Что такое значимая часть слова 4. Какие есть значимые части слова? Зачем нужны интерфиксы

    Значимые части слова - это такие элементы, на которые можно разобрать любое слово. Все знаю про них, ибо миллион раз делали это в школе. Значимыми частями являются: окончание, корень, суффиксы, приставка. Большинство людей знают и умеют их правильно находить. Из этих частей состоит любое слово.

    Значимые части слова - это фактически все части - морфемы - из которых оно состоит. К значимым частям слова в русском языке относятся приставка (префикс), корень (главная значимая часть), суффикс и окончание. Также морфемами являются постфикс (бывают глагольные -ся/сь, -те и местоименные -то, -либо, -нибудь) и интерфикс (соединительная гласная).

    Значимые части слова- это морфемы. А именно: корень, суффикс, окончание, приставка и основа слова.

    На уроках русского языка, конечно вам рассказывали, но конечно можно было что - то немного подзабыть, ведь каникулы были длинные летние. Рассказу, что же такое значимые части слова .

    К значимым частям слова относятся:

    во - первых, это приставка, ее выделяют в самом начале слова.

    во - вторых, это корень, является самой главной и значимой частью.

    в - третьих, это суффикс.

    в - четвертых, это окончание.

    Все выше перечисленные, значимые части слова, можно одним словом назвать - морфемы. Когда мы ищем их в слове, значит мы делает морфемный разбор или морфемный анализ данного слова. Выделять их не сложно, если хорошо знать правила русского языка данной темы.

    Любое слово можно разложить на несколько составляющих: корень, суффикс, окончание, приставка и основа слова. Благодаря этим частям (морфемам) слово и существует, они и есть значимые части слова. Это все проходится в школе, но к сожалению забывается.

    Части слова: приставка, корень, суффикс, окончание, постфикс, соединительные гласные (интрефикс). Из них строятся слова. Самая главная и значимая морфема это корень, так как за исключением некоторых моментов без него не обойтись, а значит используется во всех словах нашего языка.

    Значимые части слова - это морфемы , такие как корень слова, приставки, суффиксы и окончания. Морфема - наименьшая значимая часть слова, а главной морфемой является корень. Именно корень считается единственной обязательной частью любого слова, без которого слов не бывает. Корень - это ядро слова, в котором заключен его основной смысл.

    Значимыми частями слова являются и приставки , и суффиксы , и окончания , поскольку они позволяют создавать новые слова. К словообразующим морфемам относятся приставки и суффиксы, а окончания ответственны за образование формы слова. Все перечисленные выше части слова - морфемы являются значимыми .

    Значимыми части слова называют такие окончание,приставка,корень и суффикс - это по-другому называется морфемы. При морфемном разборе слова необходимо определить где у слова эти части. Начинаются предложения не всегда с приставки. Не обязательно имеют корень. С помощью суффиксов образуются различные вариации слова, а окончание указывает на род слова.

    Значимые части слова пожалуй самый главный это корень, он объединяет однокоренные слова, далее приставка она впереди корня, суффикс стоит после корня и окончание - в самом конце.

    Есть слова без суффикса только с корнем (дом, рот, лог, корм), есть с приставкой и корнем подкорм, а вот в слове подкормка - есть все значимые части: приставка, корень, суффикс и окончание.

    Любая часть слова имеет большое значение, с помощью приставки, например, можно изменить слово, а с помощью суффикса появится новое слово. Слово разбирают на приставку, корень, суффиксы, окончание. нужно уметь находить основу слова. окончание меняет форму слова, а корень есть основа для сложения слова.

    Минимальные значимые части слова -- это морфемы.Слова состоят из основы и окончания. Основа слова-- это приставка,корень,суффикс,постфикс,соединительная морфема.

    Корень слова-- это главная значимая часть слова,в которой заключено основное лексическое значение всех однокоренных слов.Например: дорога,дорожный,подорожник, бездорожье. Все эти слова обозначают предметы или признаки,имеющие отношение к дороге-- полоске земли,предназначенной для ходьбы или езды на транспорте.

    Приставка стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Автор-- соавтор,бежать--прибежать,водный-- подводный.

