Создание эстетической среды в школе. Эстетизация среды образовательного учреждения: вопросы практической реализации. Влияние предметно-эстетической.среды ученического коллектива на личность старшеклассника

Особое внимание уделяется созданию эстетической развивающей среды во всех помещениях ДОУ и на занятиях по всем разделам воспитательно-образовательной работы. Особенности развивающей эстетической среды на занятиях определяются следующими факторами: содержанием и методи­кой проведения занятий, местом их организации (групповое помещение, зал, участок детского сада, студия), возрастными особенностями детей.

Развивающая среда включает наглядные материалы и пособия, которые используются для расширения и уточнения представлений о предметах и яв­лениях, которые детям предстоит изобразить, для развития образного вос­приятия, овладения средствами выразительности изображения; эстетичес­кую среду составляют также изобразительные материалы и оборудование для рисования, лепки, аппликации; особенности рабочей зоны. Все это долж­но быть продумано с позиции соответствия не только решаемым задачам, но и требованиям красоты. Среда должна развивать эстетические чувства, вызы­вать желание заниматься изобразительной деятельностью, формировать стремление бережно относиться ко всему, что окружает детей на занятии.

В организации среды для занятий изобразительной деятельностью пре­дусматривают использование произведений изобразительного искусства, в том числе народного. Вместе с тем необходимо во всем соблюдать меру.

Развивающую эстетическую среду образуют и творческие работы детей. Их следует выставлять в групповом помещении, студии, зале. Такая среда имеет огромное воспитательное значение. Дети, увидев свой рисунок (леп­ку, аппликацию) среди работ своих товарищей, получают возможность сравнить их. Кроме того, они чувствуют себя комфортнее уже оттого, что и их работа выставлена среди других.

Эстетически оформленная среда рассматривается нами широко. Для ху­дожественно-эстетического воспитания большое значение имеет окружаю­щая среда дошкольного учреждения в целом, т.е. оформление всех его поме­щений, организация и оборудование участка, где гуляют, играют и занима­ются дети. Важна и среда вне дошкольного учреждения: природные объек­ты, жилые дома, другие сооружения; при этом воспитатель должен сам уметь видеть красоту и показать ее детям.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) включа­ется в педагогический процесс дошкольного учреждения с первой младшей группы. Руководя ею, важно помнить об общих для всех возрастных групп условиях, необходимых для успешного овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества.

1. Формирование сенсорных процессов, обогащение сенсорного опыта,
уточнение и расширение представлений о тех предметах, объектах и явле-
ниях, которые им предстоит изображать.

2. Учет индивидуальных особенностей детей, их желаний и интересов.

3. Использование детских работ в оформлении помещений детского са­да, организации разнообразных выставок, а также для подарков детям и взрослым. Дошкольники должны чувствовать: их рисунки, лепка, апплика­ция вызывают интерес взрослых, нужны им, могут украсить детский сад, квартиру, дом, где они живут.

4. Разнообразие тематики детских работ, форм организации занятий (со­здание индивидуальных и коллективных композиций), художественных ма­териалов.

5. Создание творческой, доброжелательной обстановки в группе, на заня­тиях по изобразительной деятельности и в свободной художественной дея­тельности. Уважение к творчеству детей.

6. Учет национальных и региональных особенностей при отборе содер­жания для занятий рисованием, лепкой, аппликацией.

Одна из важных задач художественно-творческой деятельности - на­учить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наибо­лее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью. Решая эту задачу, воспитате­лю следует активизировать детей, задавая им вопросы, стимулирующие вы­бор наиболее понравившегося произведения ("Какой вылепленный цыпле­нок тебе понравился? Что особенно понравилось?"). Выслушав суждения де­тей, воспитатель дает свою оценку и аргументирует ее.

Организуя работу с детьми, направленную на овладение ими изобрази­тельной деятельностью, педагоги занимаются обогащением педагогическо­го процесса эффективными методами и приемами; следует избегать уста­ревших шаблонов и стереотипов (например, утверждения, что к каждому за­нятию воспитатель должен готовить образцы - свои рисунки, лепку, аппли-


кации. В качестве образцов могут использоваться народные игрушки, иллю­страции в детских книгах и т.п.).

Творчеству детей надо учить, но это учение особое. Оно должно вклю­чать учебные и творческие задания, предложение дополнить созданные изображения интересными деталями. Воспитателю не следует увлекаться прямым показом (тем более на рисунке ребенка). После рассматривания предметов и объектов, которые ребенок будет рисовать, лепить, вырезать и наклеивать, следует предложить ему подумать и показать, как это можно на­рисовать, вылепить и т.д.

Первая младшая группа

Наиболее доступными видами изобразительной деятельности для детей этого возраста являются рисование и лепка. Интерес к рисованию проявля­ется у детей рано. Наблюдая за тем, как родители, старшие братья, сестры действуют ручкой, карандашом, малыши тоже пытаются брать в руки каран­даш и водить им по бумаге. В этом проявляются характерные для детей стремление выполнять действия без помощи взрослого, любознательность, интерес и к самой деятельности, и к ее результату.

Рисование. Важно вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, красками, фломастерами. Поэтому следует обращать их внимание на то, что карандаш, кисть, фломастер оставляют след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша, кистью. Важно, чтобы ребенок следил за движением карандаша по бумаге, обращая внимание на нанесен­ные на бумагу штрихи. Для этого воспитателю вместе с ребенком целесо­образно рассматривать результаты действий карандашом, фломастером, кистью, проводить по нанесенным на бумагу линиям, штрихам пальцами то одной, то другой руки, спрашивать, что это такое, на что похоже. Нужно подводить детей к пониманию того, что карандашом рисуют; вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые они сделали сами; обращать их внимание на цвет карандашей, фломастеров и получившихся линий и конфигураций.

Постепенно, обращая внимание детей на "рисунок", надо учить их нахо­дить сходство получившихся на бумаге штрихов и линий с окружающими предметами, предлагать называть то, что они нарисовали, отвечая на вопро­сы взрослого: "Что ты нарисовал? На что это похоже?". При этом взрослому следует проявлять терпение и не настаивать на быстром ответе. Надо, чтобы ребенок постепенно осмыслил все это сам. Высказывания детей о том, кто и что нарисовал, следует поощрять, не подвергая сомнению. Важно побуждать детей к дополнению нарисованного и названного изображения, задавая им вопросы типа "А где у рыбки хвостик?". Это вызовет у ребенка работу мысли, стремление придать рисунку сходство с предметом, дополнить изображе­ние известными ему деталями. Необходимо побуждать детей к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, конфигураций, что при­ведет к осознанному созданию изображения.

По мере овладения рисованием карандашами можно давать ребенку кра­ски и кисть.

Одна из главных задач воспитателя - учить детей правильно держать ка­рандаш, фломастер, кисть: тремя пальцами, не очень близко к заточенному концу или ворсу, не сжимая их сильно пальцами. Для ребенка эта задача вос­принимается как значимая лично для него: ребенок этого возраста хочет на­учиться делать все правильно, чтобы получилось красиво.

Для успешного овладения рисованием, лепкой, аппликацией важно раз­вивать сенсорные основы изобразительной деятельности: восприятие пред­метов разной формы (зрительное, осязательное, кинестезическое), цвета, начиная с контрастных цветов (красный, синий, зеленый, черный) и посте­пенно добавляя другие (без ограничения количества) цвета, не требуя от де­тей запоминания названий большого их количества, однако сам воспита­тель должен их называть. Это даст детям возможность узнавать и запоми­нать больше цветов. Существенное значение в обогащении сенсорного опыта детей и - на этой основе - в овладении изобразительной деятельно­стью имеют рассматривание с ними предметов и явлений окружающего, а также дидактические игры, в процессе которых уточняются и обогащаются представления о предметах.

Следует побуждать детей рисовать самые разные предметы, окружаю­щие их и привлекающие внимание в процессе игр, наблюдений на прогул­ках, рассматривания, обведения руками по контуру предмета. Целесообраз­но практиковать рисование палочками на земле, на снегу, мелом на доске, побуждая детей действовать то одной, то другой рукой.

Рисование должно быть свободным, т.е. не следует торопиться с обучени­ем детей изображению предметов определенной формы. Замечено, что у малышей быстро формируются стереотипные действия, вырабатывается привычка рисовать только эти предметы и только так, как показал воспита­тель. Это сужает тематику изображений, которые может создавать ребенок; в результате даже тогда, когда дети получат возможность рисовать свободно, они будут повторять усвоенное ранее.

