Психологическая совместимость и ее виды. Психологическая совместимость в группе. Можно ли бороться с психологической несовместимостью

Психологическая совместимость – это способность людей (двоих или группы) находится в длительных взаимоотношениях, при которых не наблюдаются сложные конфликты характеров, требующие вмешательства со стороны для урегулирования конфликтов или обеспечения эффективного взаимодействия. Психологическую совместимость можно выделять не только как индивидуальное качество личности, но также как характеристику процесса взаимодействия.

Факторы психологической совместимости не имеют объективных критериев измерения, не определено, связан ли уровень совместимости с характерологическими типажами. Также это понятие нельзя отнести уверенно к определенной психологической сфере, т.к. наличие или отсутствие совместимости характерно для обозначения отношений в коллективе (социальная психология), в интимном взаимодействии (семейная психология), а также как самостоятельное определение одной из черт личности (психология личности).

Психологическая совместимость людей базируется на сочетании черт и проявлений и , способствующих возможности от длительного общения и нахождения на одной территории испытывать минимум напряжения и максимум позитивных эмоций. Но эти врожденные качества не единственное, что определяет уровень совместимости, следует учитывать такие факторы психологической совместимости, как общность поставленных целей и жизненных ценностей, социальный статус и личностный предубеждения, привычки или последствия пережитого травматичного опыта. Влияет способ распоряжения собственным временем, душевными и материальными ресурсами, стремление к постижению нового, скорость и ответственность в принятии решений, биоритмы и уровень общительности.

Масса моментов, из которых состоит жизнь человека, может привести либо к моментальной вражде и полному непониманию, либо к ощущению, что с человеком знакомы всю жизнь и можете прожить всю оставшуюся. Чем большее количество факторов совпадет, тем о большем уровне совместимости можно говорить, но значение тут имеет вес важности каждого совпадения (смириться с тем, что кто-то предпочитает зеленый чай черному проще, чем с разницей вероисповеданий, особенно при яром навязывании).

Социально-психологическая совместимость

О социально-психологической совместимости принято говорить в рамках взаимодействия с людьми в профколлективе и обществе. Психологическая совместимость людей в социуме строится на общности целей (так как социальные объединения имеют общую цель), отношении к выполняемой деятельности (как проявления социальных отношений), моральных и ценностных установках (как отражающих факторов внутреннего устройства социальной группы), а также личностных характеристик каждого отдельного . Учитывая характеристики каждого человека, можно способствовать улучшению психологической совместимости в коллективе, а как следствие будет повышаться личностный комфорт, микроклимат, результаты продуктивности. Микроклимат, складывающийся в социальном круге, характеризует общее состояние и качество взаимосвязи всех участников, включает эмоционально-волевой, интеллектуально-познавательный и поведенческий компоненты, а также имеющий градацию по уровням осознанности происходящих процессов.

Социально-психологическую несовместимость может порождать разница социального круга, как основного влияющего на личностное развитие компонента. Так, людям, воспитывавшимся в семьях различного уровня ценностей и приоритетов, будет довольно сложно найти общий язык. При чем на наличие совместимости будет оказывать влияние не столько уровень материального обеспечения, сколько общность моральных концепций. В меньшей степени важна возрастная разница и степень научного образования, чем уровень общей культуры и зрелости личности. Человек, знающий классиков по цитатам, путешествующий каждый год по новым местам и человек, читавший лишь в школе, когда заставляли, не выезжающий за пределы своего города вряд ли смогут понять жизненные установки друг друга и безболезненно совместить свои жизни, даже если у них будет одинаковы возраст и уровень дохода. Этот пример и подобные справедливы и для группового взаимодействия.

Социальная совместимость является лакмусовой бумажкой причастности человека к тому или иному обществу. Однако грани поставленные изначальной средой можно раздвинуть, поскольку интериоризированные ценности и механизмы взаимодействия не являются биологически закрепленными. Хорошим примером являются люди, много путешествующие по миру, причем не экскурсионными турами, живя в гостинице среди своих соплеменников, а те кто отправляется пожить жизнью тех людей и того места, где не был. Постепенно жесткость установок обмякает, критичность уходит, а внутренний мир наполняется богатым опытом, который дарит возможность выбор, основываясь на каких концепциях, стоит сделать ближайший выбор.

Психологическая совместимость и срабатываемость в группе

Способность членов малой группы к качественному взаимодействию, передаче информации, возможность найти оптимальное сочетание для применения навыков каждого характеризует психологическая совместимость в коллективе. Вид деятельности группы не важен для формирования достойной сплоченности, но каждый из видов деятельности имеет свою специфику, благодаря которой черты, способствующие установлению наиболее благоприятного климата, будут различными.

Совместимость для коллектива не означает равность или похожесть людей и их умений, скорее здесь работает принцип дополняемости качеств и умений. Творческому художнику в издательстве не справиться без технического верстальщика, а успеть они могут с выполнением сроков благодаря пунктуальному менеджеру. Эти люди имеют различную направленность в деятельности, способностях, характере, но именно совместно налаженное их взаимодействие дает наиболее лучший результат.

Рассматривать группу как совокупность отдельных личностей не имеет никакого смысла, необходим подход, при котором производится оценка ее деятельности как одного живого организма, с различными системами органов. Именно психологическая совместимость в коллективе дает возможность повышению эффективности и выполнению таких поставленных задач, которые без совместного взаимодействия не имели бы шанса на осуществление. Таким образом, степень психологической совместимости является прямым показателем срабатываемости группы.

Срабатываемость коллектива определяется несколькими моментами – результатами деятельности, удовлетворенностью этим результатом самих участников работы, а также затраченными усилиями и эмоциональным вкладом группы. Влиять на возникновение хорошей срабатываемости может правильный подбор людей для командной работы, осуществляющийся на анализе их характеро-психологических особенностей ( , темперамент, сила НС), социальных параметров (пол, возраст, образование, ценностные установки), а также профессиональных качеств. Например, ремонтная бригада, должна включать специалистов, обладающих различной специализацией (чтобы справиться с любой задачей), быть подобрана по одинаковому уровню развития (для обеспечения легкости в общении и дружественной обстановки), сочетаться по темпераментным характеристикам (чтобы кто-то мог нести ответственность, а кто-то мог быстро реагировать), при этом ошибочно было бы допустить участие в такой работе одной женщины среди остальных мужчин (риск конкурирования, а соответственно и срыв процесса работы повышается).

Психологическая совместимость и эффективность работы могут включать показатели, как психофизиологической, так и психосоциальной подходящести, в зависимости от выполняемой деятельности. При некоторых процессах актуален вопрос наличия хорошей слаженности по обоим этим направлениям, чаще всего это работа в системах закрытого типа (космодромы, заводы, лаборатории).

