вступительных испытаний и зачисление в средние специальные и высшие учебные заведения, перевод из одного образовательного учреждения в другое, с одной формы обучения на другую, с одной образовательной программы на другую, восстановление, психологическая аттестация. Поэтому взимание платы за все вышеперечисленные услуги не допускается.

Государство регулируется платные образовательные услуги в системе профессионального образования, в том числе посредством их квотирования, предусмотренного п. 10 ст. 41 Закона об образовании. Государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств учредителя заданий (контрольных цифр) по приему обучающихся подготовку и переподготовку работников квалифицированного труда (рабочих и служащих) и специалистов соответствующего уровня образования по договорам с физическими и (или) юридическими лицами с оплатой ими стоимости обучения. Прием обучающихся в такие учреждения для подготовки специалистов в области юриспруденции, экономики, менеджмента, государственного и муниципального управления на платной основе не может составлять более 50 процентов приема обучающихся по каждому направлению подготовки (специальности). При этом прием на платное обучение иностранных граждан не ограничивается. Подчеркнем, что до 28 июня 2002 г., когда вступил в силу Федеральный закон от 25 июня 2002 г. о внесении изменений в образовательное законодательство, указанная квота составляла 25 %. Итак, квотирование касается только государственных и муниципальных учреждений, которые осуществляют подготовку по наиболее престижных направлениям и специальностям (юриспруденция, экономика, менеджмент, государственное и муниципальное управление) по договорам с гражданами и негосударственными организациями.

Н.Н. Тарусина расценивает это квотирование как «безусловное и вопиющее ограничение правоспособности государственного вуза; ограничение конституционного права на высшее образование по своему выбору и на конкурсной основе». Кроме того, нарушается законодательство о свободе конкуренции. Она делает вывод, что квотирование образовательных услуг в данном случае является «откровенно протекционистской мерой в пользу частного (исключительно платного) образования» 81 .

Введение таких ограничений обусловлено, скорее всего, желанием оптимизировать ситуацию на профессиональном рынке труда по соответствующим специальностям, на котором наблюдается превышение предложения над спросом. С другой стороны, подготовка по данным специальностям открывает широкие перспективы самостоятельной занятости, поэтому в течение последних нескольких лет на рынке образовательных услуг держится повышенный, если не сказать ажиотажный спрос на данные направления подготовки. Объем платных услуг, оказываемых государственными вузами по указанным специальностям, резко возрос, а доходы от их оказания стали превышать, а в ряде случаев замещать бюджетное финансирование. Поэтому данные ограничения на практике реализуются крайне редко 82 .

Увеличение объема платных образовательных услуг вызвано еще и тем, что по названным престижным направлениям и специальностям подготовки контрольные цифры по приему на обучение с финансированием его из бюджета были сокращены. Сработал один из основных законов рынка – спрос рождает предложение. Вузы начали вести прием на коммерческое обучение, зачастую нарушая при этом лицензионные требования о предельной численности обучающихся. Это во многих случаях приводило к ухудшению качества образовательных услуг, обостряло проблему нехватки учебных площадей, библиотечного фонда, мест в общежитиях, создавало трудности при составлении расписания занятий. Проблема кадрового обеспечения учебного процесса решалась либо за счет увеличения нагрузки штатных преподавателей, либо за счет привлечения совместителей и почасовиков, которые в среднем имеют более низкую квалификацию. В связи с чем цели, которые, возможно, преследовал законодатель при введении ограничений на предоставление платных услуг в системе среднего и высшего профессионального образования, могли быть достигнуты иными способами, которые в большей степени соответствовали бы духу и букве закона. В частности, можно было бы усилить контроль за соблюдением лицензионных требований и обеспечением качества образовательных услуг, одновременно с этим сохраняя число бюджетных мест для подготовки по престижным специальностям. Кроме того, надо учитывать, что оптимизации ситуации мог бы способствовать механизм саморегулирования на рынке труда (хотя, конечно, не стоит преувеличивать его эффективность). В условиях возрождения производственных предприятий нашей страны все более востребованными становятся специалисты технических профессий, поэтому спрос на гуманитарные и технические специальности в ближайшие годы будет выравниваться, и в квотировании образовательных услуг отпадет необходимость.

Анализируя проблемы, возникающие при оказании платных образовательных услуг, нельзя обойти вопрос об использовании получаемых образовательными учреждениями средств. В большинстве случаев договоры на предоставление платных образовательных услуг составляются с предельно общими формулировками. «Руководство образовательных учреждений сосредоточивает средства, полученные от оказания платных образовательных услуг, в своем распоряжении, нередко направляя их мимо клиентов, т. е. не только на возмещение затрат по обучению конкретного студента (слушателя) (улучшение материальной базы, доплаты работникам, не связанным с организацией учебного процесса). Это противоречит самому существу договора и является основанием для соответствующих внесудебных или судебных гражданско-правовых притязаний заказчика» 83 . Качество услуги от этого может снижаться.

