Что построил баженов василий иванович. Русский архитектор Баженов Василий Иванович: лучшие работы и интересные факты. Прекращение работы над царицынским проектом

(Basilica di S. Clemente al Laterano; Via Labicana, 95)

Церковь устроена на месте дома, принадлежавшее священномученику Клименту, папе римскому (91-100), вскоре после кончины сего святителя, последовавшей в Херсонесе Таврическом, куда он был сослан, по повелению Траяна, за имя Христово. В начале V в. церковь была перестроена и получила форму базилики; в ней св. Григорий Двоеслов произнес две из своих бесед на Евангелия. В 1084 г. при вторжении в Рим норманнов была разрушена и эта базилика. Над развалинами ее в самом начале XII в. была сооружена новая церковь во имя того же священномученика Климента, существующая и доныне.

Развалины древней базилики оставались долгое время в безызвестности и открыты лишь в 1858 г.
Главный вход в церковь устроен с востока. За входом, представляющим собой небольшой портик (крыльцо), поддерживаемый четырьмя колоннами, открывается четырехугольный атриум (внутренний двор); он служил в древней Церкви местом стояния при богослужении кающихся первого разряда, называвшихся «плачущими», или «зимующими», ибо они стояли под открытым небом. Двор обнесен со всех четырех сторон также портиками, или галереями, поддерживаемыми колоннами. Один из четырех портиков, составляющий фасад церкви, служит ей притвором (папертью, или нарфиксом), где в древности стояли оглашенные «второго разряда», называвшиеся «слушающими».

Внутренность церкви представляет собой базилику, т.е. продолговатый прямоугольник, который двумя рядами колонн разделяется на три нефа (корабля). Правый от главного входа корабль предназначался в древней Церкви для мужчин, а левый - для женщин. В среднем же (или главном) корабле устроено особое место, именуемое «хором». Оно обнесено древней мраморной стенкой, взятой сюда из нижней церкви, и в древности предназначалось для диаконов, иподиаконов, чтецов и певцов.

Внутри хора устроен помост, на одной стороне которого (налево от главного входа) стоят: древний мраморный аналой для чтения Евангелия и возле него древняя же мраморная витая колонна с подсвечником для пасхальной свечи, а на другой (направо от главного входа) - древние же мраморные аналои: один для чтения Апостола и другой, несколько меньший, для чтения других богослужебных книг. В настоящем размещении аналоев для чтения Евангелия и Апостола, перенесенных сюда из нижней древней базилики, допущено отступление от обычая древней Церкви ставить первый из аналоев в северной части храма, а последний в южной; произошло же это, полагают, от невнимательности тех лиц, которым поручено было сооружение нынешней церкви.

За хором возвышается главная часть храма, алтарь. Эта часть поднимается на три ступени выше церковного помоста, занимает всю среднюю апсиду (полукруглый выступ) церкви и отделяется от остальной церкви небольшой мраморной перегородкой. В алтаре на особом возвышении стоит главный престол, обращенный лицом к молящемуся народу и, следовательно, к востоку. Над престолом устроена богатая древней формы сень (киворий), поддерживаемая четырьмя мраморными колоннами. За престолом на горнем месте стоит епископское седалище, или кафедра, по обеим сторонам ее вдоль стены алтаря находятся скамьи для пресвитеров.

Внутри возвышения, на котором стоит главный престол, как видно сквозь имеющуюся в передней стороне его решетку, находится гробница. В ней почивают мощи священномученика Климента, папы римского (память 25 ноября), и священномученика Игнатия Богоносца, кровь которого впервые обагрила песок Колизея.
Священномученик Климент происходил из рода древних римских царей и был учеником апостола Петра, от которого получил и святое крещение. От него же и от апостола Павла, который в послании к Филиппийцам именует Климента своим «сотрудником» (Филип. 4, 3), св. Климент восприял хиротонию во епископа римского. Вместе с другими верными он с честью похоронил в 67 г. страдальческое тело апостола Петра в Ватиканских катакомбах. Будучи в заточении за имя Христово в городе Херсонесе Таврическом, он обращал ко Христу проповедью и чудесами тамошних язычников, за что и был утоплен, по повелению Траяна, в Черном море с якорем на шее. Херсонес находится близ теперешнего Севастополя: известен тем, что в нем в 988 г. принял христианскую веру св. равноапостольный Великий князь российский Владимир.

