Контрольно-измерительные материалы. Паронимы зрительный - зрительский

*29. Среди предложений 1 - 5 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

*30. Среди предложений 9 - 14 найдите сложноподчиненное с придаточным определительным. Напишите номер этого предложения.

Билет № 165

*]. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

    обеспЕчение 2) укрАла 3) зАвидно 4) пОрты

*2. В каком предложении вместо слова ГЛИНЯНЫЙ нужно употребить слово ГЛИНИСТЫЙ?

    Для бурения вертикальных скважин часто используются ГЛИНЯНЫЕ растворы.

    Перед нами стояла прекрасная ГЛИНЯНАЯ чаша.

    Во время раскопок были обнаружены ГЛИНЯНЫЕ фигуры древних воинов.

    Хозяйка не спеша растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг.

    В этой маленькой кондитерской самые вкусные торга.

    Петербург - один из красивейших городов мира.

    Выдача кредитов достигла двух с половиной миллиардов рублей.

    Моя соседка купила килограмм помидоров.

Разговорившись с приятелей,...

    ему пришлось задержаться в студии.

    он проехал свою остановку.

    которого он давно не видел, встреча не состоялась из-за его опоздания.

    волнение охватило его.

*5. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.

    Мы довольны тем, что у нас все получилось.

    По возвращении в Петербург мы сразу же отправились на Васильевский остров.

    Молодые люди увлекались и хорошо разбирались в зарубежной литературе.

    Этим проектам будет уделено особое внимание.

- 11.

(1) ... (2) Название происходит от латинских слов «succus» - сок и «lentus» - длительный. (3) Эти растения пустынь, подвергаясь сильному нагреванию солнечными лучами, часто испытывают недостаток воды, поэтому любая возможность пополнить ее запасы в периоды редких дождей используется кактусами на все 100%. (4) Стебель суккулентных растений служит своеобразной «кладовой» для сохранения воды, а восковой налет и утолщенная кожица замедляют процесс испарения. (5) Кактусы - единственный источник живительной влаги для многих других обитателей пустынь, и потому им всячески приходится «спасаться» от желающих утолить жажду. (6) ... для этого существуют острые шипы-колючки, образованные из тех же тканей, что и листья, и в них также находятся сосуды, содержащие хлорофилл.

*6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

    Как много в мире необычных растений!

    Суккулентных растений в мире очень мало и они недостаточно изучены.

    Кактусы относятся к группе суккулентов.

    Суккулентные растения вообще не испытывают потребности во влаге.

*7. Какое слово должно стоять в предложении б на месте пропуска, обозначенного многоточием?

    Еще лучше,

  1. Иными словами,

    растения испытывают (предложение 3)

    любая возможность используется (предложение 3)

    стебель служит (предложение 4)

    им приходится (предложение 5)

*9. Укажите верную характеристику предложения 3

    сложносочиненное

    сложное бессоюзное

    сложноподчиненное

    сложное с подчинительной и бессоюзной связью

*10. Укажите верную морфологическую характеристику слова ПОТОМУ из предложения 5

  1. местоимение

*11. Каково значение слова НЕДОСТАТОК в предложении 3?

  1. нехватка

    отрицательная черта

    12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Разработа(1)ые китайскими лингвистами различные проекты перехода на букве(2)о- звуковое письмо не были реализова(3)ы, так как обществе(4)ость увидела в них угрозу разрыва с многовековой культурой.

    1,2,3,4 2) 3 3) 3,4 4) 2,3

    13. В какай ряду во всех словах пропущена проверяемая гласная корня?

    Подлечиться, гражданский, пон. мание.

    Восторжествовать, ст.-.рательный, г...релка.

    Подм...гнуть, ослабеть, п...исковый.

    Потребитель, обл...котиться, ор...шение.

*14.

    С...митировать, супер...нтеллект, небез...звестный.

    Бе...защитный, в...бираться, чере...чур.

    В...юнок, обез...яна, под...езжая.

    Пр...терпеться, привилегия, пр...обретение.

*15. В каком ряду пропущена одна и та же буква?

    (Они) свищ...т, пряч...щийся, (они) услыш...т.

    Увид...л, подстрел...нный, повер...в.

    Построенный, (он) бор...тся, накле...л.

    Незасе...нный, отча...вшись, кат...щийся.

*16.

