Как жили чеченцы в ссср. Политика коренизации в чечне и ингушетии в советский период. Чечня в составе Российской Федерации

Оригинал взят у svetan_56 в Откуда пошел жест щелчок по горлу

Когда предлагают выпить, часто используют этот жест, который понимают даже иностранцы. А вот его историю знают не все.

В XIX веке, как-то по осени, в Санкт-Петербурге, со шпиля Петропавловского собора, ветром унесло крылья у ангела и обшивку с креста. Ну, конечно, такое безобразие надо починить.


Это ж сколько лесов надо поднять на 120-метровую высоту? Но на удачу, нашёлся тут один ярославский мастеровой кровельщик - Телушкин Пётр, который сказал, что починит крест и крылья приладит. За свой труд определённого вознаграждения он не назначил, предоставляя начальству самому установить величину его, а просил лишь о выдаче 1471 рубля за материалы, которые потребуются ему при производстве починки. Написал расписку, что «закладывает свою жизнь», и лесов ставить не будет, а полезет наверх, цепляясь руками. От таких выгодных условий начальство не могло отказаться. Тем более, что в благоприятном исходе этого Дела, в отличии от Петра, никто не был уверен. А он был тогда двадцати трех лет отроду, невысокого роста, но поднимал спокойно 13 пудов, и в себе имел большую уверенность. (Хотя сильно любил выпить, да и кто тогда не любил этого дела по той тяжелой жизни). Вот эта сила, ловкость и сообразительность помогла ему в решении задачи.

Закрепил веревку Петр, и вылез вниз из слухового окна шпиля, которое было почти в середине позолоченного творения. И пошел на натянутой веревке, по часовой стрелке - влево, цепляясь за фальцевые рёбра вокруг шпиля. И пришёл, таким образом, назад в окно. Потом Телушкин наладил стремена, и полез вверх с утягиванием верёвки. Ему помогло, что выше через три метра были расположены соразмерно железные крюки. Так он долез до яблока, собрал в кольца кусок верёвки и бросил её вокруг креста. По этой верёвке, на которой предварительно были сделаны узлы, он и подошёл к ангелу. А далее он наладил верёвочную лестницу, и 6 недель лазил по хорошей погоде, чинил, чинил и чинил.

За такой подвиг наградил Петра Государь серебряной медалью «За усердие» на Аннинской ленте. И выписали грамоту ему специальную, увидев которую в каждом кабаке целовальники обязаны были ему налить кружку священного напитка. Но то ли по пьяному делу, то ли выкрал кто, но потерялась та грамота. Тогда сделали ему особое клеймо на шее справа под челюстью. И заходя в питейное заведение, бил он щелбаном себе под челюсть, - мол, давай-наливай. Вот отсюда и пошел характерный жест, означающий распитие спиртного.



Не все всегда мы выражаем словами. Иногда нам достаточно жестов. В разных ситуациях мы рвем на груди рубаху, бросаем оземь шапку и показываем кукиш.

Кукиш

Вообще этот жест характерен для многих культур. На Руси о кукише, вероятно, узнали от приезжих немцев, которые таким вульгарным жестом пытались соблазнять русских барышень. Есть даже версия, что «фига» возникла от немецкого выражения fick-fick machen (так звучало традиционное немецкое приглашение к интимной близости). В русской традиции символ этого жеста (наверное, благодаря высокоморальным русским женщинам) трансформировался в обозначение категорического отказа. Причем со временем «фига» стала использоваться как защитное средство от нечистой силы: видимо, из-за распущенности экспаты из германских земель приравнивались к бесам

Щелчок по горлу

Этот жест из русской питейной традиции артикулировал распространенный в XIX-начале XX века фразеологизм «заложить за галстук». Выражение это родилось в офицерской среде, и придумал его некий полковник Раевский, «краснобай и балагур». Кстати, он «изобрел» и другую «питейную» фразу - немного подшефе (chauff?). Интересно, что этот жест взяли на вооружение спекулянты горячительными напитками во времена «сухого закона», который Николай II установил в Российской империи в 1914 году.

