Якутский язык словарь. Лингвистический энциклопедический словарь - яку́тский язы́к


Цели, которые общество ставит перед технологиями; задачи, которые призваны решать технологии
Свойства особенности технологий. Влияние технологий на общество, на окружающую среду
выгоды, получаемые от применения технологий
потребление ресурсов в технологических целях
вред, наносимый технологическими процессами
угрозы, которые несут в себе технологии
Оправданность применения технологий
Плодотворность применения технологий
Среда обитания человека как предмет воздействия технологий
Способы преодоления противоречий между последствиями применения технологий
Совокупность правил поведения, образ мышления, образ жизни, как технология

Значение технологий в современном обществе, место технологий в общественном устройстве

Современный человек помешан на технологиях.

Нас окружают компьютеры, сотовые телефоны, автомобили, навигаторы и горы других высокотехнологичных вещей.

Мы привыкли полагаться на технологии:
мы звоним по сотовой связи, чтобы решить важный для нас вопрос;
мы живем в интернете;
мы мчимся на встречу с деловым партнёром на мощном скоростном автомобиле или разговариваем с друзьями и знакомыми по скайпу и так далее, так далее, так далее.

Цели, которые общество ставит перед технологиями

Непосредственной или конечной целью технологий является удовлетворение потребностей людей. Технологии воздействуют на образ жизни людей.

Влияние технологий на общество, на окружающую среду

Широкое использование технологий приносит свои плоды:
наша жизнь становится насыщеннее;
на нас обрушивается неимоверное количество сведений, впечатлений;
мы быстро перемещается на значительные расстояния;
нас окружает множество полезных и удобных вещей.

Ослепительный блеск технологического рая может на какое-то время скрыть от глаз чрезвычайно приземлённое основание, на котором зиждется всё это изобилие.

Человек редко задумывается о том, что пользуясь плодами технологий он, по сути, потребляет ресурсы. Для создания разнообразных устройств, товаров, услуг, а также новых технологий требуются природные богатства.

Технологические процессы, приносящие человечеству всё новые и новые блага и удобства, как правило, являются прямыми (или косвенными?) источниками загрязнения окружающей среды.

Удовлетворяя одни потребности, человек с успехом создаёт другие, попутно собирая ворох проблем, порождаемых производственной деятельностью. Для решения новых проблем, которые горделиво именуются вызовами, лучшие умы человечества создают новые технологии.

Наверное, одной из самых главных угроз в этих обстоятельствах является укоренившееся представление сынов и дочерей человеческих, что технология является волшебным средством решения всех проблем, с которым сталкивается общество в своём развитии.

Оправданность применения технологий

Насколько оправдано безоглядное упование на технологии?

Наиболее ценными ресурсами для жизни человека являются чистая вода и чистый воздух. Эти ресурсы также наиболее востребованы различного рода технологиями.

Мы меняем воздух и воду на вещи, которые через некоторое время просто выбрасываем за ненадобностью. Можно ли назвать этот обмен разумным?

Всё что делает человек, приносит определённые плоды. Так или иначе, деятельность человека сказывается на нём самом.

Мы разъезжаем на автомобилях, и мы же дышим выхлопными газами.

Мы наводим чистоту в наших городах и превращаем реки в потоки нечистот.

Мы строим удобные жилища для себя, и мы же убиваем всё живое вокруг, задыхаясь в душных пыльных каменных джунглях и всё чаще наблюдая вместо солнца и неба фонари и облезлые стены.

Мы придумываем всё новые и новые технологии. Новые технологии, как правило, требуют больше ресурсов. Существует явное противоречие между выгодами от применения (новых) технологий и их ресурсозатратностью, загрязнением окружающей среды.

Плодотворность применения технологий

Используются ли технологии «на все сто»? Может быть, часто вместо полнокровного использования уже созданных технологий, человек стремится создать новую технологию для решения насущных или, быть может, кажущихся таковыми, задач.

Насколько хорошо налажено взаимное дополнение, взаимодействие между технологиями? Насколько интегрированы технологии в общественную, частную жизнь людей? Является ли действительно необходимым применение уже созданных и вновь создаваемых технологий?

Среда обитания человека как предмет воздействия технологий

Конечной целью технологий является изменение среды обитания и образа жизни человека.

Быть может разумно направить усилия на развитие технологий непосредственно, а не опосредованно влияющих на образ жизни людей?

К примеру, как мы получаем свет для своих жилищ.

Для удовлетворения потребностей в освещении мы придумали технологию производства электричества. Человек добывает из недр земли сырьё для своих электростанций - топливо. Современное топливо имеет органическое происхождение. То есть то, что мы сжигаем, чтобы получить электричество, когда-то было живым и росло благодаря солнечному свету. В итоге, получается, что мы тратим силы, время и средства, чтобы освещать наши жилища светом от Солнца, пришедшего на Землю миллионы лет назад. А ведь Солнце светит каждый день. При этом нам нужно еще произвести машины вырабатывающие электроэнергию.

