Образование как фактор социализации личности. Общие основы педагогики. Личность и процесс ее формирования

  • Байрамгулова Илюза Ризвановна , студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • СОЦИАЛИЗАЦИЯ
  • ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ
  • ЛИЧНОСТЬ

В статье рассматривается феномен социализации как важнейший фактор формирования личности. Обращается внимание на роль «значимого другого» в процессе социализации

  • Существует ли в современном обществе рабство? Каковы его особенности?
  • Что зависит от конкретного человека в изменении общества к лучшему? Формула святого Серафима: стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся
  • Сравнение языков программирования на примере сортировки массива

Социализация – это процесс освоения и усвоения человеком своего социального статуса, термин, используемый для описания процесса, в ходе которого люди обучаются соблюдению социальных норм, процесса, делающего возможные существования общества, передачу его культуры от поколения к поколению. Социализация может пониматься как интернализация социальных норм: социальные правила становятся внутренними для индивида в том смысле, что они более не навязываются посредством внешней регуляции, а как бы налагаются индивидом самим на себя, являясь, таким образом, частью его «я» . Так у индивида вырабатывается чувство потребности соответствия социальным нормам. То есть, интернализация – процесс, в ходе которого индивид познает и принимает в качестве обязательных те социальные ценности и нормы поведения, которые приняты в рамках его социальной группы или более широкой общности .

Социальные нормы – правила поведения, которые либо стихийно складываются в обществе в ходе его более или менее длительного исторического развития (нормы морали), либо устанавливаются государством (нормы права).

Социализация личности включает в себя и социальную адаптацию – приспособление индивида к социально–экономическим условиям, к социальным группам, к ролевым функциям и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Иначе можно сказать, что внешняя среда включает экономические, политические, социальные, демографические условия, систему ценностей в обществе, культуру и менталитет народа, религиозные верования, законодательные акты и т.д..

Социализацию нельзя сводить только к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий как социально–контролируемых и направленно– организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно. Она есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как её условие и как результат. Непременным условием социализации является самоактуализация личности, её активная работа. Какими бы благоприятными ни были условия социализации, её результаты во многом зависят от активности самой личности. В этом отношении большую роль играет включение ребенка в процесс творчества, импровизации .

Стадии социализации

Социализация есть процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека. В связи с эти обычно различают определенные этапы социализации.

  • Начальный – социализация ребенка в пределах семьи.
  • Средний – обучение в школе.
  • Завершающий – социализация взрослого человека, этап принятия тех ролей и обретения статусов, к которым они не могли полностью подготовиться в ходе первых двух стадий (например: работника, супруга, родителя).

В детстве закладывается фундамент социализации, и в то же время это самый незащищенный её этап. Дети, выросшие в сообществе животных, и затем возвращенные в общество, не могут овладеть речью, научиться абстрактно мыслить, стать полноценными людьми. Дети, изолированные от общества, в социальном плане погибают. Социализация должна начинаться в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность.

Упорядочение человеческой жизнедеятельности во всех её проявлениях, во всех сферах общественной жизни осуществляется с помощью социальных институтов: института брака, семьи, политических организаций, образования, здравоохранения, СМИ и т.д. Все они в той или иной мере участвуют в социализации личности, но центральное место в этом процессе занимает семья. Это объясняется, прежде всего, тем, что именно в семье осуществляется первичная социализации индивида, закладывается основа его формирования как личности. Семья обеспечивает социализацию ребенка в ходе усвоения им нормативов общественной жизни, сообщает членам семьи чувство безопасности, удовлетворяет потребность в совместных переживаниях, в обмене чувствами и настроениями, предотвращает психологическую неуравновешенность, защищает от переживания чувства изолированности и т.д.

Многие мыслители, начиная с Платона, говорили об обобществлении воспитания детей, однако все попытки социализации вне института семьи оказывались неудачными. Например, после революции в Советском Союзе были созданы специализированные программы общественного воспитания детей с тем, чтобы женщины могли участвовать в трудовом процессе. Этот эксперимент не получил широкого распространения. Семья для ребенка является первичной группой, именно с неё начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других социальных групп, в личности всегда остается привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

Динамика социальных процессов, социально–экономический кризис в качестве нежелательного результата может оказать деструктивное воздействие на социальные группы и общности, привести их к частичной дезорганизации. Так, если с внешней стороны социальные процессы типа миграции, развития городов, промышленности и т.д. ведут к распаду больших семей, складывающихся из двух или трех поколений, то дезорганизация функций выражается в расшатывании ценностей, противоречивости стандартов и образцов поведения, ослаблении нормативной структуры группы, что ведет к росту отклонений в поведении членов этих социальных групп. Если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях, то возникают трудности с социализацией .

Социализация приобретает исключительную актуальность в условиях реформирования российского общества и возникновения новой социальной ситуации: интенсификации и кризиса социально–экономических и демографических перемен, усложнения социального окружения, падение нравственных идеалов, роста детской и подростковой преступности, когда человеческая и, прежде всего, детская способность к адаптации подвергается огромным испытаниям. В этих условиях важнейшей задачей семьи и педагогов становится управление ходом включения подрастающего поколения в новую социальную среду. Современная школа – это социальный институт, в котором ребенок приобретает социальный опыт, является примером функционирования определенных общественных отношений. зависимости от степени адаптации ребенка к школе в начале обучения формируется его место в ней, вырабатывается соответствующие отношения к учебной деятельности, школе, учителям, одноклассникам, а в конечном итоге, к миру и жизни в целом. Традиционные формы обучения не удовлетворяют требованиям современности по включению ребенка в жизнь общества, многие семьи сейчас фактически не способны обеспечить выпадающую на их долю часть процесса социализации, что приводит к необходимости создания новых программ социализации учащихся.

Список литературы

  1. Рахматуллин Р.Ю. Философия: курс лекций. Уфа: УЮИ МВД РФ, 1998. 310 с.
  2. Рахматуллин Р.Ю., Абдуллин А.Р., Рассолова И.Ю. Основы истории и философии науки: учебное пособие. Уфа: УЮИ МВД РФ. 2005. 132 с.
  3. Рахматуллин Р.Ю. Об онтологических основаниях логического мышления // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2014. № 9-2 (47). С. 148-150.
  4. Столетов А.И. Философия и поэзия: точки пересечения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 11. С. 18-24.
  5. Рахматуллин Р.Ю. Личностный образец как фактор социализации // Вестник ВЭГУ. 2013. № 3 (65). С. 114-121.
  6. Рахматуллин Р.Ю. Кораническая антропология // Молодой ученый. 2014. № 10 (69). С. 561-563.

