Воздействие негативных и позитивных эмоций на организм. Влияние эмоций на деятельность и поведение человека. Зависть и ревность: как эти эмоции влияют на организм

Сомневайтесь, какая методика скорочтения применима для вас? Позвольте мне занять пару минут вашего свободного времени. Объяснение находится в конце статьи.

Совет

Воспользуйтесь бесплатной литературой для того чтобы научиться скорочтению. Сделайте соответствующий запрос в поисковые машины и скачайте несколько книг о скорочтении. Внимательно прочитайте их. Сделайте выводы. По наиболее интересной на ваш взгляд методике вы можете заниматься.

Когда возникают вопросы, то обсудите их на форумах.

В случае, если вы проделали все что написано выше, но эффекта не получили, то прочитайте специальное предложение в конце статьи.

Тренировка угла зрения для скорочтения

Концентрируй взгляд в центр. Боковым зрением отмечай одинаковые блоки. Цель не в том, чтобы как можно быстрее найти одинаковые блоки, а в том, чтобы сконцентрировав взгляд в центр экрана боковым зрением найти нужную информацию.

Давайте рассмотрим принципы, на которых базируется быстрое чтение :

  1. Для быстрого чтения нужно иметь широкий угол зрения, для того чтобы за одну фиксацию взгляда охватить как можно больше текста и, конечно же, быстро обработать воспринятую текстовую информацию. Примечание: Проверить угол зрения можно при помощи упражнения " ", а так же при помощи .
  2. Быстрому чтению мешают возвратные движения глаз. Медленно читающий человек читает одну и ту же фразу несколько раз, а это существенно снижает скорость чтения.
  3. Быстро читающий человек должен читать совершенно молча без проговаривания текста. Как утверждают теоретики скорочтения, проговаривание текста - это серьезный недостаток.
  4. Быстро читающий человек (скорочитатель) должен практиковать алгоритмы обработки текстов, например, интегральный и дифференциальный алгоритм чтения.

Книга Сергея Михайлова о скорочтении

Книга "Эффект скорочтения без чтения "

В книге вы найдете отвыеты на вопросы, которые задавали подписчики и покупатели курса скорочтения. А вы знаете, что методики быстрого чтения неправильно интерпретируются и неправильно используются?

В этой книге я расскажу, как получать знания без чтения, а лишь «подкручивая настройки» восприятия действительности в своем сознании.

Советы по обучению технике быстрого чтения:

Ваш взгляд должен охватывать весь текст, а не небольшие области. Он должен быть обширным, охватывающим как можно больше информации;

Учитесь видеть весь текст, не совершая постоянных движений глазами, т.е. глаза не должны двигать по всей горизонтальной строчке текста;

Если в тексте вы невольно обратили внимание на какое-то слово, остановитесь (возможно, сигнал подает ваше подсознание, и вы должны более внимательно прочитать нужное место). В дальнейшем, вспоминая это слово, вы будете вспоминать и весь текст вокруг него;

Следуйте технике избирательного чтения – в течение максимум двадцати секунд вы должны прочитать всего пару строк на странице. Из прочитанных слов формулируйте фразы, раскрывающие всю суть текста на странице. Это существенно сэкономит время чтения;

Не фиксируйте взгляд на оборотах речи, которые не несут никакой полезной информации. Например, «таким образом», «вследствие этого», «в качестве вывода...». Они нужны для того, чтобы соединять ключевые мысли в тексте, но при скоростном чтении на них не стоит обращать внимание;

Не возвращайтесь к уже прочитанному тексту. Это может запутать. Старайтесь запоминать максимум со страницы, уделяя каждой из них одинаковое количество времени.

Если у вас нет возможности или особого желания самостоятельно овладеть данной техникой, можно записать на специальные курсы. Работа с профессионалом поможет избежать тех ошибок, которые вы можете совершать, обучаясь самостоятельно.

