Эмоции могут сильно влиять. Влияние эмоций на человека. Аюрведа о подавлении эмоций

Природа мозга и ума в состоянии научится скорочтению с помощью метронома, который может применяться разными способами. Для начала сделать так, чтобы каждый удар метронома означал продвижение вашей визуальной указки на один определенный шаг. С помощью заданного темпа можно установить и поддерживать стабильный ритм чтения, избегая падения скорости чтения по ходу времени. После того, как этот темп чтения установится, ничто не мешает таким же способом повышать свою скорость чтения и далее.

Затем вы настраиваете метроном на неестественно- быстрый темп.. Эта форма тренинга опять-таки помогает вам "прыгать выше головы" за счет стремления достигнуть новых норм, невзирая на то, что они очень высоки.

Как работают глаза при чтении

На самом деле глаза не смотрят неподвижно в одну точку. Чтобы увидеть больше информации, они делают быстрые скачкообразные движения от того места, куда были направлены. Эти движения называются саккадами.

Можно ли следить за текстом пальцем?

Простейший указатель – это кончик вашего пальца. Просто поставьте палец под строкой в тексте и двигайте им, когда вы читаете. После того, как вы к нему привыкните, вы сможете читать намного быстрее, чем прежде.

Указатель поможет при контроле, вы физически сможете регулировать скорость чтения, двигая рукой. Если ваша рука движется быстрее, вы вынуждены читать быстрее. Так же как, если вы замедлите свой указатель, вы станете читать медленнее. Данный вид контроля позволяет внимательно читать сложные или важные части текста и быстро справляться с понятными и не имеющими важности частями.

Потренируйтесь двигать указателем быстрее, чем вы успеваете произнести слова в голове. Это избавит вас от привычки автоматически озвучивать слова.

К сожалению, когда вы читаете, это положение постоянно двигается. Саккады (и просто обычные отвлекающие предметы) являются причиной того, что вы замедляете скорость, потому что вы должны искать место, где вы закончили читать. Решением этой проблемы является использование указателя .

Тренировка угла зрения для скорочтения

Концентрируй взгляд в центр. Боковым зрением отмечай одинаковые блоки. Цель не в том, чтобы как можно быстрее найти одинаковые блоки, а в том, чтобы сконцентрировав взгляд в центр экрана боковым зрением найти нужную информацию.

Компьютерные упражнения (тренинги) на расширение (измерение) угла зрения

  • Угол зрения и чтение - упражнение для вхождения в состояние скорочтения
  • Упражнение на расширение угла зрения - вращающиеся цифры
  • Упражнение на расширение угла зрения - правильное запоминание цифр
  • Таблицы Шульте - расширение угла зрения для вхождения в состояние медитации и режим быстрого чтения.

Компьютерные упражнения (тренинги) на восприятие текста

  • Тренинг на освоение навыка Скорочтения - Найди слово в тексте

Чтение и ритм

Другие компьютерные тренинги на освоение навыка скорочтения:

  • Чтение задом на перед (наоборот)

Для скорости чтения главное не скорость, а контроль над чтением

Скорочитать - это не просто развить скорость чтения до предельной скорости, с которой вы успели пробежать по строчкам. В результате многие считают, что они в не состоянии усвоить информацию и отмечают, что восприятие ухудшается, если они увеличивают скорость чтения.

Способность контролировать скорость сделает ваше чтение эффективнее, чем если вы просто будете мчаться по тексту.

Большинство людей могут читать, используя только 2 скорости: беглый просмотр и чтение. Скоростное чтение открывает промежуточные его ниши. Теперь вы можете просматривать текст, читать без озвучивания в голове, быстро читать , медленно читать и даже ползти по тексту, в случае если смысл непонятен или сложен.

Материал надо сделать интереснее, прежде чем браться за книгу. Сделать интересным для того чтобы без труда концентрироваться на нём во время чтения.

Погружение в читаемый материал

Если вы увидите что материал интересен, вы сможете полностью погрузиться в него. Полное погружение в материал может сократить время чтения, при этом, восприятие материала не ухудшиться. Этого может быть достаточно, чтобы изменить ваше отношение к тому, что следует прочесть.

Умение читать без озвучивания слов в голове поможет открыть путь для предельной скорости чтения, которая очень полезна, если текст легко воспринимаем или в нём много ненужной информации. Это не то же самое, что быстро пробежать текст глазами.

Для быстрого чтения требуется активное чтение. Перед тем, как вы начнете читать, настройте своё мышление, поставив перед ним вопрос, что вы надеетесь извлечь из последующего чтения. Даже если вы на 100% уверены, что вам нужно выучить, это упражнение поможет вашему мозгу быстрее заметить соответствующие детали в тексте. Если вы нашли что-то интересное, остановитесь, чтобы подумать, или даже отметьте эту информацию в книге.

Активное чтения для освоения навыка скорочтения

Активное чтение подразумевает, что вы будете останавливаться, чтобы обдумать то, что вы прочитали. Остановка для обдумывания не очень подходит для быстрого чтения. Но это – тактика осознанного чтения, которой должен владеть каждый. Знайте, когда читать медленнее

Иногда полезным является быстрое прочтение написанного, где мало нужной информации, так же часто нужно сбавлять скорость, чтобы уяснить что-то важное или непонятное. Если сравнить чтение с вождением машины представьте что вы едите по прямой соответствующей стандартам автомагистрали, вы можете свободно набирать скорость. Но если вам нужно делать крутые повороты на горной дороге, лучше эту скорость снизить.

