Князь володимир. Князь Владимир: житие, иконы, молитвы. Молитвы святому равноапостольному князю Владимиру Святому

Акимов Иван Акимович (1754-1814)

Вся жизнь Ивана Акимовича Акимова (1754-1814) была связана с петербургской Академией художеств: с детских лет ее воспитанник, затем заграничный пенсионер, академик, профессор и, наконец, ректор - он поднялся по всем возможным ступеням академической карьеры. В девять лет, лишившись отца, наборщика сенатской типографии, мальчик сам подал прошение с просьбой принять его в академическое обучение на казенный счет; он писал о нужде, о том, как любит живопись, и прилагал несколько рисунков. Так в 1764 году Иван Акимов попал в недавно образованную "Академию знатнейших художеств" - всесильное учреждение, призванное регламентировать всю художественную жизнь государства.

Президентом ее был тогда И.И.Бецкой, чтец императрицы. Уже пожилым человеком, не имея ранее никакого отношения к искусству, он встал во главе Академии художеств. Впрочем, не только Академии - ему подчинялись и Канцелярия от строений, Кадетский корпус. Воспитательное заведение для благородных девиц, московский Воспитательный дом, Коммерческое училище и Вдовий дом. И всюду он намеревался неукоснительно провести полную реформу в деле воспитания "новой породы людей", основываясь на принципах жестких, а порой и жестоких, и полностью пренебрегая природными склонностями и способностями своих подопечных. Менее всего эта система способствовала формированию творческой личности. На ровесников Акимова, тех, кто еще детьми пришел в Академию, возлагались особенно большие надежды - они должны были явить плоды нового метода. Но безусловное предпочтение послушания и примечания - "добродетелей" - дарованию и таланту сделало поколение в достаточной мере бесцветным.

Сама система преподавания была безличной - профессора не имели своих учеников, а дежурили в классах по очереди. Главенствующее место отводилось рисунку; большое значение имела и композиция, "сочинение". Акимов учился успешно - за годы, проведенные в Академии, получил малую и большую серебряные медали за рисунок, 2-ю золотую медаль за программу "Великий князь Изяслав Мстиславович чуть не изрубленный воинами, его не узнавшими в бою, открывается им" (1772). На следующий год, ко времени выпуска, он был удостоен за картину "Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев" золотой медали, которая давала право на поездку за границу, в Италию.

Девятнадцатилетний художник отправился морем до Кале и через Париж в Марсель, добрался до Болоньи, затратив на этот путь четыре месяца. Оказалось, однако, что в те годы в Болонье не было натурных классов, и Акимову пришлось удовлетвориться копированием картин в городской галерее. Не получая из Петербурга ответа на свои многочисленные просьбы о разрешении переехать в Рим, молодой художник в конце концов решился это сделать самовольно. Но и в Риме поначалу ожидало его разочарование - Капитолийская академия была тогда скорее обществом художников, имевших частных учеников, чем учебным заведением с классами и программами. Благодаря рекомендации известного мецената И.И.Шувалова, путешествовавшего по Италии, Акимову удалось попасть в мастерскую знаменитого живописца Помпео Баттони. Скорее всего, именно следуя советам Баттони, его русский ученик предпринял поездку в Венецию и, чтобы преодолеть слабость колорита, начал там копировать работы венецианских мастеров (чьи "жаркие колера" пленили незадолго перед тем учителя Акимова - Лосенко).

В Риме историческая тематика сменилась мифологической: там были написаны "Нарцисс, любующийся своим отражением в воде", "Дидона и Эней, укрывающиеся в пещере от бури", "Фавн, забавляющийся с козленком" и "Прометей, делающий статую по повелению Минервы" (1775) - за последнюю работу Акимов был избран "назначенным" в академию.

