Молодежь социология. Социология молодежи. Возрастные границы периода молодости

Раздел 1. Введение

Понятие о психической деятельности

Психика человека – это сложнейшая функция мозга, заключающаяся в психическом отражении материальной действительности (субъективное отражение объективного мира), в результате чего формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия с окружающей средой. Психика является системным свойством высокоорганизованной материи, которое заключается в активном отражении субъектом объективного мира, построении картины этого мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

В психике человека представлены и упорядочены события прошлого (представления памяти), настоящего (совокупность образов, переживаний, умственных актов) и возможного будущего (в побуждениях, намерениях, целях, фантазиях, грезах, сновидениях и т. п.).

Психика человека в отличие от психики животных приобретает качественно новую структуру, обусловленную общественно-историческими закономерностями. Возникает сознание как ведущий уровень регуляции деятельности, формируется личность, служащая источником высших проявлений активности психики.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей.

1. Оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой.

2. Сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека.

3. Психическое отражение углубляется и совершенствуется.

4. Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности.

5. Преломляется через индивидуальность человека.

6. Носит опережающий характер.

У человека психика носит осознанный и неосознанный характер. Благодаря активному и опережающему отражению органами чувств и головным мозгом внешних объектов в форме психики становится возможным осуществление действий, адекватных этим объектам.

Высшим уровнем развития психики является сознание – свойственный только человеку способ отношения к объективной действительности, опосредованный всеобщими формами общественно-исторической деятельности людей.

Сознание отражает действительность категориально, через совокупность знаний, через обобщенный человеческий опыт. Отражение существенных закономерных связей действительности осуществляется в обобщениях, с предвидением событий, осознанием цели деятельности, предвосхищением будущего результата деятельности, его психическим моделированием в системе понятий.

Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает эти знания. К ним относят ощущения, восприятия, представления, память, мышление, эмоции, воображение и др. Основной функцией сознания является обеспечение целеполагающей деятельности человека.

Психическое содержание человеческой личности не исчерпывается мотивами сознательной деятельности и включает в себя многообразие неосознанных тенденций – побуждений его непроизвольной деятельности. В XVIII – XIX вв. представителями идеалистической философии (Кант, Шопенгауэр, Гартман, Бергсон) и материалистами (Сеченов, Павлов, Бехтерев) были созданы теории бессознательного.

Бессознательное – это сфера психического отражения, не осознаваемая субъектом. Поведенческие акты на бессознательном уровне регулируются неосознаваемыми биологическими механизмами. Они направлены на удовлетворение биогенных и социогенных потребностей, на сохранение организма и вида. Бессознательное – это сфера психического отражения, в которой образ действительности и отношение к этой действительности субъекта не является предметом специальной рефлексии; это совокупность непроизвольных психических процессов, система врожденных безусловно-рефлекторных реакций. Сознание фокусируется на определенных объектах, а бессознательное перерабатывает второстепенную (в данный момент) информацию.

Психическая жизнь любого человека проявляется чрезвычайно разнообразно. Выделяют 3 группы психических явлений.

1. Психические процессы – это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Это течение психических явлений, имеющих начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. Окончание одного психического процесса связано с началом нового, что приводит к непрерывности психической деятельности в состоянии бодрствования человека. Все психические процессы подразделяются на: познавательные (ощущения, восприятия, память, мышление, воображение, представление, внимание); эмоциональные (активные и пассивные переживания); волевые (решение, исполнение, волевое усилие и т. п.). Они обеспечивают первичное формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.

2. Психические состояния – это определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. д.). Выделяют 4 вида психических состояний:

1) мотивационные (желания, стремления, интересы, страсть);

2) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, стресс, аффект, фрустрация);

3) волевые (инициативность, целеустремленность, решимость, настойчивость);

4) состояние различных уровней организованности сознания (внимательность, наблюдательность).

3. Психические свойства – это устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Психические свойства синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым относятся: темперамент, характер, способности, направленность.

Биологической основой, субстратом психической деятельности является нервная система, представленная иерархической структурой нервных образований в организме человека и позвоночных животных. Работа нервной системы обеспечивает контакты с внешним миром; реализацию намеченных целей; координацию и согласование работы внутренних органов; целостную адаптацию организма. В качестве основного структурного и функционального элемента нервной системы выступает нервная клетка – нейрон.

Выделяют центральную нервную систему, которая состоит из головного и спинного мозга, и периферическую, состоящую из нервов, отходящих от головного и спинного мозга, межпозвоночных нервных узлов, а также из периферического отдела вегетативной нервной системы.

Деятельность нервной системы носит рефлекторный (отражательный) характер. Рефлекс – это цепь событий, включающая передачу сигнала с помощью нервной системы от какого-либо органа чувств, с развитием ответной автоматической реакции. Путь, по которому проходит нервное возбуждение при внешнем раздражении, называется рефлекторной дугой и состоит из следующих этапов.

1. Передача вызванного раздражителем возбуждения в центр – спинной и головной мозг. Эта часть рефлекса называется чувствительной, афферентной.

2. Центральная (мозговая) часть, где происходит передача возбуждения от клетки чувствительного нерва к клетке двигательного нерва.

3. Передача нервного возбуждения в мышцы или в железы. Эта часть рефлекса называется двигательной, эфферентной.

Все рефлексы делятся на условные (приобретенные в процессе жизни) и безусловные (врожденные).

Безусловные рефлексы можно назвать также прирожденными, видовыми, постоянными, стереотипными. Сложность их очень различна. Они могут быть весьма примитивными и представленными двухнейронной дугой и могут быть образованы весьма сложной системой нейронов и представлять собой безусловные специальные сложнейшие рефлексы, или инстинкты, анатомическим субстратом которых являются ближайшие к большим полушариям подкорковые узлы (центральные, или базальные, ганглии).

Биологическое значение безусловных рефлексов очевидно – они необходимы для достижения уравновешенности организма с внешней и внутренней средой.

Условные рефлексы, в отличие от безусловных, постоянно образуются во время индивидуальной жизни и отвечают на какой-либо постоянный раздражитель не стереотипно, как безусловные рефлексы, а реагируют в зависимости от многообразных изменений окружающего мира.

Химико-физические воздействия из внешней или внутренней среды организма преобразуют в нервные импульсы специальные нервные образования – рецепторы (от лат. receptor – принимающий). По месту своего расположения и по выполняемым функциям рецепторы могут быть разделены на экстерорецепторы, интерорецепторы и проприоцепторы. В соответствии с характером воспринимаемого воздействия различаются механо-, термо-, фото-, хемо– и электрорецепторы.

Прием и анализ сенсорной информации осуществляет функциональная единица нервной системы, обозначаемая как анализатор . Выделяют зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, тактильный, вестибулярный и другие анализаторы.

В каждом анализаторе можно выделить три отдела.

1. Воспринимающий орган или рецептор, предназначенный для преобразование энергии раздражения в нервный импульс.

2. Проводник, состоящий из афферентных нервов и проводящих путей, по которому нервные импульсы передаются к вышележащим отделам центральной нервной системы.

3. Центральный отдел, состоящий из релейных (переключательных) подкорковых ядер и проекционных отделов коры больших полушарий.

Кроме восходящих (афферентных) путей существуют нисходящие волокна (эфферентные), по которым осуществляется регуляция деятельности нижних уровней анализатора со стороны его высших отделов.

Кора больших полушарий представляет собой орган высшего синтеза и анализа получаемых организмом раздражений. Речь идет при этом об анализе и синтезе не только раздражений, приходящих из окружающей среды, но и раздражений, исходящих из внутренней среды самого организма. Кора больших полушарий регулирует не только приспособление организма к внешней среде, но и нормальную работу внутренних органов и тканей. Таким образом, кора больших полушарий объединяет и регулирует все функции организма.

Анализ и синтез конкретных, непосредственных раздражений, поступающих из внешней и внутренней среды, составляют функцию первой сигнальной системы, свойственной всем животным, в том числе и человеку. Но у человека имеется и вторая сигнальная система, осуществляемая словом, значение которой огромно, так как только эта система сделала человека человеком, сделала возможными речь, отвлечение от конкретного, обобщение и мышление.

Нервную деятельность, как безусловнорефлекторную, так и условнорефлекторную, характеризуют основные физиологические процессы – возбуждение и торможение, причем и возбуждение, и торможение представляют собой, по И. П. Павлову, лишь разные стороны одного и того же процесса.

Большое значение имеет для клиники учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Основу классификации типов составляют три основных свойства нервной системы: сила основных процессов (процессов возбуждения и торможения), уравновешенность их между собой и их подвижность. По силе основных процессов животные делятся на сильных и слабых, сильные – на уравновешенных и неуравновешенных, сильные уравновешенные – на подвижных и инертных.

Сила определяется как способность нервных клеток сохранять нормальную работоспособность при интенсивно протекающих процессах; подвижность – как способность быстрого перехода от одного процесса к другому; уравновешенность – как одинаковая выраженность нервных процессов торможения и возбуждения.

