Что такое русский фольклор определение. Что такое Фольклор? Значение и толкование слова folklor, определение термина. Феномен модификации прошлого и настоящего

История и теория НХК.

Основные понятия и термины

Культура - (лат. Cultura - возделывание, обрабатывание) - социально-прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания. Культура создается деятельностью широких трудящихся масс, представляется материальной (техника, производственный опыт...) и духовной (наука, искусство, философия, литература, мораль, просвещение и т.д.). Философский словарь (стр. 210-211).

Слово «фольклор» называет огромное и глубокое измерение культуры. Учитывая, насколько велика и сложна эта тема, неудивительно, что фольклористы определяют и описывают фольклор по-разному. Попробуйте спросить историков танца для определения «танец», Например, или антропологи для определения «культуры». Ни одно определение не будет достаточным - и не должно.

Частично это объясняется тем, что особые фольклористы подчеркивают отдельные части или характеристики мира фольклора в результате собственной работы, своих интересов или конкретной аудитории, к которой они стремятся достичь. И для фольклористов, как для членов любой группы, которые разделяют большой интерес, несогласие друг с другом - это часть работы и наслаждения этой областью, и это один из лучших способов узнать.

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе исторического развития. Народная культура включает в себя складывающиеся, формирующиеся и развивающиеся народные представления о политических и общественных отношениях, о нравственных нормах и правилах поведения, об идеалах будущего, о способах воспитания молодых поколений и передаче накопленного опыта, о художественном творчестве (фольклор). Ядро народной культуры составляет народное сознание - мировоззрение. А.С. Мыльников.

Но для начала ниже мы привели несколько определений фольклористов и описания фольклора, приведенные в том порядке, в котором они были написаны и опубликованы. Ни одно из этих определений не отвечает на каждый вопрос сам по себе, и, конечно же, ни одно из них не является официальным определением Американского фольклорного общества, но каждый из них предлагает хорошее место для начала. Время от времени мы добавим взгляды других фольклористов на эту страницу.

Одно замечание об этих определениях и описаниях заключается в том, что они бросают вызов фольклору как нечто «старое», «старомодное», «экзотическое», «сельское», «крестьянин», «необразованное», «не соответствует действительности» или «вымирает». Хотя фольклор связывает людей с их прошлым, он является центральной частью жизни в настоящем и лежит в основе всех культур, в том числе и наших, во всем мире.

Художественная деятельность - деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства. Специфическая для художественной деятельности система функций, обуславливается эстетической природой искусства и эстетическими потребностями человека. Художественная деятельность является центральным звеном художественной культуры.

И если у вас есть дополнительные вопросы о работе фольклора или фольклористов, мы приглашаем вас связаться с университетской фольклорной программой или публичной фольклорной организацией, ближайшей к вам, или офисом Американского фольклорного общества.

Живой фольклор: введение в изучение людей и их традиций. Логан: Университет штата Юта Пресса. Фольклор - это много вещей, и его почти невозможно определить лаконично. Это как то, что изучают фольклористы, так и название дисциплины, в которой они работают. Да, фольклор - народные песни и легенды. Фольклор существует в городах, пригородах и сельских деревнях, семьях, рабочих группах и общежитиях. Фольклор присутствует во многих неформальных сообщениях, будь то словесных, обычных или материальных. Он включает в себя ценности, традиции, способы мышления и поведения.

Искусство - специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Специфика способов воспроизведения действительности в художественных образах определяет особенности видов искусства. Так в литературе - эстетическое воспроизведение мира осуществляется через слово; в музыке - через звукоинтонации; в графике - через линию рисунка, штрих,светотень и т.п. Философский словарь (стр. 168).

Речь идет о людях и о том, как люди учатся. Это помогает нам узнать, кто мы и как сделать смысл в окружающем нас мире. Фольклор - это метакультурная категория, используемая для обозначения определенных жанров и практик в современных обществах как несовременных. В дополнение, это слово относится к изучению таких материалов. Более конкретные определения ставят фольклор на дальней стороне различных эпистемологических, эстетических и технологических бинарных оппозиций, которые отличают современность от его презумптивных противоположностей.

Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (изобретательная, организаторская, научная, художественная). Философский словарь (стр. 419).

Художественное творчество - деятельность по созданию качественно новых материальных и духовных ценностей в области искусства.

