Гуманистический подход кратко. Гуманистический подход в психологии личности: Исследование. Защитные механизмы личности

Гуманистическая психология возникла в качестве реакции на засилье в западной науке направлений, которые во многом оправдывали сложившиеся в капиталистическом мире моральные и этические установки. Гуманистический подход в психологии личности вступил в противоречие с основами главенствующей психологической школы.
Две мировые войны и регулярные финансовые кризисы породили кризис более глубокий - этический. Это состояние пришлось на период массового отказа людей от религиозных ценностей. То, что в СССР было связано с официальной доктриной научного атеизма в США и Европе произошло само по себе, в силу политического обесценивания человеческой жизни. Далеко не случайно главенствующим направлением в психологии оказался бихевиоризм, который рассматривал человека в основном через призму его же поведения.

Гуманизм переживет человеческий род!
Станислав Ежи Лец

С одной стороны, картину того времени можно назвать удручающей, с другой - она оставляла достаточно большой простор для исследований и построения новых концепций. Этим занялись многие психологи-новаторы, среди которых А. Маслоу, К. Роджерс, Г. Олпорт, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром, Х.-В. Гессманн, Ф. Перлз, не имеющий широкой известности, скорее всего из-за своих марксистских взглядов, Э. Фромм и ряд других... В наши дни достаточно трудно оценить смелость их научного мышления. Напомним, что начинали они ещё тогда, когда в США в психиатрии активно использовалась лоботомия. И вдруг кто-то с кафедр университетов стал говорить о том, что человек представляет собой огромную ценность, потому что имеет способность к самоактуализации.

Зарождение новых тенденций

Наиболее ярко это выражал Э. Фромм. Он интересен прежде всего тем, что пришёл к таким воззрениям совершенно с неожиданной стороны, а именно через психоанализ. Будучи одним из последователей Фрейда, Фромм не считал наработки того законченными. Напротив, он заявил, что отец-основатель психоанализа слишком большое внимание уделил индивидууму и почти не рассматривал его социальные связи.


Что же такое человек с точки зрения Фромма? Ответ на этот вопрос отлично проиллюстрирует, что такое гуманистические взгляды в своей сущности.

Прежде всего это кто-то, кто изначально обладает только хорошими свойствами. Он добр, ему потенциально доступны все положительные качества. Его истинными потребностями являются все те, которые связаны с самопознанием. Ему нужна красота, гармония, он стремится к истине. Однако все эти потребности находятся лишь в состоянии потенциальных возможностей. Они могут реализоваться, могут реализовавшись породить новые, а могут так и остаться нереализованными. Фромм видел причину этого прежде всего в неблагоприятных социальных условиях. Тем не менее, даже самый мерзкий и злой человек имеет какой-то шанс на прогрессивное развитие. Этот оптимизм и отличает гуманистическую психологию от всякой другой.

Фромм первым выделил у человека наличие высших экзистенциальных потребностей. Их реализация даёт ему счастье, а без реализации они превращаются в нечто противоположное. К примеру, потребность о ком-то заботиться с лёгкостью сублимируется в эгоизм и даже эгоцентризм.

Список всех высших потребностей человека выглядит следующим образом:

  • построение положительной связи с другими людьми;
  • создание чего-то, что даст почувствовать собственную значимость;
  • построение своего дома и системы безопасности;
  • выражение своей уникальности;
  • найти систему взглядов, которая позволит понять мир, других людей и себя;
  • потребность в служении высшим идеалам.
Не трудно догадаться, что в неудовлетворённом виде эти потребности меняют свой потенциал на противоположный и у человека случается:
  • эгоизм;
  • преступные наклонности и тяга к разрушению;
  • наплевательское отношение к жизни;
  • самообезличивание и ненависть к себе, страх;
  • тотальный скептицизм;
  • безверие.
По Фромму причина неудовлетворения потребностей находится в социуме. Но степень и особенности того, как реализации мешают социальные связи порождает определённый тип социального характера. Другими словами, личность представляет собой сформированную социумом структуру. Он считал, что изначальное состояние человека это своеобразный уклад психики вне личности. В общем-то с этим трудно спорить. Так, до определённого возраста ребёнок не говорит о себе при помощи местоимения «я». Он произносит «Петя идёт гулять». Когда-то наступает момент, когда он скажет «Я хочу гулять». Характерно, что слово «хочу» появляется в лексиконе вместе со словом «я».

Правда, не исключено, что к этому времени ребёнка уже парочку раз успели наказать тем, что прогулку отменили. Появление желания неразрывно с появлением сознательного протеста, а это означает, что в индивидуальную систему реализации экзистенциальных потребностей с самого начала закладываются действия по схеме «вопреки», «назло», «всё равно добьюсь». В результате познание высших ценностей, таких как Бог, Истина идёт рука об руку с богоборческим бунтом и стремлением породить какую-то свою истину, чтобы заместить ею объект познания.

Все высшие потребности являются врождёнными. Социум же оказывает воздействие своими нормами и предписаниями. В этом не трудно убедиться на практике. Достаточно заявить о себе вслух как о свободном человеке или хотя бы о человеке, который стремится к свободе, как заявитель тут же услышит о том, что жить в обществе и быть свободным от общества нельзя, даже если он имел в виду духовную свободу или свободу мышления от стереотипов.

Мы говорим о взрослых людях и подразумеваем, что желания у них уже есть. Даже не вдаваясь в подробности о том, хорошо это или плохо. Только общество всё построит так, чтобы человек делал не то, что он хочет, а то что нужно. В результате образуется система противоречий, которая травмирует психику. Выход даёт самообман, который называется рационализация. Человек внушает себе, что он играет по чужим правилам, потому что это выгодно ему самому.

Такая ситуация была бы безвыходной, но выход-то Фромм находит. Это чувство любви. Полезность или бесполезность этого утверждения для людей в современном мире каждый может проверить на собственном опыте. Только неплохо было бы вспомнить о том, как объясняются в любви молодые люди в наше время. Лишь самые смелые в состоянии произнести «я тебя люблю!», обычно говорят «ты мне нравишься». И это далеко не случайно. По Фромму это тоже продукт, который создан воспитанием или социальными детерминантами. Утрата способности любить приводит к плачевным последствиям не только в философском, но и в медицинском смысле, потому что внутренний мир не имеет пустых мест. Вместо любви возникает садизм, мазохизм, эгоизм, которые и становятся причинами неврозов.