Сложная, длительная цепочка преобразования ресурсов в благосостояние, удобства для людей. Зачем нужен такой замысловатый путь достижения удовольствий?

Способы преодоления противоречий между последствиями применения технологий

Возможно ли создание технологий, которые
уменьшают (снижают?) потребность в ресурсах
быть может, совсем не нуждаются в ресурсах?
не приводят к загрязнению окружающей среды?

Существуют ли простые (или относительно простые) пути решения задач по удовлетворению потребностей человечества?

Простым и привычным для нас является освещение. Рассмотрим освещение как технологию. В настоящее время мы разделяем естественное и искусственное освещение. Искусственное используется (или должно использоваться) когда недоступен солнечный свет. Разумное использование естественного источника света позволяет частично или даже полностью отказаться от искусственного освещения. И от сопутствующей траты ресурсов.

Есть ещё одно природное богатство, которое время от времени в прямом смысле падает на нас с неба. . В городах сейчас дождь и талый снег просто стекают в ливневую канализацию. Людям мешают дождь, снег: они борются с ними. Вместо того, чтобы использовать.

Образ мышления, образ жизни как технология

Описанный выше подход позволяет превратить разумное поведение, образ жизни, определённый подход к использованию природных богатств в технологию. Вместо создания новых технологий, требуется пересмотреть существующие способы производства благ и услуг.

Следует проверить технологии на предмет:
целесообразности использования;
возможности снижения или исключения вредного воздействия на окружающую среду;
разумности потребления ресурсов;
повторяемости (выполнения одних и тех же задач);
излишней сложности;
согласованности действий с другими технологиями.

Самые важные и самые существенные изменения в человеческом обществе – это изменения в сознании людей. Именно эти изменения позволят создать действительно новые технологии.

Влияние современных информационных технологий на психику человека

Е.В. Харинина

Международный институт экономики и права

В XXI в. быстрыми темпами происходит изменение окружающей человека информационной среды, которая стремительно развивается и становится все более разнообразной. В современном мире информационные технологии плотно вошли в нашу жизнь и вряд ли из нее уйдут. Ведь это удобно, когда у тебя в кармане лежит вещь под названием «телефон», и ты в любое время можешь узнать: сколько времени, какая погода, и столицу Франции вы тоже можете узнать именно там. Хорошо, не правда ли? Но беда в том, что есть множество минусов, которые мы не замечаем или просто не хотим замечать.

Многие люди не используют свои возможности и просто просиживают весь день в социальных сетях. Но не самое главное, что социальные сети полностью проникли в нашу жизнь. Самое ужасное это то, что страдают дети. Посмотрите на современных детей, каждый второй в свои 6 лет имеет телефон, а каждый третий еще и планшет в придачу. Все свое детство дети тратят на разные игры и просмотр мультфильмов, что, к сожалению, не идет им на пользу. Многие игры и мультфильмы сильно влияют на психику человека, что уж говорить про детскую неустоявшуюся психику. Дети растут нервными, агрессивными плюс плохое зрение впридачу.

Зачастую вся эта информация, которую мы воспринимаем из мира технологий, вводит нас в заблуждение, а дети живут в мире иллюзий. Все эти возможности иногда просто мешают нам принять окружающий нас мир и самого себя. И каждый понимает, что развитие технологий - это неотъемлемая часть современной жизни. Сейчас уже никто не представляет свою жизнь без интернета, компьютера, сотового телефона и т.д.

Мир на пороге перемен: Социокультурный аспект

Информационных технологий в наше время бессчетное количество, например: газета, телевизор, интернет и т.д. Сейчас мы немного углубимся в тему интернета.

Интернет - всемирная система объединенных компьютерных сетей для хранения и передачи информации. В нем вы можете найти все, что пожелаете. Хорошо это или плохо? С одной стороны, это прекрасно, когда мы с легкостью можем найти нужную нам информацию. Нам не надо перелистывать большое количество книг в поиске информации, как это делали еще совсем недавно, например, двадцать лет назад. Но в последнее время врачи начали замечать появление интернет-зависимости. Оглянитесь, и вы заметите, что 9 человек из 10 идут, глядя в свой гаджет. Некоторые люди просто не представляют своей жизни без этого предмета в руках. И если взрослые люди могут задуматься над своим здоровьем, то подрастающему поколению явно не до этого. Интернет заменяет общение, книги и просто прогулки по улице. Доходит до того, что люди могут общаться с помощью телефона и интернета в нем, сидя в соседних комнатах. Может, для кого-то это и норма, но здравомыслящий человек поймет, что это абсурд. Интернет становится своеобразным «кайфом» для тех, кого недооценивают в жизни, а там, в виртуальной реальности, они находят своих почитателей. Неуверенные в себе люди компенсируют одиночество, войдя в Сеть, заводят флирт и романы . Они влюбляются в вымышленный мир и живут там, за экраном. А здесь, в настоящем мире, они становятся «потерянными» для окружающих.

