Управление вниманием психология. Как научиться управлять своим вниманием. Кто и что больше всего крадет наше внимание в социуме и быту, и как научиться им управлять

Под активизацией внимания понимаются пробуждение активности восприятия человека, усиление его мыслительной деятельности и чувств.

Конечно, наиболее надежный способ привлечь внимание человека - начать говорить с ним о том, что его волнует. Однако нельзя не учитывать и то, как вы говорите. Вы можете сделать вашу речь выразительной, чувственной и эмоциональной, а можете говорить безлико и безразлично; ясно, что воздействие на слушателя при этом будет различным.

Средство, с помощью которого вы доносите ваше сообщение до партнера, - ваш голос. Возможно, вы довольны своим голосом, но следует помнить, что человек слышит свой голос иначе, чем слышат его другие; ведь звук проходит и через воздушные каналы, соединяющие наши рот и уши. Поэтому нередко человек, который впервые слышит свой голос, записанный на пленку, не сразу узнает его. Ваш голос может стать мощным и эффективным инструментом воздействия и передачи информации, а может оказаться инструментом пытки для слушателя, если сделать его монотонным и неприятным для слуха.

Можно без преувеличения сказать, что голос человека - это место, где встречаются его сознательное (содержание речи) и бессознательное (характеристики голоса). Для слушателя порой важно не столько то, что мы говорим, сколько то, как мы это делаем.

1. Прием «нейтральной фразы». Он заключается в том, что общение с собеседником инициатор начинает с фразы, напрямую не связанной с интересующей его темой, но имеющей отношение к собеседнику.

2. Наиболее простым средством привлечения внимания собеседника является повышение голоса. Речь, конечно, не идет о повышении до крика. Это недопустимо не только по морально-этическим, но и тактическим соображениям, так как крик любого человека - явный признак его слабости и бессилия. Но при этом нельзя не признать, что некоторое повышение голоса, особенно в начале фразы, не только привлекает внимание, но и оказывает дополнительное воздействие на партнера.

3. Прием «завлечения». Суть его заключается в том, что инициатор общения вначале произносит что-то трудно воспринимаемое, например, очень тихо. Собеседнику для понимания приходится предпринимать усилия, которые предполагают концентрацию внимания. При этом необходимо отметить, что прием может оказаться эффективным только в том случае, если инициатору общения уже удалось произвести на собеседника значительное впечатление своим профессионализмом и уверенностью в своих силах.

4. Важным способом фокусировки внимания является прием установления зрительного контакта между говорящим и слушающим. Очень многие пользуются этим приемом, зная его эффективность: они обводят аудиторию взглядом, смотрят пристально на кого-нибудь одного, фиксируют взглядом нескольких человек в аудитории. Установление зрительного контакта широко используется в любом общении (не только в массовом, но и в межличностном, деловом и т. д.). Пристально глядя на человека, вы привлекаете его внимание; постоянно уходя от чьего-то взгляда, вы показываете, что не желаете общаться. Зрительный контакт используется не только для привлечения внимания, но и для того, чтобы его удерживать в процессе общения.

5. Прием «акцентировки». Он используется в тех случаях, когда необходимо обратить особое внимание партнера на самые важные (с точки зрения говорящего) моменты в сообщении. Данный прием можно реализовать с помощью прямой и косвенной акцентировки. Прямая акцентировка достигается за счет употребления таких фраз, как, например, «прошу обратить внимание», «важно отметить, что...», «необходимо подчеркнуть, что...» и т. д. Косвенная акцентировка происходит, если места, к которым нужно привлечь внимание, выделяются из общего строя общения так, чтобы контрастировать с окружающим фоном и автоматически привлекать внимание.

6. Еще один прием поддержания внимания - это «навязывание ритма». Внимание человека постоянно колеблется (флуктуирует), и если намеренно не прилагать усилий к тому, чтобы все время его настраивать, то оно неотвратимо будет «убегать», переключаться на что-то другое. Особенно способствует такому переключению монотонная, однообразная речь. Когда собеседник говорит именно так, даже заинтересованный слушатель с трудом удерживает внимание, и чем больше он пытается сосредоточиться, тем сильнее его клонит в сон. Именно здесь и применяется прием «навязывания ритма». Постоянное изменение характеристик голоса и речи - наиболее простой способ задать нужный ритм разговора. Говоря то громче, то тише, то быстрее, то медленнее, то скороговоркой, то нейтрально, собеседник как бы навязывает слушающему свою последовательность переключения внимания, не дает ему возможности расслабиться и что-то пропустить.

7. Прием «своевременного использования пауз» подготавливает партнера, выделяет мысль и позволяет оценить важность сказанного.

Использование пауз полезно для инициатора беседы в следующем ряде случаев:

* Перед тем как начать говорить. Пауза дает возможность слушателю подготовиться к восприятию, настраивает его внимание на слушание и позволяет говорящему собраться с мыслями.

* Для управления вниманием и усиления значения сказанного. Если вопрос, фраза или мысль имеют особую важность, но их можно не услышать или понять неправильно, применение пауз весьма полезно перед ними. В данном случае она сравнимо с остановкой гида перед особенно интересной картиной.

* Вместо знаков препинания, когда паузы используются для структурирования речи и увеличения степени ее понятности.

* При смене характера беседы. В данном случае пауза разделяет ее процедуры, не позволяет смешивать различные этапы деловой встречи.

8. Прием «переформулировки» - действенное средство поддержания внимания и усиления воздействия. Уже высказанная ранее мысль переформулируется инициатором по-новому, иными словами и выражениями. Это тем более целесообразно, когда речь идет о сложных или очень значимых для собеседника вопросах. При отказе собеседника ответить на поставленный вопрос рекомендуется не настаивать на ответе, а переформулировать вопрос.

9. Прием «провокации». На короткое время у собеседника вызывается реакция несогласия с излагаемой информацией. У него тотчас же появляется желание ее исправить, уточнить.

10. Прием «гиперболы». Не бойтесь прибегнуть к преувеличению, чтобы заострить внимание слушателя, но потом не забудьте четко изложить свою позицию по затронутой проблеме.

11. Прием «прогноза». Основываясь на реальных фактах, предлагайте собеседнику прогнозы ожидаемых событий.

12. Прием «трехходовки». Применяется, когда собеседник вспылил. Выполняется в следующем порядке:

* проговаривается его состояние: «Я вижу, что вы возмущены, вас что-то задело»;

* проговаривается свое собственное состояние: «Я тоже немного взволнован»;

* после небольшой паузы проговаривается оценка ситуации: «Если беседа так пойдет и дальше, у нас ничего не выйдет. Давайте успокоимся».

Управлять вниманием в деловом общении - важная задача не только для говорящего, но и для слушающего. Если он намерен увидеть и услышать именно то, что имеет отношение к делу, он должен уметь управлять своим вниманием. Разнообразные приемы активного слушания направлены именно на приобретение этого навыка.

Фрагмент книги Король А. Коридор. - СПб.: Питер, 2018.

Книга о том, кто такие люди, что ими движет, почему есть люди плохие, есть люди хорошие? Почему у кого-то есть всегда удача, а кто-то неудачник? Почему есть люди счастливые, а есть люди, которые несчастливые?

Кто и что больше всего крадет наше внимание в социуме и быту, и как научиться им управлять?

