Критическое мышление помогает. Как развить критическое мышление у детей. Развитие критического мышления

Пожалуй, нет такой матери, которая не считала бы, что именно её ребёнок достоин самого лучшего. А как же? Свой — всегда самый-самый, и тогда кому же, как не ему, пользоваться всеми мыслимыми и немыслимыми благами, изобретёнными обществом? Вполне нормальный подход. И очень достойный, с моей точки зрения. Вопрос только в том, как определить, что именно будет являться лучшим для вашего ребёнка, и не промахнуться с выбором.

На первый взгляд может показаться, что никакой проблемы выбора не существует. "Бери" самое хорошее. И все. Возможно, это будет самое дорогое.

Во-первых, не всегда самое дорогое обозначает "самое хорошее и качественное".

Во-вторых, материальные возможности каждой семьи ограничены конкретным бюджетом, и вся проблема в том, что чаще всего этот бюджет именно ограничен. А потому всегда существуют рамки, за которые родители не могут позволить себе выйти, как бы им ни хотелось дать своему ребёнку только "самое-самое". Но ведь это же вовсе не значит, что ребёнок, семья которого не так сказочно богата, как хотелось бы, не заслуживает того же, чего заслуживает его ровесник из более состоятельной семьи. А ведь мучительный выбор лучшего для своего ребёнка начинается вместе с его рождением (а иногда и гораздо раньше) и продолжается всю нашу сознательную родительскую жизнь.

Пока ребёнок маленький, наш выбор ограничивается сравнительно небольшим количеством проблем. Шесть-семь лет пролетают моментально, и вот мы уже ищем школу, достойную принять нашего любимого и единственного. То, что мы не поведём ребёнка куда попало, понятно каждому.

Критерии выбора школы, соответственно, у каждого тоже свои. Более или менее приличное учебное заведение хотя бы в пятнадцати минутах ходьбы от собственного подъезда, за исключением редких случаев, можно найти всегда. Если, конечно, родительские амбиции не зашкаливают.

Иногда жалко смотреть на этих маленьких замученных человечков, засыпающих посреди белого дня в метро и троллейбусах.

С другой стороны, бывает так, что ребёнок и впрямь родился исключительно одарённым, способным к учёбе, а в микрорайоне только общеобразовательные школы. Тогда волей-неволей придётся выбирать что-то "углублённое", подходящее конкретному ребёнку и его уровню развития на данный момент. Но опять же, нельзя не принимать во внимание, что любое углублённое изучение чего-либо, как правило, начинается с пятого класса, то есть со средней параллели, а иногда и гораздо позже, с десятого или одиннадцатого, поэтому вполне приличное начальное образование ребёнок может получить в простой районной школе, и оно мало чем будет отличаться от начального образования, полученного в специализированной школе. Естественно, всё будет зависеть от учителя, к которому попадёт ваш ребёнок, в том числе, станет ли эта школа его "вторым домом" или превратиться в "школу мужества", которая навсегда отобьёт у него желание учиться вообще.

Бывает и так, что начальная ступень в школе достаточно сильная, чего определённо нельзя сказать о средней ступени и старшей. И мысль о том, что после четырёх лет обучения придётся опять подыскивать что-то новое, отпугивает родителей. Конечно, в идеале хотелось бы, чтобы, пойдя в школу, ребёнок благополучно проучился бы там все одиннадцать лет: привычная обстановка, уже знакомые стены и учителя, друзья опять же... Но поверьте, то, что вложат в вашего ребёнка в первые годы учёбы — самое главное и самое основное из всего того, что будет за одиннадцать лет, и если есть возможность отдать его в хорошие руки, нужно это делать обязательно. Что же до дальнейшего обучения, то ведь переход в другую школу — ещё не конец света.

Но, допустим, начальная школа откровенно слабая, зато средняя и старшая — выше всяких похвал. Надежда на то, протянув "как-нибудь" четыре года, ребёнок впоследствии войдёт в нужный ритм и "наверстает" упущенное, как правило, не оправдывается. Попав к человеку чёрствому, равнодушному, а порой и откровенно злому, да к тому же и не очень-то квалифицированному, ребёнок непременно получит стойкое отвращение к школе и учёбе вообще. Выбиваясь из сил, и мать, и ребёнок пытаются разгрести то, что было свалено в кучу безо всяких угрызений совести учителем, для которого ваш ребёнок — не родной и для которого не требуется "самое-самое", потому что с чьей-то точки зрения он его не заслужил.

Итак, со школой вы не ошиблись, и ваше чадо, обласканное и довольное, счастливо миновав все трудности "началки", перешло в среднюю школу. Вот тут-то всё только и начинается.

Привыкший к внимательному и нежному обращению и массе персонального внимания, ваш ребёнок попадает в атмосферу, к которой сразу привыкнуть ему не под силу. Сколько учителей, столько и требований.