Совсем другая картина получается, когда дети с самого начала имеют возможность свободно отражать в рисунке то, что захотят: содержание детских рисунков становится более разнообразным, интересным. Дети изображают такие предметы (машина, солнышко, кукла, птичка, рыбка, за­яц, ножницы и др.), которые при традиционной методике (когда детям предлагают рисовать линии и предметы определенной формы), как прави­ло, не получаются.

Лепка. Детей следует знакомить со свойствами глины, пластилина (мож­но использовать пластическую массу), показать, что они мягкие, их можно раскатывать прямыми движениями между ладонями, получая колбаски, па­лочки, из которых лепят колечки, бараночки, самолет и т.п. Комок глины можно также разминать ладонями, пальцами. Раскатывая комок круговыми движениями ладоней, получают шарик (яблоко, ягодки), а смяв шар ладоня­ми - лепешки, печенье, пряники и др.; сложив два шарика (большой и ма­ленький), дети могут слепить неваляшку, маленького снеговика, цыпленка. Необходимо также учить детей отщипывать от большого комка маленькие, разминать их ладонями и пальцами, соединять, прижимая друг к другу, полу­чая в результате различные предметы.


Вторая младшая группа

У детей необходимо формировать умение слушать воспитателя, создавать изображение, заданное им или придуманное самими, оценивать получившийся результат, радоваться ему.

Для совершенствования изобразительных навыков следует продолжать развивать восприятие: учить выделять предмет из окружающей среды, обво­дить его руками (то одной, то другой) по контуру или обхватывать руками, чтобы почувствовать объем (это поможет познать форму предмета и пере­дать ее в изображении). В процессе восприятия предметов воспитатель по­буждает детей выделять и называть их форму (круглая, квадратная, треуголь­ная), цвет; учит различать и называть не менее пяти-шести цветов, подчер­кивая их красоту в окружающей действительности: красивое голубое небо с плывущими по небу белыми облаками, зеленая ель, ярко-желтые одуванчи­ки в зеленой траве, красное (синее, голубое) платьице куклы с белыми кру­жевами и т.д. В процессе наблюдений и на занятиях необходимо подчерки­вать красоту ритма цветов, пятен, движений: падающие на землю снежинки, кружащиеся на ветру осенние листья, ряды ярких точек, линий, колец на бе­лом фоне дымковской игрушки.

На этой основе постепенно формируется чувство формы, цвета, ритма, раз­виваются эстетические представления. В результате у детей возникает желание выбрать предмет определенной формы, цвета и т.п. Успешное овладение изоб­разительной деятельностью невозможно без развития мелкой мускулатуры пальцев. Детей нужно учить правильно держать карандаш и кисть, не напрягая мышцы; не сжимая пальцы рук, осуществлять движения руки с карандашом и кистью легко и свободно, сжимать глину ладонями и пальцами; правильно и аккуратно использовать все материалы при рисовании, лепке и аппликации (учить набирать краску на кисть, обмакивая ее в краску всем ворсом, снимать лишнюю каплю, слегка коснувшись ворсом кисти края баночки, чтобы капля не упала на бумагу и не испортила рисунок). Темы, которые можно предложить детям: "Осенние листочки", "Украсим пятнышками коня" и т.п.

Обучая детей аппликации, следует отрабатывать навык аккуратного на­мазывания клеем обратной стороны изображения и аккуратного приклеи­вания ее к бумаге, слегка прижимая салфеткой или сухой тряпкой, чтобы фигура лучше приклеилась, а лишний клей впитался.

Следует поощрять дополнение созданного изображения рассказом, стремление услышать оценку своего труда взрослым, проявление интереса к рисункам, лепке других детей.

У детей четвертого года жизни необходимо вырабатывать умение созда­вать коллективные композиции, рисуя вместе или наклеивая свое изображе­ние на общий лист бумаги. Примерные темы композиций: "Зимний лес", "Цыплята гуляют по травке", "Жучки ползают в траве", "Неваляшки гуляют, водят хоровод" и др.

Дети четвертого года жизни могут рисовать, лепить отдельные предметы, создавать аппликации из готовых форм, передавать несложный сюжет, ук­рашать силуэт предмета, вырезанного воспитателем из бумаги (дымковская игрушка, чашечка, блюдце, варежка и т.п.).

В этом возрасте под руководством воспитателя дети осваивают процесс изображения предметов, имеющих линейный характер (цветные палочки, ниточки, дорожки), состоящих из сочетания линий (лесенка, заборчик, де­рево, елочка и др.), а также предметов круглой, прямоугольной, треугольной формы. Для этого детей нужно учить формообразующим движениям в рисо­вании, лепке, для чего очень важно включать движение руки по контуру предмета при его восприятии, показывать и объяснять детям, что одним движением можно нарисовать (вылепить) предмет или все его части, имею­щие одинаковую форму. Так детей подводят к овладению обобщенными способами изображения.

Начиная с четвертого года жизни следует обучать детей обобщенным спо­собам изображения: предметы и их части одинаковой формы можно изобра­зить в рисунке, лепке и аппликации, причем одним и тем же способом.

Детей этого возраста учат рисовать, лепить, наклеивать предметы, имею­щие одну часть (с них начинают) или несколько частей. Предметы, предла­гаемые детям для изображения, могут быть разными (растения, игрушки и т.д.). Их может предъявлять воспитатель, дети могут выбирать их сами по своему желанию, что увеличивает их интерес, желание заняться рисовани­ем, лепкой, аппликацией. Усиливают интерес к изобразительной деятельно­сти и включение в нее сказочных образов (колобок, репка и др.), создание игровых побудительных мотивов (орешки, печенье, ягоды на день рожде­ния куклы, мишки, зайчика и т.п.). Постепенно предлагаемые детям и выби­раемые ими самими предметы усложняются (тележка, груженная мячами для игры; елочка, украшенная шарами и огоньками, и т.д.).

На занятии следует побуждать детей к созданию нескольких изображе­ний (например, "Яблоки и ягодки лежат на тарелке", "Колечки катятся по до­рожке" и т.п.), чтобы было легче запоминать способы рисования, лепки, аппликации и затем действовать свободнее и увереннее.

В результате многократного изображения одних и тех же и разных пред­метов рука малыша становится все более умелой, уверенной и свободной, что позволяет ему создавать более сложные изображения.

Известно: дети любят повторять одно и то же действие и радуются полу­чающемуся результату ("Посмотрите, как много шариков я нарисовал"), по­этому взрослому следует побуждать к изображению на одном занятии не­сколько предметов. Благодаря этому в рисунке возникает сюжет (елочки растут в лесу); изобразив сначала один предмет, ребенок затем дополняет работу другими предметами, подходящими по содержанию. Так, слепив цыпленка, малыш из оставшегося кусочка глины делает маленькие комочки: "Смотрите, мой цыпленок клюет зернышки". Дети часто создают сюжетную композицию, дополняя свою работу словами в процессе ее обыгрывания. Такое развертывание игры с самостоятельно созданными изображениями характерно уже для детей 3 лет. Его следует всячески поддерживать, посте­пенно переводя игровые действия детей в изобразительный план.

Детей четвертого года жизни необходимо учить правильно сидеть (ри­совать они могут и стоя у столов или мольбертов), т.е. прямо, не сильно на­клоняясь над листом бумаги, не упираясь грудью в край стола (чтобы не пор­тилось зрение, не затруднялось дыхание, не стеснялись движения), правиль-




но держать карандаш и кисть: в правой (или левой) руке, между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным, не слишком сжимая пальцы, не слишком близко к отточенному концу. Воспитатель следит за тем, чтобы дети не нажимали сильно карандашом или кистью на бумагу, придерживали лист бумаги левой рукой, чтобы он не двигался.

