Социальные изменения пути развития общества. Социальные изменения и пути развития общества. Ступени человеческой истории

Издание: Обществознание. Пособие для школьников и абитуриентов

Раздел 1. ОБЩЕСТВО
Глава 1. Общество и общественные отношения
1.1. Общество как сложная динамическая система

Самое привычное понимание общества связано с представлением о нем как о группе людей, объединенных определенными интересами. Так, мы говорим об обществе филателистов, об обществе охраны природы, часто под обществом имеют в виду круг друзей того или иного человека и т. д. Аналогичны были не только первые, но даже научные представления людей об обществе. Однако суть общества нельзя сводить к совокупности человеческих индивидов. Ее надо искать в связях и отношениях, возникающих в процессе совместной деятельности людей, носящей неиндивидуальный характер и обретающей силу, не подвластную отдельным людям. Общественные отношения устойчивы, постоянно повторяются и лежат в основе становления различных структурных частей, институтов, организаций общества. Общественные связи и отношения оказываются объективными, зависимыми не от конкретного человека, а от других, более фундаментальных и основательных сил и начал. Так, в античности такой силой предполагалась космическая идея справедливости, в Средние века - личность Бога, в Новое время - общественный договор и т. п. Они как бы упорядочивают и цементируют многообразные социальные явления, придают их сложной совокупности движение и развитие (динамику).

Из-за многообразия социальных форм и явлений общество пытаются объяснить экономические науки, история, социология, демография и многие другие науки об обществе. Но выявление наиболее общих, универсальных связей, фундаментальных оснований, первичных причин, ведущих закономерностей и тенденций - это задача философии. Науке важно знать не только, какова социальная структура данного конкретного общества, какие классы, нации, группы и т. п. действуют, каковы их общественные интересы и потребности или же какие экономические порядки доминируют в тот или иной период истории. Обществознание интересует также выявление того, что объединяет все существовавшие и возможные в будущем общества, каковы источники и движущие силы общественного развития, его ведущие тенденции и основные закономерности, его направление и т. п. Особенно важно рассмотрение общества в качестве единого организма или системной целостности, структурные элементы которой находятся в более или менее упорядоченных и устойчивых отношениях. В них можно даже выделить отношения соподчинения, где ведущей является связь материальных факторов и идеальных образований общественной жизни.

В обществознании известны несколько основательных взглядов на суть общества, различия между которыми заключаются в выделении в этой динамической системе в качестве ведущих различных структурных элементов. Социопсихологический подход в понимании общества слагается из нескольких постулатов. Общество есть совокупность индивидов и система социальных действий. Действия людей осмыслены и детерминированы физиологией организма. Истоки социального действия могут быть обнаружены даже в инстинктах (Фрейд).

Натуралистические концепции общества исходят из ведущей роли в развитии социума природных, географических и демографических факторов. Одни определяют развитие общества ритмами солнечной активности (Чижевский, Гумилев), другие - климатической средой (Монтескье, Мечников), третьи - генетическими, расовыми и половыми особенностями человека (Уилсон, Доккинс, Шеффле). Общество в этой концепции рассматривается несколько упрощенно, как естественное продолжение природы, имеющее лишь биологическую специфику, к которой сводятся особенности социального.

В материалистическом понимании общества (Маркс) людей в социальный организм связывают производительные силы и производственные отношения. Материальная жизнь людей, общественное бытие определяют всю социальную динамику - механизм функционирования и развития общества, социальные действия людей, их духовную и культурную жизнь. Общественное развитие обретает в этой концепции объективный, естественно-исторический характер, предстает как закономерная смена общественно-экономических формаций, определенных этапов мировой истории.

Во всех этих определениях есть нечто общее. Общество - это стабильное объединение людей, прочность и системность которого за-ключены во властной силе, пронизывающей все общественные отношения. Общество - самодостаточная структура, элементы и части которой находятся в сложной взаимосвязи, придающей ему характер динамической системы.

В современном обществе происходят качественные изменения общественных отношений и социальных связей между людьми, расширяющие их пространство и сжимающие время их протекания. Универсальными законами и ценностями охватывается все большее число людей, а события, происходящие в регионе или глухой провинции, оказывают влияние на мировые процессы, и наоборот. Формирующееся глобальное общество одновременно разрушает все границы и как бы "сжимает" мир.

1.2. Общество и природа. Влияние человека на окружающую среду

При любом рассмотрении общества чрезвычайно важно понимание его связи с природой. Одни противопоставляют их, акцентируя внимание на их принципиальном различии, другие, наоборот, стирают грани между ними, сводя специфику общественного к биологическому. На деле же между этими крайностями располагается вся реальная сложная диалектика единства противоположностей. Общество не существует без природы, будучи ее порождением. Но и природа, Космос, Вселенная обретают свое подлинное бытие, будут дополнены обществом. Сущность этой связи не дана изначально, она формируется и осмысливается в постепенном существовании и развитии. В своем историческом движении общество проходит несколько этапов этой связи с природой.

В основе связи природы и общества лежит социальная, прежде всего, производственная деятельность людей. И если в начальный период эта деятельность была ничтожной по своему воздействию на окружающую среду, зависимой от нее, главным образом, из-за своей примитивности, технической неразвитости, то с началом научно-техниче-ской и промышленной революции, на протяжении последних двух-трех столетий идет интенсивное освоение ресурсов и энергии природы. Если вплоть до середины XX в. акцент делался на влиянии природы на общество (географический детерминизм), то к концу века человечество осознало обратную картину - антропогенное давление на природу стало почти невыносимым. На этом этапе, когда связи общества и природы наиболее противоречивы, человек не только ставит их на службу себе. Его воздействие на природу оказывается все ощутимее и нередко имеет негативные последствия. Постепенно наращивая свою власть над природой, человечество все больше попадает в зависимость от нее в погоне за удовлетворением своих все возрастающих материальных потребностей. Истощаются энергетические ресурсы природы, флора и фауна, все больше загрязняются атмосфера и мировой океан и т. п. Все это поставило человечество перед глобальной экологической проблемой: улучшая качество жизни, необходимо сохранить здоровую среду обитания. Поиск путей решения этой проблемы осуществляется в широком диапазоне - от изобретения невиданных доселе источников энергии и регулирования народонаселения до изменения социальных порядков и человеческих качеств. Пока угроза глобальных катастроф не уменьшится, поиск оптимальных решений задачи перевода связи общества и природы на уровень гармонии не завершится.

1.3. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни

Важной задачей обществознания является классификация основных элементов содержания такого сложного образования, как общество и выявление общих связей между ними, определение типов этих связей и т. п. Простейшим и в то же время необходимым элементом общества выступает сам человек. Не менее значимы в обществе объекты социальной деятельности - вещи и символы. Вещи необходимы для изменения, переделки и использования природных явлений в интересах людей. Наиболее важные из них - орудия и предметы труда - позволяют человеку обеспечить адаптацию к природе, а символы - понятия, знания, идеи, выступают как носители смыслов и значений, обеспечивают их хранение, накопление, трансляцию. Символы и знаки регулируют социальную деятельность людей, придают ей целена-правленность.

Вещная, физическая совместная деятельность людей образует материальное производство, где создается все необходимое для удовле-творения потребностей людей и на основе которого функционируют другие сферы общественной жизни людей - политическая, социальная и духовная. Политическая сфера регулирует общественную жизнь и социальную деятельность людей, их функционирование в соответствии с законами, используя чиновничий аппарат принуждения. В социальной сфере происходит решение проблем здравоохранения и социального обеспечения, осуществляется забота о незащищенных слоях населения, воспитание и обучение детей. Деятельность семьи, школы, учреждений культуры и образования направлена на социальную адаптацию людей, сферу их обслуживания. Важнейшей сферой общественной жизни предстает духовная деятельность людей по производству научных, религиозных, правовых и иных знаний, навыков, традиций, обрядов.