Честные мощи его обретены в IX в. усердием свв. равноапостольных Кирилла и Мефодия и часть мощей ими же перенесена в Рим при папе Адриане (867) и тогда же положена в настоящей церкви. Честная же глава его с другой частью мощей из Херсонеса была перенесена св. равноапостольным князем Владимиром в Киев и положена в сооруженной им Десятинной церкви, в которой и хранилась до XIII в. Во время нашествия Батыя на Киев в 1240 г. Десятинная церковь была разрушена, а вместе с сим утратились и мощи священномученика Климента. Достойны внимания богатые мозаики в полукуполе главного алтаря, хотя и существующие с начала XII в., но запечатленные характером глубокой христианской древности. На лицевой арке алтаря изображен благословляющий Спаситель с Евангелием в левой руке, по сторонам Его — символы четырех евангелистов, под ними,- два первоверховных апостола с папой Климентом и архидиаконом Лаврентием; еще ниже — пророки Исайя и Иеремия, стоящие с хартиями своих пророчеств над двумя священными городами — Иерусалимом и Вифлеемом.

В самом полукуполе изображен распятый Господь с Божественной Своей Матерью и возлюбленным учеником по сторонам, и с ликами святых меж зеленых венков; на концах креста двенадцать голубей - символ 12 апостолов. Пониже - Агнец с златым нимбом, или сиянием, вокруг главы; по сторонам его - по шести других агнцев, идущих из Вифлеема и Иерусалима: это символическое изображение Христа и Его Церкви. Из горы, на которой, как бы в середине куста, водружен крест, вытекают четыре райские реки; два оленя (иудеи и язычники) утоляют из них жажду.

Из церковной ризницы (Sacrestia), ход в которую устроен на правой стороне от главного входа, широкая лестница ведет в подземную первоначальную базилику св. Климента (Chiesa inferiore). Расположение ее соответствует расположению частей верхнего храма, но в больших размерах. Уцелевшие здесь части стен, именно северной и западной, носят на себе следы украшений древнего дохристианского мира. Кроме того, подземная церковь богата стенной живописью, относящейся к IV-XI векам.

Помимо своей древности, нижняя базилика Климентова священна для нас, русских, потому, что она некогда служила местом упокоения св. равноапостольного Кирилла, первоучителя славянского (память 14 февр. и 11 мая, вместе с памятью равноапостольного брата его св. Мефодия).

Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян, были дети знатного и богатого греческого вельможи, по имени Лев, и супруги его Марии, живших в византийском городе Солуни. Они составили славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык священные и богослужебные книги и ввели у славян богослужение на их родном языке, за что претерпели немало неприятностей от латинского духовенства. С целью, чтобы получить священников для новообращенных ими моравских христиан, а также найти управу на латинское духовенство, возбранявшее им совершать службу Божию на славянском языке, святые братья Кирилл и Мефодий прибыли в 867 г. в Рим к папе Адриану и принесли с собой часть мощей священномученика Климента, открытых в Херсонесе. Посвящение иереев для моравских христиан в первый день было совершено в Ватиканском соборе, где литургию пели на славянском языке; на другой день - в церкви преподобной Петрониллы и на третий день - в церкви св. апостола Андрея. Затем пели всенощное бдение на славянском языке в церкви св. апостола Павла (Basilica di San Paolo fuori le mura), а утром совершали литургию над святым гробом. В Риме св. Кирилл заболел и умер 14 февраля 869 г. Честное тело его по повелению папы Адриана было погребено с величайшими почестями в Ватиканском соборе, но затем по просьбе св. Мефодия оно было перенесено в церковь во имя св. Климента и положено по правую сторону алтаря, и прославилось здесь чудесами и исцелениями. К прискорбию, впоследствии честные мощи св. Кирилла были сокрыты в неизвестном месте, а с течением времени и самое имя славянских первоучителей было забыто в Риме: утратилась даже память о месте, где именно были погребены мощи св. Кирилла. Св. Мефодий скончался 6 апреля 885 г. в сане архиепископа Моравского и погребен в соборной церкви в Велеграде (Сербия).
При раскопках в нижней церкви найдены были явные следы пребывания здесь мощей св. Кирилла. Вправо от того места, где в древней церкви должен был находиться престол, оказалось кирпичное сооружение четырехугольной формы, имеющее пустую внутренность. Это сооружение, как видно, раньше было обложено мрамором и служило погребальным монументом. Здесь, судя по всему, и почивали мощи св. Кирилла.