Развитию платных образовательных услуг должно способствовать не только повышение их качества, но и предоставление определенных налоговых льгот физическим и юридическим лицам, которые заключают соответствующие договоры. В частности, такого рода поддержка направлена на развитие дополнительного образования в форме подготовки и переподготовки кадров организаций. Так, например, согласно ст. 264 НК РФ, расходы налогоплательщика на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями учитываются при уменьшении доходов при обложении налогом на прибыль. Для этого должны соблюдаться следующие условия:

1) образовательные услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими лицензию) или иностранными, имеющими соответствующий статус;

2) подготовку или переподготовку проходят работники, состоящие в штате;

3) программа подготовки способствует повышению квалификации и более эффективному использования специалиста в этой организации в рамках деятельности налогоплательщика. Не признаются расходами на подготовку кадров расходы, связанные с организацией развлечения, отдыха или лечения, а также расходы, связанные с содержанием образовательных учреждений или оказанием им бесплатных услуг, с оплатой обучения в высших и средних специальных учебных заведениях работников при получении ими высшего и среднего специального образования.

Физическим лицам предоставляется социальный налоговый вычет в сумме, уплаченной ими в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, а также за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях. Такой вычет производится в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 25 тыс. рублей на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей (ст. 219 НК РФ). Условиями его предоставления являются наличие у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, и представление налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение. Социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения. Основанием для его предоставления является письменное заявление налогоплательщика, поданное в орган Министерства по налогам и сборам одновременно с налоговой декларацией по окончании налогового периода. Кроме того, к заявлению необходимо приложить справки о доходах родителя-налогоплательщика и об оплате обучения (по форме, утвержденной приказом Министерства по налогам и сборам, согласованным с Минобразованием от 27 сентября 2001 г.), а также копии договора с образовательным учреждением, платежных документов, подтверждающих внесение или перечисление денежных средств по данному договору и свидетельства о рождении ребенка 84 .

Вопросы для контроля

    Каким образом осуществляется финансирование образовательных учреждений?

    Какое значение для финансирования образовательного учреждения имеет факт его государственной аккредитации?

    Возможна ли приватизация образовательных учреждений? Дайте комментарии действующего законодательства по данному вопросу.

    Сформулируйте определение образовательной услуги.

    Является ли деятельность образовательного учреждения по оказанию платных образовательных услуг предпринимательской?

    Назовите известные вам особенности налогообложения образовательных учреждений.

    Как вы относитесь к проблеме квотирования образовательных услуг?

Тема 5

Организация образовательного процесса

    Понятие образовательного процесса и основные требования к его организации.

    Прием в образовательные учреждения.

    Аттестация обучающихся.

    Единый государственный экзамен.

    Документы об образовании.

Глава 3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность

Статья 25. Образовательные организации

1. Образовательной организацией признается некоммерческая организация , основной деятельностью которой, направленной на достижение целей, ради которых такая организация создана, является образовательная деятельность.

2. В пределах определенного в уставе образовательной организации предмета основной деятельности образовательная организация вправе реализовывать образовательные программы разного уровня и направленности и оказывать образовательные услуги, как безвозмездно, так и за плату, а также вести в установленном порядке научную и иную, связанную с предоставлением образования деятельность в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом к образовательным организациям определенного типа, вида, категории.

3. Право на осуществление образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации , возникают у образовательной организации с момента предоставления ей лицензии.

4. Образовательная организация вправе заниматься образовательной деятельностью, приносящей доход, в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и уставом образовательной организации, при условии использования получаемого дохода в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Образовательная деятельность, приносящая доход, не может быть осуществлена взамен и (или) в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

5. Образовательная организация вправе осуществлять наряду с образовательной иную деятельность, приносящую доход, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует этим целям.

Не допускается осуществление образовательной организацией приносящей доход деятельности, если она ведется исключительно в целях извлечения прибыли и ее передачи учредителю.

Статья 26. Создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций

1. Образовательная организация является юридическим лицом. Она может быть создана в форме учреждения или в иной организационно-правовой форме, предусмотренной гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций.

2. Учредителями образовательной организации (далее - учредитель) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для некоммерческой организации соответствующей организационно-правовой формы, могут быть:

1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования ;

В случае реорганизации органов государственной власти, органов местного самоуправления права учредителя образовательного учреждения переходят к соответствующим правопреемникам.

