Эфиопия история возникновения. Древняя эфиопия. Эфиопская Православная Церковь Тэуахэдо

Потерянные города и древние цивилизации - 4

«Тогда ужаснутся и устыдятся из-за Эфиопии, надежды своей… И скажут в тот день жители этой страны (т. е. Израиля): «вот каковы те, на которых мы надеялись и к которым прибегали за помощью, чтобы спастись от царя Ассирийского! И как спаслись бы мы?» (Исаия 20:5,6)

9. Древняя Эфиопия - одна из древнейших христианских стран и одно из древнейших государств в мире. В европейской культуре, в том числе в русском языке, Эфиопия была долгое время известна преимущественно как Абиссиния.

В некоторых аксумских надписях IV века уже употребляется термин «Эфиопия». В середине VIII в. до н. э. Эфиопия выступает уже как сильное государство, оказавшееся способным подчинить Египет.

«Страна Куш», как её называли древние египтяне, является естественным продолжением Верхнего Египта. Она представляет собой полосу плодородной земли, вытянутую вдоль течения Нила от первого порога на севере до слияния Белого Нила с Голубым Нилом на юге. К этой полосе тяготеют оазисы и прилегают степи, заселённые в древности кочевыми и полукочевыми племенами. В настоящее время северная часть этой страны от первого до второго порога относится к территории собственно Египта, остальная её часть входит в состав Судана.

В IV - V веках до н.э. на плато Тигре поселились выходцы из различных областей южной Аравии , в том числе из Сабейского царства . Они принесли с собой письменность, семитский язык, технику каменного строительства методом сухой кладки и другие достижения цивилизации. Смешавшись с местным населением, они образовали древне-эфиопский этнос. О бразовалось самостоятельное раннефеодальное царство Аксум.

Его главный порт Адулис стал важнейшим торговым центром на пути из Египтва в Индию , а также к берегам Восточной Африки. В период расцвета Аксумского царства, в IV—VI веках, его гегемония распространялась на Нубию, Южную Аравию , а также обширные области восточного Судана , Эфиопского нагорья и северной части Африканского Рога . С IV века в Аксумском царстве начинает распространяться христианство. Возвышение в VII веке Арабского халифата привело к упадку в VIII—IX веках Аксумского царства.

Эфиопия в то время слыла одной из богатейших стран древности. Действительно, она изобиловала всевозможными природными ископаемыми, в первую очередь золотом. Оно добывалось в безводных, выжженных солнцем долинах и ущельях так называемой Аравийской пустыни, расположенной к востоку от долины Нила. Там же находили драгоценные и полудрагоценные камни. Имелись в стране серебро, медь и железо. Через Эфиопию из далёких южных стран везли в Египет слоновую кость, шкуры диких животных, ароматические растения, эбеновое дерево и пр.

В VIII в. до н. э., при паре Каште и его преемнике Пианхи, уже существовало Напатское царство, охватившее всю долину Нила между первым и шестым порогами, а также прилегающие области. Кашта проник также и в южные номы Египта. Он обладал здесь достаточным влиянием, чтобы заставить верховную жрицу Амона в Фивах, дочь фараона Осоркона III, удочерить его дочь и таким путём передать ей этот высокий жреческий сан.

При Пианхи I Эфиопии удалось не только подчинить многочисленные окрестные племена, но и временно овладеть Египом. Однако следующему эфиопскому царю — Шабаке (конец VIII в. до н. э.) пришлось вновь завоёвывать Египет. Теперь эфиопы объединяли под своим господством всю долину Нила от Дельты до шестых порогов и играли важную роль в политических событиях того бурного времени, когда Ассирия угрожала всему Восточному Средиземноморью. Однако ассирийцам удалось в первой половине VII в. до н. э. изгнать эфиопов из Египта. О последующей истории Эфиопии известно мало. Некоторое время эфиопские пари продолжали считать себя законными наследниками трона фараонов и носили титул «владык обеих земель».

Для многих окажется открытием, что Эфиопия - страна древней цивилизации и культуры, где в монастырях хранятся тысячелетние рукописи на амхарском языке, а богослужение в христианских храмах проходит под звуки барабана. Кстати, христианство здесь приняли почти на семьсот лет раньше Руси.

Эфиопия - греческий географический термин, появившийся еще во времена Гомера, означает «страну людей с пылающими (или обожженными) лицами». Согласно древним представлениям, земля эфиопов лежала где-то на юге, в Африке (за пределами Египта) или Азии и включала ряд территорий, среди которых были Абиссиния и Нубия. Эта территория, обозначенная эллинами весьма неопределенно, соответствовала египетскому и библейскому «Куш», что семьдесят толкователей и передали при переводе Библии на греческий язык словом «Эфиопия». Из греческой Библии название было заимствовано Абиссинским государством (арабы и европейцы называли страну Абиссинией от арабского «Хабаш»).

По преданию, появление евреев в Эфиопии связывается то ли с вавилонским пленением то ли с разрушением Иерусалима Титом. Сами же они, как и их христианские соотечественники, рассказывают легенду о Соломоне и ца-k рице Савской, указывая на них. как на своих далеких предков. В эпопее «Слава царей», апокрифе, призваном обосновать династические права так называемой Соломоновой династии, говорится, что Абиссиния была той самой землей, из которой царица Савская совершила поездку к Соломону, желая убедиться в его необычайной мудрости.

Исторических сведений о царице Савской практически нет, зато есть множество легенд и мифов. Считается, что жила она в X веке до нашей эры. Слава о ее несметных богатствах якобы распространилась после визита царицы в Иерусалим к израильскому царю Соломону. «И подарила она царю сто двадцать талантов золота и великое множество благовоний и драгоценные камни», - говорится в Библии.

Однако в Ветхом Завете просто описывается некая богатая владычица, без конкретного указания ее имени. Савской она называется по имени государства Сава (иначе Саба или Шеба). Сейчас большинство исследователей считают, что государство это располагалось по обоим берегам Красного моря — от Эфиопии до Йемена. В эфиопских легендах царицу зовут Македа, в более поздних арабских текстах — Балкис (Билкис). И все же это лишь имена из легенд, которые никак не подтверждены историческими документами. К тому же нет никаких сведений о том, как она выглядела.

От союза с Соломоном у нее появился сын Менелик, которому и суждено было сделаться родоначальником абиссинских правителей. Достигнув зрелости, Менелик отправился в гости к отцу. А вернувшись в сопровождении молодых иудеев на родину, и привез в Эфиопию Ковчег с реликвиями. Впрочем, если для большинства! представителей западного мира местонахождение библейского Ковчега пока остается загадкой, то в эфиопском городке Аксум даже ребенок прекрасно знает, где находится утерянная святыня.

Как и большинство православных христиан Эфиопии, все жители этого пыльного, незащищенного от ветров города уверены, что Ковчег аккуратно спрятан в каменной часовне, в самой большой церкви города, и охраняет их родину на протяжении уже почти трех тысячелетий. Тысячи людей стекаются в церкви Аксума и всей страны во-время Тимка - местного праздника крещения Иисуса Христа. В центре празднества находятся «таботе» - ритуальные предметы, хранящиеся в каждом храме и символизирующие Ковчег. Из всего христианского мира только в Эфиопии происходит такое уникальное фокусирование внимания на этом эпизоде Ветхого Завета.

Ковчег Завета считается одной из главных святынь христианского мира. Он представляет собой специальный ларец, сделанный из акации и инкрустированный золотом; венчает его крышка из чистого зо лота. В нем помещались золотой сосуд с манной небесной, жезл Ааронов две скрижали с десятью заповедями Ветхого Завета, полученные Моисеем от самого Господа Бога.

Три тысячи лет назад в эпоху царя Соломона древние израильтяне утратили Ковчег, в котором хранились древние реликвии. Последнее реальное упоминание о Ковчеге Завета относится к 586 году до н.э. Он был спрятан вместе с другими предметами первого храма в пещере под Голгофой перед тем, как царь Навуходоносор взял Иерусалим.

Существует список вещей, унесенных в Вавилон (2 Цар.25 гл.), но Ковчег Завета туда не включен! Библия - надежный исторический источник, но о судьбе древней святыни она почему-то умалчивает. Поисками Ковчега занимались многие - крестоносцы, тамплиеры, иезуиты, масоны, авантюристы и военные, но пока не повезло никому.

В начале 90-х годов прошлого века английский исследователь Грэм Хэнкок обнаружил следы этого деревянного ларца в Эфиопии. Почему именно там? По мнению Хэнкока, Ковчег был вывезен из Иерусалимского храма в 600 году до Рождества Христова, так как была опасность его осквернения царем, принявшим язычество. В течение 200 лет святыня охранялась ортодоксальными евреями в Египте, а позже оказалась в Эфиопии. В 370 году от Рождества Христова Ковчег был перенесен в королевский город Аксум (к принявшему христианство королю), где он хранится и по сей день.

