Темы для проектной деятельности в начальной школе. Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Начальная школа - важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

В настоящее время все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития . А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Эта широкая концепция работы учителя не сводит его деятельность до единственных задач, которые он выполняет в классе перед учениками. Эта часть его деятельности вне класса не известна, вероятно, потому, что ее трудно наблюдать напрямую. На самом деле трудно понять, что можно назвать эффективной внеклассной практикой. На самом деле, если классовая деятельность по определению развивается в определенном месте и времени - в классе - внеклассная деятельность не такова: она развивается в местах и ​​в разы которые недоступны.

После этого времени наблюдения он вступает в процесс экспериментального и теоретического анализа ответов, уже построенных другими, что позволяет их оценивать, что является непременным условием для разработки его ответа. Этот процесс изучения вопроса завершается созданием дискурса - по крайней мере для себя - объяснения полученного ответа. Разработка круглогодичного планирования, прогрессирования и набора учебных занятий в какой-то момент является ответом на исходный вопрос.

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий по решению субъективно значимой проблемы ученика, завершающийся созданием продукта и его представлением в рамках устной или письменной презентации.

Цель проекта: теоретическое обоснование, практическая разработка и апробация модели организации образовательной среды через проектную деятельность.

Этот ответ, который никогда не является окончательным, - это работа учителя в строительстве. Мы опросили одиннадцать учителей начальной школы, всех добровольцев, опытных и не связанных с исследованиями. Интервью проводились в форме полуструктурированных одночасовых интервью. Учителя не были выбраны, чтобы сформировать образец, поскольку предыдущая работа не предполагала, каковы были бы их соответствующие критерии репрезентативности. Поскольку это был исследовательский тип клинического исследования, отсутствие критерия репрезентативности не представляется неприемлемым.

Задачи проекта:

1. Выявить предпосылки и специфику использования проектной деятельности как образовательного ресурса в решении управленческо-педагогической задачи организации развивающих возможностей образовательной среды.

2. Разработать теоретическую модель организации образовательной среды школы через проектную деятельность, определить направления и принципы ее реализации.

Интервью проводились в классе без присутствия их учеников. Учителя попросили показать документы, на которые они могли ссылаться, будь то торговые документы, подготовленные ими фактологические бюллетени, студенческие записные книжки, математические материалы и т.д. интервью были сняты таким образом, чтобы сохранить визуальные следы документов и звук обменов. Следуя общей теме, интервью началось с представления интереса исследователя к использованию документов учителем: планирование на год; прогрессии, которые формулируют темы исследования; дизайн учебных занятий; управление классами; лечение математических потребностей учащихся, выявленных во время обучения.

3. Определить организационно-педагогические условия реализации разработанной модели организации образовательной среды школы.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Вопросы были контекстуализированы на уровне класса, в котором учитель практиковал в текущем году, интервью, которое состоялось в конце учебного года. Учитель начал с представления своего исследования и профессиональных путей, затем различные темы обсуждались в соответствии с тем, что наиболее естественно проявилось как для интервьюера, так и для учителя. Продолжительность собеседования, которая способствовала укреплению доверия, позволила опрошенным учителям, которые часто говорили вначале использовать только один документ или вообще не имел документа, чтобы показать во время обменов реальность. более сложным.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

Мы несколько раз выслушивали интервью, затем мы полностью их расшифровали, и мы сделали видеомонтажи и сделали снимки, чтобы сообщить документы, представленные преподавателями. Мы провели несколько независимых качественных анализов этих интервью, которые мы тогда сравнили. При каждом анализе корпус полностью пересматривался каждым исследователем, иногда только из транскрипций, но часто из записей, которые позволяют лучше понять через интонации намерения и нюансы, которые приносят учителя. Действительно, чтобы позволить им свободно выражать себя, собеседования должны быть деконструированы, а затем реконструированы для интерпретации, следуя методологиям качественного анализа, которые, как представляется, лучше всего подходят для корпуса.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

Основные требования к проекту.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

В качестве первого шага мы перечислили документы, на которые ссылается учитель, обращая внимание на то, что оказалось широко используемым или, скорее, вторичным документом. Затем мы попытались понять использование или использование, которое учитель заявляет, чтобы сделать из документов, о которых он говорит: в своей концепции преподавания математики и его планирования в течение одного года, его тематических прогрессий, запланированных сессий, управление в классе и, наконец, наблюдение студентов. Наконец, мы стремились определить точки, на которых учитель заявил, что он чувствовал необходимость в документах, отличных от тех, которые он использовал.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

