Грамотное руководство коллективом. Как руководить коллективом: эффективные советы. Принципы эффективного управления

Каждое производство имеет свои особенности, но для руководителей подразделений существуют общие правила поведения и принципы, по которым они будут действовать для того, чтобы вверенный им отдел справлялся с поставленными задачами. Руководить отделом , это не только почетно, но и ответственно, поскольку именно на руководителе лежит задача организовать работу коллектива, обеспечить своих сотрудников всем необходимым и мотивировать каждого.

Инструкция

Прежде всего, продумайте своего отдела – какие задачи ставятся перед ним и какие средства и методы имеются у вас для успешного решения задачи. Вы должны четко представлять себе все нюансы производственного процесса и иметь представление о всех технологиях, которые используются в нем.

Очень многое зависит , поэтому вы должны знать возможности каждого человека, особенности его характера, психотип, чтобы грамотно поставить перед каждым его задачу. Пообщайтесь наедине с каждым своего отдела, расскажите о тех задачах, которые вам вместе придется решать. Расскажите работнику о том, что будет поручено ему, и подчеркните важность именно его . Выслушайте те предложения, которые могут быть высказаны в ходе такой беседы, обдумайте их.

На общем собрании поставьте перед задачи и расскажите о том, что для вас будет являться критерием добросовестной работы. Сразу обговорите вопросы , контроля и отчетности. Мотивируйте свой коллектив и расскажите о том, как будет стимулироваться добросовестный и творческий труд, заинтересуйте людей для решения общих задач.

Сделайте правилом периодические планерки, где сотрудники будут отчитываться о том, что сделано и что планируется сделать. Каждый сотрудник, тем самым, будет нести ответственность не только перед вами, но и пред коллективом, поэтому желающих подвести товарищей будет меньше.

Не поощряйте доносы и сплетни. Свое недовольство работником высказывайте ему. Не заводите себе любимчиков и фаворитов. Оценка

Наконец-то дождались повышения? Поздравляем! Свой профессионализм вы уже доказали, теперь время продемонстрировать свои управленческие и организаторские способности. Потому что новая должность - это не только новые обязанности, но и новая роль в коллективе. Вы к этому готовы?

Я решила собрать рекомендации для начинающих руководителей отделов, подразделений, компаний. Ведь продвижение по карьерной лестнице одного человека может стать проблемой для остальных членов коллектива и даже негативно отразиться на рабочей атмосфере.

Какой стиль руководства выбрать? Как мотивировать сотрудников? Что такое психоклимат и как понять, что он негативный? С этими вопросами я обратилась к психологу-консультанту агентства Wezom Антонине Ульяннской. По её словам, 80% начинающих менеджеров не знают или даже не задумываются о психологических аспектах управления коллективом. А задуматься есть над чем, если вы не хотите через месяц-два увидеть снижение производительности и пачку заявлений на увольнение от недовольных подчинённых.

Что делать начинающему руководителю

1. Выбирайте демократичный стиль управления

Из трёх стилей - авторитарного (решения единолично принимает руководитель), демократического (решения принимаются коллегиально, начальник контролирует исполнение) и либерального (коллектив сам принимает решения, роль руководителя минимальна) - именно демократический может обеспечить комфортную рабочую атмосферу и максимальную результативность. Потому что начальник-демократ:

  • не отдаёт жёстких приказов, как в армии, он работает в команде;
  • предоставляет подчинённым полномочия решать задачи в рамках их компетенций самостоятельно;
  • привлекает сотрудников к решению организационных вопросов;
  • поощряет творческие идеи, инициативы;
  • выстраивает доверительные отношения с коллегами: информирует о текущем состоянии дел в компании и о планах развития;
  • видит и помогает раскрыть потенциал сотрудника.

Демократический стиль даёт подчиненным почувствовать себя скорее партнёрами, нежели просто исполнителями. Для начинающего руководителя этот стиль станет залогом успеха команды, лидером которой он стал.

Нюанс. Если руководитель пришёл извне (не из числа сотрудников отдела или компании), рекомендуем:

  • поинтересоваться, каким был предшественник на этой должности, какой стиль управления использовал;
  • познакомиться с коллективом и организационными процессами;
  • определить приоритетные цели работы, обсудить их с вышестоящим руководством, а потом с подчинёнными.

Не забудьте выслушать предложения вверенного вам отдела.

2. Мотивируйте не приказами, а с помощью привлечения к решению задач

Такой способ поможет повысить самодисциплину в коллективе. Ведь ответственность за принятые решения переходит на сотрудников. Это и подразумевает демократический стиль менеджмента. Дайте почувствовать сотрудникам свою значимость. Ощущение простого винтика в огромном механизме вряд ли вызовет энтузиазм. А когда подчинённые станут важными участниками общего процесса, будут более ответственно подходить к делу.

Если сотрудники не справляются, начальник-демократ не использует властные методы и ни в коем случае не ругает прилюдно.

Запомните правило: хвалить при всех, наказывать наедине.

Подчинённые не должны бояться вызова на ковёр. Наказать в демократическом стиле означает разъяснить, что не так, найти причины и способы это устранить.

3. Создавайте команду

Помните, что вы руководите командой (отделом, департаментом или компанией), а не каждым человеком по отдельности. Формируйте команду, которая будет реализовывать задуманные проекты. Для этого развивайте управленческие навыки. Будьте готовы ставить цели для команды, определять результаты, трансформировать цели в чёткие задачи, мотивировать исполнителей их решать, контролировать выполнение, устранять возникшие проблемы и конфликты.

И ещё учитесь подбирать людей адекватно задачам. Другими словами - не выжимайте лимон в надежде получить томатный сок.

Ошибка начинающих менеджеров - в перетягивании одеяла на себя с мотивацией «я сделаю быстрее и качественнее сам». С таким подходом построить команду не удастся.

4. Не зазнавайтесь

  • признаёт, что повышение - это не венец карьеры, а он не властелин мира;
  • понимает, что новая должность - это большая ответственность;
  • учитывает личный опыт до повышения;
  • продолжает работать над собой, совершенствовать личностные и профессиональные навыки;
  • не злоупотребляет своим положением, не кричит на каждом углу, что знает всё лучше.

Зазнайство, как и всезнайство, не поможет завоевать уважение в глазах коллег. Принцип «я начальник, ты дурак» - признак авторитарного стиля управления. Вы же не хотите, чтобы за спиной вас тихо ненавидели?

5. Соблюдайте дистанцию в общении

Найти идеальный баланс между дружбой и службой нелегко. Удаётся это не каждому руководителю со стажем, что уже говорить о начинающем. Некоторые молодые начальники выстраивают дружеские отношения с одним подчинённым, тем самым формируя негативное отношение у других сотрудников.

В коллективе не должно быть панибратства. Придерживайтесь культуры делового общения. Стройте отношения на взаимоуважении.

Если вы сторонник обращения на «ты» между подчинёнными и начальником, дайте понять работникам, что это не повод фривольно относиться к заданиям.

Нюанс. Как выстраивать общение, если подчинённый старше начальника? Придерживайтесь партнёрской линии в общении. Используйте местоимение «вы». Не бойтесь спросить совета. Такие обращения, как «Хотел узнать ваше мнение», «Как вы считаете», продемонстрируют уважение к старшему сотруднику, повысят чувство его значимости, помогут выявить ценный опыт и использовать его для развития компании.

Главное - не задевать эго подчинённого, а создать комфортные деловые отношения. Устанавливайте дистанцию постепенно.

Во многом от стиля управления руководителя зависит, какой психоклимат воцаряется в коллективе.

