Как научиться хорошо импровизировать. Как научиться искусству словесной импровизации? Импровизация в общении

Импровизация в любом из доступных проявлений - это немаловажная и достаточно интересная часть нашей жизни, как социальной, так и творческой. Она охватывает множество направлений и видов деятельности, а потому вопрос о том, что такое импровизация и каковы её отличительные черты, может возникнуть вне зависимости от занятости и личных качеств. Рассмотрим его в деталях.

Так что такое импровизация?

Слово «импровизация» находится на слуху у большинства из нас. Происходящее от латинского «improvisus», оно обозначает акт неожиданного, непредвиденного и сиюминутного творения, будь то вдохновенное написание картины по чистому наитию или же способность вести доклад со сцены без какой-либо предварительной подготовки. Например, умение наиграть мелодию на музыкальном инструменте и поддержать скатывающуюся по наклонной беседу - это что такое? Импровизация во всей своей красе!

Классификация

Как можно было догадаться, импровизация существует во многих проявлениях и видах, основными среди которых считаются:

  • Музыкальная импровизация - возможность создавать мелодию из ничего. При этом жанр и инструмент не имеют значения: существуют уроки по развитию навыка импровизации в джазе, рок-музыке и даже хип-хопе.
  • Танцевальная - например, контактная импровизация или хип-хоп.
  • Литературная импровизация, или экспромт. Способность придумывать и облекать сюжеты в качестве баллад, историй или стихов.
  • Театральная импровизация - сценическое мастерство, при котором актёр способен поддерживать ход представления и вести своего персонажа по сюжету вне зависимости от заданного сценария, но так, как того требует обстановка.

Импровизация на сцене

Всем нам известны примеры импровизации на театральных подмостках, когда актёр, забыв текст собственной роли или столкнувшись с непредвиденными обстоятельствами, вынужден был продолжать представление сам по себе. Порой отступления актёров от роли и небольшие импровизации с их стороны даже приветствуются. Однако в профессиональных театрах отношение к подобному подходу крайне серьёзное: неуместная импровизация способна полностью исказить намеченный сценический образ и тем самым оставить пятно на самом спектакле.

Корни театральной импровизации тянутся к глубокой древности, когда для представлений выбирался лишь общий вектор развития, например, важное дворцовое событие, переломный момент войны или природный катаклизм. Детали же варьировались в зависимости от решения неких «высших сил», и, столкнувшись с последним, актёрам следовало целиком отдавать себя импровизации.

Импровизация в танце

Танец - это таинство, в котором, как может показаться, нет места вольности и свободному стилю, однако подобное убеждение быстро опровергается представителями таких танцевальных течений, как хип-хоп и так называемая контактная импровизация. И если первый вариант представляет собой набор из конкретных движений и действий, то второй зачастую называют проявлением истинной гармонии. Контактная хореография построена на взаимодействии партнёров, при котором те могут искать вдохновение в движениях друг друга.

В любом случае импровизация может пригодиться для любого танцевального стиля, и она точно не будет лишней в набирающих популярность молодёжных и сценических движениях. Чтобы добиться чего-то серьёзного на этом поприще, танцору требуется, прежде всего, хорошее владение телом и Располагая таковыми, можно переходить к следующему шагу: изучению ряда простых движений и техник, которые можно связать впоследствии в единое целое, разбавив вольными импровизационными элементами.

Импровизация в музыке

Возможно, самая загадочная часть импровизационного таланта: способность взять пару знакомых аккордов, сесть за привычный инструмент и выдать, возможно, непредсказуемую, но вполне законченную и самостоятельную мелодию. Вот что такое импровизация при создании музыки: моментальное сочинение чего-либо без всякой подготовки с одновременным исполнением придуманного.

Так, в начале своего музыкального пути Иоганн Себастьян Бах не только переиграл мелодию блестящего музыканта и композитора Луи Маршана, участвовавшего в музыкальном состязании, но и дополнил её столь мастерскими и витиеватыми импровизационными вкраплениями, что без труда затмил тем самым своего соперника. От вызова на следующую музыкальную дуэль Маршан просто уклонился, не решившись противостоять столь умелому импровизатору.

Методы музыкальной импровизации

Обладая и навыком игры на определенном инструменте, можно приобщиться к сообществу композиторов-импровизаторов. Первые шаги могут быть не очень удачными, но с изучением новых техник и пониманием основных концептов должен прийти опыт, а с ним - и положительная динамика.

Как пример рассмотрим несколько методов импровизации для фортепиано:

  1. Базовый: следует изучить как можно больше мелодий, чтобы составить впечатление о процессе, затем разобраться во всех ладах и тональностях, и, наконец, освоить простейшие трёхзвучные аккорды.
  2. Музыкант выбирает определённую тональность и использует ее как аккомпанемент одной рукой, другой наигрывая какую-либо мелодию. Тональности имеет смысл менять в процессе игры - это позволяет освоиться с инструментом и увеличивает техничность композиции.
  3. Игра в пределах одного аккорда. Смысл тот же, что и пунктом выше, но основой для мелодии становится выбранный аккорд, который можно менять в зависимости от такта.

В любом случае основополагающим элементом мастерства является практика и умение обращаться с музыкой, использовать её по собственному усмотрению.

Импровизация в общении

Несмотря на общее разнообразие, методы развития навыка для всех категорий сходны: от человека требуется хорошая фантазия или стремление ее развивать - способность ориентироваться в рамках заданной темы и желание отдавать себя практике.

Здравствуйте, дорогие друзья!

Порой, слушая опытного оратора, мы удивляемся, насколько легко и непринужденно у него получается складывать слова в пазлы.

Кажется, будто бы его не волнует в момент выступления, возможность запнуться, перенервничать или сбиться с правильной мысли.

Такое ощущение, что буквы, трансформируются в слова, а те, в свою очередь, образуют гармоничную, красивую сетку мыслей и образов мастера. В такой момент хочется и самому научиться на ходу придумывать шедевры, чувствуя себя уверенным в искусстве, что доступно каждому. Как научиться импровизировать?

Для начала, что такое словесная импровизация? Это уникальная способность легко, непринужденно и без предварительной подготовки, сражаться в разговорных «войнах».