По возвращении в Петербург, с января 1779 года Акимов назначается преподавателем в натурные классы, а в августе того же года была "задана программа назначенному в живописном историческом художестве Ивану Акимову, коей сюжет нижеследующий: "Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии своего друга Филоктета по получении смертоносной одежды от своей бывшей возлюбленной Дейяниры, похищенной кентавром Незусом". Здесь Акимов продемонстрировал свое мастерство компоновки и умение рисовальщика - превосходно построенная композиция по четкости соотношений объемов напоминает скульптурную группу, фигуры выразительны и прекрасно нарисованы, хотя колорит по-прежнему остается уязвимым местом его живописи. За эту картину Акимов в 1782 году был признан академиком.

Попытки художника в дальнейшем разрабатывать национальную тему в исторической живописи оказались несостоятельными. "Князь Рюрик, поручающий при кончине своей младенца Игоря и вместе с ним княжение сроднику своему Олегу", "Крещение великой княгини Ольги", "Новгородцы, ниспровергающие Перуна" - программы таких картин диктовались, как правило. Академией, историческая живопись в которой, хотя по-прежнему находилась в традиционной иерархии жанров на самой вершине, переживала глубокий кризис. Умозрительность и отвлеченность становились неотъемлемыми качествами академического искусства.

Акимова нельзя упрекнуть в неблагодарности к взрастившей его Академии - он всегда готов был следовать по пути, указанному ею, каким бы бесплодным тот ни был. И хотя внешний рисунок жизни Акимова вполне благополучен - вслед за академическим он получил профессорское звание (1785), а затем стал и ректором (1796 - 1800), обучал рисованию детей императора Павла I, заведовал шпалерной мануфактурой - его собственные работы появлялись все реже. И все чаще это были не самостоятельные композиции, а образа для петербургских соборов, в исполнении которых тогдашние зрители с удовлетворением отмечали следы глубокого изучения Гвидо Рени и братьев Карраччи.

Оживление общественной жизни в первые годы XIX века, "дней Александровых прекрасное начало", взрыв национальных чувств вызвали желание обратиться к событиям историческим, но не столь отдаленным от современности. Акимов пишет картины на сюжеты для него необычные - "Подвиг знаменосца Азовского полка Старичкова" (1806) и "Петр I, пишущий указ Сенату в лагере под Прутом" (1807). Они не сохранились, и потому нельзя судить об их достоинствах, однако о первой из них позже было замечено, что "патриотический сюжет... конечно, играл главную роль и доставил легкий успех этому заурядному произведению".

Но если атмосфера Академии не благоприятствовала раскрытию творческих способностей Акимова, то оставалась другая сторона его деятельности - педагогическая. Он преподавал в Академии долгие 35 лет, и среди его учеников были такие известные художники, как А.И.Иванов, В.К.Шебуев, А.Е.Егоров. Но нелегко сказать, чем они обязаны именно Акимову, - вероятно, крепким рисунком, за который более всего ценили современники самого мастера.

Не сохранилось достоверных свидетельств о его педагогической системе, преподавательских приемах. О них можно судить лишь косвенно - один из учеников Акимова А.В.Ступин (бывший, кстати, его воспитанником и живший в его доме), впоследствии сам известный педагог, по-видимому, унаследовал некоторые методы своего учителя. У него же хранилось не дошедшее до нас "Краткое наставление о живописи" - свод теоретических взглядов Акимова. С мыслью о своих учениках Акимов завещал весь свой капитал Академии художеств, чтобы на него содержались "воспитанники из бедных художнических детей", и все та же Академия, в стенах которой прошла вся жизнь Ивана Акимовича Акимова, унаследовала книги его библиотеки и собранные им картины.

Иван Акимович Акимов

Вся жизнь Ивана Акимовича Акимова (1754-1814) была связана с петербургской Академией художеств: с детских лет ее воспитанник, затем заграничный пенсионер, академик, профессор и, наконец, ректор - он поднялся по всем возможным ступеням академической карьеры. В девять лет, лишившись отца, наборщика сенатской типографии, мальчик сам подал прошение с просьбой принять его в академическое обучение на казенный счет; он писал о нужде, о том, как любит живопись, и прилагал несколько рисунков. Так в году Иван Акимов попал в недавно образованную "Академию знатнейших художеств" - всесильное учреждение, призванное регламентировать всю художественную жизнь государства.