В самом монументе была открыта ниша, рядом с которой обнаружены две потускневшие от времени картины, относящиеся к истории свв. Мефодия и Кирилла. Одна изображает крещение св. Мефодием язычника, причем св. Мефодий нарисован с бородой, в греческом богослужебном облачении и омофоре, с нимбом вокруг главы. Другая изображает послание св. Кирилла греческим императором Михайлом на проповедь к славянам. Гробница, в которой был погребен св. равнопрестольный Кирилл, стоит в настоящее время подле южной стены подземной церкви. В этой подземной церкви - множество памятных досок, посвященных св. Кириллу, от разных славянских народов, в т.ч. и от русского.

Кроме двух упомянутых картин, относящихся к истории свв. Мефодия и Кирилла, надобно отметить еще некоторые памятники древней живописи, сохранившиеся на стенах и подземной базилике св. Климента.
Наиболее древние фрески, с IV и до IX в., следующие: Распятие Господне с предстоящими Богоматери и Иоанном Богословом, причем Спаситель пригвожден ко кресту четырьмя гвоздями, а не тремя, как обычно пишут позднейшие латинские живописцы; Сошествие Спасителя в ад и Изведение оттуда за руку древнею Адама; Три Марии у гроба Господня; Христос на браке в Кане Галилейской; Отшествие Богоматери на неба внизу, на земле, изображены апостолы, которые стоят у погребальной пещеры Богоматери, подняв взоры свои к небу; изображение Божией Матери с Предвечным Младенцем на руках; круглое поясное изображение Господа Иисуса Христа (без бороды); едва заметное изображение усечения главы святой великомученицы Екатерины Александрийской; изображены также многие святые и ангелы.

Фрески IX-XI веков следующие: Христос, с Архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам, держит Евангелие в левой руке, а десницей с греческим перстосложением благословляет свв. Кирилла и Мефодия, как бы представляемых Ему св. апостолом Андреем Первозванным и священномучеником Климентом; перенесение мощей св. Кирилла из Ватиканского собора в Климентову базилику; эта фреска, как видно из надписи внизу ее, сооружена по обету некоей «мясничихой Марией по страху Божию и во спасение души». Сзади гроба видна громадная толпа народа с хоругвями в предшествии епископа (вероятно, папы Адриана) в омофоре и с тиарой на главе; по бокам его два греческих священника с бородами в черных мантиях и епитрахилях: один из них (вероятно, св. Мефодий) имеет нимб вокруг главы; изображение некоей матери, нашедшей у гробницы св. Кирилла целым и невредимым своего ребенка, которого она уже год считала погибшим на дне моря. Это тоже - обетная фреска: под ней видно изображение семьи жертвователя (Beno di Rapiza), стоящей пред иконой св. Климента, в благодарность которому и сооружена настоящая картина.