Что такое психоклимат и как понять, что он негативный

Психоклимат - это комфортный эмоциональный настрой, атмосфера, в которой работают сотрудники. Показатели негативного климата в коллективе - это:

  • текучка кадров;
  • частые больничные;
  • низкая производительность труда;
  • напряжённые отношения между коллегами;
  • всеобщая раздражительность и неудовлетворённость;
  • нежелание сотрудников совершенствоваться;
  • недоверие;
  • психологическая несовместимость;
  • отсутствие желания работать в одном кабинете.

К признакам позитивного климата относятся:

  • доброжелательные взаимоотношения;
  • высокая степень доверия среди членов коллектива;
  • желание находиться в коллективе в рабочее время и проводить вместе досуг (корпоративный отдых, совместные тренинги, вылазки на природу и прочее);
  • отсутствие внутренних конфликтов и «группировок»;
  • сплочённость сотрудников в форс-мажорных ситуациях, высокий уровень взаимопомощи (не каждый сам за себя);
  • свободное обсуждение текущих вопросов (никто не боится высказывать собственное мнение);
  • здоровая деловая критика;
  • отсутствие давления на подчинённых.

Кроме внутренних факторов, на атмосферу в коллективе влияют:

  • физические условия труда;
  • текущее положение дел в компании;
  • экономическая, политическая, социальная ситуация в государстве.

Проанализируйте, как подшефные общаются и взаимодействуют между собой, часто ли конфликтуют или выражают недовольство, как относятся к сотрудникам из других (смежных) отделов.

Психологи рекомендуют провести анонимное анкетирование, чтобы выяснить, какой психоклимат преобладает в коллективе. И если повлиять на положение дел в стране начальник отдела не в силах, то позаботиться об условиях труда, выяснить причины недовольства и может.

И напоследок

Рекомендаций для начинающих управленцев гораздо больше, чем пять. Но мы попытались выбрать базовые советы, следуя которым молодой руководитель гладко войдёт в новую роль и не станет объектом негативных обсуждений в коллективе.

Управление в самых разнообразных сферах жизнедеятельности человека является одной из важнейших функций. Особую актуальность ей придали условия рыночной экономики. Для правильного управления людьми руководитель организации должен выбрать определенный стиль поведения. Его-то и предстоит проявлять в отношениях с подчиненными, подводя их к намеченной цели. Другими словами, для нормального функционирования предприятия необходимо присутствие того или иного стиля управления руководителя. Это и служит главной характеристикой эффективности работы менеджера высшего звена. Роль стиля управления руководителя переоценить невозможно. Ведь от него будет зависеть успех компании, динамика ее развития, мотивация сотрудников, их отношение к своим обязанностям, взаимоотношения в коллективе и многое другое.

Определение понятия

Что означает слово «руководитель»? Это тот, кто «ведет за руку». В каждой организации должен быть человек, который отвечает за надзор над всеми действующими на предприятии подразделениями. Подобный вид ответственности предполагает слежение за действиями сотрудников. В этом и состоит суть работы каждого руководителя.

Конечной основной задачей менеджера высшего звена является достижение целей компании. Эту работу руководитель делает без помощи своих подчиненных. А его привычная манера поведения по отношению к коллективу должна мотивировать к работе. Это и является стилем управления руководителя. Каковы же корни данного понятия?

Слово «стиль» имеет греческое происхождение. Первоначально так называли стержень, предназначенный для письма на восковой доске. Несколько позже слово «стиль» начали употреблять в несколько ином значении. Оно стало указывать на характер почерка. Это можно сказать и о стиле управления руководителя. Он является своеобразным почерком в действиях менеджера высшего звена.

Стили руководителя в управлении коллективом могут быть различными. Но в целом они зависят от лидерских и администраторских качеств человека, находящегося на этой должности. В процессе осуществления трудовой деятельности происходит формирование индивидуального типа руководителя, его «почерка». Это позволяет говорить о том, что невозможно найти двух одинаковых начальников с одним и тем же стилем. Подобное явление индивидуально, так как определено специфическими характеристиками конкретного человека, отражая его особенность работы с персоналом.

Классификация

Считается, что счастлив тот человек, который каждое утро с удовольствием отправляется на работу. А это напрямую зависит от его начальника, от того, какой руководитель использует стиль управления, от его отношений с подчиненными. Внимание этому вопросу теория менеджмента уделяла еще на заре своего создания, то есть практически сто лет назад. Согласно выдвинутым ею понятиям, уже на то время существовал целый ряд стилей работы и управления руководителя. Несколько позже к ним начали присоединяться и другие. В связи с этим современная теория менеджмента рассматривает наличие множества стилей руководства. Опишем некоторые из них подробнее.

Демократический

В основе данного стиля руководства лежит участие подчиненных в принятии решений с разделением между ними ответственности. Название этого типа работы менеджера высшего звена пришло к нам из латинского языка. В нем demos означает «власть народа». Демократический стиль управления руководителя на сегодняшний день считается самым лучшим. Исходя из данных проведенных исследований, он в 1,5-2 раза эффективнее, чем все другие способы общения начальника со своими подчиненными.

Если руководитель использует стиль управления демократический, то в таком случае он полагается на инициативу коллектива. При этом имеет место равноправное и активное участие всех сотрудников в процессах обсуждения стоящих перед компанией целей.

При демократическом стиле руководства происходит взаимодействие между руководителем и подчиненными. При этом в коллективе возникает чувство взаимопонимания и доверия. Однако стоит отметить, что стремление менеджера высшего звена выслушать мнение сотрудников компании по тем или иным вопросам имеет место не потому, что он сам чего-либо не понимает. Демократический стиль управления руководителя говорит о том, что такой начальник осознает: во время обсуждения проблем возникают новые идеи. Они непременно позволят ускорить процесс достижения цели и повысят качество работы.

Если из всех стилей и методов управления руководитель выбрал для себя демократический, то это означает, что он не станет навязывать подчиненным свою волю. Как он будет действовать при этом? Такой руководитель предпочтет использовать методы стимулирования и убеждения. К санкциям же он прибегнет лишь тогда, когда все другие способы будут полностью исчерпаны.

Демократический стиль управления руководителя наиболее благоприятен с точки зрения психологического воздействия. Такой начальник проявляет искренний интерес к сотрудникам и оказывает им доброжелательное внимание, учитывая их потребности. Подобные отношения положительно влияют на результаты труда коллектива, на активность и инициативность специалистов. У людей появляется удовлетворенность собственной работой. Устраивает их и положение в коллективе. Сплоченность сотрудников и благоприятные психологические условия оказывают положительное влияние на физическое и моральное здоровье людей.

Конечно, стили управления и качества руководителя - это понятия, тесно связанные между собой. Так, при демократичном характере общения с подчиненными начальник должен пользоваться высоким авторитетом у сотрудников. Также ему необходимо обладать замечательными организаторскими, интеллектуальными и психолого-коммуникативными способностями. В противном случае реализация данного стиля станет неэффективной. Демократический тип руководства имеет две разновидности. Рассмотрим их подробнее.

Совещательный стиль

При его использовании большинство проблем, которые встают перед коллективом, решаются в момент их общего обсуждения. Руководитель, использующий в своей деятельности совещательный стиль, часто советуется с подчиненными, не проявляя при этом собственного превосходства. Он не перекладывает на сотрудников ответственность за те последствия, которые могут иметь место в результате принятых решений.

Начальники совещательного типа руководства широко используют двустороннее общение со своими подчиненными. Они доверяют сотрудникам. Разумеется, самые важные решения принимает только руководитель, но при этом специалистам дается право на самостоятельное решение конкретных задач.

