Чем занимаются географы и геологи

Вероятно, при слове «география» вам прежде всего представляются дальние страны, тропические леса и саванны, песчаные пустыни и оазисы, тундра или полярные льды. Вы вспоминаете об отважных путешественниках, открывавших новые земли. Но многие ли из вас знают, какая это сложная наука, какими путями развивалась она?

Корни географической науки уходят в глубокую древность. Наши далекие предки неплохо знали географию тех мест, в которых обитали, и умели изобразить их на примитивных картах, нарисованных на песке, вырезанных на дереве, коре, камне. Зачатки настоящих научных географических знаний возникли во времена рабовладельческого строя у древних народов Азии — ассиро-вавилонян, персов, индийцев, финикиян, а также в Египте. Замечательные мореплаватели древности — финикияне, жившие на восточном побережье Средиземного моря, уже знали не только берега этого моря, но около 1200 г. до н. э. проникли за Гибралтар и затем доходили на севере до Британских о-вов, а на юге — по крайней мере до Канарских о-вов.

География пережила несколько периодов расцвета, тесно связанных с важными историческими событиями. Например, в эпоху великих географических открытий, в XV-XVII столетиях, крупнейшие феодальные государства, заинтересованные в открытии и захвате новых земель — колоний, снаряжали одну экспедицию за другой в далекие страны. Вот тогда-то и была открыта Америка и проложены морские пути из Европы в Индию и другие страны Востока.

Долгое время географы занимались открытием и исследованием разных стран: они изучали пути сообщения, связывающие между собой эти страны, собирали сведения о строении земной поверхности, растительном и животном мире, населении и хозяйстве. Человека манили к себе еще неизвестные ему земли, открытие которых сулило богатство. Все увиденное путешественники старались подробно описать.

Но со временем людей перестали удовлетворять одни описания и они стали искать объяснение явлениям природы. Так география превратилась в науку, исследующую причины и связь природных явлений, а также их влияние на хозяйственную деятельность человека.

В наше время познавательное направление в географии сменилось новым. Теперь география стремится активно воздействовать на природу. Задачей современной географии все больше становится не только изучение вновь открываемых территорий, но и лучшее освоение человеком Земли. Главная цель современной географии — помогать человеку вести хозяйство на научной основе, как можно лучше использовать природные ресурсы, восстанавливать их путем преобразования природы.

География как наука распадается на две главные ветви: физическую географию и экономическую географию .

Физическая география исследует окружающие нас природные оболочки, т. е. нижнюю часть атмосферы (воздушной оболочки), воды океанов, морей и суши, почвенный покров, растительный и животный мир, поверхность земной коры, их взаимосвязи. Советская физическая география стремится познать природные свойства среды, в которой протекает жизнь человека, чтобы разумно использовать ее и преобразовывать в интересах людей.

В процессе развития и накопления научных знаний в XIX и XX вв. от физической географии отделились и обособились некоторые ветви географической науки, каждая из них изучает теперь отдельные части географической среды — это геоморфология (наука о рельефе земной поверхности и его развитии), гидрология (наука о водной оболочке Земли), климатология, ботаническая география, зоогеография, география почв и др.

Однако окружающая нас географическая среда представляет единое целое. Это еще в конце прошлого века показал замечательный русский ученый-естествоиспытатель В. В. Докучаев. Крупнейшие советские географы, продолжая разработку докучаевских идей, установили, что в природной географической среде все тесно связано и взаимодействует друг с другом — рельеф, воздушные массы, воды, почвенный и растительный покров, животный мир. Поэтому, интересуясь отдельными ветвями географической науки, никогда не надо упускать из виду взаимодействие различных процессов, совершающихся на земном шаре, их влияние на деятельность человека и влияние самого человека на ход этих природных процессов.

Экономическая география решает вопрос, как в связи с природными условиями лучше разместить различные отрасли хозяйства — промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д. Она рассматривает также влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природу. Экономическая география решает и такие общественные задачи, как рациональное (наилучшее) использование земли, борьба с силами природы, причиняющими вред человеку, и т. д. Вместе с другими географами экономико-географы изучают проблемы наиболее разумного использования природных богатств, способы их охраны, восстановления, а в ряде случаев и приумножения.

Вместе с тем географы продолжают заниматься изучением отдельных стран, или страноведением. Эта задача приобретает особое значение в наши дни, когда происходит распад колониальной системы и освободившиеся от ига империализма народы нуждаются в помощи развитых стран.

Многообразные и интересные задачи стоят перед советскими учеными, изучающими географию нашей великой Родины. Ведь СССР — крупнейшее государство в мире. Его площадь составляет 22,4 млн. км2. С запада на восток СССР простирается на 10 тыс. км. Общая протяженность нашей государственной границы составляет свыше 60 тыс. км! Наша страна обладает всеми природными богатствами, необходимыми для экономического процветания, оборонной мощи и культурного развития народа.

Советский народ, его ученые и инженеры, опираясь на знание законов природы, преобразуют землю своей Родины и заставляют служить себе ее колоссальные богатства. Но еще немало их не используется человеком. Отыскивать и изучать новые природные ресурсы — одна из задач наших географов.