Элементы общества, типы и объекты социальной деятельности, социальные группы и институты, образуемые ими сферы находятся в сложных взаимоотношениях, взаимопроникающих связях. Изменения природных или демографических факторов сказываются во всех сферах, оказывая влияние на весь общественный механизм, на такие духовные процессы, как наука и образование. Выявление в этом многообразии функциональных связей - концептуальная задача обществознания. Марксизм таковыми считает материальные, экономиче-ские факторы, фрейдизм - физиологические, идеализм - разум, науку, просвещение.

1.4. Важнейшие институты общества

Все основные сферы деятельности человека сопровождают его вечно. Однако они конкретно-историчны, изменчивы как по содержанию, объему, так и по способам и формам функционирования. Их развитие идет путем увеличения объема и усложнения механизмов и институтов их реализации, характера их взаимодействия между собой. Во всех сферах общества существуют структуры, обеспечивающие устойчивость социальных отношений: производственные предприятия, учреждения культуры, здравоохранения, науки: Ведущая роль в обществе принадлежит политическим институтам власти, права, идеологии. Через эти механизмы обеспечивается стабильное функционирование всех сфер и в целом всего общества как динамичной саморазвивающейся системы. Парламент, правительство, органы власти на всех уровнях, правоохранительные органы, партии и движения, средства массовой информации призваны отстаивать интересы как всего общества, так и отдельных его групп и членов.

Государство как важнейший институт общества воздействует на все стороны его жизни, осуществляя его функционирование как целостного организма. Выполняя многочисленные внутренние и внешние функции, государство, в первую очередь, обеспечивает общественный порядок, эффективную экономику, налаживание коммуникаций, борьбу с чрезвычайными обстоятельствами, защиту государственного суверенитета и т. п.

Контрольные вопросы

  1. Каковы основные цели обществознания в изучении общества?
  2. Какие связи называются общественными отношениями?
  3. В чем смысл "географического детерминизма"?
  4. Охарактеризуйте социальную сферу жизни общества.
  5. Что составляет содержание духовной сферы жизни общества?
  6. Что составляет политические институты общества?
  7. Объясните место государства в политической системе общества.

Глава 2. Общественное развитие

2.1. Объективные и субъективные факторы развития общества. Деятельность как способ существования общества

Общественная жизнь предстает как трудовая, производственная, семейно-бытовая, нравственно-эстетическая, политико-правовая, религиозная и другая деятельность людей, у которой есть объективная и субъективная стороны. Те факторы, которые ведут к изменению общества, выступают как движущие силы истории. В числе объективных - влияние географической среды (климат, рельеф, землетрясения, наводнения и т. п.).

Объективные факторы бытия людей существуют независимо от сознания и воли людей и состоят не только из природных условий жизни, но и включают удовлетворение потребностей людей в пище, жилье, продолжении человеческого рода; сюда входит и обычный быт, поддерживающий здоровье людей, и т. п. Важнейшим фактором здесь являются производительные силы общества, которые выступают источником его развития. К субъективным факторам удовлетворения потребностей людей, связанным с деятельностью сознания и воли людей, в первую очередь, следует отнести явления социально-политического и духовного плана. Таковыми, например, предстают идеи, религии, наука. В этой связи одни философы говорят о материальном и духовном уровнях организации общества, полагая различные отношения между ними. Материалисты первопричину общественного развития усматривают в материальных, объективных факторах, считая духовную деятельность людей вторичной, производной от них. Маркс, в частности, считает, что не сознание людей определяет их реальное общественное бытие, а наоборот, общественное бытие определяет общественное сознание, его содержание, развитие, хотя бытие всегда испытывает обратное воздействие сознания. В марксизме исходят из определяющей роли материального производства в общественной жизни.

2.2. Ступени человеческой истории

История, общественная жизнь людей и есть их деятельность, независимо от того, какая она - объективная, неосознаваемая и независимая от сознания или субъективная, сознательно направляемая. Их единство органично, во многом зависит от глубины и адекватности понимания общественными субъектами объективных факторов развития социума.

Таким образом, исторический процесс предстает как взаимодействие многих объективных и субъективных факторов. Объективные потребности людей определяют основное направление развития общества, а их осознание обществом в целом и каждой личностью в отдельности позволяет им выбирать пути общественного развития, целена-правленно действовать специальными методами, институтами и организациями для достижения определенных этапов истории. Такая сознательная деятельность позволяет людям избавиться от многих "болезненных" сторон стихийного, неорганизованного развития истории, предотвратить катастрофические, тупиковые последствия, ускорить ход истории, уменьшить людские жертвы и энергетические потери и т. п. Особенно эффективна опора на науку, которая позволяет учесть разнообразные интересы ведущих субъектов истории - социальных групп, классов, наций и т. п.

Сознательность и организованность исторического движения людей возрастают с каждым этапом истории, в которой могут быть выделены различные ступени. В самом общем виде можно говорить о дикости, варварстве и цивилизации. Маркс выделил пять формаций - первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Есть теория доиндустриального, индустриального и постиндустриального или информационного общества (Д. Белл, А. Тофф-лер). Многие философы говорят о цивилизациях как о ступенях истории человечества, например А. Тойнби, Н. Данилевский, О. Шпенглер в своих культурологических концепциях.

2.3. Многообразие путей и форм общественного развития

В историческом процессе участвуют все люди, но поскольку удовле-творение материальных потребностей людей осуществляется трудовой и производственной деятельностью, оказываясь ведущим объективным фактором, то народные массы, классы и другие социальные группы выступают как главные субъекты истории. Важное место в историческом развитии имеет деятельность интеллигенции, духовенства, выдающихся личностей. Поскольку длительность субъектов истории неоднозначна, постольку многообразны и пути общественного развития. Так, влияние великой личности на исторический процесс может зависеть от общественного строя, от состояния общества, от потребностей момента в тех или иных качествах личности и т. д. Исторический опыт свидетельствует, что состояние хаоса, нестабильности позволяет общественному деятелю значительно больше влиять на историю, прибегая к самым крайним, революционным, военным методам изменения ситуации.

Хотя решающей силой выступают классы и слои, многое в их соперничестве зависит от лидеров, их личностных качеств и таланта. Все субъекты истории преследуют свои интересы. Это происходит противоречиво, зачастую в ожесточенной борьбе, мирным и военным путем, в постепенных преобразованиях, медленных и застойных периодах истории, а иногда и скачками - быстрыми, решительными движениями вперед.

2.4. Эволюция и революция. Революция и реформы

Как правило, история человечества, особенно в ранние периоды, развивается стихийно, медленно, постепенно, что присуще эволюционному, незаметному, безболезненному движению вперед. Революции, наоборот, знаменуют резкие качественные изменения, перевороты во всей общественной жизни - в экономической, политической, социальной и духовной ее сферах. Революции - результат активной деятельности субъектов истории, апогей конфликта социальных групп - классов и наций. В Новое и Новейшее время революции зачастую являются результатом сознательной постановки целей и целенаправленного разрешения конкретных задач выдающимися лично-стями, партиями, общественными движениями, более или менее точно воспринимающими и понимающими потребности людей, ход истории. Революции сочетаются в реальном историческом развитии с реформами, сравнительно медленными, постепенными общественными преобразованиями, осуществляемыми мирным путем, как правило, на базе достижения общественного согласия. Диалектика общественного развития такова, что оба пути развития одинаково естественно-историчны, и преувеличивать или принижать роль одного за счет другого было бы неверно. Но история XX в. с ее разрушительными войнами и революциями поучительна для человечества демонстрацией преимуществ реформ, способных решать всевозможные конфликты мирным путем, эффективно использовать научные способы управления общественными и межгосударственными отношениями.