На другой фреске, сооруженной тем же жертвователем и его женой Марией, изображено совершение литургии св. Климентом. Есть и фреска, относящаяся к истории преподобного Алексия, человека Божия: возвращение Алексия из Эдессы в Рим; Алексий на смертном одре, окруженный папой Вонифатием и его клиром; плач родителей и жены над бездыханном телом Алексия. Выше этой фрески имеется изображение Христа на троне, окруженного Архангелами Михаилом и Гавриилом и святителями: священномучеником Климентом и Николаем Чудотворцем; изображение пророка Даниила во рву львином и некоторые другие изображения.

Архимандрит Дионисий «Спутник православного богомольца в Риме» 1908 г.

Не устаю я удивляться промыслу Божьему. Вчера собрала папочку про церковь святого Климента что в Замоскворечье - до тех пор, пока время будет покопаться в истории. Но вот ведь как - в новостях вчера же рассказали о том, что вот, НАКОНЕЦ-ТО, полностью восстановили храм священномученика Климента , о единственности этого храма для архитектуры Москвы, о его идеально воссозданном барочном интерьере.

Как было устоять?

Если выйти на станции метро Третьяковской, то не миновать изящной высокой церкви удивительной красоты...

Первая церковь святого Климента на этом месте упоминается ещё в 1612-м году в связи с боями защитников Москвы против польско-литовских войск. Затем был выстроен каменный храм. А уж в 1769-м году на средства купца К. М. Матвеева был завершён пятиглавый барочный храм, дошедший до наших дней. После окончания строительства храм включал семь престолов с семью иконостасами - огромное число для приходской церкви. Помимо приделов в храме и его трапезной, ещё два придела были освящены на хорах.

И стоял он тут, радуя своей красотой, да случилась Октябрьская наша революция. И церкви стали не нужны...

"В центре Замоскворечья одновременно исчезли церковь Параскевы Пятницы на Пятницкой улице (на ее месте потребовалось соорудить выход станции метро «Новокузнецкая»), Никиты Мученика на Новокузнецкой улице (здесь построили жилой дом для работников милиции), Покрова Богородицы в Голиках, где родился А. Н. Островский (место отводилось под сквер и детскую площадку). Та же участь ждала и Климента, если бы не вмешательство академика Игоря Грабаря. Одним из доводов, как он сам рассказывал впоследствии студентам, было предположение об авторстве знаменитого московского архитектора Д. В. Ухтомского. Созданные Ухтомским Красные ворота сносились — тем самым Климент оставался единственным уцелевшим творением зодчего. Кроме того, задуманный на месте храма сквер можно было разбить за счет территории обращенного к Пятницкой улице церковного погоста, для чего требовалось лишь убрать церковную ограду -чудо кузнечного искусства XVIII века."

По другой версии предположительно, церковь выстроил И. Я. Яковлев по проекту Пьетро-Антонио Трезини, а заступился за храм сам Климент Ворошилов, не забыв своего святого покровителя.

Фигурируют так же имена архитекторов Евлашева, Мичурина, Растрелли, Бланка.

Здания без любви и заботы, как и люди, ветшают и старятся. Так выглядел храм в 20-30-х годах:



Так - в 40-50-е

А вот так в 90-х года 20-го столетия


А теперь представьте, что в таких условиях с 1934-го по 2008-й год находились запасники Государственной библиотеки имени Ленина. Никаких условий для правильного хранения, даже стекла не были везде вставлены, не было отопления. И всё же сотрудникам удалось сохранить пять из семи церковных иконостасов, существенную часть лепного декора и другие элементы интерьера.

Почти век продержалось прекрасное творение рук человеческих в ожидании, что о нем вспомнят... За шесть лет удалось полностью восстановить внешний вид и интерьер храма. И вчера в своей речи митрополит Кирилл сказал, что, если бы сюда попали те, кто жил сто и более лет назад, они бы сказали: да, это та самая церковь...

ИКОНОСТАСЫ ЦЕРКВИ КЛИМЕНТА

По богатству своих фасадов Климентовский храм принадлежит к выдающимся образцам барокко в Москве.

