Поздравления ко дню учителя (поздравления ко дню учителя). Лучшие поздравления с днем учителя

Большинство из нас, с ужасом вспоминает, что это была за пытка - выучить стихотворение! Ходишь из угла в угол по комнате и механически повторяешь строку за строкой, а проснувшись утром, с ужасом понимаешь, что запомнил в лучшем случае половину.

Конечно, не для всех малышей заучивание стихотворений является проблемой. Для некоторых даже наоборот: они молниеносно запоминают то, что им особенно нравится. Так, в семьях, где близкие много и часто разговаривают с ребенком, читают, малыши уже в годик смешно цокая язычком, заканчивают строчки из стихотворения Барто «Я люблю свою лошадку». Но есть и такие детки, которым запоминать стихи сложно, для которых это просто каторжный труд. Почему? Чаще всего, потому что стихотворение он учит неправильно. Сайт Няня.ру рассказывает, как правильно учить с ребенком стихи, учитывая его психологические особенности, возраст, темперамент и даже литературные предпочтения.

Способ №1 .

Чтобы малыш легко и хорошо запоминал рифму нужно обязательно знакомить его с «мелодией» стихотворения и начать стоит, как можно раньше. Кроха еще лежит в коляске, а вы уже декламируете ему ритмичные «Идет бычок качается», «Наша Таня громко плачет». Когда чадо подрастет, этот первый, заложенный в подсознании опыт, облегчит ему и сознательный подход к процессу заучивания. И помните, что наиболее благоприятным возрастом для заучивания стихотворений является 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целеноправлено учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

Способ №2 .

Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Не нужно заставлять четырехлетнюю кроху заучивать на потеху гостей отрывки из «Онегина». Лучше всего учить детскую классику Михалкова, Барто, Чуковского.

Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе». И еще - учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.

Способ №3 .

Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла. Кстати, некоторые воспитатели в детских садах приучают детей к невыразительной манере чтения стихов. Ребятишек в группе много, и коллективное заучивание невольно превращается в монотонное «Та-та, та-та, та-та, та-та...» Это неправильно! Учить стихотворение лучше индивидуально, так что помните об этом и держите ситуацию под контролем. Малыш, не проникшийся красотой стихотворной литературной формы в детстве, став взрослым, вряд ли будет часто обращаться к поэзии.

Способ №4 .

Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После повторного прочтения расскажите ребенку, кто написал такое замечательное произведение, о том, как и когда оно написано это стихотворение. Такой подход приучает маленького человека к культуре заучивания и облегчает восприятие поэзии. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.

Способ №5 .

Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте поочереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.

Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

Способ №6 .

И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с близкими, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

Визуальный

Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное - принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.

Двигательный

Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.

Слуховой

Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

Логический

Не у многих дошколят ведущая - логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.

Все дети любят стихи, с удовольствием их слушают и стараются запомнить. Психологи утверждают, что у детей, которые не знают стихотворений, которым не читали их в детстве, недостаточно развито образное мышление. Так давайте сначала выясним, какую пользу приносит малышу разучивание стихов. Прежде всего, это:

Ø развивает память;

Ø повышает уровень интеллекта;

Ø увеличивает активный словарь детей (это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи);

Ø формирует чувство языка (ребенок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, малыш фиксирует в памяти, как правильно сочетать одно слово с другим);

Ø развивает фонематический слух (различение звуков в слове).

Теперь поговорим о том, когда же начинать учить стихи с малышом? Оказывается, свои первые стихи малыш запоминает еще в младенчестве, когда Вы, любящие своего ребенка родители, поете ему колыбельную песню или рассказываете потешки. Даже годовалый ребенок любит рассматривать книжки и слушать стихи. Причем, малыши больше любят слушать стихи, чем прозу. В этом возрасте рекомендуется рассматривать картинки в книгах и попутно читать стихи. Сначала очень небольшие по объему, 2-4 строчки для малыша достаточно. Не стоит требовать, чтобы ребенок сразу повторял и запоминал. Просто читайте сами несколько раз одно стихотворение, повторяйте его чаще и так ненавязчиво заучите его. Главное, не заставляйте, учите тогда, когда малыш в настроении. Более осознано дети начинают заучивать стихи в возрасте 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

Так как же правильно учить стихи?

Во-первых, для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту ребенка, его речевому развитию и темпераменту. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».

Во-вторых, заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла.

В-третьих, прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.

В-четвертых, мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым – напротив, нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существует несколько методов заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим. Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное – результат, легкий и приносящий радость от общения с поэзией в процессе заучивания.