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 78 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Секция 4.

«Внеклассная и внешкольная деятельность обучающихся как фактор их гражданского становления»

Тема выступления:

«Гражданское образование как фактор социализации личности»

Учитель русского языка и литературы,

классный руководитель 6-А класса

Ставцева И.В.

На протяжении всей жизни каждый человек участвует в процессе социализации личности. Любой индивид испытывает на себе регулярные изменения и с годами меняется сам, чтобы приспособиться к новым условиям жизни. Поэтому можно сделать вывод, что человек представляет собой социальное существо.

Процесс интеграции каждого индивида в общественные слои считается достаточно сложным и довольно длительным, поскольку включает усвоение ценностей и норм социальной жизни и определенных ролей. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом. В результате данного процесса человек усваивает образцы поведения, ценности и социальные нормы. Все это крайне необходимо для успешного существования в любом обществе.

Определяют такие основные этапы социализации личности:

Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

Ученые каждый этап рассматривают отдельно, давая подробную характеристику всем происходящим процессам. Я предлагаю выделить главные моменты в каждом этапе, чтобы понять, как на социализацию влияет гражданское воспитание.

Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.

Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.

Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.

В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляются на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступит в возрасте 30 лет.

Именно юные годы наиболее активно используются для становления в собственной жизни и выбора социального сообщества.

В условиях реформирования общества особое значение приобретают перспективы развития личности и реализации ее прав. Эта проблема не только имеет академически-познавательный характер, но и напрямую связана с практическим вопросом современного общества: каким путем пойдет молодая республика, и какая при этом роль будет отведена личности. Однако существует ряд объективных факторов, препятствующих реализации этого стратегического направления

Прежде всего, огромное негативное влияние оказывает переходный период развития нашего общества, выражающийся не только в глубоких экономических и социальных изменениях, но и в идеологическом вакууме. Позитивные и негативные тенденции, характерные для данного периода, оказывают неоднозначное воздействие на сознание и поведение молодежи. Кроме этого, невозможно добиться реальных результатов в гражданском образовании без осмысления особенностей исторического развития страны, национального менталитета ее граждан, присущей им политической культуры; исходя из этого, можно задаться вопросом: на каком фундаменте мы собираемся формировать гражданскую личность?

Можно сделать вывод, что гражданская личность является одновременно не только следствием, но и предпосылкой становления гражданского общества и правового государства. С этой точки зрения содействие гражданскому образованию становится одной из самых значимых задач современной школы.

Если нет возможности опираться на исторические традиции, определим другие факторы гражданского образования.

Во-первых, это семья, в которой дети получают первые уроки политических знаний и стереотипов поведения, обретают чувство любви к родине. Не случайно известный английский философ Ф. Бэкон писал: «Любовь к Родине начинается с семьи». Однако в современных условиях мы можем констатировать такое явление, как культурный разрыв между поколениями, когда родители и дети, старшие и младшие братья и сестры в одной семье оказываются включенными в совершенно разные культурно-ценностные страты, что приводит их к непониманию друг друга. Что актуально и значимо для одних, совершенно безразлично для других. Поэтому переоценивать роль семьи в гражданском образовании не следует.

Во-вторых, важным фактором в гражданской социализации ребенка являются группы сверстников, детские и юношеские общественные организации, которые существовали в советский период истории нашей страны. Сегодня, как правило, дети предоставлены сами себе и рассчитывать на эффективную помощь данных организаций в гражданском образовании не представляется возможным. Между тем, классик американской политической науки Мерриам отмечал «продуманность советской системы формирования политической культуры гражданина», хотя и не разделял и не принимал многие принципы, лежащие в ее основе.

В этих условиях школа может оказаться наиболее устойчивым институтом гражданской социализации и гражданского образования, блокируя негативные тенденции в сознании и поведении учащихся, используя присущие ей средства для утверждения в обществе гражданской культуры.

Исходя из выше сказанного, сформулируем важнейшие принципы конструирования содержания уроков гражданственности.

Во-первых, содержание гражданского образования должно включать знания, способы деятельности, ценностные ориентации, без которых невозможно выполнять типичные социальные роли в современном обществе.

Во-вторых, необходимо рассматривать каждый объект социальной действительности одновременно с позиций различных наук (например, политологии, экономики, философии, социологии, этики, права и др.), то есть комплексно.

В-третьих, следует помнить, что в условиях нарастающего экологического кризиса на первый план выходят задачи, связанные с выживанием человека, которые требуют, чтобы личность осознавала себя частью социума, частью природы, понимала ответственность за их развитие.

В-четвертых, личный опыт учеников выступает эффективным средством гражданского образования, что предполагает обращение к реальной политической, экономической, социальной действительности, ее

тенденциям и противоречиям.

В-пятых, уроки гражданственности должны быть ориентированы

на систематическое моделирование и анализ жизненных ситуаций, требующих применения учащимися знаний и умений, приобретённых в учебном процессе.

В-шестых, обучение гражданина предполагает формирование гражданских ценностей (отношение к правам и свободам как высшей ценности, гражданский мир и согласие, государственное единство, любовь и уважение к Отечеству и др.).

Перечисленные принципы построения содержания уроков гражданственности станут эффективными лишь при условии продуктивного общения между учителем и учеником, основанном на диалоге. Для этого ученики должны понимать отношения между гражданами, гражданами и обществом, гражданами и государством; должны уметь жить в современном мире с его многообразием культур, владея способами деятельности, практическими умениями, моделями гражданского поведения. Учащимся следует также уметь преодолевать собственный эгоизм и осознавать последствия своей деятельности.

Таким образом, осуществление цели гражданского образования требует системного подхода в плане интеграции урочной и внеурочной деятельности. Весь образовательный процесс призван служить гражданской социализации личности.

