От чего зависит самооценка младшего школьника. Начальный этап становления самооценки. Формирование самооценки в процессе учебной деятельности

Самооценка школьника — это отношение ребенка к себе, к своим способностям, субъективным возможностям, чертам характера, личностным качествам, поступкам. От ее адекватности зависят все жизненные достижения, межличностное взаимодействие, успешность в учебе.

Самооценка школьника развивается с младенчества и в дальнейшем оказывает значительное воздействие на взрослую жизнь личности, ее поведение, отношение к событиям и к себе, окружающему социуму. Первостепенной задачей взрослых наряду с заботой, воспитанием, обучением ребенка является развитие адекватной самооценки и чувства собственного достоинства.

Самооценка младших школьников

Школьники становятся личностью при наличии ряда условий. Самооценка младших школьников относится к самым существенным из них. Она формирует у школьника потребность соответствовать как уровню окружающего социума, так и степени личностных субъективных оценок.

Сформированная адекватно самооценка младшего школьника — это как знание самого себя, так и сумма отдельных качеств, детерминированное к себе отношение.

Самооценка младших школьников — это ведущее звено произвольной саморегуляции, которая обуславливает направленность, а также степень активности малыша, отношение к социуму, среде, самому себе.

Самооценка младших школьников представляет довольно сложный психологический феномен.

Самооценивание вовлечено во множество взаимоотношений и взаимосвязей с психическими новообразованиями . Оно является значимой детерминантой у всех видов коммуникаций и деятельности. Умение оценивать себя идет из раннего детства, а уже формирование, а также совершенствование себя происходит на протяжении жизни личности. Адекватная самооценка бережет неизменность личности, невзирая на зависимость от изменившихся условий, а также обстоятельств, обеспечивая возможность оставаться при этом самим собой. На сегодняшний день, очевидно, становится, что самооценка младших школьников оказывает влияние на поступки, а также межличностные контакты.

Самооценка младших школьников отмечается периодом осознания самого себя, личной мотивации, а также потребностей в среде других индивидов. Поэтому очень важно в этом возрасте заложить базис для формирования адекватной самооценки, что непременно позволит малышу правильно оценивать себя и реально представлять свои силы и возможности, определяя самостоятельно цели, направления и задачи.

В младшем школьном возрасте маленькие индивиды с заниженным или завышенным оцениванием себя предстают более чувствительными и ранимыми перед оценочными суждениями взрослых, вследствие чего очень легко подвержены их воздействиям. Существенную роль в выработке адекватного представления школьников о самих себе представляет межличностное взаимодействие со сверстниками. От самооценки школьника зависит взаимоотношение, степень притязаний ребенка с окружающими личностями и его активность. Чтобы младшему школьнику ощущать себя счастливым, уметь побеждать трудности, ему необходимо обладать положительным видением себя, а также адекватной самооценкой.

Развитие самооценки младшего школьника

Поскольку основы самооценки закладываются в раннем возрасте, а продолжают формироваться уже в школьном, то они поддается коррекции и воздействию. Учитывая это, родители, учителя, взрослые, должны принимать во внимание все характерные особенности, закономерности образования самооценки, а также пути развития адекватной (нормальной) самооценки и позитивной «Я»-концепции развития личности. В этот период большую роль в развитии ребенка приобретает коммуникационное взаимодействие со сверстниками.

Во время общения развиваются стержневые навыки межличностного взаимодействия. Тяга к общению, устремленность к ровесникам, делает коллектив школьников для ребенка неимоверно притягательным и ценностным. Возможностью находиться в детском коллективе дети очень дорожат, поскольку от качественности общения со сверстниками зависит направленность развития детской личности. Это говорит о том, что межличностное взаимодействие относят к важнейшему фактору, развивающему личность и вырабатывающему адекватную самооценку.

Но не стоит забывать о необходимом вкладе родительского поощрения, похвалы в развитии самооценки младшего школьника.

Школьная группа с неблагополучной позицией в системе межличностных отношений имеет похожие характеристики. Школьники в таких группах зачастую характеризуются проблемами в общении, неуживчивостью, что проявляется в драчливости, чрезмерной изменчивости, вспыльчивости, грубости, замкнутости, капризности. Такие дети отличаются склонностью к зазнайству, ябедничеству, жадности, неряшливости, неаккуратности. Дети, которые пользуются популярностью среди сверстников, отмечаются общими чертами. Они обладают уравновешенным характером, инициативны, общительны, активны и богаты на фантазию. Большинство таких школьников неплохо учится.

У детей постепенно в ходе учебы повышается притязательность, критичность, требовательность к себе. Малыш в первом классе позитивно оценивает личную учебную деятельность, а неуспех связывает с объективными обстоятельствами и причинами.

Ребенок второго, а также третьего класса к собственной личности относится более критично, при этом делает предметом оценивания плохие действия, например, неуспехи в учении.

На протяжении всего обучения в начальной школе для детей значение отметок существенно видоизменяется. Оценивание находится в прямо-пропорциональной зависимости от мотивации учения, требований, которые дети к себе предъявляют. Отношение младших школьников к восприятию своих успехов, достижений существеннее связывается с необходимостью иметь справедливые представления о личной значимости. Из этого следует, что учитель, оценивая знания младших школьников, вместе с тем оценивает и личность школьника, его место среди других, а также индивидуальный потенциал. Именно таким образом воспринимаются оценки малышами.

Ориентируясь на оценки учителя, младшие школьники разделяют себя и сверстников на отличников, слабых и средних учеников, старательных или не совсем, ответственных и не очень, дисциплинированных или нет.

Малыши не приходят в этот мир с определенным отношением к себе. Развитие самооценки младшего школьника начинается в ходе воспитания, в котором главенствующая роль отводится семье и школе.

Адекватное самооценивание младшего школьника увеличивает шансы на успех. Ребенок, обладая адекватным самооцениванием, способен оценить личный потенциал объективно. К сожалению, не все взрослые понимают необходимость самооценки, а также ее уровня для , дальнейшей успешности, развития.

В раннем детстве самооценка у ребенка пребывает на должном уровне. Однако взрослея, малыш понимает, что для родителей он является главным существом и мир считает созданным только для себя. Так возникает . До достижения школьного возраста, у малыша самооценка сохраняется адекватной. Это связано с тем, что ребенок осознает, что он не является во вселенной единственным и других малышей тоже любят.

