Чего ждут от брака мужчина и женщина? Потребности в браке. Ожидания супругов от брака. Интерпретация шкал семейных ценностей

Психология взрослости Ильин Евгений Павлович

Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (РОП)

Цит. по: Волкова А. Н. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Л., 1990.

Цели методики

1. Уточнение представлений супругов о значимости в семейной жизни сексуальных отношений, личной общности мужа и жены, родительских обязанностей, профессиональных интересов каждого из супругов, хозяйственно-бытового обслуживания, моральной и эмоциональной поддержки, внешней привлекательности партнера. Эти показатели, отражая основные функции семьи, составляют шкалу семейных ценностей (ШСЦ).

2. Уточнение представлений супругов о желаемом распределении ролей между мужем и женой при реализации семейных функций, объединенных шкалой ролевых ожиданий и притязаний (ШРОП). Таким образом, результаты данной методики позволяют выявить иерархии семейных ценностей супругов, а также сделать вывод о социально-психологической совместимости супругов в семье.

Описание методики. Методика содержит по 36 утверждений в каждом варианте (мужском и женском) и состоит из семи шкал. Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и выразить свое отношение к каждому утверждению, используя варианты ответов.

Инструкция. Перед вами ряд утверждений, которые касаются брака, семьи, отношений между мужем и женой. Внимательно прочитайте утверждения и оцените степень своего согласия или несогласия с ними. Вам предлагаются четыре варианта ответа, выражающих ту или иную степень согласия или несогласия с утверждением, а именно:

«Полностью согласен».

«В общем, это верно».

«Это не совсем так».

«Это неверно».

Подбирая вариант ответа к каждому из утверждений, постарайтесь как можно точнее передать ваше личное мнение, а не то, что принято среди ваших близких и друзей. Свои ответы регистрируйте в специальном бланке.

Женский вариант опросника

5. Муж - это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.

6. Муж - это прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.

8. Муж должен заниматься домашним хозяйством наравне с женой.

9. Муж должен уметь обслужить себя, а не ждать, что жена возьмет на себя все заботы о нем.

10. Муж должен заниматься детьми не меньше, чем жена.

11. Я хотела бы, чтобы мой муж любил детей.

12. О мужчине я сужу по тому, хороший или плохой он отец своим детям.

13. Мне нравятся энергичные, деловые мужчины.

14. Я очень ценю мужчин, серьезно увлеченным своим делом.

15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моего мужа.

16. Муж должен уметь создавать в семье теплую, доверительную атмосферу.

17. Для меня главное - чтобы мой муж хорошо понимал меня и принимал такой, какая я есть.

18. Муж - это прежде всего друг, который внимателен и заботлив к моим переживаниям, настроению, состоянию.

19. Мне нравится, когда мой муж красиво и модно одет.

20. Мне нравятся видные, рослые мужчины.

21. Мужчина должен выглядеть так, чтобы на него было приятно смотреть.

23. Я всегда знаю, что нужно купить для моей семьи.

24. Я собираю полезные советы для хозяек: как готовить вкусные блюда, консервировать овощи, фрукты.

25. Главную роль в воспитании ребенка всегда играет мать.

26. Я не боюсь трудностей, связанных с рождением и воспитанием ребенка.

27. Я люблю детей и с удовольствием занимаюсь с ними.

35. Я люблю красивую одежду, ношу украшения, пользуюсь косметикой.

36. Я придаю большое значение своему внешнему виду.

Мужской вариант опросника

1. Настроение и самочувствие человека зависит от удовлетворения его сексуальных потребностей.

2. Счастье в браке зависит от сексуальной гармонии супругов.

3. Сексуальные отношения - главное в отношениях мужа и жены.

4. Главное в браке - чтобы у мужа и жены было много общих интересов.

5. Жена - это друг, который разделяет мои интересы, мнения, увлечения.

6. Жена - это прежде всего друг, с которым можно поговорить о своих делах.

8. Женщина многое теряет в моих глазах, если она плохая хозяйка.

9. Женщина может гордиться собой, если она хорошая хозяйка в своем доме.

10. Я хотел бы, чтобы моя жена любила детей и была им хорошей матерью.

11. Женщина, которая тяготится материнством, неполноценная женщина.

12. Для меня главное в женщине - чтобы она была хорошей матерью моим детям.

13. Мне нравятся деловые и энергичные женщины.

14. Я очень ценю женщин, всерьез увлеченных своим делом.

15. Для меня очень важно, как оценивают на работе деловые и профессиональные качества моей жены.

16. Жена должна прежде всего создавать и поддерживать теплую, доверительную атмосферу.

17. Для меня главное - чтобы моя жена хорошо понимала меня и принимала таким, каков я есть.

18. Жена - это прежде всего друг, внимательный к моим переживаниям, настроению, состоянию, заботливый.

19. Мне нравится, когда моя жена красиво и модно одета.

20. Я очень ценю женщин, умеющих красиво одеваться.

21. Женщина должна выглядеть так, чтобы на нее обращали внимание.

22. Я всегда знаю, что надо купить для нашего дома.

23. Я люблю заниматься домашними делами.

24. Я могу сделать ремонт и отделать квартиру, починить бытовую технику.

25. Дети любят играть со мной, охотно общаются, идут на руки.

26. Я очень люблю детей и умею с ними заниматься.

27. Я принимал бы активное участие в воспитании своего ребенка, даже если бы мы с женой решили расстаться.

28. Я стремлюсь занять свое место в жизни.

29. Я хочу стать хорошим специалистом в своем деле.

30. Я горжусь, когда мне поручают трудную и ответственную работу.

31. Близкие и друзья часто обращаются ко мне за советом, помощью и поддержкой.

32. Окружающие часто доверяют мне свои беды.

33. Я всегда искренне и с чувством сострадания утешаю и опекаю нуждающихся в этом людей.

34. Мое настроение во многом зависит от того, как я выгляжу.

35. Я стараюсь носить ту одежду, которая мне идет.

36. Я придирчиво отношусь к покрою костюма, фасону рубашки, цвету галстука.

Бланк для регистрации ответов

Дата________________________

Ф. И. О.______________________

Пол, возраст__________________

Образование__________________

Стаж супружеской жизни________

Количество и возраст детей______

Таблица 1 . Консультационное исследование семейных ценностей супругов

Обработка полученных результатов. После выполнения супругами задания ответы мужа и жены заносятся в таблицу «Консультационное исследование семейных ценностей» (табл. 1).

Текст методики делится на семь шкал семейных ценностей. Баллы по каждой шкале семейных ценностей суммируются отдельно. По первым двум шкалам эти результаты будут итоговыми и переносятся в последний столбец таблицы. Итоговые баллы остальных пяти шкал вычисляются как полусумма баллов по подшкалам «Ожидания» и «Притязания». Ролевые ожидания - это установка мужа и жены на активное выполнение партнером семейных обязанностей, а ролевые притязания - личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли. Ответы оцениваются следующим образом:

Ответ «Полностью согласен» оценивается в 3 балла;

Ответ «В общем это верно» - 2 балла;

Ответ «Это не совсем так» - 1 балл;

Ответ «Это неверно» - 0 баллов.

Таким образом, минимальный суммарный балл по шкале составляет 0 баллов, максимальный итоговый балл по шкале - 9 баллов. Низкие оценки по шкале - 0–3 балла; средние оценки по шкале - 4–6 баллов; высокие оценки по шкале - 7–9 баллов.

Интерпретация шкал семейных ценностей

Интимно-сексуальная шкала (утверждения № 1–3) - шкала значимости сексуальных отношений в супружестве. Высокие оценки по шкале означают, что супруг (супруга) считает сексуальную гармонию важным условием супружеского счастья, отношение к супруге (супругу) существенно зависит от оценки ее (его) как сексуального партнера. Низкие оценки по шкале интерпретируются как недооценка сексуальных отношений в браке.

