Кадры решают все когда сказал сталин. Сталин: кадры решают всё. Об актуальности лозунга в современной ситуации

"Кадры решают всё" - кто сказал эту фразу? Согласитесь, неглупый человек. Потому что это абсолютная истина, так как под словом «кадры» подразумевались профессионалы своего дела. Именно они двигают нашу жизнь вперёд, созидают, создают материальные блага, которыми мы с вами пользуемся. Всё, что есть в этом мире (не имеется в виду первозданное) создано ими: учёными, инженерами, мастерами, рабочими.

Что такое кадры?

Многим интересно, кто сказал: «Кадры решают всё». Но все ли знают, что же это за слово такое - "кадры". Кто же подразумевается под ним? Это слово имеет двоякое значение:

  • Военное. В словаре Ожегова можно найти определение, что кадры - это состав регулярных воинских частей. В советское время делалось уточнение, под военными кадрами подразумевали списочный рядовой и командующий состав воинских частей.
  • Гражданское. Это понимание пришло в советское время, когда этим словом обозначали списочный состав квалифицированных работников предприятий, учреждений. На каждом из них существовали отделы кадров, у которых были определённые обязанности по учёту, внесению записей в трудовые книжки. Кадры бывают разными: рабочими, ИТР (инженерно-технические работники), АХП (административно-хозяйственный персонал), управленческими, научными, руководящими и так далее.

В настоящее время кадры - это состав, входящий в штат учреждения, компании, фирмы. Но, как и в Советском Союзе, - это цвет нации.

Роль кадров в развитии страны

Впервые эта фраза Сталина «Кадры решают все» прозвучала в мае 1935 года на выпуске военных академий, в его речи, обращённой к выпускникам. Неудивительно, что она тут же стала лозунгом. Теперь это назвали бы брендом, только не в понимании продукта или услуги, а в смысле поставленной цели. В то далёкое время это был лозунг, который необходимо было претворять в жизнь. То есть перед всем народом была поставлена задача - учиться.

Что же в нём удивительного, что не дает покоя многим противникам всего советского? Реальный работающий призыв к действию. Он обозначил цель, к которой необходимо было двигаться. Именно претворение его в жизнь дало Советскому Союзу возможность удивительного скачка в развитии экономики, длящегося с 50-х по 80-е годы ХХ века, который привёл страну в число мировых лидеров.

Речь Сталина в мае 1935 года

Некоторые утверждают, что фразу «Кадры решают все» сказал первым Бисмарк, кто-то ищет других первопроизносителей, называя иные фамилии. Может, и так, это не столь важно. Главное, что даже если это сказал Бисмарк, он также был великим канцлером Германии, который знал, о чём говорил.

Сталин в своей речи подчеркнул, что путём многих лишений в стране были сэкономлены огромные деньги. На них можно было накупить ширпотреб, мануфактуру, как предлагали оппоненты Сталина в партии, но принято решение направить эти деньги на развитие машиностроения, металлургии и всей тяжёлой промышленности в целом. Были закуплены машины, механизмы, станки, тракторы, всё, чего не хватало для развития страны. Все силы брошены на индустриализацию. Чтобы управлять ими, необходимы специалисты, то есть квалифицированные рабочие, инженеры.

Сталин подчеркнул, что быстрых результатов в этом деле ждать не приходится, успехи обозначатся спустя определённое время. Но ждать их нужно, не останавливаясь, а идя вперёд. Нужно быть терпеливыми, не пасуя после первых неудач, а двигаться дальше без колебаний и неуверенности в своих силах. Преодолев голод в технике, стана встала перед голодом в области людей, кадров, работников, способных двинуть эту технику, выжать из неё всё возможное.

Без людей, можно с уверенностью сказать, техника мертва. Техника с квалифицированными кадрами творит чудеса. Большую часть речи Сталин посвятил вопросу бережного отношения к людям. Он назвал неумение ценить людей пережитком прошлого. Именно кадры решают всё. Кто сказал, что без них можно построить социализм, тот заблуждается.

Коснулся Сталин и разногласий по этому вопросу внутри партии, откуда можно предположить, что дискуссия по нему была довольно жаркой, и дело дошло до угроз расколоть партию. Время показало, что Сталин и его последователи были правы, так как именно проведённая индустриализация, кадры позволили стране выстоять в годы Отечественной войны и принесли ей славу Великой державы.

Немного истории

Что предшествовало провозглашению этого лозунга и что означает фраза «Кадры решают все»? В своей речи Сталин дал этому объяснение. Советской республике досталась страна, находящаяся в полной разрухе. Россия в первые годы ХХ века всё ещё пребывала, по сути, в феодальных отношениях. Капитализм только начинал своё развитие. Начало века ознаменовано для России позорным поражением в русско-японской войне 1904-1905 годов. Причиной её стала экономическая отсталость. 70% потенциала составляли мелкие отсталые крестьянские хозяйства, разбросанные по всей стране.