В-пятых, еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ поддерживать объем памяти и поэтический багаж малыша.

Методы заучивания стихов

Визуальный (зрительный)

Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако, это не одно и то же. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание: «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания. Главное - принцип. Затем, по вашему «картинному плану» ребенок несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно, конечно, использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.

Двигательный

Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и наматываем «понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка - шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы, т.е. сопровождать чтение какими-либо ритмичными движениями.

Слуховой

Это самый распространенный метод. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти.

В заключении хочется сказать о том, что запоминание стихов дается малышам легче всего, поэтому родителям нужно использовать это для обучения детей. В детской литературе имеется масса прекрасных стихов, подходящих даже для самых маленьких детей. Хорошо воспринимаются и легко учатся стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Елены Благининой, а также Александра Сергеевича Пушкина и Николая Алексеевича Некрасова.

Приятных Вам семейных чтений!

Т.В. Кузнецова –

учитель-дефектолог МАДОУ детского сада № 11

Центра развития ребенка

Нелегкий труд - детей учить
И отдавать себя сполна,
Дорогу знаний им открыть,
Найти все нужные слова.

И в День учителя от нас
Примите благодарность,
Она честна, не напоказ,
Так пусть приносит радость.

Ваш терпеливый, нужный труд
Достоин восхищения,
Пусть все цветы для вас цветут,
Добавив вдохновения.

Спасибо Вам за понимание,
За доброту, терпение и труд.
И за дарованные нам знания,
За много отработанных минут.

Ваш труд оценивать так сложно,
Учителем не каждый сможет быть.
И без таланта просто не возможно,
Ученикам себя всю посвятить.

Удачи, нервов крепких и добра,
Еще здоровья Вам мы пожелаем.
И чтобы всё чему вы учите не было зря,
Вас с днем учителя мы поздравляем!

Профессия учителя сочетает в себе мудрость и молодость души, креативность и огромную энергию, доброту и строгость! Ваш труд невероятно сложно оценить, ему просто нет цены! Вы столько сил вкладываете в свое дело, что порою отнимаете свое ценное внимание у близких. Желаем провести этот праздник в кругу семьи. Любви вам, терпения, счастья и благополучия!

С Днем учителя Вас поздравляем
И желаем мы Вам долгих лет.
Помним, ценим Ваш труд, уважаем.
Мира, счастья, здоровья, побед!

Пусть сбывается всё, как по нотам,
И поменьше пусть будет невзгод.
Пусть в приятных проходит заботах
Каждый-каждый учебный ваш год!

Учитель - не профессия,
А дар, что свыше дан!
Поди, управься с ребятней:
Они же ураган!

Уже урок - а в классе гам,
Шпаргалки, двойки - тут и там.
Всех научи, всем подскажи.
И присмотри, и проследи.

С Днем педагога, Вас! Цветов
И самых теплых, щедрых слов.
Детей послушных, благодарных
И достижений триумфальных.

Пусть каждый миг и каждый час
Судьба балует щедро Вас.
Привносит в жизнь тепло и смех,
Веселье, счастье и успех.

Всемирный день учителя -
Ваш праздник неспроста.
Талант Ваш исключителен,
Есть в сердце доброта.

Пусть чтится труд учительский
Сегодня и всегда.
Достойный, просветительский,
Ведет нас, как звезда.

Обучаться может каждый,
Обучать - вот это дар!
Тут уметь ведь очень важно
Искру превратить в пожар.

С Днем учителя всемирным!
Этот день по праву ваш.
Вам здоровья, счастья, мира,
Поощрения за стаж.

Чаще слышать благодарность,
Быть с детишками в ладах.
Чтоб мечты у вас сбывались,
Чтоб задор не гас в глазах!

Учитель - человек от бога.
Ценней труда на свете нет.
Он ради знаний, безвозмездно
Пропустит завтрак и обед,
Составит план, придет усталый,
Начнет детишек поучать,
Чтоб неумелых, глупых малых
Не стала жизнь обижать.
Когда-то годы в институте
Над книжкой ради нас корпел.
Теперь, ошибки проверяя,
Про отдых позабыл совсем.
Так пусть воздастся по заслугам -
Везенья, счастья и добра!
За помощь сотням разных судеб
Пусть солнце светит вам всегда,
Удача рядышком шагает,
Успех во всех делах царит.
Вас с Днем учителя поздравим.
Уюта, радости, любви!