    Суффикс-- это значимая часть слова,которая находится после корня и служит для образования новых слов.Например: буфет-- буфетчик, артист-- артистка, бодрый-- бодрость.

    Окончание-- это изменяемая значимая часть слова,которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

    Постфикс -- значимая морфема,стоящая в самом конце слова после окончания,служащая для образования форм слов и новых слов. Например: целовать-- целовать-ся, кто- кто-то, где-- где-нибудь,что-- что-либо.

    Соединительная морфема, интерфикс, участвует в образовании новых сложных слов.Например: вода+нагреватель= водОнагреватель; птица+ фабрика= птицЕфабрика.

    Как раз вопрос по моей любимой категории, и тема тоже моя любимая - морфемика. В русском языке есть такие значимые части слова, как корень, суффикс, приставка, окончание; называется эти части слова никак иначе, как морфемами.

>>Русский язык: Значимые части слова. Основа и окончание слова

ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА. ОСНОВА И ОКОНЧАНИЕ СЛОВА

Теория А

В русском языке слова состоят из значимых частей - морфем.

Корень (по-укр.: корінь ), префикс (по-укр.: префікс ), суффикс (по-укр.: суфікс ), окончание (по-укр.: закінчення ) - значимые части слова, или морфемы.

Морфемика - это раздел грамматики, изучающий состав слова.

Обратите внимание!

Следует разграничивать понятия часть слова и значимая часть слова . Частью слова могут быть слог или несколько слогов, значением они не обладают.

Значимые части слова - это морфемы, они обязательно имеют значение.

В русском языке, как и в украинском, используются те же графические знаки для обозначения морфем:

Практика А

1. Прочитайте текст русского лингвиста Михаила Викторовича Панова.

ЕСЛИ В ОБЕИХ РУКАХ ЧЕМОДАНЫ

Морфемы. Это что-нибудь сложное? Нет, скорее простое.

Изобрели особый прибор - шляпоприподниматель. Вы идёте по улице, в обеих руках чемоданы, а навстречу - знакомый. Вы киваете ему головой, а шляпоприподниматель вежливо снимает с вас шляпу приветливо приподнимает её. Кивок приводит в действие механизм шляпоприподнимателя. В журналах были об этом известия, может быть, в шутку.

Я уверен, что, прочитав слово шляпоприподниматель, вы его поняли. Почему? Вы знаете слова выключатель, взрыватель, усилитель, звукоулавливатель, громкоговоритель . Они обозначают прибор; и у всех сть часть -тель . Значит, -тель сообщает нам: этим словом назван прибор.

Если-тель значит «прибор», то, выходит, -тель - значимая часть слова. Значимая часть слова называется «морфема» .

Морфемы бывают такие: корни, префиксы, суффиксы (-тель - как раз суффикс), окончания.

В слове шляпоприподниматель такие части: шляп-о-при-под-ним-а-телъ . Корень -ним- . Он имеет значение? Сравним: с-ним-а-ть, под-ним-а-ть ; -ним- обозначает физическое действие. Какое - это уточняет префикс.

Слово похоже на поезд. Каждая часть - особый вагон. Он может быть прицеплен к другому поезду - вот так:
-ним-: с-ним-а-ть;
шляп-: шляп-а, шляп-к-а;
при-: при-встать;
под-: под-брас-ыва-ть;
-тель: анти-об-лед-ен-и-телъ.

Все значимые части в этом слове - морфемы. А буквао служит для соединения морфем, но сама значения не имеет - значит, это не морфема.

Отвечайте

Почему морфему называют значимой частью слова?

Почему соединительные гласные о и е нельзя назвать морфемами?

2. Выпишите из текста слова с суффиксом. Продолжите этот ряд своими примерами. "

3. Приведите примеры слов с префиксом при- . Запишите их.

4. Объясните на примере данных слов, как состав слова помогает понять его значение.

Город, городской, горожанин, пригород.

Теория Б

КОРЕНЬ - это общая часть родственных слов, в которой заключено основное значение.