Революция 1905 года вскрыла жестокую эксплуатацию рабочих, к которым относились хуже, чем к американским неграм на плантациях. Не успев окрепнуть, Россия вступила в Первую мировую войну, которая унесла жизни миллионов русских граждан, разорив запад России. Февральская Буржуазная революция 1917 года привела к власти Временное правительство, которое состояло из бездарнейших и продажных представителей либеральной интеллигенции, поставивших страну на грань катастрофы.

Октябрьская революция 1917 года, три года гражданской войны, интервенция против Советской России - это всё печальным образом повлияло на экономическое состояние страны. К 1920 году она была похожа на смертельно израненного великана. Её нужно было возрождать заново. Руководители страны прекрасно понимали, что пока Европа воевала, Америка стремительно развивалась и намного ушла вперёд.

Цель - индустриализация страны

Странные разговоры о том, что царская Россия была страной с развитой экономикой, лишены всякого основания. Да, в стране была горстка супербогатых и просто богатых людей, приближенных к царской семье, крупных капиталистов, золотопромышленников, торговцев хлебом. Не может народ процветающей страны находиться в таких удручающих условиях, в которых находились русские рабочие и крестьяне до революции.

Россия была технически отсталой страной, с зарождающейся промышленностью. Поэтому в Советской России была поставлена цель на индустриализацию и выдвинут лозунг: «Техника решает всё». В результате проведённой жесточайшей экономии были собраны средства и закуплены трактора, станки, машины и механизмы. Но тут встал ещё более острый вопрос: где взять специалистов? "Кадры решают все" - кто сказал первым эту фразу? Страна впервые её услышала из уст Сталина. Был принят курс на всеобщую грамотность.

Ликвидация неграмотности

Как можно было получить достаточное количество специалистов, если более половины населения было просто неграмотным?! Это печальное наследство царской России. Началась вторая революция - культурная. Вся страна села за парты. Ликбезы, рабфаки, школы рабочей молодёжи. Именно их выпускникам предстояло стать элитой, гордостью советской и мировой науки, техники, литературы.

Советские генералы и маршалы вместе с народом привели нашу армию к великой Победе во Второй мировой войне. Кто сказал «Кадры решают всё»? Сталин. При этом он подчеркнул, что если не будет у нас их, то страна станет хромать на две ноги. Если они будут, то страна будет процветающей и победить её станет невозможно.

Отношение к кадрам во времена перестройки

"Кадры решают всё" - кто сказал фразу, неважно. Обидно, что не все руководители нашей страны понимали это. Политика Горбачёва середины 80-х годов была направлена на борьбу с самым ценным, что лелеяли и пестовали в Советском Союзе, - квалифицированными кадрами. Об этом мало говорят, но вся перестройка началась с борьбы с руководящими кадрами предприятий, фабрик, заводов, учреждений. Убирались профессионалы, прошедшие путь от низов и знающие производство от и до. Они обвинялись в авторитаризме.

Вместо них приходили люди случайные, выбранные на собраниях, которые не соответствовали ни по опыту, ни по знаниям занимаемым должностям. Убирались только те руководители, которые пользовались авторитетом и ответственность за принятые решения брали на себя. Обезглавленные предприятия легче было разваливать и захватывать уже в начале 90-х годов.

Вспомните отношение к профессии "инженер". Именно в это время к ним, самым квалифицированным кадрам, относились с насмешкой. Это было своего рода клеймо неудачников. История таких ошибок не прощает. В наше время мы пожинаем плоды этой политики. Не хватает квалифицированных рабочих, специалистов среднего звена, инженерно-технических работников. Без них развивать экономику просто невозможно.

Отношение к кадрам в западных странах

Любой капиталист, владелец предприятия знает цену специалистам. Он не будет уточнять, кто сказал «Кадры решают всё», он с уважением относится к ним. Он так считает. Поэтому ведущие компании тратят немалые деньги на обучение своих специалистов. Разве хозяин допустит, чтобы работники его предприятия выбирали себе руководителя? Нет, в этом мире всё строится на авторитарных отношениях, и никакой демократии. Знания, опыт, авторитет никто не отменял. Цена их на Западе, в той же Америке, очень высокая. Потому и экономическое положение этих стран намного выше, чем в нашей стране.

Ошибки в кадровой политике могут очень дорого обойтись, поэтому забота о людях должна быть важнейшим приоритетом любого руководителя типографии.