Список использованной литературы

1. Баранов П. А. Современный гуманизм и гражданская позиция личности //Гражданское образование. Материалы международного семинара. СПб., 1997.

2. Бацын В. К. Гражданское образование в России: вызов и ответ // Там же.

3. Боголюбов Л. Н. Изучение социально-гуманитарных дисциплин как необходимое условие формирования у учащихся гражданской культуры // Социально-политический журнал. 1997.

4. Гражданское образование в Российской школе / Сост. Т. И. Тюляева. М.,2003.А. А. Демидов,руководитель МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»

5.Интернет-ресурсы. PSYLIB САМОПОЗНАНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ. Психологическая библиотека Киевского Фонда cодействия развитию психической культуры

6. http://www.edu-psycho.ru/socializaciya-lichnosti.html Все о психологии. Психология, статьи по психологии. Социализация личности. Этапы социализации личности.

Рассмотрев сущность индивидуальности, мы получили возможность подробнее исследовать проблемы развития индивидуальности и воспитания личности. Для этого необходимо обратиться к основным категориям педагогики, отражающим рассматриваемые явления. Категории, как известно, представляют основные, фундаментальные в данной науке понятия. В педагогике это - воспитание, развитие, обучение, образование, формирование, личность. С течением времени их содержание постоянно уточнялось, в отечественную педагогику входят, а точнее, возвращаются, такие понятия, как «социализация», «индивидуальность» и др.

Центральной проблемой в настоящее время является раскрытие категории социализации, рассмотрение проблемы перехода от биологического существования к жизни в качестве социализированной личности. В первой половине XX века психологи Н. Миллер и Дж. Доллард ввели в научный обиход термин «социальное научение». На этой основе вот уже полвека разрабатываются концепции социального научения, центральной проблемой которых стала проблема социализации.

Социализация - это процесс, который позволяет ребенку занять свое место в обществе, это продвижение новорожденного от асоциального состояния к жизни в качестве полноценного члена общества. Приведем понимание социализации, введенное в науку французской социологической школой: «социализация» - это «очеловечивание» под влиянием воспитания, это «воздействие поколения взрослых на поколение молодых»

(Э. Дюргейм). При этом для индивида воспитание выступает как давление, принуждение, навязывание чужих идей. По Ж. Пиаже, социализация - это процесс адаптации к социальной среде, состоящий в том, чтобы ребенок, достигнув определенного уровня развития, становился способным к сотрудничеству с другими людьми. В отечественной педагогике введено аналогичное понимание этого процесса.

Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому он принадлежит. Этот процесс происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а также в ходе целенаправленного, педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит. Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду 1 .

В науке существует два подхода к пониманию сущности социализации, различающихся представлениями о человеке и его роли в процессе собственного развития. Так, одни исследователи указывают, что содержание процесса социализации определяется заинтересованностью общества в том, чтобы его члены успешно овладевали общественными ролями, могли участвовать в производительной деятельности, создавали прочную семью, были законопослушными гражданами и т.д. Это характеризует человека как объект социализации (Дж. Балантайн, Т. Парсонс и др.). Другой подход связан с тем, что человек становится полноценным членом

Г.М. Андреева. Социальная психология. М., 1994. С. 241.

общества, выступая не только объектом, но и субъектом социализации. Как субъект он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества в единстве с реализацией своей активности, саморазвития, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, но и активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства (Дж. Мид, М.И. Рожков и

Нам представляется, что существует и третий подход - телеологический - со стороны целей государства, общества, человека. В соответствии с ним социализация может проходить по нескольким направлениям: во-первых, это может быть развитие индивидуальности и воспитание личности в интересах индивида; во-вторых, в интересах общества и индивида; в-третьих, изменение их в интересах только общества (или государства), но не индивида; наконец, в-четвертых, их изменение в интересах определенных групп. Идеалам гуманистической педагогики соответствуют первые два направления. Первое направление предполагает достижение целей социализации путем развития природных задатков в различных сферах человека (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и др.), а второе предполагает изменение этих сфер в соответствии с идеалами общества. Отсюда следует, что первое направление решает задачи развития индивидуальности, второе - воспитания личности. Развитие предполагает совершенствование психических качеств, основных сфер человека - его индивидуальности. В последнее время (XX век) отечественная педагогика делала большой перекос, сосредоточив все усилия на воспитании личности и не уделив должного внимания развитию индивидуальности, сузив при этом понимание социализации до воспитания.

Таким образом, в процессе социализации человек выступает и как ее объект, и как субъект. При этом эффективность этого процесса определяется соотношением целей человека, общества и государства.

В педагогике наряду с социализацией широко используют такие понятия как «развитие», «воспитание», «обучение», «формирование». Как соотносится понятие «социализация» с этими категориями?

Развитие - это изменение, представляющее собой переход качества от простого ко все более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к наступлению качественных изменений. Являясь процессом обновления, рождения нового и отмирания старого, развитие противоположно регрессу, деградации. Источником и внутренним содержанием развития является наличие противоречий между старым и новым. Физическое и психическое развитие человека отвечает общим закономерностям. Поскольку явления физического и психического развития школьника, как и все явления природы, имеют свое прошлое и будущее, что-то отживающее и нечто нарождающееся, им свойственны внутренние противоречия (например, противоречие между требованиями, предъявляемыми к организму, индивидуальности или личности, и тем, чем уже располагает человек, и как он может ответить на эти требования). Рост организма (количественные изменения) связан с изменением его структуры и функций (качественные изменения). Накопление количественных и качественных изменений в организме приводит к переходу от одних ступеней возрастного развития к другим, более высоким. При этом каждая ступень возрастного развития качественно отлична от всех других. Задача педагога - способствовать развитию организма ребенка (физическое развитие), его индивидуальности (психическое развитие) и личности (воспитание личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага жизни и с уверенности воспитателя (родителя, учителя), а затем и ребенка, что всего можно добиться, если проявить достаточную настойчивость и упорство. Сошлемся на афоризм Конфуция: «Если я буду ежедневно приносить по корзине земли и не отступлюсь от этого, то создам гору».

Таким образом, когда говорят о развитии, предполагают изменение биологического (организм), психического (индивидуальность) и социального (личность) в человеке. В педагогике под развитием понимается развитие индивидуальности и развитие организма. Развитие социальных качеств (личностных свойств) под воздействием других людей называется воспитанием.

