Кто может быть классным руководителем в школе. Классное руководство, как педагогическая функция. Виды и задачи классного руководства. Социальная защита ребенка

В классах одной параллели могут быть совершенно разные дети. Одни - весёлые, дружные и активные, другие - грустные, безразличные и инертные. Первые ходят в школу с радостью, вторые - только потому, что «мама с папой велели». Мать двух дочерей Мария Королёва уверена, что всё дело - в классном руководителе. И только он может сделать так, чтобы ребёнок бежал в школу с радостью.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

Терпеть не могу разговоры в духе: «Вот раньше были и учителя настоящие, и дети хорошие, и школы правильные. Не то, что теперь!». Люди остались прежними. Изменилось время, скорость, окружение, но вряд ли люди. А в таком консервативном месте, как школа, вообще все изменения как в замедленной съёмке (да простят меня учителя). К чему это предисловие? Сейчас расскажу.

Про «классных» классных руководителей

Жизнь большого и маленького ребёнка даже в самом лучшем казённом учреждении во многом зависит от взрослого, который рядом. Назовём его классным руководителем. Они всегда и у всех были разными. Мне повезло, моей младшей дочке спустя почти 30 лет - тоже. А вот старшей - увы.

Не буду пускаться в воспоминания, хотя есть что вспомнить: и поездки, и вечеринки, и походы в кино, и просто ощущение защищенности какой-то. Когда, например, живот болит или на колготках дырка, или урок не выучил. Во всех случаях мы бежали в кабинет классного руководителя и находили помощь и участие. Впрочем, о настоящем.

Моя лучшая подруга - учитель английского языка c классным руководством. За 20 лет работы в школе она ни разу не отказалась от него, хотя у неё на то есть объективная причина: трое собственных детей.

В школе ребёнок всегда так или иначе зависит от классного руководителя

Что такое классное руководство? Это однозначно дополнительный геморрой. Во многих школах России учителя до сих пор живут под гнётом тонны бумаг (за МКАДом уж точно). Плюс основные функции: подготовка и проведение уроков, внеурочка, надомники, заполнение бумаг и прочей отчётности, педсоветы, аттестации на разряд, проверка тетрадей и тому подобное. Всё это отнимает невероятное количество энергии. На общение с детьми вне уроков и вне школы нет ни времени, ни сил (желание - дело индивидувльное).

К вышеперечисленному попробуйте добавить должностные обязанности классного руководителя. Их формальный перечень подскажет гугл, я же не первый год наблюдаю неформальную жизнь подруги, которая уже давно не делится на школьную и личную. Было бы странно, если бы желающие взять класс и получать за свой каторжный труд 10% от зарплаты стояли в очереди.

Что отличает хорошего классного руководителя

Его видно в мелочах. Даже в том, как он кормит детей в столовой. Ведь это целое дело - довести, раздать порции, лишние поделить, бесплатные талончики отдать «вечно голодным».

Хороший классный руководитель даже при плохом директоре хороший. Будто он не часть той рыбы, которая гниёт с головы

Он - доверенное лицо учеников, причём даже тех, кто этого не осознаёт, и чьи родители уверены, что их ребёнок самодостаточен, силён и в помощи не нуждается.

Хорошего классного руководителя не пугает, что «конца рабочего дня» не существует. Родители звонят по любому вопросу и вечером, и утром, и в выходные. А сам он обзванивает учеников, чтобы те вовремя были дома. Клянусь, моя подруга так делает!

Рабочий день классного руководителя не заканчивается с выходом за порог школы

Он несёт ответственность за успеваемость класса (существуют всякие внутришкольные и внешние рейтинги), за жизнь в школе и вне школы. Например, если ребёнок нарушил комендантский час, классного руководителя вызывают «на ковёр», делают выговор, а могут и материально наказать. Потому что «плохо провёл беседу» (родители-то тут при чём?).

Отдельное «удовольствие» - походы в неблагополучные семьи и разговоры с часто нетрезвыми родителями.