Знакомство детей с дымковской игрушкой обогатит их представление о прекрасном и вызовет интерес к украшению предметов. Поэтому следует по­будить их любоваться игрушкой, а также обращать внимание на яркие цвето­вые образы, причем не только в народной игрушке, но и на картинках, иллю­страциях. Детей учат украшать различные силуэты, например юбку дымков­ской барышни, платочек, варежки, чашки и т.д. Для росписи доступными им элементами дымковской техники (линии, точки, пятнышки, клетки и др.) де­тям следует предлагать силуэты (из белой бумаги) дымковских игрушек: уто­чек, козликов, коней. У детей четвертого года жизни необходимо формиро­вать интерес к лепке, знакомить со свойствами глины и пластилина, учить правильно работать с ними. В процессе занятия деятельность детей необхо­димо сопровождать потешками, песенками, сказками, загадками. Это помо­жет развивать у них эмоциональную отзывчивость при восприятии карти­нок, иллюстраций, произведений народного декоративно-прикладного ис­кусства, игрушек. Внимание детей обязательно надо обращать на вырази­тельные средства (яркий нарядный цвет, гладкость поверхности).

Детей второй младшей группы уже можно учить самостоятельно нахо­дить способ изображения предметов, замечать сочетание цветов, располо­жение элементов узора. Их знакомят не только с дымковской, но и с фили-моновской игрушками, а также с иллюстрациями к фольклорным произве­дениям (Ю. Васнецов), скульптурой малых форм, учат понимать их содер­жание, отмечать их декоративность.

Выбирая темы для занятий по изобразительной деятельности, следует подумать об их интеграции с другими видами художественной деятельнос­ти, искусством - литературой, музыкой, театром (кукольным, пальчиковым).

Средняя группа

У детей пятого года жизни следует развивать эстетическое восприятие, эстетические образные представления, воображение, художественно-твор­ческие способности; умение рассматривать предметы (в том числе с движе­ниями рук по форме), называть их форму (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), цвет (и его оттенки), величину (как предмета в целом, так и частей).

Дети этого возраста уже способны воспринимать и выкладывать геомет­рические фигуры (пять-семь), лежащие в основе многих предметов и их ча­стей, в определенной последовательности с учетом их различий по величи­не (от большего к меньшему и от меньшего к большему), изображать разно­образные предметы из набора геометрических фигур, вырезанных из бума­ги, преобразовывать их путем разрезания по прямой (круг, прямоугольник -пополам), по диагонали (квадрат - на два-четыре треугольника).

Детей пятого года жизни необходимо приучать все изображения (в рисо-

вании, лепке, аппликации) выполнять старательно, аккуратно, доводить на­чатое до конца, радоваться получившемуся результату. Здесь очень многое зависит от взрослого. Он должен быть терпеливым, тактичным, должен уметь вовремя похвалить ребенка, помочь ему, посоветовать, самому пора­доваться его достижениям, не раздражаться, если у него что-то не получает­ся, и не спешить с упреками, не сравнивать ребенка с его сверстниками или старшими детьми, иначе ребенок может потерять уверенность в своих си­лах, а также интерес к изобразительной деятельности. Следует помнить: у каждого ребенка свой темп развития, свои достоинства и трудности.

На одном занятии целесообразно предлагать рисовать, лепить, вырезать не один, а несколько предметов одинаковой формы, например несколько рыбок в аквариуме, огурчиков в банке, неваляшек и т.п. Изображая несколь­ко раз один и тот же предмет, дети невольно изменяют их величину и поло­жение в пространстве и одновременно приобретают уверенность, свободу движений, что способствует проявлению творчества.

Детей необходимо продолжать учить правильно держать карандаш, кисть, ножницы, правильно пользоваться красками, карандашом (не нажимать силь­но на карандаш, увеличивать нажим только для того, чтобы получить более яркий оттенок). Детей надо научить аккуратно пользоваться глиной и пласти­лином, лепить только на специальной дощечке или клеенке, чтобы не испач­кать стол, скатерть. Следует показать приемы аккуратного закрашивания ри­сунка карандашами и красками. С этой целью можно использовать не только детские рисунки, но и специальные альбомы, в которых перед ребенком ста­вят такие задачи - дорисовать, раскрасить и самому что-то нарисовать.

Чтобы научиться закрашивать красиво, ребенок должен понять: движе­ния карандаша и кисти не могут быть беспорядочными, линии следует про­водить в одном направлении - сверху вниз или слева направо, по косой.

Дети пятого года жизни лучше, чем ранее, могут изображать и отдельные предметы, и несложные сюжеты, содержанием которых могут стать объекты природы (зимний лес, на лугу расцвели цветы, ползают разные букашки, ле­тают бабочки), сюжеты сказок (Колобок убежал от дедушки и бабушки. Куда он покатился? Кого встретил?), игровые действия (тележка везет игрушки, неваляшки вышли погулять) и др. Сюжеты для рисования следует предлагать только с учетом имеющихся у детей впечатлений (что они видели интерес­ного, что им читали, рассказывали, какие мультфильмы они смотрели и т.д.). Можно предлагать им рисовать, лепить, вырезать и наклеивать то, что они сами захотят (по их замыслу).

При этом внимание детей надо обращать на расположение изображений на листе бумаги: внизу - полоска земли, травы, снега, воды, на всей поверх­ности листа - лесная полянка, море, снежное поле и т.п.

Дети создают и индивидуальные, и коллективные композиции: "Рыбки в аквариуме", "Расцвели весенние цветы" и др. (рисование); "Угощение для ку­кол", "Корзина с овощами", "Зайчики на поляне" (лепка); "Зайчики на зим­ней поляне", "Красивые бабочки" (аппликация).

На основе углубления представлений о форме, величине, цвете предме­тов, которые предстоит изображать, у детей формируются эстетические чувства. В этом возрасте под руководством взрослого и при его непосредст-

венном участии (он отмечает наиболее интересные работы, их эстетичес­кие качества) у детей появляется стремление услышать оценку своей работы и самому высказать оценочное суждение.

В качестве эталонов прекрасного выступают произведения изобразитель­ного искусства (книжная графика, народное декоративно-прикладное искус­ство, репродукции произведений живописи, скульптура малой формы).

Детей продолжают знакомить с изделиями народного искусства: с дым­ковской, филимоновской игрушкой, городецкой росписью. Они уже спо­собны не только воспринимать роспись, цветовой строй, композицию, эле­менты узора, но и сами рисовать простые элементы, украшать вылепленные ими самими игрушки или вырезанные педагогом из бумаги силуэты.

Вначале нужно показать детям несколько разных дымковских фигурок, вместе с ними рассмотреть их, определить их характерные особенности (белый фон, яркие, разноцветные узоры), составные части узора (линии ши­рокие и тонкие, прямые и волнистые, пятнышки, точки, клеточки, кольца, круги и др.). Затем детей следует познакомить с филимоновской росписью, научить выделять ее особенности (роспись по белому фону зелеными, крас­ными и золотыми елочками, линиями, солнышками и др.).

Целесообразно предоставлять детям возможность оформлять силуэты предметов быта (посуды, одежды и т.п.).

Что можно предложить детям этого возраста изобразить в рисовании, лепке, аппликации? Назовем несколько тем.

Рисование. Яблоки и ягоды лежат на тарелке (бумага для расположения изображений в форме круга). Поспели красные помидоры. На яблоне поспе­ли яблоки. Цветут красивые цветы. Осенние деревья. Укрась узором дымков­ского козлика. Красивые надувные игрушки на ниточках. Снесла курочка яички - простые и золотое. Укрась узором шапочку. Маленький гном. Рыбки плавают в аквариуме. Снегурочка. Наша елочка. Укрась узором шарики на ел­ку (два круга одинаковой величины разрезаны до половины; после того как дети их украсят, они соединяются). Сказочное дерево. Любимая игрушка.

Это лишь примерные темы. Они могут быть и другими. Главное, чтобы де­ти хотели рисовать. Время от времени можно предлагать им нарисовать то, что им самим хочется, что им понравилось.

Лепка. Орехи и конфеты лежат на блюдечке; блинчики, лепешки, грибы. Огурцы и помидоры. Рыбки. Рыбки большая и маленькая. Уточка. Птичка. Де­вочка в длинной шубке. Мисочка. Чашка и блюдце. Мисочки для трех медве­дей. Козленок. Птички клюют зернышки. Зайчик.