Попробуйте читать, не проговаривая текст про себя. А теперь прочитайте страницу текста, не отвлекаясь и не перечитывая предложения. Переверните книгу вверх ногами и прочитайте абзац. Получается? Эти и другие несложные упражнения помогут вам овладеть навыками скорочтения.

Люди, желающие стать профессионалами своего дела, должны проработать огромный массив информации. Кроме того, в мире столько , но времени катастрофически не хватает. Выход есть – научиться читать быстро. И это возможно: быстро, до 2 тысяч слов в минуту читали , Джон Кеннеди, Максим Горький и др. Например, Наполеон каждое утро перед завтраком прочитывал одну довольно объемную книгу, успевая отмечать на ее полях важные для него мысли.

А бывший американский президент , читающий с невероятной скоростью, разработал собственную , которую успешно применяют и сейчас желающие ей обучиться.

Можно возразить, что быстрое чтение снижает понимание и усвоение прочитанного. Но практика показывает, что все наоборот: при обычном чтении усваивается примерно половина информации, в то время как при скорочтении 70-80%.

Почему так получается? Потому что быстрое чтение требует большей сосредоточенности, чем обычное, во время которого мы читаем не столь внимательно. У нас возникают параллельные мысли: мы думаем о делах текущих, например, что пора бы отключить холодильник, о предстоящем отпуске или мыслями возвращаемся к прошедшим событиям. Неудивительно, что чтение продвигается медленно, а новая информация запоминается плохо.

Овладеть методами скорочтения можно на специальных тренингах: достаточно 5 занятий по 3,5-4 часа. Их преимущество заключается не только в том, что занятия проводят специалисты, а и в том, что, во-первых, человек, оплативший обучение, вряд ли захочет добровольно пропустить занятия. Во-вторых, преподаватели формируют из слушателей пары, благодаря чему занятия становятся более результативными. Таким образом, тот, кто рискнет пропустить занятие, подведет партнера – обязательство же перед ним будет служить дополнительным стимулом не уклоняться от занятий.

Можно и самостоятельно. Для этого всего лишь нужны большое желание, вера в результат и ежедневные тренировки. И если желание есть у многих, то с верой будет посложнее. Вспомним, как дети учатся кататься на велосипеде: кто думает, что упадет, действительно падает; кто уверен, что сразу поедет, каким-то чудом держит равновесие и едет. Верим – у нас получится!

Что касается тренировок, то делаем специальные упражнения ежедневно по 30-40 минут в течение 21-го дня. Психологи считают, что столько времени нужно, чтобы избавиться от старой привычки и привить новую.

Для упражнений нужно выбрать удобное время и место, чтобы ничто не отвлекало от чтения. Бесполезно делать это, к примеру, в метро, где невозможно сосредоточиться.

Что тормозит чтение?

1. Проговаривание текста при чтении «про себя», или субвокализация

Эта привычка закладывается у нас тогда, когда мы учимся читать и каждое слово произносим вслух по слогам. Читать мы научились, а привычка осталась. Некоторые не только внутренне проговаривают текст, но и шевелят при этом губами. Естественно, что о быстром чтении не может быть и речи, ведь при всем желании человек не способен сказать более 500 слов в минуту. Значит, и читать он будет с той же скоростью. Тот же, кто овладеет методами скорочтения, сможет прочитать за это же время до 2 тысяч слов.

2. Регрессное чтение

Главный тормоз, сдерживающий скорость чтения – возвратные движения глаз к уже прочитанному тексту. Нам кажется, что, перечитывая фразу или абзац, мы глубже вникаем в их суть, но в действительности это не так. Нарушается логика самого текста, и мы вынуждены снова и снова возвращаться к прочитанному, что только усугубляет ситуацию. Специалисты по скорочтению считают, что при необходимости вернуться к какому-то месту лучше после того, как будет прочитан весь текст.

Избавившись от регрессий, с которыми читает большинство людей, можно увеличить скорость чтения в 2-3 раза.

3. Ограниченное поле зрения

Поле зрения – это пространство восприятия текста. У людей, читающих медленно (и таковых большинство) оно составляет 4-5 см. Их можно сравнить с подглядывающими в замочную скважину, которые видят лишь малую часть картины. Специалисты говорят, что расширить тренировками поле зрения невозможно. Зато с их помощью можно научиться воспринимать информацию, которая расположена в области, охватываемой периферическим зрением. И в результате тренировок она может составлять до 10 см.

Упражнения для развития навыка скорочтения

Зная «врага» скорочтения «в лицо», мы можем его устранить. Не стоит ждать немедленных результатов и разочаровываться, если их нет или они оставляют желать лучшего. Развитие любого нового навыка требует некоторого времени. Это как в спорте: высокие результаты достигаются только упорными тренировками.

1. Читаем с указкой

Чтобы наш взгляд плавно скользил вперед, читаем с указкой (палочкой для суши), двигая ее чуть быстрее нашего понимания текста. Можно это делать и с помощью пальца, если так удобнее.