    Греч...ский

Б. Приветл...вый

    Отверд...вать Г. Ключ...вой

    А, Б, В 2) Б 3) Б, Г 4) Б, В, Г

*17. В каком предложении НЕ со всеми словами пишется слитно ?

    Он (не) будет настолько потрясен и испуган ее ничем (не) объяснимым отъездом.

    В (не) глубокой нише приткнулась (не) крашеная стойка.

    Касаясь своей судьбы, скажу, что я часто жалею, что (не) стал ученым ботаником и (не) знаю тысячи растений и кустарников, деревьев и трав.

    (Не) разбирая дороги и (не) слыша голосов, туристы продолжали двигаться вперед.

*18. В каком примере все выделенные слова пишутся слитно ?

    (С) права обветшавшая стойка, (в) верх на этажи вели узкие высокие ступени.

    Антоша явился только (на) завтра (к) вечеру.

    Обычно болтающий (без) умолку, он сейчас молчит да (из) редка ругает дорогу.

    Потом она пошла куда (то) (на) право по набережной.

*19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Как-то раз груженный разными товарами корабль из Сидона попал в сильный шторм (...) и его команда сочла за лучшее высадиться на берег.

*20. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

    С незапамятных времен в Китае и Японии принято есть при помощи палочек.

    Несмотря на ранний час мы отправились в путь.

    Люди не бывавшие на экваторе не могут представить себе зимний тропический дождь.

    После завтрака надев поверх тонкого свитерка еще один она спустилась в вестибюль.

*21. Укажите верное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Я полагаю, что поэт сумел выразить глубокую мысль: каждый должен жить по совести, не изменяя самому себе и законам нравственности.

    Вторая часть сложного бессоюзного предложения раскрывает причину того, о чем говорится в первой части.

    Вторая часть сложного бессоюзного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

*22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Надо отметить (1) что (2) если бы работа выполнялась письменно (3) то этот отрывок (4) следовало бы заключить в кавычки (5) введя в текст сочинения (6) одним из способов цитирования.

    1,2, 3,5 2) 1,3, 5 3) 1, 2, 3,4, 5 4) 1,3, 5, 6

*23. Прочитайте текст.

Цвет волос и длительность его сохранения обусловливаются количеством содержащегося в них пигмента, который является генетической особенностью каждого человека. Поседение волос происходит из-за недостатка тирозина, содержащегося в качестве компонента практически во всех белках, а потому ранняя седина может возникнуть у людей, увлекающихся диетами, исключающими богатые белком продукты. А вот предотвратить этот процесс поможет парааминобензойная кислота, которая способствует полноценному усвоению белков, а также участвует в образовании эритроцитов, доставляющих кислород к клеткам.

В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    Парааминобензойная кислота, способствующая полноценному усвоению белков, участвует в образовании эритроцитов, поэтому она препятствует появлению ранней седины.

    Цвет волос является генетической особенностью каждого человека, седина может появляться при нарушениях нервной и эндокринной систем, при ограниченном поступлении в организм витаминов, особенно белков.

    Цвет волос, длительность его сохранения - генетическая особенность каждого человека; волосы седеют из-за недостатка тирозина, содержащегося во всех белках, но этот процесс можно предотвратить с помощью парааминобензойной кислоты.

- 30.

(1) Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице, дочери воинского начальника. (2) Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. (3) Он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. (4) А она была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий. (5) Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице - все только руками разводили: за что и почему шли за него такие?

    И вот вторая красавица спокойно возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не замечает его. (7) Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына. (8) И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.

    Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. (10) Но сон у него был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. (11) И вскоре красавица сказала горничной:

(12) - Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. (13) Стелите ему, Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной барыни в коридоре.

    И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, - неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... (15) Спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой. (16) Он сам стелет себе постельку вечером и сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. (17) Там спрятано и все остальное добришко его.

(По И. Бунину)

*24. Какое утверждение ПРОТИВОРЕЧИТ содержанию текста?

    Страх перед красавицей-женой заставил чиновника забыть о сыне.

    Мальчик одинок в родном доме, потому что никак не может забыть умершую мать.

    Можно жить с родными, близкими людьми, но быть глубоко одиноким из-за их бездушия.

    Красавица возненавидела мальчика, потому что не желала заботиться о чужом ребенке. *25. Укажите способ образования слова ПОГРОМЧЕ (предложение 3).