2.5. Возможность альтернативности общественного развития

В отличие от природных закономерностей развития ход истории многовариантен и порой непредсказуем в силу взаимодействия в ней различных трудно учитываемых факторов, особенно субъективных, а также множества разнородных движущих сил.

Люди нередко могут влиять на темпы истории, зачастую избегать ее нежелательных последствий, видоизменять неизбежные события. Народы и нации могут пытаться повторить чужой положительный опыт, действовать по аналогии, но такая попытка редко достигает цели - более того, результат деятельности людей порой прямо противоположен желаемому. В основе исторического развития также лежат объективные законы и тенденции, но их проявление специфично для народов, что дает простор для социотворчества, многообразия путей и форм общественного развития, для его альтернативности.

Возможности альтернативного развития человеческого общества особенно актуальны в условиях глобализирующегося мира. Обозначились две модели глобализации: либеральная и "левая", социально ориентированная. Противники развертывающейся реальной глобализации предлагают в качестве ее специфической формы - регионализацию, которая призвана сдерживать темпы, масштабы и негативные последствия реализуемой западными странами, в первую очередь США, глобализации. Особенно остро проблема выбора путей общественного развития встала перед человечеством в связи с опасными тенденциями манипулирования информацией: от того, кто будет доминировать в информационной сфере, государство или транснациональные корпорации, во многом зависят векторы дальнейшего развития цивилизации.

Пореформенная Россия также находится перед судьбоносным выбором: идти в фарватере американской глобализации или искать свои региональные базовые ценности гражданского общества - вот основные альтернативы ее цивилизационной перспективы.

Контрольные вопросы

  1. Перечислите элементы объективных и субъективных факторов общественного развития.
  2. В чем суть марксистского понимания причин развития истории?
  3. Охарактеризуйте известные вам ступени человеческой истории.
  4. Кто выступает субъектом истории?
  5. Могут ли выдающиеся личности влиять на ход исторического развития? Приведите примеры.
  6. Почему возможны альтернативы в общественном развитии?
  7. Поразмыслите над условиями выхода России из кризиса и пер-спективами ее общественного развития.

Тест по теме «Общество. Общество и природа. Сферы общественной жизни»

1. Найдите в приведённом ниже списке положения, которые могут служить определениями понятия «общество». Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) группа людей, объединившихся для совместной деятельности и общения

2) определённый этап исторического развития человечества

3) весь материальный мир в целом

4) совокупность всех народов, населяющих нашу планету

5) устойчивые стереотипы человеческого поведения

6) результаты материально-преобразующей деятельности людей

2. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Природа является одним из компонентов общества как системы.

Б.Воздействие общества на природу всегда ведёт к негативным последствиям.

4) оба суждения неверны

3. Запишите слово, пропущенное в схеме:

Основные сферы общественной жини

экономическая ……………… политическая духовная

4. К элементам духовной сферы жизни общества можно отнести:

1) классы, социальные группы 2) политические партии 3) мораль 4) рабочую силу

5. Установите соответствие между сферами жизни общества и их учреждениями (организациями): к каждой позиции, данной первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца:

6. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество – это всё человечество в прошлом, настоящем и будущем.

Б. Общество – это совокупность людей, объединённых для совместного выполнения какой-либо деятельности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения не верны

7. Общество в узком смысле слова – это:

1) определенный этап развития человечества

2) часть окружающей среды, которая создана человеком

3) совокупность элементов живой и неживой природы

8. Верны ли следующие суждения об обществе?

А. Общество – это все человечество в прошлом, современности и перспективе.

Б. Общество – это совокупность людей, объединенных для совместного выполнения какой-либо деятельности.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

9. Укажите пример отрицательного последствия воздействия общества на природу:

1) массовая вырубка лесов 2) производство «экологически чистых» автомобилей

3) ограничение экспорта природных ресурсов

4) использование технологий, позволяющих уменьшить выброс вредных веществ

10. Верны ли следующие суждения о соотношении природы и общества?

А. Природа является частью общества.

Б. Общество, влияя на природу, наносит ей определённый ущерб, то же можно сказать о влиянии природы на общество.

1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

11. Основу экономической сферы жизни общества составляет:

1) регулирование социальных отношений

2) производство материальных благ

3) разработка ресурсосберегающих технологий

4) взаимодействие государства и ассоциаций предпринимателей

12. Выберите верные суждения о сферах жизни общества и напишите цифры, под которыми они указаны.

1) Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат базовые потребности человека

2) Основанием для разграничения сфер общественной жизни служат социальные нормы

3) Основные сферы жизни общества достаточно автономны и в то же время неразрывно связаны

4) Изменение в одной сфере общественной жизни не влияют на другие сферы и общество в целом

Ответ: 13

13. Раскройте на трёх примерах влияние духовной сферы на развитие общества

1) Принятие христианства на Руси способствовало укреплению великокняжеской власти

2) идеи Просвещения подготовили социальные переворот (Французская революция 18в) и т.д.

14. Природа, в отличие от общества

1) испытывает влияние человеческой деятельности

2) является средой обитания человека

3) изменяется в направлении от низшего к высшему

4) способна развиваться независимо от человека

Общество как система. Общественные отношения.

1. Какая черта не относится к обществу как системе?

1) альтернативность развития

2) незавершённость развития

3) непредсказуемость развития

4) статичность развития

2. К общественным отношениям не относится:

1) оформление документов при приёме на работу

2) прогулка по лесу с собакой

3) проведение забастовки работниками предприятия

4) осуществление кандидатом в депутаты предвыборной агитации

3. К элементам общества как системы относятся:

1) плодородные почвы

2) производительные силы

3) окружающая природная среда

4) климатические особенности страны

4. Выберите верные суждения об обществе и укажите цифры, под которыми они указаны:

1) Обществу присущи абсолютная произвольность и неуправляемость

2) Обществу присуще отсутствие конкуренции интересов и устремлений

3) Общество – это социальная организация страны

4) Общество – это социальная организация племени, народности, нации.

Ответ: 34

5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «общественные отношения»?

Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о типах общественных отношений, и одно предложение, раскрывающее пути изменения общественных отношений.

Ответ:

1) Общественные отношения – это многообразные связи, возникающие между социальными группами и внутри них в процессе практической и духовной деятельности людей.

2) Общественные отношения делятся на материальные и духовные

3) Общественные отношения могут быть изменены революционным путём, или в ходе эволюции, модернизации и т.д.

6. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Общество как совместная жизнедеятельность людей». Составьте план , в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

1. Понятие общества

1) в широком смысле

2) в узком смысле слова

2. Условия возникновения общества.

3. Основные функции общества:

1) производство материальных благ и услуг

2) распределение продуктов труда

3) регламентация деятельности и поведения

4) воспроизводство и социализация

5) развитие духовной сферы

4. Основные сферы общественной жизни:

1) политическая 2) экономическая 3) социальная 4) духовная

5. Общественные отношения:

1) материальные

2) духовные

6. Основные черты общества как системы:

7 .К наукам, изучающим общество, не относится:

1) социология 2) философия 3) культурология 4) генетика

8. К источникам саморазвития общества в перспективе не должно относиться:

1) взаимодействие общества и природы

2) развитие духовной сферы в направлении к идеалу

3) использование техники и новых информационных возможностей в целях совершенствовании человеческого существования

4) саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека.

9. Какой из признаков характеризует общество как систему?

