Значимость проектной работы. Актуальность проектной и учебно-исследовательской деятельности в современных условиях развития образования. Алгоритм создания социального проекта

Концепция организации проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся ГБОУ СОШ с углублённым изучением английского и немецкого языков № 1955

Актуальность проектной и учебно-исследовательской деятельности в современных условиях развития образования

В условиях изменения парадигмы образования роль проектной и учебной исследовательской деятельности, специально организуемой в пространстве образовательной организации, существенно возрастает. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Учебное исследование поддерживает мотивационно-смысловую составляющую жизни обучающихся, которая реализуется через самостоятельный познавательный поиск. Учебное проектирование формирует способности к планированию собственной деятельности, построению жизненных планов во временной перспективе. В ходе исследования учащиеся открывают новые знания и пути их открытия, а в ходе проектирования используют эти знания как средство решения практически значимых ситуаций. Учебное исследование даёт возможность учащимся освоить умение оперировать гипотезами как отличительным инструментом научного познания, приобрести опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки. Проектная работа способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; она предоставляет возможности для формирования умения выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости. Таким образом, создание условий для реализации проектной и исследовательской деятельности – необходимая и насущная задача современной образовательной организации, поскольку позволяет обучающимся не только формировать предметные и метапредметные умения, но и эффективно получать знания, развивая целостное, то есть критическое и, вместе с тем, продуктивное мышление, строить фундамент для ценностно-смыслового самоопределения своей личности.

Это особенно актуально в процессе перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт, отличительной особенностью которого является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника. Новый стандарт уделяет особое внимание проектной и исследовательской деятельности на всех ступенях обучения, поскольку и проект, и исследование обладает мощным ресурсом в формировании универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных). Основы проектной и исследовательской деятельности закладываются в начальной школе. Уже каждый выпускник начальной школы должен иметь опыт работы, включающий появление замысла, определение проблемы и гипотезы, разработку продукта или формулирование результата исследования через постановку задач, планирование, опытную проверку гипотезы и защиту работы. Каждый выпускник основной школы должен защитить индивидуальный проект. То же касается и выпускника старшей школы, при этом уровень индивидуального проекта должен соответствовать ступени образования («выпускник научится…» или «выпускник получит возможность научиться…»). Всё это требует от современной школы особых усилий по формированию комплекса условий для организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся (начиная с 1 класса).

Во время написания научных работ в школе, курсовых или дипломных работ в вузе, презентуя проект на работе, необходимо указать, в чем же актуальность проекта. Тогда возникает вопрос о том, что такое актуальность. Многие люди не понимают суть этого понятия, путая его с аннотацией, новизной работы или описанием объекта исследования. Дать ответ на вопрос о том, что такое актуальность работы, достаточно просто - это объективное и лаконичное обоснование важности выбранной темы для специалистов в определенной сфере или для общества в целом.

Типичные ошибки при описании актуальности

Преподаватели в учебных заведениях часто сталкиваются с тем, что школьники или студенты не понимают, что такое актуальность. Вместо того чтобы написать, почему выбранная ими тема является нужной и важной, они на протяжении 3-4-х страниц описывают, почему они выбрали ее, как интересно было проводить исследование, или просто начинают писать краткие сведения о реферате, научной работе или курсовой. Вся эта информация - не актуальность исследования. Такие ошибки типичны, и, чтобы избежать их и корректно оформить работу, нужно отличать суть этого понятия от других смежных.

Требования к актуальности работы

Актуальность работы должна быть краткой, не превышать по объему страницу А4, содержать объективные обоснования. Стоит избегать личной оценки, свести к минимуму описание сути основного текста (для этого есть аннотация или вступление). В этом разделе не стоит описывать результаты исследования (их пишут в выводах). Прежде чем приступать к работе, лучше прочитать статьи, простым языком объясняющие, что такое актуальность. Можно изучить примеры актуальности рефератов, курсовых, исследовательских работ, а после этого по аналогии написать ее к своему собственному проекту.

Актуальность и новизна исследования

В научных и дипломных работах обязательным является такой раздел, как новизна исследования. В нем необходимо описать, какие же уникальные опыты, подсчеты или эксперименты провел автор, какой вклад он внес в изучение научной проблемы. Очень часто все это описывают в категории "Актуальность". Казалось бы, это логично - вопрос недостаточно изучали, а автор произвел некоторые исследования, потому проект важен и интересен. В разделе "Актуальность" о малоизученности проблемы лучше не писать, ведь то, что ее недостаточно изучили, еще не говорит о том, что она важна для современного общества. Нужно делать описание в соответствии с разделом, а не пытаться придать ему объем с помощью ненужной информации.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Виноградненская средняя общеобразовательная школа им. Дедова Ф.И.»

Доклад на тему:

«Актуальность метода проектов, особенности его применения в начальной школе»

Выполнила:

Погорелова Ирина Викторовна,

учитель начальных классов

МКОУ «Виноградненская СОШ им. Дедова Ф.И.»