Шапку оземь

Экспрессивный жест, который артикулировал какое-то отчаянное решение. Головной убор (наряду с бородой) для русских мужчин символизировал достоинство, интегрированность в обществе. Публичное снятие шапки считалось тяжким позором, своего рода гражданской казнью. Обычно этой процедуре подвергали должников. Добровольное же бросание на землю шапки демонстрировало готовность человека пойти на самый безумный риск, в котором ценой неудачи могло стать изгнания человека из общества.

Чесание затылка

Русский человек чешет затылок, когда чем-то озадачен. Вопрос – для чего? Конечно, вряд ли, чтобы простимулировать кровообращение мозга. Одна из версий гласит, что жест этот пришел из народной магии: таким образом наши предки вызывали на помощь пращура, гения рода.

Рвать рубаху на груди

Вероятно, изначально это была импровизированная клятва. Есть гипотеза, что таким экспрессивным жестом наши предки показывали свою принадлежность к Православной вере, демонстрируя крест. Кроме того, известно, что при казнях и некоторых телесных наказаниях экзекуторы разрывали у наказанного верх рубахи. Так вот, добровольное разрывание одежды в качестве убеждающего аргумента призвано было показать готовность человека взойти на плаху за правду.

Бить себя в грудь

Этот жест по одной из версий пришел из воинской традиции кочевников и был занесен на Русь татаро-монголами. Так «степняки» приносили клятву своему сюзерену. Удары кулаком в грудь в качестве жеста должны были показать преданность человека.

Коза

Как правило, этот жест ошибочно связывают с уголовной «распальцовкой» или поклонниками «металла». На самом деле, «козе» уже несколько тысячелетий, и связана она была с защитой от черной магии, от злых духов. Вероятно, старшее поколение еще помнит потешку «Идет коза рогатая за малыми ребятами…», когда взрослый показывают, как бодается коза, изображая козлиные рожки с помощью мизинца и указательного пальца правой руки. На самом деле, это не просто игра с ребенком – таким образом наши пращуры снимали сглаз с детей. Кроме того, «козой» сопровождали свои выступления древнегреческие ораторы – эта конфигурация означала «наставление». От древних риторов этот жест переняли христианские священники, которые часто сопровождали свои проповеди именно «козой». Любопытно, что на некоторых православных иконах можно увидеть Спасителя и святых с выставленными вперед мизинцем и указательным пальцем.

Сгибать пальцы при счете

В отличие от тех же французов, которые при счете разгибают пальцы, начиная с большого, русские их сгибают, начиная с мизинца. Должно быть, это как-то помогает нам сконцентрироваться, взять ситуацию «в кулак», а себя в руки.

Махнуть рукой

Жест схожий с бросанием шапки оземь. По своему значению он также схож с этим эмоциональным проявлением русского фаталистичного начала, но если после бросания шапки оземь идут, как правило, решительные и часто безрассудные действия, то после маха рукой, у русского человека наступает смирение и принятие.

Палец у виска

Палец у виска - жест международный. У немцев и австрийцев он означает «псих!», а в целом ряде африканских культур значит, что человек глубоко задумался. Во Франции палец у виска означает, что человек дурак, а в Голландии, напротив, что он умный. В России у виска крутят, когда хотят показать, что собеседник «немного того», что у него «шарики за ролики».

Русский поклон

На Руси было принято раскланиваться при встрече. Но и поклоны бывали разные. Славяне приветствовали уважаемого в общине человека низким поклоном до земли, иногда даже касаясь или целуя ее. Такой поклон назывался «большим обычаем».

Знакомых и друзей встречали «малым обычаем» - поясным поклоном, а незнакомцев почти без обычая: прикладывая руку к сердцу и затем опуская ее вниз. Интересно, что жест «от сердца к земле» является исконно славянским, а «от сердца к солнцу» нет.

Любой поклон метафорически (да и физически тоже) означает смирение перед собеседником. В нем также есть момент беззащитности, ведь человек склоняет голову и не видит того, кто перед ним, подставляя ему самое беззащитное место своего тела - шею.

Руку на сердце

Прикладывание руки к сердцу раньше часто сопровождало любой поклон - это выражало сердечность и чистоту намерений. Сегодня поклоны ушли в прошлое из повседневного этикета, но руку к сердцу до сих пор прикладывают. Значение этого жеста осталось прежним.