Используя естественные ресурсы, человек неизбежно преобразует окружающую природу. Сначала воздействие на природу носило неосознанный характер, люди не учитывали возможные нежелательные результаты. Например, леса на многих давно освоенных территориях были полностью уничтожены, а в связи с этим климат стал более сухим, сократились запасы воды в реках и озерах, уменьшились рыбные богатства, пострадало и судоходство. Поэтому наряду с дальнейшим изучением природных богатств перед современной географией уже встала важная научная проблема — всесторонне исследовать происшедшие изменения в окружающей нас географической среде, вызванные деятельностью человека. Географ должен научиться предвидеть результаты того или иного воздействия человека на природу и уметь предупреждать о возможных в некоторых случаях вредных последствиях (см. стр. 267).

Много работы предстоит советским географам. В ближайшие годы необходимо провести полный учет вод на территории СССР и найти способы наилучшего использования водных ресурсов.

Большую тревогу вызывают процессы, разрушающие почвенный покров, уносящие из почвы питательные вещества, так называемая эрозия почвы. Однако уже теперь географы и другие ученые разработали существенные меры борьбы с таким бедствием. Но еще много предстоит сделать в этом направлении.

Умножение наших лесных богатств — тоже одна из важнейших народнохозяйственных проблем.

Советские географы с увлечением трудятся над решением задачи преобразования природы на больших территориях нашей страны. Разрабатывается проект переброски вод северных рек в бассейн Волги и искусственного регулирования уровня Каспия; решается проблема орошения и обводнения плодородных земель Средней Азии, коренного осушения и освоения огромной Западно-Сибирской низменности, постепенного уничтожения вечной мерзлоты в Восточной Сибири.

Как велико значение этих работ, можно показать на таком примере: переброска северных речных вод из бассейна Печоры и Вычегды в бассейн Волги позволит получить на гидроэлектростанциях Волжско-Камского каскада даже без установки новых агрегатов дополнительно большое количество энергии, оросить и обводнить 12-16 млн. га засушливых земель Приволжья и замедлить падение уровня Каспия.

Эти примеры показывают, что современная географическая наука, опираясь на богатый опыт, вооружает людей всесторонними знаниями, необходимыми для активного воздействия на природу в интересах развернутого коммунистического строительства.

Рис . Ракеты помогают метеорологам исследовать верхние слои атмосферы .

Но еще рано утверждать, что на Земле географам уже все известно. Исследователи много нового откроют не только в глубинах океанов, занимающих 2/3 поверхности Земли, но и во многих областях суши. Пока очень слабо изучен огромный Антарктический материк. Много неизвестного таят горы и пустыни Центральной Азии. Географы еще плохо знают Южную Америку и некоторые другие районы земного шара.

Обычно для таких исследований снаряжаются комплексные экспедиции с участием большого числа разных специалистов.

Современные экспедиции богато оснащены новой техникой: они пользуются разнообразными точными приборами, походными лабораториями, радиоприемниками и передатчиками, механизированным транспортом (самолетами, вертолетами, вездеходами). Акваланги позволяют ученым исследовать подводное царство вблизи берегов, а батискафы — опускаться на дно глубочайших впадин океана.

Рис . Дночерпатель, опущенный с научно-исследовательского корабля, захватит со дна моря грунт с животными организмами .

Однако дело не только в высокой технике. Изменился сам способ изучения природы: экспедиции превратились как бы в исследовательские институты на колесах. Карандаш, полевая сумка и фотоаппарат, конечно, не потеряли своего значения, но теперь записи в полевой книге не ограничиваются тем, что видит участник экспедиции. В своей работе он широко использует показания различных приборов и механизмов. Конечно, и в новых условиях огромное значение имеет творческая мысль ученого и острота его глаза. Уметь видеть, наблюдать и делать выводы — необходимое и важное качество работника экспедиции.

Далеко не всем выпадает счастье участвовать в работах больших экспедиций. Значитли это, что для молодого географа не найдется другой интересной работы? Конечно, нет. Не менее важная и увлекательная задача для молодого географа — научное исследование природных и экономических условий своего родного края. Такой творческий труд — важное звено в цепи дел, обеспечивающих строительство коммунизма.

Каждый географ должен быть патриотом, горячо любить свою Родину. А любить свою Родину — это значит стараться сделать ее еще более прекрасной, переделать ее природу в лучшую сторону и подчинить разумной воле людей.

Изучение природы не может ограничиться исследованием поверхности Земли. В недрах планеты хранятся богатства, без которых невозможно существование человеческого общества. Исследованием недр Земли занимаются геологи. Наука о недрах Земли и ее богатствах — геология. Она изучает также строение земного шара, условия образования нашей планеты и историю развития жизни на ней.

Основные знания о камне, о минерале как полезном ископаемом необходимы каждому советскому гражданину, и в особенности нашей молодежи — будущим разведчикам недр, химикам и металлургам, создателям городов, участникам замечательных строек коммунизма.