Виды психологической совместимости

Психологическая совместимость имеет свои разновидности в зависимости от категорий, главенствующих в обеспечении комфортного совместного нахождения при определенном виде взаимодействия.

Базисный уровень (врожденные показатели, присущие человеческому существу) совместимости – психофизиологическая. Данная категория основывается на сходстве в механизме возникновения и проживания эмоций (тип, сила и возбудимость нервной системы), уровне интеллектуального развития (способности к развитию, познанию нового). К элементам психофизиологической совместимости относится механизм волевого проявления, способности к достижению и контролю эмоциональных проявлений. Так, люди с примерно одинаковым уровнем на психофизиологическом уровне сойдутся быстрее, точно также как и люди со схожими проявлениями эмоционально-волевой сферы. При серьезных различиях начнут возникать сложности и непонимания, когда один человек уже отреагировал и побежал действовать, а другой все еще анализирует ситуацию.

Способность к синхронизированию и схожесть внутренних ритмов и темпов влияют на слаженность работы, например на конвейерном предприятии, где от возможности синхронизировать свою деятельность с другими участниками процесса является приоритетной задачей. Но также очень важны при построении личных отношений, поскольку биоритмы и цикличность активности у каждого различна, если она совпала изначально, значит, люди совместимы по темповой характеристике, но если не совпала, на помощь приходит способность к синхронизации. Невозможность достигнуть синхроничности действий и жизни приводит к конфликтам (не совпадают фазы сна и бодрствования, когда одному хочется отдыха, другой тянет к активному времяпровождению и пр.).

Крайне важна психофизиологическая совместимость в супружеской жизни, поскольку она будет влиять не только на процессы отдыха (биоритмы), его качество (активный и пассивный виды), но и на бытовое устройство (потребность в определенном количестве пищи и света), а также половую сферу, одну из главных в стабилизации семейных отношений. При этом психофизиологическая совместимость может быть практически нулевой у сотрудников интеллектуального и творческого направления. В исследовательском институте не имеет значения скорость выполнения вами мелкомоторных задач, а также способность осуществлять это совместно, тут на первый план выступает способность к аналитическому мышлению и умению общаться с большим количеством людей.

Второй вид – социально-психологическая совместимость, наличие и формирование которой напрямую обусловлено развитием социального общества. Сюда входят характеристики, формирующиеся под влиянием ближайшего окружения, кумиров и господствующих идеологий, при этом не имеют никакого отношения к врожденным характеристикам личности. Сюда относятся социальные установки относительно установленных порядков и моральных норм, заложенное на подсознательный уровень отношение к вещам или явлениям.

Социально-психологическая совместимость построена на учете ценностей, стремлений и интересов людей, при этом главенствующую роль имеет внутренняя деятельности, а не ее проявление. Оба человека могут стремиться заработать много денег, но один для покупки второго особняка, а второй для пожертвования в детский дом, где вырос, и эти люди вряд ли найдут много общих точек соприкосновения.

Социально-психологическая совместимость актуальна при тех видах деятельности, где присутствует общение и взаимодействие на личностном уровне. Она мало влияет на выполнением механической работы или при курьерской доставке, но колоссально влияет на микроклимат при обсуждении общих проектов или в семейной жизни.

Психологическая совместимость супругов

Полагать, что наличие сильных чувств, привязанности, любви и интимного желания приведут к счастливому браку, является прекрасной и распространенной ошибкой. Пока кажется, что этот человек самый лучший, а скачущий гормональный фон позволяет вашей психике и изобретательности творить поистине невероятные вещи, то кажется, что со всем можно смириться, притереться и договориться, только спустя годы оказывается, что не то что договориться, а вообще говорить с этим человеком не о чем, и идете вы в разные стороны. Такое происходит из-за отсутствия совместимости, и в чем-то холодный расчет (не тот который материальный, а анализ ваших психологических особенностей) может быть более продуктивным и принести больше счастья, чем слепая страсть (свахи в древние времени что-то действительно знали).

Психологическая совместимость супругов во многом определяется тем, насколько были похожи их условия воспитания. Это закладывающийся уровень культуры, развития и стремления к расширению кругозора, особенности общения с людьми, построения связей, взаимодействия с деньгами. Истории, где принцесса сбегает с сельским парнем на то и сказочные, что в реальной жизни, он начнет на рассвете воскресного утра гнать ее на огород, когда она понятия не имеет что там делать, а она ему читать на память отрывки из произведений Сартра, где он не поймет ни слова.

Схожесть социального положения, образования и родительских семей способны обеспечить минимальный уровень совпадения. Если будут одинаковые представления о распределении обязанностей в семье, полоролевых ожиданиях друг от друга, то совместимость в своих гендерных проявлениях будет налажена, хуже, когда оба супруга считают, что второй должен бегать вокруг.

Психофизиологическая совместимость играет значительную роль в семейной жизни, проявляясь особенностями темперамента, сочетание которых напрямую влияет на количество и глубину ссор, способ свободного времяпровождения и реакцию на жизненные события. Сюда же относится половая совместимость, причем не только по наличию притяжения, но по частоте потребности, времени, которое каждый хочет посвящать интимному общению, степени открытости и экспериментаторства.

Самый высший уровень супружеской совместимости – духовная, включающая ценностные ориентиры, моральные аспекты, поставленные цели, интересы. Браки могут существовать при наличии только пары компонентов совместимости, но тогда за удовлетворением понимания других изголодавшихся потребностей человек будет уходить в другое место. И если обсудить особенности химической реакции в ядре клетки глубоководного моллюска можно с друзьями-биологами, то разный взгляд на проблематику ценностей может разрушить брак, когда выяснится принципиально разное отношение супругов, например, к убийству.

Психологическая совместимость супругов не имеет незначительных моментов, поскольку каждый может оказаться болезненным или сверхзначимым для другого, при этом количество факторов, учитывающихся при этих отношениях наиболее высок. С друзьями можно встречаться каждый день, а можно болтать раз в год по телефону, рабочие отношения ограничены определенным временем и кругом задач, из которого выстраиваются точки соприкосновения, а брак это та система, где люди находятся рядом в практически любых ситуациях и постоянное время. Одного общего интереса к байкам тут не хватит.

Введение

Совместимость психологическая – соотношение личных качеств двух и более людей в организованной группе, являющиеся условием их целесообразного взаимодействия. Люди могут оказаться настолько несовместимыми, что это может вести к снижению эффективности деятельности и их самих, и других членов группы (например, производственной бригады, летного экипажа, управленческой команды, фирмы, организации) и даже к развалу данной группы. Наоборот, при условии хорошей совместимости создаются оптимальные условия.