1) постоянное развитие

2) часть материального мира

3) обособление от природы

4) взаимодействие людей

10. Динамический характер общества как системы проявляется в:

1) смене этапов исторического развития

2) наличии элементов и подсистем

3) социальной стратификации

4) устойчивости основных институтов

11. «Второй природой» называют:

1) биосферу 2) общество 3) деятельность 4 ) культуру

12. И общество и природа –

1) входят в биосферу

2) подчиняются общим законам развития

3) выступают объектами изучения в обществознании

4) являются динамическими системами

В окружающем мире происходит множество изменений. Одни из них совершаются постоянно и могут быть зафиксированы в лю­бой момент. Для этого необходимо выбрать определенный проме­жуток времени и проследить, какие черты объекта исчезают, а какие появляются. Изменения могут касаться положения объекта в пространстве, его конфигурации, температуры, объема и т.д., т.е. тех свойств, которые не остаются постоянными. Суммируя все изменения, мы можем выделить характерные черты, отличающие данный объект от других. Таким образом, под категорией «изме­нение» понимается процесс движения и взаимодействия предме­тов и явлений, перехода от одного их состояния к другому, появ­ления у них новых свойств, функций и отношений.

Особый тип изменения - развитие. Если изменение характе­ризует любое явление действительности и является универсаль­ным, то развитие связано с обновлением объекта, превращением его в нечто новое, Причем развитие не есть обратимый процесс. Например, изменение «вода - пар - вода» не считается развити­ем, так же как им не считаются количественные изменения или разрушение объекта и прекращение его существования.

Развитие всегда предполагает качественные изменения, про­исходящие в относительно больших интервалах времени. Приме­рами могут служить эволюция жизни на Земле, историческое раз­витие человечества, научно-технический прогресс и т.д.

Развитие общества - это процесс поступательных изменений, которые происходят в каждый данный момент в каждой точке человеческого общежития. В социологии для характеристики дви­жения общества употребляются понятия «социальное развитие» и «социальные изменения». Первое из них характеризует опреде­ленный вид социальных изменений, имеющих направленность в сторону улучшения, усложнения и совершенствования. Но су­ществует множество других изменений. Например, возникновение, становление, рост, упадок, исчезновение, переходный пе­риод. Эти изменения не несут в себе ни положительного, ни отрицательного смысла. Понятие «социальные изменения» охва­тывает широкий круг социальных перемен безотносительно к их направленности.

Таким образом, понятием «социальные изменения» обознача­ются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, органи­зациях, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с инди­видами. Такие изменения могут происходить на уровне межлич­ностных отношений (например, изменения в структуре и функ­циях семьи), на уровне организаций и институтов (образование, наука постоянно подвержены изменениям и в плане их содержа­ния, и в плане их организации), на уровне малых и больших со­циальных групп.

Можно выделить четыре вида социальных изменений :

1) структурные изменения, касающиеся структур различных
социальных образований (например, семьи, любой другой общ­ности, общества в целом);

2) изменения, затрагивающие социальные процессы (отноше­ния солидарности, напряженности, конфликта, равноправия и подчиненности и т.д.);

3) функциональные социальные изменения, касающиеся функ­ций различных социальных систем (в соответствии с Конститу­цией РФ 1993 г. произошли изменения в функциях законодатель­ной и исполнительной власти);

4) мотивационные социальные изменения (в последнее время
у значительных масс населения на первый план выступают мотивы личного денежного заработка, прибыли, что оказывает влия­ние па их поведение, мышление, сознание).

Все эти изменения тесно связаны между собой. Изменения од­ного вида неизбежно влекут за собой изменения других видов.

Изучением развития занимается диалектика . Это понятие воз­никло в Древней Греции, где высоко ценилось умение полемизировать, аргументировать, убеждать, доказывая свою правоту. Под диалектикой понимали искусство спора, диалога, дискуссии, в ходе которых участники выдвигали альтернативные точки зрения. В процессе спора преодолевается односторонность, вырабатывается верное понимание обсуждаемых явлений. Широко известное выражение «в споре рождается истина» вполне применимо к дис­куссиям философов древности.

Античные диалектики представляли мир постоянно движу­щимся, изменчивым, а все явления - взаимосвязанными. Но в то же время они не выделяли категорию развития как возникновения чего-то нового. В древнегреческой философии господствовала концепция великого круговорота, согласно которой все в мире подвержено циклическим возвратным изменениям и по­добно смене времен года все в конечном итоге возвращается «на круги своя».

Понятие развития как процесса качественных изменений по­явилось в средневековой христианской философии. Августин Бла­женный сравнивал историю с человеческой жизнью, проходя­щей этапы детства, юности, зрелости и старости. Начало истории сопоставлялось с рождением человека, а ее окончание (страшный суд) - со смертью. Эта концепция преодолевала представление о цикличности изменений, вводила понятие поступательности дви­жении и неповторимости событий.

В эпоху буржуазных революций возникла идея исторического развития , выдвинутая известными французскими просветителя­ми Вольтером и Руссо. Ее развил Кант, который поставил вопрос о развитии нравственности и социальном развитии человека.

Целостную концепцию развития разработал Гегель. Многооб­разные изменения он находил в природе, но подлинное развитие видел в истории общества и, прежде всего, в его духовной куль­туре. Гегель выявил основные принципы диалектики : универсаль­ная связь явлений, единство противоположностей, развитие че­рез отрицание.

Диалектические противоположности неразрывно связаны между собой, немыслимы друг без друга. Так, содержание невозможно без формы, часть - без целого, следствие - без причины и т.д. В ряде случаев противоположности сближаются и даже переходят друг в друга, например болезнь и здоровье, материальное и ду­ховное, количество и качество. Таким образом, закон единства и борьбы противоположностей устанавливает, что источником раз­вития выступают внутренние противоречия.

Особое внимание диалектика уделяет взаимосвязи количествен­ных и качественных изменений. Любой предмет обладает каче­ством, отличающим его от других предметов, и количественными характеристиками его объема, веса и т.д. Количественные изме­нения могут накапливаться постепенно и не влиять на качество предмета. Но на определенном этапе изменение количественных характеристик приводит к изменению качества. Так, увеличение давления в паровом котле может привести к взрыву, постоянное проведение непопулярных в народе реформ вызывает недоволь­ство, накопление знаний в какой-либо области науки приводит к новым открытиям и т.д.

Развитие общества совершается поступательно, проходя определенные этапы. Каждый последующий этап как бы отрицает предыдущий. По мере развития появляется новое качество, происходит новое отрицание, которое в науке получило название отрицание отрицания. Однако отрицание нельзя считать уничтожением старого. Наряду с более сложными явлениями всегда существуют более простые. С другой стороны, новое, высокоразвитое, возни­кая из старого, сохраняет все ценное, что в нем было.

Концепция Гегеля основывается на реальной действительно­сти, обобщает огромный исторический материал. Однако на пер­вое место Гегель ставил духовные процессы общественной жиз­ни, считая, что история народов является воплощением развития идей.

Используя концепцию Гегеля, Маркс создал материалисти­ческую диалектику, которая основывается на идее развития не от духовного, а от материального. Основой развития Маркс считал совершенствование орудий труда (производительных сил), влеку­щее за собой изменение общественных отношений. Развитие рас­сматривалось Марксом, а затем Лениным, как единый законо­мерный процесс, ход которого осуществляется не прямолиней­но, а по спирали. На новом витке повторяются пройденные ступени, но на более высоком качественном уровне. Движение вперед происходит скачкообразно, иногда катастрофически. Пе­реход количества в качество, внутренние противоречия, столкно­вение различных сил и тенденций дают импульсы к развитию.

Однако процесс развития нельзя понимать как неукоснитель­ное движение от низшего к высшему. Разные народы на Земле отличаются в своем развитии друг от друга. Какие-то народы раз­вивались быстрее, какие-то медленнее. В развитии одних преобла­дали постепенные изменения, а в развитии других они носили скачкообразный характер. В зависимости от этого выделяют эволю­ционное и революционное развитие.

Эволюция - это постепенные, медленные количественные изме­нения, которые со временем приводят к переходу в качественно иное состояние.Эволюция жизни на Земле - наиболее яркий пример таких изменений. В развитии общества эволюционные изменения проявились в совершенствовании орудий труда, возникновении новых, более сложных форм взаимодействия людей в разных сферах их жизни.

