Основы общего землеведения. Методологические цели и задачи курса «Землеведение». Структура землеведения как естественной науки. Развитие естествознание в античный период истории

Тема 1. Нововведения как объект инновационного управления

1.1. Определение новшества и инноваций. Критерии инноваций.

В условиях конкуренции необходимо постоянно модернизировать изделия, расширяя товарные линии, что даст возможность в течение длительного времени добиваться высоких показателей прибыли, отстаивать лидерские позиции на рынке.

Некоторые аспекты управления инновациями:

1. Инновации как объект управления выделили в постиндустриальном обществе. На предшествующих этапах развития общества инновации не рассматривались как один из факторов конкурентного успеха, и соответственно не выделялись в отдельный предмет исследования и управления.

2.Взаимодействие стратегии и инноваций. В настоящее время взаимодополняющими являются направления стратегического и инновационного менеджмента и, следовательно, их необходимо рассматривать в комплексе: стратегия ориентируется на инновации, и инновации лежат в основе результатов стратегического управления.

В настоящее время отсутствует общепринятая терминология в области инновационной деятельности. Ключевыми понятиями являются НТП, новшество, нововведение, инновация, которые, как правило, отождествляют. Принято считать, что понятие “нововведение” является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает “введение новшеств”. В теории инноватики выделяют 3 основополагающих термина: новшество (новация), нововведение, инновация. (рис)

Новшество (новация)– это оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок и экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Новшество близко к понятию “изобретение”, т.к. представляет собой конкретный результат разработки новой научной идеи, имеющий форму образца, отличающийся от применявшихся ранее качественными характеристиками, позволяющими повысить эффективность.

Новшества могут оформляться в виде: открытий, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, организационной, производственной или другой структуры, ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документа, результатов маркетинговых исследований. Таким образом, новшество – это новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности, предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования.

Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение называется инновационным лагом.

Нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации - конечный результат. Освоение новшеств представляет собой реализацию коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлетворению спроса на конкретные виды продукции, технологий, услуг как товаров. Наличие спроса свидетельствует об их конкурентоспособности, что является важным результатом инновационной деятельности.

Инновация (англ. “innovation”) означает нововведение как результат практического (или научно-технического) освоения новшества.

В литературе насчитывается множество определений инноваций.

Б. Твисс определяет инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретают экономическое содержание.

Ф. Никсон считает, что инновация – это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования.

Б. Санто: инновация – это такой общественно-технико-экономический процесс, который через использование практическое идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий. Если инновация ориентирована на экономическую выгоду, то ее появление на рынке может принести добавочный доход.

Й. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.

Анализ различных определений инновации приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый И. Шумпетер выделял пять типичных изменений (1911г.):

1. Использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля-продажа).

2. Внедрение продукции с новыми свойствами.

3. Использование нового сырья.

4. Изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения.

5. Появление новых рынков сбыта.

Позднее (1930г.), он ввел понятие инновации, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

Инновация – это конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта, т.е. прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного и иного характера.

В менеджменте инновации определяются как создание и представление товаров или услуг, которые предлагают потребителям выгоды, воспринимаемые покупателями как новые или более совершенные. Таким образом, потребители не всегда нуждаются в новом продукте, а в решениях, предлагающем новые выгоды.

Особенности определения инновационной деятельности :

Часто термин «инновация» используется в качестве синонима слова «изобретение». Специалисты в области технологий, часто употребляют такие словосочетания как, например, «инновационные разработки», что скорее соответствует терминам: технология, бизнес-процесс, бизнес-идея.

Существует распространенное заблуждение, что инновации происходят в сфере высоких технологий. В действительности инновации происходят во всех областях – от выпечки хлеба до добычи нефти. Просто существуют компании, которые предпочитают инновационный путь развития, то есть постоянно подкрепляют отраслевое или рыночное лидерство техническими нововведениями. Они выделяют значительные средства на НИОКР, содержат большой штат специалистов, не боятся отдавать на аутсорсинг разработку новых продуктов и процессов. Инновации помогают компаниям опередить конкурентов, получить дополнительную прибыль за счет снижения издержек, увеличения производительности, создания новых продуктов и новых рынков и т.д.