Как научиться скорочтению? - больше заниматься, читать, перерабатывать информации

Во-первых, при скоростном чтении вы должны читать не слова, а абзацы, и полностью страницы текста. Это возможно в том случаи, если вы научитесь читать не по строкам, а вертикально, вдоль текста.

Здравствуйте, дорогие читатели! Рад, что вы вновь пришли ко мне на блог – значит вам полезны мои посты. Вы знали, что наш мозг работает не на все 100%? Кто-то говорит, что на 10%, а кто-то – на 35%. Но факт заключается в том, что возможности человеческого ума очень велики – и это правда. Проблема в том, что их нужно развивать, работая над собой в разных сферах. Тема нашей сегодняшней беседы – техника скорочтения как освоить и не потерять в качестве восприятия информации.

Что такое скорочтение?

Если говорить кратко – это умение читать быстрее, чем обычно, воспринимая и запоминая основную информацию. Как ни странно, но научиться этому может каждый, здесь не нужен талант гениальности, а лишь упорство и желание научиться чему-то новому и полезному.

Технику скорочтения освоить очень просто при помощи различных методов и тренировок. Но для начала узнаем, зачем полезно ею владеть.

Плюсы умения:

  • Эта техника вам необходима, если вы читаете много НЕ художественной литературы – и вам нужно быстро и точно овладевать информацией.
  • Вы успеете прочитать вдвое, а то и трое больше книг за год, чем обычно.
  • У вас увеличится словарный запас.
  • Вы обретете умение концентрироваться на чем-то конкретном и выделять главное.
  • Изучение чего-либо будет удаваться быстрее и эффективнее.

Быстрое чтение дается не всем: кто-то осваивает технику на 100%, а кто-то нет. Но в любом случае, уделив время изучению, вы повысите скорость восприятия текста в разы и это пригодится вам в учебе и работе. Главное – поставить для себя цель и точно знать, что это вам нужно.

Освоение происходит при помощи некоторых методов, разработанных учеными и основателями техники еще в 20-х годах прошлого века.

Методы техники быстрого чтения

Существуют курсы и программы скоростного чтения, но при помощи специальных методик обучаться можно и в домашних условиях.

Есть 5 методик:

  1. Сдерживание мысленного проговаривания текста.
  2. «Пристрелка».
  3. Ключевые слова.
  4. Слово как картинка.
  5. Вертикальное чтение.

Рассмотрим их поподробнее.

1. Сдерживание мысленного проговаривания текста

Вы замечали, что при чтении в голове мы как бы проговариваем все слова вслух? Это звучит наш голос, при чем еще и так красиво, с нужными паузами и интонацией, даже лучше, чем мы читаем вслух. Это называется артикуляцией. Именно это и тормозит процесс чтения, ведь на проговаривание текста нужно время, которое так бесценно.

Как избавиться от этой привычки? Просто во время прочтения книги настукивайте знакомую мелодию пальцами или считайте в уме до 100. Получается?

2. «Пристрелка»

Это более сложное упражнение, но очень эффективное. Суть скоростного восприятия текста – в выделении самого главного. Читающий должен за пару секунд увидеть в тексте основное и незнакомое, не тратя время на ненужную информацию. Не думайте, что это феноменальная способность.

Потренируйтесь для начала на предметах:

  1. Выберите предмет. К примеру, картину на стене.
  2. Несколько секунд внимательно посмотрите на нее, попытайтесь запомнить все детали.
  3. Дальше закройте глаза и воспроизведите увиденное в голове. Изображение будет неполным.
  4. Дальше откройте глаза и взгляните на картину еще раз. Обратите внимание на детали, о которых забыли первый раз.
  5. Снова закройте глаза и увидите, что картина стала полнее. То же самое сделайте 7-8 раз.

Упражнение стоит делать 4 раза. Таким образом вы повышаете умение воспринимать и визуализировать информацию.

