Сила магнетизма человека. Как развить магнетизм в себе. Личный магнетизм: свойства магнетической личности. странный взгляд. всегда вежлив. магнетический человек бережет свое знание про себя. он пользуется вашей силой

Выразительная речь - особое искусство и мощный инструмент убеждения и воздействия на окружающих. Люди, которые умеют четко и красиво выражать мысли, вызывают расположение, успешны в достижении целей.

Добиться этого помогают навыки выразительного чтения художественных текстов. Тогда и собственные мысли облекут элегантную, привлекательную форму.

Что важно знать, чтобы освоить выразительное чтение

Для того чтобы стать выразительным рассказчиком или чтецом, важны следующие вещи:

  • техника дыхания;
  • хорошая дикция;
  • произношение слов в соответствии с нормами языка.

Контроль дыхания

Контролировать дыхание можно научиться самостоятельно. В момент паузы делают глубокий вдох, а затем равномерно выдыхают воздух до следующей паузы. Умение приходит с практикой.

Слежение за дикцией

Хорошая дикция нечасто дается от природы, для развития произношения выполняют специальные упражнения и учат скороговорки.

Соблюдение норм произношения

Главные приемы, которые используют, чтобы добиться выразительности речи - это ударение, паузы, интонация. С помощью логического ударения выделяют смысловые, эмоциональные центры.

Паузы помогают привлечь внимание, передать переживания, подчеркнуть значимость.

Без интонации невозможно правильно передать содержание произведения и эмоциональную окраску. Чувства выражаются также силой голоса и скоростью изложения.

Памятка работы над выразительным чтением

  • Чтобы приобрести навыки красивого чтения, придерживайтесь следующего алгоритма:
  • Выберите понравившийся отрывок произведения.
  • Начните работу с небольшого куска. Используйте техническое устройство для записи голоса, например, диктофон. При прослушивании вы лучше заметите ошибки в прочтении.
  • Если в тексте встречаются непонятные слова, нужно разобраться с их значением.
  • После первого прочтения сделайте разметку текста с учетом пауз и интонаций. Укажите стрелками нисходящую и восходящую тональность. Отметьте короткую паузу одной чертой вертикально, длинную - двумя.
  • Прочувствуйте главную идею, чтобы верно определить логическое ударение.
  • Прочтите отрывок снова, соблюдая паузы, ударение и интонацию.
  • Работая над полным произведением, продумайте переходные моменты, которые несут психологическую значимость и подчеркнут кульминацию сюжета, его развязку.
  • Окрасьте речь эмоционально, используя силу и темп звучания. Для этого необходимо представить настроение автора и его героев. Сильные чувства передавайте более громкой речью, скорбь и грусть - тихим, приглушенным голосом. Быстрый темп поможет выразить всплеск эмоций, медленный - подчеркнет торжественность момента.

Применяя несложную технику и практикуясь, можно научиться мастерски читать литературные произведения. Кроме применения практических навыков, необходимо прочувствовать и понять внутренний смысл того, что хотел сказать автор.

Выразительное чтение – это особое искусство, которому нужно учиться с раннего детства. Учиться этому искусству в школе уже поздно. Некоторые современные дети и подростки равнодушны к слову и поэзии. Имя поэта ничего для них не значит. Они читают на сцене стихотворения великих поэтов небрежно, крикливо или монотонно, не вникая в сюжет стихотворения, не прочувствовав настроения автора, главной идеи… Это говорит об отсутствии вкуса, воображения, глубокого восприятия.

Как объяснить ребенку, что выразительное чтение высокой поэзии — большая ответственность? Причина отсутствия правильного восприятия поэзии кроется в традициях воспитания, о которых мы часто забываем. К сожалению, устное народное творчество, которое передавалось из поколения в поколение в течение многих веков, сегодня уходит в прошлое. Не каждая современная мама владеет фольклором и народной поэзией.