В последующем к этим свойствам были добавлены динамичность (способность мозговых структур к быстрому ответу при формировании условных реакций), лабильность (скорость возникновения и окончания нервных процессов) и активированность (индивидуальный уровень активации процессов возбуждения и торможения). Свойства нервной системы в основном генетически детерминированы и определяют индивидуальные различия в поведении.

Распространение тормозного процесса в коре больших полушарий создает гипнотическое состояние, или сон. Различают два вида сна: сон активный и сон пассивный. Активный сон обусловливается активным процессом торможения, возникающим первично в коре больших полушарий и ограничивающимся корой или отдельными ее частями или же распространяющимся на подкорку и нижележащие центры. Пассивный сон обусловливается ослаблением притока импульсов к коре с периферии или их блокированием. Биологическое значение сна очень велико, поскольку он представляет собой охранительное торможение.

Структурные и функциональные основы мозговой деятельности

Современные гипотезы, касающихся этиологии и патогенеза психических расстройств, механизма действия лечебных средств, напрямую связаны со структурными и функциональными основами функционирования нервной системы. При этом важное значение придается особенностям развития мозга, нейрохимическим аспектам деятельности синапсов и рецепторов.

Важнейшие функции мозга, связанные с восприятием, переработкой и проведением информации, в соответствии с которой осуществляется взаимодействие организма с внешней средой, обеспечиваются около 10 млрд нервных клеток, определенным образом организованных, образующих специализированные структуры, для которых характерна высокая оперативность, специфичность и пластичность.

Основными структурными элементами нервной системы являются нервные клетки и их отростки. Кроме этих основных элементов, составляющих паренхиму нервной системы, ее образуют и элементы глии, которая частично образуется, как и нервные клетки, из эктодермы (эктоглия), а частично из мезодермы (мезоглия).

Глиальные клетки включают астроглию, олигодендроглию, микроглию. Функции микроглии мало изучены. Астроглия способствует нормальному функционированию нервных клеток, принимает участие в воспалительных процессах и ликвидации их последствий. Олигодендроглие отводится важная роль в миелинизации нервных волокон, регуляции водного обмена.

Желудочковые поверхности головного мозга покрыты эпендимными клетками, которые содержат многочисленные микроворсинки и реснички. Клетки эпендимы принимают участие в процессах ликворообмена.

Сосудистое сплетение мозга представлено «гроздьями» ворсинок, состоящих из капилляров, покрытых эпителиальными клетками. Их основная функция связана с обменом веществ между кровью и цереброспинальной жидкостью.

Опорную ткань мозга представляют также сосуды и соединительная ткань мезодермального происхождения, располагающиеся в веществе головного и спинного мозга и в периферических нервах, формирующие оболочки, окружающие спинной и головной мозг и фиксирующие их в позвоночном канале и в черепной коробке, а также соединительнотканные периневральные и эндоневральные образования периферических нервов.

В процессе эволюции центральной нервной системы позвоночных ведущим моментом является завоевание первенства конечным, или большим, мозгом, у низших позвоночных имеющим незначительные размеры, а у высших, в частности у приматов и особенно у человека, далеко превышающим все остальные отделы центральной нервной системы вместе взятые. В самом же большом мозге имеет место все большее развитие коры – органа условнорефлекторной деятельности – по сравнению с центральными узлами или ближайшей подкоркой – органом высшей безусловяорефлекторной, или инстинктивной, деятельности. Завоевание в процессе эволюции первенства большим мозгом, а в пределах большого мозга его корой тесно связывается с соответствующими изменениями и в остальных отделах центральной нервной системы.

Верхним слоем полушарий головного мозга является кора головного мозга, содержащая нервные клетки, пучки афферентных и эфферентных нервных волокон. Филогенетически выделяют новую кору (неокортекс), старую (архикортекс), и древнюю (палеокортекс).

Развитие борозд, извилин, слоев, мозговых ядер происходит в результате целого ряда процессов: специфической клеточной миграции, специфического роста нервных отростков, участия «маркеров места» мозговых структур и т. д.

Области коры больших полушарий развиваются в последовательности, соответствующей порядку дифференцирования и усовершенствования органов чувств, обогащения рецепторов и прогрессирующего усовершенствования форм движения.

Долгое время существовали лишь два основных структурных уровня изучения организации мозга: клеточный (характеризующийся цито– и миелоархитектоникой) и макроанатомический.

Макроанатомический уровень выделяет ядра – большие обособленные группы клеток и слои – в экранно организованных отделах нервной системы, а также тракты, соединительные пучки волокон. Гистологическое строение коры хорошо изучено и характеризуется наличием горизонтальных слоев, содержащих нервные клетки различного строения, размеров, формы.

В мозге высшего позвоночного насчитывается около 260 мозговых ядер и 80 трактов. Расшифровка топического представительства в различных ядрах и слоях мозга точек тела (сомы), полей сетчатки, звуковых тонов, различных запахов, обнаружение упорядоченных проекций неизвестной природы явились крупнейшим достижением последних лет. По классификации К. Бродмана в коре головного мозга выделяют 11 областей и 52 поля, в зависимости от особенностей цитоархитектоники.

В последние годы был выделен еще один структурный уровень организации мозга – уровень модулей. Модуль является функциональной единицей, строительным блоком, регулярно повторяющейся структурой, объединяющей от десяти до тысячи нейронов, выполняющих определенную функцию, и имеющей в мозге различные пространственные формы (J. Szentagothai и соавт., 1981, J. Eccles, 1981). В «модули» выделяются отдельные функциональные группы нейронов, объединяющие от десяти до тысячи клеток и имеющие в мозге различные пространственные формы. Таким образом, функционально целостный модуль характеризует система соединений.

По мнению Rockel A. et al. (1980), если условно выделить в коре цилиндр диаметром 30 мкм, проходящий через все слои коры и включающий 110 нейронов, то примерно он будет соответствовать 1 модулю.

Модульный уровень организации мозга обеспечивается процессами образования разных типов нервных клеток, клеточной дифференциацией и установлением внутри модуля синаптических связей; дегенерацией функционально «избыточных» нейронов, уменьшением количества синапсов в последующем развитии.

По функциональным особенностям в коре головного мозга можно выделить три типа областей. Сенсорные зоны обеспечивают прием и анализ афферентных сигналов, идущих от специфических ядер таламуса. Моторные зоны связаны внутрикорковыми связями с сенсорными областями. Выделяют также ассоциативные зоны, не имеющие прямых афферентных или эфферентных связей с периферией, но связанные с сенсорными и моторными зонами.

Нервная клетка – нейрон – является основной структурной единицей нервной системы. Нервные клетки отличаются чрезвычайным разнообразием и по своей величине, и по своей форме, и по характеру своих отростков. Нейроны динамически поляризованы: одни их отростки, аксоны, являются эфферентами, т. е. проводят возбуждение только в направлении от клетки, другие, дендриты, представляют собой афференты, т. е. проводят возбуждение только в направлении к клетке. Каждый нейрон обладает только одним аксоном. Количество же дендритов весьма различно у различных типов нейронов.

По характеру аксонов нервные клетки делятся на клетки первого типа и на клетки второго типа. Клетки первого типа характеризуются длинным аксоном, отдающим на своем протяжении боковые ветви, коллатерали, посредством которых он вступает в контакт со многими другими нейронами. Коллатерали, так же как и сам аксон, на своем конечном этапе распадаются на конечные ветвления, которые образуют контакты, или синапсы (в форме пуговок или колечек), с шипиками, покрывающими дендриты других нейронов (аксодендритические синапсы), или же с самим телом других нейронов (аксосоматические синапсы).

Аксоны, покидая серое вещество, направляются на периферию в составе периферического нерва, или же вступают в белое вещество спинного или головного мозга, направляясь к тем или иным скоплениям клеток и образуя проводящие пути центральной нервной системы, восходящие или нисходящие в зависимости от их направления.

Клетки второго типа характеризуются коротким аксоном. Если в клетках первого типа аксон сохраняет на большом протяжении свою самостоятельность и только отдает боковые коллатерали, то в клетках второго типа он делится вблизи от клетки на свои концевые ветвления. Такие клетки обозначаются как вставочные клетки, так как значение их сводится в основном к переключению получаемых импульсов на многие соседние нейроны.

Размеры нервных клеток могут быть различны – от 5 до 100 мкм в диаметре. Тело нервной клетки содержит ядро, которое большей частью светлое, поскольку весь хроматин сосредоточен в сильно окрашенном и резко выступающем ядрышке. В цитоплазме нервной клетки выявляются различные органеллы: ядро, митохондрии, эндоплазматический ретикулум (гладкий и шероховатый), расположенные на цистернах эндоплазматического ретикулума и в свободном пространстве рибосомы и полисомы, комплекс Гольджи и различные внутриклеточные включения (гранулы гликогена, липидные капли, скопления частиц пигмента в особых нейронах и др.), везикулы, а также лизосомы. В цитоплазме содержится субстанция Ниссля (тигроидное вещество), которая представляет собой группы параллельно расположенных цистерн шероховатого эндоплазматического ретикулума, а также нейрофиламенты и нейротрубочки.