Данное упражнение называется упражнением по форсированию скорости чтения. Взгляд должен следить только за строчками, вдоль которых передвигается указка, и ни в коем случае не выпускать ее из поля зрения, возвращаясь к уже прочитанному.

Через некоторое время мы избавимся от регрессий и сможем читать без указки.

2. Подавляем артикуляцию

Некоторые специалисты считают субвокализацию естественным процессом, помогающим снизить нагрузку, связанную с усвоением нового материала. Тем не менее, она существенно замедляет чтение.

Подавить артикуляцию – работу речевых органов (языка, губ, гортани) во время чтения «про себя», а не вслух, можно с помощью отвлечения внимания. То есть параллельно с чтением мы (или обучающийся вместе с нами партнер) можем выстукивать карандашом по столу какой-то ритм. Это отвлечет нас от мысленного проговаривания текста.

Кроме постукивания, можно воспользоваться методом обратного счета: 10, 9, 8, 7, 6 и т. д. Мы будем следить за счетом, чтобы не сбиться, и не сможем проговаривать слова. Вместо счета можно напевать какой-нибудь мотив (вслух или «про себя»), читать наизусть скороговорки или простенькие стишки.

3. Метод «зеленой точки»

Этот метод позволяет научиться воспринимать информацию, находящуюся в поле периферического зрения. В центре страницы с каким-нибудь текстом рисуем зеленую точку и в течение 10 минут концентрируем на ней свое внимание. Мысленно представляем зеленую точку перед собой и когда ложимся спать и закрываем глаза.

Поупражнявшись с концентрацией внимания на зеленой точке в течение двух недель, начинаем рассматривать текст, расположенный по горизонтали и вертикали от нее. Стараемся охватить взглядом как можно больше слов – их не нужно читать, достаточно просто видеть.

Упражнение с зеленой точкой могут дополнить занятия с таблицами Шульте, разработанными специально для улучшения периферического зрения. Сами таблицы и методику занятий по ним можно скачать с одного из сайтов.

4. Тренируем тарабарщину

Тренировки в так называемом тарабарском чтении, или чтении справа налево, развивают мышление, внимание и способность концентрироваться.

Для начала можно потренироваться читать справа налево с помощью палиндром (от греч. «назад» и «бег») – слов или словосочетаний, которые одинаково читаются что слева направо, что наоборот. Примеры палиндром: «А роза упала на лапу Азора», «Дорог Рим город или дорог Миргород», «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан» и т. п. А затем можно приступить к тренировкам на обычном тексте. В Интернете можно найти сайт, где предлагаются электронные книги, написанные справа налево, и заказать их бесплатно.

5. Читаем вверх ногами

Упражнения по чтению книги, перевернутой вверх ногами, позволяют увеличить скорость чтения. Сначала читаем абзац в перевернутой книге, затем возвращаем ее в нормальное положение и перечитываем его. Мы сразу ощутим, насколько легко и быстро сможем это сделать!

6. Метод «тик-так»

Во время чтения захватываем взглядом только начало и конец строки, а не каждое слово, как при обычном чтении. Этого будет достаточно для понимания смысла прочитанного, скорость же чтения существенно увеличится.

7. Чтение по диагонали

Взгляд скользит по диагонали страницы. Движения глаз влево или вправо не допускаются, возврат к уже прочитанному тоже. Сначала взгляд будет охватывать лишь несколько слов, но по мере тренировок объем воспринимаемого будет увеличиваться. Главное в этом методе – научиться выделять ключевые фразы и пропускать словесный мусор. Читать нужно начинать от верхнего левого угла страницы к правому нижнему. Людям, овладевшим этим методом, достаточно лишь окинуть страницу взглядом, чтобы понять, о чем идет речь.

Те, кто хочет досконально овладеть методами скорочтения, должны подобрать подходящую книгу. Это может быть «Учимся читать быстро» И. Головлевой. Также в Сети немало обучающих видеокурсов, например «Больше чем скорочтение».

Удобно и интересно обучаться скорочтению с помощью различных приложений. Одно из них – Spreeder. В него загружается текст, а количество слов и скорость их появления можно задать самостоятельно.

Как известно «сначала было слово», а затем его стали изображать и писать, печатать и у человечества уже одной проблемой больше. Как научить ребенка читать с меньшими затратами не только физических, но и психических сил? Как превратить чтение в доступного и необходимого помощника?

В школьные годы очень многое строится на умении школьника самостоятельно работать с книгой. При условии, что школьник выполняет все домашнее и классное задание, объем прочитанного с каждым периодом школы растет. Так, при переходе в 5-й класс он увеличивается вдвое, а к восьмому классу – втрое. При этом читательские умения школьника остаются на прежнем уровне начальных классов. Тогда ребенок развивается по одной из схем: или проводит за выполнением домашнего задания по пять часов, приобретая различные осложнения здоровья; или готовит уроки не должным образом, забрасывает чтение и плывет по течению.

Различные проблемы с чтением в дальнейшей жизни объясняются тем фактом, что в течение всей жизни мы читаем так, как нас учили в первом классе. При этом не умеем, не имеем возможности, желания или понятия применить более быстрые техники чтения.