Известно, что любовь к слову рождается в самом раннем возрасте. Ребенок с рождения слышит родную речь, познает красоту слова через потешки, песенки-пестушки, прибаутки. Годовалый малыш с удовольствием слушает детские народные стихи, учится подражать звукам, играть. В этом возрасте детям интересны следующие темы для выразительного чтения: поведение животных, жизнь птиц, красота окружающего мира, режимные мероприятия: умывание, купание, прием пищи…

К двум годам он повторяет простые стихи и правильно передает их интонацию. Ребенок вслушивается в простые стихи Бориса Заходера, Валентина Берестова, Елены Благининой, Сергея Михалкова, Эммы Мошковской, осмысливает их, выражает свои чувства. Он воспринимает услышанное как нечто личное, близкое. От коротких стихов нужно постепенно переходить к длинным. Важно обращать внимание на чистоту звуков, произношение каждого слога, интонацию.

Обратите внимание!!!

Благодаря этой хитрости Ваш компьютер после каждой перезагрузки будет в идеальном состоянии. Если компьютер настроен в соответствии с нашими рекомендациями, что бы не произошло с вашей операционной системой и файлами, его достаточно перезагрузить и он снова будет работать, как и раньше.

Любое стихотворение Б. Заходера доставляет ребенку радость и удивление. В стихотворении про ежа малыш задает вопрос от себя и отвечает от имени ежа тонким жалобным голосом.

— Что ж ты, еж, такой колючий?
— Это я на всякий случай:
Знаешь кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!

Заучивание стихотворения Э. Мошковской «Кислые стихи» — это работа над постановкой красивой образной речи, выражением эмоции мимикой и жестами.

Кислые стихи (Э. Мошковская)

Встало солнце кислое,
Смотрит — небо скисло,
В кислом небе кислое облако повисло…
И спешат несчастные кислые прохожие
И едят ужасное кислое мороженое…
Даже сахар кислый!
Скисло всё варенье!
Потому что кислое было настроение.

С двухлетнего возраста ребенок познает и большую поэзию, которая является отражением его мироощущения. Маленького ребенка завораживает волшебная мелодика, магическое сочетание звуков, красота слов в сказках и стихах А. С Пушкина. В произведениях А. С. Пушкина ребенок черпает удивительные образы («невидимка-луна», «румяная заря», «белка-затейница», «снег летучий», «гусей крикливых караван»…), которые в дальнейшем послужат пробуждению фантазии, обогащению внутреннего мира.

К. И. Чуковский писал в своей книге «От двух до пяти»:

«Стихи для детей – норма человеческой речи, естественное выражение их чувств и мыслей».

Маленькие дети с удовольствием повторяют за мамой любимые детские стихи. Стоит маме прочитать первую строчку, ребенок тотчас берет инициативу в свои руки и проговаривает стихотворение до конца. Процесс заучивания стихотворения не навязывается ребенку. Это игра в виде стихотворного общения с мамой, которая постоянно предлагает что-то новое, удивительное, красивое, понятное, родное. Так , речь ребенка. Мама эмоционально рассказывает ребенку стихи (на прогулке, во время купания, бодрствования…) ребенок с интересом слушает, удивляется, повторяет и радуется своим успехам.

Выразительное чтение приносит детям дошкольного и школьного возраста, взрослым эстетическое удовольствие. На самом деле процесс заучивания стихотворения — приятное занятие.

Стихи учатся легко благодаря присущему им ритму.

Весь процесс заучивания состоит из определенных этапов, которые соблюдаются в зависимости от индивидуальных особенностей человека. Люди с хорошей памятью запоминают стихи сразу после нескольких прочтений.

Первый шаг – знакомство с текстом: Прочитайте стихотворение вслух 3-5 раз. Вдумайтесь в его название. Вы должны понять смысл каждой строки. Читайте медленно и внятно, делайте паузы, постарайтесь пережить каждый звук, каждое слово. Прочувствуйте нарастание эмоционального напряжения в отдельных строках. Вдумайтесь в сюжет произведения, осмыслите логические связи. Выберите темп и ритм чтения. Поставьте логические паузы на месте знаков препинания (такие остановки придают высказыванию законченность).