Чуть-чуть

Этот жест является жестом-антонимом к любимому жесту рыбаков, показывающих, какую рыбу они сегодня поймали. Используется он тогда, когда надо показать, что много вам уже не нужно наливать, а также тогда, когда вас спрашивают, какая прибавка к зарплате у вас была за последние полгода.

Секир-башка

Похожий жест с жестом «сыт по горло» , но в отличие от него он носит, как правило, не слишком миролюбивый характер. Во время исполнения жеста «секри-башка» (который пришел в русскую культуру с Кавказа) нужно провести большим пальцем по шее, имитирую движение кинжала. Как правило, этот жест обозначает ультимативную просьбу.

Руки в боки

Этот жест, который особенно любят женщины в русских селеньях, показывает уверенность человека в заданной ситуации, его готовность к решительным действиям (остановить коня, войти в горящую избу). Когда человек подбоченивается, то расширяет границы своего тела, показыавая свое доминирование.

Руки крестом на груди

Традиция скрещивать руки на груди парижилась в России от старообрядцев. Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди. В психологическом отношении этот жест является защитным.

Показать нос

Жест большого пальца руки у носа - «показать нос» - является одним из наиболее широко известных, но сравнительно не часто употребляемых. Он известен не только в России. В Италии он имеет название «пальма на носу», во Франции - «нос дурака», в Великобритании сразу несколько - пятипальцевое приветствие, шанхайский жест, веер королевы Анны, японский веер, испанский веер, помол кофе. Ассоциации данного знака с помолом кофе возникали, в частности, у Ч. Диккенса. Существует предположение, что жест «показать нос» изначально представлял гротескный портрет длинноносого человека. В настоящее время считается дразнительным знаком у детей, а выражение «показать нос» синонимично глаголу «провести» в значении «обмануть».

Переворачивать стакан

В России жест, при котором человек переворачивает стакан, является ограничивающим, останавливающим жестом. Стакан переворачивают со значением «всё, хватит», либо «завязал». В Англии этот жест - призыв к драке, как и снятый с плеч пиджак.

Оттопырь мизинец

Жест с оттопыренным большим пальцем и мизинцем в России может означать разговор по телефону (с прикладыванием к уху), предложение выпить (с характерным опрокидыванием) или предложение покурить не табак. Также использовался активно во время сухого закона, когда таким жестом останавливали таксистов, у которым можно было приобрести спиртное.

По одной из версий, этот жест идет аж от полинезийцев. Якобы колонизаторы на островах Полинезии наказывали местных, катающихся на сёрфинге, отрубанием пальцев: за первый случай - указательный, за второй - средний, за третий - безымянный, оставляя только большой и мизинец - чтобы иметь возможность брать в руки поклажу или инструмент. Поэтому приветствующие таким образом - это закоренелые сёрферы, машущие друг-другу открытой ладонью.

Многие русские, знакомые с историей Советского Союза лишь по обрывкам из школьной программы и ностальгическим передачам на «Первом», могут считать, что межнациональные конфликты, которыми так изобиловал ушедший год - это то, чего не могло быть в дружном, интернациональном СССР. Сегодня я расскажу вам об одном примере такой советской дружбы русского народа с народом-академиком.

16 июля 1956 года был издан Указ Верховного Совета СССР «О снятии ограничений по спецпоселению с чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей». Бедным, несчастным горцам, которых зачем-то повыселяли в Казахстан, разрешили покинуть места ссылки.

Переселение чеченцев, ингушей и прочих малых народов случилось более массовым, чем могла предположить советская власть, и процесс начал выходить из-под контроля. Начались проблемы с трудоустройством, жильем и социализацией, которые постепенно начали перерастать в проблемы с незаконным хранением оружия, убийствами и нападениями на жителей Чечено-Ингушской АССР некоренных национальностей. Чеченцы начали запугивать местных, в Грозном распространялись антирусские листовки, были зафиксированы нападения чеченской молодежи на учащихся ремесленных училищ и офицеров Советской Армии. В результате, в течение 1957 года за пределы ЧИ АССР выехали 113 тысяч русских, осетин, аварцев, украинцев и граждан других национальностей (результаты переписи населения в 1959 году показали, что в республике проживает всего 710 424 человека). Среди тех, кто предпочёл остаться, крепли античеченские настроения. Нужна была только искра, которая и вспыхнула 23 августа 1958 года.

