Поурочное планирование изо 2класс выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов

Конспект урока

2 класс

Тема: Выразительные возможности графических материалов.

Цели и задачи:

Знакомство с графикой – видом изобразительного искусства;

Овладение новыми инструментами (пером, палочкой, чёрным карандашом, углём);

Овладение техникой (штриховкой, растушевкой);

Развитие наблюдательности и внимания к природе;

Укрепление межпредметных связей (чтение, природоведение, окружающий мир).

Универсальные учебные действия:

Личностные:

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (мотив – изображение сказочного леса, цель – создание галереи графических изображений деревьев, кустарников, трав).

Регулятивные:

Постановка учебной задачи;

Определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

Сличение способа действия и его результата с заданным эталоном;

Внесение необходимых дополнений и изменений в план и способ действия;

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Воспитание волевой саморегуляции.

Познавательные:

-общеучебные действия – преобразование объекта из чувственной формы в модель с выделением сущностных характеристик (создание галереи графических изображений деревьев, кустарников, трав, отображая индивидуальные особенности в их строении, проявляя творчество, фантазию); умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; выбор эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации; умения структурировать знания; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

-логические действия – развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения; установление причинно-следственных связей;

-постановка и решение проблем – формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Коммуникативные:

Социальная компетентность, учёт позиции товарищей и учителя, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и учителем.

Вид деятельности : фронтальная и групповая работа.

Оснащение урока:

Для учителя: учебная таблица «Ближе – дальше», Учебная таблица «Линии и способы штриховки»; загадки, рисунки, фотографии различных пород деревьев, кустарников, трав; репродукции художников И.Э. Грабаря «Зимний пейзаж», А. М. Грицай «Половодье», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», Л. Киселёва «Первый снег», В. М. Кондашевич «Дуб», В. А. Фаворский иллюстрация к «Слово о полку Игореве», Ю. И. Пименов «Разлив», Н. С. Гаев «Очарование».

Для учащихся: тонированная бумага, уголь, мел, пастель, тушь, перо, палочка, салфетка, ластик.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие.

Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

Мы за парты дружно сели

И на доску посмотрели.

Мы сегодня опять

Учиться будем рисовать.

Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация опорных знаний.

Что такое лес? Какие чудеса можно увидеть в лесу? (Лес – это не только деревья, в лесу есть много кустарников, трав, цветов, грибов, ягод, там водятся животные и птицы.)

Конечно, ребятя, без грибов, ягод, муравьёв, птиц и зверей лес не лес. Эти жители леса – его неотделимая часть. А вы знаете, что в лесу, как в большом доме, есть свои этажи. Только считают не снизу вверх, а сверху вниз, и называются они – ярусы.

Самый первый ярус – самый высокий, и называют его древостоем. Во втором ярусе находятся деревья, которые мирятся с тенью, что падает от веток деревьев 1-го яруса, там могут произрасти ели, пихты, кедры и липы. А что растёт в 3-м ярусе?

(В 3-м ярусе растут кустарники.)

Тут можно встретить можжевельник, калину, шиповник, рябину, иву, малину. Что может расти ниже кустарников? (Ниже кустарников растут травы, цветы.)

Лес – это наше богатство. Что даёт нам лес? (Лес даёт нам древесину для отопления и строительства, для изготовления тары и бумаги.)

А вы знаете, что для 270 экземпляров 190-страничной книги требуется целое большое дерево? Изготовляют из древесины лекарство, резину, лаки, смолы, воск, краску, целлофан, ткани, клей. Как же мы должны относиться к лесу? (Мы должны бережно относиться к лесу, беречь от главного и коварного врага – пожара. Не ломать ветки, не оставлять мусор в лесу.)

Что мы будем сегодня изображать, вы узнаете, если отгадает загадку.

Дом со всех сторон открыт

И резною крышей крыт!

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём! (Лес.)

Дети. Мы будем рисовать лес.

3. Изучение нового материала.

Учитель. Графика – вид изобразительного искусства, с новыми инструментами и материалами (перо, палочка, чёрный карандаш, уголь, мелки), выразительными средствами (линия, штрих, пятно), техникой (растушевка.)

Как могут передать красоту окружающего мира художники-графики?