Шкала личностной идентификации с супругом (супругой) (утверждения № 4–6) - шкала, отражающая установку мужа (жены) на личностную идентификацию с брачным партнером: ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов времяпрепровождения. Низкие оценки по шкале предполагают установку на личную автономию.

Хозяйственно-бытовая шкала измеряет установку супругов на реализацию хозяйственно-бытовой функции семьи. Эта шкала, как и все последующие, имеет две подшкалы: ролевые ожидания и ролевые притязания. Подшкала «Ожидания» (утверждения № 7–9) - оценки рассматриваются как степень ожидания от партнера активного решения бытовых вопросов. Чем выше оценки по шкале ролевых ожиданий, тем больше требований предъявляет муж (жена) к участию супруга в организации быта, тем большее значение имеют хозяйственно-бытовые умения и навыки партнера. Подшкала «Притязания» (утверждения № 22–24) отражает установки на собственное активное участие в ведении домашнего хозяйства. Общая оценка по шкале рассматривается как оценка мужем (женой) значимости бытовой организации семьи.

Родительско-воспитательская шкала позволяет судить об отношении супругов к своим родительским обязанностям. Подшкала ролевых ожиданий (утверждения № 10–12) показывает выраженность установки супруга (супруги) на активную родительскую позицию брачного партнера. Подшкала ролевых притязаний (утверждения № 25–27) отражает ориентации мужа (жены) на собственные обязанности в воспитании детей. Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга (супруги) родительских функций. Чем выше оценка шкалы, тем большее значение придает муж (жена) роли отца (матери), тем более он (она) считает родительство основной ценностью, концентрирующей вокруг себя жизнь семьи.

Шкала социальной активности отражает установку на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений. Подшкала «Ожидания» (утверждения № 13–15) измеряет степень ориентации мужа (жены) на то, что брачный партнер должен иметь серьезные профессиональные интересы, играть активную общественную роль. Подшкала «Притязания» (утверждения № 28–30) иллюстрирует выраженность собственных профессиональных потребностей супруга (супруги). Общая оценка шкалы выражает значимость внесемейных интересов для мужа (жены), являющихся основными ценностями в процессе межличностного взаимодействия супругов.

Эмоционально-психотерапевтическая шкала выражает установку на значимость эмоционально-психотерапевтической функции брака. Подшкала «Ожидания» (утверждения № 16–17) измеряет степень ориентации мужа (жены) на то, что брачный партнер возьмет на себя роль эмоционального лидера в семье в вопросах коррекции психологического климата в семье, оказания моральной и эмоциональной поддержки, создания «психотерапевтической атмосферы». Подшкала «Притязания» (утверждения № 31–33) показывает стремление мужа (жены) быть семейным «психотерапевтом». Общая оценка шкалы рассматривается как показатель значимости для супруга (супруги) взаимной моральной и эмоциональной поддержки членов семьи, ориентации на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации.

Шкала внешней привлекательности отражает установку мужа (жены) на значимость внешнего облика, его соответствие стандартам современной моды. Подшкала «Ожидания» (утверждения № 19–21) отражает желание супруга (супруги) иметь внешне привлекательного партнера. Подшкала «Притязания» (утверждения № 34–36) иллюстрирует установку на собственную привлекательность, стремление модно и красиво одеваться. Общая оценка - показатель ориентации супруга (супруги) на современные образцы внешнего облика.

Обработка и анализ результатов предполагает три этапа.

1. Анализ индивидуальных показателей шкалы семейных ценностей, ролевых ожиданий и притязаний мужа (жены). Проводится на основании подсчета баллов в таблице «Консультационное исследование семейных ценностей». В результате подсчета мы имеем данные:

Характеризующие представление мужа (жены) об иерархии семейных ценностей; чем больше величина балла по шкале семейных ценностей, тем значимее для супруга (супруги) данная среда жизнедеятельности семьи;

Отражающие ориентацию жены (мужа) на активное ролевое поведение брачного партнера (ролевые ожидания) и на собственную активную роль в семье по реализации семейных функций (ролевые притязания).

2. Сравнительный анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установок мужа и жены. Для этого необходимо составить таблицу, с помощью которой определяется степень согласованности семейных ценностей супругов (табл. 2).

Таблица 2.

Примечание: ШСЦм и ШСЦж - показатели по шкалам семейных ценностей мужа и жены соответственно; ССЦ - согласованность семейных ценностей супругов.

Согласованность семейных ценностей характеризуется разностью показателей шкалы семейных ценностей мужа и шкалы семейных ценностей жены. Чем меньше разность, тем больше согласованность представлений супругов о наиболее значимых сферах жизнедеятельности семьи. Разность до 3 баллов не будет вызывать проблемных взаимоотношений, а более 3 баллов свидетельствует о достаточно высокой степени конфликтности супругов.

3. Определение степени ролевой адекватности супружеской пары в пяти сферах межличностного взаимодействия в семье (3–7 ШСЦ). Для этого необходимо составить таблицу, в которой ролевая адекватность мужа будет равна разности баллов оценок ролевых притязаний жены и ролевых ожиданий мужа; соответственно ролевая адекватность жены будет равна разности баллов, характеризующих ролевые притязания мужа и ролевые ожидания жены (табл. 3). Чем меньше разность, тем больше ролевая адекватность супруга (супруги), и, следовательно, ориентации жены (мужа) на личное выполнение определенной функции соответствуют установкам мужа (жены) на активную роль брачного партнера в семье.

Анализируя степень согласованности семейных ценностей мужа и жены, необходимо акцентировать внимание на тех семейных ценностях, которые характеризуются наименьшим совпадением, так как их рассогласование является одной из причин ролевого несоответствия в супружеской паре. Рассогласование ожиданий и притязаний брачных партнеров является конфликтогенным фактором, дестабилизирующим межличностные отношения в семье.

Пример. Анализ представлений о семейных ценностях и ролевых установок супружеской пары (молодые супруги, второй и третий этапы анализа).

Таблица 3.

Примечание: РАм - ролевая адекватность мужа; РАж - ролевая адекватность жены; Пм и Пж - оценки ролевых притязаний мужа и жены соответственно; Ом и Ож - оценки ролевых ожиданий мужа и жены соответственно.

Таблица 4. Согласованность семейных ценностей супругов

Индивидуальные показатели шкалы семейных ценностей мужа и жены позволяют сделать следующее заключение: для данной супружеской пары характерна определенная согласованность представлений о семейных ценностях. Существующие различия в установках супругов на важнейшие сферы жизнедеятельности семьи не превышают допустимой нормы (допустимая величина разности - не более 3 баллов). Молодые супруги обоюдно считают наиболее значимой в семейной жизни общность интересов, потребностей, представлений, жизненных целей мужа и жены. Можно предположить, что молодожены ориентируются на так называемый супружеский тип семейной организации, в основе которого лежит ценностно-ориентационное единство брачных партнеров.

По мнению молодых супругов, в семейной жизни также важны родительские обязанности; внимательные, заботливые и теплые взаимоотношения; привлекательный и модный внешний облик (собственный и брачного партнера); стремление реализовать профессиональные интересы (что в большей степени выражено у молодой женщины); готовность решать бытовые проблемы семьи.

С точки зрения молодоженов, сфера интимно-сексуальных отношений менее значима в семейной жизни. Это достаточно характерно для молодых супругов, так как понимание супругами ценности интимных отношений, как правило, формируется в процессе совместной жизни по мере достижения психосексуальной совместимости мужа и жены.

Анализируя специфику представлений супружеской пары о значимости семейных ценностей, необходимо исходить из того, что установки мужа и жены относительно важнейших сфер жизнедеятельности семьи могут иметь идеальный характер, но не соответствовать реальному ролевому поведению супругов. Адекватность ролевого поведения мужа и жены зависит от соответствия ролевых ожиданий ролевым притязаниям супругов.