Наверняка читатели наслышаны о моих злоключениях в МГУ им. М. В. Ломоносова. Тогда нам удалось быстро реанимировать и вывести на московский рынок хозрасчётную типографию со штатом 120 человек, освоить множество технологий: цветной офсет, «цифра», шелкография, тиснение, УФ?лакировка, вырубка, ламинирование; брошюровка на скрепку, клей и спираль; интегрированный и твёрдый переплёт. Люди научились быстро и эффективно производить широкий ассортимент печатной продукции в промышленных масштабах — от визиток и листовок до календарей, бумажных пакетов, конвертов, упаковки DVD, журналов и книг.

Мы почти удвоили парк оборудования, оснастили типографию мебелью и оргтехникой, отремонтировали помещения за счёт самостоятельно заработанных средств и не получили ни копейки из гос. бюджета… И через 2,5 года после назначения я был уволен с должности директора, а ещё через 2 года (когда типография практически развалилась), с подачи моих «преемников» С. Ю. Егорова и И. В. Попова, оказался за решёткой.

Возражая против абсурдных обвинений в корысти при использовании коммерческого p/c типографии и выплате зарплаты сотрудникам неправильным способом, я всё же признаю свои ошибки в кадровой политике предприятия.

Пообещав ректору МГУ В. А. Садовничему сохранить сотрудников старой типографии, я «посадил на шею» растущему предприятию десятки людей, не умеющих и не желающих работать. Главным своим просчётом считаю выбор главного бухгалтера — Н. В. Павлова оказалась не только дилетантом, но и просто непорядочным человеком. Завалив всю финансовую отчётность, она сбежала из типографии во время проверки, уничтожив документацию, а позже «договорилась» со следователями Никулинского МСО, чтобы уйти от ответственности.

Не буду писать о непрофессионализме и коррупционности кадров в СКР и всей системе юстиции России, а также истории моего ареста (желающие могут посмотреть информацию на сайте www..

Кадровый вопрос

Трудолюбие руководства, лучшая организация производства, новейшее оборудование, грамотное ценообразование и поведение фирмы на рынке не способны принести успех, если руководитель не будет уделять внимание подбору, расстановке, обучению и мотивации сотрудников.

По словам известного американского эксперта по вопросам бизнеса Брайана Трейси, помогавшего многим людям стать миллионерами: «95% успеха руководителя определяют специалисты, которых он привлекает к работе. В наиболее успешных компаниях, как правило, работают лучшие из лучших».

Один высокооплачиваемый профессионал полезнее нескольких работников среднего уровня с меньшими зарплатами. Например, после ухода из МГУ мне удалось реформировать типографию НИУ «Высшая школа экономики», расширить номенклатуру и утроить объём продукции за счёт сокращения штата в полтора раза, обучения оставшихся сотрудников и набора опытных специалистов. Что удивительно — люди стали больше зарабатывать, а фонд заработной платы подразделения остался прежним.

Постоянно думайте о людях, работающих в типографии и извне помогающих ей развиваться. Умение подбирать и удерживать специалистов неоценимо, ведь любые решения должны проводиться в жизнь определёнными людьми определённым образом. Будьте в курсе личных проблем сотрудников и, по возможности, помогайте в их решении.

Даже если в типографии всё хорошо с кадрами, проводите мониторинг рабочей силы. В нашей отрасли существует дефицит профессиональных кадров, поэтому грамотного специалиста практически невозможно найти через кадровые агентства, газеты и общие источники информации в интернете. Советую пользоваться отраслевыми сайтами, полиграфическими форумами и порталами и методом «сарафанного радио» через знакомых, общение на выставках и семинарах. Даже один толковый специалист способен повысить эффективность типографии, организовать с нуля новые прибыльные проекты.

Найм сотрудников

Лично принимайте решение о найме, перемещении или увольнении ведущих сотрудников, управленческого персонала и уникальных специалистов рабочих профессий. Грамотно делегируйте полномочия доверенным подчинённым о решении кадровых вопросов с персоналом типографии, чтобы всегда быть в курсе дел.

Избегайте приёма родственников и близких друзей на ответственные посты — это может привести к их нежелательным альянсам против интересов предприятия. Не повторяйте моих ошибок, в результате которых Наталья Павлова смогла втайне от меня через подконтрольных ей бухгалтеров и кадровика устроить в типографию МГУ всю свою семью (сестру, сына и дочь).

При собеседовании обращайте внимание не только на профессиональные навыки, но и на способности человека. Например, нелишне проверить цветовосприятие печатника, художественный вкус художника, математические способности бухгалтера и коммуникативные возможности менеджера. Человеческие качества претендента зачастую важнее профессиональных, дилетанта можно научить работать, изменить характер — никогда. Часто первое интуитивное впечатление о человеке оказывается самым верным.