Для каждого человека все происходит так, как будто взоры всего человечества обращены к нему.
Жан-Поль Сартр. Экзистенциализм - это гуманизм


В естественном состоянии человек получает любовь так же, как и любую другую энергию. Любовь матери даёт ему покой и защищённость, любовь отца уверенность в себе, любовь братьев и сестёр позволяет не чувствовать себя одиноким, любовь женщины позволяет ему реализовать свой отцовский потенциал и он отдаёт им всем столько же энергии. Её нельзя запирать, всё должно находиться в состоянии энергообмена. Высшая форма любви - любовь к Богу, позволяет ему видеть истину в простых вещах. Совокупность всего этого и является строительным материалом счастья. Или, являлась бы, если бы умели любить.

Видео: Гуманистическая психология, кратко

Восстановление любви

Подмена ценностей произошла на уровне личной свободы. Возникла парадоксальная ситуация. Всю историю люди боролись за свободу, подразумевая под ней личностную независимость и свободу волеизъявления. Во многом они преуспели. В годы возникновения и развития гуманистической психологии люди Запада пользовались очень большими достижениями в области своих политических и экономических прав. Только эта же свобода привела к изоляции каждого ото всех. Возникло нечто такое, что замечательно было отражено в старом советском фильме «Последний дюйм». «Какое мне дело до всех до вас, а вам до меня» - пел бас за кадром. Героев фильма спасло только то, что в экстремальной ситуации они смогли восстановить чувство любви сына к отцу, а отца к сыну. Можно сказать, что им повезло.

На практике же люди западной цивилизации поступают иначе. Они начинают сами подавлять свою индивидуальность, поскольку понимают, что причина именно в ней. Только подавление не приводит к чему-то прогрессивному. Это или формирование корпоративных стандартов с введением корпоративного стиля поведения, или появление субкультур, таких как БДСМ. Отсюда же и стремление людей к тоталитарным сектам. Можно подумать, что гордым американцам должно быть чуждым поклонение какому-то божку во плоти, но ведь это происходит. Людей тянет к рабству от свободы, которой они так долго добивались.

Фромм не перестал быть психоаналитиком, лишь расширил рамки психоанализа. В основном эти теоретические основы формировались для того, чтобы выработать методику работы с психическими и нервными расстройствами. Новаторство его методик заключалось в том, что психиатрия стала использовать неведомые до селе методы и ставила перед собой удивительные цели. Он пытался вернуть человеку способность любить. Напомним себе ещё раз, что это происходило в годы, когда в США ещё во всю практиковалась лоботомия.

"Третья сила"

Однако протест против имел и более радикальные формы. Настолько, что протестовать стали ещё и против психоанализа. «Третья сила», так называл гуманистический подход в психологии личности ученый, за которым прочно закрепилась слава отца-основателя гуманистической психологии. Это Абрахам Маслоу.


Его очень хорошо можно понять. Психоанализ сосредоточил всё внимание на больных, а бихевиоризм превращал людей в каких-то роботов, которым всё что нужно - это стимул и система управления поведением. Гештальт же в США не прижился. Да, как раз потому, что все кафедры были заняты сторонниками бихевиоризма, а эмигрировавшим из Германию еврейским ученым оставалось только заниматься частной практикой и время от времени печататься в научных журналах.

Абрахам Маслоу выдвинул чёткие и убедительные концепции:

  1. Человека можно рассматривать только в качестве целостной системы.
  2. Анализ одного человека имеет такую же значимость, как и многих людей в силу того, что каждый человек уникален.
  3. Основная психологическая реальность это переживание индивидуумом мира и себя самого.
  4. Жизнь представляет собой единый процесс.
  5. Человек потенциально открыт для развития.
  6. Человек имеет высокую степень независимости от внешней детерминации. Не нужно думать, что здесь встречается противоречие с мнением Фромма. Тот считал так же, только делал акцент на том, что этой свободой пользуются лишь единицы.
  7. Человек - активен и готов к творчеству.
В своё время достаточно широкую известность приобрела так называемая «пирамида Маслоу». Кто-то изобрёл миф о том, что Маслоу создал иерархию человеческих потребностей и изобразил их в виде пирамиды, а пирамида почему-то оказалась перевёрнутой, что несколько нелогично. Это странное «изобретение» человеческого гения почему-то активно показывали слушателям курсов управления персоналом. Чаще других при этом звучало слово «мотивация».

Если речь идёт о том, что для мотивирования сотрудников компаниям не плохо было бы удовлетворять их потребность в жилищах, хлебе насущном и образовании, то заявление следует считать справедливым. Но создаётся другое впечатление. Там учили тому, как мотивировать, но не удовлетворять потребности, а заставить верить в том, что увеличение производительности труда позволит их когда-то потом удовлетворить.

Маслоу действительно систематизировал потребности и разделил их на базовые и экзистенциальные. Он на самом деле когда-то сказал, что голодный человек в первую очередь думает о хлебе, а бездомный о крове, а потом уже о более абстрактных ценностях. Правда, речь шла о полном удовлетворении и грани были не столь чёткими. Разумеется, голодный может очень даже горячо молиться Богу, но просить-то он будет еду, а не Истину.

Иерархия потребностей Маслоу строится исходя из того, что человек постоянно чего-то хочет. Если полное удовлетворение всех желаний и возможно, то на короткий срок. Можно подумать, что психолог слишком большой материалист. Однако даже Сын Божий имел желание - он хотел спасти людей от греха. Будда после просветления тоже имел желание - он захотел проповедовать Дхарму, учить других, как им тоже стать просветлёнными. Так что от желаний нам никуда не деться.

По Маслоу иерархия выглядит так:

  1. физические потребности;
  2. потребность в безопасности;
  3. потребность в любви;
  4. потребность в уважении и признании;
  5. потребность в самоактуализации.
Он исследовал успешных людей и выявлял их качества, анализировал систему ценностей и разрабатывал модель успешного развития, а не просто успешности.

Правда, далеко не всё оказалось таким законченным, как того хотелось бы. Если посмотреть на градацию потребностей, то может возникнуть впечатление, что высшие из них это удел людей, которые уже всего достигли, им уже не нужно хотеть вещей или денег и они могут себе позволить помедитировать или поразмышлять о Боге. Это далеко не так... Кто у нас видел размышляющих о высших ценностях банкиров, о какой самоактуализации в духовном смысле может идти речь применительно к миллионерам? Не станем спешить вешать на них ярлыки, но самолюбования и эгоизма, жадности и жестокости, страданий и страха в высших эшелонах общества хватает.

Поиск Истины и Бога иногда заставляет людей не строить дома, а брать котомку и уходить, хотя бы попытаться, как это сделал Лев Николаевич Толстой. Наверное в Ясной Поляне ему было более безопасно.