Участвующий стиль

Это еще одна разновидность демократического типа руководства. Его основной идеей является вовлечение сотрудников не только в принятие определенных решений, но и в осуществление контроля над их исполнением. В этом случае руководитель полностью доверяет своим подчиненным. Причем общение между ними можно охарактеризовать как открытое. Начальник ведет себя на уровне одного из членов коллектива. При этом любому сотруднику дано право свободного выражения собственного мнения по самым разным вопросам без опаски последующих негативных реакций. За неудачи в работе в таком случае ответственность разделяется между руководителем и подчиненными. Подобный стиль позволяет создать эффективную систему мотивации труда. Это дает возможность успешно достигать целей, которые стоят перед предприятием.

Либеральный стиль

Данный тип руководства называют еще и свободным. Ведь он предполагает склонность к снисходительности, терпимости и нетребовательности. Для либерального стиля управления характерна полная свобода решений сотрудников. При этом руководитель принимает минимальное участие в этом процессе. Он самоустраняется от возложенных на него функций по надзору и контролю над деятельностью подчиненных.

Можно говорить о том, что типы руководителей и стили управления имеют между собой тесную связь. Так, либеральное отношение в коллективе позволяет себе человек, недостаточно компетентный и неуверенный в своем служебном положении. Такой руководитель способен предпринять решительные шаги только после получения указаний вышестоящего начальника. Он всячески уклоняется от ответственности при получении неудовлетворительных результатов. Решение важных вопросов в компании, где трудится подобный руководитель, часто проходит без его участия. Для закрепления своего авторитета либерал лишь выплачивает своим подчиненным незаслуженные премии и предоставляет различного рода льготы.

Где может быть выбрано подобное направление из всех существующих стилей управления руководителя? И организация работы, и уровень дисциплины в компании должны быть самыми высокими. Такое возможно, например, в партнерстве известных адвокатов или в союзе писателей, где все сотрудники занимаются творческой деятельностью.

Либеральный стиль управления с точки зрения психологии может быть рассмотрен двояко. Все будет зависеть от того, какими специалистами осуществляется данное руководство. Положительный результат подобный стиль получит там, где коллектив складывается из ответственных, дисциплинированных, высококвалифицированных сотрудников, способных самостоятельно выполнять творческую работу. Также успешно может быть осуществлено подобное руководство при наличии в компании знающих помощников.

Существуют и такие коллективы, в которых подчиненные командуют своим начальником. Он слывет у них просто «хорошим человеком». Но долго продолжаться такое не может. При возникновении любой конфликтной ситуации недовольные сотрудники перестают повиноваться. Это приводит к возникновению попустительского стиля, ведущего к снижению трудовой дисциплины, к развитию конфликтов и прочим негативным явлениям. Но в таких случаях руководитель просто самоустраняется от дел предприятия. Самым важным для него является сохранение хороших отношений со своими подчиненными.

Авторитарный стиль

Под ним понимается властный тип руководства. Он основан на стремлении утверждения начальником своего влияния. Руководитель авторитарного стиля управления предоставляет сотрудникам компании только минимальное количество информации. Это связано с его недоверием к своим подчиненным. Такой руководитель стремится избавиться от талантливых людей и сильных работников. Лучшим в этом случае считается тот, кто способен понять его мысли. Подобный стиль руководства порождает на предприятии атмосферу интриг и сплетен. При этом самостоятельность работников остается самой минимальной. Все возникающие вопросы подчиненные стремятся решить у руководства. Ведь никто не может предположить, как начальство отреагирует на ту или иную ситуацию.

Руководитель авторитарного стиля управления просто непредсказуем. Люди даже не решаются сообщить ему о плохих новостях. В результате такой начальник живет в полной уверенности, что у него получилось все именно так, как он и предполагал. Сотрудники не задают вопросов и не спорят, даже в тех случаях, когда видят существенные ошибки в принятом руководителем решении. Результатом деятельности такого менеджера высшего звена является подавление инициативы подчиненных, что мешает их работе.

При авторитарном стиле руководства вся власть концентрируется в руках одного человека. Только он способен единолично решать все вопросы, определять деятельность подчиненных и не давать им возможности принятия самостоятельных решений. Сотрудники в таком случае исполняют лишь то, что им приказано. Именно поэтому вся информация для них сводится к минимуму. Руководитель авторитарного стиля управления коллективом жестко контролирует деятельность своих подчиненных. У такого начальника в руках оказывается достаточно власти, чтобы навязать работникам свою волю.

В глазах такого руководителя подчиненный - человек, который испытывает отвращение к труду и по возможности его избегает. Это и становится причиной постоянного принуждения сотрудника, контроля над ним и осуществления наказаний. Настроения и эмоции подчиненных в таком случае в расчет не принимаются. У руководителя существует отдаленность от своего коллектива. При этом автократ специально апеллирует к самому низкому уровню потребностей своих подчиненных, считая, что для них он наиболее важен.

Если рассматривать подобный стиль руководства с точки зрения психологии, то он является наиболее неблагоприятным. Ведь руководитель в таком случае не воспринимает работника, как личность. У сотрудников постоянно подавляются творческие проявления, из-за чего они становятся пассивными. У людей возникает неудовлетворенность работой и собственным положением в коллективе. Психологический климат на предприятии также становится неблагоприятным. В коллективе часто возникают интриги и появляются подхалимы. Подобное увеличивает стрессовую нагрузку на людей, что вредно для их морального и физического здоровья.

Применение авторитарного стиля эффективно лишь при некоторых обстоятельствах. Например, в условиях боевых действий, при чрезвычайных ситуациях, в армии и в коллективе, в котором сознательность его членов находится на самом низком уровне. Авторитарный стиль руководства имеет свои разновидности. Рассмотрим их подробнее.

Агрессивный стиль

Руководитель, который взял на вооружение подобный тип управления персоналом, считает, что по своей природе люди в большинстве своем глупы и ленивы. Следовательно, они стараются не работать. В связи с этим подобный руководитель считает своим долгом принуждать сотрудников исполнять свои обязанности. Он не позволяет себе участие и мягкотелость.

Что может означать тот факт, когда человек выбрал именно агрессивный среди всех стилей управления? Личность руководителя в таком случае обладает особыми характеристиками. Такой человек груб. Он ограничивает контакт с подчиненными, держа их на расстоянии. При общении с сотрудниками такой начальник нередко повышает голос, оскорбляет людей и активно жестикулирует.

Агрессивно-податливый стиль

Подобный тип руководства характеризуется своей избирательностью. Такой начальник проявляет агрессию по отношению к своим сотрудникам и в то же время услужливость и податливость в отношении вышестоящего органа управления.

Эгоистичный стиль

Руководителю, принявшему для себя такой тип управления персоналом, кажется, что только он один все знает и умеет. Именно поэтому подобный начальник возлагает на себя обязанности по единоличному решению вопросов деятельности коллектива и производства. Такой руководитель не терпит возражений своих подчиненных и склонен к поспешным выводам, которые не всегда являются верными.

Добросердечный стиль

В основе данного типа отношений между руководителем и подчиненными лежит авторитаризм. Однако начальник все же предоставляет своим сотрудникам возможность участвовать в принятии некоторых решений, ограничивая при этом их рамки деятельности. Результаты работы коллектива вместе с системой наказаний, которая занимает доминирующие позиции, оцениваются и некоторыми поощрениями.

В заключение

Индивидуальный стиль управления руководителя может быть самым различным. При этом все его типы, приведенные выше, в чистом виде встретить просто нельзя. Здесь может иметь место только преобладание некоторых характеристик.