Такой способ размещения документов в соответствии с деятельностью преподавателя привел к лучшему пониманию внутренней согласованности, лежащей в основе работы учителя. Наконец, мы стремились воссоздать генезис построения работы учителя, в частности, согласно эпистемологическим отношениям, поддерживаемым различными элементами, которые составляют его во время интервью с эпистемологическими ориентациями различных документов, к которым у учителя был доступ во время его карьеры. Мы сделали гипотезы об этих разных генеалогиях, которые, наконец, были подвергнуты проверке, повторяя по пунктам утверждения, собранные во время интервью и сравнивающие их.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

Учителями, участвовавшими в этом опросе, были добровольцы; они были проинформированы о цели исследования, чтобы лучше понять документальную практику учителей начальной школы по математике, а также стремление исследовательской группы разработать новые типы материалов для учителей. Учителя, участвовавшие в этом опросе, пришли из трех крупных французских городов - сотен тысяч жителей и разных школ в одном городе. Разнообразие географических ситуаций и количество интервьюеров предоставляют некоторые анонимности.

Тем не менее, заявления, которые мы сообщаем, являются анонимными для распространения, благодаря тому, что некоторые преподаватели интересуются рядом. Кроме того, не упоминается мест в показаниях к карьере и обучению, которые мы приводим в приложении. Большинство учителей были проинформированы о результатах наших исследований; однако это не всегда было возможно. В целом, учителей интересовали как в ситуации интервью, в которой они имели возможность говорить об одном аспекте своей работы, который часто упускается из виду, а также о результатах, которые позволили им отступить от практики преподавания математики.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Во время интервью учителя ссылаются на книги, в основном на учебники. Невозможно точно описать эти работы. В некоторых учебниках было несколько изданий с разными авторами. Кроме того, показания, данные в ходе собеседований, недостаточны для выявления точной редакции. Это объясняет, что мы будем приводить сборники учебников, а также их главных авторов.

В этой статье мы говорим о сборе книг, которые являются учебниками, а не классическими книгами. Таким образом, мы всегда старались назвать автора, который отвечает за сбор или, по крайней мере, его основателя. В этой статье мы решили представить то, что кажется важным с точки зрения использования учебников в профессиональном развитии учителя, когда он понимает свое учение: наличие основного документа, самого важного элемента. видно из того, что мы будем называть работой учителя, работы, которая кристаллизуется вокруг генерирующего документа.

Ведущие идеи организации проектной деятельности обучающихся:

В центре деятельности - ученик, педагог обеспечивает содействие развитию его индивидуальности и самореализации;

Образовательный процесс строится не в логике учебных предметов, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для обучающихся, что повышает их мотивацию;

Обратите внимание, что курсивные термины будут определены в следующих параграфах. Интервью пронумерованы от 1 до 4 и от 6 до 11, эти цифры указаны в квадратных скобках. Эта нумерация стабильна в наших публикациях относительно этого опроса. Интервью 5, касающееся учителя детского сада, не будет учитываться здесь, поскольку институциональные условия работы детского сада в отношении школьной документации слишком отличаются от тех, которые преобладают в начальной школе: в математике мало учебников на этом уровне, и их использование довольно незначительно.

Каждому предоставляется возможность свободно выбирать(тему, вид, продолжительность, форму проекта). Выбор предполагает ответственность за свою деятельность и ее результат;

Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход обучающихся на свой уровень развития;

~ проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт;

Качественный анализ позволяет определить, существует ли в корпусе всех учителей, кроме документа, на который учитель ссылается в изобилии, который мы назвали основным документом. Как видно из названия, учитель выдвигает в основном документ, который иногда является единственным документом, о котором он говорит, или тем, что он говорит, прежде чем вызывать маргинальным образом другие документы.

Если учитель постоянно обращается к нему, это потому, что этот документ, какой бы он ни был, необходим для него в его математической практике, в тот момент, когда его спрашивают. Учитель основывает свой прогресс на этом основном документе, который является предметом огромной работы по присвоению, как интеллектуально, так и эмоционально. Следует отметить, что в следующем тексте мы сохраняем как название работ, указанных собеседниками, и затем указываем точные и полные ссылки.