Революция - это в высшей степени радикальные изменения, предполагающие коренную ломку существовавших ранее отношений, носящие всеобщий характер и опирающиеся, в некоторых случаях, на насилие. Революция носит скачкообразный характер.

В зависимости от продолжительности революции бывают кратковременные и долговременные. К первым относятся социальные революции - коренные качественные изменения всей обществен­ной жизни, затрагивающие основы социального строя. Такими были буржуазные революции в Англии (XVII в.) и Франции (XVIII в.), социалистическая революция в Росси (1917 г.). Долговременные революции имеют глобальное значение, затрагивают процесс развития разных народов. Первой такой революцией была неолитическая революция . Она продолжалась несколько тысяч лет и привела к переходу человечества от присваивающей эконо­мики к производящей, т.е. от охоты и собирательства к скотовод­ству и земледелию. Важнейшим процессом, проходившим во мно­гих странах мира в XVIII -XIX вв., стала промышленная револю­ция , в результате которой произошел переход от ручного труда к машинному, была проведена механизация производства, позво­лившая значительно увеличить объем выпускаемой продукции при меньших затратах труда.

В характеристике процесса развития применительно к эконо­мике часто выделяют экстенсивный и интенсивный пути разви­тия. Экстенсивный путь связан с увеличением производства за счет привлечения новых источников сырья, трудовых ресурсов, усиления эксплуатации рабочей силы, расширения посевных пло­щадей в земледелии. Интенсивный путь связан с использованием новых методов производства, опирающихся на достижения науч­но-технического прогресса. Экстенсивный путь развития не беско­нечен. На определенном этапе наступает предел его возможностей, и развитие заходит в тупик. Интенсивный путь развития, напро­тив, предполагает поиск нового, которое активно используется на практике, общество движется вперед более быстрыми темпами.

Развитие общества - сложный процесс, который беспрерывно продолжается на протяжении всей истории существования чело­вечества. Он начался с момента выделения человека из мира жи­вотных и вряд ли завершится в обозримом будущем. Процесс раз­вития общества может прерваться только с гибелью человечества. Если сам человек не создаст условий для самоуничтожения в виде ядерной войны или экологической катастрофы, пределы разви­тия человечества можно связывать только с концом существова­ния солнечной системы. Но вполне вероятно, что к тому времени наука выйдет на новый качественный уровень и человек сможет перемещаться в космическом пространстве. Возможность заселе­ния других планет, звездных систем, галактик может снять во­прос о пределе развития общества.

Вопросы и задания

1. Что понимается под категорией «изменение»? Какие виды измене­ний вы можете назвать?

2. Чем развитие отличается от других видов изменений?

3. Какие виды социальных изменений вы знаете?

4. Что такое диалектика? Когда и где она возникла?

5. Как изменялись представления о развитии истории философии?

6. В чем состоят законы диалектики? Приведите подтверждающие их примеры.

7. Чем различаются эволюция и революция? Как эти процессы проявлялись в жизни отдельных народов, всего человечества?

8. Приведите примеры экстенсивного и интенсивного путей развития. Почему они не могут существовать один без другого?

9. Прочитайте высказывание Н.А.Бердяева:

«История не может иметь смысла, если она никогда не окончится, если не будет конца; смысл истории и есть движение к концу, к завер­шению, к исходу. Религиозное сознание видит в истории трагедию, ко­торая имеет начало и будет иметь конец. В исторической трагедии есть ряд актов, и в них назревает окончательная катастрофа, катастрофа всеразрешающая...».

В чем он видит смысл истории? Как его идеи связаны с проблемой развития общества?

10.Проведите дискуссию на тему «Есть ли предел развития человече­ства?»

1. Сущность понятия «социальные изменения» и их виды.

2. Факторы социальных изменений.

3. Социальный процесс: сущность, типы и формы.

1. С самого начала своего возникновения, со времен О.Конта, социология изучает человека и общество не только в статике, но и в динамике, в процессе социальных изменений. В обществе все изменяется: экономическая система и социальная структура, социальные ситуации и роли, религиозные доктрины, культурные ценности и нормы и т.п. Все эти перемены в общественной жизни охватываются понятием «социальные изменения».

Социальные изменения – это совокупность многообразных перемен, происходящих в обществе, в его социальной структуре, в социальных общностях, группах, институтах, организациях, в социальных статусах и ролях отдельных личностей и групп, в их взаимодействиях между собой и с любыми структурными компонентами общества.

Социальные изменения охватывают все сферы общества, все виды многообразных перемен в нем, составляя сердцевину социальной динамики общества. Эта социальная динамика отражается не только данным понятием, но и другими, близкими ему по значению: социальный процесс, социальное развитие, социальная эволюция, социальный прогресс и т.п.

Типология социальных изменений:

А. Типы изменений многообразны и могут различаться в зависимости от того, какие именно аспекты, фрагменты и изменения системы в них вовлечены. Изменения могут наблюдаться:

1) в составе (например, миграция из одной группы в другую, прекращение деятельности социального движения, распад группы и т.д.);

2) в структуре (возникновение неравенства, образование дружественных связей, установление кооперативных или конкурентных отношений);

3) в функциях (специализация и дифференциация работ, снижение экономической роли семьи, принятие университетами на себя руководящей роли);

4) в границах (слияние групп или конкуренция между ними, демократизация условий членства и т.д.);

5) в отношениях подсистем (победа политики над экономикой, управление частной жизнью тоталитарным правительством и т.д.);

6) в окружении (ухудшение экологической обстановки, землетрясения, эпидемии).

Б. Под социальными изменениями понимают то, что происходит либо с самой системой, либо внутри ее. В первом случае изменения могут охватывать все (или по меньшей мере основные) компоненты системы, приводя к ее полному перерождению, когда новая система принципиально отличается от прежней. Это прекрасно иллюстрирует большинство социальных революций. Во втором случае изменения имеют частный, ограниченный характер и не находят заметного отклика в других звеньях системы, ее целостность сохраняется и не претерпевает глобальных преобразований несмотря на постепенные изменения, протекающие внутри. Таким образом, социальные изменения делятся на два вида: общесистемные и внутрисистемные .



В. В зависимости от уровня происходящих изменений:

1) социальные изменения на макроуровне (международные системы, нации, государства);

2) социальные изменения на мезоуровне (корпорации, политические партии, религиозные движения, крупные ассоциации);

3) социальные изменения на микроуровне (семьи, группы занятости, клики, компании друзей).

Г. По форме различают эволюционные и революционные социальные изменения.

Эволюционные социальные изменения представляют собой постепенные, преимущественно количественные перемены, как правило, необратимого характера, протекающие в различных социальных системах и общностях – в экономике, политике, культуре, образовании и т.п. Эволюционные изменения могут быть социально организуемы и регулируемы, в этом случае они приобретают характер социальных реформ (например: реформирование экономической системы в стране).

Революционные социальные изменения коренным образом отличаются от эволюционных. Это изменения: а) не количественного, а качественного характера, направленные на радикальные преобразования социальной системы; б) органично связаны с кризисом и без нарастания кризисных явлений, как правило, не происходят; в) охватывают основные структуры и функции изменяемой системы; г) чаще всего опираются на насилие.

Д. В зависимости от направленности осуществляющихся перемен:

Прогрессивные изменения – имеют такую направленность, при которой осуществляется переход от нижнего уровня развития социальной системы к высшему ее уровню или к новой, гораздо более совершенной социальной системе, обладающей более сложно организованной структурой и более эффективными функциями (н-р: переход от доцивилизованной, архаичной стадии развития человечества к цивилизованной).

Регрессивные изменения – имеют направленность, которая воплощается в переходе от высшего к низшему, в процессах деградации, застоя, упадка, возвращения к изжившим себя социальным структурам и функциям (н-р: утверждение в 30-х гг. ХХ века фашистского режима в Германии).