Всё, к чему он привык, что составляло размеренную колею его предыдущей жизни, изменяется вдребезги. Каким бы ты ни был замечательным, все учителя всё равно тебя любить не будут. Это хорошо, если в пятом классе, за партами будет сидеть человек двадцать — двадцать пять, а если больше? И хорошо, если учитель в пятом не удосужится посмотреть оценки по своему предмету за предыдущие годы, а даст человечку шанс начать всё с чистого листа, если — нет... Тогда как быть?

У ребёнка появятся новые предметы, и не факт, что, растерявшись, он не "забуксует" по одному из них или по нескольким сразу. Причины отставания могут быть разными. Но самая главная причина, по которой любимый сынок или дочка могут не успевать в классе — неприятие манеры преподавания того или иного учителя либо его личности как таковой. Вот тогда-то и нужно насторожиться.

Не всё ладится, не всё выходит. В этот момент мы, родители, должны проявить терпение и поддержать ребёнка в его нелёгком труде. Проявить понимание необходимо, иначе, во избежание грозящих неприятностей, он вынужден будет лгать. А это, пожалуй, самое страшное, что может случиться между родными людьми.

Между прочим, ложь не всегда показатель желания ребёнка обезопасить себя, иногда к обману приводят совершенно неожиданные, казалось бы, побуждения: не огорчать маму-папу-бабушку, гордящихся успехами своего ребенка, или нежелание разбираться в неприятной проблеме. Конечно, в это трудно поверить. Первое, что приходит в голову любому взрослому человеку: врёт — значит, пытается обмануть, улизнуть от расплаты за содеянное. Но, если вдуматься, разве с каждым из нас хотя бы раз в жизни не происходило нечто подобное?

Очень часто на стыке начальной и средней школ у ребёнка возникают проблемы, кажущиеся ему неподъёмными. Разобраться самому в этот момент не под силу. И, к сожалению, порой бывает так, что просить помощи у близких, например, у матери, стыдно.

Боясь уронить свой авторитет в глазах тех, кто возвёл его на пьедестал, ребёнок огорчается даже временным неудачам до такой степени, что готов пойти на что угодно, лишь бы всё оставалось по-прежнему. Хотя бы внешне. Отсюда — недовольство собой, обман, мучительное чувство стыда.

Но не всегда неудачи ребёнка — это стечение непредвиденных обстоятельств. Иногда мы сами провоцируем эти неудачи. Может показаться странным, но довольно часто мы сами настраиваем своих детей на неудачи. Вопреки здравому смыслу, не чувствуя грани, мы позволяем себе резкие высказывания в отношении какого-либо учителя в присутствии ребёнка. Да, в ослеплении родительской любви нам кажется, что весь мир ополчился на бедного и маленького беззащитного человечка. Стараясь выгородить собственное чадо, часто даже не удосужившись разобраться в сути вопроса, мы отпускаем в адрес учителей гневные и не всегда справедливые фразы. Очень часто нам кажется, что с ребёнком поступили несправедливо, что к нему отнеслись предвзято, что его обидели и т.д. Но в этот момент было бы неплохо для начала подумать, всё проанализировать и только потом высказывать вслух резкие суждения, отсекающие возможность дальнейшего сближения и взаимопонимания учителя и своего же собственного ребёнка.

Да, учителя бывают неправы, и происходит это сплошь и рядом. Но для нас, любящих и заботливых, они неправы всегда, если дело идёт именно о нашем ребёнке.

Отработав двадцать лет в школе, я стала несколько иначе относиться к этому вопросу. Если бы вы только могли видеть, как меняются ваши дети, перешагнув порог родного дома. И изменяются не всегда в лучшую сторону. Чаще наоборот. И уж совсем забавно наблюдать, какими интеллигентными и сдержанными становятся в присутствии своих родителей дети, только что плевавшие сквозь зубы и произносившие настолько замысловатую комбинацию слов, что и филолог бы затруднился повторить её с первого раза.

Поэтому не стоит огульно верить всему тому, о чём ваш ребёнок рассказывает вам дома.

Но что делать, если, действительно, учёба в пятом классе началась с плохого настроения, с нежелания идти в школу и двоек.

Относительно морального состояния ребёнка я судить не берусь, поскольку не обладаю достаточной психологической подготовкой (я имею в виду чисто профессиональный аспект и не касаюсь своего личного опыта). Однако как учитель-предметник с приличным стажем совет дать могу. Как только вы стали замечать все тревожные симптомы, связанные с учёбой в школе, обратитесь к специалисту-психологу. Ничего страшного или постыдного в этом нет. Ведь если у вас болит рука или голова, вы же обращаетесь к врачу, верно? Так почему же не обратиться к нему же, если болит душа? Тем более, если болит душа вашего ребенка.

