Образовательный портал

Деятельность учителя в условиях введения ФГОС

Деятельность педагога, работающего по ФГОС изменилась. При подготовке к уроку учитель затрачивает почти в два раза больше времени по сравнению с прошлыми учебными годами, но при этом помимо учебника и методических рекомендаций он может воспользоваться ресурсами Интернета. Кроме того, свои наработки учителя оформляют в электронном виде, что позволяет обмениваться опытом с коллегами.

Вместо конспекта учитель готовит сценарный план, который предоставляет ему большую свободу и определяет последовательную деятельность учащихся. Все чаще при планировании урока групповые и парные формы организации деятельности учащихся преобладают над фронтальными.

Приоритетной целью современного российского образования становится не репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Перед образовательной системой страны стоит непростая задача: формирование и развитие мобильной самореализующейся личности, способной к обучению на протяжении всей жизни. И это в свою очередь корректирует задачи и условия образовательного процесса, в основу которого положены идеи развития личности школьника.

Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса.

Самоподготовку к деятельности в рамках нового стандарта можно условно разделить на три этапа: знакомство с Федеральным государственным стандартом, овладение умением планировать уроки, направленные на получение метапредметных и личностных результатов, овладение умением конструировать уроки с использованием современных образовательных технологий.

Анализ текста документа Федерального государственного образовательного стандарта позволяет увидеть принципиальные изменения в разделе «Результаты образовательной деятельности». Он включает не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты.

Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в получении опыта приобретения, преобразования и применения предметных знаний.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные учебные действия, которые становятся основой умения учиться.

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса. Основными методическими принципами современного урока являются:

· субъективация (ученик становится равноправным участником образовательного процесса);

· метапредметность (формируются универсальные учебные действия);

· деятельностный подход (учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности);

· рефлексивность (учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);

· импровизационность (учитель должен быть готов к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).

Деятельность учителя существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Кроме знания основных нормативных документов ФГОС, методических принципов и структуры современного урока, для достижения новых образовательных результатов необходимо, чтобы учитель четко представлял, какие образовательные технологии следует использовать в учебном процессе. Так как в концепции ФГОС общего образования выделен культурно-исторический системно-деятельностный подход к образованию учащихся, то наиболее эффективными будут те технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника. Следовательно, учитель должен не только в совершенстве знать структуру урока и уметь его проектировать, он должен в достаточной мере владеть современными педагогическими технологиями, так как без нужного багажа знаний и умений правильно организовать свою деятельность и деятельность ученика на пути к достижению поставленных целей невозможно.

Педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Если учитель открыт для инноваций и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.

Что необходимо педагогу для успешной деятельности при выполнении новых требований?

Постепенный переход от учебно-предметной парадигмы к ориентации на овладение каждым совокупностью универсальных умений. Организация учебно-воспитательного процесса, методика проведения учебных занятий, отслеживание результатов обучения. Требования к школьной подготовке обучающихся Главный критерий успешности ученика– не «знания» в чистом виде, а способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач Главная задача стандартов 2 поколения – это преодолеть разрыв между школьной подготовкой и реальной жизнью.
Как эти общие изменения должны отразиться на характере личной профессиональной деятельности педагога? каких конкретных изменений в ней они могут потребовать?

Перестройка, или перенастроенность сознания носителя знаний, умений, навыков и ключевых компетенций - учителя. Осложняется работа с огромным материалом, который учитель должен освоить, осознать, использовать в своей работе. Меняется концепция обучения, переход на ФГОСы заставит измениться мировоззрение педагога.
Критерии практической готовности учителя к реализации требований ФГОС

Принятие целей нового образовательного стандарта, изменений;

Овладение способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач;

Включение обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества;

Владение способами организации внеурочной образовательной деятельности отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;

Владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды школы;

Отслеживание и оценка уровня сформированности предметных результатов, выделяя компетентностный уровень;

Владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки уровня сформированности метапредметных образовательных результатов;

Предоставление школьникам возможности проявления учебной инициативы;

Выстраивание урока, исходя из учебной ситуации, поощрение учебной самостоятельности школьников.

Какие проблемные моменты видит учитель в своей подготовке?
1) Психологическая, связанная с традиционным подходом к профессии;

2) Дидактическая - неготовность к переходу на новую систему оценивания результатов образовательных достижений обучающихся.

Для решения перечисленных проблем необходимо изменить деятельность и педагогов через системное сотрудничество на уровне всех структурных подразделений школы.
На какие элементы имеющегося опыта педагог может опереться при подготовке к занятиям в условиях ФГОС?

Владение информационными технологиями, креативный тип мышления, активная социальная позиция.

Основные педагогические подходы ТРИИК

1. Развивающий подход обеспечивает постепенные изменения первоначального уровня знаний и умений школьника, на основе которых происходит приращение и новообразование качеств личности.
Развивающий подход предусматривает самоопределение учащихся к учебной деятельности и формирование умений рефлексивной самоорганизации. Самоопределение предполагает осознание школьниками смысла процесса учения, т.е. понимание значения приобретенных знаний и умений применять их в практической деятельности для достижения личностно значимых целей. Самоорганизация предусматривает самостоятельное осознанное выполнение действий по решению проблемы: планирование деятельности, реализацию плана действий, представление и самооценку результатов деятельности.
2. Логико-информационный подход предусматривает особую организацию содержания учебной информации в соответствии с определенными требованиями, ее поэтапное освоение на уровне описания, объяснения, прогнозирования и формирование умений работы с ней с учетом элементарных логических операций, проявляющихся в языковой форме.
3. Системно-деятельностный подход - предполагает последовательность целевых установок, обеспечивающих формирование системных знаний школьника на основе владения универсальными учебными действиями. Понятие «универсальные учебные действия» связано с изменением парадигмы образования и перехода от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности учащегося.
4. Компетентностный подход – предполагает формирование способности школьника самостоятельно и успешно действовать в различных сферах деятельности на основе личностно осмысленных и освоенных знаний и умений, которые включают:

Опыт накопления знаний;
опыт владения УУД;
опыт творческой деятельности
опыт успешного решения в проблемной ситуации.