Маслоу понимал, что он пришёл к кризису в процессе познания. Это не говорит о том, что всё направление гуманитарной психологии оказалось не верным. Не было нужных компонентов для того, чтобы прийти к пониманию высших форм духовного развития. Общие же наблюдения показывали, что в определённый момент человек начинает стирать собственные границы, границы своего «я», своей личности.

Описание переживаний людей, которые смогли соприкоснуться со светом Истины похожи, несмотря на то, что они могут относиться к разным религиям, взглядам, школам и направлениям философии. Поэтому Маслоу вновь среди новаторов и принимает активное участие в построение новой системы, которая получила название трансперсональная психология. Теперь уже трудно сказать, что он по-прежнему занимается наукой, поскольку наукой это признало только Британское научное сообщество.

Я-концепция К. Роджерса

Создаётся впечатление, что гуманистический подход в психологии представляет собой одно большое описание человека. Но непонятно, что конкретно ему делать для своей самоактуализации. Во многом это так, поскольку речь идёт о науке теоретической. Правда, иногда теория совершенно неожиданно превращается в практику. Гораздо ближе к ней концепция К. Роджерса, который тоже работал в рамках гуманитарной психологии. Он построил модель двух «Я».

Личность по Роджерсу состоит из двух основных структур «Я-реальное» и «Я-идеальное». Реальное формируется на базе отношений с другими людьми и самооценки. Человек может оценивать себя не верно, думать о себе слишком хорошо или плохо, но всё равно речь идёт о том своём «Я», которое существует здесь и сейчас. Идеальным же является «Я», которого нет, но к которому следует стремиться. В реальности человек беден и запуган, он страдает, его девушки не любят. И в нём же продолжает жить кто-то сильный, умный, способный и яркий. В результате образуется внутренний конфликт.

Для его решения Роджерс предлагает сокращать разрыв между структурными компонентами личности. Это происходит в пространстве, которое исследователь называет «поле опыта». Это все феномены, которые потенциально доступны сознанию. Они постоянно вносят корректировку в его самооценку. Роджерс большое внимание уделяет тому, что осознаётся человеком, поскольку видит в этом сырьё для его отношения к самому себе. Потенциальная готовность к самоактуализации видится им стремлением к более реалистичному функционированию.

Целью Роджерса является построение модели консультирования, которая получила название клиентцентрированного подхода. Его задача - разрушить условные ценности. Говоря самым простым языком, если человек хочет написать книгу, но ему мешает бизнес, то условные ценности не дают ему стать счастливым, потому что его «Я-идеальное» содержит образ себя-писателя, а не биржевого маклера.

Тем не менее, «Я-идеальное» не осталось изученным в должной мере и гипотетически мы можем предположить, что оно имеет собственную силу, способную к устранению препятствий. Опишем один эксперимент.

Психологический эксперимент

Мужчина 35 лет занимается практикой психического сна. Он ставит перед собой задачу слушать голос инструктора и находиться в пограничном состоянии - полная релаксация, но сохранение осознанности. Это состояние испытывает каждый человек в момент отхода ко сну. Эксперимент предполагает, что произносимая в этот момент мысленно позитивная установка реализуется на практике намного быстрее, чем если бы она произносилась в обычном состоянии. Установку он должен придумать себе сам. Можно назвать это слоганом определённого этапа жизни. Однако это оказалось не такой простой задачей. Он долго искал эти слова, от сессии к сессии пытался выразить то, что со всей решимостью будет делать или не делать. Совершенно неожиданно он увидел именно то, что Роджерс назвал «Я-идеальное». Это был образованный, довольный жизнью, светящийся оптимизмом человек, который работает там, где ему нравится и занимается тем, чем должен. Видение образа самого себя, который смог реализовать свой творческий потенциал, происходило в психическом пространстве, которое можно назвать и полем опыта.

Эксперимент привёл к тому, что мужчина смог достичь множество качеств того «Я-идеального», которое увидел. Отсюда можно сделать вывод о том, что эта компонента личности не является источником внутреннего конфликта как таковая. Конфликт порождают умственные спекуляции и зависимость от условных ценностей. Но осознание и прямое психологическое видение себя становится ещё и мощным стимулом для развития.

Итоги подводить ещё рано...

Мы рассмотрели этапы становления интересного и конструктивного научного направления – гуманистического подхода в психологии личности. Впоследствии на его базе возникли отдельные течения и внутренние школы. Однако, учёным и практикующим психологам по-прежнему чего-то не хватает. Далеко не случайно, ещё с конца 20-го века, в науке прослеживается тенденция слияния различных систем: психологии, философии, антропологии и даже квантовой физики.

Людям нужно нечто большее, что пока ещё не создано. Именно поэтому психология так активно смыкается ещё и с мистикой. Вернее - практикой самосовершенствования на базе религиозных систем, тантрических школ, китайского цигуна и многих других видов медитаций и йоги.

ОТВЕТ: Гуманистическая психология - направление в западной (преимущественно американской) психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х годов XX века, как протест против доминирования бихевиоризма и психоанализа в США, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл, Ш. Бюлер, Р. Мэй, С. Джурард, Д. Бьюдженталь, Э. Шостром, Х.-В. Гессманн и другие. Гуманистическая психология в качестве своей философской базы опирается на экзистенциализм. Манифестом гуманистической психологии стала книга под редакцией Р. Мэя «Экзистенциальная психология» - сборник докладов, представленных на симпозиуме в Цинциннати в сентябре 1959 г. в рамках ежегодного съезда Американской Психологической Ассоциации.

Свой теоретический подход к психологии личности предложили и представители гуманистической психологии. Эта отрасль психологии возникла как своеобразная альтернатива тем концепциям, которые полностью или частично отождествляли психологию и поведение человека и животных. Теорию личности, разрабатываемую в гуманистической традиции, можно отнести к разряду психодинамических и одновременно интеракционистских (у разных авторов по-разному), неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих весь период жизни человека и описывающих его как личность то в терминах внутренних свойств и особенностей, то в поведенческих терминах. Основное внимание в теориях этого типа (их несколько, и они значительно отличаются друг от друга) сосредоточено на описании строения и развития внутреннего опыта человека, в том его виде, в каком он представлен самому человеку в самосознании и мышлении.

Сторонников гуманистических теорий личности прежде всего интересует то, как человек воспринимает, понимает и объясняет реальные события в своей жизни. Они предпочитают описывать феноменологию личности, а не искать ее объяснение; поэтому теории данного типа иногда называют феноменологическими. Сами описания личности и событий в ее жизни здесь в основном сосредоточены на настоящем жизненном опыте, а не на прошлом или будущем, делаются в терминах типа «смысл жизни», «ценности», «жизненные цели» и т. п.