Именно поэтому определение лучшего стиля руководства дать нелегко. Менеджеру высшего звена необходимо знать приведенную выше классификацию и уметь применять каждую из категорий управления персоналом в зависимости от обстановки и наличия конкретной задачи. В этом, собственно говоря, и заключается искусство настоящего руководителя.

Знания о том, как правильно руководить коллективом, редко кому даются от рождения. Человеку, назначенному на руководящую должность, приходится самостоятельно вырабатывать стиль управления подчиненными, а помогут ему в этом некоторые советы.

Умение руководить коллективом — редкое качество, которым от рождения наделены единицы. Таких людей принято называть харизматичными, способными увлечь за собою других, сплотить вокруг себя единомышленников для осуществления поставленных целей.

Решать вопрос, как руководить коллективом, часто приходится тем, кто от природы получил более скромные таланты. Добиться лидерской позиции им удалось за счет собственного упорства и профессионализма, но их для успешного управления подчиненными недостаточно. Это утверждение не означает, будто хорошими руководителями таким людям не стать. Достичь подобной цели у них получится при развитии определенных черт характера, верно выбранной стратегии поведения, выработке подходящего стиля взаимоотношений с сотрудниками.

Как руководить коллективом без опыта: лидерские качества

Прежде, чем задумываться о том, как правильно руководить коллективом, придется основательно поработать над собою. Заслужить авторитет среди подчиненных удастся только человеку, выработавшему соответствующие свойства характера. Одно из них — железное хладнокровие, небывалая выдержка. Подразделению, управлять которым поставлен конкретный человек, приходится каждодневно решать множество рабочих задач, а связанное с таким трудом напряжение способствует возникновению нервозной обстановки. Разрядит ее спокойный, оптимистичный босс, заражающий остальных собственным энтузиазмом и хладнокровной уверенностью в успешности предпринятых начинаний.

Следующее качество пригодится всякому начальнику, включая тех, кто руководит хоровым коллективом. Требовательность — залог того, что работа подразделения не застопорится. Нельзя путать это качество с деспотизмом или авторитаризмом — эти анахронизмы, срабатывавшие еще несколько десятилетий назад, в современных условиях не годятся как методы управления. Требовательность подразумевает умение добиваться от сотрудников выполнения поставленных заданий.

Стремящимся понять, как научиться руководить коллективом, потребуется развивать жесткую самодисциплину. Хороший босс собственным поведением демонстрирует тот стиль работы, которого требует от подчиненных. Если распекает работников за непунктуальность, сам обязан являться на рабочее место «по звонку» (при отсутствии назначенных деловых встреч вне офиса). Небрежность, неаккуратность начальника будут нещадно высмеиваться коллегами, помешают серьезно воспринимать его.

Как руководить коллективом, если ты начальник: выстраивание взаимоотношений

Не понаслышке знакомые с тем, как руководить женским коллективом, люди отмечают одну из сложностей такого управления — процветание сплетен. Столь нездоровая атмосфера негативно сказывается на производительности. Помешать подобному развитию ситуации поможет тактика ровного отношения ко всем подчиненным. Нельзя выделять любимчиков и аутсайдеров, поощрять лесть в отношении себя — а вот сдержанно похвалить сотрудника за отлично выполненную задачу стоит.

Один из принципов того, как руководить новым коллективом, пригодится каждому начальнику. Не помешает перезнакомиться со всеми членами своего подразделения, запомнить хотя бы имена-отчества. Если из-за огромного количества подчиненных персональное общение с каждым невозможно, желательно пересмотреть их дела, хранящиеся в кадровом отделе. Стоит запомнить ключевые обстоятельства их жизни: наличие/отсутствие семьи, профессиональные навыки.

Специалисты, обладающие знаниями о том, как правильно руководить небольшим коллективом, помнят избитую истину: шеф проявляет к подчиненным дружелюбие, но избегает панибратства. Последнее губительно для продуктивности труда. Работник, допускающий фамильярное отношение к боссу, перестает воспринимать всерьез его слова, а трудиться начнет вполсилы.

Распределение обязанностей

Советы касательно того, как эффективно руководить коллективом, часто содержат рекомендацию научиться делегировать полномочия. Правильная организация коллективной работы подразумевает выделение каждому того участка общего труда, где он больше других компетентен, установление четких дедлайнов, периодически осуществляемый контроль за ходом выполнения заданий. Не помешает боссу подготовить из числа подчиненных нескольких человек, которые затем подменят самого начальника, пока тот в отпуске, командировке либо приболел.

При необходимости на личном опыте выяснять, как руководить женским коллективом, женщине проще, поскольку ей известна психология представительниц своего пола. Дамы, помимо некоторой склонности к сплетням, отличаются умением имитировать бурную деятельность, в действительности занимаясь рукоделием, другими далекими от работы делами. Подобное необходимо отслеживать и пресекать. Лекарство от такого разгильдяйства — труд. Его качественное выполнение стоит поощрения — хотя бы похвалой.

Руководить коллективом стремятся многие сотрудники, но не каждый имеет необходимые способности для этой должности, ведь она подразумевает глубокое знание профессии, а также внимательность и чуткость к людям. Наша статья подскажет, каких правил нужно придерживаться, какие умения развивать и какие книги читать, чтобы стать успешным руководителем.

Вы узнаете:

  • Что должен уметь хороший руководитель.
  • Какую модель поведения выбрать руководителю.
  • Как руководить новым коллективом.
  • Как управлять женским коллективом.
  • Какие ошибки нельзя допускать, руководя коллективом.
  • Какие книги научат управлять коллективом.

Что нужно делать, чтобы эффективно руководить коллективом: 9 умений

Чаще всего руководителями становятся те, кого уважает и ценит коллектив. Такой человек обычно безусловный лидер, но это не значит, что он обладает компетенцией, необходимой для управленческой должности. Ведь ее основная суть – контроль над деятельностью работников компании, обеспечение качественной работы компании в целом за счет мотивации сотрудников.

Материал для скачивания:

Хороший управленец всегда готов к нововведениям и мотивирует сотрудников стремиться к самостоятельности в принятии решений, а также предлагать идеи для развития компании. Это возможно осуществить только при наличии высококвалифицированных специалистов. Чтобы качественно руководить коллективом, человек должен обладать следующими умениями.

  1. Разбираться в тонкостях рабочего процесса.

Хороший управленец всегда в развитии: знакомится с новым информационным обеспечением, проходит обучение на специализированных офлайн- или онлайн-семинарах. Он должен в совершенстве владеть тайм-менеджментом, а также уметь концентрироваться на рабочих нюансах, ничего не упуская из виду. Возможные риски должны быть учтены и просчитаны наперед. Для своевременного решения возникающих вопросов необходимо, чтобы вся управленческая структура работала слаженно и четко.

  1. Создать благоприятные условия для труда.

Чем более автоматизирована работа, тем она эффективнее. Для повышения производительности необходимо использовать оргтехнику и различное специализированное программное обеспечение. Существуют и другие способы повысить скорость и качество работы, например:

  • в рабочих кабинетах необходимо придерживаться правил санитарии и гигиены;
  • обязательно наличие стола для работы;
  • помимо стола должна быть и другая мебель;
  • необходимо, чтобы у каждого работника были инструменты для работы и канцелярские принадлежности;
  • безупречно организованное расписание, включающее в себя как рабочее время, так и перерывы.

Для качественной работы необходимы также правильное освещение, комфортная температура и отсутствие отвлекающего шума.

  1. Грамотно организовать работу коллектива.