После запятой делайте короткую паузу, после точки или многоточия – длинную. Отметьте места психологических значимых пауз перед фразой или после нее, перед предложением и после него. Этот прием выразительности помогает точно передать суть предложения.
Познакомьтесь с историей создания стихотворения, чтобы получить полную информацию об авторе и обстоятельствах, побудивших написать данное произведение. Это поможет точнее передать образ, созданный автором. Определите мотивы поступков героев, представьте их чувства, переживания.

Второй шаг: Представьте образ, чувства, настроение произведения… Развивайте в себе способность воображения для полноты восприятия. Читайте стихотворение с теми чувствами, которые ощутили в себе.

Третий шаг: Подумайте, достигли ли вы полного понимания? Совпали ли ваши чувства с чувствами автора?

Четвертый шаг: Прочитайте стихотворение своим близким. Предложите им прочитать произведение, чтобы найти различия в чтении отдельных строк. Обсудите разницу прочтения, выберите правильный вариант.

Пятый шаг: Разбейте стихотворение на несколько частей (блоков). Учите стихотворение по блокам (сначала первый блок, потом – второй и т. д.) Запоминайте стихотворение не по строчкам, а по строфам. Это сохранит логику между отдельными частями произведения.

Шестой шаг: Читайте наизусть стихотворение до тех пор, пока не добьетесь точности, яркости, искренности прочтения.

Седьмой шаг: Используйте средства выразительного чтения: Правильное дыхание (техника обучения, используемая в ораторском искусстве). . Отрегулируйте объем и частоту вдохов и выдохов. Делайте глубокий вдох во время паузы. Набранного воздуха должно хватить до следующей паузы. Выдыхайте воздух неслышно, незаметно, равномерно. Не пытайтесь ускорять темп или искусственно «дотянуть» до паузы – нехватка воздуха искажает голос.

Интонация и тембр — важнейшие инструменты выразительного чтения. Учитесь передавать чувства и эмоции автора тембром голоса. Стихотворение, где присутствует авторская речь, само указывает на интонацию (повышение или понижение голоса). Чтец должен пропустить текст через себя, чтобы донести его содержание до слушателя.

Мимика и жесты. Эти инструменты выразительного чтения помогают привлечь внимание слушателя, овладеть аудиторией. Переборщить с мимикой, построить гримасу – значит испортить впечатление слушателей от чтения. Мимика должна точно соответствовать эмоциям чтеца. «Играть лицом» и одновременно сосредотачиваться на голосе – сложно. Это настоящее актерское мастерство. Жесты чтеца не должны противоречить тексту. Размашистая и активная жестикуляция может полностью изменить суть стихотворения, превратить выступление в клоунаду.


В Интернете представлены видеозаписи актеров, читающих стихотворения известных поэтов. Однако чтение у всех совершенно разное. Прослушивание чужого прочтения – возможность найти золотую середину.

Красивое выразительное чтение – результат совместного труда детей и родителей. Я рассказала родителям о том, с чего начинается восприятие слова и как научить ребенка выразительно читать стихи для того, чтобы они вовремя открыли ребенку мир гармонии и красоты, мир поэзии.

Уважаемый читатель! Как вы думаете, кто должен научить ребенка правильному восприятию поэзии?

Советую подписаться на обновления блога и рекомендовать статью друзьям с помощью кнопок социальных сетей, а также оставить свои комментарии. До новых встреч!

Ораторское искусство ценилось во все времена. Люди, способные выразительно излагать свою мысль, становились полководцами и правителями. Именно такие люди возглавляли дальние походы, создавали идеологии и были способны увести массы за собой. Поэты, которые умели красиво говорить, словно древнегреческий Орфей, завлекали граждан своими словами, заставляя себя боготворить. И сейчас люди, способные четко и красиво выражаться, добиваются больших успехов в бизнесе и пользуются большим доверием со стороны окружающих. Поэтому важно поработать над выразительностью своей речи. Если вы хотите узнать, как выразительно читать стихи, то следуйте указанным ниже советам!