9. Образовательная организация создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учреждения профессионального религиозного образования (духовные образовательные учреждения) для подготовки служителей и религиозного персонала создаются и регистрируются в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях ».

10. Для регистрации образовательной организации учредитель(ли) представляет документы в соответствии с федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц .

11. Уполномоченный орган в сроки, установленные федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц, производит регистрацию образовательной организации, о чем в письменной форме уведомляет заявителя, финансовые органы, а также органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности соответствующего типа образовательных организаций - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования, или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации по лицензированию образовательной деятельности.

12. С момента регистрации образовательная организация приобретает права юридического лица в части ведения финансово-хозяйственной деятельности , предусмотренной ее уставом и направленной на подготовку к осуществлению образовательной деятельности.

13. Образовательная организация может быть реорганизована в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования по решению ее учредителя(ей) в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

14. Государственное или муниципальное образовательное учреждение может быть реорганизовано, если это не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан в сфере образования, в том числе прав граждан на получение бесплатного образования. Реорганизация муниципальных сельских дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений.

15. Образовательная организация может быть ликвидирована по решению суда в случае осуществления образовательной деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей ее уставным целям, а также по иным основаниям и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

16. Ликвидация муниципальных сельских дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений допускается только с согласия населения поселений, обслуживаемых данным учреждением, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных районов и поселений, либо сходом граждан (в поселении с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек).

17. Порядок создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений устанавливается Правительством Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом, государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, - высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений - местной администрацией муниципального образования.

18. Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных учреждений осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Статья 27. Типы образовательных организаций

1. Образовательные организации в соответствии с целями основной деятельности и видами реализуемых в ее рамках образовательных программ подразделяются на типы.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация;

2) общеобразовательная организация;

3) профессиональная образовательная организация;

4) образовательная организация высшего образования .

3. Образовательные организации, реализующие различные виды дополнительных образовательных программ, относятся к одному из следующих типов:

2) организация дополнительного профессионального образования .

4. Образовательные организации в рамках одного типа могут подразделяться на виды и категории, а также использовать специальные наименования в соответствии с особенностями осуществляемой образовательной деятельности (уровнями и направленностью образовательных программ, интеграцией различных видов образовательных программ, специальными условиями их реализации и (или) особыми нуждами обучающихся), а также дополнительно осуществляемыми функциями, связанными с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные, предусмотренные законодательством об образовании).

Основные виды и категории образовательных организаций одного типа и порядок их деятельности устанавливаются настоящим Федеральным законом. С целью обеспечения развития системы образования иные виды и категории образовательных организаций соответствующего типа могут быть дополнительно установлены в соответствии с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации Правительством Российской Федерации, а также - в отношении образовательных организаций, реализующих основные и (или) дополнительные общеобразовательные программы - в соответствии с законами субъекта Российской Федерации субъектами Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

6. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, формируется номенклатура (перечни) видов, категорий и используемых для их обозначения специальных наименований образовательных организаций, а также при необходимости устанавливаются особенности организации образовательного процесса и осуществления образовательной деятельности отдельными видами, категориями образовательных организаций.

Субъект Российской Федерации в случае установления им дополнительного вида, категории образовательной организации определяет особенности организации деятельности образовательной организации такого вида (категории) в соответствии с законодательством об образовании.

7. Особенности деятельности федеральных государственных образовательных учреждений, реализующих образовательные программы по направлениям подготовки (специальностям) в области обороны и безопасности государства (военно-учебных заведений), устанавливаются Правительством Российской Федерации; федеральных государственных образовательных учреждений, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу и (или) наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, определяются федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции учредителя, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

9. Тип, вид, категория (при наличии) образовательной организации определяются при ее создании или реорганизации учредителем в соответствии с законодательством об образовании и закрепляются в уставе. Установленный учредителем образовательный статус образовательной организации подтверждается (устанавливается) при ее государственной аккредитации , если иное не предусмотрено федеральными законами.

10. Перечень показателей деятельности образовательной организации, необходимых для определения его типа и вида (за исключением дошкольной образовательной организации, образовательной организации дополнительного образования детей), утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Критерии показателей, необходимых для определения типа и вида образовательной организации, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с их компетенцией в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, на основании требований законодательства об образовании и с учетом сведений, содержащихся в информационных системах государственной аккредитации

при установлении в результате государственной аккредитации иного образовательного статуса;

по инициативе учредителя;

при реорганизации в порядке, предусмотренном уставом образовательной организации.