При чтении у детей возникает ряд проблем , среди которых:

  1. При чтении текста «про себя» они артикулируют. Шевеление губ и языка происходит примерно у 80% взрослых, большинство проговаривают текст про себя. При этом глаза задерживаются на одном месте слишком долго, а они способны сканировать комплексы.
  2. Большинство при чтении больше опирается на слух, хотя зрение, т.е. глаза, воспринимают и передают информацию в несколько десятков раз быстрее.
  3. Большинство детей имеет малое поле зрения. Человеческий глаз воспринимает информацию лишь в период остановки. То, как много он видит, указывает на величину поля зрения. К сожалению, большая часть методик не включают в себя упражнения, призванные расширить поле зрения.
  4. Когда читатель читает вслух или сопровождает чтение артикуляцией, путь обработки информации становится более длительным: в центр слуха/речи, речевой центр и лишь затем анализ полученной информации. При использовании техники скорочтения информация проходит более короткий путь: глаза, речевой центр.
  5. Во время традиционного чтения происходит большое количество ненужных механических повторов, при которых возникает неоправданная потеря времени. В то время как при скорочтении скорость чтения возрастает в разы.

Что являет собой скорочтение для ребенка

Поскольку начальная школа это единственное место, где еще уделяют внимание технике чтения, а ее скорость измеряют и контролируют, то именно на этом этапе нужно научиться эффективному чтению и устранить ошибки, чтобы не нести их с собой во взрослую жизнь. Именно по причине многочисленных ошибок в технике чтения у учеников младших классов и возникло скорочтение для детей (ранее оно было ориентировано только на взрослых). Самыми популярными ошибками являются: запинания, непроизвольное изменение букв, перестановка букв и слогов, недочитывание окончаний. Такие ошибки, вместе в вышеупомянутыми проблемами при чтении резко снижают скорость чтения и превращают этот процесс в достаточно сложный. А сдача нормативов по чтению часто расстраивает детей, не умеющих легко и бегло читать.

Скорочтение помогает не только устранить эти ошибки, но и автоматически увеличивать скорость чтения, причем не за счет того, что ребенка торопят, а за счет устранения «тормозящих» моментов. Когда ребенку ничего не мешает читать, то соответственно увеличивается и скорость. Скорочтение предоставляет инструментарий, который позволяет детям проработать и исправить возникающие сложности в чтении, а когда чтение не вызывает трудностей, ребенок сам берется за книгу.

При скорочтении внимание уделяется и качеству понимания и запоминания прочитанных текстов. Часто дети практически не способны пересказать прочитанное , плохо улавливают его смысл, обращая внимание только на второстепенные детали. При пересказе ребенок использует только слова из текста, не рассказывает своими словами, потому что боится, что неверно понял смысл, и намного безопаснее будет использовать слова, прочитанные в тексте. Скорочтение к решению задачи качественного понимания, а также запоминания текстов подходит с позиции организации таких мыслительных процессов как внимание, воображение, память, мышление. Детям предоставляется алгоритм работы с текстом, позволяющий увидеть важное и правильно понять читаемое. Тогда ребенок знает, на что нужно обратить внимание, что является существенным. Такой подход делает детское чтение структурированным, осознанным, с направленностью на извлечение информации. Важно активизировать память ребенка, чтобы было легко отвечать на уроках, пересказывать тексты спустя время, изучать новые предметы.

Образную память считают самой крепкой у детей. Для представления ребенком красочных, ярких и запоминающихся образов нужно развивать его воображение, которое выступает основным процессом познавательной деятельности у младших школьников. Когда ребенок умеет представить образы, он успешнее запоминает материал, изучает новые предметы. Кроме того, многие родители говорят о том, что их дети при чтении рассеяны, отвлекаются на любой раздражитель, при этом при отрыве от чтения они не помнят, где остановились. Иногда бывает, что глаза еще передвигаются по тексту, но мысли в голове уже где-то далеко. Скорочтение развивает внимание, собранность и сосредоточенность, а это улучшает восприятие материала и его длительное запоминание.

Обучить ребенка основам скорочтения можно и в домашних условиях. Для этого вам необходимо регулярно выполнять с ним некоторые упражнения. При этом нужно учитывать, что разработанная в образовательных заведениях и годами проверенная практикой система обучения чтению является прочным фундаментом для грамотного письма, изучения наук в будущем, но при этом данная система не способствует расширению возможностей самостоятельного восприятия материала. Занимаясь с ребенком основами скорочтения, не стоит отменять проверенные годами практики методики. Вы всего лишь имеете возможность посмотреть, на что способна более быстрая методика чтения, которую можно применять с начальных классов.


Структура занятий

Заниматься с ребенком следует по 15-20 минут трижды в неделю. Занятие имеет следующую структуру:

  • Разминка. Чтение короткого текста (до 100 слов), после которого вы должны задать вопросы на понимание прочитанного.
  • Таблицы Шульте . Такие таблицы представляют собой квадрат, на котором объекты расположены в случайном порядке (обычно это числа или буквы). Они помогают развивать скорость нахождения объектов в установленном порядке, например, числа от 1 до 9. Для учеников младших классов стоит применять таблицы, у которых простое деление поля на равные прямоугольники, при этом количество цифр в таблице – 25 и 36, а количество букв – 20.
  • Поврежденный текст. Вначале текст нужно разрезать на две части, приклеить его на карточку, сместив на 1-2 строчки. Затем задания усложняются: части вырезают в середине текста, в начале или конце строки не хватает букв. После прочтения необходимо проводить беседу по тексту.
  • Словарная работа, при которой выполняют упражнения на скоростное восприятие групп слов.
  • Упражнения, развивающие логическое мышление. Во избежание переутомления, чаще такие упражнения основываются на математическом материале. Можно периодически заменять их рисованием на тему прочитанного текста.