Сколько интересной работы открывают перед нашей молодежью поиски минерального сырья и дальнейшее изучение в лаборатории собранного материала, и какое огромное удовлетворение дает исследователю недр сознание, что его открытие улучшает жизнь советских людей.

Одна из ветвей геологии — минералогия, наука о свойствах минералов, об условиях их образования и распространении в земной коре.


Рис . Экспедиции забираются в самое сердце раскаленной пустыни Каракумы .

Минералы образуются в результате разнообразных природных процессов: из расплавленной магмы при ее остывании, из горячих газов и паров, выделяющихся из магмы, из глубинных горячих водных растворов, из холодных вод при их испарении или смешении с водами иного состава. Минералы отлагаются также в результате жизнедеятельности бактерий и организмов (см. стр. 72). В зависимости от среды, в которой находятся минералы, они могут разрушаться, менять свой состав, облик и превращаться в другие минералы. Значительная часть минералов имеет большое практическое значение.

Из минералов или их обломков состоят горные породы. Они слагают земную кору. В них находятся, или, как говорят геологи, залегают, руды железа и цветных металлов, уголь, нефть и т. д. Горные породы изучает особая ветвь геологической науки — петрография.

Горные породы важны и как документы, раскрывающие историю Земли. Каждый слой земной коры представляет как бы страницу книги истории природы. Но в этой книге многие «листы» от времени стали неразборчивы или местами совсем исчезли. Геология учит читать эту книгу природы и отыскивать ее недостающие страницы. Особенно привлекательна для геологов возможность восстановить прошлое Земли, несмотря на неполноту «текста» истории нашей планеты и обилие в нем загадочных мест.

В пластах осадочных пород нередко можно заметить остатки растений или животных: различные раковины моллюсков, панцири ракообразных, кости позвоночных, стволы и сучья деревьев. Встречаются также отпечатки на горной породе листьев, стеблей, крыльев насекомых. Все эти остатки называются окаменелостями. По ним палеонтология (наука о древних существах) восстанавливает картину постепенного изменения растительного и животного мира на протяжении миллионов лет (см. стр. 228). В настоящее время геологи с помощью физиков и химиков научились определять абсолютный возраст минералов и горных пород, т. е. возраст, выраженный в годах.

Многие минералы оказались своеобразными хранителями «времени» (радиоактивные минералы), и по их составу стало возможным определить время их образования (см. стр. 244).

Важнейшее звено геологической работы, объединяющее теорию с практикой,— геологическая карта. Она представляет собой обыкновенную топографическую карту, на которой показано распространение различных пород, их геологический возраст и как они залегают.

Рис . Нелегко перебираться через перевалы Тянь-Шаня .

Таким образом, геологическая карта до некоторой степени — документальное отображение горных пород, которые слагают земную поверхность.

Все разделы геологической науки, а также геологическая карта, необходимы для осуществления успешных поисков и разведки полезных ископаемых.

Современная промышленность с ее высокой техникой и огромными масштабами требует гигантского количества разнообразного минерального сырья. Нельзя себе представить ни одной отрасли хозяйства без железа и угля; без нефти была бы мертва вся «подвижная» техника, а современная химия не имела бы возможности так широко производить различные синтетические материалы. Без редких элементов невозможно изготовить различные сложнейшие машины и точнейшие приборы, которые используются в металлургии, химии, машиностроении, авиации, космонавтике. Не может обходиться промышленность без цветных металлов — меди, цинка, олова, свинца, алюминия и магния. Невозможно повысить и плодородие почв без применения так называемых агрономических руд — фосфоритов, апатита и калийных солей.

Нисколько не преувеличивая, можно сказать, что материалы минерального происхождения представляют собой материальную базу всего хозяйства нашего времени.

Ежегодно не менее 4-5 млрд. Т различных полезных ископаемых извлекается из недр Земли, подвергается сложнейшим процессам металлургической, химической, электрохимической и электрометаллургической переработки.

Однако полезных ископаемых для народного хозяйства требуется с каждым годом все больше и больше.

Программа Коммунистической партии Советского Союза, принятая XXII съездом, ставит перед нашими геологами огромные практические задачи: обеспечить потребности страны на много лет вперед в самых разнообразных видах минерального сырья.

В нашей стране широко ведутся поиски и разведка полезных ископаемых.

Они осуществляются огромной, постоянно растущей армией геологов, разведчиков и горняков — сотнями тысяч специалистов.

Если еще недавно геолог работал в поле один или в сопровождении сборщика образцов (коллектора), то теперь геологические партии представляют собой большие коллективы в десятки и сотни специалистов, снабженных всеми видами транспорта, радиостанциями, геофизическими приборами и походными химическими лабораториями.

Геологи пока знают очень мало о строении глубин земной коры, так как непосредственному наблюдению доступна только самая верхняя ее часть. Изучить глубины Земли очень важно по многим причинам. Ученые признают большое влияние глубоких недр Земли на процессы образования месторождений минерального сырья. С глубинами Земли связаны вулканические явления и землетрясения. Поэтому дальнейшее развитие знаний о строении и составе Земли, а также решение вопроса, как образуются месторождения полезных ископаемых, невозможно без непосредственного исследования глубин земной коры и ее подкоровой части.