Не стесняйтесь требовать рекомендаций у кандидатов, сами связывайтесь с их прежними работодателями. Круг полиграфистов узок, и мы все связаны друг с другом. Нас объединяет любимая профессия, общие семинары, выставки и другие мероприятия, отраслевые издания (например, журнал Publish), сайты, форумы и блоги в социальных сетях. Любой руководитель типографии всегда поделится с коллегой своим мнением и информацией об ушедшем сотруднике.

Обучение персонала и карьерный рост

Мы все знаем о дефиците кадров в нашей отрасли, о недостатке полиграфических учебных заведений и уровне образования их выпускников. Только не становитесь заложниками «корочек» при поиске кадров. Толкового человека можно обучить и на действующем производстве. Более того, чтобы поддерживать интерес людей к работе, повышать производительность их труда, обучение должно быть постоянным.

Используйте институт наставничества, доплачивайте премии опытным работникам за шефство над учениками и, конечно, спрашивайте с них в полной мере за ошибки подопечных.

Для менеджеров, бухгалтеров, IT-специалистов внешние курсы и тренинги. Не стоит верить рекламе об их высокой эффективности, но всё же пользы от такого обучения сотрудников вы получите больше, чем заплатите за него денег. Полиграфических специалистов могут «подтянуть в мастерстве» семинары, проводимые в МГУП и на выставках, общение с коллегами на отраслевых мероприятиях.

Старайтесь получить больше информации от инженеров и технологов при инсталляции оборудования или ознакомлении с новыми расходными материалами. Типография платит немалые деньги за технику или материалы, поэтому вправе обучить своих сотрудников силами специалистов фирм-поставщиков. Обычно они видели множество производств и могут рассказать не только о конкретной машине, но и об эффективной организации труда в лучших типографиях России. Директор типографии может получить от них и негласную оценку своих сотрудников. Знаю это и как инженер, инсталлировавший сотни единиц полиграфической техники в типографиях России и бывшего СНГ.

Используйте ротацию специалистов. В типографии МГУ, например, каждый рабочий послепечатного цеха владел как минимум тремя специальностями, такими как резка, фальцовка, ламинирование, вырубка на разных типах машин, брошюровка на горизонтальной линии и вертикальной листоподборочной установке, работа на проволокошвейной машине и аппаратах КБС. Печатники ч/б цеха умели обращаться с машинами Romayor, Dominant и Ryobi. А простым операциям (подборка книжных тетрадей, сборка книжных блоков, упаковка продукции) была обучена половина сотрудников, включая бухгалтеров, курьеров и охранников.

Кроме вышеуказанной горизонтальной ротации, создавайте условия для продвижения сотрудников по вертикали. Типичный карьерный рост для сотрудников типографии: помощник печатника — печатник — мастер — начальник цеха — заведующий производством. Или другой: помощник менеджера — менеджер — начальник отдела продаж — коммерческий директор.

Хоть в типографии и не практикуется закрытая кадровая политика (когда извне приглашают только низовых специалистов), но всё же чаще всего самые лучшие и полезные кадры получаются из тех, кто «вырос» и прошёл по кадровым ступенькам на вашем предприятии. Такие специалисты могут оставаться верны родной типографии по 10-20 лет.

Контроль и информирование сотрудников

Подчинённым необходимо ставить конкретные, понятные задачи и обязательно контролировать ход их выполнения, проверять результаты. К сожалению, имея до МГУ опыт работы только в эффективных коммерческих фирмах, я не уделял достаточно внимания контролю за работниками гос. предприятия. Повышения зарплаты на порядок бывшим сотрудникам и постоянно поддерживаемый уровень оплаты труда выше среднего по отрасли в Москве автоматически не привели к соответствующей отдаче и повышению производительности труда. Кроме «пряника» должен использоваться и «кнут».

Следует тщательно подготовить список должностных обязанностей сотрудников, нормативы, правила внутреннего распорядка, приказы по типографии и другие документы, позволяющие контролировать и оценивать работу людей. Эти «правила игры» должны быть доведены до каждого сотрудника и понятны им.

Поощряйте эмоционально (на собраниях, информационных стендах) и материально передовиков, наказывайте вплоть до увольнения нарушителей трудовой дисциплины и бракоделов. Хвалите людей прилюдно при первой возможности, а ругайте лучше наедине. Расследуйте каждый случай брака, выявляйте конкретных виновников и штрафуйте в размере стоимости испорченных материалов.