Президентом ее был тогда И.И.Бецкой , чтец императрицы. Уже пожилым человеком, не имея ранее никакого отношения к искусству, он встал во главе Академии художеств. Впрочем, не только Академии - ему подчинялись и Канцелярия от строений, Кадетский корпус. Воспитательное заведение для благородных девиц, московский Воспитательный дом, Коммерческое училище и Вдовий дом. И всюду он намеревался неукоснительно провести полную реформу в деле воспитания "новой породы людей", основываясь на принципах жестких, а порой и жестоких, и полностью пренебрегая природными склонностями и способностями своих подопечных. Менее всего эта система способствовала формированию творческой личности. На ровесников Акимова, тех, кто еще детьми пришел в Академию, возлагались особенно большие надежды - они должны были явить плоды нового метода. Но безусловное предпочтение послушания и примечания - "добродетелей" - дарованию и таланту сделало поколение в достаточной мере бесцветным.

Сама система преподавания была безличной - профессора не имели своих учеников, а дежурили в классах по очереди. Главенствующее место отводилось рисунку; большое значение имела и композиция, "сочинение". Акимов учился успешно - за годы, проведенные в Академии, получил малую и большую серебряные медали за рисунок, 2-ю золотую медаль за программу "Великий князь Изяслав Мстиславович чуть не изрубленный воинами, его не узнавшими в бою, открывается им" (). На следующий год, ко времени выпуска, он был удостоен за картину "Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев" золотой медали, которая давала право на поездку за границу, в Италию.

Девятнадцатилетний художник отправился морем до Кале и через Париж в Марсель, добрался до Болоньи, затратив на этот путь четыре месяца. Оказалось, однако, что в те годы в Болонье не было натурных классов, и Акимову пришлось удовлетвориться копированием картин в городской галерее. Не получая из Петербурга ответа на свои многочисленные просьбы о разрешении переехать в Рим, молодой художник в конце концов решился это сделать самовольно. Но и в Риме поначалу ожидало его разочарование - Капитолийская академия была тогда скорее обществом художников, имевших частных учеников, чем учебным заведением с классами и программами. Благодаря рекомендации известного мецената И.И.Шувалова , путешествовавшего по Италии, Акимову удалось попасть в мастерскую знаменитого живописца Помпео Баттони. Скорее всего, именно следуя советам Баттони, его русский ученик предпринял поездку в Венецию и, чтобы преодолеть слабость колорита, начал там копировать работы венецианских мастеров (чьи "жаркие колера" пленили незадолго перед тем учителя Акимова - Лосенко). В Риме историческая тематика сменилась мифологической: там были написаны "Нарцисс, любующийся своим отражением в воде", "Дидона и Эней, укрывающиеся в пещере от бури", "Фавн, забавляющийся с козленком" и "Прометей, делающий статую по повелению Минервы" (1775) - за последнюю работу Акимов был избран "назначенным" в академию.

По возвращении в Петербург, с января года Акимов назначается преподавателем в натурные классы, а в августе того же года была "задана программа назначенному в живописном историческом художестве Ивану Акимову, коей сюжет нижеследующий: "Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии своего друга Филоктета по получении смертоносной одежды от своей бывшей возлюбленной Дейяниры, похищенной кентавром Незусом". Здесь Акимов продемонстрировал свое мастерство компоновки и умение рисовальщика - превосходно построенная композиция по четкости соотношений объемов напоминает скульптурную группу, фигуры выразительны и прекрасно нарисованы, хотя колорит по-прежнему остается уязвимым местом его живописи. За эту картину Акимов в 1782 году был признан академиком.