Как и в рисовании, можно предлагать детям лепить то, что им хочется. Аппликация. Дети этого возраста уже могут осваивать наклеивание изоб­ражений из готовых частей и форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал), а затем простые приемы вырезания (по прямой вырезать короткие и длинные полосы. Воспитатель предлагает детям нарезать полоски и составить из них разные предметы (их можно не сразу наклеивать - пусть ребенок сначала пофантазирует), а потом создает разные изображения путем наклеивания полосок (травка, деревья, елочки, скамейка, стул, кусты, лесенка, заборчик и др.). Затем дети постепенно овладевают вырезанием предметов круглой и овальной формы: красивые бусы, неваляшки гуляют, корзина с фруктами

(корзину блюдо, поднос вырезает взрослый). Можно предложить детям на­бор геометрических фигур, из которых они создают разные изображения, комбинируя одни и те же фигуры разной величины (неваляшка, бусы, гусе­ница, пирамидка и т.п.), преобразуя их (квадрат разрезают по диагонали на треугольники, круг - на полукруги, на четверти и т.п.) или комбинируя гото­вые и преобразованные геометрические фигуры. Такая работа способствует развитию не только специальных изобразительных умений, но и воображе­ния, способности к творческому преобразованию (дворец Деда Мороза из готовых геометрических форм и их преобразования).

Чтобы закрепить навыки аккуратного наклеивания, следует напоминать детям, чтобы они не набирали много клея на кисточку (опустив ее в баноч­ку с клеем, надо затем снять лишний о край баночки), а намазав клеем нуж­ную часть, положили ее клеем вниз на лист бумаги (где создается изображе­ние) и плотно прижали мягкой салфеткой.

Все созданные детьми аппликации нужно рассмотреть вместе с детьми, отметить, что каждый сделал свою работу, обратить внимание на наиболее удачные из них, похвалить тех, кто придумал интересные дополнения.

Названные выше занятия рисованием, лепкой, аппликацией включаются в определенные интегрированные блоки в соответствии с их содержанием.

Старшая группа

Изобразительная деятельность детей 5 лет приобретает все более осо­знанный и преднамеренный характер. У них начинает формироваться ин­терес к этой деятельности. Дети охотно занимаются ею при условии посте­пенного и целенаправленного обогащения их впечатлений, уточнения представлений о предметах, усовершенствования способов их изображе­ния. У детей развивается способность придумывать интересные дополнения к собственным изображениям в рисовании, лепке, аппликациях. Дошколь­ники уже способны сами оценить свои работы: удалось или не удалось выра­зить то, что задумано; получилось или не получилось так, как хотелось. Вме­сте с тем детей по-прежнему интересует оценка их работы сверстниками и взрослыми. Это позволяет ненавязчиво учить детей более развернутому ана­лизу, что, в свою очередь, стимулирует их стремление получить более высо­кий результат при создании своих произведений.

К этому возрасту сенсорный опыт ребенка обогащается. Он уже знает основ­ные формы и величины предметов, умеет изображать их. Это позволяет пред­лагать детям для изображения предметы более сложного строения, чем ранее.

В процессе их восприятия следует развивать такие мыслительные опера­ции, как сравнение и уподобление (на что похоже), установление сходства и различия предметов и их частей, выделение общего и единичного, харак­терных признаков, обобщение. На этой основе у детей развивается способ­ность анализировать воспринимаемые предметы, сравнивать их между со­бой, устанавливать сходство и различия (по форме, цвету, пропорциям, по­ложению в пространстве). Это позволит обучать детей передавать в изобра­жении не только основные свойства предметов (форма, строение, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение частей по величине относи-


тельно друг друга (дом высокий - дом не высокий; взрослый человек - ребе­нок и т.п.), более сложные отношения по высоте (низкий, высокий, еще вы­ше), длине (длинная, еще длиннее), толщине (толстый, еще толще).

Научиться этому необходимо для того, чтобы научиться изображать пер­сонажей и сюжеты сказок, картины природы, городских и сельских пейза­жей, разнообразные строения, животных и др. Для этого же в старшей груп­пе необходимо совершенствовать способность наблюдать, т.е. всматривать­ся и вслушиваться в окружающую жизнь. Дети учатся замечать изменения природных объектов: меняется форма медленно плывущих облаков или го­нимых порывистым ветром туч, меняется их цвет, постепенно раскрывается утром и закрывается вечером венчик цветка, изменяется освещение предме­тов днем на солнце и в тени и т.п.

Вместе с тем для дальнейшего развития изобразительной деятельности и детского творчества следует продолжать формировать образные представ­ления - основу для развития воображения, умения самостоятельно выби­рать содержание своих работ и воплощать собственные замыслы.

Как и в предыдущей группе, большое значение для познания формы и ха­рактера поверхности имеют движения обеих рук по контуру предмета, об­хватывание его руками, проведение по поверхности руками.

Дети должны понять связь между рассматриванием объектов и качеством их изображения: чем лучше организован процесс восприятия, чем он раз­ностороннее, тем свободнее потом ребенок сможет изобразить предмет.

В этой группе дети уже способны решать разные изобразительные зада­чи: создавать предметные и сюжетные рисунки, аппликации, лепку, выпол­нять декоративные композиции как по заданию педагога, так и по собствен­ному замыслу. Количество занятий по каждому из названных видов изобразительного творчества в течение года может быть примерно одина­ковым. Воспитатель с учетом уровня усвоения детьми изобразительных за­дач и творческого осмысления изображения вправе сам определить, каких занятий должно быть больше.

Предметы, предлагаемые детям для изображения, теперь уже могут отли­чаться не только по форме и величине, но и по пропорциям частей. Изобра­жение предметов, состоящих из нескольких частей, ребенку удается лучше и вызывает у него чувство удовлетворения только в том случае, если он на­учится видеть пропорции частей, соизмерять их.

В процессе восприятия предметов и явлений следует обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать), могут менять положение (живые существа двигаются, изме­няют позы, деревья в ветреный день наклоняются и т.д.). Систематические наблюдения, проводимые вместе с ребенком и самим ребенком, позволяют ему приобрести опыт, необходимый для создания образов окружающего мира в рисунке, лепке, аппликации. При этом взрослый должен научить де­тей детализировать все воспринимаемое, в том числе движения, обращать внимание на положение частей предмета в пространстве (птичка сидит на веточке, подняла голову, наклонилась, опустила головку, клюет зерньшки и т.д.). Для создания выразительных образов необходимо продолжать разви­вать восприятие цвета, расширять представления о цветах и их оттенках и

формировать умение передавать это разными материалами: в основной цвет добавлять гуашь - белила, акварель разбавлять водой, рисовать каран­дашом, регулируя нажим на него, в аппликации подбирать бумагу нужных цветов и оттенков. Развитию чувства цвета способствуют декоративное ри­сование, изображение цветов, сказочных птиц, дворцов и др.

В старшей группе внимание детей нужно обращать на то, что положение листа бумаги, на котором они создают рисунок или аппликацию, должно со­ответствовать пропорциям изображаемого предмета: если предмет высокий (жираф), лист бумаги лучше расположить по вертикали, а если он вытянут в длину (лиса), то лист следует расположить по горизонтали. Только тогда ри­сунок, аппликация будут выглядеть красиво.

Опыт, полученный детьми в процессе наблюдения, позволяет им созда­вать более сложные, чем прежде, сюжетные изображения. Это требует целе­направленного и систематического развития восприятия, положения пред­метов в пространстве (ближе и дальше от смотрящего при рисовании; бли­же и дальше по отношению к краю листа бумаги, на котором создается изо­бражение в аппликации), соотношения предметов по величине, положению относительно друг друга. Располагая изображение на листе, дети овладева­ют простейшими композиционными умениями: они уже могут располагать изображения в одной плоскости (на полосе внизу листа), однако гораздо сложнее, но и красивее расположить изображения по всему листу бумаги в два-три плана, с передачей перспективы.

С целью развития декоративного творчества нужно продолжать знако­мить дошкольников с изделиями народного искусства, углублять их знания о дымковской и филимоновской игрушке, предлагать создавать изображе­ния по мотивам народной декоративной росписи (цветовой строй, элемен­ты композиции), добиваясь разнообразия используемых ими элементов и тщательности исполнения. Для этого при рассматривании росписи надо об­ращать внимание детей на ранее не замечаемые ими элементы. Детей знако­мят с городецкой росписью, ее цветовым решением (как правило, не чистые цвета, а их оттенки, использование оживок - черного и белого цвета и др.). По мере освоения городецкой росписи можно начать знакомить детей с полхов-майданской росписью (в автономных республиках и краях целесо­образно знакомить детей с местными народными промыслами).

Перед современной школой остро стоит задача воспитания всесторонне развитой творческой личности, мотивированной на саморазвитие и самообразование, способной быть востребованной в современных условиях.