- И сегодня хотел поговорить про управление вниманием, вот. И давайте начнем с самого такового базового понятия вообще. Управление вниманием - что это такое, что имеется в виду, когда вот Вы это говорите и пишете?

Базовое что такое управление вниманием… Ох ты… Ух ты… Ладно, расскажу. Вообще я занимался тем, копался над тем, что откуда берутся мысли, да. Люди же все, особенно, которые заинтересованы в развитии, особенно в духовном развитии, они все говорят, что нужно убрать мысли, нужно отключить мысль, что лезут в голову плохие мысли, поток мыслей и бла-бла-бла. И как бы ну, взять подумать о том, что мысли отключить - такое не получится. То есть надо было выявить причину, да, то есть причину и следствие. То есть как бы, для меня мысль - это уже последствие чего-то. И когда я выяснял чего последствия, то выяснил, что у человека есть, как бы, пять органов чувств. И эти пять органов чувств - это то, через что мы воспринимаем вообще вот информацию да, вот эту, мир, в котором мы находимся. И, благодаря этим органам чувств, у нас уже, от того, что мы воспринимаем информацию, у нас уже рождаются мысли. И что, если эти органы чувств отключить, то мысли не будет.

Но также мы все не понаслышке, точнее, наоборот, понаслышке все люди в курсе о том, что если вдруг человек ослеп, он очень воспринимает лучше, иначе звуки, запахи, да, то есть у него обостряется другой орган чувств. То есть от того, что отключается какой-то. Таких фактов и подтверждений очень много и это тоже, опять показатель того, что есть вот это внимание.

Все считают, что внимание - это и есть мы, то есть это и есть сознание, то есть это и есть «я» вот, внутреннее вот это «я», которое распределено на вот эти вот пять органов чувств.

И суть в том, что бы как есть также подтверждения, что так работает тот же гипноз, да, что у человека внимание просто крадут. И суть в том что, вот есть пять органов чувств и через пять этих органов чувств можно овладеть, то есть управлять вниманием человека. А управлять как… Можно, допустим, то есть через запахи. То есть берем вот один орган чувств - нос, да, через запахи. И если мы берем нашатырный спирт, особенно, когда человек теряет сознание, то есть внимание, то когда даем нашатырный спирт, то его внимание - хопа! - появляется. То есть он - хоп! - очнулся. То есть концентрируется внимание в одну точку, то есть собирается от резкого запаха. Также у человека можно украсть внимание, что даже если он будет сидеть на лекции в институте и, скажем так, появится очень неприятный запах, то человек, он может настолько, как бы, попасть под влияние этого запаха, что он будет отвлекаться. Он реально начнет отвлекаться от лекций, он не сможет даже дальше си… при… присутствовать и заниматься тем… теми задачами, которые у него стоят, он не сможет их выполнять, потому что запах будет красть его внимание. Это может быть приятный запах, как пример кондитерская. Когда вот если люди проходили мимо пекарни, там, знаешь, что это такое.


Кто, что и как крадет наше внимание?

Или что-то неприятное. Какая-нибудь тухлятина. Или рыбный запах. Вот он очень неприятен, то есть через это уже можно повлиять. То есть украсть их внимание. Это запах.

И вот пять органов чувств. Как бы вот мы взяли сейчас за пример нос. То есть я считаю, что это нужно на это сделать акцент. Мы можем взять теперь зрительный, да, то есть вот это зрение, да. Это тоже орган чувств. И это то, как раз, о чем я уже как-то ранее рассказывал. Это когда человек может так же сидеть на той же лекции, и если вдруг будет кто-то голый проходить далеко в конце зала, человек ну отвлечется. Очень сильно отвлечется. Он может реально даже забыть, о чем он писал. Или что он делал на этой, там, на лекции или на этом, то есть экзамене, или еще на чем-то. Потому что его это внимание украдет. То есть зрительно.

Зрительно крадет внимание, что чаще всего используют, в том числе и цыгане, и мошенники - это деньги. Деньги, перелистывание денег, особенно в общественном транспорте. Это что-то обнаженное, провокационное, да, то есть если это девушки там, без, скажем так, нижнего белья, то есть без лифчика. И что-то там если вдруг выделяется, просвечивается через футболку.

То, следовательно, тоже очень может красть внимание человека, и он не может даже это контролировать. И этому тоже всему у меня есть объяснения, то есть почему так, мы тоже можем все это разобрать. То есть у меня есть все это, все, все насчет этого я прямо писал работу целую. Которую не хочу конкретно говорить где куда, но вот скажем так, в Москву я это возил всяким серьезным дядям и показывал, как можно вообще рулить всеми людьми и так далее. Как раз благодаря этому вниманию. Если мы не берем, допустим, зрительное, да, зрительное - это еще кровь как раз тоже влияет. Кровь, деньги и обнаженка. То есть больше всего крадет внимание.

Если берем уши - звук, да, то это управление опять к управлению вниманием. Если звук, то скрежет мела по стеклу, по доске, это резкое торможение автомобиля - тоже очень крадет внимание, это плач ребенка, это стон женщины. То есть это резкий какой-то шумный хлопок, который, как вот, петарда. То есть такие, такие звуки они тоже крадут внимание. Битое стекло крадет внимание, если стекло разбивается. Этими звуками опять можно сразу внимание обратить. Я делал все эти социальные эксперименты для себя специально, ибо я скептик, чтобы подтвердить, и для людей, которые ко мне обращались, чтобы этому научиться. И все работает, и также случались случайные, то есть происходили, скажем так, моменты, когда вот мы прямо шли по улице, только я об этой теме говорю, и вдруг резко тормозит машина, и скрип резины, и мы видим, как все люди резко оборачиваются. Все! То есть они это делают на автомате. Ну вот, мы сейчас поговорили с вами, да там, что цапает зрение, дух, это запах, да. И еще звук, теперь…

- Тактильное.

Тактильное, тактильное, да, тактильное. Еще вкусовое. Вкус. Давайте со вкуса начнем.

Вкус также опять же что-то кислое, вот, что-то очень кислое крадет, крадет внимание, что-то неприятное, что-то горькое тоже сразу. У человека реакция, то есть такое вкусовое есть. Про температуру я не говорю, чтобы не путать. Температура - это больше как раз тактильное. Вот через температуру тоже можно влиять, человека можно вытравить из помещения, чтобы повлиять на него - это если будет очень жарко, это если будет очень холодно, то есть температура очень сильно влияет. Ожог да, то, что он, там, чувствует, то есть вот эти ощущения тоже как бы, скажем, крадет это вот внимание.

Ну и вообще боль. Боль - это концентрация внимания на теле, то есть здесь можно прямо целую тему развернуть, также подробно по поводу того, почему мы вообще боль испытываем. То есть почему люди вообще испытывают боль. То есть на самом деле, это некое, скажем так, автоматическое восстановление человека, что когда он получает какой-либо ушиб или рану, он специально это ощущает, это у него так заложено в организме, чтобы он максимально туда уделял свое внимание. Потому что если он туда уделяет внимание, тогда это быстрее вылечится и восстановится. То есть вот это как происходит. И получается что все массажи, точечные китайские массажи, различные разогревающие какие-то штуки, да те же банки, так далее, на самом деле - все иллюзия, это просто обложка. Суть только одна - концентрация внимания в том месте, куда это направлено. В том числе, иглоукалывание - это просто концентрация внимания. То есть если я сейчас возьму и прищепкой, прищепку пристегну человеку к спине, то он из-за боли все его внимание, сознание будет концентрироваться, то есть энергия на спину. И спина будет, следовательно, то есть уделена вниманием, следовательно, будет восстанавливаться. Это, конечно сверх уже эзотерика, но все же это внимание, оно работает именно так. И как раз про внимание тоже я как бы, пока Вы попросили в общем информацию.