Что же касается неуспеваемости по отдельным предметам, тут вам тоже потребуется помощь. Но не стоит при первых же симптомах неуспешности вашего ребёнка бежать к репетитору. Это лишнее. Для начала разумнее поговорить с учителем, выслушать его мнение и попытаться разобраться вместе с ним, в чём кроется причина неудач малыша. Поднимать вопрос осенью, через месяц после того, как ребёнок перешёл в пятый класс, на мой взгляд, ошибка. За столь малый промежуток времени учитель просто не в состоянии как следует оценить уровень знаний каждого ученика. Самое время — начало третьей четверти.

Весь сентябрь, как правило, уходит на повторение, и то, что ребёнок не включается в активный диалог с учителем, ещё вовсе не означает, что он ничего не знает. Возможно, часть информации он забыл за лето. Но есть и другие факторы, такие, как, например, комплекс общения с абсолютно новым преподавателем и страх выглядеть в его глазах глупым или смешным.

Но если проблема всё-таки есть и налицо неуспеваемость ребенка, помочь ему в этот момент необходимо. Может быть, помощь требуется кратковременная, а возможно, процесс затянется. Но рано или поздно — в пятом, шестом или восьмом — перед каждым родителем встаёт вопрос выбора репетитора. И тут уже неважно, ищешь ты преподавателя, чтобы "подтянуть" ребёнка до хорошей оценки или хочешь дать ему дополнительный объём знаний, не предусматриваемый школьной программой: для своего ребёнка ты хочешь только самого лучшего.

Возможно, купив в магазине не совсем свежие яблоки или груши, можно горестно вздохнуть и, сетуя на собственную рассеянность и изворотливость продавца, отправить их в компот, а в следующий раз просто внимательнее смотреть на то, что покупаешь. Но в выборе репетитора на компромисс не согласится никто, потому что следующего раза у ребёнка просто не будет.

Менять учителей как перчатки, конечно, можно, но никакого смысла в этом нет хотя бы уже потому, что каждый последующий учитель будет начинать обучение опять с нуля. И это происходит вовсе не из-за того, что злые педагоги стремятся срезать с незадачливых родителей как можно больше денег (хотя встречаются и такие), а просто потому, что отвечать за качество знаний можно только в том случае, если имеешь представление, что было вложено в голову ребёнка и когда.

Как же всё-таки не ошибиться с выбором репетитора? Есть несколько рекомендаций, как мне представляется, общих для любого родителя, собирающегося приглашать для своего ребёнка домашнего учителя. Прежде всего, это психологическая совместимость учителя и ученика. Возможно, кому-то этот аспект покажется несущественным, но поверьте мне, только обожая учителя, маленький человек согласится ходить к нему дважды в неделю или принимать его у себя в гостях и при этом делать совершенно ненужные, с его точки зрения, упражнения. Если совместимость будет достаточно высокой, маленький человек заинтересуется предметом, что, в конечном счёте, даст желаемый результат. Если нет, то занятия будут абсолютно бесполезны. Хуже всего, если ребёнок занимается с репетитором "для мамы". Если для него самого занятия с чужой тётей не представляют никакого интереса, то все в одно ухо будет влетать, а из другого, как вы догадываетесь, вылетать. И никакой, даже самый знающий и добросовестный педагог ничего не сможет сделать!

Так как же понять, стоит ли вести ребёнка конкретно к этом репетитору или нет? Договоритесь о первом прослушивании и идите на первый урок вместе со своим ребёнком. Если занятие будет интересным, вы сразу услышите это и поймёте по манере поведения своего чада. Ибо никто не знает его лучше, чем вы. Если на протяжении часа ваш милый отпрыск будет зевать, крутить головой по сторонам и в конечном итоге уляжется щекой на стол, значит, это не ваш преподаватель, только и всего. Естественно, я говорю утрированно, но в конечном итоге, хотя восприятие взрослого и отличается от восприятия ребёнка, хорошее от плохого может отличить каждый. Спросите себя, хотели бы вы заниматься с таким учителем, и ответ, будете ли вы заключать с ним договор, придёт сам собой.

Естественно, что подбирать репетитора следует, руководствуясь рекомендациями знакомых. Если вы считаете, что, покопавшись час-другой в Интернете, вы непременно найдёте то, что искали, то вы, скорее всего, ошибаетесь.

Не стоит покупать кота в мешке, и уж тем более не стоит этого делать, когда это касается вашего ребёнка. Задавшись целью найти репетитора по тому или иному предмету, стоит обзвонить своих ближайших знакомых и расспросить их об их опыте общения с репетиторами.

И ни в коем случае не стоит спешить и хвататься за первое попавшееся предложение. Ведь не зря же раньше для обучения детей в состоятельных дворянских семьях стремились найти педагога с хорошими рекомендациями, преподававшего у близких или дальних знакомых. И пусть поиски репетитора растянутся не на одну неделю — важен результат этих поисков. Если ваши хорошие знакомые, мнению которых вы можете доверять, настоятельно рекомендуют вам того или иного специалиста, стоит обратить внимание на их слова.