Это включает в себя не только степень обученности ученика, фиксируемой в различных формах контроля, но и степень достигнутой социальной развитости, готовности творчески реализовываться, личностной причастности к происходящему в стране.

Испытывая потребность в человеке активном, деятельном и творчески целеустремленном, общество сознает необходимость создания такой образовательной и культурной среды, которая могла бы способствовать решению этой задачи.

Среда обитания человека во все культурно-исторические эпохи была призвана способствовать формированию и совершенствованию человека как субъекта и объекта познания. В этом отношении среде воспитания и обучения принадлежит первостепенная роль в развитии личности отдельного человека и общества в целом.

Важнейшим условием обеспечения комфортной и стимулирующей школьной среды является грамотно организованное школьное пространство, его атмосфера и наполнение, поскольку правильно организованная среда способствует становлению личности учащегося.

Следовательно, школа нуждается в разработке современных дизайнерских технологий, которые позволят, с помощью создания определённого визуального образа, связать образовательную, воспитательную, эмоциональную и эстетическую среды в единое целое и целенаправленно использовать их формирующие личность возможности.

Развитие личности вообще, как и эстетическое развитие в частности, не может считаться целостным без включения в него субъекта этого развития. С философской точки зрения, быть субъектом эстетического развития - значит быть им не в качестве части культуры, а в качестве участника созидательной работы в искусстве, обязывающей личность саморазвиваться и развивать мир вокруг себя.

Школа - это институт социализации. Она учит детей адекватно воспринимать и вести себя в коллективе, вырабатывает представления о разных сферах жизни, помогает сформировать систему ценностей. И именно школа призвана воспитать эстетически развитого, внутренне красивого человека.

Традиционно, эстетический компонент, с целью повышения качества образования, используется непосредственно в учебно-воспитательном процессе. Однако существует возможность целенаправленной эстетизации пространства школы, оказывающего формирующее влияние на личность учащихся.

В контексте задач эстетического воспитания, можно рассматривать развитие личности как процесс, который характеризуется степенью формирования того характерного качества индивида, в котором выражен уровень его социальной зрелости, воспитанности и образованности. Социальное развитие не только опережает интеллектуальное, предшествует ему, но, определяет возможности перехода на каждую следующую ступень развития. Разумеется, данный процесс обусловлен как индивидуальными особенностями детей, так и системой воспитательных воздействий.

Задачи эстетического воспитания исключительно важны для формирования высокодуховной личности. Прежде всего - это формирование творческого отношения человека к действительности, так как сама суть эстетического развития - в творчестве и сотворчестве при восприятии эстетических явлений. Среди более конкретных задач - формирование эстетической потребности, которую можно определить как потребность человека в красоте и деятельности по законам красоты. Учитывая это, необходимо продумать реализовать имеющиеся возможности эстетизации учебно-воспитательного пространства школы средствами дизайна, один из видов которого представляет дизайн школьного интерьера. Школьный интерьер как элемент материальной и духовной культуры общества является предметом изучения различных наук: философии, педагогики, психологии, инженерной психологии, архитектуры, дизайна, физиологии, изобразительного искусства.

Современные исследования определяют интерьер пространства школы и, в частности, класса как одно из важнейших средств интенсификации и эффективности процесса обучения в школе, а также как предметно-пространственную среду, предоставляющую возможность гармоничной организации процесса работы и усвоения знаний учащимися.

Вместе с тем, значение воздействия интерьера в обучении педагогическим дисциплинам не получило глубокого теоретического и практического развития. Нередко предметно-бытовая обстановка помещения школы ограничивается решением утилитарной, технической задачи без попытки создать полноценную, эстетически организованную и облагороженную среду для занятий. Однако, в настоящее время образованность человека без понимания проектно-художественных, материально-пространственных и предметно-средовых характеристик и ценностей уже невозможна. И прежде всего, каждому учебному заведению любого типа и профиля необходимо грамотно, опираясь на законы дизайна, уметь организовать предметную среду, как основу эффективной работы учащихся.

Преимуществом эстетически организованного учебно-воспитательного пространства является его способность повышать мотивацию учителя к педагогической деятельности и мотивацию ребенка к обучению, развивать творческое отношение к собственной деятельности и адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения, увеличивать коммуникативные навыки.

В современной педагогической литературе чаще всего, когда говорится об образовательной среде, имеется в виду конкретное окружение какого-либо учебного заведения. По мнению В.И.Слободчикова (7) образовательная среда не есть нечто однозначное и заранее заданное. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося; где они совместно начинают её проектировать и строить. В процессе их совместной деятельности начинают выстраиваться определённые связи и отношения. Г.А.Ковалёв (5) в качестве единиц образовательной (школьной) среды выделяет физическое окружение, человеческие факторы и программу обучения. К физическому окружению им отнесены: архитектура школьного здания, размер и пространственная структура школьных интерьеров, лёгкость трансформации конструкций внутришкольного дизайна, возможность и диапазон перемещения учащихся в пространстве школы.

Интерьер - внутреннее пространство здания или любого помещения, которое имеет функционально эстетичную организацию. Школьный интерьер выступает как средство для осуществления учебно-воспитательной деятельности, и как объект, носитель определенных эстетических свойств.

К сожалению, много наших школ напоминают мрачные, безликие коробки. При их проектировании не всегда тщательным образом прорабатываются вопросы архитектурно-художественной выразительности школьной среды, не предусматриваются элементы монументального и декоративно-прикладного искусства, не закладываются малые архитектурные формы и элементы школьной наглядной агитации.

В учебно-воспитательном пространстве школы сильное воздействие на состояние человека, особенно на его зрение, оказывает видимая среда, её насыщенность зрительными элементами. Всю видимую среду условно можно поделить на две части - естественную и искусственную. Естественная среда находится в полном соответствии с физиологическими нормами зрения. Искусственная визуальная среда всё больше отличается от природной и иногда находится в противоречии с законами зрительного восприятия человека, поэтому может оказывать негативное влияние. По мнению учёных, в агрессивной видимой среде ребёнок, как и взрослый человек, пребывает в состоянии беспричинного раздражения. Кроме того, негативному воздействию подвергаются механизмы зрения детей, находящиеся в стадии формирования и развития. Следовательно, необходимо осознанно вмешаться в содержание окружающей нас визуальной среды.

Решением проблемы негативного влияния визуальной среды является создание комфортной визуальной среды, для которой характерно разнообразие элементов в окружающем пространстве - кривые линии различной толщины и контрастности, разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение видимых элементов.

В первую очередь, к комфортной среде можно отнести природу - лес, горы, море, облака. Находясь в этой среде, человек отдыхает, ничего пристально не разглядывая. Продолжительный взгляд на зелень листвы способствует отдыху уставших глаз, снижает напряжение. Зеленый цвет растений успокаивает человека, снижает артериальное давление.

Как показывает опыт, в зданиях современных школ практически полностью отсутствует декор не как "архитектурное излишество", а как функциональный элемент. Возможности формирования комфортной визуальной среды могут и должны быть использованы при моделировании эстетически грамотного учебно-воспитательного пространства школы как средства формирования зрительного восприятия, известного как доминирующего типа восприятия.

При проектировании искусственной среды, среды школы, ставится не только эстетическая, но и образная, художественная задача. Любую объемно-пространственную структуру - город, здание, интерьер - можно понимать как некую живопись в пространстве. Принципы решения такого пространства подобны принципам построения колорита картины.

Даже сравнительно скромные физические масштабы типовой школы позволяют формировать ее образ, особую среду как интегрированную ценность, ее психологическое состояние, родственное познавательной и творческой активности ребенка. Именно поэтому средства формирования среды школы не могут исчерпываться средствами формальной эстетики. Особая образовательная деятельность, включающая совместную проектную и творческую деятельность детей и взрослых - единственное основание и неформальный ход в "оживлении" или изменении качества школьного пространства.

Дизайн, как новое направление развития эстетики, создаёт новые методические возможности целенаправленной эстетической организации школьного пространства.

Эстетически правильно организованное пространство школы не только улучшает самочувствие детей - повышается качество обучения, возрастает интерес к учёбе. Не стоит недооценивать негативное влияние однообразно оформленных интерьеров.

Основное требование, которое нужно учесть при организации интерьера, это - помнить о назначении каждого школьного помещения. Особое внимание следует уделять цветовому решению помещений. Главная установка должна делаться на жизнерадостную палитру, впрочем, выбор цвета того или иного элемента помещения напрямую зависит от его назначения.