Как уже указывалось, от тела нейрона отходят отростки – аксон и многочисленные ветвящиеся дендриты. Длина аксонов различных нейронов колеблется от 1 мм до почти 1 м. Аксон заканчивается, разделяясь на терминали, которые участвуют в образовании синапсов на телах и дендритах других нейронов. Синапсы, нейрофиламенты и нейротрубочки по современным представлениям являются субстратом проведения нервного импульса. Синапсы могут быть аксосоматическими, когда аксон одной клетки заканчивается на теле (соме) другой клетки, аксодендритными – аксон одной клетки контактирует с дендритом другой, аксо-аксональными – когда аксон одной клетки заканчивается на аксоне другой клетки.

Типичный синапс представлен пресинаптической мембраной, постсинаптической мембраной и расположенной между ними синаптической щелью. Пресинаптическая мембрана (терминаль) является окончанием аксона, содержит нейрофиламенты, нейротрубочки, митохондрии, а также синаптические пузырьки. В синаптических пузырьках содержатся медиаторы (нейротрансмиттеры). Постсинапс характеризуется наличием постсинаптического утолщения, представленного мембраной клетки с расположенными на ней рецепторами.

Взаимодействие пресинапса и постсинапса обеспечивается благодаря переносу нейротрансмиттера через синаптическую щель. Нейротрансмиттер (медиатор) выделяется из пресинапса, связывается с рецепторами постсинаптической мембраны, частично инактивируясь в синаптической щели.

Распознавание рецепторами медиаторов обеспечивается специфичностью структурного соответствия их молекул. В результате запускается комплекс внутриклеточных реакций, приводящих к изменению функционального состояния нейрона.

ПРИНЦИП СТРУКТУРНОЙ ИЗБЫТОЧНОСТИ

Многим авторам, которые пишут на тему скрытых возможностей человека, не дает покоя количество нейронов в мозге, которые, по их мнению, не используются. Обычно следует вывод, что если бы работали все нейроны, то человек обладал бы невероятными возможностями, которые сегодня просто трудно представить. Увы, это не так. В мозге нет лишних нейронов, там просто реализован принцип структурной избыточности. Этот принцип обеспечивает высочайшую надежность нашего организма. Обеспечивает выживание и сохранение функций при сильных травмах мозга (см. Роздел «Травмы мозга»). Так, нейронов глазного нерва, управляющими движением глаза 25 тысяч, а работает только 4 тысячи. Этот же принцип реализован и в других системах организма, например, 13 гормонов вызывают сокращение легочной артерии, 7 - ее расслабление. В дыхании принимает участие только 25% альвеол. Когда же возникает нагрузка, то вовлекаются все элементы, т.е. увеличение нагрузки компенсируется не ростом напряжения действующих элементов, а вовлечением дополнительных элементов. При этом работающие элементы действуют без перегрузок. При отработки определенного времени, элементы отключаются для отдыха. При постоянной высокой нагрузке синтезируются новые белки, из которых строятся новые дополнительные элементы. Но их строится опять же больше, чем нужно для компенсации существующей нагрузки. В этом и заключается принцип тренировки. Так опыты на крысах показали, что высокая скученность животных в одной клетке создает некий избыток информации и у таких животных увеличивается толщина серого слоя мозга. Эксперимент был поставлен с целью объяснения влияния урбанизации на увеличение толщины серого слоя в мозге человека, но он как нельзя лучше вписывается в принцип тренировки органа.

Однако следует заметить, что скрытые возможности у человека есть, но они не используются большинством людей только потому, что мы не тренируем их. Я уверен, что подовляюшее большинство читателей смогли бы научиться играть на любом музыкальном инструменте, и многие могли бы стать просто вертуозами, но в свое время никто их этому не учил, вот и не получились из них музыканты. Так и наши скрытые возможности: мы не учим детей, мы не знаем о них сами почти ничего, а реализовать эти возможности нам вполне по-силам даже имеющимися, действующими у нас нейронами.

Психическая деятельность человека - восприятие, мышление, творчество, умение, навыки, способности - сложнейшая деятельность, осуществляемая под контролем мозга. Многие проявления психической деятельности человека такие, как ясновидение, телепатия, телекинез и пр. относят к разделу парапсихологии. Но нет сомнения в том, что и эти явления связаны с функционированием мозга человека, а не с проявлением сверхьестественных сил.



В Европе появилась новая артистка эстрады - Тея Альба, которая путем упорных тренировок научилась по-новому владеть руками. Она беретв кажую руку по два карандаша и один в рот и пишет сразу пять различных фраз. Она может писать правой рукой справа налево, в то же время левой рукой слева направо, причем каждая фраза составляется на другом языке. Тея Альба играет на рояле каждой рукой другую мелодию. Может писать одновременно два письма: одной рукой по французски, а другой по итспански, а вслух диктует английское письмо. В основе ее способностей лежит, в первую очередь, тренировка мозга и некоторые нарушения функции мозолистого тела.

Алексей Саутин, курсант из Орловского военного училища связи, мгновенно считает количество букв в услышанном слове. Иногда это может быть несколько слов. С этой его способностью познакомило зрителей Российское телевидение.

Совсем недавно было установлено, что в мозге есть специальные структуры, которые отвечают за телепатические способности человека. Манасян О.З. с соавторами показал, что у некоторых больных с поражением базально-височных отделов коры больших полушарий, помимо прочих симптомов, появляется способность к телепатии.

Представление о том, что мозг - орган сознания, возникло еще в те времена, когда не было никаких научных данных о строении мозга.

Большая часть психической деятельности связана с вниманием. Без внимания невозможно осуществить какую-либо целенаправленную деятельность.

Внимание, как функция нервной системы, появилось на ранних стадиях развития мозга, а вот само понятие "внимание" введено в основном для изучения человека и некоторых млекопитающих. Вспомните, к примеру, как обычная домашняя кошка следит за чем-нибудь. В это время ее трудно отвлечь. Все подчинено одной цели: выбрать момент для броска.

Часто людям не хватает способности концентрировать свое внимание на одном предмете или одной задаче. В результате не выполнено задуманное действие. Но бывает и так, что вам удается сконцентрировать внимание на каком-нибудь вопросе, например, на объяснении лектора или учителя, и вдруг вы ловите себя на том, что думаете о чем-то другом, постороннем. Это значит, что вам не хватает тренированности внимания, вы быстро устаете и отвлекаетесь. Улучшить внимание можно с помощью тренировки и одновременным улучшением питания нейронов (см. Приложение).

Аппарат внимания начинается в сети нервных клеток, прилежащих к желудочкам мозга, в скоплениях серого вещества. Эта сеть нервных клеток существовала задолго до того, как сформировалась кора. Сигналы, посылаемые этой сетью нейронов ("сетчатой формации"), присоединяются к сигналам, идущим от органов чувств и заставляют кору мобилизоваться и подготовиться к деятельности. От органов чувств сигналы идут в соответствующие центры. В отличие от них, сигналы сетчатой формации неспецифические. Мозг, получая эти сигналы, мобилизуется сам и мобилизует весь организм, подготавливая его к действию. Например, реакция человека на неожиданный звук: обычно человек вздрагивает, а более глубокий механизм таков: cлуховой нерв проводит импульс к мозгу. К нему добавляется импульс от сетчатой формации. Этот импульс попадает не только в слуховой центр, но и в некоторые другие участки коры. При этом давление крови чуть повышается, указывая на сжатие сосудов, электрическое сопротивление кожи становится больше, дыхание прерывается. Меняется электрическая активность мозга. Мозг настораживается. Если звук повторяется и ничего не происходит, то все возвращается к норме. В некоторых случаях, когда один и тот же звук повторяется часто, а вслед за ним не наступает никакого действия, то на этот звук не только перестает возникать описанная ответная реакция, а мозг перестает замечать этот звук. Это хорошо знают те люди, у которых в квартире есть часы с боем. На них реагируют только несколько первых дней, а затем просто перестают их слышать. Но так происходит при постоянно поступающем, ничего не значащем сигнале. Например, шум крови в крупных сосудах должен был бы быть слышим ухом, но мы не можем его услышать, потому что в течение жизни этот сигнал постоянно "вырезается" анализатором. Может быть другая ситуация, когда в соответствующий центр не поступает информации от рецептора. В этом случае меняется строение коры.

Мозг, для поддержания всех своих функций, нуждается в постоянных тренировках. Учеными был поставлен интересный эксперимент. Новорожденным крысятам зашивали глаза, и нервные импульсы не поступали в зрительный центр. В результате нейроны зрительной части коры стали значительно меньше ("Цитология"). Но это справедливо и в отношении других центров в мозге.

