Ночная бездонность неба переполнена разноцветными. И. А. Бунин. Ночь. Текст произведения. Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Сборник диктантов по русскому языку для 7 класса

Контрольный диктант №1

Осень – причудливая волшебница. Приходит она и расстилает жёлтые покрывала на поля, разбрасывает разноцветные листья по дорожкам, приносит запах свежести и лёгкого морозца.

Хорошо побродить в городском парке в такие удивительные дни. Деревья объяты пламенем. Теперь никому не остановить осеннего пожара. Вот загорелась осинка ярко-красными огоньками, и от неё пошёл полыхать клён.* Он прикоснулся к берёзке, и вспыхнула она жёлтым костром.** Но обнажатся деревья, и погаснет это разноцветье.

Осень не хочет расставаться с людьми и часто плачет. Печальный дождь капает из туч на землю. Люди смотрят на небо и грустно говорят: «Вот и осень, теперь жди зимы». Если бы осень умела говорить, она сказала бы: «Я не хочу уходить от вас, люди, я хочу остаться».

Но мчится бессердечное время, и осень уходит. (122 слова.)

(По А. Иллюминаторской.)

Грамматическое задание

1. Сделать морфологический разбор слов: загорелась (1 вариант), приходит (2 вариант).

2. Сделать морфемный разбор слов: расстилает, загорелась (1 вариант); обнажатся, побродить (2 вариант).

3. Составить схему отмеченного предложения: * (1 вариант), ** (2 вариант).

(Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2011, с. 28.)

Контрольный диктант №2

Петька и Мишка устало плелись по пустынному берегу моря, усеянному галькой, отшлифованной волнами. От едва колышущегося моря на мальчиков веяло странным покоем и тишиной. Лучи не зашедшего еще за горизонт солнца скользили по легким волнам, набегавшим на берег.

Пропитанная полынным запахом длинная степная дорога, тянувшаяся к морю от далекого города, осталась позади, а впереди во всю даль и ширь расстилалось открытое море, не имеющее границ.И ребятам казалось, что они добрались до самого края света, что дальше уже нет ничего. Есть одно тихо плещущееся море, а над ним такое же бескрайнее небо, лишь кое-где покрытое бледно-розовыми облачками.

Мальчики, утомленные долгим путем, шли молча. Их головы прятались за ворохами сухого бурьяна, собранного ими для будущего костра. (117 слов)

Контрольный диктант №3

Поднявшийся утром ветер вдруг стих. На паруснике, находившемся далеко в море, повисли паруса. Обеспокоенный капитан вышел на мостик.

Западная часть неба становилась все темнее, постепенно покрывалась тучами, не предвещавшими ничего хорошего. Капитан приказал убрать паруса, и встревоженная команда немедленно выполнила распоряжение.

Скоро низко нависшие тучи закрыли все небо, и через полчаса ураган с бешеной силой обрушил на корабль разъяренные волны. Пенящиеся водяные валы бросали корабль из стороны в сторону, угрожали перевернуть его. Мачты трещали и сгибались. Самая большая из них была сломана ураганом. Еще мгновение - и бушующее море поглотило бы судно.1 Нерастерявшиеся матросы вооружаются топорами и рубят канаты, выбрасывают мачту за борт. Корабль выпрямляется. Проясняется лицо капитана, не покидавшего свой мостик все это время. Еще час отважных моряков, борющихся с ураганом, носит по волнам. Все утомлены. Главное - все живы.1 (129 слов)

Контрольный диктант №4

Чудесная ночь

В эту ночь чудеса приходят без приглашения. Поздним вечером, устроившись у окна, ты ясно ощущаешь, что кто-то пробирается к дому. Распахнув окно, прикасаешься к падающим с неба голубовато-серебряным снежинкам и говоришь: «Здравствуй, Новый год

Шепот, шорохи, таинственный перезвон - признаки приближающейся прелестной сказки.

Загорается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног. Забыв о времени, о празднике, прикрываешь глаза и погружаешься в сладкий сон. Тебе снится, что ты, оторвавшись от земли, летишь над сонным городом, заснеженным лесом, небольшой речонкой, покрытой ледяным панцирем. Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.

Утром, проснувшись с легким сердцем и радостной улыбкой, вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом. (121 слово)

(По А. Иллюминаторской)

Контрольный диктант №5

Зеленую иву увидишь повсюду: в огородах, в садах, у проезжих дорог. Немало растет ее по берегам лесных речонок, вдоль ручьев. Люди по-разному называют иву.

Еще не зазеленел по-весеннему лес, а уж цветет, отражаясь в талой воде желтыми пуховками, нежная ива. Чуть-чуть пригреет солнце - вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из ульев пчелы.2

Ива - неприхотливое дерево. Можно срубить или срезать ее тонкий ствол и воткнуть даже неглубоко в землю - примется, пустит корни, начнет расти.2

В ивовых зарослях с начала весны поселяются соловьи и без устали распевают свои песни. Корни ив защищают от размыва вешней водой устроенные людьми плотины. Изредка вздрагивая от невзначай набежавшего ветра, негромко шепчется ива, обнажая серебристую изнанку своих листьев.