При проектировании учебно-воспитательной среды важно учитывать требования функциональной целесообразности, назначение помещений - будут ли здесь проводиться спортивные состязания, театральные представления, предназначено ли оно для учебных занятий, внеклассных мероприятий.

Особые требования предъявляются к цвету школьной мебели. Окрашенная поверхность должна отражать 25-30% падающего на мебель света - это позволяет повысить степень освещенности помещений, что имеет большое значение для здоровья учащихся.

Дизайнеры убеждены: в кабинете, где дети ежедневно проходят обучение, обязательно должны быть комнатные растения. Именно цветы помогают создать комфортную визуальную среду и дают отдых детским глазам. В оформлении других помещений школы так же необходимо использовать возможности фитодизайна. Они позволяют подчеркнуть стиль интерьера, помогая акцентировать внимание на том или ином предмете декора.

Организация учебно-воспитательного пространства школы в большой степени зависит от соответствия эстетических характеристик типу и профилю образовательного учреждения, так как только в этом случае оно может оказывать формирующее влияние на личность учащихся. Дизайн создаёт пространство исходя из целей и задач определённого образовательного учреждения, а дидактика позволяет целенаправленно использовать формирующие возможности, которые это пространство предоставляет. Таким образом, эстетически формирующая среда имеет множество моделей, использование различных вариантов которых позволяет добиться максимального результата в оказании формирующего влияния на развитие личности учащегося данного учебного учреждения.

В настоящее время в России создаётся много профильных и альтернативных общеобразовательных учебных учреждений, различных по приоритетным направлениям, которые способствуют более полному раскрытию внутренних индивидуальных резервов каждого ребёнка. Различные учебные заведения имеют характерные особенности и отличия, касающиеся учебных планов, внеучебных программ, формируемого типа личности.

Основой современного образования является принцип вариативности, не только признающий объективное существование разных типов обучения и учебных заведений, но и саму возможность управляемого развития образования.

В настоящее время в сфере педагогики существуют различные вариативные системы образования. В полной средней школе взят курс на профильное обучение (4), которое рассматривается в качестве средства индивидуализации образовательного процесса, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями продолжать образование. По своей сути профильные общеобразовательные предметы представляют собой повышенный уровень подготовки, так как формируют направленность конкретного профиля.

Из всего вышесказанного следует, что существует необходимость создания такого типа учебных учреждений, эстетизация учебно-воспитательного пространства которых полностью соответствовала бы их типу и профилю, отражалась в учебных планах, обеспечивала целостность воздействия на интеллект и эмоции ребёнка, а формирующие возможности пространства полностью использовались в учебном процессе.

В современных условиях движение педагогики и эстетики навстречу друг другу привело к пониманию мира образования как целенаправленно создаваемой действительности, создающей методологическую основу для проектного осуществления принципа вариативности. А с возникновением дизайна принципиально изменились возможности эстетики, превратив её из привлекаемого дополнительного средства в содержание образования.

Дизайн может стать содержательной основой целостного учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой в учебное и внеучебное время.

Дизайнер создаёт проект предметно-пространственной среды в соответствии с потребностями, обусловленными культурой общества. В связи с этим, дизайнер, проектируя отдельные предметы и предметную среду, оказывает влияние на человека. Отсюда следует, что дизайнер, изначально являясь педагогом, должен осознавать свою ответственность перед обществом как педагог, а профессиональный педагог в современных условиях призван подходить к осуществляемой деятельности с позиции дизайнера, стремясь всемерно использовать формирующие личность возможности, предоставляемые окружающей действительностью, осуществляя поиск путей повышения качества учебно-воспитательного процесса, преодоления таких негативных явлений как переутомление, потеря интереса к обучению.

Учитель должен не только понимать значение эстетизации школьной среды, работать над её организацией, основанной на знании основных принципов дизайна, а не интуитивном украшении помещений, но и вовлекать учеников в эту деятельность. В процессе совместной деятельности необходимо научиться формировать эстетический образ школьного интерьера через художественную выразительность и гармонизацию внутреннего пространства с одновременным обеспечением комфортности помещений.

Объединение эстетики и педагогики, создание на основе дизайна, формирующего школьного пространства способно повысить эффективность и качество отечественного образования.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Божко Ю.Г. Эстетические свойства архитектуры: Моделирование и проектирование. - К.: Строитель, 1990. -141с.
  2. Величковский Б.М., Зинченко В.П., Лурия А.Р. Психология восприятия. - М.: изд-во Моск. унт-та, 1973. - 246 с.
  3. Воронин Е.В. Профильное обучение: модели организации, управленческое и методическое сопровождение. - М.; "5 за знания", 2006. С. 158-171.
  4. Закон Российской Федерации "Об образовании" - М., 2004.
  5. Ковалёв Г.А. Психическое развитие ребёнка и жизненная среда. Вопросы психологии. 1993, №1.
  6. Осипова Н.В. Эстетизация учебно-воспитательного пространства школы. - М.: изд-во МГОУ, 2002.
  7. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего обучения. - М., 1996.

Проект

«Школа – наш общий дом»

Учреждение : МБОУ «Школа №121» г. Нижнего Новгорода

Период реализации :2013-2014г.

В.А. Суровенкова –учитель биологии, руководитель т/о «Наш дом»

Куратор проекта :

Е.А. Молодцова – директор школы

Участники проекта :

    Руководители творческих объединений экологической и художественной направленностей

    Заместители директора школы

    Медицинские работники

    Психолог

    Социальный педагог

    Классные руководители

    Родители

    Попечительский совет

    Совет старшеклассников

Обоснование: Здоровье – одна из высших человеческих ценностей, один из источников счастья, радости, залог оптимальной самореализации. По словам одного древнегреческого философа, счастлив тот, кто здоров телом, восприимчив душой и податлив на воспитание. В современных условиях здоровье еще больше возвышается как ценность. Высокий уровень заболеваемости, увеличение распространенности функциональных расстройств у детей, указывает на приоритетность проблемы здоровья. Здоровье нации, в том числе детей и подростков, является одним из важнейших показателей, определяющих экономический, интеллектуальный и культурный потенциал страны, а также одной из характеристик национальной безопасности.

Деятельность коллектива школы №121 в решении проблемы здоровья ученика и учителя, проводимая в предыдущий период, дала определенный положительный результат: сложилась система регулирования и коррекции учебно-воспитательного процесса; начато внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих образовательных технологий; осуществляется внедрение комплекса медико-психолого-педагогических мероприятий; реализуется воспитательная программа «Здоровье».

Школа как социальная среда, в которой дети и взрослые находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика и учителя, характером эмоционального фона и другими факторами. Участникам учебно-воспитательного процесса приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на них требованиями самого процесса.

Анализ деятельности школы в рамках данной проблемы также указал на важность продолжения работы по созданию благоприятной предметно-эстетической среды учебного заведения, в частности на необходимость разработки проектов по озеленению как школьной, так и пришкольной территории.

Анализ предметно-эстетической среды школы:

Школа №121 располагается в густонаселённом микрорайоне «Гордеевский» Канавинского района. Территория визуально обозначена ограждением с несколькими входами и воротами для подъезда к зданию.

Спорткомплекс «Нижегородец» является активной зоной отдыха учащихся и жителей микрорайона, здесь располагаются несколько спортивных площадок разного размера и назначения. На территории школы предусмотрены спортивные и игровые зоны: места для проведения легкоатлетических состязаний, силовых упражнений и т.д. На протяжении нескольких лет внешний вид и зональное деление территории школьного двора формируются в более современную и интегрированную систему. Зелёные насаждения сочетаются с геометрией двора и газонов.

Главный вход здания украшает ярусный цветник в сочетании с деревьями и кустарниками, которые активно подчеркивают силуэт здания и делают акцент на парадном входе. Школьная вывеска отвечает стандартам и дизайну современных образовательных учреждений: информационность, стильность, приятные глазу тона…

Театр начинается с вешалки, а школа начинается с вестибюля. Светлые стены, активные волнистые линии в жалюзи и настенных зеркальных панелях, многочисленные современные банкетки, прозрачные дверные стеклопакеты – всё это создаёт атмосферу лёгкости и комфорта. Именно здесь начинается знакомство со школой и первые шаги по её просторам.