Высокий уровень техники наших дней дает возможность геологам осуществить сверхглубокое бурение до 10—15 км на материке и на океаническом дне.

В СССР уже приступили к подготовке такого бурения.

Другая важнейшая задача, стоящая перед учеными-геологами и практиками,— это разработка основ научного прогноза (предсказания) залегания полезных ископаемых в определенных районах Земли. Установив законы размещения различных месторождений, геологи создадут прогнозные карты, которые обеспечат успешные поиски так называемых «слепых» рудных тел, т. е. глубоко залегающих в Земле месторождений.

До сих пор геологи интересовались только сушей, но сейчас они начали изучать геологию океанического дна, занимающего около 71% всей площади земной поверхности. Геофизические исследования показали, что существуют различия в строении и мощности земной коры под континентами и океанами.

Такие исследования не только обогащают науку, они приносят важные практические результаты.

В ближайшие десятилетия, вероятно, осуществится геологическая съемка материковой отмели и, может быть, даже материкового склона (см. стр. 134).

Возрастет мировая добыча нефти с морского дна, начнется разработка марганцевых руд со дна океана и т. д.

Рис . На дрейфующей станции около Северного полюса теодолитом определяют широту и долготу .

Успехи географических и геологических наук усиливают власть людей над природой и помогают лучше использовать богатства недр Земли.

В нашей стране труд географа и геолога почетен и благороден. Он направлен на пользу великого дела — строительства коммунизма.

Большинство географических кафедр возникло в 60–80-е гг. XIX века. Первым в нашей стране самостоятельным географическим факультетом стал геофак МГУ им. М. В. Ломоносова, открытый в 1938 г. В настоящее время в России 24 географических факультета и отделения классических университетов и 41 географическй факультет педагогических университетов и институтов.

Как наука география делится на физическую, изучающую природу, и общественную, изучающую население и хозяйство. (К географии принято относить и техническую дисциплину – картографию, хотя в последнее время некоторыми видными учеными это оспаривается.) Две ветви единой географии состоят из множества более узких дисциплин, каждой из которых соответствует та или иная географическая специальность – всего их порядка 50. Есть возникшие еще на рубеже XIX–XX вв. традиционные специальности, их большинство: геоморфология, землеведение, климатология и др. А есть – сравнительно недавно появившиеся – биоклиматология, география туризма или географическая планетология.

Есть географические специальности, которые в наибольшей степени приближены к природе. Их можно назвать камерально-полевыми. Нахождение географа вне стен своего дома может длиться от одного дня до нескольких месяцев в году (в основном в теплое время года). А группа общественно-географических (по старой терминологии – экономико-географических) специальностей не так сильно привязана к природной среде, большей частью она чисто кабинетная. На выезде же экономико-географы предпочитают не экспедиции, а одиночные исследования-командировки. Объектом исследований такого специалиста выступает антропогенная среда (созданная человеком).

Методы изучения

В географии широко применимы методы точных и естественных наук: математики, статистики, физики (перманентно даже возникает дискуссия, не перенести ли кафедры метеорологии и океанологии с геофака МГУ на физфак), химии и биологии.

А географические специальности из блока общественной географии особенно тесно связаны с целым рядом гуманитарных дисциплин.

Представители всех без исключения географических специальностей должны на высоком уровне знать компьютерно-информационные технологии.

Геоморфология

Неофициальное название этой науки – инженерная география. Изучает она историю рельефа Земли. Отрасль геоморфологии – палеогеография – реконструкция доисторического рельефа Земли. Наиболее перспективные направления в геоморфологии – космическая геоморфология (изучение рельефа планет солнечной системы) и эстетическая геоморфология (создание искусственных ландшафтов).

Геоморфология – специальность денежная. Профессионалы участвуют в проектировании населенных пунктов, дорог, аэропортов и морских портов, дамб, водохранилищ, парков, пляжей, нефте- и газопроводов (в т. ч. на морском дне), работают в геологических партиях. Это одна из наиболее мужских географических специальностей. Большое внимание уделяется физической подготовке геоморфолога.

Рынок труда: научно-исследовательские институты, производственные фирмы, разные поисковые геологические службы, инженерные проектные организации.

Биогеография

Биогеография изучает флору и фауну Земли. Перспективные направления – экологическая география и медицинская география (изучение очагов возникновения и путей распространения разных болезней и их переносчиков). Биогеографов можно встретить в национальных парках и заповедниках, в дендрариях; в составе экспедиций они ищут перспективные для одомашнивания дикие растения и животных, выбирают экологически чистые места для строительства новых населенных пунктов (в т. ч. загородных домов для элиты).

Телеведущие Николай Дроздов (одно время бывший экологическим экспертом при Генеральном секретаре ООН) и Иван Затевахин оба окончили кафедру биогеографии геофака МГУ.