А ещё нужно разглядеть в каждом ребёнке талант и дать возможность его проявить, создать в классе благоприятную дружественную атмосферу, поддержать робких и не допустить травлю ни в каком виде. В общем, чисто педагогическая история. И человеческая. Поездки, вечеринки, походы - это по желанию. Но у хороших классных это желание по умолчанию. И спасибо, что они такие!

Про «не классных» руководителей

Не все, кто согласился взять класс, стал классным руководителем. Это правда. У многих эта нагрузка сводится к заполнению бумажных форм и звонкам родителям с бесконечными жалобами. Как в случае с моей старшей дочкой. Её учительница звонила лишь для того, чтобы сказать, что ребёнок на полминуты опоздал на дежурство или урок. Это бесило. Ну просто потому, что кроме опозданий и жалоб её в детях вообще ничего не интересовало. В любых конфликтах она умудрялась принять такую сторону, чтобы быть против всех учеников сразу. Дети её ненавидели, и у нас даже не было выпускного.

Некоторые классные руководители работают «для галочки», выполняя норму нагрузки

Старшая всегда завидовала сестре, которая с классом объездила все музеи, фабрики и города не только Московской области. А ещё походы - это отдельная тема! Стоит ли говорить, что даже при самом плохом раскладе (контрольная или нелюбимый урок) младшая бежит в школу, а старшая, слава богу, уже убежала из неё?

Отличительная черта всех плохих классных руководителей - абсолютное незнание детской и подростковой психологии

Отсюда вечное желание поставить ребёнка перед всем классом и ругать его за что-нибудь. А за что - найдётся всегда.

Можно ли выжить в школе с не классным классным? Ну моя дочь выжила же. Вопрос - с какими потерями она из неё ушла. И с какими воспоминаниями. Так что раньше или сейчас - не важно. Всё зависит только от того, на своём ли месте человек.

Основным структурным элементом воспитательной системы школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий на ученика является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учащимися, так и с их родителями. Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе. Классный руководитель – это непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое ее директором для осуществления воспитательной работы в классе.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками и классными дамами. Они были обязаны вникать во все жизненные события вверенных им ученических коллективов, следить за взаимоотношениями в них, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагогу надлежало служить примером во всем, даже его внешний вид был образцом для подражания.

В советской школе должность классного руководителя была введена в 1934 г. Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные к основной преподавательской работе..

В настоящее время институт классного руководства существенно изменился, поскольку имеется несколько типов классного руководства: а) учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя; б) освобожденный классный руководитель, выполняющий только воспитательные функции; в) классный куратор (попечитель), которому поручено наблюдение за какой-либо работой; г) тьютор (защитник, покровитель, опекун), осуществляющий контроль в условиях, когда учащиеся берут на себя ряд организаторских функций педагога.

Основными функциями классного руководителя являются:

Воспитательная (социальная защита ребенка);

Организаторская (работа по всем педагогическим аспектам жизнедеятельности класса и школы, формирование личности и коллектива, изучение учащихся);

Координирующая (установление позитивного взаимодействия между всеми участниками воспитательного процесса – педагогами, учащимися, родителями, общественностью);


Управленческая (контроль за динамикой развития личности и коллектива на основе ведения личных дел учащихся и других видов документации).

Приоритетной среди них является функция социальной защиты ребенка, под которой понимается целенаправленная, сознательно регулируемая система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и медико-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства. Реализация этой функции предполагает обеспечение условий для адекватного развития ребенка. Работа классного руководителя в данном направлении – это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную поддержку и социальные услуги. Выполняя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, ограждать ребенка от возможных проблем и трудностей.

Объектом социальной защиты и социальных гарантий являются все дети независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Однако особенно важно выполнение данной функции по отношению к детям, оказавшимся в особо трудном положении: детям из многодетных семей, детям-инвалидам, сиротам, беженцам и т. п., которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите.

Главное назначение организаторской функции – поддержка положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Другими словами, классный руководитель не столько организует учащихся, сколько оказывает им помощь в самоорганизации разнообразной деятельности: познавательной, трудовой, эстетической, а также свободного общения, являющегося частью досуга. Важна на этом уровне функция сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя при этом является развитие ученического самоуправления.