Поэтому Фольклор обычно вызывает как отречение, так и ностальгию. «Фольклор» имеет четыре основных значения. Во-первых, он обозначает устное повествование, ритуалы, ремесла и другие формы народной выразительной культуры. Во-вторых, фольклор или «фольклористика» называет академическую дисциплину, посвященную изучению таких явлений. В-третьих, в повседневном использовании фольклор иногда описывает красочные «фольклорные» явления, связанные с музыкальной, туристической и модной отраслями. В-четвертых, как миф, фольклор может означать ложь.

Народное творчество - творческая деятельность не профессионалов.

Народ - население государства, страны; изменяющаяся общность людей, включающая в себя ту часть, те слои, те классы населения, которые по своему положению способны сообща участвовать в решении задач развития данной страны в данный период.

Народность - форма общности людей, которая исторически следует за родоплеменной общностью и формируется в процессе слияния различных племен в условиях смены первобытнообщинного строя. Для народности характерны -территориальная общность, единый язык, название, элементы общей культуры.

Подобно обманутому письму Эдгара Аллана По, фольклор часто скрыт в полной мере, поселился в различных способах открытия и выражения того, кто мы и как мы вписываемся в мир. Фольклоф отражается в именах, которые мы носим с рождения, ссылаясь на сходства со святыми, предками или культурными героями. Это формирование повседневного опыта в рассказах, обмениваемых столиками или притчами, которые изложены на кафедрах. Это афро-американские ритмы, встроенные в евангельские гимны, мятликскую музыку и хип-хоп, а флейтист из Лакоты вновь заново произносит свои древние песни ухаживания своего народа.

Народонаселение - социальная общность людей - представителей групп, стран, отдельных стран, различных региональных подразделений, конкретных поселений.

Синкретизм - слитность, нерасчлененность, характерная для первоначального состояния в развитии чего-либо, например синкретизм первобытного искусства, в котором пляска, пение и музыка существовали в единстве не расчлененно.

Это эволюция вакерос в букаро, а лошадь без лошадей, ее стремена назад, на похоронах шествия высокопоставленных военачальников. Это закручивание лариатов на западных родео и кручение двустворчатых джампропов в Западной Филадельфии. Фольклор - это общественная жизнь и ценности, искусно выраженные в бесчисленных формах и взаимодействиях. Универсальный, разнообразный и прочный, он обогащает нацию и делает нас содружеством культур.

Но все определения вносят в динамическую ассоциацию идеи индивидуального творчества и коллективного порядка. Традиция остается полностью контролируемой ее практиками. Их нужно помнить, менять или забывать. Именно эта попытка открыть основу нашей общей человечности, императивы нашего человеческого существования, ставит фольклор в самом центре гуманистического исследования.

Вариативность - способ проявления культурного наследия, передаваемого по памяти в устной форме. Вариативность заключается более всего в несущественных деталях, при этом сохраняется - наиболее устойчиво в существенных, конструктивных элементах. Г. Штробах.

Вид - относительно крупная единица, объединяющая родственные жанры фольклора согласно их содержанию и функциональной роли. Б.Н. Путилов.

Традиция - не какая-то статическая, неизменная сила из прошлого, но те ранее существовавшие материалы и варианты, относящиеся к культуре, которые оказывают на исполнителя больше, чем его личные вкусы и таланты. Мы признаем в использовании традиции, что такие вопросы, как контент и стиль, по большей части передавались, но не были изобретены исполнителем.

Размеры времени и пространства напоминают нам, что полученные вариации могут распространяться географически с большой быстротой, а также с течением времени. Фольклор состоит из неформальных выражений, проходящих достаточно долго, чтобы стать повторяющимися по форме и контексту, но сменяемыми по производительности. Скорее, они будут изучать и обсуждать любые выразительные явления - городские или сельские - которые, похоже, действуют как другие ранее признанные народные традиции. Это привело к разработке области исследования с небольшими формальными границами, одно с большим чувством, но небольшим определением, одним из которых было участие и разочарование.

Жанр - жанр фольклора есть относительно малая единица, объединяющая произведения по большому числу конкретных признаков. Б.Н.Путилов.

Обряд - совокупность действий, установленных обычаем. В. Даль.

Обычай - Свод правил, сформировавшийся в течение исторического развития определенной общности людей, отражает традиционное мировоззрение.