Гляциология и криолитология

И та, и другая науки изучают ледовую сферу Земли: гляциология – на земной поверхности (ледники и снежный покров), криолитология – под земной поверхностью (вечную и сезонную мерзлоту грунта). Перспективные направления – Антарктика как одно из будущих на Земле мест по добыче полезных ископаемых, ледяной покров Антарктиды и Гренландии как лабораторий древних климатов Земли (загадочное озеро Восток), нефтегазоносные бассейны, коммуникации и населенные пункты в зоне вечной мерзлоты на севере России, воздействие глобального потепления на полярные районы Земли, «ледяная планета» – Титан.

Сейчас гляциология находится в фазе подъема. Мировые и «не очень» державы, несмотря на международный договор 1959 года, готовы ввязаться в борьбу за последний не поделенный материк на Земле – Антарктиду. В Антарктике увеличивается количество научных станций, своими исследованиями готовящих базу для претендентов на ледовый панцирь Земли.

Это самые мужские специальности в географии: почти 100% выпускников – представители сильного пола. Соответственно, студентам потребуется интенсивно заняться спортом (особенно горными лыжами, плаванием и альпинизмом), получить навыки в спелеологии, научиться водить вездеходы и снегоходы, бурить лед и грунт.

Обширны «владения» гляциологов и криолитологов на Крайнем Севере России. Им интересны покровные ледники островов Северного Ледовитого океана и многолетняя мерзлота на материке в районах крупных городов, нефте- и газопроводов, железных и автомобильных дорог. Они следят за трассой Северного морского пути. На ледниках Кавказа, Урала, Алтая, Камчатки и других горных систем гляциологи контролируют и прогнозируют движение льда, снежных лавин и селей. А самые подготовленные, закаленные и смелые специалисты едут за романтикой и возможностью неплохо подзаработать на антарктические научные станции.

Рынок труда: соответствующие НИИ, мерзлотные станции в зоне Севера России, лавинные и селевые станции в горах, Госкомгидромет, Госкомэкология, Гидрометцентр РФ.

Метеорология и климатология

Перспективные направления здесь – палеоклиматология (древние климаты Земли), биометеорология (воздействие климатических условий на живые организмы, циклы солнечной активности Чижевского), медицинская климатология (жизнь и хозяйственная деятельность людей в разных климатических поясах Земли), прогноз погоды на основе спутниковой метеорологии, военная метеорология (разработка так называемого климатического оружия), планетарная метеорология (изучение атмосфер Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна и их спутников), проблемы глобального потепления и озоновых дыр на Земле, компьютерное моделирование климатических процессов.

Специалистам нужно хорошо знать физику, математику и информатику – на профильной кафедре географического факультета МГУ физике и математике уделяют внимание не меньшее, нежели собственно географии!

Рынок труда: основная масса метеорологов-климатологов – и часто это женщины – работает синоптиками на наземных метеостанциях, разбросанных по всей территории России. В последние 15 лет количество этих станций сократилось, особенно на Крайнем Севере и Дальнем Востоке. Оборудование, установленное еще в советские времена, морально и технически изношено, так что наши синоптики анализируют в основном зарубежную (американскую и европейскую) информацию.

Другие возможные места трудоустройства – Гидрометцентр РФ, Госкомгидромет, ИГ РАН, Метеобюро Москвы и других больших городов России, метеослужбы при аэропортах и морских портах, НИИ, морские метеостанции, научные океанографические суда, космодромы.

Рабочие места для метеорологов-климатологов могут быть и в ряде международных структур.

Ландшафтоведение

Это классика географии. Именно здесь занимаются не какой-то одной стороной природы или человеческого общества, одним природным или антропогенным компонентом, а всей совокупностью связей между разными компонентами одного природного или антропогенного комплекса (ландшафта), начиная от самых маленьких (речка, пруд, парк, лес, луг, гора, населенный пункт, поле) и заканчивая географической оболочкой Земли. Задача ландшафтоведа – не только описать тот или иной ландшафт Земли, но и выяснить историю его возникновения и дать прогноз его дальнейшего развития с учетом влияния множества факторов. И знать тут нужно основы практически всех других географических наук.

Перспективные направления – геофизика и геохимия ландшафта (влияние физических и химических процессов на формирование и динамику той или иной территории), этнокультурное ландшафтоведение (как различные культуры и поселения людей влияли на разные ландшафты Земли и как природа оказывала влияние на менталитет разных народов), экологическая оценка местности, методы аэрокосмического зондирования в ландшафтоведении, построение искусственных эстетических ландшафтов (парки и др.).

Ландшафтоведы, пожалуй, самые мобильные люди в среде географов; ведь предметом изучения для них является вся поверхность Земли! Отсюда – многочисленные поездки в разные районы России, а при хорошем знании иностранного языка – и за границу. Наших ландшафтоведов можно встретить в джунглях Африки и Амазонии, в индийской саванне, австралийских пустынях, прериях Северной Америки, на коралловых островах Тихого океана, в индустриальных местностях Западной Европы и Японии, в таежных и тундровых районах Евразии, в Кордильерах и на Тибете. Русская ландшафтная школа, основанная еще в XIX веке В. В. Докучаевым, считается самой сильной в мире.