Регулярно информируйте сотрудников о результатах труда, об успехах и провалах типографии. Люди должны знать, что происходит вокруг них. Это вырабатывает чувство сопричастности, помогает возникновению командного духа. Чем понятнее и честнее объяснить ситуацию, сложившуюся в типографии, тем эффективнее люди работают, идут на личные жертвы ради общего дела.

Проводите еженедельные собрания ответственных сотрудников и собрания всего коллектива типографии раз в 1-2 месяца. После информирования о текущих делах и новостей обязательно просите людей высказать свои мысли и предложения. Вы будете поражены количеством и качеством идей по улучшению состояния типографии, открывшимся перспективам. Наиболее активных можно материально поощрять за высказанные инновации.

Мотивация персонала

Внедряйте сдельную или премиальную систему оплаты труда. Это лучший мотиватор, позволяющий людям рассчитывать на вознаграждение соответственно их профессиональному уровню и личному вкладу в развитие и прибыль типографии. Приведу пример перевода на сдельщину печатников МГУ в конце 2009 г.

Печатники полуформатных машин Roland 204 и 305 выполняли в среднем по 10-15 заказов за смену, и никакие увещевания и просьбы менеджеров, техников и мастеров не могли заставить их работать больше. Люди были удовлетворены окладами в 40 000 руб., а некоторые экономили силы для подработки в других типографиях. Когда я предложил перейти на оплату в зависимости от результата работы, то передовики в первый месяц получили более 50 000 руб., а на следующий уже все пожелали работать на сдельщине. Средняя выработка печатников выросла до 25-ти приладок за смену, а лидеры делали по 35 заказов без всяких понуждений со стороны начальства. В основу расчётов в МГУ было положено количество листопрогонов (л/п) через машину, в них оценивались все операции печатников.

Например, стоимость приладки красочностью 1+0 или 2+0 была 3000 л/п, красочностью 3+0 или 4+0 — 5000 л/п, смена офсетного полотна или краски Pantone — 3000 л/п, час простоя не по вине печатника — 2500 л/п, профилактические работы — 5000 л/п в час и т. п. Могу ошибаться в точных цифрах (в тюрьме у меня нет доступа к своим записям), но принцип, думаю, понятен. В конце месяца все л/п суммировались и переводились в рубли умножением на цену одного л/п. Если в результате получалась сумма меньше оклада, человек получал свои 40 000 руб., но должен был компенсировать разницу л/п со следующего месяца, если хотел остаться на сдельщине. Через 2 месяца средний уровень зарплаты печатников достиг 60 000 руб., а выработка увеличилась на 150-200%.

К сожалению, перед увольнением я не успел перевести на сдельщину операторов послепечатных машин — резчиков, фальцовщиков, вырубщиков и др., хотя необходимые схемы учёта результатов их работы были подготовлены. Работников же переплётного цеха, думаю, перевести на сдельщину невозможно, там приходится делать множество разных операций в течение дня — для их учёта и составления рапортичек потребуется несколько нормировщиков. Поэтому они остались на окладе с премиями за переработанные часы и результаты работы всего цеха. Существенную пользу при расчёте сдельной оплаты труда приносила внедрённая в МГУ автоматическая система управления производством (АСУП) Print Expert.

Мотивация менеджеров по продажам

Важный момент — вознаграждение менеджеров отдела продаж как главных «добытчиков» типографии. Все сотрудники должны понимать, что они работают для клиентов, и делать всё, чтобы заказчики были довольны, но от менеджеров, непосредственно представляющих типографию, её успех зависит в первую очередь. Надо создать такую систему оплаты труда, чтобы менеджеры были заинтересованы, без понуждений со стороны руководства, находить больше заказов по более высоким ценам.

В МГУ менеджерам полагался небольшой оклад (порядка 15 000 руб.) и бонус 5% от условной прибыли, высчитываемой по простой формуле: цена заказа минус стоимость бумаги, печатных форм и аутсорсинговых работ. Здесь важно два момента: во-первых, простота расчёта (как и в случае печатников), чтобы люди не думали, что их обманывают. Во-вторых, базой для расчёта должна браться именно прибыль, а не отпускная цена заказов, иначе типография может погрязнуть в массе низкорентабельных работ. Чтобы заинтересовать менеджеров продавать услуги типографии по более высоким ценам, мы дополнительно доплачивали им 25% от разницы цены продажи и прайсовой (рассчитываемой в АСУП автоматически). А чтобы активизировать людей к постоянной работе, все бонусы выплачивались только при условии выполнения месячной нормы продаж. Величина такой нормы должна быть на уровне точки безубыточности (т. е. суммы, покрывающей все затраты типографии, включая зарплату персонала). В типографии МГУ опытные менеджеры должны были продавать в месяц заказов на 1 млн руб., а начинающие — вдвое меньше.