Интернет - это просто замена реальному миру, только малая часть населения планеты Земля использует его по назначению и живет своей жизнью. Что же с этим делать? Оставить все как есть или же помочь избавиться от этой неприятной зависимости? Вопросы риторические и не требуют ответа, ведь мы сами знаем, что надо делать.

В рамках работы кафедры психиатрии и наркологии Новосибирской государственной медицинской академии по изучению интернет-зависимости как разновидности нехи-

мических аддиктивных расстройств В.А.Лоскутова провела небольшое исследование, и я предлагаю ознакомиться с его результатами.

Материалом исследования послужил анализ 3500 анкет - тестов на интернет-зависимость. Выборка материала проводилась на личном сайте автора, размещенном в интернете по адресу http://user.lvs.ru/vita/test/default.htm в период с сентября 1999 г. по сентябрь 2003 г. Сайт был проиндексирован поисковыми системами, ссылки на него имелись на многих медицинских интернет-ресурсах и в системе банне-рообмена. С 2001 г. «зеркало» сайта с согласия автора исследования было размещено по адресу http://www.psyhelp. ru/psychiatry/iad_test.htm.

По результатам анализа данных теста были выделены 3 группы: в группе III «здоровые» оказалось 74% всех ответивших, в группе II «пограничные» - 24%, в группе I «зависимые» - 2%. Это коррелирует с данными, полученными как разработчиком теста, так и другими зарубежными исследователями .

Мы можем увидеть, что из 3500 опрошенных людей, интернет-зависимостью страдают 2%. На основании этого можно сделать вывод, что все не так уж и плохо, ведь всего 2%. Но на нашей планете живет 7 миллиардов людей, и сколько из них страдают интернет-зависимостью, можно только догадываться. И что же делать, и как с этим бороться? Можно взять судьбу в свои руки и самостоятельно избавиться от этого недуга: заняться работой, встретиться с друзьями, как можно больше находиться в обществе, чтобы просто не было времени на интернет. А можно обратиться к специалистам, которые помогут вам и вернут вас реальности.

Литература

1. Лоскутова В.А. Интернет-зависимость - патология XXI века? // Вопросы ментальной медицины и экологии. 2000. № 1. С. 11-13.

2. Яврый Г.Г. Интернет и человек. Ставрополь, 2009.



Информационное общество. Состояние и тенденции развития информационных технологий и их влияния на жизнь общества и гражданина. Электронные услуги, электронное правительство, е-включенность, электронный бизнес, телемедицина и другие грани информационного общества.

Развитие современного общества невозможно без информационных технологий, что позволяет говорить о новой фазе общественного развития, которая получила название «Информационное общество». Развитием концепции информационного общества занимались многие выдающиеся ученые мира, такие как У. Мартин, М. Кастельс, М. Маклюэн, Й. Масуда, Т. Стоуньер. Автором этого термина считается профессор Токийского технологического института Ю. Хаяши.

Информационное общество – это такая стадия развития общества, когда использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) оказывает существенное влияние на основные социальные институты и сферы жизни:

      • экономика и деловая сфера,
      • государственное управление,
      • образование,
      • социальное обслуживание и медицина,
      • культура и искусство.

Средства коммуникации - телефония, радио, телевидение, сеть Интернет, традиционные и электронные средства массовой информации – технологическая основа информационного общества.

Посмотрим, каким образом информационное общество может проявляться в различных сферах нашей жизни.

Экономическая: информация используется в качестве ресурса, услуг, товара, источника добавленной стоимости и занятости, получает развитие электронный бизнес. Не нужно командировать представителя к деловому партнеру из другого региона, документы заверяются электронной цифровой подписью. Не нужно тратить время на выбор товара, достаточно просмотреть каталог электронного магазина. Не нужно посещать налоговую инспекцию, чтобы сдать налоговую отчетность. Не нужно тратить время на дорогу, чтобы выполнить свою работу (для некоторых видов профессиональной деятельности). Не нужно ехать в кассу, чтобы купить билет на поезд, его достаточно заказать и оплатить дистанционно.

Политическая: свобода информации, ведущая к развитию электронной демократии, электронного государства, электронного правительства. Чтобы выразить свое мнение по тому или иному вопросу или сформировать группу единомышленников для воплощения какой-либо инициативы, достаточно зайти на соответствующий сайт в сети Интернет. Для получения государственной услуги достаточно дистанционно заполнить форму запроса, а через определенное время получить необходимый документ в свой почтовый ящик. Об электронном правительстве подробнее будет рассказано в следующей лекции.