Таблица 5. Ролевая адекватность супружеской пары

Степень ролевой адекватности мужа в различных сферах жизнедеятельности семьи не одинакова. Соответствие ролевых ожиданий мужа ролевым притязаниям жены наблюдается в профессиональной и родительской сферах, в представлении о значимости внешней привлекательности. Таким образом, готовность жены (Пж) выполнять материнские обязанности, вести домашнее хозяйство, следить за своим внешним видом согласуется с установкой мужа (Ом) иметь привлекательную, модно одетую жену, выполняющую обязанности матери и хозяйки дома. Наименьшая ролевая адекватность мужа наблюдается в установках на профессиональные интересы и создание «психотерапевтической» атмосферы в семье. Молодая женщина стремится быть специалистом своего дела. Однако муж считает, что профессиональная занятость жены возможна лишь в незначительной степени. Жена не хочет брать на себя функции «психологического диспетчера» в семье, что не соответствует ролевым ожиданиям супруга. Показатели ролевой адекватности жены демонстрируют соответствие ожиданий жены и притязаний мужа в сфере его профессиональных интересов, в ориентации на соблюдение требований современной моды. Вместе с тем ожидания жены активного решения супругом хозяйственно-бытовых вопросов, выполнения родительских обязанностей, оказания жене моральной и эмоциональной поддержки не согласуются с ролевыми притязаниями мужа.

Заключение. Для молодых супругов характерна определенная согласованность представлений о важнейших семейных ценностях. Муж и жена демонстрируют типичное для молодых супругов рассогласование притязаний и ожиданий: жена ориентируется на реализацию собственных профессиональных интересов, ожидая от мужа активного выполнения «женских» функций в семье, в то время как муж сохраняет традиционные представления о роли женщины в семейном взаимодействии.

Для данной супружеской пары характерно несоответствие идеальных представлений супругов о семейных ценностях ролевым установкам мужа и жены на их реализацию. Так, молодожены, выделяя значимость для совместной жизни общности интересов, потребностей, взглядов и представлений (личностная идентификация), ориентируются на индивидуальный стиль межличностного взаимодействия в семье, что является серьезным конфликтогенным фактором.

Из книги Полный тренинг по развитию уверенности в себе автора Рубштейн Нина Валентиновна

Ролевые границы В жизни каждый из нас одновременно имеет нескольких жизненных статусов: любовник и друг, родитель и ребенок, учитель и ученик, начальник и подчиненный, супруг, сослуживец, однокашник, пациент, клиент, предоставляющий услуги, сосед и так далее. Все эти

Из книги Социальная психология автора Мельникова Надежда Анатольевна

16. Ролевые конфликты Ролевой конфликт – ситуация, в которой индивид, имеющий определенный статус, сталкивается с несовместимыми ожиданиями.В ролевых теориях принято выделять конфликты двух типов: межролевые и внутриролевые. Кмеж-ролевым относят конфликты, вызываемые

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

6. Ролевые теории личности Ролевая теория личности – это подход к изучению личности, согласно которому личность описывается посредством усвоенных и принятых ею или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, которые вытекают из ее

Из книги Я и все остальные. Начала соционики. автора Бескова Любовь Анатольевна

Из книги Укроти дурной нрав! Самопомощь для взрывных автора Власова Нелли Макаровна

Когда не сбываются ожидания, это просто не сбываются ожидания, но никак ни стресс Спад – это когда приходится затягивать туже пояс. Кризис – когда нет уже и штанов.Чтобы в вас поверили, нужно самому поверить в себя. Несчастными люди становятся тогда, когда они признают

Из книги Женщина. Руководство продвинутого пользователя автора Львов Михаил

Ролевые игры Сюжеты большинства сексуальных игр выглядят давно затасканным клише – но все равно работают! Дизайн долларовых купюр тоже не первой свежести – но владельцам нравится.Учительница, медсестра, госпожа, стюардесса, школьница – набор этих образов одинаково

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

Ролевые модели

Из книги Греческие богини. Архетипы женственности автора Бедненко Галина Борисовна

Ролевые архетипы С одной стороны, архетипы - это некие силы, приходящие неожиданно, силы, которые мы не можем объяснить, а часто и справиться с ними. Они способны дать нашей жизни новый смысл или окунуть в безумие, потому что это - то, что приходит из бессознательного. Если

Из книги От текста к сексу: скандальное руководство как, что и когда написать девушке в СМС автора Шереметьев Егор

Женские ролевые архетипы В этой книге мы выделяем восемь женских ролевых архетипов:Деметра - мать милостивая, щедрая или ужасная; Кора-Персефона - юная дева, жертва, хозяйка Подземного царства; Афина - неприступная дева, стратег и тактик; Артемида - вечная дева,

Из книги 10 глупейших ошибок, которые совершают люди автора Фриман Артур

Ролевые игры Я давно заметил, что девушки любят ролевые игры, потому что это весело и заставляет их представлять красочные эмоциональные картинки. В которых, например, вы вдвоем занимаетесь чем-то классным. Большинство девушек будут отвечать тебе, уже включившись в

Из книги Управление конфликтами автора Шейнов Виктор Павлович

Ролевые игры «Весь мир - театр, а люди в нем актеры», - писал Шекспир в пьесе «Как вам это понравится». И как он был прав!Все мы обычно исполняем какие-то роли. Разве вам никогда не приходилось улыбаться, когда на душе кошки скребут? Разве вам не доводилось заниматься

Из книги Развитие личности [Психология и психотерапия] автора Курпатов Андрей Владимирович

Притязания Перед тем как интересы одной стороны сталкиваются с интересами другой, эти интересы должны перейти в притязания, то есть выражающиеся в формах поведения каждой стороны стремления что-то получить.В свою очередь, притязания имеют разные источники, в число

Из книги Необычная книга для обычных родителей. Простые ответы на самые част(н)ые вопросы автора Милованова Анна Викторовна

Ролевые отношения Человек может вступать в межличностные отношения, сознательно выполняя ту или иную функцию, ощущая себя тем или иным лицом, а также сущностно. Три указанные позиции исчерпывают весь спектр межличностных отношений: я-неотождествленные,

Из книги Трудные люди. Как налаживать хорошие отношения с конфликтными людьми автора Макграт Хелен

Из книги Бесследно пропавшие… Психотерапевтическая работа с родственниками пропавших без вести автора Прайтлер Барбара

Ролевые модели У близкого родственника может оказаться такая же биологическая предрасположенность к тревожному типу поведения. Более того, он будет наглядно демонстрировать, как она проявляется. К примеру, один из родителей: передает ребенку образ мира как

Из книги автора

6.2. Ролевые игры Некоторые дети не станут говорить о том, что с ними произошло. Но они могут воспроизвести самое важное из случившегося в ролевых играх – вместе с другими детьми, с помощью кукол, фигурок или мягких игрушек.Эти ролевые игры могут помочь интегрировать как

Нереалистичные ожидания «заставляют пар терпеть неудачу», - говорит Клинтон Силь, консультант по клиническим отношениям и взаимоотношениям. «Когда вы ожидаете, что ваши отношения будут развиваться определенным образом, и это ожидание не будет выполнено, оно может создать чувство тревоги, печали и отчаяния». Это может вызвать иллюзию разрушения отношений.

Ниже мы дадим вам три нереалистичных ожидания - и истину, стоящую за каждым.

1. Нереалистичное ожидание: Счастливые пары продолжают испытывать те же сильные любовные привязанности. Вовлечение часто называют «временным психозом», потому что, когда вы любите кого-то, вы слепы к некоторым его различиям. Вы любите все в своем партнере и хотите быть с ним все время.

Для этого есть физиологические причины. По словам психотерапевта Мелиссы Феррари, «Окситоцин, дофамин и серотонин взаимодействуют с половыми гормонами эстрогена и тестостерона, питают наше желание и «осчастливливают» нас «опьяняют» любовью и похотью». Но в конечном счете эти эффекты заканчиваются, а остальное - два человека, которые имеют дело с реальностью повседневной жизни - вот тяжелая работа.