Различают несколько необходимых слоев (или уровней) психологической совместимости. Один из них обозначается как ценностно-ориентационное единство, когда люди внутренне принимают одни и те же перспективные цели активности, имеют сходные ценностные представления и соответствующие эмоциональные отношения, добровольно и в равной мере принимают на себя ответственность за успехи и неудачи в деятельности. Это создает эффект хорошей деловой сплоченности группы.

Еще один слой (или уровень) – согласованность функционально-ролевых ожиданий между членами группы; а именно, они достаточно ясно представляют, знают, кто, что, когда и как должны делать при решении принимаемых всеми задач, и согласны в соответствующих вопросах.

Исходя из этого, можно сказать, что человеческая несовместимость появляется тогда, когда отсутствуют необходимые слои психологической совместимости в процессе межличностного взаимодействия.

    Отношения и социально-психологические качества личности

Если сравнивать людей между собой по присущим им социально-психологическим характеристикам, то они отличаются друг от друга степенью осознания своих отношений сторонам действительности, а также глубиной и правильностью понимания причин, которые эти отношения вызывают. Эти факторы зависят от определенных черт характера, под которым в психологии понимается свойство личности человека, проявляющееся в ее отношениях к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе.

При этом совершенно очевидно, что многие черты характера, например «общительность - замкнутость», «альтруизм - эгоизм», «бесконфликтность - конфликтность» по своему происхождению и содержанию являются социально-психологическими характеристиками отношений личности. Естественно, что все они в различной степени представлены и неодинаково взаимопроникают друг в друга у разных людей. Вместе с тем их различное сочетание обусловливает существование определенных социально-психологических типов людей. Сравнение последних между собой показывает, что одни люди широко открыты окружающим людям и социуму, другие слишком замкнуты в узком кругу своего миросозерцания, в личных устойчивых отношениях к ближайшей к ним общности людей.

Любое качество характера, даже самое замечательное, когда получает чрезмерное развитие, начинает приобретать некий негативный оттенок, усложнять жизнь самому человеку и его окружению, обусловливать «трудный», «тяжелый» характер. Так, даже такие чудесные качества, как жизнерадостность, активность, при своем переизбытке обусловливают «трудный характер». Это постоянно веселые, беспечные, жизнерадостные люди, у которых всегда хорошее настроение, независимо от обстоятельств жизни, повышенная активность, энергичность, но направленная часто на неадекватные цели (алкоголизм, наркотики, беспорядочные сексуальные связи, хулиганство). Деловые отношения с такими людьми поддерживать очень трудно, так как они не выполняют замечаний, критики, не ощущают границ между дозволенным и недозволенным.

Поскольку многие из вышеперечисленных социально-психологических качеств, с одной стороны, являются общечеловеческими, а с другой – в большей или меньшей степени присущи определенным типам людей, важно определить критерий, по которому их можно оценивать у конкретных личностей. Таким критерием может выступать стремление человека по-разному их использовать. Вот почему Э. Шостром выделяет в соответствии с этим критерием два типа личности – манипулятор и актуализатор.

Для манипуляторов характерны тщательно маскируемая фальшь при контактах с людьми; стремление фальсифицировать личные переживания при фактическом равнодушии к окружающим; намеренная расчетливость в подборе средств воздействия на последних; тщательно скрываемый цинизм по отношению к основным ценностям межличностного взаимодействия.

Необходимо следить за таким человеком. Ему надо во что бы то ни стало владеть ситуацией: он навязывает свою волю во всем, пытается манипулировать любой фразой, любой ситуацией. Человек не рождается манипулятором. Он развивает способность манипулировать другими людьми, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает бессознательно. Сокрытие своих истинных эмоций – таков удел манипулятора. Основную свою задачу манипулятор видит в том, чтобы производить некоторое «должное впечатление». Наряду с потребностью управлять манипулятор испытывает потребность в руководстве свыше.

Манипуляция не является необходимым отношением к жизни и не приносит никакой действительной пользы. Слишком часто манипулятор использует свое знание психологии других людей в качестве рациональных объяснений для своего неблагополучного поведения, оправдывая свои текущие несчастья ссылками на прошлый опыт и прошлые неудачи.

Манипулятор – это личность, вставшая на путь самоуничтожения, которая использует или контролирует себя и других людей в качестве «вещей».

Манипулятор относится сам к себе и к другим людям, как к неодушевленным предметам. Он никогда не бывает самим собой, он даже не может расслабиться, поскольку его система игр и маневров требует, чтобы он постоянно играл надлежащую роль. Стиль жизни манипулятора включает в себя четыре основные характеристики: ложь, неосознанность, контроль и цинизм.

Для актуализатора характерны такие социально-психологические качества, как честность и искренностью во взаимоотношения с другими людьми, устойчиво проявляемый интерес к последним, самостоятельность и открытость в выражении своих мнений, вера в собственные силы и в разум тех, с кем вступает в общение.

    Негативные формы межличностных отношений

Полнота анализа межличностных отношений требует исследования их негативных форм. Негативная форма дружеских взаимоотношений – вражда. Она предполагает негативные эмоциональные установки по отношению к партнеру: ненависть, антипатию, неприятие. Отношения вражды проявляются в отсутствии доверия, скупости в контактах и передаче информации партнеру: нарушение его планов, препятствие в деятельности, намеренное занижение его самооценки, статуса, намеренная дезорганизация сознания и самосознания партнера. В целом отношения вражды проявляются во всевозможных попытках дестабилизации, разрушения, нивелировки личности партнера и его жизнедеятельности.

Следует отметить, что отношения вражды, как и дружбы, возникают при условии взаимного отношения друг к другу равных партнеров. В случае превосходства одного из них или при односторонней неприязни не отмечается типично враждебного поведения, стремления нанести партнеру ощутимый вред.

Основная функция деструктивных отношений – культивирование, поддержание, удовлетворение аномальных потребностей и личностных черт (стяжательство, агрессия, хулиганство и пр.). Этой функцией обусловлено и число входящих в группу лиц. Обычно оно невелико, не превышает размеров малой группы. Численность группировки зависит от возможностей удовлетворения аномальных потребностей. Взаимная заинтересованность в удовлетворении аномальных потребностей сужает взаимодействие членов группировки рамками взаимодействия, сотрудничества в удовлетворении данной потребности. Как правило, в контакт вовлечена вся структура личности, а лишь те ее стороны, которые связаны с аномальными потребностями.