Вечером того дня в пригороде Грозного чеченец Лулу Мальсагов, находясь в нетрезвом состоянии, устроил драку с русским парнем Владимиром Коротчевым и нанес ему ножевые ранения в живот (его удалось спасти). В тот же день у Мальсагова случился еще один конфликт с рабочими химического завода, один из которых - Евгений Степашин - получил несколько ножевых ранений, ставших для него смертельными.

Слухи об убийстве чеченцами русского парня быстро разнеслись среди рабочих завода и жителей Грозного. Реакция населения была бурной, несмотря на то, что убийцу довольно быстро задержали. Ещё больше подлило масла в огонь руководство республики, запретившее проводить панихиду на территории химического завода, на котором работал Евгений, и мешавшее распространения любой информации о происходящем.

«Некоторые участники похорон возмущались и кричали: «Почему не разрешают нести гроб там, где хочется?» Наконец группа женщин, около 50 человек, побежала вперед, обогнала идущих с венками, прорвала оцепление милиции и с криками повернула толпу на улицу, ведущую в центр. Дальше толпа женщин (до 300 человек) шла впереди и не давала милиции перекрывать подступы к центру города. Около продовольственного рынка кто-то из женщин стал звать народ на митинг».

К 17.00 похоронная процессия подошла к зданию обкома и, несмотря на запрет, начался траурный митинг. К митингующим даже вышли секретари обкома партии Г.Я. Черкевич и Б.Ф. Сайко, но вместо разговора о волнующих людей проблемах они попросили возмущенных русских “прекратить хулиганить”.

Меж тем, некоторые из митингующих предприняли попытку проникнуть в здание обкома, и в 19 часов 30 минут им это удалось. Группа молодежи ворвалась в обком и попыталась силой вытащить на площадь председателя Совета Министров ЧИ АССР Гайербекова, второго секретаря обкома КПСС Чахкиева и других работников. С большим трудом сотрудникам КГБ и МВД удалось изгнать из обкома прорвавшихся туда демонстрантов и задержать наиболее активных из них.

Митингующие стали нападать на военные и милицейские автомашины и откатывать их вместе с солдатами на прилегающие к площади улицы. Были остановлены и избиты два чеченца, проезжавшие мимо на мотоцикле. В окна обкома летели камни.

Ближе к двум часам ночи митингующие стали расходиться и у милиции получилось зачистить здание обкома, за день был арестован 41 человек.

На следующий день, 27 августа, случился новый митинг. С семи утра на той же площади начали собираться недовольное горожане, обсуждавшие вчерашние события и выражавшие недовольство задержаниями.

К полудню на площади вновь собралась многотысячная толпа. Выступающие настойчиво повторяли свои требования: освободить арестованных, выслать чеченцев из Грозного. Примерно в час дня большая группа митингующих вновь ворвалась в обком и устроила погром - ломали мебель, били окна, выбрасывали на улицу документы и другие бумаги. Другой группе удалось прорваться в здание КГБ и нанести некоторый материальный ущерб: были выбиты стекла, выломаны двери и т.п. Прорыв чекистам удалось быстро ликвидировать, причем без применения оружия. Также митингующие ворвались в здание МВД ЧИАССР - искали задержанных днём ранее.

На улицах города отдельные группы участников беспорядков останавливали автомашины - искали чеченцев. Как позднее докладывал генерал-полковник С. Н. Перевёрткин, «руководящий состав и значительная часть сотрудников МВД и райотделов милиции сняли форменную одежду из-за боязни возможного избиения их хулиганами».