Это может касаться любой темы: от пингвинов до терактов в Америке. Зашла речь о живописи, балете или космосе, человек тут же ориентируется и мастерски вникает в саму суть, разбавляя ее интересно подмеченными фразами.

Многие люди заблуждаются, думая, что импровизация - это пустой треп. Это целая наука, помогающая оратору не один раз в момент общения с публикой.

Конечно же, даже самый продвинутый мастер, может запнуться, забыть текст или неудачно сменить тему беседы. Только вот у опытных гуру, мы таких моментов не замечаем. Потому, как они владеют навыком словесной эквилибристики, а у неопытных - именно такие провалы и запоминаются.

Зачем это нужно?


Какие существуют приемы словесной импровизации?

1. Ассоциации

Суть такого приема, основывается на поиске в своем сознании, близкой ассоциации, напрямую связанной с темой выступления. Конечно же, вы понимаете, что не любую, пришедшую в голову мысль, стоит озвучивать.

Вот, допустим, вы общались с массами, на одну из выбранных тем. Если возникла запинка и вы затрудняетесь дальше что-либо сказать, вам нужно перейти на наиболее подходящую ассоциацию в контексте темы разговора.

Например, вам нужно в своем докладе симпровизировать на тему музыки. Как соорудить нечто стоящее за пару секунд? Подумайте над тем, с чем еще у вас ассоциируется слово музыка? Может быть, вы знаете интересную историю создания того или иного жанра?

А может, в вашей семье есть музыканты? В любом случае, просматривая в сознании пищу для построения мысли, вы с легкостью отыщите там «интересные факты», которые очень тесно связанны с основной темой вашего выступления.

К примеру, в разговоре с ребенком, очень ловко просматривается такой метод. Когда маленький человек, задает вам вопрос, вы же не вываливаете всю правду на неподготовленный разум?

Правильно, вы ищите варианты, нюансы, даже игровые способы донести свою мысль так, чтобы это было интересно, подходило по уровню развития и было наполнено пользой.

2. Вопросы, спасите!

Довольно-таки распространенная ситуация заключается в том, что вы говорите текст, как внезапно, все заготовленные фразы улетучиваются. Ощущение не из приятных и при этом, на помощь могут прийти верные, проверенные вопросы.

В таком случае, вы включаете коммуникацию с залом, проводите некий интерактив, а с другой стороны - позволяете себе прийти в чувства и заново поймать смысл происходящего.

Будьте осторожны с формулировкой сути вопроса. Слишком сложный - позволит кому-то из зала найти в себе силы для того что бы перехватить инициативу и начать отвечать на вопрос, который предназначался для вашего спасения, а не утопии. Слишком простой - может выглядеть туповато и слушатель, задастся вопросом: «Что происходит? Это же очевидно ».

Заранее подготавливайте цепочку вопросов, которые легко запоминаются. Они способны качественно переключать внимание и порой, даже расслаблять аудиторию. Но от того, каким способом вы его озвучите - зависит многое.

В юморе - есть один существенный аспект. Это непринужденное повествование. Если к постановке вопроса, подойти с улыбкой, то у вас может выйти прекрасный переход от состояния: «О, боги! Я все забыл », до этапа «Я - гений! ». Смело используйте шутки, байки, а так же короткие рассказы в пред-истории к вопросам и смело общайтесь с людьми с их помощью.

3. Последнее слово - решающее

Иногда, голова отказывается помогать своему владельцу и не хочет использовать ни ассоциации, ни вопросы! Ничего! В таком случае, есть еще один способ выкарабкаться.
Его суть заключается в аккуратном и ненавязчивом использовании последнего слова предложения в докладе.

Например вы зависли на фразе: «Музыка — это то, чем живут люди! ». Вам нужно сконцентрироваться и зацепиться за последнее слово. «Люди, существа издавна привыкшие к звуковому сопровождению: издревне они восхваляли священный инструмент, с помощью которого извлекался звук », — «А что такое звук? ».

Конечно же, это была моя импровизация на тему последних слов в предложении. Я думаю, вы уловили смысл такой игры, которая способна вовремя натолкнуть на правильную мысль и спасти ситуацию.

Какие упражнения могут повысить навык?

1. Книга

Для выполнения первого задания вам потребуется книга. Откройте ее на любой странице и посмотрите с какого слова она начинает свой рассказ.

Берите именно это слово, как тему своего выступления и смело копайтесь в памяти, для доставания оттуда интересных данных и фактов, для раскрытия сути.

Прорабатывайте игру с партнером - так уж точно будет веселее!

2. Пинг-понг

Для такой тренировки обязательно потребуется партнер. Совместно выберите одну из тем. Допустим, это фехтование. Начните говорить о первой ассоциации пришедшей вам в голову, оформив ее в предложение. Достаточно не более 30-40 сек. для ее качественного раскрытия.

Потом - замолкаете и черед напрягать извилины, занимает ваш партнер. С аналогичными заданиями по первой теме. В идеале - должно прозвучать около 5 тем от каждого участника . Потом, смените задание.

3. Бесконечная импровизация

Суть такой встряски мозга, направленна на то, что бы подготовить вас к беспрерывным переходам от одной темы, к десятку схожих или кардинально отличающихся.

Выберите первую «жертву» и постарайтесь максимально эмоционально и живо подойти к игровому выступлению. Когда ваши знания и силы будут исчерпаны - переходите к другой теме.

Выступление, длительностью 1-4 минуты, должно смотреться органично и цельно. Вы можете попросить близких выступить в роли слушателей или приготовить ребенку увлекательную историю перед сном.

Друзья, на этом точка.

Подписывайтесь на обновление моего блога и рекомендуйте его для прочтения. В комментариях расскажите о том, как вы относитесь к импровизации и пробовали ли вы овладеть таким искусством?

До встречи на блоге, пока-пока!

Слушая выступление опытного оратора, часто поражаешься, насколько легко и непринужденно льется его речь. Слова сами собой рождаются и образуют красивую паутину мыслей и образов. Кажется, что оратор настолько хорошо подготовлен, что ничто не сможет нарушить плавное течение его речи. Иногда становится завидно и страстно хочется научиться так же легко жонглировать словами!

Итак, мы переходим к теме словесной импровизации!