Создавая свою теорию личности, Роджерс исходил из того, что человек обладает стремлением и имеет способность к личностному самосовершенствованию. Будучи существом, наделенным сознанием, он сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, является высшим экспертом и верховным судьей. Центральным понятием для теории Роджерса стало понятие «Я», включающее в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые человек характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит перед собой и должен решать, следующие: Кто я есть? Что я могу, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Образ «Я», складывающийся в результате личного жизненного опыта оказывает в свою очередь влияние на восприятие данным человеком мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению.

Я-концепция может быть положительной, амбивалентной (противоречивой), отрицательной. Индивид с положительной Я-концепцией видит мир иначе, чем человек с амбивалентной или отрицательной. Я-концепция в свою очередь может неверно отражать реальность, быть вымышленной и искаженной. То, что не согласуется с Я-концепцией человека, может быть вытеснено из его сознания, отвергнуто, хотя на самом деле может оказаться истинным. Степень удовлетворенности человека жизнью, мера полноты испытываемого им счастья непосредственно зависят от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» согласуются между собой.

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности,- это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главенствующей самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмотря на значительные расхождения в их взглядах. Это позволяет воспользоваться концепцией А. Маслоу для описания того, каким требованиям должна соответствовать в своем поведении в отношениях с окружающими самоактуализирующаяся личность. Интересны эмпирические данные, которые относятся к исследованиям «самоактуализации личности» А. Маслоу. Автор отобрал среди хорошо знакомых ему людей тех, кого можно было назвать «оптимально функционирующими личностями», и выделил у них общие психологические свойства. Эти свойства, характерные для самоактуализирующейся личности, следующие:



· активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

· принятие себя и других людей такими, какие они есть;

· непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;

· сосредоточенность внимания на том, что происходит во вне, противовес ориентации только на внутренний мир, сосредоточенности сознания на собственных чувствах и переживания;

· обладание чувством юмора;

· развитые творческие способности;

· неприятие условностей, но без показного их игнорирования;

· озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;

· способность к глубокому пониманию жизни;

· установление с окружающими людьми, хотя и не со всеми, вполне доброжелательных личных взаимоотношений;

· способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее беспристрастно, с объективной точки зрения;

· непосредственная включенность в жизнь с полным noгружением в нее, так, как это обычно делают дети;

· предпочтение в жизни новых, непроторенных и непроторённых путей;

· умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности, позиции авторитетов;

· открытое и честное поведение во всех ситуациях;

· готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению стороны большинства окружающих людей за нетрадиционные взгляды;

· способность брать на себя ответственность, а не уходить от нее;

· приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;

· умение замечать и, если в этом есть необходимость, преодолевать сопротивление других людей.

· крупномасштабность психического содержания и деятельности («Эти люди приподняты над мелочами, обладают широким горизонтом, дальней временной перспективой, они руководствуются широкими и универсальными ценностями»).

На главный вопрос его теории - что такое самоактуализация? - А. Маслоу следующим образом: «Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело... Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них - это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые, как правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому. Эти ценности (среди них - добро, а порядочность, красота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы быть или не быть. В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность выбирает всегда движение вперед, преодоление препятствий.

Самоактуализация вместе с тем предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, независимого мнения по основным жизненным вопросам. Это - процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе».

Из всех зарубежных концепций гуманистическая психология является по своим позициям (особенно в плане понимания смысла жизни, стремления к высшим целям и ценностям) наиболее близкой взглядам отечественных психологов.

Подход в психологии, который включает в себя проблемы любви, внутренней включенности и спонтанности вместо систематического и принципиального их исключения определяется как гуманистический.

Гуманистическая психология ставит на главное место человека и его самосовершенствование. Ее основные предметы рассмотрения: высшие ценности, самоактуализация, творчество, свобода, любовь, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностные отношения.

Объектом гуманистической психологии является не прогнозирование и контроль за человеческим поведением, а освобождение человека от пут невротического контроля, возникшего вследствие «отклонений» его от общественных норм или от психологических условий индивида.

Гуманистическая психология как самостоятельное направление возникла в США в 1960-х годах XX в., как альтернатива бихевиоризму и психоанализу. Ее философской основой стал экзистенциализм .

В 1963 году первый президент Ассоциации гуманистической психологии, Джеймс Бьюдженталь сформулировал пять основных положений данного подхода:

  1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (т.е. человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частных функций).
  2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (т.е. человек не может быть объяснен своими частными функциями, в которых не берется в расчет межличностный опыт).
  3. Человек осознает сам себя и не может быть понят психологией, которая не учитывает его непрерывное, многоуровневое самосознание.
  4. Человек имеет выбор (не является пассивным наблюдателем своего существования, а творит свой собственный опыт).
  5. Человек интенциален (обращен в будущее, в его жизни есть цель, ценности и смысл).

Считается, что гуманистическая психология сформировалась под влиянием десяти направлений:

  1. Групповая динамика, в частности Т-группы .
  2. Доктрина самоактуализации (Маслоу, 1968).
  3. Центрированное на личности направление психологии (клиент-центрированная терапия Роджерса, 1961).
  4. Теория Райха с его настаиванием на раскрепощении зажимов и освобождением внутренней энергии тела (body).
  5. Экзистенциализм, в частности, теоретически интерпретированной Юнгом (1967) и практически экспериментально - Перлзом (также Fagan и Shepherd, 1972).
  6. Результаты использования expending drag, в частности LSD (Stanford и Golightly, 1967).
  7. Дзен-буддизм и его идея освобождения (Letting, 1980).
  8. Даоизм и его идеи единства противоположностей «Инь - Янь».
  9. Тантра и ее идеи важности тела как энергетической системы.
  10. Вершинные эксперименты как откровение и просветительство (Rowan, 1976).

Гуманистическая психология не является упорядоченной областью научного знания. Это не наука, а скорее набор метафизических концепций, указывающих путь для раскрытия человеческих проблем с помощью экзистенциального опыта. В котором:

  1. Глубокая и интенсивная группа исследований завершается общим реалистичным отношением к самому себе и другим.
  2. Экстатический и вершинный эксперимент, в котором смысл единства и паттернов человеческого и природного миров является достигнутым.
  3. Экзистенциальный опыт бытия полностью ответственен за определенные мысли и действия.