*26. Из предложений 9-10 выпишите все местоимения.

*27. Из предложения 11 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

*28. Среди предложений 7 - 10 найдите простое односоставное неопределенно-личное. Напишите номер этого предложения.

*29. Среди предложений 9 - 13 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

*30. Среди предложений I - 7 найдите сложноподчиненное с придаточным условия. Напишите номер этого предложения.

Билет № 181

*/. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) прибЫть 2) экспЕртный 3) красивЕе, 4) воздухопровод

*2. В каком предложении вместо слова БЫТ нужно употребить слово БЫТИЕ?

    Искусство зародилось в глубине повседневного народного БЫТА.

    Хотя их поселок имел статус города, БЫТ и нравы отличались сельской простотой.

    Исконный вопрос теории познания - вопрос об отношении мышления к БЫТУ.

    В сложном хозяйственном БЫТУ гостиницы много неписаных правил.

*3. Укажите предложение с грамматической (морфологической) ошибкой.

    Этот мастер прославился пятистами шестидесятью четырьмя рассказами о природе.

    Соответствующий договор был подписан сегодня.

    Из трехсот восьмидесяти страниц мальчик прочитал только триста.

    На горизонте под ярким солнцем переливались золотые купола монастыря.

*4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Наблюдая жизнь этого старинного города,...

    он стал своеобразным символом эпохи Возрождения.

    она долго стояла у окна.

    до сих пор не разгадана тайна его притягательности.

    жаль, что у меня нет сочинительского дара, чтобы описать его красоту.

*5. Укажите предложение с грамматической (синтаксической) ошибкой.

    Фигурист катался на музыку Равеля.

    Неправильный выбор слова связан с незнанием его основного лексического значения.

    Семьдесят шесть дней длилось путешествие на лыжах по дрейфующим льдам.

    Мальчишки из-за внезапно начавшегося дождя прекратили играть в футбол.

Прочитайте текст и выполните задания б - 11.

(1)... (2) Все научные сочинения тогда были написаны в основном на этом языке, хотя он и не был понятен большинству народов. (3) Со временем многие латинские слова, претерпев ряд изменений, были включены в общенародную лексику разных языков. (4) Особенно ярко это проявилось в языках романской группы, сформировавшихся после распада Римской империи.

    С развитием национальных языков в европейских странах латынь уступила им свое место и в науке. (6) ... латинская терминология и по настоящее время имеет чрезвычайно важное значение.

*6. Какое из приведенных ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

    Научный стиль служит для передачи научной информации, для общения в научной сфере.

    Вплоть до XVIII в. преподавание в университетах России велось в основном на латыни.

    Научным трудам античности и средних веков была свойственна образность.

4) До XV-XVI вв. во многих европейских странах общепризнанным научным языком была латынь.

*7. Какое из приведенных ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в предложении б?

    Наоборот

    Прежде всего

    Поэтому,4) Однако

*8. Какие слова являются грамматической основой одного из предложений текста?

    научные сочинения написаны (предложение 2)

    слова были включены (предложение 3)

181( 1)

    уступила место (предложение 5)

    терминология имеет (предложение 6)

*9. Укажите верную характеристику предложения 2.

    простое осложненное

    сложное бессоюзное

    сложносочиненное

    сложноподчиненное

*10. Укажите верную морфологическую характеристику слова ВСЕ из предложения 2 .

    прилагательное

  1. местоимение

*11. Укажите значение слова ЯЗЫК в предложении 2.

    орган речи

    знаковая система

    стиль речи

*12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишутся две буквы Н?

На этой стекля(1)ой двери было написа(2)о «У ангела» и для наглядности нарисова(3)ы скреще(4)ые крылышки.

    1,2,3,4 2)4 3)2,3,4 4)1,4

*13. В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая гласная корня?

    Пропов!..дь, формирование, пок...яние.

    Уск...кать, отт...пель, л..".ксический.

    Выплатить, полупр...водник, б...розда.

    Возвращение, логический, позаботиться.

*14. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

    Предумышленный, пр...таиться, пр...дупредить.

    Пред...юльский, супер., гра, взыскать.

    С...еденный, в...ющийся, объективный.

    Обесценивать, не...гораемый, ра...щелина.

*15. В какай ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

    Надеявшийся, отча...лся, (они) покрас...т.

    Обработанный, выкач...л, пряч...щий.