Руководитель отдела продаж не получал процентов от собственных продаж, зато имел бонус от суммарной прибыли со всех заказов типографии. Это удерживало его от перетягивания одеяла в свою сторону и стимулировало к обучению и помощи подчинённым.

Для повышения эффективности к менеджерам МГУ прикреплялись помощники (один на 2-3 менеджера), в их распоряжении были курьеры, водители со своими машинами и АСУП, о которой скажу далее. Помощники были ближайшим кадровым резервом менеджеров.

Автоматизация

Многие полиграфисты недооценивают роль АСУП в повышении эффективности работы типографии. И зря! Обрисую её вклад в кадровый вопрос на примере своего опыта в разных фирмах.

АСУП рассчитывает цену заказов, суммирует стоимость реально потраченных на их выполнение расходных материалов и рассчитывает бонусы менеджерам; начисляет сдельную зарплату сотрудникам в зависимости от результата их труда; позволяет менеджерам и руководителям отделов работать удалённо от офиса, соединяясь со своим рабочим местом через интернет; хранит информацию о клиентах, об их индивидуальных скидках и помогает менеджерам эффективно заменять заболевших или уволившихся коллег; планирует прохождение заказов через рабочие места типографии и тем самым позволяет расписывать заранее рабочий день каждого сотрудника; учитывает брак и другие ошибки персонала, помогает при определении виновных и масштаба потерь.

В Print Expert планировалось вести также учёт рабочего времени сотрудников, их опоздания, прогулы, переработки, отпуска и отгулы (разработчик делал такие модули на других собственных системах.) Для удобства планировалось соединить АСУП с используемой в МГУ системой прохода сотрудников в типографию по магнитным карточкам. Одним словом, за автоматизацией будущее типографий во всех аспектах, в т. ч. кадровом.

Личным примером

В заключение упомяну о факторе личного примера руководителя перед сотрудниками. Люди смотрят на вас, и от вашего поведения зависит настрой и командный дух, микроклимат в коллективе. Относитесь одинаково хорошо ко всем сотрудникам независимо от их должности, национальности, вероисповедания, пола и возраста. Не забывайте поздравлять людей с праздниками и днями рождения, делайте им подарки. Создавайте дружелюбную атмосферу между людьми, будьте честны с ними, и тогда они ответят вам сторицей — помогут в развитии вашего общего предприятия.

С уважением, ваш Марсель.


Пути автоматизации типографий Секреты эффективности производства

«Кадры решают все», - сказал однажды известный государственный деятель, придававший кадровой политике большое значение. Нередко те, кто повторяет эту ставшую крылатой фразу, придают ей широкий смысл...

«Кадры решают все», - сказал однажды известный государственный деятель, придававший кадровой политике большое значение. Нередко те, кто повторяет эту ставшую крылатой фразу, придают ей широкий смысл: очень важно не только верно расставить кадры по должностям, но и правильным образом их стимулировать - оптимально по соотношению эффективности работы персонала и затрат на поддержание этой эффективности на достаточно высоком уровне. Другими словами, повышение продуктивности работы сотрудников, затрачивая при этом минимальное количество денег, времени и других ресурсов, следует выделить в качестве одной из задач любого менеджера, в том числе и ИТ-руководителя.

Денежное поощрение играет в этом процессе важную, но не решающую роль. Во-первых, работа далеко не всех сотрудников будет прямо пропорциональна деньгам, которые им выплачивают. Росс Перо, основатель и председатель совета директоров американской компании Perot Systems, не советует платить сотрудникам очень много, мотивируя это тем, что «большие деньги убивают мозги». На первый взгляд, его совет парадоксален, если не сказать больше. Однако он выработан в результате длительных наблюдений: рано или поздно высокооплачиваемые сотрудники начинают воспринимать свои оклады как должное и, более того, включают «счетчик» едва ли не за любое свое усилие, которое они делают на благо своей компании. Излишне меркантильные сотрудники едва ли смогут принести предприятию много пользы.

Во-вторых, помимо денежных доходов ИТ-специалистов интересует целый комплекс факторов: возможность профессионального и карьерного роста, осуществления познавательной и исследовательской деятельности, участия в интересных проектах, общения с высококвалифицированными коллегами, профессиональной самореализации, а также перспективность работы в выбранном ими направлении ИТ и бизнеса компании и пр.

Талантливые технари высоко ценят атмосферу творчества и очень не любят работать на скучных «конвейерах». С другой стороны, творческая атмосфера не должна становиться самоцелью: у ИТ-подразделения есть четкие цели, от достижения которых зависит успех ИТ-руководителя, авторитет информационной службы и бизнес предприятия, использующего в своей работе информационную систему.