Освоение указанных видов опыта позволяет формировать образовательную компетентность учащихся.

Основой организации образовательной деятельности в ТРИИК является умение проектировать учебный процесс и представлять его в технологической карте. Технологическая карта (ТК) – новый вид методического инструментария, в котором представлено описание учебного процесса с использованием учебных заданий в соответствии с технологическим циклом ТРИИК. Прохождение курсов позволило нам познакомиться с этой технологией, создать технологическую карту для уроков в 7 классе, применить ее на уроках и оценить результат.

Прогнозируем умения учащихся в процессе освоения учебной темы.

К регулятивным относятся следующие умения: ставить цель, планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать, проявлять волевую саморегуляцию.

"Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, - все, что может сделать учитель, это указать дорожки". (Ричард Олдингтон)

Первый этап - самоопределение в деятельности. Учащимся было предложена следующее ситуативное задание: устранить препятствие на соревнованиях по спортивному туризму.

Следующий этап - учебно-познавательная деятельность. Он хорошо знаком учащимся по так называемым традиционным урокам. Но, в отличие от обычных уроков, весь этот этап содержит комплекс учебных заданий из трех ступеней: знание - понимание - умение, пошаговое выполнение которых позволяет подниматься по лесенке знаний, не пропуская ступеней. Для учителя данная схема позволяет контролировать усвоение материала непрерывно в течение урока. В случае неправильного шага всегда можно вернуться на ступеньку назад и повторить шаги. У детей данные задания не вызывают стресса, который обычно сопровождает традиционные проверочные работы. Тем не менее. уровень контроля знаний не снижен, так как после каждого блока идут диагностические задания. Цель таких заданий - не получение оценки, а анализ "освоил - понял - могу сделать". Коррекция ошибок происходит на том же уроке, учащиеся активно помогают это делать своим товарищам, экономить время по сравнению с анализом ошибок в традиционном учебном уроке.

В учебном процессе чаще происходит на уроке смена форм деятельности, что активизирует внимание даже у обычно пассивных учащихся. Кроме того, учащиеся получают возможность "говорить на уроке", что способствует освоению технологии диалогового взаимодействия. Учитель в этом процессе выступает не как единственный источник информации, а как координатор известных ученику действий.

Важным моментом является также осваиваемое умение соотносить полученный результат с реальными значениями окружающего мира, а, значит, достигается еще одна цель изучения предмета - понять, как устроен мир вокруг тебя.

Следующий этап - интеллектуально-преобразовательная деятельность - включает в себя выбор варианта задания. Это позволяет ученику раскрыть себя: "я сам", "я могу", "мы работаем в команде". Учителю стоит на этом этапе организовать представление результатов творческого процесса учеников и, так же умело направлять дискуссию учащихся в нужное русло. Радость от нахождения решения данного ситуативного задания - осознание своей успешности. Данное решение годится и для других сложных ситуаций в реальной жизни.

Тем не менее, диагностика качества освоения темы уже проведена на предыдущем уроке, традиционные оценки получены, но контрольная работа не стала завершающей точкой в изучении темы и в следующем этапе, который называется рефлексивная деятельность, учащиеся для себя расставили правильные акценты: "я могу теперь то, что узнал на уроке в школе, применить за ее пределами".

Учителю остается проанализировать степень проявления регулятивных умений у учащихся при изучении темы. Естественно, в разных классах будут различные соотношения между теми, кто свободно демонстрирует умения и теми, кто может сделать это без побуждения взрослых, сам активизируя других.

Общим же для любого класса остается повышение самостоятельности учащихся и, как следствие, повышение продуктивности урока. Проведенный в двух классах одной параллели анализ рефлексивной деятельности показал высокий уровень проявления самоанализа и самооценки.

Литература

1.Панфилова Л. Г., Матвеева Т. Е., Сапон С. А. Технология развития информационно- интеллектуальной компетентности (ТРИИК) :научно-методическое пособие. Великий Новгород, 2010. - 93 с.

2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, М.: Просвещение, 2009, - 39с.

3. Федоров Б.И. Алгоритмы обучения. – СПб.: филиал издательства «Просвещение», 2004. – 182 с.

Малинова Анна Владимировна

Начальная школа начала работает по новым стандартам. Они предъявляют новые требования к организации учебного процесса и к результатам образования. Что должно стать результатом образования школьника? Это не только знать на конкретном предметом, но и уметь применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. В соответствии с новыми требованиями мы должны перейти от идеологии преподавания - формирования основных элементов научных знаний «к идеологии» развития - раскрытия способностей каждого ученика, готового к жизни в современном мире, умело реагирующего на разные жизненные ситуации.

Такого результата можно достичь через:

Преемственность между всеми ступенями образования -готовности учителей средней школы сохранить и продолжить традиции, заложенные в обучении начальной школы.

Освоение стандарта детьми с разными возможностями, реализацию индивидуального подхода в обучении.