    Украс...шь, движ...мый, брош...нный.

    Всевид...щий, (они) кат...тся, усво...в.

*16. В каком варианте ответа указаны все слова, в которых пишется буква И?

    Веснушч...тый Б. Отча...ваться

Г. Неразговорчивый

    А, Г 2) А, В, Г 3) Б, Г 4) Б, В, Г

*17. В какай предложении НЕ со всеми словами пишется раздельно ?

    (Не) обходимо менять во время своего выступления силу голоса и темп речи, чтобы она (не) была монотонной.

    В его этюдах было много жизни и правды, но ни один из них (не) закончен, и этот рисунок показался мне (не) брежен.

    С минуту он оставался (не) подвижен, пока (не) убедился, что дал промах.

    Он вовсе (не) случайно оказался на берегу реки и смотрел вдаль ничего (не) выражающим взглядом.

*18. В кака и примере все выделенные слова пишутся через дефис ?

    Точно такие (же) породы обнаружили, (по) моему, в Южной Африке.

    (Во) первых, эти круглые камни как (будто) выработали ямки.

    Кое (где) светили огоньки, (по) видимому, это были огни костров.

    Горный хребет как (бы) (с) ходу обрывается в море.

*19. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Кактусы - единственный источник живительной влаги для многих других обитателей пустынь (...) и потому и.м всячески приходится «спасаться» от желающих утолить жажду.

    Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

    Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    Сложное предложение, перед союзом И не нужна запятая.

*20. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

    Впрочем все согласны что иностранный язык можно учить в любом возрасте.

    Я узнал много слов бывших до той поры хотя и известными но непережитыми.

    Он поглядывал на стоявшего поодаль священника словно любуясь его одеянием.

    Она перечитала письмо,и аккуратно вычеркнула последний абзац.

*21. Укажите верное объяснение постановки двоеточия в данном предложении.

Все было залито желтка» солнца: крыши соседних данов, балкон с провисшими, груженными мокрым бельем веревками, вчерашний мост.

    Вторая часть сложного бессоюзного предложения раскрывает, поясняет то, о чем говорится в первой части.

    В первой части сложного бессоюзного предложения содержится условие того, о чем говорится в другой.

    Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

    Вторая часть сложного бессоюзного предложения противопоставлена первой.

*22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

То (1) что этот первый (2) из трех отпущенных ей дней (3) уходит (4) она поняла (5) только (6) когда на набережной зажглись лиловые фонари.

    1, 2, 3,5 2) 1,2, 3,4, 6 3) 1,2, 3,4, 5, 6 4)1,4, 5

*23. Прочитайте текст.

Цвет волос и длительность его сохранения обусловливаются количеством содержащегося в них пигмента, который является генетической особенностью каждого человека. Поседение волос происходит из-за недостатка тирозина, содержащегося в качестве компонента практически во всех белках, а потому ранняя седина может возникнуть у людей, увлекающихся диетами, исключающими богатые белком продукты. А вот предотвратить этот процесс поможет парааминобензойная кислота, которая способствует полноценному усвоению белков, а также участвует в образовании эритроцитов, доставляющих кислород к клеткам.

В какай из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

    Количество пигмента, определяющего цвет волос и длительность его сохранения, - генетическая особенность человека, поседение происходит из-за его недостатка.

    Цвет волос, длительность его сохранения - генетическая особенность каждого человека; волосы седеют из-за недостатка тирозина, содержащегося во всех белках, но этот процесс можно предотвратить с помощью парааминобензойной кислоты.

    Седина может появиться раньше времени из-за нехватки тирозина, содержание которого определяется генетически и не поддается никакому внешнему воздействию.

    Парааминобензойная кислота способствует полноценному усвоению белков, участвует в образовании эритроцитов, поэтому она препятствует появлению ранней седины.

Прочитайте текст и выполните задания 24 - 30.

(1) Я не люблю смотреть телевизионные передачи. (2) Но были программы, которые я смотрел всегда: танцы на льду. (3) Потом я устал от них и смотреть перестал - перестал систематически, смотрю только эпизодически. (4) Больше всего мне нравится, когда те, кого считают слабыми или кто еще не вошел в обоймы «признанных», выступают удачно. (5) Удача начинающих или удача неудачливых приносит гораздо более удовлетворения, чем удача удачников.