Я в хаосе пока Вам рассказываю. Вот на последнем, на чем закончу, что вот тоже живой такой пример и частый случай многих мужчин. Вот когда у человека, скажем так, не буду использовать сложные вот эти слова, по-уличному скажу: когда у мужчины не стоит, когда говорят, да, вот в передачах или в фильмах из-за работы или из-за каких-то переживаний, то это как раз из-за того, что его внимание очень сильно украдено. То есть его внимание украдено стрессами, ситуациями, то есть очень много психологических блоков, и внимание - оно уже на тех ЧП и ситуациях, а не на нем. То есть когда внимание у человека очень сильно украдено каким-то перегруженным образом жизни, то человек начинает даже тратить резерв внимания, который у него на самоорганизм. Наши органы, они же тоже работают. Это тоже внимание. Только мы его уже не контролируем, оно само по себе. И люди, которые начинают болеть, реально болеть серьезными болезнями, в том числе раком, это те люди, которые настолько, скажем так, их внимание чем-то украдено, отчего это внимание так же, уже, то есть это, то есть у них дефицит энергии внимания даже в их организме. И поэтому у них начинают происходить различные осложнения. Следовательно, если мужчина, допустим, захочет, чтобы у него эта проблема решилась, то это всего лишь нужно его внимание отключить от того, что крадет у него это внимание и направить на него самого, на его организм, тогда все будет опять о`кей.

- Ну вот, если говорить о пяти органах чувств, о том, как внимание крадется, это же получается какой-то краткосрочный эффект? Ну, то есть грубо говоря, остановилась машина резко с визгом тормозами, все обернулись, да? Но через две секунды люди обратно повернулись и пошли по своим делам. То есть восстановилось, получается, внимание так быстро?

Блин, какая же это крутая тема - управление вниманием. Поясню. Да, все-таки я давно забыл эту тему. Давно ко мне не обращались с вопросами. Да, то есть если вдруг какой-то скрип или кто-то пробежал, или что-то произошло, или человек увидел кровь, то внимание его крадется временно. Естественно, временно, потом все восстанавливается и очень быстро. Но это просто был пример. Что, что крадет внимание надолго? Это, как бы… Это уже психология. То есть у человека может быть сильно украдено внимание надолго и, конечно, не полностью, целиком, но чуть-чуть. Допустим, целиком - это если ЧП. Ему позвонили, сказали, у тебя там кто-то погиб, все, у человека внимание украдено, и оно может украдено быть долго. Ну, насколько он пока будет пребывать в этом состоянии в таком - в облаках, «без ума», да. То есть там это еще зависит, скажем так, от быта. То есть там это уже происходит перетягивание каната. Если у этого человека назначена целая куча деловых встреч и поездок по всему миру…И даже если он кого-то потерял, то, если у него кто-то из близких ушел из жизни, то он… быстрее его внимание восстановится, то есть подключится опять к социуму, его быту, потому что этот быт у него очень большой и насыщенный. А если у человека быта этого мало, если этот человек обычный сотрудник банка, и больше у него в жизни ничего нет, и если он кого-то потерял, то он может надолго, скажем так, быть с украденным вниманием. То есть у него внимание будет украдено просто на эту происходящую ситуацию. И он может в этом быть год или два. Ко мне люди обращались и с таким вопросом. То есть как быть, чтобы это убрать.

Убрать с одной стороны легко, с одной стороны сложно. То есть в теории легко. То есть тут получается как: у человека внимание украдено, потому что ситуация по степени важности была примерно как 20%, и внимание поэтому у него держится, потому что это выше, чем его жизнь. И чтобы его внимание отпустилось, ему нужно что-то дать, что выше этих 20%. То есть это может быть, там, любовь, я не знаю, лотерея на 700 миллионов долларов, вот, или еще какие-то такие вещи там - инопланетяне, например. То есть что-то такое, что освободит его внимание от этого. Ну или, конечно, опять же, всякие эзотерические штучки а-ля медитация Випассана и всякое такое. И тогда, да, человек освободится.

Есть еще случаи другие. Есть тема и как раз в поддержку РЦП, я - как боец 21-го века - на современном языке всем остальным людям кое-что объясню. Вот есть смертные грехи, про которые говорят. Я, естественно, не должен знать, как они правильно там все читаются в каком порядке и сколько, но я знаю, что они есть. И суть в том, что - почему они смертные грехи? Если человек один из этих грехов совершит - это тот поступок, такого высокого уровня важности, то есть вот этого процента, что если он это совершит, то его внимание украдено навсегда, пока его жизнь не закончится.

И получается, что когда человека крадется вот так внимание от его смертного греха, то его, скажем так, жизнь закончена. Он, конечно, живет физически, но он уже не нужен. Потому что человек сюда пришел, чтобы его внимание раскрывалось, его внимание - оно всегда к чему-то, скажем так, присасывается, то есть его внимание ведут обстоятельства, да. Что-то соблазнило, что-то напугало, что-то еще, и внимание - вот оно так растет и развивается. Это внимание, то есть сознание. А если человек совершил смертный грех, то все. То есть как бы ему уже нет смысла здесь жить. Потому что сюда пришли все для развития внимания, а его внимание украдено смертным грехом. И тут закончилось: у этого человека заканчивается судьба, у него все внимание, то есть он спит и видит то, что он совершил, и он, все он брошенный. То есть он может завтра умереть, а может умереть и в 90 лет, но просто он уже никому не важен. С ним делай что хочешь, за это даже Бог не накажет, ни система, никто. Он никто. И вот это вот что такое смертный грех. Это если… Это к ответу на вопрос по поводу того, есть ли что-то да там, что крадет внимание надолго, вот оно есть, да.

- А если у человека что-то одно и то же крадет постоянно внимание, то со временем это внимание крадется все меньше? Ну, то есть например, если вот кровь - она крадет внимание. И человек работает, там, в травмпункте, он этой крови навидался, и через какое-то время это уже его не… как-то не цепляет.

Ну подождите. Давайте… Я понял. Конечно, кровь - не очень хороший пример. Поясню. То есть естественно, все примеры, то, что я сказал, что есть пять органов чувств и есть банальные, стандартные вещи, вещи, которые крадут внимание, то да, это просто у большинства людей. У большинства людей то, что я перечислил под каждый орган чувств: запахи там, картинки вот эти, все - это крадет внимание у большинства людей. Почему в первую очередь? Потому что неопознанное, потому что запретное. И, следовательно, теперь я иду к ответу на Ваш вопрос, да. Что если человек работает в травматологии и видит часто кровь, то, естественно, он к этой крови нормально. То есть он расположен, то есть это не крадет его внимание - он нормально реагирует. То есть на него это уже… не оказывает на него влияние на его внимание. Естественно. И я даже сказал бы по-другому, что внимание и то, что крадет наше внимание - это и есть показатель уровня развития человека. То, на каком уровне развития находится человек, то… это как раз и есть то, на что сфокусировано его внимание. То, что крадет его внимание, то, что пугает его внимание, то есть то, что привлекает его внимание - это и есть показатели его уровня.