Человек, руководящий любым коллективом, должен правильно формулировать и доносить свои идеи до подчиненных. Лучше всего воспринимается информация, оформленная письменно, поэтому стоит создать свод определенных правил, действующих в компании. Не менее важным является деятельности, то есть при подготовке любого проекта нужно определиться с порядком выполняемых операций. Все идеи необходимо фиксировать и реализовывать, но есть ограничение: не стоит вносить глобальные изменения в проект, который уже находится в стадии активной разработки, можно делать небольшие изменения, а существенные идеи оставить на следующий раз.

  1. Создать правильную атмосферу в коллективе.

Руководить коллективом необходимо так, чтобы сотрудники делились своими идеями и мнениями. Управленцу следует прислушиваться к ним, ведь взгляд со стороны весьма полезен для дела, особенно на стадии завершения. Не стоит запугивать работников и создавать ситуацию, в которой они будут бояться высказывать свои мысли. Чтобы познакомиться с идеями подчиненных, можно использовать различные методы: анкетирования с вопросами об улучшении компании, индивидуальные рассылки или персональные беседы с каждым членом коллектива. Не стоит требовать идей постоянно – любому человеку необходимо время на то, чтобы понять, поможет ли его замысел .

  1. Держать дистанцию с подчиненными.

Не стоит быть с сотрудниками на «короткой ноге», лучше использовать другие методы, позволяющие заслужить уважение коллектива:

  • не бояться признать свою неправоту ― все ошибаются, и руководитель не исключение. Не рекомендуется сваливать вину за ошибки на окружающих ― гораздо лучше самостоятельно определить, что именно пошло не так, и устранить неполадку. Это покажет, что управленец способен брать на себя ответственность за решение возникающих нестандартных ситуаций;
  • правильно формулировать задачи, стоящие перед коллективом. Важно, чтобы действия были последовательными, тогда работникам будет ясно, что необходимо делать для достижения цели, и они смогут предложить свои варианты;
  • сохранять уважительные отношения начальник–подчиненный. Руководитель обязан общаться с работником вне зависимости от того, в каком настроении тот находится. Качество общения должно выражаться в большом количестве заключенных сделок, а не в дружеских отношениях с сотрудниками.
  1. Быть строгим, но справедливым.

Профессиональный руководитель умеет на продуктивную работу. Для этого существуют различные способы поощрения:

  • ежемесячный ужин с коллективом в неформальной обстановке, который это позволит наладить дружеские отношения с подчиненными, а также зарядить их энергией на выполнение поставленных задач;
  • публичная похвала сотрудников, которые выполняют свои обязанности на высоком уровне; личная беседа с ними, обсуждение их идей и предложений;
  • помимо устного одобрения следует использовать и материальное вознаграждение за труд отличившихся работников ― это может быть, например, приглашение на какое-нибудь мероприятие или какая-нибудь полезная вещь.
  1. Брать ответственность на себя.

Неотъемлемое качество руководителя ― ответственность за свои действия и решения. Если возникают нестандартные ситуации, управленец должен в первую очередь попытаться найти ошибку в своих действиях. Это способствует появлению опыта и принятию правильных решений в дальнейшем.

Сотрудник может не выполнить задачу по нескольким причинам: непонимание или неверное понимание задания, выбор неправильного способа или обычная забывчивость. Что касается человека, который руководит коллективом, то его ошибки будут заключаться в следующем: нечеткая постановка задач перед работниками; ненадлежащий контроль за исполнением; отсутствие списка действий, позволяющих решить стандартные вопросы. Способы решения необычных ситуаций разрабатываются управленческим аппаратом самостоятельно, а также осуществляется контроль за выполнением поставленных задач.

  1. Отстаивать интересы подчиненных.

Управленец должен иметь влияние на все внутренние процессы компании и не допускать какого-либо внешнего воздействия на нее. Квалифицированный руководитель выступает на стороне своих сотрудников и всегда готов вступиться за них в любых ситуациях, в том числе перед вышестоящим начальством, общается с подчиненными на равных насколько это возможно ― только тогда коллектив будет относиться к руководителю с уважением, а это способствует повышению производительности труда. Если поведение руководителя будет одинаково как с отдельным сотрудником, так и со всем коллективом, то отношения в компании будут строиться на доверии и дружелюбии.

  1. Держать свое слово.

Одним из важных качеств, присущих хорошему руководителю, является умение отвечать за свои слова. Слово управленца должно ассоциироваться с действиями. Если человек, который руководит коллективом, дает какое-то обещание своему подчиненному, то он обязан его выполнить; не рекомендуется ранжировать обещания по степени важности, так как каждое из них должно быть выполнено в любом случае, вне зависимости от условий. Например, если кому-то из сотрудников необходим помощник и руководитель дал слово его найти, то он обязан взять на работу необходимого человека, даже если это не предусмотрено бюджетом компании. Невыполнение обязательств отрицательно влияет на мнение коллектива об управленце.

Поведенческая модель «идеального руководителя»

  1. Обучающая модель поведения.

Такой способ поведения чаще всего можно встретить в англоязычных странах, таких как Великобритания и Соединенные Штаты Америки. Суть ее заключается в том, что сотрудники постоянно повышают свои профессиональные навыки, а руководитель в этой ситуации является своеобразным «путеводителем», указывающим правильное направление развития. В результате весь коллектив стремится к достижению поставленных целей.

Перед управленцем стоят следующие задачи:

  • способствовать обучению подчиненных и применению полученных знаний на практике;
  • развивать в сотрудниках навыки планирования деятельности;
  • научить работников правильно определять важность выполняемых задач.

Одним из плюсов такого метода поведения является экономия времени подчиненных, так как все обучение проходит непосредственно в процессе деятельности, без посещения дополнительных лекций, семинаров и курсов. Человек, использующий такой метод в процессе руководства коллективом, может оценить полученные сотрудником знания непосредственно на рабочем месте и дать свои комментарии.

Еще одной особенностью этого способа является формирование дружеского отношения между руководителем и коллективом. Поддержанию такой атмосферы способствует совместное времяпрепровождение вне работы, например, выезды на природу, спортивные мероприятия, корпоративные вечеринки.

Дружелюбная атмосфера, сложившаяся внутри коллектива, создает более комфортные условия для работы, в результате чего сотрудники будут больше мотивированы на качественное исполнение своих обязанностей.

Несмотря на очевидные преимущества этой модели, существует и недостаток: чем больше коллектив, тем сложнее его обучать. Если вместо того чтобы руководить и выполнять другие управленческие функции, человек постоянно занимается только обучением персонала, то это может сильно отразиться на качестве деятельности компании, так как не все задачи будут выполняться в срок.

  1. Строгая регламентация рабочего процесса.

Подобный метод поведения распространен во многих странах. Его суть заключается в создании определенных правил, которых должен придерживаться каждый член коллектива.

Чтобы руководить в рамках этого метода, необходимо выполнять следующие задачи:

  • создавать , где каждый член имеет свое определенное место;
  • осуществлять контроль за успехами подчиненных;
  • проверять деятельность работника на наличие ошибок.

Для каждого сотрудника формулируется четкий порядок действий, которого тот должен придерживаться. В случае невыполнения какого-либо задания руководитель начинает более пристально наблюдать за деятельностью такого работника: может потребовать от него предоставления отчетов или докладов с результатами работы за определенный период. Если подчиненный продолжительное время выполняет свои обязанности некачественно, управленец может принять решение о его увольнении.

Здесь, в отличие от предыдущей модели, не предусмотрены дружеские взаимоотношения в коллективе. Цель руководителя – добиться качественного исполнения профессиональных обязанностей каждым сотрудником.