(б) Но дело не в этом. (7) Больше всего меня восхищает, как «конькобежец» (так в старину называли спортсменов на льду) выправляет свои ошибки во время танца. (8) Упал и встает, быстро вступая свдва в танец, и ведет этот танец так, точно падения и не было. (9) Это искусство, огромное искусство.

(10) Но ведь в жизни ошибок бывает гораздо больше, чем на ледяном поле. (11) И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и... красиво. (12) Да, именно красиво.

    Когда человек упорствует в своей ошибке или чересчур переживает, думает, что жизнь кончилась, «все погибло», - это досадно и для него и для окружающих. (14) Окружающие испытывают неловкость не от самой ошибки, а от того, какое неумение проявляет ошибшийся в ее исправлении.

(15) Признаться в своей ошибке перед самим собой (не обязательно делать это публично: тогда это либо стыдно, либо рисовка) не всегда легко, нужен опыт. (16) Нужен опыт, чтобы после совершенной ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить ее. (17) И окружающим не надо понуждать человека к признанию ошибки, надо побуждать к ее исправлению; реагируя так, как реагируют зрители на соревнованиях, иногда даже награждая упавшего и легко исправившего свою ошибку радостными аплодисментами при первом же удобном случае. (По Д.С. Лихачеву)

*24. Какое утверждение СООТВЕТСТВУЕТ содержанию текста?

    Умение признавать и исправлять ошибки - это своего рода искусство.

    Упорствуя в своей ошибке, человек проявляет твердость характера, хотя это и досадно как для него, так и для окружающих.

    Восхищение вызывает умение человека признать ошибку и перед самим собой, и перед всеми окружающими, которые вынуждают его сделать такое признание.

*25. Укажите способ образования слова СНОВА (предложение 8).

*26. Из предложений 8 - 9 выпишите все наречия.

*27. Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

*28. Среди предложений 6 - 10 найдите сложное, в составе которого неполное предложение. Напишите номер этого предложения.

*29. Среди предложений 13 - 17 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

*30. Среди предложений 8 - 13 найдите сложноподчиненное с придаточным изъяснительным. Напишите номер этого предложения.

Билет № 130

*1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) каталОг 2) принУдить 3) квАртал 4)бАнты

*2. В каком предложении вместо слова ЗРИТЕЛЬНЫЙ нужно употребить слово ЗРИТЕЛЬСКИЙ?

    У людей, которые много читают, хорошо развита ЗРИТЕЛЬНАЯ память.

    Во время операции хирург повредил ЗРИТЕЛЬНЫЙ нерв пациента.

    В головном мозге очень важна ЗРИТЕЛЬНАЯ область.

    Фильм получил первое место в ЗРИТЕЛЬНОМ голосовании.

ЛЕКСИКА. 5 КЛАСС. ВАРИАНТ 1

2. Слово, имеющее несколько ЛЗ, называют

3. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками ЛЗ и употреблением в речи.
а) омоним б) синоним в) многозначное г) антоним
4. Определите лексическое значение слова изморось:
а) похожий на иней осадок, образующийся в туманную, морозную погоду на ветвях деревьев, проводах и т. п.;
б) морозные узоры на стекле;
в) очень мелкий дождь.
5. Укажите, какие из слов являются однозначными:
а) ряска б) айсберг; в) брошюра; г) квартал д) земля е) арена
6. Определите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение:
а) строить дом; б) часы бегут, в) мягкое кресло; г) острый нож д) убить время; е)тяжелый характер;
7. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову смелость:
а) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость;
б) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный;
в) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие;
г) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость.
8. Выберите пары антонимов:
а) смелый - грубый;
б) мудрость - глупый;
в) щедрый - скупой;
г) рассеянность - сосредоточенность;д) благородный - подлый;
е) отзывчивый - вспыльчивый.