Прежде чем договариваться об оплате урока, возьмите себе в труд заранее поинтересоваться стоимостью занятий с частным педагогом. Для этого, помимо устных вопросов знакомым, откройте любую страницу Интернета, предлагающую услуги репетитора, и поинтересуйтесь ценой вопроса. Цена будет отличаться. Но на конечную сумму будет влиять несколько составляющих, а именно: учительский стаж работы в школе или институте, время занятия (астрономический час или академический час, т.е. сорок пять минут), место занятия (дома у педагога или с выездом к ребёнку) и т. д.

Узнав ценовую "вилку", согласуясь со своим бюджетом, заранее рассчитайте, какой суммой вы располагаете и какой ценовой предел вы переступить не в состоянии. После этого набирайте номер телефона репетитора и начинайте разговор. Если он берётся за любую работу, не удосуживаясь расспросить вас о проблемах школьника, насторожитесь. Да, вопрос территориального расположения будущего ученика и размеры оплаты труда репетитора должны интересовать его не в последнюю очередь, но если это единственное, что его интересует, не считая, конечно, возраста ребёнка, то, вероятно, перед вами человек, стремящийся только к собственному материальному благополучию.

"Нанять" репетитора, даже самого хорошего, подходящего вашему мальчику или вашей девочке по всем статьям, и успокоиться — не лучшее решение. Даже если ребёнок доволен занятиями, даже если в его дневнике вместо пугающих ваше родительское сердце "двоек" и "троек", появились долгожданные "четвёрки", держите ситуацию под контролем, периодически обращая внимание на то, чем занимается ваше чадо. Тотальная проверка никому не нужна, мало того, в некоторых случаях она может обидеть и даже оскорбить преподавателя. Но я бы всё-таки советовала родителям время от времени заглядывать в тетради ребёнка и интересоваться его рассказами о том, как он сходил на урок и что нового вынес.

Во-первых, это даст вам возможность находиться в курсе событий (между прочим, оплачиваемых вами) и отслеживать саму необходимость дальнейших дополнительных занятий. Во-вторых, любому ребёнку, даже самому самостоятельному, необходимо ощущение того, что его делами интересуются, и что его жизнь небезразлична взрослому. И, наконец, в-третьих, будучи в курсе всего, вам намного легче будет подбирать для вашего ребёнка "самое-самое" лучшее, ведь он этого достоин.

В возрасте полутора лет у детей начинает развиваться наглядно-образное мышление — с его помощью решаются задачи с реальными предметами. Попросту говоря, чтобы ответить на тот или иной вопрос, ребенку нужно держать в руках сам предмет, видеть его и чувствовать.

К 4-5 годам, когда наглядно-образное мышление уже сформировано, детям достаточно только представить себе нужный предмет — вспомнить его образ. Такая способность решения задач в уме возникает благодаря тому, что образы, которыми пользуется ребенок, приобретают обобщенный характер. То есть в них отображаются не все особенности предмета, а только те, которые имеют значение для решения определенной задачи или ответа на поставленный вопрос. В сознании ребенка уже возникают схемы, модели, он способен обобщать и анализировать информацию, которую получает из внешнего мира. А значит, пора помочь ему развить критическое мышление.

Мышление не простое, а критическое

Почему так важно развивать у детей не просто "мышление", а именно "критическое мышление"? В чем разница? В современной психологии рассматривается несколько трактовок этого понятия. Если их обобщить, то критическим мышлением называется сложный мыслительный процесс, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения и формированием собственного отношения.

Мы, взрослые, в этот момент отчетливо видим, что у детей проявилась способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Они могут уже не только интерпретировать, но и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок, опираясь на логику и на мнение собеседника, всегда сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.

Пожалуйста, не думайте, что все это слишком трудно для дошкольников. Так может показаться лишь в теории, но на практике родители могут каждый день видеть проявления критического мышления у ребенка. Вечный детский вопрос "почему?" — самый яркий пример развивающегося критического мышления. Малыши всегда хотят знать причины человеческих поступков, природных явлений, событий, свидетелями которых они являются. А если ребенком движет любознательность, ни в коем случае нельзя отмахиваться от его вопросов. Ведь игнорируя их, легко отбить интерес к познанию. Важно с вниманием отнестись к стремлению ребенка узнать все и обо всем. Именно взрослые могут помочь ему объективно оценить факты, сделать выводы из полученной информации и лишь после этого сформировать свое отношение к ней.

Здесь нужно помнить еще о том, что иногда игра в "почемучку" — это способ привлечь к себе внимание родителей. Если таким образом ребенок "подает сигнал": "Мне вас не хватает!" — необходимо задуматься. Ни в коем случае нельзя пропускать такие "сигналы" мимо ушей, нужно решить этот вопрос вовремя.