При этом надо иметь в виду, что прогресс – это ценностная категория, прогресс всегда соотносится с ценностями. Одни и те же изменения могут квалифицироваться в зависимости от предполагаемых ценностных предпочтений, которые совершенно различны у разных индивидов, групп, классов, наций. Следовательно, мы постоянно должны задаваться вопросом: прогресс для кого и в каком отношении? Если абсолютного прогресса не существует, то всегда необходима шкала ценностей, принятых в качестве измерителя, или критерия, прогресса.

Степень относительности ценностей может быть различной. Существуют так называемые универсальные ценности, именуемые еще абсолютными, например, человеческая жизнь, знания. Такие факты, как увеличение продолжительности жизни человека, уничтожение многих опасных эпидемий, возможность пересечь океан не за три месяца, а за шесть часов – это несомненные показатели прогресса в обществе.

Однако существуют области, в которых выбор критерия прогресса в значительной степени зависит от контекста. Так, например, в XIX веке и в большей части ХХ века индустриализация, урбанизация, модернизация считались синонимами прогресса, и только недавно обнаружилось, что они могут иметь слишком далеко идущие последствия (перенаселенные города, пробки на автострадах, перепроизводство товаров и т.д.) и что хорошие вещи могут давать весьма неприятные побочные эффекты (распыление ресурсов, загрязнение и разрушение окружающей среды, новые болезни). Кроме того, стало очевидным, что прогресс в одной области зачастую возможен только за счет регресса в другой. Так, происходящие сейчас в посткоммунистических странах процессы демократизации, развития предпринимательства и свободного рынка сопровождаются ростом безработицы и нищеты, ослаблением социальной дисциплины, повышением уровня преступности и правонарушений, локальными конфликтами.

Под прогрессом мы понимаем такие изменения, которые неуклонно подводят систему все ближе либо к более предпочтительному, лучшему состоянию, либо к идеальному состоянию общества, описанного в многочисленных социальных утопиях. На протяжении длительного периода интеллектуальной истории разные мыслители предлагали в качестве измерения прогресса различные критерии, среди которых:

1) спасение религией как духовный и моральный прогресс;

2) знание как прогресс знаний, ведущий к «позитивной» науке;

3) свобода негативная (т.е. свобода от ограничений и барьеров, чтобы иметь возможность для индивидуального самовыражения и самореализации) и свобода позитивная (т.е. свобода для влияния на собственное общество и его формирование);

4) эмансипация как расширение поля деятельности членов общества, измеряемая ростом вовлеченности людей в общественную жизнь и исчезновением неравенства;

5) техническое развитие как способность господствовать над природой;

6) справедливость и равенство, определяющиеся гуманно организованным производством и равномерным распределением;

7) изобилие как реализация возможностей доступа к благам;

8) способность выбора и равные жизненные возможности.

История свидетельствует, что ни одно общество не стоит на месте: оно либо прогрессирует, либо регрессирует. Если сумма позитивных последствий крупномасштабных изменений в обществе превышает сумму негативных, то говорят об общественном прогрессе. Прогресс и локален, и глобален.

Регресс – локальный процесс, охватывающий отдельные общества и короткие промежутки времени, он представляет преобладание негативных изменений над позитивными.

2. Возникновение социальных изменений объясняется взаимодействием ряда факторов:

Физическая среда. Если окружающая среда по какой-то причине изменяется, ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти перемены соответствующими институциональными изменениями, выработкой новых форм социальной организации и новыми техническими изобретениями. Засуха, наводнения, эпидемии, землетрясения и прочие стихийные силы вынуждают людей вносить изменения в свои жизненные стили. Кроме того, социальные изменения вызываются изменениями физической среды в результате негативного воздействия на нее человека. Так, захоронения вредных отходов, загрязнение воздуха и воды, кислотные дожди, истощение природных ресурсов, эрозия верхнего плодородного слоя почвы – все это результат ущерба, нанесенного людьми экосистеме. Таким образом, люди связаны со своей окружающей средой цепью сложных взаимных изменений.

Население . Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения сказываются на культуре и социальной структуре общества. Например, «старение» общества создает серьезные проблемы с рабочими местами.

Конфликты. Конфликт – это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы или ценности. Интересы индивидов и групп противоречат друг другу, их цели несовместимы. Чаще всего, конечный результат конфликтов выражается в образовании качественно новой целостной структуры. Старый социальный порядок постоянно подтачивается и уступает место новому.

Инновации. Открытие – это разделяемое многими людьми восприятие аспекта реальности, ранее неизвестного; это новое достижение в процессе научного познания природы и общества. Оно всегда добавляет нечто новое к культуре. Открытие превращается в фактор социального изменения лишь тогда, когда оно может быть использовано, когда оно стало частью общества или человеческих отношений. Так, древние греки за 100 лет до нашей эры имели представление об энергии пара. В Александрии была даже построена маленькая паровая машина для развлечения, но сила пара не производила социальных изменений до тех пор, пока через две тысячи лет это открытие не стало серьезно использоваться людьми.

Изобретение – это новая комбинация или новое использование уже существующего знания. Именно таким образом изобретатель Дж.Селден в 1895 г., комбинируя двигатель, топливный бак, ременную передачу и колеса, изобрел автомобиль. Изобретения подразделяются на два вида: материальные (телефон, самолет) и социальные (алфавит, выборная демократия).

Инновации – как открытия, так и изобретения – кумулятивная последовательность передаваемых из поколения в поколение наращиваемых знаний плюс ряд новых элементов.

Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой. Диффузия действует как внутри обществ, так и между ними. Она возможна только в тех обществах, которые вступают в тесный контакт друг с другом. Диффузия является селективным действием: группа принимает некоторые культурные черты и отвергает другие.

3. Как правило, разрозненные действия редко могут привести к значительным социальным и культурным изменениям. Значительные социальные изменения происходят в процессе совместных действий людей.

Социальный процесс – совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий.

Социальные изменения представляют одну из важных сторон социального процесса, но не перекрывают его целиком, поскольку в социальном процессе значительное место принадлежит простому воспроизводству уже существовавших ранее структур, функций, норм, стандартов поведения. Т.о., социальные изменения представляют очень важную, наиболее динамичную часть социальных процессов.

Из всего многообразия социальных процессов можно выделить процессы, имеющие общие черты, совокупность которых позволила социологам Р.Парку и Э.Берджесу создать классификацию основных социальных процессов:

1) кооперация (ко – вместе, операри – работать) – взаимодействие индивидов или групп, находящихся в процессе совместной деятельности, объединенных общей целью или решением конкретной задачи. Основой кооперации является взаимная выгода;

2) конкуренция (соперничество) – это борьба между индивидами, группами или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между индивидами или группами. Конкурентные отношения процветают и в условиях изобилия.

Конкуренция может проявляться на личностном уровне (например, когда два руководителя борются за влияние в организации) или носить безличный характер (например, предприниматель борется за рынки сбыта, не зная лично своих конкурентов). Как личностная, так и безличная конкуренция осуществляется обычно в соответствии с определенными правилами, которые фокусируют внимание на достижении и опережении соперников, а не на их устранении.

У конкуренции есть свои «плюсы» (конкуренция – это средство, стимулирующее каждую личность к самым большим достижениям, т.е. усиления мотивации к деятельности) и «минусы» (например, если в организации существуют конкурирующие между собой группы, это может негативно повлиять на эффективность деятельности такой организации);

3) приспособление – принятие индивидом или группой культурных норм, ценностей и эталонов действий новой среды, когда нормы и ценности, усвоенные в старой среде, не приводят к удовлетворению потребностей, не создают приемлемого поведения. Иными словами, приспособление – это формирование типа поведения, пригодного для жизни в изменившихся условиях внешней среды. В зависимости от оценки индивидом изменений внешней среды и значимости этих изменений процессы приспособления могут быть кратковременными или длительными.