Одна из важных задач ИТ-директора - постараться направить творческий потенциал своих сотрудников в «мирное», продуктивное русло. В развитой ИТ-службе высока потребность в сотрудниках с самым разным набором качеств. ИТ-руководителю следует определить, какими личными и профессиональными качествами обладают его сотрудники, и распределить между ними должности в ИТ-службе.

Единого рецепта стимулирования труда творческих интеллектуалов-технократов, скорее всего, предложить не удастся. Точнее, он будет состоять в обратном: не стричь всех под одну гребенку. В зависимости от личных качеств и предпочтений следует выбирать разные способы стимулирования. Кого-то больше подстегнет возможность посещения учебных курсов, конференций, семинаров и выступления на них с собственным докладом. Кто-то с интересом будет сочетать путешествия и бизнес. Кто-то очень любит решать сложные технологические задачи и затем делиться с коллегами опытом их решения.

Понимая, что давать советы по стимулированию труда ИТ-специалистов (также как по воспитанию детей, подбору футбольных тренеров и вождению автомобиля) - дело неблагодарное, мы не стремимся и даже не пытаемся взять на себя роль «гуру» в этой области. Свою лепту мы решили внести иным способом: постарались наладить сотрудничество с представителями науки - сотрудниками кафедры социологии и психологии МИЭМ и начали реализацию нашего совместного проекта по исследованию особенностей мотивационной сферы российского ИТ-персонала, а также выявлению преобладающих мотивационных стремлений ИТ-специалистов. В этом номере журнала мы публикуем первые результаты проекта. Будем рады, если к исследованию подключатся ИТ-службы предприятий, где работают наши читатели. Сделать это несложно - просто свяжитесь с нашей редакцией. Результаты проведенных исследований будут опубликованы в следующих номерах журнала.

Наверное, многим пришлось услышать за свою жизнь фразу «Кадры решают всё». Кто сказал её впервые, какое значение она имеет, в каком контексте была сказана? И учитывая, кто произнес эту фразу, какая была реализация произнесенных ним слов? Насколько это выражение актуально в наше время и может ли применятся сейчас? И кому принадлежит фраза «Кадры решают все»?

Значение словосочетания «Кадры решают всё»

Фраза была сказана, чтобы обратить внимание на важность образования и профессиональных умений человека при подходе к решению каких-то проблем. Правильный подбор кадров, которые воплощают в жизнь какую-то идею, значительным образом оказывает влияние на её реализацию. Именно поэтому различные компании и предприятия хотят иметь самый квалифицированный персонал и готовы проводить тщательный отбор кандидатов. Ведь кадры решают все. Оригинал этой фразы был сказан одним очень известным человеком. А кто произнес эти слова, вы сейчас и узнаете.

«Кадры решают всё»: кто сказал эти слова и когда?

Кто же произнес слова «кадры решают все»? Автор фразы - известный политик времён Советского Союза Иосиф Виссарионович Сталин (Джугашвили). Сказана она им была в 1935 году во время доклада о положении дел в СССР. Следует отметить, что те годы ознаменовали начало значительного прогресса. Человечество входило в период развития, к сожалению, отложенный впоследствии Второй мировой войной. Именно в это время были впервые произнесены слова «Кадры решают все». Кто сказал первым эту фразу, вы теперь знаете. Но в каком контексте она была упомянута? Что предшествовало ей, на смену какому утверждению она пришла и как воплощалась в жизнь связанная с ней идея?

В каком контексте была сказана фраза?

Вы теперь знаете, кому принадлежат слова «кадры решают все». Но какими были обстоятельства, в связи с которыми они были сказаны? В тот период активно шла вторая пятилетка, и валового внутреннего продукта Советского Союза исчислялись в десятках процентов. Поэтому многие начали приписывать успехи в строительстве и управлении отдельным кадрам. Говорили, что это всё - их заслуга. В докладе, сделанном Сталиным, содержится резкое негодование по этому поводу и противостояние приписыванию всего отдельным управленцам.

Одновременно в то время был популярным лозунг «Техника решает всё». В этом докладе Иосифа Виссарионовича имеется выступление и против него. И вместо старого выдвигается новый девиз - «Кадры решают всё». Кто сказал эти слова? Человек, который понимал, о чем он говорит. В качестве основного аргумента о смене лозунгов был принят тезис о том, что утверждение о технике активно только для «технического голода», но уже тогда ставка должна была перейти с машин на квалифицированные кадры, которые смогут эффективно ими управлять, а также в будущем и создавать новые образцы.