Проявление данного вида отношений взаимное участие, помощь в удовлетворении аномальных потребностей при поиске объектов потребности, взаимная стимуляция потребности. Членство в группировке, время ее существования, характер взаимоотношений всецело обусловлены возможностями и желанием удовлетворить общую для данных партнеров потребность.

    Трудности общения как фактор человеческой несовместимости

Трудности общения могут быть рассмотрены с позиций различных отраслей психологии: общей, возрастной и педагогической, социальной, психологии труда, юридической и медицинской психологии индивидуальных различий.

Во время общения у его участников наблюдаются различные состояния, у каждого проявляются те или иные психические свойства личности.

Поскольку общение – это взаимодействие по крайней мере двух людей, то трудности при его протекании (имеются в виду субъективные) могут быть порождены одним участником или сразу обоими. И следствием их обычно оказывается полное или частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которую общение обслуживало.

Психологическими причинами этого могут быть: нереальные цели, неадекватные оценка партнера, его способностей и интересов, неверное представление своих собственных возможностей и непонимание характера оценки и отношения партнера, употребление не подходящих к данному случаю способов обращения с партнером.

Анализируя трудности, связанные с возрастом обобщающихся, надо обязательно учитывать психологические характеристики каждой возрастной группы и делать поправку на то, как они проявляются у ребенка, подростка, юноши, девочки, девушки, взрослых мужчины и женщины, у пожилых и стариков. Особое внимание надо обращать на зависимость между типичным для каждого возраста уровнем развития психических процессов и свойств личности и такими специфическими для взаимодействующих людей характеристиками, как их способности к эмпатии, децентрации, рефлексии, идентификации, к постижению другого человека с помощью интуиции.

С позиций педагогической психологии выделяются иные трудности общения. Трудности педагогического общения можно объединить в три основные группы: информационные, регуляционные, аффективные.

Информационные трудности проявляются в неумении сообщить что-либо, выразить свое мнение, уточнить, добавить, продолжить ответ, завершить мысль, дать начало предложения, помочь начать говорить, «задать тон», формулировать «узкие» вопросы, требующие односложных, предсказуемых ответов, и «широкие», проблемные творческие вопросы.

Регуляционные трудности связаны с неумением стимулировать активность воспитанников.

Трудности реализации аффективных функций проявляются в неумении одобрять высказывания учащихся, соглашаться с ними, подчеркивать правильность языкового оформления, безошибочность высказываний, похвалить за хорошее поведение, активную работу, выразить несогласие с отдельными мнением, недовольство по поводу допущенной ошибки, отрицательно реагировать на нарушение дисциплины.

В отдельную группу можно выделить трудности общения, в которых преобладает социально-психологический фактор.

Социально-психологические трудности общения часто испытывают руководители. В качестве ключевых выделяются три группы трудностей общения в управленческой среде.

Первую группу составляют трудности, связанные с процессом вхождения личности в группу. Они могут характеризоваться следующими личностными особенностями руководителей: неприятие другого человека, отсутствие интереса к нему, замкнутость, внутренняя скованность, несдержанность.

Во вторую группу входят трудности общения, связанные с развитием отношений, групповых процессов, с группообразованием, сохранением группового единства. Для руководителей характерно: стремление занять во взаимодействии позицию эксперта, судьи; негибкость ролевого поведения; неприятие помощи со стороны партнеров; стремление помогать партнеру без «запроса» с его стороны; центрация на содержание собственного «Я»; отношение к другому человеку в рамках «должного», а не реального; декларация псевдообщности: партнерам приписываются позиции, цели на основе переноса прежнего опыта взаимодействия, нормативных предписаний и т.п., в результате чего понятие «Мы» используется не как результат формирования психологической общности, а декларативно, в чем проявляется отсутствие отношения к партнерам в целом к группе как к реальным субъектам.

В третью группу включаются трудности общения, связанные с отсутствием, несформированностью средств групповой деятельности: неумение точно и ясно выразить свои мысли, трудности в аргументировании, неумении вести обсуждение, дискуссию и т.п.

К трудностям, имеющим социально-психологическое происхождение, относятся и возникающие между взаимодействующими людьми барьеры, связанные с различной социальной и этнической принадлежностью, членством во враждующих группировках или в группах, значительно различающихся по своей направленности.

Одна из трудностей рассматриваемого вида может возникать из-за плохого владения специфическим языком, характерным для общности, с представителем которой приходится вступать в контакты. Имеется в виду не разговорный язык, а язык давно работающих вместе профессионалов, или язык, сложившийся в данной общности, и т.п.

Особый вид трудностей общения может быть проанализирован с позиций психологии труда. Как известно, во многих видах деятельности не обойтись без межлюдского взаимодействия. И чтобы эти виды деятельности успешно выполнялись, их исполнителям необходимо по-настоящему сотрудничать. А для этого должны знать права и обязанности друг друга, причем знание, имеющееся у одного участника, не должно чрезмерно отличаться от знаний других участников деятельности.

Особый интерес представляют трудности, рассматриваемые в свете индивидуально-личностных различий.

Исследования показали, что общение по-разному деформируется личностными особенностями его участников. К этим личностным особенностям относится, в частности, эгоцентризм. Из-за сильной центрированности на себе, своей персоне, точке зрения, мыслях, целях, переживаниях индивид оказывается не способным воспринимать другого субъекта, его мнение и представление. Эгоцентрическая направленность личности проявляется и в эмоциональном, и в поведенческом плане.

Установлено, что в характерах людей, испытывающих трудности в общении, обнаруживается комплекс лабильных, сенситивных, астеноневротических черт, что свидетельствует о присущей им чрезмерной впечатлительности. Имея потребность в дружеском общении, они не могут реализовать ее вследствие своей исключительной робости и застенчивости.

Специфические трудности общения характерны для лиц с ярко выраженной тревожностью. Еще один вид трудностей общения связан с застенчивостью – личностным свойством, возникающим в определенных ситуациях межличностного неформального общения и проявляющимися в нервно-психическом напряжении и психологическом дискомфорте.

К свойствам, вызывающим трудности общения, относятся кроме застенчивости отчужденность, одиночество, чрезмерная сенситивность, истероидность, невротизация.

Трудности общения могут быть рассмотрены и с позиций медицинской психологии. Особую форму трудностей при общении с окружающими испытывают люди, страдающие логоневрозами. Исследования показали, что у каждого из них свой комплекс неполноценности, который, начинаясь с глубокой неудовлетворенности притязаний в сфере коммуникаций, деформирует отношение личности логоневротика к другим сторонам его бытия. Свои специфические трудности общения есть и у больных с другими нарушениями в психике, а также страдающих различными соматическими заболеваниями.