Спасибо вам, что выбрали профессию,
Которая несет учения свет!
И за нескучные уроки интересные,
За то, что знаете на всё всегда ответ!

Мы любим вас, хотя порой шалим.
Простите нас, пожалуйста, за это!
Мы вас за всё, за всё благодарим,
И лучше нет учителя на свете!

Желаем вам учеников прилежных,
Зарплат высоких, творческих идей
И на работе дней только успешных,
Чтобы гордились вы профессией своей!

Последний звонок или первый -
Очень много их в жизни у вас.
Замечательный, точный и верный -
День Учителя - праздник сейчас!
Редко мы успеваем поздравить,
А порой забываем совсем.
Вы нам вправе и двойку поставить,
Отчего же прощаете всем?
Когда непросто всё порою...
... терпенье надо... и держись!
Работа? Точно! Но не скрою,
Учитель - это просто жизнь.

Педагогом не стали б Вы, если
Отдыхать лишь мечтали бы в кресле.
За умом Вашим нам не угнаться.
Да в активности - и не тягаться.
Рады мы Вас сегодня поздравить,
А талант педагога прославить!
В этот праздник, учителя День,
О вас спеть даже будет не лень.
К Вам всегда мы бежим за советом.
Разрешите сказать нам букетом:
Уважаем Вас, помним об этом!

Зачем учить стихи? Давайте сначала выясним, какую пользу приносит малышу разучивание стихов. 1. Развивается память.

2. Развивается мозг . Дети, которые знают много стихов, имеют более высокий интеллект. 3. Увеличивается активный словарь детей. Существует два вида словаря, которым пользуются дети. Это активный и пассивный словарь. Пассивный словарь - это все слова, значение которых понимает ребёнок, но сам по каким-то причинам не произносит их. Активный словарь - это все слова, значение которых ребёнок не только понимает, но и правильно употребляет в своей речи. Ребёнок может правильно употреблять в своей речи уже выученные и много раз проговорённые в стихотворении слова и фразы. Речь ребёнка становится более богатой и правильной.

4. Формируется чувство языка . Ребёнок запоминает фразами, поэтому, при заучивании стихотворения, малыш фиксирует в памяти как правильно сочетать одно слово с другим. И когда в реальной жизни сложится такая ситуация, когда нужно сказать словосочетание похожее на фразу из стихотворения, малыш говорит правильным литературным языком.

5. Развивается фонематический слух. Фонематический слух - это различение звуков в слове. Если ребенок не может чётко различать звуки, то он не может правильно повторить, запомнить и написать, что ему сказали. Стихи учат прислушиваться к звучащему слову, приучают ребёнка к тому, что существуют разные слова, но с одинаковым звучанием и разные слова с одинаковым значением.

Заучивание стихов в детском возрасте является важным не только обучающим, но и воспитательным моментом. Дети с большим удовольствием слушают стихи и любят их больше чем прозу, так как ее монотонность может утомлять. Недаром большинство детских писателей пишут свои сказки и рассказы именно в стихах. В отличие от прозы стихи легко запоминаются и откладываются в подсознании. Запоминание стихов дается малышам легче всего, поэтому родителям нужно использовать это для обучения детей. В детской литературе имеется масса прекрасных стихов, подходящих даже для самых маленьких детей. Хорошо воспринимаются и легко учатся стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Елены Благининой, а также А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова. Их стихи учат добру и любви. Для малышей подойдут коротенькие стишки, а для детей постарше - более длинные и глубокие. Лет с 3-4 можно начинать читать детям сказки Пушкина. Но длинные сказки нужно читать не сразу целиком за один раз, лучше разбивать их на несколько частей. Например, читать утром и вечером. Иначе длинная сказка будет сильно утомлять ребенка. С помощью любимых стихов можно легко привлечь внимание ребенка. Попробуйте несколько дней подряд читать малышу одно стихотворение. Благодаря этому ребенок быстро запомнит текст. А потом, когда он начнет капризничать, просто прочитайте ему стихотворение. Вы сможете его отвлечь и увидите, что он заулыбается и начнет повторять знакомые строки, забыв о беспокойстве. Когда вы читаете ребенку стихи нужно обязательно делать это увлеченно, чтобы максимально заинтересовать его. Поэтому, если вы устали или не в настроении, лучше перенесите чтение на потом.

Когда начинать учить с малышом стихи?