Основные теоретические аспекты выразительного чтения

Учиться выразительному чтению необходимо с раннего детства, когда ребенок только начинает формировать свое произношение. И стихи лучше всего для этого подходят. Наличие рифмы упрощает чтение, одновременно делая текст эмоционально более насыщенным. Для того, чтобы добиться выразительного чтения, необходимо проникнуться текстом стиха и понять его суть. Желательно выучить стихотворение наизусть, тем самым сосредоточившись впоследствии на выразительности чтения.

    Чтобы понять, как научиться читать стихи, важно определить и построить ее художественную схему. Она включает в себя:
  • Логическое ударение
  • Пауза
  • Интонация

В любом выражении есть отдельные слова и словосочетания, которые вбирают в себя 90% смысловой нагрузки. В них содержится вся «душа и внутренняя сущность» текста. Они служат эмоциональными центрами всего повествования и, само собой, их необходимо выделить из общей массы слов. Именно для этой цели и существует логическое ударение. К. С. Станиславский называл его «указательным пальцем выразительности речи». Именно оно является лакмусовой бумажкой главного слова в предложении. В школьных учебниках младших классов эти слова выделяются различными способами (например, разрядкой или с помощью кавычек). Однако в стихах такое выделение встречается крайне редко. Поэтому логическое ударение в них представлено целым комплексом интонационных и звуковых средств: темпом и силой голоса, паузами, удлинение звуков и др. При работе с любым текстом, старайтесь вычленить оттуда основную мысль, «корень повествования» и выделить его при помощи логического ударения. Это поможет вам понять, как читать стихи с выражением.

Так, например, ударные строки в стихотворении можно выделить при помощи резкого усиления голоса. Здесь особо характерны стихотворные басни, так как в них всегда содержится мораль, обязательная для выделения. Также силой голоса можно передать эмоциональное состояние оратора. Если речь идет о сильных эмоциях, типа испуга или напротив, торжества — то речь читателя становится более громкой. А вот выражать горестные эмоции принято более тихим голосом.

Еще одним важным инструментом, который позволяет добиться выразительного чтения — это пауза . С помощью паузы можно разбить монотонный звуковой поток на несколько частей, тем самым сделав его более понятным для понимания. Часто, для понимания роли паузы, в младшей школе прибегают к рифмованным пословицам.

В тексте паузой обычно обозначается многоточие и символизирует она некое душевное переживание, раздумья и волнения. В устной речи имеет иное значение и служит, в первую очередь, для привлечения внимания слушателя и выделить отдельные действия или события в тексте.

    Выделяют следующие виды интонации:
  • Выразительная
  • Повествовательная
  • Восклицательная
  • Интонация перечисления

Повествовательная интонация практически не вызывает проблем. Она характеризуется спокойным и ровным произношением, без лишних эмоциональных всплесков. Передать вопросительные и восклицательные предложения сложнее. Вопросительная интонация определяется повышением тона голоса в начале высказывания, и последующим понижением в конце. Восклицательная, напротив, предполагает повышение тона в конце предложения. Что касается интонации перечисления, то он используется в предложениях с однородными членами. При перечислении тон голоса повышается, а также в обязательном порядке вставляется пауза.

От теоретической информации, пора перейти к более практическим советам. Как мы выяснили, выразительность произношения зависит во многом от верного употребления логических ударений, пауз и интонации. Вы уже близки к тому, чтобы понять как красиво читать стихи. Теперь рассмотрим, как овладеть этими словесными приемами в совершенстве, благодаря которым вы даже поймете, как читать стихи на английском!

Создайте партитуру текста . Это своего рода схема стихотворения, где будут выделены все логические ударения, паузы и важные слова. Укажите черточками рост интонации (нисходящая или восходящая); длину паузы (длинная, короткая, средняя). Все значения надо проставлять карандашом. Держа в голове эту схему, вы сможете правильно воспроизвести интонацию.