Самая плодородная почва для рождения инноваций – это конкуренция. Именно конкуренция заставляет постоянно совершенствоваться, сокращать издержки, искать новые рынки. А инновации представляют собой весьма весомое конкурентное преимущество. И зачастую именно инновации являются шансом для небольших компаний совершить качественный рывок, оставив позади более крупных, участников рынка.

Инновация должна иметь цель. Наличие цели способно повысить качество инноваций – что означает увеличение количества эффективных новых разработок, причем часто без роста инвестиций. При этом наличие цели не гарантирует повышенной чувствительности к изменениям рынка.

В любом случае, для успеха нужно сначала принять решение о том, куда двигаться дальше. И какую при этом преследовать цель.

Инновационная деятельность синоним предпринимательской деятельности. Для удобства анализа следует разграничить компании по объему: крупные – в которых присутствуют целые отделы инновационного развития и мелкие – в которых основную роль играет предприниматель- инноватор. Для успеха необходимо расширить рамки восприятия. Но если у предпринимателей с этим нет проблем, то крупные корпорации, глядящие на рынок через призму отчетов своих отделов маркетинга, часто оказываются неспособными на эффективные инновации, если не определят цели процесса разработок и исследований. Наличие цели также дает некую стабильность, которая позволяет инноваторам дольше оставаться открытыми к восприятию идей и возможностей. В связи с этим, инноватор тождественен предпринимателю.

Необходимо оценивать эффект не только с позиции продавца, но и с позиции потребителя, а так же учитывать отрицательные последствия освоения инноваций.

Новый товар становится успешной инновацией в том случае, если он отвечает следующим четырем критериям .

1.Важность . Новый продукт или услуга должны представлять такие выгоды, которые воспринимаются потребителями как значимые.

2.Уникальность . Выгоды нового товара должны восприниматься как уникальные. Если потребители уверены, что существующие продукты обладают теми же преимуществами, что и новинка, она вряд ли получит высокую оценку.

3.Устойчивость . Новый продукт может представлять уникальные или важные выгоды, но если он легко воспроизводится конкурентами, его перспективы завоевания рынка представляются весьма туманными. Иногда препятствием на пути конкурентов становятся патенты, но в большинстве отраслей наиболее эффективными средствами обеспечения устойчивости инноваций являются «расторопность» компании на рынке и «сильные» торговые марки поставщика».

4.Ликвидность . Компания должна иметь возможность реализовать созданный товар, а для этого он должен быть надежным и эффективным; должен продаваться по цене, которую могут себе позволить заплатить потребители; для доставки и поддержки продукта компания должна разработать эффективную систему распределения.

С помощью критериев можно объяснить феномен инновации, обеспечивающий эконом рост, как конечный результат осуществления инновационного процесса, выраженный в новой товарной наукоемкой продукции, востребованной рынком, защищен как интеллектуальная собственность или ориентированная на положительный эффект.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам .

Следовательно, свойствами инновации с позиции компании являются:

Научно-техническая новизна,

Производственная применимость,

Коммерческая реализуемость (выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия).

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка. Обратим внимание на два момента:

- «материализацию» инновации в новые виды продукции, средства и предметы труда, технологию и организацию производства;

- «коммерциализацию», превращающих их в источник дохода.

Иногда инновация рассматривается как процесс. В этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет отчетливо выраженные стадии. Термины «инновация» и «инновационный процесс» близки, но не однозначны. Инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций .

Из сказанного следует, что инновацию нужно рассматривать непрерывно с инновационным процессом.

Инновационное развитие организации в современных условиях — неотъемлемая часть ее основной деятельности, гак как способствует повышению уровня и в целом. Последнее, в свою очередь, отражается на показателях прибыли и эффективности производства. Опыт про- мышленно развитых стран показывает, что роль инноваций в экономике велика. Они как проявление НТП помогают изменять и совершенствовать не только товары и услуги, но и систему управления организациями, приводя ее в соответствие с требованиями современной среды. Таким образом, инновации в организации — форма проявления научно-технического прогресса на микроуровне.