Все главные деятели гуманистической психологии прошли через опыт такого рода. Это привело к идее предмета знаний, который может быть исследован или оценен только подобными шагами.

Гуманистический подход в психологии четко направлен на практические задачи. Его центральными понятиями являются личностный рост (становление) и человеческие возможности. Она утверждает, что люди могут меняться, работая над собой.

В рамках данного направления создано большое количество методик self-intervention («само-проникновения»), которые могут быть систематизированы следующим образом:

1. Телесные методы:

  • терапия Райха, ориентированная на биоэнергетику, возрождение;
  • методы Rolfing"s, Feldenkreis"s;
  • техника Александера;
  • «Чувственное сознание»;
  • холистическое здоровье и т.п.

2. Мыслительные методы:

  • трансакционный анализ;
  • создание персональных конструктов («репертуарные решетки» Келли);
  • семейная терапия;
  • NLP - нейролингвистическое программирование и др.

3. Чувственные методы:

  • Encounter, психодрама;
  • осознание целостности;
  • первоначальная интеграция;
  • эмпатическое взаимодествие Роджерса и др.

4. Спиритуальные методы:

  • трансперсональное консультирование,
  • психоанализ,
  • интенсивные семинары по просвещению (enlightenment intensive workshops),
  • динамическая медитация,
  • игры с песком (send play),
  • толкование сновидений (dream work) и др.

Большинство данных методов могут быть адаптированы к работе во многих отраслях. Гуманистические практики занимаются личностным ростом средствами психотерапии, холистического здоровья, обучения, социальной работы, организациональной теории и консультирования, бизнес-тренингов, тренингов общего развития, групповой самопомощи (self-help groups), креативного тренинга и социального исследования (Rowan, 1976).

Человеческое бытие изучается гуманистической психологией как со-исследовательское, когда сам испытуемый также планирует собственное изучение, участвует в исполнении и в осмыслении результатов. Считается, что этот процесс дает больше разного рода знания о человеке, чем классическая парадигма исследования. Это знание является таким, которое может быть использовано немедленно.

На этой почве возникло несколько концептов:

The real self (реальная самость). Это понятие является ключевым в гуманистической психологии. Оно свойственно концептуальным построениям Роджерса (1961), Маслоу (1968), Юнга (1967) и многих других. Реальная самость подразумевает, что мы можем углубляться дальше поверхности своих ролей и их маскировки для содержания и подчеркивания самости (Shaw, 1974). Ряд исследований, которые основывались на этом, взаимодействовали с Hampdun -Turner (1971). Simpson (1971) утверждает, что здесь мы имеем политический аспект идеи «real-self» (реальной самости). С этой точки зрения гендерные роли, например, могут рассматриваться как сокрытие «реальной самости», а следовательно как угнетающие. Эти связи были внимательно рассмотрены Carney и McMahon (1977).

Субличностное (sub-personalities). Это понятие было выдвинуто на первый план Assagioli и другими исследователями (Ferucci, 1982). Оно указывает на то, что мы имеем ряд субличностей, которые происходят из разных источников:

  • коллективное бессознательное;
  • культурное бессознательное;
  • личностное бессознательное;
  • тревожные конфликты и проблемы, роли и социальные проблемы (Frames);
  • фантазийные представления о том, какими мы хотим быть.

Abundance motivation (обоснованность, богатство мотивации). Большинство психологов основывают свои взгляды на гомеостатической модели. Действие является мыслью, инициированной потребностями или желаниями. Человеческое бытие, однако, стремится к творческому напряжению и поддерживающим его ситуациям, как, соответственно, и редукция напряжения. Мотивация достижения (McClelland, 1953), потребность в различность опыта (Fisk и Moddi, 1961) могут быть рассмотрены в связи с концептом мотивационного богатства, позволяют объяснить разного рода действия. Мотивация не может быть обусловлена выполнением. Она может быть «снятой» только для актора.

Наконец, гуманистические психологи утверждают, что внимание к собственным состояниям и мотивам дает возможность избежать самообмана и облегчает открытие реальной самости. Это - своеобразный девиз гуманистической психологии в ее теоретическом и прикладном выражении.

Роменець В.А., Маноха И.П. История психологии XX века. - Киев, Лыбидь, 2003.

Реферат по теме:

Психоаналитический и гуманистический подходы к личности

Введение

1. Характеристика гуманистической теории личности

1.1 Теория личности А. Маслоу

2. Психоаналитическая теория личности

2.1 Структура личности по Фрейду

2.2 Защитные механизмы личности

Заключение

Список литературы

Введение


Личность - человеческий индивид, субъект отношений и сознательной деятельности.

Личность в психологии - системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности в общении, характеризующее его со стороны вовлеченности в общественные отношения.

На протяжении XX века в мировой психологии сложилось два основных направления, в контексте которых были разработаны наиболее значительные теории личности: гуманистическая и глубинная или психоаналитическая психология.

Гуманистическая преимущественно американская теория, получившая в последние десятилетия широкое распространение на Западе. В понимании личности она, на первый взгляд, кажется противоположной психоаналитической психологии, однако их объединяет наличие одних и тех же характеристик.

Психоаналитики пытаются открыть источник активности, обращаясь к прошлому, к вытесненным бессознательным впечатлениям и переживаниям ребенка. В то время как гуманистическая психология, чье развитие связано с трудами К. Роджерса, А. Маслоу и др., основным фактором активности личности выделяет устремленность в будущее, к максимальной самореализации.

Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить главные характеристики двух вышеуказанных теорий личности.

1. Охарактеризовать основные положения гуманистической теории личности.

2. Охарактеризовать основные положения психоаналитической теории личности.

3. Выявить отличительные черты двух теорий.

1. Характеристика гуманистической теории личности


Гуманистическая психология есть ни что иное, как альтернатива двум важным течениям в психологии - психоанализ и бихевиоризм. Она берет свое начало в экзистенциальной философии, отвергающей положение, что человек – продукт либо наследственных (генетических) факторов, либо влияния окружающей следы (особенно раннего влияния). Экзистенциалисты выделяют идею о том, что каждый из нас ответственен за то, кто мы и чем становимся.

Таким образом, гуманистическая психология основной моделью принимает ответственного человека, который беспрепятственно делает свой выбор среди предоставляемых возможностей. Главное положение этого направления – концепция становления. Человек динамичен, всегда находится в процессе становления. Но это не только формирование биологических потребностей, сексуальных или агрессивных побуждений. Человек, отрицающий развитие, отрицает, что в нем есть все возможности для полноценного человеческого существования.