И, естественно, что если сейчас есть человек, который раз - и тут… как пример на троечку, то у него есть какие-то вот эти важности, которые крадут его внимание. Это привлекают это, это, это, это; пугают это, это, это, это. И, естественно, если он развивается, то в дальнейшем, когда он разовьется и попадет на «4» уровень, то его уже не будет пугать то, что его пугало и привлекать то, что его привлекало.

Как живой пример, мы можем привести аналогию с детством и детьми. Ребенок боится темной комнаты и игрушку какую-нибудь, про которую мы говорим, что она придет и его съест ночью. И даже он счастлив и рад Чупа-чупсу или еще чему-нибудь. То есть вот, ему это как бы… на том этапе жизни и восприятия на его внимание, на его влияние оказывает тайное. Человек взрослеет, у него меняются вот эти ценности и внимание уже заостряется на другом. Суть - итог, чтобы внимание ничто не крало. Тогда ты уникальный.

- Вот у среднестатистического человека. У самого обыкновенного, современника нашего - у него сколько примерно процентов внимания свободно? Ну так, вообще.

У людей нет свободного внимания. У людей всегда внимание… Ну, те люди, которые просто живут в быту и социуме, у тех людей, которых мы считаем людьми - их внимание всегда всем занято. Всегда всем занято. Проблемами, не проблемами - вообще всегда всем занято. Но есть люди, у которых чуть-чуть свободного внимания есть. Что это за люди?

Это люди, которые, там… Конечно, много примеров… Давайте так. Допустим, клиническая смерть. Человек испытал клиническую смерть, какой-то стресс, ЧП, когда его внимание, как и присутствие, отключилось от всего его социума, а потом, когда он вернулся обратно - его внимание, то есть сознание, - то он уже не может к этому полностью присобачиться, то есть подключиться. Его внимание на какой-то процент свободное. От этого он видит больше, слышит больше. И ходила куча слухов, что всякие какие-то там организации, госструктуры контролируют и следят за такими людьми.

Также это хороший пример с детьми-аутистами. Нет ни одного фильма и сериала про ребенка-аутиста, чтобы он был только аутист. Чаще всего, в 99% случаев показывают их гениями. Там у них как раз нарушение их внимания. Их внимание - оно не может заостряться и правильно распределяться пропорционально всей окружающей среде, то есть всему материальному миру. Их внимание - оно собрано в одну точку. Они в себе. И это внимание - оно всегда у них собрано, и, когда они контактируют с внешней средой, их внимание концентрируется на чем-то только одном. (Стучит). И он только этот звук слышит - он не видит, где находится, что происходит, только этот звук. Он становится им. А если не звук, то что-то другое. Это вот ну… как-то так.

- Если у человека освобождается внимание или вот оно захватывается чем-то непривычным, он может себя чувствовать при этом неуютно? Ну, то есть как бы это для него комфортное состояние? Потому что если кровь, деньги, обнаженка - это то, что крадет внимание, то эти же кровь, деньги, обнаженка в дешевых сериалах по федеральному каналу постоянно можно увидеть, и люди их смотрят. Это специально, чтобы искусственно у них внимание было украдено или как?

В принципе… Просто вопрос-то был длинный. Вопрос-то в чем?

- Вопрос в том, что хотят ли люди, может быть, подсознательно, чтобы это с ними происходило, чтобы это внимание у них вот кралось чем-то таким? И поэтому, возможно, сериалы смотрят.

Нет, естественно, люди не хотят, чтобы у них кралось внимание. Здесь немного по-другому. Естественно, в политике, в рекламе и во всей этой ерунде - везде используется вот эта вот психология, я бы сказал. Хотя, конечно, психологи такого не знают, но все же. Это психология для меня. И они все это знают, и все это используют. И любой человек, который даже как-то связан, помимо рекламы, с тем же кино - он знает что, какие вещи держат…. крадут внимание. Это учат даже вон, в том же, я не знаю, в Москве, в ГИТИСе всех тех театралов. Они учат их, чтобы они, то есть актеры, умели контролировать свое внимание. Чтобы они нормально себя чувствовали на сцене. Также, помимо этого, они учат работать с вниманием людей. То есть ты берешь, берешь, говоришь, а потом - что здесь произошло сейчас?! Вот актер - он ведет себя так. С четким акцентом. Потом пауза, потом опять говорит. То есть они, то есть нет. Естественно, это везде. Только везде какое-то свое направление. Везде тема внимания прорабатывается и все этому обучаются. Каждый в какой-то своей организации, в какой-то своей среде.

И люди, которые смотрят телевизор, естественно, когда в каком-то телешоу показывают какие-то непонятные сцены, которые крадут внимание, естественно, это сделано для того, чтобы внимание собирать. Чтобы потом рекламку вставить и на этой рекламке денег заработать. Да, все так, а как? Управление вниманием. В принципе, в принципе, даже я, то есть даже за мной прослеживается это управление вниманием. Но у меня только немного другой подход. Я считаю, что максимально, насколько я буду живой, настоящий, хаотичный, тем больше это будет красть внимание у всех.

- А для чего Вы это делаете? Для чего Вам красть внимание других людей? Чтобы они ярче, четче воспринимали информацию, которую Вы даете?

Хех… Зачем красть внимание у людей…Ну… Как раз телевидение крадет внимание у людей, естественно, ради какой-то коммерческой выгоды. У меня немного по-другому. Я с детства, когда беседовал с какими-либо людьми, ощущал кое-что неприятное. Когда я… Представьте: передо мной сидит человек, и я ему что-то рассказываю или о чем-то говорю, и я понимаю, что он не со мной. А я его чувствую. И я понимаю - он не со мной. Он где-то в мыслях, где-то о чем-то думает. Что-то переживает в своей башке и он вообще не со мной. Он просто говорит мне «ага», «ага», «ага», и это настолько меня не то, что обижало или раздражало в прямом смысле этого слова. Не в прямом. Просто меня раздражают эти слова. Ну… То есть скажем так, я был недоволен, знаете. И, естественно, мне хотелось внимания, его… собрать его. Сначала я беседовал с такими людьми. Брал и говорил: «Где ты? Что ты? Алло! Очнись! О чем ты думал? Почему так? Соберись!» или просто переставал беседовать. Но потом, естественно, в связи с тем, что я очень люблю все разные темы, мне интересно все практиковать и делать свои социальные эксперименты на самом себе… И я всегда жертвовал своей репутацией, то, следовательно, если человек меня не слышал, то я мог взять и просто разбить стакан об стену. Сразу внимание концентрировалось! Настолько, что процент… Ну я не знаю… На 40% его внимание становилось больше и продуктивнее, дальше велся диалог на ту тему, на которую мы собирались, скажем так, пообщаться. После того, как я разбивал стакан об стену. И, как бы, то есть это… это факт. Это… это такие примеры, то есть я этим пользовался всегда с детства, ибо обратить внимание вообще человека, чтобы он был со мной здесь и сейчас… Потому что я чувствовал, когда человек летает в облаках. Но мне приятно было, когда в каких-то фильмах или каких-то живых историях были подтверждения того, что я делал. Потому что один как раз из президентов Америки когда он приходил… Когда у него собиралась лекция или какая-то происходила встреча, он часто шутил и перед тем, как вещать, брал и говорил: «Сегодня я убил там кого-то». Ну, какую-то бабушку или маму. Я точно уже не вспомню, какой это президент, и кто так говорил. Но суть в том, что мне это несколько раз уже мои, скажем так, читатели об этом сказали. Что: «Саша, прямо как ты, вот, делал». Ну вот… И вот, видите, как бы, не я один. То есть это… Это, скажем так, в узких кругах все прекрасно понимают, что такое внимание.