В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...». Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - определение того, «какое значение, смысл имеет для меня учение». 2. Регулятивные УУД - целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно; оценка - выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; саморегуляция - способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и к преодолению препятствий. 3.Познавательные УУД - общеучебные, логические умения, постановка и решение проблем. 4. Логические УУД - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). Синтез - составление целого из частей. Постановка и решение проблем.

Духовно-нравственного становления личности - например: на уроке окр. мир в течение четверти рассказывалось о бережном отношении к природе, мы проводили опыты, смотрели разные фильмы о природе, как важно любить и беречь ее. В четвертой четверти, было видно, как дети изменили отношение к самой природе. На уроке труда все с удовольствием сажали семена растений и ухаживали за ними. Ждали с нетерпением, когда прорастут ростки, ухаживали за ростками, причем не только за своими растениями, но и за растениями своих одноклассников.

2. Что изменилось в работе учителя при введении ФГОС

Имея опыт работы в школе, выпуска детей и, работая в этом году по ФГОС, отмечаю ряд изменений, которые произошли в работе с учителя. Прежде всего, необходимо было изменить методы работы на уроке. Помогли мне в этом частично курсы, а частично методички созданные по ФГОС.

Изменился учебно-методический комплект.

В учебниках появились странички для подготовки проектов по всем предметам. Например: проект «Скороговорки» в русском языке, «Загадки о цифрах» по математике. В первом классе проект делает ребенок вместе с родителем, по желанию. Моя задача: научиться работать с проектами сначала самой, а потом научиться объяснять детям, как сделать удачный проект. Прежде всего, заинтересовать ребенка выполнить проект, объяснить план действия, помочь в подготовке. Так же есть странички для любознательных, где описана дополнительная информация. Например: по русскому языку рассказывается о происхождении какого-либо слова. А в математике на этих страницах увлекательные - игровые задачки.

Ко многим учебникам есть электронное приложение и у меня появились новые задачи: - научить детей работать с интерактивной доской, для этого необходимо уметь и знать, как работать с ней самому учителю.

Правильно определять место и время на уроке, для работы с электронным приложением

Правильно выбирать упражнение, так как по каждой теме, есть множество разных заданий.

Правильно планировать форму работы с электронным приложением

Научить детей работать с электронным приложением на компьютере, чтобы они самостоятельно могли работать с ним дома.

2. Организация урока

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще - задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

В предыдущем выпуске на уроках я сама объявляла тему цель, задачи урока, а сейчас стремлюсь к тому, чтобы дети сами говорит тему урока, сами формулировали, зачем нужно изучать эту тему урока. Например: зачем изучать тему «Алфавит», где пригодится, или «килограмм» зачем изучать эту тему, если ты не будешь работать продавцом, зачем нужно уметь взвешивать.

Раньше только я оценивала работу ученика на уроке. По ФГОС ребенок должен научиться оценивать себя самостоятельно, так же оценивать и деятельность своего товарища. Например: На устном счете дети осуществляют взаимопроверку, а при выполнении задания по русскому языку ставят на полях определенный символ, в зависимости от того, как ребенок справился. Если он считает, что все выполнил правильно, без ошибок, чисто и написал красивым почерком, то ставит себе на полях улыбающийся смайлик. В предыдущих классах при итоге урока я выясняла, что дети запомнили, а что нет. Теперь при итоге урока проводится рефлексия, т.е. дети выполняют небольшое задание по теме и сами выясняют, достигли ли они своей цели или нет, смогли ли они все понять или где-то есть затруднения.

При сравнении традиционного урока и современного становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь активно действует. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, мотивировать, побуждать, вдохновлять учащихся. И по-прежнему актуально приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Изменились и формы организации деятельности учащихся

Учащиеся на уроке в основном работают в группах в парах, самостоятельно. Труднее всего было научить детей работать в парах. Они не привыкли к такой форме деятельности. Им в начале казалось, что ученик должен все делать сам и ни с кем не делиться со своими мыслями. Думал, что все вокруг списывают, не правильно думают и вообще мешают. Но как оказалась, что на самом деле это не так и работать в паре намного легче. Что сосед по парте не враг, который хочет навредить, а товарищ, который хочет помочь. Можно с ним посоветоваться, поделится с мыслями, и выбрать оптимальный вариант для выполнения задания, который, как показывает практика, оказывается верным.

И снова о результатах.

Результаты работы учителя и школы - это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (итоговая диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников.

Изменились так же система контроля. В этом году дети писали 3 диагностические работы (входная, промежуточные и итоговые). В каждой работе - нестандартные задания. Например: по математике задачу помимо того, что ее нужно решить, необходимо так же дополнить условие (дописать вопрос, так, что бы задача решалась в 2 действия).

Дети в этом году обязательно должны вести портфолио. Но помимо этого, учитель тоже ведет портфолио на каждого ребенка, где складывает все достижения ученика: диагностические работы, доклады, контрольные работы и др. Это дает объективную оценку по каждому ученику - с чем он пришёл в 1 классе и чему научился. Каких успехов он достиг, какие трудности в учебе он испытывал? Какую индивидуальную, коррекционную работу необходимо провести учителю?

3. Задачи, которые решает учитель для достижения результата.

Учитель должен планировать урок таким способом, что бы:

В течение ещё трёх лет предстоит большая работа по внедрению ФГОС, но начало уже положено.