СУФФИКС - значимая часть слова, которая стоит после корня. Суффикс служит для образования новых слов: село - сельский, жить - житель.

ПРЕФИКС - значимая часть слова, которая стоит перед корнем. Префикс служит для образования слов: город - пригород .

ОКОНЧАНИЕ- значимая часть слова, которая образует форму слова: улица - улицы, улицу, улицами.

Практика Б

5. Составьте из морфем слова. Обозначьте морфемы.

Род-, при-, -город-, -сел-, -ск-, -вед-, -еньк-, на-, -дом-, -ик-, -рис-, -ова-, -ть, -ти.

6. Выпишите из стихотворения Николая Рубцова однокоренные слова. Выделите в них корни

ЛЕВИТАН
В глаза бревенчатым лачугам*
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!

Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, -
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу
Для новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси...
*Лачуга - небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба

Теория В

На письме при переносе слова из одной строчки на другую нельзя отрывать одну букву от одной морфемы и присоединять её к другой морфеме. Например, надо переносить: под-вод-ный, разъ-езд, рас-ска-зать и др.

7. Запишите слова и укажите возможные переносы.

Подходить, самосвал, погрузка, рассказать, расстояние, подсказать, открытка.

8. Исправьте ошибки в переносах слов.

Подс-казать, ра-ссадить, отт-януть, расскра-сь, по-дписать, тетра-дь, пос-тавь, прип-рятать, приз-навать, сокращение.

ОСНОВА И ОКОНЧАНИЕ СЛОВА
Теория Г

Одно и то же слово может иметь разные формы: город города, городу, городом; сельский, сельского, сельские, сельская; путешествую, путешествуешь, путешествуют . Такие слова называются изменяемыми (по-укр.: змінюване слово ).

Все изменяемые слова состоят из основы иокончания .

Практика Г

9. Перепишите текст. В выделенных словах укажите основу и окончание.

Раньше, говаривают, тут не болото было, а озерцо , хоть и небольшое, да глубокое и чистое. Звали его Хрустальный ключ , потому как питал его подземный источник . Вода в озере была холодная , чистая, да не простая, а целебная. Стали к озеру люди ходить, а потом и деревенька отстроилась.
(Т.Крюкова )
Теория Д

ОСНОВА - это часть слова без окончания: городской (городск- - основа и -ой - окончание).

В состав основы обязательно входит корень. Основа может включать другие морфемы - префиксы, суффиксы.

ОКОНЧАНИЕ - значимая часть слова, которая изменяет формы слов. Окончание может состоять из одноГО или нескольких звуков (букв) или быть нулевым:дом, но к дом-у, дом-а; берёза - берёз-ой .

Неизменяемые слова не имеют окончаний и состоят, только из основы: говоря, весело, верхом.

Практика Д

10. Прочитайте отрывок из стихотворения. Выпишите слова, в которых основа состоит из одной, двух и трёх морфем. Обозначьте эти морфемы.

Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом.
Ещё трава полна прозрачных слёз,
И гром вдали гремит раскатом.
(А. Блок )

11. Выпишите в первую группу слова с нулевым окончанием, во вторую - слова без окончания, а в третью - все остальные.

Внезапно, солнце, засверкает, село, раздолье, дом, вдруг, ветер, даль, неподвижно, стоит, простор, издали, расстилаться, очень, сад, фруктовый, капли, цветущие, яблони.

12. Выпишите из текста слова с нулевым окончанием. Чтобы доказать правильность своего решения, рядом с выписанным словом запиите другую форму.

И весел звучный лес, и ветер меж берёз
Уж веет ласково, а белые берёзы
Роняют тихий дождь своих алмазных слёз
И улыбаются сквозь слёзы.
(И. Бунин )

Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Русский язык обучаться онлайн, книги, учебники , конспекты в помощь учителям и учиникам, учебная программа, рефераты по русскому языку, готовые домашние задания

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

§ 1 Что такое морфемы?

В этом уроке вы узнаете, что такое морфема, какие бывают морфемы, узнаете о новом разделе языка - морфемике.