В качестве главного довода для реализации был принят во внимание тот факт, что при достаточном количестве профессиональных работников можно было увеличивать в три-четыре раза. Кроме простого требования к повышению квалификации, выдвигалась также заявка на изменение отношения к самим людям. В качестве примера небрежного отношения Сталиным была рассказана история о его времяпровождении в ссылке на территории Сибири. Суть этой истории была в том, что когда потеряли 1 человека, о нем не очень-то и сильно горевали, тогда как большее внимание уделили лошади, которую необходимо было покормить.

Реализация

Как же этот лозунг воплощался в жизнь? Подход к реализации был выбран довольно грамотно - создавать образовательные резервы было решено за счёт освобождения людей, занятых в сельском хозяйстве. Воплощение заключалось в создании замкнутого круга: чем больше техники и квалифицированных кадров находится в расположении у сельского хозяйства, тем больше людей из него можно отправить на переобучение и подготовку иных работников и специалистов. А самых успешных можно обучать инженерному делу или подготовить из них ученых. Вот как велась реализация лозунга «Кадры решают всё». Кто сказал первым эти слова, вы знаете, важным остаётся ещё то, чтобы эту фразу подхватили современные политики, которые сейчас управляют Российской Федерацией.

Актуальность в наши дни

Злободневные ли эти слова в наши дни? Да. Ведь умело управлять предприятиями, планировать развитие экономики, да и создавать материальные ценности сейчас без квалифицированных кадров очень сложно. Что сможет сделать управленец при значительном кризисе, если он не знает, как решить незначительную проблему? Как могут рассчитывать специалисты планы развития, если у них не хватает знаний о закономерностях в экономике? И сможет ли человек без квалификации создать хороший стол, стул или компьютер? Поэтому эти слова сохраняют свою ценность и важность даже сейчас. Причем важность их не только в получении квалифицированных кадров, но и в отношении к людям. Ведь если нет человека, то нет и знаний, и умений.

Заключение

А что же можно сказать под конец? Тогда, в 1935 году, значительное внимание уделялось самообразованию рабочих масс и инициативных людей, которые хотели учиться. Их поддерживали. Стоит вспомнить великих ученых и изобретателей, талант которых раскрылся именно в этот период (Курчатов, Королёв и множество других). И следует отметить, что для тех, кто задумается о важности в своей жизни лозунга «Кадры решают всё», что существенным аспектом является не только квалификация, но и отношение к людям вместе с самообразованием. Такой комплексный подход в сфере управления и при подходе к подготовке рабочих кадров поможет выйти нашей стране из тяжелого экономического кризиса.

Кадры решают всё

Кадры решают всё
Из речи генерального секретаря ВКП(б) И. В. Сталина (1878-1953), с которой он выступил 4 мая 1935 г. в Кремлевском дворце перед выпускниками военных академий. Там же он произнес другую свою известною фразу: Самый ценный капитал - это люди.
Иносказательно: о роли «человеческого фактора» в каком-либо деле.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Кадры решают всё" в других словарях:

    кадры - , ов, мн. Основной подготовленный состав работников предприятия, учреждения, организации. * Партийные (советские) кадры. Работники партийного (государственного) аппарата. ◘ В течение 1946 1952 г. прошла переподготовку большая часть… … Толковый словарь языка Совдепии

    кадр - I. КАДР I а, м. cadre m. 1. устар. Существенный очерк какого л. произведения. Михельсон 1866. Розенкампф долго отказывался от поручения <составления конституции>, но затем согласился составить кадр, т. е. рамки или основы конституции. Кадр …

    кадра Исторический словарь галлицизмов русского языка

    кыдра - I. I. КАДР I а, м. cadre m. 1. устар. Существенный очерк какого л. произведения. Михельсон 1866. Розенкампф долго отказывался от поручения <составления конституции>, но затем согласился составить кадр, т. е. рамки или основы конституции.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    У этого термина существуют и другие значения, см. Новые люди. Содержание 1 История создания 2 Направления деятельности … Википедия

    Лицей Основан 1966 Директор Нина Анатольевна Тарасова Тип Лицей Учеников … Википедия

    Артём Ануфриев Артём Ануфриев во время первого судебного заседания в 2011 году. Имя при рождении: Артём Александрович Ануфриев Прозвище «Академовск … Википедия

    Ильдар Ягафаров Имя при рождении: Ильдар Рашитович Ягафаров Дата рождения: 26 января 1971(1971 01 26) (41 год) Гражданство … Википедия

    Средняя общеобразовательная школа № 6 … Википедия

    Артём Ануфриев … Википедия

Книги

  • Кадры решают все! , Бешанов Владимир Васильевич. Почему летом 1941 года кадровая Красная Армия была разгромлена за считанные недели? По чьей вине не удалось одолеть врага "малой кровью, могучим ударом"?Отчего до самого конца войны наши…