Программа стратегического развития России предполагает интенсивное использование научно-технического потенциала и смещение акцентов в сторону инновационного производства. Однако российская экономика наследовала элементы планово-административной экономики, в которой важная роль внедрения инноваций отводилась только в перспективных отраслях. Руководители многих предприятий, организаций и фирм до сих пор не осознают первостепенность научно-технического развития своих объектов и не придают большого значения повышению качества продукции и услуг, предпочитая экономию на затратах как способ максимизации прибыли. Это сразу снижает адаптивность организаций к изменениям во внешней среде и делает их неконкурентоспособными в среднесрочном и долгосрочном периодах.

Изменить ситуацию в лучшую сторону помогает деятельность некоторых региональных руководителей, которые проводят политику присвоения статуса приоритетного проекта. Например, в Нижегородской области создан инвестиционный совет, призванный привлечь инвесторов к реализации прежде всего инновационных проектов развития региона. Приоритетными направлениями технопарка, расположенного около поселка Сатис (Дивесвский район Нижегородской области), являются информационные технологии, энергосбережение и экология, обеспечение жизнедеятельности, медицинская техника. Базой для создания стал расположенный неподалеку Российский федеральный ядерный центр (РФЯЦ ВНИИЭФ).

На федеральном уровне создается государственный венчурный фонд, получивший рабочее название российского инвестиционного фонда технологий и инноваций. Фонд должен представлять собой акционерное общество открытого типа, 76% акций которого принадлежат государству, а 24% — зарубежным инвесторам. Ведутся переговоры по привлечению к проекту венчурных подразделений крупнейших мировых IT-компаний.

Инновационная деятельность, несмотря на перспективность, может сыграть и отрицательную роль на микроуровне . Это получается в том случае, когда работа инновационного отдела в структуре организации действует сама по себе, направляя усилия на достижение своих собственных целей. В результате значительные инвестиции на инновации работают «в пустую», т.е. не направлены на достижение главной цели организации. Поэтому инновации являются объектом управления, а инновационный менеджмент предполагает эффективное использование и управление инновациями в целях обеспечения эффективности деятельности организации в целом.

3. Льготы по земельному налогу предусмотрены для научно-исследователь- ских учреждений.

4. Уменьшение налогооблагаемой базы на суммы затрат, связанных с изо-

бретательством и рационализаторством.

Контрольные вопросы

1. В чем заключаются основные идеи волновой теории Н.Д. Кондратьева?

2. Назовите технологические уклады по Й. Шумпетеру.

3. В чем заключается главная особенность инноваций?

4. Каким образом связаны инновации с рынком?

5. На чем основывается государственная инновационная политика?

6. Какие государственные фонды поддерживают инновационный процесс на предприятии?

Лекция 2. Нововведения как объект инновационного управления

2.1. Общие понятия

Новшество (новация) − открытие (новое знание), новые продукт, способ или метод, организационная структура, порядок. С момента его применения и распространения новшество превращается в нововведение (инновацию)− конечный продукт инновационной деятельности.Инновация (нововведения) − это новшество, используемое в практической деятельности.Инновационный процесс включает создание новшества и проведение необходимых изменений для его использования.

Таблица 2.1.2

Классификация новшеств, инноваций и инновационных процессов

Базовые признаки объекта

Классификация объектов по базовым признакам

Новшества

научно-технические, технологические, экономические, ор-

ганизационные, управленческие

Степень новизны

абсолютная, относительная, условная, частная

Глубина изменений

радикальные, улучшающие, частичные (модифицирующие)

Инновации

продуктовые (простой, сложный продукт, модификация про-

дуктов), процессные (технологические процессы и услуги)

Уровень разработки и

международный, государственный, региональный, отрасле-

степень распространения

вой, корпоративный, фирменный

Сфера разработки и

промышленность, наука, экономика, образование, сфера ус-

распространения

луг, право, управление, социальная сфера

Инновационный процесс

цели, время проведения, стоимость, инвестиции, риски

Особенность организации

внутриорганизационный, межорганизационный, проектно-

процесса

программный, конкурсный

В общем виде инновационный процесс заключается в получении и коммерциализации изобретений, технологий, продуктов или услуг. Таким образом, чтобы быть принятой рынком, инновация должна обладать новизной, удовлетворять спрос и приносить прибыль пользователю. Инновация − прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, продуктов, услуг, организаци- онно-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Наличие спроса свидетельствует о конкурентоспособности и общественном признании новшества.

