Психологический портрет идеального руководителя образовательного учреждения. Эффективный руководитель: психологический портрет. Требования к современному руководителю

Способности

Способности - это индивидуальные свойства личности , являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности . Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. В российской психологии наибольший вклад в экспериментальные исследования специальных (музыкальных) способностей внёс Б. М. Теплов . Художественные (изобразительные) способности в той или иной степени отражены в работах А.А. Мелик-Пашаева и Ю.А. Полуянова, литературные - в работах Е.М. Торшиловой, З.Н. Новлянской, А.А. Адаскиной и др. Спортивные способности изучены А.В. Родионовым, В.М. Волковым, О.А. Сиротиным и др. Информация по общим способностям наиболее полно изложена в трудах В.Н. Дружинина, М.А. Холодной, Е.А. Сергиенко.

К вопросу об определении

Рассмотренное в начале статьи определение способностей является общепризнанным. Данное определение способностей можно уточнить и расширить в части "Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам". Эти признаки (ЗУН), несомненно, характеризуют способности, но не определяют их в полной мере. Что превращает знания, умения и навыки в способности? Н.А. Рейнвальд считает, что способности являются, по сути, продолжением развития черт характера и относятся к высшим уровням организации личности, которая и выступает условием успешности, ставя знания, умения и навыки на службу деятельности.

Есть необходимость отделить способности также от психических процессов (функций). Например, очевидно, что память выражена у разных людей в разной мере, память необходима для успешного выполнения некоторых видов деятельности, но память не считается способностью сама по себе. Для различения психической функции и способности наиболее уместна такая точка зрения: если речь идет об уровне развития, об успешности деятельности, которая обеспечена степенью выраженности данного качества (интенсивности и адекватности протекания психического процесса), то имеется ввиду способность, а если описывается только специфика протекания и предназначение, то так обычно характеризуются процессы (функции). Поэтому память, внимание, мышление, воображение - это психические процессы. А их особая организация (когнитивные стили, когнитивные схемы), специфика (ориентированность на вид деятельности) и мобилизация сил (роль личности) для выполнения определенной деятельности, которые вкупе обеспечивают достижение необходимого результата ценой минимальных затрат, воспринимаются нами в итоге как способность (интеллект).

Иначе строятся смысловые отношения понятий "темперамент" и "способности" . Люди различаются по типу темперамента, при этом выраженность того или иного темперамента может способствовать или препятствовать выполнению определенной деятельности (например, холерику трудно будет заниматься деятельностью, для которой требуется усидчивость), темперамент не является знанием, умением или навыком. Очевидно, что темперамент - не способность сам по себе, но выступает в качестве психофизиологической основы большинства способностей, как специальных, так и общих, то есть, темперамент входит в структуру задатков. При этом известно также, что сила, как характеристика темперамента, является важным условием для выполнения большинства видов деятельности.

Условия формирования способностей

Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки . Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития. Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» - проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный » - формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности» . Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются./

Способности и индивидуальные различия

У каждого человека разные "наборы" способностей. Индивидуально-своеобразное сочетание способностей формируется в течение всей жизни и определяет своеобразие личности. Успешность деятельности обеспечивается также наличием того или иного сочетания способностей, работающего на результат. В деятельности одни способности могут заменяться другими - схожими по проявлениям, но отличающимися по своему происхождению. Успешность одной и той же деятельности может обеспечиваться разными способностями, поэтому отсутствие одной способности может быть скомпенсировано наличием другой или даже целого комплекса. Поэтому индивидуальное своеобразие комплекса отдельных способностей, обеспечивающих успешное выполнение деятельности, принято называть "индивидуальный стиль деятельности". В современной психологии чаще стали говорить о компетенциях , как интегративных качествах (способностях), которые направлены на достижение результата. Можно сказать, что компетенции - это способности глазами работодателей. Фактически, работодателя не волнует, каков внутренний состав способностей, обеспечивающих выполнение поставленной задачи, для них важен сам факт ее реализации. Поэтому компетенции даже называются по задаче: "способность выполнить такую-то задачу". А уж за счет каких внутренних ресурсов она будет выполнена - это проблема соискателя (или психолога, изучающего деятельность).

Способности и склонности

Ещё один термин, употребляемый Тепловым - склонности. Склонности представляют собой определённые отношения человека к деятельности. «…Способности не существуют вне определённых отношений человека к действительности, так же как и отношения реализуются не иначе как через определённые склоности» . Приведённая цитата свидетельствует о том, что склонности и способности тесно взаимосвязаны. Склонности представляют собой мотивационный компонент деятельности. Поэтому, без наличия склонности определённая деятельность может и не начаться, и способность, соответственно не сформируется. С другой стороны, если не будет успешной деятельности, склонности человека не будут опредмечены.

Способности и одарённость

Одаренность - это комплексное явление. Оно связано с выполнением человеком определённой деятельности, то есть одарённость состоит из различных способностей. Одарённость - это «качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности» . Одарённость обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха.

Виды способностей

Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

  1. учебные и творческие
  2. умственные и специальные
  3. математические
  4. конструктивно-технические
  5. музыкальные
  6. литературные
  7. художественно-изобразительные
  8. физические способности

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как второе - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и произведений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Природа общих способностей (интеллект, креативность и поисковая активность) определяется особой организацией познавательных функций и индивидуального опыта (включая знания, умения и навыки). Общими эти способности называют потому, что они необходимы для выполнения всех видов деятельности, независимо от степени их сложности. При этом в интеллекте наблюдаются отличающиеся друг от друга варианты (см. работы М.А. Холодной).

Природа специальных способностей. Изучая конкретно - психологическую характеристику способностей, можно также выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что говорит о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. С другой стороны, для каждого отдельного вида деятельности можно выделить такую общую основу, которая будет объединять отдельные частные умения в целостную систему, и без которой эта способность не состоится вообще. Конкретные примеры: Для математика недостаточно иметь хорошую память и внимание. Людей, способных к математике, отличает умение уловить порядок, в котором должны быть расположены элементы, необходимые для математического доказательства. Наличие интуиции такого рода - есть основной элемент математического творчества, и она опирается не только на знания и опыт, но на пространственное воображение, как главное условие математического мышления (при этом имеется ввиду не только геометрия и стереометрия, но вся математика в целом). Для спортсмена такой общей основой является воля к победе, стремление во что бы то ни стало быть первым. Для художника (в любой области искусства) - это эстетическое отношение к миру. Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. В их основе, как в основе способностей к любому виду искусства, лежит эстетическое отношение к миру, способность эстетически воспринимать действительность, но в случае музыки это будет звуковая, или аудиальная действительность, либо способность тренсформировать эстетическое переживание реальности в звуковую реальность (благодаря синестезии). Технологическую составляющую музыкальных способностей можно разделить на две группы:

  1. собственно технические (техника игры на данном музыкальном инструменте или управление голосом в пении);
  2. композиционные (для сочинения музыки);
  3. контролирующие, слуховые (музыкальный слух - звуковысотный, тембральный или интонационный и др.).

В экстремальных условиях, когда возникает необходимость решить сверхзадачу, у человека благодаря стрессовой реакции могут восстановиться, либо резко усилиться те или иные способности.

Принято выделять уровни развития способностей, которые иногда ошибочно принимают за стадии:

  1. Способности

Отдельно следует рассмотреть понятие Одаренность . Происхождение этого термина опирается на представление о "даре" - высоких задатках, которыми природа награждает тех или иных людей. Задатки опираются на наследственность либо на особенности внутриутробного развития. Поэтому одаренность следовало бы понимать как показатель высокого уровня способностей, опирающихся на природную предрасположенность. Однако Н.С. Лейтес отмечает, что в реальности бывает трудно отследить, являются ли способности в большей степени результатом целенаправленного воспитания (саморазвития) или же они преимущественно - воплощение задатков. Поэтому в науке в большей степени установилось такое понимание этого термина, которое свидетельствует просто о более высоком, чем у большинства людей, уровне развития каких-то способностей, особенно если речь идет о детях. А собственно уровни этой одаренности - талант и гениальность. О разнице таланта и гениальности очень удачно и образно рассказали соавторы И.Акимов и В.Клименко. Они подробно рассмотрели эти варианты одаренности, подчеркивая, что между талантом и гением не количественное, а качественное различие. У них разное чувствование мира. Продукт деятельности таланта - оригинальность; продукт деятельности гения - простота. Однако И.Акимов и В.Клименко считают, что гений появляется не вдруг; он рождается из таланта; рождается как результат многолетней работы таланта над качеством. По другой точке зрения, талант и гениальность не являются стадиями, это довольно разные психологические качества, и если талантливый человек может использовать свой талант, а может и не использовать, то гениальный человек фактически является заложником своей гениальности, он ен может не работать в том направлении, в котором одарен, для него наказанем является лишение его возможности творить. Не случайно одаренность называют "девиацией", хоть и позитивной.