Как хороша эта ива, свесившаяся вниз над водой, в которой отражаются небо и облака, плывущие вдаль. (129 слов)

Контрольный диктант №6

Сначала они долго продвигались по равнине. Зеленых предгорий, поросших лесами, здесь не было и в помине. Горы начинались слева неожиданно, отвесной стеной, поднимавшейся куда-то вверх. Ветер, вода и просто минувшие века немало потрудились над ней. Во многих местах отчетливо были заметны слои разноцветного камня, немыслимо перекошенные и изломанные. Кое-где они напоминали каменную кладку.
Стена смотрела на север, и солнце никогда не освещало ее. Граница вечных снегов спускалась низко, и задолго до нее деревья редели, потом совсем пропадали. Под стеной тянулась едва-едва заметная дорога. Она, по-видимому, старалась не прижиматься вплотную к стене. 3 Но упрямая жизнь все-таки повсюду брала свое. Даже по самой стене карабкались цепкие кустарники, выросшие из семян, принесенных издалека ветром или птицами.
Вдали дорога взбиралась в верх горы, следуя изгибам каменного откоса. (123 слова)

(По М. Семеновой )

Контрольный диктант №7

В течение многих веков, тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности, и там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озерами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объеме и с громадной силой разрывает самые твердые камни.
Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадет семя, то оно разрастется и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать ее. Вследствие этого происходит выветривание. Оно происходит очень медленно, но в продолжение многих лет самые прочные породы разрушаются.(125 слов)

(Н. Ефимова)

Контрольный диктант №8

Чтобы хорошо учиться, надо быть хорошо организованным человеком. Прежде всего необходимо стараться в течение дня выполнять то, что намечено. С начала сентября приучите себя к этому и старайтесь делать это в продолжение всего учебного года. Посоветуйте так же поступать и своим товарищам.
Сначала лучше сделать самые трудные уроки, потому что их выполнение требует больше времени. Зато останется свободное время на любимые предметы, увлечения.
Если вам что-либо не понятно, не обращайтесь сразу за разъяснениями к старшим, а загляните в словарь, в справочную литературу. Это трудно, зато полезно. За то время, которое вы потратите на чтение справочной литературы, вы узнаете много нового и интересного.
В свободные часы больше читайте. Во время чтения выписывайте отдельные интересные мысли, высказывания. Полезно также понравившиеся вам стихи заучивать наизусть, чтобы обогащать свой язык, развивать память. (128 слов)

Контрольный диктант №9

С. И. Ожегов - известный лексикограф. Кто не знает его «Словаря русского языка»! Работу над кратким толковым словарем, содержащим около семидесяти тысяч слов, ученый начал в 1940 году. Началась война, и многие ученые-филологи ушли на фронт. 4 Ожегов тоже собирается на фронт, но по состоянию здоровья ему было отказано в просьбе. В течение почти девяти лет ученый работал над словарем, не прекращая работы и в годы войны.
Наверное, нет в нашей стране человека, не знающего этого справочника, ни разу в жизни не пользовавшегося им, не державшего в руках этот объемистый том в тысячу страниц.
В пределах одного тома в нем с достаточной полнотой отражен основной состав лексики современного русского языка. Это обеспечило долговечность книги, намного пережившей своего составителя. Словарь Ожегова - настольное пособие для людей, любящих русский язык. (123 слова)

Итоговый контрольный диктант № 10

Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лег в камышовое кресло на балконе.

Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящими в нем звездами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвездному и поэтому почти черному.

Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый.

С балкона открывается ночное море. Бледное, млечно-зеркальное, оно недвижно, молчит. Будто молчат и звезды. И однообразный ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всем этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну

Особый, предрассветный покой царил еще и во всем том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. Молчаливо и как-то по-иному, чем днем, стояли многооконные дома с их многочисленными обитателями.

| (120 слов) (По И.А. Бунину)

Грамматические задания

1. Синтаксический разбор предложения

2. Озаглавить текст.

3. Выполнить морфологический разбор причастия.

Комментарий. Меньше - наречие в сравнительной степени; неясно - краткое прилагательное, так как зависит от существительного (происхождение (каково?) неясно).

3. Сделать синтаксический разбор предложений.

I вариант: Обычно шаровая молния предстаёт в виде парящего в воздухе или стремительно летящего огненного шара.

II вариант: Во-первых, она не поднимается вверх в окружающем холодном воздухе, во-вторых, сохраняет форму и движется.

Диктант 6. Темы «Предлог», «Союз», «Частица»

Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лёг в камышовое кресло на балконе.

Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящими в нём звёздами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звёзд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвёздному и поэтому почти чёрному. Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. С балкона открывается ночное море. Бледное, млечно-зеркальное, оно недвижно, молчит. Будто молчат и звёзды. И однообразный, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всём этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну…

Особый, предрассветный покой царил ещё и во всём том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. Молчаливо и как-то по-иному, чем днём, стояли многооконные дома с их многочисленными обитателями.

(По И. Бунину)

Грамматические задания

1. Озаглавить текст.

2. Выполнить морфологический разбор предлога, союза, частицы (по выбору).

Диктант 7. Итоговый

Друзья мои, попасть в дворцовую кондитерскую - дело очень заманчивое. Толстяки знали толк в яствах. К тому же и случай был исключительный. Парадный завтрак! Можете себе представить, какую интересную работу делали сегодня дворцовые повара и кондитеры.

Влетая в кондитерскую, продавец почувствовал в одно и то же время ужас и восторг. Так, вероятно, ужасается и восторгается оса, летящая на торт, выставленный на окне беззаботной хозяйкой.

Он летел одну минуту, он ничего не успел разглядеть как следует. Сперва ему показалось, что он попал в какой-то удивительный птичник, где возились с пением и свистом, шипя и треща, разноцветные драгоценные птицы южных стран. А в следующее мгновение он подумал, что это не птичник, а фруктовая лавка, полная тропических плодов, раздавленных, сочащихся, залитых собственным соком. Сладкое головокружительное благоухание ударило ему в нос; жар и духота спёрли ему горло.