После окончания медового месяца, это нормально, когда вас раздражает, что партнер регулярно работает поздно или теряет вещи. Теперь это ощутимый источник напряжения. Вы гордитесь своей точностью и тем, что вы организованы, и ваш партнер портит всю картину.

Но конфликт не обязательно является проблемой. Фактически, это возможность. Когда есть конфликт между вами, вы учитесь вести переговоры и управлять своими различиями и как успешно успокаивать друг друга, когда кто-то расстраивается.

2. Нереалистичное ожидание: счастливые отношения остаются прежними. Мы полагаем, что человек, с которым мы вступаем в брак, останется таким, каким он есть, и, следовательно, наши отношения. Это ожидание может даже быть подсознательным, но поднимается на поверхность в виде неожиданности: ваш муж начинает новую карьеру или имеет новую страсть или начинает отходить от того, что он любит (и вы все еще любите), и вы разочарованы.

Может быть, вы даже думаете, что это не тот человек, на котором вы женились. И, возможно, это действительно так.

Люди растут и меняются со временем, а это значит, что отношения также меняются. Например: пара начинает встречаться, когда одному из партнеров исполнилось всего 19 лет. Младшая половина начинает путешествовать все больше и больше, проводя больше времени в офисе, создавая карьеру своей мечты. Другой партнер, который находится дома, испытывает недостаток внимания и скучает. Оба беспокоятся о своей новой реальности, потому что теряют связь друг с другом.

Дело в том, что они не учитывают некоторые из отдельных изменений, которые они переживают. Отношения не могут быть такими, какими они были, потому что теперь есть разные люди с момента их встречи в первый раз.

3. Нереалистичное ожидание: ваш партнер несет ответственность за ваше счастье. Мы склонны рассчитывать на то, что получим от нашего партнера. И когда он не дает нам то, что мы думаем, мы должны получить, возникает обида. (Со временем негодование может превратиться в презрение, которое является «серной кислотой любви», потому что это разрушает брак.)

Мелисса Феррари работает со многими, многими парами, которые ожидают, что другие создадут им счастье. Например, она ожидает, что он заработает достаточно денег, чтобы дать ей все, что захочет. Это оказывает давление на партнера.

Решение может быть долгим объятием каждый раз, когда вы приходите домой, потому что знаете, что физическое прикосновение помогает ему чувствовать себя любимым. Это может означать благодарность каждый раз за его добрые жесты. Это может означать мирное общение во время конфликта, потому что человек вырос в доме со скандалами.

Вышеизложенное относится к осторожности и знакомству с вашим партнером. Дело не в том, чтобы брать на себя ответственность за удовлетворение его потребностей. Речь идет о поддержке - помочь ему вылечить свои предыдущие раны. Это может помочь ему очень психологически, особенно с точки зрения доверия, чувства привязанности и безопасности… И это действительно очень сильно.

Исследуйте свои ожидания в отношении отношений - как выглядят здоровые браки, как вы и ваш партнер должны себя вести, что вам нужно предпринять. Затем исследуйте, откуда берутся эти убеждения, и действительно ли они истинны. Поскольку многие наши ожидания неоправданны и нереальны, многие из них могут вмешиваться в наши отношения.

УДК 159.922.5(045)

Мухордова О.Е.,Городилова Н.В.

РОЛЕВЫЕ ОЖИДАНИЯ В БРАКЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕМЬЕ ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Рассматриваются ролевые ожидания и притязания в браке, а также представления об идеальной семье молодежи 17 - 18 лет. Особое внимание уделяется особенностям брачно-семейных установок и представлений о семье юношей и девушек с ограниченными возможностями, имеющими заболевания зрения, слуха, опорнодвигательного аппарата и др., не связанных с нарушениями в интеллектуальной сфере.

Ключевые слова: ролевое ожидание, установка, семейная роль, представление о семье, идеальная семья, реальная семья.

Современное состояние семьи многим исследователям не внушает особого оптимизма. В чем проявляются кризисные явления в семье? Прежде всего, в ее нестабильности. Об этом обычно судят на основании динамики демографических показателей - общего снижения рождаемости, увеличения удельного веса разводов и неполных семей. В крупных городах распадаются свыше 50% браков (причем, более чем у трети распадающихся семей совместная жизнь продолжается до 4-х лет).

Но, несмотря на то, что современная семья находится в кризисном состоянии и претерпевает изменения в своей функционально - ролевой структуре, «счастливая семейная жизнь», по исследованиям психологов и социологов, выступает как одна из главных ценностей жизни молодых людей.

Важную основу для создания крепкой семьи молодежь видит в благоприятных межличностных отношениях, удовлетворенности

эмоциональной стороной общения. Такому фактору успешной семейной жизни, как четкое распределение обязанностей между супругами, придается небольшое значение. Молодые люди, как правило, до заключения брака не готовы обсуждать обязанности мужа и жены, распределение ролей в семье. Тем не менее, юноши и девушки имеют собственные представления о необходимом и желательном для себя ролевом поведении и имеют устойчивые ролевые ожидания по поводу выполнения той или иной роли другим супругом, которые сформировались в их родительских семьях.

Можно с уверенностью говорить, что юноши и девушки с ограниченными возможностями также ориентированы на создание семьи. Но насколько их представления о семье и ролевые ожидания в браке отличны от «обычной» молодежи? Молодых людей этой категории отличает заниженная самооценка и, прежде всего, не в интеллектуальной сфере, а в социальных отношениях. «Кому я такой нужен?», «Захочет ли кто-нибудь связать жизнь с инвалидом?» - вот что волнует их. Данный вопрос слабо представлен в литературе, что побудило нас к исследованию в этой области. На практике

знание особенностей представлений инвалидов о семье необходимо для осуществления коррекционной работы в данном аспекте, т.к. юноши и девушки с ограниченными возможностями устройство в жизни, в социуме, прежде всего, связывают с семьей. Таким образом, целью нашего исследования явилось выявление особенностей ролевых ожиданий в браке и представлений о семье юношей и девушек с ограниченными возможностями.

Гипотезы: 1) юноши и девушки с ограниченными возможностями придают меньшее значение внешней привлекательности партнера и сексуальной сфере семейной жизни, чем их «здоровые» сверстники, и в большей степени склонны ожидать активности от партнера в хозяйственно -бытовом аспекте семейной жизни.

2) у юношей и девушек с ограниченными возможностями в представлениях о семье эмоциональный компонент семейных отношений будет выражен более ярко, чем у «здоровых» юношей и девушек.

Методики исследования:

Методика ролевых ожиданий и притязаний в браке (РОП);

Проективная методика «Сочинение о семье (реальной, идеальной)»

В проведенном исследовании приняли участие 26 учащихся Сарапульского колледжа для инвалидов в возрасте 17 - 18 лет, из них 12 юношей и 14 девушек, которые составили основную группу. В данной выборке выделилось пять групп заболеваний, которые имеют испытуемые:

Костно-мышечные заболевания (5 чел.),

Заболевания зрения (4 чел.),

Заболевания слуха (3 чел.),

Заболевания внутренних органов: сердца, легких, заболевания крови (8 чел.),

Неврологические заболевания: ДЦП (3 чел.),

Последствия травм, ожогов (3 чел.).

Нужно отметить, что все представители данной группы имеют сохранный интеллект.

Контрольную группу составили 25 учащихся Сарапульского колледжа радиоэлектронного приборостроения в возрасте 17 - 18 лет, из них 11 юношей и 14 девушек.

Результаты и их обсуждение.

В брачно-семейных установках юношей и девушек с ограниченными возможностями преобладают следующие:

Установка на профессиональную, общественную, деловую активность. Как указывают Кон И.С., результаты социологического исследования «Образ семьи в представлениях молодежи»: одна из главных задач юношеского возраста является выбор профессии - молодые люди стремятся получить образование, овладеть специальностью. .