Установлено, что если уменьшить поток сигналов от рецепторов к мозгу, то кора головного мозга современного урбанизированного человека испытывает признаки дезорганизации. Нарушается восприятие и меняется сама личность. Мозг начинает работать аномально. Меняется длинна волны, излучаемая мозгом, искажается мышление, появляются галлюцинации. Проводя долгие часы за рулем на междугородних автотрассах, когда в мозг попадает совершенно однообразная информация, у водителей могут появляться признаки галлюцинаций. Например, вдруг на лобовом стекле водитель видит гигантского красного паука. Пилоты переживают мистические видения, видят ангелов. В одиночных камерах у заключенных развивается параноя. И при полном пресечении поступления внешней информации происходит остановка работы мозга. ("Ошибка Ромео").

Интересно, что полная изоляция по-разному сказывалась на европейцах и жителях Тибета, которые жили и живут совершенно в иных условиях. У этих людей очень ограничен приток внешней информации. А.Давид-Неэль описала процедуру отшельничества у жителей Тибета. Она говорила, что полная изоляция в кромешной тьме, в замурованной камере, когда остается только сложный проход, через который подают воду и пищу, ведет к развитию новых психических способностей у этих людей. В большинстве случаев тибетцы, которые провели длительное время в качестве отшельников, становятся более уравновешенными, стремятся к замкнутому образу жизни и совсем не сходят с ума, как европейцы.

Вероятнее всего разница воздействия на мозг уменьшенного потока внешней информации зависит не только от выбранного воздействия, в данном случае одиночества, но и от степени готовности к изоляции от внешнего мира. В том случае, когда человек ожидает уменьшения потока информации, он компенсирует его стимуляцией внутренних образов, улавливанием неспецифических воздействий внешнего мира, у него нет страха, есть сознание, что в любой момент можно вернуться к людям и т.п. Насильственно загнанный в полную изоляцию человек не готов к ней психологически, боится ее, не знает, что ждать от такого заточения, впадает в уныние и естественно, а депрессия и страх ведут его к гибели.

И.П.Павлов открыл закон индукции, который гласит, что всякое возникающее в коре возбуждение вызывает торможение окружающих участков коры. С возбужденным в данный момент участком коры и связана наиболее яркая работа сознания. А.А.Ухтомский назвал такой участок "доминантой". Способность человека поддерживать длительное время в возбужденном состоянии определенный участок мозга и определяет его внимание. Внимание можно так же тренировать, как и мышцы. Для этого нужны постоянные целенаправленные тренировки. Методики тренировки внимания описаны в ряде книг, например, в книге В.Аткинсона "Сила мысли в деловой и повседневной жизни". В некоторых случаях артисты эстрады используют хорошо тренированное внимание и память и демонстрируют поистине чудеса на эстраде. К таким чудесам относятся не только демонстрация чудесной памяти, способнсоть к счету и т.п. , но и выполнение определенных физических упражнений, например, жонглирование с завязанными глазами. Был даже номер, когда артист танцевал на проволоке под куполом цирка с завязанными глазами.

Немецкий фокусник Ханс Моретти с завязанными глазами смог выехать из дома на своей машине (задним ходом) вписался в поток автомобилей и проехал нескольков перекрестков с завязанными глазами. Все это возможно в том случае, если его движения доведены до автоматизма.

Реакция на звук перекрестков позволила не нарушить правила в этом месте, ну а поскольку его машина двигаплась со скоростью около 30 км/час, то водители в окружающих машинах сами могли избегать столкновений.

Настоящий феномен О.И. Скороходова. От рождения она слепо-глухо-немая. В этой ситуации у человека не развивается психика, но она преодалела барьер и даже стала кандидатом педагогических наук. В своей книге О.И.Скороходова пишет: "Однажды я была в красном уголке слепых на докладе. Когда докладчик закончил говорить, духовой оркестр заиграл "Интернационал". Понятно, мне подруга сказала, что играют "Интернационал", но я и сама на столько хорошо чувствовала вибрацию через пол и скамейку, что могла совершенно правильно делать движения рукой в такт музыке. Подруга подтвердила, что я ни разу не ошиблась".

Социология молодежи как отрасль социологического знания

Социология молодежи изучает молодежь как особую социальную группу, ее роль и место в воспроизводстве общества, возрастные границы, потребности и способы деятельности, процесс социализации молодых людей, социально-профессиональную ориентацию и адаптацию в коллективе, неформальные молодежные объединения и движения с учетом классовых, гендерных, этнических, государственных и региональных особенностей. Социология молодежи интересуется теми проблемами социальной жизни, которые являются общесоциологическими и в то же время затрагивают молодежь (образование, семья, брак, политика, досуг), либо находят своеобразное преломление в молодежной среде (особенности воспитания, эффективность его форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности). 1

Социология молодежи - это отраслевая социология, изучающая социальную жизнь молодежи во всем многообразии ее проявлений. Объектом социологии молодежи является молодежь как феномен социальной жизни и субъект социальных отношений.

Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях:

1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как общественного феномена;

2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее сознания и поведения, возрастную и социально-психологическую специфику образа жизни, динамику ценностных ориентаций;

3) эмпирическом, анализирующем на основе социологических исследований конкретные факты в различных сферах жизни. 2

Предметом социологии молодежи является: изучение роли и места молодежи в развитии общества, запросов, интересов, потребностей, ценностей, социальных ожиданий; формирование активной жизненной позиции, стиля жизни и поведения, рассмотрение особенностей адаптации в различных социальных сферах; изучение жизненных планов и определение оптимальных условий их реализации; исследование резервов социальной активности и причин пассивности, включенности молодежи в социальное управление и самоуправление на различных уровнях; определение морально-психологической готовности к труду и безработице, и т.д.

Социология молодежи формировалась и развивалась на базе демографического разделения возрастных когорт для исследования социально-демографической группы, которая находится в процессе социализации и подготовке к замещению уходящего поколения и воспроизводству социальной структуры общества. Возрастные рамки юности и молодости, специфика процесса социализации определяется конкретно-историческими условиями общества и его культурными традициями. В разных странах и культурах процесс социализации протекает неравномерно. Поэтому границы молодежного возраста в различные временные интервалы и при определенных социально-экономических условиях развития страны определяется по-разному. Например, в начале XXвека этот возраст определялся от 10-12 до 20 лет, а в настоящее время от 17 до 28-30 лет. 3

Выдвижение социологии молодежи в отдельную отрасль социологического знания относится к молодежной революции 60-х годов XXвека, когда потребность в понимании сути молодежного протеста привела к росту внимания исследователей к молодежной проблематике. Та же ситуация происходит и сегодня, когда после десятилетия реформ социологи начинают проводить исследования по изучению наиболее болезненных точек молодежного поведения таких как политический экстремизм, безработица, наркомания, подростково-молодежная преступность, кризисная социализация молодежи.

Как отмечает профессор В.Т. Лисовский, всплеск общественного интереса к молодежным проблемам сегодня связан с кризисом в российском обществе, который породил новый конфликт поколений, не исчерпывающийся традиционным для любого общества расхождением «отцов» и «детей»во взглядах на одежду и прическу, музыку, танцы и манеры поведения. В России он касается философских, мировоззренческих, духовных основ развития общества и человека, базисных взглядов на экономику и производство, материальную жизнь общества. Поколение «отцов» оказалось в положении, когда передача материального и духовного наследия преемникам практически отсутствует. Социальные ценности, которыми жили «отцы», в новой исторической ситуации в подавляющем большинстве утратили практическое значение и в силу этого не наследуются «детьми», поскольку не приемлемы ни для настоящей, ни для будущей жизни. В российском обществе налицо разрыв поколений, отражающий разрыв исторического развития. Мировой опыт свидетельствует, что недостаточное внимание к вступающему в жизнь молодому поколению превращает его в мощный фактор дестабилизации общества. 4

В рамках советской и российской социологии молодежи можно выделить как характерные для мировой социологии, так и специфические «советские» черты. К числу последних можно отнести следующие: рассмотрение молодежи как компонента социальной структуры и элемента мобильности в связи с проблемами образования рынка труда и демографическими проблемами. Существенно слабее в российской социологии, чем в западной разработана проблемы поколенческих и культурных изменений молодежной субкультуры, политического протеста и экстремизма, которые стали рассматриваться лишь в 90-е годы XXвека. 5

Классификацию социальных проблем молодежи можно проводить по разным основаниям: по территориальному признаку можно выделить молодежные проблемы, свойственные индустриальным странам; проблемы, присущие отдельным регионам; проблемы, характерные для отдельно взятой страны;по временному признаку можно рассматривать так называемые «вечные» проблемы, например, взаимоотношения поколений, и проблемы, порожденные конкретной эпохой;по системному признаку могут быть исследованы общие проблемы молодежи, присущие данному обществу и его уровню развития, касающиеся разных групп населения, и чисто молодежные проблемы, свойственные именно этой социальной группе, обусловленные ее положением и ролью в обществе. 6

Молодежь является объектом изучения многих социально-гумани­тарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии. Социология молодежи тесно соприкасается с такими областями, как исследования детства, семьи и брачно-семей­ных отношений, возрастных кризисов и межпоколенческих отношений.