Приспособление представляет собой сложный процесс, в котором можно выделить ряд особенностей, это:

Подчинение – обязательное условие процесса приспособления, т.к. любое сопротивление значительно затрудняет вхождение индивида в новую структуру, а конфликт делает это вхождение или приспособление невозможным. Подчинение новым нормам, правилам, обычаям может быть осознанным или неосознанным, но в жизни любого индивида оно встречается более часто, чем неповиновение и отвержение новых норм;

Компромисс – форма приспособления, которая означает, что индивид или группа соглашаются с изменяющимися условиями и культурой путем частичного или полного принятия новых целей и способов их достижения. Каждый индивид обычно старается достичь соглашения, учитывая собственные силы и то, какими силами располагает окружающая изменяющаяся среда в определенной ситуации. Компромисс – это баланс, временное соглашение; как только ситуация изменяется, приходится искать новый компромисс;

Терпимость – необходимое условие для успешного протекания процесса приспособления, это терпимость по отношению к новой ситуации, новым образцам культуры и новым ценностям (например, эмигрант, выезжающий в другую страну, обязан терпимо относиться к образцам чуждой ему культуры, пытаться понять их);

4) конфликт – попытка достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. От конкуренции конфликт отличается четкой направленностью, наличием инцидентов, жестким ведением борьбы;

5) ассимиляция – это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двухсторонний процесс, в котором каждая группа имеет возможности для проникновения своей культуры в другие группы пропорционально своемуразмеру, престижу и другим факторам. Ассимиляция может значительно ослаблять и гасить групповые конфликты, смешивая группы в одну большую с однородной культурой;

7) амальгамизация – биологическое смешивание двух и более этнических групп или народов, после чего они становятся одной группой или народом.

Ключевые понятия: социальные изменения и социальные революции; уровни и направления развития общества; консервативный, реформистский, революционный подходы к трансформации общества; соотношение реформ и революций, причины социальных революций.

Многочисленные, относительно самостоятельные социальные объекты и процессы, составляющие общество как структурно сложную и динамичную социальную систему, непрерывно изменяются. Социальные изменения – это переход общества или составляющих его структурных элементов из одного состояния в другое. Выступают неизбежным и обязательным признаком любого общества.

Подталкивают общество к дальнейшему развитию социальные противоречия . Однако если они своевременно не устраняются, может произойти социальная революция , то есть глубокий и продолжительный кризис во всех сферах общественной жизни. После революции обычно наступает болезненный процесс становление новых социальных отношений, которые часто оказываются менее эффективными и, нередко, хуже предыдущих.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Шикун А.И.
Основы социологии: электронное пособие для студентов вуза / Брест. гос. ун-т им. А.С. Пушкина. – Брест: БрГУ, 2009. – 133 с. Рассматриваются осн

Возникновение и этапы развития социологии
Ключевые понятия:социология как наука о социальных системах; предпосылки возникновения социологии; этапы и тенденции развития социологии; современные теории:

Предпосылки возникновения социологии
Стремление к анализу социальных явлений было присуще человеку во все времена. Однако как наука социология возникла только в первой половине XIX века. В это время стал исп

Этапы развития социологической науки
Развитие социологии как социально-гуманитарной науки можно подразделить на три этапа: Первый этапсвязан с появлением первых социоло

Объект, предмет и уровни социологического знания
Ключевые понятия:объект, предмет и категории социологии; социальный, общественный, социетальный;функции и уровни социологического знания; фундаментальная соц

Функции и специфика социологии как науки
Функции социологии весьма разнообразны. Тем не менее, их можно свести к трем основным: 1) теоретико-познавательная (гносеологич

Уровни социологического знания
В соответствии с различными уровнями организации и функционирования общества выделяют основные уровни социологии: 1) макросоциология

Понятие общества в социологической науке
Ключевые понятия: общество как объект социологии; социальные системы; социальные общности, массовые и групповые общности; типология и сферы жизни общества; с

Общество – объект социологического знания
Выделяют основные теоретические подходы к понятию «общество»: 1. Это устойчивая, культурно-историческая форма организации жи

Основные типы и сферы жизни общества
Типология обществаможет быть определена по самым различным основаниям. Например, в социально-гуманитарных науках нередко выделяют типы общества, соответствую

Социальные группы и социальная стратификация
Ключевые понятия: социальные группы и социальная стратификация; социальная структура; признаки социальных групп; типология групп, большие и малые группы; вид

Социальные группы в структуре общества
Социальная структура (от лат. structura: строение) – это совокупность элементов, составляющих социальную систему, а также связей, отношений, взаимодействий между ни

Типология социальных групп
Социальная структура включает в себя различные групповые общности людей: 1. Социальные классы и слои общест

Виды и формы социальной стратификации
Современныетеории социальной стратификации рассматривают общество в виде иерархической структуры, на вершине которой находятся привилегированные страты (слои

Национально-этнические и расовые различия
Ключевые понятия: этническая структура, национально-этнические группы; нация, народность, этнос; этнические меньшинства; плюралистические общества, национали

Национально-этнические общности людей
Изучение социально-экономических, социально-политических, духовно-идеологических, социокультурных проблем развития наций и народностей осуществляет социология национальных отношений, или ее еще наз

Национализм, регионализм, расизм
Убежденность в превосходстве своей национальности в сравнении с иными, а поэтому уверенность в ее праве на определенные привилегии за счет других этнических

Пути разрешения национальных противоречий
Известный американский социолог Т. Адорно в 50-х годах провел исследование причин формирования национальных предрассудков. Опросы показали, что респонденты,

Место национально-этнической дифференциации общества в социальной структуре современного общества
3.Что изучает этносоциология? 4. Дайте определения понятий «нация» и «народность». 5. Что такое «национальность».


Ключевые понятия: социальная деятельность;социальные организации и социальные институты; субъекты и объекты социальной деятельности; признаки организаций, ви

Субъекты и объекты социальной деятельности
Взаимодействие с окружающей средой с целью ее преобразования осуществляют субъекты деятельности, непосредственно влияющие на окружающие социальные процессы.

Признаки и виды социальных организаций
Социальные организацииимеют ряд общих признаков, среди которых можно выделить следующие основные: 1) упорядоченное состояние конкретного социального об


Каждая социальная организация стремится к тому, чтобы ее члены могли удовлетворить свои основные базисные потребности. Это стремление выливается в определенн


Ключевые понятия: семья и быт; родство, брак; формы брака; социальные функции семьи; этапы развития семьи; ролевые отношения в семье; принципы регулирования

Понятия семьи и брака
Основу любой семьи составляет брачный союз между мужчиной и женщиной. Этот союз в современном обществе, как правило, санкционирован обществом (государством). Однако семья – это не

Социальные функции и типы современной семьи
Роль и место в обществе семьи как социального института можно выразить через функции семьи, которые отражают систему взаимодействия индивидов, семей, обществ

Ролевые отношения и структура семьи
В семье формируются различные социальные роли, складываются определенные ролевые отношения. Каждый член семьи выполняет специфические

Быт и образ жизни в современном обществе
Можно выделить три основные формы быта, наиболее часто исследуемые социологами: 1. Семейный быт (ведение домашнего хозяйства

Здоровый образ жизни
Социокультурнаяактивность индивида в сфере досуга – это не только высокая заинтересованность в проведении социокультурных мероприятиях, но и личное участие в их организации.


