Упражнения на поиск внутренних ресурсов. Поиск внутренних ресурсов. Тема: «Самоопределение и самопознание участников»

Сначала ты представишь себе вазу из обожженной глины, прекрасную вазу, какие бывают в Китае, и в Африке, и во Франции. Такие вазы есть и в России. Такие вазы бывают в деревне и в городе. Но эта очень-очень красивая ваза. Она очень искусно разукрашена. И ты ее воображаешь, ты ее мысленно изобретаешь. И когда ты представишь ее как следует, ее форму, со всеми деталями, оттенками цвета, ты знаешь, как можешь дать мне об этом знать... Очень хорошо...

Теперь ты идешь к человеку, который делает такие вазы. Ты выбираешь хорошего специалиста, мастера, который хорошо владеет своим ремеслом. И ты опишешь ему вазу, которую он должен будет для тебя сделать. И когда ты поймешь, что он понял то, что ты от него хочешь, ты дашь мне об этом знать... Ты располагаешь временем, чтобы все хорошо объяснить мастеру, чтобы дать ему все необходимые детали для осуществления твоего проекта... Очень-очень хорошо...

И теперь ты сядешь в кресло напротив мастера и будешь наблюдать за его работой... Очень-очень хорошо... И когда ты сядешь, чтобы смотреть на него, ты дашь мне об этом знать... Чтобы присматривать за ним и, наблюдая, учиться. Но мастер не сразу садится за свой гончарный круг. Сначала он идет на задний двор, чтобы найти среди всего разнообразия глины, гипса и других материалов, которые у него есть, тот, который больше всего подходит для изготовления твоей вазы. Бывает красная глина, есть зеленая глина, и другие сорта тоже есть. Есть твердая глина, есть мягкая, есть эластичная, он выберет ту, которая больше всего подходит для реализации твоего замысла. И ты видишь, как он возвращается и кладет на свой круг кусок этой глины, которую использует, чтобы реализовать твой план. Гончар кладет руки на эту массу, у которой нет определенной формы, и начинает вращать круг... И когда круг начнет вращаться, ты дашь мне об этом знать... Очень-очень хорошо...

Внимательно смотри на круг. И смотри на умную работу рук гончара. Руки сначала работают параллельно, они сближаются и немножко поднимаются вдоль формы, которая мало-помалу появляется... И руки поднимаются вверх... И вскоре форма получена, и гончар убирает руки, чтобы посмотреть со стороны на предмет, который он создал. И когда он уберет свои руки, ты дашь мне об этом знать... У тебя есть время, и ты даешь время гончару, чтобы создать хорошую форму.

Когда гончар примется за вторую часть работы, которую он начинает сейчас, он поместит одну руку... я не знаю, правую или левую... в центр этой формы, а другую руку оставит снаружи... И пока круг вращается, обе его руки будут работать. Рука, которая внутри, будет осуществлять давление наружу, в то время как рука, которая находится снаружи, будет осуществлять давление внутрь. Это работа в двух противоположных направлениях, но фактически взаимодополняющая. Потому что в то время как внутренняя рука давит наружу, наружная рука чуть-чуть отодвигается, чтобы позволить внутренней руке продвинуться наружу. И рука слегка придерживает глину, чтобы не только не испортить форму вазы, а напротив, получить еще более прекрасную.

И ты можешь видеть, как гончар меняет руки местами: рука, которая была снаружи, помещается внутрь, а рука, что была внутри, помещается снаружи. И постепенно благодаря этой чередующейся и внешне противоположной работе рук ваза принимает свою окончательную форму...

И когда гончар придаст вазе окончательную форму, он с большой осторожностью уберет обе руки и остановит круг. И когда круг остановится, ты дашь мне об этом знать... Очень-очень хорошо...

Гончар возьмет вазу и поставит ее в печь, чтобы сделать первый обжиг. И пока ваза обжигается, в том кресле, где ты сидишь, там, у гончара, ты можешь располагать своим временем и предоставить возможность своему разуму поблуждать, помечтать о других вазах или о чем-нибудь другом, о том, что тебя интересует. И в течение нескольких мгновений, пока ваза обжигается в печи, ты можешь мечтать.