(133 слова)

(Ю. Олеша)

Грамматическое задание

1. Озаглавить текст.

2. Выполнить синтаксический разбор предложений.

I вариант: 1-е предложение третьего абзаца;

II вариант: последнее предложение третьего абзаца.

Приложение 4

Изложения

Изложение 1

Радушие семьи Житковых изумляло меня. Оно выражалось не в каких-нибудь слащавых приветствиях, а в щедром и неистощимом хлебосольстве. Приходили какие-то молчаливые, пропахшие махоркой, явно голодные люди, и их без всяких расспросов усаживали вместе с семьёю за длинный, покрытый клеёнкой стол и кормили тем же, что ела семья. А пища у неё была простая, без гурманских причуд: каша, жареная скумбрия, варёная говядина. Обычно обедали молча и даже как будто насупленно, но за чаепитием становились общительнее, и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом, о народничестве.

Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астрономию, физику. Смутно вспоминаю какие-то электроприборы в кабинете у Степана Васильевича. Помню составленные им учебники по математике; они кипой лежали у него в кабинете.

Очень удивляли меня отношения, существовавшие между Степаном Васильевичем и его сыном Борисом: то были отношения двух взрослых, равноправных людей. Борису была предоставлена полная воля, он делал что вздумается - так велико было убеждение родителей, что он не употребит их доверия во зло. И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чём.

Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через несколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде. Живо помню, с каким восхищением я, тринадцатилетний мальчишка, впитывал в себя её атмосферу.

(По К. Чуковскому)

Задания

1. Озаглавить текст.

2. Ответить на вопрос: «Чем Чуковскому нравилась семья Житковых?»

Изложение 2

В самом центре Москвы есть глухие, сохранившие душок старины уголки, куда лишь доносится сторонний шум больших улиц, где прохожие редки, а всезнающие шофёры такси чешут в затылке, вспоминая, где же находится такая набережная. А с этой тихой набережной не видно Кремля потому только, что его закрывают стены вовсе не высотных зданий.

Когда-то здесь были соляные склады, потом подсобные помещения одной из самых первых электростанций столицы, ныне давно бездействующей. Теперь же тут вычислительный центр, один из крупнейших в городе. И обслуживает он главным образом энергетиков, помогает им управлять энергосистемами, раскинувшимися по всей нашей обширной стране с её тысячекилометровыми высоковольтными линиями, уникально гигантскими станциями, с её разноликим потребителем в виде промышленных городов и маленьких деревенек.

В бывших соляных складах теперь ревниво поддерживается нужная температура. Интеллектуальные машины капризны - отзываются на малейшее охлаждение и потепление. Вокруг машин обычно толчётся много народу. Большей частью это программисты. У всех нерешённые срочные вопросы, каждый надеется, что машина объяснит их.

(152 слова)

(По В. Тендрякову)

Задания

1. Озаглавить текст.

2. Рассказать об одном из уголков своего родного города.

Изложение 3

С Тузиком я встретился в июле.

Стояли тёплые ночи, и я приноровился спать на траве, в мешке. Не в спальном мешке, а в обычном, из-под картошки. Почему-то на мешке написано было «Пичугин». Мешок я, конечно, выстирал, прежде чем в нём спать, но надпись отстирать не удалось.

И вот я спал однажды под ёлками в мешке «Пичугин».

Уже наступило утро, солнце поднялось над садами и дачами, а я не просыпался, и снился мне нелепый сон. Будто какой-то парикмахер намыливает мои щёки, чтоб побрить. Дело своё парикмахер делал слишком упорно, поэтому я и открыл глаза.

Страшного увидел я «парикмахера».

Надо мной висела чёрная и лохматая собачья рожа с жёлтыми глазами и разинутой пастью, в которой видны были сахарные клыки. Высунув язык, этот пёс облизывал моё лицо.

Я закричал, вскочил было на ноги, но тут же упал, запутавшись в мешке, а на меня прыгал «парикмахер» и ласково бил в грудь чугунными лапами.

«Это тебе подарок! - кричал откуда-то сбоку Аким Ильич. - Тузик звать!»

Никогда я так не плевался, как в то утро, и никогда не умывался так яростно. И пока я умывался, подарок - Тузик - наскакивал на меня и выбил в конце концов мыло из рук. Он так радовался встрече, как будто мы и прежде были знакомы.

(202 слова)

(По Ю. Ковалю)

Задания

1. Озаглавить текст.

Проверочный тест № 3

Анализ текста

Внимание! В текстах работайте только с пронумерованными предложениями

Текст 3

(1) На даче темно, - час поздний, - и все окрест струится непрерыв­ным журчанием. Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лег в камышовое кресло на балконе. (2)Я думаю - и слушаю, слушаю: хрустальное журчание, наваждение!

(З)Ночная бездонность неба переполнена разноцветными, висящи­ми в нем звездами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющий­ся к южному горизонту, беззвездному и поэтому почти черному. (4) Бал­кон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. С балко­на открывается ночное море. (5)Бледное, млечно-зеркальное, оно летаргически-недвижно, молчит. Будто молчат и звезды. И однообраз­ный, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всем этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну.

(б)Слабое движение воздуха, запаха цветов из цветника и морской свежести неожиданно доходит до бал кона. (7)И через минуту слышит­ся шорох, тихий вздох полусонной волны, медленно накатившейся где-то внизу на берег. (8)Счастливая, дремотная, бездумная, покорная, умирающая, не ведая того! (9)Накатилась, плеснула, озарила пески бледно-голубым сиянием, - сиянием несметных жизней, - и так же медленно потянулась назад, возвращаясь в колыбель и могилу свою.