Первый этап занятий предполагает, что основное внимание будет уделяться устранению таких причин медленного чтения как акртикулирование и небольшое поле зрения. Чтение производят при условии механического сдерживания артикуляционного аппарата, с созданием шумов и помех. Уже начиная с первого класса следует проводить работу с таблицами Шульте, она расширит поле зрения и послужит выработке внимания.

Следующий этап предполагает основное внимание сосредоточить на повышении качества усвоения прочитанного. Проводят чтение поврежденного текста, который разделен на 2-3 полосы, разведенные на 1сантиметр. Читают два текста разной структуры одновременно, к примеру, сказку о животных и рассказ о природе. Затем ребенка просят нарисовать, вспомнить похожее. Дети в начальных классах часто не могут увидеть смысл в каждой отдельной строчке, самостоятельно выбрать темп чтения при разных целях чтения. Такие занятия значительно улучшают способность детей пересказывать тексты.

Упражнения

Важно выполнять упражнения, направленные на развитие и активизацию словарного запаса, преобразование слов, составление предложений или рассказа на основе заданных слов, не связанных между собой.

Не стоит забывать и об азах обучения чтению. Так, на начальном этапе проводите с ребенком общие упражнения, повышающие скорость чтения. Начните с самых простых, развивающих четкость произношения («машины едут ж-ж-ж», «ползет змея ш-ш-ш» и т.д.). Читайте с ним скороговорки, поговорки. Читайте на одном вдохе несколько согласных подряд, затем к ним добавляйте гласную. Складывайте слова из половинок, используя примерно 3-10 слов и предлагая ребенку быстро сложить осмысленные слова из двух половинок.

Также существует несколько упражнений , направленных на умение определять нужную скорость чтения и менять ее, где нужно. Например, вы читаете «про себя», сопровождая чтение движением пальца по тексту, ребенок читает вслух по вашему пальцу, т.е. поспевая за вами. Естественно, не стоит устанавливать слишком высокую скорость.

Вызвать положительные эмоции к чтению позволяют упражнение на многократное чтение. На протяжении минуты предложите ребенку прочесть текст и отметить, где он остановился. Затем он должен повторно прочесть этот отрывок, естественно, что в результате будет прочитано на несколько слов больше, что вызовет у ребенка положительные эмоции и веру в свои силы. Такое упражнение не следует повторять более трех раз.


Развитие навыков и качеств

Чтобы развить умение ориентироваться в тексте , используют упражнение «бросок-засечка». Ребенок располагает руки у себя на коленях и приступает к чтению текста по команде «бросок». Как только от взрослого прозвучала команда «засечка», малыш отрывает глаза от книги, при этом продолжает держать руки на коленях, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает. Взрослый снова произносит команду «бросок», после чего ребенок должен глазами отыскать в тексте то место, где он завершил чтение, и продолжить с того момента читать текст вслух. Продолжительность упражнения – до пяти минут.

Интересно упражнение, направленное на понимание текстов и формирование навыков чтения. Текст читается с прикрытой верхней частью строчки. Особенность его заключается в том, что смышленость ребенка позволит ему заметить некую особенность – при чтении верхней строчки по половинкам букв, нижняя строчка остается полностью открытой, поэтому «выгодно» быстро прочитать нижнюю строчку, пока она открыта, и затем быстро выдать готовый результат, когда ее закроют. Такое упражнение способствует формированию сразу нескольких важных учебных качеств :

  • Поскольку прочтение нижней строчки нужно скрыть, развивается чтение про себя;
  • Поскольку в памяти нужно удержать и сохранить на некоторое время несколько слов, развивается словесно-логическая память;
  • Поскольку ребенок читает вслух заданную строчку и про себя нижележащую, развивается умение распределять внимание и одновременно выполнять минимум две задачи.

Привив ребенку любовь к чтению, которая возможна лишь при эффективном и качественном выполнении этого процесса, вы поможете ему в будущем облегчить для себя выполнение множества задач, преуспевать в учебе и не испытывать целого ряда трудностей в обучении.

Чтение - это важнейший процесс обработки и восприятия графической информации, обучение которому начинается с раннего возраста.

От качества овладения этим навыком во многом определяется дальнейший успех человека в учебе, в творчестве и даже в житейских вопросах. Мы рассмотрим не только то, как научиться быстро читать, но и как улавливать важнейшую информацию в тексте. От последнего напрямую зависит качество и скорость будущей интеллектуальной работы.

Почему так важно уметь быстро читать?

Прежде чем осваивать искусство быстрого и вдумчивого чтения, имеет смысл задуматься о том, а нужно ли вам это?