3. Ключевые слова

Этот метод весьма полезен при подготовке к паре, семинару или совещанию. В таких ситуациях нужно быстро и четко выделять основную информацию и запоминать ее.

Для этого определитесь с темой и выберите ключевые слова по ней. То есть, выделяйте только те слова и предложения, которые вам нужны. Такое беглое чтение сокращает время и дает запомнить только нужное.

4. Слово как картинка

Еще один метод, ускоряющий чтение. Без него точно не обойтись. Здесь придется подключить зрительную память. Если она у вас плохо развита, ее нужно обязательно тренировать.

Для этого понадобится подготовка:

  1. На отдельных листах или на компьютере напишите длинные слова (не меньше 6 букв), по пару слов на лист.
  2. Периодически смотрите на них. Главное – не пытайтесь его прочитать по буквам. Смотрите как на одно целое.
  3. Попытайтесь это слово повторить вслух.

Повторяйте занятие несколько раз в день. Такая методика применяется даже в младших классах некоторых школ.

5. Вертикальное чтение


Цель метода – научить воспринимать не только все слово сразу, но и целую страницу. Наверное, это высший пилотаж, но и это вам под силу.

Подготовьте специальные таблицы, где в произвольном порядке проставлены цифры от 1 до 16. Нужно смотреть в середину таблицы и пытаться воспринять цифры вокруг.

Тут задействуется периферическое зрение. Кстати, у женщин оно развито лучше, чем у мужчин. Со временем количество чисел нужно повышать. Попросите, чтобы кто-то вас проверял.

Мы рассмотрели основные методики скорочтения, благодаря которым можно освоить технику самостоятельно.

Конечно же, заниматься нужно регулярно, на протяжении некоторого времени. Хорошо, когда вместе с вами занимается ваша подруга или друг. Это мотивирует идти к цели сообща, а еще дает ощущение, что вы такой не один, и создает чувство поддержки.

Интересные упражнения для развития техники

Кроме методов существует немало полезных упражнений, которые помогут освоить технику и научиться читать быстрее.

«А может буквы не нужны»

Это упражнение не только помогает научиться быстро читать, но и развивает память и зрительное восприятие. Попросите кого-то помочь или найдите готовые слова в интернете.

Делается все просто:

  1. Вычеркните из слов несколько букв. Например, через одну.
  2. Прочтите слово без этих букв.

Чтобы было веселее, посоревнуйтесь с кем-то, кто больше прочтет правильно.

«Вперемешку»


Это упражнение тоже связано с отдельными словами, только его суть немного другая.

Нужно во всех словах перепутать буквы: все, кроме первой и последней. Дело в том, что благодаря зрительной памяти и словарному запасу мозг на автомате читает слова правильно. Но если усложнить их, получится хорошая тренировка для памяти.

«Зачем нам все слова»

Чем-то похоже на выделение отдельных слов по теме. Суть заключается в чтении текста, пропуская каждое второе слово.

Это дает возможность концентрироваться на всем тексте в общем, а не на конкретном слове. Так развивается интуиция и зрительная память.

«Пересказ»

Важно понимать, что смысл техники скорочтения не в том, чтобы быстро пробегать глазами текст, а в извлечении из него полезной информации.

Именно для этого все прочитанное нужно кому-то пересказывать. Это очень помогает творческим личностям или тем, кто много общается с людьми, преподает или проводит совещания.

«Не возвращайтесь»

Такая проблема у многих людей, особенно при чтении:

  • художественной литературы,
  • в домашней обстановке,
  • когда рядом кто-то болтает и нельзя сконцентрироваться на 100%.

Тогда мы возвращаемся к уже прочитанному предложению или фразе. Это и тормозит процесс. При чем люди делают это несознательно, а на автомате.

«Как в школе»


Помните, как в детстве мы читали сказки и водили пальчиком? Так это очень полезно! Такая техника позволяет лучше сконцентрироваться, если вам нужно вчитаться в текст дословно.