Когда школьники достигают среднего возраста, то их самооценка может зашкаливать или вверх, или вниз. В этом случае необходима коррекция выработки адекватного самооценивания.

Полярность самооценки объясняется положением в школьной группе: ребенок-лидер имеет завышенную самооценку, а ребенок-аутсайдер очень низкую. Для развития адекватной самооценки или коррекции уже имеющейся заниженной или завышенной самооценки, родителям необходимо оказывать школьнику помощь и поддержку. Ребенок нуждается в уважении, доверии, справедливом отношении. Психологи взрослым рекомендуют исключить тотальный контроль, однако проявлять интерес к увлечениям школьника.

Родители должны четко отдавать себе отчет, что чрезмерная или незаслуженная похвала ведет к появлению .

Низкая самооценка у школьника развивается из-за влияния семейного воспитания, безответной любви, избыточной самокритичности, неудовлетворения внешностью, недовольства собой. Такие школьники нередко склонны к мыслям о , подвержены уходам из дому. Поэтому им жизненно необходимо повышенное внимание, любовь родных и уважение. От критики лучше воздерживаться, даже если она необходима. Следует акцентировать внимание только на всех позитивных моментах, качествах личности. Ребенок с заниженной самооценкой должен чувствовать, что его уважают и одобряют его поведение.

Диагностика самооценки школьника

Средства, позволяющие современной психодиагностике выявить уровень самооценки, а также самосознания школьников, делятся на малоформализованные и формализованные методики.

Формализованные методы диагностики отмечаются объективизацией процесса исследования. К ним причисляют тесты, проективные техники, опросники, психофизиологические методики. Малоформализованные методики включают разговор, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

У детей младшего школьного возраста определить уровень самооценки возможно с помощью разнообразных игр. Например, игра «Имя» дает возможность получить информацию о самооценке школьника.

Малышу предлагают для себя придумать новое имя, которое он желал бы иметь или предлагают оставить свое. Если малыш выбирает новое имя, то необходимо узнать, почему он хотел бы поменять свое имя. Зачастую отказ малыша от личного имени говорит о том, что ребенок хочет стать лучше и у него занижено самооценивание.

Повседневная педагогическая практика для формирования адекватного самооценивания младших школьников применяет игровые формы и приемы, например «говорящие рисунки» или «лесенка успеха».

Форма «говорящие рисунки» заключается в следующем. Если малыш доволен собой, например, на уроке у него все получалось, он рисует улыбающееся лицо. Если возникали сложности, не все получалось, рисует спокойное лицо. Если на уроке возникали сложности, многое не получалось, ребенок рисует грустное лицо.

«Лесенка успеха» включает четыре ступеньки:

Первая ступенька – ученик ничего не запомнил, не понял новое знание, у него возникло много вопросов; с самостоятельной работой не справился;

Вторая и третья ступеньки – у ученика по новой теме есть вопросы, были допущены ошибки в самостоятельной работе;

Четвертая ступенька – ученик достаточно хорошо усвоил новое знание, способен его рассказать, в самостоятельной работе не было допущено ошибок.

Ребенок с адекватным самооцениванием сможет совершенствовать и корректировать свою учебно-познавательную деятельность в школе, что в дальнейшем позволит самореализоваться во взрослой жизни.

Самооценка младших школьников: как ее распознать, как она влияет на успеваемость, и какими методами можно ее подкорректировать?

На развитие и формирование самооценки школьников младших классов влияет множество факторов:

  • семейная обстановка (полноценность семьи, ценности, мировоззрение, культура, отношения и пр.);
  • общение (с взрослыми, знакомыми, друзьями, сверстниками и т.д.);
  • возможности (материальные, духовные, умения, таланты);
  • воспитание (методы, средства, уклон) и многое другое.

Необходимо понимать, что самооценка младшего школьника очень хрупка. Так, буквально за несколько дней и даже из-за одного человека она может либо сильно опуститься, либо подняться.

Очень важно тщательно следить за тем, чтобы ребенок попал в подходящее окружение, находился под адекватным влиянием.

С другой стороны – это очень хорошо: самооценку можно легко корректировать, пока человек не полностью сформировался как личность. Чтобы понять, стоит ли вам проводить работу над своим ребенком, рекомендуем ознакомиться с материалом, написанным ниже.

Диагностика самооценки младших школьников

Всем видам самооценки свойственны свои особенности, поэтому очень легко распознать ее по характерным признакам поведения. Рассмотрим каждую из них:

  1. Низкая самооценка . Такой ребенок часто замкнут, предпочитает одиночество, много времени проводит у себя в комнате отдельно от всех, он не блещет высокой успеваемостью, достижениями в спорте или в других занятиях. Однако у него может быть хобби, в котором у него действительно есть успехи, но он не принимает похвалу (стесняется, отнекивается, молчит, опустив глаза). Он часто хвалит сверстников, пытается подражать кому-то из них. Этот ребенок считает себя некрасивым. Часто у представителей такой самооценки развита сутулость (съежившись, школьник пытается замкнуться еще больше, стать менее заметным)
  2. Средняя . У ребенка много интересов, он ищет себя во многих сферах деятельности. У него адекватные взгляды на жизнь, соответствующие его возрасту. Он не стремится к «заоблачным далям», но и не останавливается на одном уровне. Успеваемость часто хорошая. С таким школьником легко разговаривать на разные темы, у них проявляется уважительное отношение к взрослым и большинству сверстников.
  3. Завышенная . Ребенок часто заявляет о своих желаниях, настаивая на их выполнении, считает, что все его достижения – это гениально. От него нечасто можно услышать слова благодарности, так как он считает, что все это – его заслуги и обязанности окружающих. Школьник стремится быть лучше остальных, быстрее повзрослеть. Даже желания у него порой слишком «взрослые». Почти всегда такие дети – лидеры. Они остро реагируют на критику, им свойственно сверстников или даже взрослых.