Основной объем увенчан пятью мощными куполами на высоких световых барабанах и обильно украшена лепниной, изображающей херуви мов, раковины и рока йли.

На пересечении Пятницкой улицы и Климентовского переулка стоит большая пятикупольная церковь святого Климента, не похожая на другие московские храмы. Она словно явилась из Петербурга. Храм и сегодня считается крупнейшим в Замоскворечье. Но его главное сокровище находится внутри – полностью сохранившаяся отделка интерьера XVIII века.

Первое упоминание церкви святого Климента в источниках относится к эпохе Смутного времени в России. 24 августа 1612 года во время освобождения Москвы от поляков рядом с деревянным храмом существовал Климентьевский острожек, у стен которого развернулось сражение между казаками (сторонниками Второго ополчения) и отрядом гетмана Ходкевича. Битва, окончившаяся победой казаков, сыграла немаловажную роль в освобождении Москвы. В середине XVII века храм святого Климента упомянут уже как каменный, в 1720 году его перестроил купец Иван Комленихин. Наконец, в 1756 году началась масштабная перестройка храма, затронувшая в первую очередь его западную часть – колокольню и трапезную. Деньги на строительство храма давал купец Кузьма Матвеев. Есть много версий относительно непосредственного автора проекта: фигурируют имена архитекторов Евлашева, Трезини, Мичурина, Яковлева, Бланка, Растрелли.

В 1762 году началось строительство восточной части храма, его главного престола во имя Спаса Преображения. Полностью работы были завершены лишь к 1774 году. После окончания строительства храм включал семь престолов с семью иконостасами – огромное число для приходской церкви. Помимо приделов в храме и его трапезной, ещё два придела были освящены на хорах. По богатству своих фасадов Климентовский храм принадлежит к выдающимся образцам барокко в Москве. Основной объем увенчан пятью мощными куполами на высоких световых барабанах и обильно украшен лепниной, изображающей херувимов, раковины и рокайли. Узорные решётки использованы как в церковной ограде, так и непосредственно на здании храма, над его карнизами. В том же духе барокко выдержан семиярусный иконостас главного храма, украшенный деревянными скульптурами, и иконостасы боковых приделов.

В 1934 году храм был закрыт для богослужений. К счастью, планы сноса и строительства на его месте детского сада не были реализованы (по замоскворецкой легенде, за церковь своего святого покровителя заступился нарком обороны Климент Ворошилов), здание превратили в книгохранилище Государственной Библиотеки имени Ленина, сотрудники которой смогли сохранить пять из семи церковных иконостасов, существенную часть лепного декора и другие элементы интерьера. В 2008 году библиотека окончательно покинула здание, после чего в нём начались широкомасштабные работы. Возрождение уникального храма завершено: воссоздан утраченный в ХХ веке павильон со стороны Пятницкой улицы, прошла реставрация иконостасов. Укреплен фундамент, воссозданы кирпичная кладка и штукатурный слой, окна и лепнина на фасаде, кровля, отреставрированы главки, которые украсили новые кресты, восстановлены паперть и утраченная часть церковной ограды.

Адрес: ул. Пятницкая, 26/7

Как добраться до церкв св. Климента папы Римского: ст. метро Третьяковская.

Церковь св. Климента в Замоскворечье известна с 17 века. Климент I был апостолом, четвертым римским епископом, о котором почти не сохранилось никаких исторических свидетельств. Разрозненные упоминания о нем, которые встречаются у апостола Павла, Тертуллиана или Иринея Лионского говорят, что Климент был современником апостолов, предстоятелем римской церкви с 92 по 101 годы. День его памяти отмечается церковью 23 ноября. Его имя совпало с именем Тита Флавия Клемента, двоюродного брата императора Домициана, что породило во время средневековья красивую легенду. По слухам, за симпатию к христианам император приказал убить своего брата. Со временем два человека с одним именем были объединены молвой в одну личность, и появилось предание о далеких странствиях и мученической смерти папы Климента I. Легенда рассказывает, что его привязали к якорю и сбросили в море, а затем похоронили вблизи Херсонеса. По преданию, мощи св. Климента обрел св. Кирилл в Корсуни, где они покоились в мраморной гробнице, изготовленной мастерами из Византии. Поэтому святого Климента Римского широко чтили на Руси.

