Цели:
знаний учащихся об электризации тел,
сформировать представление учащихся об
электрическом поле и его свойствах, познакомить
с устройством электроскопа (электрометра).
формированию умений делать более общие выводы и
обобщения из наблюдений.
мировоззренческой идеи, познаваемость явлений и
свойств окружающего мира, повышение
познавательного интереса учащихся с
использованием ИКТ.
После урока ученик знает:
- Строение и назначение электроскопа
(электрометра). - Понятия электрического поля, электрических сил.
- Проводники и диэлектрики.
- Выделять и систематизировать имеющиеся у них
знания об электризации тел. - Объяснить действия электрического поля на
внесенный в него электрический заряд. - Углубляет знания об электризации тел.
- Развивает интеллектуальные умения.
Структура урока:
- Организационный этап.
- Повторение с целью актуализации прежних знаний.
- Формирование новых знаний.
- Закрепление, включая применение новых знаний в
измененной ситуации. - Домашнее задание.
- Подведение итогов урока.
- Электроскоп (1 экземпляр).
- Электрометр (2 экземпляра), металлический
проводник, шар. - Электрофорная машина.
- “Султаны”.
- Стеклянная и эбонитовая палочка; (шерсть, шелк).
- Презентация.
Структурные элементы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Обеспечивает общую готовность учащихся к работе. | Слушают учителя. |
Мотивационно – ориентировочный | С целью повторения материала, изученного на предыдущем уроке, провести краткий фронтальный опрос: 1. Какие два типа зарядов
Может ли одно и то же тело, например эбонитовая Можно ли при электризации трением зарядить Правильно ли выражение: “При трении создаются 2. Предлагает письменно выполнить тестовое | 1. Отвечают на вопросы. 2. |
Формирование новых знаний | Электризация тел может осуществляться не только при трении, но и при соприкосновении. Демонстрация опыта (для иллюстрации теоретических выводов): а) поднесем наэл. б) гильза притягивается, а потом отталкивается, в) проверка наличия отрицательного заряда на | Слушают учителя, наблюдаютза ходом опыта, который служит исходным фактом для экспериментального обоснования электризации при соприкосновении, учавствуют в беседе. Делают записи в тетради. |
На рассмотренном физическом явлении основано действие таких приборов как электроскоп и электрометр. Демонстрация приборов а) электроскоп прибор для обнаружения эл. Зарядов; Конструкция их проста: через пластмассовую пробку в металлической оправе проходит металлический стержень, на конце которого закреплены два листика тонкой бумаги. Оправа с двух сторон закрыта стеклом. Демонстрируя устройство и принцип действия электроскопа, учитель задает учащимся вопросы: Как Как по углу расхождения листочков электроскопа Для опытов с электричеством используют и | Слушают учителя, наблюдают за ходом эксперимента, отвечают на вопросы, находят сходства и отличия в устройстве и принципе работы приборов, делают выводы. |
|
Различают вещества, которые являются проводниками и непроводниками электрического заряда. Демонстрация опыта: заряженный электроскоп соединяется с незаряженным сначаа металлическим проводником, а затем стеклянным или эбонитовым стержнем, в первом случае заряд переходит, а во втором не переходит на незаряженный электроскоп. | Слушают учителя, работают с учебником (п. 27 – стр 63), знакомятся с проводниками и диэлектриками электричества, днлают выводы из опыта (выявление второго уровня усвоения знаний) |
|
Все тела, которые притягиваются к заряженным телам – электризуются, а значит на них действуют силы взаимодействия, эти силы назвали электрическими (силы с которыми эл. Поле действует на внесенный в него эл. Заряд. Всякое заряженное тело окружено электрическим полем (особый вид материи отличающийся от вещества). Поле одного заряда действует на поле другого. | Слушают учителя, записывают в тетради, в ходе беседы отвечают на вопросы. |
|
Повторение и систематизация знаний | Беседа по вопросам к п.27, 28: | Отвечают на вопросы (выявление третьего уровня усвоения знаний) решают качественные задачи, применяя знания в новой ситуации. |
Как при помощи листочков бумаги обнаружить, наэлектризовано ли тело? |
||
Опишите устройство школьного электроскопа. |
||
Как по углу расхождения листочков электроскопа судят о его заряде? |
||
Чем отличается пространство, окружающее наэлектризованное тело, от пространства, окружающего ненаэлектризованное тело? |
||
Решение качественных задач (применение знаний в новой ситуации). |
||
Зачем стержень электроскопа всегда делают металлическим? |
||
Почему разряжается электрометр, если коснуться его шарика (стержня) пальцами? |
||
В электрическом поле равномерно заряженного шара в т. А находится заряженная пылинка. Как направлена сила, действующая на пылинку со стороны поля? |
||
А действует ли поле пылинки на шар? | ||
Почему нижний конец молниеотвода нужно закапывать в землю, работающие электроприборы заземлять? |
||
Будут ли взаимодействовать близко расположенные электрические заряды в безвоздушном пространстве (например на Луне, где нет атмосферы)? |
||
Организация домашнего задания. | Читать и отвечать на вопросы п. 27-28. Предлагает учащимся сделать самодельный электроскоп. | Записывают в дневниках домашнее задание. |
Рефлексивный | Учитель предлагает ученикам ответить на вопросы: какой вопрос был самым интересным, самым простым, самым трудным. | Отвечают на вопросы. |
Цели урока: Познакомиться с устройством электроскопа. Познакомиться с устройством электроскопа. Ввести понятия – проводники и диэлектрики. Ввести понятия – проводники и диэлектрики. Сформировать представление об электрическом поле и его свойствах. Сформировать представление об электрическом поле и его свойствах. Убедиться в реальности существования электрического поля на основе опытов, раскрывающих основные свойства электрического поля. Убедиться в реальности существования электрического поля на основе опытов, раскрывающих основные свойства электрического поля.
Какие два типа зарядов существуют в природе, как их называют и обозначают? Как взаимодействуют между собой тела, имеющие одноименные заряды? Как взаимодействуют между собой тела, имеющие разноименные заряды? Может ли одно и то же тело, например эбонитовая палочка, при трении электризоваться то отрицательно, то положительно? Можно ли при электризации трением зарядить только одно из соприкасающихся тел? Ответ обоснуйте.
Нам известно, что натиранием о шерсть заряжаются палочки из резины, серы, эбонита, пластмассы, картона. Заряжается ли при этом шерсть? а) Да, т.к. в электризации трением всегда участвуют два тела, при котором оба электризуются. б) Нет, заряжаются только палочки.
Домашнее задание Читать и отвечать на вопросы п Творческое задание: сделать самодельный электроскоп.
Зачем стержень электроскопа всегда делают металлическим? Почему разряжается электрометр, если коснуться его шарика (стержня) пальцами? Будут ли взаимодействовать близко расположенные электрические заряды в безвоздушном пространстве (например на Луне, где нет атмосферы)? Почему нижний конец молниеотвода нужно закапывать в землю, работающие электроприборы заземлять?
В электрическом поле равномерно заряженного шара в т. А находится заряженная пылинка. Как направлена сила, действующая на пылинку со стороны поля? А действует ли поле пылинки на шар? В электрическом поле равномерно заряженного шара в т. А находится заряженная пылинка. Как направлена сила, действующая на пылинку со стороны поля? А действует ли поле пылинки на шар? Чем отличается пространство, окружающее наэлектризованное тело, от пространства, окружающего ненаэлектризованное тело? Как по углу расхождения листочков электроскопа судят о его заряде? Как по углу расхождения листочков электроскопа судят о его заряде?