Словесная импровизация - это умение легко, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему. Если вас попросили рассказать о пингвинах, вы поддерживаете разговор о пингвинах. Зашла речь о музыке, живописи или политике - легко переключаетесь и непринужденно обсуждаете эти темы.

Словесная импровизация - это не пустословие, не словесная пурга. Это искусство, владение которым не раз выручает оратора во время выступления.

Любой оратор, даже отлично подготовленный, может сбиться, запутаться, потерять мысль. Только у опытных ораторов мы этих срывов не замечаем, ибо они владеют словесной импровизацией. А у неопытных именно эти срывы и запоминаются.

Оратор, как альпинист, должен быть готов к любой неожиданности. Когда альпинист ползет по скале, у него помимо основной веревки всегда есть страховочная. И если он срывается с основной веревки, страховка спасает ему жизнь. Точно так же и у оратора. Есть основной план выступления, которому оратор следует. Но если вдруг случается срыв, словесная импровизация послужит той самой страховкой, которая выручит в трудную минуту и спасет выступление от провала.

Основные функции словесной импровизации

Словесная импровизация помогает:

  • снять паузы зависания;
  • не заучивать дословно текст, а импровизировать на основе только 20-30 ключевых слов;
  • выступать на высокой энергетике;
  • легко отвечать на вопросы;
  • уменьшить страх публичных выступлений;
  • взбодрить аудиторию или дать ей передышку в случае необходимости;
  • легко поддерживать светскую беседу.

Снятие пауз-зависаний

Нет ничего тягостнее в выступлении, чем пауза-зависание. Оратор говорит-говорит - и вдруг замолкает. Начинает лихорадочно бегать глазами по потолку, пытаясь поймать ускользнувшую мысль, на его лице появляется извиняющееся выражение - «как же я мог потерять мысль!» - рот судорожно приоткрывается, выдавая бессмысленное «э-э-э», «ну», «вот» и другие звуки, призванные заполнить тягостное молчание. Слушатели начинают ерзать на стульях: им, как и оратору, становится неловко.

Скорее всего, через некоторое время мысль будет поймана, и речь, выбравшись из судорожной агонии, продолжится. Но в памяти слушателей этот момент растерянности, незнания, что сказать, останется, и на презентацию они будут смотреть сквозь призму тягостных пауз-зависаний.

СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ ПОЗВОЛЯЕТ УБРАТЬ ПАУЗЫ-ЗАВИСАНИЯ (СДЕЛАТЬ РЕЧЬ НЕПРЕРЫВНОЙ, ЛЕГКОЙ, ПЛАВНОЙ)

Свобода от дословного повторения текста

Одна из стратегий подготовки к выступлению - выучить текст наизусть и, выйдя перед публикой, прочитать или пересказать его дословно. Многие, не обладая навыком уверенной словесной импровизации, именно так и делают: зазубривают текст наизусть!

Только умея непринужденно облекать мысли в слова, можно оторваться от бумажки или заученного текста.

Имея такой навык, достаточно помнить ключевые тезисы и основные примеры, которые вы хотите донести до слушателей. Остальной текст, который будет натянут на этот скелет презентации, вы сможете легко сочинять по ходу выступления, ибо владеете навыком словесной импровизации.

СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ЛЕГКО ВЫСТУПАТЬ, ДЕРЖА В ПАМЯТИ ЛИШЬ СКЕЛЕТ ВЫСТУПЛЕНИЯ ИЗ 20-30 КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ, ИЗБАВЛЯЯ ОТ ЗАУЧИВАНИЯ ТЕКСТА НАИЗУСТЬ

Работа на высокой энергетике

Невозможно, работая «по бумажке» или по заранее заготовленному сценарию, воодушевить аудиторию, увлечь ее.

Кроме высокой энергетики для вдохновляющего выступления оратору необходим дар импровизатора, умение мгновенно находить нужные слова, которые, сливаясь в единое целое с жестами, мимикой, движениями, голосом, вдохновят людей, подтолкнут к действию.

Если же навыка словесной импровизации у вас нет, можете забыть о вдохновляющих, мотивирующих речах, о том, чтобы работать на энергетике больше 17-18 баллов.

СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ВЫСТУПАТЬ НА ВЫСОКОЙ ЭНЕРГЕТИКЕ!

Легкость в ответах на вопросы

Вопросы - это всегда неожиданность. Если у вас нет навыка импровизации, то вопросы становятся тяжелым испытанием. Часто появляется страх: «Вдруг меня спросят о чем-то, а я не смогу быстро найтись и ответить и буду нелепо выглядеть в глазах слушателей?»

Если же вы умеете импровизировать, любой вопрос будет вам нипочем. Отвечая, начинайте с небольшой импровизации на тему вопроса: эти несколько секунд дадут вам возможность обдумать его и плавно перейти к ответу. Слушателям будет казаться, что вы отвечаете моментально, что вы тот оратор, который подготовлен к любому вопросу.

СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ ПОЗВОЛЯЕТ «ЛЕГАЛЬНО» ЗАПОЛНИТЬ ПАУЗУ ДЛЯ ОБДУМЫВАНИЯ ОТВЕТА

Снятие страха выступлений

- Вы хотите мне что-то сказать?

- Да нет... ну что вы...

- Настоящему мужчине всегда есть что сказать!

Из фильма «Человек с бульвара Капуцинов»

Страх публичных выступлений часто связан с негативными мыслями: «А вдруг я забуду, что говорить, и собьюсь? А вдруг мне зададут вопрос, на который я не найду что ответить? А вдруг...?» И этот страх мешает выступать!

А словесная импровизация придает уверенности!

«Я как оратор всегда найду нужные слова, с легкостью отвечу на любой вопрос, справлюсь с любым сбоем в выступлении!»

НАВЫК СЛОВЕСНОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ СНИМАЕТ СТРАХ ВЫСТУПЛЕНИЯ ПЕРЕД АУДИТОРИЕЙ!

Дать аудитории передышку

Вы увлеченно выступаете и вдруг замечаете, что глаза у ваших слушателей квадратные и стеклянные - люди устали, их внимание уже не сосредоточено на вашей речи. Вы понимаете, что выступление под угрозой и, если продолжать его строго по плану, слушатели ничего не усвоят.