Учитель обращает внимание учащихся на репродукции Н. С. Гаевой, В. М. Конашевич, Л. Киселёвой и В. А. Фаворского.(см.Приложение)

Какими выразительными средствами пользовались эти художники, чтобы передать красоту природы? (Художники-графики используют линию, штрих, пятно, силуэт, свет, тень, ритм.)

Учитель обращает внимание на таблицу «Линии и способы штриховки».

Прежде чем приступить к работе, обратим внимание на последовательность выполнения изображения деревьев, кустарников, трав, их строение и композицию.

Если дерево находится ближе к нам, то оно будет выше или ниже нижней части альбома? (Оно будет ближе к нижнему краю альбома.)

Сравним ритм линий: он может быть быстрым и плавным, спокойным и тревожным.

Вы знаете, что у человека бывает злой или добрый характер, нежный или жестокий. А как вы думаете, бывает ли характер у веток? Рассмотрите эти ветки. Какие они? (Ветки дуба – мощные, корявые, грубые.)

У какого дерева ветки тонкие, гибкие, нежные? (Тонкие, гибкие, нежные ветки у берёзы.)

Кто знает боярышник? Какие у него ветки? (У боярышника - колючие, жёсткие, страшные.)

А у ивы? (Гибкие, длинные, ровные.).

Игра «Юный натуралист».

Учитель. А теперь проведём игру «Юный натуралист».

Нужно соотнести графическое изображение дерева со словесной характеристикой его силуэта.

1) ЕЛЬ Пушистая, густая, зелёная;

2) БЕРЁЗА Стройная, гибкая, белоствольная;

3) ДУБ Мощный, толстый, ветвистый;

4) ИВА Поникшая, «длинноволосая».

Деревья бывают могучими и сильными, а бывают нежными и ласковыми.

Физкультминутка.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим. (Дети поднимают руки вверх.)

Дунул ветер – полетели. (Движения руками из стороны в сторону.)

Мы летели, мы летели.

И на землю тихо сели. (Дети приседают.)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял. (Кружатся на месте.)

Закружились, полетели

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Правила изображения деревьев.

Учитель приступает к рисованию мелом на доске и комментирует сказку.

«Однажды художник отправился в далёкое путешествие мир посмотреть да себя показать. Долго ли, коротко ли шёл художник и наконец, дошёл до царства, где жили одни Деревья. В царстве Деревьев художника встретили три богатыря – три дерева с прямыми, как стрела, стволами. (Педагог рисует на доске эти деревья.) Они были стройными, крепкими и сильными. Вдруг деревья заговорили человеческим голосом:

Зачем ты пожаловал к нам, художник?

Мир посмотреть да поучиться уму-разуму, - ответил он.

Давно человеческая нога не ступала в наше царство. Коль с миром пришёл, то проходи.

Раздвинули деревья-великаны свои ветви, художник вошёл в лес и увидел на высоком холме старый дуб. (Педагог рисует на доске.) Нарисовал его художник и пошёл дальше. А в лесу деревьев видимо-невидимо, и каждое норовит с художником познакомиться. Хочется им, чтобы художник их нарисовал. Берёзка-красавица распустила свои косы, стоит перед художником и красотою похваляется: «Я ль на свете всех милее, всех белее и стройнее…» (Педагог на доске изображает берёзку.)

А вот там, вдали, ивушка, словно спрятавшись от всех, стоит, над рекой склонившись. (Педагог изображает иву небольшого размера, поясняя, что она вдалеке, и поэтому, кажется меньше тех деревьев, которые стоят вблизи.) Тут мохнатый можжевельник засуетился, закряхтел, зашуршал, как ёжик, своими иголками: «Меня-то художник не будет рисовать, такого колючего и неуклюжего». – прошипел он. Но художник с большим интересом нарисовал пушистый, мохнатый можжевельник, внимательно рассматривал и рисовал другие деревья, которые встречались ему на пути. (Далее можно в образной форме описать и нарисовать любые деревья.) Скоро у него появилась целая серия рисунков-портретов, портретов деревьев, разных по характеру».

4. Практическая работа.

Создав на доске галерею графических изображений деревьев, педагог предлагает учащимся изобразить свой сказочный лес. Учащиеся работают в группах (4 группы) на тонированной бумаге. Учащиеся 1 группы рисуют тушью, используя палочку, перо. Учащиеся 2 группы рисуют углём. Учащиеся 3 группы рисуют чёрным карандашом. Учащиеся 4 группы рисуют кистью и чёрной краской.

Учитель включает музыку, которая дополняет переживаемую ситуацию.