Другой взгляд можно охарактеризовать как феноменологический или «здесь и сейчас». Это направление заключается в субъективной или личной реальности, т.е. подчеркивается значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человека. Теоретические построения и внешнее поведение вторичны по отношению к непосредственному опыту и его исключительному значению для того, кто его переживает.

Гуманисты рассматривают людей, как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, который ограничен только физическими или социальными воздействиями. Сторонниками гуманистических взглядов, можно назвать таких видных теоретиков, как Фром, Олпорт, Келли и Роджерс, и Абрахам Маслоу, который получил всеобщее признание как выдающийся представитель гуманистической теории личности. Теория Маслоу о самоактуализации личности, основывающаяся на изучении зрелых людей, ясно показывает основные темы и положения, которые весьма характерны для гуманистического подхода.


1.1 Теория личности А. Маслоу


До Маслоу психологи сосредотачивались на детальном анализе отдельных событий, пренебрегая тем, что пытались понять, а именно человека в целом. Для него же человеческий организм всегда ведет себя как единое целое, и то, что случается в какой-либо части, влияет на весь организм.

Так, рассматривая человека, он подчеркивал его особое положение, отличное от животных. Маслоу утверждал, что изучение животных неприменимо для понимания человека, так как при этом игнорируются те характеристика, которые присущи только человеку (юмор, зависть, вина и т.д.). Он полагал, что в каждом человеке природой заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования.

Основной его концепции является вопрос о мотивации. Маслоу говорил, что люди мотивированы на установление личных целей. Именно это делает их жизнь значительной и сознательной. Он описывал человека, как «желающее существо», который никогда не достигает состояния полного удовлетворения. Всяческое отсутствие потребностей, если таковое существует, в лучшем случае недолговечно. Когда удовлетворена одна из потребностей, то на поверхность сразу же всплывает другая и направляет внимание и усилие человека.

Маслоу предположил, что все потребности врожденные и представил свою концепцию иерархии потребностей в мотивации человека в порядке их очередности в «Пирамиде Маслоу».

В основе этой схемы лежит правило, что доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть удовлетворены до того, как человек станет мотивированным потребностями, расположенными выше. По Маслоу, это основной принцип, лежащий в структуре мотивации человека, и чем выше человек может подняться в такой иерархии, тем больше его индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Потребности нередко частично совпадают, и человек может находиться на двух или более уровнях потребностей одновременно. Маслоу сделал предположение, что человек удовлетворяет свои потребности в таком порядке:

1) Физиологические потребности касаются биологического выживания человека и должны быть минимально удовлетворены прежде, чем любые потребности более высокого уровня станут актуальными.

2) Потребность в безопасности и защите . Стабильность, закон и порядок, предсказуемость событий и свобода от угрожающих факторов, как, например, болезнь, страх и хаос. Таким образом, эти потребности отражают необходимость в долговременном выживании.

3) Потребность в любви и принадлежности . На этом уровне люди устанавливают отношения привязанности с членами своей семьи или группы.

4) Потребность самоуважения . Маслоу разделил её на два типа: самоуважение и уважение другими. Первый включает в себя компетентность, уверенность независимость и свободу. Уважение другими – престиж, признание, репутация, статус, оценка и приятие.

5) Потребность в самоактуализации Маслоу охарактеризовал как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности.

Если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на эту стадию и останется там, пока эти потребности не будут удовлетворены достаточно.

Гуманистическая психология считает, что только сам человек ответственен за выбор, который он делают. Это не означает, что, если ему дана свобода выбора, он непременно будет действовать в своих собственных интересах. Свобода выбора не может гарантировать правильность выбора. Основной принцип этого направления – модель ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставляемых возможностей.

Гуманистическая психология не существует как строго организованная теоретическая система – лучше рассматривать ее как движение. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Несмотря на то, что взгляды сторонников этого движения составляют достаточно широкий спектр, они тем не менее разделяют определенные фундаментальные концепции на природу человека. Практически все они имеют глубокие корни в истории западной философии.

Таким образом, можно выделить основные достоинства гуманистической теории личности: ее ярко выраженную практическую направленность и ориентацию на человека как на активного строителя собственного бытия, обладающего неограниченными способностями и возможностями.

2 . Психоаналитическая теория личности


Разработанная З. Фрейдом психоаналитическая теория личности, которая достаточно популярна в Западных странах, относится к типу психодинамических, неэкспериментальных, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его личности внутренние психологические свойства, его потребности и мотивы. Фрейд считал, что лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, актуально им осознается.

По мысли Фрейда, началом и основой психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и желания, изначально присущие человеческому организму. Недооценивая сознание и социальное окружение в процессе формирования и бытия человека, Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы.

По Фрейду, особо важную роль в формировании человека в его жизни играют два всеобщих космических инстинкта: Эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт самосохранения) и Танатос (инстинкт смерти, инстинкт агрессии, инстинкт деструкции).

Представляя человеческую жизнедеятельность как результат борьбы двух вечных сил Эроса и Танатоса, Фрейд считал, что эти инстинкты являются основными двигателями прогресса. Единство и борьба Эроса и Танатоса не только обуславливают конечность бытия индивида, но и весьма существенно определяют деятельность различных социальных групп, народов и государств.

2.1 Структура личности по Фрейду


В течение длительного времени Фрейд применял топографическую модель личности, в которой выделял три основных компонента: сознание, подсознание, бессознательное. Сознание - ощущения и переживания, которые осознаются человеком в данный конкретный момент времени. Область подсознательного - совокупность опыта, не осознаваемого на данный момент, но потенциально активируемая сознательным усилием. Бессознательное - совокупность примитивных инстинктов, неосознанно влияющих на поведение человека.

В начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основные структуры: Ид, Эго, Суперэго. Причем предполагается, что эти три компонента являются скорее не структурными единицами, а параллельно протекающими процессами.

Хотя каждая из этих областей личности обладает собственными функциями, свойствами, компонентами, принципами действия, динамикой и механизмами, они взаимодействуют столь тесно, что трудно и даже невозможно распутать линии их влияния и взвесить их относительный вклад в человеческое поведение.

Оно (ид) - совокупность врожденных, примитивных инстинктов, которые наполняют любое поведение энергией. Фрейд рассматривал Ид как посредника между соматическими и психическими процессами в организме, получающего энергию из телесных процессов и питающего этой энергией психику.