Традиционно принято выделять также уровни развития способностей:

  • репродуктивный
  • реконструктивный
  • творческий

Однако практика (результаты эмпирических исследований) показывает, что творческие способности и репродуктивные способности имеют довольно разную природу, поэтому развиваются независимо друг от друга, в каждой из них можно выявить самостоятельные уровни развития.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Методика для исследования задатков способностей «Словесный портрет» online
  • Игорь Акимов, Виктор Клименко. О мальчике, который умел летать, или ПУТЬ К СВОБОДЕ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Способности" в других словарях:

    способности - индивидуально психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Предметом специального психологического изучения С. стали в XIX в., когда работами Ф. Гальтона было положено… … Большая психологическая энциклопедия

    Индивидуально выраженные возможности к успешному осуществлению той или иной деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. Для классификации способностей… … Психологический словарь

    Данные, талант, талантливость; паренка, пар Словарь русских синонимов. способности данные см. также талант, талантливость Словарь синон … Словарь синонимов

    Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определ. рода деятельности. С. не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются прежде всего в быстроте,… … Философская энциклопедия

    Современная энциклопедия

    Индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и… … Большой Энциклопедический словарь

    СПОСОБНОСТИ - СПОСОБНОСТИ. Индивидуальнопсихологические особенности людей, от которых зависит приобретение ими знаний, умений, навыков. С. определяют успешность выполнения той или иной деятельности. Выделяют С. к языку, математические, музыкальные,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Способности - СПОСОБНОСТИ, индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    способности - выдающиеся способности исключительные способности недюжинные способности незаурядные способности необыкновенные способности огромные способности поразительные способности удивительные способности фантастические способности … … Словарь русской идиоматики

    СПОСОБНОСТИ - индивидуально пси хол особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определенной деятельности Различают общие и специальные С Общие С это свойства ума, к рые лежат в основе разнообразных спец. С, выделяемых в соответствии с теми … Российская педагогическая энциклопедия Подробнее


Структура способностей - это набор характеристик, которые определяют склонность человека к выполнению того или иного вида деятельности.

Что такое способности

Способности представляют собой свойства, которыми обладает человек и которые позволяют ему заниматься тем или иным видом деятельности. Их развитие обусловлено наличием врожденных задатков.

Стоит отметить, что структура способностей не может быть приравнена к человеческим умениям, навыкам, а также набору знаний. Здесь речь идет о внутренних психологических процессах, которые обусловливают скорость и устойчивость приобретения тех или иных характеристик.

Многие психологи считают, что способности можно ассоциировать с чертами характера, от которых они получили свое развитие. Это наивысший уровень, на котором набор знаний и умений структурируется и получает конкретные очертания.

Характеристики способностей

Для успешного выполнения той или иной должны быть присущи разного рода способности. Структура их определяется разного рода факторами, среди которых врожденные задатки, профессиональная сфера, образование и прочие. Специалисты выделяют следующие характеристики, которыми описываются способности:

  • это индивидуальные особенности, которые отличают людей друг от друга;
  • степень развития способностей определяет успешность в той или иной сфере;
  • не идентичны знаниям и навыкам, а лишь определяют их качество и легкость приобретения;
  • способности не имеют наследственного характера;
  • не возникают самостоятельно, если личность не занята определенным видом деятельности;
  • при отсутствии развития способности постепенно исчезают.

Какие бывают способности

Структура способностей во многом определяется тем, в какой именно сфере деятельности наиболее ярко проявляются В связи с этим выделяют следующую типологию:

  • умственный - умение оперативно и качественно решать вопросы, которые возникают перед индивидом;
  • музыкальные способности определяют наличие слуха, голоса, хорошей восприимчивости к темпу, ритму и мелодике, а также быстрому постижению основ игры на тех или иных инструментах;
  • литературные - это умение полно, выразительно и красиво оформлять свои мысли в письменной форме;
  • технические способности подразумевают хорошее комбинаторное мышление, а также глубокое понимание действия тех или иных механизмов;
  • физические - подразумевают крепкое телосложение и развитую мускулатуру, а также хорошую выносливость и прочие параметры;
  • учебные способности подразумевают умение воспринимать и понимать большие объемы информации с возможностью дальнейшего их практического применения;
  • художественные - это умение воспринимать и передавать пропорции и цвета, а также создавать оригинальные формы и прочее.

Стоит отметить, что это далеко не полный перечень способностей, которыми может обладать человек.

Классификация способностей

Классификационная структура способностей может быть описана следующим образом:

  • В соответствии с происхождением:
    • природные способности имеют биологическую структуру и обусловлены развитием врожденных задатков;
    • социальные способности - те, которые были приобретены в процессе воспитания и обучения.
  • В соответствии с направлением:
    • общие способности являются необходимыми ввиду того, что имеют широкую сферу применения;
    • специальные способности являются обязательными в случае выполнения конкретного вида деятельности.
  • В соответствии с условиями развития:
    • потенциальные способности проявляются со временем после попадания в определенные условия;
    • актуальные способности те, которые имеют место в данный момент времени.
  • В соответствии с уровнем развития:
    • одаренность;
    • талант;
    • гениальность.

Основные признаки способностей

Довольно большой интерес представляет такая категория, как способности. Структура понятия включает в себя три основных признака:

  • индивидуальные особенности психологического характера, которые служат отличительной чертой, выделяющей индивида среди других людей;
  • наличие способностей обусловливает успешность в выполнении деятельности определенного рода (в некоторых случаях для совершения действий на должном уровне требуется наличие, или же напротив - отсутствие, некоторых характеристик);
  • это не непосредственно навыки и умения, а индивидуальные особенности, которые обусловливают их приобретение.

Структура, уровни способностей

В психологии выделяют два основных :

  • репродуктивный (состоит в том, насколько человек воспринимает поступающую информацию, а также характеризует объемы, которые могут быть воспроизведены);
  • творческий (подразумевает возможность создания новых, оригинальных образов).

Степени развития способностей

Структура развития способностей состоит из следующих основных степеней:

  • задатки - это врожденные особенности человека, которые определяют его склонность к тому или иному виду деятельности;
  • одаренность - это высший уровень развития задатков, который определяет чувство легкости в выполнении тех или иных задач;
  • талант - это индивидуальная которая выражается в склонности к созданию чего-то нового, оригинального;
  • гениальность - это наивысшая степень развития предыдущих категорий, которая определяет легкость в выполнении заданий любого рода;
  • мудрость - это способность, которая позволяет трезво осмысливать события, происходящие вокруг, а также делать соответствующие выводы.

Типология людей, в зависимости от способностей

Структура способностей во многом определяет качества личности, а также склонность ее к выполнению деятельности определенного рода. Так, принято выделять людей художественного и мыслительного типа.

Если говорить о первом, то его представители очень остро реагируют на происходящее вокруг, что сопровождается всплеском эмоций и впечатлений. Это нередко приводит к созданию чего-то нового. Что же касается мыслительного типа, то такие люди более практичны и менее подвержены внешним влияниям. Они логически выстраивают свои рассуждения, а также склонны к построению четких логических цепочек.

Стоит отметить, что принадлежность к художественному типу вовсе не означает, что у человека, определенно, есть Структура способностей позволяет ему приобрести те или иные навыки, а также с легкостью выполнять подобную работу. Кроме того, люди художественного типа вовсе не испытывают недостатка в мыслительных ресурсах, но они не являются доминирующими.

Деление личностей на художественный и мыслительный типы обусловлено тем, что у разных людей более развитыми являются разные полушария. Так, если преобладает левое, то человек думает символически, а если правое - образно.

Основные положения теории способностей

Современная психологическая наука выделяет несколько положений, на которых основывается теория способностей:

  • Только относительно к определенному роду деятельности могут существовать способности. Структура, развитие способностей могут быть выявлены и изучены только применительно к конкретной сфере, а не в общем.
  • Способности считаются динамическим понятием. Они могут развиваться в процессе непрерывного или регулярного выполнения какой-либо деятельности, а также могут угасать, в том случае, если закончилась активная стадия.
  • Структура способностей человека во многом зависит от возрастного или жизненного периода, в котором он находится. Так, в определенное время могут сложиться благоприятные условия для достижения максимальных результатов. После этого способности могут постепенно исчезнуть.
  • Психологи до сих пор не могут дать четкого определения различий между способностями и одаренностью. Если же говорить в общих чертах, то первое понятие имеет отношение к конкретному виду деятельности. что касается одаренности, то она может быть как специфической, так и общей.
  • Набора определенных характеристик требует любая деятельность. Структура способностей обеспечивает успешность ее выполнения.

Соотношение способностей и потребностей

Психологи утверждают, что между потребностями и способностями возникают отношения ограничения и компенсации. В связи с этим можно выделить следующие основные положения:

  • одновременная избыточность способностей и потребностей ограничивает возможности деятельности;
  • если способности или потребности в недостатке, то они могут компенсировать друг друга;
  • если способностей недостаточно, то актуальными со временем становятся иные потребности;
  • избыточность потребностей требует приобретения новых способностей.