Успех воспитательной деятельности классного руководителя во многом зависит от глубокого проникновения во внутренний мир детей, понимания их переживаний и мотивов поведения. В этих целях он изучает школьников не только на уроке, но и во внеурочное время, при посещении семей учеников, во время экскурсий и походов.

Координирующая функция классного руководителя проявляется прежде всего в том, что он осуществляет воспитательную деятельность в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса (микропедколлективом класса). С одной стороны, он использует информацию, которую получает о детях от учителей, а с другой – обогащает представления педагогов о ребенке, предлагая им свою информацию, которая поможет отрегулировать действия педагога, его методы работы с учеником.

Классный руководитель является связующим звеном между учителями и родителями ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитанника, особенностях родителей, организует их встречи с учителями-предметниками. Особое внимание классный руководитель должен уделить новым педагогам, которых важно познакомить с особенностями классного коллектива и отдельных учеников, а также с требованиями, предъявляемыми предыдущим учителем и педагогами класса.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающей единство действий и способствующей выработке единых подходов к воспитанию, является педагогический консилиум, на котором формируется всесторонний взгляд на ребенка.

В рамках управленческой функции классный руководитель осуществляет диагностику, целеполагание, планирование, контроль и коррекцию воспитательной деятельности. Реализация диагностической функции предполагает выявление исходного уровня воспитанности учащихся и постоянное отслеживание изменений. Она направлена на исследование и анализ индивидуальности ребенка, поиск причин неэффективности результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива. Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя.

Основная цель функции контроля и коррекции – обеспечение постоянного развития воспитательной системы класса. Реализация функции контроля предполагает выявление как положительных результатов, так и причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля проводится коррекция работы классного руководителя либо с классом в целом, либо с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы классного руководителя – это не столько контроль со стороны администрации школы, сколько самоконтроль с целью коррекции. Коррекция – это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.

Рассмотренные уровни функций определяют содержание деятельности классного руководителя. В воспитательной системе школы классный руководитель выступает как административное лицо, наделенное соответствующими правами и обязанностями, а именно:

– получать информацию о психическом и физическом здоровье каждого ребенка;

– контролировать успеваемость каждого ученика;

– контролировать посещаемость детьми учебных занятий;

– координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога, социального педагога);

– организовывать воспитательную работу с учащимися класса: проводить «малые педсоветы», педагогические консилиумы, тематические мероприятия и т. п.;

– выносить на рассмотрение администрации, совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;

– приглашать в школу родителей (или лиц, их заменяющих), для решения вопросов, связанных с воспитанием и обучением учащихся, по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях;

– получать помощь от педагогического коллектива школы;

– определять индивидуальный режим работы с детьми исходя из конкретной ситуации;

– отказываться от поручений, лежащих за границами содержания его работы;

– вести опытно-экспериментальную работу по проблемам дидактической и воспитательной деятельности;

– организовывать учебно-воспитательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

– оказывать помощь ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога);

– устанавливать контакт с родителями и оказывать им помощь в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Титова Валентина Николаевна,
учитель математики, высшая квалификационная категория,
Симеизский учебно-воспитательный комплекс,
г. Ялта, Республика Крым

Профессиональный классный руководитель в современной школе

Воспитание есть усвоение хороших привычек .
Платон

Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала. А ещё хороший классный руководитель всегда будет защищать права и интересы детей, строя воспитательный процесс на принципах гуманистической педагогики. Стать Человеком ученику поможет классный руководитель, если его деятельность будет носить развивающий характер.

Классный руководитель сегодня - это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на развитие учеников, формировать их души, вести к свету.

Сколько написано в мире статей
И сколько прочитано лекций умных
О том, как воспитывать нам детей,
Пытливых и добрых, смешных и шумных.

Советы несутся со всех сторон;
Пишут ученые, и писатели,
И методисты, и воспитатели,
Иные из кожи аж лезут вон.

Эдуард Асадов

Функции классного руководителя: организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива. Координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями) управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.