12. Наименование образовательной организации наряду с формой собственности, организационно-правовой формой должно содержать указание на характер ее деятельности посредством использования слова «образовательная» или производных от него слов, а также включать название ее вида, если иное не установлено федеральными законами, указами Президента Российской Федерации или актами Правительства Российской Федерации. При необходимости в наименовании образовательной организации указывается ее специальное название.

13. Образовательная организация, не прошедшая лицензирование в течение трех месяцев с даты внесения записи о ней в Единый государственный реестр юридических лиц либо получившая отказ в предоставлении лицензии, не вправе использовать в своем наименовании слова, указывающие на осуществление ею образовательной деятельности.

14. Использование в наименовании образовательной организации слов и словосочетаний «Россия», «Российская Федерация», «федеральный», а также производных от них слов и словосочетаний допускается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. При изменении образовательного статуса образовательной организации в ее наименование в обязательном порядке вносятся соответствующие изменения.

Статья 28. Устав образовательной организации

1. Образовательная организация действует на основании устава, разрабатываемого и утверждаемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере образования.

2. Порядок утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения устанавливается Правительством Российской Федерации, государственного образовательного учреждения, находящегося в ведении субъекта Российской Федерации, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образовательного учреждения - органом местного самоуправления.

3. Устав образовательной организации должен содержать следующие сведения:

1) наименование образовательной организации;

2) организационно-правовая форма, тип, вид категория (при наличии) образовательной организации; ее учредитель(ли);

3) место нахождения образовательной организации;

4) предмет и цели деятельности образовательной организации;

5) филиалы и представительства образовательной организации;

6) структура, компетенция органов образовательной организации, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности этих органов;

7) виды основной деятельности (образовательная и иная связанная с предоставлением образования деятельность) образовательной организации;

8) исчерпывающий перечень видов приносящей доход деятельности образовательной организации (для государственных и муниципальных учреждений - в пределах, установленных настоящим Федеральным законом);

9) порядок финансового и материально-технического обеспечения образовательной организации ее учредителем;

10) порядок распоряжения имуществом, приобретенным образовательной организацией за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.

4. Помимо сведений, указанных в части 3 настоящей статьи, устав образовательной организации должен содержать следующие сведения:

1) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

2) язык или языки, на которых ведутся обучение и воспитание;

3) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) правила приема обучающихся;

б) продолжительность обучения по основным и (или) дополнительным образовательным программам;

в) режим занятий обучающихся;

10. Образовательная организация в установленном законодательством Российской Федерации порядке несет ответственность за:

1) невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции;

2) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с утвержденными учебными планами; качество предоставляемого образования в соответствии с установленными требованиями;

3) соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психо-физиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

4) жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации во время образовательного процесса;

5) нарушение прав и свобод обучающихся и работников образовательной организации;

6) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

11. Непосредственный контроль соответствия деятельности образовательной организации целям, предусмотренным ее уставом, исполнения ею законодательства Российской Федерации, устава, лицензионных требований и условий, а также ее образовательной и финансово-хозяйственной деятельности осуществляет учредитель (учредители) в пределах своей компетенции.

12. Надзор за соблюдением образовательной организацией законодательства об образовании, контроль лицензионных требований и условий и качества предоставляемого ею образования осуществляет в пределах своей компетенции государственный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и выдавший ей лицензию на ведение образовательной деятельности.

13. Контроль за исполнением законодательства Российской Федерации в области бюджетной и финансовой дисциплины в образовательных организациях осуществляют уполномоченные органы государственной власти в пределах своих полномочий.

14. За нарушение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, требований к осуществлению образовательной деятельности и организации образовательного процесса образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях .

15. Должностные лица образовательной организации несут установленную законодательством Российской Федерации дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за искажение государственной отчетности.

Статья 33. Организации, осуществляющие обучение

1. В Российской Федерации научные организации и иные организации, в том числе созданные в форме коммерческих организаций, могут осуществлять образовательную деятельность в качестве дополнительной к своей основной деятельности по образовательным программам, установленным настоящим Федеральным законом. Такие организации относятся к организациям, осуществляющим обучение, и не являются образовательными.

2. Организации, указанные в части 1 настоящей статьи, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензии по программам профессиональной подготовки и дополнительным профессиональным образовательным программам, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом. Научным организациям предоставляется право реализовывать помимо вышеуказанных основные образовательные программы высшего образования - программу магистратуры и программу подготовки научно-педагогических кадров, а также программы подготовки научных кадров.