Приведем еще один пример из повседневной жизни. Дети часто бывают не согласны с родителями или с другими детьми. В такой ситуации родителям нужно задать ребенку вопрос: "Почему ты не согласен?". Если ребенок может обосновать свою позицию, значит, он и сам задает себе вопрос: "Почему я так считаю?". И это говорит о высоком уровне развития критического мышления. Если же ребенок не понимает, почему он сделал тот или иной вывод, и не знает, как доказать свою правоту, родители должны помочь ему. Именно самые близкие люди смогут так построить общение с ребенком, чтобы он научился размышлять критически на разные темы.

Мыслящий или послушный?

Пришло то время, когда очень многие педагоги стали выражать беспокойство по поводу слабого развития критического мышления у дошкольников. К сожалению, об этом задумались лишь недавно. Раньше существовал такой стереотип: "Послушный ребенок не спорит со старшими". Во многих семьях и образовательных системах стереотип жив и по сей день. Детям часто приходится слышать: "Не спорь. Не задавай лишних вопросов. Просто делай то, что тебе говорят". Эти принципы уже очень плохо согласуются с современной реальностью.

Естественно, нет ничего плохого в уважении к старшим, в вежливом общении с близкими людьми. Наоборот, это прекрасная традиция, которую обязательно нужно сохранять в семье. Но ведь это совсем не значит, что нужно лишать ребенка желания познать истину. Плохо именно то, что это желание может так и не возникнуть, если ребенку не давать выражать и доказывать свою точку зрения! Нам, взрослым, важно научиться разделять эти вещи — уважительное отношение к старшим и естественное желание осознать и объяснить свою детскую позицию умудренным жизненным опытом родителям.

Сейчас в большинстве новых учебных программ одним из важнейших требований становится умение детей критически мыслить. Для успешной учебы в первом классе уже мало просто уметь читать, писать и считать, еще нужно решать простые логические задачки, делать выводы после прочтения коротких текстов. Иногда даже нужно спорить с учителем и доказывать свою правоту.

Чтобы ваш ребенок был по-настоящему готов к школе, начните развивать у него критическое мышление как можно раньше.

Вот некоторые советы, которые помогут развить критическое мышление у детей:

  1. В высказываниях должна быть логика. С самого раннего возраста нужно обучать ребенка мыслить логически. Старайтесь сами чаще рассуждать при ребенке, обосновывайте свое мнение, учите ребенка строить фразы по модели: "Если..., то...".
  2. Пусть ребенок сравнивает предметы, находит общие черты, делает выводы после прочтения сказок.
  3. Не принимайте ответ: "Потому что так хочу!" или "Потому что мне так нравится!", если речь идет об аргументации своего мнения. Попросите ребенка подумать и назвать настоящую причину. Разумеется, не стоит заставлять малыша сразу озвучивать аргументы. Пусть сначала он научится задумываться над ними. Помогите ему, задавая наводящие вопросы.
  4. Позвольте ребенку сомневаться. Этим он выражает недоверие к каким-то фактам. Значит, он будет стараться доказать, что он прав, и захочет узнать все об объекте спора. Так он узнает и запомнит много нового и интересного.
  5. Ваш ребенок указывает на ошибку в ваших рассуждениях? Или задает много уточняющих вопросов? Это замечательно. Значит, он внимателен, готов высказать свое мнение и мечтает все знать. Поощряйте такие разговоры.
  6. Старайтесь на своем примере и на примерах из жизни показывать ребенку, что сначала всегда нужно получить о событии полную информацию, а уже потом делать выводы. Покажите, что неразумно критиковать то, о чем ничего не знаешь, нужно всегда стараться судить объективно.

Статья предоставлена сетью центров раннего развития "Бэби-клуб"

Обсуждение

Знакомая история))) Теперь понимаю почему мой папа все время при мне свои мысли и рассуждения в слух выражал!

Комментировать статью "Ребенок и критическое мышление: поощряйте ""почемучку""!"

Все это требует развития в ребенке критического мышления, способности к анализу и оценке медиатекстов. Чтение без увлечения, или Почему ребенок не хочет читать? Почему так важно развивать у детей не просто " мышление ", а именно " критическое мышление "?

Обсуждение

Беда, если она и в должности министра станет воспитанием заниматься. Нужен бы министр Образования и Науки, а не воспитательница.

К вопросу изоляции ещё:

"Катастрофически растет отставание имеющегося научного оборудования от мирового уровня. Самоизоляция страны и отсутствие ключевых технологий в сочетании с тем, что научное оборудование устаревает буквально за несколько лет, делают процесс отставания лавинообразным. Проблема кадров связана как с низким уровнем среднего и высшего образования, так и с непрестижностью профессии ученого в России. Разумеется, для решения проблемы оборудования и кадров требуются деньги, и не малые. Однако не менее важным (а по сути дела первичным и главным) является политическая воля и желание сделать Россию страной научной и образованной. Стране, обществу необходимо создание культа знаний, а не веры и эмоций; осознание ценности образования и самого существования научной среды, поддерживающей интеллектуальный потенциал нации. Не все станут эйнштейнами, но без тщательного, кропотливого и постоянного культивирования этой среды страна обречена продолжать быстрое движение на периферию научной карты мира. Это как с футболом - для сборной команды требуется всего 11 игроков, но чтобы эта сборная чего-то достигла, нужно, чтобы тысячи людей занимались этим видом спорта."