Согласно древним преданиям Эфиопия считалась местом, где располагалась часть Райский садов. В них так же упоминается, что на этих землях жил народ, стороживший адскую бездну, которая грозила всем огнем и пеплом. Воинственное племя Афар и сейчас живет около Даллола, чтобы как и их предки, сторожить врата адской бездны.

Довольно спокойная история Эфиопии была прервана в 526 году до х. э., когда персидское войско под предводительством Камбиза II, сокрушая все на своем пути, вторглось в Египет, который был подвергнут страшному опустошению. Народ и правителей Нубии потряс ужас, особенно после того, как Ливия, Барка и Кирена были покорены Камбизом II.

Незадолго до своей смерти в 529 году Камбиз II совершил поход в Нубию, напоминающий более карательную экспедицию, нежели войну. После этого Нубия вступает в полосу кризиса. Напатское государство эфиопов (от Напата - столицы страны) сменяется Мероитским (от города Мероэ, ставшем центром страны и продолжившем активную политику древних царей).

Правопреемник Мероитского царства, государство Аксум, становится на протяжении веков доминантом близлежащих земель, и даже на некоторое время стало в один ряд с Ираном и Византией. В 30 годах IV века аксумский царь Эзана принимает христианство монофизитского толка. И, несмотря на сопротивление жрецов, и вопреки установившимся языческим обрядам, новая религия быстро распространяется в стране. После этого события Эфиопия на протяжении десятков веков оставалась единственной страной Африки и Аравии, исповедующей христианство.

Вскоре после этого Эфиопия вступает в борьбу с Химьяритским государством, во главе которого в 517 году становится иудей Зу-Нувасу, стремившийся уничтожить Эфиопию и истребить христиан. Война эта заканчивается в 525 году присоединением Химьяра к Эфиопии.

Однако последовавшая затем война с Ираном заканчивается поражением Аксума, который перестает существовать в Х веке. Последующие затем два столетия наполнены смутами и истреблениями христиан. Возродившись вновь, в XII веке, Эфиопия во главе с Соломоновой династией успешно отразила как нашествия турок, так и идеологическое давление португальцев, пытавшихся навязать католицизм. Вся история Эфиопии - это сплошная полоса бедствий и войн и, несмотря на это, страна сохранила веру, благодаря которой она и смогла отразить нападения язычников, зороастрийцев, мусульман и католиков.

В писаниях персидского пророка Мани написано, что в мире есть четыре царства. Он имел в виду государства Персию и Вавилон, Рим, Аксум и Китай. Но после того как пал Рим, об Эфиопии все забыли и не вспоминали до тех пор, когда по Европе прошел слух о христианском царствовании Иоанна, который находится на востоке и терпит лишения от окружения его неверными. Поэтому необходимо было помочь единоверцам, которые находились далеко на востоке.

А вот о существовании Африки было мало что известно. Поэтому царство святого Иоанна, а это, по всей видимости, Эфиопия, располагалась совсем в другом месте. Только после того, как был взят Иерусалим, крестоносцы начали искать христианскую Эфиопию. Так, по приказу португальского короля Энрика-Мореплавателя, были разосланы послы и шпионы почти во все стороны света, для того чтобы собрать побольше информации для хорошей подготовки к путешествию на Восток, который в то время был отрезан турецкими войсками от Европы.

Собранные данные подтвердили наличие христианского государства Эфиопии и сразу же туда отправились миссионеры их Португалии, чтобы утвердить католицизм. Однако это не понравилось жителям Эфиопии, и они изгнали их, а поэтому никакого следа католицизма они не оставили. Правда остались многочисленные их записи и наблюдения.

Вот некоторые из них, после того как они посетили Аксум. "Дорога в Аксум начинается с порта Адулис. Этот по возрасту порт намного старше, чем само царство Аксум. Порт был построен, когда уже египтяне уже знали племена эфиопов. Именно через этот порт в Эфиопию попадали торговцы, моряки и жители других государств, например, жители из южной Аравии, а также многочисленные сабейцы и абиссинские племена. Эти народы с удовольствием поселялись в этих местах, создавая своеобразный этнический тип нынешнего эфиопа. Они также завезли с собой многие ремесла, а также свою культуру и религию, нравы и обычаи".

По дороге в Аксум португальским миссионерам встречались большое количество стел, менгир, остатки от крепостей и дворцов. Все эти постройки были сохранены еще до того, как в этих местах зародилось христианство, благодаря сухому климату Эфиопии. Самым крупным центром Аксумского царства считался древний город Колоэ. Именно там находилось огромное водяное хранилище, состоящее из нескольких частей: вверху находился водосборник для сбора горной воды, затем эта вода опускалась вниз в бассейн, площадь которого была около пяти тысяч квадратных метров, перегороженный каменной дамбой в длину до семидесяти метров и там была устроена сложная система шлюзов. Самое примечательное, что плиты известняка, которыми было облицовано все водохранилище, были так подогнаны, что вода вообще не проходила сквозь них без применения какого-либо раствора.

В городе Йехе миссионеры увидели поразивший их дворец из камня. В середине дворцовой площади находилась высоченная башня, красивейшая по своему исполнению, которая была окружена изысканными домами, напоминающими замки, внутри которых до сих пор сохранились мраморные лестницы. Сохранились и таблички с надписью у дворца. По заключению археолога Мюллера, это сабейская табличка, датированная пятым ли шестым веком до н.э. означает эпоху зарождения Аксумского государства. В столице этого еще неизученного государства находится множество загадочных обелисков, которые в настоящее время привлекают внимание известных археологов и ученых. А согласно легенде на гигантских каменных креслах в специальном месте заседали судьи Аксума. Подземный мавзолей тоже хранит свои тайны.

Самым священным местом в Аксуме был собор с прилегающим к нему двором: это было своего рода пристанище, там даже преступники были в безопасности. Все желающие получить защиту, приходили к воротам собора и громко говорили, что желают попасть в убежище. Им давали пропитание, а на эту территорию не имели права входить даже правители и царица, им разрешалось заходить только во двор, где заседали судьи Аксума. Также здесь располагалась и церковь для проведения службы, для крещения младенцев.

Из преданий известно, что галльский вождь вместе со своим войском хотел обокрасть Аксум, но только он въехал в город, как провалился под землю вместе со своими воинами.

Ученые археологи предполагают, что все обелиски Аксума - это погребальные монументы, символизирующие собой культ умерших людей. В высоту такие обелиски достигают более двадцати метров, напоминающие собой прямоугольные столбы с разветвлением вверху, причем верх, как правило, обязательно был позолочен. На всех обелисках одинаковые изображения небоскребов, домов. На самом огромном обелиске изображен девятиэтажный дом, с обратной стороны обелиска изображена дверь, окна с проемами. Обелиски строили для душ умерших.

Эта гипотеза подкреплялась обследованием одного из обелисков, который сохранился полностью, хотя и упал на землю. В длину он достигает девяти метров, в ширину около трех метров, по всему обелиску находится орнамент, в виде лотоса, а внизу как всегда изображение дома, в котором есть ящик. По предположениям ученых, это — погребальная камера, а внутри ее находится саркофаг. Такие обелиски или дома для мертвых связывают с именем царствования Эзана. Царь старался найти какую-то свою необычную веру для молодого в то время государства. Сейчас мы, конечно же, можем сказать, что это была не самая лучшая идея построения обелисков.

Если сравнить подобные обелиски с египетскими обелисками, то обелиски Аксума намного выше, потому что они более чем на десять метров уходят в землю, и общая длина таких монолитов достигает тридцати метров. Вокруг обелиска находятся своеобразные платформы с углублениями. По мнению археологов, туда должна была стекать кровь животных приносимых в жертву во время прохождения службы за упокоения.

Если действительно согласиться с версиями ученых, что гигантские обелиски Аксума - это дома для душ умерших людей, то напрашивается вопрос, зачем умершим душам дверь, окна. Мы же знаем, что душа может проходить сквозь стены, камни. Из записей английского путешественника и художника Генри Солта, который посетил Аксум в прошлом веке, можно сделать вывод, что аксумские обелиски самые удивительные, неизученные и совершенные монументы.