Оказывается, свои первые стихи малыш запоминает еще в младенчестве, когда Вы поете ему колыбельную, говорите приговорки: «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели…» Наверное, многие помнят такие приговорки, которые им говорили родители и бабушки. Это и есть начало заучивания стихов. И чем больше будет таких приговорок, потешек в вашем общении с малышом, тем легче он будет заучивать стихи.

Даже годовалый ребенок любит рассматривать книжки и слушать стихи. Причем, малыши больше любят слушать стихи, чем прозу. Вот и рассматривайте картинки в книжках, а попутно читайте или декламируйте стихи. Конечно, очень небольшие по объему, 2-4 строчки для малыша достаточно. Не стоит требовать, чтобы ребенок сразу повторял и запоминал. Просто читайте сами несколько раз одно стихотворение, повторяйте его чаще и так ненавязчиво заучите его. Главное, не заставляйте, учите тогда, когда малыш в настроении. Чем раньше вы начнете учить стихи, тем легче ему будет в будущем запоминать различные формулы на уроках.

Помните, как нас всех в детстве заставляли учить стихи?

Думаю, все помнят, как не хотелось нам запоминать поэтические строчки. Но это всё было от того, что никто и никогда не объяснял ребёнку, как быстро и правильно выучить стихотворение, какие существуют приёмы и секреты.

Многие молодые мамы, вспоминая своё безрадостное мироощущение, при заучивании стихов, решают не мучить своё чадо и не заставлять учить стихи. Например, в очень многих странах нет такой тенденции, как заучивание стихотворений наизусть, не только в детском саду, но и в школе.

Как правильно учить стихи?

* Наиболее благоприятным для заучивания стихотворений является возраст 4-5 лет. Именно в этот возрастной отрезок начинает особенно быстро развиваться память малыша. И если до четырех лет мы не ставим перед ребенком задачи запомнить произведение, а просто «начитываем» их количество - что запомнит, то запомнит, то после четырех лет мы уже целенаправленно учим малыша запоминать текст наизусть. Причем учить нужно как можно больше - это самый лучший способ сформировать необходимый для обучения объем памяти.

* Для того чтобы стихотворение легко училось, оно должно по содержанию соответствовать возрасту и темпераменту ребенка. Шалунам лучше предлагать для запоминания стихи ритмичные, веселые, деткам спокойным - размеренные, плавные. Конечно, в школе с их темпераментом никто считаться не будет, но пока мы только учимся учить стихи, лучше поступить именно так. Ребенку главное понять технику запоминания, а это легче делать на том материале, который «сердцу ближе».

* Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла.

* Прежде, чем начать заучивание, взрослый, который будет учить стихотворение с ребенком, должен сам прочитать его с выражением. Еще лучше, если взрослый будет знать его наизусть. Затем следует обязательно найти в тексте незнакомые или непонятные малышу слова и объяснить их. Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты. После покажите ребенку иллюстрации, которые нарисовал художник, вдохновленный красотой стихотворения, а пока чадо будет их рассматривать, прочтите стихотворение еще раз. Таким образом, у малыша формируется образ произведения. И только после такой предварительной работы приступайте непосредственно к заучиванию.

* Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте по очереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим. Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

* И еще один общий совет для всех. Нарисуйте с ребенком каждое выученное стихотворение. Своеобразную собственную иллюстрацию к нему. Подпишите название и автора. Складывайте эти рисунки в отдельную папочку. Периодически доставайте, рассматривайте, вспоминайте и читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж малыша.

Методы заучивания стихов

Визуальный (зрительный). Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и то же. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память. Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши рисунки особенно не влияют. Главное - принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.

Двигательный. Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы, т.е. сопровождать чтение какими-либо ритмичными движениями.

Слуховой . Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке «магнитофончик», который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

Добрый день, дорогие читатели!

Многие вспоминают то время, когда приходилось заучивать стихотворение наизусть с ребенком. Ходит ребенок по комнате, учит, а в голову ничего не лезет. Уже мама выучила, папа, даже соседи, а ребенок не может рассказать стихотворение наизусть. Для некоторых детей учить стихи — это настоящая пытка, нелегкий труд. Но не для всех. Многие дети с радостью учат стихи и очень быстро их запоминают.

Сегодня поговорим с вами о том, зачем учить стихи с ребенком, как учить стихи, как можно быстро выучить стихи наизусть, как помочь школьникам учить стихи.

Зачем учить стихи?

Наверняка, многие из нас понимают, что учить стихи с детьми нужно. Зачем?

  1. Развитие памяти.
  2. Развиается мозг. Дети, которые учат стихи, имеют более высокий интеллект.
  3. Обогащается словарный запас ребенка. Дети учатся правильно произносить слова, развивается речь.
  4. Развивается фонематический слух.
  5. Поэзия развивает в ребенке эстетические, нравственные и эмоциональные качества

Как учить стихи с ребенком?

Одному ребенку достаточно несколько раз рассказать или прочитать стихотворение и он тут же его повторяет. Для других — это настоящая пытка-выучить стихотворение.

Если в семье с рождения ребенка с ним много разговаривают, читают книги, поют песни, рассказывают сказки, то малыши отлично могут выучить стихотворение.

Рассмотрим, как учить стихи с малышами.

  1. Во-первых, малышей с самого рождения нужно знакомить с »мелодией и ритмичностью » стиха. Казалось бы, что понимает маленький человечек, который лежит еще в коляске? Но это не так. Мама поет малышу , утром, умывает и приговаривает потешку: » Водичка, водичка, умой Кате личико, чтобы глазки блестели…» Мама поет, читает, а ребенок улавливает ритм и мелодию стиха. В подсознании у него закладывается определенный опыт, который потом поможет выучить стихи.
  2. Наиболее благоприятный возраст для развития памяти ребенка — 4-5 лет. В этот период нужно очень активно заучивать стихи с малышами. Конечно, до 4 лет дети слушают сказки, стихи и запоминают их.
  3. Чтобы ребенку легче было выучить стихи, они должны соответсвовать возрасту ребенка. Малыши очень любят слушать сказки, стихи. Большинство детских писателей писали свои сказки для малышей именно в стихах. В отличии от монотонной прозы, стихи лучше запоминаются ребенком.
  4. Малышам лучше подбирать стихи, которые наполнены действиями, чтобы ребенку было понятно, что происходит в данном стихотворении. Например: »Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко…». или » Ехали медведи, на велосипеде…»Здесь конкретные действия.

В детской литературе очень много хороших стихов для малышей, написанными класcиками детской литературы. Это стихи Агнии Барто, С. Михалкова, С. Маршака, Е. Благининой, К. Чуковского. Даже Пушкина и Некрасова. Большиеи стихи лучше разбивать на части,читать и учить постепенно. Прочитали утром, повторили, продолжили вечером.

5. Дети очень разные по темпераменту. Одни спокойные, другие шумные и непоседливые. Так вот, более подвижным детям подойдут стихи ритмичные, веселые. А спокойным деткам — размеренные, плавные. Конечно, в школе задают учить стихи, не учитывая темперамент детей.

6. Маленьким деткам лучше заучивать стихи для кого-то: для , папы, бабушки, чтобы рассказать Деду Морозу. Так они охотнее их учат. А уже детей постарше нацеливать, что учить стихи нужно для себя.

7. И еще совет- заучивать стихи нужно эмоционально, с выражением, чтобы оно не лишалось смысла.

Как учить стихи правильно

  1. Сначала прочитайте ребенку стихотворение целиком.
  2. Потом разъясните все непонятные слова, которые встречаются в стихотворении. Найдите синонимы к непонятным словам, которые будут ясны ребенку. Иначе ребенку трудно будет выучить стихотворение, слова которого он не понимает.
  3. Читаем еще раз стихотворение с выражением, проговаривая вместе с ребенком.
  4. Стихотворение можно разделить на части. Выучить сперва первые две строчки, потом другие.
  5. С малышом учите небольшое стихотворение, даже состоящее из 4 строчек. Позже можно увеличить объем стихотворения.
  6. Главное — никогда не торопите малыша! Не нужно учить сразу много стихов. Пусть ребенок запомнит хорошо одно стихотворение, расскажет его, повторит несколько дней. Потом, если все получилось, можно выучить и другие стихи.
  7. Можно стихотворение нарисовать вместе с малышом. Прочитайте, пусть малыш представит себе картинку, о чем говорится в стихотворении. И рисуйте. Заведите папку. Подпишите название стихотворения, автора и сложите картинки к нему. Потом. когда соберется достаточное количество картинок, перелистывайте вместе и вспоминайте стихи, пусть ребенок их расскажет. Это даже забавно будет.
  8. Когда малыш учит стихотвореие, можно предложить ему рассказать своими словами, о чем стих. Так он представит себе картинку и выучит быстрее.

Методы заучивания стихов

Все дети разные. Родителям нужно подобрать фишки, которые сработают при заучивании стихов. Есть три основных способа восприятия:

  • зрительный
  • слуховой
  • двигательный.