(10)Покой, особый, предрассветный, царил еще и во всем том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. (11)Молчаливо и как – то по-иному, чем днем, стояли многооконные дома с их многочисленными обитателями, столь как будто разными и столь одинаково преданными сну, бессознанию, беспомощности. (12) И вдруг опять испытал я то непередаваемое чувство, которое испытываю всю жизнь, когда мне случается проснуться на ранней заре, - испытал чувство великого счас­тья, детски доверчивой, душу умиляющей слад ости жизни, чувство на­чала чего-то совсем нового, доброго, прекрасного - и близости, брат­ства, единства со всеми живущими на земле вместе со мною.

(И.Бунин)

1. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Море для волны было и колыбелью и могилой.

2) Дома в городе стояли ночью по-иному, чем днем.

2. Определите стиль речи и тип текста.

1) публицистический стиль; описание

2) художественный стиль; повествование

3) публицистический стиль; повествование

4) художественный стиль; описание

3. Найдите в третьем абзаце предложение с контекстуальными антони­мами и укажите его номер.

5. Определите, каким способом образовано слово бездонность.

6. Найдите в последних двух абзацах предложение, в котором два при­частия употреблены в роли прилагательного и существительного. На­пишите номер этого предложения.

7. Какой вид подчинительной связи в словосочетании детски доверчи­вой (предложение 12)?

8. Среди предложений 4-9 найдите предложение, в котором есть со­ставное именное сказуемое, и напишите номер этого предложения.

9. Среди предложений 5 - 10 найдите предложение, в котором одиноч­ные определения обособляются, несмотря на то, что они стоят пе­ред определяемым словом. Напишите номер этого предложения.

10. Среди предложений 6 -12 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных частей и напишите его номер.

11. Среди предложений 6 -12 найдите предложение(-я), неполнота которого(-ых) связывает его(их) с предыдущими предложениями.

12. Какие из перечисленных ниже средств выразительности автор ис­пользует в тексте наиболее часто? Напишите порядковые номера этих средств.

1) ряды однородных членов;

2) метафоры;

3) ряды обособленных определений;

4) разговорные синтаксические конструкции;

5) восклицательные предложения;

6) эпитеты.

Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

Ключ


  1. Суффиксальный

  2. Примыкание

  3. 1,2,3,6

Приложение 3. Изложения

Приложение 2. Диктанты

1. Диктант по теме «Причастие»

Незабываемое, неизгладимое впечатление оставила гроза в деревне. Началась она вечером. Светлая заря, еще не затянутая черной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. Через окна, еще не закрытые на ночь, комната наполнилась удивительно свежим, чуть влажным воздухом. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся около часа. Окна были не занавешены. Сквозь них постоянно видны были молнии, невиданные по красоте и яркости. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непрекращающегося страха. Казалось, какая-то сила снесет наш домик, стоящий на высоком берегу и ничем не защищенный от ветров.

Когда мой испуг прошел, я тихо уснул в своей кроватке, не постеленной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой,-""

Утром ничто не напоминало вчерашнюю непогоду. Ярко сияло солнце, сверкала не просохшая после дождя трава, заливались от избытка чувств птицы.

Грамматическое задание

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте причастия и причастные

обороты как члены предложения.

Сказуемое: не занавешены.

Определения: незабываемое, неизгладимое; еще не затянутая черной приближающейся тучей; еще не закрытые на ночь; не прекращавшийся около часа; невиданные по красоте и яркости; не смолкавшие ни на минуту; непрекращающегося; стоящий на высоком берегу и ничем не защищенный от ветров; не постеленной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой; не просохшая после дождя.)

2. Сделать морфологический разбор слов:

1-й вариант - не просохшая, 2-й вариант - не закрытые.

2. Диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»

Выпив чашку чая, Наташа шумно вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу в жёлтой обложке. Мать, стараясь не шуметь посудой, наливая чай, вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро, утомившись следить за рассказом, стала рассматривать гостей. Павел сидел рядом с Наташей. Он был красивее всех. Наташа, низко наклонясь над книгой, часто поправляла сползавшие ей на виски волосы. Взмахивая головою и не понижая голоса, говорила что-то от себя, не глядя в книгу, ласково скользя глазами по лицам слушателей

Хохол навалился широкой грудью на угол стола, косил глазами, стараясь рассмотреть издерганные концы своих усов. Весовщиков сидел прямо, упираясь ладонями в колени... Не мигая глазами, он упорно смотрел на свое лицо, отраженное в блестящей меди самовара. Маленький Федя, слушая чтение, беззвучно двигал губами, точно повторяя про себя слова книги. А его товарищ согнулся, поставив локти на колени, и задумчиво улыбался. В комнате было как-то особенно хорошо.


(145 слов) (A.M. Горький) Грамматические задания

1-й вариант -утомившись, 2-й вариант - наклонясь.

1-й вариант - взмахивая, 2-й вариант -упираясь.

3. Диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»

Отлет гусей

С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в землю виноградные лозы. Именно тогда над станицей полетели дикие гуси. Им предстояло совершить далекий, трудный путь, и летели они неторопливо, выдерживая строй. Утром и днем в холодноватой чистой синеве неба видны были темные точки улетающих на юг гусиных стай и слышалось звонкое гоготанье. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей. Они ломали линию строя, и старый вожак, замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. Они возвращались на свои места, и стая летела дальше.