Воспитание - это целенаправленный и организованный процесс, приводящий к развитию личностных качеств и личности в целом. Исторически к этой категории существовали различные подходы. В классической педагогике воспитание определялось в широком и в узком смысле слова (ранее говорили «тесном»). В первом случае воспитание предполагало влияние на человека общества в целом, то есть отождествлялось с социализацией. В узком смысле под воспитанием понимали целенаправленную деятельность педагогов, призванных формировать у человека систему качеств или какое-нибудь конкретное качество (например, воспитание творческой активности).

Довольно сложным является соотношение понятий «социализация» и «воспитание». В широком смысле слова под воспитанием понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта, что, по сути, и есть социализация. Воспитание в узком смысле слова - как управление процессом развития личности - можно рассматривать в качестве одного из компонентов процесса социализации, который можно назвать педагогическим. Основная социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание - вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция воспитания, конкретные его содержание и сущность изменяются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни общества, общественными отношениями, борьбой идеологий.

Воспитание предполагает целенаправленное управление процессом развития человека через включение его в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности. Воспитание рассматривает свой объект одновременно в качестве своего субъекта. Это означает, что целенаправленное влияние на детей предполагает их активную позицию. Воспитание выступает как этическое регулирование основных отношений в обществе; оно должно способствовать реализации человеком себя, достижению идеала, который культивируется обществом. Если развитие направлено на качества, которые присущи индивиду и которые развиваются, то воспитание исходит из качеств общественной морали, и эти качества получает индивид в процессе воспитания. В своем единстве развитие и воспитание составляют сущность формирования человека.

Что касается обучения, то его цель - изменить индивида. Обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учащихся, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование индивидуальных и личностных свойств.

В педагогике широко используется также термин «формирование» (формирование интеллектуальной, мотивационной и др. сфер, формирование коллектива, формирование личностных качеств, формирование характера и пр.). Формирование -придание определенной формы. Это - непедагогическое (межнаучное) понятие.

Сказанное ранее позволяет следующим образом соотнести упомянутые категории. Развитие, согласно словарю по психологии, определяется как «процесс формирования... в результате его социализации и воспитания» 2 . Понятие «формирование» здесь имеет условный смысл, в зависимости от рассматриваемого механизма - воспитания или социализации, которые отличаются по признаку стихийности воздействия на человека различных обстоятельств жизни в обществе (социализация) или целенаправленности формирования знаний (обучение), формирования личности (вос­питание), формирования индивидуальности (развитие). Это означает, что обучение, как и воспитание и формирование, являются факторами развития, а в итоге социализации человека. Поэтому социализация - самое широкое понятие, включающее влияние стихийных обстоятельств жизни и процесс целенаправленного педагогического формирования индивида (обучение, воспитание, развитие).

Таким образом, категория «социализация» включает обучение учащегося, развитие его индивидуальности и воспитание личности, но не исчерпывается ими (кроме педагогических она включает ряд макро-, мезо- и микрофакторов). Обучение, развитие и воспитание воздействуют на один и тот же предмет (индивида) с одной и той же целью - полной его реализации в обществе, однако развитие обращено к тому, что уже присуще индивиду, а воспитание и обучение - к тому, чего у него нет, но что дано в культуре, в общественной морали, в нравственных нормах и нравственных качествах людей. Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга, поэтому в педагогике исследуется и воспитание личности, и развитие индивидуальности, и обучение как процесс передачи культуры (социального опыта). Воспитание как бы обрамляет развитие, придает качествам индивида нравственный вектор. В своем единстве обучение, развитие и воспитание составляют сущность онтогенеза личности и результат целенаправленной социализации индивида.

В процессе социализации решаются две группы задач: 1) социальной адаптации (интегрированное™ человека с обществом) и 2) социальной его автономизации (дифференциации человека и общества). Решение этих задач, по сути противоречивых и в то же время диалектически единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, то есть здесь в большей степени должны решаться задачи воспитания личности, а социальная автономизация - реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке - здесь уже в большей степени должна развиваться индивидуальность человека. Решение задач социальной адаптации и социальной автономизации регулируется кажущимися противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой». Но эти мотивы могут сосуществовать друг с другом, ибо

Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского. М, 1990. С. 331.

один направлен на развитие личностных качеств, а другой - индивидуальных. Так, мотив «Быть со всеми» отражает связь с личностными свойствами человека, а мотив

«Оставаться самим собой» - с индивидуальными.

Успешная социализация предполагает эффективную социальную адаптацию человека, а также его способность в определенной мере противостоять обществу, жизненным ситуациям, которые мешают его саморазвитию, самореализации, самоутверждению; иными словами, необходимо определенное равновесие между идентификацией с обществом и обособлением в нем. Адаптированный в обществе человек, не способный противостоять ему (конформист), является жертвой социализации. Человек, не адаптированный в обществе, также является ее жертвой (правонарушитель, девиант). Гармонизация отношений человека и его окружения, смягчение неизбежных противоречий между ними является одной из важных задач социализации (точнее, той ее части, которая называется воспитанием). Поэтому «воспитание» начинает принимать иной смысл: не навязывание, не передача социального опыта, а управление социализацией, гармонизация отношений, организация свободного времени.

На социализацию человека влияет ряд факторов, требующих от него определенного поведения и активности (И.С. Кон). Первая их группа - макрофакторы (космос, планета, мир, страна, общество, государство), которые влияют на социализацию всех жителей планеты, а также больших групп людей, живущих в определенных странах. Вторая - мезофакторы, условия социализации больших групп людей, выделяемых: а) по национальному признаку, б) по месту и типу поселения, в котором они живут (регион, город, поселок, село), в) по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др.). Эти факторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через микрофакторы. К микрофакторам относятся: семья, группы сверстников, микросоциум, организации, в которых осуществляется социальное воспитание - учебные, профессиональные, общественные, частные и пр. Влияние микрофакторов на развитие человека осуществляется через агентов социализации (И.С. Кон, А.В. Мудрик), то есть лиц, во взаимодействии с которыми протекает его жизнь (родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя).