Выводы

Способности представляют собой специфические свойства человека, которые определяют его склонность к выполнению того или иного вида деятельности. Они не являются врожденными. К этой категории относятся задатки, наличие которых значительно облегчает процесс развития способностей. Также данное понятие нельзя путать с одаренностью или талантом.

Психологи выделяют несколько особенностей, которыми характеризуется структура способностей личности. Они отличают людей друг от друга, а также определяют достижение ими успеха в той или иной сфере деятельности. Ошибочно считать, что способности имеют наследственный характер, это можно сказать лишь о задатках. Кроме того, они не могут возникнуть самостоятельно, если человек не занят деятельностью определенного рода. Если же отсутствует развитие, то способности постепенно ослабевают и исчезают (но это не значит, что они не могут быть восстановлены).

В зависимости от сферы деятельности, способности бывают нескольких видов. так, умственные позволяют быстро реагировать на изменения ситуации, принимая осмысленные и рациональные решения. Если говорить о музыкальных способностях, то это наличие слуха и голоса, восприятие темпо-ритма, а также легкое овладение игрой на музыкальных инструментах. Литературные проявляются в умении красиво оформлять свои мысли, а технические - в понимании функциональных особенностей тех или иных механизмов. Говоря о физических способностях, стоит отметить выносливость, а также развитую мускулатуру. Учебные дают возможность воспринимать и воспроизводить большие объемы информации, а художественные - передавать цвета и пропорции. Это основной, но далеко не полный перечень способностей человека.

Содержание
Введение………………………………………………………… .…………...3
1. Личностные качества современного руководителя…..…… ……….….4
2. Профессионализм современного руководителя…………… ……….…7
2.1. Перечень качеств хорошего руководителя……………………..…8
3. Разновидности стилей руководст ва………………………………………12
Заключение…………………………………………………. .…………………15
Список использованной литературы……………………..……………….... ..16

Введение

Управленческая деятельность, которая всегда считалась одной из наиболее содержательных, интересных и престижных за рубежом, в последние годы получила аналогичную оценку и в нашей стране. Можно с уверенностью утверждать, что основным внутренним ресурсом любой организации является личностный потенциал самого руководителя, поэтому актуальность данной темы доказывать не стоит. Руководитель оценивает ситуацию и принимает решения, подбирает персонал и распределяет задания, контролирует работу и осуществляет мотивацию. Поведение руководителя, его отношение к делу и людям создают социально-психологическую атмосферу работы. И это может быть атмосфера нервозности, неуверенности и даже страха, или, наоборот, атмосфера уверенности, стабильности, доброжелательности и деловой активности. Несомненно, очень многое в деятельности любой организации зависит от личности руководителя. Актуальность данной темы обусловлена тем, что для того чтобы стать, по-настоящему, руководителем (менеджером), лидером своей организации необходимо постоянно изучать, владеть и пользоваться определенным минимумом качеств, характеристик и действий грамотного современного руководителя.

1. Личностные качества современного руководителя

Для того, чтобы авторитет должности руководителя сочетался с авторитетом его личности, он должен объединить в себе следующие основополагающие качества: доминантность, уверенность в себе, стрессоустойчивость, энергичность и порядочность. 1
Доминантность или способность влиять на людей, несомненно, важное качество руководителя, так как трудно представить, как можно эффективно управлять людьми, не оказывая на них влияния. По определению, руководить означает быть способным влиять на подчиненных и стимулировать их работать на достижение единой цели. И многие современные руководители заинтересованы в усилении своего личностного влияния на подчиненных. То, что руководитель хочет и должен влиять на своих подчиненных, конечно, хорошо. Но при этом необходимо постоянно помнить о психологической стороне вопроса. Его влияние должно находить внутренний отклик у подчиненных. В противном случае, стремление руководителя доминировать останется не более, чем дежурной претензией на власть.
Следующей в наборе личностных черт руководителя обозначена уверенность в себе. И в самом деле, уверенному в себе руководителю можно доверять, при таком руководителе легче думать о завтрашнем дне, а в наше время это совсем немало. Во всяком случае, уверенность руководителя создает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию на выполнение порученных заданий. Подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя, и последнему, как бы ни складывались обстоятельства, следует хотя бы внешне, держать себя достаточно спокойно и уверенно. Одна из сторон деятельности руководителя, несомненно, требующая его уверенности в себе - контакты с другими руководителями равного или более высокого ранга, ведение переговоров с ними. Сомнительно, чтобы колеблющийся, неуверенный в себе руководитель мог вызвать доверие к себе со стороны своих визави, и уж тем более рассчитывать на какие-то формы делового сотрудничества с ними.
Остановимся теперь на одной из наиболее важных личностных черт руководителя - его стрессоустойчивости. Так как руководитель работает не в башне из слоновой кости, а его постоянно окружают люди, то велика необходимость контроля со стороны руководителя за своими эмоциональными проявлениями. В противном случае ему будет невозможно рассчитывать на поддержку и признание со стороны сотрудников. Сдерживание негативных эмоциональных реакций в публичной рабочей обстановке часто оборачивается для него рядом неприятных последствий - неврозами, психосоматическими заболеваниями типа гипертонической болезни, язвенной болезни желудка и т.д. Поэтому у каждого руководителя существуют испробованные средства эмоциональной разрядки, которым они доверяют. Порой отдельные руководители считают, что для них наиболее действенным способом разрядиться после напряженной работы является употребление алкоголя. Алкоголь и в самом деле способен помочь человеку «расслабиться». Вопрос, однако, заключается в другом: насколько эффективен подобного рода способ релаксации, в какой мере он сохраняет здоровье и работоспособность, обогащает культурно? В свою очередь, повысить сопротивляемость стрессам на рабочем месте позволит рациональная организация труда руководителя: выявление перспективных сотрудников и делегирование им ряда полномочий, отведение определенного количества времени для отдыха непосредственно на работе, руководитель может позволить себе 5 минут не думать о проблемах организации, а подумать о чем-то приятном и т.д. Стрессоустойчивость обуславливает и уверенность руководителя в себе, и его деловую активность.
Энергичность - это качество, без которого достаточно сложно представить себе современного успешного руководителя. Ему важно схватывать все на лету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, воспринимать новые идеи и новаторские решения, обладать способностью заражать людей уверенностью и собственным оптимизмом. Размышляя об энергичности руководителя, я позволю себе перефразировать известную фразу Л.Кэрола из «Алисы в стране чудес», которая будет звучать следующим образом «руководителю нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте, а если он хочет придти куда-то, нужно бежать вдвое быстрее». 2
Завершая процесс описания личностного портрета успешного руководителя, хочется особо отметить, что он должен быть порядочным человеком, стараться понимать своих подчиненных, видеть в них личности достойные уважения. Так как в конечном итоге, именно мощная поддержка сотрудников - ключ к эффективному руководству. Быть хорошим руководителем - это, прежде всего, быть в хороших отношениях с подчиненными. Они имеют самое верное представление о личностных особенностях руководителя. Подчиненные прекрасно отдают себе отчет в то, какая разница в работе с плохим и хорошим руководителем. При хорошем руководстве становится интереснее их работа, а достигнутые результаты подкрепляют чувство профессиональной гордости. При плохом руководстве подчиненные отбывают трудовую повинность.
Успешный руководитель наряду с перечисленными выше качествами, конечно, должен обладать разнообразными знаниями в области управления и бизнеса, специальных наук, связанных с деятельностью организации, определенными профессиональными умениями (ведение переговоров, постановка целей и определение их приоритетности т.д.), иметь высокий интеллектуальный потенциал.

2. Профессионализм современного руководителя

Управление фирмой, организацией, учреждением, его подразделением, группой сотрудников - это, прежде всего, работа с людьми, с каждым человеком в отдельности. Поэтому для достижения успеха нужно научиться делать так, чтобы все, с кем вам приходится работать, во-первых, прониклись к вам расположением, во-вторых, были убеждены в вашей правоте, в-третьих, прилагали максимальные усилия для успеха общего дела.
Качества руководителя можно условно разделить на две группы. Первая группа - его деловые, профессиональные качества, используемые им методы и приёмы управленческой деятельности. 3
Вторая группа - интеллектуальные и личностные качества: знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера, характер. Эта группа качеств обладает двумя особенностями. Во-первых, она является фундаментом, на котором строится профессиональная, управленческая компетентность руководителя. Во-вторых, она гораздо труднее, чем первая, поддаётся коррекции: изменить стиль мышления или характер несравненно сложнее, чум усвоить методику принятия решений или технологию управления.
Одно из основных психологических качеств руководителя - его мышление. 4 В процессе практической деятельности руководитель должен уметь мыслить:
- проблемно и перспективно, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления;
- системно, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;
- практически и обоснованно, отличая действительные факторы от субъективных мнений, реальное от желаемого или кажущегося;
- консервативно, нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами руководства;

Оперативно, то есть быстро реагируя на изменения обстановки, самостоятельно принимая наиболее рациональные решения в условиях дефицита времени;
-последовательно и целеустремлённо, добиваясь поставленной цели, отделяя главное от второстепенного, не утопая в текучке;
- самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, максимально использовать положительный опыт других, совершенствовать профессиональные знания и навыки.
Любой руководитель значительную часть своего рабочего времени тратит на общение. Поэтому важным профессиональным качеством для него является умение осуществлять деловое общение с людьми вне зависимости от собственных эмоциональных оценок, он должен контролировать своё поведение так, чтобы негативное отношение к кому-либо не влияло отрицательно на характер деловых отношений с ним, а положительное отношение к сотруднику становилось тому известным и срабатывало как дополнительный стимул повышения активности.