первой квалификационной категории

с.Виноградное, 2016г.

Образованный человек в современном обществе – это человек, не столько вооруженный знаниями, сколько умеющий добывать знания, применять их на практике и делать это целенаправленно. Возникает необходимость выйти за рамки сложившихся традиционных подходов, работать в режиме, побуждающем к поиску новой информации, самостоятельной продуктивной деятельности, направленной на развитие творческого мышления школьника.

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценности, приоритеты, целевые установки и педагогические средства.

Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы - создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Необходимость решать эту проблему в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии. На первое место выходят формы самостоятельной работы учащихся, основанные не только на применении полученных знаний и умений, но и на получение на их основе новых.

Основная цель моей педагогической деятельности – проявлять и развивать личную заинтересованность детей в приобретении знаний . В связи с этим значительную роль в работе я уделяю проектной деятельности , которая позволяет:

    выявить творческие способности ребёнка;

    улучшить контакт с учащимися, родителями;

    развить исследовательские и коммуникативные умения, навыки сотрудничества;

    дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.

Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная проектно- исследовательская практика, бесспорно, - один из самых эффективных.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение младших школьников в проектную деятельность учит размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривать как малозначительный, «проходной» для методов проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается в последствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

МКОУ «Виноградненская СОШ», в которой я преподаю, уже восемь лет работает по учебным программам УМК «Планета знаний». Характерной особенностью учебников является их направленность на организацию проектной деятельности. Любой ученик имеет возможность выбора темы проекта в соответствии со своими интересами и возможностями.

В комплекте учебников проектная деятельность выступает как основная форма организации внеурочной деятельности школьников. На специальных разворотах учебников представлены возможные варианты творческих, информационных и практико-ориентированных проектов. При этом на каждом из этих разворотов обязательно присутствует предложение создания собственного проекта учащегося.

Я убеждена, что в проектную деятельность необходимо включать школьников с 1 класса, постепенно. Для каждого класса определяется своя специфика работы над проектом с учетом возрастных и психологических особенностей развития младших школьников.

В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включаю: творческие работы учащихся (рисунки, поделки, аппликации), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.

Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над проектом и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. Учитывая особенности развития младших школьников, первокласснику необходимо предлагать темы, которые наиболее близки и значимы для него, для его «маленького мира» (« Город букв», «Живая Азбука», «Книга загадок»).

В первом и во втором классе учу работать в группе, так как детям очень трудно договориться между собой, прийти к единому мнению. Моя задача – научить детей искусству общения, понимания, взаимодействия. В этот период ребята учатся работать с книгой в библиотеке, находить нужную информацию в различных источниках по заданной теме, оформлять проекты и их защищать. («Города России», «Русские народные пословицы», «Моя родословная», фоторепортаж «Моя малая родина», стенгазета «Этот День Победы», и др.)

Применение метода проекта в полном объеме начинается в 3-4 классах. Тема проекта должна быть интересна ученику, должна увлекать его. Школьники – авторы проектов – проявляют особую активность и личную заинтересованность в получении результатов, если проекты создаются по проблемам, волнующих их самих и предложенных ими самостоятельно.

Работа над проектной деятельностью прочно вошла в жизнь начальной школы и стала для нее существенным вкладом в решении задач, поставленных как в урочное, так и внеурочное время.

Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности.

В течение многих лет, мы, педагоги МКОУ «Виноградненская СОШ им.Дедова Ф.И.» успешно применяем проектную деятельность в своей практике, получая хорошие результаты. Презентации проектной деятельности происходят на разных уровнях:

- Школьная проектная неделя и Фестиваль проектов.

- Районная научно-практическая конференция «Ювента»:

2010 г.

2011 г. - «Калмыцкая кибитка» - I место – Погорелова И.В.

2012г . - «Наши имена, что они означают» - II место - Погорелова И.В.

«Колыбельные песни» - II место – Пономарева Т.Р.

«Кукольный пальчиковый театр» - II место – Гейзер М.А.

«Комнатные растения – наши друзья» - IIместо – Чурбанова Т.А.

2013г. - «Компьютерные игры. Вред или польза» - I место – Пономарева Т.Р.

«Калмыцкий чай – непросто чай» - II место – Дикушина Т.И.

2014г.

«Наша классная газета «Страна Дружба» - III место – Дикушина Т.И.

2016г.

Погорелова И.В.

I мест – 5, II мест – 5, III мест – 1 = 11 п. мест.

- Республиканская научно-практическая конференция «Ювента»:

2010г. - «Пословица – мудрость народная» - I место –Погорелова И.В.

2014г. – «Улицы нашего села» - I место – Пономарева Т.Р.

2016г. - «90 лет – не возраст. Долгожители села Виноградное» - I место-

Погорелова И.В. В период с 2010 по 2016 год - I мест – 3 первых места.

Таким образом, использование проектного метода учителем позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, делает нетрадиционным учебный процесс, способствует проявлению индивидуальных качеств каждого ученика.