Джо Скотт, Вудман-Сонгмейкер. Урбана: Университет штата Иллинойс. Ни одна песня, ни представление, ни акт творения не могут быть правильно поняты отдельно от культуры или субкультуры, в которой она найдена и частью которой она является; ни одно «произведение искусства» не рассматривается как вещь сама по себе, кроме континуума творения-потребления.

Изучение коммуникативного поведения с эстетическим, выразительным или стилистическим измерением. За исключением индейских знаний, фольклор, как язык и литература, пришел в эту страну как часть культурного багажа различных волн его поселенцев. На юге его источники были в основном британскими, африканскими и французскими, с важными примесями испанского и немецкого языков и касались почти всего остального.

Фольклор - первоначально от английских folk (народ) и lore (знание) - должен был обозначать духовные традиции «народа», и «знание о народе» (the lore of the people). Понятием фольклор обозначали, прежде всего, нравы и обычаи, духовные представления, а так же устно-поэтические и музыкальные традиции. Фольклор определяется как «коллективное традиционное знание», передаваемое посредством слова и действия. Фольклор - совокупность устных, песенных, музыкально-хореографических, игровых и драматических форм народного творчества, а также свидетельства материальной культуры, поскольку они «могут заключать в себе идеи и символику, относящиеся к устным произведениям» В.Е. Гусев, Х. Штробах.

С самого начала новые впечатления и новая среда разрушили это импортированное знание и переработали его в новых целях. Эрозия и адаптация могут быть быстрыми, но появление нового фольклора, такого как развитие отличительной и значительной литературы, всегда медленное. Это замедлилось в Соединенных Штатах за счет повышения грамотности, мобильности, урбанизации, гомогенизации и влияния средств массовой информации. Однако силы на работе на Юге, а не только его география и история, уменьшали эффект таких тормозящих факторов, поощряя развитие южного фольклора и ослабляя его включение в его литературу.

Фольклор обрядовый - обозначает те фольклорные произведения, смысл которых реализуется в сфере обряда. Основное разнообразие Ф.о. состоит в том, что время, место и характер его исполнения зависят от структурных характеристик обряда. Жанровый состав разнообразен. К нему относятся как поэтические, так и прозаические жанры, представлен календарными и семейно-бытовыми обрядами. А.К.. Байбурин.

Результатом было усиление регионального вкуса южных букв. Марк Твен очаровал зрителей по всему миру, потому что он знал из своих воспоминаний о фольклоре, что рассказ о сказках так же важен, как и сама сказка. Стиль, способ, которым вещи говорят и делаются, ценится, будь то на медвежьей охоте в глуши или на шаре Марди Гра.

Короче говоря, живое слово и выступление, мозг фольклора, были также мозгом южной культуры. Самой очевидной особенностью, отличающей Юг от остальной части Соединенных Штатов, был его расовый состав и возникающие в результате исторические события, вызванные глубокой разницей в секциях. Как и другие, которые пересекли Атлантику, африканцы принесли с собой свои мифы и свою музыку, свои убеждения и их слова. Фольклор путешествует в сердце человечества и поэтому имеет право выжить даже ужасы среднего прохода и беспощадный процесс уничтожения африканских традиций, которые произошли по прибытии.

Фольклор календарный - явление народной духовной культуры, включающее совокупность представлений и действий, соотнесенных с определенными моментами или периодами в рамках одной или нескольких используемых в данной культуре календарных систем. Отражает взаимоотношения человека и природы и основные представления данного народа об окружающем мире. А.Н. Анфертьев.

Архиепископ, Брер Кролик, родился в Африке. Люди забывают свои победы и добродетели, но никогда их поражения и грехи. Таким образом, южане были сверхчувствительны к прошлому, поскольку в него входили расовые репрессии и потеря на собственной драгоценной почве самой кровопролитной войны в американской истории, за которой последовало десятилетие военной оккупации. Исходные грехи и утраченные причины могут быть цементом культуры и зародышей его фольклора и литературы.

Когда Север побежал в индустриальную эпоху, Юг, казалось, стоял на месте. Его народные традиции остались на месте. Такие южные писатели, как Джордж Вашингтон Кейбл, Джоэл Чандлер Харрис, Мэри Ноайльс Мерфри и Чарльз Чеснатт - местные колористы, для которых фольклор был жизненно важным элементом, получили национальное признание. С точки зрения Позолоченного века, постбеллум Юг был отсталым. Он ценил старые пути больше, чем новые доллары. Литературный успех Юга можно объяснить его нежеланием отрицать свое прошлое.