Цель воспитания –
научить наших детей
обходиться без нас.
Эрнст Легуве

Нынешний учебный год для всех школ стал началом перехода на новые образовательные стандарты. А значит, перед школой ставятся новые задачи по адаптации образования к требованиям нового документа. В документе выдвинуты требования не только к уровню знаний, умений и навыков, а и к компетентности выпускников разных школьных ступеней. Дело в том, что жизнь изменилась – стала динамичной, информационно насыщенной, перестала быть однозначно заданной. Надо уметь быстро ориентироваться в происходящих изменениях, перестраиваться. И задача школы теперь помочь ученику стать грамотным в вопросах разрешения жизненных ситуаций. А знания, которые человек получает в школе, должны служить ему средством для решения его жизненных проблем. В идеале мы должны получить ученика, который учится уже потому, что знает, зачем учится.

«Учитель- это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить»,- писал В.М. Лизинский.

Учителя в формулу «знания-умения-навыки» не загонишь. Инструмента, которым можно измерить благородство души, неповторимые частицы творчества в повторяющемся учебном процессе, озарения, бесконечные диалоги с самим собой, нет. Материал, с которым учитель работает каждый день (если так можно сказать), - это дети, которые никогда не станут снова детьми. И учителя (как и врачи, дающие клятву Гиппократа) не имеют возможности допускать ошибки. Ведь исправить их будет сложно, а порой и невозможно. А чтобы избежать ошибок, очень важно регулярно анализировать свою деятельность. Выявлять причины успешности и неуспешности работы. В связи с этим мы должны понять, какие критерии определяют успешность работы учителя и какие факторы влияют на это. Условно все критерии можно разделить на 3 группы:

  1. педагогические;
  2. психологические;
  3. профессионально-личностные.

Педагогические критерии успешности учителя.

  1. уровень обученности
  2. уровень сформированности общеучебных умений и навыков
  3. состояние исследовательской работы и работы по самообразованию
  4. образование педагогов и повышение квалификации
  5. способность к самоанализу, рефлексии
  6. инновационная деятельность.

1. Уровень обученности отслеживается достаточно часто в течение учебного года: по отдельным темам, в конце четверти, входящий мониторинг, итоговые работы, экзамены, ЕГЭ, ИГЭ. Результаты таких наблюдений регулярно доводятся до сведения учителей, поэтому каждый учитель знаком с предложенным критерием не понаслышке.

2. Уровень сформированности общеучебных умений и навыков состоит из 3 групп:

  • учебно-информационные умения (работа с письменными и устными текстами, с источниками информации);
  • учебно-логические умения (умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать);
  • учебно-управленческие умения (понимать поставленную задачу, вырабатывать алгоритм действий, владеть различными средствами самоконтроля).

3. Состояние исследовательской работы и работы самообразованию. «Учитель- это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение учителями теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний.

4. Образование педагогов и повышение квалификации. Это одно из важнейших условий для повышения и сохранения качества преподавания.

5. Способность к самоанализу, самодиагностике (рефлексии). Учителя, безусловно, всегда размышляют по поводу того, что они делают.

6. Инновационная деятельность. Эта деятельность позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне, способствует развитию школы.

Психологические критерии успешности учителя

«Настоящее образование,- писал в свое время Добролюбов,- это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему».

Ушинский писал, что «недостаточно понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность».

Первый критерий - интерес, мотивация.

Чем интереснее для ребенка учебный материал, тем легче он усваивается им и тем лучше запоминается. «Что интересует моих учеников? Возможно, я ошибаюсь, но думаю, что узнать, чем более всего интересуется ученик, не так уж трудно. Это можно сделать и прямо, спросив его, и косвенно. Но лучше всего - создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом.

Второй критерий - сознательное обучение.

Принцип сознательного обучения включает в себя требование ясного понимания ребенком того, почему, зачем надо учиться. Нужно, чтобы ребенок понимал, что учиться надо для того, чтобы стать полноценным членом общества, что учиться - долг ребенка.

«Науку,- писал Герцен,- надобно прожить , чтобы не формально усвоить её». И в учении тоже; чтобы не формально усвоить, нужно не «отбыть» обучение, а «прожить» его: нужно, чтобы обучение вошло в жизнь, чтобы оно имело жизненный смысл для учащегося.

Третий критерий - взаимоотношения в системе «учитель-ученик» .

В процессе становления учебной деятельности формируются не только познавательные действия, но и система взаимодействия отношений, общения. Учебные взаимодействия учителя с учеником являются ведущей переменной процесса обучения и обусловливают как характер мотиваций учебной деятельности, так и эффективность формирования познавательных действий учащихся.

Четвертый критерий - учет индивидуальных особенностей ученика.

Учет особенностей внимания, памяти, мышления при построении урока и организации учебной деятельности. Воспитание внимания, как и воспитание, вообще, в решающей степени зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность учителя.

Профессионально-личностные критерии успешности учителя

Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в неё личности педагога. Это значит, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. Объектом оценивания выступает не вся совокупность личностных характеристик учителя, а только часть личностных качеств, которая профессионально значима.

Такие качества структурировались в работах Ю.К. Бабанского, В.А. Сластенина, Н.Ф. Кузьминой.

Из многочисленных существующих диагностических методик мы выделили такие качества личности учителя, которые, на наш взгляд, оказывают существенное влияние на педагогическую деятельность учителя.

1. Эмоциональность.

В состав этого качества входит:

  • Интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств;
  • Адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся;
  • Доброжелательность реакции учителя на возбуждение учащихся;
  • Уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результатов своего труда.

2. Выразительность речи

Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя.

За счет образности, стройности, логичности речи можно решить целый ряд важных педагогических задач.