Влияние уверенности в себе на успеваемость

Школьники с разной успеваемостью обладают своей характерной самооценкой. Опираясь на исследования, специалисты склонны доверять следующей тенденции:

  • Низкая самооценка . Ребенок делает задание, а ему говорят, что итог неправильный. Он еще больше разочаровывается в своих способностях, с чем и смиряется. Постепенно начинается его отставание на фоне развития остальных детей.
  • Средняя . В этом случае ребенок адекватно реагирует на критику, старается делать правильно не потому, что от него этого хотят взрослые, а опираясь на то, что «так надо, чтобы было верно».
  • Завышенная . Школьник пытается быть всегда и во всем лучше остальных. Это касается и успеваемости. Да, для него это действует как определенный стимул, но такой ребенок не всегда готов учиться на ошибках, объясняя это тем, что к нему излишне придираются и очень многого хотят.

Методика коррекции самооценки у детей

Чтобы помочь ребенку приобрести адекватную самооценку, необходимо обратить внимание на следующие рекомендации:

  1. Не сравнивайте . Очень неправильно поступают взрослые, когда указывают на успеваемость другого ребенка, ставя его в пример, говоря, что он лучше в чем-то. Таким образом легко не только существенно снизить самооценку школьника, но и посеять в нем обиду (в том числе и на того ребенка).
  2. Не переоценивайте . Выставляйте ребенку те требования, которые соответствуют его возрасту и способностям. Когда вы ожидаете слишком многого, школьник расстраивается, что он не может этого сделать. Он не понимает, что это пока еще не в его силах (а способности у каждого ребенка – свои), поэтому усердно начинает самобичевать самого себя. Уровень самооценки падает.
  3. Не забывайте о методе «кнута и пряника» . Школьник сделал хорошо – похвалите (не «Ты самый хороший, самый умный», а «Молодец! У тебя хорошо получилось!»). Если же он поступает неправильно, нужно сначала объяснить это, по возможности привести примеры из жизни, сказать о последствиях таких действий, а в конце – как нужно сделать правильно.
  4. Больше разговаривайте . Именно общаясь с взрослым, ребенок может начать понимать, что такое «хорошо», а что такое «плохо». Из этого он станет делать выводы, которые будут корректировать его мировоззрение и, как следствие, – самооценку себя и окружающих людей.
  5. Поддерживайте . Если ребенок не уверен в себе, необходимо начинать адекватно выделять его достоинства, говорить о том, что иметь все и сразу – это невозможно. Главная задача – дать понять школьнику, что он не плох, а индивидуален, в принципе, как и каждый другой ребенок. Нет ни плохих, ни хороших.
  6. Пресекайте . Когда ребенок явно выраженно возвышает себя перед другими, необходимо сообщить, что такое поведение неверно. Также нужно корректно рассказать ему, что нет лучших: одни преуспевают в каком-то определенном деле, другие – в ином. У кого-то достоинства такие, у кого-то другие. Каждому в жизни пригодятся свои способности, поэтому можно говорить о том, что не кто-то лучше/хуже, а что все очень и очень разные. Возможно, что с первого раза ребенок не услышит ваши слова, поэтому время от времени нужно возвращаться к подобным разговорам.
  7. Приобретите детскую энциклопедию . Пока младший школьник не способен самостоятельно заниматься изучением информации и перерабатывать ее, вы можете использовать ее для себя, чтобы давать более грамотные советы своему ребенку. Это обычная книжка-пособие, в которой раскрываются множество вопросов детского поведения. В ней затрагиваются различные важные моменты: взаимоотношения с родителями, со сверстниками, с представителями противоположного пола, секреты успеха учебы, советы о том, как все успевать, как делать правильно те или иные вещи и многое другое. Вся информация здесь составлена специалистами. Они дают адекватную оценку каждому явлению. С помощью этого легко подкорректировать самооценку школьника. Преимущество такой книги заключается также в том, что ребенок потом сможет возвратиться к отдельным вопросам в любой момент.

Видео: Как поднять самооценку ребенка

Термин «самооценка школьника» означает способность сознания индивида школьного возраста к объективной оценке своей собственной личности в целом, ее потенциала, способностей, преимуществ и недостатков, а также положения в обществе. Как и в любом другом возрасте, от адекватности самооценки напрямую зависят поступки ребенка, его мотивация, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, дальнейшее развитие как личности и успешность.

Эта способность и ее адекватность закладываются еще с раннего возраста. Она определяет не только состояние ребенка на текущий момент и его успеваемость в школе, но также в дальнейшем решит многие аспекты его взрослой жизни. Помимо простого воспитания культуры и манеры поведения, задачей взрослых и педагогов является также забота о создании адекватной самооценки и самоуважения школьников, чтобы в дальнейшем они не столкнулись с серьезными проблемами в этой сфере.

Самооценка младшеклассников

Дети школьного возраста превращаются в полноценную личность при условии наличия ряда определенных факторов. Адекватная самооценка младшеклассников является наиболее важным среди них. Именно она определяет, как соответствие ребенка нужному уровню требований со стороны социума для особей его возраста, так и стремление соответствовать своим личностным представлениям об идеале.

Формирование правильной и объективной самооценки школьника – это не только его познание собственной личности в социуме, но также и оценка суммы всех положительных и отрицательных качеств, детальное отношение к себе. По сути – это центральное звено в механизме самостоятельного регулирования малышом своей деятельности. Она определит дальнейшее направление и уровень активности ребенка, его отношение не только к самому себе, но также к окружающим, социуму в целом. Стоит ли говорить, что это весьма сложный психологический механизм.

Умение оценить самого себя связывается функционально со многими процессами психики в сознании и даже подсознании индивида. Оно выступает одним из главных определяющих факторов как в отношении со своим внутренним «Я», так и в контактах с окружающим миром, социумом. Самооценка закладывается в психике человека в ранние годы жизни, а вот ее формирование и умение оперировать ею – развивается в дальнейшем. Адекватно сформированная самооценка обеспечивает индивидуальности человека возможность сохранять свое постоянство, даже если изменились условия внешней среды и социального окружения. Сейчас специалистам в сфере психологии достоверно известно, что самооценка, в частности в младшем возрасте, оказывает влияние на ребенка, его мотивацию, взаимоотношение со сверстниками, а также успеваемость в школе.

Отличительной чертой оценки себя является полное осознание своей индивидуальности и личности, а также отдельных моментов потребностей. Ребенок начинает относительно объективно оценивать собственную мотивацию поступков, а также ощущает необходимость нахождения в среде других индивидов. Именно этот этап создания самооценки очень важен, так что в этом возрасте необходимо помочь ребенку сформировать адекватный и объективный взгляд на свою личность. Это позволит ему в дальнейшем рационально взглянуть на свои собственные силы и возможности, определить для себя порядок своих действий, дальнейшие жизненные цели и стремления.