Ключевые понятия: образование и культура; социология образования; экономические, социальные, культурные функции образования; уровни образования; особенности образования в ра

Функции и уровни образования
Основные функции образования можно подразделить на три основные группы: экономические, социальные и культурные. Функции образования могут выступать в качеств

Особенности образования в других странах
Результаты исследования отечественной системы образования желательно сопоставлять с опытом совершенствования системы образования в других странах. Например, во Ф

Социологические теории образования
В социологии известны различные теории современного образования. Они часто рассматривают образование в связи с социальным неравенством. Например, Базиль Бернштей

Роль духовной культуры в социализации личности
Духовная культура –это совокупность исторически сложившихся, относительно устойчивых убеждений, взглядов, оценок, моделей поведения людей. Иначе говоря,это зафиксир

Общественное мнение и средства массовой информации
Ключевые понятия: общественное мнение, объект и субъект общественного мнения; функции общественного мнения; предмет социологии общественного мнения; средства массовой информ

Понятие и структура общественного мнения
Термин «общественное мнение» функционирует в качестве одной из характеристик социального взаимодействия, по меньшей мере, более восьми веков. Полагают

Особенности функционирования общественного мнения
Влияние общественного мнения на социальные процессы осуществляется через реализацию его основных функций. Функции общественного мнения разнообразны:

Типология средств массовой информации
Массовая информация – это сообщения, ориентированные на большую по численности аудиторию. Они выражаются в различных формах: ●

Влияние СМИ на общественное мнение
Самые различные общественно-политические силы стремятся получить максимально широкий доступ к средствам массовой информации. Нередко «новости» в определенных политических целях созд

Управление социальными процессами
Ключевые понятия: социальный процесс и социальное управление; уровни социальных процессов; общественное сознание и идеология в социальном процессе; структура социального упр

Социальный процесс как объект управления
К понятию социального процесса возможны два основные подходы: 1) социальный процесс – это случайный (статистически в

Структура социального управления
Социальное управление – это многогранный, структурно сложный вид человеческой деятельности. Его можно представить: во-первых, как механизм, с помощь

Принципы и функции управления
Управление обществом и отдельными социальными группами осуществляется на основе накопленного практического опыта, который фиксируется как принципы управления

Социальное взаимодействие и социальные отношения
Ключевые понятия: социальное взаимодействие; социальные связи и социальные отношения; виды и формы социального взаимодействия; социальные интересы и потребности; социальные

Виды и формы социального взаимодействия
Взаимодействие, то естьинтерактивное действие, бывает различных видов и выражаться в разных формах. 1) межличностное (непос

Коммуникации в социальном взаимодействии
Коммуникация(от лат. communication: обмен, связь, разговор)– это процесс передачи информации от одной социальной системы к другой. Это акт

Виды социальной коммуникации
Можно выделить основные виды коммуникации: 1. Массовая коммуникация – распространяется на общество в целом. Она предполагает: χ

Личность как объект и субъект социальных отношений
Ключевые понятия: понятия «человек», «индивид», «личность»; личность как объект и субъект социальных отношений; социализация и индивидуализация личности, эта

Личность в системе социальных отношений
Формирование личности возможно лишь в контакте с социальной средой. С одной стороны социальные отношения формируют личность. Здесь она выступает в ролиобъекта

Этапы социализации личности
Социализация– это приобщение личности к духовным ценностям и нормам поведения, которые сложились в обществе. Личность в процессе своего формирования заимствует правила взаимодейств

Социологические теории воспитания
Одним из наиболее известных авторов теорий воспитания был американского философ и социолог Джорж Герберт Мид (1863 – 1931). Он выделял три стадии развития индивида

Социальный статус и социальные роли личности
Положение личности в обществе, характер ее взаимодействия с окружающей средой часто связывают с понятиями «социальный статус», «социальный престиж» и

Труд как форма социального взаимодействия
Ключевые понятия: труд и трудовая деятельность; социология труда; структура труда; содержание, формы и характер труда; разделение труда; виды и условия труда; стимулы к труд

Структура и функции труда
Структура труда включает в себя следующие основные элементы: 1) личностные компоненты производительн

Социальные проблемы трудовой деятельности
Существенной характеристикой трудового процесса являются условия труда – совокупность технико-организационных, социально-экономических и естественно-природных факто

Социальные конфликты, способы их разрешения
Ключевые понятия: конфликты, виды конфликтов, специфика социальных конфликтов; функции конфликтов, типология конфликтов; формула конфликтов; основные способы разрешения соци

Виды и формы социальных конфликтов
Конфликты подразделяют на виды, в первую очередь, в зависимости от сферы общественной жизни, в условиях которой они возникают: 1) экономические

Причины и пути преодоления конфликтов
Многообразные причины конфликтов, то есть, факторы, определяющие начало конфликта и направления его дальнейшего развития, можно свести к двум группам:

Социальные изменения и социальные противоречия
Социальные изменения в обществе имеют разнообразные формы проявления: ●в способах накопления, хранения и передачи опыта предшествующих поколен

Соотношение реформ и революций
В соответствии с перечисленными выше позициями в отношениях к обществу складываются три, трудно совместимых друг с другом позиции: 1. Кон

Методологические подходы к социологическому исследованию
Ключевые понятия:социологическое исследование, его виды и формы; программа исследования, функции и структура программы; проблемы, объект и предмет исследования; цель, задачи

Виды и формы социологического исследования
Можно выделить два основных направления в проведении социологических исследований: 1.Фундаментальныеисследования

Структура и функции программы исследования
Программа социологического исследования – это теоретический документ, излагающий методологические (теоретические), процедурно-мето-дические и организационно-управле

Обоснование проблемы исследования
Разработку программы социологического исследования рекомендуется начинать с уточнения содержания проблем исследования. Проблема исследования(от греч. probl

Определение объекта и предмета исследования
Реальным носителем противоречий (проблемных ситуаций), подлежащих изучению, является объект исследования. Объект исследования – это деятельность людей и те условия, в кото

Формулирование целей и задач исследования
Каждое научное исследование должно быть целенаправленными, то есть иметь конкретную цель исследования, на которую ориентировано внимание сотрудников социологической группы на протяж

Конструирование гипотез исследования
Осмысливая возможные (ожидаемые) выводы из проводимого исследования, социолог конструирует гипотезы исследования, которые должны предшествовать любом

Интерпретация основных понятий
Необходимым условием изучения любого социального объекта является интерпретация основных, понятий, используемых в исследовании. Интерпретация понятий – это

Методика и процедуры изучения социальных объектов
Ключевые понятия: социологические данные, информация, метод; методы сбора информации; выборка исследования, генеральная и выборочная совокупность; репрезента

Определение методов сбора информации
Использование наиболее эффективных методов сбора информации является важнейшим условием успешного проведения исследования в каждом конкретном случае. Методы сбора информации

Определение методов обработки информации
После сбора информации наступает ее обработка. Этот этап довольно трудоемкий, требует применения технических средств и специальных приемов. От него в значительной степени зависят ко

Анализ и обобщение информации
После обработки собранных данных наступает самый сложный и ответственный этап: анализ и обобщение информации. Анализ

Планирование социальных экспериментов
В социологическом исследовании на заключительном этапе всегда желательно предусмотреть эксперименты, направленные на проверку полученных выводов. Полезно проводить эксперименты по в

Что такое выборка исследования? Уточните соотношение понятий «генеральная совокупность»и «выборочная совокупность»
9. Основные типы выборки, используемые в социологическом исследовании? 10. Какие данные необходимы для формирования выборочной совокупности?

Организация социологического исследования
Ключевые понятия: организация исследования; основные организационные принципы проведения работ; стратегический план исследования, виды стратегического плана;

Принципы и способы организации исследования
Организация деятельности исследовательской группы (ее управление) осуществляется, учитывая изложенные ниже наиболее общие организационные принципы: 1) продум

Календарный план и этапы исследования
Важнейшим элементом стратегического плана является календарный план, в котором, сроки их выполнения, ответственные исполнители, источники и объем финансирования, перечисляются важн

Кадровое обеспечение исследовательского процесса
Обучение исполнителей работ в целях повышения их компетентности является обязательным условием подготовки к проведению исследования. Для этого составляется соответс