Выделение ряда факторов позволяет классифицировать механизмы (способы) социализации. К ним относятся: традиционный (через семью и ближайшее окружение); институциональный (через различные институты общества); стилизованный (через субкультуры); межличностный (через значимых лиц); рефлексивный (через переживание и осознание). Таким образом, социализация человека происходит в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, агентами, при помощи ряда механизмов. Однако их функции в процессе социализации могут как дополнять друг друга, так и противоречить друг другу. В связи с этим учителю необходимо определить направление процесса социализации, уметь выявить его позитивные и негативные возможности и найти приемы усиления позитивных и компенсации негативных обстоятельств.

Понимание социализации как целостного процесса во всей совокупности объективных социальных условий требует прежде всего преодоления типичной для массовой практики недооценки социальной (макро- и микро-) среды в жизни человека, ведущей в традиционной педагогике к фетишизации педагогического процесса, педагогическому волюнтаризму, будто бы школа, например, или какое-либо другое учреждение способно своими силами решить проблемы формирования желаемых уровней развития личности и индивидуальности. Каждое конкретное образовательное

учреждение имеет определенные границы своих возможностей в решении проблемы социализации. Эти возможности увеличиваются, если учреждение осуществляет свою деятельность в единстве с другими факторами.

Одной из самых эффективных социальных сил, влияющих на социализацию человека, его поведение в обществе, является семья. Коренная причина современного кризисного состояния личности - семьи - общества заложена в характере социальности, построенной на первичности государственных интересов, приспособлении человека и семьи к нормативам поведения, которые определяло государство. Семья выступала лишь как вспомогательный институт, участвующий в решении общей задачи - подчинении человека государству. Внимание же педагогики в основном было сосредоточено на школе, детсадах, пионерских, комсомольских и др. коллективах, а не на человеке. В условиях формирования новой социальности, когда ставится цель - содействие развитию человека, реализации его способностей и задатков в плюралистическом обществе, - именно человек, его индивидуальность становятся первичными. Если же первичным является отдельный человек, то семья представляет ту микросреду, в которой, по выражению Ф.М. Достоевского, человек только и может «выделаться» в человека. И, следовательно, направленность модели взаимодействия личности, семьи и общества должна иметь прямо противоположный вектор и строиться на принципиально иной основе. Должен быть признан примат семьи, семейно-бытовой среды (а не производственной, учебной) в проведении процесса социализации. Это ведет к пересмотру исходных установок при практической работе и изменению самих методологических оснований во взаимосвязи семьи и общества - на принципах первичности личности и семьи по отношению к любым общественным институтам. Человек проходит первичную и главную социализацию в нормальной семье. В рамках же иных общественных структур совершается последующая социализация. Не семья должна выступать помощником общества, а общество должно всемерно помогать, поддерживать семью. Поэтому в настоящее время во многих странах (Франция, Швейцария, Австрия, Германия и др.) в структуру социальной работы введены организаторы свободного времени. Эти специалисты именуются аниматорами (фр. «animer» означает вдохновлять, побуждать к деятельности). Их задача - оказание помощи семье.

Практически все специалисты сходятся во мнении о том, что образование как социальный институт выполняет функцию социализации личности. Однако различные исследователи по-разному трактую механизмы и способы ее реализации. Э.Дюркгейм видел в образовании средство сохранения общественного порядка: «Образование является средством, с помощью которого общество подготавливает еще у детей основные условия своего существования» 11 Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - М.: Канон, 1995. - С.261.. К.Манхейм, развивая подобный взгляд, определил образование как способ обеспечения социальной гармонии и решения социальных проблем. Д.Дьюи полагал, что образование, влияя на умы, способно изменить характер взрослого общества. Поэтому молодежь следует как можно дольше держать под влиянием системы образования. В соответствии с этой ролью образование, по мнению Т.Парсонса, выполняет следующие функции:

Экономическую , связанную с возрастающим значением образования в подготовке работников и их определенной «сортировкой» для последующей деятельности в различных сферах жизни общества;

Социальную , обеспечивающую мобильность людей, способность продвигаться по социальной лестнице;

Политическую , нацеленную на обеспечение большего социального равенства, расовой интеграции людей;

Социального контроля , заключающегося в приобщении обучающихся к социально приемлемым нормам и ценностям.

Столь высокая значимость образования проявилась в растущем внимании общества к проблемам обучения: удлинении сроков обязательного школьного образования; его реорганизации, направленной на создание единой системы средних школ как средства, способного обеспечить большее социальное равенство; в разработке общенациональных и специальных программ развития образования; в дифференциации образовательных учреждений по целому ряду параметров (массовое и элитарное обучение, государственное и частное, общее и профессиональное и т.д.).

Вера в адаптивные возможности образования породила в 50-60-е годы настоящий бум исследований. Они подтвердили огромную роль образования в сохранении общественной стабильности и культурных ценностей и одновременно продемонстрировали его влияние на социальные перемены. В образовании видели важную предпосылку для «восходящей мобильности», основанной на учебных результатах учащихся. Под влиянием этих исследований в 70-е годы родилась теория «человеческого капитала», согласно которой образование является своеобразным капиталовложением в будущее. Чем выше качество образования, получаемого человеком, тем более существенными окажутся дивиденды. И наоборот: чем оно ниже, тем меньше шансов на жизненный успех в будущем. Но вскоре пришло отрезвление. Уже с середины 70-х годов статистика стала показывать, а исследователи подтверждать, что адаптивные возможности образования не беспредельны. Заговорили о том, что основными качествами, обеспечивающими передвижение человека по социальной лестнице, являются предприимчивость и деловая хватка, а не образование. Оказалось, например, что меры по ликвидации расовой сегрегации в школах США еще не обеспечили высокого качества образования. Ряд исследователей обнаружили, что раса и статус родителей оказывают более важное влияние на мобильность и статус детей, чем количество лет, потраченных на учебу. Изучение жизненных достижений людей показало, что они зависят не столько от качества полученного образования, сколько от семейной среды и классовой принадлежности родителей.