«Лишнее»

А давайте опять вспомним школу! Бывало, когда читаешь скучный параграф по истории и пропускаешь целые куски. Так вот, за это мама больше не поругает.

Это очень полезно, если вы понимаете, что определенные куски текста вам не нужны. Просто пропускайте, но не переусердствуйте. Мозг расслабляется и не хочет потом ничего воспринимать.

«На слух»

Вы замечали, что аудио воспринимается вовсе не так, как печатная информация? Дело в том, что звуковой ряд действует на другую часть мозга.

Это позволяет учиться воспринимать текст в целом, не обращая внимание на буквы. К тому же, экономит время. Ведь за это время можно и покушать приготовить, и на работу дойти. Главное – не остановиться и не заслушаться.

Курс

Если Вам мало того, что написано в статье, то вы можете пройти полноценный курс. Вот самый продвинутый сайт по развитию навыков.

Резюме


Совершенству нет предела. И если вы уже научились распределять свое время, то включите в свой график освоение техники скорочтения.

Даже если вы не собираетесь бить мировые рекорды по количеству прочитанных книг, изучение навыка позволит развить:

  • память;
  • скорость чтения и технику речи;
  • зрительную память;
  • периферическое зрение;
  • умение концентрироваться;
  • умение выделять главное.

На этом у меня все. Читайте, развивайтесь, подписывайтесь на мой блог. Всем добра и до скорой встречи!

Условия правильного обучения технике быстрого чтения:

1. Каждую неделю осваивать урок техники быстрого чтения.
2. Ежедневно выделять 30-40 минут для выполнения специальных заданий.
Перед началом занятий следует проводить сеанс аутогенной тренировки .

Почему мы читаем не настолько быстро?

Пять основных недостатков традиционных методов чтения:
1. Регрессии
Возвратные движения глаз с целью повторного прочтения уже прочитанного. Один из наиболее распространенных недостатков.
2. Отсутствие гибкой программы чтения
Большинство читателей читают одинаково медленно как тексты заслуживающие такого внимания и тексты которые требуют и допускают такой скорости.
3 Артикуляция
непроизвольные движения языка, губ, элементов гортани при чтении текста про себя. Шептание, бормотание - главный враг быстрого чтения.
4 Малое поле зрения
Это участок текста воспринимаем глазами в моменты остановок или фиксации что успеваете вы увидеть, когда ваши глаза задерживаются на тексте.
5 Отсутствие внимания при чтении

Правила техники быстрого чтения

1. Читать без регрессий
Текст любой трудность читать только один раз. Возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления прочитанного можно ещё раз прочитать текст, если возникла необходимость в этом.
2. Все тексты строятся в единой логической последовательности. Каким бы не был трудным текст, регрессия недопустима
Вернуться к тексту можно после прочтения и осмысления, минимум через 3 минуты. Если в течении этого времени вы не вспомните прочитанное, вы можете вновь вернуться для повторного чтения.

Интегральный алгоритм чтения

ИАЧ состоит из семи блоков:

Критичный настрой/несогласие с чем-то повышает восприятие текста, способствует более глубокому пониманию и запоминанию. Помните об этом, поэтому всегда выделяйте особенности и критичные места.


После прочтения, вы должны остановиться и представить себе текст в этих семи блоках и проверить заполнения его ячеек.

Современная лингвистика утверждает, все тексты имеют избыточность составляющие 75 и более процентов. В текстах много "воды" и это закономерное явление, потому-как тексты не имеющие избыточности становятся "сухими", непонятными. Как найти "зерна смысла" во всем обилие текста? При использовании интегрального алгоритма чтения, вы будете искать ответы на вопросы, поставленные в блоках интегрального алгоритма чтения. Тратьте энергию мысли только на обработку содержательной части текста.

Зрительные образ интегрального алгоритма должен всегда быть в вашем воображении, в вашем сознании.