Идесть изначальная система личности, в которой впоследствии дифференцируются Эго и Суперэго. Ид включает то психическое, что является врожденным и присутствует при рождении, включая инстинкты. Когда уровень напряжения организма повышается – либо в результате внешней стимуляции, либо вследствие внутреннего возбуждения – Ид старается незамедлительно вернуть организм на удобный постоянный и низкий энергетический уровень. Принцип редукции напряжения, на основе которого действует Ид – принцип удовольствия.

Для выполнения задачи избежать боли, получить удовольствие и т.п. Ид располагает двумя процессами: рефлекторным действием и первичным процессом. Рефлекторные действия – это врожденные автоматические реакции, например, чихание или мигание, которые сразу снимают напряжение. Организм снабжен такими рефлексами, чтобы справляться с некоторыми примитивными формами возбуждения. Первичный процесс предполагает более сложную реакцию, пытаясь высвободить энергию через образ объекта, в связи с чем, перемещается энергия. Лучший пример первичного процесса у здорового человека – сновидение, в котором, по Фрейду, всегда представляется исполнение или попытка исполнения желания.

Очевидно, что первичный процесс не способен самостоятельно снять напряжение. Следовательно, развивается новый, вторичный психический процесс, и с его появлением оформляется следующая стадия личности – Эго.

Эго (Я) – компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Оно удовлетворяет потребности организма в соответствии с ограничениями, которые налагает окружающий мир. Эго подчиняется принципу реальности – сохранение целостности организма, путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достижения разрядки напряжения подходящим способом. Этот процесс Фрейд назвал вторичным процессом.

Эго появляется из-за того, что потребности организма требуют соответствующих взаимодействий с объективной реальностью, миром. Голодный человек должен искать, найти и съесть пищу прежде, чем будет снижено напряжение голода. Это означает, что человек должен научиться различать образ пищи, существующий в памяти, и актуальную перцепцию пищи, существующей во внешнем мире. Когда эта дифференциация осуществлена, необходимо преобразовать образ в перцепцию, что осуществляется как определение местонахождения пищи в среде. Иными словами, человек соотносит существующий в памяти образ пищи с видом или запахом пищи, приходящими через органы чувств. Главное различие между Ид и Эго в том, что Ид осознает только субъективную реальность, тогда как Эго различает и внутреннее и внешнее.

Говорят, что эго подчиняется принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности - предотвратить разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен объект, подходящий для удовлетворения. Принцип реальности приостанавливает действие принципа удовольствия, но, в конечном счете, при обнаружении искомого объекта и снижении напряжения именно принцип удовольствия выходит на первый план. Принцип реальности тесно связан с вопросом об истинности или ложности опыта – обладает ли он внешним существованием, а принцип удовольствия заинтересован лишь в том, какие ощущения этот опыт приносит.

Вторичный процесс - это реалистическое мышление. При помощи вторичного процесса эго формулирует план удовлетворения потребностей, а затем подвергает его проверке – как правило, некоторым действием, – чтобы выяснить, срабатывает ли он. Голодный человек думает о том, где можно найти пищу, а затем начинает именно там ее искать. Чтобы удовлетворительно играть свою роль, эго контролирует все когнитивные и интеллектуальные функции; эти высшие ментальные процессы обслуживают вторичный процесс.

Эго есть исполнительный орган личности, так как оно открывает двери действию, выбирает из окружающей среды то, чему это действие должно соответствовать, и решает, какие инстинкты и каким образом должны быть задействованы. Осуществляя эти чрезвычайно важные исполнительские функции, Эго вынуждено стараться интегрировать часто противоречивые команды, исходящие от Ид, Супер-эго и внешнего мира.

Однако следует иметь в виду, что Эго – эта организованная часть ид – появляется для того, чтобы следовать целям Ид и не фрустрировать их и что вся его сила черпается из Ид. Эго не обладает существованием, отдельным от Ид, и в абсолютном смысле всегда зависимо от него. Его главная роль – быть посредником между инстинктивными запросами организма и условиями внешней среды; его первоочередная цель – поддержание жизни организма.

Суперэго (Сверх-Я) – третья и последняя развивающаяся система личности, интернализованная модель общественных норм и стандартов поведения. Это морально-этическая структура, которая появляется, когда ребенок начинает различать «правильно» и «неправильно», результат воспитания и социального обучения. Каждый поступок человека оценивается этим «внутренним цензором».

Суперэго – внутренняя репрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. Суперэго – это моральная сила личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия, Его основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом.

Суперэго как сопровождающий человека интернализированный моральный арбитр развивается в ответ на награды и наказания, исходящие от родителей. Чтобы получить награду или избежать наказания, ребенок строит свое поведение в соответствии с требованиями родителей. То, что считают неправильным и за что наказывают ребенка, инкорпорируется в совесть – одну из подсистем Суперэго. То, что они одобряют и за что награждают ребенка, включается в его эго-идеал – другую подсистему Суперэго. Механизм обоих процессов называется интроекция. Совесть наказывает человека, заставляя чувствовать вину, эго-идеал награждает его, наполняя гордостью. Со становлением Суперэго на место родительского контроля встает самоконтроль.

Основные функции самоконтроля: 1) препятствовать импульсам Ид, в частности, импульсам сексуального и агрессивного плана, ибо проявления их осуждаются обществом; 2) «уговорить» Эго сменить реалистические цели на моральные и 3) бороться за совершенство. Таким образом, Суперэго находится в оппозиции к Ид и к Эго и пытается строить мир по своему образу. Однако Суперэго подобно Ид в своей иррациональности и подобно Эго в стремлении контролировать инстинкты. В отличие от Эго Суперэго не просто отсрочивает удовлетворение инстинктивных потребностей, оно их постоянно блокирует.

В заключение этого краткого рассмотрения следует сказать, что Ид, Эго и Суперэго не следует рассматривать как неких человечков, управляющих нашей личностью. Это только наименования для некоторых психических процессов, подчиняющихся системным принципам. В нормальных условиях эти принципы не противоречат друг другу, а, напротив, работают как единая команда под руководством Эго. Личность в норме – это единое целое, а не нечто трехчастное.

В общем смысле Ид может рассматриваться как биологическая составляющая личности, Эго - как психологическая составляющая, Суперэго – как социальная составляющая.