Фольклор семейно-бытовой - отражает взаимоотношения представителей народности внутри общины. Регулирует важные моменты переходов в жизни человека: физических (рождение, смерть) и социальных (свадьба, рекрутский сбор).

Фольклор городской - устно-поэтическое творчество различных групп горожан, в первую очередь -рабочих. К этой же группе относят и поэтическое творчество разных групп: студентов, разночинцев, интеллигенции, привилегированных сословий. Неотъемлемой частью Ф.г. является фольклор народных гуляний, ярмарок. Для Ф.г. характерны значительная роль индивидуального начала и сближения с литературной традицией.

Он отказался убежать от своей истории, традиций и почтения к форме. Фольклор в литературе не является фольклором в сырье. Конечно, сказка в своей естественной среде обитания - это искусство своего рода, но литературное искусство - это еще один вид спектакля. Составители пограничных эскизов к «Духу времени», популярному журналу спортсмена в период довоенного периода, в основном были написаны людьми-врачами, юристами, президентами колледжей, армейскими офицерами - со вкусом к земным и странным фольклорам и талантливый, не необученный, для рассказывания историй.

Фольклор детский - вид традиционного детского творчества, которое реализуется в системе устойчивых текстов, передаваемых непосредственно от поколения к поколению детей и имеющих важное значение в регулировании их игровой и коммуникативной деятельности в группах сверстников. М.В. Осорина.

Ряженье - обычай, сопровождающий важнейшие обряды и народные праздники. Для Р. характерны сходные у равных народов типологические признаки: облачение в необычные костюмы; сокрытие лица под маской; нанесение на открытые участки; тела красок; травестия; употребление производящих шум украшений, предметов, инструментов; неупорядоченные Произвольные телодвижения; подскоки, прыжки; шествие, переходящее то в бег, то в пляску, то в толчею на месте. Генетически связано с культом предков, с календарно-аграрной и семейно-бытовой обрядностью (свадьбы, похороны, поминки и тп.) Р. стало органической составной частью народной праздничной (смеховой) культуры (карнавал), используется в народном (фольклорном) и традиционном театрах, маскарадах и т.д.

Профессиональные писатели, которые использовали фольклор, например Уильям Гилмор Симмс, стремились к немедленной цели. Даже такие классические американские писатели, как Эдгар Аллан По, Марк Твен и Уильям Фолкнер, меньше интересовались фольклором, таких как способы, которыми он мог бы служить своему искусству.

Он описывает путешествие в тысячу миль от Чарлстона до предгорья Голубого хребта с готовым взглядом к обычаям и знаниям жителей, которые он с удовольствием ставит с удовольствием и подвигами с литературным мастерством. Таким образом, он дает живое описание индийского охотники на оленей, которые так прекрасно маскируются с рогами и шкурами, что они иногда стреляют друг в друга. Метод Лоусона здесь заключается в том, чтобы записывать любопытную охотничью практику, а затем драматизировать ее народной историей.

Хоровод - (древнегреческий Horos- круговой танец, место для танца) - один из древнейших видов танцевального искусства синкретического характера, сочетающий пляску, хоровое пение и часто элементы драматического действия. Основная форма хоровода - цепь взаимно связанных участников, двигающихся по кругу либо змееобразно, спиралью, прямой линией и т.п. Танцы типа хоровода связанны с древнейшими представлениями и магической практикой. Одна из важнейших магических функций хоровода заключалась в том, чтобы защитить людей и жизненно-важные предметы от воздействия злых сил, обеспечить плодородие, здоровье, способствовать благополучному переходу из одного состояния в другое.

Причитание - плач - древняя форма народной поэзии, которая имеет обрядовое происхождение. Причитание - оплакивание в поэтической форме какого-либо события и включенность в обряд. Их содержание связанно преимущественно с обрядами перехода, сопровождающими перемену места и социального статуса - погребальными, свадебными, проводами на военную службу. В.П. Кузнецова.

Эпос - мифологические сказания о первопредках - культурных героях, отражающие понятия и идеалы первобытного коллектива, представления о времени, пространстве, человеческом социуме. В эпосе устойчиво представление об эпическом времени как эпохе необыкновенных возможностей.