Установка на то, что партнер возьмет на себя функции эмоционального лидера семьи. Можно предположить: в связи с тем, что с

раннего детства инвалидов стараются окружить заботой, вниманием, того же самого они ожидают и в собственной семье.

Установка на личностную идентификацию с супругом, т.е. ожидание совпадения интересов, мнений, ценностей и способов досуга. Это можно объяснить возрастными особенностями раннего юношеского возраста. Молодые люди, прежде всего, хотят видеть в супруге друга, с которым можно поговорить на разные темы, совместно проводить свободное время, который был бы близок «по духу».

Установка на то, что основные функции по воспитанию и уходу за

детьми возьмет на себя партнер, причем у девушек данная установка выражена больше, чем у юношей. Можно найти объяснение в существовании культурных стереотипов: женщины, как правило, в семье занимают

зависимое положение от мужчины, в отношении семейных ролей они склонны «отдавать» активность партнеру.

Установка на то, что партнер возьмет на себя инициативу в реализации хозяйственно - бытовых функций семьи. Это объясняется тем, что с детства инвалиды в семье находятся на щадящем режиме, ограничены жалостью окружения, за них все делают, поэтому и ожидания таковы, что за ними также будут ухаживать в собственной семье.

Нужно отметить, что в первых пяти значимых аспектах семейной жизни, прежде всего, доминируют ожидания испытуемых, что партнер возьмет на себя инициативу в выполнении той или иной роли, функции в семье (роль психотерапевта, родителя, хозяйственно - бытовые функции). Степень готовности молодых людей с ограниченными возможностями взять на себя данные роли невелика:

Роль психотерапевта 39%, потому что они привыкли к опеке близких людей, как правило, утешают и жалеют их, а не они кого-то;

Инициатива в выполнении хозяйственно - бытовых функций 30%, скорее всего им редко приходилось активно участвовать в организации быта;

Роль родителя 12%, можно предположить, что определенное значение имеет страх отягощенной наследственности - иметь детей -инвалидов.

Внешняя привлекательность как собственная, так и партнера имеет небольшое значение. При этом юноши в большей степени, чем девушки, придают значение собственной внешности и привлекательности супруги. Это можно объяснить половыми особенностями: девушки критичнее относятся к своему внешнему виду, чем юноши; они, как правило, нацелены на строение своего тела, а юноши на форму одежды.

Статистическая обработка полученных результатов с помощью методики Манна - Уитни показала, что между юношами и девушками существуют значимые различия по параметру «Внешняя социальная активность - ролевые ожидания»: юноши больше, чем девушки, склонны поощрять профессиональную, общественную, деловую активность партнера (коэффициент 43 при уровне значимости 0, 032). Но, принимая во внимание, что юноши придают большое значение личной установке на активность, скорее девушки наименее склонны поощрять социальную активность юношей или, выражаясь другими словами, девушки склонны быть

независимыми. Данный факт подтверждается разными исследованиями: в современном обществе женщина стремится занять активную социальную позицию, реализовать себя в профессиональной, деловой сфере.

Отметим, что при высокой установке на личную активность и низкой склонностью к поощрению активности партнера у девушек наблюдается высокая установка на то, что супруг возьмет на себя инициативу в реализации хозяйственно - бытовых функций, и низкая установка на личное доминирование в данной сфере семьи. Несколько иная картина у юношей: при значимом поощрении активности супруги и выраженной установке на личное доминирование в хозяйственно - бытовой сфере наблюдается низкая установка на то, что супруга возьмет на себя инициативу в реализации хозяйственно - бытовых функций. Таким образом, можно наблюдать маскулинность девушек и феминность юношей, что еще более усугубляется ситуацией инвалидности. Женщины в любой ситуации стараются адаптироваться и «встать на ноги», «выжить», быть независимыми. Мужчины же в меньшей степени адаптированы к сложностям жизни, чаще в этом случае склонны перекладывать ответственность на партнера.

Последнее место по значимости занимает параметр «Сексуальная сфера» причем выявлены значимые различия по данному параметру: юноши придают больше значение сексуальным отношениям в семье, чем девушки (коэффициент Манна-Уитни 34,5 при уровне значимости 0,01). Можно предположить, что несоответствие внешности общепризнанным стандартам приводит к недооценке собственной внешности, у девушек развита неуверенность в себе, поэтому роль сексуального партнера в семье для них наименее значима. Кроме того, низкие результаты по данному параметру можно объяснить еще и тем, что при всей значимости этой темы для юношеского возраста, они не склонны быть откровенными в этом вопросе.

Итак, в основной группе испытуемых между девушками и юношами выявлены значимые различия по параметрам «внешняя социальная активность», «сексуальная сфера».

Анализируя брачно-семейные установки юношей и девушек контрольной группы («здоровых» юношей и девушек), можно выделить преобладание следующих:

Установка на то, что супруг(а) будет выступать в роли психотерапевта. Это можно объяснить тем, в ранней юности значительно усиливается потребность в понимании тебя другим. Как указывает Мудрик А.В., доминанте юношеского общения соответствует появление нового типа диалога, специфичного для юношеского типа общения - исповедного .

Установка на профессиональную, общественную, деловую активность. Высокая установка на активность объясняется особенностями юношеского возраста: в этот период основными задачами молодых людей являются - выбор профессии, необходимость получить образование, овладеть специальностью. .

Установка на личностную идентификацию с супругом, т.е. ожидание совпадения интересов, мнений, ценностей и способов досуга. Исходя из возрастных особенностей раннего юношеского возраста, можно

предположить, что молодые люди, прежде всего, хотят видеть в супруге друга, разделяющего интересы своего партнера.

Установка на то, что основные функции по воспитанию и уходу за детьми возьмет на себя партнер, причем у девушек данная установка выражена больше, чем у юношей, также девушки больше ориентированы на выполнение роли родителя, чем юноши, что подтверждает статистическая обработка (коэффициент Манна - Уитни 45 при уровне значимости 0,071). Таким образом, юноши склонны перекладывать выполнение родительских функций на супругу, тогда как девушки ориентированы на равноправное участие обоих партнеров в воспитании детей.

Наименее выражены у представителей контрольной группы следующие брачно-семейные установки:

Установка на то, чтобы партнер обладал хозяйственно - бытовыми способностями и навыками и взял на себя инициативу в реализации хозяйственно - бытовых функций семьи. Это можно объяснить тем, что при выборе супруга(и) юноши и девушки отдают предпочтение другим качествам партнера, нежели умению вести хозяйство. При этом установка на личное доминирование в хозяйственно-бытовом обслуживании более выражена у юношей, чем у девушек. Данный факт скорее говорит о том, что юноши придают большее значение данному аспекту семейной жизни, чем девушки; они, как показывают результаты социологического исследования РЦ «Молодая семья» , больше склонны полагать, что семью необходимо создавать для решения хозяйственно - бытовых проблем

Установка на активность партнера, поощрение профессиональной,

деловой активности партнера. Выявлены значимые различия по данному параметру: юноши больше, чем девушки, склонны поощрять

профессиональную, общественную, деловую активность партнера (коэффициент 43 при уровне значимости 0, 032). Но, принимая во внимание, что юноши придают высокое значение личной установке на активность, скорее девушки склонны быть более независимыми, что подтверждается различными исследованиями. В современном обществе женщина в первую очередь, как правило, стремится реализовать себя в профессиональной, деловой сфере, нежели стать домохозяйкой и матерью.

Сексуальные отношения в браке. Можно объяснить тем, что в

юношеском возрасте опыт сексуального общения ограничен: нет

постоянного сексуального партнера, не сформировано представление о собственной сексуальности (особенно у девушек), что подтверждают такие авторы, как Кон И.С., Ковалев С.В. . Кроме того, в отличие от других сфер семейной жизни родители в беседах со своими детьми, как правило, избегают вопроса о сексуальных отношениях в браке - это закрытая тема, поэтому юноши и девушки избегают откровенности при ответах на вопросы анкеты.