2.1 Перечень качеств хорошего руководителя

Ниже приводится перечень качеств хорошего руководителя, составленный по результатам зарубежных исследований.
Хороший руководитель
1. Может установить и поддерживать отношения с равными себе людьми.
2. Способен быть лидером.
3. Способен построить систему коммуникаций в организации, получать надёжную информацию и эффективно её оценивать.
4. Обладает способностью принимать нестандартные управленческие решения в условиях, когда альтернативные варианты действий неясны или сомнительны.
5. Способен найти оптимальный вариант решения в условиях ограниченного времени.
6. Может идти на оправданный риск и на внедрение нововведений в организации.
7. Имеет склонность к самоанализу, понимает роль лидера в организации, умеет видеть то, какое влияние он оказывает на организацию.
8. Обладает высокой сопротивляемостью к фрустрации (состояние, возникающее у человека при столкновении с препятствиями, которые он субъективно воспринимает как непреодолимые), хладнокровен.
9. Поощряет участие членов коллектива в обсуждении проблем, способен отказаться от своей точки зрения, если докажут, что она не оптимальна.
10. Обсуждает свои качества, принимая замечания, но при этом сохраняет уверенность в себе.
11. С выдержкой относится к победам и поражениям.
12. Может выйти проигравшим без чувства поражения и приняться за решение новых проблем.
13. Способен удерживать высокий уровень усилий, энергичен.
14. Компетентен в специфических проблемах управления.
15. Переводит свои идеи на язык, понятный для людей.
16. Высказывает подчинённым только конструктивную критику, стремясь помочь им лучше проявить себя профессионально.
17. Даёт понять людям, что в основном поддерживает то, что пользуется уважением в коллективе.
18. Прилагает усилия по защите личного достоинства своих подчинённых, жёстко пресекает любые попытки нанесения им морально-психологических травм.
19. Предоставляет подчинённым как можно больше свободы для служебных действий, допуская при этом компромиссы, но не проявляя беспринципности.
20. Способен вызвать к себе расположение.
21. Концентрирует внимание на поставленных приоритетных целях, по вкладу в их реализацию оценивает подчинённых.
22. Служит примером в эффективности использования рабочего времени, делится со своими коллегами рациональными приёмами достижения этого.
23. Умеет ясно, точно, коротко выразить свои мысли словами.
24. Способен видеть изменения, происходящие как внутри организации, так и вне её.
25. Готов начать процесс нововведений, управлять им и использовать в интересах организации.
26. Способен нести ответственность за порученное дело.
27. Открыт для общения со всеми подчинёнными. Внимателен к их деловым предложениям. В разнообразных формах выражает за это благодарность.
28. Постоянно занимается выявлением "звёзд" в своём окружении. Отрабатывает технологию индивидуальной работы, ориентированной на их активное включение в управленческую деятельность. Из "звёзд" формирует кадровый резерв на выдвижение.
29. Тщательно продумывает работу по созданию условий для профессиональной реализации подчинённых, обеспечению условий для их карьеры. Для него приоритетно поощрение каждого за проявленное деловое честолюбие при выполнении служебных обязанностей.
30. В состоянии разрешать конфликты, выступать в роли посредника между конфликтующими сторонами, урегулировать неприятности, порождаемые психологическим стрессом. Но не спешит включаться в разрешение межличностных конфликтов, возникающих в подразделениях. Ими занимаются его функциональные помощники и "звёзды" коллектива. Сам руководитель выступает в роли арбитра или человека, ставящего точки в конфликте по итогам его разбирательства. Учит руководителей более низкого звена разрешать конфликты, помогая им обретать профессиональный опыт построения здоровых взаимоотношений в своих коллективах. 5
Профессионализм руководителя - постоянно самовозрастающая величина. Он призван являть собой образец повышения уровня своих теоретических знаний и практических навыков, общекультурного роста. Крайне важна систематическая демонстрация им хорошего владения технологией интеллектуального самовыражения при выработке управленческих решений. 6
В зависимости от управленческой ситуации руководителю приходится исполнять разнообразные "роли", которые определяются его положением в организации. Таких ролей достаточно много.
1. Администратор (наблюдает за исполнением).
2. Плановик (разрабатывает методы и средства, помощью которых другие достигают цели).
3. Политик (устанавливает цели и линию поведения в группе, организации).
4. Эксперт (человек, к которому обращаются как к источнику достоверной информации или как к квалифицированному специалисту).
5. Представитель (коллектива во внешней среде).
6. Регулятор (отношений внутри группы, организации).
7. Источник (идей, информации, поощрений и наказаний).
8. Судья (а также миротворец).
9. Символ (пример, лицо коллектива).
10. Диктатор (человек, отменяющий индивидуальную ответственность: "Все претензии ко мне, действуйте от моего имени", "передайте, что я приказал".
11. Старший товарищ (к которому обращаются за помощью).
12. "Козёл отпущения" (человек, отвечающий за всё в случае неудачи).
Выделенные роли являются, по существу, набором тех умений и навыков, которыми должен обладать сильный руководитель. 7

3. Разновидности стилей руководства

При работе с людьми руководители применяют разнообразные приемы. Частое применение тех или иных приемов формирует определенный стиль руководства, который в значительной степени зависит также от склада личности руководителя и от ситуации. Различают авторитарный, демократический (или коллегиальный) и либеральный (или разрешительный) стили руководства. В данном контексте эти термины обозначают особенности выполнения руководителем своих обязанностей при руководстве коллективом в рамках предоставленных ему полномочий. 8
Директивный (административно-директивный) стиль работы отличается чрезмерной централизацией власти, приверженностью к единоначалию в гипертрофированных формах, самовластным решением большинства не только крупных, но и сравнительно мелких вопросов жизни коллектива, сознательным ограничением контактов с подчиненными. Никому не позволяет "сесть себе на шею", однако требует от подчиненных все, что находит нужным, не считаясь с тем, что его требования нередко выходят за рамки собственно служебных отношений и приводят к нарушению трудового законодательства. Склонен подминать под себя общественные организации, превращать их в простых исполнителей своей воли. В общении с людьми подчас невыдержан, а то и груб, но не обязательно. Он может быть и благожелательным автократом - корректным, внимательно выслушивать и напоказ взвешивать идеи подчиненных, но пренебрегать их мнением при принятии окончательного решения, так что и в этом случае стиль по сути своей остается директивным. В целом для руководителя-автократа характерен недостаток уважения к окружающим.
Демократический (коллегиальный) стиль руководства, в отличие от автократического, предполагает: предоставление подчиненным самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, привлечение их к таким видам деятельности, как постановка целей,
и т.д.................

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

ОКТЯБРЬСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра гуманитарных, естественнонаучных, математических и социально-экономических дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Менеджмент»

Тема:Социально-психологический портрет современного руководителя.

Введение

В последнее время больше внимания уделяется вопросам определения комплекса знаний, способностей, личных и деловых качеств, которыми должны обладать современные управляющие. Однако сформулировать основные требования, предъявляемые к идеальному руководителю, оказалось довольно трудно, поскольку они различаются в зависимости от особенностей среды работы данной профессии. Так, например, для руководителей технических служб необходимым требованием является наличие глубоких технических знаний, а для начальника производственного отдела знаний организации производства и управления. Чем крупнее подразделение или отдел, который возглавляет руководитель, тем большим объемом знаний он должен обладать. Несомненно, знания эти должны быть не только теоретическими, но и практическими, полученными в процессе работы. Кроме того, профессиональный управляющий понимает сущность протекающих процессов преобразования в сфере экономики, менеджмента, финансов, учитывает ситуацию на рынке труда, т.е. внимательно следит за положением дел как внутри фирмы, так и вне ее. Но не все, даже самые высококвалифицированные, специалисты, обладающие соответствующими знаниями, способны успешно руководить организацией.

Целью данной работы является анализ и выявление ключевых качеств и стиля работы руководителя, которые определяют успешность его работы в коллективе. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

Изучить социально-психологический портрет современного руководителя.

1. Основные черты и личностные качества руководителя

Человек не рождается с набором качеств; они являются сочетанием полученных от природы особенностей и условий его жизни. Формированию нужных качеств могут способствовать специальные формы обучения. Необходимо ежедневно «строить», создавать свою личность. В психологической науке пока еще отсутствует единая концепция, единое понимание того, что такое личность. Вместе с тем имеется достаточно большое число исследований, посвященных личности руководителя. Обратимся к одному из них. Американский психолог М. Шоу предложил следующую классификацию личностных качеств менеджера. По его мнению, личность руководителя можно «разложить» на три группы характеристик:

· биографические характеристики;

· способности (в том числе управленческие);

· черты личности (личностные качества).