И ты слышишь, как гончар открывает печь. Он берет вазу, ставит ее на рабочий стол, ждет, пока она остынет, и начинает третью часть своей работы. Он расписывает вазу. И ты сам подойдешь к нему и точно укажешь, что он должен будет сделать. Он техник, исполнитель, а ты знаешь, что надо делать. Ты знаешь, в каком месте какой цвет нанести. Ты знаешь, как ты хочешь ее украсить. И ты указываешь ему все это с большой точностью. А гончар – хороший мастер, он понимает все то, что ты ему говоришь, и выполняет то, что ты просишь его сделать. И когда ваза будет полностью разукрашена, ты дашь мне об этом знать. Давай хорошие указания, потому что гончару в этой части работы очень важно знать твои желания, знать, в каком направлении ему двигаться, как реализовать твой проект. Очень-очень хорошо. Сейчас гончар будет обжигать твою вазу второй раз, чтобы закрепить то, что сделано. И когда работа будет зафиксирована, он предложит тебе эту вазу... Он дает ее тебе, и ты уходишь с ней. И ты идешь с ней туда, куда хочешь.

А эта ваза немножко волшебная – «ваза с ресурсами». В ней уже находится то, что мы называем ресурсами, которые состоят из твоего прошлого опыта, всякого опыта, потому что всякий опыт положителен, если рассматривать его с нужной точки зрения. А эта ваза очень большая, и она может вместить любой опыт, который придет, начиная с сегодняшнего или завтрашнего дня, и ты поместишь его в эту вазу. Ты поставишь вазу туда, куда захочешь, на место, которое ты знаешь и любишь. И когда ты ее поставишь, ты дашь мне об этом знать... Очень-очень хорошо...

Теперь ты устроишься напротив вазы, там, где она находится, на сиденье, удобном или неудобном... Это сейчас неважно. И ты будешь развлекаться, делая упражнение по левитации, как ты умеешь делать. Ты позволишь правой или левой руке приподниматься в своем ритме, ты предоставишь ей возможность действовать... Хорошо... Ты знаешь, что главное – об этом думать. Понятие легкости... Само понятие легкости позволяет руке стать чуть легче, и тебе нет необходимости думать о чем-то другом... И ты предоставляешь ей возможность стать чуть легче, и когда она станет чуть легче, ты позволишь ей подниматься. Ты можешь представлять себе то, что я говорю... Представить, что вокруг запястья завязана очень легкая нить, а к ней привязаны два-три шарика, и эти шарики приподнимают твою руку.

И пока твоя рука поднимается, ты будешь представлять, что твоя ваза наполняется всеми ресурсами твоего прошлого, какими бы они ни были. Тебе нет необходимости об этом думать... Твое бессознательное их знает. Это ресурсы, которые твое бессознательное получало, начиная с раннего детства, это ресурсы всех обучений твоей жизни... того, чему научили тебя родители, друзья, учителя – всего, чему тебя научила твоя жизнь.

И пока рука поднимается, все эти ресурсы начинают сами по себе размещаться в вазе ресурсов. И когда ваза будет заполнена, ты позволишь своей руке опуститься... зная, что, когда ты этого захочешь, тебе достаточно будет подумать об этой вазе... Почти так же, как детям, которые хорошо об этом знают по сказке про Алладина, у которого есть волшебная лампа, и когда ему нужна помощь в жизни, стоит потереть эту лампу, и появится джинн, который помогает ему разрешить эту проблему. И ваза ресурсов будет чем-то вроде такой лампы. И когда у тебя в жизни появится необходимость прогрессировать в том направлении, в каком ты хочешь, тебе надо будет только подумать об этой вазе. Сначала ты подумаешь о ней специально, а затем тебе уже не нужно будет думать, твое бессознательное само по себе использует все необходимые знания... Очень-очень хорошо...

И ты можешь еще дать возможность своей руке подняться. И твоя рука может подняться к лицу или... туда, куда она захочет. Это неважно. Ты предоставляешь ей возможность действовать, потому что знаешь, что пока твоя рука поднимается, на другом уровне осуществляется работа... может быть, на уровне вазы ресурсов... а может быть, на каком-то другом... Но это не- важно... И нам нет необходимости этим заниматься. Важно то, чтобы ты дал возможность своей руке подниматься туда, куда ей следует подняться, пока не закончится транс.