2. Организации, осуществляющие обучение, не вправе реализовывать профессиональные образовательные программы по направлениям подготовки и специальностям в области обороны и безопасности государства.

3. Организации, осуществляющие обучение, приобретают право вести образовательную деятельность с момента получения соответствующей лицензии.

4. Для ведения образовательной деятельности организациями, осуществляющими обучение, в структуре организации создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение, в соответствии с законодательством об образовании и уставом.

5. На организации, осуществляющие обучение, в части образовательной деятельности распространяются права и обязанности образовательных организаций, реализующих соответствующие образовательные программы и (или) программы профессиональной подготовки, предусмотренные законодательством об образовании, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

6. Особенности реализации образовательных программ, не противоречащие законодательству об образовании, могут быть регламентированы локальным актом организации, осуществляющей обучение.

7. Права работников специализированных структурных образовательных подразделений организаций, осуществляющих обучение, не могут быть менее предусмотренных законодательством Российской Федерации прав работников образовательных организаций, реализующих соответствующие образовательные программы и (или) программы профессиональной подготовки.

/Статья Новый закон «Об образовании»: что нового ждет частные образовательные организации с 01 сентября 2013 г.?

Новый закон «Об образовании»: что нового ждет частные образовательные организации с 01 сентября 2013 г.?

С 01 сентября 2013 г. вступает в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Одновременно Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» и Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» утрачивают силу. Теперь деятельность всех образовательных организаций, в том числе высшего и послевузовского профессионального образования, регулируется одним законом. Об основных положениях нового закона, касающихся частных образовательных организаций (учреждений), рассказывает Кололеева Светлана Викторовна, Руководитель корпоративной практики Юридической фирмы «Юста Аура».

1. Главное изменение - расширение круга лиц, имеющих право заниматься образовательной деятельностью

Напомним, по ранее действовавшему Закону РФ «Об образовании» образовательная деятельность не являлась предпринимательской, и осуществлять ее могли только некоммерческие организации (негосударственные образовательные частные учреждения, автономные некоммерческие организации и др.). Теперь же новым Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее по тексту - закон) право вести образовательную деятельность наряду с некоммерческими организациями предоставлено также коммерческим организациям и даже индивидуальным предпринимателям (а положение о том, что образовательная деятельность не является предпринимательской, исключено).

В ст. 2 закона содержатся основные используемые в нем понятия. Теперь организации, осуществляющие образовательную деятельность, делятся на две группы: образовательные организации и организации, осуществляющие обучение. Образовательными организациями, как и прежде, остаются некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых они созданы (п. 18 ст. 2 закона).

В п. 19 ст. 2 закона содержится дефиниция понятия «организация, осуществляющее обучение», согласно которой это «юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности».

Частью 1 ст. 31 закона к организациям, осуществляющим обучение, отнесены осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.

Формулировка «иные юридические лица» включает и коммерческие организации. Однако право коммерческих организаций на ведение образовательной деятельности ограничено закрытым перечнем реализуемых образовательных программ - согласно ч. 5 ст. 31 закона они вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам.

Итак, коммерческие организации вправе реализовывать следующие образовательные программы: профессионального обучения, дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (ч. 2 ст. 23 закона), дополнительные общеобразовательные и дополнительные профессиональные образовательные программы (ч. 3 ст. 23 закона). Таким образом, в форме коммерческой организации не может быть создана общеобразовательная организация (начальное общее, основное общее и среднее общее образование (п. 2 ч. 2 ст. 23 закона); профессиональная образовательная организация (среднее профессиональное образование (п. 3 ч. 2. ст. 23 закона) и образовательная организация высшего образования (п. 4 ч. 2 ст. 23 закона).

Однако следует еще раз обратить внимание на дефиницию, содержащуюся в п. 18 ст. 2 закона, - образовательная деятельность коммерческих организаций может осуществляться ими только в качестве дополнительного, а не основного вида деятельности.

Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников. Им разрешено обучать по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения (ч. 3 ст. 32 закона). ИП, ведущим образовательную деятельность непосредственно (лично) без привлечения педагогических работников, в силу ч. 2 ст. 91 закона лицензия не требуется. Тем же кто, привлекает педагогических работников, разрешено вести образовательную деятельность без лицензии до 01.01.2014 г. В случае неполучения до истечения указанного срока лицензий они обязаны прекратить осуществление образовательной деятельности с привлечением педагогических работников.

Согласно п. 20 ст. 2 закона ИП по правовому статусу приравниваются к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, если иное не предусмотрено законом.