Дети изображают сказочный лес, в котором разные по характеру и внешнему виду деревья (большие или маленькие, толстые или тонкие, старые или молодые и т. п.), кустарники, трава, выявляя индивидуальные особенности в их строении, проявляя своё творчество, фантазию. Стараются передать фактуру ствола и крону, моделируя их штрихами, тоном и пятном. Учитель ведёт наблюдение, оказывает помощь тем, кто в этом нуждается.

5. Итог урока. Рефлексия.

По завершении работы учащиеся придумывают название для своей графической композиции и представляют её. Обсуждают композиции учащихся других групп.

Во время описания образов деревьев учитель может предложить детям перевоплотиться в то или иное дерево и пластически обыграть образы деревьев:

Я – стройная красавица-берёзка.

Я – дуб ветвистый, корявый.

А я – клён со сломанной веткой.

Я – маленькая пушистая ёлочка.

Я – плакучая ива, до самой земли склонившая свои ветки-руки.

Ребята обычно всегда с интересом выполняют это задание: пластическими движениями собственного тела выразительно передают образы деревьев.

Приложение













Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. Изображение зимнего леса на белых листах бумаги (по впечатлению и по памяти).

Материалы : тушь (черная гуашь, чернила), перо, палочка, тонкая кисть или уголь.

Зрительный ряд : наблюдения природы или слайды деревьев зимнего леса.

Литературный ряд : М.Пришвин "Рассказы о природе".

Музыкальный ряд : П.Чайковский "Декабрь" (из цикла "Времена года").

Выразительность материалов для работы в объеме

Изображение животных родного края по впечатлению и по памяти.

Материалы : пластилин, стеки, дощечка.

Зрительный ряд : наблюдение выразительных объемов в природе: корни, камни, слайды животных и скульптурные произведения, слайды и мелкая пластика из разных материалов в оригинале; репродукции работ скульптора В.Ватагина.

Литературный ряд : В.Бианки "Рассказы о животных".

Выразительные возможности бумаги

Освоение работы со сгибанием, разрезанием, склеиванием бумаги. Перевод плоского листа в разнообразные объемные формы. Склеивание простых объемных форм (конус, цилиндр, "лесенка", "гармошка"). Сооружение игровой площадки для вылепленных зверей (индивидуально, группами, коллективно). Работа по воображению; при наличии дополнительного урока можно дать задание по оригами.

Материалы : бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд : слайды произведений архитектуры, макеты прошлых лет, выполненные учащимися, показ приемов работы с бумагой.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы четверти)

Понимание красоты художественных материалов и их отличий: гуашь, акварель, мелки, пастель, графические материалы, пластилин и бумага, "неожиданные" материалы.

Изображение ночного праздничного города с помощью "неожиданных" материалов: серпантина, конфетти, семян, ниток, травы и т.д. на фоне темной бумаги.

Тема 2. Реальность и фантазия (7–14 ч)

Изображение и реальность

Умение всматриваться, видеть, быть наблюдательным. "Мастер Изображения" учит видеть мир вокруг нас. Изображения животных или зверей, увиденных в зоопарке, в деревне.

Материалы : гуашь (одна или две краски), цветная бумага, кисть.

Зрительный ряд : произведения искусства, фотографии с изображением животных.

Изображение и фантазия

Умение фантазировать. Фантазия в жизни людей. Изображение сказочных, несуществующих животных и птиц, соединяя воедино элементы разных животных и даже растений. Сказочные персонажи: драконы, кентавры и т.д.

Материалы : гуашь, кисти, большой лист бумаги, желательно цветной, тонированной.

Зрительный ряд : слайды реальных и фантастических животных в русской деревянной и каменной резьбе, в европейском и восточном искусстве.

Музыкальный ряд : фантастические образы из музыкальных произведений.

Украшение и реальность

Развитие наблюдательности. Умение видеть красоты в природе. "Мастер Украшения" учится у природы. Изображение паутинок с росой и веточками деревьев, снежинок и других прообразов украшений при помощи линий (индивидуально, по памяти).

Материалы : уголь, мел, кисть тонкая, тушь или гуашь (один цвет), бумага.

Зрительный ряд : слайды фрагментов природы, увиденные глазами художника.

Украшение и фантазия

Без фантазии невозможно создать ни одного украшения. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка).

Материалы : любой графический материал (один-два цвета).