Опытные ораторы в такие моменты делают отступления от темы. Они рассказывают истории из своей жизни или приводят интересные примеры, как-то связанные с тематикой выступления, - в общем, импровизируют, давая слушателям возможность передохнуть и подготовиться к приему новой порции информации.

СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ ПОЗВОЛЯЕТ ВЗБОДРИТЬ АУДИТОРИЮ, ДАЕТ ЕЙ ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕДОХНУТЬ

Онегин был, по мненью многих

(Судей решительных и строгих),

Ученый малый, но педант,

Имел он счастливый талант

Без принужденья в разговоре

Коснуться до всего слегка,

Сученым видом знатока

Хранить молчанье в важном споре

И возбуждать улыбку дам

Огнем нежданных эпиграмм.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Если в деловой обстановке еще можно худо-бедно обойтись без навыка импровизации, то неформальное общение без импровизации просто невозможно.

Пригласив девушку в кафе, важно угощать ее не только пирожными, но и вкусными, интересными рассказами. Во время вечеринки полезно уметь приправить застолье легким, ни к чему не обязывающим разговором.

Во многих ситуациях умение импровизировать, на лету создавая легкую паутину слов, просто необходимо.

СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ - ОСНОВА СВЕТСКОЙ БЕСЕДЫ!

Можно еще долго петь дифирамбы словесной импровизации - навык этот действительно один из основных для оратора. Но хотим сразу же предостеречь: если использовать словесную импровизацию как основной инструмент, а не как вспомогательный, выручающий в некоторых ситуациях, можно легко скатиться в то самое пустословие и словесную пургу, о которых мы уже упоминали.

Поэтому готовимся, готовимся и еще раз готовимся к выступлению! Детально прорабатываем тезисы, аргументацию, план, структуру. Ну а если уж что непредвиденное - то «наш бронепоезд всегда на запасном пути» - словесная импровизация всегда выручит!

Приемы словесной импровизации

Как научиться импровизировать на любую тему? Какие приемы помогут развить этот навык? См.

Гитарная импровизация – это одна краеугольных тем музыкального мастерства. На предмет этого вопроса было уже огромное количество разговоров, и почти каждый именитый гитарист имеет свое мнение по этому вопросу. И оно верно – ведь именно в импровизации и рождается музыка, именно импровизацией и было создано огромное число известнейших композиций.

Более того , на ней построено огромное количество представлений и шоу – в рок-музыке зачастую известные исполнители не переигрывают свои соло в живую, а придумывают какие-то новые, и некоторые из них становятся поистине легендарными. На импровизации построен целый жанр – джаз, который в корне отличается от всей остальной музыки.

И видя это, любой начинающий гитарист задастся вопросом – а сложно ли это? Надо быть честным – да, импровизация — это действительно непросто. Однако, это не настолько сложно, как говорят многие. Для простой игры не требуется огромных музыкальных познаний, пяти лет школы, и подобных вещей. Достаточно будет просто немного поработать головой и разобрать уже то, что вы и так знаете – однако, более глубоко. И тогда уже через пару дней вы сможете играть свои первые импровизированные соло и сочинять свои песни!

Простые уроки для новичков

Скорее всего, если сейчас вы читаете эту статью – то вы понятия не имеете, что такое гаммы, как их играть, а ноты для вас это вообще что-то невероятно зловещее, сложное и непонятное. Скажем честно – совсем без знания нот дела никуда не пойдут, однако – сюрприз – вы уже их знаете .

Каким образом?

Аккорды. Весь секрет именно в них. По факту обозначения аккордов – это те ноты, от которых они строятся. То есть A – обозначает ноту Ля, плюс дополнительные два звука. Вообще эти звуки зовутся доминанта и субдоминанта, но даже эта терминология вам не понадобится.

Небольшой экскурс в теорию.

Он не будет очень сложным, но будет крайне полезным для вашего развития. Итак, нот всего 12. Это семь полных – до (C), ре (D), ми (E), фа (F), соль (G), ля (A) и си (B), плюс еще пять промежуточных – обозначающихся с так называемым «Диезом». Промежуточных нот пять, потому что их нет между Ми и Фа, а также Си и До.

Между полными нотами идет промежуток в так называемый тон – на гитаре это два лада. То есть между всеми перечисленными семью звуками расстояние будет в два лада – кроме, соответственно, Ми и Фа, и Си и До – в данном случае промежуток будет один лад.

Теперь возьмите гитару и зажмите аккорд E – Ми . Теперь не меняя позицию сдвиньте его на один лад вверх – то есть теперь зажатие струн будет происходить на втором и третьем, а не первом и втором. А на первом поставьте баррэ. Что получилось? Правильно – аккорд F . Теперь всю позицию сдвиньте на два лада – то есть на третий. Вы поставили аккорд G .

И это работает со всеми остальными позициями. Если вы сдвинете Am на два лада и поставите баррэ на втором, то выйдет аккорд Bm. И так далее.

Это называется «аккордовые формы», и оно работает со всеми позициями, которые вы ставите, когда играете так называемые аккорды для начинающих. Если вы сумеете выучить эту вещь – то вам откроется огромнейший простор для импровизации аккордами .

Более того, все септаккорды, все трезвучия с повышенными ступенями, также подчиняются этому правилу. Поэтому первое, что стоит выучить для того, чтобы сочинять собственные песни – это именно формы аккордов. Это также поможет вам и выучить – просто смотрите на то, как называется трезвучие, и обращайте внимание на то, какая струна при игре звучит самой первой – и именно это и будет нота.

Пентатоника – это просто!

А вот для этого уже придется немного подучить, что же такое гамма, поскольку без нее понять, что такое пентатоника нельзя. Опять же, это будет не очень тяжело, поскольку основную суть можно понять из предыдущего раздела.

Итак, мы знаем, что все ноты разделяются между собой тоном или, в двух случаях, полутоном. По сути своей гамма представляет из себя последовательность идущих друг за другом нот, выстроенных в определенном порядке. Самая первая нота в гамме называется тоникой.

Мажорная гамма строится по принципу: Тоника – тон – тон – полутон – тон – тон – тон – полутон.