2. Изменены типы образовательных организаций

Законом предусмотрено шесть типов образовательных организаций: дошкольная, общеобразовательная, профессиональная, высшего образования, дополнительного образования, дополнительного профессионального образования. Профессиональная образовательная организация реализует в качестве основной цели деятельности программы среднего профессионального образования, однако в качестве дополнительных целей праве обучать по основным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным и дополнительным профессиональным программам. Образовательные организации высшего профессионального образования вправе реализовывать помимо непосредственно высшего образования, также все перечисленные выше программы профессиональной образовательной организации.

Указание законодателем на конкретные дополнительные виды образовательной деятельности, которые вправе осуществлять образовательная организация, направлено на устранение неопределенности в правоприменении, а значит является положительной стороной закона.

3. Упрощены требования к уставу образовательной организации

В ранее действовавшем Законе РФ «Об образовании» ст. 13 предусматривала большой перечень сведений, которые в обязательном порядке включались в устав. Сейчас ст. 25 закона устанавливает, что наряду с положениями устава, предусмотренными общими нормами (п. 2 ст. 52 ГК РФ, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») устав образовательной организации должен содержать: тип образовательной организации; сведения об учредителе, учредителях; виды образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; структуру и компетенцию органов управления, порядок их формирования и сроки полномочий. Как видно, этот перечень существенно меньше перечня, содержащегося в ст. 13 ранее действовавшего закона.

4. Изменена структура органов управления образовательной организации

Частью 4 ст. 26 вводятся обязательные коллегиальные органы управления: общее собрание (конференция) работников (в профессиональной образовательной организации и организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся) и педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет). Компетенция этих органов, порядок формирования и сроки полномочий определяются образовательной организацией самостоятельно и закрепляются в уставе. Полагаем, на практике в частных образовательных организациях эти органы будут создаваться лишь формально и наделяться минимальными полномочиями.

5. Вводится информационная открытость (публичность) образовательной
организации. А ее несоблюдение влечет административную ответственность

Так, ст. 29 закона предусмотрена обязанность образовательной организации размещать информацию в сети Интернет, в т.ч. на официальном сайте организации (а значит вводится и обязанность образовательной организации иметь сайт), в частности:

о дате создания образовательной организации, об учредителе, учредителях;

о структуре и об органах управления образовательной организацией;

о численности обучающихся по реализуемым образовательным программам за счет бюджетных ассигнований и по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц;

о руководителе образовательной организации, его заместителях, руководителях филиалов (при их наличии);

о персональном составе педагогических работников с указанием уровня образования, квалификации и опыта работы;

о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся);

о количестве вакантных мест для приема (перевода) по каждой образовательной программе;

о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года.

Также на сайте образовательной организации должны размещаться: устав, лицензия, свидетельство о государственной аккредитации; план финансово-хозяйственной деятельности, правила внутреннего распорядка обучающихся, правила внутреннего трудового распорядка; документ о порядке оказания платных образовательных услуг, в том числе образец договора об оказании услуг, документ об утверждении стоимости обучения по каждой образовательной программе, предписания органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчеты об исполнении таких предписаний.

Указанная информация и документы подлежат опубликованию в течение 10 дней с даты их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений.

С одной стороны, введение принципа открытости является положительным моментом, направленным на обеспечение соблюдения прав потребителей (абитуриентов и обучающихся). С другой стороны, для самих образовательных организаций это является скорее негативным моментом, т.к. на них возлагаются дополнительные обязанности: иметь официальный сайт в сети Интернет (не все образовательные организации имеют сайт, небольшие образовательные организации, особенно детсады и прочие социально-ориентированные образовательные организации зачастую не могут себе этого позволить) и раскрывать информацию, которой могут воспользоваться не только потребители, но и конкуренты образовательной организации.

Частью 2 ст. 5.57 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод. В данном случае речь идет о нарушении права обучающихся на информацию.

Санкция ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ предусматривает штрафы в следующих размерах: на должностных лиц в размере от 10 тысяч до 30 тысяч рублей; на юридических лиц — от 50 тысяч до 100 тысяч рублей.

Полагаем, такие штрафы будут стимулировать образовательные организации к соблюдению введенного новым законом принципа открытости (публичности).

Вполне вероятно, в связи с новым законом в КоАП РФ может быть включен специальный состав административного правонарушения с более строгим наказанием. А пока нарушение принципа открытости будет квалифицироваться по ч. 2 ст. 5.57 КоАП РФ.

6. На все ранее созданные образовательные организации возложена обязанность
привести свои наименования и уставы в соответствие с новым законом до 01.01.2016 г.

Наименования должны включать указание на тип образовательной организации. Например, если ранее было НОЧУ СПО, то по новому закону это НОЧУ ПОО (или НЧУ ПОО); НОЧУ ДПО — НЧУ ОДПО.