И когда она поднимется до того места, до которого должна подняться, она начнет опускаться. И пока рука поднимается, та энергия, которая у тебя есть, и те ресурсы, которые сберегались, мобилизуются. И когда вскоре она начнет опускаться, все эти ресурсы направятся в те части твоего тела или твоего духа – а для меня тело и дух – это одно и то же, – которые в этом нуждаются. Все мельчайшие части, из которых состоит ваза, каким бы ни было наше представление об этом, разместятся по своим местам... Одни по своим прежним местам, а некоторые – по другим, потому что каждая вещь должна быть на своем месте. А когда каждая вещь на своем месте, единое целое, которое эти вещи составляют, функционирует лучше всего. И лишь тогда, когда твоя рука окажется на колене, ты сможешь сделать, когда захочешь, глубокий вдох.

Ты располагаешь временем, чтобы закончить эту работу, которую ты очень хорошо выполнил и которую ты сможешь делать и дома, так, как я тебе скажу через несколько секунд... Очень хорошо... Ты располагаешь временем... И когда ты захочешь, ты позволишь себе сделать вдох и откроешь глаза. Спасибо.

Просмотров: 9166
Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения коммуникативные и деловые

Ресурса может быть мало или много, ресурс может тратиться или накапливаться. Ресурсные трансы. Ресурсные состояния. Ресурсы психики.
Что же означает это слово?
Заимствованное из французского языка, оно означает "запас, источник". В данном контексте - запас, источник психической энергии, психических сил. Человеком психический ресурс ощущается как имеющаяся у него свободная сила, энергия, которую он может тратить на что-либо по своему усмотрению.

Откуда берется и на что тратится ресурс?

У здорового человека он всегда есть по умолчанию. Свойство здорового организма - этот ресурс вырабатывать и восстанавливать после того, как он был на что-то потрачен. Определенная часть ресурса тратится на поддержание нормальной работы органов и систем организма, на сон, дыхание, усвоение пищи, двигательную активность и т.д. Эти траты для человека незаметны, он их не ощущает и не контролирует осознанно. Остальное человек расходует на какую-то деятельность - совершение какой-либо работы, произвольных поступков по своему желанию, мыслительную активность, переживание чувств, эмоций и т.д.

Дополнительно ресурс может поступать и из внешних источников, которыми являются обстоятельства, ситуации, занятия, дающие человеку возможность отдохнуть и восстановиться, набраться сил и энергии. Внешние источники ресурса могут быть самыми разными, у каждого человека они свои. Это может быть активный отдых, бездеятельное расслабление, разные способы развлечений, общение, хобби - все что угодно.

Для того, чтобы человек был здоров, нужно чтобы сверх того ресурса, который в данный момент занят, тратится на что-либо, совершает какую-то работу, всегда оставалось еще некоторое количество свободного незанятого ресурса "про запас". Тогда то, что человек в своей жизни делает, ощущается им как, может быть, не всегда легкое, но ему по силам. Интересное, даже если не во всем приятное. Как то, что он сам хочет делать. Краски жизни яркие, она может быть трудная, но интересная, наполненная вдохновением и азартом. В этом временном периоде хочется жить, хочется, чтобы он длился и дальше.

Совсем по-другому человек ощущает себя, когда свободного ресурса почти не остается. Когда длительное время он живет, что называется, на пределе сил, на пределе ресурсов. Краски жизни тускнеют, она уже не так радует и воспринимается не как интересная, а как слишком напряженная. Как нечто, что нужно перенести, перетерпеть и дождаться лучших времен. Хочется, чтобы этот период жизни побыстрее закончился. В этом периоде человек если и обращается за помощью к специалисту, то чаще всего он приходит к психологу и говорит о том, что в жизни его что-либо не устраивает и хотелось бы это изменить.