То есть мажорная гамма До выглядит вот так:

До – ре – ми – фа – соль – ля – си – до.

Минорная гамма строится по принципу: Тоника – тон – полутон – тон – тон – полутон – тон – тон.

В этом случае возьмем минорную гамму Ля:

Ля – си – до – ре – ми – фа – соль – ля.

Каждая из нот, которая используется в гамме, называется ступенью – всего их восемь. Это классическое правило, от которого и отходит пентатоника. В пентатонике нот пять – поскольку в ней отсутствует две ступени. В мажорном случае это четвертая и седьмая, в минорном – вторая и шестая.

То есть для того, чтобы построить пентатонику , вам надо просто убрать из гаммы две ноты.

В такой ситуации пентатоника от До-мажора выглядит так:

До – ре – ми – соль – ля – до

От Ля-минора так:

Ля – до – ре – ми – соль – ля.

Джазовая импровизация на гитаре

А вот тут все гораздо сложнее. Дело в том, что джаз играется очень своеобразно – там практически никогда не применяются стандартные аккорды, их расширяют при помощи поднятия ступеней и добавления дополнительных нот. Именно поэтому важно начать с классических джазовых стандартов. Вы можете не учить ноты и гаммы, однако стоит посмотреть уроки – как они строятся, на чем вообще базируется джаз. И только тогда вы сможете комфортно импровизировать.

Блюзовая импровизация на гитаре

По сути, весь блюз построен на пентатониках. Для освоения импровизации в этом направлении вам поможет раздел выше, где подробно рассказано, как она строится, и на чем базируется. Однако стоит также посмотреть определенные блюзовые стандарты, под которыми подразумеваются аккордовые последовательности, приемы и характерные ритмические рисунки.

Импровизация на гитаре – все, что нужно знать

Но ведь начало статьи обещало, что теории будет по минимуму! И верно – на этом мы закроем эту тему. Сейчас мы дадим несколько советов для начинающих, которые можно применять и при игре , и соло-партий, и аккордовых позиций.

Играйте больше, учите больше

Именно так. Все очень просто – чем больше вы сами играете и слушаете, чем больше учите произведений – тем больше становится ваш музыкальный запас. Это как со словарем – если вы много читаете, то и ваш лексикон будет гораздо шире. Поэтому занимайтесь каждый день, и учите как можно больше песен.

Однако просто заучивать текст композиции недостаточно. Гораздо эффективнее будет, если вы станете разбирать их. Почему на этом месте стоит такой аккорд? Почему в соло сыграна эта нота? Начиная отвечать себе на эти вопросы вы не только будете пополнять свою голову музыкальными фразами – вы начнете понимать, как музыкальная кухня работает. Это очень важно для грамотной импровизации – поскольку именно так лучшие ходы будут откладываться в голове, и потом вы невольно сами начнете, их применят на практике. Запоминайте каждый услышанный ход, увеличивая для себя количество фраз и интонаций.

Ингви Мальмстин, каким бы гением он ни был, не сразу начал играть теппингом и свипом. Ни один гитарист не начинал осваивать сразу сложные вещи. Начинайте с простого – с простых переборов, аккордов и сольных пассажей. Именно так – переходом от простого к сложному – и происходит рост. Постепенно вы сможете сыграть все более замысловатые мелодии, а сейчас попробуйте что-то простое.

Например, простые для которых представлены на этом сайте. Еще прекрасно подойдут композиции группы Blackmore’s Night, или вообще классические произведения.

Для отработки соло и начала импровизаций подойдут песни AC/DC, например, или же композиции команд Offspring и Green Day.

Аккордовые же песни можно найти на этом сайте – просто возьмите обычный трек с трезвучиями для новичков.

Каждый уважающий себя музыкант должен не только играть – но и еще слушать. Слушайте больше музыки, самых разных направлений – от рэпа до тяжелого метала. И главное – вслушивайтесь в то, как в них устроены композиции, как звучат инструменты. Запоминайте это и потом пытайтесь повторить на грифе инструмента. Таким образом, вы пассивно расширяете свой музыкальный словарный запас. Мелодии откладываются у вас в подкорку, и потом в процессе импровизации обязательно проявят себя.

Чаще подбирайте песни на слух

Основа импровизации – умение слышать не только себя, но и других. В какой тональности играет, басист или второй гитарист? Какой аккорд сейчас можно обыграть? А какая нота хорошо зазвучит в данном случае? Это все развивается только с тренировкой слуха. А развить его можно только одним способом – подбором мелодий. Поначалу это будет, скажем честно, очень тяжело – но потом, постепенно, слух будет улучшаться, и весь процесс станет быстрее.

Да, импровизировать без знания теории возможно. Да, это будет получаться, и даже в определенный момент – легко. Но когда? Через пять лет непрерывной игры на слух? Или через шесть? Теория значительно упрощает этот вопрос – вы просто будете знать, что надо сыграть в тот или иной момент, без каких-либо сомнений. Вы будете знать, как строятся аккорды, и вы будете знать вообще все способы каким бы то ни было образом разнообразить вашу музыку. Обязательно учите музыкальную теорию, если хотите стать кем-то большим, чем просто обычным дворовым гитаристом.

Как поживал наш Мастер после того, как блоху подковал? Разогналась силушка телесная, робость прошла, ребятишек собирать стал по вечерам да показывать-рассказывать, делу своему обучать. Бывало, по привычке наступит ему страх на горло и хохочет. Мастер пару фраз заветных скажет, встряхнется, на слушателей поглядит – и ну говорить!

Уже не страшно, а что? Свое дело назубок выучил, много секретов в запасе.

Только все чаще и ребята, и взрослые ученики стали вопросы ему задавать. Да не только по кузнецкому делу, а с подвывертом, знаешь!

- Как Вам удалось стать таким успешным Мастером? - Нуууу…. Это как. Просто все. Работай!

- Ваши изделия – это результат давно изученной методики или импровизация? - Чего? Какая …ммммМпровизация?

- А расскажите, как в других ремеслах такую настойчивость проявлять?

- А знаете ли вы, что нынче закон приняли об обучении? Как вы относитесь к нему?