7. Установлена обязанность переоформить лицензии.

В целях приведения образовательной деятельности в соответствие с новым законом ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются до 01.01.2016 г.

8. Исключена специальная норма о реорганизации образовательных организаций.

Напомним, что ранее действовавшим Законом РФ «Об образовании» было предусмотрено ограничение на реорганизацию в форме преобразования — образовательное учреждение могло быть преобразовано только в иную некоммерческую образовательную организацию (ч. 1 ст. 34). Тогда как ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» допускается преобразование частного учреждения в хозяйственное общество. То есть законом был предусмотрен специальный порядок реорганизации частных образовательных учреждений.

В новом законе норма о реорганизации — ч. 10 ст. 22 — звучит так: «Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании». Однако никаких ограничений возможности преобразования образовательной некоммерческой организации в коммерческую (например, частного учреждения в хозяйственное общество) новым законом не предусмотрено. Конечно, возможность такого преобразования обусловлена типом образовательной организации и реализуемых ей образовательных программ. Безусловно, реорганизация частного учреждения высшего или среднего профессионального образования в ООО невозможна, поскольку ООО не праве реализовывать указанные образовательные программы. Однако, например, частное учреждение дополнительного или дополнительного профессионального образования может преобразоваться в ООО, т.к. по новому закону, как уже отмечалось ранее, коммерческие организации вправе реализовывать программы профессионального обучения, дополнительного и дополнительного профессионального образования.

9. Сохранена норма о судьбе имущества образовательной организации в случае ее ликвидации.

Правовая норма, согласно которой при ликвидации образовательной организации ее имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования, «перекочевала» из ранее действовавшего закона в новый. Теперь эта норма закреплена в ч. 3 ст. 102 закона.

10. Вводятся независимая оценка качества образования (ст. 95 закона) и общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 96 закона). Однако они являются добровольными и не влекут каких-либо правовых последствий; осуществляются специализированными организациями по инициативе образовательной организации.

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт

Деятельность по производству и реализации товаров, работ и необразовательных услуг

В соответствии с п. 1 ст. 47 Закона РФ «Об образовании» образова­тельное учреждение вправе вести предпринимательскую деятельность, предусмотренную его уставом. В уставе образовательного учрежде­ния в обязательном порядке закрепляется структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в томчисле в части «осуществления предпринимательской и иной принося­щей доход деятельности» (пп. 6 «г» п. 1 ст. 13).

В п. 2 ст. 47 Закона РФ «Об образовании» устанавливается, что к предпринимательской деятельности образовательного учреждения относятся:

торговля покупными товарами, оборудованием;

оказание посреднических услуг;

долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

* В отношении федеральных государственных образовательных учреждений такая норма из года в год включается в федеральных закон о федеральном бюджете на соответствующий год (например, ст. 30 Федерального закона от 26 декабря 2005 г. № 185-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006 год»).

ведение приносящих доход иных внереализационных операций, не­посредственно не связанных с собственным производством предус­мотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Исходя из этого, деятельность образовательного учреждения по реализации предусмотренных уставом этого образовательного учреж­дения производимой им самим продукции, работ и услуг не относит­ся к предпринимательской, а является «иной приносящей доход дея­тельностью». Однако, как уже отмечалось, на сегодняшний день такая дифференциация не играет принципиальной роли.

На практике наиболее распространена такая деятельность государ­ственных и муниципальных образовательных учреждений, как торгов­ля покупными товарами, как правило, продуктами питания и канце­лярскими товарами, а также реализация производимой самим обра­зовательным учреждением продукции.

Торговля продуктами питания в школе может осуществляться в бу­фетах и столовых, являющихся структурными подразделениями обра­зовательного учреждения. Согласно пп. «д» п. 2 Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляю­щих предпринимательскую деятельность без образования юридичес­кого лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказа­ния услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики сво­ей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуще­ствлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин, утвержденного постановлением Совета министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 г. № 745, де­нежные расчеты с населением по обеспечению питанием учащихся и сотрудников общеобразовательных школ и приравненных к ним учеб­ных заведений во время учебных занятий могут осуществляться без применения контрольно-кассовых машин.

Некоторые проблемы на практике вызывают вопросы реализации продукции, работ и услуг, которые сделаны руками обучающихся. Так, часто на уроках трудового обучения ученики изготавливают различные поделки, которые в дальнейшем можно реализовать как сувениры, про­изведения народных промыслов и т.д. В ходе занятий ученики исполь­зуют материалы, купленные на средства школы, и школьные инструмен­ты. Возникает вопрос, как по закону должны распределяться доходы от реализации изделий, созданных учениками в процессе обучения?