Контролируйте дыхание . Старайтесь не набирать в легкие излишков воздуха, дабы не возникало неожиданных пауз.

Дикция — крайне важна! Если вы хотите узнать, как правильно читать стихи, то обязательно поработайте над дикцией. Лишь уверенное, четкое и верное произношение слов поможет вам двигаться и развиваться в этой стези.

Как было сказано выше, важно полностью вникнуть в стихотворение, прочувствовать его и понять смысл . Не надо зубрить стихи, не надо торопиться. Важно понимать то, что читаешь и искренне наслаждаться этим моментом.

Создавайте качественный эмоциональный фон , жестикулируйте и используйте мимику. Отточите свой стихотворный артистизм тренировками перед зеркалом.

Если вы не знаете, как читать правильно стихи на английском, то следует просто просмотреть всю эту статью от начала до конца. В этом плане схема ничем не отличается от стихотворений на русском языке. Единственное, необходимо переложить указанные выше правила «как читать стихи», на английскую фонетику и орфографию.

Пожалуй, на этом все. Следуя этим простым советам, вы быстро поймете как правильно читать стихи. Если вы будете проводить постоянные тренировки, и если вы по-настоящему любите поэзию — то вы быстро обретете мастерство выразительного и красивого чтения.

Важность вопроса, как научиться красиво читать, давно уже по достоинству оценена психологами и лингвистами всех рангов и мастей. И в детсаду, и в школе нас учат рассказывать с выражением стихи и прозу, позже, в некоторых вузах обучают искусству произнесения речей. Но красиво читать может далеко не каждый. Как научиться этому и какие упражнения для этого необходимо выполнять, рассказывается в данной статье.

Как красиво читать стихи?

Представьте, что перед вами раскрытая душа поэта. Поэтому стихи, особенно лирику, следует читать, максимально прочувствовав, пропустив через себя содержание художественного текста, написанного поэтом. Эпические произведения в стихах (например «Одиссею») нужно читать с некоторым отстранением, как бы констатируя происходящее. Басни следует читать «в лицах», представляя слушателям поведенческие интонации и мимику персонажей.

  • Перед прочтением прозы вслух необходимо несколько раз прочитать ее про себя, чтобы знать, о чем ведется повествование, какие герои участвуют в действии. Стихи перед декламированием лучше всего выучить наизусть, чтобы не «терять» строчки и не запинаться.
  • Перед декламированием займитесь собственной дикцией. Почитайте вслух несколько общеизвестных скороговорок, проверьте артикуляцию, поработайте над мимикой и жестами (профессиональные чтецы проделывают эти упражнения ежедневно по нескольку часов).
  • Соблюдайте расставленные в тексте знаки препинания, выделяя их интонационно. Повышайте и понижайте интонацию по мере прочтения предложений в тексте.
  • Купите или скачайте аудиозаписи известных чтецов и учитесь декламировать, повторяя мастеров. Этот метод обучения зачастую приводит к отличным результатам.

Словосочетание «выразительное чтение» активно начало употребляться в середине XIX века и подразумевало искусность художественного слова и дисциплину обучения этому умению детей. Выразительное чтение представляет собой мастерство отображения в слове ощущений и размышлений, которыми наполнен высокохудожественный труд, выказывание индивидуальной оценки исполнителем творчеству автора.

Выразительное чтение подразумевает декламацию на память или прочтение по книге с выдерживанием принципов литературного произношения. При этом наиболее полно выражается образная и идейная суть произведения. Выразительное чтение употребляется как приём обучения языку.

Чтение характеризуется четырьмя критериями:

  • Беглость – это быстрота прочтения. Определяет восприятие (понимание) прочитанного текста. Обычно беглость измеряется количеством прочитываемых слов или знаков в минуту.
  • Правильность подразумевает неторопливое воспроизведение без переиначивания сути литературного сочинения.
  • Сознательность – это понимание авторской идеи, осмысливание художественных методов, с помощью которых воплощена идея, уяснение собственного отношения к произведению.
  • Выразительность прочитывания образуется во время анализирования литературного произведения.