Также в аксумском государстве было построено множество памятников языческим богам. Хотя Эфиопия всегда была христианским государством, но почти все цари, правящие в Эфиопии, очень лаконично относились к другим верам, чем и прославились далеко за пределами своего государства. К примеру, когда только возник ислам, пророк Магомед вместе со своими родственниками и близким находились в опасности и поэтому по велению пророка Магомеда они все направились в Эфиопию. Пророк Магомед сказал им, что царь этой страны никогда их не обидит их из-за веры, и не будет угнетать. Так все и вышло. Царь могущественного государства Аксум не выгнал их из своей страны, а дал им прибежище на многие годы, пока ислам не укоренился на Ближнем Востоке.

Справедливо будет отметить, что потом когда арабы укоренились в своей вере, они забыли о своих спасителях и в семьсот втором году объявили войну с Аксумским государством. В ходе военных действий эфиопская армия оказалась сильнее и захватила Джидду и Мекке. Захват Мекке вызвал панику среди арабов, но затем арабы, собрав все свои силы, захватили и уничтожили самый главный порт Эфиопии Адулис, а ведь этот порт был в числе самых крупных портов всего мира. К доказательствам, что между Аксумским государством и другими государствами существовали международные связи, указывает тот факт, что в одна тысяча сороковом году около монастыря в окрестностях Аксума отыскали клад с золотыми монетами, но деньги оказались не аксумские, а кушанские. Кушанцы в те времена были владельцами не только Азии, но и еще Северной Индии.

На закате восьмого века самое священное аксумское государство было совершенно подорвано. Была перенесена в другое место столица государства. Остаются неразгаданными тайны небоскребов Аксума. Сегодня - это маленький город, но, тем не менее, он так и остался культовым центром Эфиопии.

Современная территория Эфиопии принадлежит к древнейшему Восточноафриканскому ареалу расселения человека. Возраст археологических находок останков австралопитеков и Homo habilis оценивается в 2,5-2,1 млн лет. В период становления первых государственных образований в Египте и Месопотамии началось заселение Эфиопии представителями семито-хамитской и нилотско-кушитской языковых групп.

Территории современной Эритреи и Северо-Восточной Эфиопии к VII веку до н. э. были включены в состав Саввского царства. Благодаря этому эфиопская царская семья Соломонидов была провозглашена потомками израильско-иудейского царя Соломона и библейской царицы Саввской.

В начале нашей эры в результате объединения нескольких племен на территории Эфиопии образовалось крупное Аксумское царство, достигшее наибольшего расцвета в III-VI вв. Аксум торговал с Египтом, Аравией, Сирией, Парфией (позже – Персией) и Индией, экспортируя слоновую кость, ладан и золото. Во время правления римского императора Константина Великого (IV век) начинается распространение христианства. Аксумские правители принимают новую религию, укрепляя тем самым торговые отношения с могущественными державами. Арабские завоевания на Ближнем Востоке и в Африке приводят к упадку аксумской экономики и распаду царства в XI веке.

Основателем Эфиопской империи становится девятый царь Тегулету Амде-Цыйон I (1314-1344 гг.). Он распространяет власть на большую часть Эфиопского нагорья и обеспечивает стране выходы к Красному морю. Культурное наследие Аксума становится фундаментом для основания христианской культуры средневековой Эфиопии.

В конце XV века Португалия заключила союз с Эфиопией в борьбе с набиравшей силу Османской империей. Армия после долгих поражений одержала победу над мусульманами, но часть территории Эфиопии была потеряна. Попытки португальцев, а позднее и иезуитов навязать населению католичество, привели к многочисленным конфликтам. В итоге в 1633 г. иезуиты были изгнаны из Эфиопии, а последующие 150 лет страна находилась практически в полной изоляции от Европы.

В середине XVIII века власть императора пришла в упадок, и Эфиопию охватили феодальные междоусобицы. В 1855 г. Теодрос, один из военачальников, захватил императорский престол и попытался объединить страну. После гибели Теодроса к власти вернулся Йоханныс IV. В период его последующего правления Эфиопия вела многочисленные войны против экспансии итальянцев, англичан и египтян.

В 1889 г. с Италией был заключен договор, по которому Эфиопия полностью переходила под ее влияние. 1 марта 1896 г. в сражении при Адуа император Менелик II при поддержке российских и французских войск остановил итальянскую агрессию. В 1897 г. Эфиопия подписала соглашение с Францией и Великобританией об экономическом сотрудничестве.

Первая мировая война спасла территорию Эфиопии от раздела между Италией, Великобританией и Францией. Вступление страны в 1923 г. в Лигу наций закрепило ее независимость от европейских держав. В 1930 г. на престол взошел последний император Хайле Селассие I.

3 октября 1935 г. итальянские войска без объявления войны вторглись на территорию Эфиопии. Хайле Селассие I получил политическое убежище в Англии. Весной следующего года земли Эфиопии, Эритреи и Итальянское Сомали были объединены в единую колонию Итальянская Восточная Африка. Только через пять лет с началом Второй мировой войны государству удалось восстановить независимость. Для поддержания внутриполитической стабильности английская сторона приняла на себя обязательства по созданию и подготовке регулярной эфиопской армии.

В 1945 Эфиопия становится инициатором создания Организации Объединенных Наций. В 1960 Итальянское и Британское Сомали образовывают независимую Республику Сомали. В 1952 по решению ООН Эритрея в качестве автономной единицы становится под эфиопскую корону.

В 1972–1974 гг. от голода в провинциях Тыграй и Уолло погибают около 200 тыс. человек. По стране идет волна массовых восстаний, император отстраняется от власти. Управление страной переходит в руки Временного правительства, которое разворачивает репрессии и расстрелы бывших императорских чиновников. В начале 1980-х годов эфиопская экономика, подорванная войной, страдает от жесточайшей засухи. В 1983 г. начинается страшный голод, унесший к началу 1985 г. более миллиона человеческих жизней.

Для освобождения Эфиопии от беспредела, учиненного Временным правительством, в 1988 г. повстанческие группировки создают Революционно-демократический фронт эфиопских народов (РДФЭН). Бои проходят по всей территории Эфиопии и Эритреи. К 1991 году разгромлены последние правительственные воинские части. 24 мая 1993 г. Эритрея официально провозглашается независимым государством. В июне 1994 проходят общенациональные выборы в правительство Эфиопии, и принимается новая конституция.

В середине VIII в. до н. э. Эфиопия выступает уже как сильное государство, оказавшееся способным подчинить Египет. Каков же был путь исторического развития Эфиопии в течение предшествовавших этим событиям веков?

Страна и население

«Страна Куш», как её называли древние египтяне, является естественным продолжением Верхнего Египта. Она представляет собой полосу плодородной земли, вытянутую вдоль течения Нила от первого порога на севере до слияния Белого Нила с Голубым Нилом на юге. К этой полосе тяготеют оазисы и прилегают степи, заселённые в древности кочевыми и полукочевыми племенами. В настоящее время северная часть этой страны от первого до второго порога относится к территории собственно Египта, остальная её часть входит в состав Судана.

Покинув область степей, Нил в горных хребтах, преграждающих выход к морю, прорезает узкую долину и образует шесть порогов. Только на крайнем юге, в районе Мероэ и в соседних областях страны, полоса плодородной земли шире. Климат тут более влажный, чем в остальной Эфиопии.

Как и в Египте, население сосредоточивалось в непосредственной близости от Нила. В окрестных степях и редких оазисах обитали племена кочевников-скотоводов. Их вторжения время от времени волной захлёстывали узкую полоску плодородной земли, где сосредоточивались поселения оседлых земледельцев.

Крайне бедная землёй, пригодной для земледелия, скотоводства и садоводства, испытывавшая почти всегда нужду в хлебе, Эфиопия в то же время слыла одной из богатейших стран древности. Действительно, она изобиловала всевозможными природными ископаемыми, в первую очередь золотом. Оно добывалось в безводных, выжженных солнцем долинах и ущельях так называемой Аравийской пустыни, расположенной к востоку от долины Нила. Там же находили драгоценные и полудрагоценные камни. Имелись в стране серебро, медь и железо. Через Эфиопию из далёких южных стран везли в Египет слоновую кость, шкуры диких животных, ароматические растения, эбеновое дерево и пр.

Эфиопия была значительно изолирована от внешнего мира. На севере выход к Средиземному морю преграждал Египет; на юге начинались болота и леса тропической Африки; на западе и востоке простирались необитаемые пустыни. Изолированность усиливали нильские пороги, дробившие страну на отдельные, мало связанные между собой области.

В антропологическом отношении обитатели Эфиопии отличались от египтян более тёмной окраской кожи и значительной примесью негроидных черт. Древние надписи царства Мероэ начала н. э. составлены на одном из кушитских языков, который, повидимому, и был господствующим в древней Эфиопии.