В советской социологии длительное время молодежь не рассматривалась как самостоятельная демографическая группа, поскольку выделение такой группы не укладывалось в существующее представление о классовом устройстве общества и его социально-политическом единстве. Чаще всего молодежь выступала как часть рабочего класса, крестьянства, интеллигенции, студенчества.

Одно из первых социологических определений понятия «молодежь» в конце 1960-х годов было сформулировано основателем ленинградской школы исследований молодежных проблем социологом В.Т. Лисовским: «Молодежь – это поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (а в более зрелом возрасте уже усвоивших) образовательные, профессиональные и культурные функции и подготавливаемых (подготовленных) обществом к усвоению и выполнению социальных ролей. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее более полное определение дал И.С. Кон: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла, биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации». 7

Таким образом, в определении молодежи можно выделить следующие характеристики, отличающие молодежь от других групп:

· возрастные границы молодежного возраста;

· специфика социального статуса;

· ролевые функции и особенности поведения;

· характеристики социально-демографической группы;

· социально-психологические характеристики;

· процесс социализации в конкретный исторический период;

· самоидентификация и самоопределение молодежи как социальной группы.

Предмет и основные направления исследований

Отечественная социология молодежи тесно связана с мировой социологией молодежи и базируется на нескольких исследовательских направлениях.

Психоаналитическое направление основывается на идеях З. Фрейда, Р. Бенедикт, Л. Фойер, Л. Шелефф, Э. Эриксон. В рамках данного направления сформировался системный взгляд на развитие личности, особенно в переходный период от детства к зрелости. Преодолев биологизм Фрейда, исследователи изучали этот процесс с учетом влияния разнообразных социальных факторов, а не только психофизиологических. Исследователи разрабатывали теорию «эдипова комплекса», помогающую объяснить проблемы межпоколенческих конфликтов, агрессивности и массовых выступлений молодежи на Западе, в основе которых лежал бунт молодежи против старшего поколения, существующих норм и порядков. Л. Фойер утверждал, что «конфликт поколений – универсальная тема человеческой истории. Он основывается на самых изначальных чертах человеческой природы и является, может быть, даже более важной движущей силой истории, чем классовая борьба…История всех до сих пор существовавших обществ есть история борьбы между поколениями». 8

В этом же контексте работали отечественные социологи Л. Архангельский, С. Иконникова, И. Кон, В. Лисовский, В. Ольшанский, Д. Фельдштейн и другие. Накопленный опыт и знания послужили толчком в 70-е годы к комплексному исследованию социализации молодежи, ее различных социальных групп. Благодаря аналитическому подходу удалось приоткрыть глубинные пласты молодежного сознания, понять особенности молодой личности, способствовать ее самореализации и преодолению социального отчуждения. Дальнейшее развитие данного направления было связано с освоением принципов «понимающей социологии», что позволило полнее раскрыть индивидуальность молодого человека. 9

Структурно-функциональное направление, с точки зрения которого молодежная группа рассматривается как система позиций, заполняемых индивидами с целью приобретения соответствующего социального статуса и исполнения определенной социальной роли. Сторонники этого направления делают акцент на анализе межпоколенческого взаимодействия (Ш. Айзенштадт, автор знаменитой работы «От поколения к поколению»), «сексуальной революции» (В. Райх, Г. Маркузе), «конфликте поколений» (Д. Белл, Э. Фромм, Р. Мертон). Особое внимание уделялось тенденциям формирования молодого пополнения различных социальных классов и слоев социалистического общества, проблемам освоения молодыми людьми социальных ролей. Значительный вклад в это направление внесли социологи В. Боровик, В. Васильев, А. Капто, А. Колесников, В. Мансуров, Л. Рубина, В. Староверов, С. Фролов, В. Шубкин и др. Они изучали тенденции формирования молодого пополнения рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции, его социальное положение, трудовую и общественную активность, а также проблемы несоответствия профессионального статуса и квалификационной подготовки уровню образования и материального обеспечения.

Культурологическое направление, для которого характерно рассмотрение социальных явлений под углом зрения феноменологии человеческой культуры. Социологи этого направления стремятся осмыслить мир молодежи через процесс отражения в определенных типах культуры,преобладающим становится анализ молодежных субкультур, молодежного образа и стиля жизни, жизненных планов молодежи. Достоинством этого подхода является возможность системного изучения проблем разных поколений молодежи.

Поколение – это целостная социально-демографическая группа, характеризующаяся схожими условиями социализации и формированием жизненного опыта, общностью выполняемых ролей и функций, доминирующими ценностями и установками, социально-психоло-гическими характеристиками, образом жизни. Классическим образцом культурологического направления являются работы немецкого социолога К. Маннгейма. Исследуя феномен поколенческого единства К. Маннгейм раскрыл механизм социального наследования и передачи материального и культурного опыта от старших младшим поколениям.

Смена поколений – универсальный процесс, основанный на биологическом ритме человеческой жизни, вследствие которого «а) в культурном процессе появляются новые участники, тогда как б) старые участники этого процесса постепенно исчезают; в) члены любого данного поколения могут участвовать только в хронологически ограниченном отрезке исторического процесса; и г) необходимо поэтому постоянно передавать накопленное культурное наследие; д) переход от поколения к поколению есть последовательный процесс». 10

Взаимное отчуждение, конфликты между поколениями возможны в периоды смены социального устройства общества, кризисов и социальных перемен. Они в свою очередь порождают кризис сложившегося механизма преемственности в передаче культуры, ценностей, социального опыта.

Современные исследователи выделяют различные типы поколений:

- Демографическое поколение – реальные возрастные когорты, группы сверстников, родившиеся в одно и то же время;

- Генеалогическое – охватывают генеалогическое дерево родственников, происходящих от общего предка (прабабушка, бабушка, мать, дети; прадед, дед, отец, дети);

- Символическое – поколение современников, живущих в определенное историческое время, связанное общими историческими событиями, объединенное общностью судьбы, схожими переживаниями.

- Историческое поколение – выделяют на основе шага поколения (среднего возраста между родителями и детьми). Выделяют поколение детей, родителей, прародителей.

- Хронологическое поколение – возрастная группа, живущая и активно действующая в конкретный период времени.

Знаменитый американский антрополог Маргарет Мид, изучая закономерности социализации детей в архаичных культурах, сделала вывод об отсутствии там специфических конфликтов подросткового возраста, характерных для современного общества. Связывая межпоколенные отношения с темпом общественного развития и типом семейной организации, Маргарет Мид разграничила три типа культур и три типа механизма преемственности: 11

постфигуративная культура – преобладает в традиционном обществе, ориентированном на опыт прежних поколений и традиции. Дети перенимают традиции, обычаи, установки и ценности своих родителей, изменения в обществе происходят медленно и незаметно;

кофигуративная культура – характерна для современных обществ с преобладанием нуклеарных семей с одним-двумя детьми. Дети прежде всего осваивают ценности и нормы своих сверстников и референтных групп. Ценности молодежной субкультуры оказывается для них более значимыми, чем ценности родителей, и оказывают серьезное влияние на формирующуюся личность;

префигуративная культура – формирующаяся культура будущего, когда дети вырабатывают новые ценности и нормы поведения. Старшие поколения прислушиваются к молодежи, а порою и учатся у нее.

Своими исследованиями М. Мид показала зависимость межпоколенных отношений от темпов научно-технического и социального развития общества и подчеркнула, что межпоколенная трансмиссия культуры включает в себя информационный поток не только от родителей к детям, но и интерпретацию современной ситуации и культурного наследства молодежью, что оказывает позитивное влияние на старшее поколение.

Социологи, изучающие состояние отношений «отцов» и «детей» выделяют различные их виды: сотрудничество (отношения основанные на принципах взаимоуважения и взаимопонимания);соперничество (отношения основанные на конкурентной борьбе младших и старших поколений);воздействиевзрослых на молодежь (отношения основанные на социальном контроле взрослых за молодежью, когда молодежь рассматривается взрослыми как объект и субъект воспитательного воздействия);сосуществование (изолированные друг от друга культуры взрослых и молодежи, характеризующиеся взаимонепониманием).

Идеи и методологию данного подхода применили в исследовании молодежных проблем В. Боровик, В. Добрынина, Л. Коган, В. Култыгин, В. Немировский, Е. Слуцкий, В. Харчева и др. 12

Развитие отечественной социологии молодежи

Дальнейшее развитие социологии молодежи связано с изучением молодежи как субъекта общественной жизни, ее интересов и потребностей. В социологии молодежи в 60-80- е гг. XXвека прочно установилсяпроблемный подход , и исследователи чаще ориентировались на объективный анализ ситуации в молодежной среде. Это направление заложило реальную основу для становления социологии молодежи как особой научной отрасли. Авторы коллективной монографии «Социология в России» выделили несколько наиболее известных школ в отечественной социологии молодежи: 13

Комсомольские исследования молодежи (И.М. Ильинский и др) – исследования эффективности работы комсомола по формированию нравственности и коммунистическому воспитанию молодежи, ее активной жизненной позиции.