Итак, в контрольной группе между девушками и юношами выявлены значимые различия по параметрам «внешняя социальная активность», «родительское воспитание».

При сопоставлении результатов основной и контрольной групп были выявлены значимые различия по шкалам «родительское воспитание» и «хозяйственно - бытовые ценности семьи».

Анализируя отношение молодых людей к родительско -воспитательской функции, отметим следующее: выявлены значимые

различия по параметру «родительское воспитание - ролевые притязания» -юноши и девушки основной группы (инвалиды) меньше, чем контрольной, ориентированы на выполнение роли родителя (коэффициент Манна-Уитни 213,5 при уровне значимости 0,032). Можно предположить, что страх отягощенной наследственности (иметь детей - инвалидов) у юношей и девушек с ограниченными возможностями подавляет желание иметь собственных детей, и вероятна психологическая неготовность взять на себя ответственность за воспитание ребенка. В контрольной группе девушки имеют выраженную установку на выполнение родительской роли, по сравнению с юношами (коэффициент Манна-Уитни 45 при уровне значимости 0,071), в основной группе между девушками и юношами таких различий нет.

Выявлены значимые различия по параметру «хозяйственно-бытовые ценности - ролевые ожидания»: молодые люди с ограниченными

возможностями придают большее значение хозяйственно - бытовым способностям и навыкам партнера, чем обычная молодежь (коэффициент Манна-Уитни 210 при уровне значимости 0,028). Это объясняется тем, что с детства инвалиды в семье находятся на щадящем режиме, ограничены жалостью окружения, за них все делают, поэтому и ожидания таковы, что за ними также будут ухаживать в собственной семье. Сходство между молодыми людьми основной и контрольной групп проявилось в том, что юноши придают больше значение данному аспекту семейной жизни, чем девушки. Данные результаты согласовываются с результатами социологического исследования Республиканского центра «Молодая семья» г. Ижевска - «юноши больше, чем девушки, склонны полагать, что семью необходимо создавать для решения хозяйственно - бытовых проблем» .

В таких аспектах семейной жизни, как общность интересов и внешняя социальная активность, представления юношей и девушек с ограниченными возможностями (основная группа) не отличаются от представлений юношей и девушек контрольной группы.

Установка на личностную идентификацию с супругом имеет большое значение для молодых людей независимо от состояния здоровья, что подтверждается литературными источниками, авторами которых являются Шилов И.Ю., Шнейдер Л.Б. . Это можно объяснить возрастными особенностями раннего юношеского возраста. Молодые люди, прежде всего, хотят видеть в супруге друга, с которым можно поговорить на разные темы, совместно проводить свободное время, который был бы близок «по духу».

Высокое значение внешней социальной активности объясняется тем, что одной из главных задач юношеского возраста является выбор профессии. Как утверждают результаты социологического исследования «Образ семьи в представлении молодежи» и автор психологических трудов о ранней юности Кон И. С., молодые люди стремятся получить образование, овладеть

специальностью. . В основной и контрольной группах между юношами и девушками выявлены значимые различия по данному параметру: юноши больше, чем девушки, склонны поощрять профессиональную, общественную, деловую активность партнера. Но, принимая во внимание, что юноши придают высокое значение личной установке на активность, скорее девушки наименее склонны поощрять социальную активность юношей или, выражаясь другими словами, девушки склонны быть независимыми. Данный факт подтверждается разными исследованиями, в том числе об этом говорит Шнейдер Л.Б.: в современном обществе женщина стремится занять

активную социальную позицию, реализовать себя в профессиональной, деловой деятельности. .

Для молодых людей с ограниченными возможностями семья значима как сфера эмоциональной разрядки и релаксации, причем для девушек в большей степени, что не отличает их от обычной молодежи. Отметим, что результаты нашего исследования согласовываются с результатами других исследователей, например, Республиканского центра «Молодая семья» г. Ижевска: «семью как психологический тыл для человека определяет треть респондентов, среди них девушек больше, чем юношей» . Различие состоит в том, что юноши и девушки с ограниченными возможностями в большей степени готовы взять на себя роль эмоционального лидера в семье.

Статистическая обработка полученных данных с помощью критерия Манна - Уитни не показала значимых различий по параметру «Значение внешней привлекательности». Тем не менее, если сравнивать средние значения по данной шкале в основной и контрольной группах, можно отметить, что молодые люди с ограниченными возможностями не придают этому особой значимости, в отличие от своих «здоровых» сверстников. Но отношение к данному аспекту семейной жизни юношей и девушек различно. Девушки с ограниченными возможностями придают меньшее значение собственной внешности и внешности супруга, в отличие от «здоровых» сверстниц и по сравнению с юношами - инвалидами. Юноши с ограниченными возможностями, напротив, уделяют особое внимание собственной внешности (в отличие от «обычных» юношей), даже больше, чем внешности супруги. Это, прежде всего, объясняется половыми особенностями: девушки критичнее относятся к своему внешнему виду, чем юноши; девушки, как правило, нацелены на строение своего тела, а юноши на одежду. В силу того, что юноши основной группы чувствуют себя ущербными в сравнении со «здоровыми» сверстниками, они стремятся компенсировать это в стиле своей одежды. Как показывает практика, внешность, а если конкретнее выразиться, одежда - это единственный способ юношей с ограниченными возможностями привлечь к себе внимание. Девушки с ограниченными возможностями, чувствуя свою ущербность перед «здоровыми» сверстницами в отношении внешности, стараются не придавать этому большого значения, следуя русским пословицам «не родись красивой, а родись счастливой», «встречают по одежке, провожают по уму».

Что касается сексуальной сферы, то молодые люди с ограниченными возможностями, также недооценивают сексуальные отношения в браке, но еще в большей степени, чем их «здоровые» сверстники. Если в основной

группе есть значимые различия между юношами и девушками (коэффициент Манна - Уитни 34,5 при уровне значимости 0,010), то в контрольной группе их нет. Это можно объяснить тем, что девушки основной группы в силу невысокого мнения о собственной внешности более «зажаты», тогда как их «здоровые» сверстницы чувствуют себя в этом отношении достаточно раскрепощенно.

Как показало исследование особенностей брачно-семейных установок юношей и девушек с ограниченными возможностями, между представителями основной и контрольной группами существуют значимые различия по параметрам «хозяйственно-бытовые ценности - ролевые ожидания», «родительское воспитание - ролевые притязания».

Данные объективного исследования были дополнены материалами проективной методики «Сочинение о семье (реальной и идеальной)», так как при работе со стандартизированными тестами испытуемые не имеют возможности выражать свои мысли свободно, ограничены выбором готовых ответов. В рамках проективной методики они могут выражать свои мысли более развернуто, эмоционально, нерегламентированно.

При проведении данной методики мы столкнулись с тем, что в основной группе многие испытуемые (около 45%) отказались от выполнения задания, среди них большая часть юношей. Мотивировки отказов можно свести к следующему: низкие интеллектуальные возможности («не знаю, о чем писать»), проявление психологической защиты и барьеров на пути к осознанию своих взаимоотношений с родителями и другими членами семьи («лучше не рассказывать о моей семье»). Также можно констатировать настойчивые вопросы испытуемых о содержании сочинения, что свидетельствует о высокой социальной тревожности и личностной неуверенности юношей и девушек с ограниченными возможностями.

В контрольной группе все испытуемые выполнили задание. Тем не менее, анализируя сочинения по объему и содержанию, можно выделить группу сочинений, которые характеризуются малым объемом и формальным содержанием. Данный факт можно расценить как пассивный отказ авторов сочинений от выполнения задания, среди них больше юношей, чем девушек. В целом в контрольной группе объем сочинений юношей намного меньше, чем девушек, что говорит о закрытости юношей в выражении своих мыслей, чувств и переживаний.