3. Творческое начало личности.

Учитель, как и писатель, должен строить свою «внешнюю» и «внутреннюю» биографию. Вроде бы просто: думать, писать, читать, заучивать, решать, делать самому, экспериментировать ежедневно. Но если это выполнять без творческого подхода, без остроумия души, то не будет, ни оригинальных суждений, ни замечательных уроков, ни остроумных шуток, ни внепредметных интересов. В результате ученикам с учителем неинтересно, быть с ним не хочется. И приговор: «На уроке скучно!»

Я и творить, и натворить умею.

4.Организаторские способности.

Необходимы как для обеспечения работы самого учителя, так и для создания хорошего ученического коллектива.

Я горы вмиг с ребятами сверну (ещё бы знать, зачем).

Планировать могу, могу и делать.

5.Чувство юмора.

Дети любят разных учителей, но более всего веселых - таких, кто за словом в карман не полезет и из всякого затруднения найдет выход.

В.А. Сухомлинский утверждал: «Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение то состояние, из которого учитель часто не находит выхода.» Значительную часть конфликтов между учениками и учителями можно предотвратить, умей учитель с юмором относиться к причине противостояния, обращать всё в шутку.

Мне юмор в детстве подмешали в молоко.

6.Настойчивость, дисциплинированность.

Эти два качества характеризуют развитие воли учителя.

Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленные цели и доводить принятые решения до конца.

Дисциплинированность - это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам.

Не менее значимы и факторы, влияющие на успешную работу учителя: это и организация труда, и отношения с администрацией, родителями, учащимися, и возможность проявления и реализации своих профессиональных качеств.

Прежде всего, конечно, он должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Не говоря уж о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий. На сегодня это уже аксиома, как умение читать. Особенно высоки требования к учителям старшей школы - по большому счету, это те же требования, что и к вузовским преподавателям. Учитель, как и университетский профессор, должен заниматься научными исследованиями, обязательно вести методические разработки – осмыслять и описывать свой профессиональный опыт. Все эти критерии к педагогам направлены на то, чтобы образовательные учреждения располагали воспроизводимым (необходимым и достаточным) кадровым потенциалом.

Методическая подготовка учителя к реализации ФГОС ООО

Кто ни о чем не спрашивает, тот ничему не научится. Т. Фуллер

Важнейшие ориентиры современной педагогической науки и образовательной политики, цели образования нашли свое воплощение в новых образовательных стандартах. В самом общем виде их можно определить как формирование базовых компетентностей современного человека: информационной, коммуникативной, самоорганизации, самообразования.

Требования стандарта сегодня становятся ключевой характеристикой качества образования - это требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся (компетентностей) и предлагает новую версию формулировки общеучебных (универсальных учебных) действий, которые закладываются в школе, обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию с помощью сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Одним из оснований ФГОС является системно-деятельностный подход.

Методическая тема школы, над которой работал педагогический коллектив в 2014-2015 учебном году - «Системно-деятельностный подход в организации обучения как одно из условий реализации новых образовательных стандартов». Понимая, что высшей формой коллективной методической работы всегда был и остается тематический педагогический совет, мы провели их три, это:

Тема выступления на педсовете

ФИО учителя

Педсовет по теме «Реализация деятельностного подхода в образовательном процессе», 13.11.2014

«Системно-деятельностный подход в организации обучения младших школьников как одно из условий реализации новых образовательных стандартов: из опыта работы методического объединения учителей начальных классов»

Поснова Е.В., Копылова Н.П., учителя начальных классов

«Приемы развития самооценки первоклассников»

Крыжановская Е.А., учитель начальных классов

«Системно-деятельностный подход в организации образовательного процесса на уроках математики: из опыта работы учителей математической кафедры»

Лобанова И.С., Айвазян Е.Л., учителя математики

«Управление процессом введения системно - деятельностного подхода на уроке»

«Психолого-диагностическое обеспечение деятельностного подхода»

Тесакова Г.А., педагог-психолог

Педсовет по теме «Инновационные педагогические технологии, обеспечивающие повышение качества образования при компетентностном подходе к обучению и воспитанию учащихся в рамках ФГОС», 29.12.2014

Кузнецова Е.Н., учитель начальных классов

«Исследовательская и проектная деятельность как средство повышения качества образования: из опыта работы»

Гаранина Е.Н., учитель русского языка и литературы,

Михайлова О.В., зам.директора по УВР

«Использование элементов технологии исследовательской деятельности на уроках русского языка»

Зорина И.В. учитель русского языка и литературы

«Социальное проектирование на уроках обществознания»

Крюкова К.И., учитель истории и обществознания

«Педагогическое мастерство и качество образования в условиях требований ФГОС»

Малькова Н.В., зам.директора по НМР

«Исследовательская и проектная деятельность как средство повышения качества образования: из опыта работы»

Шакирова Е.Н.

Педсовет по теме «Деятельностный подход в воспитании, как фактор развития личности школьника», 23.03.2015

«Системно-деятельностный подход в работе классного руководителя. Деятельностный подход в воспитании нравственности школьника»

Смирнова Е.В.

«Проектная деятельность и деловые игры в воспитательной работе класса»

Крюкова К.И.

«Реализация системно-деятельностного подхода через КТД в классном коллективе»

Ефремова Е.В., Ходырева Т.Г., Блинова Т.А.

«Из опыта организации самоуправления классного коллектива»

Егошина О.П.