Вопросы, вопросы, вопросы. Слова ведь нужны, отвечать-то. Да не простые, а яркие, быстрые, точные, сами с языка слетающие! Где ж найти-то столько слов? Да выковать узор такой, чтобы все ахнули!

И каждый раз лихоманить стало Мастера. Как же говорить-то, когда не знаешь точно! Мастер точность любил во всем! А тут на тебе! Темы не знакомые, законы какие-то… ремесла другие… А им, ишь, все интересно!

Закручинился Мастер да отправился к Мудрецу мериканскому, что жил у них на деревне и детишек говорить учил. Помоги, мол, мне, мериканец ты мой ненаглядный, как на темы рассуждать незнакомые. Боюсь ляпнуть чего, вот и молчу, да ученики недовольны…

Мериканец тот на Мастера посмотрел. Дааа, говорит, могу помочь, и дань с тебя совсем небольшая будет. Выполняй все задания мои, что даю тебе. И выйдет успех и счастье!

А рассказал он ему вот о чем…

О той самой импровизации, которая в любом выступлении помогает.

Оставим Мастера у своего учителя риторики. Пусть слушает внимательно, мы мешать не будем.

И поговорим вот о чем : сколько в процентном соотношении мы в жизни говорим на заготовленную тему из сферы личной или профессиональной компетенции (= ЗНАЮ ОТЛИЧНО!), а сколько нам приходится импровизировать (= ЗНАЮ НЕ ОЧЕНЬ)?

50 на 50? Больше заготовок? А, может, неподготовленных речей?

Видел ли ты ораторов, речь которых льется плавно, красиво, кажется, что он знает обо всем на свете?

Хочешь так же?

Тогда будем обучаться навыку словесной импровизации .

ЧТО ЭТО?

Умение легко, без запинок и пауз-зависаний, спонтанно, без предварительной подготовки говорить на любую тему в любой компании. Нашего Мастера просили рассказать и об успехе, и о настойчивости как основной черте характера, и о политике, и о творческом процессе. Если бы он владел навыком, это не составило бы труда.

ВАЖНО!

Словесная импровизация далека от того, что в народе иногда именуют генерацией бреда. Да, есть люди, которые много и не по делу говорят, не умолкая, но это не значит, что они владеют словесной импровизацией.

СИ – это искусство, которому может обучиться каждый и которое выручает выступающего постоянно! Словесная импровизация – это танец слов, которые не кучкуются за сценой, т.е. в мозгах и на языке оратора, а смело складываются в виртуозные, полные смысла и харизмы танцевальные па. Более того, в паре всегда есть двое: оратор ведет в танце. Аудитория следует за ним.

ГДЕ ПРИГОЖДАЕТСЯ? ФУНКЦИИ?

1. Ответы на вопросы.

Ты хорошо подготовлен, тема – твоя, родная! И туууут! Бац! Вопрос!

Вспоминается адвокат из мюзикла «Чикаго», бивший чечетку, когда в паузах между танцевальными фигурами он выслушивал вопрос, а затем отбивал четкий ритм ответа. Много разных, в т.ч. каверзных вопросов – и четкий дробный ответ, ведущий его к нужному результату. По большому счету в том танце было много импровизации, ведь мы никогда не можем заранее предугадать, какой вопрос нам зададут.

Как выручает СИ? Еще не зная ответа, вы можете поимпровизировать на смежную более близкую вам тему, а затем плавно перевести к той, на которую был задан вопрос (ведь вы уже успели обдумать ответ). Второй вариант тоже обоснован: начать с ответа на вопрос слушателя, а затем плавно встроить новые интересные факты, импровизируя и давая ценные знания. Вам легче! Слушателям интереснее.

СИ позволяет заполнить паузу для обдумывания ответа!

2. Открытие словесного потока. Снятие пауз-зависаний.

Как считаешь, слушатели запомнят такую паузу-растерянность? Конечно! А если она не одна в течение выступления? Тягостное ощущение от вас обеспечено.

СИ помогает избавиться от пауз-зависаний, сделать речь непрерывной, открыть свободный и легкий речевой поток.

3. Тезисная подготовка. Свобода донесения текста.

Наверняка многие из нас присутствовали на презентациях и выступлениях, где оратор, зазубривший текст наизусть, ни на шаг не мог позволить себе отойти от него. А если, не дай Бог, забывал – катастрофа! Что там у меня дальше в тексте-то? Ээээ…

Поэтому такая стратегия подготовки не очень подходит для людей, желающих обучиться плавности и красоте речи. Готовиться лучше по ключевым тезисам – остальное лучше добавлять по ходу выступления, обтягивая костяк текста тканью СИ.

СИ дарит свободу от заучивания текста!

4. Поддержка аудитории.

Джерри Вайсман, очень известный бизнес-презентатор и автор книг по презентациям, одним из ключевых понятий для оратора считает понятие «поддержка аудитории». Если вы не позаботитесь о них, то кто же?

Не убивайте свою аудиторию простым перечнем фактов, цифр, аргументов. Даже если это скучнейший годовой отчет. Через какое-то время аудитория устанет и не сможет воспринимать нужную информацию. Важно уметь вовремя это заметить и сменить состояние аудитории: поимпровизировать, рассказать историю из жизни, байку, которая будет к месту. Мы все люди. Даже самой серьезной аудитории нужны эмоции!

СИ позволяет оратору сменить встряхнуть аудиторию, дать ей передышку!

5. Высокая энергетика.

Однажды я смотрела видеоролик, в котором один из западных ораторов выбегал на сцену ярко! На высокой энергетике! Махал руками! Зажигал! Призывал! А затем…. Подбегал обратно к кафедре и …про себя быстро читал, что же там далее по тексту… потом опять выбегал! Зажигал! И такая беготня раз 5 в течение выступления!

В эти моменты у меня возникал резонный вопрос: в тексте было написано: «Взмахни рукой и возопи?»)))

Тезис звучит следующим образом: НЕВОЗМОЖНО, работая на высокой энергетике, при этом пользоваться бумажкой! Вдобавок к энергетике вам также необходим дар импровизатора, чтобы это смотрелось искренне и ненатужно.

СИ позволяет выступать на высокой энергетике!

6. Подковать блоху = снизить страх.