Если нет, ознакомьтесь со статьей для общего развития и… все равно читайте! Только выбирайте тех авторов, которые вам действительно интересны и поднимают настроение. Обогащение мозга новой информацией - тоже важная задача, поддерживающая интеллект в тонусе.

Может быть, по прошествии пары-тройки лет вам захочется чего-то достичь. Тогда в вашем распоряжении будут все исходные данные. А именно более или менее тренированный мозг. Доказано, что даже чтение беллетристики заставляет его напрягаться.

Если же вы целеустремленный человек и хотите стать лучшим(ей) в сфере, требующей серьезной интеллектуальной работы, эта статья для вас (в ней будет подробно рассказано, как читать быстро и запоминать).

Читающий человек - какой он?

Мы живем в информационный век, в котором скорость овладения новыми знаниями играет решающую роль. Человек, умеющий быстро воспринять большой объем информации:

  • Уверен в себе.
  • Имеет адекватную самооценку.
  • Добивается многого в жизни.

Как научиться быстро читать?

Сразу же перейдем к правилам, которые применимы на практике. Учимся читать быстро конкретный текст? Тогда поехали:

  • Читайте только полезные книги. Например, если вы хотите стать успешным бизнесменом, изучите автобиографии талантливых предпринимателей. Вам будет полезна история Стива Джобса, рассказывающая о непростой судьбе человека, совершившего прорыв в области информационных технологий (он, кстати, не отличался дисциплиной и был бунтовщиком в молодости. Впрочем, осуществлению его идей это не помешало). Также имеет смысл прочитать Адама Смита, а именно его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов». Там детально рассказывается о том, как функционирует капиталистическая система, в чем состоит ее основная проблема и уже предсказаны кризисы перепроизводства.
  • Выбирайте книги, написанные интересным и живым языком.
  • Перед чтением бумажного томика пролистайте его и ознакомьтесь с оглавлением. Таким образом вы будете ориентироваться в основных разделах книги.
  • Прочитайте произведение быстро два раза. Даже если вы не поняли какую-то деталь, не заостряйте на этом внимание: ваша задача - уловить главную мысль.
  • Изучайте книгу в комфортных для вас условиях. Тут имеется в виду тихое место, где вас никто не сможет отвлечь.
  • Не читайте лишних книг: они забивают память ненужной информацией.

Качественное восприятие информации - залог успеха

В этом разделе мы расскажем, как читать быстро и запоминать полезную информацию. То есть как понимать суть изученного материала. Это и есть цель чтения - научиться извлекать важнейшую информацию из текста. Ну а потом применять ее на практике, если получится...

Ученые доказали, что прочитанный текст хорошо запоминается, когда человек следует пяти простым правилам:

  1. Делится прочитанным материалом со знакомыми. Когда человек пересказывает своими словами сюжет книги, вероятность отложения новой информации в памяти приближается к 100 %.
  2. Делает пометки по ходу чтения. Они должны отражать ключевые моменты книги.
  3. Точно знает лучшее время работы своего мозга. Доказано, что большая часть людей хорошо воспринимают информацию утром и днем. У других людей (их меньшинство) все наоборот: они усваивают информацию только вечером или ночью.
  4. Не проговаривает вслух прочитанное - это снижает концентрацию внимания.
  5. Сосредоточен только на чтении книги: ни одно внешнее событие не способно отвлечь его внимание от этого важнейшего дела.

Следуя этим простым правилам, индивид начинает быстрее читать и учится запоминать важную информацию. Просто отлично, если эти пять пунктов войдут в привычку целеустремленного человека.

В следующей главе мы расскажем, как научиться быстро читать вслух.

Нужно ли ораторское искусство сегодня?

О важности красивой и быстрой речи вслух знали еще древние греки. Философы и мыслители, которыми славилась Древняя Греция, отлично владели ораторскими навыками. Именно поэтому их ценные мысли и идеи легко воспринимали простые люди.

Важно ли современному человеку уметь быстро и без запинок читать вслух? Ответ будет определенно положительным.

И это касается не только актеров, филологов и научных работников. Даже обычному экономисту этот навык пригодится в жизни. Хотя бы потому, что по окончании вуза каждый студент защищает диплом перед многочисленной публикой. А в дальнейшей работе умение быстро и красиво говорить может стать решающим навыком: нередко от хорошо произнесенной речи зависит продвижение индивида по карьерной лестнице.

Теперь вы знаете, почему так важен этот навык. Далее мы расскажем, как можно быстро читать вслух.

Учиться этому лучше всего у компетентного преподавателя. Впрочем, самостоятельного образования тоже никто не отменял. Если вы избрали второй путь, вашими помощниками станут:

  • аудио-курсы;
  • орфоэпический словарь (в нем можно отыскать верное ударение для любого сомнительного слова);
  • интересные аудиокниги и телепередачи (желательно выбирать те, в которых участвуют люди с филологическим или актерским образованием);
  • диктофон - очень забавно слушать свою речь в записи и находить ошибки;
  • постоянная практика - именно она определяет дальнейший успех в этом направлении.

Скорочтение - что это?