То, что источники неравенства лежат вне системы образования и она не способна эти факторы «отменить», вовсе не означает, что образование не обладает социализирующими возможностями в адаптивном контексте. Во-первых, результаты исследований побудили педагогов искать в содержании и организации обучения возможности, компенсирующие недостатки «культурной среды» (дифференцированный подход к учащимся, гуманизация образовательных технологий и т.д.). Во-вторых, повысилось внимание государственных и общественных структур к образованию как социальному институту, призванному готовить человека к продуктивному участию в общественной практике. Это выразилось в закреплении в законодательствах стран права на образование и доступность обучения для всех; во введении всеобщего среднего образования на единой и бесплатной основе; в расширении системы профессионального образования и повышения квалификации и т.д. В-третьих, расширились рамки изучения роли образования в жизни человека. К традиционным объектам изучения - дошкольному и школьному этапам жизни - прибавился новый - жизнь взрослого человек.

Дополнительные социализирующие возможности образования раскрыли сторонники «развивающей» концепции, видевшие в нем важный фактор формирования личности. В качестве одного из ведущих направлений в этой области следует выделить исследования образования как фактора социализации интеллекта. Так, научный коллектив, работавший под руководством Б.Г. Ананьева, пришел к выводу, что под влиянием образования повышается уровень развития интеллекта. Он становится более гибким и подвижным.

На основании целого ряда исследований, предпринятых в 60-70-е годы, Д. Брунер утверждал, что «... один только факт посещения школы создает неизмеримые возможности для интеллектуальной жизни ребенка».

Одновременно развернулись исследования, посвященные социализирующей роли образования как фактора развития межличностных отношений. Оказалось, например, что с ростом образовательной подготовки уходит на второй план сугубо утилитарный смысл общения. Оно начинает охватывать широкий спектр проблем и обеспечивать избирательность в сфере контактов. Преимущество отдается тем людям, общение с которыми существенно обогащает человека, а отношения делает более прочными и надежными 11 Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. - Минск, 1976..

Социализирующие возможности, которыми обладает образование, не обедняются в кризисном обществе. Стабильная ориентация учащихся девятых классов на получение полного среднего, а выпускников школ на получение высшего образования, растущий конкурс при поступлении в вузы - тому свидетельство. В сознании молодых людей качественное образование выступает в определенной мере гарантом будущего жизненного успеха. Поэтому суждения о том, что наше общество «скатывается в ситуацию образовательного нигилизма», что образование перестает быть «опорой социальной жизни», вряд ли правомерны.

Наиболее последовательную критическую позицию заняли представители гуманистической психологии (К.Роджерс, А.Маслоу, Р.Мэй и др.). С одной стороны, они видели в школе «ту единственную в мире реальность, которая специально предназначена для детей и играет в их жизни чрезвычайно важную роль» 11 Глассер У. Школы без неудачников. - М.: Прогресс. - С.40.. С другой стороны, они считали господствующий тип обучения тоталитарным, поскольку все ученики выполняют предписанным образом одни и те же задания, учебные предметы, представляют науку как кодекс законов со сборником рецептов в придачу, а формы контроля по преимуществу оказываются репрессивными 22 См.: Гусинский Э.Н. Образование личности: Пособие для преподавателей. - М., 1994. - С.121.. Подобный тип обучения исследователи объясняли тем, что образование представляет собой преимущественно закрытую и замкнутую систему: она сама ставит перед собой конкретные цели и задачи; информация о происходящем в ней, «внутри» нее, сводится лишь к так называемым показателям успеваемости и дисциплинированности. Социализация в этом случае приходит в противоречие с индивидуализацией. Этот разрыв К. Роджерс связывал с «формирующим воспитанием», осуществляемым взрослыми. Оно приводит к тому, что ребенок оказывается в ситуации вынужденного выбора: или быть собой, или следовать «идеалам», предлагаемым взрослыми, и за это получать их одобрение и любовь. Поскольку вторая потребность оказывается сильнее, ребенок постепенно переориентируется на внешние требования, в угоду которым начинает негативно воспринимать себя. А потеря значимости собственного «Я» ведет к потере веры в будущий социальный успех и в возможность стать полезным членом общества.

Завершая анализ различных подходов к образованию как фактору социализации, важно отметить, что сторонники адаптивной концепции связывали стратегию его развития с социально-политическими и экономическими мерами, видя в образовании важный общественный институт. Представители развивающей концепции в большей мере обращали внимание на возможности самой образовательной системы, ее потенциалы. При этом для них образование не ограничивается институциональными рамками, а выступает как пространство, создающее условия для саморазвития личности.

Два обозначенных подхода вряд ли целесообразно противопоставлять друг другу. Лишь их взаимодополняемость создает предпосылки для развития образования как фактора социализации личности.

Агенты социализации.

Институты, группы и отдельных людей, которые оказывают значимое влияние на социализацию называют агентами социализации. На каждом этапе жизненного пути выделяются свои агенты социализации.

1. В младенческий период главными агентами социализации являются родители или люди постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком.

2. В период от трех до восьми лет количество агентов социализации быстро растет. Кроме родителей ими становятся друзья, воспитатели, другие люди окружающие ребенка. Кроме этого в процесс социализации включаются средства массовой информации. Особую роль среди них играет телевидение.

В ряде работ показано, что роль телевидения растет по мере роста ребенка, к 8-12 годам часто вытесняя влияние родителей и сверстников. Телевидение способствует формированию ценностных ориентаций, притязаний, ролевых моделей поведения.

3. Исключительно важным в процессе социализации является период от 13 до 19 лет. В этот период начинает формироваться отношение к противоположному полу, возрастает агрессивность, стремление к риску, независимости и самостоятельности. Важным в этот период является:

Изменение роли агентов социализации

Изменение в ценностных ориентациях, включая существование параллельных систем ценностей

Усиление восприимчивости к негативным оценкам окружающих

Несовпадением между уровнем социальных притязаний и низким социальным статусом

Противоречием между усилением ориентации на самостоятельность и усиливающейся зависимостью от родителей.

Как показали исследования, проведенные Леннардом на процесс социализации оказывает влияние форма коммуникации, принятая в семье: внутренняя и внешняя. Внешняя - направлена на развитие контактов и интересов к внешнему миру. Ориентация на обсуждение собственных проблем и ощущений - пример внутренней коммуникации. Леннард утверждал, что такой способ коммуникации сопровождается вторжением родителей и личную жизнь детей и препятствует развитию их самосознания.