Эфиопия в IV - II тысячелетиях до н. э.

В IV тысячелетии на всём протяжении долины Нила от Дельты до второго порога господствовала общая в своих основных чертах культура. В это время появляются первые медные орудия - топоры, шилья и др. С конца IV тысячелетия Египет в своём дальнейшем развитии значительно опережает своего южного соседа. Эфиопские племена не смогли создать единой ирригационной системы. Труд земледельца и скотовода здесь ещё не создавал избыточного продукта, а следовательно, предпосылки для возникновения классового общества и государства ещё не сложились. Другая причина относительной отсталости Эфиопии в это время объясняется, видимо, вторжением с юга пастушеских племён, смешавшихся с местным населением и несколько понизивших общий уровень развития страны. Во всяком случае культура, которая на рубеже IV и III тысячелетий сменяет более Древнюю культуру страны, значительно беднее и грубее её.

Примерно в ту же пору сказывается ещё одно обстоятельство, также замедлившее развитие страны. Начиная со времени правления II династии в Египте до нас дошли сведения о грабительских походах египтян в области, расположенные к югу от Элефантины. Эти постоянные грабительские экспедиции, разумеется, мешали нормальному развитию общества в Эфиопии. Тем не менее, египетские надписи дают всё же представление о существенных изменениях в Эфиопии за четыре-пять веков, прошедших со времени первых египетских походов. Образуются союзы племён под властью общего вождя. Так, один вождь возглавляет племена Ирчет и Сечу; впоследствии к созданному союзу присоединяются и племена Уауат.

В конце Древнего царства при фараонах Меренра I и Пиопи II египтяне фактически начали подчинение пограничных областей Северной Эфиопии, которое было прервано временным распадом державы фараонов.

После объединения Египта на рубеже III и II тысячелетий до н. э. фараонами XI и особенно XII династий египтяне вновь начинают свои походы в Эфиопию. В результате ряда походов, из которых наиболее важными были походы Сенусерта III, вся страна до второго порога была присоединена к Египту и подчинена сложной и разветвлённой египетской администрации, организованной по тому же образцу, что и в Египте. В это время из Эфиопии систематически вывозятся рабы, скот и особенно золото. Все нужные продукты египетская власть получала в виде налогов, дани и путём прямого грабежа. Всё же наряду с этим существовал и обмен. В эфиопских погребениях мы находим зеркала, бусы и амулеты, бесспорно вывезенные из Египта. Различие в количестве и ценности предметов, положенных в разные могилы, говорит о некотором расслоении внутри местных племён. Застой в развитии Северной Эфиопии во времена Среднего царства в значительной степени явился следствием ограбления страны египетской рабовладельческой знатью.

Иначе складывается развитие Эфиопии южнее второго порога. Это развитие лучше всего прослеживается на примере поселения Кермы, расположенного в районе третьего нильского порога. Здесь, на водных и караванных путях, ведущих на юг, в период Среднего царства, повидимому, находилась египетская торговая база-фактория. Вместе с многочисленными небольшими погребениями на кладбище Кермы располагались большие погребальные сооружения, по всем данным, - семейные или родовые усыпальницы вождей. Одно из таких погребений занимает площадь в 635 кв м. Вождя и его жену окружало около 100 других погребённых, скорее всего рабов или домочадцев, видимо, убитых при похоронах их господина. Найденные в погребениях кости быков свидетельствуют об обильных жертвоприношениях, сопровождавших похоронный обряд. Керамика весьма разнообразна. Некоторые сосуды местного производства - очень тонкой работы и доказывают наличие высокоразвитой гончарной техники. Изделия из дерева (преимущественно мебель), из кожи, металла (золота и меди), слоновой кости свидетельствуют о существовании в это время искусных ремесленников. Довольно велико количество и привозных изделий, что говорит о развивающемся обмене.

В период ослабления Египетского государства с конца Среднего царства связь Египта с Северной Эфиопией не прекращалась. Даже во времена гиксосского завоевания влияние Египта было, видимо, ещё достаточно сильно. Позже, возможно, египтяне были не только изгнаны из районов, находившихся южнее вторых порогов, но даже перебиты. Во всяком случае, их поселение в Керме было уничтожено пожаром.

Все эти события вели к существенным изменениям в общественном строе Эфиопии. Начавшиеся внешние и внутренние войны обогащали отдельных воинов и племенных вождей, на что указывает инвентарь погребений. Об усилении эфиопских племенных вождей свидетельствуют остатки большого строения - «замка» в Ареике, сооружённого под несомненным влиянием строительного искусства египтян. Некоторые эфиопские вожди присваивают себе атрибуты власти фараонов.

Разобщённость Эфиопии и её отсталость по сравнению с Египтом значительно облегчили египтянам и в период Нового царства покорение страны. Управление страной было поручено специальному наместнику, носившему титул «царского сына Куша». Однако фараонам пришлось подавить не одно восстание, пока они, наконец, закрепили окончательно свою власть вплоть до четвёртого порога. Строго централизованная администрация была организована здесь точно так же, как ив Египте. Система управления, введённая египетскими фараонами, впоследствии была перенята царями эфиопских династий и сыграла большую роль в оформлении их государства.

Немалую роль играли в управлении страной и племенные вожди. Они активно помогали египтянам эксплуатировать своих соплеменников, собирая и представляя дань во дворец фараона. Значительная доля собираемых поборов, конечно, оставалась в руках сборщиков, способствуя дальнейшему росту их богатства и влияния на соплеменников. Фараоны всячески стремились привлечь местную знать на свою сторону, превратить её в своё послушное орудие и, таким образом, облегчить себе эксплуатацию местного населения. С этой целью они поселяли самих вождей, а чаще их детей или близких родственников, при египетских гарнизонах или даже при своём дворе, где те получали египетское воспитание. По мере завоевания Эфиопии туда направлялись египетские воины, чиновники, жрецы и ремесленники для дальнейшего закрепления господства Египта и освоения богатств страны.

До середины II тысячелетия Эфиопия поставляла исключительно сырьё. Затем в Египте начинают проявлять интерес к некоторым изделиям эфиопских ремесленников: сосудам, мебели, колесницам, оружию. Ремесленные изделия и золото поставляла Северная Эфиопия, скот - Южная Эфиопия, где были расположены основные пастбища и дольше сохранялось кочевое скотоводство.

При XIX и XX династиях, когда области между третьим и четвёртым порогами в связи с ослаблением деспотии фараонов стали независимыми, Северная Эфиопия продолжала находиться в полном подчинении у Египта. В XI в. до н. э. она вошла в состав владений фиванского верховного жреца Херихора. Система управления, созданная египтянами, а также их культура оказали огромное воздействие на местное население, в первую очередь на родовую аристократию, которая стала активным проводником чужеземного влияния.

Египетская религия оказала большое влияние на высшие слои эфиопского общества. Эфиопские фараоны впоследствии объявили себя подлинными хранителями древнего египетского благочестия, в частности традиций культа Амона.

Напатское царство

На рубеже Х и IX вв. до н. э. или несколько раньше в район южных порогов, повидимому, проникают кочевники из западной пустыни, возможно, родственные ливийцам. Гробницы потомков их вождей, принявших вскоре титулатуру египетских фараонов, находятся около Напаты (город, основанный ещё при XVIII династии у четвёртого порога) и имеют форму пирамид. Напата становится столицей возникающего Эфиопского государства. Это обусловливалось её выгодным географическим и экономическим положением, позволявшим контролировать пути в южные страны и добычу золота в долинах восточных гор. Возникновение влиятельного центра на юге страны объясняется также и тем, что именно южные области давно уже сбросили египетское иго. Вероятно, только в результате упорной борьбы было достигнуто объединение племён, обитавших в этих районах. Ещё в VII-VI вв. до н. э. афиопских парей утверждало собрание воинов, хотя большое влияние на их избрание имело жречество. Таким образом, в это время были ещё сильны пережитки военной демократии.

Кому из вождей удалось объединить под своей властью страну - сказать трудно. Несомненно только, что в VIII в. до н. э., при паре Каште и его преемнике Пианхи, уже существовало Напатское царство, охватившее всю долину Нила между первым и шестым порогами, а также прилегающие области. Кашта проник также и в южные номы Египта. Он обладал здесь достаточным влиянием, чтобы заставить верховную жрицу Амона в Фивах, дочь фараона Осоркона III, удочерить его дочь и таким путём передать ей этот высокий жреческий сан.