И всё же, бывало, на озере или где-нибудь на мелководье оставалась обессилевшая старая гусыня. Ей трудно было поспеть за стаей, и она летела одна, часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта. Отдохнув немного, она пыталась догнать стаю, тяжело взмахивая крыльями.

Грамматические задания

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепричастные обороты как члены предложения.

2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу:

1 -й вариант - выдерживая, 2-й вариант - замедлив.

3. Сделать морфологический разбор слов:

1-й вариант - опускаясь, 2-й вариант - отдыхая.

4. Диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»

Ночное приключение

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух - всё это нехорошо воздействовало на нас.

В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперед.

Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая веслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защелкал соловей, за ним другой. Мы восхищались соловьиным пением и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

(154 слова)

5. Диктант по темам «Предлог» и «Союз»

Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лег в камышовое кресло на балконе.

Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящими в нем звездами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняющийся к южному горизонту, беззвездному и поэтому почти черному. Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. С балкона открывается ночное море. Бледное, млечно-зеркальное, оно недвижно, молчит. Будто молчат и звезды. И однообразный, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всем этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну...

Особый, предрассветный покой царил еще и во всем том огромном человеческом гнезде, которое называется городом. Молчаливо и как-то по-иному, чем днем, стояли многооконные дома с их многочисленными обитателями.

(119 слов) (По И.А. Бунину) Грамматические задания

1. Озаглавьте текст.

2. Выполните морфологический разбор предлога и союза (по выбору).

6. Итоговый диктант Демографический переход

Рост населения нашей планеты - серьезная проблема. Она затрагивает самые глубокие проблемы истории, деликатные вопросы природы человека и общества, ценности и верования, утвержденные многовековыми традициями. Установление взаимопонимания между гуманитарными и точными науками совершенно необходимо при изучении общества. Человечество, являясь открытой системой, пока далеко не исчерпало своих ресурсов.

Грядущее нельзя предвидеть, не поняв развития в прошлом, которое через настоящее неразрывно связано с будущим. Когда речь идет о громадных промежутках времени и всех людях, населяющих планету, невольно возникает вопрос, почему это важно для каждого из нас. Крупные по своему масштабу явления истории неминуемо отражаются на жизни каждого. В настоящее время стремительных изменений мир проходит через демографический переход - превращение, никогда прежде не переживавшееся человечеством.

Численность человечества на много порядков больше, чем численность сравнимых с ним видов животных. В живой природе передача информации от поколения к поколению и ее распространение в пределах популяции происходит генетически. Только человек обладает способностью к передаче информации путем социального наследования. Информационное взаимодействие, связанное с речью и сознанием как общественными явлениями, выраженными в культуре, технике и науке, определяет динамику развития человечества на всем пути его развития.

В тысяча семисотом году число жителей на Земле было в десять раз меньше, чем сегодня, а за последние триста лет произошло его утроение. Ежедневно население Земли растет на двести пятьдесят тысяч человек, и этот прирост практически весь приходится на развивающиеся страны. Такие темпы роста характеризуют как демографический взрыв, способный потрясти планету. Однако в последние годы численность населения стабилизируется. Ученые предсказывают смену количественного роста качественными формами развития человечества.

(244 слова) (По СП. Капице) 7. Итоговый диктант

Приятного аппетита!

Истинное удовольствие от обеда или ужина мы получаем, если едим не спеша, за красиво сервированным столом, соблюдая элементарные правила этикета.

Если суп горячий, не надо дуть в тарелку или на ложку, пытаясь охладить его. Слегка помешивая суп ложкой, подождем, пока он остынет. Когда супа останется совсем немного, слегка приподняв левой рукой тарелку и наклонив ее от себя, аккуратно доедим его.

Для кушаний, приготовленных из мяса, нужна помощь ножа и вилки. Вилку держим в левой руке, нож - в правой, слегка подправляя им отрезанные один за другим кусочки. Весь кусок мяса сразу резать не принято. Без ножа обойдемся, если блюдо, например котлеты или рыба, без труда расчленяется вилкой.

Сколько бы ножей и вилок ни лежало на столе, начинайте с самых дальних от тарелки приборов. По мере того как подаются новые блюда, меняются используемые ножи и вилки.

Если вы прервали на время, но не закончили еду, положите нож и вилку на тарелку крест накрест. Вилку кладут выпуклой стороной вверх, нож - острием влево. Закончив есть, не отодвигайте от себя тарелку, а положите на нее нож и вилку параллельно друг другу, повернув их ручками вправо. Вилка должна лежать зубцами вверх.

Хлеб берут рукой и кладут на тарелку, специально для него предназначенную. Хлеб едят, отламывая от него небольшие кусочки.

Помешав чай или кофе, не оставляйте ложечку в чашке, а положите на блюдце. Не следует также макать в напитки печенье.

Вам, наверное, не безразлично, что будут думать о вас друзья и знакомые после встречи за столом, захотят ли они пригласить вас снова к себе. Хорошие манеры прежде всего говорят о вашем уважении к обществу, в котором вы находитесь.

При первом чтении текста учителем важно не просто слушать, а слышать текст, понять тему (о чем он), уловить главную мысль (идею: с какой целью автор это написал, что хотел сказать), определить функциональный стиль и тип речи (описание, повествование, рассуждение). Чтобы не отвлекаться, можно слушать с закрытыми глазами.