Попытки художника в дальнейшем разрабатывать национальную тему в исторической живописи оказались несостоятельными. "Князь Рюрик , поручающий при кончине своей младенца Игоря и вместе с ним княжение сроднику своему Олегу ", "Крещение великой княгини Ольги", "Новгородцы, ниспровергающие Перуна" - программы таких картин диктовались, как правило. Академией, историческая живопись в которой, хотя по-прежнему находилась в традиционной иерархии жанров на самой вершине, переживала глубокий кризис. Умозрительность и отвлеченность становились неотъемлемыми качествами академического искусства. Акимова нельзя упрекнуть в неблагодарности к взрастившей его Академии - он всегда готов был следовать по пути, указанному ею, каким бы бесплодным тот ни был. И хотя внешний рисунок жизни Акимова вполне благополучен - вслед за академическим он получил профессорское звание (), а затем стал и ректором - 1800), обучал рисованию детей императора Павла I , заведовал шпалерной мануфактурой - его собственные работы появлялись все реже. И все чаще это были не самостоятельные композиции, а образа для петербургских соборов, в исполнении которых тогдашние зрители с удовлетворением отмечали следы глубокого изучения Гвидо Рени и братьев Карраччи.

Оживление общественной жизни в первые годы XIX века, "дней Александровых прекрасное начало", взрыв национальных чувств вызвали желание обратиться к событиям историческим, но не столь отдаленным от современности. Акимов пишет картины на сюжеты для него необычные - "Подвиг знаменосца Азовского полка Старичкова" () и "Петр I , пишущий указ Сенату в лагере под Прутом" (1807). Они не сохранились, и потому нельзя судить об их достоинствах, однако о первой из них позже было замечено, что "патриотический сюжет... конечно, играл главную роль и доставил легкий успех этому заурядному произведению".

Но если атмосфера Академии не благоприятствовала раскрытию творческих способностей Акимова, то оставалась другая сторона его деятельности - педагогическая. Он преподавал в Академии долгие 35 лет, и среди его учеников были такие известные художники, как А.И.Иванов, В.К.Шебуев, А.Е.Егоров. Но нелегко сказать, чем они обязаны именно Акимову, - вероятно, крепким рисунком, за который более всего ценили современники самого мастера. Не сохранилось достоверных свидетельств о его педагогической системе, преподавательских приемах. О них можно судить лишь косвенно - один из учеников Акимова А.В.Ступин (бывший, кстати, его воспитанником и живший в его доме), впоследствии сам известный педагог, по-видимому, унаследовал некоторые методы своего учителя. У него же хранилось не дошедшее до нас "Краткое наставление о живописи" - свод теоретических взглядов Акимова.

С мыслью о своих учениках Акимов завещал весь свой капитал Академии художеств, чтобы на него содержались "воспитанники из бедных художнических детей", и все та же Академия, в стенах которой прошла вся жизнь Ивана Акимовича Акимова, унаследовала книги его библиотеки и собранные им картины.

Использованы материалы статьи Н. Борисовской в кн.: 1989. Сто памятных дат. Художественный календарь. Ежегодное иллюстрированное издание. М. 1988.

Далее читайте:

Художники (биографический справочник).

Акимов Иван Акимович (1879–1963)-известный российский исторический живописец, представитель классицизма.Директор Санкт-Петербургской академии художеств Российской империи.
Иван Акимович Акимов родился 22 мая (2 июня) 1755 года в Санкт-Петербурге в семье наборщика Сенатской типографии.