Такой способ поведения превращает компанию в единый механизм, в котором важна каждая деталь: в случае неправильной работы одной из составляющих происходит сбой всего механизма. Человеку, который использует такой метод, следует строго следить за тем, чтобы каждый винтик системы работал без перебоев.

Достоинство этой модели поведения заключается в том, что компания в таких условиях действует максимально эффективно. Но жесткие условия труда могут вызвать у работников стресс, а специалист, который руководит компанией, обязан всегда четко следить за качественным и правильным выполнением поставленных задач.

  1. Модель делегирования.

Такой способ управленческого поведения распространен в скандинавских странах. Основа этого метода – передача части обязанностей руководителя другим сотрудникам, обычно находящимся на более низкой ступени. Эта модель подходит тем, кто задается вопросом, как руководить коллективом без опыта: в таком случае управленец не обязан знать особенности всех видов деятельности компании, он может передать полномочия специалистам в этих областях.

Задачи руководителя:

  • правильно распределить обязанности между работниками и начальством;
  • узнать у сотрудников, что именно необходимо для выполнения управленческих функций и решения поставленных перед коллективом задач;
  • обеспечить специалистов условиями и ресурсами, необходимыми для качественной работы и успешного достижения поставленных целей.

Этот метод поведения предусматривает постоянное общение между начальством и сотрудниками для выяснения возникающих проблем и их максимально быстрого решения, а также для построения плана будущей деятельности. Подобное обсуждение обычно проходит на специально организованных мероприятиях.

Одно из преимуществ такого стиля управления – независимость сотрудника в принятии решений. Это значит, что на первом месте ― результат работы, а не процесс достижения этого результата.

Возможность действовать самостоятельно вдохновляет работника на реализацию своих идей. И если действия, произведенные сотрудником, оказались эффективными и позволили достичь желаемого результата, то они будут приняты руководством и станут официально установленными правилами.

Перед тем как начать руководить, следует подобрать подходящий способ поведения, ориентируясь на особенности коллектива – его численность, возраст сотрудников и специфику деятельности. Если большая часть работников – недавние выпускники, то оптимальным вариантом управления будет обучение. Это позволит начинающим специалистам получить необходимый профессиональный опыт и навыки для работы.

В случае каких-либо проблем в компании, например, финансового кризиса, лучшим вариантом будет использование регламентированного способа управления. Четкий свод правил позволит организовать коллектив и настроить сотрудников на быстрое и качественное выполнение работы, что положительно повлияет на развитие организации и поможет ей быстрее преодолеть имеющиеся проблемы.

Последняя же модель, подразумевающая распределение обязанностей, подходит для творческой деятельности, так как именно там работникам необходимо иметь возможность для самовыражения и реализации своих идей.

Для достижения наилучших результатов следует использовать все три модели, чередуя их между собой. Приоритет того или иного способа определяется исходя из особенностей коллектива и конкретной ситуации. Не рекомендуется придерживаться только одной модели, так как это может отрицательно сказаться на деятельности компании.

Как руководить новым коллективом, чтобы сразу завоевать авторитет

Замена руководящего состава имеет противоречивое значение. С одной стороны, новые управленческие кадры полны идей, которые могут положительно сказаться на деятельности компании, но с другой ― любые изменения влекут за собой эмоциональные переживания и возможные конфликты.

Существуют определенные проблемы, с которыми сталкивается каждый начинающий руководитель коллектива:

  1. В компании давно не было изменений, и всех членов коллектива это устраивало. Новый человек, назначенный руководить компанией, обычно является высококвалифицированным специалистом и приходит со своими идеями и определенными требованиями к сотрудникам. Такие изменения могут устраивать далеко не всех.
  2. В коллективе уже существовал определенный порядок, которого придерживаются все сотрудники. При этом их профессиональные качества могут быть выше, чем у человека, которого назначали ими руководить. В таком случае предложения управленца коллектив может не принять, так как они будут отличаться от представлений подчиненных. Такая ситуация отрицательно скажется на результатах работы сотрудников.
  3. Внутри компании может существовать неформальный лидер, обладающий высокими профессиональными качествами. И когда руководителем становится не он, у коллектива возникает неприятие нового начальника. Если к тому же выбранный стиль управления не понравится сотрудникам, могут возникнуть конфликты и даже своеобразное разделение коллектива. Все действия работников в такой ситуации направляются не на исполнение профессиональных обязанностей, а на разжигание конфликта.
  4. Сам коллектив прекрасно отнесся к новому руководителю, и большая часть сотрудников принимает его методы работы и профессиональные качества. Но существует человек, который тоже хотел бы руководить, и так как назначили не его, он будет отрицательно относиться к своему сопернику. Это может привести к активному выражению несогласия с позицией управленца и подстрекательству коллектива против руководства. Результатом может стать напряженная психологическая атмосфера в компании.
  5. Бывает так, что новый начальник принимает на работу сотрудников, с которыми он работал ранее и в чьем профессионализме он уверен. В результате этого коллектив может разделиться на две части: «старые» работники компании и новая команда. Такое разделение впоследствии может перерасти в открытое противостояние. Обычно исходом этой ситуации является постепенное увольнение всего старого состава организации.
  6. Встречается и обратная ситуация, когда за предыдущим начальником уходит и весь коллектив, которым он руководил. Вместе с людьми могут пропасть и имеющиеся наработки, а также информация, содержащая коммерческую тайну, и даже база клиентов. Если весь коллектив готов уйти за бывшим начальником, то это значит, что его авторитет для них гораздо важнее самой организации. Такая ситуация весьма неприятна для предприятия, так как если человек уходит на отрицательной ноте, он может в качестве мести увести за собой самых квалифицированных сотрудников компании, что нанесет ей немалый вред.

Материал для скачивания:

Согласно проведенным исследованиям, примерно 1/3 руководителей испытывают проблемы в первый год. Если ошибки, совершенные управленцем, являются существенными, то это может причинить серьезный ущерб компании, а для самого человека, едва начавшего руководить, стать концом управленческой карьеры.

Чтобы успешно руководить, необходимо соблюдать определенные правила.

  1. Активно идти навстречу ожиданиям коллектива.

От нового руководства коллектив всегда ждет каких-либо изменений. У каждого сотрудника обычно есть пожелания и предложения по улучшению качества работы. Задача человека, только вступившего в должность, правильно и адекватно воспринимать все предложения и ожидания сотрудников.

Квалифицированный руководитель сможет определить не только высказанные, но и неозвученные ожидания и идеи. Важно понимать, что это только идеи, предложения и пожелания, но не четкие задачи, требующие немедленного и обязательного выполнения. Чаще всего вся информация, которая начинает поступать от сотрудников, состоит как из действительно хороших бизнес-идей, так и из обычных человеческих пожеланий.

Стоит внимательно относиться ко всем предложениям сотрудников и придерживаться следующих правил:

  • не стоит воспринимать все предложения как руководство к действию;
  • необходимо проявлять уважение ко всем сотрудникам;
  • прислушиваться к тем пожеланиям, которые поступают от вышестоящего начальства, даже если они не высказаны напрямую;
  • стоит внимательно отнестись к подчиненным, чтобы сотрудники были уверены в своем стабильном положении в компании.
  1. Развивать отношения с ключевыми фигурами.

Для того чтобы успешно руководить компанией, управленцу необходимо поддерживать хорошие отношения с максимальным количеством людей: коллегами, клиентами, акционерами и, конечно, с вышестоящим начальством. Любое непонимание может привести к неправильным действиям и печальным результатам, что крайне неприятно в начале управленческой карьеры. Осложнить ситуацию могут и недоброжелатели, например, люди, не получившие желаемую должность, или .