Владение навыком словесной импровизации является одним из приемов снижения волнения. Человек выходит на сцену, полностью уверенный: «я найду нужные слова»!

Ты можешь быть менее осведомленным (раз уж так порой случается) – но уметь вовремя вытянуть нужные факты, цифры, аргументы, цитаты с помощью навыка СИ.

СИ снимает страх!

7. Светская беседа.

Однажды приходит ко мне девушка на тренинг и рассказывает: «Презентации я делаю давно. Партнеры в восторге. Но вот когда после деловых переговоров и презентаций все идут просто в ресторан – я впадаю в ступор и не знаю, как поддержать беседу! А они же мужики: темы классические: охота, рыбалка…»

О чем говорит случай? О том, что в обычном, неформальном общении, без навыка СИ просто не обойтись. Никто не хочет прослыть дураком или тихоней!

Другие ситуации светской беседы нам с вами тоже хорошо известны: свидание, вечеринка, дружеские посиделки.

Владея навыком СИ, вы станете душой любой компании!!!

ТРЕНИРОВКА. ПРИЕМЫ. АЛГОРИТМ.

Как же научиться непринужденно импровизировать на любую тему?

Как научить слова легко танцевать в вашей речи и складываться в фигуры красиво и плавно?

Ниже мы предлагаем вам простейший алгоритм развития навыка, который включает 5 простых шагов или этапов.

5 конкретных танцевальных шагов по овладению

СЛОВЕСНОЙ ИМПРОВИЗАЦИЕЙ

У нас в компании друзей есть такая традиция: когда мы поем песни под гитару, то перед некоторыми особо любимыми мелодиями мы подбадриваем гитариста: «Спой так, чтобы душа сначала развернулась… а потом свернулась!» Первые три этапа освоения СИ – это как раз попытка развернуть арсенал, разложить все приемы и техники по полочкам, а затем свернуть, схлопнуть его в один быстрый мгновенный процесс поиска решения здесь и сейчас, на сцене!

Этап 1. Буги-вуги в стиле осьминог.

Техника заключается в том, что вы берете любую ассоциацию, связанную с основной темой выступления, и начинаете развивать эту тему.

Важно! Необходимо подбирать не любые, а максимально близкие к теме и яркие интересные ассоциации.

Словом, мы с вами учимся танцевать, как тот осьминог из детской песенки, который освоил «буги-вуги в стиле 8 ног». Осьминог – ваша основная тема, которой требуется подспорье для лучшей передачи информации. Захотел – раскатал, развернул, распространил новые темы, захотел – свернул обратно, вернувшись к основной теме.

Возвращаться действительно стоит. Иначе оратор, который «утанцевал далеко» в своей импровизации, будет восприниматься как минимум несерьезно. Таким образом, мы пробуем развернуть одну ассоциацию (первая ножка осьминога), затем возврат, вторую и т.д. В итоге мы не только раскрываем центральную тему, но и представляем ее более объемно, ярко, интересно.

На одном из тренингов мне задали весьма незатейливую тему для импровизации «самолет». Осьминог танцевал вовсю: в результате я затронула тему полетов («Почему люди не летают как птицы?»), тему богов и людей (из книги «Полеты богов и людей»), тему свободы, сопоставила виды транспорта и плавно всех подвела к мысли о красоте и свободе такого вида передвижения, как самолет.

Потренируемся?

Упражнение 1: лучшая импровизация – та, приемы которой вы освоили заранее. Попросите кого-нибудь задать вам тему для импровизации. Набросайте самые различные ассоциации к теме в голове или на карточке (минимум 10). Постарайтесь развить минимум 3-5 из них в течение 3 минут. Например, вам задают тему «успех», и вы быстро набрасываете ассоциации лидерство, деньги, известность, возможности, примеры успешных людей, литература на тему, критерии успеха и т.п. Таким образом, вы проводите так называемый этап мозгового штурма. Джерри Вайсман называет первый этап извержения идей – методом «шлеп», за которым следует «шлифовка», к которой мы приступим позже.

Итак, прием СИ № 1: Ассоциации.

Этап 2. Степ и чечетка.

То есть «шлеп» и «шлифовка». Действительно, мало набросать в голове ряд ассоциаций, важно сделать переходы плавными и красивыми. Точно как в танце, отбивая чечетку, танцор перемещается мелкими шажками вправо, еще правее, еще правее! И на каждом отрезке отбивает несколько тактов. Точно так же и мы с тобой, читатель, можем использовать особый прием: переход по последнему слову, который помогает справиться с раскрытием темы, когда ассоциации в голову не идут.

Суть приема в том, что оратор переключается на одно из последних слов, которое прозвучало в его речи, и начинает раскрывать его как новую тему.

Самолет…

Сочиняем первое предложение.

Некоторые люди предпочитают летать самолетом по России и за границу.

Цепляемся к последнему слову:

Заграница – понятие, абсолютно закрытое для людей советского периода (многие помнят о т.н. «железном занавесе»), сейчас во всей красе открыта нам, в наше демократическое время.

Снова берем последнее слово:

Кстати, о демократии. Демократия как форма политической организации общества в чистом виде встречается только в США, в стране, для которой эта форма стала наиболее естественной.

И опять зависли. Что же делать! Беремся за естественность !

Чувствуете стиль перемещения? Шаг вправо – еще правее – еще правее!

И бьем чечетку импровизации, словно упомянутый герой Ричарда Гира в мюзикле «Чикаго».

Потренируемся?

Упражнение 2: снова берете свою учебную тему для импровизации. Продумываете переходы от темы к теме. Встраиваете прием «переход по последнему слову».

Прием № 2: Переход по последнему слову.

Этап 3. Танцевальный вызов.

Однако наш любимый танцор-чечеточник по ходу фильма успевал не только отбивать такт, но и бросал вызовы аудитории, пытаясь взбодрить ее вопросами! Что это за прием? Предположим, вы снова не знаете, что дальше говорить. Тогда естественным и красивым ходом будет вопрос к аудитории: закрытый (требуется ответ ДА/НЕТ) или риторический (не требующий ответа).

Что это нам дает? Выигрыш времени. Вовлечение аудитории. Кроме того, вы узнаете, что интересно слушателям в выступлении. Важно задавать именно закрытые или риторические вопросы, чтобы избежать появления второго оратора.