Как уже говорилось, значительное значение в создании адекватной самооценки играет отношение ребенка со своими сверстниками. Тем не менее, в этом возрасте они также являются очень ранимыми и чувствительными к оценке их действий и убеждений со стороны взрослых, представляющих собой своеобразный авторитет. В совокупности именно эти факторы влияют на дальнейшее развитие дитя, его притязания к самому себе и окружающим, желание занимать определенное место в обществе и добиваться успеха. Адекватная самооценка, которая может быть достигнута при правильной помощи со стороны семьи и воспитателей, является залогом счастливой жизни школьника.

Развитие самооценки школьника младших классов

Так как основные механизмы процесса самооценки формируются в детстве, а окончательно — в школьном возрасте, то стоит учитывать этот момент в качестве подходящего для коррекции. Разумеется, чтобы грамотно повлиять на развитие самооценки школьника младших классов, как родители, так и учителя, должны учитывать особенности характера каждого малыша в этом возрасте, общие моменты и закономерности развития самоуважения и оценки своей личности. Огромное значение в начальных классах для ребенка имеет его коммуникация с другими детьми.

Во время общения школьники развивают все базовые навыки общения с людьми, которые повлияют на их жизнь. Дети на самом деле сильно дорожат возможностью находиться в обществе своих сверстников, так что коллектив в школе является для них чем-то особенным. Ребенок может даже тянуться к коллективу интуитивно, не отдавая себе сознательный отчет в том, что это оказывает важное влияние на формирование его целостной личности. Это еще раз подчеркивает важность коммуникативного взаимодействия для адекватной оценки школьника.

Возможен вариант группы детей, которая обладает низкими характеристиками в рамках коммуникативных контактов. Дети в ней, как правило, определяются общими особенностями, происходящими из проблем межличностного общения. Группа плохо уживается, в ней часто возникают конфликты, дети неусидчивы, им тяжело сконцентрироваться на учебе, они драчливы.

Также для индивидов подобной группы характерно ябедничество, вспыльчивость, чрезмерная агрессивность в отношении других детей, эмоциональность. И напротив, если в группе удачно складываются взаимоотношения в целом, то дети более успешны. Отдельные личности, которые занимают авторитетное место среди сверстников, как правило, отличаются особой уравновешенностью, спокойствием, им часто присуща хорошая успеваемость, живость в общении с другими детьми.

По мере учебы и взросления у детей появляется более выраженная критичность в отношении себя и своих поступков. В первых классах, например, они более позитивно относятся к своим успехам. А все неудачи чаще всего списывают на внешние объективные факторы. Второй и третий классы начальной школы – это акцент внимания ребенка на своих отрицательных сторонах, что характеризуется повышенным риском развития заниженной самооценки.

Постепенно видоизменяется отношение детей к отметкам относительно их успеваемости. Для младших школьников восприятие оценки напрямую связано с их мотивацией в учебе.

Таким образом, дети, как правило, связывают оценку учителем их успеваемости с потребностью видеть определенное отношение к их личности. Таким образом получается, что, оценивая успеваемость того или иного ребенка, с точки зрения самих детей учитель также оценивает его личность. Дети сами распределяют свой коллектив на определенные «касты» успевающих или отстающих, основываясь на отношении к ним учителя.

Считается, что в раннем детстве самооценка сохраняется на своем обычном, достаточно уровне. С достижением определенного возраста она видоизменяется, и при условии потворства со стороны родителей, приводит к формированию у ребенка слишком высокого самомнения, поскольку он начинает себя ощущать самым важным в мире. В среднем возрасте и вообще наблюдаются настоящие «скачки самооценки», и такое состояние просто требует вмешательства со стороны и коррекции. В частности, в детских группах полярность самооценки выражается в том, что она бывает низкой или высокой. Так, например, дети, которые пользуются особым успехом у сверстников, будут обладать чрезмерно высоким самомнением, в то время как другие индивиды, не снискавшие внимания со стороны других детей, окажутся слишком зажатыми и неуверенными в себе.

Диагностика самооценки школьника

Для того чтобы определить необходимость коррекции, а также предполагаемый объем вмешательства со стороны взрослых или специалиста, может проводиться диагностика самооценки школьника.

Методики определения могут быть различными в зависимости от их объективности, глубины анализа, подхода к получению нужной информации. Такое разнообразие техник объясняется разностью особенностей самооценки в зависимости от возраста ребенка и его характера.

Например, для малышей первого и второго классов хорошо подходит психологическая игра «Имя». Суть ее заключается в том, что ребенку предлагают придумать, выбрать себе новое имя, или же оставить то, которое ему дали родители. Если малыш предпочтет поменять имя, то стоит узнать подробнее о принятии его решения, и чем обусловлен выбор именно такого имени, что позволит получить информацию о состоянии его самооценки.

В условиях школы отлично действует методика под названием «лесенка успеха». Она основывается на соотношении успеваемости ребенка в целом, и его уровня самооценки, который определяется путем нахождения позиции ребенка на определенной ступени «лесенки». Первая ступень – ребенок практически ничего не понял на уроке и не смог разобраться в теме, у него возникает масса вопросов и он не способен решить самостоятельную работу. На второй и третей ступени у него могут возникать определенные трудности с пониманием, а в самостоятельной работе допущен тот или иной объем ошибок. Четвертая ступень наивысшая – ученик хорошо усвоил тему и отлично справился с самостоятельной работой.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 37

Учитель начальных классов:

Петрик Любовь Александровна

Смоленск, 2014г.

Самооценка младших школьников

Самооценка - сложное личностное образование, личностный параметр умственной деятельности. Она выполняет, в том числе и регулятивную функцию. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний, владения приемами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Есть тесная связь между успехами в учебной деятельности и развитием личности.

Самооценка - это то, как человек оценивает себя, свои возможности, поступки. Мы постоянно сравниваем себя с другими, и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Адекватная самооценка позволяет человеку соотносить свои силы с задачами разной трудности и требованиями окружающих. Неадекватная самооценка (заниженная или завышенная) деформирует внутренний мир, мешает гармоничному развитию.