- Но тогда, получается, здесь же подходит пример, когда Никита Хрущев на ассамблее ООН ботинком стучал по трибуне. Тоже как бы разорвал шаблон, когда там все аккуратно, тихо, спокойно говорили, и привлек внимание к тому, что говорил.

- Тогда так. Зная вот все это, человек как-то может самостоятельно управлять своим вниманием? Ну, то есть делать так, чтобы на внешние раздражители он как, вот там, баран не реагировал, а обходил это? Что-то можно с этим сделать?

Можно поделить это на два вопроса, пожалуйста. Или вопрос такой, может ли человек управлять своим вниманием сам, и что ему это дает? Или второй вопрос … как не раздражаться? Потому что это разные вещи. Потому что если я буду говорить о том, может ли он управлять - там одно вообще… А не вестись на раздражители - совсем другое.

- Ну, а тогда можно оба вопроса, начиная, например…

Хорошо, давайте с управления.

То есть человек, человек… Он может… он может… Скажем так, заняться своим вниманием и составить список себе того, что его провоцирует, что крадет его внимание, что его волнует, что он хочет, что его бесит. И вот самое такое вот, что, прямо вот самое, что первое лезет в голову - оно самое как раз актуальное. Это самое важное, получается, раздражитель. И это то, получается, что он не познал. То есть это он должен познать. То есть он должен наоборот идти лицом к лицу к этой проблеме, к этому страху, к этому раздражителю. То есть если, допустим, человека крадет внимание, там, я не знаю, велосипеды - ему нужно этим наесться. Ну, а иначе он пока несвободен. Иначе это всегда будет красть его внимание. То есть с одной стороны это хорошо, что у человека что-то крадет внимание вообще в реальной жизни. Почему? Потому что он… То есть это и есть его путь развития. Вот люди многие говорят, что они не знают, куда идти, как развиваться, что делать. А тут все ясно. Если ты, всегда щелкая телевизор или лазая в Интернете, обращаешь внимание на птиц, то значит, тебе надо это познать. Вот и все. Если ты каждый раз, лазая в Интернете, раздражаешься на… я не знаю… на телешоу «Дом-2», то значит, тебе это надо познать. То есть я бы даже так сказал. Не в прямом смысле, что нужно идти на эту передачу. Там же проблема не в этом. Раздражает же его что-то другое. Значит, люди. Значит, он их не понимает. Значит, ему надо этих людей понять. Значит, найти и с ними пообщаться. Или пообщаться с людьми, которые смотрят эту программу. То есть надо… надо в это проникнуться, потому что это то, что крадет внимание, значит, ты к этому слаб, значит, ты этого не знаешь. Потому что, когда человек реально понимает, то есть осознает, это красть внимание не будет его. И есть целая куча примеров. Ведь человека… Вот я сейчас привожу пример, да, того, что крадет у человека внимание. Но ведь его же не крадет внимание то, что собака, например сейчас… я не знаю там… Что сосед гуляет с собакой и собака под окнами насрала… Ему наплевать. Но кому-то не наплевать. И вот это как раз - кому-то плевать, а кому-то не наплевать - это и есть показатель разницы людей, то есть в их развитии. То есть это степень их внимания. Степень того, что крадет их внимание. И как раз люди, которые низкого уровня развития, они, как пример, могут пожертвовать дружбой, семьей, карьерой ради просто какого-то иллюзорного конфликта. То есть один человек посмотрел на другого, рубашку там… над рубашкой посмеялся, человека это задело, они друг на друга обиделись, поругались. Почему это все происходит? Внимание! Потому что они… это их крадет внимание! Их крадет внимание внешний вид, их крадет внимание этот человек с этим, и вот они цапаются. Если бы это не крало внимание, то по барабану. Я даже могу сейчас идти по улице и мне наплевать, что там какие-то мальчики пускают мыльные пузыри. Я их даже не увижу. Но я же увижу что-то другое. Я же все равно сейчас замечаю каких-то людей. И вот надо об этом каждому человеку задуматься: что вы видите, когда вы выходите из дома? Это важно, и это и нужно познавать. То есть я считаю, что первое. То есть ответ на вопрос, да. Первый этап ответа на вопрос - это то, что нужно сначала позаниматься вот этим списком, пообращать внимание на то, что крадет ваше внимание.

Второй этап в развитии внимания - он простой. Нужно отключиться от всего. То есть варианты какие. Один из вариантов, то есть у человека внимание - оно в социуме. То есть подключено ко всему. Одна из техник, которые я давал людям - это как раз сесть в туалете, в полной темноте, полной тишине. На час просто закрыться и сидеть в туалете. Не шевелясь, без телефона. Час, два. Человек садится, а он… у него внимание оно все равно где-то. Это как раз и есть зависимость, в первую очередь. У человека внимание… то есть у многих даже конфликты и ссоры, которые каждый день - это из-за того, что они так расходуют свое внимание. У каждого оно на чем-то. И вот суть в том, что представьте, - у человека внимание на телефон, на Интернет, на работу, на какие-то там, еще что-то, еще что-то, еще что-то. И вдруг он запирается один на горшке на два часа в темноте и в тишине. Человека начинает так там, скажем так… перезагружаться у него все начинает в голове. Очень сильно. Потому что у него внимание начинает освобождаться, потому что не все органы чувств удовлетворены. Внимания становится все больше, а он не знает, куда его деть. Мысли начинают все глючить у него: то есть то одно, то другое, то воспоминания из детства, то какие-то злые мысли, то какие-то пошлые мысли, то еще… То есть вся грязь наружу начинает чуть ли не вылезать. То есть это вот происходит такое с человеком, который вот, просто обычный примитивный человек из обычного, материального, реального, социального, мира со своим уровнем развития. Вот если его так, если он так сделает, он увидит все… В первую очередь, он увидит, как он зависит, как его внимание… Как он неосознан, и как его внимание украдено в себе. И если человек будет делать каждый день, или через день, или раз в неделю такую себе технику - она простая, ничего в ней сверхъестественного нет, но она очень сильная. Реально сильная. Потому что если человек это будет делать часто, то он научится контролировать свое внимание. Он в первую очередь, начнет замечать, что его крадет, его внимание.