Очень важно провести правильную психологическую работу с человеком, не получившим должность; не стоит сочувствовать и давать невыполнимые обещания. Такое поведение является ошибочным. Правильной позицией будет предложение сотрудничества и обсуждение идей бывшего соперника. Это позволит создать деловую обстановку и настроиться на взаимовыгодные отношения. Пережить неудачу человек способен самостоятельно, руководителю не стоит проявлять эмоциональное сочувствие и жалость.

  1. «Приглашения», которые лучше не принимать.

Существуют формулировки, содержащие скрытые сравнения с предыдущим руководителем, звучат они примерно так: «Уж вы-то точно знаете, как это делается» или «Теперь-то работа будет организована правильно, и дела пойдут на лад». Их можно назвать своеобразными рекомендациями начинающему руководителю от коллектива. Но когда человек соглашается с такими формулировками, это приводит к противоположному результату. Хитрость состоит в том, что принимая эти «приглашения», руководитель, сам того не подозревая, подтверждает негативные ожидания сотрудников, что приводит к их разочарованию, особенно в тех случаях, когда коллектив, может быть продолжительное время, успешно справлялся с работой без руководителя.

Если человек умеет правильно руководить или имеет опыт управленческой деятельности, он не пойдет на такую провокацию, а просто подождет, пока сотрудники привыкнут к тому, что у них теперь есть начальник и им не придется выполнять работу сверх своих основных обязанностей. Управленцу, в свою очередь, также необходимо время, чтобы войти в работу в новой должности и начать проявлять активность.

  1. Формирование сети отношений.

Отношения с коллективом рекомендуется строить с учетом таких факторов, как конкуренция, лояльность и разочарование. Стоит наладить взаимоотношения с подчиненными, ведь это позволит посмотреть на ситуацию с разных точек зрения. К тому же для проведения различных мероприятий помощь новому руководителю будет крайне необходима, так как в современном мире трудно организовать что-либо в одиночку.

Рассказывает практик

В новом коллективе вычислите, кто есть кто

Ильдар Янгазин ,

управляющий рестораном «Люксор Синема», Москва

Чаще всего формальная и неформальная структура организации существенно различаются. С самого начала работы в качестве руководителя человеку необходимо собирать информацию о реальном положении дел в компании: кто с кем дружит, кто обычно выполняет то или иное дело, к кому обратиться за помощью в случае необходимости. Получить эту информацию можно в личной беседе с сотрудниками.

Как руководить женским коллективом

Проблемы с женским коллективом могут возникать по разным причинам, но чаще всего они не связанны с профессиональной деятельностью. Неопытные управленцы могут не справиться с таким коллективом и сбежать от него.

Наиболее подходящим руководителем для женского коллектива считается женщина, так как ей понятны мотивы поступков подчиненных, их желания и особенности характера. Женщина-руководитель сможет найти способ стимулировать коллег к работе. К тому же она сможет определить, настроены ли ее подчиненные на работу в данный момент или же они только изображают активную деятельность.

Однако женщине тоже не так-то просто руководить женским коллективом. Так как представительницы слабого пола придирчиво относятся к внешности, то женщина-начальник не имеет права появляться на службе в неряшливом виде, она должна быть на ступень выше своих коллег, чтобы они не почувствовали над ней свое превосходство. Иначе подчиненные могут потерять к ней уважение и будут вести себя бескомпромиссно, в результате чего руководить ими станет сложно.

Для мужчины руководство женским коллективом – весьма трудная задача. Мужчина-начальник должен быть стрессоустойчивым, так как его вероятно ждет обсуждение за спиной.

Менеджеру женского коллектива следует запомнить особенности характера женщин-сотрудник:

  • высокая степень эмоциональности;
  • склонность к созданию и обсуждению слухов;
  • неумение радоваться успехам других;
  • стремление к превосходству над другими;
  • бурная реакция на некоторые жизненные события;
  • нестабильное эмоциональное состояние.

Это далеко не полный список женских качеств, которые хороший руководитель должен научиться применять в работе, чтобы направлять сотрудниц в нужное ему русло.

Если человек, который руководит коллективом, хочет сделать так, чтобы его уважали, ему необходимо следовать определенными правилам:

  1. Не стоит устанавливать с сотрудницами фамильярные отношения. Рекомендуется четко донести информацию о строгом подчинении всем, кто не соблюдает субординацию.
  2. Ставьте конкретные задачи на день. У каждой сотрудницы должен быть собственный список заданий на каждый рабочий день. Наличие у каждого сотрудника четких задач упрощает руководство и контроль за работой подчиненных.
  3. Избегайте рутины, меняйте виды деятельности. Любому человеку, а женщине особенно, свойственно уставать от монотонной деятельности, поэтому в список обязанностей должны входить разные виды работы, иначе в качестве передышки подчиненные начнут собираться группами и обсуждать руководство. Чередовать деятельность можно за счет смены рабочих мест. Того, кто весь день общался с клиентами, можно посадить за бумажную работу, а того, кто занимался оформлением документов, ― на телефон для приема звонков. Такой способ применяется во многих компаниях, например, в магазинах, где продавцов периодически перемещают из одного отдела в другой.
  4. Организуйте досуг. Хорошим способом установления дружеских отношений с коллективом является проведение совместных мероприятий. Самые популярные ― выезды на природу, круизы или туристические поездки выходного дня, квесты, конкурсы развлекательного и профессионального характера. Общее времяпрепровождение способствует установлению теплых отношений внутри коллектива и создает комфортную для работы эмоциональную обстановку, позволяющую успешно руководить компанией.
  5. Почаще балуйте . Денежное вознаграждение по итогам работы за определенный период будет весьма кстати и замотивирует сотрудниц на дальнейшую качественную работу.
  6. В режиме рабочего дня должны быть предусмотрены небольшие перерывы, позволяющие женщинам привести в порядок внешний вид и обменяться новостями с коллегами. После такого отдыха подчиненные станут работать более продуктивно, а результаты деятельности компании приятно удивят.

Одним из способов стимулирования женского коллектива является обещание продвижения по служебной лестнице. Но подходит он немногим, ведь большая часть женщин ориентирована на семейные ценности. Если же представительнице прекрасного пола удается совмещать личную жизнь и профессиональную деятельность, то такие специалисты всегда добиваются высоких успехов, потому что обладают такими качествами, как ответственность, исполнительность, развитая интуиция.

Одна из важных положительных женских черт ― умение сопереживать окружающим. Это прекрасно применяется в общении с клиентами и помогает решать возникающие конфликтные ситуации. Человек, который руководит коллективом, должен уметь правильно распределять работу между сотрудниками с учетом их свойств характера.

Однако у женщин есть и недостатки, например, бурное реагирование на какие-либо ситуации или действия, в результате чего в женском коллективе могут возникать конфликты. Руководителю не стоит вмешиваться в споры между коллегами, и уж тем более вставать на сторону кого-либо из конфликтующих. Спор заканчивается, бывшие скандалисты мирятся, а вот человек, занимающий определенную позицию, остается в итоге общим врагом.

Как правильно руководить коллективом, избегая типичных ошибок

Ошибка 1. Отсутствие желания напрягаться .

Человек, который только начинает руководить, может посчитать, что он не должен выполнять ту или иную работу и имеет право передавать свои обязанности коллегам. Это мнение ошибочно: чем больше у человека ответственности, тем больше у него становится работы, и тем больше требований к нему предъявляется. Начинающему руководителю сотрудники могут оказывать помощь в самом начале деятельности, но последующая работа лежит на плечах начальника.