ЛЕКСИКА. 5 КЛАСС. ВАРИАНТ 2
Словарный состав языка – это
а) лексика б) фонетика в) графика
2. Слово, имеющее одно ЛЗ, называют
а) омоним б) однозначное в) многозначное г) антоним
3. Слова одной и той же части речи, которые с противоположным лексическим знаяением - это.
а) омонимы б) синонимы в) многозначные г) антонимы
Определите лексическое значение слова озимь:
а) всходы, посевы озимых культур;
б) первые дни зимы;
в) вьюга, во время которой дует низовой ветер.
Укажите слова, которые являются многозначными:
а) жюри; б)серебряный; в) квартал; г) сизый; д) гнездо; е)кроссворд.
Определите, в каких примерах выделенные слова имеют прямое значение:
а) Твёрдая воля; б) Бегут ручьи; в) Горят костры; г) Зерно пшеницы д)Золотое кольцо
е) Ледяной взгляд
Выберите группу слов, в которой правильно указаны синонимы к слову жестокий.
а) беспощадный, бессердечный, безжалостный, слабовольный;
б) беспощадность, бессердечность, безжалостность, бесчеловечность;
в) слабовольный, бесчеловечный, безжалостный;
г) бесчеловечность, безжалостность, слабовольность;
д) бессердечный, безжалостный, беспощадный, бесчеловечный.
Укажите пары антонимов:
а) угрюмый - веселиться;
б) гигант - карлик;
в) робкий - смелый;
г) холодный - вспыльчивый;
д) благородный - подлость;
е) скромный - хитрый.
9. Списать текст, заменяя повторяющиеся слова синонимами, вставляя пропущенные буквы и расставляя, где надо, знаки препинания.
Р..бина небольшое красивое дерево с ажурными листьями1. Плоды р..бины круглые красные бл..стящие. Растет р..бина по лесным опушкам и обрывистым берегам рек4. Можно видеть рябину у домов по огородам.
* Выполнить задания, обозначенные цифрами.

Тест на тему: Лексика. Фразеология. Культура речи. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Вариант 1

А1. В каком предложении вместо слова ЗРИТЕЛЬНЫЙ нужно употребить ЗРИТЕЛЬСКИЙ?

1) Необходимо с раннего детства развивать ЗРИТЕЛЬ­НУЮ память.
2) После третьего звонка вход в ЗРИТЕЛЬНЫЙ зал воспрещён.
3) Прошлая Олимпиада стала рекордной среди зимних по ЗРИТЕЛЬНОМУ интересу.
4) ЗРИТЕЛЬНЫЙ нерв содержит около миллиона нервных волокон.

А2. Какое предложение содержит синонимы?

1) Костёр то почти затухал, то с порывами ветра вновь разгорался.
2) Среди многих образцов горных пород особенно выделялся один экземпляр.
3) Фирма занимается куплей и продажей недвижимости.
4) Храбрец, как и трус, тоже боится, но умеет преодолевать свой страх.

A3. Какое из перечисленных предложений содержит фразеологизм?

1) Вот затрещали барабаны – и отступили басурманы.
2) Не тратьте время на пустые разговоры.
3) Жизненные силы бьют в Штольце ключом, и он употребляет их на полезную деятельность.
4) Здесь сказки почти неотличимы от реальной жизни, а сны являются продолжением яви.

А4. Укажите значение слова РЕШИТЕЛЬНО в данном предложении.
Тяга к новаторству, преодоление косных, заплес­ невелых идей присуща решительно каждому, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний.

1) смело, непреклонно
2) совсем, совершенно
3) без исключения
4) разумеется (в значении вводного слова)

А5. Какое слово использовано в данном предложении (см. задание А4) в переносном значении?

1) косных
2) заплесневелых


3) работает
4) области


А6. В каком предложении нет речевых ошибок?

1) Имена многих героев прошлых войн давно канули в лето.
2) За проезд необходимо оплатить в течение одной остановки.
3) За границей Жерков встретил Долохова, произве­дённого в солдаты, но не счёл нужным узнать его.
4) Наиболее значимой группой дополнительных серви­ сов, пользующихся огромной популярностью в сетях мобильной связи, являются услуги обмена сообще­ниями.

Прочитайте стихотворение и выполните задание В1.

(1)О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
(2)А счастье всюду. (З)Может быть, оно –
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

(4)В бездонном небе лёгким белым краем
Встаёт, сияет облако. (5)Давно
Слежу за ним… (6)Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

(7)Окно открыто. (8)Пискнула и села
На подоконник птичка. (9)И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

(10)День вечереет, небо опустело.
(11)Гул молотилки слышен на гумне…
(12)Я вижу, слышу, счастлив. (13)Всё во мне.