В прошлом в Москве существовал обычай строить новые храмы или освящать приделы в уже существующих, в честь праздников, приходящихся ко дню восшествия на престол монаршей особы. Именно в день памяти св. Климента, в ноябре 1740 года была коронована русская императрица Елизавета Петровна, и в честь этого события были устроены церковь Климента в Замоскворечье - отлично сохранившаяся до нашего времени, и еще одна - на Варварке (сейчас почти разрушенная).

Нынешняя церковь св. Климента Римского построена на месте более древней. На "Годуновом чертеже", предположительно составленном до 1605 года, указана церковь, расположение которой в точности совпадает с современной.

Когда-то на месте храма располагался "Климентовский острожец" или "крепостца на Ордынцах". В 1612 году здесь шло первое сражение князя Пожарского с польским войском гетмана Ходкевича. Уже в середине 17 века церковь св. Климента была каменной, а в 1662 году рядом с ней на средства думного дьяка Алексея Дурова, проживавшего недалеко от храма построили придельную церковь Знамения. Известно, что думный дьяк Александр Дуров служил при царе Михаиле Федоровиче, был оклеветан, и в 1636 году его приговорили к смертной казни. В ночь перед казнью дьяку случилось видение от иконы Знамения, которую он взял с собой в темницу. Видение это сообщило Дурову, что он останется жив. В ту же ночь царь пересмотрел свое решение, и помиловал дьяка. В честь своего спасения Дуров и построил церковь с Никольским и Знаменским приделами.

"Путеводитель к древностям", изданный в 1792 году, рассказывает, что церковь св. Климента была возведена в 1720 году Иваном Комленихиным. То здание храма, которое мы можем видеть сейчас, было построено на месте предыдущего в 1741-1774 годах. Почему церковь была таким долгостроем - это очень интересная история. Дело в том, что в приходе церкви св. Климента состояли московские палаты елизаветинского канцлера А.П. Бестужева-Рюмина. Настоятель храма долгое время просил у Бестужева помощи в обновлении ветшавшего храма, но занятой государственными делами канцлер все время откладывал решение этого вопроса.

Когда на престол взошла Елизавета Петровна, она сразу же отдала распоряжение построить в Петербурге, в слободе Преображенского полка церковь Преображения Господня с приделом св. Климента Римского. Преображенская слобода была выбрана потому, что этот полк первым присягнул на верность новой императрице. Строить храм должен был крестник Петра I архитектор Пьетро Трезини. Тогда Бестужев, также принимавший участие в дворцовом перевороте, решил подобную церковь построит и в Москве, и наконец-то выделил 70 тысяч рублей на сооружение храма.

В 1742 году старую церковь Климента разобрали, а на ее месте начали возводить новую. Вначале для строительства был также приглашен Трезини, но поскольку Бестужев то активно начинал строительные работы, то прекращал их, постройка новой церкви затянулась на долгие годы. Большая часть историков придерживается мнения, что Трезини лишь составил проект здания, который так и не был воплощен в реальность, а строительством занимались московские архитекторы во главе с И. Яковлевым. Среди возможных авторов проекта этого храма называют также И.Ф. Мичурина, К.И. Бланка, а также ученика Растрелли А. Евлашева.

В 1750-х годах канцлер попал в опалу, и под своим именем вести строительство не мог. Тогда к делу был приставлен коллежский асессор Козьма (Косма) Матвеев, также проживавший в приходе Климентовской церкви. Он-то и возглавил строительство храма будто бы своим иждивением. Хотя, в 1769 году на его средства действительно отлили для церкви большой колокол. Окончательно достроена церковь была лишь при Екатерине Великой, после смерти и Бестужева, и императрицы Елизаветы Петровны.