Зрительный ряд : слайды кружев, бижутерии, бисерного шитья, вышивок и др.

Музыкальный ряд : ритмические сочетания с преобладанием повторяющегося ритма.

Постройка и реальность

"Мастер Постройки" учится у природы. Красота и смысл природных конструкций – соты пчел, головки мака и формы подводного мира – медузы, водоросли. Индивидуально-коллективная работа. Конструирование из бумаги "Подводного мира".

Материалы : бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд : слайды самых различных построек (дома, вещи), природных конструкций и форм.

Постройка и фантазия

"Мастер Постройки" показывает возможности фантазии человека в создании предметов.

Создание макетов фантастических зданий, конструкций: фантастический город. Индивидуальная, групповая работа по воображению.

Материалы : бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд : слайды построек, способных пробуждать детскую фантазию, работ и проектов архитекторов (Л.Корбюзье, А.Гауди), ученические работы прошлых лет.

"Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки" всегда работают вместе (обобщение темы)

Взаимодействие трех видов художественной деятельности. Конструирование (моделирование) в украшении елочных игрушек, изображающих людей, зверей, растения. Коллективное панно.

Материалы : бумага, ножницы, клей, гуашь, тонкие кисти.

Зрительный ряд : детские работы за четверть, слайды и оригинальные произведения.

Тема 3. О чем говорит искусство (11–22 ч)

Это – центральная и важнейшая тема года. Две предыдущие подводят к ней. Основной задачей является освоение того, что в искусстве ничего и никогда не изображается, не украшается, не строится просто так, только ради искусности. "Братья – Мастера", то есть искусство, выражает человеческие чувства и мысли, понимание, то есть отношение к тому, что люди изображают, к тому, кого или что украшают, постройкой выражают отношение к тому, для кого и для чего строят. До этого вопрос выражения должен был ощущаться детьми в работах только на эмоциональном уровне. Теперь для детей должно все это перейти на уровень осознания, стать очередным и важнейшим открытием. Все последующие четверти и годы обучения по программе эта тема постоянно, в каждой четверти, каждом задании, должна акцентироваться, закрепляться через процесс восприятия и процесс созидания. Каждое задание должно иметь эмоциональную направленность, развивать способность воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.

Похожая информация:

  1. II. Выпишите из текста предложения, подтверждающие следующие высказывания. a) Настанет время, когда получение промышленных материалов в космосе станет обычным делом

Чтобы посмотреть презентацию с оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов:

Выразительные возможности бумаги (поиски открытие нового способа действий)Урок ИЗО, 2 классУчитель ИЗО Брусникина С.Н. МБОУ «СШ №28». г.Иваново, 2016 год Цель блока уроков: познакомиться с выразительными возможностями бумаги.Задача: выполнить макет игровой площадки для животных, взяв за модуль полоску бумаги. В результате уроков ученик получит возможность узнать о выразительных возможностях бумаги,освоить приемы сгибания, разгибания, склеивания бумаги; научиться переводить плоский лист в разные объемные форматы, склеивать простые объемные формы: конус, цилиндр, «лесенка» и «гармошка» Планируемые результатыПредметныеузнает о выразительных возможностях бумаги.освоит приемы сгибания, разгибания, склеивания бумаги; научится переводить плоский лист в разные объемные форматы, склеивать простые объемные формы: конус, цилиндр, «лесенка» и «гармошка»МетапредметныеРегулятивные: активизироватьи концентрировать силы энергии и волевые усилия для преодоления затруднений.Познавательные: использовать модели и схемы для решения практических задачКоммуникативные: обсуждатьи анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы; осуществлять взаимный контроль;ЛичностныеНравственно-этическая ориентация: приобретает навыки делового сотрудничества В связи с введением ФГОС, для меня, как педагога, вызывал некоторые трудности этап целеполагания и постановки задач на урок, в котором, как известно, основная роль отводится ученикам. Считаю, что этот этап очень важен, так как именно на нём должен быть осуществлён деятельностный подход в обучении, именно на нём необходимо заинтересовать ребят, заставить их мыслить, настроить на плодотворную работу. Поэтому, я уделяю этому особое внимание. На этапе целеполагания- показываю слайды, на которых изображены уникальные здания, сооружения, постройки (А.Гауди, О.Нимейер, Э.Л.Райт, Ле Корбюзье) ; пытаюсь совместно с ребятами проанализировать формы этих сооружений, материалы из которых они возведены; установить связь с прошлым уроком (выразительные возможности пластилина– лепка животных). Вопросами: «Для кого построены все эти сооружения?», « Кто придумывает и строит всё это? (архитекторы, художники, дизайнеры)», «Как вы думаете, эти и другие здания строят сразу или сначала их делают маленькими, в виде макетов?» «Как вы думаете, любят ли поиграть животные, и что им для этого нужно?» , подвожу ребят к самостоятельной постановке задачи на урок -(выполнение из бумаги макета игровой площадки для животных).«Кто из трёх братьев-мастеров нам поможет в этом?(мастер постройки)». Оскар Нимейер, здание электорального суда в г. Бразилиа Эндрю Ллойд Райт, музей Гуггенхайма, Нью-Йорк Ле Корбюзье, вилла Савой в Пуасси Антонио Гауди, Саграда фамилия, Барселона После этого, демонстрирую приёмы работы с бумагой, показывая, во что может превратиться полоска путём её трансформации -скручивания, сгибания, складывания, сминания и т.д.), прошу ребят сформулировать цель урока (познакомиться с выразительными возможностями бумаги).Работа с учебником.Инструктаж по работе с ножницами, клеем.Индивидуальная работа с детьми. На этапе рефлексии подводятся итоги урока в форме вопросов и ответов:1. Что нового я узнал сегодня на уроке?(о выразительных возможностях бумаги, о профессиях дизайнер и архитектор);2.Кто из вас, ребята, хотел бы приобрести эту профессию? Что для этого нужно?3. Что особенно было для вас интересным?4.Достигли мы с вами цели урока?5. Выполнили мы поставленные задачи?