Итак, юноши основной и контрольной группы проявили замкнутость, вызванную либо защитными механизмами личности, либо незаинтересованностью в выполнении задания. Девушки, напротив, были довольно открыты в выражении своих чувств и мыслей.

По форме изложения сочинения можно условно разделить на две группы: описательная форма и проблемная.

В основной группе чаще встречаются сочинения проблемного изложения. Для примера приведем отрывок из сочинения Екатерины С.:

«Моя семья состоит из папы, мамы, брата, сестры и меня. <...> Мама к брату с сестрой лучше относится, чем ко мне. А папа наоборот.

Идеальная семья: Я хотела бы, чтобы мама перестала так ко мне обращаться, а относилась так же, как ко всем. Для нее даже враг лучше родной дочери. Чтобы мы жили весело, дружно и без забот».

В контрольной группе основная часть сочинений имеет описательную форму изложения (о составе семьи, занятиях членов семьи, описание функционально - ролевой структуры). Сочинения девушек и юношей с ограниченными возможностями отличаются большей эмоциональностью, открытостью в выражении чувств и переживаний, в них чаще встречаются образные определения.

Сочинения об идеальной семье можно разделить на несколько групп:

Есть описание «идеальной семьи»,

Нет сочинения об «идеальной семье»,

Отвержение существования «идеальной семьи»,

- «идеальная семья» такая, как «моя реальная семья».

В основной группе не встречаются испытуемые, которые бы говорили, что «идеальных семей» не существует. Сочинения данной тематики присутствуют в контрольной группе. Причем испытуемые, которые отвергают существование «идеальной семьи», описывают свою «реальную семью» как конфликтную, либо их сочинения о «реальной семье» малого объема и носят формальный характер; «идеальную семью» они определяют как «семья без конфликтов, ссор, забот, а такового не бывает, - значит, идеальных семей быть не может».

Можно предположить, что отсутствие сочинения об «идеальной семье» свидетельствует о несформированности позитивного образа семьи», противоречивости брачно-семейных установок, что не позволяет описать семью, которую они хотели бы иметь. Нужно отметить, что в основной и контрольной группах одинаковое количество работ без сочинений об «идеальной семье».

В основной группе реже встречаются сочинения, авторы которых говорят о том, что «идеальная семья» такая, как их «реальная семья». Сочинений, в которых образ «идеальной семьи» совпадает с той семьей, в которой они живут сейчас, больше в контрольной группе, причем сочинения о «реальной семье» этих испытуемых отличаются большим объемом, эмоциональностью, развернутостью. Это, как правило, благополучные, полные семьи.

сочинения, где есть описание «идеальной семьи», можно разделить на две группы:

Сочинения малого объема, формального содержания, с использованием в основном общих фраз, которых в основной и контрольной группах большая часть (около 60%);

Развернутые сочинения с описанием ролей и функций членов семьи, образа жизни и т.д., их примерно одинаковое количество в основной и контрольной группах (40%).

Образ «идеальной семьи» в основной и контрольной группах, как правило, повторяет описание «реальной семьи» без тех «минусов», которые авторы отмечают в своих сочинениях («конфликты, ссоры», «необеспеченность, маленькая зарплата родителей, неудовлетворение

потребностей», «неполная»; в основной группе к данному списку

добавляются - «изолированность от родных, близких, сверстников»). Таким образом, можно предположить, что ролевые ожидания молодого поколения формируются в родительских семьях.

Итак, какую же семью испытуемые называют «идеальной», какие критерии определяют?

В большинстве сочинений об «идеальной семье» - это «все вместе», включая иногда бабушек, дедушек, домашних питомцев. Испытуемые основной группы чаще отмечают состав семьи от четырех человек и больше, в их сочинениях семьи, как правило, большие, много родственников, включают домашних питомцев (собаку, кошку). Можно предположить, что большая семья ассоциируется у них с возможностью эмоциональной поддержки, стабильностью, уверенностью в завтрашнем дне. Испытуемые контрольной группы состав семьи отмечают 3 - 4 человека, то есть склоняются больше к нуклеарному типу семьи, редко упоминают домашних животных.

Как правило, в сочинениях представителей основной и контрольной групп семья имеет следующую структуру «мама, папа, дети». В перечислении состава семьи на первое место испытуемые ставят «маму», исходя из этого, можно предположить, что мама более значима для испытуемых вне зависимости от пола и состояния здоровья, у нее больше обязанностей, функций и ролей в семье. Так Марина Ч. пишет в своем сочинении: «Когда я рассказываю о своей семье, многие удивляются. Дело в том, что она немного необычная. Хотя такие семьи сейчас встречаются все чаще и чаще. Мой папа следит за нашим воспитанием, готовит намного чаще, чем мама. А мама должна следить за чистотой в доме и зарабатывать деньги». Отношение девушки к своей семье и отношение окружающих к этой семье, как «необычной», объясняется тем, что до недавних пор ответственность по обеспечению семьи был обязан нести мужчина, а женщина занималась воспитанием детей и домашним хозяйством, в последние несколько лет семейные роли несколько сместились. Обращаясь к результатам

методики ролевых ожиданий и притязаний в браке, отметим, что девушки основной и контрольной группы имеют выраженную установку на личную активность. Можно предположить, данная установка у девушек сформировалась в родительской семье вследствие идентификации с матерью. Следует напомнить, что наиболее традиционной структурой семьи, нашедшей свое отражение в старинном русском быте, языческих верованиях и православии, является «муж - дети - жена» . Но в настоящее время особенностью семьи стало главенство женщины. В.Н. Дружинин , указывая на происходящие в социально - экономической жизни страны изменения, предположил, что и в ближайшей перспективе главой семьи будет оставаться женщина, а муж приобретет больше ответственности за семью, получив, в частности, возможность обеспечивать ее материально. По-видимому, передача властных функций из рук матери в руки отца не противоречит установкам, складывающимся у молодого поколения. В сочинениях испытуемые основной и контрольной групп чаще называют

главой семьи мужа, никто не определил главой семьи женщину, говорят о том, что «муж выполняет мужские обязанности, жена - женские».

Существуют различия между теми критериями «идеальной семьи», которые выделяют испытуемые основной и контрольной групп. Одним из часто встречаемых параметров в сочинениях контрольной группы является «материальная обеспеченность, достаток, богатая семья». В одном из сочинений девушек звучит: «идеальная семья - это удовлетворение всех потребностей каждого члена семьи, такая семья, которая ни в чем не нуждается; это семьи великих бизнесменов, политиков и звезд эстрады». В сочинениях основной группы такой критерий, как «материальная обеспеченность» звучит намного реже, а Юлия Т. в своем сочинении об «идеальной семье» пишет, что «она не обязательно должна быть богатой».

Юноши и девушки с ограниченными возможностями больше говорят о «взаимопонимании» (данный параметр также часто встречается в сочинениях юношей и девушек контрольной группы), о «сплоченности, поддержке», «гармонии и согласии». В сочинениях основной и контрольной групп одинаково часто встречается, что в «идеальной семье» есть «дом», «родители много времени уделяют детям», «вместе проводят выходные, выезжают летом на природу».

Таким образом, наше исследование показало, что среди юношей и девушек с ограниченными возможностями доминируют установки на ожидание от партнера выполнения той или иной роли и функции в семье. Это прежде всего ожидания того, что партнер возьмет на себя функции эмоционального лидера семьи (роль психотерапевта), что будет выполнять основные функции по воспитанию и уходу за детьми (роль родителя), что возьмет на себя инициативу в реализации хозяйственно - бытовых функции в семье (роль «домохозяина»). Степень готовности молодых людей с ограниченными возможностями самими выполнять данные семейные роли невелика. Среди их «здоровых» сверстников нет явного перекладывания выполнения функций семьи на партнера, они более склонны к равноправному распределению обязанностей в семье.