Заключение

Каждое из описанных выше взаимоотношений людей отличается собственными функциями, глубиной вовлечения личности, критерием выбора партнеров, содержания отношений, их проявлением. Это дает основание считать их самостоятельными видами межличностных отношений.

Анализируя различные социально-психологические качества личности, следует помнить, что многие из них есть результат проявления сложного соотношения между «я» - личность и «они» - другие люди. Сущность этого соотношения позволяет не только четко осознать и осмыслить проявление истинных особенностей конкретного человека в его отношениях с другими людьми, но и предвидеть многие варианты его возможного поведения в различных условиях реальной действительности. Это важно для предотвращения конфликтных ситуаций, преодоления несогласованности действий людей в составе различных общностей.

Возможны явления большей или меньшей психологической несовместимости в связи с некоторыми особенностями эмоциональности, проявлений типы высшей нервной деятельности, элементарных потребностей, моторики.

Список используемой литературы

    Социальная психология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, В.Н. Казанцев и др.; Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – 2-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 600 с.

    Климов Е.А. Общая психология. Общеобразовательный курс: Учеб. пособие для вузов. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 511 с.

    Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.

Можно выделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую. Психофизиологическая совместимость подразумевает определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их сенсомоторных реакций, синхронизацию темпа совместной деятельности. Социально-психологическая совместимость является следствием оптимального сочетания типов поведения людей в группах, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентации.

Надо иметь в виду, что далеко не каждый вид производственной деятельности требует психофизиологической совместимости членов первичного коллектива. Учет требований психологической совместимости способствует повышению продуктивности и удовлетворенности работников в первичных коллективах.

При решении различных производственных задач люди ведут себя по-разному. Наблюдения показали, что можно выделить четыре следующих типа коммуникативного поведения:

1) люди, стремящиеся к лидерству, которые могут решать задачу, лишь подчиняя себе других членов группы;

2) индивидуалисты, пытающиеся решить задачу в одиночку;

3) приспосабливающиеся к группе, легко подчиняющиеся приказам других ее членов;

4) коллективисты, которые стараются решить задачу совместными усилиями; они не только принимают предложения других членов группы, но и сами выступают с инициативой.

Высокий уровень психологической совместимости является также одним из факторов, оказывающих благоприятное влияние на социально-психологический климат коллектива.

Для интегральной характеристики производственного коллектива в последнее время все чаще используется понятие "социально-психологический климат".

Понятия "социально-психологический климат", "морально-психологический климат", "психологический климат", "эмоциональный климат", "моральный климат" и т. п. широко используются в отечественной научной литературе. Применительно к производству иногда говорят о производственном климате коллектива. В большинстве работ эти понятия употребляются примерно в идентичном смысле, что, однако, не исключает значительной вариативности в конкретных определениях. В последнее время в них акцентируется внимание на связях "климата" с окружающей социально-предметной средой.

Самым общим образом социально-психологический климат коллектива можно охарактеризовать как психологическое состояние, интегрированным образом отражающее особенности его жизнедеятельности. Это состояние включает в себя когнитивный и эмоциональный компоненты, оно также характеризуется различной степенью осознанности.

В соответствии с точкой зрения психологов К. К. Платонова и Г. Г. Голубева социально-психологический климат - это "важнейший компонент психологического климата группы в целом, в который кроме него входят цветовой климат, создаваемый цветовой гаммой окружающего (в частности, цветом помещения и аппаратуры), и звуковой климат, определяемый не только производственными шумами, но и, так называемой, функциональной музыкой"

Под духовной или психологической атмосферой Б. Д. Парыгин, например, подразумевает "специфическое психическое состояние той или иной группы людей, проявляющееся в общении их друг с другом и стиле совместного поведения" . Атмосфера здесь понимается как неустойчивая, постоянно изменяющаяся сторона коллективного сознания. В соответствии с этим понятие социально-психологического климата обозначает у Б. Д. Парыгина "не те или иные ситуативные перемены в преобладающем настроении людей, а лишь его устойчивые черты"

Аналогичным образом различает климат и атмосферу К. К. Платонов. В его понимании "социально-психологический климат группы <...> определяется стойким настроением группы", а "социально-психологическая атмосфера группы подобна климату, но отличается от него меньшей устойчивостью и поэтому не всегда отчетливо осознается" .

Наиболее важным фактором, влияющим на организационный климат, обычно называют стиль руководства (в последней лекции данного раздела мы подробно рассмотрим этот вопрос).

Перейдем к более детальному рассмотрению понятия "социально-психологический климат". Прежде всего, необходимо четко разграничивать элементы социально-психологического климата и факторы, влияющие на него. К примеру, особенности организации труда в коллективе не являются элементами социально-психологического климата, хотя влияние организации труда на формирование климата несомненно.

Психологическая совместимость партнеров основана на взаимном положительном психологическом восприятии качеств характера, темперамента, ума, привычек и потребностей, а так же на взаимном уважении, симпатии, дружбе, любви, на единстве взглядов и представлений. Это понятие включает в себя взаимное принятие, взаимное согласие относительно вклада каждого из участников социальной группы.

Совместимость - эффект сочетания и взаимодействия индивидов, который характеризуется максимальной субъективной удовлетворенностью партнеров друг другом при значительных эмоционально-энергетических затратах. Таким образом, главным показателем наличия совместимости в супружеском союзе является субъективная удовлетворенность партнеров друг другом. Совместимость - значит близость, похожесть или такая разница, когда характеры, привычки не враждебны, а дополняют друг друга.

Психологическая совместимость -- совокупность положительных эмоций и положительных взаимных оценок партнеров, основанная на взаимной комплексной оценке образа мыслей, поведения, намерений и желаний.

Единство взглядов, эмоционального настроя, достижение взаимопонимания, одинаковая оценка жизненных ситуаций, представления о сотрудничестве, все это входит в понятие психологической совместимости. При этом предполагается, что другой человек не вызывает отрицательных эмоций при общении. Психологическая совместимость может быть определена как интегральная психологическая категория, потому что она синтезирует целый ряд качеств, свойств характера, темперамента, ума человека, его взгляды. Понятие психологической совместимости включает в себя и способность к психологической адаптации к проявлениям характерологических особенностей другого человека.

Психологическая совместимость проявляется, как готовность личности идти на многие уступки для достижения определенных целей и ожидания положительных результатов совместной деятельности.