Инновационный процесс − процесс создания, освоения и распространения инноваций. Он состоит из четырех фаз и включает зарождение и обоснование идеи нового метода удовлетворения общественных потребностей, а также создание, распространение и использование на практике конкретного продукта, технологии, услуги. Инновационный процесс начинается с фундаментальных теоретических исследований, проведения поисковых НИР, результатом которых являются открытия и новые теоретические знания. Фундаментальные исследования проводятся академическими и научно-техническими организациями промышленности, вузами. На втором этапе происходит «овеществление знаний», их внедрение в практическую среду− поиск областей практического использования. В научнотехнических организациях промышленности и лабораториях вузов выполняются прикладные НИР. Инвесторами на данном этапе выступают государство и частные предприятия. Опытно-конструкторские разработки (ОКР)− третий этап инновационного процесса, имеет целью создание конкретных продуктов, процессов и т.п., выполняется в лабораториях, конструкторских бюро, опытных производствах предприятий, кафедрами вузов. Основной источник финансирования− частные и государственные инвестиции. Особенность финансирования работ на втором и третьем этапах− высокая вероятность получения отрицательного результата, как следствие− наличие экономического риска. Поэтому инвестиции этих периодов называютсярискоинвестициями . Фаза заканчивается передачей в производство технической документации. На последнем этапе осуществляется масштабное освоение производства новшества и его дальнейшая коммерциализация.

Выведение инновации на рынок включает две фазы: распространение и диффузию. Распространение − информационный процесс, скорость которого зависит от особенности восприятия информации различными организациями, готовности к проведению изменений и способности к практическому использованию инноваций, мощности коммуникационных каналов и их формы. На этой фазе создаются предпосылки для последующего использования инновации, полезный эффект еще не реализуется. Фаза заканчивается организацией производства нового продукта.

Диффузия − распространение освоенной и использованной инновации. На этом этапе растет число производителей и потребителей нового продукта. Скорость диффузии зависит от свойств нововведения, свойств социальной системы, способа передачи информации по коммуникационным каналам и способности организаций к восприятию новаций. Свойства инновации определяются ее преимуществами в сравнении с традиционными решениями, совместимостью со сложившейся практикой и существующей технологией, сложностью и опытом внедрения. Свойства социальной системы определяются соотношением субъектов инновационного процесса.«Новаторы» − генераторы идей, заинтересованные в получении дохода от создания и использования изобретений.«Ранние реципиенты» «пионерские» организации , первые освоившие новшество и стремящиеся к получению прибыли в результате выведения его на рынок.«Раннее большинство» − предприятия, которые первыми внедрили новшество в производство и получают дополнительную прибыль за счет его монопольного использования.«Отстающие» − фирмы, которые запаздывают с нововведениями и выпускают новые, но уже морально устаревшие продукты.Особенность диффузии инновации: на

ранних стадиях ее потенциальная прибыльность неизвестна, по мере накопления опыта внедрения и использования новшества неопределенность и риск уменьшаются, но при этом снижаются потенциал рыночного проникновения и прибыльность. Для быстрого распространения инновации на рынке необходимы развитая инфраструктура инновационного процесса, большое количество пионерских организаций, готовность фирм к изменениям и развитые коммуникационные каналы. Инновационный процесс заканчивается утилизацией продукта.

Следовательно, инновационный процесс заключается в получении и коммерциализации продуктов и услуг, технологий и решений производственного, финансового, административного или другого вида интеллектуальной деятельности. Это параллельно-последовательная научно-исследовательская, научнотехническая, инновационная, производственная деятельность и маркетинг; временные этапы жизненного цикла инновации, а также процесс финансирования разработки и распространения инновации.