Итак, что же означает это интересное двухкоренное слово? Скорочтение - это способность человека быстро прочитывать текст и ориентироваться в нем на 100 %. Звучит, конечно, сильно… и не слишком правдоподобно для обыкновенного человека, помнящего, сколько времени уходило в школе на изучение сложного параграфа по истории. Конечно, если индивид оказывался любознательным, он непременно хорошо знал материал. Но на качественное изучение 10-15 страниц текста иногда уходил не один час времени…

Исторические личности, показывающие феноменальные результаты в скорочтении

Мы же попробуем убедить читателя в том, что вдумчиво прочесть книгу за один день вполне реально. Во всяком случае, истории известны личности, способные это сделать. Кто же эти удивительные люди?

Список можно продолжать еще довольно долго... Что же способствует таким феноменальным результатам в скорочтении? Два аспекта - преданность человека идее (это касается политиков. Ленин - самый яркий пример) и природное желание создавать что-то новое (это относится к творческим людям).

Конкретные техники скорочтения

Мы все же пишем статью не про выдающихся людей, а про то, как научиться быстро читать простому человеку. Далее будут представлены научные методики.

  • Сначала книга читается от начала до конца; потом - с конца до начала. Суть метода заключается в постепенном увеличении скорости чтения.
  • Чтение по диагонали. Данный метод заключается в изучении информации наискосок, быстром пролистывании страниц. Эффективен при работе с художественными произведениями. Этот способ особенно любил Ленин.
  • Вождение пальцем снизу строки. Данный метод, известный каждому человеку с детства, является действенным. Проведенные исследования доказывают это.
  • Техника присвоения. Означает определение и запоминание ключевых слов.
  • Техника сопереживания. Заключается в визуализации главного героя или происходящих в книге событий со стороны читателя. Данная техника эффективна при чтении художественной литературы.
  • «Метод штурма». Использовался и используется разведчиками различных стран. Заключается в быстром усвоении определенного объема информации специально обученным человеком.

Быстрое чтение для детей

Интеллект следует развивать смолоду, то есть во время активного роста человека. В этот период мозг ребенка готов к усвоению новой информации на 100 %. А в дальнейшей жизни все приобретенные в школе навыки (в том числе и умение быстро читать) будут играть уже сформировавшемуся человеку на руку.

В предыдущих разделах мы рассмотрели, как научиться быстро читать взрослым людям. Далее мы расскажем о методиках скорочтения для детей. А именно о том, как очень быстро читать.

Сначала поговорим о не очень приятном (но довольно распространенном в наше время аспекте) - о причинах медленного чтения в детском возрасте. Потом - о том, как научить школьника быстро читать.

Причины медленного чтения

  • Низкий словарный запас. Пополняется в ходе чтения новых книг, познания нового и общения с людьми.
  • Слабая концентрация внимания на тексте.
  • Слабый артикуляционный аппарат. Данная проблема устраняется специальными упражнениями, представленными в детских пособиях.
  • Нетренированная память. Развивается постоянным чтением интересных текстов и выполнением смысловых упражнений к ним.
  • Слишком сложное содержание книги. Не каждый школьник способен воспринять запутанный сюжет литературного произведения. Тут важным аспектом является знание родителя особенностей своего чада. Тогда проблемы с подбором книги для ребенка не возникнет.
  • Возвращение к одному и тому же слову или словосочетанию (как правило, сложному). Ребенок не понимает его смысла и поэтому перечитывает вновь. Разумеется, это снижает скорость чтения. Отлично, если ребенок не стесняется спросить значение непонятного слова. А родитель, в свою очередь, способен сыграть роль толкового словаря - то есть на пальцах объяснить, что означает то или иное слово либо фразеологизм.

Как повысить скорость чтения ребенка (или как научить читать быстро) будет рассказано далее.

Для этого родителю потребуются:

  • Интересный и небольшой по объему текст. Желательно, чтобы он подходил по возрасту ребенку.
  • Таймер.

Засекаете время до начала чтения (например, 1 минуту). По истечении указанного времени останавливаете свое увлеченное чадо и пересчитываете все прочитанные слова.

Далее повторяете эту операцию по второму кругу и так далее. Если все идет правильно, то с каждым новым разом прочитанный отрывок текста будет становиться больше. Это говорит о том, что скорость чтения ребенка растет.

Данный раздел отвечает на вопрос о том, как научиться очень быстро читать.

Как приучить ребенка осмысливать информацию?

Как было сказано ранее, в чтении важна не только скорость, но и качество восприятия новой информации. Отлично, если привычку осмысленного чтения человек приобретает с детства.

Методики осмысленного чтения для детей

  • Выделение основной информации. После прочтения определенного отрывка текста попросите ребенка рассказать в двух словах, в чем смысл прочитанного. Если возникнут трудности, повторите упражнение снова.
  • Ролевое чтение. Подойдут тексты, в которых присутствуют диалоги между двумя персонажами. Предложите ребенку читать прямую речь того героя, который ему больше всего понравился. Вы озвучивайте реплики его оппонента.
  • Чтение веселых скороговорок. Можно вспомнить те, которые вы читали в детстве. Самое главное, чтобы они были интересны для ребенка. Например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушки». Данная техника также отвечает на вопрос, как научиться быстро читать вслух.
  • «Таблица Шульте». Представляет из себя расчерченный квадрат, рассчитанный на 25-30 ячеек. В каждую клетку записывается цифра от 1 до 30. Ребенка просят молча находить числа в процессе возрастания. Данное упражнение улучшает объем оперативного зрения.
  • Регулярность занятий. Один из важнейших пунктов. Каким бы простым или сложным методикам быстрого чтения не обучался ребенок, толк будет только от регулярных занятий.
  • Не забыть похвалить ребенка. По окончании занятия нужно сказать малышу, что он делает успехи, а все приобретенные навыки будут очень помогать ему в дальнейшей жизни.