Электронное государство - это способ повышения эффективности деятельности государства, основанный на использовании информационных систем. При этом подразумевается, что с использованием ИКТ функционируют исполнительная (электронное правительство), и законодательная власти (электронный парламент, электронная демократия), а также судебные органы (электронное правосудие).

Можно сказать, что в настоящий момент идет процесс становления электронного государства, о чем свидетельствует появление Единого портала электронной демократии Российской Федерации
(http://e-democratia.ru/). Система «Электронной демократии» дает возможность участвовать в принятии управленческих решений, публичных обсуждениях официальных документов и контроле деятельности органов власти.

Социальная: информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества жизни. Чтобы получить консультацию специалиста, пациенту не нужно ехать в медицинский центр, а достаточно будет оставить свои документы на портале и в назначенное время выйти на связь с профильным врачом (телемедицина). Чтобы получить помощь в чрезвычайной ситуации, достаточно воспользоваться единым номером экстренных служб (например, система «Забота», о которой будет подробнее рассказано в одной из следующих лекций). Чтобы собрать ученика в школу, достаточно скачать комплект учебников с регионального образовательного портала и сохранить их в электронной книге.

Культурная: признание культурной ценности информации (например, проект ЮНЕСКО «Цифровое наследие»). Чтобы подобрать литературу по интересующей тематике, достаточно воспользоваться электронным каталогом любой библиотеки на всей территории страны. Чтобы посетить зарубежный музей, достаточно побывать на соответствующем сайте. Чтобы получить образование в любом университете мира, нужно обратиться к его ресурсам дистанционного обучения.

Можно сказать, что информационное общество в наибольшей степени проявляется в странах, которые характеризуются как «развитое постиндустриальное общество», (Япония, США, Западная Европа).

Приведем некоторые даты, стратегии и программы. В марте 2000 Европейским Союзом принята 10-летняя рабочая стратегия экономического, социального и экологического обновления, получившая название "Европейская сфера исследований" (ERA - "European Research Area"). Целью этой стратегии является переход ЕС к наукоемкой экономике, которая должна стать наиболее динамичной и конкурентоспособной в мире.

Одним из проектов, стимулирующих интенсивное экономическое развитие и укрепление позиций ЕС на международном рынке, стал крупнейший политический проект "Электронная Европа" (eEurope), в рамках которого может осуществляться множество программ как внутри стран – членов ЕС, так и на уровне Европейской Комиссии.

В 2000 году лидеры «Большой Восьмерки» приняли Окинавскую хартию глобального информационного общества. Хартия указывает на важность развития информационного общества для повышения благосостояния граждан и развития экономики в целом. В ней объясняется, как новые технологии и их распространение являются на сегодняшний день ключевым движущим элементом социально-экономического развития стран. Хартия также указывает на необходимость внедрения национальных и интернациональных стратегий реализации поставленных задач.

Развитием идей информационного общества можно считать поддержанную ЮНЕСКО концепцию «общества знания», в которой делается акцент на гуманистические принципы. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации, и ядром социальной организации становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Особо подчеркивается то, что в «обществе знания» приоритетами должны являться качество образования, свобода выражения мнений, универсальный доступ к информации для всех, уважение культурного и языкового разнообразия.

Развитие информационного общества неизбежно приводит к тому, что множество специалистов работают в сфере производства и распространения информации. Это требует не только новых навыков и новых знаний, но и нового мышления, желания и возможности учиться на протяжении всей жизни.

К сожалению, в нашей стране пока наблюдается недостаточный уровень развития отрасли информационных технологий, что приводит к отставанию от мировых лидеров. Препятствует становлению информационного общества в России и недостаточный уровень распространения базовых навыков использования информационных технологий как среди населения в целом, так и среди государственных и муниципальных служащих.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования информационных технологий в целях повышения качества жизни граждан, носят комплексный характер. Их устранение требует значительных ресурсов, скоординированного проведения организационных изменений и обеспечения согласованности действий органов государственной власти.

В результате выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», был создан определенный задел в области внедрения информационных технологий в деятельность органов государственной власти и организации предоставления государственных услуг.

Поскольку развитие информационного общества является платформой для решения задач более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития, были приняты Стратегия развития информационного общества и государственная программа «Информационное общество (2011-2020)» (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Компоненты программы «Информационное общество»

Мероприятия Программы в соответствии со Стратегией должны обеспечить следующим результаты:

Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
повышение качества образования, медицинского обслуживания и социальной защиты населения на основе информационных технологий;

Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере, повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие экономики Российской Федерации на основе использования информационных технологий, повышение трудовой мобильности и обеспечение занятости населения;

Повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

Развитие науки, технологий и техники, а также подготовка квалифицированных кадров в сфере информационных технологий;

Сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;
противодействие использованию потенциала информационных технологий в целях угрозы интересам России.