Кроме того, психологическую совместимость определяют как способность членов группы (коллектива) к совместной деятельности. Очевидно, что при комплектовании групп для достижения целей той или иной деятельности необходимо учитывать не только индивидуальные психологические качества каждого человека, но и возможные эффекты, вызванные объединением способностей данных людей. Психологическая совместимость может быть обусловлена как сходством каких-либо характеристик членов группы, так и различием их. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности, причём, группа представляет собой определенную целостность индивидуальных личностных качеств.

Роль психологически совместимых участников социальных групп важна во всех без исключения сферах человеческой деятельности. Наличие психологической совместимости членов группы способствует их лучшей срабатываемости и в итоге - большей эффективности труда.

Совместимость -- это «взаимное приятие партнеров по общению и совместной деятельности, ocнованное на оптимальном сочетании (сходстве или взаимодополнительности) ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций и других значимых для межличностного взаимодействия индивидуально-психологических характеристик. Критерием совместимости является высокая непосредственная удовлетворенность партнеров результатом и главное процессом взаимодействия…» .

То есть совместимость - это оптимальное сочетание качеств людей в процессе общения, способствующих успеху выполнения совместных акций . Принято выделять четыре вида совместимости: физическую, психофизиологическую, социально-психологическую и социально-идеологическую.

Физическая совместимость выражается в гармоничном сочетании физических качеств двух или нескольких людей, выполняющих совместное действие (совместимость в силе, выносливости и др.). Данный вид совместимости особенно важен при подборе спортсменов для командных видов спорта, а также рабочих выполняющих какую-либо совместную, физическую работу.

Психофизиологическая совместимость в своей основе имеет особенности анализаторских систем, а также свойства темперамента. Этот вид совместимости предполагает взаимоотношение людей в ходе их совместной акции, при которой чувствительность в пределах той или иной анализаторной системы оказывается решающей. Еще большее значение в пределах данного вида совместимости имеет темперамент. Исследования и наблюдения свидетельствуют о том, что «пригонка» темпераментов осуществляется по определенным правилам. Доказано, что в общении хорошо совмещаются два неодинаковых темперамента (холерик и флегматик, сангвиник и меланхолик) и плохо уживаются люди с однотипными темпераментами (два холерика). С другой стороны, в работе, требующей подвижности нервной системы от всех ее участников, противоположные темпераменты не пригодны, поскольку не обеспечивают одинакового ритма работы.

Социально-психологическая совместимость предполагает взаимоотношение людей с такими личностными свойствами, которые способствуют успешному выполнению социальных ролей. В этом случае не обязательно сходство характеров, способностей, но обязательна их гармония. Как свидетельствует жизненная практика, контакты между людьми устанавливаются быстрее и оказываются значительно прочнее, если черты характера у взаимодействующих личностей, являются дополняющими одна другую: один -- задиристый, решительный, активный, другой -- спокойный, рассудительный, неторопливый; один -- более способный в усвоении интеллектуальных знаний, другой -- в приобретении двигательных (моторных) навыков. Сказанное совсем не означает, что в любых случаях совместимыми оказываются только люди с противоположными чертами характера, с несходными способностями и другими свойствами. Совместимость возможна и при сходных темпераментах, но вероятность распада общности в этом случае большая.

Социально-идеологическая совместимость предполагает общность идейных взглядов, сходство социальных установок и ценностей. Идейное родство, стремление к одним и тем же моральным и эстетическим ценностям сближает людей. Совместимость на социально-идеологической основе можно считать более высокого уровня по сравнению с совместимостью на иных основах Идейное сходство, совпадение социальных установок как бы перекрывает и интегрирует все другие основания. Физический, психофизиологический и социально-психологический факторы, если они идут вразрез с социально-идеологическим, могут быть приглушены, и несовместимость на основе этих параметров не будет проявляться. Это обусловлено тем, что групповое или коллективное усилие направлено на решение не частных, хотя и групповых, а масштабных задач, стоящих перед большими общностями.

Рассматривая виды совместимости, следует иметь в виду, что они все могут быть представлены в одном акте конкретного общения, хотя такие случаи наблюдаются крайне редко . Практически же совместимость чаще всего встречается в пределах только одного или двух видов. Например, физическая и психофизиологическая; психофизиологическая и социально-психологическая; социально-идеологическая и социально-психологическая, психофизиологическая и др.

В качестве индикаторов психологической совместимости можно выделить два основных критерия, а именно, психофизиологический и социально-психологический. Психофизиологическая совместимость подразумевает определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их сенсомоторных реакций, синхронизацию темпа совместной деятельности. Социально-психологическая совместимость является следствием оптимального сочетания типов поведения людей в группах, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентаций. При условии хорошей совместимости создаются оптимальные условия для совместной деятельности.

Если сравнить между собой социально-психологические характеристики разных индивидов, то можно отметить, что они отличаются друг от друга степенью отношения к окружающей действительности, а также глубиной и правильностью понимания причин, которые эти отношения вызывают. Эти факторы зависят от определенных черт характера, под которым в психологии понимается свойство личности человека, проявляющееся в ее взглядах на окружающий мир, труд, людей, самого себя.

При этом совершенно очевидно, что многие черты характера, например «общительность - замкнутость», «альтруизм - эгоизм», «бесконфликтность - конфликтность» по своему происхождению и содержанию являются личностными особенностями индивида. Сравнение этих качеств между собой показывает, что одни люди широко открыты окружающим людям и социуму, другие слишком замкнуты в узком кругу своего миросозерцания, в личных устойчивых отношениях к ближайшей к ним общности людей.

Любое качество характера может начать приобретать некий негативный оттенок и усложнять жизнь, как самому человеку, так и его окружению, обусловливая «трудный», «тяжелый» характер.

Поскольку многие из социально-психологических качеств, с одной стороны, являются общечеловеческими, а с другой - в большей или меньшей степени присущи определенным типам людей, важно определить критерий, по которому их можно оценивать у конкретных личностей. Э. Шостром выделяет в соответствии с этим критерием два типа личности - манипулятор и актуализатор.

Для манипуляторов характерны следующие особенности в общении, а именно, тщательно маскируемая фальшь, стремление фальсифицировать личные переживания, намеренная расчетливость в подборе средств воздействия, цинизм по отношению к основным ценностям межличностного взаимодействия. Такому человеку надо во что бы то ни стало владеть ситуацией. Он навязывает свою волю во всем, пытается манипулировать любой фразой, любой ситуацией. Человек развивает способность манипулировать другими людьми, чтобы избегать неприятностей и добиваться желаемого, причем развивает бессознательно. Сокрытие своих истинных эмоций - таков удел манипулятора. Основную свою задачу манипулятор видит в том, чтобы производить некоторое «должное впечатление». Наряду с потребностью управлять манипулятор испытывает потребность в руководстве свыше. Манипуляция не является необходимым отношением к жизни и не приносит никакой действительной пользы. Слишком часто манипулятор использует свое знание психологии других людей в качестве рациональных объяснений для своего неблагополучного поведения, оправдывая свои текущие несчастья ссылками на прошлый опыт и прошлые неудачи. Манипулятор - это личность, вставшая на путь самоуничтожения, которая использует или контролирует себя и других людей в качестве «вещей». Манипулятор относится сам к себе и к другим людям, как к неодушевленным предметам. Он никогда не бывает самим собой, он даже не может расслабиться, поскольку его система игр и маневров требует, чтобы он постоянно играл надлежащую роль. Стиль жизни манипулятора включает в себя четыре основные характеристики: ложь, неосознанность, контроль и цинизм.

Для актуализатора характерны такие социально-психологические качества, как честность и искренностью во взаимоотношения с другими людьми, устойчиво проявляемый интерес к последним, самостоятельность и открытость в выражении своих мнений, вера в собственные силы и в разум тех, с кем вступает в общение.

Различают несколько уровней психологической совместимости. Один из них обозначается как ценностно-ориентационное единство, когда люди внутренне принимают одни и те же перспективные цели активности, имеют сходные ценностные представления и соответствующие эмоциональные отношения, добровольно и в равной мере принимают на себя ответственность за успехи и неудачи в деятельности. Это создает эффект хорошей деловой сплоченности группы.

Еще один уровень - согласованность функционально-ролевых ожиданий между членами группы; а именно, они достаточно ясно представляют, знают, кто, что, когда и как должны делать при решении принимаемых всеми задач, и согласны в соответствующих вопросах.

Исходя из этого, можно сказать, что человеческая несовместимость появляется тогда, когда в процессе межличностного взаимодействия отсутствуют необходимые уровни психологической совместимости.

Согласно, Н. Н. Обозову , можно выделить четыре уровня психологической совместимости: психофизиологический; психологический; социально-психологический (семейно-ролевой); социокультурный.

Всесторонняя совместимость бывает очень редко. Куда чаще встречается неполная совместимость, и ее обычно хватает для хороших отношений, если только бережно к ней относиться.

Так случается, что с одними людьми мы чувствуем себя комфортно и уверенно, а с другими постоянно находимся на грани конфликта. С первыми быстро сближаемся, со вторыми никак не можем найти В чем причина?

Мы такие разные...

На способность понять партнера (по общению, совместной работе) и взаимодействовать с ним влияют многие факторы: образование, возраст, круг знакомых и даже культурный уровень. Если что-то из вышеперечисленного у людей кардинально отличается, между ними часто возникают разногласия и недопонимание, вплоть до полного неприятия. В таком случае говорят о психологической несовместимости.

Что такое психологическая совместимость? Можно ли ее определить заранее, не доводя дело до конфликтов? Что означает термин "психологическая совместимость"?

Уровни психологической совместимости

Психологическая совместимость - понятие довольно многогранное и многоуровневое.
Большое значение имеет психофизиологическая совместимость темпераментов.
Социально-психологическая совместимость зависит от социального статуса партнеров, их профессий, уровня образования. Впрочем, образование обычно существенного влияния на совместимость людей не оказывает, а вот уровень общей культуры для взаимопонимания очень важен, как и уровень общего развития личности. Психологически совместимы люди, представления которых об организации их совместной деятельности для решения общих задач достаточно согласованы. То есть, психологическая совместимость людей во многом зависит и от их функционально-ролевых ожиданий.

А высшим уровнем совместимости можно назвать такое ценностно-ориентационное единство, когда партнеры не просто соглашаются с мнением друг друга, а разделяют совместно принятое решение и возлагают ответственность за него не только на другого, но и на себя.

Психологическая совместимость в коллективе

Большую часть времени мы проводим на работе. Поэтому вполне понятно желание каждого человека чувствовать себя среди коллег легко и уверенно. Часто люди между высокой зарплатой среди ненавистных коллег и более низкой в дружеском коллективе выбирают последний вариант. Спокойствие и положительные эмоциональные контакты оказываются для многих важнее денег и карьеры. Ведь напряженные отношения на рабочем месте могут здорово отравить нашу жизнь. И таких «отравленных» непониманием на работе людей довольно много. Чтобы этого избежать, при комплектовании каждого коллектива руководитель должен учитывать не только профессиональные качества претендента, но и предусмотреть результаты совместной деятельности с остальными членами коллектива. Иными словами - учесть психологическую совместимость сотрудников. Но что означает термин "психологическая совместимость членов коллектива"?

Это проявление определенных психологических свойств отдельных его членов, от которого во многом зависит успех выполнения групповой деятельности. Проще говоря, термин "психологическая совместимость членов коллектива" определяется как возможность или невозможность входящих в него людей продуктивно работать вместе, чувствуя себя при этом комфортно и защищенно.

Когда совместимость особенно важна

Теперь, когда стало понятно, что означает термин "психологическая совместимость коллектива", можно утверждать, что возможность плодотворного сотрудничества коллег определяется несколькими решающими факторами. Психологи уверены, что личностная совместимость становится тем важнее для психологического комфорта в коллективе, чем дольше люди работают вместе.

Важность совместимости зависит и от численности коллектива. В группах с большим количеством сотрудников факторы психологической совместимости имеют меньшее значение.

А вот в небольших - от 3 до 7 человек - коллективах большое значение для создания нормального психологического микроклимата имеет максимальное сходство природных свойств коллег, сочетаемость их характеров, типов нервной системы, уровней физической выносливости, работоспособности, эмоциональной устойчивости.

В немногочисленных группах психологическая совместимость членов команды часто даже важнее, чем их профессиональные навыки. Последним можно научить, а вот возможно ли побороть психологическую несовместимость?

Виды психологической несовместимости

Психологическая несовместимость членов одного коллектива проявляется в неспособности понять друг друга в критических ситуациях, несинхронности психических реакций, различии в мышлении, внимании, ценностных установках. Такие люди не вступают в дружеские связи, не уважают друг друга, а иногда даже испытывают по отношению к коллегам неприязнь. Психологическая несовместимость не только отравляет людям жизнь, но и отрицательно влияет на качество работы.

Такая несовместимость проявляется по-разному:

  • Психофизиологическая несовместимость проявляется как нетерпимость к привычкам другого человека, а иногда даже к его запаху.
  • Социально-психологическая несовместимость проявляется чаще всего, если "роли" в коллективе распределены неправильно, несправедливо.
  • Социально-идеологическая несовместимость - это несовместимость мировоззрений и убеждений. Она может привести к гражданскому противостоянию.

Можно ли бороться с психологической несовместимостью?

Часто бывает, что партнеры в критических ситуациях совершенно не понимают друг друга, «не слышат» своего визави, не могут принять общего решения в сложившейся ситуации. После таких психологических трений все просто валится из рук, снижается работоспособность, и качество жизни резко падает. В таком случае задача руководителя - постараться сблизить коллектив, создать в нем дружескую атмосферу доверия.

Но как это сделать? И возможно ли в принципе создать комфортную рабочую атмосферу в коллективе, объединяющем людей совершенно разных психологических типов, часто несовместимых друг с другом?

Три способа устранения разногласий в коллективе

Если психологическая совместимость членов коллектива оставляет желать лучшего, можно воспользоваться одним из нижеперечисленных способов:

  1. Постараться не допустить конфликта. Для этого избегать провоцирующих возникновение разногласий и споров ситуаций.
  2. Вовремя напоминать наиболее конфликтным коллегам о профессиональной солидарности, о том, что все мы - одна команда. Таким образом возможно сгладить зарождающийся конфликт и не допустить, чтобы члены коллектива начали проявлять агрессию.
  3. Действенный способ - найти компромисс, приняв точку зрения оппонента не полностью, а до такой степени, которая позволит приостановить конфликт.

Но все это лишь внешние способы, которые не устраняют корень проблем - психологическую несовместимость работников. Поэтому лучшее решение - с каждым новым членом коллектива проводить психологический тест на совместимость с уже имеющимися работниками. А еще лучше заранее, еще на учесть социальные и психологические критерии совместимости его членов.

Учесть психологические типы людей

Успешное решение задачи формирования психологически совместимого коллектива во многом зависит от того, знает ли руководитель, формирующий команду, психологические типы людей. Известны два психологических типа: интроверты и экстраверты.

Интроверты более сдержанны, нерешительны, чаще склонны к созерцательности, нежели к активной деятельности, они социально пассивны. Интроверт - человек осторожный, скрытый, педантичный, он предпочитает обычно работу монотонную.
Экстраверты, наоборот, люди открытой натуры, отзывчивые, услужливые, легко приспосабливаются к новым условиям. Экстраверт общителен, обаятелен, прямолинеен в суждениях. В отличие от интроверта достаточно инициативный. Такие люди ориентированы на внешнюю оценку своей деятельности. Экстраверты хорошо справляются с работой, которая требует быстрого принятия решений.

В чистом виде интроверты и экстраверты встречаются редко. В каждом человеке присутствуют черты обоих психологических типов. Но их нужно уметь определять и учитывать при формировании коллектива.

Психологическая совместимость супругов

Совместимость в семье также является важнейшим условием стабильности пары. Понимание супружеской совместимости близко к удовлетворенности мужа и жены браком. Совместимость любящих людей, создавших семью, проявляется в согласованности установок, сходстве духовных укладов, в соответствии характеров. Важной составляющей супружеской совместимости можно назвать согласованность представлений обоих о функциях семьи.

Говоря о психологической совместимости супругов, нельзя не учитывать бытовую совместимость, национальности супругов, их вероисповедание. Немаловажное значение для совместимости имеют также отношение супругов к родственникам, единство принципов воспитания детей, распределение бытовых обязанностей. И даже разное чувство юмора может стать причиной несовместимости любящих людей.

Как влияет на совместимость темперамент

Важны для совместимости людей в группах, будь то рабочий коллектив, или семья, сочетания типов темпераментов и характеров. Если характер человека формируется на основе опыта и может изменяться в течение жизни, то темперамент дан от рождения, изменить его невозможно. А вот учитывать для определения психологической совместимости нужно непременно.

Конечно, в чистом виде холериков, сангвиников, меланхоликов или флегматиков практически не встретишь, но один из типов темперамента в каждом человеке все-таки преобладает. Чем же они отличаются и что именно нужно учитывать?

Люди с одинаковыми темпераментами реагируют на происходящее вокруг примерно одинаково, подобны при этом как их ощущения, так и поведенческие реакции. Поэтому таким людям легко понять друга, предугадать ход мыслей и действий.

Но вот парадокс: чем отношения между людьми ближе, тем более совместимыми являются как раз противоположенные темпераменты, которые прекрасно дополняют друг друга.

Особенности людей с разными темпераментами

Холерики отличаются сильной нервной системой, они без проблем сменяют виды деятельности. Но нервная система людей этого типа несколько неуравновешенна, что часто является причиной их неуживчивости с другими людьми. У холериков может без видимых причин резко изменяться настроение. Они вспыльчивы, нетерпеливы, подвержены эмоциональным срывам.

У сангвиников также нервная система сильная, они отличаются отличной работоспособностью, легко переходят к другой деятельности, без проблем общаются со всеми людьми. Сангвиники практически всегда в хорошем настроении, они ищут новых впечатлений, быстро отзываются на происходящее вокруг них, сравнительно легко переживают неудачи.

У флегматиков тоже сильная нервная система, они достаточно работоспособны, но включаются в новую деятельность с трудом. Сложно флегматикам и приспосабливаться к новой обстановке. Настроение у флегматика обычно ровное, он всегда спокоен и уверен в себе. Людей этого темперамента также характеризует постоянство в отношениях.

Меланхолики - люди слабого типа нервной системы, у них низкий уровень психической активности, они быстро устают. Для меланхоликов характерна большая эмоциональная чувствительность, чуткое отношение к окружающим. Благодаря этим качествам с меланхоликами легко ужиться. Но сами они, переживая проблемы внутри себя, чаще всего находятся в плохом расположении духа, они мнительны и слезливы.

Залог совместимости - оптимальное сочетание ценностных ориентаций, генотипа и... альтруизм

Подводя итоги, необходимо отметить, что психологическая совместимость определяется как взаимное принятие людьми друг друга, которое основано на сходстве или взаимном дополнении их ценностных ориентаций и личных особенностей.

Идеально совместимыми были бы люди примерно одинакового возраста, темперамента, биологических ритмов, состояния здоровья, активности в сексуальной жизни, одного уровня образования, и которые к тому же имеют одинаковые цели, и способы их достижения у них тоже не различаются. А еще идеально совместимые люди готовы взять на себя ответственность друг за друга и совместные решения. Но в жизни такие совпадения практически невозможны.

Но тем не менее мы имеем психологическую совместимость с людьми, во многом от нас отличающимися. А достичь в собственной жизни совместимости с близкими людьми и коллегами поможет, пожалуй, не вовремя проведенный психологический тест на совместимость, а желание сделать так, чтобы окружающим было с нами хорошо. Может, именно в этом и есть залог психологической совместимости?