Закончив чтения, посидите, поразмышляйте, закройте глаза, представьте рисунок интегрального алгоритма и с удивлением вы обнаружите, что всё из текста находится в соответствующих частях рисунка.


С помощью многократных повторений, закрепляется новая программа действий. Пройдет время и вы забудете о рисунке, но останется более эффективная программа умственных действий.


Разбивайте текст по блокам интервального чтения и вы увидите только текст имеющий основную смысловую нагрузку.

Дифференциальный алгоритм чтения

  1. Найдите алгоритм чтения
  2. Сформируйте основные смысловые пункты
  3. Проанализируйте всё это, сделайте вывод о том " в чём же содержание главной смысловой его части" - доминанту.

Семантический треугольник показывает процесс понимания текста

Информация (сведения, события, факты)
Смысл - мысль содержащаяся в словах

Есть ли тексты не содержащих информацию - как правило, нет.

Есть ли тексты не содержащие смысла - ещё как есть!

Большинство людей читающих тексты воспринимают как правило информацию, лишь немногие постигают смысла текста.

Две программы чтения

Ключевые слова - слова несущие основную смысловую нагрузку.

Смысловой опорный пункт - пункт понимания, пункт декодирования. Он включает группу ключевых слов и представляет собой лаконичные выражения содержания - предложения или абзацы.

Доминанта/значение - главная смысловая часть текста. Она выражается своими словами на языке собственных мыслей.

Правила выполнения упражнения с выстукиванием ритма

  1. Ритм выстукивается с помощью карандаша, зажатого в трёх пальцах правой руки по твёрдой поверхности стола ударами в одну точку, твёрдо, уверенно, чётко.
  2. Ритм выстукивается активным движением всей руки, а не только кисти, локоть не должен лежать на столе. Для активного воздействия на зону Брока нужны активные амплитудные движения вашей руки.
  3. При выстукивании ритма с одновременным чтением текста про себя необходимо обеспечить непрерывность и правильность рисунка ритма.
  4. Левша должен выстукивать двумя руками.

Выполнять этот ритм следует в течении 20 часов.

Сидеть нужно за столом.

Для быстрого чтения нужно иметь хорошо развитое периферическое зрение. Тренировать его можно с таблицей Шульте. Оно решает проблему движения вертикального движения глаз.

Смысл в том, что одновременно скорее всего у вас не получиться и выстукивать, и говорить вслух. Но остаётся возможно читать про себя, выстукивая ритм. Такое чтение всегда будет чтением с отсутствием артикуляции.

Формируется невербальное образное мышление. После 10 часов, следует выстукивать ритм обеями руками (в том числе и левшам).

Четыре фазы освоения упражнения с выстукиванием ритма

  1. Чтение + стук. Не получаются или чтение или стук;
  2. Чтение + стук. Получается, но нет понимания;
  3. Чтение + стук + понимание. Получается, нет запоминания;
  4. Чтение + стук + понимание. Получается. Есть запоминание, стук не мешает.

Два способа обработки информации

Правило работы с таблицей Шульте

Таблицы Шульте дают очень большой эффект тогда и только тогда, когда вы соблюдаете все правила работы с таблицей.

Ежедневно работайте с таблицами шульте.

Каждый раз работайте с новой таблицей.

  1. Зафиксировать взгляд в центре таблицы. Необходимо видеть всю таблицу целиком;
  2. Последовательно найдите все цифры не пропуская ничего. (Помните, взгляд необходимо удерживать в центральной зоне таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены!);
  3. Найденная цифра фиксируется только взглядом, без проговаривания.

Постепенно время работы с таблицей должно уменьшаться.

Может случиться так, что следующая цифра абсолютна не видна, в этом случае запрещены хаотичные движения глаз, но можно разрешить себе только вертикальные сканирующие движения глаз. Сканируйте первую колонку, вторую, третью и т.д.

Специальные упражнения для глаз

  1. Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз с интервалом в 30 сек.
  2. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
  3. Вращать глазами по кругу: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.