3. Факторы социализации

Социализация личности протекает во взаимодействии с огромным количеством разнообразных условий, более или менее влияющих на его развитие. Эти условия принято называть факторами. Выделяют 4 группы факторов социализации :

- мегафакторы , к которым относят космос, планету, мир, и котрые в той или иной мере влияют на человека через другие группы факторов;

- макрофакторы – страна, этнос, общество, которые влияют на людей через две другие группы факторов;

- мезофакторы , условия социализации больших групп людей, выделяемых: по месту и типу поселения, по принадлежности к аудитории тех или иных СМИ, по принадлежности к тем или иным субкультурам. Влияют на социализацию как прямо, так и опосредовано, через четвертую группу факторов;

- микрофакторы – семья, соседи, микросоциум, группы сверстников, воспитательные, государственные, религиозные и общественные организации.

Факторы среды - это все то, что непосредственно и опосредованно воздействует на человека: семья, детский сад, школа, школьный коллек­тив, личность учителя, неформальные молодежные объединения, в ко­торые входит ребенок, средства массовой информации, книги и пр.

И. Бронфенбреннер выделяет четыре группы таких факторов, вли­яющих на социализацию человека. К ним относятся: микросреда - это то, что непосредственно окружает человека с самого рождения и оказывает наиболее существенное влияние на его развитие (она, в частности, включает: семью, родителей, условия жизни, игрушки, книги, которые он читает и пр.); мезосистема - складывающиеся вза­имоотношения между различными жизненными областями, опреде­ляющими и существенно влияющими на действенность воспитания (к ним относятся, например, школа и семья; объединения, в которые вхо­дят члены семьи; среда семьи и улицы, где дети проводят свое время и др.); экзосистема - это общественные институты, органы власти, административные учреждения и т.д. (они опосредованно влияют на социальное развитие и воспитание ребенка); макросистема - это нормы культуры и субкультуры, мировоззренческие и идеологичес­кие позиции, господствующие в обществе (она выступает норматив­ным регулятором воспитывающей системы человека в среде жизнеде­ятельности).

А.В. Мудрик выделяет три группы факторов, влияющих на социализа­цию человека. К ним относятся: макрофакторы - космос, планета, мир; мезофакторы - этнокультурные и региональные условия, тип поселения, средства массовой коммуникации; микрофакторы - ин­ституты социализации" (семья, дошкольные учреждения, школа, вуз, трудовой коллектив), религиозные организации, группа сверстников и субкультура.

Десоциализация - приставка, означающая уничтоже­ние, удаление чего-либо и социализация) - утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельности факторов (например, длительные болезнь, от­пуск, изоляция от естественной среды, сильная травма головы, дис­комфортные для этого человека условия самопроявления и др.) соци­ального опыта, отражающаяся на его самореализаций в среде жизнедеятельности. Основные причины десоциализации обусловле­ны различными факторами. Особое место принадлежит личностным, средовым и воспитательным факторам.

Личностные факторы характеризуются потенциалами и состояни­ем человека, сдерживающими проявление его активности в естествен­ной для него среде, самоограничениями либо сменой характера при­вычной для него деятельности, способствующей приобретению иного социального социального опыта. Состояние организма создает настроение, жела­ние и способность проявлять себя в определенной деятельности. Не­гативное (нездоровое) состояние сказывается на желаниях, интересах и способности проявлять естественную для человека активность.

Средовые факторы характеризуют нетипичные для данного человека ус­ловия, влияющие на его способность проявлять естественную актив­ность. К таким факторам относятся преимущественно: новизна обстановки; давление со стороны коллектива, группы, отдельной лич­ности.

Воспитательные факторы характеризуют результат или осо­бенности воспитательной деятельности, негативно сказывающиеся на самопроявлении человека. Такая воспитательная деятельность может формировать определенную активность, не соответствующую воз­можностям ребенка и сдерживающую его проявление в какой-либо обстановке, в присутствии определенных лиц.

Десоциализация может играть положительную или отрицатель­ную роль в жизни и социальном развитии ребенка. Положительная роль заключается в том, что она помогает человеку избавиться от не­гативного социального опыта; способствует приобретению нового опыта, расширению его социальных возможностей. Данный фактор активно используется в воспитании человека, в исправительной и перевоспитательной работе с ним.

Отрицательная (негативная) роль десоциализации заключается в том, что человек теряет накопленный позитивный социальный опыт, необходимый ему для естественной самореализации. Она негативно сказывается на профессиональной де­ятельности человека, на его самопроявлении в естественных для него условиях.

Ресоциализация (от лат. ге... - приставка, обозначающая повтор­ное, возобновляемое действие; противоположное, обратное действие или противодействие и социализация) - восстановление у человека утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жиз­недеятельности. На ресоциализацию и ее результаты также сущест­венно оказывают влияние различные факторы, в том числе личност­ные, средовые и воспитательные.

Между социализацией, десоциализацией и ресоциализацией суще­ствует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность. Этот фактор оказывает неоценимую помощь в воспитательной работе в процессе исправления и перевоспитания человека.

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный че­ловечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельнос­ти, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные со­циальные роли.

Роль - это жизнедеятельность человека в системе норм, определяющих его поведение, общение и отношения в данной социальной позиции. Социальная роль - поддерживание человеком определенного социального статуса в соответствии с потребностями повседневной жизни, профессиональной деятельностью, выполняемой функцией пр.

Выделяют различные виды социализации, в процессе которых ус­еиваются социальные роли. К основным из них относят: полоролевую, семейно-бытовую, профессионально-трудовую, субкультурно-групповую. Полоролевая социализация представляет собой освоение человеком опыта социального поведения в соответствии с его половой принадлежностью и проявлением его в повседневной жизни в зависимости от возраста и изменяющихся вместе с ним социального положения и роли в обществе (мальчик или девочка, невеста или жених, уж или жена, отец или мать и пр.). Семейно-бытовая роль - исполнение человеком социальной роли в соответствии с социальным но­шением в семье. Она проявляется в усвоении и проявлении опыта семейной жизни, укреплении семейных отношений, ведении хозяйства, воспитании детей. Профессионально-трудовая роль осуществляется на основе социального опыта выполнения человеком определенной профессиональной деятельности. Субкультурно-групповая роль - это социальная роль, которую он усвоил и которая своеобразно проявля-ется с учетом культуры среды, где он жил, учился, общался, трудился, каждый регион имеет социокультурные особенности поведения, общения, речи, что способствует формированию своеобразия социума, Субкультурно-групповая роль отличает людей различных регионов, национальной и религиозной принадлежности, социального окружу-жения, возраста, профессиональной деятельности ипр.