В1. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на ос­нове текста стихотворения И.А. Бунина «Вечер».
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.
Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите после слова «Ответ», начиная с первой клеточ­ки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Изображение вечернего пейзажа – повод для раз­ мышлений лирического героя стихотворения Бунина. Поэт широко использует синтаксические средства выразительности. ___(предложения 1, 2) пока­зывает ход развития мысли. ___(предложения 5, 8, 9) передаёт напряжённость переживаний, наблю­дений, раздумий лирического героя. ___(пред­ложения 10, 11, 12) подчёркивает единство приро­ды и человека. Цельность раздумий достигается при помощи и ___(предложения 1, 2,6,12).

Список терминов:
1) повторы
2) риторическое обращение
3) гиперболы
4) перенос (анжанбеман)
5) парцелляция
6) антонимы
7) анафора
8) однокоренные слова
9) синтаксический параллелизм

Ответ:

Русский язык. Контрольно-измерительные материалы. Тесты 10 класс. .

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ ЗРИТЕЛЬНЫЙ - ЗРИТЕЛЬСКИЙ

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов зрительный - зрительский

2.Примеры словосочетаний с паронимом зрительный

3.Примеры предложений с паронимом зрительный

4.Примеры словосочетаний с паронимом зрительский

5.Примеры предложений с паронимом зрительский

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ЗРИТЕЛЬНЫЙ - ЗРИТЕЛЬСКИЙ

ЗРИТЕЛЬНЫЙ - 1. Относящийся к зрению. 2. Предназначенный для зрителей. 3. Такой, с помощью которого рассматривают что-либо.

ЗРИТЕЛЬСКИЙ - относящийся к зрителю, свойственный ему.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ЗРИТЕЛЬНЫЙ

1)зрительный нерв

2)зрительная память

3)зрительный образ

4)зрительный ряд

6)зрительный диктант

7)зрительное восприятие

8)зрительное воспоминание

9)зрительные впечатления

10)зрительный зал

11)зрительная труба (трубка)

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ЗРИТЕЛЬНЫЙ

1)Первым моим зрительным впечатлением оказались берлинские извозчики. (А.Коонен. Страницы жизни)

2)Когда Савина выходила на сцену в одноактной пьеске "Пациентка", ещё не успев произнести ни одного слова, зрительный зал уже весело смеялся. (А. Бруштейн. Страницы прошлого)

3)Зрительный зал мог вместить до 18000 человек.

4)Появился зрительный зал со стульями и креслами для зрителей, и со сценой, оборудованной для различных представлений.

6)Из зрительного зала актёрам дарят цветы.

7)Их талант покоряет тысячи людей и заставляет зрительный зал взрываться восторженными аплодисментами.

8)Вход в зрительный

9)Когда открываются двери в зрительный зал, надо спокойно пройти до своего ряда и сесть на место, которое указано в билете.

10)Смотрели и невооружёнными глазами, смотрели и в зрительные трубы, мало что различая благодаря дождю. (С.Сергеев-Ценский. Севастопольская страда)

11)Как работает зрительный анализатор?

12)В процессе чтения принимают участие зрительный , речедвигательный и речеслуховой анализаторы.

13)Длительное время ограничение зрительной нагрузки считалось единственной мерой по охране зрения.

14)При помощи зрительного

15)Зрительное

16)При дальнозоркости зрительная

17)Зрительный

18)Какова роль зрительных пигментов в восприятии световых раздражений?

19)Алкоголь и никотин могут вызывать поражение зрительного

20)Глаза ребёнка будут зоркими только в условиях постоянного зрительного поиска на просторе.

21)Зрительные впечатления предполагают переработку информации в коре головного мозга.

22)Живое слово учителя, поддержанное зрительным

23)Мысль передать в музыкальных образах зрительные впечатления искренне увлекла Мусоргского, и работа закипела.

24)На зрительное впечатление влияют размеры, цвет, форма, плотность конкретного элемента.

25)Замечено, что современные дети в основном опираются на зрительные впечатления.

26)Способна ли музыка вызывать у слушателя зрительные впечатления?

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - ЗРИТЕЛЬСКИЙ

1)зрительская конференция

2)зрительские трибуны

3)зрительские места

4)зрительский смех

5)зрительский восторг

6)зрительские крики

7)зрительские аплодисменты

8)зрительские овации

9)зрительская поддержка

10)зрительские отзывы

11)зрительские симпатии

12)зрительские впечатления

13)зрительские интересы

14)зрительские предпочтения

15)зрительская культура

16)зрительская аудитория

17)зрительская викторина

18)зрительский конкурс

20)зрительский опыт

21)зрительский успех

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - ЗРИТЕЛЬСКИЙ

1)Зрительская масса требует объяснения. (М.А.Булгаков. Мастер и Маргарита)

2)Зрительский опыт школьников начинает складываться еще в дошкольном детстве, ведь именно тогда начинается их приобщение к экранным искусствам.