Исследования В.Н. Шубкина (Новосибирск, Москва) – изучение социальных ожиданий молодого поколения, профессиональных ориентаций и выбора профессии, жизненных планов и путей молодежи в социалистическом обществе.

Исследования Ф.Р. Филиппова, М.Н. Руткевича (Свердловск, Москва) – изучение жизненных планов молодежи, роли образования как фактора социальных перемещений (социальной мобильности) и межпоколенческой мобильности.

Школа лонгитюдных исследований (М.Х. Титма и др.) – изучение жизненного пути поколения на отрезке от 17 лет до завершения социального становления на основе периодически повторяющихся опросов возрастной когорты 1965-1967 гг. рождения, выявление региональной и поселенческой дифференциации процессов жизненного самоопределения молодежи.

Ленинградская школа (И.С. Кон, В.Т. Лисовский, С.Н. Иконникова и др.) – изучение психологии юношеского возраста и молодежной субкультуры, типов жизнедеятельности молодежи (особенно – студенческой, развития личности молодого человека). Основателем ленинградской школы является В.Т.Лисовский, руководитель первой лаборатории исследования проблем молодежи в НИИ комплексных социальных исследований Ленинградского университета. Результаты исследований лаборатории под руководством В.Т. Лисовского получили отражение в более чем 200 работах, опубликованных в России и за рубежом. В 1995 году под редакцией профессора В.Т. Лисовского был опубликован первый учебник по социологии молодежи.

Исследования молодежной субкультуры – изучение неформальных объединений и асоциальных молодежных группировок, отношения молодежи к ним и к явлениям субкультуры (Т.Б. Щепанская, Е.Л. Омельченко).

Социология молодежи сегодня: проблемы и перспективы. Преобразования российского общества вызвало к жизни новые направления в области молодежных исследований, касающихся проблем трудоустройства молодежи и рынка труда, безработицы, актуальных направлений молодежной политики, политической социализации молодежи, социальной защиты молодых семей, стиля жизни молодых людей. Эти и другие проблемы успешно исследуются в Центре изучения занятости Института социологии РАН (Л. Колягина), новые формы потребительского поведения молодежи – сфера интересов В. Магуна, проблематика бездомных – В. Журавлева. Проблемы материального благосостояния и социальной защиты молодежи находят отражение в работах В.И. Чупрова в Институте социально-политических исследований РАН, изучение социально-дифференцирующих функций среднего и высшего образования продолжается В.Н. Шубкиным в Институте социологии РАН. В институте социологии РАН изучаются разные типы жизненных траекторий представителей новых социально-профессиональных групп (предпринимателей, безработных и т.д.), особенности жизненных карьер женщин и мужчин, новые типы идентификаций.

В течение ряда лет в СПбГУ разрабатывается комплексная программа «Молодежь России», направленная на формирование социальной политики в отношении молодежи. В настоящее время социологи лаборатории исследования проблем молодежи НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ под руководством А.А. Козлова анализируют проблемы гражданственности и патриотического воспитания молодежи, сущность и факторы молодежного экстремизма.

Социологические концепции изучения молодежи. Теория социального наследования Мангейма. Культурологическая концепция М.МИД

Начало активной разработки социологических теорий молодежи относится к 30-40-м гг. XX в. Рассмотрим в соответствующей последовательности наиболее значительные подходы в изучении социальных проблем молодежи: психоаналитический, структурно-функциональный, субкультурный и культурологический.

1. Психоаналитический подход. В основе социологических теорий, изучающих молодежные проблемы в рамках данного подхода, лежит выводимая из психоанализа концепция жизненного пути личности. Она базируется на идеях З. Фрейда, развитых его последователями (Р.Бенедикт, Э.Фромм, Л.Фойер, Л.Шелефф, Э.Эриксон, Д.Рисмен и др.). Сторонники психоаналитического подхода разрабатывали теорию «эдипова комплекса», в соответствии с которой объясняются природа межпоколенных конфликтов, причины агрессивности молодежи и прочие формы сублимации свойственной ей энергии.

Отечественные авторы также развивают данное направление. Так, по И. Кону, одной из важных психологических особенностей молодежного возраста является гетерохронность (разноуровневое развитие). Кон отмечает, что часто именно эта особенность является причиной основных противоречий юношеской психологии. Гетерохронность может рассматриваться на двух уровнях: межиндивидуальном – когда молодые люди одного возраста резко отличаются по уровню как физиологического, так и интеллектуального развития; внутрииндивидуальном – когда по степени развития отличаются разные стороны личности.

2) Структурно-функциональный подход к изучению молодежи был разработан американским социологом Т. Парсонсом во время второй мировой войны в ходе дискуссии о роли возрастных групп в обществе. Исследовательский интерес Парсонса сконцентрировался вокруг мировоззрения, ценностей, поведения, стилей потребления культурных образцов различных групп молодежи. Идея американского социолога заключалась в том, что молодежная культура (в том числе и преступная, как одна из ее форм) имеет социальную функцию снятия напряжения между молодежью и обществом и решает таким образом проблемы, возникшие в результате изменения структуры американского общества. Задача же социологов, изучающих молодежные проблемы, - определить и показать, каким образом молодежная культура способствует поддержанию социального порядка.

Еще один представитель данного направления – Ш.Айзенштадт. В работе «От поколения к поколению» (1956) он выделил функции молодежных сообществ. Важность молодежной культуры, по его мнению, состоит в кодах поведения, одевания, стиля. С этих перспектив все формы молодежной культуры (от студенческого клуба до уличных группировок) имеют схожие функции:

Позитивная адаптация молодежи в обществе;

Присвоение первичного статуса;

Облегчение эмансипации от родителей;

Передача специфических ценностей и представлений;

Удовлетворение потребностей в общении.

3) Субкультурный (конфликтно-радикальный, классовый) подход, выступил в качестве альтернативы структурно-функционального подхода в рассмотрении молодежи, и активно разрабатывался в 60-70-х гг. ХХ века. С точки зрения приверженцев данного подхода, главная ошибка структурных функционалистов заключалась в том, что молодежь рассматривалась как однородная масса, не имеющая классовых измерений; предполагалась одинаковость жизненного опыта и проблем, переживаемых молодежью.

Представители субкультурного подхода обратили внимание на девиантное поведение различных групп молодежи; они исходили из положения, что классовая принадлежность играет ключевую роль в социализации молодого поколения, будучи связанной с социальной стратификацией и степенью доступа к материальным благам.

Обобщающей работой субкультурного подхода в социологии молодежи является коллективная монография Бирмингемского центра современных культурных исследований «Сопротивление через ритуалы. Молодежные субкультуры в поствоенной Англии» (1976). При всей различности, субкультурные движения, по мнению бирмингемских социологов, одинаковы в своем ритуальном сопротивлении господствующей культуре. Если для молодежи рабочего класса - это классово чуждая культура, то для молодежи среднего класса - это изживающая себя, «обуржуазившаяся» массовая культура, ведущая к упадку общества в целом.

Субкультурный подход, господствовавший в западной социологии молодежи до начала 1980-х гг., по мнению критиков, драматизирует моменты субкультурного сопротивления, так как в поле зрения исследователей попадает лишь зрелищные аспекты молодежной культуры. Рассмотрение «обычной» молодежи, составляющей большинство в любом обществе, в более ординарном контексте работы, досуга, школы, семьи подрывает большинство основных положений данного подхода.

4) Культурологический подход. В настоящее время наиболее распространенным методом изучения социальных проблем молодежи является культурологический подход. Среди классических образцов использования культурологического подхода в изучении молодежи – работы К.Манхейма, М.Мид, С.Фриса (S.Frith). Социальные проблемы молодежи в рамках культурологического подхода социологи связывают не столько с индивидуальным психологическим опытом, сколько с опытом социальным. Поэтому одним из основных понятий данного подхода является поколение. Поколение , по К. Манхейму – это интегрированная группа современников, существующая как результат общего социального опыта, переживания определенного периода жизненного цикла цивилизации. Через общее переживание происходит объединение современников, занимающих одно и то же место в пространстве и времени в социально значимую группу. В постоянно модернизирующемся обществе каждое поколение отличается от тех, что были до и будут после. Социальный опыт (война, технологические изменения, циклы подъема и спада в экономике) является одним из важнейших факторов, различающих поколения. По мнению К.Манхейма, при изучении молодежи важно учитывать «опыт поколения», то есть те социально-экономические и общественно-политические условия, в которых происходило взросление данного поколения.

М. Мид в социологическом анализе молодежи также исходит из категории «поколение». Она рассматривает человеческую историю как смену трех типов культур с точки зрения характера трансляции опыта между поколениями: постфигуративные, где дети учатся у своих предшественников (родителей); кофигуративные, где дети и взрослые учатся у своих сверстников; префигуративные, в которых взрослые учатся также у своих детей.