Согласно ст. 220 Гражданского кодекса РФ право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником ма­териалов. Школа как учреждение юридически не является собственни­ком своего имущества, оно закреплено за школой на праве оператив­ного управления. Собственником же имущества является учредитель школы. Таким образом, при изготовлении из материалов, принадле­жащих школе на праве оперативного управления, новых изделий соб­ственником этих изделий становится учредитель школы, а сама школа приобретает на них право оперативного управления.

Из этого правила есть одно исключение: «если стоимость перера­ботки существенно превышает стоимость материалов, право собствен­ности на новую вещь приобретает лицо, которое, действуя доброволь­но, осуществило переработку для себя» (абзац второй п. 1 ст. 220 Граж­данского кодекса РФ). Термин «существенно превышает» является оценочным и используется сторонами при отстаивании своей пози­ции в суде, для нас тут более важно другое - указание, что переработ­ка выполнена лицом «для себя». На уроках трудового обучения, осо­бенно при целевой направленности на последующую реализацию из­делий, переработка осуществляется по заданию учителя, который оп­ределяет требования к изделию и указывает, что готовую работу уче­ник должен будет сдать.

Согласно п. 2 ст. 220 Гражданского кодекса РФ, если иное не пре­дусмотрено договором, собственник материалов, приобретший пра­во собственности на изготовленную из них вещь, обязан возместить стоимость переработки осуществившему ее лицу. Таким образом, если строго следовать букве закона, ученики имеют право получить некоторую компенсацию за переработку. Поэтому между школой и учениками должно быть заключено соглашение, которое определяет порядок оплаты труда обучающихся при изготовлении той или иной продукции. На практике заключение таких соглашений практически не производится по ряду причин. Во-первых, при выплате в пользу обу­чающихся каких-либо средств в качестве платы за работу школе необ­ходимо будет уплатить единый социальный налог, а самим обучаю­щимся - налог на доходы физических лиц. Во-вторых, средства, вы­рученные от продажи таких сувениров и другой продукции, изготав­ливаемой руками школьников, направляются на решение различныхпроблем школы, т.е. в конечном итоге в любом случае расходуются в пользу обучающихся. Поэтому если ученики осознают тот факт, чтосредства, получаемые школой, расходуются на нужды образователь­ного процесса и согласны с этим, то можно оформить их согласие на безвозмездную работу в пользу школы заявлением (распиской) сле­дующей формы:

«(дата)

Мы, нижеподписавшиеся ученики 9-го класса МОУ «Средняя школа № ___ города ______ » (далее - Школа), подтверждаем, что осуще­ ствляем изготовление деревянных изделий на уроках трудового обу­ чения безвозмездно в пользу Школы в течение всего времени обу­чения в Школе.

(подписи учеников)»

Следует отметить, что подобную расписку могут давать только уче­ники, достигшие четырнадцатилетнего возраста, поскольку в соответ­ствии с п. 2 ст. 26 ГК РФ они самостоятельно распоряжаются своимзаработком. Что же касается младших обучающихся, то подобный от­каз от их имени должен быть совершен их родителями, т.к. они само­стоятельно не могут совершать такие сделки (ст. 28 ГК РФ).

Работа обучающихся на пришкольном участке распространена в сель­ской местности, где при отсутствии платежеспособного спроса на до­полнительные платные образовательные услуги зачастую единствен­ный реальный способ заработать деньги - это вырастить и продатьсельхозпродукцию или использовать ее для собственных нужд (чаще всего для питания учащихся). Следует отметить, что если обучающие­ся работают на участке без специальной оплаты (например, в случае, когда выращенные овощи используются для организации бесплатно­го питания, а на средства от реализации покупаются учебники), то не­обходимо согласие обучающихся и их родителей на такой труд (п. 14 ст. 50 Закона РФ «Об образовании»).

Организовать же труд обучающихся на пришкольном участке на воз­мездной основе юридически намного сложнее. Во-первых, необходи­мо заключение трудового договора, который по общему правилу мо­жет быть заключен с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет, а при определенных условиях - с лицами, достигшими четырнадцати лет. Заключение трудового договора с обучающимися до четырнад­цати лет для выполнения сельскохозяйственных работ ст. 63 Трудово­го кодекса РФ не допускается. Во-вторых, опять же будут иметь место финансовые потери при налогообложении. Поэтому на практике, оче­видно, применима только первая модель организации работы на при­школьном участке - формально безвозмездная со стороны обучаю­щихся.