Почему так важно развивать у детей не просто " мышление ", а именно " критическое мышление "? Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. Стоит! Как развить речь? Ребенку 12 лет.Какие кн. Как подготовить ребенка к школе: расширяем кругозор.

Обсуждение

Там, где я живу, половина взрослых не имеет энциклопедических знаний, читают только комиксы, и в 40 лет режутся в компьютерные игры со своими 10 летними детьми (это к вопросу об инфантильности). При этом ухитряются быть вполне успешными и прилично зарабатывающими профессионалами в своей профессии.
И отсутствием ненужных им знаний не парятся. Поэтому, согласна, что проблема интеллигентская.

К инфантильности никакого отношения не имеет. считаю своего ребенка абсолютно инфантильным именно потому, что он вообще не читает беллетристику, а только энциклопедии, и детскую научно популярную литературу. Может вам рассказать (правда, довольно путанно), про глобальное потепление, про строение звезд и как получаются алмазы. Но энциклопедии он читает потому, что там статьи короткие, 5 минут и уже какую то информацию получил, долго напрягаться не надо.

Как про мою написано.Слово в слово:-)
6 класс,12 будет в конце декабря.

Развитие критического мышления у детей. Если хотите, чтобы ваш ребенок был по-настоящему готов к школе, начните развивать у него критическое мышление как можно раньше. Чем занимаемся (в плане логики и мышления): 1. книжки с задачками по логике 2...

у тебя есть примеры как развивать абстрактное мышление у ребенка? "Абстрактное мышление - это умение переводить информацию о·реальных объектах в символы, манипулировать с этими символами,·находить какое-то решение и это решение опять...

Обсуждение

Имхо это что нибудь попадающее под определение "вообще". Вот к примеру стол, буквально это то на чем сейчас скорее всего стоит ваш комп, а вообще это любое чего-нить с плоской поверхностью за которое можно сесть или встать, бочка накрытая большим куском фанеры тоже считается.

С такими людьми очеь тяжело работать, т.к. они не в состоянии взять книгу, прочесть немного теории, увидеть что из прочитанного применимо конкретно в его проекте, взять и воплотить в жиСТЬ кусок теории. Я с такими раз работала и чуть умом не тронулась. Беседы вести бесполезно. Как с роботом говоришь, всё "мимо кассы". Да, проект тот накрылся.

Развитие воображения и творческого мышления. Развивающие игры. Развитие критического мышления у детей. Ведерникова Ольга. Развитие критического мышления у детей. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументировано отстоять свое мнение!

Каждый день твоя многострадальная голова сталкивается с огромным потоком информации. Большая ее часть благополучно забывается, остальные факты так или иначе формируют твое мировоззрение и влияют на принятие решений.

Появление интернета вместе с доступом к альтернативным точкам зрения должно было упростить путь к правдивой информации, но вместо этого окончательно запутало нас в лабиринте словесных манипуляций. Часть людей можно убедить в чем угодно, часть вообще никому не верит на всякий случай.

Отличить факты от их интерпретации способны личности с критическим мышлением. К счастью, это качество не дается нам от рождения, а значит, его можно развить.

Используй дедуктивное мышление

Способность приходить от общей гипотезы к частному выводу путем логических рассуждений лежит в основе критического мышления. Если этот метод помогал Шерлоку развязывать самые запутанные детективные истории, поможет и тебе выбраться из пучины ложной информации на островок знания, близкого к истине. Чтобы мышление оставалось под властью аргументов, а не эмоций, учитывай следующие моменты:
— гипотеза, с которой начинается рассуждение, не должна быть противоречива. Отправной точкой необходимо сделать четкое, однозначное умозаключение, иначе вся дальнейшая логика полетит к чертям. Кроме того, гипотеза должна оставаться неизменной в ходе всего размышления;
— гипотеза должна быть связана с заключением. Очевидность этого правила вовсе не отменяет его ценности. Одна из опасных ловушек рассуждения - подмена понятий, когда, к примеру, начинают сравнивать несопоставимые вещи;
— рассуждение должно учитывать противоположные мнения и контраргументы. Не обязательно соглашаться с ними, но лучше принять к сведению.

Сомневайся


Доктор Хаус восемь сезонов учил нас, что все лгут. Не будем уподобляться этому чокнутому мизантропу и возьмем за основу критического мышления другое утверждение - все ошибаются. Теперь вернись и еще раз прочти слово «все». И еще раз. Дело в том, что люди склонны к упрощению, поэтому стремятся принимать многие утверждения на веру.