Второе - он научится быть со свободным вниманием. То есть нужно… То есть эти люди, которые… чье внимание всегда украдено социумом или бытом, этим людям, им тяжело вообще усидеть на одном месте. Это как раз люди, у которых внимание все украдено. Это люди социальные, материальные. У кого внимание свободное - те люди, их посади хоть на пять часов в закрытую комнату, они спокойно там просидят. Потому что у них внимание собрано всегда в одну точку. Это чаще всего творческие люди. Это как раз люди, которые усидчивые. Они могут спокойно сидеть и писать картины по пять часов. А посади материального, социально активного человека, у которого внимание всегда зашкаливает в разных ситуациях активно так, вот посади его на пять часов картину писать. Да он раз двадцать встанет! То попить, то поссать, то еще что-то, то еще что-то. Он миллион причин придумает! Будет капризничать, ныть и все равно ну не высидит. И вот таким людям, которые не могут высидеть, и обязательно нужно учиться усидчивости. Ну то есть как бы… Я скажу так, если бы я увидел, скажем так, такую бы информацию, где-нибудь в книге, да, бы вычитал, и я был бы на месте такого активного, социально-материального человека, я бы заставил себя месяц так сидеть. Потому что если месяц каждый день по два часа вот так закрываться без всего, через месяц я стану в пять раз сильнее. То есть в пять раз сильнее! Я уделаю всех потом. У меня будет сумасшедшая память, у меня будет сумасшедшее внимание, сумасшедшая собранность, я не буду реагировать на все, то есть я буду принимать осознанные решения. Я буду видеть ситуацию со стороны. То есть ну это как бы, ну… Блин, человек реально трезв становится!

А когда человек живет в этом… с украденным вниманием в социуме и в быту, он живет вообще, он спит. То есть он живет на автомате. И вот получается, что второй пунктик, ответ на вопрос, да, «Как управлять вниманием?», то есть с чего мы начали. Вот начать еще второй пунктик это вот с этого.

Третий вариант. Быстренько сейчас об этом скажу, добавлю. Третий вариант - это если человек… ну он сам не сможет, конечно. Это уже больше через таких, как я, через меня. То есть это если этому человеку дать что-то, что украдет его внимание. И создать искусственное ЧП или… ну что-то такое. То есть показать ему что-то, что по степени важности важнее, чем все вокруг. Хотя это и так происходит чаще всего с людьми.

То есть если я встречаюсь с человеком. Человек живет в своем мирке, в мире гаджетов, допустим. Я беру и начинаю весь этот его мир вот так - как щелчок пальцев. Описываю все: как ведут его люди, как он мыслит, что его беспокоит, что он хочет, что вообще было у него, что будет. Все, он в шоке. У него внимание украдено на мне. Словесно, то есть я, вроде, ничего не показал. То есть словами. И вот в этом состоянии он как раз освобождается. То есть его внимание на время освобождается от того, к чему оно всегда, повседневно у него. Это тоже полезно. То есть это хорошо. Потому что если у человека часто и долго внимание полностью потрачено, находится в одном и том же положении, то есть потрачено на социум, то для таких людей жизнь, система, создает ЧП. Чтобы у человека внимание на время отключилось, чтобы человек немножко ушел в себя, а потом вернулся. Потому что иначе он совсем перегорит, затупит. И поэтому для людей созданы проблемы. Если эту тему познать, если так взглянуть на жизнь и начать добровольно делать себе передышку, то проблем в жизни вообще не будет.

© Александр Король. Коридор. - СПб.: Питер, 2018.
© Публикуется с разрешения издательства

Внимание характеризуется направленностью и сосредоточенностью работы психики на объекте. Он выбирается у животных непроизвольно, но у людей – осознанно.

Управление вниманием для многих кажется невозможным. Они уверены, что объекты либо находятся и фиксируются сами по себе, либо требуют чрезмерного усилия воли.

Неумение управлять вниманием

Опираясь только на , многое из окружающего мира упускается. Как правило, не управляющие вниманием люди хуже усваивают информацию, дети показывают относительные низкие результаты в учебе, взрослые тревожатся из-за давно прошедших событий (еще говорят – «не умеют отпускать ситуацию»).

Проблема неумения управлять вниманием редко признается. Как правило, человек уверен, что он концентрируется на самом привлекательном предмете, что это происходит непроизвольно. Это не совсем так. Управление вниманием осуществляется человеком, он в силах концентрировать, переключать, удерживать внимание – как собственное, так и других.

Внимательность – умение сосредотачивать, концентрировать и удерживать внимание на произвольно выбранном объекте – это качество личности. Значит, его можно развивать и научиться контролировать.

Нужно с детства, потому как его коррекция у взрослого – длительный процесс. Внимательность со временем ослабевает, поэтому нужны регулярные специальные тренировки и занятия.

Рассеянность – антоним внимания. Рассеянные люди не способны быстро ориентироваться при необходимости, абстрагироваться от лишней информации.

Самомотивация

Управление вниманием – один из способов самомотивации. Во всякое удобное время стоит отвечать самому себе на вопросы «чем я занят в данный момент?», «зачем я это делаю?», «целенаправленно ли вкладываю ресурсы?», «нужно ли это сейчас?», «на что потрачено последнее время – 10 минут или полчаса?», «стоит ли результат продолжения?».

Иногда ответы бывают удивительными, ведь начальная цель была совсем иная. Но она оказалась забытой, потерянной, и по окончании деятельности получено не то, что требовалось. Это случилось из-за рассеянности, отсутствия внимания. Так объясняется причина опоздания, неудач в жизни, ошибок, необдуманных решений – часто человек делает не то, что должен, не тогда, когда нужно.

Переключение внимания происходит непроизвольно, но при хорошей тренировке его легко вернуть на необходимый объект. Занятия должны быть регулярными. Взрослым подойдут те же методы развития внимания, что и детям: найти буквы или цифры среди других символом (такие головоломки называются филворды), считать людей в красной обуви, отслеживать в новостном репортаже конкретное слово.

Саморегуляции

Управление вниманием нужно также для саморегуляции. Для нее необходимы переключение внимания и концентрация на требуемом, либо отвлечение от нежелательного.

Например, физическая боль приводит к тому, что внимание сконцентрировано на месте или органе, который болит. Помимо усиления боли из-за того, что все ресурсы психики брошены на ее ощущение, в дополнение возникает нервозность, тревожность.

А если произойдет переключение внимания с источника боли на что-то иное, требующее умственных усилий, то боль будто бы отдалиться. Попробуйте почитать вслух незнакомый рассказ, выполнить перевод текста на иностранный язык или обратно, решить математическую задачу.

Упражнения на контроль внимания

Упражнения по концентрации внимания проводят от одной минуты. Нужно неотрывно смотреть на монотонно движущийся предмет, например, часовую стрелку, барабан стиральной машины. Овладев созерцанием движущегося предмета, переходите к неподвижным. Рассматривая в течение нескольких минут объект, важно отметить его особенности. «Стакан – граненый стакан – стакан с ободком – ободок от кромки стакана расположен на расстоянии сантиметра – у стакана 8 граней – стакан прозрачный – стакан голубовато-прозрачный – стакан влажный» - так выглядит процесс осознанного рассматривания предмета. После овладения им нужно осваивать мысленное созерцание : представить себе объект со всеми выявленными особенностями. Это отличная тренировка памяти.

Начинать упражнения по мысленному созерцанию нужно там же, где проходили занятия с неподвижным предметом, после перейти в иное место.

Обычно, чтобы отыскать ключи или перчатки, люди подходят к входной двери и выстраивают цепочку: «пришел – открыл дверь – поставил чайник (чтоб это сделать, нужно освободить руку от ключей) – бросил ключи на подоконник». Метод срабатывает благодаря непроизвольному вниманию и памяти. Полезно время от времени устраивать такие «путешествия в прошлое», даже если ничего искать не нужно.