Классный руководитель - лицо, имеющее определённые права и обязанности, он должен:

1)быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика; 2) осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий; 3) взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, с библиотекарем, со школьным психологом, с медработниками, со специальными службами по делам детей, с родителями учеников; 4) вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и различными методами; 5) содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе; 6) получать помощь от коллектива сотрудников школы; 7) вести индивидуальную работу с учениками и их родителями не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей; 8)проводить экспериментально-исследовательскую работу по актуальным вопросам педагогики; 9) организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников; 10) помогать каждому, конкретному ученику в решении его проблем; 11) осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.

Каким должен быть классный руководитель?

Хороший, мыслящий классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования
Классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства?

Как быть? Да внушать можно то и се,
А средство, по-моему, всем по росту,
Тут все очень сложно и очень просто:
Будьте хорошими. Вот и все!

Классный руководитель - это, прежде всего, профессиональный педагогический сотрудник, который является для учащихся: 1)духовным образцом человеческой культуры; 2) защитником от безнравственности; 3) инициатором сплочения ученического коллектива; 4) фактором развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика; 5) помощником социализации ребёнка; 6)консультантом по вопросам повседневных ситуаций школьников человеком, помогающим осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества; 7) консультантом по профориентации; 8)координатором совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника человеком, позитивно влияющим на нравственно-психологический климат в ученическом коллективе.

Чтобы считаться профессиональным классным руководителем, нужно уметь : 1) эффективно общаться с учениками, педагогами и родителями; 2)уважать детей, поддерживая их инициативу, развивая у них чувство ответственности; 3)правильно понимать и реализовывать цели воспитания; 4) планировать свою деятельность; 5)организовывать воспитательные мероприятия; 6)использовать методики психологической диагностики учеников, умело использовать их результаты в работе; 7) внедрять нравственно-эстетические технологии в педагогический процесс, направленные на развитие духовности учащихся.

Классный руководитель и педагогический коллектив .

Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллектива и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. Взаимодействуя с учителями-предметниками, классный руководитель выполняет роль организатора и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом.

Он знакомит учителей с результатами изучения детей, привлекая и классный коллектив, и учителей, работающих в классе, к обсуждению программы педагогической помощи ребенку и его семье. Организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих успешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.

Классный руководитель систематически информирует учителей о динамике развития ребенка, его трудностях и достижениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучением, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей преодоления этих трудностей и помогает педагогам скорректировать их действия, предварительно познакомив их с особенностями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влияния на таких детей.

Профессиональный классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии воспитания, особенностях родителей, организует встречи родителей с учителями-предметниками с целью обмена информацией об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помощи родителям в организации домашней работы с учащимися.

Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, учету профессиональных интересов школьников; привлекает учителей к подготовке и проведению собраний с родителями.

Хорошей и продуктивной формой взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формируется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с учеником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способностях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют результаты наблюдений за учеником, обмениваются информацией, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.

Очень важно, если классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учителей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремление учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, установить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей, проявление их инициативы, реагирует на замечания, проблемы, поставленные учителями.

Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функции, является тем человеком, который непосредственно организует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности.


Классный руководитель и родители учащихся на родительском собрании.
Классный руководитель - профессия и новая и старая одновременно. Можно было бы романтично охарактеризовать ее как специальность, возрождающуюся из пепла. Но будем объективны. Правильнее сказать, что те, кто заинтересован в ее возрождении, из последних сил тащат сами себя из болота за косицу... И думается, вытащат. Особенно если им помогут соседи по болоту - школьные психологи.

Для решения новых задач, которые ставит перед классными руководителями быстро меняющаяся школа и окружающая социальная действительность, эти педагоги буквально как в воздухе нуждаются в новых технологиях и методах работы. Почти все эти технологии и подходы - психолого-педагогические.

Конечно, многое педагогам придется нарабатывать самим, но если поскрести по нашим родным психологическим сусекам, кое-чем оснастить работу коллег мы можем уже сегодня. Например, помочь им занять правильную ролевую позицию в отношениях с родителями на собрании. Позицию, которая поддержала бы профессиональный статус самих педагогов, позволяла решить поставленные задачи, а также активизировать личностные ресурсы присутствующих на собрании родителей.