Проверяй факты

Самый нудный и необходимый навык. Раз ошибиться может каждый, значит, любую информацию нужно просеивать через собственное сито скепсиса. В этом тебе поможет соблюдение нескольких правил:

— избегай выборочной аргументации. Даже если очень хочется прийти к определенному выводу, будь честен и учитывай все аргументы, а не только те, которые подтверждают твою гипотезу;
— оцени, достаточно ли информации, чтобы сделать выбор в пользу какого-либо решения;
— используй все возможности проверить факты. Идеальный вариант - обратиться напрямую к первоисточнику;
— убедись, что вывод сделал ситуацию яснее.

Не иди на поводу у толпы

Ошибаться может не только любой человек, но и любое количество людей. Массовость никогда не должна стать аргументом в пользу достоверности информации. Не забывай, что большая часть толпы - просто стадо, которое поленилось выработать свое мнение или найти верный ответ, предпочитает присоединиться к общему мнению.

Развивай креативность

Мозг - работоспособный, но очень ленивый засранец. Он пытается любым способом облегчить себе работу и стандартизировать твою жизнь. Развитие творческого мышления разомнет извилины, заставит тебя по-новому смотреть на вещи и учитывать самые неожиданные варианты.

Учитывай специфику работы журналистов

По мнению профессора психологии Орегонского университета Пола Словика, люди склонны переоценивать риски, если вызывающие их ситуации широко освещаются в прессе.

Однако СМИ весьма субъективны в выборе красок для картины мира. Единственный жанр, который хоть как-то претендует на достоверность, - это журналистское расследование. Что касается наскоро состряпанных заметок, которыми изобилует новостная лента, то для них важнее сделать красивую историю, чем разобраться в происходящем.
Даже если речь идет о научных фактах, целиком полагаться на мнение конкретного исследователя не стоит. В основном журналисты лишь стараются передать суть статьи в упрощенной форме и не утруждаются поиском альтернативных мнений.

Не доверяй точным цифрам


Сколько бы мы ни повторяли, что СМИ лгут, 46% россиян продолжают верить сообщениям в прессе. Благодаря конкретной цифре эта фраза звучит гораздо убедительней, чем «многие россияне продолжают верить», однако она не становится достоверней. Иногда цифры – всего лишь уловки, которые помогают автору проникнуть в доверие читателя.

Если речь идет об исследовании, то важно, чтобы в тексте не только озвучивались результаты, но и был показан механизм его проведения. Непонятно, какого возраста эти 46% россиян, каким именно видам СМИ они верят и какой конкретно вопрос им задавали.

  • Не доверяйте авторитетам

Критическое мышление – это умение делать собственные выводы, опираясь на имеющиеся факты. Энциклопедические статьи называют его системой суждений, но это скорее методика мышления, помогающая самостоятельно приходить к обоснованным умозаключениям, вычленяя из информационного потока правдивые данные в противовес слухам, интерпретациям и трактовкам. К критическому мышлению не относятся такие процессы как запоминание и усвоение (понимание) информации, творческое и интуитивное мышление. Его стержень – анализ.

Чтобы понять суть критического мышления, нужно пойти от противного – увидеть со стороны его отсутствие. А для обнаружения сего зияющего вакуума нам придется отправиться… в школу.

Современная система школьного образования основана исключительно на процессе запоминания и использования полученных знаний для операций с уже известным результатом. Все ростки критического мышления в школе старательно выкорчевываются, оставляя место только заученным правилам и однолинейным алгоритмам. Часто подобная практика переносится и в университеты. Таким образом выращиваются поколения, неспособные думать.

Вспомните, что вы делали, когда задавали написать реферат или отзыв на художественное произведение? В обоих случаях вы находили книги с готовыми материалами и выбирали из них куски подходящего текста. В «докомпьютерные» времена этот процесс сводился к переписыванию, позже – к поиску в интернете и копированию. Так же делаются курсовые и даже дипломные работы студентов. Все привыкли к тому, что доклад, реферат или рецензия выглядит как компиляция чужих мыслей. Преподаватели не просто смотрят на это сквозь пальцы – они это поощряют. Не будем углубляться в размышления по поводу того, кому это выгодно, и выгодно ли вообще кому-то, но факт остается фактом – большинство людей не приучены к критическому мышлению. Они не умеют думать самостоятельно, потребляя уже пережеванную и переваренную информацию через катетер СМИ, интернета и телевидения.

К счастью, критическое мышление не является органом, поэтому не атрофируется от того, что его долго не использовали. Одно осознание его необходимости и важности уже является отправной точкой к формированию собственной критической мысли. Польза этого инструмента, думаю, очевидна – человека, думающего самостоятельно, сложнее обмануть, навязать ему невыгодные условия труда и жизни, втянуть в мошенническую аферу. Кроме того, вырабатывать собственное мнение проще и приятнее, чем усваивать чужое.

Как развить критическое мышление? Для этого нужно соблюдать некоторые правила при работе с информацией.