Рынок труда: НИИ, государственные и частные фирмы, занимающиеся экологическим проектированием и экспертизой, Госкомитет природы, комитеты по охране природы субъектов РФ, естественно-научные музеи, ботанические сады, заповедники и национальные парки, градостроительные организации и архитектурно-художественные мастерские (проектирование эстетических ландшафтов). Наших ландшафтоведов охотно приглашают на работу во Францию и Германию.

Спелеология

Это пограничная наука на стыке геологии и физической географии. Она занимается изучением внутренних полостей земной коры (образование, динамика, современное состояние), в более простом понимании – исследованием пещер.

Спелеологию можно изучать по-разному: относительно горных пород и минералов, из которых сложены стены пещер (геологическая спелеология); микроклимата пещер (климатическая спелеология); присутствующих в пещерах живых организмов (биоспелеология); гидрологического режима пещер (гидроспелеология); следов материальной культуры в пещерах (археологическая спелеология); современного использования пещер (антропоспелеология); картирования пещер (топографическая спелеология). Особняком стоят спортивная и туристическая спелеология: на некоторых географических факультетах есть соответствующие клубы. Наиболее интересное и перспективное направление в спелеологии – подводная спелеология (изучает полости в рельефе дна морей и океанов).

Спелеология – для сильных романтиков. Попробуйте-ка полазить по пещерам без физподготовки и теоретических знаний!

Фронт работ для спелеологов широк: экспедиционные отряды, топографо-геодезическая съемка внутренних полостей Земли, выполнение заказов военных и спецслужб на предмет пригодности тех или иных пещер в качестве площадок, где могли бы быть размещены предприятия ВПК и секретные объекты.

Мэрии крупных городов привлекают спелеологов для изучения подземной городской среды, где есть немало пустот как природного (карст), так и антропогенного происхождения (выработанные штольни, бункеры, фундаменты старинных зданий, упрятанные в трубы реки, подземные склады и коммуникации).

Спелеологи могут также работать инструкторами в спортивно-туристических организациях, специализирующихся на организации маршрутов в разные пещеры.

Океанология

Старое название океанологии – океанография. А планету Земля правильнее было бы назвать Вода или Океан, ведь еще со школы мы знаем, что большая часть поверхности Земли покрыта водой (Мировой океан).

В океанологии выделяют физику океана (ее интересуют взаимодействие океана и атмосферы, акустика, оптика, радиоактивность и электромагнитное поле морской воды), химию океана (соленость, химический состав воды), геологию океана (из каких горных пород и минералов состоит морское дно и подводные горы, полезные ископаемые); биологию океана (изучение водной фауны и флоры, в т. ч. выявление мест обитания организмов, имеющих продовольственное значение); топографию дна Мирового океана (картирование подводного рельефа).

В программе для океанологов очень много математики, физики и химии. Уже после 2-го курса студенты отправляются на производственную практику на морскую станцию или научное судно проводить исследования. Вы не только бесплатно покатаетесь по морям-океанам и насладитесь красотами моря и тех мест, где будет швартоваться судно, но и закалитесь, превратившись в настоящего «морского волка». А если повезет, то и окажетесь на борту батискафа!

Да и сама океанология – перспективнейшая географическая наука. Планеты Солнечной системы изучены лучше, чем глубины Мирового океана. А океанологов-подводников заслуженно сравнивают с космонавтами. Даже новый термин возник – акванавты.

Рынок труда: разные гидрографические службы, научно-исследовательские институты, подводные и береговые лаборатории, морские гидрологические и биологические станции, океанографические суда, частные фирмы, обучающие дайвингу, туристические бюро.

При высоком уровне профессионализма и хорошем знании английского российские океанологи могут попробовать поработать в океанографических институтах США, Канады, Великобритании, Франции, ФРГ, Японии и в Мекке всех океанологов Земли – Океанографическом музее Монако, созданном мэтром Кусто.

Гидрология суши

В XXI веке пресная вода стала настолько ценным ресурсом, что за обладание ее источниками даже происходят военные конфликты между странами и разрабатываются проекты по доставке айсбергов к засушливым районам Земли. Оптимизировать и рационализировать водные потоки и водный баланс страны призваны люди, избравшие своей профессией гидрологию суши.

Гидрологи исследуют круговорот воды в природе, влияние на него хозяйственной деятельности человека; анализируют режим водных объектов и водный режим отдельных территорий; дают оценку и прогноз состояния и рационального использования водных ресурсов; участвуют в проектировании и мониторинге водохранилищ, ГЭС, каналов, ирригационных сооружений, морских дамб, речных плотин и мостов, портов, пляжей, водозаборов для населенных пунктов и предприятий; составляют каталоги водных объектов суши.

Гидрология тесно связана с физической географией, физикой (гидродинамика), математикой, биологией, химией, ихтиологией, гидротехникой и навигацией.

Перспективное направление у гидрологов России – изучение будущего океана: самого глубокого на Земле озера Байкал.