В настоящее время технические и экономические аспекты становления информационного общества выходят на первый план. К сожалению, социальные и гуманистические стороны этого процесса пока развиваются в недостаточной мере.

Нельзя не отметить, что в России распространено такое сложное социально-экономическое явление как информационное неравенство. Многие местности и социальные группы пока еще не имеют доступа к информационным технологиям и выпадают из информационного общества. Для решения этой проблемы необходим комплекс мер, включающий не только развитие телекоммуникационной инфраструктуры, но и ликвидацию «информационной безграмотности» граждан, помощь малообеспеченным слоям населения в приобретении вычислительной техники, создание пунктов общественного доступа.

Таким образом, в современном мире информационные технологии оказывают заметное влияние на жизнь общества и гражданина во всех сферах общественной жизни. В России при поддержке государства происходит процесс становления информационного общества: реализована федеральная целевая программа «Электронная Россия», приняты «Стратегия развития информационного общества» и государственная программа «Информационное общество».

Практика

Упражнение 1.1
Прочтите статью «России нужна электронная демократия» (http://experttalks.ru/book/export/html/325).
Сформулируйте, пожалуйста, своё отношение к интернет-демократии и к идее электронного голосования.

Упражнение 1.2
Просмотрите видеоролик «Электронные услуги: проверено на себе» (http://rutube.ru/tracks/4693692.html).
Как вы оцениваете ситуацию, в которую попал журналист?
Имеется ли у вас опыт получения электронных услуг? Позитивный или не очень?



Развитие информационных технологий в последнее десятилетие, их стре-мительное проникновение в различные сферы жизни влияют на развитие лич-ности современного ребенка, значительно расширяют его образовательно-воспитательные возможности, систему коммуникации, досуга. Наряду с поло-жительным влиянием информационных технологий существует и негативное воздействие.

Ученые предупреждают, что жители третьего тысячелетия могут оказать-ся "пугающе ограниченными" людьми. С предупреждением об опасности чрез-мерного увлечения одним из самых важных приобретений человечества высту-пили 75 американских ученых, педагогов и общественных деятелей. Они ут-верждают, что компьютеры "несут серьезную угрозу здоровью детей" и могут быть причиной "долговременных нарушений в области психического, эмоцио-нального и интеллектуального развития" детей.

Как показало тестирование, ученики начальных классов школ США, ак-тивно использующие компьютер, оказались, по выражению педагогов, "пугаю-ще ограниченными" в способности создавать собственные визуальные образы или идеи. А потому, ученые призвали власти страны ввести "мораторий на дальнейшее расширение использования компьютеров в дошкольном и началь-ном школьном образовании. Деятели науки предлагают подготовить офи-циальный медицинский доклад с оценкой тех угроз, которые использование компьютеров в процессе обучения несет для физического и эмоционального развития детей.

Японские и английские врачи также бьют тревогу. Среди их пациентов увеличилось количество жалоб на нарушение функций памяти. Исследования, проведенные учеными одной из японских клиник среди пациентов в возрасте от 20 до 35 лет, показали, что нынешнее поколение, воспитанное на всевозможных устройствах "внешней памяти", теряет способность запоминать новое, вспоми-нать старое, а также выделять из огромного объема информации необходимые сведения.

По мнению врачей, такая деградация "компьютерного поколения" связана с распространением различных органайзеров и аналогичных им серверов в Ин-тернете, куда можно занести абсолютно всю информацию. Молодые люди от-выкают тренировать собственную память, потому что "внешняя память" всегда под рукой, из-за практически неограниченной емкости этих устройств теряют способность адекватно оценивать, какие сведения им действительно необходи-мы, а без каких можно и обойтись.

Отечественные врачи обратили внимание на возрастание зрительной нагрузки 32 у работающих за дисплеем уже довольно продолжительное время: 90 % пользователей компьютеров жалуются на жжение или боли в области глаз, чувство песка под веками, затуманивание зрения и др. Комплекс этих и ряда других характерных недомоганий с недавнего времени получил на-звание "компьютерный зрительный синдром". Предельно допустимый уровень зрительной нагрузки в значительной степени зависит от возраста пользователя, состояния его зрения, а также от интенсивности работы с монитором и органи-зации рабочего места. Сейчас уже с большой долей уверенности можно гово-рить о том, что никаких органических заболеваний глаз длительная работа с компьютером не вызывает. В тоже время есть все основания утверждать, что в результате такой работы очень велик риск появления (или прогрессирования уже имеющейся) близорукости.

Интернет и компьютерные игры способны настолько увлечь подростка, что у него появится стремление все больше и больше времени проводить за компьютером, при этом снижается его двигательная активность, реальный мир подменяется виртуальным, где он чувствует себя всемогущим. Обоснованным является и беспокойство родителей - компьютерные игры и Интернет могут стать носителями негативной и деструктивной информации для детей, оказать пагубное влияние на формирование личности ребенка.