Если это описание, постарайтесь вслед за автором представить предмет описания, мысленно увидеть картину, «фотографию», о которой идет речь. Если текст повествует о чем-либо, зафиксируйте во время чтения последовательность действий, событий, запишите на «кинопленку» памяти. В случае рассуждения постарайтесь уловить его логику, последовательность, определить тезис, аргументы, вывод. Во всех случаях необходимо почувствовать особенности авторского стиля, чтобы частично передать их в своей работе.

После первого прочтения набросайте на черновике план, запишите к нему запомнившиеся ключевые слова. Учтите, что план не надо переписывать в чистовик, он нужен только для предварительной работы над изложением для восстановления в памяти содержания текста, его последовательности, структуры, для правильного распределения вашего текста на абзацы. План может состоять из ключевых слов, из вопросов, из авторских выражений, из кратких подзаголовков.

Изложение 1

Радушие семьи Житковых изумляло меня. Оно выражалось не в каких-нибудь слащавых приветствиях, а в щедром и неистощимом хлебосольстве. Приходили какие-то молчаливые, пропахшие махоркой, явно голодные люди, и их без всяких расспросов усаживали вместе с семьёю за длинный, покрытый клеенкой стол и кормили тем же, что ела семья. А пища у нее была простая, без гурманских причуд: каша, жареная скумбрия, вареная говядина. Обычно обедали молча и даже как будто насупленно, но за чаепитием становились общительнее, и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом, о народничестве.

Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астрономию, физику. Смутно вспоминаю какие-то электроприборы в кабинете у Степана Васильевича. Помню составленные им учебники по математике; они кипой лежали у него в кабинете.

Очень удивляли меня отношения, существовавшие между Степаном Васильевичем и его сыном Борисом: то были отношения двух взрослых, равноправных людей. Борису была предоставлена полная воля, он делал что вздумается - так велико было убеждение родителей, что он не употребит их доверия во зло. И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чем.

Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через несколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде. Живо помню, с каким восхищением я, тринадцатилетний мальчишка, впитывал в себя ее атмосферу.

(225 слов) (По К.И. Чуковскому)

1. Озаглавьте текст.

2. Ответьте на вопрос: «Чем Чуковскому нравилась семья Житковых?»

Изложение 2

В самом центре Москвы есть глухие, сохранившие душок старины уголки, куда лишь доносится сторонний шум больших улиц, где прохожие редки, а всезнающие шоферы такси чешут в затылке, вспоминая, где же находится такая набережная. А с этой тихой набережной не видно Кремля потому только, что его закрывают стены вовсе не высотных зданий.

Когда-то здесь были соляные склады, потом подсобные помещения одной из самых первых электростанций столицы, ныне давно бездействующей. Теперь же тут вычислительный центр, один из крупнейших в городе. И обслуживает он главным образом энергетиков, помогает им управлять энергосистемами, раскинувшимися по всей нашей обширной стране с ее тысячекилометровыми высоковольтными линиями, уникально гигантскими станциями, с ее разноликим потребителем в виде промышленных городов и маленьких деревенек.

В бывших соляных складах теперь ревниво поддерживается нужная температура. Интеллектуальные машины капризны - отзываются на малейшее охлаждение и потепление. Вокруг машин обычно толчется много народу. Большей частью это программисты. У всех нерешенные срочные вопросы, каждый надеется, что машина объяснит их.

(152 слова) (По В.Ф. Тендрякову)

1. Озаглавьте текст.

2. Расскажите об одном из уголков своего родного города.

Изложение 3

С Тузиком я встретился в июле.

Стояли теплые ночи, и я приноровился спать на траве, в мешке. Не в спальном мешке, а в обычном, из-под картошки. Почему-то на мешке написано было «Пичугин». Мешок я, конечно, выстирал, прежде чем в нем спать, но надпись отстирать не удалось.

И вот я спал однажды под елками в мешке «Пичугин».

Уже наступило утро, солнце поднялось над садами и дачами, а я не просыпался, и снился мне нелепый сон. Будто какой-то парикмахер намыливает мои щеки, чтоб побрить. Дело свое парикмахер делал слишком упорно, поэтому я и открыл глаза.

Страшного увидел я «парикмахера».

Надо мной висела черная и лохматая собачья рожа с желтыми глазами и разинутой пастью, в которой видны были сахарные клыки. Высунув язык, этот пес облизывал мое лицо.

Я закричал, вскочил было на ноги, но тут же упал, запутавшись в мешке, а на меня прыгал «парикмахер» и ласково бил в грудь чугунными лапами.

«Это тебе подарок! - кричал откуда-то сбоку Аким Ильич. - Тузик звать!»

Никогда я так не плевался, как в то утро, и никогда не умывался так яростно. И пока я умывался, подарок - Тузик - наскакивал на меня и выбил в конце концов мыло из рук. Он так радовался встрече, как будто мы и прежде были знакомы.

(202 слова) (По Ю.И. Ковалю) Задания

1. Озаглавьте текст.

2. Случались ли с вами какие-нибудь забавные истории? Расскажите об одной из них.

Приложение 4.Тесты

Вариант 1

1. Какие словосочетания содержат действительные причастия? а) крашеный пол; б) раздающийся вдали; в) развешанное белье; г) „остуженный чай; д) дремлющий у телевизора.

а) скрипящий звук;

б) колющее оружие;

в) выбираемый вариант;

г) вручаемый конверт;

д) пишущий письмо.

а) Я перепробовал все существующие способы борьбы с болезнью.

б) Приводимые факты нуждаются в проверке.

в) Деревья, волнуемые ветром, словно о чем-то шептались.

г) Развеваемые ветром семена унесло далеко от родного де­

д) Неутихающая боль не давала покоя.