Например, тема моего выступления по-прежнему «самолет». И я встраиваю в свое выступление несколько нужных мне вопросов:

Есть ли в зале люди, которые ни разу не летали на самолете?

Кто из вас боится/любит летать самолетом?

Согласны со мной, что этот вид транспорта очень удобен?

Почему в современном мире важно перемещаться быстро? Да потому что…

Замечаете ли вы, что сейчас уже многие могут позволить себе летом слетать за границу?

Потренируемся?

Упражнение 3: посмотрите на ассоциации, выписанные к вашей теме. Переделайте все ассоциации в вопросы, например, Свобода : - Считаете ли вы себя свободным человеком? Люди и птицы: - А вы помните миф о Дедале и Икаре? И продолжаете до конца списка. Создаете 3-минутное выступление со встроенными вопросами. Сейчас важно попробовать сместиться именно в сторону этого приема.

Прием № 3: Вопросы в зал.

Продолжаем.

Помните, читатели, цитату в начале нашего алгоритма? «…чтобы душа развернулась, а потом свернулась!»

После освоения каждого приема в отдельности советуем взять новую тему для импровизации и встроить все три приема. Причем без предварительной подготовки свернуть все три этапа мозгового штурма в один – сразу здесь и сейчас, на сцене.

Итог (этапы 1-3):

Словесная импровизация – это мозговой штурм в свернутом виде!

Этап 4. Спонтанная хореография.

Как мы осваиваем СИ? Правильно: практика, практика и еще раз практика! Мало знать приемы. Надо их использовать! Спонтанная реакция на любые словесные ситуации рождается именно при наработке этого навыка.

Наступает этап тренировки вне всяких рамок. Пора осваивать спонтанную хореографию!

Потренируемся?

Упражнение 4: Берем любую хорошо известную вам тему. Ставим перед собой задачу рассказать ее минимум 5 раз в течение дня разным людям с незначительными модификациями. На следующий день берем малоизвестную тему – и в бой. На третий день – анонс фильма, анекдот, байку – и поехали. На 4-й день просим кого-нибудь задать тему посложнее – и осуществляем еще 5 рассказов!

Техника называется «открытие словесного потока» или «Скажите «А»… Здесь важно начать и минимум 4 дня рабочей недели практиковаться в импровизации осознанно!

Итог: СИ = процесс, который позволяет достать из сознания УЖЕ ИМЕЮЩИЙСЯ БАГАЖ ЗНАНИЙ!!!

Этап 5. Танго для продвинутых .

Многие участники тренингов по ораторскому мастерству задавали мне после освоения техники словесной импровизации один и тот же резонный вопрос: «Как мне сделать мою импровизацию еще более виртуозной? Да, я знаю приемы. Да, открыл смелость импровизировать. Но я не хочу переливать из пустого в порожнее. Мне нужен следующий этап».

Действительно, словесная импровизация есть не что иное, как модель, крепкая основа, костяк приемов, фрейм, рамка – для вливания туда новых и новых знаний. Здесь полностью соглашусь с Тони Бьюзеном и его методикой развития вербального интеллекта: читать словари, читать книги… но! «Читайте больше» – это слишком общая рекомендация. Да и время сейчас такое быстрое, что просто некогда осваивать тома книг.

Хорошо, предлагаю вам новый танец для продвинутых: танго с его четкой рамкой, с его прописанной структурой и огромной долей импровизации. Соединить знания и СИ – что может быть лучше?

Если ты хочешь больше, читатель, следуй за мной.

Итак, красивым продолжением и наращиванием ОСОЗНАННОЙ СПОНТАННОСТИ является встраивание новых знаний (необязательно по специальности) в рамку словесной импровизации . Для этого читать мы с вами будем. Но в свете всемирного ускорения осваивать книги будем очень быстро.

Потренируемся?

Упражнение 5:

1. Итак, вы берете любую интересующую вас книгу, лучше в бумажном варианте (намного проще и быстрее!!!). Содержание: НЕ художественная литература (это могут быть любые книги по бизнесу, продажам, психологии, маркетингу, вашей специальности, философии, это может быть публицистика, история и.т.д.).

Пролистываете книгу по методике : обложка полностью, очень вдумчиво вчитываетесь в содержание и усваиваете структуру книги, затем пролистываете ВСЮ книгу без остановки. Пробегая глазами ТОЛЬКО КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ. В хороших книгах обычно жирным шрифтом или курсивом выделены основные мысли.

Очень важно успеть сделать это за 20 минут. Если захочется вчитаться подробнее – приготовьте заранее закладки, и затем в свободном режиме вы сможете вернуться к интересующим вам фрагментам. Но пока что помните, что мы с вами создаем новую базу для словесной импровизации. И таким образом, осваиваете одну книгу за 20 минут. Что мы затем делаем с новыми знаниями?

2. Пролистав таким образом одну книгу – вы РАССКАЗЫВАЕТЕ ее содержание – все, что запомнили минимум 3 разным людям! И только затем вечером можете записать абзац текста (отточенный заранее) и сделать пометки. До этого книга хранится в вашей голове в устном варианте. Именно поэтому вы сможете гибко импровизировать на заданную тему книги.

Такая методика позволяет оратору расширить границы импровизации, узнать много нового за короткое время, научиться не хоронить новые знания в голове и быстро забывать их, а эффективно встраивать, повышая уровень запоминания и оттачивать умение танцевать словом! Создавайте копилку своих новых тем! Повышайте осознанную спонтанность!

Итог шага № 5: СИ = рамка для вливания и структурирования новых знаний!

Краткое резюме алгоритма освоения Словесной импровизации:

1. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Ассоциации .

2. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Переход по последнему слову .

3. Словесная импровизация как мозговой штурм: прием Вопросы в зал .

4. Словесная импровизация как процесс реализации багажа знаний.

5. Словесная импровизация как фрейм=рамка для встраивания новых знаний.

Таким образом, СИ – это одновременно и свобода, и основа! Она поможет вам сделать любую речь осмысленной, структурной и при этом живой, яркой, необычной!

В статье использованы идеи и материалы:

Сергей Шипунов (СИ+ приемы)