Полезны акустические упражнения . Необходимо на улице в течение короткого промежутка времени, постепенно увеличивая его на каждом занятии, слушать лай собаки, чириканье воробья, шум соседней стройки. Этот навык помогает не рассеивать внимание на уроке, лекциях, в важной беседе. Хорош он и для кинолюбителей, которые иногда не могут вспомнить содержание фильма.

Тактильные ощущения также привлекают внимание, поэтому хорошо знакомиться с предметами на ощупь.

То же самое касается запахов и вкусов, хотя последний редко выступает способом познания реальности.

Автор статьи: Лаухина Екатерина

Джеймс Клир

Блогер, предприниматель.

Концентрация внимания: что это и как работает

Начнём с самого основного: что представляет собой концентрация внимания? Согласно определению психологов, это акт направления интереса или действий на одну цель. Да, звучит скучновато, однако тут скрывается очень важная идея.

Что такое концентрация внимания

Чтобы сконцентрироваться на чём-то одном, придётся игнорировать всё остальное.

Концентрация появляется только тогда, когда мы говорим «да» одному варианту и «нет» - всем остальным. Другими словами, исключение - это необходимое условие для концентрации внимания.

От того, что вы не делаете, зависит то, что вы можете сделать.

Тим Феррис, писатель, оратор

Конечно, чтобы оставаться сосредоточенным, не требуется неизменное «нет», важно сказать «нет» сейчас, в данный момент. Позже вы можете заняться чем-то другим, но сейчас вы должны направить своё внимание только на одну вещь.

Концентрация внимания - это ключ к продуктивности. Говоря «нет» любым другим вариантам, вы открываете свою способность довести до конца одно оставшееся дело.

А теперь важный вопрос: что нужно сделать, чтобы сосредоточиться на вещах, которые имеют значение, и игнорировать бесполезные?

Почему не получается сосредоточиться

У большинства людей нет проблем с концентрацией внимания. У них трудности с принятием решения.

Мы можем убедить себя сосредоточиться на деле, если убрать с пути всё, что отвлекает. У вас когда-нибудь была задача, которую нужно было закончить во что бы то ни стало? Вы выполняли её, потому что дедлайн принимал решение вместо вас. Может, вы и , но, как только дело вынуждает вас принять решение, вы действуете.

Часто вместо того, чтобы принять трудное решение и выбрать одно дело, мы убеждаем себя, что лучше работать в многозадачном режиме. Но это неэффективный подход, и вот почему.

Почему многозадачность не работает

Технически мы можем делать два дела одновременно. К примеру, смотреть телевизор и готовить ужин или отвечать на входящие во время телефонного разговора.

Но сосредоточиться на двух делах одновременно невозможно. Вы либо смотрите телевизор, помешивая макароны в кастрюле в фоновом режиме, либо готовите макароны, а телевизор становится фоновым шумом. В каждый отдельный момент времени вы концентрируетесь или на одном, или на другом.

Но какой бы метод вы ни использовали и как бы серьёзно ни были настроены, в какой-то момент концентрация пропадает. Как дольше оставаться сосредоточенным? Для этого нужно выполнить два простых действия.

Измеряйте свои результаты

Внимательность часто пропадает из-за отсутствия обратной связи. Естественно, ваш мозг хочет знать, получается ли у вас достигать поставленных целей.

У всех нас есть сферы жизни, которые, как мы утверждаем, очень для нас важны, но которые мы не отслеживаем. Это в корне неверный подход. Только с помощью цифр и полного отслеживания мы можем что-то предпринять, когда становимся лучше или хуже.

  • Когда я начал считать, сколько сделал отжиманий, я стал сильнее.
  • Когда я начал следить за выполнением привычки читать по 20 страниц в день, я прочитал больше книг.
  • Когда я записал свои ценности, я стал более принципиальным.

Задачи, которые я отслеживал, оставались в центре моего внимания.

К сожалению, часто мы избегаем измерения результатов, потому что боимся, что цифры будут невпечатляющими. Поймите, измерение нужно не для того, чтобы осуждать себя. Это просто обратная связь, которая необходима для понимания, на каком этапе вы сейчас находитесь.

Измеряйте, чтобы открывать, узнавать, понимать. Измеряйте, чтобы лучше узнать себя. Измеряйте, потому что это поможет вам сосредоточиться на вещах, которые для вас важны.

Цените прогресс, а не показатели результата

Вторая вещь, которую вы можете сделать, чтобы дольше сохранять внимание, - сосредоточиться на процессе, а не событиях. Слишком часто мы представляем себе успех как некое событие, которое может быть достигнуто и завершено.

Вот несколько примеров.

  • Многие люди представляют здоровье как событие («Если я смогу сбросить 10 килограммов, то буду в отличной форме»).
  • Многие люди представляют предпринимательство как событие («Если бы о нашем бизнесе написали в New York Times, мы бы пришли к успеху»).
  • Многие люди представляют искусство как событие («Если бы мои картины выставили в большой галерее, я бы стал известным»).

Это лишь несколько примеров из многих, когда мы определяем успех как единичное событие. Но если вы посмотрите на людей, которые сосредоточены на своих целях, то поймёте, что значение имеют не события или результаты, а концентрация на самом процессе. Эти люди любят то, чем занимаются.

И что самое забавное, концентрация на процессе в любом случае позволит вам наслаждаться результатами.

  • Если вы хотите быть хорошим писателем и выпустить бестселлер, это прекрасно. Но единственный способ достичь этого результата - любить писать.
  • Если вы хотите, чтобы весь мир узнал о вашем бизнесе, было бы неплохо, чтобы о вас написали в журнале Forbes. Но единственный способ этого достичь - любить процесс продвижения.
  • Если вы хотите быть в хорошей форме, возможно вам действительно необходимо потерять 10 лишних килограммов. Но единственный способ достичь этого результата - любить здоровое питание и делать упражнения.
  • Если вы хотите стать намного лучше в любом деле, вы должны полюбить сам процесс. Вы должны влюбиться в построение образа человека, который занимается делом, а не просто мечтать о желаемых результатах.

Концентрация внимания на целях и результатах - это наша естественная склонность, но концентрация на прогрессе приводит к в долгосрочной перспективе.

Лайфхаки для улучшения концентрации

Даже когда вы искренне влюблены в процесс и знаете, как оставаться сосредоточенным на своих целях, ежедневная практика может привнести хаос и навредить вашей внимательности. Вот несколько дополнительных способов повышения концентрации.

1. Выберите якорную задачу

Выбирайте один (и только один) приоритет на каждый рабочий день. Хотя я и планирую завершить другие задачи в течение дня, моей приоритетной задачей является одно не подлежащее обсуждению дело, которое я должен закончить. Я называю его «якорной задачей».

Благодаря единственному приоритету мы, не задумываясь, начинаем выстраивать жизнь вокруг этого обязательства.

2. Управляйте своей энергией, а не временем

Если задача требует от вас полной концентрации внимания, запланируйте её на определённое время дня, когда у вас есть для неё силы. Например, я заметил, что моя творческая энергия выше всего по утрам. Утром я бодрый, лучше пишу и лучше принимаю стратегические решения для своего бизнеса. Поэтому я планирую все творческие задачи на утро. А все остальные рабочие дела отодвигаю на вторую половину дня: встречи, ответы на входящие, телефонные звонки и чаты в Skype, анализ и обработку числовой информации.