"Метод штурма"

Алгоритм чтения по "методу штурма":

  1. Увидеть всю страницу сразу;
  2. Найти информативный блок;
  3. Прочитать его.

Упражнение "60+15"

Отличный метод для чтения огромного количества литературы.

Алгоритм чтения:

  1. Созерцать страницу книги 60 сек. Разрешаются любые движения глаз, кроме горизонтальных;
  2. В процессе созерцания найти информативный блок;
  3. За 15 сек. прочитать найденный информативный блок.

Внимание при чтении

"Внимание - это умственное действие контроля. Внимание принимает форму предмета, на который человек смотрит." (П.Я.Гальперин)
Быстрое чтение требует повышенного внимания.

Основные психофизиологические свойства внимания объясняются двумя законами:

  1. Закон индукции нервный процессов (Павлов);
  2. Принцип доминанты (Ухтомский).

Психологи выделяют три вида внимания:

  1. Непроизвольное - возникает само собой;
  2. Произвольное - результат усилия воли;
  3. Послепроизвольное - не требует постоянных волевых усилий.
Быстрое чтение возможно в режиме произвольного или послепроизвольного внимания.

Свойства внимания:

  • Объем;
  • Распределение;
  • Концентрация;
  • Устойчивость;
  • Переключение

Упражнения для тренировки внимания (эффект возможен спустя три месяца)

Эффективность этих упражнений очень высока, если их выполнять длительное время

"Память это не брошенная на стол монета, а постоянно горящая свеча"

1. Созерцание зеленой точки

2. Пальцы скрепить в замок, отвести большие пальцы и делать вращательные движения большими пальцами левой и правой руки - одновременно вокруг друг друга. Вы должны следить за движениями пальцев, ни о чем не думать, не надо смотреть на пальцы.
Первые 15 дней выполняйте это упражнение ежедневно в течении 5 минут
Вторые 15 дней - 10 минут

Техника быстрого чтения – это легкое понимания прочитанного, больше свободного времени, расширение кругозора, развитие интеллекта, улучшение памяти и много других приятных эффектов. Даже если вы не любите читать, то освоив методику, вряд ли отнесетесь равнодушны к вечному источнику знаний, ведь вы сможете за день прочитывать одну и даже несколько книг.

Зачем повышать скорость чтения

В век интернет технологий сливается огромный поток информации, нужный и неинтересный, приятный и отравляющий умы. Чтобы максимально быстро уметь находить важную информацию в огромном потоке, отфильтровывать ложные сведения и не быть уязвимыми перед умными и хитрыми людьми, нужно читать. Ведь чтение, как и , улучшает умственную деятельность, повышает интеллект, расширяет кругозор, тренирует память и развивает фантазию.

А теперь представьте, что во время быстрого чтения, все это происходит в три, а то и в пять раз быстрее . Какими знаниями вы будете обладать спустя полгода? И какие знания вы сможете передать своим детям?

В физическом плане, увеличив скорость чтения, человек меньше напрягает мышцы глаз, забывает о головных болях и не устает от работы, так как высокая концентрация позволяет быстро решать рабочие вопросы.

Знаменитые люди и их рекорды

Техника быстро чтения появилась давно, многие известные люди владели и активно пользовались ею:

  • Владимир Ильич Ленин читал 2500 слов в минуту . Многих людей поражала такая скорость, кто-то не верил, что это возможно. Но несмотря на быстроту, он всегда понимал и запоминал прочитанное.
  • Иосиф Виссарионович Сталин имел свою огромную библиотеку. Его дневная норма была минимум 500 страниц.
  • У Максима Горького была своя техника быстрого чтения. Он читал тексты в журналах «рисуя» глазами зигзаг: 1 текст-1 зигзаг. Его скорость достигала 4000 слов в минуту.
  • Александр Сергеевич Пушкин обладал исключительной памятью. И пользовался техникой скорочтения, которую изучил по записям монаха Раймона Луллия.
  • Наполеон Бонапарт читал со скоростью 2000 слов в минуту.
  • Писатель Оноре де Бальзак читал с огромной скоростью. И написал произведение о своих способностях, но с вымышленным героем: «Впитывание мысли в процессе чтения достигало у него способности феноменальной. Взгляд его охватывал 7-8 строчек сразу, а разум постигал смысл со скоростью, соответствующей скорости его глаза. Часто всего одно слово позволяло ему усвоить смысл целой фразы».
  • Евгения Алексеенко, она читала 416250 слов в минуту , в это даже трудно поверить, но это факт.

