Характеристика героев рассказа русалочка. Энциклопедия сказочных героев: Русалочка. Русалочка в мультипликации

В своем творчестве Некрасов не чурается употреблять в своих произведениях богатую картину образов, крупнейшая из которых принадлежит раскрытию женских образов. Он наблюдает за женским характеров, изучает его, стараясь не ограничиваться каким-либо сословьем и уровнем, особенно, дворянским. Творческая ситуация в произведениях Некрасова создается при помощи тончайшей интуиции и уникального поэтического воображения автора, которые проникают в самую душу как крестьянской женщины, так жены декабриста, и даже падшей женщины. Некрасов очень чувствительно переживает случаи несправедливости, которые выпадают на долю тогдашней русской женщины, и не важно, какое место она занимает в обществе: высшее, или она находится в подчинении, или вовсе его не имеет. Некрасов прекрасно ощущает ту истину, что если простая женщина из народа страдает от непосильного труда, то дворянская дама также не имеет никаких свобод, она обязана следовать писаным и неписаным законам, установленных в ее круге.

Героини Некрасова – это самоотверженные, сильные женщины, которые способны на самопожертвование ради тех, кого они любят.

Княгиня Трубецкая – это ярчайший женский образ Некрасова. Княгиня Трубецкая в произведении является примером благородства, стойкости и самоотречения. Привыкшая к светскому великолепию, роскоши и достатку, она отрекаются от всех этих благ ради того, чтобы отправиться вслед за своим мужем-декабристом, сосланным в Сибирь. Лживое, глупое высшее общество стало для нее «маскарадом», «нахальной дряни торжество», где царят ханжество, а мужчины в нем – это сборище «Иуд». Трубецкая презирает мужчин из светского общества, чье тщеславие и самолюбие не позволило им разделить участь декабристов, пожертвовать своими благами ради свободы, справедливости и счастья.

Княгиня Трубецкая выменивает суету светского мира «на подвиг бескорыстной любви». Она так же, как ее муж, хочет пострадать за свободу и за судьбу русского народа, который стонет бурлаками на волжских берегах.

Княгиня Трубецкая обречена на несправедливость, ее судьба несчастна, предопределена обществом, в котором она находится. Некрасов предписывает ей убогое, жалкое существование. И ни красота, ни сильный, веселый нрав не помогут ей изменить свою тяжелую женскую долю.

Уже в начале произведения Трубецкая прощается со своим отцом. Она не рада расставанию, но и отказаться от своего долга – быть рядом с мужем – она не может. Она уже успела принять решение, и готова ко всем трудностям, с которыми она столкнется. В Иркутске ее встречает губернатор, который также пытается ее отговорить. Он применяет все хитрости и возможности, которыми владеет, но Трубецкая непреклонна. Сначала губернатор пытается через родственные чувства отговорить княгиню от поездки, он утверждает, что ее отъезд попросту убил ее отца. Но Трубецкая говорит, что любит отца, но долг супружества для нее – «выше и святей». Губернатор пытается испугать женщину ужасными для жизни сибирскими условиями, и что если она падет духом в таких условиях – это еще больше ослабит и огорчит ее мужа. Но Трубецкая отвечает «… я слез не принесу». Губернатор пытается провести яркую параллель между веселой светской жизнью и темной, непривлекательно тюремной. Но Трубецкая отвечает, что ей нет места в таком обществе без ее мужа. И даже жизнь с другими каторжниками без титула и должных отношений не пугает Трубецкую. Губернатор поражен непреклонностью, бесстрашием, целеустремленностью женщины, и сдается, отдав приказ запрячь лошадей.

Образ княгини Трубецкой воспевает чудесные черты русских женщин, их огромную силу воли, преданность, гордость и чувство собственного достоинства.

См. также:

  • Образ княгини Волконской в поэме Некрасова «Русские женщины»
  • «Русские женщины», краткое содержание по главам поэмы Некрасова
  • «Русские женщины» - сочинение по поэме Некрасова
  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
/ / / Образ княгини Волконской в поэме Некрасова «Княгиня М.Н. Волконская» («Русские женщины»)

Мария Николаевна Волконская – жена декабриста Волконского, которая, не смотря на все уговоры близких, последовала за мужем в далекую Сибирь.

Судьба этой женщины складывалась следующим образом: в январе 1825 года она вышла замуж, ожидая ребенка, жила в имении родителей. О событиях в стране и о судьбе своего мужа ничего не знала. Родив сына и оправившись немного, она поехала в Петербург и добилась свидания с мужем, попросив об этом самого императора. Услышав страшный приговор, приняла решение – следовать за мужем повсюду, куда бы его ни отправили. Маленького сына ей пришлось оставить. Но она была готова даже на эту жертву.

Мария Волконская оставила после себя воспоминания, которые и легли в основу второй части знаменитой поэмы Николая Алексеевича Некрасова .

Первая написана от третьего лица, а вот вторая – от первого. Это придает ей больше искренности и правдоподобности. Героиня начинает свой рассказ с событий детства и счастливой юности. Мария вспоминает беззаботную и ничем не омраченную жизнь. Красивая девушка с прекрасным происхождением, купающаяся в роскоши, мечтала о такой же прекрасной жизни после замужества. Но судьба распорядилась иначе.

Насколько тяжело этой девушке было отказаться от того, что она имела, мы не знаем. Но можем догадываться. Чтобы суметь это сделать, нужно было обладать характером необыкновенной силы и твердости. Но откуда в этой хрупкой молодой девчонке такой стержень? Думается, это наследство ее отца – участника военных событий 1812 года. Для Маши он был кумиром. Известие об аресте мужа она воспринимает отважно и хладнокровно, как и подобает истинной дочери своего отца.

Дается в поэме сложившимся и цельным. Что же касается Марии Волконской, то девушка предстает перед нами в минуты своего внутреннего развития. Ее путь следования в Сибирь совпадает с путем становления личности. Трагические события, связанные с мужем, дали толчок к развитию ее нравственных качеств.

Хрупка девушка, совсем недавно ставшая матерью, на наших глазах превращается в героиню, способную отречься от всего, что было привычно и дорого, и отправиться на лишения и страдания вслед за любимым человеком.

Самым трогательным эпизодом в произведении стал момент прощания Марии со своим маленьким сыном, ведь по приказу царя она должна была его оставить. Даже сложно представить, что испытывала женщина в этот момент? Как она сумела пережить это и не отступить, не изменить решения? Отец Марии Волконской долгое время не мог принять и понять поступка дочери, хотя и высоко ценил его. Перед смертью он признался, что более удивительной женщины в своей жизни не встречал.

Трудный путь в Сибирь лежит перед женщиной, она постоянно сталкивается с жестокостью и нищетой русского народа. Все эти притеснения в очередной раз демонстрируют перед Машей правильность поступка мужа, она преклоняется перед подвигом, который он совершил.

Образ Марии Волконской – воплощение любви и преданности долгу жены, символ верности и самопожертвования во имя другого человека.