Если в какой-то момент свободного ресурса не остается совсем, а затраты продолжают нарастать, то появляется клиническая симптоматика психического расстройства: тревожность, плаксивость, подавленность, апатия, страхи, панические атаки, навязчивости, нарушения сна и аппетита и т.д. Такое появление симптомов похоже на то, как при работе компьютера появляется предупреждающее сообщение о том, что недостаточно ресурсов для его нормальной работы:

Как при работе компьютера, когда сообщение появляется вновь и вновь до тех пор, пока нужный уровень свободных ресурсов не будет обеспечен, так и симптомы проявляются до тех пор, пока не будет восстановлен нормальный баланс между затратами и накоплением психических ресурсов.

В чем причины такого истощения ресурса?

1. Слишком большая рабочая нагрузка. Например, человек работает не 8 часов в день, а раза в 1,5 - 2 больше. Или после рабочего дня много занимается каким-то трудом вместо отдыха. В этом случае ресурса тратится больше, чем восстанавливается.

2. Соматические заболевания. Недостаток сна. Недостаточное, несбалансированное питание. Малоподвижный образ жизни. При этом организм ресурса начинает вырабатывать меньше, чем ему нужно.

3. Относительно кратковременные, но большой силы переживания. Например, реакция на одномоментное тяжело переносимое событие. Острый стресс. Ресурс при этом очень быстро в большом количестве тратится и не успевает восстановиться.

4. Длительное время сохраняющиеся переживания негативных чувств, ставшие привычными и фоновыми. Коварство их в том, что со временем жить с этими чувствами становится для человека обыденностью. Он может почти не замечать, сколько сил у него отнимает чувство вины, обиды, тревоги, неудовлетворенности чем-либо, с которым он живет долгое время, порой даже годы, а иногда и с самого детства. Такие чувства могут незаметно, исподволь накапливаться, понемногу создавая ощущение возрастающего внутреннего напряжения и недостатка сил.

5. Недостаточное поступление ресурса извне. Например, человек может почти не иметь внешних источников ресурса и на вопрос "как вы отдыхаете, как развлекаетесь" отвечать "никак". Причем это может быть не связано с нехваткой времени или средств, а быть привычным для него образом жизни: "... как-то так сложилось."
Или же в какой-то напряженный период жизни человек начинает сам себя лишать внешних источников ресурса, рассуждая "не до того сейчас, некогда отдыхать, лучше сейчас поработать, выложиться на полную, а потом отдохнуть". При этом делает ошибку, переоценивая свои силы: если в какой-то период жизни ресурса начинает тратиться больше, то его больше должно и поступать. В это время "подпитываться" ресурсом желательно каждый день, а не переносить на выходные или период отпуска раз в год.
Еще одна причина - "неподходящие" внешние источники ресурса, когда человек отдыхает формально, делает то же, что и другие, его близкие или супруг, но сам при этом себя не чувствует отдохнувшим, потому что именно этот способ отдыха ему не подходит. "Все ходят в баню по выходным, и я хожу. Все играют в домино, и я играю." Найти свой собственный источник ресурса, сохранять и поддерживать с ним контакт - это тоже требует определенных усилий.

Эти причины в различных сочетаниях и приводят к тому, что в какой-то момент психологическая проблема уже переходит в разряд психического расстройства. Надеюсь, у меня получилось кратко и в доступной форме объяснить, как и почему это происходит, а выводы о том, как использовать эту информацию, читателю предлагается сделать самостоятельно.

Каждый человек обладает жизненными ресурсами, которыми может распоряжаться и обеспечивать определенные процессы. Благодаря личностным ресурсам обеспечиваются потребности в выживании, безопасности, комфорте, социализации и самореализации. Другими словами можно сказать, что внешние и внутренние ресурсы человека - это его жизненная опора.

Характеристика личностных ресурсов

Ресурсы разделяют на личные (внутренние) и социальные (внешние).

Внутренние ресурсы - это психически-личностный потенциал человека, а также навыки и характер, которые поддерживают людей изнутри.

Внешние ресурсы - это те ценности, которые выражаются в социальном статусе, связях, материальном обеспечении и всем остальном, что помогает человеку во внешнем мире и социуме.

Данная статья расскажет о том, насколько в важны ресурсы внутренние и, каким образом их следует развивать, а также использовать для достижения успеха.