Сегодня я слово хочу сказать
Всем тем, кому золотых семнадцать,
Кому окрыленных, веселых двадцать,
Кому удивительных двадцать пять.

По-моему, это пустой разговор,
Когда утверждают, что есть на свете
Какой-то нелепый, извечный спор,
В котором воюют отцы и дети.

Эдуард Асадов

Чтобы вас услышали


Начало разговора должно быть кратким, эффектным и четким по содержанию. Вот несколько советов.

Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3 предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.

Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало встречи затянулось, возникли накладки и какие-то недоразумения. Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так, как планировалось. Извинения немедленно поставят вас в позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в глазах слушателей.

Начать разговор нужно в тишине. Найдите способ привлечь к себе внимание. Желательно это сделать нестандартно, так, чтобы выбранный вами способ не напоминал урок. Например, решительно встаньте, переставьте вазу с цветами на край стола и начинайте...

Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных этапов: «Сначала мы с вами...», «Затем мы рассмотрим...», «В конце разговора нам с вами предстоит...».

Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи. Например, вы можете сказать, что вопросы лучше задавать сразу, по ходу изложения информации. Или наоборот, попросить родителей сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы. Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске или листе бумаги.

Замечательно, если после изложения всех организационных моментов вам удастся изменить позицию слушателей, сделать ее более включенной, раскрепощенной. Для этого приведите какой-либо недавний случай из жизни класса или школы, покажите нечто смешное или интересное, сделанное детьми. Если родители не знакомы друг с другом, обязательно представьте их.

Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги. И вообще: не используйте ситуацию, когда родители собрались все вместе и наконец вас слушают, для того чтобы выдать все эмоции, всю информацию, все проблемы, которые у вас накопились. Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. Четко определите тему и придерживайтесь ее.

Можно слегка заинтриговать родителей: «Мы могли бы поговорить и об этом...», «Мне есть что рассказать вам по такому вопросу, как...» Пусть у них останется ощущение, что следующая встреча крайне важна и ее не стоит откладывать в их же собственных интересах.

И еще. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом. А для этого информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.

Классный руководитель - особый феномен педагогической сферы. Профессиональная миссия педагога, на которого возлагается функция классного руководителя,- педагогическое сопровождение процесса индивидуального становления и развития личности школьника в период его школьного образования. Цели данной миссии - содействие максимальному индивидуальному развитию личности и педагогическая поддержка в нелегком вхождении в общественную жизнь. Обществу необходимы сильные люди в моральном и психологическом отношении и поэтому уже в школьном возрасте следует ориентировать учащихся на овладение способами общения с людьми, на создание моральной атмосферы коллектива.

"Многие из учителей могут почувствовать трепетный страх, ощущая, что не в состоянии жить по таким высоким стандартам, каких от них ожидают. Но фактически всё, что необходимо, - это желание совершенствоваться и скромность, чтобы осознать свои недостатки." Арт-Онг Джумса

Источники

Уже почти два года существует эта статья и очень много читателей жаловались на то, что мои слова ничем не обоснованы, только на опыте. Требовали предоставить нормативные акты, но я ничего не могла найти. Поиск ответа на вопрос одного из пользователей случайно вывел меня на приказ министерства с методическими рекомендациями о работе классного руководителя и я решила обновить статью и прокомментировать её в соответствии с нормативным актом.

Ещё работая в школе, меня поражало и возмущало, сколько же должен всего делать учитель, если он ещё и классный руководитель. О большом количестве «профессиональных граней» учителя я уже немного писала . Данная статья опишет функции классного руководителя с точки зрения министерства образования.

Школы и учителя могут в своей работе ориентироваться на приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 февраля 2006 г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений», которые регламентируют деятельность классного руководителя.

Классный руководитель – это учитель по любому предмету, который руководит всей жизнью (в школе и вне школы) одного прикрепленного к нему класса и общается с родителями.

По закону (ч.1 статьи 60.2. Трудового кодекса РФ) любая дополнительная работа должна выполняться с письменного согласия работника и за дополнительную плату. На деле же классное руководство прописывается в трудовом договоре и учитель автоматически соглашается с выполнением данной работы при подписании. Редко кто может от этого отказаться, хотя имеет полное право, да и оплачивается оно далеко от пропорциональности потраченному времени и силам.

Функции классного руководителя и что нужно для их осуществления:

  • Знать Имя, фамилию, домашний адрес, телефон (желательно) каждого ребёнка в своём классе, а также ФИО родителей (законных представителей), их телефон. Я просила и данные о месте работы родителей, но они скорее всего являются избыточными.
    В данном случае реализуется следующие функции классного руководителя из организационно-координирующих:
  • — обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьёй;

  • — установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся…;

  • Эти данные также необходимы для осуществления следующей функции:
  • — ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся).

  • Знать особенности характера ребёнка (по возможности) . Не все черты характера и склонности видны учителю сразу или даже со временем. Родители видят учащегося по-своему, в другой обстановке. Всем нам хочется, чтобы ребенка воспринимали как личность со всеми особенностями характера и поведения, поэтому расскажите о них классному руководителю.
    Это может быть необходимо для:

    — Организации в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

    взаимодействия с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;

    Для осуществления коммуникативных функций:

    регулирования межличностных отношений между обучающимися;

    установления взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;

    оказания помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств

  • Знать причину отсутствия ребёнка на занятиях . Классный руководитель отвечает за жизнь и здоровье ребёнка во время занятий. Поэтому с вас и просят , справки и т.д. На основе данных документов администрация составляет официальный приказ об освобождении ребенка от занятий. Таким образом, ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время занятий берет на себя родитель (законный представитель). Это функция контрольная:

    контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

  • Должен готовить и проводить собрания и

    проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;

  • проверять дневники как минимум раз в неделю (выставлять оценки, вклеивать важную для родителей информацию, сообщать о дате проведения родительского собрания и т.д.). Сейчас есть электронные дневники, а также большая часть информации выкладывается на сайте школы (школа обязана постоянно обновлять информацию на сайте для обеспечения информационной открытости образовательного учреждения, имейте это в виду). Но многие родители хотели бы по старинке получать информацию из бумажного носителя.

    контроль за успеваемостью каждого обучающегося;

  • Знать медицинские показания и противопоказания каждого ребёнка — рекомендуется
    Учитель не вправе требовать медицинские заключения и диагнозы. Но родители по своему желанию могут сообщить, есть ли у ребенка аллергия или физические особенности, которые нужно учитывать при организации учебного процесса (например, плохое зрение).
  • Знать социальный статус семьи (является ли семья малоимущей (официально), сколько в семье детей, находятся ли родители в разводе).
    Данная информация собирается для деятельности социального педагога.

    оказание родителям помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования)

    Походы с детьми в кино, театр и проведение других воспитательных или развлекательных мероприятий-

    организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;

Методические рекомендации освещают и формы работы, которые классный руководитель может использовать для осуществления своих функций: индивидуальные (беседы, консультации); групповые (например, органы самоуправления, которые сейчас почему-то перестали быть актуальными, по крайней мере в моей школе); коллективные (конкурсы, спектакли, концерты).

Успешность работы предлагается оценивать по уровню социального развития обучающихся (общая культура, дисциплина), то есть по результатам. Так же оценивается сам процесс работы, то есть как классный руководитель организовал воспитательную работу с учащимися, как взаимодействует с коллективом школы и родителями.

Но некоторые вещи всё же не освещены в документе, но, по-моему мнению, важны для работы — это то, чего нельзя делать в работе классного руководителя и немного о его графике.

Классный руководитель не вправе

Напоследок…

Спустя два года я вернулась к статье уже с другими представлениями о школе и работе в ней классным руководителем. Некоторые читатели были не согласны с моим мнением (правда, не поясняя почему). Сейчас я понимаю, что многое зависит от людей и достаточно много учителей, которые очень любят быть именно классным руководителем и большое количество функций их не пугает и не раздражает. Для меня же эта работа была в тягость, так как хотелось в большей степени заниматься подготовкой к урокам, а не подсчетом оставшихся денег на питание и проверкой дневников.

Есть что добавить или возразить? Напиши в комментариях. Жду в группах ВК и Одноклассниках.