Школа работает в сложных условиях, так как режим деятельности осуществляется в две смены, поэтому нет чёткого деления здания на зоны активности и отдыха. Однако оно разделено на блоки, что позволяет достаточно условно поделить внутреннее пространство школы на блок начального, среднего и старшего звена. Это даёт возможность учесть возрастные особенности всех групп и обеспечить оптимальное использование перемены в сложившихся условиях.

Общее колористическое решение помещений выполнено в пастельных тонах. Игра цветовыми акцентами позволяет создать в школе атмосферу творческой деятельности и душевного комфорта, что очень актуально для современного подрастающего поколения. Умелое сочетание цвета в зависимости от рода деятельности придает интерьеру особый шарм. Смена колорита даёт возможность снять нервное напряжение и усталость. Стильность и соответствие современным требованиям комфорта подчёркивают жалюзи, как в кабинетах, так и в коридорах. Следует отметить, что такой приём визуально объединяет все помещения в единый комплекс, а не дробит на отдельные уголки. Практически каждый кабинет активно озеленён - это помогает создать благоприятную психологическую атмосферу.

С помощью цветового решения повышается степень ориентированности учащихся в многочисленных помещениях. Одновременно она повышается за счёт указателя номера кабинета и названия предмета на табличках, которые выполнены во всей школе в едином стиле.

Нейтральное освещение, светлые стены и потолки позволяют снять утомляемость глаз. Жалюзи помогают грамотно сочетать естественное и искусственное освещение в кабинетах.

Оформление школы выполнено в едином стиле. Информационные стенды по предметам находятся в постоянном обновлении, что активно вовлекать детей в познавательную деятельность. Особой гордостью школы стали спортивные достижения наших учащихся в различных соревнованиях, которые отражены на «стене славы». Среда учебного заведения организована удачно. Основные приёмы гармонизации помещений и создания психологической атмосферы соблюдены. Нет предела совершенству – это основной постулат, который помогает стремиться к большему и лучшему. Поэтому возникла необходимость создания проекта, целью которого стало продолжение деятельности по улучшению благоприятной предметно-эстетической среды школы.

Цель проекта – продолжение деятельности по созданию благоприятной предметно-эстетической среды школы

Задачи проекта:

    Создать зону релаксации в рекреации 2 этажа (около актового зала)

    Оформить зеленый уголок (около учительской)

    Художественно оформить коридор 1 этажа

    Внести коррективы в оформление кабинета биологии

Ожидаемые результаты:

    Изменение внешнего вида школьного коридора и рекреации

    Создание зоны отдыха и психологической разгрузки

    Улучшение физического, психического и эмоционального здоровья учащихся и учителей

Этапы реализации

Сбор предложений и информации

    Планирование работы т/о «Наш дом» и «Несущие радость» в рамках проекта

    Составление эскизов по переоформлению школьных помещений

    Финансирование проекта

Родители

Инициативная группа из учителей, учащихся и родителей

Директор

Бухгалтер

Попечительский совет

Ноябрь-декабрь 2013

Руководители творческих объединений («Наш дом», «Несущие радость»)

Совет старшеклассников

Учитель ИЗО

Директор

Бухгалтер

2. Практический

    Практическая деятельность по переоформлению кабинета биологии

    Практическая деятельность по оформлению 2 этажа

    Практическая деятельность по оформлению коридора 1 этажа (к.114 – 116)

Коллектив школы (ученический и педагогический)

Родители

Январь-март 2014

Директор

Зам.директора

Учитель ИЗО

3. Обобщающий

    Подведение итогов деятельности в рамках проекта, анализ прогнозируемых результатов

    Обсуждение предложений дальнейшей деятельности по внутришкольному озеленению и благоустройству школьной и пришкольной территории

Коллектив школы (ученический и педагогический)

Родители

Попечительский совет

апрель 2014

Директор

Бухгалтер

Зам.директора

Руководители творческих объединений

Учитель ИЗО

Председатель попечительского совета

Зам. директора по ВР

Оценка эффективности

    Медико-психологическая оценка здоровья учащихся (медицинское обследование, тесты психолога, анализ статистических данных)

    Количественные показатели (количество детей и взрослых, участвующих в проекте)

    Качественные показатели (оценка уровня знаний, умений и навыков по комнатному и декоративному цветоводству)

    Воспитательные показатели (уровень воспитанности учащихся школы)

    Социальный показатель (увеличение количества заинтересованных лиц и расширение сферы общения)

Литература

    1. Горлицкая С. И. История метода проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования»

    2. Лобова Т.В. Дидактические основы проектирования учебного процесса: Учебное пособие/ Т.В. Лобова, А.Н. Ткачев; М-во образования и науки РФ, Юж.-Рос. Гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ, 2005

    3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С. Полат – М., 2000

    4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квал. пед. кадров / Под ред. Е. С. Полат. Издательский центр «Академия», 2002. 272 с. (64–110)

    5. Пахомова Н. Учебный проект: его возможности. Ж. Учитель, 4, 2000, с.52-55

    6. Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности. Ж. Школьные технологии, 2, 2002, с.196-199

    7. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997

    8. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: АРКТИ, 2003.

    9. Смелова В. Г. Метод проектов в современной школе. //Биология в школе №6 2007г.

    10. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, - М.:Издательский центр «Академия», 2007.

Характеризуя воспитательную систему школы, В. А. Сухомлинский особое внимание уделял «материальной базе школы и окружающей детей обстановке», справедливо считая их «необходимым условием полноценного педагогического процесса» и «средством воздействия на духовный мир воспитанников, средством формирования их взглядов, убеждений и хороших привычек».

Опираясь на труды В. А. Сухомлинского, определим предметно-пространственную среду воспитания как особым образом организованную в пространстве и времени совокупность материальных вещей, окружающих педагога и учащихся в воспитательном процессе .

Предметно-пространственная среда включает в себя:

1) здания и помещения школы (классы-кабинеты, коридор, столовую, спортзал и т. д.);

2) школьный двор и прилегающее к школе пространство;

3) мебель и оборудование (различные средства осуществления педагогического процесса – от классной доски и мела до персонального компьютера и полного комплекта музыкальных инструментов для школьного оркестра);

4) средства обеспечения санитарно-гигиенических условий (освещённости, температурного режима, чистоты, вентиляции) и техники безопасности;

5) элементы предметно-пространственной среды, являющиеся результатами работы самих субъектов педагогического процесса:

Выставки ученических поделок, рисунков, сочинений и т.д.;

Выставки творчества взрослых: педагогов и родителей учащихся;

Фото-, аудио-, кино-, видеохроники школьной жизни;

Школьный архив (или музей), хранящий подшивки старых стенгазет, афиш, тематических альбомов, результаты краеведческой работы и т.д.;

Элементы художественно-эстетического оформления интерьеров школы и прилегающего к ней пространства;

Трудоёмкие объекты, созданные при активном участии школьников, а также в содружестве семьи и школы: горка и снежный городок рядом со школой, декорации и костюмы для школьных постановок и т.д.;

6) специальные элементы эстетического оформления (оформление интерьеров, выставок и экспозиций, а также отдельные рисунки, панно, комнатные растения, занимающие своё место в эстетическом оформлении);

7) световые и шумовые эффекты, музыкальное оформление;

8) одежда и личные вещи педагогов и воспитанников (внешний вид человека несёт информацию не только о нём, но и среде его пребывания; один «оборванец» в группе аккуратно одетых людей выглядит «белой вороной», однако и аккуратность одежды, скорей всего, вызовет насмешки в группе нерях);

9) информационно-организующие элементы предметно-пространственной среды: расписание занятий, «доска объявлений», школьная газета, «классный уголок» (специально оформленное в классе место для наглядного размещения нужной в жизни класса информации), а также разнообразная школьная документация (классный журнал, дневники учащихся, планы работы и т. д.).

Создание благоприятной предметно-пространственной среды подразумевает такую организацию пространства, при которой воспитательная работа осуществляется наиболее эффективно. Для этого необходимо, чтобы пространство, где протекает воспитательный процесс, уже само по себе являлось средством воспитания, несло большую смысловую и эмоциональную нагрузку.

Эффективность предметно-пространственной среды в воспитании определяется следующими условиями:

1. Соответствие целям и задачам воспитания.

2. Соответствие санитарно-гигиеническим нормам и технике безопасности.

3. Эстетичность и аккуратность.

4. Культуросообразность (соответствие общекультурным требованиям, учёт особенностей культуры данной национальности, данной местности).

5. Эмоциональная и информационная насыщенность.