Жизненный цикл инновации (ЖЦИ) шире жизненных циклов продукта (услуги) (ЖЦП) и товара (ЖЦТ), включает их и заканчивается одновременно с ними. Начало ЖЦП совпадает с окончанием второй фазы ЖЦИ, когда определена область практического использования нового знания. И в соответствии с международной системой ИСО 9004, он включает маркетинг (поиск и изучение рынка), проектирование (разработку технологических требований), разработку продукта, материально-техническое снабжение, подготовку и разработку производственного процесса, производство; контроль, проведение испытаний и обследование; упаковку и хранение, реализацию и распространение продукции, монтаж и эксплуатацию; техническую помощь и обслуживание, утилизацию продукта после использования. ЖЦТ начинается по окончании фазы ОКР (первый этап ЖЦП) и включает выпуск и поступление на рынок первых промышленных серий продуктов и заполнение товаром свободной ниши, рост продаж, замедление роста и стабилизацию объема продаж, спад продаж (рис. 2.1.1).

потребление

инновационный лаг

создание рынка новшествРынок

новшеств

Рынок создание рынка инноваций иннова-

Процесс коммерциализации новшества (инновации)

Рис. 2.1.1. Этапы инновационного процесса (жизненного цикла инновации)

Инновационная деятельность включает процесс преобразования научных знаний в новые виды продуктов, технологий и услуг, маркетинг, а также комплекс технологических, экономических и организационных мероприятий, которые приводят к инновациям в различных областях деятельности человека. Она осуществляется на всех этапах инновационного процесса, а также при модернизации продукции, совершенствовании технологии и услуг, снижении себестоимости продукции и повышении прибыльности.

Инновационная деятельность − это создание и проведение изменений в области новых продуктов, методов и т.п., их внедрение, освоение и распространение. Она направлена на обновление продукции и способов ее производства и реализации.

Основные компоненты инновационной деятельности:новшества, иннова-

ции и инвестиции. Связь между основными компонентами инновационной деятельности иллюстрирует рис. 2.1.2.

капитала

Инновационная

инфраструктура

новшеств

инноваций

Рис. 2.1.2. Схема инновационной деятельности

Новшества формируют рынок новаций, основной товар которого− продукт интеллектуальной деятельности. На него распространяются авторские права, оформляемые в соответствии с международными, федеральными, корпоративными и другими законодательными и нормативными актами.Изобретение − новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, которое дает положительный эффект, улучшает качество продукции, улучшает условия труда и обеспечивает его безопасность.

Часть новшеств находит практическое применение и создает рынок инноваций. Одновременно с этим менеджеры и организации приобретают опыт по эффективному проведению изменений и превращению идей в практический результат. Конкуренция заставляет предприятия повышать технический уровень производства, улучшать качество товаров и услуг, совершенствовать организацию производства и управления, сокращать издержки и совершенствовать систему обслуживания, а, следовательно, участвовать в формировании рынков новшеств и инноваций и выступать потребителями их товара. С другой стороны, если новшество или инновация не отвечают интересам организаций, рынок отвергает их независимо от научной или практической ценности.

Создание новшества и его переход в инновацию требует затрат материальных, временных, финансовых и других видов инвестиций. Размер инвестиций в инновацию, срок их окупаемости, прибыльность будущей инновации и риск неудачи − основные критерии, по которым оценивают перспективность проведения инновационных изменений.

Рынок капитала выполняет две основные функции: мобилизации и размещения капитала – и включает следующие виды инвестиций: интеллектуальные, прямые (земля, здания, оборудование и т.п.), портфельные и финансовые. По экономической сути и целям различают реальные и финансовые инвестиции. Первые заключаются в приобретении земли, средств производства, других видов активов, необходимых для ведения бизнеса. Финансовые инвестиции− покупка ценных бумаг различных иммитентов юридическими и физическими лицами. Определяющую роль в инновационном процессе играют долгосрочные инвестиции. До принятия инновации рынком размер инвестиций растет. Сначала вложения в фундаментальные исследования осуществляет государство на безвозмездной основе. Остальные этапы инновационного процесса финансируются на возвратной и конкурсной основе государством, юридическими и физическими лицами. Поскольку реакция рынка на создание новшества и инновации еще не определена и риск их отторжения велик, то инвестиции данного периода имеют рисковый характер. Максимального значения инвестиции достигают к моменту выведения инновации на рынок, когда необходимы вложения в производство для расширения производственных мощностей, подготовки персонала, проведения рекламной кампании и действий по продвижению товара. Вложения инвесторов в инновационный процесс окупаются после принятия инновации рынком в период ее распространения.