Прочесть текст выразительно означает отыскать способ посредством устной речи правдиво и точно передать замыслы и ощущения, заложенные в сочинении. Такое средство передачи – интонация.

Интонация представляет взаимодействие составляющих устной речи (темп, звучание, ударение, ритм, паузы). Составляющие поддерживают друг друга. Взаимодействие между ними порождается содержанием и эмоциями текста, целью, которую автор ставит перед чтецом.

Характеристика принципов обучения выразительному чтению

Принцип выразительного чтения – постижение художественной сути и замысла сочинения. Важно выявить, в какой степени текст ясен слушателям. Сделать чтение действенным поможет осознание задачи, цели, которая преследуется при чтении. Успех передачи произведения во многом зависит от красоты, грамотности, яркости речи чтеца. Содержание позволяет точно выявить, какие средства применять, передавая текст.

Выразительное чтение подразумевает упорную, трудоёмкую работу над средствами передачи замысла, чувств и содержания произведения. Важно правильное дыхание, отчётливость произношения звуков, навыки верной передачи эмоций посредством речи.

Выразительное чтение подразумевает употребление средств яркости, таких как:

  • Интонация.
  • Логическое ударение.
  • Пауза.
  • Темп.
  • Высота и сила голоса.

Интонация

Значимость интонации и её элементов при чтении очень велика, поэтому при формировании речевой выразительности следует особое внимание уделить развитию интонационной яркости.

Компоненты интонации:

  • Сила, которая проявляется в ударениях и обуславливает динамику устной речи.
  • Направление, предопределяющее мелодичность речи и выказываемое в следовании голоса по звукам с различной высотой.
  • Оттенок или тембр, обуславливающий эмоциональную окраску.
  • Скорость, которая выражается в продолжительном звучании речи и паузах. Предопределяет ритм и темп речи.

Декламация литературного труда преподавателем, школьником и актёром отличаются, так как условия выразительности для них различны. Актёр в совершенстве владеет голосом и другими средствами, а также имеет возможность основательной подготовки к прочтению. К школьнику предъявляются другие требования. Просматривая видео выступлений профессиональных чтецов можно научиться читать произведение с правильной интонационной окраской.

Принципы выразительного прочтения

Правила выразительного чтения представляют собой комплекс рекомендаций, помогающих быстро и эффективно развить навыки литературного чтения у школьников. Памятка по чтению направлена на вырабатывание культуры обращения с книгой, содержит рекомендации о подготовке и правильности прочтения.

Урок выразительного прочтения должен вызывать интерес к литературному творчеству, воспитывать любовь к образному слову.

Советы родителям по формированию читательского интереса у ребёнка

  • Следует приобретать для ребёнка книги, красочно оформленные с увлекательным содержанием.
  • Важна не продолжительность чтения, а периодичность. То есть лучше читать много раз по 15 минут, чем один раз полтора часа. Режим чтения для ребёнка предпочтителен щадящий – прочитал три строчки, отдохнул.
  • Для формирования привычки общения с книгой нужно читать ребёнку ежедневно.
  • Прочитанное произведение необходимо обсуждать в кругу семьи, рассказывать ребёнку об авторе.
  • Вспоминая произведение нужно немного переиначить текст, это поможет понять, хорошо ли ребёнок запомнил содержание.
  • Советуйте ребёнку произведения своего детства, делитесь впечатлениями о них.
  • Приобретайте книги понравившихся ребёнку авторов, создавайте его собственную библиотеку.

Через много лет, уже во взрослой жизни книги у ребёнка будут ассоциироваться с близкими и дорогими людьми, с теплом родного дома.

Памятка родителям

  • Чтение – это вход в мир знаний, это гарантия успеваемости ребёнка в школе.
  • Ребёнок полюбит книги только благодаря совокупным стараниям школы и семьи.
  • Ознакомьтесь с главными требованиями выразительного, беглого, осознанного чтения.
  • Рекомендательный список поможет подобрать книги для ребёнка.
  • Собственная детская библиотека позволит обмениваться книгами с друзьями, что будет способствовать повышению интереса к чтению.