Вариант 2

1. Какие словосочетания содержат действительные причастия?

а) освежающий ветер; б) высушенная трава;

в) волнующееся море; г) покрашенный потолок;

д) решающий задачу.

2. Какие словосочетания содержат страдательные причастия?

а) стелющийся кустарник;

б) раздаваемые задания;

в) обучающая игра;

г) разбитое окно;

д) горящие глаза.

3. Какие предложения содержат страдательные причастия?

а) По лугу бежал мальчик, запускающий воздушного змея.

б) Завод, производящий хлеб, никогда не разорится.

в) И пошли они, солнцем палимые.

г) Старик, поддерживаемый под руки, шел еле-еле.

д) Нарастающие раскаты грома сотрясали небо.

Тест к уроку 38

Вариант 1

а) сломленный;

б) видимый;

в) зависящий;

г) мгновенный.

а) купленный;

б) всевидящий;

в) растворимый;

г) расколовшийся.

а) испуганный;

б) решаемый;

в) медленный;

г) составленный.

а) вымытый;

б) нависавший;

в) стремительный;

г) сажающий.

а) распоротый;

б) колотый;

в) тративший;

г) летящий.

а)реше...ый;

б)нехоже. ..ый;

в) купле...ый

г) ветре...ый.

а) построе. ..ый;

б) оловя...ый;

в) белё...ый известью;

г)закопчё. ..ый.

Вариант 2

1. Укажите действительное причастие настоящего времени:

а) пролитый;

б) стремящийся;

в) зависимый;

г) начавший.

2. Укажите действительное причастие прошедшего времени:

а) стеклянный;

б) читавший;

в) разлученный;

г) поднятый.

3. Укажите страдательное причастие настоящего времени:

а) разгаданный;

б) имеющий;

в) лелеемый;

г) заплакавший.

4. Укажите страдательное причастие прошедшего времени:

а) сжатый;

б) утихающий;

в) лежавший;

г) видимый.

5. Укажите отглагольное прилагательное:

а) распоротый;

б) колотый;

в) тративший;

г) летящий.

6. Отметьте слова, в которых пишется -н-:

а)реше...ый;

б)нехоже. ..ый;

в) купле...ый

г) ветре...ый.

7. Отметьте слова, в которых пишется -нн-\

а) построе. ..ый;

б) оловя...ый;

в) белё...ый известью;

14.12.2011 262741 2583

Приложение 2. Диктанты

1. Диктант по теме «Причастие»

Гроза

Незабываемое, неизгладимое впечатление оставила гроза в де­ ревне. Началась она вечером. Светлая заря, еще не затянутая черной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. Через окна, еще не закрытые на ночь, комната наполнилась удиви­ тельно свежим, чуть влажным воздухом. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся около часа. Окна были не занавешены. Сквозь них постоянно видны были молнии, невиданные по красоте и яркости. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непре­кращающегося страха. Казалось, какая-то сила снесет наш домик, стоящий на высоком берегу и ничем не защищенный от ветров.

Когда мой испуг прошел, я тихо уснул в своей кроватке, не по­ стеленной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой,-""

Утром ничто не напоминало вчерашнюю непогоду. Ярко сияло солнце, сверкала не просохшая после дождя трава, заливались от избытка чувств птицы.

(136 слов)

Грамматическое задание

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте причастия и причастные
обороты как члены предложения.

(Сказуемое: не занавешены.

Определения: незабываемое, неизгладимое; еще не затяну­ тая черной приближающейся тучей; еще не закрытые на ночь; не прекращавшийся около часа; невиданные по красоте и яркости; не смолкавшие ни на минуту; непрекращающегося; стоящий на высоком берегу и ничем не защищенный от ветров; не постелен­ ной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой; не просохшая после дождя.)

2.

1-й вариант - не просохшая, 2-й вариант - не закрытые.

2. Диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»

Выпив чашку чая, Наташа шумно вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу в жёлтой обложке. Мать, стараясь не шуметь посудой, наливая чай, вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро, утомившись следить за рассказом, стала рас­ сматривать гостей. Павел сидел рядом с Наташей. Он был красивее всех. Наташа, низко наклонясь над книгой, часто поправляла сползавшие ей на виски волосы. Взмахивая головою и не понижая голоса, говорила что-то от себя, не глядя в книгу, ласково скользя глазами по лицам слушателей.

Хохол навалился широкой грудью на угол стола, косил глазами, стараясь рассмотреть издерганные концы своих усов. Весовщиков сидел прямо, упираясь ладонями в колени... Не мигая глазами, он упорно смотрел на свое лицо, отраженное в блестящей меди само­ вара. Маленький Федя, слушая чтение, беззвучно двигал губами, точно повторяя про себя слова книги. А его товарищ согнулся, по­ ставив локти на колени, и задумчиво улыбался. В комнате было как-то особенно хорошо.

(145 слов) (A . M . Горький) Грамматические задания

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепри­ частные обороты как члены предложения.

2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу:

1-й вариант -утомившись, 2-й вариант - наклонясь.

3. Сделать морфологический разбор слов:

1-й вариант - взмахивая, 2-й вариант -упираясь.

3. Диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»

Отлет гусей

С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в зем­ лю виноградные лозы. Именно тогда над станицей полетели дикие гуси. Им предстояло совершить далекий, трудный путь, и летели они неторопливо, выдерживая строй. Утром и днем в холоднова­той чистой синеве неба видны были темные точки улетающих на юг гусиных стай и слышалось звонкое гоготанье. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей. Они лома­ ли линию строя, и старый вожак, замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. Они возвращались на свои места, и стая летела дальше.