Главная особенность инвестирования инновационного процесса − высокая степень риска невозврата вложений в новое, неизвестное. Поэтому наиболее перспективным видом инвестиций является покупка ценных бумаг, которые позволяют инвестору реализовать три основных цели: безопасность, доходность и рост вложений. По сравнению с другими видами инвестиций ценные бумаги (ЦБ) минимизируют риск потерь капитала, обеспечивают получение дохода через дивиденды или проценты и увеличение капитала за счет роста рыночной цены на ЦБ. В мобилизации капитала ЦБ выполняют следующие функции: обеспечение финансовой гибкости, развитие частного сектора, привлечение инвестиций и поддержание конкуренции в финансовом секторе. На состояние рынка капитала и степень его развития оказывают влияние макроэкономическая политика государства, объем приватизации, налоговая политика, развитость финансового сектора экономики, система ценообразования, уровень информационных технологий, совершенство законодательства.

Эффективность инновационных процессов и взаимодействие между рынками новшеств, инноваций и капитала определяется состоянием и степенью развития инфраструктуры, которая включает финансовые институты: банки, страховые и инвестиционные компании, пенсионные и венчурные фонды, а также консалтинговые фирмы, биржи, СМИ.

Современные тенденции в направлении научно-технической и производст- венно-сбытовой деятельности предприятий включают рост в ассортименте продукции доли наукоемких изделий, сбыт которых ведет к расширению сопутст-

Введение. 3

1. Нововведения как объект инновационного управления. 4

2. Инновационный процесс и его фазы.. 9

3. Методические основы инновационного менеджмент. 14

Заключение. 21

Контрольные вопросы.. 22

Библиографический список. 23


Введение

В современной экономике инновациям уделяется первостепенное внимание, поскольку от инновационной активности предприятия, отрасли, региона или государства напрямую зависит уровень его конкурентоспособности, спектр рыночных возможностей и эффективность текущей деятельности на современном рынке. Общепризнано, что инновации сегодня являются ведущим фактором экономического роста, поступательного движения человеческой цивилизации. Нововведения, базирующиеся на научных достижениях и совершенствовании производственных технологий, обеспечивают более половины прироста валового внутреннего продукта индустриально развитых стран. Постоянно набирающие темпы инновационные процессы радикально изменяют практически все стороны экономической действительности. Инновации существенно модифицируют весь комплекс отношений между хозяйствующими субъектами российской экономики, оказывают все большее влияние на общественную жизнь в целом.


Нововведения как объект инновационного управления.

В основе конкурентоспособности и на глобальном государственном уровне, и на региональном уровне, и на уровне отдельной фирмы или товара лежит способность к реализации инноваций. В этом смысле, конкурентоспособность и способность к реализации инноваций неразрывно связаны.

Для понимания сущности инновации и ее природы рассмотрим две тенденции существования организации: функционирование и развитие.

Функционирование - это поддержание жизнедеятельности организации, сохранение ее целостности, качественной определенности, сущностных характеристик.

Развитие - это приобретение организацией нового качества, укрепляющего ее жизнестойкость в условиях изменяющейся внешней среды. Развитие - направленное, закономерное изменение, в результате которого возникает новое качественное состояние объекта - его состава или структуры.

Функционирование и развитие взаимосвязаны, отражают диалектическое единство основных тенденций социально-экономической системы (организации). Функционирование организации предполагает обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность. Функционирование организации возможно лишь при определенном соответствии этих факторов производства, а результат должен отвечать интересам и потребностям человека.

Развитие характеризует изменения в предмете, средствах труда и человеке. Критерием этих изменений является повышение производительности труда, возникновение новой технологии, повышение эффективности производства.

Функционирование сдерживает развитие. Развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для более устойчивого функционирования организации в перспективе, т.е. возникает циклическая тенденция развития, которая отражает периодическое наступление кризисов. Таким образом, инновации не просто желательны, они жизненно необходимы и как эффективнейшее антикризисное средство, и как средство поддержки нормально функционирующей экономики.