К внутренним ресурсам человека можно отнести:

Здоровье (физическое и психологическое);

Характер;

Интеллектуальные способности;

Навыки, умения, опыт;

И эмоции;

Самооценку и идентификацию;

Самообладание;

Духовность.

Для достижения успеха и гармонии с миром именно эти внутренние ресурсы человека должны быть развиты до максимального уровня. Многие специалисты в области социальной психологии отмечают, что люди, которые занимаются самосовершенствованием, в большинстве случаев добиваются поставленных целей. У них есть возможность контролировать в первую очередь себя, а уже затем брать под контроль ситуации, окружающие их. Именно такой алгоритм поведения является правильным для влияния на различные социальные процессы.

Здоровье (физическое и психологическое)

Здоровое тело человека, которое в необходимом количестве получает отдых и еду, а также в необходимом количестве расходует свою внутреннюю сексуальность и энергию - это внутренние ресурсы человека, от которых зависит большая часть успеха в жизни.

Психологическая составляющая (процессы психики и ее функции) также расцениваются как основополагающие ресурсы. Внутренние составляющие психики личности - это эрудированность и начитанность, образное и абстрактное мышление, интеллект, умение пользоваться информацией, способность к анализу и синтезу, внимание, быстрая переключаемость с одних объектов на другие, воля и воображение.

Эмоции и позитивное мышление

Различные эмоциональное состояния - это неисчерпаемые ресурсы. Внутренние настроения могут задавать ритм, как физическому телу, так и психике в целом. При этом ресурсами выступают как ощущение благоприятных эмоций, таких как радость, счастье, веселье, умиротворенность, так и ощущение горя, печали, гнева, ярости. Но каждая из эмоций должна нести в себе созидательную функцию. К примеру, ярость и гнев в отстаивании своих прав может обозначить и не позволит оппоненту их нарушать. А вот ярость, направленная на уничтожение (моральное или психологическое) другой личности, уже несет в себе разрушающую функцию.

Ракурс на созидание позволит выработать способность к позитивному мышлению, что очень часто становится помощником в разрешении многих проблем и жизненных неурядиц.

Характер

Под характером понимаются не только те черты, которые являются высокоморальными и привлекательными для общества в целом, но и те, которые помогают личности продвигаться к достижению каких-либо результатов. К примеру, в обществе не очень приветствуется гневливость и раздражительность, но благодаря им человек всегда сможет постоять за себя в тяжелой ситуации. Именно поэтому такие черты - это тоже ресурсы. Внутренние ресурсы личности, заключающиеся в характере, конечно, должны быть близки к идеалам общества. Стоит помнить о том, что все особенности характера должны проявляться в нужное время и в нужном месте, в таком случае они пойдут только на пользу самому человеку и окружающим.

Навыки, умения, опыт

Умение - это, то, что человек научился делать, а навык - это автоматизирование умения. Благодаря этому личность может окружающим его людям. Таким образом проявляется внутренний ресурс, который заключается в умении.

Опыт, переработанный и пережитый, является важным ресурсом человека. Все то, что смог осознать и прочувствовать человек это уже опыт и в будущем личность может осознанно им воспользоваться в схожих ситуациях для преодоления каких-либо трудностей.

Самооценка и идентификация

Идентичность - это то, с чем мы себя отождествляем и идентифицируем. Последняя характеристика может быть профессиональная, социально-ролевая, гендерная. Это также является внутренним ресурсом, позволяющим выполнять те функции и обязанности, которые мы осознанно принимаем. Самооценка играет важную роль в жизни человека и правильное использование этого ресурса. Можно сказать, что именно реальная оценка своего положения в обществе и отношение к себе позволяют взвешивать собственные поступки и неудачи, делать выводы и продолжать добиваться поставленных жизненных целей.

Самообладание

Умение правильно реагировать на происходящие ситуации - это крайне важная составляющая любой личности. Использование ресурса самообладания позволяет человеку анализировать и правильно выбирать модель поведения, которая не навредит ни окружающим, ни самому себе.

Духовность

Под духовностью в области внутренних ресурсов понимается не только вера во высшие силы, но и ценности, которые связаны со справедливостью, любовью, верой в магию и энергетику. Именно эти нематериальные ценности приподнимают человека над земным хаосом, и позволяют ему становиться более разумным.