Интерес к живописи проявился очень рано, обучался живописи первоначально у приезжих иноземных мастеров, малоизвестных художников. В девять лет, лишившись отца, Иван Акимов сам подал прошение академическому начальству с просьбой принять его в академическое обучение на казенный счет. Он писал о нужде в которой жил, о том, как любит живопись, и прилагал несколько своих рисунков, и, удивительное дело, в 1764 году Иван Акимов удивительным образом, без всякой протекции попал воспитанником в недавно образованную «Академию знатнейших художеств» — всесильное учреждение, призванное регламентировать всю художественную жизнь государства того времени.
Иван Акимов оправдал оказанную ему милость примерным прилежанием. Рисовал Акимов лучше других еще в низших классах и уже в восемнадцатилетнем возрасте выполнил по программе картину «Великий князь Изяслав Мстиславич, чуть не изрубленный воинами, его не узнавшими, в бою, открывается им», удостоенную 2-й золотой медали в 1772 году. Ко времени выпуска в 1773 году, имея всего 19 лет от роду, Акимов написал, так же по программе, картину «Великий князь Святослав по возвращении с Дуная в Киев», за которую получил первую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границу.В те годы посылали пенсионеров исключительно в Италию,и получив незадолго перед тем от Болонской академии дипломы для своих членов, наша Академия назначила Акимова пенсионером в Болонью,в местную Пиоклементинскую академию. В те годы обучение в академии живописи в Болонье было поставлено весьма неудовлетворительно(в академии отсутствовали даже настоящие натурные классы), и молодому художнику, строго выполнявшему полученные в России инструкции пришлось целый год заниматься копированием лучших произведений мастеров местной школы,находившихся в городской галерее. В апреле 1774 года художник самостоятельно(без разрешения академии)переехал в Рим, но и в Риме постановка академических курсов была не лучше, чем в Болонье, так как и римская академия (Капитолийская) была обществом художников, имевших у себя частных учеников и отдельные студии без обучения анатомии и прочим вспомогательным наукам. На счастье Акимова, в Риме тогда был знаменитый живописец Помпео Батони, принявший русского пенсионера весьма благосклонно, благодаря рекомендации Ив. Ив. Шувалова. Пользуясь советами Батони, Акимов в 1775 г. дописал картину «Прометей и Минерва», которая находится теперь в картинной галерее Академии Художеств.
За эту картину в 1778 году Иван Акимович Акимов был удостоен звания «назначенного академика» По возвращении в Россию Акимов был определен адъюнктом в помощь профессору П. И. Соколову - обучать писанию с натуры (1779 г.). На звание «действительного академика» Ивану Акимову было предложено выполнить картину по программе «Геркулес, сжигающийся на костре», которая в наши дни украшает экспозицию Третьяковской галереи. В 1782 году это произведение было написано художником, и Иван Акимович Акимов был удостоен звания академика исторической живописи.
Став профессором академии,Акимов имел большое влияние на образование русских исторических живописцев, хотя сам он не был первоклассным художником и ставился ниже своего сверстника Григория Ивановича Угрюмова(1764-1823),российского исторического живописца и портретиста, представителя классицизма.
В служебном отношении Акимов пользовался и большим влиянием, и большим почетом как знаток искусства, администратор и приятный человек в обществе, много читавший и умевший вести беседу о специальностях всякого рода, а не об одном своем искусстве.
В 1786 году, указом от 19-го мая, Иван Акимов был назначен инспектором шпалерной мануфактуры, а 5 лет спустя, в 1991 году её директором.
Вместе с тем, ему поручено было обучение рисованию и живописи Августейших детей Императора Павла І. В 1794 году Акимов был назначен директором Императорской Академии Художеств. Павел I, покровительствуя художникам, к Акимову был милостивее прочих и сам давал ему заказы.
Лучшей порой творчества были для Акимова 1790-е годы. Тогда были написаны самые выдающиеся произведения этого художника, а именно: в Троицком соборе Александро-Невской лавры, в иконостасе - «Святая Троица», «Вознесение на небо Богоматери», «архангелы» на северных и южных дверях и «Саваоф» над царскими вратами, в резном позолоченном сиянии, с серебряными облаками.
Работ Ивана Акимова периода правления Александра I до наших дней дошло немного, и то, что особенно хвалили современники, стояло в художественном отношении не особенно высоко; таков, например, «Подвиг Старичкова» представленный на выставке 1806 года.
При подведении итогов конкурса на исполнение портретов Высочайших Особ для Департамента уделов, где Акимов соперничал с Дмитрием Григорьевичем Левицким(1735-1822),выдающимся русским художником-живописцем украинского происхождения, мастером парадного и камерного портрета, хотя и были утверждены эскизы обоих художников, но исполнение заказа было поручено Левицкому
Представитель классицизма, Иван Акимов является первым историографом русского искусства. В 1794 году по представлению президента Академии Мусина-Пушкина Иван Акимович Акимов был назначен директором Академии, которой он оставил по духовному завещанию капитал в 15 тысяч рублей ассигнациями на содержание двух пансионеров его имени. Скончался Иван Акимов в 1814 году.
Иван Акимович Акимов скончался 15 (27) мая 1814 года в возрасте 58 лет в Санкт-Петербурге, где и был похоронен на Смоленском кладбище.
В начале XX века прекрасные рисунки работы Ивана Акимова находились в собраниях Сергнея Сергеевича Боткина(1859-1910), известного русского врача и коллекционера, старшего сына Сергея Петровича Боткина и графини Е. Мордвиновой. Одна из работ художника поступила в 1920 году в художественный музей Синебрюхова.