Ближе к вечеру митингующие написали текст «резолюции митинга», где, помимо прочего, были требования «Чечено-ингушскому населению разрешить проживать в Грозненской области не более 10% от общего количества населения» и «Лишить всех преимуществ чечено-ингушское население по сравнению с другими национальностями». Восставшие русские попытались штурмовать радиостанцию и телефонную станцию, чтобы передать свои требования в Москву (оба штурма закончились неудачно, во время штурма телефонной станции один человек был убит и двое получили ранения). Удалось им это только с штурмом почтамта. В 23 часа группа демонстрантов отправилась на вокзал и перекрыла железную дорогу. Люди врывались в вагоны и просили передать жителям других городов о происходящем. На вагонах появлялись надписи «Братцы! Чеченцы и ингуши убивают русских. Местная власть поддерживает их. Солдаты стреляют по русским!»

Примерно в полночь в Грозный были введены войска. Толпа пыталась сопротивляться, но солдаты быстро подавили сопротивление и железная дорога была разблокирована. Одновременно с этим войскам удалось навести порядок у здания обкома. В ночь с 27 на 28 августа в Грозном был введён комендантский час, который действовал в течение четырёх суток.

Руководство СССР, несмотря на широкий резонанс происходящего, предпочло не разбираться в причинах происходящего, а наказать самых ярых активистов - в результате расследования происходящий событий многие участники получили уголовные сроки (автор «проекта резолюции», например, получил 10 лет). Вот что писал по этому поводу доктор исторических наук Владимир Козлов:

«Московские партийные руководители так и не сумели дать серьёзную политическую оценку событиям, которые явно вышли за рамки случайного эпизода, - в центре относительно небольшого города буйствовала толпа численностью до 10 тысяч человек. Дело ограничилось чисто полицейскими мерами и обычной идеологической говорильней. Неудивительно, что, несмотря на все усилия властей, этническая напряженность, как в Грозном, так и в республике сохранялась…»

Итого: Российская Империя - Кавказская война, массовое выселение в Турцию, постоянные перестрелки между местными жителями и горцами, карательные походы белогвардейцев. Советский Союз - массовое выселение в Казахстан, постоянные стычки между местными жителями и горцами, натуральные погромы с вводом войск. Российская Федерация - две войны, постоянные стычки между местными жителями и горцами, погромы в центральной России.

Вы все еще верите, что проблема с Кавказом в каких-то неизвестных “придурках и провокаторах”, которые “раскачивают лодку”? ВСЕ ПОСЛЕДНИЕ 150 ЛЕТ?!

Советская власть принесла на Северный Кавказ новые порядки, и не все из них были восприняты враждебно. В годы СССР образ кавказца представлялся не только дружественным, но и символизирующим советскую власть.

Новая страна, новые правила

В первые годы при советской власти на всей территории Северного Кавказа существовали шариатские суды. В зависимости от автономии они имели разные полномочия.

Так, например, в Чечне и Ингушетии оспорить решение суда шариата мог только Верховный суд РСФСР.

Начиная со второй половины 20-х годов советская власть начала постепенное наступление на шарсуды и исламские традиции в целом, так как они не вписывались в новую концепцию социальной структуры, а уже в 1928 году в уголовный кодекс РСФСР была добавлена глава «О преступлениях, составляющих пережитки родового быта».

По новому закону большая часть горских традиций приравнивалась к тяжёлым уголовным преступлениям и карались годом в лагере. Это привело к восстаниям, которыё жестоко подавлялись солдатами Красной армии по всей территории Северного Кавказа. Преследование «шариатистов» и сторонников мусульманских обычаев продолжались вплоть до середины 40-х годов. Потом началась война.

Отцы и дети

Если не брать в расчет коллаборационизм и депортационные процессы, можно сказать, что Великая Отечественная война стала тем фактором, который позволил кавказцам органично вписаться в дружную семью советских народов. В первую очередь это заметно по переменам в отношении отцов и детей.

До войны в кавказских семьях отцы старались держать дистанцию по отношению к детям, особенно к сыновьям.

Они никогда не брали их на руки и не говорили им слов одобрения. Даже когда ребёнок находился пред лицом опасности, отец звал его мать или других женщин. Но война, по мнению советских этнографов, кардинально изменила психологию кавказских мужчин.

В книге «Культура и быт народов Северного Кавказа» об этом говориться следующее: «действие этих процессов явилось существенным фактором отмирания устаревших взглядов и обычаев… Во многих семьях произошло смягчение домостроевских порядков».