Меняются цели и содержание образования, требования к результатам; появляются новые технические средства и технологии обучения, а урок, оставаясь основной дидактической единицей образовательного процесса, должен обеспечить развитие качеств выпускника, отвечающих требованиям современного общества.

Какие же требования к уроку предъявляются сегодня? Чтобы ответить на этот вопрос мы провели серию школьных теоретических семинаров под общей темой «Урок как основа реализации стандарта», где рассмотрели следующие вопросы:

Структура современного урока.

Современные приемы активного целеполагания.

Изменения в содержании и технологиях основного этапа урока.

Изменения в оценивании на современном уроке. Рефлексивные вопросы, листы взаимо- и самооценки, карты рефлексии.

Самоанализ урока.

При рассмотрении основных этапов современного урока в рамках данной серии семинаров определены возможности отдельных образовательных технологий, стратегий, методических приемов и методов, которые, с нашей точки зрения, помогут учителю в реализации задач, поставленных ФГОС.

Итогом нашей работы стал республиканский практико-ориентированный семинар по теме «ФГОС: современный урок в логике системно-деятельностного подхода» (2.04.2015 г.).

В рамках данного семинара выступили с докладом по теме «Внедрение ФГОС ООО: из опыта работы республиканской пилотной площадки» директор школы Чугунова Л.Ф. и зам. директора по УВР Михайлова О.В., лекции по темам «Технология урока, построенного в соответствии с ФГОС ООО» и «Техники формирующего оценивания» представили зам. директора по НМР Малькова Н.В., «Основные методы и приемы использования формирующего оценивания на уроке» - Михайлова О.В.

26 учителей педагогического коллектива представили фрагменты уроков в пяти блоках:

«Современные приемы активного целеполагания».

«Изучение нового материала».

«Применение освоенного в практической деятельности».

«Проверяем домашнее задание».

«Рефлексия деятельности».

Все вопросы семинары были рассмотрены и представлены в полном объеме. Семинар прошел очень активно. Слушатели проявили большую заинтересованность в представленных материалах лекционного и практического занятий. Участники семинара прекрасно владели материалом и грамотно излагали его. Все слушатели получили набор информационно-раздаточного материала и электронные варианты материалов для проведения лекционных и практических занятий, а именно: «Как подготовить современный урок», «Рефлексия. Методические приемы», «Оценивание для обучения. Практическое руководство» (авт. Пинская М.А.), а также домашнее задание по деятельности учителя, работающего по ФГОС ООО.

В результате, мы пришли к выводу, что современный урок в контексте стандарта может быть представлен как образовательная технология, где цели и результаты урока связаны, а процесс зависит от типа урока и методов, выбранных учителем.

Структура современного урока, с нашей точки зрения, соответствует признакам образовательных технологий:

диагностичность описания цели,

воспроизводимость педагогического процесса (в том числе предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности обучающего и обучаемого),

воспроизводимость педагогических результатов.

Ведущими ориентирами для современного урока могут стать следующие положения:

от триединой цели урока - к формулировке целей через деятельность учащихся и далее - к самостоятельному целеполаганию,

от традиционного «линейного» урока изучения нового материала или закрепления пройденного - к многокомпонентному уроку, фундаменту современной организации учебного процесса,

от традиционной отметки - к современной оценке.

Современный урок построен как технология и открыт для применения современных образовательных технологий.

Как учителю из большого разнообразия технологий выбрать те, которые соответствуют подростковому возрасту и являются приоритетными в основной школе?

Некоторые технологии, рекомендуемые к использованию в школе, представлены в материалах Московской Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (АПК и ППРО), в методическом пособии О.Б. Даутовой и др. «Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС» (изд. «Каро»): технология организации самостоятельной деятельности школьников, технология организации исследовательской и проектной деятельности школьников, технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, , технология кейсов, ТРИЗ, технология «Педагогическая мастерская», система инновационной оценки «Портфолио» и др.

В 2015-2016 учебном году мы проведем два тематических педагогических совета, серию теоретических, а затем и семинаров- практикумов, посвященных современным образовательным технологиям. Современным педагогическим технологиям посвящены и занятия «Школы молодого учителя» Медведевского муниципального района с педагогическим стажем молодых педагогов от 1-3 лет. Работа в данном направлении реализуется по плану:

Формы занятия

Ноябрь, 26

Проектирование технологической карты урока.

Лекция, круглый стол, практическая работа №1

Декабрь, 17

Технология организации самостоятельной деятельности школьников.

Лекция, практическая работа №2

Технология исследовательской и проектной деятельности школьников.

Лекция, практическая работа №3

Технология проблемного обучения.

Лекция, практическая работа №4

Соотношение технологии и новых образовательных результатов в формате УУД.

Районный семинар

Каждая технология изучается по структуре:

описание технологии,

приемы, этапы, стратегии,

матрица согласования приемов технологии и УУД для основной школы:

Конструирование урока.

Так, в 1 полугодии изучили технологию диалогового взаимодействия, здоровьесберегающие и игровые технологии, после чего представили такие открытые уроки, как:

ФИО, должность

Дата проведения урока, место

Тема урока, класс

Родионова

Елена Ивановна, учитель русского языка и литературы

Урок литературы в

6в классе. Тема «Мир детства в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»

Технология диалогового взаимодействия

Демакова

Галина Васильевна, учитель физической культуры

9.20, спортивный зал

Урок физической культуры в 6б классе. Тема «Развитие физических качеств»

Здоровьесберегающие технологии

Желонкина Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 7г классе. Тема «Путешествие по стране «Причастие»

Игровые технологии

Катаргина Наталья Николаевна, учитель начальных классов

Урок русского языка в 1г классе. Тема «Написание строчной буквы д. Однокоренные слова»

Игровые технологии

Шабалина

Тамара Михайловна, учитель физики

Урок естествознания в 5а классе. Тема «Строение атома»

Технология диалогового взаимодействия

Бородина

Татьяна Александровна,

учитель начальных классов

Урок математики в 1а классе. Тема «Таблица сложения»

Игровые технологии

Юадарова

Дарья Александровна, учитель английского языка

Урок английского языка во 2а классе.