Рынок труда: НИИ, озерные и речные станции, гидрологические посты и гидрообсерватории, гидроэлектростанции, отдел водного транспорта Минтранспорта РФ, фирмы, занимающиеся разведением рыб, водные парки, управления речных каналов, речные порты, Гидрометеоцентр РФ, МЧС РФ.

Телеведущий А. Беляев получил образование гидролога на географическом факультете МГУ.

Почвоведение

Самые большие в мире массивы самой плодородной почвы залегают в нашей стране. И недаром именно в России появилось почвоведение. Это биолого-географическая наука о происхождении, динамике, современном состоянии, будущем развитии почвы и о рациональном использовании почвенных ресурсов. Кафедры почвоведения есть еще и на биофаках, но на географических факультетах в основном занимаются пространственным анализом почв, их картированием, количественной и качественной оценкой почвенных ресурсов по разным территориям для занесения этих данных в Единый земельный кадастр РФ.

Почвоведы-географы изучают географию почв, их морфологию и генезис, геохимию, коллоидную химию и биогеохимию, картографирование, физическую и биологическую химию, биологию, гидрологию и гидрогеологию!

Выпускники решают в сельском хозяйстве проблемы повышения плодородия почв и применения нужных удобрений, участвуют в проведении мелиораций (орошение, осушение, гипсование, известкование почвы) и в борьбе с почвенной эрозией, составляют карты почвенно-земельных ресурсов для агрономических хозяйств. Хороший почвовед – это правая рука руководителя сельхозпредприятия. Особенно сильно возросла роль географа-почвоведа сейчас, когда проводится широкомасштабная земельная реформа и услуги людей этой профессии необходимы для оценки почвенно-земельных ресурсов и соответственно для составления Единого каталога всех сельхозпредприятий и Единого земельного реестра, который в свою очередь нужен для определения ставки земельного налога по разным регионам России.

Политическая география

Это раздел гуманитарной географии, изучающий расстановку политических сил в разных странах, или в какой-то отдельной стране, или в части этой страны. В его задачи входит анализ межэтнических отношений на разных территориях; выявление факторов (чисто политических, военных, экономических, культурных, этнических, ментально-психологических и даже природных), влияющих на территориальное распределение политических сил, явлений и процессов; комплексный анализ и детальная оценка политической ситуации в стране и мире; участие в построении и редактировании политических карт и справочников; рекомендации властным структурам и политикам, помощь в выработке политологических схем, технологий и политических и военно-политических доктрин государства. (Раздел политической географии, занимающийся разными аспектами избирательных кампаний, называется электоральной географией.)

Политическую географию изучают вместе с социально-экономической географией, поскольку эти два направления тесно взаимосвязаны. Выпускники получают диплом географа-политолога. За их плечами – изучение политологии, страноведения, регионалистики, экономики разных стран, психологии и культуры разных народов, ну и, конечно же, иностранных языков – не меньше двух.

Нередко в СМИ политическую географию путают с геополитикой. Но предметом исследования геополитики является весь мир, все страны в их взаимодействии, в частности – процессы глобализации. А в политической географии, как правило, рассматриваются конкретные территории – чаще на уровне отдельно взятой страны или какого-либо района внутри этой страны. И геополитиками могут быть вовсе и не географы, а представители других сфер человеческой деятельности (собственно политики, главы великих государств, министры иностранных дел, дипломаты, военные, философы). А вот из знаменитых профессиональных политико-географов можно отметить именно ученых – Л. Смирнягина, С. Благоволина, Д. Орешкина.

Политико-географы могут работать в основном в качестве аналитиков и экспертов.

Экономическая и социальная география

Экономическая география – один из разделов гуманитарной географии. Она изучает пространственное размещение производительных сил (население и хозяйство) и находится на стыке географии и экономики. А социальная география лежит в плоскости взаимодействия общей географии и целого ряда гуманитарных дисциплин – истории, этнологии, социологии, культурологии, даже психологии (изучает менталитет населения той или иной территории).

Экономико-географы рассматривают природно-ресурсный и экономический потенциал территории (от населенного пункта до страны в целом); выявляют специфические особенности и проблемы территории; оценивают стоимость земель; ищут оптимальное место для строительства народнохозяйственных объектов; дают рекомендации для властных и хозяйственных структур по комплексному освоению и решению проблем территории; определяют степень экологического риска в процессе хозяйственного освоения территории; дают прогноз развития территории. Определенный таким образом предпринимательский климат объекта немаловажен для будущих инвестиций в этот объект.

Социогеографы участвуют в оценке трудового и интеллектуального потенциала территории; изучают образ жизни, традиции, обычаи, поведение (менталитет) разных групп населения, социальных слоев и этносов; собирают и систематизируют информацию о мигрантах; дают госструктурам рекомендации по оптимальному распределению миграционных потоков населения; помогают в обустройстве беженцев; анализируют переписи населения; принимают участие в этнографических экспедициях; помогают планировать населенные пункты и места отдыха; выявляют национальные проблемы и дают советы по их разрешению; участвуют в определении индекса человеческого развития (качество жизни населения).