Ошибка 2. Неумение ценить работников .

Одной из потребностей каждого человека является самореализация и признание, поэтому любая хорошо выполненная работа должна быть отмечена хотя бы словесной похвалой. Довольными сотрудниками руководить проще.

Ошибка 3. Неумение организовать работу .

Руководить – не значит только командовать. Чтобы быть грамотным управленцем, следует подробно ознакомиться со всеми тонкостями работы. Незнание каких-либо производственных мелочей может вызвать конфликты или проблемы в работе, а недальновидный начальник будет , считая их неквалифицированными.

Ошибка 4. Отсутствие желания совершенствоваться, познавать что-то новое .

Умение руководить подразумевает под собой не только распределение обязанностей между подчиненными или их обучение, но и стремление к самосовершенствованию и получению новых знаний. К сожалению, некоторые руководители, имеющие большой опыт работы, считают, что обучение им не требуется.

Ошибка 5. Присвоение чужих заслуг .

Не стоит выдавать достижения подчиненного за свои. Несомненно, заслуга руководителя в том, что его сотрудник смог добиться великолепных результатов, но все-таки это достижение непосредственно подчиненного, и не стоит это скрывать. Нужно уметь руководить так, чтобы работники не сомневались в честности человека, занимающего высокую должность.

Ошибка 6. Проявление хамства и неуважения к коллективу .

Руководить непросто – это требует много физических и эмоциональных сил. Но начальник никогда не должен выплескивать негативные эмоции на своих сотрудников. Какой бы стрессовой ни была ситуация, необходимо стараться сдерживаться, так как обычно подчиненные никак не связаны с плохим настроением руководителя.

Ошибка 7. Незащищенность сотрудников .

Человек, который руководит коллективом, обязан быть на стороне своих подчиненных в любых внешних спорах, чтобы они чувствовали себя уверенно и защищено. Некоторые руководители не пытаются разобраться в ситуации, а сразу обвиняют работников и применяют к ним какие-либо меры наказания.

Список подобных ошибок можно продолжить, ведь людям, и особенно руководству, свойственно ошибаться. Но руководителю не следует забывать, что он несет полную , и их успехи и неудачи – его прямая заслуга или вина.

ТОП-10 книг о том, как научиться руководить коллективом

Марк Сидоний Фалкс. Как управлять рабами

Профессор университета Кембриджа Джерри Тонер написал книгу от лица древнеримского аристократа Марка Сидония Фалкса. Согласное его мнению, оптимальным методом управления коллективом является чередование наказания и поощрения. Книга «Как управлять рабами», несмотря на свое название, актуальна до сих пор, так как в ней подробно расписаны советы по правильному обучению сотрудников, методы наказания и способы мотивации и завоевания уважения подчиненных. Является прекрасным практическим пособием для тех, кто начинает руководить.

Сьюзен Фаулер. Почему они не работают? Новый взгляд на мотивацию сотрудников

Существует множество методов стимулирования сотрудников, которые руководитель может применять в своей деятельности, например, финансовая мотивация или правильное распределение рабочего времени. Автор книги Сьюзен Фаулер изучала деятельность нескольких компаний по всему миру в течение целого десятилетия. В результате она смогла сформулировать правила эффективного мотивирования персонала, которые помогут человеку, только начинающему руководить, добиться успеха в своей деятельности.

Говард Бехар. Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks

Книга описывает историю развития компании Starbucks, которая на данный момент является одной из самых крупных в мире. Говард Бехар, сотрудник организации с 1989 года, рассказывает о своем пути в этой компании, об идеях, планах и их реализации с помощью коллег и единомышленников. Дает советы по работе со сложными клиентами и по правильному построению бизнеса. Книга подойдет не только тем, кто планирует руководить пищевой промышленностью, но и тем, кто занимает высокую должность в любой другой компании, так как советы являются универсальными.

Микал Хем. Быть диктатором. Практическое руководство

На примере известных исторических личностей автор книги формулирует правила управления коллективом. В книге также можно найти советы, касающиеся финансовой составляющей деятельности руководителя, а также способы получения уважения со стороны подчиненных. Набор идеальных рекомендаций о том, как правильно руководить небольшим коллективом или крупной корпорацией.

Эд Кэтмелл, Эми Уоллес. Корпорация гениев: как управлять командой творческих людей

Книга от человека, который не понаслышке знает о том, как правильно руководить творческими людьми. Руководитель студии PIXAR, известной во всем мире благодаря своим мультфильмам, подробно рассказывает о том, как ладить с подчиненными, выходить из любого конфликта и решать нестандартные ситуации. К тому же в книге дается подробное описание процесса создания мультфильмов. Главная мысль автора заключается в том, что компания – это семья, в которой каждый член достоин уважения.

Дэниел Пинк. Драйв: что на самом деле нас мотивирует

Дэниел Пинк в своей книге изучает вопросы мотивации и мотивирования. Он опровергает теории бихевиористов и высказывает предложения о новых способах мотивирования подчиненных. Автор также рассказывает о своих исследованиях, проведенных на данную тему. Книга была признана лучшей согласно рейтингу Forbes. После прочтения книги станет понятнее, как правильно применять наказание и поощрение, формулировать цели и задачи и акцентировать внимание на действительно важных вещах. Произведение позволит получить четкое представление о том, как надо руководить.

Ицхак Кальдерон Адизес. Идеальный руководитель: почему им нельзя стать и что из этого следует?

Мнение автора этой книги заключается в следующем: существуют четыре вида управленцев: Производитель, Предприниматель, Администратор и Интегратор. Каждый из них имеет свои особенности, которые подробны представлены. Имея большой опыт работы во многих крупных компаниях, Ицхах Адизес приводит решения и способы выхода из конфликтов различного вида, а также дает рекомендации о правильном подборе персонала, ведь квалифицированными сотрудниками руководить гораздо легче, чем неопытными.

Стивен Кови. Лидерство, основанное на принципах

Автор известного бестселлера по саморазвитию в своей очередной книге основывается на тех же принципах, о которых идет речь в его всемирно известном произведении «Семь навыков высокоэффективных людей». Стивен Кови считает, что все эти правила можно применять и по отношению к организации в целом, и к коллективу в частности. Писатель считает, что человек, умеющий руководить, способен достичь высоких результатов в своей деятельности за счет построения доверительных отношений с подчиненными.

Саймон Синек. Лидеры едят последними. Как создать команду мечты

Саймон Синек является автором двух известных книг по саморазвитию и бизнесу, участником телевизионных программ, а также популярным спикером. В книге описывается созданная им теория «золотого кольца», суть которой ― три вопроса: «как?», «почему?» и «зачем?». Идеальными качествами для человека, стремящегося руководить, по мнению автора, является умение четко формулировать цели и задачи, а также творческое мышление. Грамотный руководитель обеспечивает дружелюбную атмосферу между сотрудниками, дает им ощущение уверенности и стабильности. Книга содержит также набор рекомендаций для воспитания в себе управленческих качеств.

Джеффри К. Лайкер. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира

Одна из самых известных автомобильных компаний мира раскрывает секреты своего успеха. Принцип работы руководителей Toyota заключается в абсолютном доверии к сотрудникам, в результате чего предприятие получает потрясающие результаты своей деятельности. Книга считается своеобразным справочником правильного менеджмента, основанного на постоянном развитии не только качества производимого продукта, но и труда сотрудников. Идеальное пособие для тех, кто только начинает руководить, или опытных управленцев, желающих вывести свою компанию на высокий уровень.