Тема «Охота на миньонов»

Игровые технологии

Лобанова Ирина Сергеевна, учитель математики

Урок математики в 6а классе. Тема «Пропорции»

Игровые технологии

Изучаемые нами технологии различаются по задачам, по организации процесса обучения, но цели и конечный результат этих технологий, на наш взгляд, можно в самом общем виде описать как формирование метапредметных результатов. Цель - достижение метапредметных результатов - сегодня заявлена во ФГОС, а характеристика этих результатов сформулирована в терминах универсальных учебных действий.

Педагогическая деятельность, несмотря на ее творческий характер, технологична, а значит, строится не только на вдохновении учителя, но и на определенных алгоритмах, модулях, на всем том, что позволяет учителю конструировать образовательный процесс применительно к его целям, задачам и условиям. Цели и результаты выбранных учителем технологий должны соответствовать задачам современного образования.

Оценивание на современном уроке претерпевает большие изменения, которые обусловлены требованиями ФГОС ООО:

отражать степень достижения учащимися учебной цели,

фиксировать допущенные ошибки и указывать на их причины,

способствовать преодолению ошибок,

помогать ученику в применении оценочных критериев, анализе причин неудачи понимании условий достижения успеха,

акцент с оценки знаний должен быть смещен на оценку результатов учебной деятельности,

предметом оценивания должны стать учебные действия и их результаты,

быть результатом сотрудничества учителя и ученика, основанного на взаимном уважении и доверии,

должны быть исключены прямые оценки личности самого ученика.

Оценивание школьника может происходить на разных этапах урока - это особенность современного урока. Хотя, несомненно, что на завершающий этап урока приходится большая доля оценочных процедур.

Научить современного учителя эффективно использовать в своей педагогической деятельности многоплановую «фгосовскую» оценку - задача современного этапа в работе системы повышения квалификации педагогического коллектива нашей школы.

«В стандарте сформулированы основные ориентиры современного оценивания - оценка результата, а не процесса обучения, описана многомерность современной оценки, отмечена роль самооценки, но вопросы: «Как оценивать?», «Есть ли проверенные временем, апробированные измерительные материалы, оценочные шкалы, отдельные приемы оценки?» - остаются пока в теории, а не практики», - как признаются сами разработчики стандарта.

Первые попытки объединить теорию и практику оценочной деятельности в контексте ФГОС, объединить традиционный и инновационный подход к оцениванию мы сделали в 2014-2015 учебном году, когда педагогический коллектив школы стал слушателями двух методических семинаров по темам «Система оценивания достижений планируемых результатов освоения ООП ООО» и «Формирующее оценивание: приемы и возможности использования на уроках» на базе школы, организованными заведующей кафедрой развития образования ГБОУ ДПО (ПК)С «Марийский институт образования» Ларионовой Х.Г. 22 октября и 5 ноября 2014 г. Коллектив школы изучил практическое руководство М.А. Пинской «Оценивание для обучения», зам.директора по УВР и НМР Михайлова О.В. и Малькова Н.В. прошли обучение на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» по теме «Оценивание в условиях введения требований нового ФГОС» в объеме 36 академических часов.

«Портфолио - это одновременно и цель, и средство в образовательной деятельности обучающегося и учителя на ступени основного образования. Подготовить портфолио, который демонстрирует по итогам основной школы обоснованность выбора дальнейшего обучения и уровень усвоения программы, - это цель зафиксированная в новом ФГОС».

В связи с этим разработана структура и элементы содержания «Портфолио личных достижений учащихся», в основу которых легли практические рекомендации Андрея Владимировича Иванова по использованию портфолио в основной школе. Это все тоже позволяет организовать работу учителя в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Мой портфолио

Структура

Пояснения

Титульный лист

МОБУ «Медведевская СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов им.50-летия Медведевского района»

Мой портфолио

Класс

2014-2015 учебный год

Общие сведения

Фотография

Дата рождения

Контактная информация (номер сот.тел., е-mail)

Портфолио работ

Собрание различных работ, выполненных в ходе учебных и факультативных занятий, стартовой диагностики; творческие, проектные, исследовательские работы, а также материалы, демонстрирующие достижения в спорте и творчестве.

Примеры по следующим предметам:

По русскому, марийскому, иностранному языкам, литературе - диктанты и эссе, сочинения на заданную тему, произвольную тему, «дневники читателя», авторские переводы и т.п.

По математике, информатике - тесты, оформленные результаты мини-исследований, эссе; записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические и информационные модели, разработанные алгоритмы и т.п.

По социально-гуманитарным дисциплинам - оформленные результаты исследований и проектов, интервью, анкетирования, публикации в школьной и другой печати, творческие работы, отчеты об исследованиях и т.п.

По естественно-научным дисциплинам - оформленные результаты лабораторных работ, оформленные результаты исследований и проектов, творческие работы, отчеты о проведенных экспериментах и наблюдениях.

По физической культуре - дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

По предметам эстетического цикла - иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества и т.п.