2.2 Защитные механизмы личности

личность гуманистический теория маслоу

Постоянное противоборство трех сфер личности в значительной мере смягчается специальными “защитными механизмами”, образовавшимися в результате эволюции человека. В своих трудах З. Фрейд выделял важнейшие неосознаваемые защитные механизмы, используемые для обеспечения целостности и стабильности:

1) Сублимация – процесс преобразования и переадресования сексуальной энергии в такие формы деятельности, которые приемлют индивид и общество;

2) Вытеснение – бессознательное стирание индивидом мотивов своих поступков из сферы сознания;

3) Регрессия – уход к более примитивному уровню мышления и поведения;

4) Проекция – неосознанное перенесение, “приписывание” собственных ощущений, мыслей, бессознательных стремлений другим людям;

5) Рационализация – бессознательное стремление индивида к рациональному обоснованию своих идей и поведения;

6) Реактивное образование – изменение неприемлемой для сознания тенденции на противоположную;

7) Фиксация поведения – тенденция “Я” к сохранению эффективных моделей поведения.

Настаивая на изначальной противоречивости и конфликтности сфер личности, Фрейд особенно акцентировал динамические моменты бытия личности, что явилось сильной стороной его концепции.

С помощью всего вышесказанного можно выделить основные преимущества данного подхода: исследование сферы бессознательного, использование клинических методов, методы терапевтической практики, изучение реальных переживаний и проблем. Серьезными недостатками являются высокий субъективизм, метафоричность, ориентированность на прошлое в ущерб настоящему и будущему в развитии субъекта.

Заключение


Какие бы критические соображения не высказывались по поводу охарактеризованных здесь психологических теорий личности, творческий вклад их создателей и разработчиков невозможно переоценить.

В результате построения психоаналитических, гуманистических и других теорий личности психология обогатилась обширным числом понятий, продуктивных исследовательских методик и тестов.

Им она обязана обращением к бессознательному, возможностью осуществления широкомасштабных психотерапевтических практик, усилением связи между психологией и психиатрией и другими значительными продвижениями, обновившими облик современной психологии.

В процессе жизнедеятельности большинство людей проявляется как отдельные социальные индивиды, которые подчиняются определенной технологии общества, тем правилам и нормам, которые к ним предъявляются. К сожалению, система предписаний не может предугадать все варианты ситуаций или жизненных случаев, поэтому человек вынужден выбирать. Свобода выбора и ответственность за него и есть критерии личностного уровня самосознания.

Список литературы

1. Джери Д. и др. Большой толковый социологический словарь. Том 1., М. - Вече-Аст, 1999.

2. Психологос Энциклопедия практической психологии //

Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Главным источником развития личности представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации. Развитие личности есть развертывание этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в психике человека существуют две врожденные тенденции. Первая, названная им «самоактуалоизирующейся тенденцией», содержит изначально в свернутом виде будущие свойства личности человека. Вторая - «организмический отслеживающий процесс» - представляет собой механизм контроля за развитием личности. На основе этих тенденций у человека в процессе развития возникает особая личностная структура. «Я», которая включает «идеальное Я» и «реальное Я», эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях - от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии.

Цель жизни, согласно К. Роджерсу, - реализовать весь свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т.е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя, своих переживаний, следуя своей истинной природе.

В рамках гуманистического подхода существенно выделить концепцию К. Роджерса. Основная суть его психологии заключается в акцентированном на личности подходе, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений. В основе такого подхода - человек, его предназначение жить и действовать. По убеждению Роджерса, ядро, сердцевина каждого человека - конструктивны и, если у личности есть выбор, она всегда выбирает позитивный путь развития. И только на основе свободного индивидуального выбора могут пробуждаться самодвижущие силы развития личности, формироваться личностная, индивидуальная субъектность.

Решающую роль в жизни и развитии человека с точки зрения такого подхода имеют его представления о самом себе - Я - концепция, центральным звеном которой является понятие «самоценности».

Что такое Я-концепция? Я-концепция - это целостный образ, способ нашего осознания самих себя. Она включает в себя все воспринимаемые свойства Я и «моего», а также связанные с ними чувства, убеждения и ценности. Хотя сама по себе Я-концепция ничего не делает, она оказывает существенное влияние на наше мышление и поведение. Я-концепция представляет собой организованную совокупность многих Я; обычно принято выделять образ тела (как мы его воспринимаем и ощущаем), образ себя (наши представления о себе), идеальное Я (каким бы нам хотелось быть) и наши социальные Я (то, как, по нашему мнению, нас воспринимают другие).

Все поведение человека обусловлено и регулируется неким объединяющим мотивом, который Роджерс называл тенденцией актуализации. Он представляет собой «свойственную организму тенденцию развивать все свои способности, чтобы сохранять и развивать личность».

Таким образом, важнейший мотив жизни человека - это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы. Человеком управляет процесс роста, в котором его личностный потенциал приводится к реализации. К тому же Роджерс утверждал, что эта конструктивная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни - она присуща не только людям, даже не только животным, но всему живому. Это сущность жизни!

Роджерс считает, что каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет. Человечество в основе своей является активным и самоактуализирующимся в силу своей собственной природы. Может показаться, что данные идеи Роджерса весьма утопичны и мало отражаются в жизненных реалиях, и это будет вполне оправданно. Но с точки зрения применения теории клиент-центрированной психотерапии Роджерса в практике социальной работы, важным может оказаться вопрос о том, что поведение человека нельзя понять, не обращаясь к его субъективной интерпретации событий. Ведь если убеждения социального работника относительно личности другого человека, в частности клиента, сводятся к представлению о нем как об объекте, который необходимо подвергнуть диагностике и анализу, об объекте, которым можно манипулировать и распоряжаться по своему усмотрению, то деятельность социального работника перестанет быть эффективной, по крайней мере, в рамках гуманистического подхода.

В теории Роджерса кризис наступает, когда люди осознают несоответствие между Я-концепцией (и связанными с ней условиями ценности) и какими-то аспектами актуального переживания. Но, несоответствие между «Я» и переживанием не всегда воспринимается на сознательном уровне. Весьма вероятна ситуация, когда человек чувствует угрозу, не осознавая этого. Когда существует несоответствие между Я-концепцией и переживанием, и человек не осознает этого, он потенциально уязвим для тревоги и личностных расстройств. И поэтому важно повысить у клиента осознание им себя самого в той ситуации, в которой он оказался.

Исследования, в основе которых лежат теоретические разработки Роджерса, касаются предположений, что чем в большей степени человек принимает себя, тем выше вероятность, что он принимает других. Такая связь между самопринятием и принятием других основана на наблюдении, сделанном Рождерсом, что в начале терапии клиенты обычно имеют негативную Я-концепцию - они не способны принимать себя. Однако как только такие клиенты начинают больше принимать себя, они в большей степени начинают принимать и других. Иначе говоря, Роджерс предположил, что если самопринятие имеет место (то есть если несоответствие реального и идеального «Я» мало), то появляется чувство приятия, уважения и ценности других.