Самооценка начинает развиваться уже в раннем детстве. Часто мы слышим: "Ты уже такой большой, а завязывать шнурки (есть кашу, читать, др.) так и не научился!" Родители не задумываются над тем, что именно из их оценок, в первую очередь, и складывается мнение ребенка о себе; это потом, в школьном возрасте, он научится сам оценивать свои возможности, успехи и неудачи. Именно в семье ребенок узнает, любят ли его, принимают ли таким, каков он есть, сопутствует ли ему успех или неудача.

Самооценка может быть адекватной, завышенной либо заниженной.

Как проявляется уровень самооценки в поведении?

Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт - вот те качества, которые свойственны детям с адекватной самооценкой. Они охотно участвуют в играх, не обижаются, если оказываются проигравшими.

Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны детям с заниженной самооценкой . Они не хотят участвовать в играх, потому что боятся оказаться хуже других, а если участвуют в них, то часто обижаются. Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении со сверстниками. Они хотят всегда и везде быть первыми и принимают близко к сердцу, если это им не удается.

При завышенной самооценке дети во всем стремятся быть лучше других. Часто от такого ребенка можно услышать: "Я - самый лучший (сильный, красивый). Вы все должны меня слушать". Он часто бывает агрессивен с теми детьми, которые тоже хотят быть лидерами.

Самооценка в младшем школьном возрасте формируется в основном под влиянием учителя. Особое значение дети придают интеллектуальным возможностям и тому, как их оценивают другие (взрослые и сверстники). При этом им важно, чтобы положительная оценка была общепризнанна. Самооценка и связанный с ней уровень притязаний являются личностными параметрами умственной деятельности и позволяют судить о том, как проходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности. Поэтому психологу и педагогу важно следить за формированием самооценки.

Можно и нужно прослеживать уровень самооценки, проводя контрольное тестирование каждые полгода. Результаты будут более достоверными, если использовать при тестировании разные методики, а также, если исследования будут проводиться в различных условиях (успеха и неуспеха). Полученные данные можно сопоставлять и обобщать.

Предлагаю использовать методику А.И. Липкиной "Три оценки". Ученикам предлагается выполнить любое письменное задание. Работа оценивается тремя оценками: адекватной, завышенной и заниженной. Перед раздачей тетрадей с проставленными оценками ученикам говорят: "Три учительницы из трех разных школ проверяли Ваши работы. У каждой сложилось разное мнение о выполненном задании, поэтому они поставили разные оценки. Обведи кружком ту оценку, с которой ты согласен".

Затем проводится индивидуальная беседа с каждым ребенком, в ходе которой выясняются ответы на вопросы:

1. Каким учеником ты себя считаешь: средним, сильным или слабым?

2. Какие оценки тебя радуют, какие огорчают?

3. Твоя работа заслуживает оценки "3", а учительница поставила "5", обрадуешься этому или огорчишься?

В ходе беседы взрослый старается не навязывать свое мнение, ответы фиксируются и анализируются.

Уровень самооценки определяется по следующим показателям:

    совпадение или несовпадение самооценки с оценкой учителя;

    характер аргументации самооценки: аргументация, направленная на качество выполнения работы; любая другая аргументация; устойчивость или неустойчивость самооценки о которой судят по степени совпадения характера выставленной учеником самому себе отметки и ответов на вопросы.

Уровень самооценки можно выявить и с помощью рисуночных тестов : они информативны как в дошкольном возрасте, так и в начальной школе. Можно попросить нарисовать человека, семью, несуществующее животное. Эти методики наряду с другими показателями помогают оценить социально благополучие ребенка, уровень его самооценки. Низкая самооценка - маленькая фигурка, расположена не по середине листа, а с краю, плохо прорисованы детали, либо использование темных цветов, штриховки.

Об адекватной самооценке говорит хорошо прорисованная фигура, расположенная в центре листа, хорошо прорисованное лицо и части одежды, достаточно длинные руки и ноги. Завышенная самооценка - слишком большая фигура, сильно украшенная, все остальные фигуры на рисунке кажутся невзрачными и незаметными.

Если у дошкольников наличие завышенной самооценки является нормальным явлением, при условии, что она проявляется непостоянно (не во всех тестированиях), то у школьников завышенная самооценка (также, как и заниженная) требует внимания педагога, психолога и родителей.

Проверить, какая самооценка у вашего ученика, можно с помощью

теста "Лесенка".

Нарисуйте на листе бумаги или вырежьте лесенку из 10 ступенек. Теперь покажите ее ребенку и объясните, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие (злые, завистливые и т.д.) мальчики и девочки, на второй ступеньке - чуть получше, на третьей еще лучше и так далее. А вот на самой верхней ступеньке стоят самые-самые умные (хорошие, добрые) мальчики и девочки. Важно, чтобы ребенок правильно понял расположение на ступеньках, поэтому можно его об этом переспросить. А теперь спросите, на какой ступеньке стоял бы он сам? Пусть нарисует себя на этой ступеньке или поставит куколку. Вот вы и выполнили задание, остается сделать выводы.

· Если ребенок ставит себя на первую, 2-ю, 3-ю ступеньки снизу, то у него

заниженная самооценка.

· Если на 4-ю, 5-ю, 6-ю, 7-ю, то средняя (адекватная).

· А если стоит на 8-й, 9-й, 10-й, то самооценка завышена.

Но для младших школьников завышенной считается самооценка, если малыш постоянно ставит себя на 10-ю ступеньку.

Что же делать, если самооценка Вашего ученика неадекватна (сильно завышена или занижена)? Уровень самооценки может изменяться, особенно в младшем школьном возрасте. Каждое наше обращение к ребенку, каждая оценка его деятельности, реакция на успехи и неудачи - все это оказывает влияние на отношение малыша к себе. То есть, мы можем помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

У младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю позицию личности, становится мотивом поведения. Устойчивая заниженная самооценка проявляется крайне редко.