Проблема кроется непосредственно в семьях. Работая дома с компьюте-ром, ребенок, как правило, предоставлен самому себе. Старшие чаще всего не обладают необходимыми навыками, чтобы ограничить его доступ к негативной информации в сети. Подростки быстрее своих родителей ориентируются в ас-сортименте рынка компьютерных игр и часто выбирают для себя именно те, которые и ведут к деструкции личности. А взрослые люди за недостатком вре-мени даже не удосуживаются поинтересоваться, чем же занято их чадо.

Отметим, что глобальная сеть Интернет, способна потенциально влиять на формирование моральных норм, отличных от принятых в социуме, она несет как практически неограниченные возможности развития, так и огромную дест-руктивную роль. Из «сети» можно почерпнуть, как значимую для образования, позитивную, познавательную информацию, так и жесткую информацию, раз-рушающую личность подростка (извращенные и ритуальные убийства, канни-бализм, реальные изнасилования), порнографию, призывы к расовой и этниче-ской вражде, насилию и т. д.

Известно, что в сети Интернет уже существуют неофициальные консуль-тации, оказывающие помощь тем, кто страдает от этого синдрома, созданы спе-циальные программы, ограничивающие время пребывания в сети. Описание данного феномена больше похоже на зависимость от алкоголя, азартных игр или наркотиков: сюда входят такие «симптомы», как толерантность к навигации в Интернете, появление психомоторного беспокойства, настойчивых раз-мышлений о происходящем в киберпространстве, сокращение участия в значи-мых видах общественной деятельности или полный отказ от нее.

Психологические аспекты механизма основаны на естественном стремле-нии человека избавиться от разного рода проблем и неприятностей, связанных с повседневной жизнью.

Виртуальные реальности еще не получили столь широкого распростране-ния, однако есть частные области, в которых остро стоит проблема „ухода" от реального мира в мир компьютерных игр или программ. Такими проблемными областями являются исследования изменений личности под влиянием инфор-мационных технологий — это: увлечение компьютерными играми, путешест-виями (навигацией) по компьютерным сетям и хакерство.

В более глобальном плане можно говорить о возможности аутизации (уход от реальности, синдром зависимости от компьютера и особенно от Ин-тернета). Сужается круг интересов, сокращается участие в значимых видах дея-тельности либо происходит полный отказ от нее.

Ю.Д. Бабаева и А.Е. Войскунский считают, что у детей, увлекающихся компьютерными технологиями, может возникнуть «сужение интересов за счет внимания лишь к новинкам информационных технологий, следования моде в этой области». Применение информационных технологий при конкретных дей-ствиях или видах деятельности может оказывать влияние на другие виды дея-тельности и даже на всю личность в целом. Войскунский А.Е. выска-зывает мнение, что специалистами преувеличено число страдающих Интернет-аддикцией, а за проявлениями зависимости от Интернета нередко скрываются иные психические отклонения.

Компьютерная зависимость (как и любая другая) - форма ухода от реаль-ности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми - и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и горькими потерями. Поэтому еще не научившемуся существовать во взрослом жестком мире подростку и кажется, что компьютер, виртуальная жизнь - идеальный выход.

Самая первая и главная причина возникновения компьютерной зависимо-сти - отсутствие навыков самоконтроля у ребенка. Став взрослым, он также будет не способен на саморегуляцию своих эмоций. Такой человек не умеет се-бя контролировать, ограничивать, «тормозить», он делает не думая, не может наметить перспективу, определить результат своего действия, просчитать си-туацию. Психологическая невозможность совладать с желанием насы-титься новой информацией, и есть компьютерная зависимость.

Среди психологических механизмов, лежащих в основе аддикции, выде-ляют «опыт потока» - особое состояние поглощенности деятельностью, при ко-тором ожидаемый результат этой деятельности отходит в сознании человека на задний план и само действие занимает все внимание. Это состояние сопровож-дается интенсивными положительными эмоциями. «Зацикливание» на процессе взаимодействия с компьютером, уход от действительности, «бегство» от нее в ирреальный виртуальный мир. Несмотря на то, что стремления, возникающие при компьютерной зависимости, изначально несут положительные аспекты, данный тип зависимости, как и любая другая аддикция, ведет к деградации личности, разложению социального статуса, потере собственного "Я", ухудше-нию психологического здоровья, возбуждению внутренних раздражителей, возникновению агрессии, замкнутости.

Мюррей К. полагает, что Интернет-зависимость можно рассматривать по аналогии с другими увлечениями, например, с жаждой путешествий или «гло-танием» книг. Уход в мир Интернета, с его точки зрения, является своеобраз-ным «испытанием» для развития личности. Такой уход может способствовать новому «появлению» в реальном мире, причем более значительному.