В 70-е годы новое поколение кавказских мужчин уже без смущения гуляло со своими детьми в парках и провожало в школы. Но это не означало, что горцы начали сюсюкаться со своими отпрысками. Прилюдно хвалить своего ребёнка всё ещё считалось неприличным. Даже совсем маленьких мальчиков учили вести себя как взрослых. И по сей день отношение внутри кавказской семьи и на людях - это две разные манеры поведения.

Новый облик Кавказа

Вторая половина 40-х и начало 50-х были ознаменованы для горцев появлением новой детали городского пейзажа – четырёх- и пятиэтажных домов, и больших административных зданий в стиле неоклассицизма.

Дома связи, гостиницы, университеты - всё это должно было показать кавказцам незыблемость нового социального строя.

В начале 60-х появилась установка на стандартизацию быта. Незаселённые территории преобразовывались в жилые районы с обязательным комплектом построек: универмаг, кинотеатр, парк, детский сад, стадион, школа, клуб. Всё это так же обеспечивало рабочие места.

Все города Северного Кавказа обзавелись водопроводом, асфальтированными дорогами, канализацией, централизованным отоплением и т.д. Аулы тоже изменились. Вдоль центральных дорог посадили деревья, сами дороги выровняли. Появились помпезные здания сельсоветов, аптеки, парикмахерские, клубы, библиотеки и магазины. Новые дома строились из кирпича и имели деревянные полы, стеклянные окна и крышу, покрытой листовым шифером.

С конца 60-х интерьер новых горских домов состоял из покупной мебели. Стены украшали семейные фотографии и ковры, которые стелили на пол только к приходу гостей.

В период с 70-х по 80-е частью типичного интерьера стали импортные стенки, в которых хранилась одежда, посуда и книги. Домашняя библиотека была отдельным предметом гордости хозяев квартиры. Читать книги было не обязательно, но их наличие было очень важным элементом. В период стандартизации быта жилища горцев уже мало чем отличались от квартир любого другого жителя СССР. Это стало ещё одной вехой на пути интеграции горцев в советское общество.

Свадьба

Кавказская свадьба – наверное, одна из немногих традиций, которую советское правительство не смогло искоренить полностью. Первое комсомольское бракосочетание здесь прошло лишь в конце 50-х. Но, несмотря на все усилия активистов, молодожёны после «советской» свадьбы уезжали в дом родственников и проводили там ещё одну церемонию - традиционную.

Также бывали прецеденты, когда новобрачные из отдалённых аулов расписывались в ЗАГСе через несколько лет после свадьбы.

В 60-е впервые на свадьбах стали дарить цветы невесте. Такой поступок для Кавказа был по-настоящему революционным нововведением. Особым шиком в эти годы также считались: свадебный кортеж, украшенный зеленью и красной лентой, а также регистрация брака каким-нибудь местным чиновником, например, депутатом сельсовета.

Мужчина должен быть спортсменом

Секции спортивных единоборств – это, наверное, самое полюбившееся горцам нововведение советского режима. Джигиты ещё в 20-е годы проявляли интерес к борьбе, а после начала массового открытия спортивных секций в 50-х только плохой отец не отвёл туда своего сына.

Для кавказских родителей спорт стал отличным противовесом дурного влияния улиц и он воспитывал те качества, которые на Кавказе всегда считались истинно мужскими.

В любом даже самом захолустном ауле была одна или две секции борьбы. Для горских мальчиков занятие единоборствами было сравни инициации в мужчины. Это давало определённую цель, дисциплинировало и учило, как защитить себя и своих близких. Для советского общества в целом это так же имело положительные эффекты. Помимо того, что секции Северного Кавказа воспитали целый ряд олимпийских призёров, они ещё и делали улицы более безопасными. Ведь теперь свой горячий нрав молодёжь могла выплёскивать на ринге или татами, а не на случайного прохожего.

Насильственная коллективизация вызвала в Чечне восстания 1929-1932 гг., которые были подавлены при помощи жестоких репрессий (только в 1932 г. репрессировали 35 тыс. человек). 15 января 1934 г. Чеченская и Ингушская автономные области были преобразованы в Чечено-Ингушскую АО, а с 1936 - АССР.