Методики быстрого чтения

Существует огромное количество методов обучению технике быстрого чтения, но стоит выделить самые эффективные и часто используемые среди любителей этого способа восприятия информации.

Регрессия – главный враг скорости

В первую очередь следует избавиться от привычки возвращаться глазами назад к уже прочитанному тексту – регрессии. При медленном чтении возвратов становится больше. С чем это связанно? Привычка, сложный текст, отсутствие внимания.

Нам всегда говорили родители и учителя, если не понял, прочти еще раз. Но оказывается, что это первая и самая назойливая причина медленного чтения, при регрессии скорость уменьшается в два раза, а понимание смысла в три раза. Надо избавляться от такой привычки. В этом поможет интегральный алгоритм чтения .

Многие люди читают книги вразброс, почитал в конце, открыл середину, у них нет никакого алгоритма, поэтому теряется смысл. Так полученная информация долго в голове не задерживается, на следующий день человек и названия книги не вспомнит.

Для лучшего усвоения необходимо образное его представление. Можно придумать свою схему или взять уже существующую. Схема состоит из блоков и выглядит так:

  1. Название (книги, статьи).
  2. Автор.
  3. Источник и его данные (год, №).
  4. Основное содержание, тема, фактографические данные.
  5. Особенности излагаемого материала, кажущиеся спорными, критика.
  6. Новизна излагаемого материала.

Необходимо запомнить эту схему. И мысленно из той информации, которую вы читаете, выделить главное и разбить по соответствующим блокам. Интегральный алгоритм способствует подавлению вредной привычкирегрессии .

При использовании этой схемы динамика мысленных процессов не оставит времени для возвратных движений глаз. Помните, текст важно прочитать до конца без возвратных движений. Только после прочтения полностью при необходимости можно прочитать еще раз, что вряд ли понадобится, используя эту схему.

Как добиться понимания прочитанного

Еще один важный фактор – понимание сути. Существует три приема:

  • выделение смысловых опорных пунктов;
  • антиципация;
  • реципация.

Выделение смысловых опорных пунктов подразумевает под собой деление текста на части и выделение главной мысли, что способствует лучшему усвоению информации. Опорой может быть любая возникшая ассоциация. Необходимо сократить содержание до коротких, сжатых предложений, освещавших основную идею произведения.

Антиципация – смысловая догадка. То есть, читатель по нескольким словам угадывает фразу, а по нескольким фразам понимает смысл целых абзацев. При такой технике быстрого чтения читатель опирается на смысл всего текста, а не отдельных слов. Этот способ понимания вырабатывается при накоплении словаря текстовых штампов и смысловых стереотипов. Тогда и доходит обработка прочитанного до автоматизма.

Реципацией является мысленный возврат к прочитанному. Именно мысленное обдумывание прочитанного, не путайте с регрессией. Такой способ помогает понять глубокий смысл материала или произведения.

Методы борьбы с артикуляцией

Артикуляция во время чтения очень замедляет скорость, поэтому ее нужно подавлять. Скорость чтения зависит от того, как устроены речевые процессы, то есть, как быстро вы можете обработать и усвоить текст.

Есть три вида чтения:

  • с проговариванием вслух или шепотом (замедленное);
  • с проговариванием про себя (более быстро, но все равно не эффективно);
  • молча, но основной внутренний диалог подавляется и всплывают в голове только ключевые и смысловые фразы.