Психологические качества руководителя позволяют ему устанавливать и поддерживать хороший деловой и психологический контакт с подчиненными вышестоящими и нижестоящими руководителями и общественными организациями, а так же создавать благоприятный психологический климат и настрой в коллективе.

К числу основных социально-психологических качеств следует отнести:

1. Чувство коллективизма - Чувство коллективизма основано на глубоком понимании коллективной природы общества, его производства.

2. Коммуникабельность - способность руководителя легко и быстро входить в деловой и психологический контакт с людьми, что позволяет оперативно решать вопросы, требующие его личного участия, а также умение достоверно доносить информацию.

3. Инициативность - Это и выдвижение новых идей по совершенствованию производства труда и управления, и улучшение бытовых условий подчинённых, и совершенствование методов воспитательной работы, и многое другое.

4. Самообладание - помогает руководителю успешно разрешать конфликты, возникновение которых практически неизбежно.

5. Чувство эмпатии - т.е. сочувствие, сопереживании, умении поставить себя на место другого.

Вот это совокупность социально-психологических качеств, которыми должен соответствовать современный руководитель. Он является эталоном, которому осознанно или неосознанно подражают подчиненные.

Известный специалист в области психологии управления Р.Л. Кричевский дополнил эту классификацию еще одной группой -- менеджерскими характеристиками. Рассмотрим более подробно каждую из перечисленных групп.

Первая группа включает:

· возраст;

· социальный статус;

· образование.

С ним связано немало конкретных вопросов: например, каков возрастной оптимум для менеджеров, в каком возрасте руководителю следует оставить свое кресло и т. д. С одной стороны, существует немало аргументов в пользу того, что возраст (а значит, и опыт) позитивно влияет на качество управления. Назовем их аргументами в пользу старости. Судите сами: средний возраст президентов крупных японских компаний 63,5 года, вице-президентов -- 56 лет. Это достаточно много, даже если учесть высокую продолжительность жизни в Стране восходящего солнца. Что же касается США, то там средний возраст президентов крупных компаний составляет 59 лет. С другой стороны, было бы ошибочно думать, что только зрелый возраст и опыт дают основания рассчитывать на высокий пост и управленческий успех. Есть немало аргументов и в пользу молодости. А. Морита основал всемирно известную фирму «Сони корпорейшн» в возрасте 25 лет. А. Хаммер, глава фирмы «Оксидентал петролиум», свой первый миллион долларов заработал в 21 год, будучи студентом. Таким образом, есть основания считать, что возраст не оказывает существенного влияния на лидерство и эффективность руководителя. Это означает, что хорошим управленцем (так же, как и плохим) можно быть в любом возрасте.

Кто более эффективен в качестве менеджера? Кто-то считает, что мужчины, кто-то -- что женщины. Сторонники управленческого патриархата доказывают свою точку зрения, опираясь не только на свой личный опыт, но и на серьезные исследования. Например, английский исследователь Е. Холандер установил, что в отдельных видах деятельности, требующих речевой активности (а управленческая деятельность -- это именно тот случай!), женщины в присутствии мужчин ведут себя довольно робко, чаще раздражаются и выходят из равновесия в сложных ситуациях. Кроме того, наблюдение за процессом общения присяжных заседателей (исследование Ф. Стродтберг и Р. Манн) показало, что мужчины гораздо активнее участвуют в дискуссии по принятию вердикта. То же самое подтверждают и данные Е. Эриз, которая установила, что при решении групповых задач мужчины являются инициаторами 66% всех коммуникативных взаимодействий в группе. С другой стороны, сторонники (сторонницы!) управленческого матриархата тоже имеют некоторые основания для отстаивания своих позиций. Женщины более внимательны к эмоциональному состоянию других людей, более отзывчивы, способны достичь большего успеха в создании психологического климата в коллективе и т. д. Вопрос о том, кто более эффективен в качестве руководителя -- мужчина или женщина, -- это некорректный вопрос. Есть женщины, которые руководят с лучшим результатом, чем некоторые мужчины, и наоборот. И женщина, и мужчина могут быть и не быть эффективными руководителями, и это зависит не от половой принадлежности. Пол, как и возраст, может рассматриваться с точки зрения биологической и психологической. С точки зрения психологической, пол есть социальная роль, навязываемая обществом. В современном обществе в процессе воспитания, начиная с детских лет, мальчикам и девочкам предлагаются различные, отличающиеся друг от друга стереотипы поведения. А что касается представления о мужчинах как о существах от природы более активных и изначально более способных к руководству, чем женщины, то такое представление не более чем распространенное заблуждение, не имеющее под собой реальных оснований. Это стереотип сознания, мешающий взглянуть на проблему реально. Известно, что профессиональные успехи женщин, сделанные ими карьеры многие склонны объяснять их внешними данными или везением, а не способностями и активностью. Это один из примеров стереотипного подхода.

Социальный статус и образование

И статус, и образование, безусловно, важны не только для того, чтобы занять менеджерскую должность, но и для того, чтобы успешно функционировать в ней. Типичный западный менеджер высокого ранга имеет как минимум одно университетское образование. И речь не просто о наличии диплома, пусть даже самого престижного университета. Образование -- это прежде всего уровень профессиональной подготовки, умение применять свои знания и умения в реальной жизни. Вы можете получить должность благодаря своему диплому, но удержать ее, справиться с работой наличие диплома едва ли поможет; для этого нужны прежде всего знания и умения. Успех определяет не то, что записано в дипломе, а то, что содержится в голове. Что же касается социально-психологического статуса (происхождения) как предпосылки реализации личности в менеджменте, то утверждение, что высокий статус способен оказать положительное влияние на карьеру, в доказательствах не нуждается. «Один из наиболее надежных способов стать президентом компании -- родиться в семье, владеющей компанией», -- остроумно заметил Ф. Фидлер. И все же многие выдающиеся менеджеры начинали свои блистательные карьеры с очень низких стартовых площадок, и, наоборот, известны случаи, когда, получив во владение компанию, наследники приводили ее к банкротству. Так что путь наверх в менеджменте открыт для каждого. Под способностями, в общем смысле этого слова, в психологии понимаются некоторые свойства и качества личности, позволяющие успешно осуществлять определенные виды деятельности. Способности можно подразделить на общие (например, интеллектуальные) и специфические (профессиональные). Как влияют общие способности на эффективность управленческой деятельности? В классическом исследовании Е. Гизелли «Интеллект и менеджерский успех» было убедительно доказано, что наиболее успешными оказываются руководители со средними умственными способностями. Т. Коно обратил внимание, что студенты-отличники, поступая на службу в японские корпорации, как правило, не становятся там высшими менеджерами. С чем это связано? Дело в том, что существует по меньшей мере два вида (типа) интеллекта -- теоретический и практический. При этом не следует думать, что теоретический интеллект есть нечто более высокое, чем практический. В работе «Ум полководца» известный психолог Б. Теплов убедительно показал, что «с точки зрения многообразия, а иногда и внутренней противоречивости интеллектуальных задач, а также жесткости условий, в которых протекает умственная работа, первые места должны занять высшие формы практической (умственной) деятельности». Так что «нет основания считать работу практического ума более простой и элементарной, чем работу ума теоретического». Одно дело -- решать задачи (теоретические и практические) самому и совсем другое -- организовывать на их решение других людей. Среди специальных способностей, необходимых эффективному менеджеру, вслед за М. Шоу, мы выделим такие:

· специальные умения и знания;

· компетентность;

· информированность.

Доказывать важность этих способностей для успешного осуществления управленческой деятельности, по-видимому, нет необходимости. Из множества личностных качеств, черт личности, влияющих на эффективность управления, наиболее существенными являются:

· доминантность;

· уверенность в себе;

· эмоциональная уравновешенность;

· стрессоустойчивость;

· креативность;

· стремление к достижениям;

· предприимчивость;

· ответственность;

· надежность;

· независимость;

· общительность.

Все эти качества объединяет нечто общее, а именно то, что каждое из них можно выработать, воспитать. Остановимся на них более подробно.

Доминантность (влияние)

Руководителю, безусловно, необходимо обладать этой чертой. Но, вырабатывая ее в себе, не следует забывать о психологической стороне вопроса. Во-первых, для влияния совершенно недостаточно опоры только на властные, должностные полномочия, то есть на формальный авторитет. Известно, что если подчиненные действуют, следуя только правилам и требованиям, установленным руководителем, они используют не более 65% своих возможностей и иногда выполняют свои обязанности удовлетворительно, просто чтобы удержаться на работе. Так что влияние руководителя, основанное только на средствах формально-организационного характера, должно обязательно подпитываться влиянием неформальным.

Во-вторых, неформальное влияние дает нужный эффект только тогда, когда оно находит внутренний отклик. Без позитивной ответной реакции стремление руководителя доминировать будет выглядеть как примитивная претензия на власть.