При Пианхи 1 Эфиопии удалось не только подчинить многочисленные окрестные племена, но и временно овладеть Египом. Однако следующему эфиопскому царю - Шабаке (конец VIII в. до н. э.) пришлось вновь завоёвывать Египет. Теперь эфиопы объединяли под своим господством всю долину Нила от Дельты до шестых порогов и играли важную роль в политических событиях того бурного времени, когда Ассирия угрожала всему Восточному Средиземноморью. Однако ассирийцам удалось в первой половине VII в. до н. э. изгнать эфиопов из Египта.

О последующей истории Эфиопии известно мало. Некоторое время эфиопские пари продолжали считать себя законными наследниками трона фараонов и носили титул «владык обеих земель».

Новое, правда недолговечное, усиление фараонов XXVI, так называемой саисской, династии положило конец притязаниям эфиопских парей на Египет. С другой стороны, и отдельные попытки египтян восстановить своё господство в Северной Эфиопии терпят неудачу, так же как и задуманный персидским царём Камбисом поход в Напату. Отношения между Египтом и Эфиопией обостряются, культурные связи ослабевают. Эфиопское государство расширяет свои владения на юге и юго-востоке, проникая в IV в. до н. э. до северо-западных областей современной Эфиопии (Абиссинии).

В конце VI в. или в IV в. до н. э. (здесь мнения расходятся) столица государства была перенесена из Напаты на юг, в Мероэ - город, расположенный между пятым и шестым порогами, в районе обширных и плодородных степей, пригодных для земледелия и особенно для разведения скота. Большое значение имело также и то, что здесь находились основные центры выплавки железа, потребность в котором к тому времени всё возрастала. Впоследствии, уже после начала нашей эры, здесь развилась высокая своеобразная культура с самостоятельной алфавитной письменностью, созданной на основе значительного упрощения египетской, так называемой демотической, скорописи. Последующее экономическое, политическое и культурное развитие Эфиопии всё теснее сплетается с историей окружающих кушитских, берберских и негритянских племён.

Культура, создавшаяся в рабовладельческой Эфиопии, продолжавшая традицию египетской образованности, сохранилась ещё и в I тысячелетии н. э.