Вхождение современных информационных технологий в обиход средне-статистической российской семьи несет с собой новые проблемы: помимо сво-их прямых функций компьютерные игры, информационные сети, средства multimediaпрямо или косвенно могут влиять на увеличение агрессивности поведения. Неготовность сознания человека на пороге XXIвека к тому количест-ву всевозможной информации, которое обрушивают на него электронные СМИ в дополнение к традиционным телевидению, радио и прессе может привести и все чаще приводит к стрессам и снижению эмоциональной устойчивости.

СМИ и продукты индустрии электронных развлечений на современном этапе развития способны стимулировать как кратковременный рост агрессив-ности индивида, так и отреагирование неразрешенных внутренних конфликтов, которые не могут быть разрешены в реальном мире по причине возможной не-адекватной оценки со стороны социального окружения.

Искусственный или «виртуальный» мир, создаваемый электронными иг-рами и информационными сетями, включает в себя весь потенциал диапазона моральных эталонов, как в реальной жизни, однако если в реальной жизни «добро» и «зло» существуют в некоей растворенной форме, и не столь очевид-ны, то виртуальном мире они, чаще всего, встречаются в «чистом» виде. Это обусловливает неадекватность использования навыков, интернализируемых в личность подростка из мира виртуального, в мире реальном.

В период кризисных обострений в развитии общества наблюдается возрас-тание эмоциональной напряженности не только взрослых, но и детей, подрост-ков. Следствием этого являются разнообразные неврозы, эмоциональные от-клонения.

И.С. Кон доказывает, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Для эмоциональной сферы подростков характерна психическая не-уравновешенность, резкие смены настроения, переходы от экзальтации к де-прессии и от депрессии к экзальтации, нарастание общего возбуждения и ос-лабление всех видов условного торможения. Подростки могут реагировать на слабые стимулы и не откликаться на сильные. У девочек наблюдается повы-шенная слезливость, обидчивость. У мальчиков - двигательная расторможенность.

В подростковом возрасте, как переходном периоде, нормой считается не который конформизм, экспансивность поведения детей. Вместе с тем, наблю-даются серьезные неспецифические поведенческие проявления такие, как по-вышенная агрессивность, тревожность, страхи.

В связи с появлением виртуальных реальностей встает вопрос о негатив-ных последствиях их распространения, связанный с тем, что "в этих системах человек может потерять ориентиры в мире, перестать понимать, что реально, а что иллюзорно". С другой стороны, Н.А. Носов подчеркивает, что компьютерные виртуальные реальности представляют собой более безопасный вариант символического опыта, чем измененные состояния сознания (интерес к которым сильно возрос в последнее время), достигаемые при помощи наркоти-ческих средств.

В отличие от взрослых, которые воспринимают эти игры как безобидное развлечение, позволяющее забыть о жизненных проблемах, дети, скорее, ищут в них источник повышенного риска, самоиспытания. Они дают им возможность почувствовать себя участниками острых коллизий. Многие дети одержимые желанием победить компьютер. Однако психологи предупреждают о "наркоти-зирующем", затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрессивно-го и безжалостного поведения ребенка под их воздействием. В Японии в Анг-лии у нескольких детей, которые с раннего детства чрезмерно увлекались ком-пьютерными играми, врачами был выявлен новый вид заболевания - синдром видеоигровой эпилепсии. Синдром, хотя и не приводит к угасанию умственных способностей ребенка, но способствует формированию у него таких типичных для эпилепсии негативных черт характера, как подозрительность, мнитель-ность, враждебно-агрессивное отношение к близким, импульсивность, вспыль-чивость. Из всего сказанного следует, что необходимо строго дозировать время компьютерных занятий и следить за их содержанием.

Регламенты продолжительности занятий, рекомендации по профилактике утомления, требования к обустройству компьютерных классов наряду с други-ми нормативами вошли в Санитарные нормы и правила (СанПиН) 2.2.2.542-96 "Гигиенические требования к терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы". Соблюдение изложенных в этом документе требований позволит создать безопасные и комфортные усло-вия для работы детей и взрослых. Для снятия статического и нервно-эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упраж-нения. Нашим детям предстоит жить в компьютеризированном обществе, по-этому их необходимо обучать не только азам компьютерной грамоты, но пра-вилам безопасного общения с ним. Задача педагога воспитать полезную при-вычку чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражне-ний, направленных на снятие утомления и профилактику близорукости.

Из работы С.А. Шапкина вытекает, что вероятность негативного развития личности под влиянием увлечения компьютерными играми следует считать сильно завышенной, а если негативный эффект и выражен, то чаще всего в сла-бой степени. Так, согласно наблюдениям, увлечение детей школьного возраста компьютерными играми изменяет имеющиеся у них предпочтения способов проведения досуга лишь на несколько недель, после чего дети возвращаются к привычным занятиям и прежним увлечениям.