Уверенность в себе

Что значит для подчиненных уверенный в себе руководитель? Прежде всего то, что в трудной ситуации на него можно положиться: он поддержит, защитит, явится той «спиной», которая вас прикроет. Уверенный в себе руководитель обеспечивает определенный психологический комфорт и повышает мотивацию к работе просто самим фактом уверенности в себе.

Вместе с тем следует отметить два важных обстоятельства. Во-первых, существует разница между уверенностью в себе и самоуверенностью. Это различие легко уловимо, но трудно преодолимо. Сказать можно только то, что человек, уверенный в себе, исходит из реалистичных представлений о своих возможностях, достоинствах и недостатках, не преуменьшая и не преувеличивая их. Короче, у него есть реальные, а не мнимые основания для уверенности. Во-вторых, известно, что подчиненные, как правило, очень хорошо чувствуют состояние руководителя, а значит, как бы ни складывались обстоятельства, следует, хотя бы внешне, держать себя спокойно и уверенно. И, наконец, есть еще одна сторона управленческой деятельности, в которой уверенность в себе играет не последнюю роль. Это контакты и переговоры с другими руководителями. Понятно, что колеблющийся и неуверенный в себе руководитель едва ли сможет вызвать доверие с их стороны.

Эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость

Это родственные, близкие друг другу личностные черты руководителя. Они, безусловно, могут вырабатываться и развиваться, но только в случае, если это делается целенаправленно. Что касается первой из них, то исследователи в области психологии управления обращают внимание на два важных обстоятельства. Во-первых, на необходимость контролировать свои эмоции. Неконтролируемые эмоции (даже положительные) неблагоприятно влияют на психологический климат в коллективе. Поэтому к руководителю предъявляется обязательное требование: поддерживать со всеми сотрудниками ровные, уважительные деловые отношения, независимо от личных симпатий и антипатий. Во-вторых, руководитель -- это такой же человек, как и все другие: он может предаваться раздражению, негодованию, унынию и т. д. Постоянное подавление негативных эмоций, их сдерживание в рабочей обстановке может обернуться рядом неприятных последствий -- неврозами, психическими заболеваниями и т. д. Поэтому руководителю исключительно важно найти средства эмоционально-психологической разгрузки. Такими средствами могут служить физические упражнения, встречи с друзьями, хобби и т. д. Современные исследования показывают, что они являются более эффективными для эмоциональной разрядки, нежели употребление алкоголя. Однако каждый выбирает то, что ему по душе. Прежде чем вести разговор о стрессоустойчивости, давайте выясним отличие двух понятий -- «стресс» и «дистресс». Стресс -- это напряжение (физическое, физиологическое и эмоционально-психологическое), активизирующее усилия человека на достижение целей. Дистресс -- это перенапряжение, снижающее жизненную активность, дезорганизующее человека. Проблема заключается в том, что уровень напряжения, благоприятный для одного человека, оказывается непереносимым для другого, иначе говоря, как заметил основоположник учения о стресс Ганс Селье, «разным людям требуются для счастья различные степени стресса». Стресс необходим, он «связан с любой деятельностью, избежать его может лишь тот, кто ничего не делает» (Г. Селье). Что касается дистресса, то значительная часть причин, по которым он происходит, связана с профессиональной деятельностью. Вслед за немецкими психологами В. Зигерт и Л. Ланг назовем некоторые причины, вызывающие дистресс у менеджеров. Это: руководитель дистресс контакт подчиненный

· страх не справиться с работой;

· страх допустить ошибку;

· страх быть обойденным другими;

· страх потерять работу;

· страх потерять собственное «Я».

Креативность

Это способность человека к творческому решению задач, очень важная черта личности, особенно существенная для инновационной деятельности. Применительно к управленческой деятельности креативность может рассматриваться с точки зрения способности руководителя видеть элементы новизны, творчества в деятельности подчиненных и поддерживать их.

Стремление к достижениям и предприимчивость

Без этих качеств невозможно представить себе успешного руководителя. В стремлении человека к достижениям отражается одна из фундаментальных потребностей -- потребность в самореализации, в достижении целей. Исследования показывают, что менеджеры, обладающие этими чертами, имеют ряд особенностей. Во-первых, они предпочитают ситуации, в которых можно брать на себя ответственность в решении проблемы. Во-вторых, они не склонны подвергать себя слишком большому риску и ставят перед собой умеренные цели, стараясь, чтобы риск был в значительной степени предсказуем и просчитан. В-третьих, люди, стремящиеся к достижениям, всегда заинтересованы в наличии обратной связи -- информации о том, насколько успешно они справляются с заданием.

Ответственность и надежность

В современном менеджменте эти качества личности являются своеобразной «визитной карточкой» и фирмы, и самого руководителя. Репутация стоит дороже денег, и если она потеряна, то -- навсегда. Для фирмы, дорожащей своей репутацией, совершенно очевидно, что обязательства должны быть выполнены, даже если это принесет убытки. К сожалению, нынче ответственность и надежность являются большим дефицитом, и мы постоянно ощущаем это в политике, в экономике и в морали. Однако можно утверждать, что будущее за теми компаниями и руководителями, девиз которых -- отличное качество, надежность исполнения и верность в отношениях с клиентами (Т. Питерс, Р. Уотермен).

Независимость

Важной личностной чертой руководителя является независимость. Независимость -- это готовность руководителя самостоятельно принимать решения и нести ответственность за них. Как бы ни хороши были консультанты, какие бы советы окружающие ни давали, конечное решение руководитель должен принимать сам. Независимость далека от волюнтаризма, самодурства. Чем более независимым является руководитель, чем самостоятельнее он себя ведет, тем ценнее и полезнее для него прислушиваться к мнению коллег, если в них содержится рациональное зерно. Следует заметить, что выдающиеся предприниматели поощряют инакомыслие в своих компаниях. Это важно со всех точек зрения, ведь единомышленники -- это не те, кто думает одинаково, а те, кто думает об одном и том же. Сильный, самостоятельный руководитель может позволить себе иметь среди подчиненных инакомыслящих людей. Опираться можно только на то, что оказывает сопротивление. Осталось сказать, что человек не рождается с набором перечисленных выше качеств, а все они являются сочетанием полученных от природы особенностей и социально-исторических условий его жизни.

Создание в коллективе рабочей обстановки

В число таких факторов, изучаемых на курсах менеджеров, входит и организация взаимодействия сотрудников. Очень часто ей уделяют недостаточно внимания, считая подобные правила существующими как бы «по умолчанию». Однако на самом деле создание чётких, выраженных в явной форме и зафиксированных письменно правил поведения и взаимодействия существенно повышает эффективность работы сотрудников, находящихся в одном помещении. В качестве примера приведём несколько правил, которые являются обязательным практически во всех подобных системах правил. Сотрудники должны выносить за пределы комнаты всё, что касается лично их, а не решаемых задач и рабочего процесса. В особенности это касается телефонных разговоров и выражения негативных эмоций. И то, и другое сильно отвлекает коллег и мешает им работать, вынуждая прислушиваться к информации, которая их не касается. Сотрудник должен заботиться и о том, чтобы его рабочее место, будучи комфортным для него самого, не вызывало недовольства у других. Например, для многих музыкальный аккомпанемент реально повышает эффективность работы, однако наушники должны быть качественными, чтобы музыка не мешала соседям. Это же касается и еды. Лучше всего, если в офисе есть отдельное отведённое для этого помещение. Если нет, нужно выделить отдельный стол или выгородить уголок, но не есть на рабочем месте. Вид сотрудника, который проводит обеденный перерыв на рабочем месте, особенно если у этого перерыва нет фиксированного времени и сотрудники проводят его по очереди, отвлекает других и снижает эффективность их работы.

От сотрудников нужно требовать проявления инициативы как минимум в определенных ситуациях. Обнаружив поломку оргтехники, они должны самостоятельно сообщить о ней, а не ожидать, что это сделает или уже сделал кто-то другой. Информацию для других сотрудников, поступившую в их отсутствие, например, телефонные звонки, нужно записывать, не полагаясь на память. Основой всех этих правил, по сути, является уважение ко времени, весьма актуальное в современном мире жёсткой конкуренции.

Мотивация

Мотивация персонала -- один из способов повышения производительности труда. Мотивация труда персонала является ключевым направлением кадровой политики любого предприятия. Наиболее эффективной системой мотивации сотрудников, является «мотивация на результат». Результаты работы сотрудников определяются с помощью KPI. KPI и мотивация персонала позволяют существенно улучшить эффективность и производительность работы компании. Большинство теоретиков систем мотивации приходили к выводу, что только мотивация на результат является совершенной системой, т.к. обосновывает бизнесу выплаты вознаграждений, а сотрудникам дает возможность получать и увеличивать доход в четкой зависимости к приложенным усилиям.