3)Особый зрительский

4)Большой зрительский успех сопровождал выступления эстрадного оркестра под управлением Л.О.Утёсова.

5)По сценариям Бориса Васильева было снято 14 полнометражных фильмов, и почти все они имели зрительский успех, а некоторые стали очень популярными.

6)О впечатлениях от “Трех сестер” А.П.Чехова писал М.Горький. Успех объяснялся не только великими достоинствами пьесы и её исполнением, но и тем, что публика, молодая зрительская аудитория, с особенной живостью воспринимала слова о надвигающейся здоровой, сильной буре. А в 1901 году уже чувствовалось дыхание общественных перемен.

7)Зрительская

8)Важным отличием современного кино является его широкая доступность зрительской аудитории.

9)Приятно было работать с такой активной, интеллектуально продвинутой зрительской аудиторией.

10)Участники этой игры подарили нам фейерверк радости, искромётный огонь шуток, вспышки зрительского смеха.

11)Зрительские места в античном театре назывались театрон (от theasthai - смотреть).

12)Важнейший компонент театрального искусства - зрительское соучастие, которое на каждом представлении обретает свой неповторимый характер.

14)Меняется облик театра, рождаются и исчезают спектакли, актёрские судьбы зажигаются яркими звёздами и растворяются в зрительской памяти красивыми театральными легендами, появляются молодые лица режиссёров и, кажется, раз и навсегда меняется театральная эстетика. Но приходят новые люди, и всё обретает смысл, меняется или повторяется вновь. И так для каждого нового поколения зрителей.

15)Зрительское

16) Лучший из учащихся получает приз зрительских симпатий.

17)Путь к зрительской культуре не прост.

18)Поддержим самых юных артистов тёплыми зрительскими аплодисментами!

19)Год от года растёт не только актёрское мастерство участников театральных коллективов, но и зрительская

20)Равнодушное отношение к театру объясняется неподготовленностью, отсутствием зрительской культуры.

21)Здание катка состоит из одноэтажной ледовой арены со зрительскими трибунами на 200 посадочных мест.

22)Холмистый ландшафт Греции подсказал наиболее рациональное устройство сценической площадки и зрительских мест: зрители размещались по склону холма, амфитеатром, а само действие происходило у подножия холма.

6.ТЕСТЫ

В одном из приведенных ниже словосочетаний НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер словосочетания и правильное слово.

1)зрительский зал

2)зрительские трибуны

3)зрительские места

4)зрительский смех

1)Лучший из учащихся получает приз зрительских симпатий.

2)Путь к зрительской культуре не прост.

3)Поддержим самых юных артистов тёплыми зрительскими аплодисментами!

4)Алкоголь и никотин могут вызывать поражение зрительского нерва и привести к потере зрения.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Год от года растёт не только актёрское мастерство участников театральных коллективов, но и зрительная культура детей, их отношение к искусству театра.

2)Зрительное восприятие дает человеку 90% всего объема информации.

3)При дальнозоркости зрительная работа на близком расстоянии затруднена.

4)Зрительный аппарат человека - сложно устроенная система.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Из зрительного зала актёрам дарят цветы.

2)Зрительная аудитория наших концертов самая разнообразная.

3)Живое слово учителя, поддержанное зрительным впечатлением, увлекает, вызывает интерес.

4)При помощи зрительного нерва сигналы от нервных окончаний передаются в головной мозг.

В одном из приведенных ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Найдите ошибку и исправьте её. Напишите номер предложения и правильное слово.

1)Равнодушное отношение к театру объясняется неподготовленностью, отсутствием зрительской культуры.

2)Зрительское жюри определяет самые интересные и красивые снежинки.

3)Вход в зрительский зал после третьего звонка воспрещён.

4)Особый зрительский успех выпал на долю фильма "Судьба человека" в 1959 году, получившего главный приз Московского международного кинофестиваля.

7.ОТВЕТЫ

№ тестового задания

№ словосочетания или предложения

зрительный