Овладение человеком той или иной социальной ролью происходит постепенно, в соответствии с его возрастом, средой жизнедеятельности. В процессе социализации он проходит определенные стадии, э тапы и ступени.

Существуют различные подходы к выделению этапов социализации, например, по характеру протекания: стихийный, относительно направляемый, социально контролируемый и самоуправляемый.

Основные ступени социализации человека: идентификация, инди­видуализация, персонализация.

Каждый человек в отдельности - индивид - это особый мир со своими возможностями и особенностями. Категория «индивид» (по отношению к человеку означает, что этот конкретный человек является единичным природным существом, представителем вида. Он - носитель индивидуального своеобразия в сообществе других людей. Термин «индивид» иногда употребляется как синоним индивидуальности. Идентификация (от лат. отождествлять) означает отождествление человека с кем-либо, чем-либо. 3. Фрейд (1856-1939) ввел это понятие и типы идентификации для характеристики процессов усвоения ребенком значимых для него образцов поведения:

а) первичная идентификация в младенчестве - примитивная форма эмоциональной привязанности ребенка к матери;

б) вторичная идентификация - проявление защитного механиз­ма. По Фрейду, маленький ребенок старается отождествлять себя с наиболее значимой для него личностью. Он копирует некоторые осо­бенности поведения таких лиц. Ребенок идентифицирует себя с лю­бимым человеком или с людьми, которых он ненавидит или которым завидует;

в) идентификация применительно к взрослому человеку связана с невротическим симптомом. Субъект из-за желания оказаться в положении объекта психологически вживается в его состояние, болезненно переживая его.

В процессе социализации происходит развитие особенностей кон­кретного человека, формируется индивидуальность. Это означает, что все то, что присуще этой личности, получает еще большее своеобра­зие, уникальность, обретает неповторимую самобытность.

Индивиду­альность означает особенное, самобытное, свойственное данному ин- дивиду природное и социальное своеобразие проявлений человека в мире своих способностей и стремлений, личностных отношений и жизненных смыслов. Наряду с индивидуализацией существует и деиндивидуализация - утрата самосознания ибоязнь оценки со стороны социального окружения. Она возникает в групповых ситуациях, в которых обеспечивается анонимность и не концентрируется внимание на отдельном ин- дивиде. Это имеет место при определенных условиях в общественных объединениях, в интернатных учреждениях, иногда в детсадовских и школьных группах. Подобное явление возникает при жесткой регла­ментации жизни и деятельности, администрировании, при активном и постоянном использовании авторитарной педагогики.

В процессе социализации происходит персонализация (от лат.- личность) - процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность (Петровский).

Имеет место и деперсонализация - как следствие отчуждения про­дукта труда от его создателя или присвоения плодов чужого труда (например, отделение архитектора от результатов его деятельности). Деперсонализация возможна не только как следствие приписывания себе чужих заслуг, но и как «трансляция» своих недостатков и ошибок кому-нибудь другому.

Личность - это конкретный человек, наделенный сознанием, ин­дивидуальностью, стожившийся в процессе социального развития. В широком традиционном смысле под ней понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В узком смысле личность, обладающая системным качеством, опреде­ляется включенностью в общественные отношения, формируемые в совместной деятельности и общении.

На социализацию человека значительное влияние оказывают на­следственные и врожденные особенности, факторы среды, личная роль в саморазвитии, самосовершенствовании.

Человек выступает как объект и субъект социализации. Как объ­екту, ему принадлежит значительная роль в процессе усвоения соци­ального опыта для развития и саморазвития. Она имеет осознаваемый (человек сам принимает решение, чем и как заниматься и что делать в интересах самосовершенствования) и неосознаваемый (человек под воздействием различных факторов включается в деятельность, кото­рая обусловливает его социальное развитие) характер. На начальном уровне развития человека (на ранних этапах его возраста) роль лич­ности в социализации выражается в естественной активности ребенка в самопроявлении. В дальнейшем с развитием сознания возрастает значение направленной активности человека в деятельности, обще­нии, в работе над собой по самосовершенствованию. Факторы, обу­словливающие самопроявление личности на различных возрастных эта­пах, - это игра, учение, общение, профессиональная деятельность.

Смелзер определяет образование как формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания. Образовательные учреждения являются агентами социализации. В этом аспекте образовательный учреждения способствуют развитию конформизма.

Образование способствует социальным изменениям благодаря подготовке людей к внедрению новых технологий и переоценкой существующих знаний. Ряд авторов подчеркивает, что образование выполняет функции социального контроля. Образование способствует распределению людей в обществе по социальным статусам в соответствии со способностью к обучению. Таким образом, образование является также частью механизма социальной мобильности.

Образование имеет практическое и символическое значение. Практическое значение образования отражается в конкретных знаниях, навыках и умениях, символическое - в общественном престиже образования, его влиянии на процессы восходящей мобильности.

Исключительно важным агентом социализации является школа. В школе вырабатывают представление об общественных ценностях. Смелзер отмечает, что американские школьники заучивают наизусть клятву верности, еще не понимая ее содержания, идеи патриотизма внушаются им еще до того, как они смогут подвергнуть их сомнению. Таким образом, осуществляется воспитание будущих благоразумных граждан. В школе дети впервые учатся работать в коллективе, соотносить свои потребности с интересами других детей, вырабатывают навыки подчинения старшим по статусу, даже если эти “старшие” их товарищи. Таким образом, как отмечает Парелиус, школа есть общество в миниатюре.

Выделяют следующие типы образования, оказывающие разное влияние на социализации индивидов: массовое и элитарное, государственное и частное, централизованное и децентрализованное, техническое и общее. Кроме того, внутри учебных заведений на формирование личности учащихся, их отношение к обучению и успеваемость оказывают влияние группы сверстников.