Проектированию можно научиться. Для этого необходим! Желание что-то сделать самостоятельно или вместе с другими осуществить свою идею, решить какую-либо проблему, принести кому-то пользу

Виды проектов

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации. (Сергеев И.С.)

Учителя говорят, что они используют всю связанную с ней документацию: учебное пособие для студентов, руководство, файл, сопроводительный материал. Основной документ известен на кончиках пальцев, часто аннотируется, подсвечивается, копируется, иногда почти раздувается: в нем есть все! Тем не менее, учителя дополняют его другими документами, но это потому, что они хорошо знакомы с их основным документом, что они знают, насколько это актуально с их точки зрения. Они используют основной документ, если они не меняют уровень класса.

Следует также отметить, что учителя предпочитают стабильность на уровне школы. Только собеседование не определяет такой основной документ. Этот учитель постоянно ссылается на учебники в целом, но в то же время он указывает, что он никогда не чувствовал себя комфортно с одним учебником, вместо этого составляя с течением времени широкую документацию.

Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Основные упомянутые выше документы имеют различный вид: учебники или файлы для студентов, с книгами учителя и с соответствующей документацией или без них; хранилище навыков и учебная программа; студенческая записная книжка в качестве свидетеля предоставленного обучения; личные файлы, состоящие из файлов; учебный корпус.

Мы интерпретируем это разнообразие как показатель различных состояний строительства этих личных работ: от первоначального состояния, свидетеля первой инвестиции на уровне школы, так как до почти завершенной работы. Во время интервью завершает свой первый курс обучения в подготовительном классе, после долгого обучения в детском саду, а письменные следы его подготовки к курсу образуют набор из двух больших связующих. Для каждого учебного сеанса были вырезаны соответствующие страницы студенческого файла, показания, данные в книге учителя для постановки файла, были удовлетворены, исправления явно написаны, материал, сделанный в назначение студентов и т.д. было введено только одно устройство, которое она использовало в предыдущие годы, когда она была учителем детского сада: очки очков.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект . Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

Внутриклассными;

Внутришкольными;

Региональными;

Межрегиональными;

Международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

В начальной школе проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные. совместно с родителями, индивидуальные проекты.

Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом

I. Роль учителя.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:

Консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду
и т. п. При реализации проектов учитель - это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;

  • мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности -залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
  • фасилитирует. Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации па различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
  • наблюдает. Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное™ компетентностей учащихся, с другой.

II. Роль ученика.

Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

  • выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
  • выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он - ответственный опекун, я - безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он - профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я - человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);
  • оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт - информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.

Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Однако при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно- внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции.

Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё – таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т. п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребёнка к самостоятельной поисково – творческой деятельности. Научить его мыслить, организовать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого – физические особенности младших школьников.

Начиная работу с первоклассниками в 2012 – 2013 учебном году, я выделила для себя ряд проблем:

  • низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
  • неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;
  • неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а так же выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
  • невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
  • отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Чтобы устранить все эти проблемы, начиная с первого класса, вовлекала учащихся в пректную деятельность.

В моём классе проводились такие проектные работы, как:

  • «Сказочные цифры». Цель: - запоминание цифр учащимися;
  • «Родословная моей семьи». Цель: - узнать родословную своей семьи.
  • «Города Кубани». Цель: - познакомить учащихся с городами Краснодарского края.
  • «Города России». Цель: - познакомить учащихся с городами России.
  • «Страны мира». Цель: - познакомить учеников со странами мира.
  • «Материки». Цель: - познакомить с материками.
  • «Олимпиада. Сочи 2014». Цель: познакомить учеников с понятием олимпиада.

Работа над проектом позволила решить следующие педагогические цели:

  • Развивать творческие и коммуникативные способности ребёнка;
  • Привить навыки сотрудничества с другими людьми;
  • Активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
  • Привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для проекта.

Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.


Проектная работа в начальной школе

Поймай ребенку рыбу – он будет сыт один день,

Научи ребенка ловить рыбу – он будет сыт всю жизнь.

Японская мудрость
Описание материала: С введением в школах новых технологий важное место в обучении и воспитании заняла проектная и исследовательская деятельность школьников. Хочу предложить вам статью о достигнутых результатах проектной деятельности в начальной школе. Я уверена что данный материал будет интересен не только учителям начальной школы, но и тем кто работает в среднем и старшем звене в качестве консультативного материала по работе с проектной деятельностью учащихся.
Цель: Передача опыта.
Задачи:
- донести работу по проектной деятельности на практике;
- вызвать интерес к исследовательской и проектной деятельности в целом;
- развивать умения по созданию проекта и исследовательской работы;
- призвать к активному применению в образовательных учреждениях проектной деятельности, как одной из современных образовательных технологий.