Морфемы - это части слова. Мы можем разделить слова на буквы, звуки или на слоги, например, произнести или написать слово весна [в’-э-с-н-а], называя каждый звук, или разделить на слоги слово капель - ка-пель, тем не менее, звуки, буквы и слоги не являются морфемами. Что это за части слова?

Морфемы - это части слова, имеющие своё смысловое значение. В звуках и в слогах мы не замечаем никакого смысла: ка-пель. Что такое «ка», а что обозначает - «пель», «в» или «э». Но если мы выделим в слове наименьшие значимые единицы или части слова:

замечаем, что они имеют самостоятельное значение. Мы только что выделили в словах приставку, корень, суффикс, окончание. Это морфемы. Обозначаются знаками:

Морфемы изучаются в особом разделе науки о языке морфемике. Морфемы бывают многозначными, Так, приставка при- обозначает присоединение (припаять), неполноту действия (приоткрыл) и законченность действия (приплыл). Есть и другие значения приставки при-. Морфемы бывают синонимичными, например приставки вы- и из- (выгнать и изгнать), антонимичными, например, хвостик и хвостище.

§ 2 Смысловое значение морфем

Разберем смысловое значение морфем на примере слова «безоблачный».

Приставка без-, также как и приставка бес- обозначает лишение чего-либо, отсутствие или недостаток чего-либо; мы находим её и в таких словах, как безоконный (без окон), безветренный (без ветра), бессмысленный (нет смысла), бескровный (отсутствие крова), безлесье (отсутствие или недостаток леса).

В корне -облач- (-облак-) заключено лексическое значение слова: скопление сгустившихся в атмосфере водяных паров, держащееся высоко в воздухе. Такое же лексическое значение мы находим и в слове облако, облачко, оно заключено во всех однокоренных словах.

Суффикс -н- образует прилагательные со значением признака или свойства какого-то предмета или явления, такой же суффикс мы находим в словах весенний, дальний.

Окончание -ый говорит нам о том, что это прилагательное мужского рода единственного числа, это окончание указывает на именительный или винительный падеж имени прилагательного и помогает связать слова в словосочетании (безоблачный день).

Благодаря морфемам, мы многое узнали о слове безоблачный. Безоблачный, значит не закрытый облаками, без единой тучки, совершенно ясный. Кроме того, мы узнали не только лексическое, но и грамматическое значение слова: это имя прилагательное, мужского рода единственного числа, в именительном или винительном падеже. Все части, на которые мы разделили слово безоблачный значимые, на более мелкие значимые части слово разделить нельзя. Итак, морфема - наименьшая значимая часть слова, которая имеет лексическое и грамматическое значение.

§ 3 Назначение морфем в слове

Морфе́ма (от греч. morphе «форма»). Понятие морфемы в науку ввёл русский учёный Иван Александрович Бодуэн де Куртене в конце XIX века. Он писал, что «считать термин морфема лишним - то же самое, что считать лишним объединяющий термин «дерево» и довольствоваться только частными названиями: «дуб», «берёза», «ель» и т.д.

У каждой морфемы своё назначение в слове. Без корня не будет и слова. В нём заключено общее значение всех однокоренных слов (мороз, морозный, заморожу, изморозь).

При помощи приставок и суффиксов образуются новые слова, например при помощи суффикса -ок образовалось слово кружок, а при помощи приставки вы- слово выход (такие морфемы называют словообразующими морфемами). Иногда приставки и суффиксы служат для образования формы слова (неслучайно слово морфема переводится как «форма»). При помощи суффикса -ее образовалась сравнительная форма прилагательного быстрее, а при помощи приставки наи- превосходная степень прилагательного, например прилагательное наикрасивейший.

Окончания - это формообразующие морфемы, они не участвуют в словообразовании, окончания меняют только форму слова: дом-дома-дому-домов; слышу-слышишь-слышат, здесь мы имеем дело с формами одного и того же слова.

Очень важно знать, из каких морфем состоит слово, правильно их определять. Морфемы помогают понять смысл каждого слова и верно его записывать. В случае затруднений следует обратиться к специальным словарям, например к «Школьному морфемному словарю русского языка» Н.А. Николиной, «Школьному словообразовательному словарю» А.Н. Тихонова.