Приложенные файлы

Конспект урока по теме «Выразительные возможности аппликации»

Конспект урока ИЗО для 2 класса "Осеннее настроение"

Анненкова Елена Николаевна, учитель изобразительного искусства и технологии МБОУ "Глебовская СОШ" Фатежского района Курской области.
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока "Осеннее настроение" для 2 класса по теме "Выразительные возможности аппликации" по программе под редакцией Б.М. Неменского. Данный материал будет полезен учителям изобразительного искусства. Это конспект урока, направленный на комплексное формирование и развитие универсальных учебных действий у младших школьников. Конспект урока содержит элементы полихудожественного подхода в обучении изобразительному искусству.
Цель: создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе овладения техникой и способами аппликации; способствование развитию информационных, коммуникативных, образовательных, регулятивных компетенций у участников образовательного процесса.
Задачи:
Образовательные:
- Расширить познавательную сферу обучающихся через знакомство с техникой аппликации;
- Формировать информационные компетенции через работу с учебником.
Развивающие:
- Развивать эмоциональную сферу обучающихся через систему воздействия различных видов искусства; рефлексивные умения через проведение анализа результатов урока; речь как показателя общего развития учащегося через представление собственных достижений на уроке, результатов рабочих групп;
Формировать регулятивные компетенции через умение понимать и принимать учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
Воспитывающие:
- развивать коммуникативные умения обучающихся через организацию групповой, коллективной и индивидуальной деятельности на уроке.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
- умение использовать образный язык изобразительного искусства в технике аппликации: цвет, ритм, композицию для достижения своих творческих замыслов,
- способность моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка),
- совершенствовать умение эстетически воспринимать окружающую природу.
Познавательные УУД:
- самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи передачи настроения в пейзаже средствами аппликации,
- самостоятельное создание алгоритма деятельности,
- выбор оснований и критериев для сравнения произведений живописи и фрагментов музыкальных произведений,
- самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера..
Коммуникативные УУД:
- расширение навыков общения в условиях коллективной деятельности,
- развитие эмоционально позитивного отношения к процессу сотрудничества,
- умение договариваться, находить общее решение, взаимопомощь.
Регулятивные УУД:
- самостоятельная постановка цели предстоящей творческой работы, обдумывание замысла, выполнение работу в материале,
- выражение в словесной форме образного смысла творческой коллективной работы,
- оценивание результата своего труда.
Материально-техническое обеспечение урока:
учебники изобразительного искусства Е.И. Коротеевой «Искусство и ты», 2 класс, схемы эмоций и ключ к тесту «Настроение»,
фрагменты из концерта фа мажор «Осень» соч. 8 №3 Антонио Вивальди (серия «Времена года») в исполнении Михаила Ваймана, скрипка, камерный оркестр Ленинградской филармонии; художественный руководитель Лев Шиндер: Allegro и Adagio molto;
репродукции пейзажей с изображением осени;
таблица «Правила работы в группе»;
Тип урока: комбинированный.
Организация учебного пространства: пространство класса поделено на зоны для индивидуальной работы и работы в группах. Для этого в конце кабинета по периметру сдвинуты учебные столы.
Содержание урока
1. Организационный этап
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я приветствую вас в этом кабинете, прошу приготовить к уроку цветную бумагу, клей и занять свои места.
2. Мотивационный этап
Учитель: Ребята, мне бы хотелось знать с каким настроением вы пришли на этот урок. Для этого проведём тест «Настроение». Выберите из лежащих у вас на столах схем настроения, соответствующую вашему настроению: радостное, грустное, раздражительное, равнодушное.
Учащиеся выбирают из предложенных им схем эмоций, соответствующую их настроению. Показывают учителю.