Социология молодёжи – отрасль социологической науки, изучающая молодёжь как социальную общность, особенности социализации и воспитания молодого поколения, образа жизни молодёжи, формирование её жизненных планов и ценностных ориентаций, социальную мобильность молодёжи, выполнение её различными группами своих социальных ролей, место и роль молодёжи в политической, экономической и культурной жизни общества.

Молодёжь – социально-демографическая группа, которая характеризуется специфическими половозрастными, социально-психологическими и физиологическими особенностями. Молодёжный возраст (16–29 лет) биологически универсален, но исторически и социально детерминирован объективными условиями жизни, индивидуальными наследственными признаками и сформированными характерными чертами. По этой причине для определœения молодёжи исходной позицией является не этап развития онтогенеза, ᴛ.ᴇ. период юности, а конкретно-историческое общество. Антропологическое (биологическое) и психологическое содержание молодёжного возраста имеет объективную социальную природу.

Сущностные черты и особенности различных половозрастных и профессиональных групп молодёжи формируются под воздействием природной, производственной и социальной среды, духовных и материальных условий жизни. Молодёжь как наиболее восприимчивая группа общества отражает сложившиеся общественные отношения во всœех областях жизни – экономике, политике и культуре. В то же время она является субъектом деятельности, может проявлять различную степень производственно-трудовой, общественно-политической, культурно-познавательной и семейно-бытовойактивности, социальную мобильность исходя из реальных условий, потребностей, интересов и ценностных ориентаций.

Молодёжь достаточно неоднородная социальная общность. Социальные позиции занимает не молодёжь в целом, а те или иные группы молодёжи, различающиеся по своему возрасту, образованию, социальному происхождению.

Дифференциация молодых людей по возрасту позволяет выделить три основные группы:

‣‣‣ 16 – 19 лет (юноши и девушки) – группа молодёжи, материально зависящая от родителœей и стоящая перед выбором профессии;

‣‣‣ 20 – 24 года (молодёжь в узком смысле слова) – молодёжная группа, интегрирующаяся в социально-профессиональную структуру общества, приобретающая материальную и социальную самостоятельность;

‣‣‣ 25 – 29 лет (молодые взрослые) – социально-демографическая группа, заканчивающая обретение полного набора социальных статусов и ролей, ставшая субъектом социального воспроизводства.

В качестве структурных элементов также можно выделить следующие группы молодёжи:

‣‣‣ демографические (пол, возраст, семейное положение);

‣‣‣ национально-этнические ;

‣‣‣ целœевые и контактные (к примеру, всœе молодые люди, стремящиеся поступить в высшие учебные заведения; всœе молодые люди, работающие в данной организации);

‣‣‣ по уровню знаний (закончившие только среднюю школу, имеющие среднее специальное образование, получившие диплом вуза);

‣‣‣ по месту жительства (городская и сельская молодёжь);

‣‣‣ по степени общественно-политической активности (к примеру, молодые люди, являющиеся членами каких-либо политических партий или общественных организаций);

‣‣‣ по роду любительских занятий (к примеру, молодые люди, занимающиеся спортом, поклонники различных музыкальных стилей, занимающиеся художественным творчеством);

‣‣‣ по профессиональной принадлежности .

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, правильнее будет говорить не о молодёжи вообще, а об учащейся, студенческой или работающей молодёжи; молодёжи крупных центральных городов, провинциальных городов или молодёжи из сельской местности и т.д. Отсюда следует, что при определœении социальных позиций молодёжи, её различных групп крайне важно исследование качественных социальных характеристик молодёжи: социального состава и происхождения, материального положения родителœей, мировоззрения и религиозной принадлежности, образования и профессиональной деятельности, политических взглядов и т.п.

Специфические проблемы молодёжи как социально-демографической группы определяются тем местом в социальной структуре, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ она занимает в системе воспроизводства и развития общества. Функционирование и развитие молодёжи как большой общественной группы отражает становление субъекта общественного производства и общественной жизни.

Важнейшую роль молодёжи в воспроизводственном процессе определяет способность воспроизводить сложившуюся на момент его становления структуру общественных отношений. Молодёжь может восполнить уходящие поколения в социально-профессиональной структуре общества, только унаследовав социальный опыт и традиции, накопленные предшествующими поколениями. Только так может осуществляться воспроизводство социальной структуры любого общества. Вместе с тем каждое новое поколение, наследуя социальный опыт, пополняет его новациями.

Место молодёжи в воспроизводственном процессе детерминирует её основные социальные функции воспроизводственную , инновационную , трансляционную . Тем самым развитие молодёжи выступает существенным фактором стабильного воспроизводства социальных структур, процессов и отношений в рамках целого общества.

При этом в разных обществах социальное развитие молодёжи, или процесс воспроизводства социальных структур, протекает по-разному. В социально-стабильных обществах процесс интеграции молодёжи в социально-профессиональную структуру достаточно прогнозируем. В кризисных обществах накопление нового опыта всœегда сопряжено с конфликтом, с отрицанием устаревшего и процесс вхождения нового поколения в сложившуюся социальную структуру затруднён. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, в условиях социальной нестабильности воспроизводственная функция усложняется, порождая множество молодёжных проблем.

Основными направлениями исследования социологии молодёжи являются изучение места и роли молодёжи в политической, экономической и культурной жизни общества.

Молодёжь может рассматриваться, с одной стороны, как объект, а с другой, как субъект политики. Как объект политики, молодёжь испытывает на себе влияние политической системы конкретного общества – различные политические партии и организации стремятся всœевозможными средствами привлечь молодых людей на свою сторону, использовать её в борьбе за власть и т.п. Как субъект политики, молодёжь в политической жизни общества выступает со своими интересами, стремиться реализовать свои цели, ей свойственна своя система политических ценностей.

Активное вхождение молодёжи в политическую жизнь общества предполагает овладение определёнными политическими ценностями, нормами, образцами поведения и способами политической деятельности. Сегодняшняя молодёжь не представляет собой единой политической силы, её электорат раздроблен не только по возрастным, но и по социальным группам, существенно отличающимся по своим интересам. Решающее влияние на политические ориентации молодёжи оказывают средства массовой информации, особенно телœевидение. При этом, не имея политического опыта͵ молодые люди часто становятся жертвами манипулирования их сознанием. Всё это ведёт, с одной стороны, к политической пассивности многих молодых людей, а с другой стороны, к проявлениям радикализма и даже экстремизма в молодёжной среде.

Перемены последних лет открыли возможности для развития плюрализма молодёжной самоорганизации, в т.ч. и политической. Сегодня в Республике Беларусь зарегистрировано и действует около 50 молодёжных и детских общественных объединœений, организаций, фондов по различным направлениям деятельности (спортивные, экологические, туристские, занятости молодёжи, студенческие и др.) Наиболее массовой и влиятельной политической молодёжной организацией в республике является Белорусский республиканский союз молодёжи , созданный в сентябре 2002 ᴦ. в результате объединœения Белорусского патриотического союза молодёжи и Белорусского союза молодёжи .

Место и роль молодёжи в экономической системе общества определяются как общим состоянием экономики данной страны, так и возможностями самой молодёжи: её образовательным уровнем, профессиональными навыками, желанием участвовать в хозяйственно-экономической деятельности. Переходный период принёс молодёжи целый ряд новых трудностей: сокращается производство, растёт безработица, резко снижаются возможности гарантированной социальной защиты.

В условиях рыночной экономики молодёжь испытывает значительную дискриминацию в сфере занятости . Молодым людям сложнее устроиться на работу (получить первое рабочее место), найти работу с достаточным заработком и уровнем престижности, их увольняют в первую очередь и т.д. Причём такое положение молодёжи оправдывается общественным мнением . Для этого используются следующие аргументы :

‣‣‣ молодые люди менее нуждаются в работе, чем другие возрастные группы;

‣‣‣ молодёжь определённое время может существовать на иждивенческих условиях, что неприемлемо для других возрастных групп;

‣‣‣ по своей природе молодёжь более активна и мобильна, в связи с этим более способна к “самозанятости”;

‣‣‣ у молодёжи чересчур много претензий, в связи с этим её незанятость носит скорее добровольный характер;

‣‣‣ в условиях дефицита рабочих мест в социальном и экономическом плане выгоднее, чтобы человек позже начинал свою трудовую карьеру, но затем уже не прерывал её.

Наибольшие проблемы с занятостью испытывают такие социальные

группы молодёжи, как:

‣‣‣ выпускники школ, не имеющие профессиональной подготовки (так, молодые люди от 16 до 29 лет составляют 54 % зарегистрированных в Республике Беларусь безработных, причём среди них с высшим образованием только 7 %, а основная масса с незаконченным средним);

‣‣‣ лица, не закончившие обучение в высшей школе ;

‣‣‣ окончившие обучение по специальности, на которую нет спроса ;

‣‣‣ неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время работавшие, но потерявшие работу из-за низкой квалификации ;

‣‣‣ молодые люди, потерявшие работу в результате сокращения штатов (молодых, как правило, увольняют в первую очередь).