И всё же, бывало, на озере или где-нибудь на мелководье остава­ лась обессилевшая старая гусыня. Ей трудно было поспеть за стаей, и она летела одна, часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта. Отдохнув немного, она пыталась догнать стаю, тяжело взмахивая крыльями.

(128 слов)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепри­ частные обороты как члены предложения.

2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу:

1 -й вариант - выдерживая, 2-й вариант - замедлив.

3. Сделать морфологический разбор слов:

1-й вариант - опускаясь, 2-й вариант - отдыхая.

4. Диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»

Ночное приключение

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие в резиновой лодке. Никому ничего не ска­ зав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух - всё это нехорошо воздейство­ вало на нас.

В течение нескольких минут мы колебались, но потом реши­тельно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но посте­пенно мы освоились и уже смело смотрели вперед.

Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вес­ лами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защелкал соловей, за ним другой. Мы восхищались соловьиным пением и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

(154 слова)

5. Диктант по темам «Предлог» и «Союз»

Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лег в ка­ мышовое кресло на балконе.

Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящи­ ми в нем звездами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняю­ щийся к южному горизонту, беззвездному и поэтому почти черному. Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. С балкона открывается ночное море. Бледное, млечно-зеркальное, оно недвижно, молчит. Будто молчат и звезды. И однообразный, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всем этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну...

Особый, предрассветный покой царил еще и во всем том огром­ ном человеческом гнезде, которое называется городом. Молчаливо и как-то по-иному, чем днем, стояли многооконные дома с их мно­ гочисленными обитателями.

(119 слов) (По И.А. Бунину) Грамматические задания

1. Озаглавьте текст.

2. Выполните морфологический разбор предлога и союза (по выбору).

6. Итоговый диктант Демографический переход

Рост населения нашей планеты - серьезная проблема. Она за­ трагивает самые глубокие проблемы истории, деликатные вопросы природы человека и общества, ценности и верования, утвержденные многовековыми традициями. Установление взаимопонимания ме­ жду гуманитарными и точными науками совершенно необходимо при изучении общества. Человечество, являясь открытой системой, пока далеко не исчерпало своих ресурсов.

Грядущее нельзя предвидеть, не поняв развития в прошлом, которое через настоящее неразрывно связано с будущим. Когда речь идет о громадных промежутках времени и всех людях, населяющих планету, невольно возникает вопрос, почему это важно для каждого из нас. Крупные по своему масштабу явления истории неминуемо отражаются на жизни каждого. В настоящее время стремительных изменений мир проходит через демографический переход - превра­ щение, никогда прежде не переживавшееся человечеством.

Численность человечества на много порядков больше, чем чис­ ленность сравнимых с ним видов животных. В живой природе пере­ дача информации от поколения к поколению и ее распространение в пределах популяции происходит генетически. Только человек обладает способностью к передаче информации путем социального наследования. Информационное взаимодействие, связанное с речью и сознанием как общественными явлениями, выраженными в куль­ туре, технике и науке, определяет динамику развития человечества на всем пути его развития.

В тысяча семисотом году число жителей на Земле было в десять раз меньше, чем сегодня, а за последние триста лет произошло его утроение. Ежедневно население Земли растет на двести пятьде­сят тысяч человек, и этот прирост практически весь приходится на развивающиеся страны. Такие темпы роста характеризуют как демографический взрыв, способный потрясти планету. Однако в последние годы численность населения стабилизируется. Уче­ ные предсказывают смену количественного роста качественными формами развития человечества.

(244 слова) (По СП. Капице) 7. Итоговый диктант

Приятного аппетита!

Истинное удовольствие от обеда или ужина мы получаем, если едим не спеша, за красиво сервированным столом, соблюдая эле­ ментарные правила этикета.

Если суп горячий, не надо дуть в тарелку или на ложку, пытаясь охладить его. Слегка помешивая суп ложкой, подождем, пока он остынет. Когда супа останется совсем немного, слегка приподняв левой рукой тарелку и наклонив ее от себя, аккуратно доедим его.

Для кушаний, приготовленных из мяса, нужна помощь ножа и вилки. Вилку держим в левой руке, нож - в правой, слегка под­правляя им отрезанные один за другим кусочки. Весь кусок мяса сразу резать не принято. Без ножа обойдемся, если блюдо, например котлеты или рыба, без труда расчленяется вилкой.

Сколько бы ножей и вилок ни лежало на столе, начинайте с са­ мых дальних от тарелки приборов. По мере того как подаются новые блюда, меняются используемые ножи и вилки.

Если вы прервали на время, но не закончили еду, положите нож и вилку на тарелку крест накрест. Вилку кладут выпуклой стороной вверх, нож - острием влево. Закончив есть, не отодвигайте от себя тарелку, а положите на нее нож и вилку параллельно друг другу, по­ вернув их ручками вправо. Вилка должна лежать зубцами вверх.

Хлеб берут рукой и кладут на тарелку, специально для него предназначенную. Хлеб едят, отламывая от него небольшие ку­ сочки.

Помешав чай или кофе, не оставляйте ложечку в чашке, а поло­ жите на блюдце. Не следует также макать в напитки печенье.

Вам, наверное, не безразлично, что будут думать о вас друзья и знакомые после встречи за столом, захотят ли они пригласить вас снова к себе. Хорошие манеры прежде всего говорят о вашем уважении к обществу, в котором вы находитесь.

(263 слова)

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.