Анкетирование позволило прояснить ряд аспектов: наиболее популярные виды деятельности в структуре досуга ребенка; место компьютера в жизни ре-бенка; место телевидения в жизни ребенка; отношение родителей к свободному времени ребенка.

При анализе первого блока анкеты мы учитывали: возрастной и полороле-вой аспекты. Исследование показало, что процент детей, увлеченных чтением книг, посещением кружков, музеев, театров очень низок, что же касается увле-ченностью компьютерными играми, то, например, для мальчиков 12-13 лет это наиболее предпочитаемый вид деятельности. Для мальчиков 14-15 и 16-17 лет увлеченность компьютерными играми уменьшается в 2 раза и, скорее всего это связано с тем, что 9-й и 11-й классы - это выпускные классы, следовательно, можно сделать предположение о том, что интересы детей смещены в учебную деятельность. К 16-17 годам растет процент посещения подростками дискотек, клубов, это связано с тем, что ведущим видом деятельности подростков является эмоционально-личностное общение со сверстниками. Процент детей, посе-щающих различные клубы, секции, кружки также очень мал. Также мы видим, что процент посещения детьми выставок, музеев - нулевой, это говорит о низ-ком культурном уровне мальчиков в возрасте от 12 до 17 лет. Все выше сказан-ное позволяет сделать вывод о том, что в связи с компьютеризацией досуга вы-тесняются такие виды досуговой деятельности, как общение со сверстниками, чтение книг, посещение музеев, театров, секций, кружков. Также можно сде-лать вывод, что мальчики в возрасте 12-13 лет увлечены компьютерными игра-ми больше, чем мальчики в возрасте 14-15 и 16-17 лет.

Оказалось, что 45,2 % детей и подростков проводят за компьютером боль-шую часть своего свободного времени, а именно более 2 часов в день; 36,3 % -уделяют общению с компьютером не более 1 часа в день; 19,2 % - до 2 часов в день. Дети и подростки отдают предпочтение «общению» с компьютером, не-жели общению с друзьями или другим видам досуговой деятельности.

39,1 % детей и подростков считают, что компьютер оказывает влияние на их психическое и физическое здоровье. Однако совсем не малый процент детей и подростков, а именно, 27,2 % считают, что компьютер никакого влияние на их здоровье не оказывает; 19,4 % детей не задумывались над этим вопросом и 14,3 % детей затруднились ответить на этот вопрос. Следовательно, большин-ство детей и подростков все-таки подтверждают мнение многих исследований о том, что компьютер влияет на состояние, как психического, так и физического здоровья.

Мальчики 12-13 лет, которые участвовали в нашем исследовании, наибо-лее предпочитаемыми компьютерными играми называют: стратегии - 32,2 %; «стрелялки» - 26,1 %; 19,2 % - приключенческие игры, 14,3 % - квесты.

52,1 % мальчиков 14-15 лет нравится играть в приключенческие игры; 22,2 % - в «стрелялки»; 15,3 % - в стратегии и 11,6 % - в квесты.

Подростки 16-17 лет отдают свое предпочтение игре в стратегии - так от-ветило 42,2 % опрашиваемых; на втором месте - «стрелялки» - 32,1 %; 16,3 % -квесты и 10,8 % - приключенческие игры. 54,2 % опрашиваемых детей и подростков представляют себе свою жизнь без компьютера; 27,1 % не представля-ют своей жизни без компьютера и 19,6 % детей затруднились ответить на этот вопрос. Как видим, компьютеризация отразилась в основном на структуре до-суга мальчиков - подростков. При этом характерно, что подобный разрыв в от-ношении к компьютеру сохраняется на протяжении всего подросткового пе-риода -и в 7, и в 9, и в 11 классах.

Таким образом, информационные технологии в стремительно изменяю-щемся мире становятся все более значимым фактором существования и разви-тия детей и подростков, когда складываются отношения с социальным окруже-нием. Современные информационные технологии существенно трансформиро-вали структуру их досуга, в особенности это касается мальчиков и девочек 12-13 лет, так как именно в этом возрасте дети увлечены компьютерными играми больше, чем в более старшем возрасте. В целом перестраивается информацион-ная среда, изменяются характеристики учебного процесса.

Исследование подтвердило, что детский организм в подростковом возрасте особенно уязвим, а неконтролируемое никем время пребывания у компьютеров, перегрузка яркой зрительной информацией, высокая эмоциональная вовлечен-ность ребенка в игру приводит к перевозбуждению нервной системы, наносит безусловный вред соматическому и психическому здоровью формирующейся личности. А в результате - повышенная утомляемость в интеллектуальной дея-тельности; нарушение способности к восприятию информации, уступающей по яркости и доступности компьютеру, потеря интереса к реальной жизни.