Развитие как отдельный процесс проходит несколько стадий:

1) подготовка предпосылок образования данного процесса (это в основном внешнее движение);

2) переход к внутреннему движению;

3) формирование, преобразование новым процессом тех условий, из которых он возник;

4) собственно развитие, устойчивое существование на своей собственной основе.

Уточняет понятие «развитие» термин «прогресс» - направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.

В современной концепции теории инноватики принято выделять также такие понятия, как жизненный цикл продукции и жизненный цикл технологии производства. Жизненный цикл продукции состоит из четырех фаз.

На первой фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововведения-продукта. Заканчивается фаза передачей отработанной технической документации в производственные подразделения организаций промышленности.

На второй фазе происходит технологическое освоение масштабного производства новой продукции. Как первая, так и в особенности вторая фаза связаны со значительными рискоинвестициями, которые выделяются на возвратной основе. Последующий рост масштабов производства сопровождается снижением себестоимости продукции и ростом прибыли. Это дает возможность окупить инвестиции в первую и вторую фазы жизненного цикла продукции.

Затем наступает третья фаза, особенностью которой является стабилизации объемов производимой продукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства.

Новшество - оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ее эффективности. Вложение инвестиций в разработку новшества - половина дела.



Главное - внедрить новшество, превратить новшество в форму инновации, т.е. завершить инновационную деятельность и получить положительный результат.

Инновация - конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Предметом инновации могут выступать как продукт новый или усовершенствованный, новый или усовершенствованный производственный процесс, так и организация. Под условиями применения инноваций понимаются механизмы инновационной деятельности как системного образования, принципы построения и управления инновационной сферой.

Реализация сущности инноваций в условиях реальной экономической среды происходит через те или иные функциональные формы. Функциональные свойства инноваций формируются и проявляются на практике в зависимости от существа инновационных отношений в его широком толковании и от способов его предметной формализации на практике. Выделяют несколько функций инноваций в общественном развитии.

Во-первых, они являются каналом воплощения в жизнь научно-технических результатов, способствуя интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости (закономерность растущей интеллектуализации общества по мере его движения от ступени к ступени).

Во-вторых, с помощью инноваций расширяется круг производимых товаров и услуг, улучшается их качество, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих потребностей (закон возвышения и дифференциации потребностей).

В-третьих, инновации дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, производить товары и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии (закон экономии труда).

В-четвертых, концентрация инноваций в этой или иной сфере помогает привести в соответствие структуру воспроизводства со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды (закон пропорциональности развития).

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области.

Инновационная деятельность - понятие более широкое. Она включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств к потребителям. Это деятельность, направленная на реализацию накопленных научно-технических достижений с целью получения новых товаров (услуг) или товаров (услуг) с новыми качествами.

Инновационный процесс представляет собой подготовку, осуществление и распространение инноваций и состоит из взаимосвязанных фаз, образующих единое комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, материализованное новшество.

Управление инновациями представляет собой процесс управления всеми аспектами инновационной деятельности, что осуществляется через разработку инновационной политики организации.

В современной литературе нет однозначного понимания термина “инновационная политика”. Политика (от греч. искусство управления государством) в одном из своих значений трактуется как образ действий, направленный на достижение чего-нибудь.

Концепцию инновационной политики следует рассматривать в сущностном аспекте как стратегию и тактику предприятия в части реализации инновационного процесса, а в прикладном - как детальный план, программу действий.

Инновационная политика в своей основе ставит задачу совершенствования системы путем изменения ее элементов.

1. Долгосрочные цели инновационной политики направлены на установление баланса между изменением элементов системы (инноваций в производство), заменой ресурсов по качеству использований (инноваций в качество ресурсов) и повышением эффективности использования имеющихся ресурсов (инноваций в организацию системы и использования ресурсов).

2. Среднесрочные цели направлены на максимальное использование потенциала эффективности имеющихся ресурсов.

3. Краткосрочные цели направлены на использование альтернативных вариантов ресурсов без инновационного развития производственной системы с сохранением эффективности в целом.

4. Оперативные цели направлены на компенсацию потерь в производственной системе.

Инновационный потенциал организации - это мера готовности организации выполнить задачи, обеспечивавшие достижение поставленной инновационной цели, т.е. мера готовности к реализации проекта или программы инновационных стратегических изменений.