Народный театр - в 19-20 в.в. обозначает: а) просветительский, профессиональный театр «для народа»; б) любительский, непрофессиональный театр в крестьянской, рабочей, солдатской среде; в) традиционный, собственно народный вид драматического творчества. Фольклористика различает до театральные (игры, обряды, хороводы, ряженье и пр.) и собственно драматические представления. В отличие от профессионального театра - народный театр не знает сцены и пользуется подвижным условным игровым пространством, оформление представления (реквизит, костюмы, грим и пр.) отличаются условностью.

Любительство -1. Поверхностное отношение к какому-н. роду культурной деятельности, дилетантство. Толковый словарь Ушакова

2. Свойство народного творчества, отражающее мотивацию деятельности.

Цукерман

3. любительство- самостоятельная форма народного творчества отражающая, деятельность не профессионалов, ориентированная на подражание фольклорным, классическим и современным видам и жанрам искусства.

Самодеятельность – свойство народного творчества, отражающее тип деятельности.

одна из форм народного творчества. Созданная про поддержке государства и контролируемая государственными органами.

Фольклористика – наука об устном народном творчестве, фольклоре. Выделилась в особую область знаний на рубеже 18-19 в.в., когда возникли идеи народности. Это возникновение совпало с большим интересом к древним мифам, к которым отнесли и жанры устного народного творчества. В фольклоре в ту пору были открыты его демократическая природа, единство национальных и общечеловеческих начал. В середине 19 века во всем мире укрепился собирательский интерес по отношению к произведениям фольклора. Теория миграций сюжетов укрепляла представление об общечеловечности мирового фольклора.

Анимизм-(от лат. anima, animus - «душа» и «дух» соответственно) - вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.

Шаманизм- устоявшееся в науке название комплекса представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с трансцендентальным («потусторонним») миром, в первую очередь - с духами, которое осуществляет шаман. Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах. Шаманизм был развит у народов Сибири, Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии и Африки

Фольклоризм- термин, предложенный франц. фольклористом 19 в. П. Себийо для обозначения увлечений и занятий фольклором. В сов. фольклористике с 30-х гг. (М. К. Азадовский и др.) обозначал использование фольклора в худож. творчестве, публицистике и т. д. Особенно широкое распространение и междунар. признание термин получил с сер. 60-х гг., преим. для обозначения «вторичных», «неаутентичных« фольклорных явлений (воспроизведение фольклора на сцене, на фестивалях, в худож. самодеятельности

Термин «фольклор» (в переводе «народная мудрость») впервые ввел английский ученый У.Дж. Томс в 1846. Поначалу этот термин охватывал всю духовную (верования, танцы, музыка, резьба по дереву и пр.), а иногда и материальную (жилье, одежда) культуру народа. В современной науке нет единства в трактовке понятия «фольклор». Иногда оно употребляется в первоначальном значении: составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элементами. С начала 20 в. термин используется и в более узком, более конкретном значении: словесное народное творчество.

Фольклор (англ. folklore) - народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Фольклор - это коллективное и основанное на традициях творчество групп и индивидуумов, определяемое надеждами и чаяниями общества, являющееся адекватным выражением их культурной и социальной самобытности.

По мнению Б.Н. Путилова, существует пять основных вариантов значений понятия «фольклор»:

1. фольклор как совокупность, многообразие форм традиционной культуры, то есть синоним понятия «традиционная культура»;

2. фольклор как комплекс явлений традиционной духовной культуры, реализуемый в словах, идеях, представлениях, звучаниях, движениях. Помимо собственно художественного творчества охватывает и то, что можно назвать менталитетом, традиционными верованиями, народной философией жизни;

3. фольклор как явления художественного творчества народа;

4. фольклор как сфера словесного искусства, то есть область устного народного творчества;

5. фольклор как явления и факты вербальной духовной культуры во всем их многообразии.

Наиболее узким, но и наиболее устойчивым из этих определений оказывается то, которое связывает его в основном с жанрами устного народного творчества, то есть с вербальным, словесным выражением. Это действительно наиболее развитая сфера фольклористики, внесшая огромный вклад в развитие науке о литературе - прямом потомке, «продолжателе» устного народного творчества, генетически с ним связанном.

Понятие «фольклор» еще означает и все сферы народного художественного творчества, в том числе и те, к которым обычно это понятие не применяется (народная архитектура, народное декоративно-прикладное искусство и т.д.), поскольку оно отражает неоспоримый факт, все виды и жанры профессионального искусства имеют свои истоки в народном творчестве, народном искусстве.