Практически каждая стратегия продуктивности включает совет лучше . Но само по себе время бесполезно, если у вас нет сил, чтобы выполнить задачу.

3. Никогда не проверяйте электронную почту в первой половине дня

Концентрация - это устранение всего отвлекающего. А электронная почта может оказаться самым большим отвлекающим фактором.

Если я не проверяю почту в начале дня, я могу самостоятельно составить свой распорядок дня, а не подстраиваться под распорядок дня кого-то ещё.

Я понимаю, что многим людям нет смысла ждать второй половины дня, но я хочу бросить вам такой вызов. Можете ли вы потерпеть до 10 утра? Или до 9? До 8:30? Точное время ограничения не так уж важно. Суть в том, чтобы вы могли выкроить себе время утром, когда можно сосредоточиться на том, что для вас важнее всего.

4. Оставляйте телефон в другой комнате

5. Работайте в полноэкранном режиме

Каждый раз, когда я запускаю программу на компьютере, я использую её в полноэкранном режиме. Если я читаю статью в интернете, браузер занимает весь экран. Если я пишу заметки в Evernote, я использую полноэкранный режим. Если я редактирую изображения в Photoshop, окно программы - единственное, что я могу видеть. Я настроил рабочий стол так, чтобы строка меню автоматически пропадала. Когда я работаю, я не вижу время, иконки приложений и все остальные отвлекающие вещи.

Кажется, мелочь, но в плане концентрации внимания это очень важное действие. Если вы видите иконку приложения, то у вас время от времени появляется соблазн щёлкнуть по ней. Однако если убрать визуальный сигнал из поля зрения, то и желание отвлечься пропадает через несколько минут.

6. Удалите все задачи, которые мешают вашей концентрации с утра

Я люблю делать самые важные дела с самого утра, потому что в это время ещё не появляется спешка. Поэтому я перенёс первый завтрак на полдень, чтобы высвободить немного дополнительного времени с утра на работу, а не готовку.

Независимо от того, какой стратегии вы придерживаетесь, помните, что когда мир отвлекает вас, всё, что нужно сделать - придерживаться одного дела. Вначале у вас может не получаться. Но нужно просто начать.

Внимание играет большую роль в нашем развитии и практической деятельности. Поэтому укрепление нашей власти над вниманием, управление им, осуществляемое через воспитание произвольного внимания, никогда не теряет своей актуальности. Можно ли научиться быть внимательным, научиться искусству сосредоточения? Наиболее важны для работы памяти параметры концентрации и устойчивости. Рассмотрим эти и другие параметры в условиях произвольного внимания и переходу к после произвольному при выполнении некоторых видов умственной работы, связанных с запоминанием. Трудно сочетать любой вид умственной деятельности с постоянными усилиями по поддержанию внимания. Поэтому работа в условиях произвольного внимания оказывается далеко не всегда эффективной. Наиболее глубокая концентрация, сосредоточенность возможна лишь при после произвольном внимании. Чтобы перейти от произвольного к после произвольному вниманию, необходимо активизировать саму работу. Это можно сделать, используя работу памяти. Тем не менее, работая, мы все-таки нередко отвлекаемся. Можно ли избавиться от ненужных отвлечений, научиться работать сосредоточенно? Для этого необходимо знать некоторые правила сосредоточенной работы. Во-первых, нужно учитывать, что не все отвлечения вредны. Глубокая концентрация внимания сопровождается возбуждением определенных участков коры головного мозга. Однако длительное поддержание возбуждения невозможно - наступает утомление. Поэтому, в ряде случаев, отвлечения оправданы - когда они носят характер кратковременного отдыха, усиливающего дальнейшую сосредоточенность. 5 - 10 минут каждого часа умственной работы, достаточны для такого отдыха, можно выполнить например несколько физических упражнений или гимнастику для глаз. Однако наибольшие неудобства нам доставляют непреднамеренные отвлечения в процессе самой работы: не связанные с ней посторонние мысли, желание разглядывать посторонние предметы. Поэтому второе правило - необходимость создания соответствующей характеру работы обстановки. Некоторые люди могут сосредоточенно работать при любых условиях, однако для большинства очень важны внешние факторы: относительная тишина, порядок на столе. Хорошее освещение, удобная поза и т. д. Важна также чисто психическая возможность работать именно в этих условиях. Полезен и заблаговременный созданный настрой на работу. В-третьих, необходимо учитывать, что сосредоточенность усиливается действием небольших побочных раздражителей. Не нужно стремиться работать в полной тишине: небольшой звуковой фон все-таки необходим. В-четвертых, нужно ориентироваться на наиболее благоприятные для умственной работы периоды в течение дня. Однако в процессе умственной работы важна не только степень концентрации внимания, но и возможность ее длительного поддержания. Способность к длительной концентрации внимания можно тренировать. Целый ряд специальных упражнений предложен йогой, современными системами аутотренинга. Эти упражнения основаны на поддержании длительной концентрации внимания на каком-либо одном объекте. Главная задача при этом - обеспечение полного отсутствия всех посторонних мыслей, которые не относятся к рассматриваемому предмету.

Важнейшим условием длительного устойчивого сосредоточения является изменчивость, подвижность, сложность объекта внимания, требующая активного восприятия. Любая однообразность утомляет. Для тренировки устойчивого внимания полезно читать заведомо неинтересную книгу, ставя при этом перед собой специальную задачу найти в ней что-либо интересное. Поэтому условия длительной устойчивости внимания - те же, что и для обеспечения его концентрации. Главное из них - активность выполняемой работы. Тренируя распределение внимания, мы замечаем, что внимание сосредотачивается то на одном объекте, то на другом. Здесь имеется другой параметр внимания - его переключение. Говоря о переключении, следует учитывать, что оно тесно связано с особенностями предстоящей предыдущей деятельности. Чем глубже концентрация внимания на предыдущей работе, чем более сложной и интересной она была, тем труднее переключить внимание на новый вид деятельности, тем в большей степени сказывается эффект торможения. Разные люди по-разному переходят от одного вида деятельности к другому. Это обусловлено особенностями подвижности нервных процессов у каждого человека. Однако, параметр переключения внимания можно тренировать. Таким образом, готовясь к серьезной работе, можно загодя с помощью параметра переключения узнать, готово ли наше внимание к этой работе. Наше внимание также требует к себе внимания. От умения организовать его работу зависит эффективность многих видов деятельности, связанных с запоминанием.

Здесь нам хотелось бы сказать несколько слов о взаимосвязи и взаимообусловленности овладения управлением внимания других людей с управлением собственным вниманием. Управление собой более сложно, чем управление другими людьми. Поэтому переход от управления другим к управлению самим собой, от подчинения к самоуправлению, представляет собой более высокую ступень личностного развития.

Внимание относится к числу параметров психической деятельности, которые труднее всего поддаются тренировке.

Устанавливают минимальный срок - три месяца, в течение которого, выполняя упражнения по тренировке внимания, можно заметить некоторые сдвиги в своем внимании. Так же важно знать, что, совершенствуя свое внимание и обучаясь управлять им, решается комплексная задача повышения производительности многих форм умственной и физической деятельности.