Обучение в вузе не может считаться гарантией от безработицы в будущем. Социологи считают, что поступление в вуз очень часто становится лишь “отсрочкой ” от безработицы. Одним из главных путей решения проблемы молодёжной занятости является юридическая защита прав молодых людей. В этом смысле в Республике Беларусь имеется наиболее развитая законодательная база по сравнению с другими странами СНГ (гарантия первого рабочего места͵ распределœение после окончания учёбы, льготы молодым специалистам и т.д.). Но всœе эти мероприятия не решают многих проблем молодёжной занятости, а иногда и создают новые. Прежде всœего, государственные гарантии не позволяют молодым людям получить желаемую работу с желаемым доходом и в желаемом статусе.

В любом обществе всœегда существует молодёжная субкультура, отличная от доминирующей культуры. Под молодёжной субкультурой принято понимать культура определённого молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов. Для отечественной молодёжной субкультуры характерно смещение акцентов с производственно-экономической и образовательной деятельности на реализацию досуговых потребностей. Досуг воспринимается молодёжью как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворённости им зависит общая удовлетворённость жизнью молодого человека. На уровне досуговой самореализации молодёжную субкультуру отличают следующие черты , распространённые в различных социальных и возрастных когортах с разной

степенью интенсивности:

‣‣‣ преимущественно развлекательная направленность ;

‣‣‣ “вестернизация” (американизация) культурных потребностей и интересов;

‣‣‣ приоритет потребительских ориентаций над креативными (творческими);

‣‣‣ слабая индивидуализированность и избирательность культуры (преобладают достаточно жёсткие групповые стереотипы);

‣‣‣ внеинституциональная культурная самореализация (осуществляется вне учреждений культуры);

‣‣‣ слабая этнокультурная самоидентификация (преобладание вненациональных норм и ценностей, народная культура воспринимается как анахронизм).

Социологические исследования показывают, что в системе досуговой

деятельности молодёжи превалируют формы, которые не требуют материальных затрат и направлены не на творческое и духовное развитие, а на поддержание жизненного тонуса и ведение домашнего хозяйства.

Во многом отмеченные характеристики молодёжной субкультуры связаны с переходным этапом в развитии общества. При этом негативные тенденции бывают преодолены только при своевременном и активном вмешательстве государства.

Основным средством решения молодёжных проблем является выработка и осуществление продуманной, целостной политики, направленной на создание условий, которые позволили бы молодёжи как можно раньше обретать самостоятельность, максимально раскрывать свои возможности и реализовать свои жизненные цели, быть лучше подготовленной к тому, чтобы своевременно принимать на себя экономическую, политическую и моральную ответственность за судьбу своего государства.

Молодёжи свойственен сложный и противоречивый процесс социализации . Характерными особенностями нынешнего поколения молодых людей являются раннее физическое, половое развитие и замедленное социальное развитие, неполнота социального статуса, профессионально-квалификационного становления.

Основная проблема современной социализации молодёжи – “ножницы” между объективными (материальными, биологическими, социальными и психологическими) предпосылками раннего формирования молодых людей как

личностей и объективными процессами замедления (отодвинутостью в старший возраст) практического включения преобладающей части молодых людей в трудовую жизнь и тем самым обретения реальных социальных ролей. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, для молодёжи характерна незавершённость её становления как субъекта социальной системы.

В результате смены поколений происходит не только процесс простого воспроизводства социальной структуры, но и обновление всœей системы общественных отношений. В переходном обществе накопление нового опыта всœегда сопряжено с конфликтами, с отрицанием устаревшего, отжившего. Молодёжь здесь играет важную роль. Основное противоречие в сфере социализации молодёжи - ϶ᴛᴏ противоречие между объективно усложняющимися общественными отношениями, возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к социализации подрастающего поколения, и недостаточно используемыми социально-экономическими, идеологическими, политико-воспитательными средствами воздействия на человека.

В переходном обществе социализация молодого поколения приобрела следующие особенности:

‣‣‣ изменился характер воспроизводства молодёжью родительского поколения. Молодые люди оказались в условиях, когда для успешной адаптации к современной социальной среде крайне важно скорее не усвоение, а отрицание опыта старших;

‣‣‣ изменились механизмы социализации. Снизилось влияние традиционных агентов социализации – семьи, школы, государства и расширяются контакты молодёжи с новыми социальными посредниками – средствами массовой информации и коммуникации, новыми политическими партиями и общественными организациями, различными религиозными течениями;

‣‣‣ ухудшилось по многим позициям социальное положение молодого поколения: снизились жизненный уровень и материальные возможности большинства семей, рыночные отношения в экономике привели к появлению безработицы и её росту, особенно среди молодёжи, и т.д.;

‣‣‣ отсутствие у общества чётких ориентиров своего развития особо негативно сказалось на молодёжи, так как в отличие от старших поколений у неё ещё нет социального опыта͵ чтобы объективно оценить происходящие в обществе процессы и наметить свои цели в жизни.

Кардинальные изменения в постсоветском обществе особенно сильно сказались на трансформации ценностных ориентаций современной молодёжи. Уже в начале 90-х гᴦ. социологические исследования отмечали коренную переориентацию молодёжи от предпочтения нематериальных ценностей к материальным. Социологические исследования, проводившиеся в Республике Беларусь в 1999 ᴦ., показывают, что приоритетные места в системе ценностных ориентаций молодых людей занимают дружба, любовь, жизнь, её безопасность, получение профессионального образования, карьера, высокий социальный статус, материальное благополучие, деньги. Ценны также полезные связи, выгодные знакомства, развлечения, получение удовольствий. Наименее ценными оказались труд, патриотизм и национальное достоинство. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ценностные ориентации современной молодёжи прагматичны, приземлены, обладают повышенными материальными притязаниями.

Молодёжь, с одной стороны, в решающей степени способствует активизации переходных процессов, а с другой – сам данный процесс связан со значительными социальными потрясениями, всœеобщим кризисом, что существенным образом сказывается на социализации молодого поколения. В переходном обществе молодёжь оказалась в парадоксальной ситуации: возрастная группа, которая, казалось бы, должна больше других выиграть от перемен, очень часто становится их жертвой.

Противоречия между новыми возможностями и отрицательными последствиями переходных процессов приводят к общественным конфликтам, всœевозможным отклонениям в поведении молодёжи. Социальные проблемы молодёжи – занятость, доступ к получению образования, жилищная проблема, досуг, зависимость от родителœей и другие, – отягощаются сложностью самореализации, поиска своего места при вступлении во взрослую жизнь. Как следствие – рост в молодёжной среде преступности, алкоголизма, наркомании, числа разводов и др.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, молодёжный фактор во многом определяет направленность идущих в обществе процессов, возможность социальной стабилизации и экономического роста. По этой причине политика государства по отношению к детям, подросткам и молодёжи должна строится так, чтобы обеспечить наиболее эффективное воспитание, полноценное образование, успешную социализацию.

Государственная молодёжная политика - ϶ᴛᴏ особое направление в деятельности государства, целью которого является создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодёжных объединœений, движений и инициатив.

Анализ государственной молодёжной политики в Республике Беларусь даёт возможность выявить некоторые характерные тенденции :

1. Реформирование системы образования и переподготовки молодёжи, направленное на формирование нового стиля мышления, основ экономического поведения для успешного выполнения новых социальных ролей в условиях рыночной экономики.

2. Создание необходимых материальных и экономических условий для сохранения преемственности в работе базовых государственных и негосударственных структур, обеспечивающих жизнедеятельность общества, с учётом дальнейшего развития научно-технического прогресса, внедрения новой техники, изменения условий и содержания труда.

3. Использование соответствующих экономических и моральных стимулов с целью создания мотивационных основ для переключения миграционных потоков молодёжи в социально-значимые отрасли и регионы республики.

4. Создание необходимых правовых и финансовых возможностей для самостоятельного решения молодёжью своих проблем, развития инициативы и предприимчивости: открытия своего дела, строительства жилья и т.д.

5. Расширение возможностей для обмена опытом и знаниями с молодыми людьми из ближнего и дальнего зарубежья: упрощение въезда и выезда граждан, заграничные стажировки, учёба в других странах и т.п.

6. Создание системы стимулирования, материального и морального поощрения талантливой и творческой молодёжи, развития национального искусства и культуры.

Пути решения молодёжных проблем лежат в совершенствовании всœей системы государственной молодёжной политики как на уровне принципов, так и на уровне конкретной деятельности органов государственной власти. Успешная реализация молодёжной политики находится в прямой зависимости от координации деятельности различных ведомств, учреждений, правительственных структур и общественных организаций на базе единых государственных взглядов на социально-экономическое, духовное и психофизиологическое развитие молодёжи.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, изучая проблемы формирования молодёжи как группы населœения, играющей наиболее активную роль в дальнейшем развитии общества, генерируя новые научные идеи, позволяющие понять и объяснить неоднозначные процессы, протекающие сегодня в молодёжной среде, социологическая наука вносит свой вклад в разработку государственной молодёжной политики.