Краткая история Эфиопии

Кирилл Лесицко

Эфиопия - страна с древнейшим христианством и имперской организацией стала "землей обетованной" для всех раста. Но не каждый раста знает "откуда есть пошло-" Вот поэтому и попытаемся осветить этот вопрос хотя бы вкратце.
Эфиопия или Абиссиния (от арабского названия страны - Хабашат) в основном заселена народами семито-хамитской семьи, то есть семитами и кушитами. Если кушитов можно назвать неграми (негроидами), то семиты ближе к арабам и евреям. Семиты -- это основные народы создавшие первое эфиопское государство: амхара, тигре, тиграи, гураге.
Ландшафт страны в основном представляет собой плоскогорье с небольшими (50-800м в диаметре и 5-20м) округлой формы столовыми горами (амба). Как следует из названия у них абсолютно ровная поверхность и отвесные стены. Поэтому они являются естественными крепостями, которые во время нашествий при необходимости дополнительно укреплялись и служили укрытиями для населения.
Первое эфиопское государство - Аксум. Начинает упоминаться с конца I века. Возникло на севере современной Эфиопии, на территории населенной сейчас тиграи. Царствующая династия ведет свой от Менелика - сына библейского царя Соломона и царицы Савской, поэтому и называется Соломониды. Первым царем (негусом), был Зоскал. События дохристианской Эфиопии нам практически неизвестны из-за отсутствия летописей. Между тем слава Аксума росла и в конце III века копты-манихейцы уже называют его "одним из четырех царств света" наряду с Римом, Персией и Китаем. Аксум принимает участие в большой политике. Возводятся громадные оросительные сооружения, плотины, водохранилища. Столица застраивается величественными дворцами. В центре столицы возводятся семь гигантских стел. Самая большая из них представляла собой монолит высотой 33,5 м. До наших дней сохранилась лишь 23 метровая стела, украшенная изображениями окон, что делает ее похожей на современные американские небоскребы.
Языком Аксума был геэз. В отличие от общесемитской традиции письменность здесь развивалась слева направо, как и в Европе.
В 330 году два молодых христианина из Тира, после того как их корабль потерпел крушение, были приняты при аксумском дворе. Один из них, Фрументий, обратил в свою веру царя Эзану.
Рукоположенный в священники александрийским патриархом Афанасием, Фрументий вернулся в Эфиопию и стал первым епископом Аксума. Царствование Эзаны было блестящим: присоединена Южная Аравия, покорена Нубия и Шоа, представители Эфиопской церкви участвуют во вселенских соборах наравне с византийцами.
Затем наступило время преемников Эзаны, о которых нам мало известно, но то, что они утратили контроль над Южной Аравией (Химьяром) является неопровержимым фактом.
Через полтора века наступило правление Калеба (510-558), столь же славное, как и царствование Эзаны. Именно тогда Косма Индикоплов посетил и описал Аксум (около 520 г.). В то же время весь христианский мир был взбудоражен войной аксумитов с Химьяром. В Южной Аравии очень усилилось влияние иудеев; стали известны случаи религиозной нетерпимости. Один иудейский царек, Зу Нувас, устроил даже резню христиан в городе Награн. Калеб послал туда военную экспедицию. Таким образом правитель Аксума выступил поборником и защитником христианской веры, и кстати, опять присоединил Химьяр. Император Юстиниан счел нужным направить в 531г. к аксумитам посольство с просьбой о помощи у могущественных единоверцев против Персии.
После смерти Калеба один из наместников Химьяра, Абраха, объявил себя независимым. Испытывая зависть к великому святилищу Кааба и желая превратить собственную базилику в Санаа в религиозный центр Аравии, он снарядил против Мекки военный поход с участием слонов. Название одной из сур корана определяется этим событием: так год рождения пророка назван "годом слона". Неудачный поход повлек за собой тяжелые последствия. Он способствовал пробуждению арабов Хиджаза и тем самым подготовил рождение новой религии.
В качестве пассивного наблюдателя Аксум присутствует при рождении и развитии ислама. Вначале отношения между аксумитами и мусульманами, были дружественными. В 615 г. Осман, племянник Мухаммеда, укрылся в Эфиопии, а вслед за ним и другие сторонники пророка нашли убежище в Аксумском царстве в период хиджры, Билаль, первый муэдзин Мухаммеда, был эфиопом. Эфиопию не затронули великие волны арабских завоеваний, но происходила постепенная исламизация окрестных языческих племен (данакиль, хадендоа, занефадж, и др), что позже превратилось в большую проблему.
Некогда пышная цивилизация Аксума постепенно угасала. Отношения Эфиопии с христианскими царствами Нубии не были тесными. Да и в целом Эфиопия была отрезана от остального христианского мира: в течение веков Европа почти не вспоминала о ее существовании. Самые серьезные столкновения в раннем средневековье происходили не с мусульманами, а с язычниками и иудеями. Особенно с племенами агау (частично язычниками, частично иудеями). Эти древние племена занимали возвышенности в большой излучине Голубого Нила. Некая царица из Сымена, иудейка по имени Гудит, разрушив город Аксум, в течение 40 лет преследовала христиан. В самом конце Х века правитель Аксума направляет письмо царю Георгию в Нубию; он описывает опустошения, причиненные вторжением войска соседней царицы, и просит его выступить посредником перед патриархом Александрии, чтобы тот прислал в Эфиопию митрополита (абунэ). Действительно, правитель относил все невзгоды, постигшие его страну, за счет того, что место абунэ долго пустовало. Новый митрополит прибыл, и вторжение было отбито. Но тем не менее аксумская цивилизация клонилась к закату.
В начале ХII века правящий царь из династии Соломонидов, Дельноад, был свергнут, и царством завладела династия Загуэ, по происхождению агау. Она перенесла столицу, из Аксума в Роху, которая впоследствии стала называться Лалибэла, по имени самого знаменитого царя этой династии, которого считают святым. Ему мы обязаны 11 церквами, вырубленными в скале, которые являются жемчужиной мировой архитектуры. Его сын Наакуэто Лааб также строил церкви. Но это не помогло Загуэ удержаться на троне.
В середине XIII века Йикуне Амляк, потомок последнего царя династии Соломонидов, возглавил восстание против Загуэ, и пятый царь этой династии, Йетбарак был убит в битве в 1268 году. История падения Загуэ неясна ввиду противоречивых данных традиции и письменных источников, в которых говорится, что великий эфиопский святой Тэкле Хайманот убедил Йетбарака вернуть царство в руки законной династии.
Йикунэ Амляк царствовал 15 лет под именем Иоанн (Йоханныс), затем на престол взошел его сын, Ягбыа Цийон, царствовавший под именем Соломон, ему приписывают введение практики, просуществовавшей затем несколько веков: при восшествии царя на престол бросать в тюрьму на горе Амба Гешен, всех своих братьев, чтобы устранить возможных претендентов на трон из царской семьи, не предавая их смерти.
В 1312 на престол взошел Амдэ Цийон под именем Гэбрэ Маскаль. Именно в его правление произошло первое крупное столкновение с мусульманами. В 1329 году Сабр ад-Дин, царь Ифата напал на Эфиопию угрожая завоевать всю страну. Амдэ Цийон собрал свою армию и упорно сражался против гораздо более многочисленного войска мусульман, которое, в конце концов было им наголову разбито. Пять мусульманских государств - Ифат, Хадья, Даваро, Бали и Фатагар стали вассалами царя Эфиопии. В его правление абунэ (митрополит) Яыкоб (Иаков) учредил должность ычэге (главу всех монахов), сделав его вторым лицом в эфиопской церкви. И хотя впоследствии ычэге назначался царем, он обычно был настоятелем Дэбрэ-Либаноса (монастыря святого Тэкле Хайманота, главного в Эфиопии). В противоположность абунэ, который вплоть до 1950 г. всегда был египтянином, назначаемым Александрией, ычэге был эфиопом.
После Амдэ Цийона, из-за участившихся набегов мусульман, постоянная столица перестала существовать, и цари перемещались живя в шатре, а в сезон дождей обосновывались в различных местах, причем некоторые из этих временных резиденций в какой-то мере получили статус столицы. Такие резиденции охранялись тройным кольцом стражи, не только военной, но и духовной. Вокруг шатра царя, внутри периметра лагеря, и с внешней стороны его пределов днем и ночью сотни монахов читали молитвы, совершали крестные ходы, кропили святой водой не давая злу проникнуть внутрь.
Сын Амдэ Цийона - Невайа Крыстос царствовал под именем Сайфа Арад (1342-1370) он начал войну с Египтом, из-за того, что египетский султан заточил в тюрьму Маркоса, патриарха Александрии и добился его освобождения.
Давит I (1380-1409) сын Невайа Крыстоса известен только тем, что закончил войну с султаном Египта.
Йисхак (1412-1427) царствовал под именем Гэбрэ Маскаль. Младший сын Давита I, он сражался с мусульманами, которыми предводительствовал Саад ад-Дин. Он разбил Саад ад-Дина и гнал его до побережья и овладел портом Массауа.
Зэра Яыкоб (1433-1468), младший брат Давита I, царствовал под именем Кастантинос, был могущественным и умелым правителем. Царство, на которое распространялась его власть, простиралось от Тигре до Шоа. Он выстроил множество церквей, написал семь богословских книг. Боролся с теми, кто все еще поклонялся языческим богам, включая и собственных детей, четверых из пяти сыновей он убил.
Он реорганизовал административный аппарат. Наиболее значительным было учреждение должности бехтвадада (первого министра), при последующих царях эту функцию стали выполнять два бехтвадада, с правой стороны (высший) и с левой стороны (помощник).
Либнэ Дынгыль (1508-1540) царствовал под именами Ванаг Сагад, Давит, Ытана Дынгыль. В его правление случилось многое, главное, это конечно нашествие Граня, которое для Эфиопии является тем же, что нашествие Батыя для России. Но сначала был приезд посольства от португальского короля, с предложением союза против мусульман, которое возглавлял Родригу да Лима. В посольство входил также преподобный Франсишку Алвариш, который представлял, не столько португальцев, сколько иезуитов. Вследствие этого между Лимой и Алваришем происходили непрерывные ссоры, которые страшно шокировали эфиопов, непосвященных в тонкости европейской политики, и которым было странно представить в подобной ситуации своего царя и митрополита, что и послужило основной причиной провала посольства.
В несчастный год отъезда португальских послов Либнэ Дынгыль направил в Адаль войско, под командованием азмача (воеводы) Дыгальхана, для контрмер против набегов мусульман. К несчастью на его пути оказалась Зейла, войсками правителя которой командовал Ахмед ибн Ибрагим аль-Гази, прозванный Гранем (Левшой). В короткой битве у стен Зейлы эфиопская армия была разбита, сам Дыгальхан убит. После чего мусульмане, поднятые призывом Граня истребить неверных, массой нахлынули в Эфиопию. Страна была опустошена с юга до севера. Было разграблено и сожжено множество монастырей и церквей, был даже уничтожен собор в Аксуме. За Либнэ Дынгылем гнались по пятам по всей стране. Он умер в 1540 г. когда страна впала почти полностью в руки мусульман.
В его же несчастное правление началось постепенное проникновение в Эфиопию скотоводов галла. Они распространились с юго-запада, придя, из района озера Рудольф, продвинулись к северу, заняв значительную часть Центральной Эфиопии. Галла не причиняли стране ужасных разрушений, их присутствие носило иной, более долговременный характер, они смешивались с эфиопским населением, оставаясь навсегда. Эфиопы были заняты войной с Гранем, и не смогли оценить размах и значение этого.
Галавдевос (1540-1559) царствовал под именем Ацнаф Сагад. Хотя Галавдевос был младшим из оставшихся в живых сыновей Либнэ Дынгыля, именно он стал царем, поскольку старший сын Минас был в плену у мусульман. Хотя он был молод и неопытен, продолжал войну с Гранем очень энергично и напористо.
Оставшийся в стране один из членов португальского посольства Жуан Бермудиш, был отправлен еще Либнэ Дынгнылем в Португалию с просьбой о помощи против Граня. Жуан III Португальский приказал вице-королю Индии, Гарсиа да Норонья, послать экспедицию в Эфиопию. Но Норонья внезапно умер, а его преемник Эштеван да Гама не торопился отправлять помощь, которой так не доставало; он снарядил незначительную экспедицию на Красное море лишь в 1540 г., когда умер Либнэ Дынгыль. Тем не менее около 400 португальских мушкетеров, вооруженных самым современным огнестрельным оружием, под командой брата вице-короля, Криштована да Гама, присоединились к эфиопской армии.
11 февраля 1542 г., к востоку от озера Тана, состоялось большое сражение, в котором Криштован да Гама, метким выстрелом сразил Граня. Это положило конец войне, страна постепенно была освобождена, везде восстановлена власть царя. Португальцы в награду за помощь получили обширные земли в лучших районах страны.
Бермудиш, приведший португальцев, был человеком невежественным и нетактичным, стал претендовать на титул главы эфиопской церкви, его поведение вызвало недоразумения между португальцами и царем. Его изгнали для общего мира и спокойствия.
В 1555 г. иезуиты послали в Эфиопию в качестве "епископа" Андре де Овьедо. Один из сопровождавших его богословов написал трактат, где обосновывал превосходство католической религии. На это Галавдевос, сам, блестяще ответил "Исповедью веры", имеющей богословское значение и в наши дни.
Считая, что бехтвадады, постепенно стали слишком могущественными, Галавдевос упразднил эти должности и стал править без помощи министров. Но такие меры сильно затруднили борьбу царя против вторжения галла.
В 1558 году Нур ибн Муджахид, эмир Харэра и племянник Граня, возобновил военные действия, чтобы отомстить за смерть дяди. В марте 1559 года в одной из битв он убил Галавдевоса и вернулся в Харэр с его головой на копье.
Минас (1559-1563) царствовал под именем Адмас Сагад. Он наследовал своему младшему брату, не имевшему сыновей, который освободил его из мусульманского плена. Но Минас, также, как и отец, был неудачлив в управлении государством. Восстала армия, провозгласившая царем некоего Тазкаро, незаконного сына одного из его братьев. Восстание было подавлено, но основной подстрекатель восстания - бахр нэгаш (губернатор прибрежных провинций) Йисхак бежал, и побудил турецкого пашу в Массауе, напасть на Минаса, который вскоре погиб.
Сэрцэ Дынгыль (1563-1597) царствовал под именем Мэляк Сагад. Этот сын Минаса стал царем в 13 лет. При поддержке Йисхака против царя продолжались выступления, провозглашались цари-марионетки. Пока продолжались восстания, царь организовал два военных похода на юг, против галла, напавших на Вадж, и нанес им серьезное поражение в 1572г.
Вероломный бахр нэгаш Йисхак вновь восстал в 1575г. Обещая свою поддержку, он побудил Мохаммада, царя Адаля, захватить Вадж; однако Мохаммад был разбит. Тогда Йисхак примкнул к туркам в Массауе. Сэрцэ Дынгыль направился в Тигре, разбил турок и убил Йисхака в 1579г. Кроме периодических сражений с галла (которые, в частности, терпели поражения в 1572, 1577, 1585, 1587гг.) Сэрцэ Дынгыль был занят войнами против фалаша в Сымене и агау кзападу от Годжама. Вожди фалаша были побеждены в 1590г. Агау были подчинены в ходе двух походов. Затем царь направился в Энарью, где он обратил в христианскую веру вождя Баданчо и возвел христианские храмы.
В 1588г. когда турки из Массауы вторглись в Тигре и победили Дахарагота, макваннына (губернатора) Тигре, царь поспешно прибыл туда во главе войска и подавил их.
Сэрцэ Дынгыль восстановил должность первого министра, хотя с некоторыми изменениями: вместо двух министров теперь был один, принявший титул рас; в его обязанности входили скорее военные дела, нежели гражданское управление.