И экономико-, и социогеографы участвуют в районировании большой по площади территории: в соответствии с определенными критериями и на основе определенных показателей они разделяют эту территорию на составные части (районы, регионы, зоны, ареалы). Процесс районирования можно производить как по какому-то одному показателю, так и по их совокупности. Например, территорию страны можно районировать по качеству жизни населения или по степени инвестиционной привлекательности (берется много исходной информации и несколько показателей). А можно использовать только один показатель – например, обеспеченность автомобилями на 1000 чел. Результаты экономико- и социогеографических исследований представляют в разной форме – от докладных записок до компьютерных презентаций. Но в любом случае к докладу прилагают карту – так что специалисту нужно хорошо знать картографический метод.

Перечислю перспективные направления в экономической географии. Это география глобализационных процессов, транснациональных компаний, внешнеэкономических связей, финансовой сферы, топливно-энергетического комплекса, инноваций и научно-технического прогресса. А в области социальной географии это культурная география, психологическая география (так называемая феноменология), географии социальных групп населения, качества жизни, малых народов, экологии человека.

Экономико- и социогеографы в основном работают в экономико-финансовых структурах – как государственных так и частных. Например, банки охотно берут высококвалифицированных экономико-географов, умеющих мыслить широко и комплексно и видеть проблему в целом. Из таких людей получаются и хорошие маркетологи (работа в торгово-промышленных компаниях). В государственных органах экономико-географы нужны прежде всего как районные планировщики и оценщики территориального потенциала.

Вот примерный рынок труда для экономико- и социогеографов: работа в НИИ, преподавание экономической географии в экономических, финансовых и туристических вузах, в средней школе и колледжах. Также местом их работы могут стать картографические фабрики (редакторы социально-экономических карт), планировочные, земельные и социально-культурные отделы федеральных, региональных и местных органов власти.

Эта настройка позволит отфильтровать весь контент сайта по вузу: программы обучения, специальности, профессии, статьи. Вернуться к полному содержанию сайта можно отменив эту настройку.

Эта настройка позволит отфильтровать весь контент сайта по вузу.

  • НИУ ВШЭ

    Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

  • ИГСУ

    Институт государственной службы и управления

  • ВШФМ

    Высшая Школа Финансов и Менеджмента

  • РГУП

    Российский государственный университет правосудия

  • ИБДА

    Институт бизнеса и делового администрирования

  • РГУТИС

    Российский государственный университет туризма и сервиса

  • Московский Политех

    Московский политехнический университет

  • РГСУ

    Российский государственный социальный университет

  • МГРИ-РГГРУ им. Серго Орджоникидзе

    Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе

  • МФЮА

    Московский финансово-юридический университет

  • МИП

    Московский институт психоанализа

  • ИГУМО и ИТ

    Институт гуманитарного образования и информационных технологий

  • B&D

    Институт бизнеса и дизайна

  • ВШКУ

    Высшая школа корпоративного управления

  • ИЭАУ

    Институт экономики и антикризисного управления

  • МФТИ

    Московский физико-технический институт (государственный университет)

  • РЭУ им. Г. В. Плеханова

    Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

  • МГИМО

    Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

  • Дипакадемия МИД РФ

    Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации

  • НИЯУ МИФИ

    Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"

  • РАНХиГС

    Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

  • ВАВТ

    Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития России

  • МГУ имени М. В. Ломоносова

    Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

  • Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина

    Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина

  • МГМСУ им. А.И. Евдокимова

    Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова

  • РНИМУ

    Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова

  • МГЛУ, Лингвистический университет

    Московский государственный лингвистический университет

  • Финансовый университет

    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

  • РГАИС

    Российская государственная академия интеллектуальной собственности

  • Литературный институт имени A. M. Горького

    Литературный институт имени A. M. Горького

  • ПМГМУ им. И.М.Сеченова

    Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова

  • РТА

    Российская таможенная академия

  • РГУНГ им. И.М.Губкина

    Российский государственный университет нефти и газа имени И. М. Губкина

  • ВГУЮ (РПА Минюста России)

    Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)

  • МГТУ им. Н.Э. Баумана

    Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана

  • РГГУ

    Российский государственный гуманитарный университет

  • МИСиС

    Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

  • ГАУГН

    Государственный академический университет гуманитарных наук при Российской академии наук

  • РАМ им. Гнесиных

    Российская академия музыки имени Гнесиных

  • МГАВМиБ им. К.И.Скрябина

    Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии имени К. И. Скрябина

  • РУДН

    Российский университет дружбы народов

  • МГИК

    Московский государственный институт культуры

  • РХТУ им. Д.И. Менделеева

    Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева

  • ГУУ

    Государственный университет управления

  • АГП РФ

    Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации

  • МГК им. П. И. Чайковского

    Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского

  • МГПУ

    Московский городской педагогический университет

  • МИЭТ

    Национальный исследовательский университет "МИЭТ"

  • МГУТУ им. К. Г. Разумовского

    Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского

  • МАРХИ

    Московский архитектурный институт (государственная академия)