Выделяют следующие виды мотивации персонала:

· Материальная мотивация

· Социальная мотивация

· Психологическая мотивация

· Самостоятельность и независимость

Сотрудник всегда старается выполнить работу в своем стиле, для него важна собственная оценка по качеству и срокам выполненной работы, а не внешние структурные рамки. Мотивация такого сотрудника должна иметь следующее содержание:

· поручить ему задание, позволяющее действовать независимо, при минимальном контроле

· поручить вести какой-либо проект от начала до конца и нести за него большую ответственность

· не назначать сотрудника на такую должность, где необходимы функции общего управления и постоянное принятие групповых решений.

Чувство безопасности и стабильность

Для таких сотрудников важно сохранение стабильной работы на длительный срок; хорошо работают в команде; новаторский подход к рабочим проблемам и новые роли их мало интересуют. Их мотивация:

· предлагать им более традиционную и менее рискованную работу

· долгосрочные проекты, которые дают чувство стабильности

· давать новые задания в старом проекте

Предпринимательская жилка

Постоянное стремление создавать новые деловые предприятия; разработка своего видения дела и попытка его осуществления в реальности; применение рационализаторского и творческого подхода; хорошо работают в команде; не любят рутинную и предсказуемую работу. Для таких сотрудников подходит следующая мотивация:

· предложить участие в проекте с созданием новых продуктов вместе с другими членами команды или в творческом проекте с созданием союза с другим отделом или другими компаниями.

· привлечение к разработке общей стратегии проекта, и, особенно, на стадии запуска проекта.

· не назначать на работу, которая ограничивает сотрудника узкими рамками.

· по мере завершения одного проекта, сразу же привлекать к новому проекту.

Стремление быть полезным и преданность делу

Сотрудник испытывает постоянное стремление помогать другим, а работа для него имеет личное значение, любит учить и консультировать других. Мотивация для таких сотрудников:

· оказывать услуги типа «обслуживания покупателей» другим участникам команды или проекта.

· ставить такого сотрудника на такой участок работы, где много различного общения с клиентами.

· предоставлять возможность улаживать какие-то разногласия и конфликтные ситуации в команде.

· выполнять задания, которые они считают необходимыми для улучшения чьей-то жизни.

· помощь другим сотрудникам выполнять свою работу или свой долг.

Испытание сил в чистом виде

Высокий уровень внутренней мотивации сотрудника, постоянное стремление испытывать себя, решая при этом новые для себя профессиональные и личностные проблемы. Сотрудник готов взять на себя трудновыполнимые и рискованные задачи, а рутинные задания для него скучны и неинтересны. Для мотивации таких сотрудников необходимо:

· предлагать как можно более разнообразные и новые задачи.

· заранее с ними проводить беседы с целью выяснить, какая работа бы их заинтересовала, какие проекты стали бы для них пробой сил.

· их можно использовать в критических ситуациях, когда необходимо спасти положение.

Стиль жизни

Работа сотрудника в соответствии с собственным, идеальным, по их представлению, стилем жизни, выполнение профессиональных обязанностей не должно отнимать их личное время. Для сотрудника важен баланс между работой и личной жизнью и он ценит организационную гибкость работы. Для мотивации необходимо:

· предоставление им гибкого рабочего графика, неполного рабочего дня.

· использование средств телекоммуникации для получения и отправки работы.

· оценка их работы по результату, а не по времени, проведенному в офисе.

· поручать выполнение таких заданий, у которых четко обозначены начало и конец, и которые не будут регулярно занимать его личное время.

· участвовать в такой работе, которая не требует частых или длительных командировок.

Значение нестандартных способов мотивации персонала в жизни российских организации.

2. Самоменеджмент

Быть организованным, независимо от того, относится ли это к окружающему пространству или к вашему времени, - означает быть подготовленным. Это означает чувствовать себя собранным, владеть ситуацией, быть готовым использовать все имеющиеся возможности и справиться с любыми сюрпризами и неожиданностями, которые жизнь создает на вашем пути. Мы живем в сложном, быстро развивающемся мире, который полон безграничных возможностей. «Самоменеджмент это способ повышения эффективности работы руководителя» определяется тем, что многие руководители, управляя теми или иными субъектами, недостаточно проявляют организованность, обязательность, не умеют рационально использовать рабочее время и т.д. и т.п. Особенно это касается молодых менеджеров и управленцев. От того какая у них будет самоорганизованность, во многом будет зависеть и успех в карьере. Самоменеджмент прежде всего это самоорганизация, умение управлять собой, руководить процессом управления в самом широком смысле слова - во времени, в пространстве, общении, деловом мире. Руководитель должен так уметь организовать свой труд, чтобы эффективность была максимальной. Овладеть данной наукой не так просто, и молодому руководителю надо начинать все-таки с самообразования, причем мало только приобретать знания, нужна ещё и практическая и реализация. Самоменеджмент - это очень тяжелая работа, поэтому необходимо быть готовым к самосовершенствованию. Нужен серьезный подход при разработке своей программы. Прежде всего, разрабатывать программу с учетом тех вопросов, которые приходится решать в процессе профессиональной деятельности. При выборе программы надо учитывать изменения, происходящие в жизни - в экономике, науке, современных методах управления и т.д. Надо учесть аспекты практической реализации приобретенных знаний. Надо учиться планировать свое рабочее время. Планирование призвано обеспечить хозяйское использование самого ценного достояния - времени, а именно:

· либо имеющееся время употребить для плодотворной и успешной деятелньости (максимальный критерий);

· либо достичь поставленных целей с наименьшим расходом времени (минимальный критерий).

Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать своё время. Основная цель самоменеджмента состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно управлять течением своей жизни (самоопределяться) и преодолевать внешние обстоятельства как на работе, так и в личной жизни. Ежедневное решение разного рода задач и проблем можно представить в виде различных функций, которые находятся в определенной взаимозависимости между собой и, как правило, осуществляются в определенной последовательности. Процесс самоменеджмента в аспекте последовательности выполнения конкретных функций охватывает шесть фаз:

· постановка цели - анализ и формирование личных целей;

· планирование - разработка планов и альтернативных вариантов своей деятельности;

· принятие решений по конкретным делам;

· организация и реализация - составление распорядка дня и организация личного трудового процесса с целью реализации поставленных задач;

· контроль - самоконтроль и контроль итого (в случае необходимости - корректировка целей);

· информация и коммуникация - фаза, свойственная в определенной степени всем функциям, так как и коммуникация, и обмен информацией необходимы на всех фазах самоменеджмента.

Отдельные функции не обязательно строго следуют одна за другой, а могут переплетаться.

Заключение

Существует определенный набор человеческих качеств, которые были перечислили выше, составляющий основу организаторских способностей. Эти качества не зависят от производственного опыта работника, поэтому руководителем человек может становиться в относительно раннем возрасте. В заключение следует остановиться на тех моментах, которые определяют эффективность работы руководителя. Ряд из них зависит от него самого и связан либо с умением управляющего организовать свою деятельность и деятельность подчиненных, либо с его отношением к ним. Так, положительно влияет на эффективность деятельности умение ее планировать, правильно определять порядок важности и срочности дел, последовательность выполнения операций, количество принимаемых решений. На эффективность работы руководителя влияет умение использовать возможности подчиненных, знание их, вера в сотрудников, способность откровенно с ними разговаривать, постановка задач вместо непосредственного руководства. Отрицательно влияет на результативность работы руководителя отсутствие уважения коллег при обсуждении и решении важнейших вопросов, присвоение себе результатов работы коллектива, пристрастное отношение к сотрудникам. Однако в некоторых случаях эффективность работы руководителя зависит от подчиненных. Например, если они плохо проработали вопрос или боятся сами принимать решение, то часто бегают за консультацией к шефу, отвлекая его от других более важных дел. То же бывает, если подчиненные не знают точно своего задания и взваливают на себя работу, с которой не могут справиться, и руководитель вынужден им помогать, чтобы не "завалить" дело. Во многом это происходит, кстати, от неумения планировать. Сложности для руководителя возникают и в том случае, когда подчиненный не умеет с ним разговаривать, толком объяснить свои проблемы и желания, но постоянно ожидает указаний и инструкций. Умение ладить с людьми- это менеджмент, умение ладить со временем - самоменеджмент. Причем качество последнего определяет эффективность первого. Самоменеджментом называют последовательное и целесообразное использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время. Управление временем - вещь очень личная. Из десятков предложенных советов мы должны подобрать только те, что походят именно вам, и заставить их работать на себя. Научиться управлять временем - задача не для слабого человека. Власть над временем дается только в непрерывной борьбе с «расточителями времени». Приемы управление временем дают возможность управлять своей жизнью. Особенность современного взгляда на руководителя как лидера коллектива состоит в том, что он рассматривается как носитель инновационной организационной культуры, как основной инициатор последовательных изменений в организации. Важнейшие черты современного руководителя: профессионализм, способность вести за собой коллектив, стремление создавать и поддерживать хороший психологический климат невозможно без работы над собой, без самоменеджмента.

Список использованной литературы

1. Базарова Г. Т. статья «Социально-психологические особенности профессиональной деятельности менеджера», журнал «Корпоративный менеджмент» № 11, 2009.

2. Веснин В.Р. «Менеджмент для всех»2008.

3. Зигерт В., Ланг Л. «Руководитель без конфликтов» 2011.