Самое главное - научить человека мыслить.

Бертольд Брехт

Уважаемые коллеги! В своем выступлении я хотела затронуть вопросы, связанные с проектной деятельностью младшего школьника, многие из вас заинтересуются, некоторые подумают, зачем это ей нужно, а третьи просто «прослушают» моё выступление. Я хочу сказать, именно проектная деятельность поможет нам развить творческие способности ребенка, научить мыслить креативно, вырастить ребенка готового найти из любой ситуации выход. Проектная работа – это один из эффективных способов формирования и развития познавательных умений учащихся.Чтобы превратить почемучку-дошкольника в юного исследователя необходима реализация целостной программы. По новым стандартам программ начальной школы предусматривает проектную деятельность с 1 класса. Я не первый год работаю над внедрением проектной деятельности в свою обучающую и воспитательную работу с младшими школьниками. Хочу сказать, что проектная деятельность в начальной школе сама по себе это сложный процесс, но очень интересный и даже порой увлекательный. Сейчас метод проектов в образовании не случайно приобрел большую популярность. На самом деле он даёт возможности детям:

    проявлять любознательность

    активность

    экспериментировать

    интерес к окружающему миру

    общаться с другими людьми (детьми и взрослыми)

Основная цель проектов на данном этапе- это социализация учащихся, ведь они получают большую тренировку. При правильной организации проектной работы в учебном процессе или внеклассной работы приносит желаемые результаты

.



Ежегодно, начиная с первого класса, принимаем участие исследовательских работ. В 2013-2014 учебном году стали победителями, заняв первое место с коллективной исследовательской работой «Наблюдение за ростом тюльпанов в комнатных условиях» в районном конкурсе «Зерде» , 2014-2015 году

4 учеников участвовали в республиканском проекте «Человек читающий – человек знающий» получили сертификаты за участие, 2014-2015 учебном году стали призёрами областного проекта «Бал-бала», заняли 3 место, 2016-2017 учебном году стали победителями районного конкурса «Зерде» , заняв 1 место с научно-исследовательской работой «Наблюдение за превращением гусеницы в бабочку»

Я, как и многие учителя нашей школы методу проектирования уделяю пристальное внимание. На самом деле,грамотно организовать такой сложный вид работы, как создание проектов с учащимися, довольно сложно. Работа над проектом занимает много сил и времени и от учителя и ученика, и от родителей. На мой взгляд, очень важно дать первые умения по созданию проекта и исследовательской работы именно ученикам начальной школы




«Школа будущего»

«Сюрприз для мам»




Мастера на все руки

«Школа будущего»



«Живое дерево»

«Улыбка снеговика»

«Бал-бала»

Наши проекты участвовали в республиканском творческом конкурсе «Білім және Ғылым», а создатели проектов стали призерами, заняв оба раза 1 место.
для нас проектная деятельность стала совместной учебно-познавательной, творческой и игровой деятельностью, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на создание проекта.








«Модницы»

«Дерево толерантности»

«Супер-костюмы»

«Лучший венок цветов»

Проект в начальной школе это не доклад, это напротив красочное действие. В его фундаменте лежит развитие познавательных интересов учеников, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве (Библиотечный фонд, Интернет, общение со специалистами), проявлять компетенцию в вопросах связанных с темой проекта, а также развивать критическое мышление, креативность. Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течении определённого времени. Так как дети находят в ЗБР (зона ближайшего развития) то можно быть для них фасилитатором, помогающим ученику в процессе его развития, а также в этой роли могут выступать родители учащихся. В работе над проектами я стараюсь как можно чаще привлекать родителей учеников. В этих целях провожу всеобучи, родительские собрания, родительские университеты, где уделяю особое внимание этапам работы над проектом.

В работе над проектом так важно ничего не упустить: актуальность проекта, его цели, задачи, проблема, гипотеза, предполагаемый результат, этапы работы над проектом, теоретическая и практическая части, заключения и выводы, подведение итогов работы над проектом. По окончанию над проектом учащиеся выпускают памятки или буклеты, которые потом распространяют среди своих одноклассников.