Влияние успеваемости младших школьников на их самооценку несомненно. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные оценки. Слабоуспевающим школьник становится на каком-то этапе учения, когда обнаруживается определенное расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. На начальном этапе отставания расхождение это недостаточно осознается, а главное, не принимается младшим школьником: большинство неуспевающих детей 1 и 2 классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. K 4 классу уже выявляется значительный контингент отстающих детей о пониженной самооценкой. Тот, который часто терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и наоборот, успех в предшествующей учебной деятельности предрасполагает к ожиданию успеха в дальнейшем. Преобладание в учебной деятельности у отстающих детей неуспеха над успехом, постоянно подкрепляемое низкими оценками их работы учителем, ведет к нарастанию у них неуверенности в себе и чувства неполноценности.

Организуя учебно-воспитательную работу, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку младших школьников.

Анализируя литературу по изучаемой проблеме, можно составить

    Оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Учитель должен давать содержательную оценку работе ученика. Совершенным процесс учебно-познавательной деятельности будет только тогда, когда оценка не завершает его, а сопровождает на всех ступенях.

    В учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают в учебной деятельности разных результатов из-за различного отношения к учению.

    Необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке. После рецензирования работа возвращается автору, и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу.

    Предлагать слабо успевающему ученику, с заниженной самооценкой, оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику.

    Необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребенка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, ее сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребенка на собственные способы действия.

    Необходимо вводить тетради «Моя учеба», в которых учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы.

    Необходимо предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания, на которых строят самооценку дети и показатели, по которым оценивает учитель.

    Необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка-это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков,

мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе.

Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Эти исследования сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. По данному вопросу можно выделить работы таких психологов, педагогов как: Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев , С.С. Рубинштейн, М.Н. Скаткин .

В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Можно выделить публикации А.И. Липкиной, Е.И. Савонько, Е.А. Серебряковой, В.А. Горбачевой .

Л.С. Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка-обобщенное т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить сое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

Р. Бернс, анализируя большое число исследований американских авторов, отмечает, что на грани дошкольного и младшего школьного возраста происходит качественный скачок в развитии самооценки. Однако расширительное толкование этого понятия лишает выводы конкретности, не позволяет достаточно охарактеризовать происходящие изменения.

В течении учебного года у детей происходит формирование самооценки. Некоторая ситуативная самооценка, не связанная с содержательным представлением о себе, появляется раньше, чем «Я-концепция». Однако, самооценка становится значительно более устойчивой и внеситуативной именно тогда, когда она связывается с «Я-концепцией», при этом содеражательные расхождения между ними не обнаруживаются. Во время учебного года «Образ Я» увеличивается в два раза.

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

Неоднозначны критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями:

1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в, какой-либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок бесконечно много. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно.

Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит. Так, в проведенном исследовании ни один из учеников (в том числе неуспевающие), перечисляя причины своей недостаточно эффективной или плохой успеваемости, не сослался на затруднения в понимании учебного материала, в овладении навыками, приемами мыслительной деятельности и пр. Все дети предпочитали считать себя (и считаться) ленивыми, недисциплинированными, но никто не относил свой неуспех за счет недостаточных интеллектуальных способностей. Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную. Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей о заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - один из основных компонентов самооценки.

В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего - пусть еще несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности.

В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя; «В твоей работе есть ошибка» - ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с тревогой, бледнея или краснея, спрашивают; «А какая, где?» И, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельств.

Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении - важнейший показатель самооценки личности.

Наиболее естественно, как уже отмечалось, реагируют на ошибки в их работах дети с правильной самооценкой. Они обычно даже с интересом самостоятельно ищут ошибку: «Мол, интересно, в чем? Какая?» Дети с пониженной самооценкой, если им предложить самим найти свою ошибку, обычно молча перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равно ничего не увидят. Благожелательное отношение учителя, поощрения служат существенным стимулом, поддерживающим их деятельность.

Поощряемые и подбадриваемые учителем, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибку.

Как уже говорилось, в самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды. Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует. Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.

Дети, которые не критичны к себе, часто очень критичны к другим. Если маленькому школьнику (первокласснику, второкласснику), который обычно получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков.

Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх. Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность - неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.

Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении.

В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно - ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника.

Самооценка младшего школьника

Что такое самооценка?

Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида, т.е. то, что личности кажется значимым. Главные функции, которые выполняются самооценкой, - регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. Также можно сказать, что самооценка это состояние, когда человек оценивает сам себя в разных областях, давая оценку тем или иным своим качествам (привлекательность, сексуальность, профессионализм). Самооценка, т.е. оценка личностью себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, безусловно, относится к базисным качествам личности. Именно она во многом определяет взаимоотношения с окружающими, критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Человек, живя и действуя в окружающем мире, постоянно сравнивает себя с другими людьми, свои собственные дела и успехи с делами и успехами других людей. Такое же сравнение - самооценку мы проводим и по отношению ко всем своим качествам: внешности, способностям, успехам в учебе или в работе. Иными словами, мы с детства учимся оценивать сами себя.

Виды самооценки.

Психологи рассматривают самооценку с различных точек зрения. Так, оценку себя в целом как хорошего или плохого принято считать общей самооценкой, а оценку достижений в отдельных видах деятельности - парциальной. Помимо этого выделяют актуальную (то, что уже достигнуто) и потенциальную (то, на что способен) самооценку. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Рассматривают самооценку как адекватную и неадекватную, т.е. соответствующую и несоответствующую реальным достижениям и потенциальным возможностям индивида. Так же различается самооценка по уровню - высокому, среднему, низкому. Слишком высокая и слишком низкая самооценка могут стать источником конфликтов личности, которые могут проявляться по-разному.

Адекватная самооценка Самооценка оказывает существенное влияние на эффективность деятельности и формирование личности на всех этапах развития. Адекватная самооценка придает человеку уверенность в себе, позволяет успешно ставить и достигать целей в карьере, бизнесе, личной жизни, творчестве, придает такие полезные качества как инициативность, предприимчивость, способность адаптации к условиям различных социумов. Низкая самооценка сопровождает человека робкого, неуверенного в принятии решений. Высокая самооценка, как правило, становится неотъемлемым качеством успешного человека, независимо от профессии - будь то политики, бизнесмены, представители творческих специальностей. Однако распространены и случаи завышенной самооценки, когда люди придерживаются слишком высокого мнения о себе, собственных талантах и способностях, в то время как реальные их достижения, по мнению экспертов в той или иной области, представляются более или менее скромными. Почему так? Практические психологи нередко выявляют два типа поведения (мотивации) - стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, высказываемые в социуме, просто менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, исходящий из второй позиции, менее склонен к риску, проявляет больше осторожности и нередко находит в жизни подтверждение своим страхам, что его путь к целям сопряжен с бесконечными препятствиями и тревогами. Такой тип поведения, возможно, не позволяет ему поднять самооценку. Известно, что личностью человек не рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьми деятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно (но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Иными словами он как бы «примеряет» на себя их требования, мнения, чувства. Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощью которого происходит регуляция его поведения - самооценку.