Важно запомнить:

· Морфема - наименьшая значимая часть слова, которая имеет лексическое и грамматическое значение.

· Морфемика - раздел науки, который изучает морфемы.

· У каждой морфемы своё назначение в слове.

· Морфемы важно знать и уметь определять, чтобы понимать значение слов и правильно их записывать.

Список использованной литературы:

  1. Бабкина М.В. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Русский язык» для 5 класса под редакцией Е.А. Быстровой / Бабкина М.В. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011. - 152 с.
  2. Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  3. Календарно-тематическое планирование «Русский язык 5 класс» по учебнику: «Русский язык V класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  4. Капинос В. И. Развитие речи: теория и практика обучения [Текст] : 5-7 кл.: Кн. для учителя / В.И.Капинос, Н.Н.Сергеева, М.С.Соловейчик. - 2-е изд. - М.: Линка-Пресс, 1994. - 196с.
  5. Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2ч. – Саратов: Лицей, 2006. – Ч.1. – 64 с.
  6. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. – М., 1983.
  7. Комиссарова Л.Ю. Начальная школа. Русский язык. 4 класс. Диагностические работы для проверки образовательных достижений школьников: 4 кл. / М.: АСТ: Астрель, 2012. – 64 с.
  8. Львов М. Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., 1988. - 240 с.
  9. Программа курса «Русский язык» к учебникам под редакцией Е.А. Быстровой для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под ред. Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2012. - 64 с.
  10. Романова С.А. Тематическая разработка уроков русского языка. 5 класс.- М.: Школа – Пресс, 1999. – 176 с.
  11. Русский язык V класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы - составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. - М.: Просвещение, 2012 г. ФГОС.
  12. Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение,1993. - 287 с.
  13. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения». В 2 ч. Ч. I. Введение в науку о языке. Русский язык. Общие сведения. Лексикология современного русского литературного языка. Фонетика. Графика и орфографи
  1. К. С. Горбачевич, Е. П. Хабло. Словарь эпитетов русского литературного языка.- Наука. Ленинградское отделение, 1979.
  2. Книгина М.П. 5 класс. Тесты: в 2ч. - Саратов: Лицей, 2006. - Ч.1.- 64 с.
  3. Никитина Е.И. Русский язык.Русская речь. 5 класс. 19-е изд., стер. - М.: 2010. - 192 с.
  4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М. , 1992.
  5. Русский язык справочные материалы: учебное пособие для учащихся М.Т. Баранов, Т.А. Костяева, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение, 1993. - 287 с.
  6. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. Ч.1 / Е.А. Быстрова, Л.В. Кибирева, Ю.Н. Гостева и др.; под ред. Е.А. Быстровой. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013. - 280 с. - ФГОС.
  7. Шанский Н.М. В мире слов. М., 1985.

В данной главе:

§1. Морфема

Морфема - это минимальная значимая часть слова. Она не делится на более мелкие значимые части. Слова строятся из морфем, значения морфем при этом являются компонентами общего значения слова.

Морфемы разделяют на словообразовательные и словоизменительные (формообразующие).

Словообразовательные морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова.

Словоизменительные (формообразующие) морфемы нужны для образования форм изменяемых слов и выражают грамматическое значение слов.

§2. Виды словообразовательных морфем

К словообразовательным морфемам относят корень, приставку, суффикс и интерфикс.

Корень - основная морфема, общая для родственных слов и выражающая основное лексическое значение слова.

Запомни:

Слова без корня в русском языке невозможны.

В словах дом , дом ик , дом ище , дом овой , дом ушник , дом овод ство , дом остро ение есть корень дом . В приведённых примерах сложных слов это первый из двух корней. Корней в слове, как это видно из примера, может быть несколько.

В русском языке есть слова, состоящие только из корня. Это, прежде всего, служебные слова: предлоги: по , к , над , союзы: и , но , если , междометия: ах , ох , алло , некоторые наречия: очень , там , а также неизменяемые существительные: кофе , метро и прилагательные: беж , хаки .