Сама императрица Елизавета Петровна была чрезвычайно набожна. Она очень любила церковное пение, а иногда и сама пела в церковном хоре. На Страструю неделю царица приглашала в Петербург из Москвы "громогласнейших диаконов", и приказывала, чтобы на московском тракте никто не получал лошадей, прежде чем они не прибудут в столицу. Кроме того, Елизавета Петровна сама сурово блюла посты, а также следила, чтоб от них не уклонялись и придворные вельможи. Известно, что канцлер Бестужев, измученный такой заботой императрицы о своем столе, обратился к константинопольскому патриарху с просьбой разрешить ему "не есть грибного".

В 18 веке в этом районе Замоскворечья преобладали невысокие здания, и высокий стройный храм, установленный на перекрестке, был украшением улицы Пятницкой. В 1900 году церковь св. Климента была обновлена на пожертвования Е.Г. Ляминой. В ходе обновления вызолотили всю церковную утварь, старинный семиярусный иконостас и главы, на что ушло около 100 тысяч рублей. Спустя два года в храме вновь провели некоторые ремонтно-восстановительные работы.

В тридцатые годы 20 столетия финансовые органы начали облагать церковь св. Климента все возрастающими налогами, в 1932 году разобрали церковную ограду, а в 1934-35 годах храм закрыли. Последний настоятель Климентовской церкви Михаил Галунов некоторое время жил в церковной колокольне, а позднее стал настоятелем в церкви Всех Святых на Соколе, прославившись созданием хора. Именно Михаил Галунов помог прояснить историю церкви св. Климента. Помещение храма передали библиотеке им. В.И. Ленина для хранения фондов, это и спасло от окончательного уничтожения внутренние интерьеры храма вместе с иконостасом. С восточной стороны храма долгое время стояло ветхое строение отхожего места. В ответ на многочисленные жалобы жителей района, туалет снесли, а на его месте выстроили большой подземный, который расположился непосредственно под алтарями. И существовал вплоть до 90-х годов 20 столетия. В 1970 году церковь частично отремонтировали.

Церковь св. Климента папы Римского является памятником архитектуры федерального значения и находится на балансе Управления Государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры Москвы. Постановлением правительства Москвы от 19 января 1993 года здание храма передается общине Русской Православной Церкви, но московские власти неправомочны самостоятельно решить эту проблему. Дело в том, что Российская Государственная Библиотека, фонды которой хранятся в церкви, относится к объектам федеральной собственности, и согласно действующему законодательству здание может быть освобождено только при условии предоставления библиотеке другого помещения. Обменный библиотечный фонд, хранящийся в церкви св. Климента насчитывает около 1,5 миллиона экземпляров. Большая часть книг - это реквизированные в первые послереволюционные годы частные и монастырские собрания.

В марте 2002 у церкви появился новый настоятель - иерей Леонид Калинин, а в 2005 году общине передали Знаменский придел - пока всего лишь один из семи. Теперь богослужения стали проводить в церкви, а до того в течение трех лет прихожане молились на улице.

Нынешняя Климентовская церковь имеет приделы: Знамения Божией Матери, Неопалимой Купины, Николая Чудотворца, Климента папы Римского, Петра Патриарха Александрийского, а также приделы Вознесения Господня и Рождества Богородицы, расположенные на хорах.