Учитель проводит краткий анализ результатов теста.
3. Актуализация опорных знаний
1. Определение темы урока
Учитель: - Какое время года за окном? (осень).
- Как вы думаете, бывает у осени настроение? Какое? Посмотрите, какая разная, но неизменно прекрасная осень на картинах художников! У неё, как и вас, разное настроение.
Обучающиеся рассматривают репродукции пейзажей с изображением осени.
- На основе беседы и наблюдения, кто может предложить тему сегодняшнего урока?
Учащиеся озвучивают тему урока (самостоятельно или с помощью учителя): «Осеннее настроение».
2. Целеполагание
Учитель: - Конечно, ребята, мы будем говорить об осени и о том, какой она бывает. К уроку вы приготовили цветную бумагу, клей. А как называется картина из кусочков цветной бумаги?
В ваших учебниках на стр.50-53 рассмотрим способы выполнения аппликации.
- Исходя из этих знаний, попробуйте озвучить учебные задачи, которые будут стоять перед вами на уроке (воспринимать красоту осенней природы;
научиться передавать красоту осени в технике рваной аппликации).
4. Изучение нового материала
1. Восприятие произведений живописи и музыки по теме урока
Учитель: Мы рассмотрели с вами картины художников об осени. Но не только художники стремятся передать своё восхищение замечательным временем года – осенью. У композитора с очень красивой и мелодичной фамилией Вивальди тоже есть произведение под названием «Осень».
Прослушайте фрагменты музыкального произведения и попробуйте определить, с каким настроением показывает нам осень композитор.
Подберите репродукции пейзажей, соответствующие этим фрагментам.
Учащиеся прослушивают музыкальные фрагменты Allegro (лёгкий ветерок качает ветви деревьев, плавно кружит осыпающиеся листья) и Adagio molto (холодный, унылый дождь) определяют настроение, находят соответствующие этому настроения репродукции осенних пейзажей.
2. Распределение по группам
Учитель: - Выберите из класса двух самых хорошо рисующих, на ваш взгляд, ребят. Сегодня они будут главными художниками. Ну, а главные художники наберут себе команды, по очереди называя имена одноклассников.
Обучающиеся распределяются на группы. Переходят в зону для коллективного творчества.
3. Инструктаж о правилах работы в группе
- Вы уже на уроках изобразительного искусства работали в парах. Давайте, вместе определим правила работы в группе:
1. Варианты выполнения задания обсуждать шёпотом.
2. Распределить обязанности по выполнению задания между собой.
3. Считаться с мнением друг друга.
4. Оказывать друг другу помощь.
5. Соблюдать правила безопасного труда.
Учитель: Я раздаю каждой группе «секретные задания», не говорите о них никому.
«Секретное задание» для группы №1:
«Изобразите осеннее дерево в пасмурный день. Дождевые тучи, вот-вот пойдёт дождь. Дует сильный ветер с одной стороны и срывает листья деревьев. Под деревом лежат ковром осенние листья».
«Секретное задание» для группы №2:
«Изобразите ясную осень. Стоят тёплые дни. Лёгкий ветерок шелестит листьями дерева. Листья легко падают и кружатся. Под деревом лежат ковром осенние листья».
Учащиеся читают «секретные задания», обсуждают распределение обязанностей в группе.
4. Пластическое интонирование (олицетворение)
Учитель: -Сейчас мы с вами не только проведём разминку, но и постараемся представить, что мы осенние деревья. Под музыку А. Вивальди покажите с помощью рук и тела, как "живут" деревья:
- Как у дерева растут ветви?
- Как на них шелестят листочки, когда их трогает ветер?
- Вот ветер стал сильным, клонит все ветки в одну сторону.
- Разыгралась буря. Порывистый ветер налетает на деревья то с одной, то с другой стороны.
- Буря затихла. Снова подул лёгкий и тёплый ветерок, и листья закружились в воздухе.
Молодцы! Я надеюсь, что то, что вы сейчас почувствовали, поможет вам в выполнении ваших «секретных заданий».
5. Выполнение практической работы
Учитель: - Перед вами большие листы, на которых будет работать каждая группа. Ещё раз прочтите "секретное задание", обсудите выполнение, распределите обязанности.
Для аппликации вы не приготовили ножницы. Почему? Ещё раз обратимся к учебнику. На стр. 50 – 53 показаны фотографии осенних деревьев и приёмы работы в технике рваной аппликации, поэтому ножницы нам не нужны.
Школьники выполняют коллективные композиции на тему «Осеннее настроение» (в зависимости от подготовки обучающихся возможно выполнение работы полностью в технике аппликации или с нанесением фона красками).
6. Рефлексия. Итоги урока
1. Игра «Отгадай задание»
Учитель: - Ребята, вы знаете, почему ваши задания были секретными?
Сейчас группы отгадают задание друг друга.
Творческие группы становятся напротив друг друга. Главные художники показывают коллективные работы противоположной команде и отгадывают, какое задание эта команда получила.
2. Анализ работ обучающихся, подведение итогов урока
Учитель: - Скажите, ребята, получилось ли у вас выполнить поставленные задачи?
Что вам помогло передать красоту осени, её настроение?
3. Тест «Настроение»
Учитель: - Вот и подошёл к концу наш урок «Осеннее настроение». Вы пришли на него с разным настроение, а с каким настроением вы уйдёте?
Учащиеся выбирают из предложенных им схем эмоций, соответствующую их настроению в конце урока. Показывают учителю. Учитель проводит анализ результатов теста.
Я желаю вам, чтобы у вас всегда было только хорошее настроение!
4. Домашнее задание
Домашнее задание предполагает поиск зрительного ряда (фотографий, рисунков зимних деревьев) к следующей теме «Выразительные возможности графических материалов»
Работы обучающихся