Девушки с ограниченными возможностями и их «здоровые» сверстницы более склонны реализовывать себя в профессиональной деятельности, нежели стать домохозяйками и матерями, что находит подтверждение в реальной жизненной ситуации общества.

Между представителями основной и контрольной групп существуют значимые различия в таких сферах семейной жизни как:

- «хозяйственно - бытовые ценности»: молодые люди с ограниченными возможностями больше придают значение хозяйственно - бытовым способностям и навыкам партнера, чем их «здоровые» сверстники;

- «родительское воспитание»: юноши и девушки основной группы в меньшей степени, чем контрольной, ориентированы на выполнение роли родителя.

По результатам проективной методики можно сделать следующие выводы: юноши и девушки с ограниченными возможностями в меньшей степени склонны повторять опыт родительской семьи при создании собственной. Кроме того, в отличие от своих «здоровых» сверстников, которые склоняются к нуклеарному типу семьи (папа, мама и дети), молодые

люди с ограниченными возможностями представляют семью, состоящую из большого количества родственников; юноши и девушки с ограниченными возможностями в большей степени ориентированы на эмоциональный компонент семейных отношений и, в отличие от своих «здоровых» сверстников, отводят второстепенную роль материальному аспекту семейной жизни.

Таким образом, гипотеза № 1 о том, что юноши и девушки с ограниченными возможностями придают меньшее значение внешней привлекательности партнера и сексуальной сфере семейной жизни, чем их «здоровые» сверстники, и в большей степени склонны ожидать активности от партнера в хозяйственно - бытовом аспекте семейной жизни, частично подтвердилась.

Гипотеза № 2 о том, что у юношей и девушек с ограниченными возможностями в представлениях о семье эмоциональный компонент семейных отношений будет выражен более ярко, чем у «здоровых» юношей и девушек, подтвердилась полностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Под ред. Г.В. Бурменской, Е.И. Захаровой, О.А. Карабановой и др. - М., 2002г.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 1996 г.

3. Ковалев С. В. Беседы о половом воспитании. - М., Педагогика, 1980.

4. Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: Просвещение, 1989.

5. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1980.

6. Мудрик А. В. Юношеский тип общения // Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1984. - с. 59-69.

7.Образ семьи в представлении молодежи.// Социологическое исследование.

Республиканский центр «Молодая семья». - Ижевск, 2001г.

8. Шилов И. Ю. Фамилистика. (Психология и педагогика семьи).- СПб, Петрополис, 2000.

9. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.

O. Ye. Mukhordova, N. V. Gorodilova

Marriage roles expectancy and family assumptions of physically handicapped young men and women

The focus of this article is marriage role expectancies and claims, as well as assumptions of ideal family among young people at the age of 17-18. Special attention is given to specifics of marriage and family attitudes of physically handicapped young men and women, having vision deficiency, hearing disorders, locomotor system disorders, and having no disorders in the intellectual sphere.

Мухордова Ольга Евгеньевна,

Г ородилова Наталья Владимировна

Удмуртский государственный университет

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 6

Я столько раз слышала о том, что обманутые надежды и ожидания убивают отношения. Звучит пугающе, но доля правды в этом есть. Если ваш супруг не может соответствовать тем ожиданиям, которые вы вынашиваете в себе, то любить его и уважать становится затруднительно. Иногда мы даже можем начать отчитывать своих благоверных за то, что они не способны нам дать то, чего мы желаем.

Во избежание этой ситуации некоторые люди предпочитают вообще ничего не ожидать от отношений. Так проще: нет ожиданий — нет и разочарований… Это, конечно, интересный подход к вопросу, но не совсем правильный (или здоровый).

В здоровых отношениях есть место ожиданиям и ваш благоверный должен соответствовать вашим требованиям, но здесь нужно проводить чёткую грань между возможным и желаемым.

Ниже мы приводим шесть «здоровых» ожиданий от брака и шесть искажённых их вариантов, которые не приведут ни к чему хорошему:

Ожидание 1

Ложное ожидание: муж должен во всём соглашаться с вами

Хотя ваш супруг и должен слушать вас, но он всё же не обязан с вами беспрекословно соглашаться. Вы абсолютно разные люди. Научитесь принимать точку зрения супруга с уважением.

Ожидание 2

Здоровое ожидание: потребность во внимании и близости

Ложное ожидание: внимание к вашей персоне по вашей прихоти

В здоровых отношениях всегда присутствует интерес друг к другу и неподдельное внимание. Это базовые потребности обоих супругов в браке и вы должны выполнять их так же, как и ожидаете от своего мужа.

Однако нельзя ожидать близости тогда, когда вам захочется, особенно если ваш муж занят, испытывает стресс, устал или же просто не в настроении. Для этого должно быть выбрано правильное время и место, поэтому наберитесь терпения.

Ожидание 3

Здоровое ожидание: потребность во взаимном доверии

Ложное ожидание: запрет на общение мужа с противоположным полом

Тяжело переоценить значение доверия супругов друг другу в здоровых отношениях. Важно, чтобы вы доверяли своему мужу, а он вам. Чувство доверия сохранит ваши отношениях от поползновений на сторону, а ваши чувства неизменными.

Однако при этом всём у вашего мужа наверняка есть знакомые женского пола — и в этом нет ничего зазорного. Он, естественно, может переписываться и общаться с ними. Не переживайте, их наличие в его жизни никак не отразится на ваших отношениях, если вы сами не создадите предпосылки для этого.

Ожидание 4

Здоровое ожидание: ожидание защиты и принятия

Ложное ожидание: не ожидайте постоянной опеки

Конечно же, вы должны чувствовать себя в безопасности, будучи в браке. Ваши отношения не должны становиться рассадником комплексов для вас. Вы не должны находиться под угрозой какого-либо насилия и вы должны знать, что ваш муж принимает вас такими, какие вы есть. Нет ничего противоестественного в ожидании защиты и принятия в браке.

Однако ваш муж чисто физически не в состоянии всё время опекать вас. Ведь он не может всё время находится рядом с вами. Временами вам нужно будет постоять самим за себя, потому что ваш муж будет где-то в другом месте. Не теряйте чувство здоровой независимости и знайте, что даже если ваши муж и не может быть рядом с вами физически, он всегда с вами морально.

Ожидание 5

Здоровое ожидание: ожидание ответственности от супруга

Ложное ожидание: не ожидайте, что он заработает для вас миллионы

Вы оба взрослые люди со своими обязанностями и вы не должны ожидать, что ваш муж будет делать всё в своей жизни, как вы хотите. Конечно же, он должен быть ответственным в том, что касается работы, его отцовских обязанностей, школы, помощи вам по дому.

Но даже если ваш муж будет самым ответственным человеком в мире, это не означает, что он обязательно заработает для вас кучу денег. Не подвергайте его этому стрессу. Он и так делает для вас всё, что может. Ставьте для себя реалистичные цели в вопросах финансов.

Ожидание 6

Здоровое ожидание: ожидание любви со стороны мужа

Ложное ожидание: ожидание безусловной любви

У всех нас есть недостатки — и в этом нет ничего плохого, если вы надеетесь, что ваш муж примет ваши, так же как и вы принимаете его. Ну, конечно же, вы хотите, чтобы ваш муж любил вас без условий и оговорок.

Однако в противовес широко распространённому мнению, в отношениях не должно быть места безусловной любви, потому что такая любовь не предполагает границ и правил, а вы с вашим мужем заслуживаете большего. Вы не можете обижать своего благоверного и изменять ему, а потом ожидать с его стороны такого же отношения, как и прежде.

Теперь, когда вы узнали некоторые тонкости супружеских отношений, поделитесь ими со своим супругом и начните работать над тем, в чём ваши отношения пробуксовывают. Жизнь для вас обоих наполнится счастьем, если вы будете заботиться о потребностях друг друга.