По материалам: Wikipedia, Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. - М.: Терра, 2001. - 40 726 стр., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. ,П. Н. Петров, «Сборник материалов для истории Импер. академии художеств за 100 лет ее существования», СПб. 1866, т. III, Н. П. Собко. Словарь русскихъ художниковъ, Т..III, вып. I. Архивные материалы Императорской Академии Художеств, фонды № 25,26,28,30, 31, Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь. М., 1970, т. 1. С. 296., «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

Вся жизнь Ивана Акимовича Акимова (1754-1814) была связана с петербургской Академией художеств: с детских лет ее воспитанник, затем заграничный пенсионер, академик, профессор и, наконец, ректор - он поднялся по всем возможным ступеням академической карьеры. В девять лет, лишившись отца, наборщика сенатской типографии, мальчик сам подал прошение с просьбой принять его в академическое обучение на казенный счет; он писал о нужде, о том, как любит живопись, и прилагал несколько рисунков. Так в 1764 году Иван Акимов попал в недавно образованную "Академию знатнейших художеств" - всесильное учреждение, призванное регламентировать всю художественную жизнь государства.

Президентом ее был тогда И. И. Бецкой, чтец императрицы. Уже пожилым человеком, не имея ранее никакого отношения к искусству, он встал во главе Академии художеств. Впрочем, не только Академии - ему подчинялись и Канцелярия от строений, Кадетский корпус, Воспитательное заведение для благородных девиц, московский Воспитательный дом, Коммерческое училище и Вдовий дом. И всюду он намеревался неукоснительно провести полную реформу в деле воспитания "новой породы людей", основываясь на принципах жестких, а порой и жестоких, и полностью пренебрегая природными склонностями и способностями своих подопечных. Менее всего эта система способствовала формированию творческой личности. На ровесников Акимова, тех, кто еще детьми пришел в Академию, возлагались особенно большие надежды - они должны были явить плоды нового метода. Но безусловное предпочтение послушания и примечания - "добродетелей" - дарованию и таланту сделало поколение в достаточной мере бесцветным.

Сама система преподавания была безличной - профессора не имели своих учеников, а дежурили в классах по очереди. Главенствующее место отводилось рисунку; большое значение имела и композиция, "сочинение". Акимов учился успешно - за годы, проведенные в Академии, получил малую и большую серебряные медали за рисунок, 2-ю золотую медаль за программу "Великий князь Изяслав Мстиславович чуть не изрубленный воинами, его не узнавшими в бою, открывается им" (1772). На следующий год, ко времени выпуска, он был удостоен за картину "Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев" золотой медали, которая давала право на поездку за границу, в Италию.