Учим матчасть. Предлагаем Вашему вниманию краткую иллюстрированную историю братской Эфиопии по версии Lonely Planet (в переводе, с добавлениями). Бурная история народов Эфиопии изобилует неожиданными поворотами, драматическими дилеммами и кровавыми войнами. Как ни странно, чем-то это напоминает историю славян, казалось бы, столь далёких географически и генетически. Но главное, и те, и другие продолжают развиваться, закаляясь в горниле мировых и региональных катаклизмов.

3,2 млн лет до н.э.
Люси находит свой конец и ожидает открытия и славы больше трех миллионов лет под землей. Эфиопия использует ее как фундамент для своих притязаний на звание места рождения человечества.

3500-2000 лет до н.э.
Древние египтяне ведут торговлю со страной Пунт, которую многие ученые помещают где-то на Эритрейском или Сомалийском побережье.

2000-1500 лет до н.э.
Где-то в Северной Эфиопии сложился язык Геэз, предшественник арабского и амфарского – современного государственного языка Эфиопии. Удивительно, но на Геэзе по сию пору говорят священники в Эфиопии и Эритрее.

1500-400 лет до н.э.
В Северной Эфиопии развивается цивилизация под сильным арабским влиянием. Строится первая столица государства, Йеха. Однако, основатель её остается неизвестным. Историки до сих пор не выяснили, кто был главнее: то ли Йеха и Африка правили Аравией, то ли наоборот.

955-587 гг до н.э.
Священный Ковчег Завета, сделанный Моисеем для хранения Десяти Заповедей, исчезает из Иерусалима в какой-то момент в течение этого периода.

400 лет до н.э. – 200 г н.э.
Образуется Аксумское царство, оно расцветает на торговле по Красному морю и богатых природных ресурсах. Первое упоминание о нем встречается в книге «Периплюс Эритрейского моря» (первое столетие н.э.).

200-500 гг
Великое Аксумское царство достигает своего апогея, контролируя земли от Нила до Аравии. Его причисляют к самым мощным державам Древнего мира.

300-325 гг
В Аксуме разрушился Великий Обелиск. Это катастрофическое событие знаменует собой конец эры язычества и появление в Эфиопии христианства.

400-500 гг
В Северную Эфиопию прибыли знаменитые «Девять Святителей». Это группа христианских миссионеров, говоривших по-гречески. Христианство укрепляется как основная религия во всем регионе.

615 г
Дочь пророка Магомета и его последователь совершают побег из Аравии, чтобы избегнуть казни. Они приносят в Эфиопию ислам. Некоторые считают, что христианский царь позволил им остаться, потому что думал, что они – преследуемые христиане.

640-750 гг
Аксумиты теряют контроль над торговлей в Красном море, и их царство прекращает существование. В Эфиопии начинается длительный период «смутного времени», о котором почти ничего не известно.

1137–1270 гг
Из «смутных времен» Эфиопии появляется династия Загве, которая, с не без помощи божественных сил, производит на свет невероятные церкви Лалибелы, вытесанные из каменного монолита.

1165-1670 гг
По Европе циркулируют слухи о Пресвитере Иоанне, могущественном христианском царе, правящем Эфиопией. Разгораясь, эта молва утверждает, что он поможет христианам Европы отбить Святую Землю.

1270 г
Император Йекуно Амлак, объявив себя потомком Царя Соломона и Царицы Савской, основывает династию Соломонидов. Она останется у власти следующие 500 лет. В Эфиопии наступает хорошо задокументированное Средневековье.

1400 г
Французский аристократ герцог де Берри посылает в Эфиопию первое посольство. В свою очередь, эфиопы отправляются в Европу, где многие остаются при церквях, особенно в Риме. Контакты налаживаются в попытке противостоять все более угрожающей мусульманской супердержаве.

1400-1600 гг
Рождение национального эпоса Эфиопии «Кебра Негаст». Когда точно это произошло, пока остается спорным.

1490-1529 гг
Махфуз объявляет джихад христианской Эфиопии и начинает серию религиозных войн, самых кровавых в истории страны. Его наследник, Ахмед Грагн Леворукий, в конце концов наносит императору поражение. Государство оказалось на грани полного уничтожения.

1529-1542 гг
Ахмед Грагн Леворукий продолжает военную экспансию и к 1532 г овладевает большей частью восточной и южной Эфиопии. В 1542 г у озера Тана он разбил союзническую армию эфиопов и португальцев.

1543-1559 гг
Император Галавдевос с помощью португальцев в конце концов победил и уничтожил мусульманского захватчика Ахмеда Леворукого. Боевые столкновения продолжаются, пока сам Галавдевос не был убит при нападении на город Харар.

1550 г
Кочевники Оромо из Кении начинают волну миграции на север. Еще на 200 лет страна погружается в эпоху перемежающихся вооруженных конфликтов. Как раз в эти времена Харар был обнесен стеной.

1582 г
Большая часть христианского мира принимает обновленный Григорианский календарь, но Эфиопия оставляет Юлианский календарь. На сегодня он отстает на семь лет.

1629 г
Император Сусеньос переходит в католичество, чтобы добиться военной помощи от португальцев, и пытается заставить народ последовать своему примеру. Его подданные недовольны, начинается гражданская война, в которой погибает порядка 32000 человек.

1636 г
Император Фасиладас основывает Гондар, первую постоянную столицу со времен Лалибелы. Кроме того, он изгоняет из страны всех иностранцев и закрывает границы наглухо. Новая столица расцветает, и Эфиопия вступает в свой новый золотой век.

1706-1721 гг
Двор Гондара погружается в смуту, потому что интриги, заговоры и политические убийства становятся для придворных чем-то вроде хобби.

1755-1855 гг
Император Иясу II умирает, и центральное правительство Гондара быстро рассыпается. Эфиопия скатывается обратно в состояние распада, следует целое столетие беспрерывных гражданских войн и разбоя.

1855 г
Касса Хайлу оказывается хитрее, быстрее и беспринципнее своих соперников, в результате чего он восходит на трон как император Теодрос. Он объединяет феодальную Эфиопию и затевает амбициозные программы модернизации страны.

1855-72 гг
Теодрос строит многочисленные дороги, создает регулярную армию и устанавливает Амфарский язык впереди Геэза в качестве средства для ежедневного общения. Но в конце он делает ошибку, отправив в тюрьму группу британских подданных, посетивших его двор.

1872-76 гг
Касса Мерча помогает британцам сместить Теодроса, выигрывает конкуренцию с прямым наследником императором Текла Гиоргисом и становится императором Йоханнесом.

1875-76 гг
Египетская армия пытается вторгнуться в страну, но Йоханнес организовывает эффективное сопротивление и одерживает победу.

1888 г
Итальянцы завозят крупный рогатый скот, от которого начинается эпизоотия чумы. На это накладывается сильная продолжительная засуха и нашествие саранчи. В результате по всей стране начинается голод, который длится четыре года.

1889 г
Следующий за Йоханнесом император Менелик подписывает с Италией договор о дружбе и передает ей регион, который ныне является Эритреей. В том же году начинается строительство Аддис-Абебы, что в переводе значит «Новый Цветок», и она делается столицей.

1896 г
Император Менелик поражает весь мир, разбив итальянскую армию в битве при Адве. Договор о дружбе 1889 года аннулирован, Италия признает независимость Эфиопии, но крепко держится за Эритрею.

1913-16 гг
Император Менелик умирает. Бразды правления переходят к Лиджу Ийясу. Но его вскоре смещает дочь Менелика, Зевдиту, которая правит с помощью регента, Рас Тафари Маконнена.

1915 г
Благодаря двум предприимчивым инженерам, имевшим навыки сапожного ремесла, завершается строительство железной дороги из Аддис-Абебы в Джибути. Прежде чем дать им карт-бланш на стратегическую стройку, император проверил, смогут ли эти двое изготовить для него обувь за одну ночь, сидя взаперти. Ребята не подкачали. В результате экономика всей Эфиопии и особенно столицы сильно выиграла благодаря выходу к морю.