Древнейшие виды словесного искусства возникли в процессе формирования человеческой речи в эпоху верхнего палеолита. Словесное творчество в древности было тесно связано с трудовой деятельностью человека и отражало религиозные, мифические, исторические представления, а также зачатки научных знаний. Обрядовые действия, посредством которых первобытный человек стремился повлиять на силы природы, на судьбу, сопровождались словами: произносились заклинания, заговоры, к силам природы обращались с различными просьбами или угрозами. Искусство слова было тесно связано с другими видами первобытного искусства - музыкой, танцами, декоративным искусством. В науке это называется «первобытным синкретизмом» Следы его и сейчас заметны в фольклоре.

По мере того, как у человечества накапливался все более значительный жизненный опыт, который необходимо было передать следующим поколениям, увеличивалась роль вербальной информации. Выделение словесного творчества в самостоятельный вид искусства - важнейший шаг в предыстории фольклора. Фольклор был словесным искусством, органически присущим народному быту. Различное назначение произведений породило жанры, с их разнообразными темами, образами, стилем. В древнейший период у большинства народов бытовали родовые предания, трудовые и обрядовые песни, мифологические рассказы, заговоры. Решающим событием, проложившим рубеж между мифологией и собственно фольклором, стало появление сказки, сюжеты которой осознавались как вымысел.

В античном и средневековом обществе складывался героический эпос. Возникали также легенды и песни, отражающие религиозные верования (например, русские духовные стихи). Позднее появились исторические песни, изображающие реальные исторические событии и героев, такими, какими они остались в народной памяти. С изменениями в социальной жизни общества в русском фольклоре возникали и новые жанры: солдатские, ямщицкие, бурлацкие песни. Рост промышленности и городов вызвал к жизни романсы, анекдоты, рабочий, школьный и студенческий фольклор.

На протяжении тысячелетий у всех народов фольклор был единственной формой поэтического творчества. Но и с появлением письменности в течение многих веков, вплоть до периода позднего феодализма, устное поэтическое творчество было широко распространено не только среди трудового народа, но и среди высших слоев общества: дворянства, духовенства. Возникнув в определенной социальной среде, произведение могло стать всенародным достоянием.

Одной из важнейших специфических черт народной устного творчества является коллективность. Каждое произведение устного народного творчества не только выражает мысли и чувства определенных групп, но и коллективно создается и распространяется. Однако коллективность творческого процесса в фольклоре не означает, что отдельные личности не играли никакой роли. Талантливые мастера не только совершенствовали или приспособляли уже существующие тексты к новым условиям, но иногда и создавали песни, частушки, сказки, которые в соответствии с законами устного народного творчества распространялись уже без имени автора. С общественным разделением труда возникали своеобразные профессии, связанные с созданием и исполнением поэтических, и музыкальных произведений (древнегреческие рапсоды, русские гусляры, украинские кобзари, киргизские акыны, азербайджанские ашуги, французские шансонье и пр.). Коллективность - это не простое соавторство, а особый длительный процесс усовершенствования песен, сказок, легенд, пословиц и поговорок. Наиболее ярко коллективность проявляется в постоянном процессе отбора и шлифовке произведений народной поэзии: их многих произведений народ выбирает и сохраняет лучшее, сходное с его мыслями и эстетическими взглядами. Коллективное начало в фольклоре не противопоставляется индивидуальному. Фольклору присуще органичное соединение коллективного и индивидуального, при этом коллективность не мешает проявлению индивидуальных способностей сочинителей и исполнителей.

С коллективностью народного творчества органично связана устная форма существования фольклора. Фольклор появился раньше, чем письменность и первоначально существовал только в устной передаче. Устная форма существования народной поэзии ведет к появлению вариантов одного и того же фольклорного произведения - это еще одна специфическая черта фольклора - вариативность.

Фольклорные произведения отличаются от художественной литературы особенностями художественной формы. К этим особенностям относится, прежде всего, традиционная поэтика, выработанная народом на протяжении столетий. Традиционная народная символика, постоянные эпитеты, метафоры придают народному творчеству специфический колорит.

Фольклор отличается от письменной литературы и особенностями типизации. Литературе характерно создание типичных характеров в типичной обстановке. Типичный характер, отражая основные черты своего социального окружения и своей эпохи, проявляется через индивидуальные качества героя, через индивидуальный и неповторимый облик. Образы устного народного творчества не имеют такой индивидуализации.