По технологии - фотоизображения продуктов исполнительской деятельности, записи высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.

Портфолио документов

Собрание официальных (заверенных и оформленных) документов, подтверждающих образовательные достижения. Эти материалы в большей степени характеризуют достижения учащихся в рамках внеучебной и досуговой (например, результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, спортивных мероприятиях, специализированных курсов и др.) деятельности. Здесь должны быть представлены положения конкурсов и т.п., сертификаты и удостоверения (например, языковых, летних школ различной предметной направленности), грамоты и дипломы, подтверждающие участие.

Портфолио отзывов

Систематизированные материалы наблюдений за процессом овладения предметными знаниями и навыками, УУД, метапредметными навыками. Они представлены учителями, работниками системы ДО, внешними экспертами. Портфолио отзывов может быть представлен в виде рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем. Главное - он должен демонстрировать отношение обучающегося к различным видам деятельности, оценку его вклада и участия, сильные и слабые стороны.

Библиография

Собственная библиография прочитанных изданий по изучаемому курсу с краткой аннотацией каждого издания.

Участие в школьном проекте «Читаем вместе».

кол-во учащихся в классе

Наличие портфолио, соответствующего структуре: кол-во учащихся

Наличие портфолио:

кол-во учащихся

Из данных таблицы следует задача - необходимо структурировать портфолио, мотивировать обучающихся на создание портфолио.

В 2015-2016 учебном году (в каникулярное время) планируется провести серию занятий программы повышения квалификации педагогов школы «Оценивание образовательных результатов учащихся основной школы» согласно плана:

Ноябрь, 3: «Новые подходы к оцениванию» (уровень ОО).

Январь: «Методы и приемы формирующего оценивания» (уровень ОО).

Март: «Разработка элементов системы оценивания» (уровень ОО).

Апрель: Республиканский семинар по теме «Оценивание для обучения».

Подведем итог нашего рассуждения о современном уроке и попробуем ответить на вопрос: «В чем же проявляется новизна дидактики урока?»

Можно ли сегодня говорить о «новой дидактики» урока? И да, и нет. Ведущие дидактические принципы остаются прежними. Из анализа литературы следует, что есть существенные изменения и дополнения, связанные с ведущими принципами дидактики, а именно:

1. принцип фундаментальности содержания урока означает, что урок направлен не только на формирование знаний учащихся, но и на формирование умений учеников обнаруживать, ставить и решать проблемы, разрабатывая соответствующие методы и обнаруживая необходимые способы решения;

2. принцип гуманизации (современная трактовка) предполагает ориентацию содержания урока на личностно и социально значимые проблемы с целью обогащения опыта учащихся, раскрытия их способностей, интересов в соответствии с закономерностями возрастного развития;

3. принцип культуросообразности предполагает соответствие содержания урока изменяющейся культуре, отражающей национальное и индивидуальное.

Становление новой дидактики урока подтверждает факт, что жесткая линейная структура урока разрушается и урок становится нелинейным.

Эти факты обновления ведущих дидактических принципов и структуры урока подтверждают, что «будущее - уже наступило».

Сегодня мы успешно функционируем.Но возникает необходимость в развитии школы? Возможно ли развитие без освоения новшеств?

Школа как система не подчиняется законам физики: она не может находиться в «состоянии покоя». Школа либо движется вперёд, либо она стремительно теряет позиции и скатывается назад. И тогда в ответ на утверждение «Мы стоим на верном пути!» хочется добавить: «Мы стоим, а надо идти».

Переход в режим развития - дело добровольное и трудоёмкое. Изобретением, разработкой и освоением новшеств человек берёт на себя дополнительные обязанности, ставит перед собой и коллегами новые и напряжённые цели, требующие решения проблем, которые при стабильном функционировании не возникают:

интеллектуальные, научно-методические проблемы (нахождение идей для развития, их технологическая разработка, подготовка разного вида проектов развития и т.п.);

ресурсные проблемы (дополнительные финансы, оборудование, помещения, кадры (подбор, обучение, переподготовка);

человеческие проблемы (специальная работа по формированию отношения людей в коллективе к смене режима жизнедеятельности, мотивация людей на постановку для себя новых напряжённых целей, преодоление неизбежного сопротивления новому со стороны консервативно настроенной части коллектива; в режим поиска, эксперимента, развития сначала переходят люди, а уже потом школа как образовательная система);

нормативно-правовые проблемы (разработка документов: проектов, целевых программ, уставов, положений; аттестация и т.д.)

Таким образом,ведущей проблемой инновационной деятельности нашей школы является проблема поиска и разработки таких педагогических основ, условий и технологий, при которых стало бы возможным сочетание индивидуальной творческой самореализации обучающихся с одновременным освоением основных образовательных программ ФГОС.

Литература

Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А. и др. - СПб.: КАРО, 2013. - 176 с.

Дидактика уверенности в себе: проектируем урок, реализующий требования ФГОС. Основное общее образование/Копотева Г.Л., Логвинова И.М. - Волгоград: Учитель, 2014. - 144 с.

Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО/ Крылова О.Н., Муштавинская И.В. - С.-Пб: КАРО, 2013. - 144 с.

Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие/Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. - С.-Пб: КАРО, 2015. - 128 с.

Современная оценка образовательных достижений учащихся: методическое пособие/Муштавинская И.В., Лукичева Е.Ю. - С.-Пб: КАРО, 2015. - 304 с.

Как помочь учителю в освоении ФГОС/Поташник М.М., Левит М.В.- М.: Педагогическое общество России, 2014. - 320 с.