Девятнадцатилетний художник отправился морем до Кале и через Париж в Марсель, добрался до Болоньи, затратив на этот путь четыре месяца. Оказалось, однако, что в те годы в Болонье не было натурных классов, и Акимову пришлось удовлетвориться копированием картин в городской галерее. Не получая из Петербурга ответа на свои многочисленные просьбы о разрешении переехать в Рим, молодой художник в конце концов решился это сделать самовольно. Но и в Риме поначалу ожидало его разочарование - Капитолийская академия была тогда скорее обществом художников, имевших частных учеников, чем учебным заведением с классами и программами. Благодаря рекомендации известного мецената И. И. Шувалова, путешествовавшего по Италии, Акимову удалось попасть в мастерскую знаменитого живописца Помпео Баттони. Скорее всего, именно следуя советам Баттони, его русский ученик предпринял поездку в Венецию и, чтобы преодолеть слабость колорита, начал там копировать работы венецианских мастеров (чьи "жаркие колера" пленили незадолго перед тем учителя Акимова - Лосенко).

В Риме историческая тематика сменилась мифологической: там были написаны "Нарцисс, любующийся своим отражением в воде", "Дидона и Эней, укрывающиеся в пещере от бури", "Фавн, забавляющийся с козленком" и "Прометей, делающий статую по повелению Минервы" (1775) - за последнюю работу Акимов был избран "назначенным" в академию.

По возвращении в Петербург, с января 1779 года Акимов назначается преподавателем в натурные классы, а в августе того же года была "задана программа назначенному в живописном историческом художестве Ивану Акимову, коей сюжет нижеследующий: "Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии своего друга Филоктета по получении смертоносной одежды от своей бывшей возлюбленной Дейяниры, похищенной кентавром Незусом". Здесь Акимов продемонстрировал свое мастерство компоновки и умение рисовальщика - превосходно построенная композиция по четкости соотношений объемов напоминает скульптурную группу, фигуры выразительны и прекрасно нарисованы, хотя колорит по-прежнему остается уязвимым местом его живописи. За эту картину Акимов в 1782 году был признан академиком.

Попытки художника в дальнейшем разрабатывать национальную тему в исторической живописи оказались несостоятельными. "Князь Рюрик, поручающий при кончине своей младенца Игоря и вместе с ним княжение сроднику своему Олегу", "Крещение великой княгини Ольги", "Новгородцы, ниспровергающие Перуна" - программы таких картин диктовались, как правило Академией, историческая живопись в которой, хотя по-прежнему находилась в традиционной иерархии жанров на самой вершине, переживала глубокий кризис. Умозрительность и отвлеченность становились неотъемлемыми качествами академического искусства.

Акимова нельзя упрекнуть в неблагодарности к взрастившей его Академии - он всегда готов был следовать по пути, указанному ею, каким бы бесплодным тот ни был. И хотя внешний рисунок жизни Акимова вполне благополучен - вслед за академическим он получил профессорское звание (1785), а затем стал и ректором (1796 - 1800), обучал рисованию детей императора Павла I, заведовал шпалерной мануфактурой - его собственные работы появлялись все реже. И все чаще это были не самостоятельные композиции, а образа для петербургских соборов, в исполнении которых тогдашние зрители с удовлетворением отмечали следы глубокого изучения Гвидо Рени и братьев Карраччи.

Оживление общественной жизни в первые годы XIX века, "дней Александровых прекрасное начало", взрыв национальных чувств вызвали желание обратиться к событиям историческим, но не столь отдаленным от современности. Акимов пишет картины на сюжеты для него необычные - "Подвиг знаменосца Азовского полка Старичкова" (1806) и "Петр I, пишущий указ Сенату в лагере под Прутом" (1807). Они не сохранились, и потому нельзя судить об их достоинствах, однако о первой из них позже было замечено, что "патриотический сюжет... конечно, играл главную роль и доставил легкий успех этому заурядному произведению".

Но если атмосфера Академии не благоприятствовала раскрытию творческих способностей Акимова, то оставалась другая сторона его деятельности - педагогическая. Он преподавал в Академии долгие 35 лет, и среди его учеников были такие известные художники, как А. И. Иванов, В. К. Шебуев, А. Е. Егоров. Но нелегко сказать, чем они обязаны именно Акимову, - вероятно, крепким рисунком, за который более всего ценили современники самого мастера.