Исследование самооценки. В каждом конкретном случае, прежде чем приступить к работе по запросу, с помощью специальных методик проводится всестороннее исследование самооценки клиента, анализируется его семейная ситуация, система ценностей, сложившихся в его/ ее семье и социальной группе. Исследование глубинных слоев самосознания позволяет выявить истинные причины проблемы, что дает возможность провести эффективную коррекцию заниженной самооценки.

Низкая (заниженная) самооценка и ее причины. Причины низкой (заниженной) самооценки личности разнообразны. Чаще других отмечают такие причины, как негативные внушения окружающих, либо негативные самовнушения. Низкая (заниженная) самооценка нередко обусловлена влиянием и оценкой родителей в детстве, а в последующей жизни - внешней оценкой социума. Бывает так, что ребенку в детстве дают заниженную самооценку ближайшие родственники, говоря: «Ты не на что не годен!», подчас применяя при этом физическое воздействие. Иногда родители злоупотребляют «тиранию долженствований», вызывая при этом у ребенка чувство гиперответственности, которое впоследствии может привести к эмоциональной скованности и зажатости. Часто старшие говорят: «Ты должен вести себя очень прилично, так как твой отец уважаемый человек», «Ты должен слушаться во всем маму». В сознании ребенка складывается модель эталона, в случае реализации которого он стал бы хорошим и идеальным, но поскольку она не реализуется, возникает несоответствие между эталоном (идеалом) и реальностью. На самооценку личности влияет сопоставление образов идеального и реального Я» - чем больше разрыв между ними, тем вероятнее недовольство человека реальностью своих достижений и ниже ее уровень. У взрослых людей заниженная самооценка личности поддерживается в тех случаях, если они придают слишком большую важность тому или иному событию, либо считают, что проигрывают в сравнении с другими. При этом возможно, они забывают, что неудачи - также ценный ресурс опыта, а также что их индивидуальность не менее уникальна, чем у других людей. Также важен вопрос о критериях оценки и самооценки (как и что именно оценивать?), т.к. в некоторых, даже профессиональных областях (не говоря уже о личных отношениях) они могут оставаться относительными или недостаточно четко проясненными. Завышенная самооценка и ее причины Бывает так, что родители или ближайшие родственники ребенка склонны переоценивать, восхищаясь как он(а) хорошо читает стихи или играет на музыкальном инструменте, как он умен и сообразителен, но попадая в другую среду (к примеру, в детский сад или школу) такой ребенок подчас испытывает драматические переживания, поскольку его оценивают по реальной шкале, по которой его способности оказываются оцененными далеко не столь высоко. В этих случаях, завышенная родительская оценка играет злую шутку, вызывая у ребенка когнитивный диссонанс в период, когда собственные критерии адекватной самооценки еще не выработались. Тогда завышенный уровень самооценки сменяется заниженным, вызывая у ребенка психотравму, тем более сильную, чем в более позднем возрасте она произошла. С конкретными методиками определения уровня самооценивания, можно познакомиться в приложении.

Взаимосвязь оценки учителя и самооценки младшего школьника

Оценивая знания, учитель одновременно оценивает личность, ее возможности и место среди других. Именно так воспринимаются оценки детьми.

Ориентируюсь на оценки учителя, дети сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старательных или нестарательных и т.д.

Можно выделить 3 группы детей по степени сформированности у них представлений о себе. В учебной деятельности эти дети больше ориентируются на знания о себе, чем на оценку взрослых и быстро приобретают навыки самоконтроля. 2-ая группа учащихся характеризуется тем, что представления ее членов о себе не адекватны и неустойчивы. У них нет достаточного умения выделять существенные качества у себя, анализировать свои поступки. Лишь в некоторых ситуациях дети этой группы могут оценивать себя адекватно. Такие дети требует особого руководства по формированию навыков самоконтроля. Для детей 3-й группы характерно то, что их представления о себе содержат характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. У них нет стремления заглянуть в свой внутренний мир, их представление о себе неустойчиво, самооценка неадекватная. Недостаточные знания самих себя приводят этих детей к неумению ориентироваться в учебной деятельности на свои объективные возможности и силы.

Оценочная деятельность учителя обычно осуществляется в форме отметок в журнале и в вербальной форме. Между этими двумя формами оценок имеется существенное различие. Оценка, которую учитель ставит в журнал, является официальным документом. Поэтому учитель ставит ее на основе специально разработанных критериев и требований общества. К вербальным же оценочным суждениям учителя общество предъявляет лишь общие, принципиальные требования, не контролируемые строгими показателями, - они должны отвечать гуманистическим тенденциям народного образования, способствовать развитию учащихся. Поэтому вербальная оценка не менее ответственна для учителя, чем оценка в журнале. Она позволяет педагогу учитывать сложившуюся ситуацию, подчеркивать прилежность учеников, которым трудно дается учеба, и наоборот, выражать осуждение способных, но ленивых из них.

Как правило, самооценка младшим школьником своей учебной деятельности ориентирована на оценки, выставленные в журнал, поскольку они являются основанием для социального контроля и санкций. Однако вербальная оценка может играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика, если педагог умеет правильно ею пользоваться. Это связано и с тем, что она более лабильна, эмоционально окрашена, а следовательно, более доходчива до ума и сердца подростка.

С поступлением в школу в жизни ребенка начинается новая полоса; ведущей формой его деятельности становится учебная деятельность с ее особым режимом, особыми требованиями к его нервно-психической организации и личностным качествам.

Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействие оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как к личности. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - один из основных компонентов самооценки, в которой отражается то, что ребенок узнает о других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. На практике, организуя учебно-воспитательную работу учитель, обычно, соотносит достигаемые детьми результаты с их умственными способностями и отношением к учению, не принимая в расчет самооценку ребенка, его собственные представления о своих способностях. Между тем, от этих представлений зависит большая или меньшая уверенность в своих силах, отношение к ошибкам и ряд других моментов учебной деятельности.