Очень важно, что учащиеся получают удовлетворение от результатов своего труда, чувствуют атмосферу праздника оттого, что они доставили радость одноклассникам, учителю. Ребята понимают, как много они еще не знают и им предстоит узнать. У них появляется чувство ответственности перед своими одноклассниками, так как осознают, что если кто-то не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Дети видят, что существует множество вариантов решения одной и той же проблемы, и в этом случае проявляются их творческие способности. Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что во взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям жизни.

При обосновании актуальности исследования в разделе Введение исследовательской работы необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования.


В данном разделе рассматривается пример и образец написания актуальности исследования и обоснования актуальности темы проекта, а также проблемы и объекта исследования в рамках индивидуального проекта школьника или групповой исследовательской работы в школе.

Во введении исследовательской работы или проекта вместе с обоснованием актуальности исследования в обязательном порядке описывается объект, предмет, цели и задачи.

Актуальностью исследования является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Это же относится и к актуальности научного исследования или обоснованию актуальности темы научного исследования.

В исследовательском проекте обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследовательской работы в процессе общего познания.

Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе и проекту школьника, оно является неотъемлемой частью введения проектной работы.

Актуальность проблемы, объекта и методов исследования

Очень часто используют формулировку актуальность проблемы исследования - это обоснование востребованности изучения и решения данной проблемы проекта в обществе, в нашем социуме.

Актуальность объекта исследования - это обоснование того, почему будет взят именно этот предмет, существо, процесс или явление учащимся для изучения и исследования в проекте.

Актуальность методов исследования - это обоснование важности выбора именно таких способов достижения цели в исследовательской работе или проекте учащегося школы.

Обоснование можно разделить на теоретическую и практическую актуальности исследования, которые покажут в чем будет заключаться новизна теоретической части исследования и в чем новизна ее практической части.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

  • восполнение каких-либо пробелов в науке;
  • дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
  • своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
  • обобщение накопленного опыта;
  • суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
  • постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.

Примеры обоснования актуальности темы исследования

1. Актуальность: тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.

2. Трудно, очень трудно, даже на миг представить, что теперь на пустынном предгорье правого берега реки кипела и бурлила когда-то жизнь десятков тысяч людей. Жизнь, полная опасностей, превратностей судьбы, жизнь землепроходцев, воинов, дипломатов, торговцев, учителей и рабочих. Этот город сыграл в исторической судьбе области прогрессивную роль. Многое пришлось испытать и видеть нашему городу, он знал славу взлета и горечь падения. Поэтому исследование истории моего города, его славной страницы в истории - актуальная тема для изучения культурного наследия и краеведения нашей области.

3. СМС придумали в начале 90-х годов специалисты одной английской компании. В Англии СМС настолько популярны, что для них появилось даже отдельное слово: "texting" и глагол: "to text". Популярность приводит к хорошим заработкам. И за кажущейся дешевизной СМСок стоят грандиозные доходы тех, кто эти услуги предлагает. СМС - индустрия растет и растет. СМС можно посылать по телефону, через сеть, через КПК.

Стоит ли удивляться, что количество СМС - зависимых людей становится все больше. А некоторые даже идут на рекорды. Так, недавно в печати появилось сообщение, что житель Индии отправил за месяц почти двести тысяч СМС. В октябре прошлого года доктор Марк Коллинс вдруг стал известен всему миру. И все благодаря невиданному расстройству – зависимости от СМС. Поэтому изучение данной темы актуально .

4. Это призыв души девочки – воспитанницы детского дома. Каждый ребенок, оставшийся без попечения родителей, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, как бы тепло и уютно не было в детском доме, мечтает о любящей, заботливой семье, о будущем и верит, что мечта осуществится. В нашей области проживает 4375 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В настоящее время в образовательных и социальных учреждениях воспитывается 1012 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроены в замещающие семьи 3363 ребенка. На сегодняшний день одной из приоритетных форм жизнеустройства детей-сирот является устройство их в приемные семьи. В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота. Социальный сирота - это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем.

Дети-сироты, дети, оставшиеся, без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни не могут создать здоровую полноценную семью. Они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. Проблема сиротства сегодня - это актуальнейшая из проблем современной действительности нашей страны.


5. Актуальность моей исследовательской работы заключается в том, что у всех детей возникает проблема, когда надо выучить большой объем информации. А играть всем детям нравится, поэтому я решила превратить скучное в интересное и увлекательное.

6. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Существует много факторов, влияющих на такие нарушения здоровья. Считается, что ученик начальных классов не должен поднимать тяжести более 1/10 своего собственного веса.

Изучая тему «Масса тела» я выполняла практическую работу: измеряла массу разных тел, и очень заинтересовалась, почему масса такая разная. Учитель предложил мне исследовать этот вопрос, проверить, соответствуют ли рюкзаки, которые носят наши одноклассники данным требованиям. Так как здоровье ребенка всегда имеет большое значение и ценность для родителей и общества в целом, моя исследовательская работа актуальна .