1930 г
После смерти Зевдиту и многолетнего осторожного маневрирования, Рас Тафари получает корону как император Хайле Селассие и титул Богоизбранный.

1931 г
Эфиопия получает первую письменную Конституцию, которая дает императору почти абсолютную власть. Даже тело Хайле Селассие объявляется священным.

1935 г
Вторжение Италии в Эфиопию. Использование запрещенного химического оружия – горчичного газа, систематические бомбардировки гражданских объектов, в том числе госпиталей Красного Креста, приводят к гибели 275000 эфиопов. Потери Италии составляют 4350 человек.

1936 г
Итальянцы захватывают Аддис-Абебу, Селассие бежит из страны. Муссолини триумфально объявляет: «Эфиопия принадлежит Италии!» Король Италии делается императором Эфиопии.

В июне Хайле Селассие обратился к Лиге Наций за помощью, но Лига сняла санкции против Италии.

1937 г
Аксумский обелиск возрастом 1700 лет разбирают на части и перевозят в Италию. В 1998 г Италия соглашается его вернуть, но война между Эфиопией и Эритреей препятствует этой операции до 2003 г.

1940-50 гг
В Эфиопии появляются первый национальный банк, новая национальная валюта (бирр), первый университет и первый (и единственный) национальный авиаперевозчик – Эфиопские авиалинии.

1941-42 гг
Вооруженные силы Британского Содружества совместно с Эфиопской армией освобождают страну от итальянской оккупации. Хайле Селассие возвращает свой трон, а Эфиопия – независимость. В последующие годы страна быстро модернизируется.

1960 г
В Эфиопии растет недовольство автократическим правлением императора. Его телохранители готовят заговор, но его подавляют армия и воздушные силы.

1962 г
В Аддис-Абебе создается штаб-квартира Организации Африканского Союза. Хайле Селассие односторонне производит аннексию Эритреи. Эритрейские сепаратисты начинают ожесточенную партизанскую войну.

1972-74 гг
На страну обрушивается ужасный голод, погибает около 200000 человек. Это еще сильнее восстанавливает население против императора, начинаются протесты студентов на улицах.

1974 г
После ряда лет растущего недовольства и усиливающихся уличных выступлений, 12 сентября Хайле Селассие бесцеремонно свергают с императорского трона. 20 декабря коммунистическая организация «Дерг» (по амхарски – совет, комитет, а именно временный военный административный совет) объявляет о создании в Эфиопии социалистического государства.

1975 г
Последний император Эфиопии Хайле Селассие умирает под следствием. Причина смерти неизвестна, но многие верят, что его лично задушил подушкой Менгисту, один из предводителей Дерга. На севере Эфиопии основывается Фронт Освобождения Тиграйского Народа. Он начинает вооруженную борьбу за автономию. Объектами первых нападений его бойцов становятся тюрьма и банк, который они разграбили.

1976-90 гг
Начинается коллективизация сельского хозяйства, проводится массовое переселение племен, размещение их в деревнях. Одна из декларируемых целей всего этого – борьба с голодом. Большинство экспертов сходится во мнении, что эффект получился обратный.

1977 г
Лидером Дерга становится подполковник Менгисту Хайли Мариам. Он обращается за помощью, среди других стран, к Советскому Союзу и Кубе.

1977-78 гг
На юге в регион Огаден вторгается армия Сомали, чтобы поддержать волнения этнических сомалийцев и отторгнуть эту часть страны. В конце концов, Сомали терпит поражение от эфиопов, но только благодаря мощной военной поддержке Советского Союза и Кубы. В эти же годы Дерг начинает жестокое преследование инакомыслящих. От этого «красного террора» гибнут тысячи людей.

1984 г
Израиль производит операцию «Моисей»: за шесть недель секретно по воздуху эвакуирует 8000 эфиопских евреев на историческую родину.

1984-85 гг
В холмах Эфиопии голод выкашиает почти миллион человек. Причины голода как климатические, так и политические. Немалую помощь оказывают разные благотворительные организации, возглавляемые известным рок-музыкантом Бобом Гелдофом (исполнитель главной роли в фильме «Стена» Пинк Флойд).

1991-93 гг
СССР прекращает существование. Соответственно, партизаны выходят из подполья и побеждают Дерг. Эксперимент с коммунизмом в Эфиопии заканчивается, Менгисту Хайле Мариам бежит в Зимбабве к еще одному кровавому диктатору Мугабе, где он и находится по сей день, наслаждаясь жизнью.

1992 г
Останки Хайле Селассие обнаруживаются в схроне под бетонной плитой в туалете королевского дворца. В конце концов, через восемь лет происходит их перезахоронение в соборе Святой Троицы. Провожающих оказывается гораздо меньше, чем предсказывали организаторы похорон, только несколько тысяч

1993 г
В результате референдума Эритрея обретает столь долгожданную независимость. Отношения между соседями поначалу отличные.

1995 г
Провозглашается Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, проводятся выборы. Премьер-министром становится бывший полевой командир партизан Мелес Зенави.

1996 г
Министр обороны Италии в конце концов вынужден признать применение горчичного газа во время абиссинской кампании.

1997 г
Эритрея отказывается от общей с Эфиопией валюты – бирра – и вводит собственную – накфа. Это приводит к обострению отношений между соседями.

1998-2000 гг
Лидеры Эфиопии и Эритреи развязывают войну из-за полоски голой бесплодной земли. К концу военных действий 70000 человек мертвы и десятки тысяч становятся вынужденными переселенцами.

2000-01 гг
Между Эфиопией и Эритреей подписывается мирное соглашение и вдоль границ устанавливается демилитаризованная зона под наблюдением ООН.

2001 г
Два эфиопских ученых открывают окаменевшие предположительно человеческие останки возрастом от 5,8 до 5,2 миллионов лет. Их предварительно назвали подвидом Ardipithecus ramidus kadabba.

2002 г
В Аддис-Абебе открывают памятник Александру Сергеевичу Пушкину (бронзовый бюст работы скульптора А.Белашова, дар Правительства Москвы). Звучат стихи поэта на русском и амфарском языках, памятник освящает Патриарх Эфиопской православной церкви Абуна Паулос. Это первый и единственный монумент Пушкину в Африке, но именно в Эфиопии, скорее всего, находится историческая родина его предков.

2005 г
После выборов 15 мая оппозиция обвиняет власти в подтасовках. Массовые протесты заканчиваются трагично, когда правительственные войска открывают огонь по безоружным демонстрантам. Тысячи людей, включая оппозиционных политиков, журналистов и редакторов газет арестовываются полицией.

2006 г
Начинается строительство гигантской плотины Джибе III, самой большой в Африке. Его экологические и социальные последствия весьма неоднозначны, и по этому поводу разгораются дебаты.

2006-09 гг
Эфиопия вторгается в Сомали с целью ликвидировать союз исламистов. Его регулярные части были разбиты, но эфиопская армия увязает в партизанской войне и, в конце концов, в 2009 г ее выводят. В эти же годы напряженность между Эфиопией и Эритреей вновь достигает точки кипения, обе стороны начинают массированное передвижение войск к границе. К счастью, взаимные претензии удается урегулировать мирным путем.

2007 г
В сентябре Эфиопия официально празднует Миллениум – наступление нового тысячелетия, согласно своему архаичному Юлианскому календарю.

2008 г
Мандат войск ООН в демилитаризованной зоне иссякает после «подрывных ограничений», введенных Эритреей. После ухода миротворцев две нации нервно следят друг за другом. В то же время на севере Эфиопии активизируются партизаны-сепаратисты.

2012 г
Менгисту Хайле Мариам объявляет, что начал писать мемуары. В 2012 г в сети появляется предварительная версия в виде утечки.

2011 г
В конце года Эфиопская армия в союзе с коалицией Африканского союза и Кенийскими войсками вновь вторгается в Сомали. Это попытка поддержать правительство Сомали в его вооруженной борьбе против повстанцев аль-Шабааба.

2012 г
Выдающийся эфиопский журналист Искандер Нега отправляется в тюрьму на 18 лет за нарушение анти-террористического закона, после того как он выпустил статью, подвергающую сомнению аресты по аналогичному обвинению.

В июле скончался Патриарх Эфиопской православной церки Абун Паулос. В августе скончался премьер Мелес Зенави, который доминировал на политической сцене всего региона более 20 лет. Его преемником становится Хайле Мариам Десалейн.

Продолжение истории - во время нашего путешествия по .