Одним из важнейших школьных навыков является быстрое чтение. Как быстро читать и понимать суть изученного материала, мы рассмотрели выше.

В современных потоках письменной информации скорочтение играет важнейшую роль в познании и развитии.

Многие люди спрашивают: Как научиться быстро читать, какова методика скорочтения, какие упражнения для увеличения скорости чтения необходимо выполнять?

Сегодня на сайте сайт вы узнаете, не просто как научить себя и своих детей быстрому чтению, но и как при скорочтении правильно воспринимать текст, развивая восприятие, память и внимание.

Как научиться быстро читать — методика скорочтения

Обычная быстрота чтения взрослого человека — это 120-180 слов в минуту, если выше, то как правило, это уже просмотр текста, а не чтение с нормальным восприятием, пониманием и запоминанием прочитанного.

Если вы сознательно поймете суть того, как быстро научиться читать печатный и письменный текст не для беглого просмотра, а для понимания и запоминания необходимого материала, то выполняя простые упражнения по скорочтению вы довольно быстро обучитесь технике чтения со скоростью от 600 до 1000 слов в минуту ,т.е. в 3-5 раз быстрее обычного.

Однако следует понимать, что научиться быстро читать, это еще не значит, что научиться мгновенно понимать смысл и быстро запоминать прочитанное, например в художественной литературе.

Но для офисной работы и деловых бумаг скорочтение очень подойдет, при условии, что вы четко разбираетесь в сути рабочего вопроса.

Например , если вы банковский служащий, разбирающийся в терминологии, то ваше умение быстро читать договоры и прочее вам подойдет, в отличие от обычного человека, который используя методику скорочтения не поймет сути договора, скажем кредитного…

Вообще, развитое периферическое зрение вам подойдет не только в скорочтении, но и в восприятии любой визуальной информации (например, мгновенное восприятие приборов автомобиля и ситуации на дороге для мгновенного принятия решения), т.е. там, где одновременно поступает много информации для мозговой переработки.

Таблица Шульте — упражнения для скорочтения

Одна из методик для упражнения скорочтению — это таблица Шульте. Вам следует взять стандартный книжный лист бумаги и нарисовать на нем квадратную таблицу Шульте, состоящую из пяти рядов и пяти столбцов — цифры в разном порядке от 1 до 25. (при упражнении на мониторе компьютера и на экране смартфона — подогнать таблицу под весь размер и не использовать курсор)

Как проводить упражнения скорочтения по таблице Шульте, чтобы научиться быстро читать:

  • Держать расстояние от глаз также, как при обычном чтении;
  • Зафиксировать свой взгляд на центре таблицы Шульте и не сдвигать его;
  • Искать числа по очереди в возрастающем порядке от 1 до 25 как можно быстрее, и главное при этом не двигать глазами (смотреть периферическим зрением) и не проговаривать цифры вслух или про себя;
  • Не упражняться в скорочтении с таблицами до переутомления;
  • По мере возрастания навыка быстрого чтения цифр (или букв в порядке алфавита), можно расширять таблицы по количеству рядов и столбцов (6х6, 7х7 и т.д.)

Другие методики скорочтения

Потренировавшись скорочтению на таблицах Шульте, вы можете перейти непосредственно к тексту.

Вначале, для выполнения упражнений по быстрому чтению, стоит брать тексты в колонках газет, т.к. там строчки меньше обычного книжного листка. Потом переходить на более широкие тексты.

Важно научиться видеть (воспринимать) почти всю строчку текста, чтобы было как можно меньше дивжений глазами по строке.

Также, для быстрого чтения важно научиться улавливать основные понятия и тезисы в читаемом тексте и отбрасывать «воду» (слова, не несущие особой смысловой нагрузки).

Как научить детей быстро читать

Чтобы научить детей периферическому зрению и быстрому восприятию информации, например, в таблице Шульте можно вместо цифр использовать рисунки (картинки).

Родителям следует понимать, что у ребенка предметно-образное мышление, а не как у взрослого — словесно-логическое, поэтому ему может быть сильно утомительны упражнения по скорочтению букв (слов) и цифр в обычном виде.

Лучше для обучения детей быстрому чтению сначала использовать картинки и предметы (например, буквы, слова в виде картинок и предметов)

Проблемы, которые мешают научиться быстро читать

В процессе упражнений скорочтения вы избавитесь от этих проблем:

  • Неумение видеть периферически (научение воспринимать как можно больше слов, чуть-ли не все предложение)
  • Внутреннее проговаривание текста (восприятие текста визуально)
  • Возвращение глаз к уже прочитанному (развитие быстрой памяти)
  • Концентрация внимания (снижение автоматического восприятия внутренних и внешних помех)
  • Неумение быстро находить ключевые понятия и тезисы (научение быстрого понимания смысла на основе скорочтения)

Читайте другие