Знание произведений детской литературы и творчества детских писателей и поэтов облегчает родителям выбор книг для ребёнка. Подобное знание также является незаменимой составной частью профессионализма и компетенции учителя или воспитателя, специалиста, работающего с детьми.

Ознакомить родителей и педагогов с произведениями литературного творчества детских поэтов и писателей призвана дисциплина «Детская литература с практикумом по выразительному чтению». Целью предмета является усовершенствование навыков анализирования детских литературных произведений, рассматривается значимость литературного чтения в становлении личности ребёнка.

Структура дисциплины «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» представляет собой исторический, хронологический способ преподнесения материала по литературе для детей. Также сюда входит логически обоснованный практикум по выразительному чтению.

Руководство по чтению для ученика

Памятка №1: Правила прочтения

  • Уделять чтению необходимо не менее четверти часа в день, расположившись удобно, желательно не лёжа.
  • Если читать при включённом телевизоре или музыке, понять, о чём текст будет трудно. Поэтому следует выключать телевизор, музыку, убирать все отвлекающие внимание предметы.
  • Торопиться при прочтении и концентрировать внимание на времени не нужно, иначе смысл текста или стихотворения останется непонятым и ускользнёт.
  • Необходимо делать перерывы, паузы, физкультминутки.
  • Нужно анализировать действия и поступки героев произведения, делать для себя выводы. Обсуждать прочитанное с друзьями.
  • Отмечать место, на котором чтение было прервано, положив закладку между страницами.
  • Занимательную и интересную информацию можно выписать в блокнот. В будущем она пригодится.

Памятка №2: Выразительное чтение

Выразительное чтение невозможно без понимания смысла содержания произведения.

  • Придерживаться правильного темпа и ритма при чтении. Торопливость здесь не нужна.
  • Дикция - произношение должны быть внятными, громкими, отчётливыми.
  • Обязательно делать паузы, если встречаются знаки препинания.
  • С помощью логического ударения выделять ключевые по смыслу слова литературного произведения.
  • Стихи или текст, при прочтении должны иметь эмоциональную окраску.
  • Обязательно понимание содержания читаемого стихотворения или прозы.

Памятка №3: Правильная работа с книгой

Умение правильно работать с книгой, обрабатывать информацию из печатных источников, имеет исключительное значение для учеников старших классов. Неумение действовать с книгой отразится на успеваемости в школе, так как домашние задания, работа в классе будут отнимать много времени. Такое положение дел приведёт к тому, что ученик будет уставать, при этом способность усваивать знания снижаться.

  • Нужно выработать умения правильного, беглого, осмысленного чтения.
  • Выразительное чтение. Прочитать текст или стихи, определить основной замысел творения, найти отдельные элементы в содержании и их смысловую значимость, прочитать ещё раз.
  • Определить хронологический порядок действий литературного произведения.
  • Внеклассные занятия предполагает ведение дневника прочитанных произведений, использование списка книг, рекомендованных учителем, навык записи данных о произведении с титульного листа.

Выразительная декламация стихотворения

Поэзия наилучшим образом даёт понимание ребёнку сути выразительного чтения. Когда хороший чтец декламирует давно знакомые стихи или текст, слушатели начинают понимать их по-новому. Они проникаются настроением человека, произносящего слова.

Актёры, благодаря таланту, знаниям и профессиональным навыкам читают стихи, завораживая публику. Внимательно просматривая видео выступлений известных артистов можно позаимствовать интересные приёмы чтения стихов и прозы.

Урок литературы в школе призван вызывать интерес к художественному, образному слову, воспитывать любовь к книге. Выразительное чтение – важный навык, позволяющий донести до слушателей замысел произведения, его идейное содержание. Раскрыть тончайшие нюансы чувств, переживаний ощущений героев художественного текста или стихов. Найти способ проникнуть в самое сердце слушателей читая текст, помогут видео выступлений профессиональных чтецов.