Обращайтесь к первоисточникам

«Мне сказал приятель моей подруги», - самый распространенный источник информации, еще его называют «сарафанным радио». Конечно, он неплох для передачи сплетен, которые нередко оказываются правдивыми, но вот использовать его в качестве авторитетного мнения вряд ли стоит. Одно дело, что «Ленка, оказывается, уже вторым беременна», и совсем другое – «дядя Вася сказал, что скоро грянет мировой дефолт, идите срочно меняйте валюту». Первая новость вас, как минимум, никак не касается, а вторая может значительно изменить курс вашей жизни. Причем не гарантированно, что в хорошую сторону. Дядя Вася, может, и лучший политический обозреватель на весь подъезд, но кто сказал, что после сегодняшней поллитры его прогнозы будут кристально провидческими?

Мне, да и вам неоднократно приходилось наблюдать картину всеобщей паники, порожденной слухами – то соль скупают мешками, то гречку, то бытовую технику. А все потому, что «дядя Вася сказал». Ни официальных новостей, ни предпосылок, из которых можно было сделать вывод, что гречки не будет больше никогда в нашей стране или что деньги отменят, и впредь все будут расплачиваться утюгами.

Обращайтесь к первоисточникам! Ими могут быть официальные заявления банков, правительства или других организаций, вышедшие законы, которые должны публиковаться в прессе. Чтобы развить критическое мышление, вы должны найти самый первый пункт выхода информации, еще не засоренный наслоениями трактовок, мнений, аналитики и всего прочего – вы должны изучить информацию в ее первоначальном виде и сделать собственные выводы, исходящие из личного опыта и знаний.

Не доверяйте авторитетам

Чтобы понимать первопричины, нужно учиться доверять только тому, что видишь собственными глазами, без использования призмы чужого восприятия. Все люди в той или иной степени глупы, не существует ни единого стопроцентного мудреца, чьи идеи во все времена будут истинными. Что-то может устареть, а что-то – быть спорным изначально. На опыт и знания ученых и мыслителей, конечно, нужно полагаться, но они должны быть лишь инструментами познания, а не заменой собственному мнению.

Развитие критического мышления должно начинаться с понимания, что новую идею можно развить, лишь анализируя чистую информацию из первоисточников, а не примыкая к стадам почитателей тех или иных веяний. К слову, порой довольно абсурдных.

Правильно усваивайте информацию

Главный метод усвоения информации, которому нас учили – бездумное заучивание. Куда более эффективный метод, который не только помогает запоминать данные, но и учит их анализировать – понимание. Куда проще воспроизвести факты и понятия, которые человек понял, чем просто набор слов, не имеющий для него особого смысла.

Для этого можно создать такой алгоритм работы. Вооружитесь листком и ручкой. Прочитайте текст (посмотрите видео). Выпишите основные тезисы. Воспроизведите информацию своими словами, опираясь на имеющиеся тезисы.

Это самый обычный пересказ, который нам задавали в школе, и который очень туго дается детям, привыкшим все зубрить – они пытаются дословно воспроизводить текст, вместо того, чтобы запомнить его содержание.

Научитесь, наконец, писать рефераты, рецензии и доклады

Может, вы уже давно не студент, но для того, чтобы развить критическое мышление, должны наверстать упущенный в это золотое время навык самостоятельного написания научной работы. Это поможет вам научиться эффективно работать с информацией , структурировать ее, отсеивать сомнительные данные, делать умозаключения – проще говоря, критически мыслить.

Как это правильно делать? Если это рецензия, нужно прочитать книгу. Если реферат или доклад – ознакомиться с энциклопедическими статьями, вычленив из них нужную вам информацию.

Изучите мнения специалистов по этому вопросу, но не для того, чтобы закопать под ними свое собственное, а чтобы узнать историю развития человеческой мысли в отношении изучаемого объекта. И пишите. Пишете то, что думаете, описывайте ход своих размышлений. Структурируйте главные мысли с помощью подзаголовков, в начале подготовьте введение, в конце – вывод. Собственный. Пишите все на совесть, так, чтобы самому понравилось.

Тему можете взять любую – главное, чтобы вам было интересно делать этот доклад или реферат. Если ничего не идет в голову – напишите рецензию на любую книгу, не обращаясь к вспомогательной литературе.

По сути, это наиболее действенная методика развития критического мышления.

***
Мнение, выработанное самостоятельно, может огорошить вас своей неожиданностью, а может и оказаться общепринятым. Вы можете выяснить, что подобные выводы принадлежат последователям какой-либо школы или что их уже высказывали бунтари науки, противостоящие устоявшимся догмам. Не важно, думал ли кто-либо так до вас или нет – главное, что это ваши собственные умозаключения, которым вы можете доверять. Вам их не навязали, не продали, не подарили. Критически мыслящий человек устойчив к манипуляциям, он не станет жертвой стереотипов или мнения толпы. Это отдельная категория людей, способных проникать в суть вещей, находить ответы на вопросы, мучившие человечество, и генерировать новые идеи .

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .