В виде таблицы отличия мышления и интеллекта. Понятие и структура интелекта. Мыслительная операция и решение проблем

Политика контрреформ Александра 3 - причины, плюсы и минусы.

Контрреформы, которые проводил император , это комплекс мероприятий, направленных на стабилизацию социальной, экономической и политической жизни в Российской империи после либеральных реформ 1860-1870-х гг.

Политику контрреформ осуществляло в стране Министерство внутренних дел, которое при Александре Третьем возглавлял граф Д. Толстой. Началом контрреформ принято считать царский манифест от 29 апреля 1881 года о незыблемости самодержавия в России.

Причины

Придворные круги, особенно приближенные царя, боялись развития революционных движений в стране. В их возникновении и активизации дворяне обвиняли либералов. Поэтому Александр Третий с помощью реакционеров стал бороться с последствиями предыдущих реформ. Власть стремилась сохранить свою социальную базу в обществе, которой были дворяне и патриархальное крестьянство.

Модернизация, которую начал , нашла противников в обществе, количество которых постоянно увеличивалось. Именно их недовольство царь пытался использовать ради укрепления самодержавия. Активизировались народовольцы, которые убили реформатора Александра Второго. Необходимо было покончить со свободой слова и печати. В стране распространение получили идеи о национальном возрождении, которые нужно было искоренить и уничтожить.

Плюсы

  • Было заторможено развитие революционного движения.
  • Спали протестные настроения представителей интеллигенции и дворян.
  • Снизился уровень террористической деятельности.
  • Сломлена либеральная оппозиция и рабочее движение.
  • Крепились позиции помещиков, чьи власть и влияние подорвали реформы Александра Второго.
  • Постепенно окрепла идеология крестьян и рабочих, которые активнее принимали участие в политической борьбе.
  • Россия при Александре Третьем не страдала от постоянных войн и социальных бунтов.

Минусы

  • Контрреформы Александра Третьего на долгое время заморозили социальные противоречия.
  • Обострилась ситуация в селе и на производстве. Развитие прямой, ничем не прикрытой реакции самодержавия. Программа контрреформ не была осуществлена в полной мере, поскольку в середине 1890-х гг. начался подъем революционного движения. Революционеры стали действовать в подполье.

Факты

В 1881 году стал действовать новый курс Министерства Толстого, который позволял графу любую местность Российской империи объявить в состоянии усиленной или чрезвычайной охраны. В результате чего, местным властям было предоставлено право закрывать любые учебные, торговые и промышленные учреждения, деятельность которых вызывала подозрение.

Местные власти могли запретить собрания и работу органов печати. Происходили высылки подозрительных лиц и людей, угрожавших основам государства. Были введены временные правила о печати, что вызвало закрытие многих печатных изданий в Российской империи, запрет журналистам заниматься своей работой. После того, как издание получало третье предупреждение о нарушении новых правил, его сразу же закрывали. Усилилась агентурная сеть и жандармские органы.

Была уничтожена университетская автономия, после того, как в 1884 году был принят императором новый университетский устав. Университет теперь возглавлял попечитель и ректор, которого назначал министр народного просвещения. Ректор обладал широкой административной властью, что отрицательно сказалось на правах и значении коллегий и ученого совета. Профессоров назначал лично министр, а деканов - попечитель учебного округа.

Университеты стали зависеть от попечителей. Положение студентов в университетах определялось особым сводом правил, за нарушение которых учащегося могли арестовать или выгнать из учебного заведения. В 1887 году увидел свет так называемый «циркуляр о кухаркиных детях», автором которого был министр народного просвещение И. Делянов. Этот документ запретил детям лакеев, прачек, лавочников, поваров и других представителей низших сословий обучаться в гимназиях на территории всей Российской империи.

Министр просвещение по приказу императора стремился возродить сословность в системе образования, которая была ликвидирована во времена Александра Второго. Кроме циркуляра, Делянов издал приказ о значительном повышении платы за обучение. Целью этого мероприятия была очистка гимназий от детей средних и бедных сословий.

Уезды в империи поделили на отдельные участки, которые возглавляли участковые земские начальники. Стать ими могли только потомственные дворяне из местной знати. В руках начальников земской управы сосредотачивалась административная, судебная власть, контроль над общинами крестьян. Увеличилась численность дворян в земских учреждениях, над которыми усилился правительственный контроль.

В губерниях появились губернские по земским делам присутствия. Принятое в 1892 году новое городское положение изменило механизм и порядок выборов в городские думы. Возродилась и стала активно пропагандироваться теория официальной народности. Была изменена судебная система. В уездные окружные суды стали передавать дела, отнятые у мировых судей, которых заменили городские судьи.

Появилось административное Первое присутствие. Суды проводили заседания при закрытых дверях. Усилилась политика русификации и преследования нехристиан, натравливания наций одна на другу. Особо пострадали евреи, черта оседлости которых была сильно сокращена.

Итоги

Контрреформы Александра Третьего историки не могут оценить однозначно. Большинство ученых сходятся во мнении, что при его правлении предпринятые меры, способствовали стабилизации внутренней жизни государства. Проявлялось это в снижении числа террористических актов, отсутствии военных действий, революционных выступлений. Постепенно развивалась экономика, которая давала шанс на выход из кризиса производства и промышленности. Но были заморожены проблемы, которые касались решения национального вопроса, участия представителей села и заводов в общественной жизни страны.

Интеллект –«ум», то есть свойство человека, способность ставить и решать задачи.

Мышление – «обдумывание» - процесс., то есть выходящее за пределы непосредственно данного.

Интеллект – способность у мышлению. Мышление – процесс реализации интеллекта.

Мышление – вид познания, но в отличие от восприятия, опосредованное, то есть выходящее за пределы непосредственно данного. По одному факту мы выводим заключение о другом.

Не просто создание умственной модели внешних условий (восприятие), но установить ненаблюдаемые отношения объектов и вывести другую модель – вот задача мышления.

Каждый из психических процессов по-своему снимает ограничения условий внешней среды на формирование адекватной внутренней картины внешнего мира. Формирование вторичных образов (представлений) и памяти – позволяет человеку представлять не только «лица» вещей, но и их спины. Становится возможным прошлое и будущее – то есть свободное перемещение по временной шкале. Мышление позволяет снять все ограничения во времени и пространстве.

21.Виды мышления: наглядно-действенное, допонятийное. Еще один вид – понятийное мышление рассматривается в следующей лекции.

Наглядно-действенное свойственно и животным. Обезьяны в экспериментах Келера не могли достать подвешенный к потолку банан, пока Султан не догадался использовать ящик, который был в помещении, но его необходимо было перевернуть и использовать как подставку, позволяющую дотянуться до банана.

Дети Пиаже на уровне сенсомоторного интеллекта – у них развивается наглядно действенное мышление.

В 1980-х годах американским психологам супругам Гарднерам удалось обучить шимпанзе языку глухонемых (не могут говорить в связи с ограничениями артикуляторного аппарата и фонематического слуха). Обезьяны конструировали фразы из нескольких слов, некоторые даже употребляли слова в переносном смысле, например, слово «грязный» - для человека, не выполняющего их желания. Но по уровню развития шимпанзе не преаосходят 3-5 летнего ребенка.

Допонятийное мышление .

Суждения детей - единичные, о данном конкретном предмете, относятся к наглядной действительности. Часто это суждения по сходству или различию. Самая ранняя форма доказательства – пример. Особенность допонятийного мышления – эгоцентризм , то есть отсутствует способность к свободному переносу начала координат, децентрации по отношению к собственному «я». Другие свойства –синкретизм (тенденция связывать все со всем, оперировать единичными случаями),трансдукция (переход от частного к частному, минуя общее, смешение существенных и несущественных свойств), несогласованность объема и содержания. Пример. На карточках представлены следующие предметы: 2 камня, 3 ведра, 7 собак и 2 лошади. Вопрос: чего больше живых существ или физических тел? Ответ: живых существ.

Нечувствительность к противоречиям.

Живое солнце?– да. Почему? – Оно двигается.

Смешение отношений естественной причинности с отношением намерения человека и его реализации.

Опрошенные Пиаже дети считали, что реки вырыты людьми, а из образовавшейся при этом земли возникли горы.

Отсутствие представлений о сохранении количества : судят о количестве вещества по одному параметру, высоте жидкости в сосуде, не учитывают объем. Шарик из теста на глазах ребенка превращают в лепешку и кладут на стол. Вопрос: где больше теста? – В лепешке. Осознание тождественности изменяющего объекта приобретается постепенно.

Заметные, легко воспринимаемые свойства, кажутся более важными, чем существенные.

Большие вещи всегда тяжелые, маленькие – легкие. Отсюда недоступность такого фундаментального физического понятия как масса.