Историческая справка:


17 в.- первые свидетельства о церкви св. Климента в Замоскворечье
1720 г. – предположительный год строительства Иваном Комленихиным новой церкви св. Климента
1742 г. - старую церковь святого Климента папы Римского разобрали, а на ее месте начали возводить новую
1750 г. – Козьма Матвеев возглавил строительство
1769 г. - на средства Козьмы Матвеева отлили для церкви большой колокол
1774 г. – закончено строительство новой церкви св. Климента
1900 г. - церковь св. Климента была обновлена на пожертвования Е.Г. Ляминой
1932 г. - разобрали церковную ограду
1934-35 г.г. - храм закрыли
1993 года здание храма передается общине Русской Православной Церкви,
2002 г. - церкви св. Климента появился новый настоятель – иерей Леонид Калинин
2005 г. - общине передали Знаменский придел – пока всего лишь один из семи

Храм священномученика Климента, Папы Римского, расположен в историческом центре Москвы на Пятницкой улице. Его величественное здание с голубыми куполами заметно издалека.
Это один из самых известных храмов Москвы и уникальный пример церковного барокко в архитектуре (с итальянского la perla barocco – «жемчужина необычной формы»). Храм обладает нехарактерными для православных храмов иконостасами, а его центральный резной деревянный позолоченный иконостас со скульптурами не имеет себе равных в Москве.

Если посмотреть на храм св. Климента со стороны, то первые два яруса напоминают барочный дворец. Общая площадь храма составляет почти полторы тысячи квадратных метров. Церковь состоит из храмового зала с пятью приделами, трапезной с двумя приделами и колокольни. Это памятник архитектуры Федерального значения, включенный в экскурсионный и паломнический маршрут Золотого Кольца.

Кто тако й святой Климент?

Святой Климент (II век н.э.) был «апостолом от 70-ти», по счёту четвертым епископом Рима (Папой). В его времена еще не произошло разделения христианских церквей на православную и . По легенде, рукоположил Климента в епископы Рима сам апостол Петр. Климент был подвергнут гонениям со стороны римского императора Траяна, отправлен в ссылку в крымские каменоломни. Однако и там он не прекратил свои проповеди, организовав службы и крещение язычников. За это он был утоплен римлянами в 103 году. Позже его нетленные мощи были обретены его учениками на дне отступившего моря.

В Киевской Руси св. Климента считали святым покровителем. Часть его мощей была помещена князем Владимиром в Десятинной церкви в Киеве – первом христианском храме на Руси.

История храма

История храма уходит корнями в XVII век, когда у небольшой крепости, выстроенной казаками по соседству с деревянным храмом св. Климента, состоялось одно из сражений Смутного времени. В 1612 году Климентовский острожек стал форпостом борьбы с интервентами и символом стойкости православных воинов. В ходе тяжелых боев русским казакам удалось выбить из крепости войска гетмана Ходкевича, спешившего на помощь засевшему в Кремле польскому гарнизону. Эта победа стала прологом к освобождению Москвы и России от иноземных захватчиков.

Считается, что немного позже думным дьяком (министерское звание тех времен) Александром Дуровым было выстроено и первое небольшое каменное здание храма, в знак благодарности Богу за свое чудесное спасение. Осужденный на казнь во времена , дьяк молился в тюрьме перед иконой Знамения и получил видение, что его помилуют. И действительно, его вскоре освободили, потому что такое же видение было и самому царю.

Северный (левый) придел трапезной посвящен иконе Пресвятой Богородицы «Неопалимая купина», помещенной слева от царских врат и защищающей от огня и пожаров. Слева от Преображенского придела находится придел в честь иконы Богоматери «Знамение».

Южный (правый) придел трапезной посвящен папе Римскому св. Клименту и архиепископу Александрийскому Петру. Этот придел занимает место первоначального храма, возле которого бились польские и русские войска в 1612 году.

В главной части строения – пять приделов, что для московских церквей редкость. Храмовую икону св. Климента обычно располагают на аналое. В пристенных киотах под аркой – старинные иконы XVIII века.

Основная часть храма была выстроена в 1770 году и выполнена в стиле, характерном для западноевропейских храмов. Статуи ангелов стоят на пьедесталах на уровне второго яруса, иконы вправлены в роскошные оправы и выполнены в стиле итальянского искусства XVIII века. В храме впервые в Москве была применена «киотная» структура иконостаса, когда единым иконостасом охвачены все пять престолов центральной части храма. Ближайшим аналогом считается иконостас Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.