По пятилетним планам до Великой Отечественной войны немало было сделано для реконструкции промышленности Чечни и развития культуры. Так, грамотность с 0,8% в 1920 г. поднялась до 85% в 1940 г. История всех научных учреждений также начиналась в этот период: ГрозНИИ был основан в 1928 г., Институт истории, социологии и филологии - в 1926 г. В 30-е гг. Чечня превратилась в самую развитую индустриальную республику на Северном Кавказе. Занимая второе место по добыче нефти в бывшем Советском Союзе, вырабатывая на нефтезаводах более 50% бензина, производимого тогда в СССР, и много другой продукции, она сыграла большую роль в укреплении экономической и военной мощи страны, в ее индустриализации.

В 30-е гг. к "борьбе с кулачеством" добавилась борьба с "буржуазным национализмом". Под предлогом борьбы с "буржуазными националистами" была уничтожена образованная часть чеченского общества. По данным известного политолога А. Авторханова только в одну июльскую ночь 1937 года было арестовано до 14 тысяч человек, что составляло 3% населения.

В 1940 г. в республике начинается антисоветское восстание в ряде горных районов. Восставшие свергли советские органы власти и провозгласили создание "временного народно-революционного правительства Чечено-Ингушетии". Только в 1942 г., после массированных авиационных бомбардировок, войскам НКВД удалось подавить сопротивление чеченцев. Во время Великой Отечественной войны основная часть вайнахов сражалась в Красной Армии против фашистов. Вместе с тем ряд общин, преимущественно горных, рассчитывал на помощь немцев в борьбе против сталинской тирании.

31 января 1944 г. ГКО СССР утвердил постановление о выселении чеченцев и ингушей в Казахскую и Киргизскую ССР. 21 февраля последовал приказ НКВД СССР о выселении. 1 марта 1944 г. Берия, руководивший выселением народов, доложил Сталину о том, что "на 29 февраля выселены и погружены в вагоны 478479 человек, в том числе 91250 ингушей". Здесь же Берия сетовал на то, что "из некоторых пунктов высокогорного Галанчожского района оставались невыселенными 6000 чеченцев в силу большого снегопада и бездорожья, вывоз и погрузка которых будет закончена в 2 дня". Выселялись чеченцы и ингуши и в последующем. Контингент пополнялся теми, кто демобилизовался из армии, проживавшими в соседних с Чечено-Ингушетией краях и областях чеченцами и ингушами. Депортация сопровождалась особой жестокостью. Из выселенных в 1944 г. 520301 чеченцев и ингушей к июню 1956 г. в живых оставалось 239670 человек. Депортация чеченцев и ингушей была одним из самых страшных преступлений сталинизма.

Только 16 июля 1956 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о снятии чеченцев с учета спецпоселений и при этом установил, что снятие с учета спецпоселений не влечет за собой возвращение имущества, конфискованного при выселении.

В 1957 г. Чечено-Ингушская АССР была восстановлена. После 13 лет ссылки вайнахи устремились на Родину. Однако процесс их возвращения и восстановление республики протекали болезненно. Реабилитация носила половинчатый характер. Политическое недоверие к народу, национальным кадрам сохранилось. Преподавание в вузах, школах велось на русском языке. Сфера употребления чеченского языка сузилась до семейно-бытового уровня. Родной язык преподавался как предмет только в сельских школах.

Вместе с тем экономическое развитие и восстановление народного хозяйства республики в послевоенные годы шли усиленными темпами. К 1990 г. в республике с разной степенью полноты были представлены 12 укрупненных отраслей, насчитывающих в своем составе около 100 отраслей и подотраслей (то есть менее 30% номенклатуры отраслей) индустрии СССР. В структуре промышленности главное место занимала добыча и переработка нефти. Наряду с нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленностью были развиты энергетическая, машиностроительная, нефтехимическая, деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, промышленность строительной индустрии. В 1990 г. в Чечено-Ингушетии насчитывалось 194 промышленных предприятий, включая предприятия бытового обслуживания и респотребсоюза.

Использованы материалы монографии:

Ш.Б. Ахмадов, С.А. Исаев, С.А. Хасиев. История Чечено-Ингушетии.