Так, например, психолог Э. Мейман подавлял артикуляцию с помощью счета. Он во время чтения считал «Один, два, три» и это очень помогло ему в увеличении скорости.

Исследователи разработали три метода подавления артикуляции :

  1. Механическая задержка информации (или принудительная) – зажимание языка между зубами во время чтения. Но есть у этого метода минус, он затормаживает только периферическую речедвигательную систему, оставляя работать центральную (мозговую) систему. Поэтому этот способ не очень эффективный.
  2. Произношение постороннего текста вслух при чтении про себя. Этот метод лучше предыдущего, но все-таки неидеален. Так как тратится много внимания и энергии на произношение других слов, а могли бы улучшить качество восприятия информации.
  3. Метод центральных речевых помех , или метод аритмического постукивания разработан Н. И. Жинкиным. Читая про себя, вы должны задействовать кисть руки выбивая пальцами специальный ритм. Один из них – двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя – во втором, с усилением удара на первом этапе каждого такта.

Особенность этой техники в том, что на речевые органы воздействия нет, но при этом от постукиваний рукой в мозге возникает зона индуктивного торможения, которая делает невозможным произнесение читаемых слов.

Тренировка памяти и внимания

Внимание – это концентрация человека на деле, которым он занимается в данную минуту. Без внимания понимание работы снижается на 90%. Только при условии, что концентрация на определенном занятии будет максимальной, тогда работа, изучение материала, любое занятие не пройдет впустую. И поэтому интересуясь техникой быстрого чтения, очень важно развить навыки концентрации.

Ученые дают хороший совет: для развития концентрации читайте слова и предложения задом наперед. Можно алфавит проговаривать наоборот.

Память . Как часто прочитав произведение, через неделю невозможно вспомнить ни автора, ни названия, не говоря уже про содержание. Для лучшего запоминания необходимо после полного прочтения пересказать содержание своими словами, а для лучшего усвоения перевести материал на язык собственных мыслей. Задача – найти содержательную и смысловую часть текста.

С чего начать самообучение

Техника быстрого чтения не требует никаких материальных затрат. Не придется ходить по магазинам, выбирать неизвестные материалы, удивляться ценам и тратить свое ценное время. Нужно всего лишь ваше желание и упорство, это залог удачного достижения цели.

Еще понадобятся книги, много книг. Не нужно бежать и скупать книжные магазины, у каждого человека есть в доме хоть несколько хороших книг, начните с них, а дальше обратитесь к друзьям, они обязательно найдут что-нибудь интересное для вас. В конце концов на дворе XXI век, интерактивные технологии и электронные книги достойно заменят бумажные издания.

  1. Одна из популярных и очень эффективных книг О. А. Кузнецов и Л. Н. Хромов «Техника быстрого чтения». Очень доступно и интересно описаны техники. В конце книги есть уроки, где доступным языком раскрыты все этапы.
  2. С. Н. Устинова «Развитие навыков устной и письменной речи». Хорошая книга, много интересных приемов и советов.
  3. Мортиер Адлер «Как читать книги». Он пишет не только про техники быстрого чтения, но и о чтении в целом. Дает интересные рекомендации, стоит прочитать эту книгу.
  4. Еще новые программы, позволяющие увеличить скорость чтения, например, Spritz.
  5. Онлайн тренажеры по быстрому чтению от Сергея Михайлова: Flasch – тренинги по скорочтению.

Если не хотите учиться самостоятельно, запишетесь на онлайн-курсы. Прямо сейчас пройдите бесплатный пробный урок в школе Ешко.

Не стесняйтесь быть умными. Это повысит вашу самооценку и качество жизни. Любите читать, это даст вам большие преимущества и сделает счастливее. Чтение можно отнести к лучшим , помогающим сохранить здравый ум и интерес к жизни.