6. Соответствие организации пространства организации педагогического процесса в данной школе.

7. Соответствие возрастным особенностям учащихся.

8. Многоканальность воспитательного воздействия предметно-пространственной среды (через различные органы чувств).

9. Поддержание в функциональном состоянии (своевременный ремонт, уборка, замена материальных средств; постоянное обновление, совершенствование предметно-пространственной среды).

10. Участие воспитанников в создании и поддержании предметно-пространственной среды.

Сухомлинский В. А. Павлышская средняя школа. – М., 1979. С. 116.


P.S. Благоприятная среда складывается из мелочей, которые обеспечивают комфорт и эстетичность того пространства, к котором осуществляется любой – не только педагогический – процесс. В этом немаловажную роль играют красивые и гигиеничные отделочные материалы, функциональные элементы интерьера. Ветхие, облезлые, плохо закреплённые полка, дверь, оконная рама не только не способствуют эстетическому воспитанию детей, они могут стать источниками серьёзных физических травм.
В разных городах России есть торговые и дизайнерские фирмы, предлагающие широкий выбор качественных дверей. Двери межкомнатные и входные в Ростове предлагает одна из таких фирм, заботящихся о комфорте и безопасности потребителя.

Татьяна Улюмжаева
Художественно-эстетическая среда

Для организации как совместной так и самостоятельной деятельности воспитанников, направленной на их разностороннее развитие в соответствии с новыми требованиями, я организовала в своей группе среду , которая способствует эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

Наши дети активны и очень подвижны, поэтому я постаралась создать условия для обеспечения разных видов деятельности (игровой, интеллектуальной, художественной , продуктивной, коммуникативной, творческой, музыкально – театрализованной и т. д.).

Воспитанники нашей группы охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (трудовые поручения, изготовление театральных атрибутов, уход за цветами) и в тоже время активно стремятся к познаниям.

Дети очень творческие, эмоциональные, им нравится рисовать, лепить, делать поделки, самостоятельно музицировать, разыгрывать сказки.

Детский сад –это милые, добрые умные, веселые, шумные. замечательные дети. Все, что мы делаем в нашем детском саду- мы делаем ради них, ради того, чтобы они росли и развивались.

Предметно-развивающая среда в нашей группе позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке воспитателя. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности детей. Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Организации центров активности основывалась на принципах развития и интеграции.

1. Принцип дистанции. Общение взрослого с ребёнком "глаза в глаза".

2. Принцип активности. Участие детей в создании своего предметного окружения.

3. Принцип стабильности. Реализуется с помощью мобильности мебели, изменения уголков в соответствии с возрастом детей.

4. Гибкое зонирование, позволяющий детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

5. Принцип "половых и возрастных различий" как возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в нашем обществе эталонами мужественности и женственности.

Развивающая среда нашей группы создавалась с учётом вышеизложенных принципов. Я обогатила среду в своей группе такими элементами, которые стимулируют познавательную, творческую активность детей. Содержание оборудования и материалов отвечают определенному возрасту. Их размещение, планировка имеют свободный доступ и возможность работать с материалами не только там, где он находится, но и возможность его перемещения в зависимости от желания детей (на столе, полу, стене) .

Такое построение среды даёт детям чувство психологической защищённости, помогает развитию личности, способностей, овладению разными способами деятельности. Создавая развивающую среду , учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей, а также требования и нормы СанПиН.

Предметно-развивающая среда группы организована с учетом интеграции образовательных областей :

Физическое направление представлено образовательными областями : "Физическая культура" (центр физического развития) ; "Здоровье" (центр сохранения здоровья) ; "Безопасность" (ПДД и пожарная безопасность

Познавательно-речевое направление представлено образовательными областями : "Познание", "Коммуникация", "Чтение художественной литературы ", которые включают в себя центры : "Юный строитель", "Учимся конструировать", "Лаборатория Знайки", "Дом для книжек".

Социально-личностное направление включает области "Социализация" и "Труд" (Игровой центр, центр труда)

- Художественно -эстетическое направление развития детей реализуется через интеграцию образовательных областей : "Музыка", "Художественное творчество ".

Образовательная область "Музыка" включает театрализованный центр и центр музыки.

Театрализованный центр - важный объект предметно-развивающей среды , поскольку именно театрализованная деятельность помогает адаптироваться, сплотить группу, объединить детей интересной идеей. Воспитательная возможность театрализованной деятельности широка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется звуковая культура речи, её интонационный строй, исполняя свою соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном изъяснении. Наряду с уголком "Играем в театр", "Наряжайка", мы оборудовали уголок эмоционально-волевого развития, который способствует эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов.

В уголке "Играем в театр" располагаются различные виды театров : настольный, театр на фланелеграфе, плоскостной; реквизит для разыгрывания сценок, сказок и спектаклей; набор кукол, ширма для кукольного театра.

Рядом расположен яркий, веселый уголок "Наряжайка", где можно нарядиться в любимых сказочных героев, что развивает творчество детей. Здесь расположились нарядные вещи, шляпы с широкими полями, юбки, платки, брюки.

Для реализации гендерных подходов к воспитанию детей нами учтены интересы мальчиков и девочек, подобраны различные атрибуты для инсценировок разных сказок (полоролевых) .

Театрализованная деятельность в группе является одной из любимых видов деятельности детей, она дает положительные результаты воздействия на личность ребёнка, что было неоднократно отмечено родителями группы.

Детям необходимо предоставить возможность, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально-дедактических игр. Для достижения этой цели мы разнообразили музыкальный центр в группе.

Музыкальные игрушки, чаще всего применяются в сюжетных и дидактических играх. В уголке находится небольшая полка для хранения музыкальных пособий, - стол со стульями для самостоятельного музицирования и настольных дидактических игр.

В центре находится магнитофон с записями классической, народной, современной музыки : звуки леса, моря, различные сказки.

Образовательная область "Художественное творчество " представлена центром «Волшебная кисточка» . Для активизации интереса к деятельности материалы располагаются на уровне глаз детей, эстетически привлекательны. Расположение и систематизация (в коробках, на полках) облегчает детям начало деятельности. Для развития художественно -эстетического восприятия Центр изобразительного творчества оснащен предметами народного искусства (по 3-4 предмета разных народных промыслов - Дымково, Хохлома, Городец) . В Центре имеются детские книги. Используем иллюстрации соответствующие возрастным возможностям детей. В Центре находятся книги разного назначения (книги-игрушки, книги-раскраски) .

В доступном для детей пространстве расположено многообразие изобразительных материалов; это не только карандаши и различная бумага, но и восковые мелки; гуашевые краски и фломастеры; пластилин и формочки для лепнины. Предусмотрено наличие различных техник изобразительной деятельности, алгоритмы выполнения работ, образцы по жанровой живописи и декоративно-прикладному искусству.

Дети нуждаются в позитивной оценке результатов своей деятельности. Поэтому в группе оборудованы места для организации индивидуальных выставок, коллективных и совместных работ с родителями.

При организации центра учтены интересы мальчиков и девочек (раскраски, трафареты, различные материалы, дидактические пособия) .

Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изодеятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно -творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, раскрашивая, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги, рассматривая репродукции картин.

Одной из основных задач педагогов является привитие детям уважения к книге, развитие умения общаться с ней, любви к художественному слову , одним словом всего того, что составляет основу воспитания будущего «талантливого читателя» . Волшебный мир книги. В этом центре дети с удовольствием приобщаются к словесному искусству, у детей развивается художественное восприятие и эстетический вкус.

«Мир Книги» в нашей группе располагается так, чтобы любой, даже самый маленький ребенок мог рукой дотянуться и взять понравившуюся ему книгу без посторонней помощи тогда, когда ему захочется это сделать.

Детский сад – это родители. Они главные помощники в нашей работе и мы им за это очень благодарны.

Детский сад - особое учреждение, это практически второй дом для его работников и детей. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым, непохожим на другие, чтобы все в нем чувствовали себя комфортно, испытывали положительные эмоции. Поэтому огромное внимание в своей работе я уделяю предметно-развивающей среде , особенно ее развивающему характеру. Обогатила ее такими элементами, которые стимулируют познавательную, творческую активность детей. Содержание оборудования и материалов отвечают определенному возрасту. Их размещение, планировка имеют свободный доступ и возможность работать с материалами не только там, где он находится, но и возможность его перемещения в зависимости от желания детей (на столе, полу, стене) .