4. Кричевский Р.Л. Если вы - руководитель. 2008.165с.

5. Хроленко А.Т. Самоменеджмент. М.: Экономика, 2009.

6. Шапарь В.Б. Этика и психология менеджмента. Ростов н/Д: Феникс, 2010.

7. http://psyfactor.org/lib/self-management-4.htm Самоменеджмент -- условие личного и профессионального успеха.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Суть понятия "руководитель". Личностные качества руководителя, влияющие на его успешность. Психологический портрет эффективного руководителя. Психологические закономерности экономического поведения различных руководителей. Основные стили руководства.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2014

    Модель "идеального руководителя". Менеджер и лидер: два типа личности. Взаимосвязь психологических качеств и акцентуаций личности руководителя со стилем руководства. Значение коммуникативной компетентности руководителя. Типичные управленческие ошибки.

    курсовая работа , добавлен 14.01.2015

    Социально-психологический аспект формирования управленческой команды в малых группах. Пространственно-временная организация общения персонала. Организация труда руководителя, его работы с персоналом через призму формирования управленческой команды.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

    Исследование сущности и видов групп. Сплоченность группы и эффективность её работы. Изучение полномочий руководителя предприятия по управлению персоналом. Конфликтные отношения с руководителем. Социально-психологические методы руководства коллективом.

    реферат , добавлен 17.02.2014

    Личностные качества и способности руководителя как фактор его успешной деятельности в системе управления. Психологические и гендерные особенности личности руководителя. Методы формирования личности эффективного руководителя, его основные роли и функции.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2012

    Развитие психологии управления. Эффективный руководитель: психологический портрет. Функциональный анализ руководства. Трудовой коллектив глазами организационного психолога. Человеческий фактор: психологический ракурс. Мотивация трудовой деятельности.

    курсовая работа , добавлен 19.12.2009

    Планирование деловой карьеры. Деятельность менеджера как руководителя коллектива. Стиль руководства и эффективность управления. Личностные качества руководителя в системе управления в ООО "Плюс Гарантия Курск". Совершенствование личности руководителя.

    курсовая работа , добавлен 19.05.2012

    Личностные качества руководителя. Что нужно уметь, чтобы стать лидером в управлении. Особенности российского лидерства. Роль руководителя в становлении коллектива. Создание в коллективе рабочей обстановки. Нормы этикета в деятельности руководителя.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2012

    Менеджмент как система управленческой деятельности. Типические особенности деятельности менеджера, его функции и основные направления работы, личностные и профессиональные качества. Руководители трех уровней управления. Принцип творческой кооперации.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Понятие процесса управления социально-экономическими организациями; роль и функции руководителя, его место в осуществлении управленческой деятельности; качественные показатели. Сущность, критерии и составляющие профессионализма управленческих кадров.

В основе психологического портрета руководителя лежат три важные переменные: личность, стиль руководства и авторитет.

Применительно к личности руководителя, можно воспользоваться классификацией, предложенной американским психологом М. Шоу, следуя логике его рассуждений, личность руководителя можно "разложить" на три класса составляющих (Рис. 1):

руководитель стиль личность способность

Рис. 1 - Личность руководителя по М. Шоу

К биографическим характеристикам личности руководителя можно отнести его возраст, пол, социально-экономический статус и образование.

Следуя выбранному нами пути, рассмотрим следующий компонент личности руководителя - способности. М. Шоу разделяет способности на общие (интеллект) и специфические (специальные умения, знания, компетентность, информированность).

Третья составляющая - черты личности руководителя представлена следующими личностными характеристиками (наиболее часто встречающиеся в исследованиях как обуславливающие эффективность руководства):

Самоконтроль. Если человек может контролировать себя, то он без труда сможет осуществлять контроль за деятельностью других людей. Умные исполнители будут брать пример с такого лидера.

Справедливость. Исполнители будут искренне уважать, и ценить только честного и справедливого лидера.

Грамотность постановки задач и уверенность в правильности принимаемых решений. Для того, чтобы успешно руководить людьми, вы должны обладать способностью принимать твердые решения.

Определенность планов. Необходимо грамотно, четко и последовательно планировать свою работу и обязательно во время осуществлять свои планы.

Привычка делать больше, чем обязан. Настоящий руководитель должен приучить себя делать больше, чем требует со своих исполнителей.

Личная привлекательность, обаятельность, открытость. Хорошим лидером не может стать мрачный, угрюмый и замкнутый человек. Чтобы руководителя уважали, он должен быть позитивной и открытой личностью, располагающей к себе.

Понимание проблем своих подчиненных и искреннее, человеческое к ним отношение.

Стремление к сотрудничеству. Без сотрудничества нет взаимопонимания, нет энергии и силы, а значит - нет лидерства.

Доминантность или способность влиять на людей, несомненно, важное качество руководителя, так как трудно представить, как можно эффективно управлять людьми, не оказывая на них влияния. По определению, руководить означает быть способным влиять на подчиненных и стимулировать их работать на достижение единой цели.

Уверенность в себе. Уверенному в себе руководителю можно доверять, при таком руководителе легче думать о завтрашнем дне, а в наше время это совсем немало.

Стрессоустойчивость. Хорошие руководители должны справляться с неудачами и стрессами. В целом они должны уметь приспосабливаться и быть достаточно психологически зрелыми, чтобы справиться с любой возникающей перед ними проблемой.

Энергичность - это качество, без которого достаточно сложно представить себе современного успешного руководителя. Ему важно схватывать все на лету, увязывать вновь приобретаемые знания со старыми, воспринимать новые идеи и новаторские решения, обладать способностью заражать людей уверенностью и собственным оптимизмом.

Добросовестность. У лидеров обычно очень развито чувство долга и повышенная требовательность к окружающим. Обычно их критерии совершенства очень высоки, поэтому они ощущают внутреннюю потребность делать все наилучшим образом. Они любят порядок и приучают себя к самодисциплине.

Интуиция. Стремительные изменения, происходящие в современном мире, в сочетании с информационной перегрузкой не дают возможности "знать" решительно все. Другими словами, одной только рассудительности и логики может оказаться недостаточно, чтобы найти выход из ситуации. Нынче все большее число лидеров прибегают к интуиции и полагаются на нее при принятии решений.

Продолжая рассматривать психологический портрет эффективного руководителя, перейдём ко второй переменной - стилю руководства.

Стиль руководства - это относительно устойчивая система способов, методов и форм практической деятельности менеджера. Кроме того, под стилем управления понимают манеру и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений. Другими словами, стиль руководства - это система постоянно применяемых методов руководства.

Таблица 1 - Стили руководства

Стиль руководстваОписаниеПлюсыМинусыАвторитарныйВся полнота власти находится у руководителя и все решения принимаются им единолично, не учитывая мнения подчиненных- Не требует особых материальных затрат: позволяет быстрее наладить взаимодействие между сотрудниками и подразделениями.- подавляет инициативу; - требует громоздкой системы контроля за работой персонала; - повышает степень бюрократизма.ДемократическийДелегирование руководителем части своих полномочий подчинённым и принятие решений на коллегиальной основе. Он актуален при стабильной работе предприятия и стремлении его к внедрению инноваций.- стимулирует творческую деятельность; - снижает недовольство сотрудников от принятых решений, так как они принимаются совместно; - повышает мотивацию труда; - улучшает психологический климат и удовлетворённость от выполненной работы.- не осуществляется жесткого централизованного контроля; - ответственность за выполнение может долго перекладываться; - затягивается процесс принятия решений и их выполнения.ЛиберальныйРуководитель практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлена полная самостоятельность.- возможность индивидуального и коллективного творчества подчинённых.- неосмысленное исполнение директив вышестоящих органов управления. - подчинённым предоставляется полная свобода, которая может привести к анархии.

Важно отметить, что "в чистом виде" описанные стили руководства встречаются очень редко. Гибкость руководителя заключается в том, чтобы использовать преимущества каждого стиля и применять его в зависимости от особенностей ситуации.

По исследованиям Ю.П. Степкина, следует говорить о трёх формах авторитета руководителя: моральном, функциональном и формальном.

Формальный (служебный, должностной) авторитет обусловлен тем набором властных полномочий, прав, которые даёт руководителю занимаемый им пост. Такой авторитет в чистом виде способен обеспечить не более 65 % влияния руководителя на своих подчинённых.

Основаниями морального авторитета служат мировоззренческие и нравственные качества личности. Ядро функционального авторитета составляют компетентность руководителя, его разнообразные деловые качества, отношение к своей профессиональной деятельности. Психологический авторитет руководителя, к которому относятся моральный и функциональный аспекты авторитета, является не только условием эффективности руководителя, но и результатом его личностных, стилевых и других жизненных проявлений в руководимом им коллективе.

Таким образом, обобщая всё вышеизложенное, можно сделать вывод, что три важные переменные положены в основу психологического портрета руководителя: личность, стиль руководства, авторитет. Каждая из этих переменных, имея свои особенности, в значительной степени влияет на эффективность руководителя.