Приставка - это морфема, занимающая в слове положение перед корнем, например с бегать , при ехать , пере ос мыслить . Приставок, как и корней, в слове может быть несколько: бес с мысленный , бес по мощный .

Запомни:

Слово не может состоять только из приставки.

Суффикс - морфема, занимающая в слове положение после корня, например человечн ый , берегов ой . Во многих русских словах не один, а несколько суффиксов: насильств енн о , американ из ир ова нн ый .

Запомни:

Слово не может состоять только из суффикса.

Несколько особо в системе морфем стоит интерфикс .
К интерфиксам в русском языке относят буквы о и е в роли соединительных гласных в сложных словах. Интерфиксы участвуют в словообразовании, но своего значения не добавляют: тепл о ход , пар о воз , сам о вар .

§3. Виды формообразующих морфем

К формообразующим морфемам относят, прежде всего, окончания и суффиксы.

Окончание - это морфема, служащая для изменения слова, образования его форм и выражения значений: числа, рода, падежа, лица. Окончания нужны для связи слов в предложении.
Окончания есть только у изменяемых слов. Примеры:

Слушаю , слушаешь , слушает , слушаем , слушаете , слушают

гл. наст. времени 1-го спр., формы 1-го, 2-го и 3-го лица ед. и множ. ч.

дача , дачи , даче , дачу , дачей , о даче

сущ. 1-го скл., ж.р., ед. ч., им., род., дат., вин., тв., п. пад.

Нулевое окончание
Окончание может быть нулевым, т.е. не выраженным, не представленным, но и такое окончание несёт информацию о грамматическом значении.
Пример: стол - нулевое окончание (сущ. м.р., 2-го скл., им.=вин. пад.), читал - нулевое окончание (гл. прош. времени, м.р., мн.ч.).

Запомни:

В этих словах и этих формах бывают нулевые окончания:

Не путай:

Нулевое окончание и отсутствие окончания у неизменяемых слов. Это грубая ошибка, распространённая при разборах.

Формообразующие суффиксы - это морфемы, стоящие в слове после корня и служащие для образования форм слова. Примеры: суффикс неопределённой формы глагола -ть , -ти : читать , идти , суффикс прошедшего времени : ходил , повелительного наклонения : смотри , степени сравнения прилагательных и наречий :тише .


Обсуждаем проблему толкования.

Формообразующие суффиксы или окончания?

Некоторые авторы рассматривают формообразующие суффиксы как окончания. Логика их такова: если морфема используется для образования новых слов, это суффикс, а если с помощью морфемы образуются разные формы одного и тогоже слова, то это окончания. По этой логике получается, что показатель прошедшего времени -л - окончание, и показатель инфинитива тоже. Ведь любить и любил - это одно и то же слово, различны лишь его формы.

Рекомендую ребятам не удивляться, встретив новую для себя интерпретацию. Ничего не поделаешь, есть вопросы, относительно которых исследователи еще не пришли к согласию. Главное - быть последовательными и всегда комментировать спорные явления одинаково.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Что является минимальной значимой частью слова?

    • Морфема
  2. Является ли значение морфемы компонентом общего значения слова?

  3. Какие морфемы служат для образования слов и помогают выразить лексическое значение слова?

    • Словообразовательные
    • Формообразующие (словоизменительные)
  4. Какая морфема является общей для родственных слов и выражающей основное лексическое значение слова?

    • Корень
    • Приставка
    • Суффикс
  5. Может ли слово состоять только из приставки?

  6. Может ли слово состоять только из суффикса?

  7. Какая морфема служит для выражения значений лица, рода, числа, падежа?

    • Суффикс
    • Окончание
  8. Зачем нужны интерфиксы?

    • Для словообразования
    • Для передачи нового значения
    • Для формообразования
  9. Какая морфема служит для связи слов в предложении?

    • Корень
    • Суффикс
    • Окончание
  10. Есть ли окончание у глаголов в форме условного наклонения мужского рода единственного числа?

Правильные ответы:

  1. Морфема
  2. Словообразовательные
  3. Корень
  4. Окончание
  5. Для словообразования
  6. Окончание

Вконтакте