Задачи:

Создание условий для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей обучающихся

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности.

Цель урока: Первичное знакомство со сгибанием, разрезани­ем, склеиванием бумаги; перевод плоского листа бумаги в разнообразные объемные формы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Выразительные возможности бумаги.

Задачи:

Создание условий для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей обучающихся

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

Развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности.

Цель урока: Первичное знакомство со сгибанием, разрезани­ем, склеиванием бумаги; перевод плоского листа бумаги в разнообразные объемные формы.

Оборудование: цветной картон бумага клей ножницы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

2. Изучение нового материала.

Учитель. Каких замечательных зверей и деревья вы вылепили! А теперь попробуйте сделать для них игровую площадку из бумаги. На ней будут горки, качели, мостики, фонтаны.

В работе с бумагой много разных приемов: ее складывают, закручивают, надрезают. Не только дети занимаются поделками из такого привычного материала, как бумага. Из нее часто делают макеты и объемные модели архитекторы, дизайнеры, конструкторы, модельеры. И хотя их готовые изделия воплощаются в совершенно разных материалах (кирпич, бетон, металлы, стекло, дерево, ткань, и др.), часто их создание начинается с бумажного проекта - модели.

3. Практическая часть.

Самостоятельная работа учащихся, совместно с учителем.

Дети сооружают игровую площадку (индивидуально, группами, коллективно) из плотной бумаги.

Макеты игровой площадки

Анализ общих ошибок. Попутно напомнить о технике безопасности и правильном поведении на уроке.

4. Подведение итогов.

Оценивание работ

Выставка лучших работ

5. Организационное завершение.

Уборка рабочих мест


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи 4 класс. Тема: "Выразительные средства языка" Обощение

Цель урока:-закреплять знания выразительных средств языка- учить выделять и употреблять их в речи;- развивать воображение детей, духовность;- воспитывать уважение к себе и людям....

Урок для первого класса второй четверти по теме "Выразительность в музыке". Составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Содержит презентацию....