Культивированию этой низкой самооценки у неуспевающих способствуют так же еще более низкие, чем оценки учителя, самооценки учеников по классу, которые переносят неуспехи отстающих детей в учении на все другие сферы их деятельности. Уже во 2 классе у отлично успевающих детей формируется завышенная самооценка, пренебрежительное отношение ко всем тем, кто не отличник. В учебной деятельности учащихся имеется значительная из класса в класс возрастающая диспропорция между объемом и сложностью научной информации, которую им надлежит усвоить, и теми способами, которые им для этой цели даются.

Объем и сложность этой информации все больше и больше превышают те способы и приемы, которые учащимся даются для ее усвоения. Трудности которые они испытывают вследствие не владения рациональными способами усвоения снижают их интерес к учебному предмету и субъективно переживаются ими как «недоработки», «недоделки», связанные с собственной неорганизованностью. Учащиеся склонные считать, что они могут хорошо учиться, но не очень этого хотят, что у них есть для этого все интеллектуальные возможности, но не хватает общественных, характеристических, волевых качеств.

Организуя учебно-воспитательную работу, учитель обычно соотносит достигаемые детьми результаты c их умственными способностями и отношением к учению, не принимая в расчет самооценку ребенка, его собственные представления о своих способностях, своей личности и об уровне реализации этих возможностей и способностей в учебной деятельности. От этих представлений зависит большая или меньшая уверенность ученика в своих силах, осознание полученного результата как успеха или неуспеха, отношение к допущенным ошибкам, выбор для решения задачи в зависимости от степени ее трудности и ряд других моментов учебной деятельности, Поэтому необходимость сформировать у ребят-школьников контроль и самооценку не вызывает никаких сомнений. Необходимо довести до сознания младшего школьника то, что повторяя урок самому себе товарищам, родителям, можно убедиться, выучил ты его или нет, т.е. показать контролирующую функцию повторения.

Необходимо обратить особое внимание на то, чтобы у школьника постоянно складывались достаточно прочные, устойчивые и объективные критерии оценки самого себя и своих знаний.

Результаты психологических исследований свидетельствуют о том, что первоначальная оценка ребенком своих личностных качеств, поступков является простым отражением той оценки, которую дают этой деятельности и этим качествам воспитатели, учителя, родители. Поэтому эту стадию в развитии самооценки считают «предсамооценкой».

Процесс же формирования подлинной самооценки включает в себя, по данным этих исследований, два этапа:

  • 1) самооценка подвергается внешним действиям;
  • 2) в сферу самооценки включается его внутреннее состояние, личностные качества.

Материалы психических исследований показывают, что усвоение учащимися требований, которые должны удовлетворять их учебную деятельность, осуществляются опосредованно, через оценку результатов этой деятельности учителем.

Психологические исследования и наблюдения свидетельствуют о том, что на процесс формирования самооценки учащегося решающее влияние оказывает оценка их учебной деятельности и поведение учителей.

Во многих работах подчеркивается, что оценка знаний учащихся учителем способствует их продвижению, имеет обучающий, воспитывающий характер. Однако существует проблема у опытных педагогов, умело пользующихся пятибалльной оценочной системой, оценка качества выполняемых учащимися учебных работ. Специально проведенные наблюдения показывают, что среди многих причин досадного «топтания на месте» немалую роль играет неизвестная учителю оценочная деятельность самих учащихся.

Результаты этих наблюдений показывают, что школьники ведут оценку своих знаний параллельно, но не согласованно с учителем.

Часть оценок переносится ребенком на самого себя - это оценки поведения и качеств личности. Наиболее интенсивно развивается у ребенка-первоклассника оценка в выполнении учебных заданий. Это естественно, поскольку ему каждый день и применительно к разным занятиям приходится слышать оценки педагогов. При этом выявляется такая закономерность: сперва у ребенка формируются критерии оценки и их применение по отношению к другим, а затем - далеко не в полной форме - по отношению к себе.

В ходе учебно-воспитательного процесса у школьников постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Второклассники и в особенности третьеклассники относятся к себе уже более критично, делая предметом оценки не только хорошие, но и плохие поступки, не только успехи, но и неудачи в учении.

Постепенно возрастает и самостоятельность самооценок. Если самооценки первоклассников почти полностью зависят от оценок их поведения и результатов деятельности учителем, родителями, то ученики вторых и третьих классов оценивают достижения более самостоятельно, делая, как мы уже говорили, предметом критической оценки и оценочную деятельность самого учителя (всегда ли он прав, объективен ли).

На протяжении школьного обучения, уже в пределах начальных классов, смысл отметки для ребенка существенно меняется; при этом он находится в прямой связи с мотивами учения, с требованиями, которые сам школьник к себе предъявляет. Отношение ребенка к оценке его достижений все больше и больше связывается с потребностью иметь возможно более достоверное представление о самом себе.

Влияние оценок учителя на формирование личности ребенка, на его отношение к себе, к другим и других к нему трудно переоценить.

Система оценок, которая в учебно-воспитательном процессе служит главным средством воздействия учителя на учащихся, является, таким образом, гораздо более сложным, мощным и тонким орудием, чем это обычно предполагается.

Используя ту или иную меру воздействия, воспитатель, по утверждению К.Д. Ушинского, должен представить себе ее психологическую основу, т.е. действовать не вслепую, а знать, на что она рассчитана и чего он от нее ждет.

Оценочные баллы, которые выставляет учитель, должны безусловно соответствовать действительным знаниям детей. Однако педагогический опыт показывает, что в оценке знаний учащихся требуется большой такт. Важно не только, какую оценку поставил учитель ученику, но и то, что он при этом сказал. Ребенок должен знать, чего ждет от него учитель в следующий раз. Не следует захваливать хороших учеников, особенно тех детей, которые достигают высоких результатов, но без особого труда. Зато нужно поощрять в той или иной форме малейшее продвижение в учении хотя и слабого, но трудолюбивого, старательного ребенка.

Главное, что должно определять отношение каждого учителя к каждому учащемуся (независимо от уровня его знаний и индивидуальных психологических особенностей), - это глубокая вера в растущего человека, в его возможности.