Зрительный. Ребенку показывают картинки к стихотворению и читают. Дают установку — запомнить. Ребенок представляет образы, которые есть в стихотворении и учит наизусть стих.

Например, стихотворение:

Буря мглою небо кроет.

Вихри снежные крутя.

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя.

Это стихотворение, конечно, не для малышей. Ребенок предствляет себе вихри, снег, как он кружит. Бурю, в образе зверя, который воет и в образе ребенка, который плачет.

Слуховой. Это самый распространенный метод заучивания наизусть. Взрослый чиатет, ребенок слушает, а потом повторяет.

Двигательный. Можно ходить по комнате и учить стих, ритмично — шаг-слово, шаг-слово.

Можно использовать клубок ниток. Учим и наматывам нитки, строчку за строчкой. Потом, когда выучили, разматываем клубок и говорим слова стихотворения. Потом проговариваем и »понарошку наматываем нитки».

Можно еще так учиить стихотворение с ребенком: взрослый начинает рассказывать стихотворение, останавливается, а ребенок продолжает дальше.

Как быстро учить стихи наизусть с малышами

  1. Выбирайте для заучивания простые и понятные стихи А. Барто, К. Чуковского, Маршака. Стихи должны быть небольшие.
  2. Выбирайте ритмичные стихи с конкретными действиями.
  3. Чаще пойте малышам песни, сопровождайте обычные действия стихами, потешками. Во время прогулок, по дороге в детский сад расказывайте стишки.
  4. Учите стихи, играя с мячом, куклой, катаясь на качелях.

Даже если ваш малыш капризничает, попробуйте проговорить ему строчки веселых стихов — он улыбнется и перестанет капризиничать.

Вот такие скекреты, как учить с малышами стихи, непринужденно, играя. Если ребенку интересно, то он сам выучит быстро стих и любовь к поэзии может сохраниться на долгие годы.

Как учить стихи школьникам

В начальной школе, да и в старших классах не редко по литературе задают домашнее задание — выучить стихотворение. И это быстро не у всех получается сделать.

Советы школьникам, как учить стихи.

  1. Если на дом вам задали выучить стихотворение, то это сделать нужно в первую очередь.
  2. Прочтите стихотворение несколько раз. Не стоит сразу читать с выражением, оно появится в процессе ознакомления с произведением. Ведь начиная читать, мы еще не знаем, о чем говорится в стихотворении. Когда ребенок ознакомился, понял, о чем стих, то потом можно прочитать его с выражением.
  3. Если родители помогают учить стихотворение, читайте по очереди — вы-ребенок, 1 строка-пауза, другая — пауза.
  4. Все непонятные слова в стихотворении обсудите со взрослыми или найдите значение слов в интренете.
  5. Стихотворение можно поделить на четверостишья. Выучили кусочек, повторили, дальше учим. Так сделать 5-6 раз. Потом объединяем все выученные строки и рассказываем их вместе. Попробуйте закрыть книгу и повторить все стихотворение.
  6. Стихотворение можно записать на диктофон и потом прослушивать по несколько строк и повторять.
  7. Еще один способ, которым мы, взрослые. пользовались сами при заучивании стихов наизусть. Выучили стих, а вечером положили книгу под подушку. Утром втали, повторили все. Так мы готовились даже к экзаменам. Но сначала нужно выучить, а потом книгу класть под подушку. Если ее не брить в руки, вряд ли в голове что-то останется. И чтобы потом на уроке не попасть в смешную ситуацию, как это было в рассказах Драгунского про
  8. Можно учить стихотворение перед зеркалом, декламируя самому себе.

И еще совет родителям.

Если у ребенка был отрицательный опыт в заучивании стихотворения: не мог выучить, поставили двойку, родители ругали, сравнивали с другитми детьми, то родители сами того не ведая, могут внушить ребенку мысль о неудаче и ребенок не сможет запомнить стихотворение.

Занимаясь с ребенком любым делом, вы должны помнить о формировании у него положительной самооценки, ребенок должен верить в свои силы и способности.

Родители в первую очередь должны быть терпеливыми, тактичными и не забывать хвалить свое чадо за успехи, пусть даже небольшие.

Вот такие сегодня советы, как учить стихи с ребенком . Надеюсь, что они вам пригодятся.

Учите стихи с малышами в игровой форме, а школьникам — побольше уверенности в своих силах и все получится!

С уваажением, Ольга.