Не сохранилось достоверных свидетельств о его педагогической системе, преподавательских приемах. О них можно судить лишь косвенно - один из учеников Акимова А. В. Ступин (бывший, кстати, его воспитанником и живший в его доме), впоследствии сам известный педагог, по-видимому, унаследовал некоторые методы своего учителя. У него же хранилось не дошедшее до нас "Краткое наставление о живописи" - свод теоретических взглядов Акимова. С мыслью о своих учениках Акимов завещал весь свой капитал Академии художеств, чтобы на него содержались "воспитанники из бедных художнических детей", и все та же Академия, в стенах которой прошла вся жизнь Ивана Акимовича Акимова, унаследовала книги его библиотеки и собранные им картины.

Картины художника

Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии его друга Филоктета

Геркулес на распутье

Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев

Крещение княгини Ольги в Константинополе

Сатурн с косой, сидящий на камне и обрезающий крылья Амуру

Прометей делает статую по приказанию Минервы

Ива́н Аки́мович Аки́мов (22 мая (2 июня) 1755, Санкт-Петербург - 15 (27) мая 1814, Санкт-Петербург), российский живописец, представитель классицизма.

Сын наборщика Сенатской типографии, десяти лет от роду написал прошение о приёме в Академию художеств, изложив несчастные обстоятельства и бедность своей жизни и был принят в воспитанники.

1764-1773 - обучался в Петербургской Императорской Академии Художеств у А. П. Лосенко.

1769 - получил 2 серебряные медали.

1771 - серебряная медаль.

1772 - две золотые медали.

1773 - за картину «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев» получил золотую медаль.

1773-1778 - стипендиат от Академии Художеств в Италии. Посетил Париж, Авиньон, Лион, Геную, потом Болонью, учился в болонской Пиоклементинской академии у Гандольфи, но ввиду того, что обучение там было поставлено весьма неудовлетворительно, Акимов через год перебрался в Рим. Позже, по приказу Академии, возвращается в Болонью, где заканчивает «Прометея, делающего статую по приказу Минервы». Потом опять жил в Риме, в Венеции и Флоренции.

1779 - преподаватель в Академии Художеств, помощник профессора Г. И. Козлова.

1782 - избран академиком в Академию Художеств за картину «Самосожжение Геркулеса на костре в присутствии своего друга Филоктета по поолучении смертоносной одежды от своей бывшей возлюбленной Деянири, похищенной Кентавром Несусом».

1785 - адъюнкт-профессор Академии.

1791 - директор Императорской Шпалерной мануфактуры. Преподавал также рисование дочерям императора Павла I. Член Академического совета Академии Художеств.

1794 - адъюнкт-ректор Академии Художеств.

1796-1800 - по представлению президента Академии Мусина-Пушкина назначен директором Академии Художеств.

Основные работы Акимова:

    «Прометей и Минерва»

    «Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев» (1773, хранится в Третьяковской галерее, Москва),

    «Геркулес на распутье» (1801, хранится в Русском музее, Санкт-Петербург).

    «Геркулес, сжигающийся на костре»

В начале XX века прекрасные рисунки работы Акимова находились в собраниях С. С. Боткина и гр. Е. В. Мордвиновой.

Акимов обладал преподавательским даром и имел весьма большое влияние на образование русских исторических живописцев, хотя сам не был первоклассным художником, в частности, по своим произведениям ставился ниже своего современника Г. И. Угрюмова. Иван Акимович был, возможно, одним из первых историографов русского искусства. Хорошо известна его статья «Краткое историческое известие о некоторых Российских художниках, „Северный вестник“, СПБ. 1804, ч. 1, № 3.». Занимался также драматической литературой.

Акимов завещал Художественной Академии капитал в 15 тысяч рублей ассигнациями на содержание двух стипендиантов его имени.

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Акимов,_Иван_Акимович